Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города тема диссертации и автореферата по ВАК 18.00.01, кандидат архитектуры Ахмедова, Лаура Сергеевна

Диссертация и автореферат на тему «Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 359758
Год: 
2009
Автор научной работы: 
Ахмедова, Лаура Сергеевна
Ученая cтепень: 
кандидат архитектуры
Место защиты диссертации: 
Самара
Код cпециальности ВАК: 
18.00.01
Специальность: 
Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Количество cтраниц: 
153

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Ахмедова, Лаура Сергеевна

Введение.

Глава 1. Архитектура информационного пространства исторического города.

1.1. Роль городской культуры и урбанизированных цивилизаций в формировании информационного пространства исторического города.

1.2. Анализ взаимодействия текста и знаков с поверхностью архитектурного объекта в историческом городе.

1.3. Знаки навигации в архитектурном пространстве исторического города.

1.4. Визуальные коммуникации в историческом городе.

1.5. Идеологическая составляющая информационной роли архитектуры в историческом городе.

1.6. Промышленная революция и предпосылки трансформации исторического города.

Выводы.

Глава 2. Становление визуального информационно-коммуникативного поля индустриального города

2.1. Архитектурно-художественные приемы русского авангарда и новая типология архитектурных объектов в городской среде революционного города (1917-30 г.г., Россия).

2.2. Информационная роль монументальных знаковых архитектурных сооружений в тоталитарном городе (1930-50 г.г., СССР,

Германия).

2.3. Мегатекстура архитектурного объекта в коммерческом городе

1930-70гг., США)

Выводы.

Глава 3. Постиндустриальный город: архитектура медиаполя

3.1. Предпосылки появления нового архитектурного пространства постиндустриального города.

3.2. Медиафасад как часть постиндустриальной культуры.

3.3. Новые художественные и социальные практики.

3.4. Граффити как способ визуальной самоидентификации горожан в современном урбанистическом окружении.

3.5. Новые подходы в развитии современных урбанистических систем навигации и ориентации.

Выводы.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города"

В последние десятилетия стремительно меняется внешний облик городов мира, открывая себя влиянию новейших технологий, новых стилистических поисков, градостроительных концепций. Эти влияния, отражая характерные черты эпохи, ее идеи и эмоции, находят непосредственное отражение и материальное воплощение в архитектуре, которая комплексно и наиболее устойчиво характеризует состояние культуры общества, уровень его сущностных сил. Из сфер искусства, культуры, науки и технологий в архитектурное пространство городов выходят предметные результаты новой творческой деятельности людей, создавая совершенно новые пространственные и структурные единства, обладающие качеством динамики, преобразующие облик города и формирующие подвижные смысловые «поля» городской среды. Индустриальный модернистский город превращается в постиндустриальный мегаполис.

В конце XX - начале XXI века в городах-мегаполисах формируется принципиально новая среда обитания - информационная. Все сферы деловой активности непосредственно связаны с использованием и хранением информации. Это меняет условия жизни, культуру, стереотипы поведения. Как следствие, информация, особенно в ее медийной форме, становится одним из важнейших средств воздействия на общественное сознание и общественное поведение, то есть инструментом управления. Особенно значимым этот инструмент становится в региональном и муниципальном пространстве. Современная жизнь становится все более и более зависима от количества и качества социальной информации, которой обладают жители того или иного региона. От ее эффективного использования, достойного архитектурно-дизайнерского воплощения зависит не только развитие образования и культуры, но и экономическая, и властная составляющие развития российских регионов. В управлении социальными общностями информация может оказать стабилизирующее и мобилизующее действие, создать благоприятную, социально однородную толерантную среду обитания, стимулировать социально -экономическую активность. А может воздействовать прямо противоположно — создавать среду конфликтную, агрессивную, угнетающую.

Итак, научное исследование начинается с констатации научной проблемы. Для ее констатации достаточно будет вывести само определение медиа -коммуникации. Медиа - коммуникация - это несамостоятельный идеологический реальный интеллектуальный комплектор, деятельность которого - разнообразно структурированный феномен, имеющий возможность постоянно накапливаться и обновляться. Из самого определения медиа - коммуникации следует, что как идеальный продукт она не имеет отношения к реальности, а рассматривается лишь один из методов достижения ее, формирование которой существует в ряду различных картин мира общества. Картина мира, в свою очередь - это некая общая характеристика реальности, модель. Внешний мир - предметная реальность не дана человеку сама по себе, а только через посредство субъективных форм чувственности и деятельности. Всякое знание человеку дается в его чувственном образном восприятии.

