Особенности представлений о человеке современных школьников в условиях разной культурно-образовательной среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Шапкина, Ирина Николаевна

  • Шапкина, Ирина Николаевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Самара
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 250
Шапкина, Ирина Николаевна. Особенности представлений о человеке современных школьников в условиях разной культурно-образовательной среды: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Самара. 2007. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шапкина, Ирина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической структуры человека.

1.1. Представления о человеке в трудах классиков отечественной психологии.

1.2. Представления о человеке в современной психологии.

1.2.1. Интегративные представления о человеке в психологии.

1.2.2. Духовность, душевность, телесность человека как аспекты психологии.

1.3. Образ человека в христианской антропологии.

1.4. Проблема соотношения светского и духовного в современном образовании.

1. 5. Теоретико-методологические и методические подходы к изучению представлений и условий их формирования.

Глава 2. Эмпирическое исследование представлений учащихся о человеке типовой школы и школы с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов.

2.1. Эмпирическое исследование представлений подростков о себе и их индивидуально-психологических качеств в типовой средней общеобразовательной школе.

2.1.1. Организация и программа формирующего эксперимента.

2.1.2. Исследование представлений школьников о себе по методике Р. Бернса «Автопортрет».

2.1.3. Исследование представлений школьников о себе по методике Е. А. Морозовой «Иерархия личности».

2.1.4. Характеристика индивидуально-психологических качеств школьников по методикам JI. С. Акопян, Басса-Дарки, Кондаша.

2.2. Сравнительное исследование представлений о человеке у школьников типовой школы и школы с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов.

2.2.1. Организация и методы исследования.

2.2.2. Результаты сравнительного эмпирического исследования по проективной методике «Человек, его жизнь, его мир и отношения».

2.2.3. Результаты сравнительного эмпирического исследования представлений школьников о человеке по вербальному тесту

Представления о человеке».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности представлений о человеке современных школьников в условиях разной культурно-образовательной среды»

Актуальность исследования.

Современный этап развития психологических знаний о человеке характеризуется необходимостью расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований психологии развития человека. В психологической науке прослеживается тенденция к созданию целостного учения о человеке, опирающегося не только на эмпирические данные психологических исследований, но и на знания о его природе (Е. К. Веселова, 2000,2002; М. Я. Дворецкая, 2003, 2004; В. Еротич, 2004; В. П. Зинченко, 1990,1991,2000; Е.И. Исаев, 1995,2000; Б. В. Ничипоров, 1994; В. Н. Панферов, В. И. Слободчиков, 1986,1994,1995,1997,1999,2000; Л. Ф. Шеховцова, 2000,2003,2004; Т. А. Флоренская, 1997,2001).

Тематика проблем, изучаемых с помощью социальных представлений, имеет широкий диапазон. Особенности социальных представлений изучали М.И. Воловикова, А.В. Шустов, 1998; Н. Б. Дрожжина, 2005; Н. Д. Елисеева, 2004; И. А. Логинова, 2006; О. П. Петрова и Н.Л. Смирнова, 1998; Л.М. Соснина, 2002; М.А. Разумова, 1999; Е.С. Шибанова и В.А. Хащенко, 2002; Г. Ф. Янгирова, 2006 и др. Однако при всем многообразии исследований в психологии отсутствуют диссертационные исследования представлений школьников о человеке.

Целостное психологическое исследование человека, с учетом его психологических особенностей и условий их формирования, затрагивает вопросы социального развития человека, формирование социальных представлений в контексте определенной культуры. Важным, в этой связи, является изучение ментальности группового сообщества, менталеобразующих функций образования (Г. В. Акопов, 2001,2002, 2005; Р. А. Зобов, 1995; Т. К. Рулина, 2001; В. Е. Семенов, 1994, 1995, 1999, 2005; Т. В. Семенова, 2001, 2002, 2003; Н. М.Симонова, 2005 и др.).

С учетом полименталыюсти современного российского общества в отечественной психологической теории и практике все более заметной и актуальной становится тенденция, определяемая идеей интеграции или сопряжения современной системы образования и культурно-исторической традиции России, светского и духовного компонентов в образовании.

