Особенности психологизма в романе "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Росабаль Гирадо, Мириам

  • Росабаль Гирадо, Мириам
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 187
Росабаль Гирадо, Мириам. Особенности психологизма в романе "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1984. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Росабаль Гирадо, Мириам

Введение 3

Глава I. Воззрения Салтыкова-Щедрина на литературу и искусство. 13

Глава П. На пути к роману "Господа Головлевы".

Тематика, проблематика и особенности замысла, 23

Глава Ш. Особенности психологического анализа в романе "Господа Головлевы" 58

Глава 17. Языковые средства щедринской сатиры в романе "Господа Головлевы" 141

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности психологизма в романе "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина»

Один из величайших сатириков мира, Салтыков-Щедрин внес огромный вклад в развитие критического реализма России и Западной Европы. Его влияние на мировую литературу оказалось продолжительным и в высшей мере плодотворным. В результате его творческих исканий и художественных открытий мировая сатира поднялась на более высокий уровень.

Творческое наследие Салтыкова-Щедрина многогранно и представляет благодарный объект для исследования. Задачей данной работы является анализ средств создания психологической характеристики персонажа в романе Салтыкова-Щедрина "Господа Го-ловлевы" с целью показать как психологизм совмещается с сатирой.

Творчество Щедрина подробно изучалось и изучается советскими литературоведами. Круг проблем, рассматриваемых современными кедриноведами очень широк. С.Макашин в связи со 151-м юбилеем писателя отметил, что перед исследователями творчества Щедрина стоит целый ряд недостаточно изученных вопросов, связанных с его эстетическим мировоззрением, стилистикой его творчества, особенностями психологического анализа в его эпических полотнах и другие. Эти вопросы глубоко исследуются, изучаются.^

Говоря о фундаментальных работах, посвященных его творчеству художника-сатирика, его жизненному пути, в первую очередь р/ необходимо отметить монографии А.С.Бушмина и С.А.Макашина. 7 Так же интересны в этом отношении труды В.Я.Кирпотина, Е.И. По-кусаева, М.С.Горячкиной и других авторов.

Особенностям стиля Салтыкова-Щедрина и роли речевой характеристики в создании художественного образа в его произведениях ъ/ посвящены работы А.К.Бочаровой, Л.В.Елизаровой, М.А.Мыслякова. '

Творчество Салтыкова-Щедрина в контексте литературного процесса его эпохи рассмотрено в исследованиях А.С.Бушмина, В.Я. Кирпотина.^

Мы остановимся подробно на работах, в которых рассматривается с той или иной точки зрения психологизм в творчестве Щедрина, и, конкретно в романе "Господа Головлевы".

В 50-е годы внимание ученых начинают привлекать особенности языка и стиля романа Щедрина. Н.П.Каноныкин в своем исследовании дает углубленный лингвистический анализ романа "Господа Головлевы", взаимосвязь с идейным содержанием раскрывая его значение как средство создания психологического портрета героя.

Статья С.Ф.Баранова о стиле романа посвящена анализу композиции, пейзажа, интерьера, портрета, авторских отступлений, речи героев с точки зрения значения всех этих средств художественной выразительности в воссоздании внутреннего мира персонажу жей, самой атмосферы романа. '

Диссертации 50-ых годов А.С.Саранцева и Л.В.Елизаровой углубляли представление о "Господах Головлевых", как об эпическом сатирическом полотне. На диссертации Саранцева есть ссылки в многографии Покусаева, а некоторые положения работы Елизаровой творчески учтены в монографии А.С.Бушмина.^

С точки зрения анализа средств создания психологической характеристики привлекают внимание работы трех исследователей:

7/

Е.И.Покусаева, К.Н.Григорьяна и Л.Длуговской. '

В исследовании роглана "Господа Головлевы" Е.И.Покусаев избрал для себя одну тему - тему обманного, пустого слова. В 1955 г. были напечатаны первые результаты анализа социально-психологического содержания и стилевого воплощения пустословия. Эта работа на протяжении нескольких лет дополнялась, развивалась, концентрировалась.