Изучению и выявлению закономерностей формирования нового облика города в контексте влияния информационно-медийного феномена (поля) и посвящено данное исследование. Архитектурные и средовые объекты, принадлежащие к этим структурно-пространственным полям, объединяются общим признаком — в той или иной форме они содержат текстовую или иную визуальную информацию, которая транслируется в той или иной форме городскому социуму для ориентации в сложноорганизованной среде городского мегаполиса. Темпы распространения новой среды и новой архитектуры в городском пространстве усиливаются, меняя облик городов. Среди архитекторов и городских дизайнеров, позиционирующих себя как новаторы, работающие с новыми технологиями, известны такие архитекторы как Р.Коолхас, С.Холл, З.Хадид, Ж.Нувель, Ф.Мойзер, Д.Погаде и ряд других за рубежом и в России; архитектурные бюро ОМА, дизайнерские фирмы ag4, Meuser Architektur und Kommunikations-Design. В том числе и российские архитекторы и дизайнеры -А.Асадов, И.Воскресенский, Д.Савельев, другие. Все это свидетельствует о том, что явление использования информационной среды города как инструмента архитектурного и средового формообразования становится все более распространенным в России, а в мире • - и общепринятым. Следовательно, актуальность предпринятого автором исследования является достаточно высокой, очевидной. .

Постановка проблемы исследования. Современная архитектурная наука представляют обширное знание архитектуры города с древнейших времен до .современности. В то же время реализуемые, на Западе новые технологии в архитектурном формообразовании: создают впечатление чего-то абсолютно нового^ не связанного с прошедшими эпохами развития городов и информационной ролью архитектуры. Автор по мере сил постарался доказать, что это не так. На многочисленных примерах истории: архитектуры, градостроительства и дизайна . в диссертации доказывается., что облик современного города, его высокотехнологичной архитектуры - продукт эволюционного исторического развития феномена — визуального информационно-коммуникативного поля городов. 1

Теоретическая база исследования. Информационная роль архитектурного объекта в городе освещалась в трактатах и трудах таких ученых архитекторов и градостроителей, как Витрувий, Л:Б;Альберти, Л. да Винчи; А.Палладио, Ф.Блондель, К.дю Кенси,. Дж.Рескин, Г.Вёльфлин, Г.Земпер, К.Зитге, Э.Э.Виоле-ле-Дюк, Ь.Шуази, З.Гидион, ГЪАуд, К.Линч, Н.Певзнер, Л.Кан, У.Харди, Ч.Дженкс, К.Фремптон, Б.Чуми, А.Латур, другие. Ее затрагивают и отечественные ученые, исследующие современные проблемы архитектуры и градостроительства в эволюции их развития, — И.Азизян, С.Айдаров, Г.Айдарова, И.Бондаренко, Ю.Бочаров, А.Вайтенс, В.Владимиров, Ю;Волчок, А.Гельфонд, В.Глазычев, Э.Данилова, И1Добрицына, М.Золотарева, А.Иконников, Т.Каракова, Ю.Косенкова, Л.Коган, А.Кудрявцев, И.Лежава, В.Нефёдов, С.Норенков, О.Орельская, А.Раппопорт, Т.Ребайн, Г.Ревзин, Т.Славина, И.Страутманис, В.Хайт, С.Хан-Магомедов, Н.Шукурова, Д.Швидковский,. С.Шумилкин, 3;Яргина и другие.

Вопросы взаимодействия архитектуры и информационных технологий исследуются в работах таких авторов, как Р.Курал, К.Курокава, Р.Вентури и Д.Скотт-Браун, А.-С. Шульц, Р.Клокер, Д.Кулиш, И.Воскресенский, А.Ефимов, А.Вергунов, Н.Лекарева, Е.Смоленская, В ;Текутьев, ряда других.