В работах Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, М.В. Захарченко, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, И.М. Ильичевой, Е.И. Исаева, В.В. Медушевского, А.А. Мелик-Пашаева, В.К. Невяровича, В.И. Слободчикова и других предпринимаются попытки заложить основы духовной психологии, как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. Однако в психологической науке нет работ, изучающих представления школьников о человеке на основе сопряжения современной системы образования и культурно-исторической традиции российского общества, светского и духовного компонентов в образовательном пространстве.

Цель исследования: на основе анализа психологических знаний и святоотеческого учения выявить особенности представлений о человеке современных школьников в условиях разной культурно-образовательной среды.

Объект исследования: представления и концепции о человеке в контексте соотнесения современного образования и культурно-исторической традиции России.

Предмет исследования: особенности представлений о человеке современных школьников в условиях разной культурно-образовательной среды.

Гипотезы исследования:

1. Представления школьников о человеке детерминированы культурно-образовательной средой.

2. Сопряжение в образовательном процессе светского и духовного компонентов способствует целостному представлению о человеке у современных школьников, позволяет актуализировать духовную составляющую, что приводит к правильному соотношению уровней психологической структуры (духовность, душевность, телесность), повышает нравственное здоровье учащихся школ.

Задачи исследования:

1. Систематизировать и сравнить существующие психологические концепции об образе человека, представления о человеке с позиций современного образования и культурно-исторической традиции России.

2. Определить влияние культурно-образовательной среды на формирование представлений о человеке у школьников, на индивидуально-психологические качества школьников.

3. Сравнить представления о человеке у учащихся типовой школы и школы с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов.

4. Разработать и апробировать культурологическую программу по сопряжению в образовании светского и духовного компонентов, психодиагностический инструментарий на основе знаний академической психологии и святоотеческого наследия для выявления представлений школьников о человеке, для исследования направленности личности школьников (духовность, душевность, телесность).

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

В качестве общей методологической основы исследования выступили работы Б. Г. Ананьева, Г. В. Акопова, JI. С. Выготского, А.Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, В.Н. Мясшцева, К.К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, В. Е. Семенова.

Проблема социальных представлений о человеке связана с проблемой морального развития (Ж. Пиаже, 1932, 1977; Д.Б. Эльконин, 1960; Л.И. Божович, 1968; Б.С. Братусь, 1977 и др.) и с социальными представлениями (С.Московичи, 1984; К.А. Абульханова, 1997, 2002 и др.), с понятием социального стереотипа (B.C. Агеев, 1986).

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских психологов, философов и богословов (Н.А. Бердяев, архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий), В.В. Зеньковский,

И.А. Ильин, А.Ф. Лазурский, В.Н. Лосский, прот. Иоанн Мейендорф, С.Л. Франк).

При исследовании проблемы соотношения светского и духовного компонентов в образовании, были использованы результаты исследований отечественной и зарубежной социально-психологической традиции образования и воспитания (Б.С. Братусь, Е. К. Веселова, М. Я. Дворецкая, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В. Еротич, Е.И. Исаев, В.К. Невярович, Б.В. Ничипоров, В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская, В.Д. Шадриков, Л. Ф. Шеховцова и др.).

При рассмотрении христианской антропологии в основу были положены исследования апостола Павла, св. Василия Великого, еп. Игнатия Брянчанинова, св. Иоанна Дамаскина, св. Иринея Лионского, арх. Киприана (Керна), св. Макария (Петровича), св. Тихона Задонского, св. Феофана Затворника.

Методы исследования.

Выбор методов исследования был обусловлен требованием наиболее полного решения задач. На каждом этапе научно-исследовательской работы использовался комплекс взаимодействующих методов, адекватных предмету исследования: метод теоретического анализа, психодиагностические методы (опрос, тестирование, проективные методы), формирующий эксперимент, методы математической статистики: метод углового преобразования Фишера, методы статистических различий Вилкоксона и Манна-Уитни в программе SPSS - 13, корреляционный анализ Спирмена.

База исследования. Общая выборка исследования составила 278 человек: учащиеся 3-х, 7-х, 8-х, 11-х классов средних общеобразовательных школ г. Самары. Эмпирическое исследование состояло из формирующего и констатирующего этапов эксперимента.

В формирующем этапе эксперимента участвовало 50 человек - учащиеся седьмых классов типовой средней общеобразовательной школы, из них 33 человека составили выборку.

В констатирующем этапе эксперимента принимали участие школьники 3-х классов (89 человек), 8-х классов (103 человека), 11-х классов (53 человека) типовой школы и школы с углубленным изучением отдельных предметов (с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов).

