Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Рахматуллина, Зиля Нурмухаметовна

  • Рахматуллина, Зиля Нурмухаметовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 146
Рахматуллина, Зиля Нурмухаметовна. Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2001. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рахматуллина, Зиля Нурмухаметовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА.п

§ 1. Исторжо-ФилосоФСкий АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «МЕНТАЛИТЕТ» И

МЕНТАЛЬНОСТЬ».

§ 2. ОТРАЖЕНИЕ МЕНТАЛИТЕТА В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.

ГЛАВА И. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА БАШКИРСКОГО НАРОДА.

§ 1. ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНО - БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ.

§ 2. САМОБЫТНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.бз

§ 3. ДОИСЛАМСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ИСЛАМ.

ГЛАВА П1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНТАЛЬНОСТИ БАШКИРСКОГО НАРОДА.

§ 1. СВОБОДОЛЮБИЕ.8?

§ 2. СТРЕМЛЕНИЕ К СПРАВЕДЛИВОСТИ.

§ 3. ВОИНСТВЕННОСТЬ.

§ 4. ГОСТЕПРИИМСТВО И ЩЕДРОСТЬ.юз

§5. СКРОМНОСТЬ.

§ 6. БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ И БЕСПЕЧНОСТЬ.1 ы

§ 7. СТРЕМЛЕНИЕ К РАВЕНСТВУ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности формирования и основные черты менталитета башкирского народа»

Актуальность темы исследования может быть определена следующими обстоятельствами и причинами: в эпоху кризиса современной культуры ведется активный поиск мировоззренческих основ жизни, на которых человек выстраивает свое индивидуальное бытие.

Объективная тенденция современной эпохи - в интернационализации материальных и духовных ценностей. Для малочисленных народов происходящее неизбежно чревато аккультурацией, утратой этнокультурного обличья.

С другой стороны, XX век ознаменовался не только объединением Европы, расширением международных связей, но и распадом многонациональных государств, межэтническими конфликтами, войнами, которые в очередной раз опровергли миф о едином сознании человечества.

В ситуации крушения нравственных, политических, экономических идеалов и перед российским человеком остро встала проблема личного выбора, который, скорее всего, не может и не должен состояться вне выбора его народа. Неопределенность переломного момента побуждает народы к более четкому осознанию своего места и роли в истории, к определению направлений дальнейшего национального развития. Неотъемлемыми сторонами духовного обновления народов выступают шаги к становлению нового гражданского общества, их стремления к саморазвитию, к исторической правде.

В психологии, социологии, культурологии, этнологии, философии существуют десятки дефиниций таких понятий как «психический склад», «национальный характер», «образ жизни», «специфика сознания», «менталитет» и др., однако до сих пор они не позволяют полностью и всесторонне охарактеризовать данное духовное образование, все еще недостаточно определенно разработан концептуальный аппарат и методология исследований.

Ментальные структуры, влияющие буквально на все сферы общественной и индивидуальной жизни людей, требуют глубокого философского осмысления. Во-первых, менталитет народа, подобно социально-экономическим механизмам, является одним из факторов несвободы человека от собственного сознания, который, безусловно, влияет на ход исторических процессов и реформ, что сегодня особенно актуально для российского общества. Во-вторых, это дает возможность не только постичь собственную сущность, узнать свою историю, культуру, но и понять их во внутренних основаниях. В-третьих, осмысление менталитета во всем богатстве его проявления базируется на широком фундаменте интеграции многих видов знания: этнографии, истории, социологии, языкознания, педагогики, литературы, философии. В социально-философском анализе они приобретают новое звучание, создают научную базу для прогнозирования исторического развития народов в различных видах деятельности.

Изучение проблемы менталитета в практической жизни позволит решить ряд важных задач при становлении нового человека, улучшить разностороннюю деятельность социальных институтов, частично снять барьер непонимания между представителями разных социокультурных общностей, освободиться от негативных этностереотипов, воспитать толерантность мышления по отношению к другим культурам и народам, обогатиться их духовным опытом.

Степень научной разработанности проблемы. В новое время одним из основоположников географического детерминизма явился французский просветитель Ш.Монтескье, который пользовался понятием «дух народа». Историки школы «Анналов» /М. Блок, Л. Февр, Ж. Ле Гофф/ обратились к источникам, которым раньше не придавали значения: на повседневный быт, обыденное сознание людей, на их типичные схемы мышления, поведения и оценки. Учения немецких философов: И.Гердера, Г.Гегеля, И.Г.Фихте стали основой для возникновения первых теорий нации. На наш взгляд, зарождением самостоятельной науки в данной области мы обязаны немецким ученым М.Лацарусу, Г.Штейнталю и В.Вундту.