Работа К.Н.Григорьяна, посвященная роману Щедрина "Господа Головлевы", представляет собой монографическое исследование. Автор анализирует некоторые средства создания психологического портрета: речевую характеристику, пейзаж, портрет. Особенное внимание Григорьян уделяет "психологическому рисунку", эволюо / ции Иудушки. 7

Для Л.Длуговской первостепенное значение имеет вопрос о том, как авторская оценка героя сказывается в особенностях типизации характеров. В своей диссертации она утверждает, что "об индивидуальных различиях между героями Щедрина в частности, молодыми Головневыми, говорят вскользь. Кроме того, понятие о/ индивидуального" трактуется слишком расширительно". 7 Главный вопрос ее работы - специфика психологизма Щедрина как целостной системы, т.е. соотношение и взаимодействие, основных его сторон - типологии, принципов изображения внутреннего мира, поэтики.

Исследования романа "Господа Головлевы" А.С.Бушминым творчески обогатили достижения всего советского щедриноведения, внесли много нового в представление об образной системе романа.

Особое значение имеет для нас монография С.Г.Бочарова "Психологический анализ в сатире".^ В этой работе автор ближе, чем кто бы то ни было из перечисленных исследователей, подходит к интересующей нас проблеме - соединению психологизма с сатирой в романе Щедрина. Автор ставит своей целью найти "единый принцип", обличающий Головлевых "индивидуализированных как живые личности и раскрытых изнутри, с персонажами гротескного плана. Одновременно он пытается показать, что психологический анализ индивидуализированных характеров может быть основным средством создания сатирического эффекта, приближаясь, таким образом, к рассматриваемой нами проблеме.

Но в своей работе Бочаров не ставил перед собой задачи конкретного подробного анализа средств создания глубокой, сложной психологической характеристики, выполняющей к тому же функции сатирического изображения личности, общественного явления и т.д. Его работа носит фундаментально-теоретический характер.

Таким образом, краткий обзор работ, посвященных роману Щедрина "Господа Головлевы", дает понять, что проблема создания сатирического эффекта средствами подробной психологической характеристики, проблема анализа этих средств как компонентов сатирического изображения, не была рассмотрена исследователями. Упомянутые работы, опыт ученых в анализе средств художественной выразительности в романе Щедрина, необходим для решения нашей проблемы. Особое важное значение в этом смысле имеет труд С.Г.Бочарова.

К моменту создания Щедриным "Господ Головлевых" в русской литературе уже творили такие мастера сатиры и психологического анализа, как Гоголь, Толстой, Достоевский, Лесков. Проблема сочетания, взаимодействия сатирического и комического таким образом не может быть рассмотрена лишь в творчестве Щедрина в отрыве от литературного контекста его времени. Однако в цель данной работы не входит выявления типологических черт сочетания сатирического и психологического в литературе последней трети XIX века. Нам важно понять, какие художественные открытия своего века в области создания характера глубоко психологически достоверного и в то же время несущего функцию сатирическую Щедрин творчески использует в своем творчестве.

В русской литературе интерес к внутреннему миру человека, к тонким и сложным процессам, идущим в сознании человека, к внешним выражениям этих переживаний, нарастает с появлением и развитием реализма. Сложно говорить о богатстве, глубине психологической характеристики в литературе, например, романтизма, когда на первый план изображения выходят не живые "типические" по выражению Энгельса характеры, а "необыкновенные личности, бурные страсти, жизненные условия, в которых развивается действие. В литературе романтизма мы не найдем интереса писателя к анализу внутренней жизни человека, соотнесение ее с внешними проявлениями и т.д.

Такой интерес к внутреннему миру человека становится возможен только тогда, когда на первый план в художественном произведении вызодит "типический характер в типических обстоятельствах". Эти слова Энгельса, характеризующие один из важнейших принципов реализма, являются краеугольным камнем эстетики Щедрина и других писателей реалистов. Характеры героев "Губернских очерков", "Господ Головлевых", "Современной идиллии" построены по законам реализма и, следовательно, глубоко психологически достоверны.