Исследование проводилось с 2002 по 2007 годы в несколько этапов:

На первом этапе (2002-2003 гт.) был проведен теоретический анализ социально-психологической, психолого-педагогической, философской, святоотеческой литературы. Определялись цели и задачи исследования, осуществлялся подбор методов опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось осмысление и классификация материала, уточнение целей и задач, разработка культурологической программы на основе направлений сопряжения в образовании светского и духовного компонентов.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) был подготовлен психолого-педагогический эксперимент, разработан диагностический материал для проведения формирующего эксперимента в 7-х классах типовой средней общеобразовательной школы.

На четвертом этапе (2005-2006 гг.) работы была проанализирована психологическая, философская, богословская литература для разработки психодиагностического инструментария; проведено тестирование студентов самарских вузов с целью определения их представлений о человеке; организован констатирующий этап эксперимента по выявлению представлений о человеке у школьников в 3-х, 8-х, 11-х классов г. Самары; проведено сравнение индивидуально-психологических характеристик учащихся типовой школы и школы с интеграцией светского и духовного компонентов в образовании.

На пятом этапе (2006-2007 гг.) была проведена статистическая математическая обработка результатов двух проведенных экспериментов и анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит:

• в рассмотрении представлений школьников о человеке в контексте соотнесения современного образования и культурно-исторической традиции России;

• в выявлении взаимосвязи представлений школьников о человеке и особенностей культурно-образовательный среды;

• в выделении подходов в представлении о человеке: антропоцентрический, социоцентрический, теоцентрический на основе сопряжения светских и духовных знаний;

• в анализе взаимосвязи занятий по традиционной культуре и индивидуально-психологических качеств школьников;

• в выявлении специфики представлений о человеке на основе знаний академической психологии и христианской антропологии;

• в разработке и апробации психодиагностического инструментария для исследования представлений школьников о человеке, направленности личности школьников (духовность, душевность, телесность).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

Представления о человеке рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения социально-психологических, философских и богословских подходов в историческом измерении. Расширены теоретические знания, научно обосновано и показано влияние культурно-образовательной среды на формирование у школьников представлений о человеке, на их индивидуально - психологические качества, что существенно расширяет научные представления о психическом развитии современных школьников. Построение системы образования на основе сопряжения светского и духовного компонентов в образовании будет способствовать свободе мировоззренческого выбора, развитию толерантности, эффективному диалогу культур.

Практическая значимость исследования. Представленные в диссертационном исследовании теоретические подходы знаний о человеке на основе сопряжения светского и духовного компонентов в образовании имеют практическое значение для осуществления эффективной социально-психологической коррекции взаимоотношений представителей различных социальных групп. Полученные экспериментальные данные представлений о человеке современных школьников являются фактором, обеспечивающим адекватность социального поведения, смягчат процессы изменений, вносимых системой образования в общество и наоборот. Разработанные и апробированные психодиагностические методы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе для прогнозирования социального поведения школьников, в работе практических психологов и педагогов, работающих в условиях разной культурно-образовательной среды.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью методологических позиций, применением апробированных и надежных методов психологической диагностики, репрезентативностью выборки, тщательностью и обширностью полученных результатов, сочетанием качественного и количественного анализа с применением методов математической обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Представления школьников о человеке зависят от контекста культурно-образовательной среды. При этом культурно-образовательная среда погружена в современную систему мировоззренческих идеологических представлений и традиционных воззрений, сформированных на протяжении длительного периода времени.

2. Специально разработанная культурно-образовательная программа на основе сопряжения светского и духовного компонентов способствует формированию у школьников целостного представления о человеке, актуализации духовного уровня в психологической структуре школьников, что находит свое выражение на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