В отечественной философской традиции тема «русской идеи», «нацио-напьного характера» широко обсуждалась. П.Я.Чаадаев, П.Сорокин, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, А.С.Хомяков, Ф.М.Достоевский,

Н.Я.Данилевский, Н.О.Лосский - вот данеко неполный перечень имен, посвятивших свои труды данной проблематике.

В XIX века французские ученые - Г.Лебон, А.Фулье, представители австромарксизма: О.Бауэр, К.Шпрингер пытались объяснить суш;ность наций, исходя из биологических и психологических предпосылок.

В XX веке, опираясь на идеи З.Фрейда, впоследствии К.Юнга, американские исследователи: Ф.Боас, А.Кардинер, Р.Бенедикт, А.Инкелес, Р. Лин-тон, М.Мид, М.Коул, С.Скрионер разрабатывали теорию «культура и личность». Известные лингвисты - Э.Сепир, Б.Уорф, исследователи первобытных культур - Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс создали целые направления в данцой науке. Крупнейшие мыслители современности, занимавшиеся вопросами философии истории, культуры - К.Ясперс, О.Шпенглер, А.Тойнби внесли весомый вклад в изучение проблем этнологии и менталитета.

Несмотря на идеологический пресс, советские 5Д1еные, преимуш;ест-венно в области психологии: Д.Н.Узнадзе, Г.Г.Шпет, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн оставили ряд интересных работ, посвященных психике личности как социально-обусловленному фет-ч и о номену. В той или иной степени, в историческом, культурологическом, политическом, философском аспектах были раскрыты темы межкультурных и национальных различий в трудах Ю.В.Бромлея, И.С.Кона, П.М.Рогачева, М.А.Свердлина, С.Т.Калтахчяна, Ю.М.Лотмана, А.Я.Гуревича, М.К. Мамар-дашвили и др.

В постсоветскую эпоху появилось много работ, и сугубо теоретических, и основанных на эмпирических данных, авторы которых затрагивают различные аспекты этносоциальных проблем российского общества, в том числе и менталитета, среди которых можно назвать имена Р.Г.Абдулатипова, А. Абдурахманова, А.НАвдонина, В.САгеева, Г.ВАкопова, СААрутюнова, Ю.ВЛрутюняна, В.Х.Болотокова, В.Н.Бондаренко,АА.Валькова, Ю.Р.Гана, Г.Г.Гачева, Г.Гусейнова, А.Н.Дмитриева, Г.Н.Дрепа, Л.М.Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, Р.Р.Каримова, В.И.Курашова, А.М.Кулаги, А.П.Огурцова, И.К.Пантина, А.С.Панарина, С.М.Поздяевой, Р.В.Пименова, E.H. Резникова,

A. Л.Свеницкого, Н.В.Силкиной, З.В.Сикевич, Т.Г.Стефаненко, В.К. Трофимова, Н.Ф.Шарова, В.А.Шкуратова, Т.А.Чичкановой и многих других. Несмотря на обилие академических и публицистических изданий, исследование ментальных структур остается неполным и «мозаичным».

Обзор имеющейся литературы по проблеме башкирского менталитета, свидетельствует о том, что на сегодняшний день не существует специальных работ, посвященных данной тематике, охватывающих ее в целостности. Эта область исследований является еще малоразработанной и недостаточно теоретически освещенной.

Первые этнографические описания башкир оставили древние путешественники, побывавшие на территории Башкирии в X-XIX вв.: Ибн-Фадлан, Юлиан, Плано-Карпини и др.

После присоединения к Русскому государству о своеобразии нрава башкир писали такие исследователи, как П.И.Рычков, И.И.Лепехин, П.С. Паллас, И.Г.Георги, И.П.Фальк. В XVIII веке Башкирией стали интересоваться крупнейшие представители русской словесности - A.C. Пушкин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, М.Е.Салтыков-ХЦедрин, Г.И.Успенский, А.П. Чехов, Л.Н.Толстой, М.Горький и др.

Материалы из этносоциальной эмпирической действительности XIX в. были собраны следующими дореволюционными исследователями:

B. А.Арнольдовым, М.Баишевым, В.Н.Витеевским, М.В.Лоссиевским, Ф.Д.Нефедовым, Д.Н.Никольским, Н.В.Ремезовым, В.М.Флоринским,

В.М.Черемшанским, В.Г.Юлуевым и др. Данные работы, несмотря бессистемность и отрывочность сведений, на подверженность европоцентризму, содержат ценную информацию об образе жизни, нраве башкир.

Особое место среди рукописных памятников 18-19 века занимают башкирские шежере - родословные, передаваемые из поколения в поколение, содержащие не только запись генеалогического древа, но и различные события, исторические предания и легенды.

В произведениях башкирских суфиев 19 века: Т.Ялсыгулова, Ш.Заки, А.Каргалы, Г.Салихова, Г.Сокроя и др. наряду с вопросами мусульманской теологии исследуются социальные проблемы, связанные с нравственно-этическим состоянием общества.

