Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: Проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, доктор искусствоведения Назаров, Юрий Владимирович

  • Назаров, Юрий Владимирович
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 200
Назаров, Юрий Владимирович. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: Проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности: дис. доктор искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2003. 200 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Назаров, Юрий Владимирович

Введение

1. Создание Союза Дизайнеров

2. Подготовка специалистов.

3. Творческие направления.

4. Теория дизайна

5. Региональные школы.

6. Мастера.

7. Проектные семинары.

8. Выставки дизайна

9. Премии.

10. Профессиональная пресса.

11. Новый российский дизайн

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: Проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности»

Работа посвящена изучению и анализу наиболее важных явлений постсоветского этапа в развитии российского дизайна. Для этого автор провел многостороннее исследование творческих направлений данного периода, изучил особенности творчества наиболее заметных фирм и отдельных мастеров, работающих в указанной сфере деятельности. Анализу были подвергнуты организационные формы дизайнерского производства, государственные и общественные инициативы, повлиявшие на развитие и оказывающие поддержку профессиональному дизайнерскому творчеству. Особое внимание было уделено изучению особенностей становления и своеобразия региональных школ дизайна. Немаловажная роль отводилась анализу развития российского дизайна во взаимосвязи с ключевыми принципами рыночной экономики и исследованию трансформации отечественной дизайнерской практики под влиянием факторов саморегулирования и конкуренции.

Границы исследования

Хронологические границы работы — 1987—2000 годы. Географические границы — Российская Федерация. Типологические границы — основным объектом исследования является практический дизайн, существующий в самых различных организационно-правовых формах и выступающий одновременно как разновидность творческой деятельности в сфере материального производства и как современная технологически оснащенная предпринимательская деятельность.

Предмет исследования

Предметом исследования является современное отечественное дизайнерское творчество и тенденции его развития во взаимосвязи с ведущими концепциями мировой и многочисленных национальных проектных культур. Подробно рассмотрены особенности визуального мышления и профессионального языка отечественных дизайнеров, а также взаимодействие профессиональной дизайнерской деятельности с процессом рыночной интеграции и глобализации. В работе использован материал тематических, региональных, всероссийских и международных выставок дизайна, в которых принимали участие российские специалисты, а также ряд наиболее значимых студенческих работ, отражающих тенденции развития региональных школ дизайна. Сфера дизайна, которую охватывает данное исследование, простирается от предметного дизайна, захватывая средовой и графический дизайн, до дизайна текстиля и моделирования костюма.

Новизна исследования

Основные положения данного исследования обладают принципиальной новизной, представляя собой уникальный комплексный обзор текущей практики отечественного дизайна. Впервые в дизайнерской науке целостно рассматривается феномен постсоветского дизайна, получившего в своем развитии своеобразный импульс на пороге 80—90-х годов в связи с резким переходом от государственной формы функционирования к негосударственной модели развития. Анализируются последствия перехода дизайнерской практики от плановой, регулируемой системы развития к саморегулированию и саморазвитию. Принципиальной новизной обладает представление феномена постсоветского дизайна как явления, состоящего из нескольких региональных блоков, имеющих собственные векторы развития, устойчивые особенности национальных и этнических культур, коррелируемых состоянием региональной экономики и наличием собственных квалифицированных творческих кадров. Другой особенностью, придающей характер новизны всему исследованию, стала демонстрация влияния на современную дизайнерскую практику собственных творческих истоков российского дизайна, связанных с деятельностью конструктивистов и художников-производственников начала XX века, введение в искусствознание понятия национальных особенностей постсоветского дизайна.

Метод исследования

В исследовании использован системный подход к решению проблем российского дизайна как специфического вида творческой деятельности и сферы деловой активности. В связи с этим в работе применяются методы систематизации эмпирического материала, процедуры классификации, типологизации и сравнительного анализа, используются принципы синхронного рассмотрения эмпирического массива и приемы традиционного искусствознания. В прогностическом разделе исследования используется метод проекций и экстраполяций, принятый в футурологии.

Практическая значимость

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует формированию и расширению объективных научных представлений об особенностях развития российского дизайна на его постсоветском этапе. Данное исследование содействует формированию и росту творческого самосознания отечественных профессионалов-дизайнеров, совершенствованию дизайнерской практики, критики и экспертизы. Одновременно представленная работа помогает организации и развитию новой государственной и негосударственной системы профессионального дизайнерского образования и осознанию дизайн-практики не только как своеобразного вида творческой деятельности, но и как одного из видов активного бизнеса в сфере производства и услуг.