Щедрин создавал свои произведения в то время, когда психологический анализ личности персонажа стоит в центре внимания таких гениев как Толстой и Достоевский. В творчестве обоих этих писателей большое место занимает описание проникновение в жизнь русского дворянства. Роман "Господа Головлевы" стал рядом с "Братьями Карамазовыми" Достоевского, "Анной Карениной" Толстого. Художественное видение писателей совершенно различно, человек в окружающем его мире предстает в этих произведениях совершенно по-разному, но при несхожести художественно-эстетических систем, мировоззрении, авторов объединяет одно боль за разрушающуюся человеческую личность, попытка анализа причин и хода ее трагедии - и как средство этого анализа - психологическая характеристика. Щедрин - художник выступив на литературную сцену России 50-80-х годов XIX века, по праву занимает выдающееся место в ряду великих русских писателей-реалистов

Психологическая характеристика в романах Щедрина глубоко своеобразна. Она совмещена с оценочным, сатирическим взглядом на персонаж и существует в неразрывном единстве с ним. Для того, чтобы понять сущность сатиры Щедрина и ее развитие в реалистическом социально-психологическом романе "Господа Головлевы" нужно четко представить следующее: время написания романа, т.е. ту по выражению Щедрина "народную почву", на которой он появился и место романа как сатирического произведения в русской литературе и в творчестве самого писателя.

Роман был написан в 1872-80 г., когда последствия реформы 1981 г. были уже очевидны и дворянство, помещичество стало средоточием социального зла в России, силой, смещающей экономическому, социальному, политическому развитию страны и по сути своей разлагающейся и становящейся "выморочным родом", говоря словами Щедрина.

Совершенно естественным и логичным представляется сопоставление романа Щедрина с "Мертвыми душами" Гоголя. Оба писателя средствами сатиры создавали картину вырождения русского дворянства во всех областях жизни, начиная с семьи и кончая экономической ролью дворянства в жизни страны. "Господа Головлевы" воспитывали народ в той школе ненависти к классу господ, основание которой положено "Мертвыми душами".^

Мертвые души", как и "Господа Головлевы", сатирический роман. Но назвать его социально-психологическим, мы думаем, нельзя. Гоголь не ставит своей целью создание психологически подробного и тонкого портрета своих персонажей, ему интересны скорее типы, чем характеры (недаром имена Манилова, Р Плюшкина стали нарицательными). Щедрин же "показывая "мертвые души" на

Т2/ более поздней стадии разрушения" 7 , изображает сатирически окрашенные характеры, глубоко правдивые и тонкие изменения внутреннего мира человека. Сам психологический анализ, психологический портрет становится средством создания сатирического эффекта.

В этом смысле "Господа Головлевы" резко отличаются от таких произведений Щедрина, как, например, "История одного города" -развернутого гротескного повествования, сама стилистика которого исключает психологический анализ, или от "Сказки" - по форме приближающимся к притче и басне.

Роман Щедрина органически вписывается в литературный конт-текст 60-х годов. "Возникли новые вопросы, появились новые социально-психологические характеры - и понадобились новые методы для художественного исследования их. В 1870-е годы Некрасов и Салтыков-Щедрин. ищут новые творческие пути"^Л

Каковые же "новые методы художественного исследования" действительности, реализующиеся в творчестве Щедрина 70-х годов, конкретно в романе "Господа Головлевы"?

Направленность творчества остается явно сатирической, но средства достижения сатирического эффекта коренным образом меняются. Гротеску, эзопову языку, гиперболе на смену приходит типизированная психологическая характеристика персонажа, рассмотренного в неразрывном единстве со средой, его окружающей. "Демократы-шестидесятники заново пересмотрели вопрос о соотношении среды и характера. Признавая первичность среды, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин всячески под

14/ черкивали ооратную связь."