На рубеже 19-20 вв. творческая деятельность просветителей: Р. Фах-ретдинова, М.Акмуллы, М.Уметбаева была направлена на создание программы духовного выживания и самосохранения башкирского народа.

История и культура тюркских народов, конкретно-исторические свойства интеллектуальной культуры Башкирии 20-х годов XX века широко представлены в творчестве А.З.Валиди.

Известный фольклорист М.Бурангулов в своих исследованиях сумел выразить самобытность эстетических принципов народа и лучшие традиции башкирских сэсэнов.

Из литературы, изданной в советский период, безусловно, следует выделить монографию Б.Х.Юлдашбаева «История формирования башкирской нации», где довольно подробно рассматривается психический склад народа.

Философско-эстетико-этическое содержание башкирского фольклора освещается в работах Д.Ж.Валеева, имеется также ряд его исследований, посвященных этноэтикету и этнопсихологическим чертам народа.

Отдельные философские аспекты данной проблематики решаются в трудах А.Р.Абдуллина, Д.М.Азаматова, А.Х.Давлеткулова, З.Р Валеевой, З.Я. Рахматуллиной, Г.Г.Салихова, Р.Г.Шарипова, Л.Р.Хасановой и др.

В исследованиях современных башкирских историков, этнографов, социологов, литературоведов, фольклористов в той или иной степени затрагиваются вопросы, раскрывающие историко-этнографические, художественно-эстетические, социологические аспекты становления менталитета народа: И.Г.Акманова, А.З.Асфандиярова, Р.Н.Баимова, Р.Т.Бикбаева, КАхметьянова, Р.М.Валиахметова, Д.М.Гилязитдинова, Р.И.Ирназарова, ЛА.Иткуловой, Д.Г.Киекбаева, Ф.Т.Кузбекова. Р.Г.Кузеева, Г.С.Кунафина, НА.Мажитова, А.С.Мирдабалеевой, Р.Т.Насибуллина, ФА. Надршиной, Ф.Ф.Шаяхметова, З.Г.Ураксина, Р.М.Тухватуллина, А.И. Харисова, А.Б.Юнусовой, Р.З.Янгузина, А.Г.Янбухтиной и др.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступает духовная жизнь башкирского народа. Предметом исследования является менталитет башкир, рассматриваемый сквозь призму произведений народного творчества и современной башкирской литературы.

Целью данной работы является философский анализ особенностей формирования и основных черт менталитета башкир сквозь призму произведений башкирского народного творчества и современной башкирской литературы. Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи: Дать определение менталитета народа; • выявить основные элементы понятия «менталитет»; установить систему ценностей, исторически лежащей в основе менталитета башкир; выделить сущностные черты менталитета башкир; обосновать основания, причины возникновения, развития особенностей менталитета башкирского народа;

Методологической основой исследования является концепция установки Узнадзе, позволяющая выходить на дорефлексивные уровни, социокультурный подход. В работе также использованы элементы системного, диалектического, цивилизационного подхода, сравнительного анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретической основой и источниками исследования явились произведения Платона, Г.В.Гегеля, Г.Гейне, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Н.А.Бердяева, К.Г.Юнга, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, Х.Ортеги-и-Гассета, В.Виндельбанда, М.Коула, С.Скрибнера, Г.Телленбаха, Т.Хойрупа. В работе были использованы концептуальные идеи и положения отечественных исследователей: Д.Н.Узнадзе, Л.Н.Гумилева, Г.Г.Шпета, М.К.Мамардашвили, Д.А.Кикнадзе, А.Г.Баиндурашвили, И.А.Ильина, А.Я.Гуревича, А.Ф.Лосева, И.С.Кона, Ю.В.Бромлея, А.Н.Чанышева, А.В.Семушкина. Из авторов работ постсоветского периода необходимо отметить Г.Д.Гачева, Ч.Т.Айтматова, З.В.Сикевич, В.К. Трофимова, Т.Г.Стефаненко, Г.Н.Дрепа, А.Абдурахманова, А.Н.Дмитриева, Г.К.Шелабаевой, В.Х.Болотникова, Л.М.Кумыкова, О.Г.Усенко, Б.Н.Путилова, В.Н.Басилова. Различные аспекты проблемы менталитета предполагали обраш;ение к трудам республиканских исследователей:

A. Р.Абдуллина, А.Н.Авдонина, Д.М.Азаматова, Д.Ж.Валеева, Б.С.Галимова, Ю.Р.Гана, С.М.Поздяевой.

Ценная этнографическая информация содержится в работах Ф.Д.Нефедова, Д.Н.Никольского, С.И.Руденко, С.Г.Рыбакова,

B. М.Черемшанского, Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина-Сибиряка, П.Добротворского, Д.А.Амирова, К.С.Симонова, И.П.Эренбурга.