Особую практическую значимость представляет разработанный автором прогноз, включенный в данное исследование и позволяющий проследить возможные последствия нарождающихся явлений дизайнерской практики в ближайшем и отдаленном будущем. Наибольшее значение выводы, полученные в результате данного исследования, приобретают для процесса стратегического планирования развития национальной экономики с перспективой ее выхода с помощью дизайна на мировые рынки товаров и услуг.

Непосредственное профессиональное применение результаты исследования смогут найти при включении их в арсенал теории и истории отечественного дизайна, при проведении дальнейших методологических исследований проблем российской и мировой проектной культуры, при планировании специализаций подготовки дизайнеров, при создании учебных программ и разработке учебных заданий в системе дизайнерского образования, а также для повышения квалификации практикующих дизайнеров.

Специальное значение работы состоит в осознании дизайнерской деятельности как части общерыночных процессов и явлений, связанных с состоянием российской и мировой экономики, с квалифицированным подходом к планированию и организации дизайн-бизнеса в нашей стране, с определением критериев устойчивости предпринимательской деятельности в сфере дизайна, которая, в свою очередь, связана с кадровым и творческим потенциалом дизайн-производства, с его информационной, технологической и организационной обеспеченностью.

Апробация и внедрение результатов исследования

Научные положения и практические выводы, приведенные в данной работе, содержатся в . \ в собственной монографии автора " , а также в ряде научных статей и искусствоведческих обзоров, опубликованных в период 1990—2000 годов. Часть научных положений исследования была опубликована на общероссийских и международных научных семинарах, проведенных под патронажем Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики, Российской академии художеств, Всероссийского учебно-методического объединения по дизайнерскому образованию, Союза Дизайнеров России, Международного Дизайн-центра г. Берлина и других организаций.

Результаты научного исследования использованы в практической деятельности автора в период его работы в Союзе Дизайнеров России в форме планирования и осуществления "Основных направлений деятельности Союза Дизайнеров России на период 1994—2001, 2002—2007 годов", принятых к реализации решениями II, III и IV Ассамблей Союза Дизайнеров России. Одновременно выводы иссле

•'j--y . т' v-,t: :ov. '• .сиs,:. iia-.'iii^n lhj/ • „л -и.

• . - j. - «ic. L l . .1, \)).l : ■ ** Юрий Назаров. Постсоветский дизайн. 1990—2000. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2002. дования использованы автором в практическом курсе дисциплины "Проектирование", и теоретическом курсе "Основы теории и методики дизайнерского проектирования", читаемом студентам в рамках учебного процесса в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова на кафедре "Дизайн". Также прогноз, разработанный автором, лег в основу концепции обучения студентов в Негосударственном образовательном учреждении "Национальный Институт Дизайна", учрежденном Союзом Дизайнеров России в 1999 году, где автор совмещает педагогическую деятельность с работой в должности ректора.

Особое место в апробации и практическом использовании научных положений исследования занимает деятельность автора на посту главного редактора информационного бюллетеня "Московский дизайнер" (1989—1992), информационного и научно-практического журнала "Дизайн ревю" (1994—2002), а также в качестве учредителя и председателя Редакционного совета журнала "Союз дизайнеров" (1998—1999) и информационного проекта Союза Дизайнеров России "rudesign.ru" (информационный бюллетень+сайт в Интернете).

Следует упомянуть работу автора в качестве председателя Оргкомитета и председателя жюри Всероссийских выставок-конкурсов "Лучшая работа года в области дизайна", регулярно проходящих в Центральном доме художника в Москве с 1993 года. Данные экспозиции и конкурсы позволили выявить и отметить наиболее талантливые произведения российских дизайнеров, созданные в этот период.

Правильность и достоверность выводов автора о состоянии и тенденциях развития российского дизайна подтверждается рядом наград в виде Государственных Премий Российской Федерации в области литературы и искусства по разделу "Дизайн", Премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства, а также множеством региональных дизайнерских премий, которыми российские дизайнеры были отмечены в период 1992—2000 годов. Также к факту подтверждения правильности выбранного направления можно отнести дипломы и премии, полученные самим автором и рядом его наиболее талантливых учеников, которыми они были отмечены по результатам их активной творческой деятельности в области дизайна.

Основные научные результаты данного исследования отражены в публикациях, помещенных в научных сборниках, отдельных монографиях, журнальных статьях, в сборниках выступлений на российских и международных научных конференциях и семинарах, в докладах, сделанных на Советах и Ассамблеях Союза Дизайнеров России.