3. Присутствие в образовательном пространстве двух подходов в представлении о человеке - на основе современного образования и культурно-исторической традиции России - предотвращает появление у школьников диссонансных явлений, поскольку учащиеся имеют свободу мировоззренческого выбора.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в выступлениях и материалах, опубликованных автором: на XXVII Кирилло-Мефодиевских чтениях (Самара, 2004), в Церковно-общественном форуме (Самара, 2005), на «Иоанновских чтениях» (Самара, 2004, 2006 гг.), на областных школьных Кирилло-Мефодиевских чтениях (Самара, 2005), на международной научно-практической конференции «Наука и культура России» (Самара, 2006), в известиях Самарского научного центра Российской академии наук «Актуальные проблемы психологии» (Самара, 2006), на межрегиональной научно-практической конференции «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее» (Самара, 2006).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, восьми приложений. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами; результаты исследования оформлены в виде 30 гистограмм. Список литературы включает 220 наименований, из них 13 на иностранных языках. Общий объем диссертации без приложений - 202 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Шапкина, Ирина Николаевна

Выводы и рекомендации по результатам исследования

На основании результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. У учащихся типовой школы выявлена слабая сформированность представлений о психологической структуре человека (духовность, душевность, телесность), что порождает у школьников противопоставление духовного и душевного уровней в их психологической структуре.

2. Представления о человеке у школьников типовой школы преимущественно антропоцентрические, соответствующие телесному уровню психологической структуры человека. У учащихся школы с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов представления о человеке - социоцентрические с теоцентрическим компонентом, которые соответствуют душевному уровню психологической структуры человека с признаками духовного уровня.

3. Повышение агрессии учащихся типовой школы вызвано ломкой социального стереотипа. Когда школьники познакомились с традиционной культурой, актуализирующей развитие духовного уровня в их психологической структуре, - это вызвало у них когнитивный диссонанс, проявившийся в эмоциональном диссонансе.

4. Занятия на основе сопряжения светского и духовного компонентов в образовании способствуют:

•актуализации духовного уровня, повышению уровней духовности, душевности в психологической структуре школьников; • более высокому развитию смыслового, аналитического мышления за счет расширения представлений о человеке; •снижению противопоставления духовности и душевности; •формированию более здоровой в психологическом отношении личности. Так, по данным корреляционного анализа, учащиеся типовой школы более склонны к агрессии, демонстративности, антисоциальности, чем учащиеся школы с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов.

По результатам исследования можно дать рекомендации:

1. Учитывая полиментальность российского общества, в образовательной системе должна существовать свобода мировоззренческого выбора, т. е. присутствовать две образовательные парадигмы: на основе современного образования и культурно-исторической традиции России.

2. Результаты сравнительного экспериментального исследования показали, что введение в школы программы сопряжения светского и духовного компонентов в образовании на основе базовых менталитетов России будет более эффективным с первого года обучения.

3. Результаты двухлетнего экспериментального исследования показали, что формированию психологически более здоровой личности будет способствовать введение в школы традиционной культуры не в форме внеклассных занятий, а в качестве образовательной среды.

4. Рост уровня «телесность» учащихся школы с интеграцией светского и духовного компонентов в образовании связан с агрессивным и антисоциальным поведением, поэтому в воспитательной работе важным направлением является актуализация духовного уровня в психологической структуре школьников. У учеников типовой школы рост уровня «телесность» связан с антисоциальным поведением, поэтому необходимо проводить работу первоначально по актуализации душевного уровня в психологической структуре школьников, и лишь затем - духовного уровня, поскольку рост уровня «духовность» сопровождается повышением агрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературных данных показал, что в психологической науке нет исследований, направленных на изучение представлений о человеке у современных школьников.

Современное российское общество характеризуется полиментальностью. С учетом этого, в отечественной психологической теории и практике все более заметной и актуальной становится тенденция, определяемая идеей интеграции или сопряжения современной системы образования и культурно-исторической традиции России. Однако в психологической науке нет работ, изучающих представления школьников о человеке на основе сопряжения современной системы образования и культурно-исторической традиции российского общества, светского и духовного компонентов в контексте культурно-образовательной среды.

Исходя из этого, представления о человеке нами были рассмотрены на основе базовых российских менталитетов: ментальности XX в. и ментальности в культурно-историческом контексте развития России. Был сделан обзор литературных источников существующих представлений о человеке, начиная с классиков отечественной психологии, и заканчивая исследованиями современных психологов. Мы сопоставили взгляды христианской антропологии на образ человека, и определили направления сопряжения светского и духовного компонентов в образовании.