Среди исторических, культурологических, литературоведческих и других произведений особое место занимают труды И.Г.Акманова, Р.Н.Баимова, Р.Бикбаева, Н.В.Бикбулатова, С.С.Парсамова, А.И.Харисова, А.Б.Юнусовой, А.Г.Янбухтиной. Источниковедческую базу исследования составили башкирские эпосы «Урал батыр», «Акбузат», башкирские народные пословицы и поговорки, повесть- эссе М.Карима «Долгое - долгое детство» и роман Д.Киекбаева «Родные и знакомые».

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем сделана попытка целостного философского осмысления менталитета башкир, исходя из его литературного творчества. Полученные результаты можно сформулировать в виде следующих положений: дано определение менталитета народа как целостной духовной установки, т.е. предварительного условия существования содержания сознаний, ориентирующего последнее на определенную модель мира и определенное понимание человека; " выявлены основные составляющие менталитета народа: метафизическая, социальная, психологическая; установлены изначальные духовные установки и тенденции развития башкирского менталитета народа, которые базируются на следующих ценностях:

- свобода, поставленная выше всякого другого блага,

- примат чувственного над рациональным,

- стремление к справедливости и равенству выделены наиболее характерные черты ментальности башкирского народа: гостеприимство, щедрость, воинственность, безмятежность, скромность, простота, терпимость, гордость, прямолинейность, стремление к соревновательности, обоснованы основания, причины возникновения, развития особенностей менталитета башкирского народа:

- окружающая природа,

- кочевой образ жизни,

- самобытность национального мышления,

- доисламские религиозные верования и ислам.

Научно-теоретическая и практическая ценность работы состоит в том, исследование структуры и ценностной системы менталитета позволит глубже проникнуть в духовные проблемы современного российского обще

11 ства, поможет создать научную базу для прогнозирования исторических процессов.

Апробация научных результатов диссертации. Основные положения и выводы настоящего исследования докладывались на Втором Российском философском конгрессе (г. Екатеринбург, 7-11 июня 1999 г.). Международной научной конференции «Основания XXI века. Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий» (г. Уфа, 29-30 мая 2001 г.)

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Рахматуллина, Зиля Нурмухаметовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Попытка целостного социально-философского осмысления и анализа произведений башкирского народного творчества и современных писателей привела нас к выводу, что изначальные духовные установки и тенденции развития менталитета башкирского народа базировались на таких ценностях, как: свобода, поставленная выше всякого другого блага; примат чувственного начала над рациональным; стремление к справедливости.

Однако из них доминирующую роль играла все же свобода, которая стала ключевым понятием в картине мира башкир.

Вековыми усилиями духа, самим фактом эмпирического существования башкиры доказывали себе и другим естественную жизненную потребность и необходимость свободы, с ее утратой все остальное теряло смысл и значимость.

Для автора очевидно, что башкиры, в основном, действуют, исходя из переживаемых чувств, мало считаясь с личными интересами и потребностями, что является настоятельным желанием его души и нравственного сознания.

Наличные условия бытия формируют мировоззрение как единство мироощущения и мировосприятия народа, а отсюда - типичная схема поведения, мышления и оценки. Башкиры как этнос преимущественно сформировались в степной зоне, здесь, что бы не совершил человек, все находится в поле зрения других. Солгав или убив кого-то, нет возможности избежать наказания. Условия существования серьезно повлияли также на становление национальной этики, ментальных структур народа, поэтому у башкир развилось повышенное чувство справедливости.

В работе доказано, что вышеперечисленные установки сознания башкир скорее носят архетипический характер, чем нормативный. Из них вытекают следующие сущностные характеристики менталитета башкир: философичность, поэтичность мышления, гостеприимство и храбрость, безмятежность, простота, скромность, терпимость, гордость, обостренное чувство справедливости и соревновательности. Основополагающей ценностью башкирской ментальности является гуманизм, именно эта идея проходит через всю ось культуры народа. Мы можем всех их обозначить как господствующий тип мироотношения в данной национальной картине мира. Нельзя не проследить в столь различных качествах менталитета нечто общее, объединяющее их в одну цельную картину мира. Это, на наш взгляд, неслучайный набор характеристик, вероятно, единственно возможный и верный для данного менталитета, где любая другая форма чуть ли не исключается.

Рационализм разрушает онтологический статус свободы, поэтому она противоречит прагматизму. Мужество - проявление свободы выбора, возможность действовать на свой страх и риск, наперекор судьбе и обстоятельствам, из этого негативизма исходит упрямство характера башкира. Для него цена свободы никогда не была слишком высокой, он знал о том, что надо постоянно бороться за нее, так как свобода не существует как завоеванное раз и навсегда. Он был максималистом в отстаивании идеи свободы, как непримиримый враг любого компромисса стал ее верным заложником.

Скромность как жизненная философия отразилась в сущности существования народа: в устройстве быта, в отношении к труду и к материальным благам.