Информационное поле города как проявление законов синархии и управления массовым сознанием рассматривается в исследованиях философов, культурологов и социологов - М.Хайдеггера, М.Фуко, М.Кагана, Г.Померанца, Ю.Борева, В.Бычкова, Д.Земляного, Е.Крашенинниковой, С.В.Норенкова, других.

Автор также опирался на труды ученых-инженеров, архитекторов, светодизайнеров, изучающих новые технологии в области создания комфорта городской среды - В.Келера, В.Лукхардта, Х.Божкова, Г.Папагалова, Л.Орловой, В.Филина, Н.Щепеткова и других ученых.

Цель исследования: выявить особенности исторической эволюции визуального информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде города на основе его типологических, ментальных и архитектурно-пространственных характеристик.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- изучить историческую эволюцию текста и знака в архитектуре как средства передачи информации и средства художественной выразительности;

-обосновать исторические этапы формирования визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города в зависимости от этапов социально-экономического развития общества;

- выявить особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде города на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному городу в контексте развития информационных технологий в архитектурном формообразовании объекта.

Объект исследования: визуальное информационно-коммуникативное поле современного города как архитектурно-пространственный феномен.

Предмет исследования: исторические архитектурные закономерности формирования и трансформации информационного поля города и его типологические, ментальные (сущностные) и архитектурно-пространственные характеристи ки.

Границы исследования: процесс зарождения и развития информационного поля городской среды рассмотрен на примерах древнего, европейского, русского и американского городов в соответствии с хронологией развития фаз информационного обмена — от устно-письменной фазы (2 700 лет до н.э.) до электронной (начало XXI века).

Гипотеза исследования заключается в том, что информационная функция изображений, знаков и текста в структуре архитектурного объекта с древности влияет на формирование облика города и, отражая социальные, идеологические, навигационные, коммерческие задачи развития сообщества, активно участвует в изменении как собственно архитектурного объекта, так и самого облика (образа) города, на современном этапе выходя в открытое городское пространство и формируя новый архитектурно-пространственный феномен - визуальное информационно-коммуникативное поле города.

Методологическая основа работы - системный подход и историко-эволюционный метод выявления закономерностей трансформации визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города в сочетании с графоаналитическим методом моделирования его архитектурно-пространственных характеристик.

Методика исследования основана на комплексном изучении текстового, графического, иллюстративного материала в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях, включая периодическую печать. В исследовании также используются визуальные и фотометрические методы изучения архитектурной среды, сравнительный анализ внутренней структуры и конструктивных особенностей объектов визуального информационно-коммуникативного поля на основе фотоизображений, чертежей и 3-Д моделей архитектурной среды города.

Научная новизна исследования в том, что в нем впервые на многочисленных зарубежных и российских примерах показано становление и трансформация визуального информационно-коммуникативного поля города в его архитектурно-пространственных параметрах и элементах; выявлена роль текстового и знакового слоя в формообразовании архитектурного объекта и городского пространства; определены тенденции изменения визуального поля городов в контексте развития информационных технологий в постиндустриальном обществе на современном этапе.

Научное и практическое значение работы. Проведенное исследование расширяет научное знание о новых направлениях развития современной высокотехнологичной архитектуры; показывает значение информационной роли архитектурного объекта на пути трансформации его в визуальное информационно-коммуникативное поле городской архитектурной среды. Вводится и расшифровывается новая терминология, формирующая словарь новейшей высокотехнологичной архитектуры. Полученные результаты позволяют выявить значение формообразующей роли информационных технологий в новейшей архитектуре XXI века. Отдельные фрагменты исследования могут найти применение в учебных лекционных курсах.

Для теории впервые вводится понятие визуальное информационно-коммуникативное поле города как архитектурно-пространственный феномен, определяемый взаимодействием сложнодифференцированных потоков социальной, идеологической, навигационной, коммерческой информации, визуально выражающий в городской архитектурной среде уровень развития сущностных сил общества.