Средства психологической характеристики у Щедрина разнообразны и наряду с прямыми характеристиками персонажа (внутренним монологом, портретом, пластическим рисунком, авторскими оценками) обычную роль играет, если так можно сказать, "портрет" среды. Описание пейзажа, интерьера и до Щедрина было чрезвычайно значимо в сатирическом произведении (достаточно вспомнить пейзаж во владениях Плюшкина или знаменитое описание его захламленной гостиной), но ранее, и в "Мертвых душах" в том числе среда была статична, выполняла орнаментальную функцию. У Щедрина существует "обратная связь" между средой и героем. Это означает не только то, что описываемые жизненные условия влияют на формирование человеческих качеств героя, но и сам герой в соответствии со своим внутренним содержанием изменяет эти условия. Такое изображение среды давало писателю возможность с новой, неожиданной точки зрения показать эволюцию, душевную деградацию рода Головлевых, разрушение вместе с ними всего устройства их мира, их времени. В этом-то и выражается единство представлений Щедрина о человеке и обществе с пониманием этой проблемы его современниками.

Общее настроение общества и масс - вот что меня занимает" /XIX,67/ - писал Щедрин. Сатирическое и одновременно психологически достоверное изображение в романе соотношение характе- • ра и среды как раз и является воплощением этого "общего настроения общего" по отношению к уходящему в небытие дворянству и его образу жизни. Глубокий общественно-политический, социальный смысл романа раскрывается через взаимодействие разных планов повествования: политической сатиры и глубоко-психологического анализа характеров социальных типов-объектов этой сатиры.

М.Ольминский, один из первых исследователей Щедрина советской эпохи, писал о нем: "Его область, главным образом, образ исследования тех психологических надстроек, которые не определяют, правда, форм классовой борьбы, но зато одухотворяют, облекают плотью и кровью личности, через которые классовая борьтя/ ба получает осуществление" 7.

Таким образом мы можем окончательно сформулировать, обозначить те вопросы, которые необходимо рассмотреть, чтобы выяснить, каким образом психологический анализ становится средством сатирического изображения действительности в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы".

Во-первых, это вопрос о конкретных средствах психологической характеристики, которыми пользуется Щедрин, т.е. портрет, пластический рисунок образа, речевая характеристика персонажа, внутренний монолог, прямая речь героя в изложении автора и т.д. А во-вторых, это принципиально новый, найденный писателем путь изображения внутреннего движения характера - динамичное описание жизненной среды героев, ее изменение вместе с разрушением "выморочного рода" Головлевых.

В неразрывном единстве с этими вопросами мы должны решить, каким образом эти средства реалистической изобразительности служат автору орудием сатирического изображения жизни русского общества и конкретно, русского дворянства в 60-70-е годы XIX века. Анализируя текст романа с этой точки зрения, мы неизбежно придем к осознанию высокой общественно-политической и художественной ценности романа и его места в общественной жизни 80-ых годов прошлого века. И тогда в какой-то мере получит объяснение, почему он вызывал такой живой интерес у читателей нескольких поколений. И почему он до сих пор возбуждает сопереживание у современных нам читателей разных возрастов и разного социального положения. Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" живет в читательском сознании более века - и это само по себе требует научного осмысления.

13

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Росабаль Гирадо, Мириам

Заключение.

1. Шаталов С.Е. О психологизме в романе "Господа Головлевы". Филологические науки ft I, 1976, стр.31.

2. Там же, стр.32.

3. Шаталов С.Е. О психологизме в романе "Господа Головлевы". Филологические науки, J5 I, 1976, стр. 31.

4. Там же, стр. 32.

5. Елизарова Л.В. Роман "Господа Головлевы" и его место в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. Автореферат, Л., 1955, стр.II.

6. Длуговская Л. Психологизм сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина. Диссертация на соиск.уч.степ.канд.филологич.наук. Вильнюс,

1968, стр.73.

7. Салтыков-Щедрин. Избр.соч. ГШ Художественной литературы. М., 1954, Вступ.статья М.С.Горячкиной, с.ХУЛ.