Щедрость башкир есть также отражение их свободы, так как она включает в себя и власть над вещами - способность легко отдавать их.

Материальные ценности не очень привлекали башкир, они никогда открыто не стремились к росту благосостояния, к внешним успехам, поэтому они склонны больше размышлять над трансцендентными вопросами своего

133 бытия, чем над эмпирическими; их мысль направлена на собственный внутренний мир, чем на мир внешних объектов.

Безмятежность и беспечность башкира - это форма ничем не омраченного состояния духа и ничем не ограниченной свободы.

Прагматичный мир слабо повлиял на развитие и рост коммерческих талантов башкира, так и не появилось у него чувство собственной выгоды и неприкрытого индивидуализма.

Поэзия и философия - одновременно сила и слабость башкирского миросозерцания, этим оно отличается выгодно и невыгодно от других ментали-тетов, в этом его трагедия и судьба.

Культ свободы всегда был присущ башкирской ментальности. Безусловно, время и исторические испытания внесли в нее серьезные коррективы, притязания на свободу за всю историческую судьбу претерпели значительные изменения, тем не менее, можно говорить о некоем диапазоне свободы, на которую активно претендовал башкирский народ.

Резкая смена кочевого образа жизни, период кантонного управления, тоталитарный советский режим, эпоха застоя деструктивно повлияли на дух народа, именно совокупное действие всех данных факторов сформировало менталитет современного башкира, выковало особый характер, который определил его настоящее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рахматуллина, Зиля Нурмухаметовна, 2001 год

1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни./ пер.с итальянск. СПб.: Алетейя, 1997,-310 С.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.:Мысль, 1991,-169 С.

3. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991, -222С.

4. Абдуллин А.Р. Культура и символ. Уфа: Гилем, 1999, С.99.

5. Абдурахманов А. Диалектика преемственности в развитии духовной культуры социанистических наций. Ташкент: Фан, 1990, С. 142.

6. Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1971, 23ОС.

7. Аверкиева Ю.П. Индейское кочевое общество ХУ111-Х1Хвв.М.:Наука, 1970,-176 С.

8. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979, -288 С.

9. Авдонин А.Н., Ган Ю.Р. О парадигмальной структуре ментальности / Сб. философия, наука и техника в свете новой культуры парадигмы. Уфа: УГАТУ, 1997, С.7.

10. Ю.Азаматов Д.М. Просветительско-демократическая мысль и распространение марксизма в Башкирии. Саратов: Сар.ГУ, 1984, -188 С.

11. ГАзаматов Д.М., Вильданов А.Х. Философия// Ватандаш, 1996, №3 С.85.

12. Айтматов Ч.Повести. М.: Молод. Гвардия, 1982, С.433 434.

13. Акманов И.Г. Башкирские восстания:ХУП нач. ХУШББ. Уфа: Китай, -224 С.

14. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского Государства XVII в первой половине ХУШвека. Свердловск: Ур.ГУ, 1991, -153 С.

15. З.Акопов Г.В, Российское сознание: историко-психологические очерки. Самара: Сам. ГПУ, 1999, -74 С.

16. Актуальные проблемы истории и этнографии Башкортостана: прошлое, и современность / Сб. научн. Статей. Уфа: Баш.ГУ,1993, Вьш.2, -136 С.

17. Американский характер. Очерки культуры США. М.: Наука, 1998, -412 С.

18. Амиров Д.Г. Башкиры. Стерлитамак: 1922, С.8.

19. Арутюнян Ю.В., Юробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология.М.: Аспект Пресс, 1998, -271 С.

20. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Вопросы философии, 1996, № 12.

21. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. (XVIII- первая половина XIX века). Уфа: Китап, 1997, -104 С.

22. Баимов Р. Истоки и устья Заметки о башкирской литературе. Уфа: Китап, 1993, С. 123.

23. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: анализ зарубежных концепций. Казань. Ка-зан.ГУ, 1991,- 1480.

24. Басилов Р.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1990, С.92.

25. Баткин Я.М.Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мысли. М.: Наука, 1978,-198 0.

26. Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Т. 7. /Пер. с башк., сое. Ф.Надршина, Уфа: Китап, 1993, С. 26, 120.

27. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Т. 2. /Пер. с башк. сост. Ф. Надршина, Уфа, Башкнижиздат ,1987, С. 343.

28. Башкирское народное творчество. Эпос. Т. I. /Пер. с башк., сост. М.М. Са-гитов, Уфа, Башкнижиздат, 1987, С. 124-129.

29. Башкирский народный героический эпос /сост. Киреева А.Н. Уфа. Башкнижиздат, 1970, -304 С.

30. Башкирский народный эпос /сост. А.С.Мирдабалева , М.: Наука, 1977.31 .Башкирия в русской литературе. В 6-ти т. / сост. М.Г. Рахимкулов, Уфа, Башкнижиздат, 1989.