На защиту выносятся результаты исследования, раскрывающие теоретическое содержание эволюции текста, знаков и изображений в архитектуре на историческом пути их трансформации в визуальное информационно-коммуникативное поле городской среды:

1. Закономерности проявления взаимодействия текста и знака в архитектуре на каждом этапе исторического развития;

2. Исторические этапы формирования информационно-коммуникативного поля города в связи с социально-экономическим развитием общества;

3. Типы художественных образов города на основе эволюции его визуального информационно-коммуникативного поля;

4. Особенности современного визуального информационно-коммуникативного поля в архитектурной среде во взаимосвязи с развитием высокотехнологичного архитектурного объекта в городе-мегаполисе.

Апробация и внедрение результатов исследования выполнены в научных публикациях (всего 11, из них 2 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ), а также путем участия в 7 научно-технических конференциях - в СГАСУ в 2006, 2007, 2008 годах; во Всероссийской научно-практической конференции ««Конкурсы в профессии архитектора», Самара, 2007; международной конференции «Инновационные методы в архитектурном образовании», Самара, 2008; международной конференции «Архитектура и туризм-2008», Самара, 2008; XI международной конференции «Архитектор. Город. Время» Санкт-Петербург, 2009. Результаты апробированы в учебном процессе по специальности «архитектура» и «дизайн».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текстовую часть (150 стр.) — введение, три главы, общие выводы, библиографический список (122 наименования, в том числе - 18 зарубежных и 15 сайтов Интернет); второй том включает 58 графоаналитических таблиц и приложения.

Заключение диссертации по теме "Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия", Ахмедова, Лаура Сергеевна

1. Визуальное информационно-коммуникативное поле постиндустриального города определяется развитием информационных технологий, трансформацией мирового рынка и перераспределения потоков капитала, обусловленных современным процессом глобализации. Медиагород -

это город, который сегодня только формируется. Многие его признаки существуют в разных странах, и сегодня можно увидеть фрагменты этого будущего города в Америке, Европе и Азии. Процесс медиализации городского пространства развивается с высокой скоростью, что позволяет говорить о том, что медиаполе, становление которого происходит на пересечении виртуального и реального пространства, становится все более глобальным.2. Среди факторов, влияющих на трансформацию визуального облика города можно выделить следующие: • изменение проектных и строительных-практик в-контексте развития — новых информационных технологий, определяющие появление медиафасадов.как новых элементов городской среды, формирующих медиатекстуру городской ткани; • развитие новых художественных и социальных практик, активно применяющих информационные технологии для создания коммуникативного пространства; уход от монументальности в общественном искусстве и появление разнообразных видов паблик арт - нового городского искусства; • появление и развитие новых элементов городской среды, формирование которых обусловлено новыми информационными технологиями; • распространение граффити, городского искусства, как способа самоидентификации и коммуникации жителей города; • содержательная и типологическая трансформация навигационных систем, целью которых является содействие ориентации в урбанизированном пространстве и создание безбарьерной среды.3. Новое медиаполе урбанистического окружения изменяет природу архитектуры, делая ее динамичной, изменяя ее традиционную характеристику -

статику. Архитектура зданий становится все более связанной с городской средой, обеспечивая взаимодействие открытого и закрытого пространства.Информационная функция архитектурного объекта становится не менее значимой, чем его функциональная программа и объемно-пространственная композиция.Общие выводы и результаты исследования:

1. Город и письменность, как способ передачи информации, - два важнейших фактора, которые породили цивилизацию в ее историческом развитии от времен устно-письменной фазы (2 700 лет до н.э.) до настоящего времени -