8. Там же. I

178

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Росабаль Гирадо, Мириам, 1984 год

1. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е и д. М.:Худож. лит.,1976, 827 с.

2. Баранов С.Г. "Господа Головлевы" М.Е.Салтыкова-Щедрина. (О некоторых особенностях стиля романа). Труды Иркутского гос. ун-та им. А.А.Щцанова, Т.Х, 1954.

3. Баскаков В.Н. Научная литература о М.Е.Салтыкове-Щедрине. (Обзор). Русская Литература, 1967, В 3, с.240-252.

4. Бахтин М.М. Эпос и романа (0 методологии исследования романа). Вопросы Литературы, 1970, Jf? I, с.95-122.

5. Библиография литературы о М.Е.Салтыкове-Щедрине. 19181965. Сост. Баскаков В.М. М.-Л.: Наука, 1966, 292 с.

6. Билинкпс В. В защиту живой жизни. Вопросы литературы, I960, В II, с.42-59.

7. Биржико А. Мастерство психологического анализа М.Е. Салтыкова-Щедрина в романе "Господа Головлевы". В кн.: А Проблемы художественного мастерства. Алма-Ата. 1967, с.13-16.

8. Бочаров С.Г. Психологический анализ в сатире. Автореферат. М.,1956.

9. Бочаров С.Г. Психологический анализ в сатире. В кн.: Эльсберг Я.Е. Вопросы теории сатиры. - М.: Советский писатель, 1957, с.246-279.

10. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького. В кн.: Социалистический реализм и классическое наследие. М.,1960,с.89-210.

11. Бочарова А. Салтыков-Щедрин. Полемический аспект сатиры. -Саратов-Пенза. Приводя.кн.изд., 1967, 203 с.

12. Бухштаб Б. Сатира Щедрина в 70-ые годы. Вопросы литературы. 1964, J5 6, с. 198-201.

13. Бушмин А.С. Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина. В кн.: История русского романа в двух томах. Изд-во Наука, ГЛ.-Л. ,1964. Т.2.

14. Бушмин А.С. М.Е.Салтыков-Щедрин. Л.:Просвещение, 1970, 240 с.

15. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М.: Современник, 1976, 253 с.

16. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина, Изд-во АН СССР. М.-Л., 1959. 644 с.

17. Векслер И.И. К проблеме сатирического образа у Щедрина. Известия Академии Наук СССР. Отд.Литературы и языка. Т.У. Вып.З. М.,1946, с.213-222.

18. Герасимов М.М. Взгляды М.Е.Салтыкова-Щедрина на литературу и искусство. Автореферат. Минск. 1973.

19. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977, 443 с.

20. Гончаров И.А. Из письма о "Господах Головлевых" М.Е. Салтыкову-Щедрину. В кн.: Яковлев Н.В. М.Е.Салтыков-Щедрин в русской критике. Л., 1939, с.158-159.

21. Горелов А. Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель, 1964, 666 с.

22. Горячкина Н.С. М.Е.Салтыков-Щедрин в оценке русской критики. В кн.: М.Е.Салтыков-Щедрин в русской критике. М.: Гослитиздат, 1959. с.3-42;

23. Горячкина М.С. Некоторые особенности психологизма Достоевского и Щедрина. М. Русская литература, Jy I, 1972.

24. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. Изд-ние 2-е, дополненное. М.: Просвещение, 1976, 240 с.

25. Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская литература 60-80-х годов XIX века. М.: Наука, 1977, 176 с.

26. Горячкина М.С. и Лаврецкий А. Салтыков-Щедрин. В кн.: История русской литературы. M.-JI.: АН СССР, 1956, Т.IX, ч.1.

27. Григорьян К.Н. Литературные взгляды Щедрина. Тезисы к соиск.уч.степ.канд.филолог.наук. Л.,1939.

28. Григорьян К.Н. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". М.-Л., 1962, 162 с.

29. Дементьев А.Г. Типы классической литературы в произведениях Щедрина. Ученые записки ЛГУ, серия филологическая, вып.II, 76, Л., 1941.