31. Башкортостан и башкиры в зеркане статистики /сост. Мурзабулатов М.В., Уфа, У Щ РАН, 1995, С. 69.

32. Белов Г.А. Путь мужества и славы. Уфа: Башкнижиздат, 1978, С. 194.

33. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства, М.: Искусство, 1994, С. 150.

34. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990, -346 С,

35. Бикбаев Р. Эволюция современной башкирской поэзии. М.: Наука, 1991, С. 104.

36. Бикбулатов И.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. Уфа: УНЦ РАН, 1995,-34 С.

37. Болотников В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос, 1998,С.183.

38. Бондаренко В.П. О народе, этносе, нации /В кн. Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа: БашГУ, 1999.

39. Бромлей Ю.А. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983, 412 С.

40. Бромлей Ю.А. Этносоциальные процессы, теория, история, современность. М.: Наука, 1987, С. 14.

41. Валеев Д.Ж, Очерки истории отечественной мысли Башкортостана, Уфа: Китай, 1995, -224С,

42. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башкнижиздат, 1989, С. 224.

43. Валеев Д.Ж. Философские идеи в башкирской культуре //Ватандаш, 1997, №6, С. 189.

44. Валиди 3. Воспоминания. Борьба народов Туркестана и других мусульман -тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Уфа: Китай, 1994, 400 С.

45. Вальков A.A. Идея нации: социапьно-философское понимание /Диссер. док.филос. наук, Уфа: Баш.ГУ, 2000.

46. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993, С. 21.

47. Гадамер Г. Истина и метод: основы философской герменевтики./ пер.с нем. М.: Прогресс, 1988, -704 С.

48. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991, -367 С.

49. Галимов B.C. Принципы развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Сар.ГУ. 1981, -246 С.

50. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. Писатель, 1988.

51. Гачев Г.Д. Образы русской художественной культуры. М.: Искусство, 1981,-246 С.

52. Гегель Г. Работы разных лет. Т.2, М.: Мысль, 1971,С. 205.

53. Гегель Г. Система наук. Феноменология духа. Ч.: 1, Т. 4, М.: Соцэкгиз, 1959, 440С.

54. Гейне Г. К истории религии и философии Германии. М.: Прогресс, 1994, С.43.

55. Гердер И.Г. Избранные сочинения. М-Л.: Политиздат, 1959, -392 С.57. гилязитдинов Дж. М. Суверенитет этноса //Вестник БашГУ, 1996, № 3.

56. Голыгина К.И. Великий предел: китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.) . М.: Вост. литер, 1995, -364С.

57. Грюненбаум Г.Э. Классический ислам. М.: Наука, 1988, -216 С.

58. Гумилев Л.Н. Этногенезис и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990,15 С.

59. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. СПб,6 Тайм-Аут-Компасс, 1993, -212 С.

60. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972, С. 7-16.

61. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989, -366 С.

62. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995, -350 С.

63. Давлеткулов А.Х. Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир. Автореф. диссерт. докт. филос. наук, Уфа: Баш.ГУ, 2000, -40 С.

64. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991, -573 С.

65. Добротворский П.В. В глуши Башкирии. Уфа: Башкнижиздат,1989, С.24.

66. Дружинин В. Психология семьи. М.: КПП, 1996, С. 120.

67. Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения //Межвуз.науч. СБ., Уфа: Баш.ГУ, 1994, -206 С.

68. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.:Канон, 1995,-3490.

69. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. 551 С.

70. Из истории традиционной китайской идеологии. М.: Наука, 1984, -296С.

71. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991, -462 С.

72. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Республика, С.57.

73. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва, 1995, № 1-6.

74. Ислаев Ф.Г.Православные миссионеры в Поволжье. Казань: Таткнижиз-дат, 1999, -128 С.

75. Ислам. Энциклопедический словарь /сост. Г.В.Милославский, Ю.А. Пет-росян, М.Б.Пиотровкий, М.: Наука, 1991, -315 С.

76. Калтахчян СТ. Марксиско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983, -367 С.

77. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990, -415 С.

78. Кант И. Основы метафизики нравственности. СПб.: Наука, 1955, -52 С.

79. Карим М. Долгое-долгое детство. М.: Детская литература; 1989, -208 С.

80. Карим М. Мое отношение к духовности //Сб.Синектика духовности. Традиционные и нетрадиционные подходы. Уфа: Баш.ГУ.,1994, С60.

81. Киреев А.Н. Башкирский народный творческий эпос. Уфа: Башкнижиздат, 1970,-304 С.

82. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М.: Мысль, 1982, СЗЗ.

83. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности ментальности древних греков. //Вопросы философии, 1996, № 2.

84. Коран /Пер. с араб. Т.О. Саблухова. М.: Миф, 1991, -1169 С

85. Киекбаев Д. Родные и знакомые. М.: Современник, 1985.