эпохи цифровых технологий и медиакоммуникаций. Информационная функция города, развивалась в историческом городе в тесной взаимосвязи с развитием властной потестарной функции, влияя на формирование городской среды. В исследовании установлено, что развитие информационного поля города, сформированного текстами, знаками и изображениями, представленными на различных уровнях взаимодействия с городской средой, привело не только к изменению урбанистического пространства, но и к трансформации самой архитектуры. Процесс трансформации визуального поля в урбанистическом пространстве характеризуется количественным и качественным развитием систем навигации, ориентации и коммуникации. Количественное развитие элементов визуального поля определяет насыщенность городской ткани, а их качественное развитие обеспечивает появление новых свойств архитектурного объекта.2. Исследуя трансформацию исторических текстовых и знаковых изображений в их связи с архитектурой можно выделить четыре аспекта развития: в контексте масштаба, в контексте формообразования, в контексте времени, в контексте содержания. В контексте масштаба взаимодействие текста и поверхности архитектурного объекта выявлено распространение текста на уровне элемента архитектурного объекта, детали, объекта и города. Анализ взаимодействия текста и архитектурного объекта в контексте формообразования выявляет стадии трансформации от плоскости в пространство, через рельеф и объем. В контексте времени происходит развитие текстов от статики к динамике. В контексте содержания роль текста изменяется от функции памяти к функциям образа и информации. На всех этапах исторической эволюции шрифт является средством художественной выразительности в архитектурном объекте.3. В исследовании выявлены основные этапы трансформации визуального информационно-коммуникативного поля архитектурной среды города. Первый этап, oпpJeдeляeмый развитием классической ордерной системы, характеризуется единством приемов формообразования элементов визуального информационно 143 коммуникативного поля города и архитектуры. На втором этапе, связанном с индустриальным развитием общества, формируются различные модели визуального поля, что обусловлено противоречиями и контрастами процесса индустриализации в разных странах. На современном этапе трансформация визуального информационно-коммуникативного поля определяется развитием цифровых технологий, постиндустриального общества, что приводит к появлению новой модели урбанистического пространства - медиагорода, отдельные фрагменты которого существуют во всех современных развитых районах.4. Визуальное информационно-коммуникативное поле города складывается на основе систем ориентации, навигации, информации и коммуникации.Преобладание или отсутствие тех или иных компонентов определяет характер урбанистической среды, разнообразие информационных потоков, возможности ориентации и навигации в пространстве города. Для исторического города характерно эволюционное развитие всех компонентов визуального поля, их органичное взаимодействие с архитектурной средой. Визуальное поле революционного города не связанно с урбанистическим окружением, и представляет собой поверхностный слой, вступающий в конфликтные отношения с историческим городом и определяющий пространство для формальных экспериментов. Тоталитарные режимы, вне зависимости от временного и географического фактора, обращаются к классической традиции, жесткому регулированию информационного поля, что приводит к стерильности урбанистического пространства, усиливая знаковое значение архитектуры.Визуальное поле коммерческого города формируется рекламой и рекламными носителями, которые, и характеризуется новым свойством городской ткани -

мегатекстурой. Для большинства городов наблюдается сосуществование различных моделей визуального поля в едином урбанистическом пространстве.5. В исследовании выявлены следующие тенденции трансформации визуального информационно-коммуникационного поля города в контексте постиндустриального развития на современном этапе: • медиафасады, структурные элементы архитектурного объекта, определяют новое качество архитектуры - медиатектуру, которое, в свою очередь, оказывает влияние на трансформацию визуальных и содержательных характеристик современного образа города; • взаимодействие информационных технологий, архитектуры и искусства приводит к появлению их новых форм и последующему развитию различных художественных и социальных коммуникативных систем в общественных местах города; • ориентация в сложной урбанизированной среде обеспечивается навигационными системами в виртуальном и реальном пространстве архитектурных объектов и городской среды, создавая единую информационную систему.Исследование показало, что в постиндустриальных городах сегодня формируется глобальное урбанистическое медиаполе, изменяющее пространство города и, в конечном, счете, саму архитектуру.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Ахмедова, Лаура Сергеевна, 2009 год

1. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура / З.Гидион. - М.: Стройиздат, 1984.-454с.-Изд. 3.

2. Глинтерник, Э. Реклама в России XVIII - первой половины XX века / Э.Глинтерник. - СПб.: Аврора, 2007. - 359с.

3. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств с древнейших времен/ П.П. Гнедич. - М.: Современник, 1997. - 493 с : ил.

4. Данилова, Э.В. Формообразующие методы в живописи и скульптуре начала XX века: учебное пособие/ Э.В. Данилова. - Самара, 2004.

5. Димитрис, П. Дион. Археологический музей и заповедник/ П. Димитрис. - Адам, 1997.

6. Жилкин, Ф. Стратегическое городское планирование / Ф. Жилкин, В.П. Андриенвская, А.П. Эстрин, Е.А. Ахмедова, Т.В. Каракова, В.А. Шабанов. -Самара: Сам ГАСА, 2001. - 264с.: ил.