Автором подготовлено: две книги, посвященные современному состоянию и тенденциям развития российского дизайна, более 30 выступлений на всероссийских и международных семинарах и конференциях, охватывающих вопросы развития Союза Дизайнеров России, дизайн-образования и российского дизайна в рыночных условиях, свыше 60 статей для журналов и научных сборников, затрагивающих концептуальные и текущие вопросы теории и практики российского дизайна.

Общий объем опубликованных работ составил 70,4 пл.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, одиннадцати глав, заключения, хронологии, иллюстраций и библиографии. Общий объем работы 200 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Назаров, Юрий Владимирович, 2003 год

1. Арватов Б. Искусство и производство: Сборник статей. — Москва, 1926.

2. Аркин Д.Е. Искусство бытовой веши. Очерки новейшей художественной промышленности. — Москва—Ленинград, 1931.

3. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. — Москва, 1987.

4. Архитектура и рынок: Тезисы докладов международной научной конференции. — Екатеринбург, 1996.

5. Божко Ю.Г. Основы архитектоники и комбинаторики промышленных изделий. — Харьков, 1984.

6. Быков З.Н. Осветительная арматура для жилых зданий. — Москва, 195.1.

7. Визуальная культура — визуальное мышление в дизайне. — Москва: ВНИИТЭ, 1990.

8. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть II. — Москва, 1998.

9. Ган A.M. Конструктивизм. — Тверь, 1922.

10. Дамский А.И. Бытовая осветительная арматура. — Москва—Ленинград, 1939.

11. Дамский А.И. Светильники для жилых и общественных зданий массового строительства. — Москва, 1962.

12. Дизайн. Очерки теории системного проектирования. — Л.: ЛГУ, 1983.

13. Дизайн: Сборник научных трудов/НИИ теор. и истор. изобр. иск. PAX. — Москва, 1992. — Вып. 1.14. Там же. — 1993. — Вып. 2.15. Там же. 1994. — Вып. 3.16. Там же. — 1996. — Вып. 4.

14. Там же/совм. с ВНИИТЭ. — 1997. — Вып. 5.

15. Там же/совм. с ВНИИТЭ. 1998. - Вып. 6.

16. Динамическая и кинетическая форма в дизайне. — Москва: ВНИИТЭ, 1989.

17. Долматовский Ю.А. Основы конструирования автомобильных кузовов. — Москва, 1962.

18. Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств// Сборник статей объединения "Октябрь". — Москва—Ленинград, 1931.

19. Интерьер жилого дома: Сборник статей. — Москва, 1954.

20. Искусство в производстве// Сборник художественно-производственного совета отдела ИЗО НКП. — Москва, 1921. — Вып. 1.

21. Кантор K.M. Красота и польза. — Москва, 1967.

22. Кантор K.M., Правда о дизайне. — Москва, 1967.

23. Квасов A.C. Пластмассы. — Москва, 1994.

24. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. — Москва, 1978.

25. Конструкция, функция и художественный образ в дизайне. — Москва, 1980. — (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика, Вып. 23).

26. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат. — Москва, 1972.

27. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство. Архитектура. Дизайн. Тенденции формирования. — Москва, 2002.

28. Мебель и жилая среда. — Москва, 1988. — (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 56).

29. Методика художественного конструирования. — Москва, 1983.

30. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. — Москва: ВНИИТЭ, 1970.

31. Михайлов С.М. Дизайн архитектурной среды: Словарь-справочник. — Казань, 1994.

32. Михайлов С.М. История дизайна: В 2-х т. — Москва, 2000. — Том 1.

33. Московское высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское). 1825—1965: Юбилейное издание. — Москва, 1965.

34. Основы методики художественного конструирования. — Москва: ВНИИТЭ, 1970.

35. Основы технической эстетики. — Москва: ВНИИТЭ, 1970.

36. Париж—Москва. 1900—1930: Каталог выставки. — Москва, 1981.

37. Проспект ВХУТЕИНа. — Москва, 1929.

38. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. — Москва, 1974.

39. Рязанцев И. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917—1970. — Москва, 1976.

40. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60—80-е годы. — Москва, 1991.

41. Сидорина Е.В. Сквозь весь двадцатый век. Художественные и проектные концепции русского авангарда. — Москва, 1994.

42. Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа. — Москва, 1982. — (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 34).

43. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. — Москва, 1967.

44. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — Москва, 1972.

45. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. — Москва: Советский художник, 1972.

46. Тарабукин Н. От мольберта к машине. — Москва, 1923.