86. Кон И.С Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987, -348 С.

87. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984, 335 С.

88. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977, -262 С

89. Краткий философский словарь /под ред. А.П. Алексеева, М.: Проспект, 1998, С275.

90. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этический состав, история расселения. М.: Наука, 1974, -571 С.

91. Кузеев Р.Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демократического обновления. Уфа, Знание, 1990, -60 С.

92. Кульшарипова Э.М. Человек и пространство: специфика пространственно -временных представлений кочевников //Ядкяр, 1995, № 2, С. 20.

93. Культура, человек, картина мира /отв. ред Арнольдов А.И. М.: Наука, 1987, С.286.

94. Культурология: XX в. Энциклопедия. Т.2, СПб.: Универсальная книга, 447С.

95. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа: Баш.ГУ, -316 С.

96. Курашов В.И. Нация в общечеловеческом и российском измерениях. Казань: КГТУ,1999, -84 С.

97. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990,-108 С.

98. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат., М.: Республика, 1993, -383 С.

99. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1997, С.20.

100. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994, С 34.

101. Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода: сочинения с очерком жизни и деятельности автора. М.: Синодальная типография, 1897, -231 С.

102. Леонтьева А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2, М.: Педагогика, 1983, -320 С.

103. Лоней Д. Эти странные испанцы. / Пер. с англ., М.: Эгмонт, 1999, -72 С.

104. Лосев А.Ф. История античной классики. Т. 1. М.: Искусство, 1963, С.90.

105. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа. М.: Сов. Писатель, 1990, -318 С.

106. Лукьянов A.B. Философия, предвидения, духовность. Уфа: БашГУ, 1993,-108 С.

107. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI в /Материалы научно-практической конференции, Уфа: БашГУ, -206С.

108. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./ под ред. С.А.Токарев, М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

109. Насыров И.Ф. Вопросы гносеологии в западной классической и арабо-мусульманской философии. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000, -198 С.

110. Никольский Д.П. Башкиры. СПб.:Типогр. П.П.Сойкина, 1899, С. 69126.

111. Ницще Ф. Странник и его тень. Т.2. М.: REAL-BOOK, 1994, С.291.

112. Ницще Ф. Сочинения. Т.2 М.: Рипол классик, 1998, -72 С.

113. Новый философский словарь /сост. А.А.Гриданов, Минск: Издатель В.М. Скакун, 1998, -896 С.

114. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск; Мордов. ун-т, 1992, 147 С.

115. Очерки по культуре народов Башкортостана /сост. В.Л.Бенин, Уфа: Китай, 1994, -160 С.

116. Панова В., Вахтин Ю. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991, С.21.

117. Парсамов С.С. К вопросу об отражении мифологических воззрений в башкирском народном эпосе «Урал батыр» //Сб. Фольклор народов РСФСР, Уфа: Баш.ГУ 1982, С.83.

118. Платон. Собрание сочинений. Т.2, М.: Мысль, 1970, С.217.

119. Поздяева СМ. Российское общество в условиях модернизации. Уфа: Баш.ГУ, 1998, СЮ.

120. Политологический энциклопедический словарь. М.: Изд-во Московск. коммерческ. унив-та, 1993, С.88.

121. Понятие судьбы в контексте разных культур /отв. ред. Н.Д.Арютюнова, М.: Наука, 1994, -319 С.

122. Пугачев О.С. Идея бессмертия в русской религиозной философии. Конец XIX начало XX века. Пенза.: Пензенск. ГСА., 1996, -267 С.

123. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика. М.: Восточн.литература, 1997, С.45.

124. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988, -223 С.

125. Пучинская А. Демоны правого полушария // Человек, 1997, № 1. С. 34.

126. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: Ленингр. ун-т, 1955, -552 С.

127. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ) Уфа: БашГУ, 2000. -304 С.

128. Ремарк Э.М. Три товарища. М.: АО Вита-центр, 1992, С. 194.

129. Руденко СИ. Башкиры: опыт этнографической монологии. Л.: Гос. Ти-погр. И.Федорова, 1925, С.25.

130. Рыбаков СГ. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб.: Типог.импер.акад. наук, 1894, С.26-291.

131. Рыбаков СП. Очерк быта и современного состояния инородцев Урала // Наблюдатель, 1895, № 8, С. 295.

132. Салихов Г.Г. Картина мира в башкирском фольклоре. Автореф. канд. фил. наук, Уфа: БашГУ, 1992, -17 С.

133. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М.: МГУ, 1987, -301 С.

134. Семушкин A.B. У истоков европейской национальности. М.: Интер-пракс, 1996, С. 26.

135. Сикевич З.Б. Социология и психология национальных отношений. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999, С20.

136. Сикевич З.Б. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996, -208 С.

137. Сикевич З.Б. Национальный характер русских // Вестник МГУ, 1992, №3.