В диссертационном исследовании были поставлены задачи, направленные на выявление представлений школьников о человеке и условий их формирования с позиций современного образования и культурно-исторической традиции России. Проведенный в диссертационном исследовании теоретический анализ лег в основу разработки экспериментального исследования, которое было организовано для изучения особенностей представлений о человеке у школьников разных социальных групп.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выявлено, что особенности представлений школьников о человеке детерминированы культурно-образовательной средой. Представления о человеке у учащихся типовой средней общеобразовательной школы преимущественно антропоцентрические, у учащихся школы с интеграцией светского и духовного компонентов в образовании - преимущественно социоцентрические с теоцентрическим компонентом. Также у школьников типовой средней общеобразовательной школы выявлена несформированность представлений о духовном и душевном уровнях психологической структуры человека.

2. Разработанная и апробированная культурологическая программа на основе сопряжения современного образования и культурно-исторической традиции российского общества способствует:

• актуализации духовного уровня, повышению духовного, душевного уровней в психологической структуре школьников, что приводит к уменьшению количества страхов, сохранению активной позиции в преодолении страхов;

• снижению противопоставления духовности и душевности;

• более высокому развитию смыслового, аналитического мышления;

• улучшению представления школьников о себе в сфере общения;

• формированию более здоровой в психологическом отношении личности, что находит свое выражение на эмоциональном и поведенческом уровнях.

3. Установлено, что введение в образовательный процесс специально разработанных культурологических программ на основе сопряжения светского и духовного компонентов способствует формированию целостного представления о человеке у современных школьников. Так, у учащихся школы с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов сформировано представление о духовной составляющей человека.

4. Занятия по традиционной российской культуре оказывают различное влияние на индивидуально-психологические качества школьников, в зависимости от уровня развития их личности. В эмпирическом исследовании выявлено, что превалирование в психологической структуре школьников телесного уровня вызывает столкновение «духовного Я» и «наличного Я».

5. По результатам экспериментального исследования установлено, что введение в образовательное пространство культурологических программ на основе сопряжения современного образования и культурно-исторической традиции России с учетом полиментальности российского общества предотвращает появление у школьников диссонансных явлений, поскольку учащиеся имеют свободу мировоззренческого выбора. Так, у учащихся типовой школы в двух проведенных нами эмпирических исследованиях отмечено повышение агрессии, демонстративности после проведения занятий. В школе с интеграцией в образовании светского и духовного компонентов вышеназванных тенденций нет.

6. Структурированные подходы в представлении о человеке: антропоцентрический, социоцентрический, теоцентрический способствуют систематизации и обобщению представлений об уровнях психологической структуры школьников (телесности, душевности, духовности), выделяя для каждого уровня характерные психологические качества.

7. Разработанные и апробированные методы психодиагностики на основе сопряжения знаний академической психологии и святоотеческого наследия способствуют эффективной диагностике представлений о человеке у школьников, направленности личности школьников (духовность, душевность, телесность).

Полученные экспериментальные данные представлений о человеке современных школьников являются фактором, обеспечивающим адекватность социального поведения, смягчающим процессы изменений, вносимых системой образования в общество, и наоборот, будут способствовать эффективному диалогу представителей разных культур, предадут ее участникам большую толерантность в отношении ожиданий других субъектов образования.

Разработанные и апробированные психодиагностические методы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе для прогнозирования социального поведения школьников, в работе практических психологов и педагогов, работающих в условиях разной культурно-образовательной среды.

Итоги исследования позволили нам наметить некоторые перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы. Особенности представлений о человеке возможно изучать на основе различных менталитетов. Сопряжение светского и духовного компонентов в образовании можно вводить не только в целях психодиагностики и оптимизации образовательного процесса, но и в целях коррекции межгруппового воздействия.

182

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шапкина, Ирина Николаевна, 2007 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А.

2. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980.- 335 с.2 . Абульханова, К. А. Социальное мышление личности / К. А. Абульханова //

3. Современная психология состояния и перспективы исследования. М., 2002, Часть 3.-С. 88-104.3 . Агеев, В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.

4. С. Агеев // Вопросы психологии, 1986. №1.4 . Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии / Г.В. Акопов //

5. Издание 2-е исправленное и дополненное / Г. В. Акопов. Самара: Издательство СамГПУ (факультет психологии) - Президиум СНЦ РАН, 2002.-90 с.8 . Акопов, Г.В. Язык, сознание, ментальность/ Г. В. Акопов //

6. Вопросы психологии, 1977. -№2. С. 121-124.28 . Братусь, Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности / Б.