30. Десницкий В.А. "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина. -Литературная учеба. М., 1935, JS 2-3, с. 15-31.

31. Десницкий В.А. Роман-хроника М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". В кн.: Салтыков-Щедрин М.Е. "Господа Головлевы". Л., 1953, с.315-323.

32. Десницкий В.А. Семейная хроника Н.Щедрина "Господа Головлевы". В кн.: Десницкий В. На литературные темы. Книга вторая. Л.Гослитиздат, 1936, с.446-507.

33. Длуговская С. Психологизм сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина. Дисс.на соиск. науч. степ. канд. гаРЗлологич. наук. Вильнюс. 1969.

34. Дорногин И.К. Общественно-политические взгляды М.Е.Салтыкова-Щедрина. Автореферат. Горький. 1961.

35. Евгеньев-Максимов В. Великий патриот великий демократ. (К 50-летию со дня кончины М.Е.Салтыкова-Щедрина). -Звезда, 1939. J5 5-6, с.3-9.

36. Елизарова Л.В. К творческой истории романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Ученые записки Дальневосточный гос.университет. Вып.10. 1966, с.12-20.

37. Елизарова Л.В. Роман "Господа Головлевы" и его место в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. Дисс.на соиск.уч.степ.канд. фнлологич. наук. Л., 1956.

38. Елизарова Л.В. Страница к комментарию романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Ученые записки. Т.ХХП. Дальневосточный гос.университет". Владивосток. 1966, с.46-56.

39. Ефимова Е.Н. К вопросу о своеобразии сатиры Салтыкова-Щедрина. Автореферат. М., 1953.

40. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. Изд. МГУ. М., 1953.

41. Жук А.А. Великий русский сатирик. К 150-летлю со дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина. Наш современник. М., 1976, А? I., с.172-177.

42. Жук А.А. Русская сатира 1840-х годов и раннее творчество Салтыкова. В кн.: Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1826-1976. Межвузовский тематический сборник. Калинин. 1977, с.3-13.

43. История русской литературы. В 10 т. М.-Л. Нзд-во АН СССР, 1956, тт.УШ, IX.

44. История русском литературы. В 3 ,т. М.: Наука, 19581964.

45. История русского романа. В 2-х т. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1962-1964.

46. Ищенко И.Т. Ленин о Салтыкове-Щедрине. В кнш.: Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. БГУ, 1975, 128 с.

47. Камышинская Д.Н. 1С проблеме "человеческого" в сатире М.Е.Салтыкова-Щедрина. Уч.записки Петрозаводского ун-та, 1972, Т.18, вып.З, с.31-52.

48. Кандель Б.JI. М.Е.Салтыков-Щедрин. Рекомендательный указатель литературы. Л., Изд.Гос.публ.библ.им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. IS5I.

49. Каноныкин Н.П. Основные черты эзоповского стиля Щедрина. Ученые записки ii? 59. Ленинградский гос.пед.институт. Кафедра русского языка. Л. 1948, с.97-113.

50. Каноныкин Н.П. О языке и стиле романа-хроники "Господа Головлевы". Ученые записки Ленинградского о гос.пед.института им. А.И.Герцена. Т. 69, 1948, с.16-76.

51. Кирпотин В.Я. Избранные работы в трех томах. T.I., М., 1978, 441 с.

52. Кирпотин В.Я. М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. М.:Сов.писатель, 1955. 722 с.

53. Кирпотин В.Я. Типология русского романа. Вопросы литературы, 1965, J3 7, с. 104-129.

54. Кирпотин В.Я. Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина. М.: Госполитиздат, 1957. 592 с.

55. Королькова Е.И. Из творческой истории "Господ Головле-внх". Литературная учеба Г? 5, 1939, с. 35-50.

56. Королькова Е.И. Композиция "Господ Головлевых", -Литература в школе. М. fJ5 I, 1936, с.51-57.