138. Ситарам К.С., Кодгелл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации //Человек, 1992, №2-5.

139. Словарь по этике /под ред. И.С.Кона, М.: Политиздат, 1981.

140. Степун Ф.А. Дух, лицо, и стиль русской культуры //Вопросы философии, 1997, № 1.

141. Стефаненко Т. Этнопсихология / Учебник нос. М.: Академ. Проект, 1999,-320 С.

142. Сулейманов Р. Жемчужина народного творчества Урала. Уфа: Китай, 1995, -248 С.

143. Сюкияйнен Л.В. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986, -311 С.

144. Тейяр Де Шарден. Божественная среда. М.: Ренесанс, 1992, -311 С.

145. Трофимов В.К. Душа русского народа. Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998, С. 34-36.

146. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа: БашГУ, 1997, -258 С.

147. Файзуллин Ф.С. Нация и межнациональные отношения. Новосибирск: Наука, 1994,-162 С.

148. Философия духовности, образования, религии /Материалы И Российского конгресса" XXI век: Будущее России в философском измерении. Ч. 1, Т.4, Екатеринбург: УрГУ. 1999, -252 С.

149. Философия и проблемы человека /Материалы I Российского философского конгресса. Т. 7, СПб. Ун-т, 1997, -491 С.

150. Философский словарь /под ред. И. А. Фролова, М.: Политиздат, 1991, -559 С.

151. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: БашГУ, 992, -222 С.

152. Фол С. Эти странные американцы. /Пер. с англ. М.: Эгмонт, 1999, -72С.

153. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990, -272 С.

154. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992, -430 С.

155. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986, -240 С.

156. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966, С 178287.

157. Узнадзе Д.Н. классик советской психологии /Сб. стат. Тбилиси: Мец-ниереба, 1986, С. 67-375.

158. Шарипов Р.Г. Менталитет древних тюрков: социально-философский анализ /Диссерт. канд. фил. наук, Уфа: БашГУ, 1999, С.20.

159. Шарипов А.Р. Формирование национального самосознания: социально -философский анализ /Автореф. канд .фил. наук, Уфа: Баш ГУ, 2000 -32С.

160. Шарипова З.А. Менталитет личности: философско-этический анализ / Автореф. канд .фил. наук, Уфа: БашГУ, 1999, -21 С.

161. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия: предыстория философии. Л.: Наука, 1971, -240 С.

162. Шахнович М.И. Происхождение философии и атеизм. Л.: Наука, 1973, 250 С.

163. Шариат. Теория и практика /Материалы Межрегиональной научно-практической конференции под ред. А.Б. Юнусовой, Уфа: БашГУ, 2000,264 С.

164. Шелабаева Г.К. Эстетическое и художественное как реалии национального самосознания // Вестник МГУ, 1996, № 2, С 71-80.

165. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997, -505 С.

166. Шопенгауэр А. Под завесой истины. Симферополь: Реноме, 1998, С. 18.

167. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. М.: Наука, 1993, -669 С.

168. Шленглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО Наука, 1993, -592 С.

169. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989, С.565.

170. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа ( ХУШ-Х1У века ). Уфа: Башкнижиздат, 1973, С.67.

171. Хойруп Т. Модели жизни. СПб.: Всемирное слово, 1998, С.44.

172. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: МГУ, 1981, С. 167.

173. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М.: МГУ, 1970, -240 С.

174. Чернышевский Н.Г. Избранные статьи. М.: Сов. Россия, 1978, -368 С.

175. Чернышевский Н.Г. Избранные статьи. М.: Сов. Россия, 1978, -368 С.

176. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: Типогр. Оренбург, губерн. правления, 1859, С. 13.

177. Эстетические исследования. Методы и критерии. М,: Ифран, -235 С.

178. Этика: словарь афоризмов и изречений /сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Ме-лешко, М.: АО Аспект Пресс, 1994, С.286.

179. Эфроимсон Б.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Книжная палата, 1995,0.43,51.

180. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации ( дооктябрьский период ). Уфа: Башкнижиздат, 1972, С.

181. Юлдашбаев Б.Х. Башкиры и Башкортостан. XX век. Этностатистика. Уфа: Башкортостан, 1995, -105 С.

182. Юнг К. Аналитическая психология. СПб: Кентавр, 1994, С.38.

183. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум,1994, -253 С.

184. Юнг К. Архетип и символ. М.: 1991, С.284.

185. Юнг К. Архетип и коллективное бессознательное. М.: Республика, 1989, С. 79.

186. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимс. Полиграфкомбин.,1995, С.95.

187. Янбухтина А. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: Китай, 1993, С.35, 38.147

188. Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII-XIX вв. Уфа: Китай, 1998, -240С.

189. Tellenbach G.Mentalitat //Geschichte. Wirtschaft. Gesellschaft. Berlin, 1974, S. 18 u.a.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.