7. Развитие личности, 2006. №2. - С. 147-161.31 . Братусь, Б. С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. М.,1994.32 . Будилова, Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке /

8. Ковалевском Детском Доме / А.Воронин // В кн.: Ковалевский Православный Детский Дом. Вчера, сегодня, завтра.,. Кострома:

9. Областная типография им. Горького", 2002.- С. 10-14.43 . Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / JI. С.

10. Выготский. -М.: Просвещение, 1967. 523 с.44 . Выготский, JI. С. Педагогическая психология/ JI. С. Выготский // Под ред.

11. B. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.45 . Выготский, JI. С. Проблемы психического развития ребенка / JI. С.

12. А. Гаврилова // Вопросы психологии. 2004. - №6. - С. 63-71.48 . Головин, С. JI. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной / С. Л.

13. Головин. Симферополь: «Паломник», 2000. 144 с.49 . Гренкова JI. JI. Представления подростков о порядочном человеке / Л. Л.

14. О. Давыденков. -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.-292 с.53 . Дворецкая, М. Я. Концепция человека в религиозно-философском учении

15. Восточно-христианской Церкви эпохи Средневековья: Психологический аспект / М. Я. Дворецкая. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; 2004. —С. 170-233.54 . Дворецкая, М. Я. Интегративная антропология: Учеб. пособие / М. Я.

16. Дворецкая. — СПб.: Институт практической психологии, 2003. — 611 с.55 . Дернов, А.А. Методика Закона Божия / А.А.Дернов. СПб.: Издательство

17. Я. Башмакова и К0,1913.-661 с.56 . Диагностика детских страхов и тревожности: Методическая разработка /

18. М, Канон +, 1997. 560 стр.65 . Зеньковский, В. В. Педагогические сочинения/ В. В.Зеньковский // Сост.Е.

19. Вопросы психологии. №2,1991. - С. 15-36.69 . Зинченко, В. П. (при участии Гербова С. Ф., Гордеевой Н. Д.)

20. Знаков // Психологический журнал. 2000. -Т. 21. № 2. - С. 7-15.73 . Знаков, В. В. Психология понимания и герменевтика / В. В. Знаков //

21. Религиозный смысл философии. М., 2003.78 . Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: ЗАО «Изд-во

22. ЭКСМО Пресс, 1998. - 912 с.79 . Ильин, И.А. Собрание сочинений / И. А. Ильин: В 10 т. Т. 1. М.: Русскаякнига, 1993.-398 с.80 . Ильичева, И. М. Введение в психологию духовности: учебное пособие /

23. Ильичева И. М. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. -349 с.81 . Ириней Лионский, святитель. Творения /Ириней Лионский. СПб.: Изд-вокнигопродавца Тузова, 1900. 622 с.82 . Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Св. Григория Папамы /

24. Киприан (Керн). М.: Паломник, 1996 - 450 с.83 . Киреевский, И. В. Полное собрание сочинений в 2-х томах / Киреевский1. И.В.-М., 1911.-Т. 1.84 . Клочков, В. М. ДВА КРЫЛА: Размышления о школе / В. М.Клочков.

25. Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. 144с.85 . Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. Л.: Изд-во ЛГУ,1963.86 . Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психология личности и социальная практика

26. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. - С. 369.101 . Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу // Отв. Ред. С. Н. Иващенко

27. Рефл-бук», «Веклер», 1997. 300 с.102 . Махнач, А. В. Психология и христианство: путь интеграции / А. В,

28. Махнач // Вопросы психологии. 1995. №6. - С. 146-151.103 . Медведева, И. Я., Шишова Т. Л. Дети нашего времени / И. Я. Медведева,

29. Т. Л. Шишова. М.: Изд-во храма Трех Святителей на Кулишках, 2003. -256 с.104 . Медушевский, В.В. Внемлите ангельскому пенью / В.В. Медушевский.

30. Минск: Православное Братство во имя Архистратига Михаила. 2000.105 . Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие /

31. Иоанн Мейендорф, протоиерей. М., 1985. - 360 с.106 . Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. М.:

32. России) / Под ред. И. Г. Дубова. М., 1997.109 . Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988. - С. 102.

33. Психологический журнал, 1995. Том 16. - №1. - С.3-15.115 . Московичи, С. Представления: исторический взгляд / С. Московичи //

34. Психологический журнал, 1995. Том 16. - №2. - С.3-15.116 . Мухина, В. С. Детская психология / В. С.Мухина. М.: Просвещение,1985.-272 с.