47. Типовые проекты и конструкции жилищного строительства, рекомендуемые на 1930 г. — Москва, 1929.

48. Традиции и истоки отечественного дизайна. — Москва, 1979. — (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 21).

49. Фарфор, фаянс, стекло, Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917—1932. — Москва, 1980.

50. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. — Москва, 1995

51. Художественное конструирование в СССР. 1966— •1967. Москва:ВНИИТЭ, 1969.

52. Художественное конструирование в СССР. 1968- 1969. Москва,ВНИИТЭ, 1971.

53. Художественное конструирование в СССР. 1970— •1973. Москва,ВНИИТЭ, 1975.

54. Художественное конструирование в СССР. 1976— 1980. Москва,ВНИИТЭ, 1982.

55. Художественное конструирование в СССР. 1981- ■1985. Москва,ВНИИТЭ, 1987.

56. Художественное конструирование мебели. — Москва: Лесная промышленность, 1985.

57. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий/Под ред. З.Н. Быкова и Г.Б. Минервина. — Москва, 1986.

58. Художественное моделирование комплексного объекта. — Москва, 1981,— (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 39).

59. Художественное оформление массовой посуды/ Под ред. A.B. Филиппова Москва—Ленинград, 1932.

60. Художественно-конструкторское образование/ ВНИИТЭ. — Москва, 1973. — Вып. 4.

61. Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. — Москва, 1979. — (Тр. ВНИИТЭ, Сер. Техническая эстетика; Вып. 20).

62. Художник, вещь, мода. — Москва, 1988.

63. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: Материалы к методике художественного конструирования. — Москва: ВНИИТЭ, 1975.

64. Эргономика. Принципы и рекомендации. — Москва, 1983.

65. Эксперимент в дизайне. — Москва: ВНИИТЭ, 1987.Библиография на иностранных языках

66. Anikst Michail (Hrsg.). Soviet Commercial Design of the Twenties. — London, 1987.

67. Art Into Life, Russian Constructivism. 1914—1932: Cat. — New York, 1990.

68. Boim Konstantin. New Russian Design. — New York, 1992.

69. Borisova Elena und Sternin Gregory J. Jugendstil in Russ-land, Architektur, Interiors, bildende und angewawandte Kunst. — Stuttgart, 1988.

70. Chan-Magomedov Selim O. Pioniere der sowjetischen Architektur, Der Weg zur neuen sowjetischen Architektur in der zwanziger und zu Beginn der drissiger Jahre. — Dresden, 1983.

71. Design in der UdSSR. — Moskau, 1987.

72. Design Journal, Sep., Oct. № 31, 1990. 10. International Magazine for the Entire Design Portfolio, Seoul.

73. Elliot David (Hrsg.). Art into Production, Soviet Textiles, Fashion and Ceramics: Cat.

74. From Painting to Design. Russian Constructivist Art of the Twenties: Cat. Galerie Gmurzynska. — Köln, 1981.

75. Gray Camilla. The Great Experiment: Russian Art 1863—1922. — London, 1962.

76. Khan-Magomedov Selim O. VHUTEMAS Moscou, 1920—1930. — Paris, 1990.

77. Klotz Heinrich and Rappaport Alexander. Paper Architecture. New Projects from the Soviet Union. — New York, 1990.

78. Lawrentjev A. and Nazarow I.: Russisches Design. Tradition und Experiment. 1920-1990. Berlin: Ernst & Sohn, 1995.

79. Leclanche-Boule Claude: Typographies et photomontages constructuvistes en URSS. — Paris: Papyrus, 1984.

80. Lobanov-Rostovsky Nina: Revolutionary Ceramics, Soviet Porcelain 1917—1927. — New York, 1990.

81. Lodder Christina: Russian Constructivism. — New Haven and London, 1983.

82. Nobis Norbert (Hrsg.). El Lissitsky, 1899—1941, Retrospective. Cat. — Frankfurt a. M. und Berlin, 1988.

83. Raymond Loewy: Pionier des Amerikanischen Industrie-Designs. München, 1990

84. Schadova Larissa A.: Kasimir Malewitsch und sein Kreis. — München, 1982.

85. Schadova Larissa Alexejevna (Hrsg.). Tatlin (Weingarten 1987). — London, 1988.

86. Tolstoi Wladimir, Bibikova Irina and Cook Catherine. Street Art of the Revolution, Festivals and Celebrations in Russia 1918—1933.— London, 1990.

87. Wladimir Tatlin 1885-1953: Cat. Köln, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.