57. Королькова Е.И. О языке Щедрина ("Господа Головлевы") -Литературная учеба. В 7-8. М., 1935, с.176-186.

58. Кранихфельд В. Новая экскурсия в Головлево. Русское богатство. $ 4, М., 1914, с.38-52.

59. Кудрявцева 0. Пейзаж у М.Е.Салтыкова-Щедрина. Литературная учеба. J5 8-9, М., 1940, с.90-102.

60. Кузнецов Н.И. Некоторые особенности психологическогоанализа в трилогии К.А.Федина "Первые радости", "Необыкновенное лето", "Костер". В кн.: Проблемы психологизма в художественной литературе. Томск. 1980, с.

61. Левин Ш.Н. и Фридлендер Г.М. Семидесятые-восьмидесятые годы. В кн.: История русской литературы. Изд. АН СССР, Т.IX, ч. 1-ая. М.-Л., 1956. с.

62. Леонова Т.Г. Психологическое изображение в русской литературной сказке второй половины XIX века (сатирический психологизм). В кн.: Проблемы психологизма в художественной литературе. Томск. 1980, с.104-129.

63. Лииданер С.Д. Творчество Щедрина 80-х годов в новейших исследованиях. (Обзор). Вопросы литературы, М.,1961,1. Ш 4, с.213-219.

64. Дищинер С.Д. "Господа Головлевы" и эстетика русского реалистического романа. Вопросы литературы, II, М., 1962, с.117-220.

65. Лукоянова Э.Н. Народ в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Киргизский женский пед.инст. Ученые записки. Вып.5, Фрунзе, I960, с.113-130.

66. Лукоянова Э.Н. Психологический анализ в сатире (На примере романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"). Киргизский гос.университет. Ученые записки филологического факультета. Вып. 17-18. Фрунзе. 1972-1974, с.65-72.

67. Лукоянова Э.Н. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы и русский роман 1870 годов. Автореферат. Алма-Ата, 1967.

68. Лукоянова Э.Н. Стилистический повтор как один из приемов сатиры Щедрина. (Из наблюдений над стилем романа "Господа Головлевы"). Киргизский к гос.университет. Ученые запискифилологического факультета. Вып. 12. Фрунзе, 1964, с.28-36.

69. Луначарский А.В. М.Е.Салтыков-Щедрин. В кн.: Луначарский А.В. Русская литература. Избранные статьи.: Гослитиздат, 1947. с.

70. Макарова Е.М. Жизненные источники образа Иудушки Го-ловлева. Звезда, В 9, I960. М.-Л., с.187-192.

71. Макарова Е.М. О реальных источниках "Господ Головле-вых". (Семейный суд). /- Литературный критик. J& 56, М.,1939, с .103-113.

72. Макапшн С.А. Писатель горечи и гнева. (Литературный портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина). Вопросы Литературы, № 6, М., 1965, с.118-124.

73. Макапшн С.А. После юбилея (0 некоторых итогах задачи изучения Салтыкова-Щедрина). Вопросы литературы J& 10, М., 1977, с.154-185.

74. Макапшн С.А. Салтыков-Щедрин. Биография. 2-е изд., доп. -М.: ШХЛ, 1951, 582 с.

75. Макапшн С.А. Салтыков-Щедрин. На рубеже 1850-1860 годов. Биография. -М.: Художественная литература, 1972, 600 с.

76. Салтыков-Щедрин М.Е. В воспоминания современников.

77. В 2-х Т. (Воспоминания собрал, подг. к печати, комментировал и написал вступит.статью, с.5-42, Макапшн С.А.). 2-е изд., Пересмотр, и доп. М.: Художественная литература, 1975.

78. Мордовченко Н.И. Писатели о Салтыкове-Щедрине. В кн.: М.Е.Салтыков-Щедрин. К пятидесятилетию со дня смерти. Статьи и материалы. Л.: Сов.писатель, 1939, с.

79. Мысляков В.А. Искусство сатирического повествования.проблема рассказчика у Салтыкова-Щедрина. Автореферат.1. Саратов. 1966.

80. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож.лит., 1976, 827 с.

81. Ольминский М.С. Статьи о Щедрине. ГИЗ, 1930.

82. Оснос Ю. Творчество Щедрина. Литературный критик, № 5-6. М., 1939, с.7-28.

83. Павлова И.Б. Художественное своеобразие романов Щедрина 60-х 70-х годов. Дисс. на соиск.уч.степ.канд.филологич. наук. М., 1980.

84. Попковская Б.В. Натуральная школа Белинского и Салтыкова-Щедрина. Ученые записки Ленинградского гос.пед.института mm, Герцена. Том.82, Л., 1949.

85. Покусаев Е.И. "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина. Саратовский гос.университет. Ученые записки. Т.56 А. Вып. филологический. Саратов, 1957, с.367-417.

86. Покусаев Е.И. Идейно-творческий путь Салтыкова-Щедрина в 60-79-ые годы. Автореферат докторской диссертации, Л.,1957,

87. Покусаев Е.И. Мастерство художника-сатирика. (Из наблюдений над стилем "Господ Головлевых"). Новая Волга, кн. 23, Саратов, 1955, с.170-190.

88. Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина.-М.: Гослитиздат, 1963, 47Д.С.

89. Покусаев Е.И. Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы. Саратов, 1957, с.

90. Покусаев Е.И. и Прозоров В.В. Вводная статья. В кн.: Салтыков-Щедрин М.Е. Собр.соч. в 20 т. М.: Художественная литература, 1972, Т.ХП, ("Господа Головлевы"), с.654-671.

91. Прозоров В.В. Комментарии. В кн.: Салтыков-Щедрин

92. М.Е. Собр. соч. в 20 т., М.: Художественная литература,1972.

93. Т.ХШ, ("Господа Головлевы"), с.654-694.

94. Прозоров В.В. Примечания к изданию "Господ Головлеых" Изд-во Советская Россия. М., 1982, с.

95. Пруцков Н.И. Пореформенная Россия и русский роман второй половины XIX века. В кн.: История русского романа в двух томах, Т.П, изд.Наука, М.-Л., 1964^.

96. Рев М. Образ Иудушки и некоторые вопросы сатирического и психологического изображения.1967, Т.13, с.47-87.

97. Саранцев А.С. Из творческой истории романа Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Ученые записки Челябинского гос. пединститута, 1957, вып.Х.

98. Саранцев А.С. Творческая история романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы", Автореферат. Воронеж, I960.

99. Страхов И.В. Психологический аналих внутренних монологов в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". Саратовский гос.пед.институт Саратов, 1975.

100. Трофимов И.Т. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина и русская литература. М.: Просвещение, 1967, 332.

101. Турков A.M. Салтыков-Щедрин. М.-.Молодая гвардия, 1964, 368 с. (ЭЖизнь замечательных людей).

102. Шаталов С.Е. Время. Метод. Характер. Образ человека в художественном мире русских классиков. М.: Просвещение, 1976.

103. Шаталов С.Е. Чехов и Салтыков-Щедрин. Труды Узбекского гос.университета, 1957, вып.72.

104. Шаталов С.Е. О психологизме в романе "Господа Головлевы". Филологические науки, J& I, 1976, с.30-35.

105. Щедрин Н. О литературе, М., 1952.

106. Щедрин Н. (Салтыков М.Е.). Полн. собр.соч., в 20 т., ТТ. ХП, ХХ1У. Л.: ГИХЛ, I933-I94I.

107. Эльсберг Я.Н. Салтыков-Щедрин. М., 1934.

108. Эльсберг А.Е. Действительность и художественный мир Щедрина. Литературная учеба, J3 5, 1939, с.3-34.

109. Эссен М.М. Н.Щедрин (М.Е.Салтыков). Мировой тип предателя и лицемера. В кн.: Щедрин Н. (Салтыков М.Е.). Полн. собр.сочинений, Т.ХЛ, М., Гослитиздат, 1939.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.