35. Мясищев, В. Н. Личность и труд аномалийного ребенка / В. Н. Мясищев // Личность и неврозы Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.118 . Настольная книга священнослужителя. Т.5. М.: Издательство

36. Московской Патриархии, 1986.-814 с.119 . Начала христианской психологии / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л.

37. Воробьев и др. М., 1995. - 233 с.120 . Невярович, В. К. Терапия души / В. К. Невярович. Воронеж: «Модэк»,1997.-238с.121 . Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений:

38. В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С. 282.122 . Ничипоров, Борис, протоиерей Времена и сроки. Проповеди, беседы, эссе

39. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Т. 2. - С. 77-85.142 . Психология и этика: опыт построения дискуссии Самара: Издательский

40. Дом «БАХРАХ», 1999. 128 с.143 . Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред.

41. А.А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. С. 142-163.144 . Разумова М. А. О влиянии вероучения в представлениях о священнике / М.

42. А. Разумова // Социальная психология в XXI в. Ярославль, 1999. - Т.2. -С. 216-220.

43. Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. М.: Планета 2000,2003. - 304 с.146 . Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании:

44. Учебное пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.147 . Розин, В. М. Психология и культурное развитие человека: Учебное пособие

45. В. М. Розин. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. - 144 с.148 . Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования / Ролло Мэй. 1. М, 1994.149 . Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии / Е. С.

46. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. - 776 с. - С. 40-69.156 . Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л.

47. Проблемы общей психологии. М., 1976.157 . Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М., Наука, 1997. 191 с.

48. И.М. Сеченов. М.: Учпедгиз. 1958. - С. 274-412. 165 . Симонов, П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности / П.В. Симонов, П.М. Ершов, Ю.П. Вяземский // П.В.С., П.Н.Е., Ю.П.В.

49. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.-М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.170 . Слободчиков, В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.

50. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Н. JI. Смирнова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997. - С. 112-131.173 . Соловьева, С. JI. Тест дерева и его применение в психодиагностике / С. JI.

51. Фельдштейн // Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1982. -224с.182 . Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве времени Детства

52. Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. - 160с.183 . Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики

53. Назрань: ACT, 1998. 670 с.193 . Холодная, М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума /

54. М. А. Холодная. -М.: ПЕРСЭ, 2002. 304 с.194 . Хомяков, А. С. О старом и новом / А. С.Хомяков. М.: Современник, 1998.-461с.195 . Храмова, Н. Г. Духовность в ее собственном смысле / Н. Г. Храмова //

55. Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий. Тольятти, 2002. - С. 156 - 159.

56. Д. Шадриков // Школа духовности. 2000. - №2.198 . Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь // В. Б.

57. Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - Т.1. -С. 140-192.201 . Шестун, Е. В. Введение в православную педагогику / Е. В. Шестун //

58. Abric. Universite de Provence. 1986.209 . Allport, G. W. Personality: A Psychological Interpretation / G. W. Allport. N.1. Y., 1937.

59. Ellison, C. G.: Religious involment and subjective well-being. J. of Health &Social Behavior, 1991, Vol. 32 (1), pp. 23-36.211 . Kanfer, F. H. Self-regulation: Research, issues, and speculations / F. H. Kanfer

60. Behavior Modification in Clinical Psychology, N. Y., 1970.212 . Kuhn, M. An empirical investigation of self attitudes / M. Kuhn // Am. Sociol.

61. Schumaker, J. (ed.): RELIGION AND MENTAL HEALTH / J. Schumaker. N.Y., 1992.217 . Skinner, B. F. The Behavior of Organisms, Englewood, Cliffs / B. F. Skinner.

62. N. J., Prentice Hall, 1928.218 . Spilka, В., Hood R. W. Jr., Gorsuch R. L.: THE PSYCOLOGY OF RELIGION:

63. AN EMPIRICAL APROACH. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1985.219 . Watson, J. В. Psychology as the behaviorist views in Psychological Review / J.1. B. Watson, 1913.220 . Wreschner, A. Analyse Der Vorstellung und derGedachniss / A. Wreschner //

64. Abderhalden Handbuch der biologichtn Arbeitsmethoden. В., 1925. Abt. VI. T. 13. H. 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.