7. Земляной, Д.И. Образ города в Европейской культуре /: автореф. ... дис. канд. арх. 09. 00.13/Д.И. Земляной. - Ростов-на-Дону, 2003.

8. Зимин, М. В. Эффективность медиатизированной массовой коммуникации в избирательном процессе: теоретические модели и электоральная пра1сгика / М. В. Зимин.-М., 2005.

9. Ильф, И. Петров, Е. Одноэтажная Америка/ И.Ильф, Е.Петров - М.: Текст, 2004-511 стр.

10. Иконников, А.В. Архитектура и Градостроительство: энциклопедия/ А.В. Иконников. - М.: Стройиздат, 2001. - 688с.: ил.

11. Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. - Том П/А.В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 667с.

12. Казанская, В.Г. Психология и педагогика: краткий курс/ В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2008. - 240с.: ил.

13. Каракова, Т.В. Основы районной планировки: учебное пособие/ Т.В. Каракова. —1987.

14. Каракова, Т.В. Миграционная составляющая в методологии градостроительных исследований и проектировании/ Т.В. Каракова. -Самара, 2004. - 136 с : ил.

15. Кауфман, А. Всеобщая история архитектуры/ А. Кауфман, И.С. Николаев, А.Г. Цирес, - М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1948.-438с.: ил.

16. Князева, Е.Н. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е.Н. Князева, С П . Курдюмов. - М.: Дом Книга, 2007.- 272с.

17. Коробко, В.И. Золотая пропорция и человек / В.И. Коробко, Г.Н. Коробко. - М.: Издательство Международной ассоциации строительных вузов, 2002. -394с.: ил.

18. Кошкин, Д.Ф. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды/ Д.Ф. Кошкин. - Казань, 2000.

19. Крашенинникова, Е.С. Социокультурная антропоморфология городского ансамбля: монография/ Е.С. Крашенинникова. - Нижний Новгород, 2008. -318с.

20. Кузнецова, М.Ф. Российский город как феномен архитектурной коммуникации (на примере Санкт - Петербурга 1760 - 1840гг.) /: автореф. ... дне. канд. арх: 18.00.01/ М.Ф. Кузнецова. - Новосибирск, 2002.

21. Кульпин, Э.С. Путь России: Генезис кризис природы и общества в России / Э.С. Кульпин. - М.: ЛКИ, 2008. - 232с.: ил. - Изд. 2.

22. Куракин, И. Конкуренты Гуттенберга / И. Куракин // Культура. - 2008. - №47.

23. Курбатов, Ю. И. Охрана природного ландшафта и архитектура/ Ю.И. Курбатов. -1979.

24. Лаврентьев, А.Н. Ракурсы Родченко /А.Н. Лаврентьев. - М.: Искусство, 1992. - 220с.

25. Лапшин, В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году/ В. П. Лапшин. - М.: Советский худолшик, 1983. - 494с.

26. Мастера советской архитектуры об архитектуре / М.: Искусство, 1975. - 640с.

27. Маджи, Д. Коллекции / Д. Маджи // Весь Париж. - 2005. - 38 - 39.: ил.

28. Мельников, К.С. Мир художника. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / К.С. Мельников. - М.: Искусство, 1985. -101с.

29. Митчелл, В. Располагающие слова / В. Митчелл. - Проект interanational №17

30. Михайлов, СМ. История дизайна. - Том 2/ С М . Михайлов - М., 2004.

32. Мур, М.Г. Выбор и конвергенция технологий и медиа. Различие между технологическими задачами, отдельными технологиями, и медиа / М.Г. Мур -М.,2005.

33. Некрасов А.И. Теория архитектуры /А.И.Некрасов. - М.: Стройиздат, 1994. - 477с.

34. Нечаев, СП. Бионический метод в архитектуре и градостроительстве: учебное пособие / СП. Нечаев. - Новосибирск: НАрхИ, 1993. - 73с.

35. Новые тенденции в высшем образовании в области искусства, архитектуры и дизайна: Архитектурный словарь 20-го века / под ред. Э.В. Данилова. -Самара, 2003.

36. Норенков, С В. Архитектоника и синархия / В. Норенков. - Нижний Новгород, 2005.-297с.

37. Норенков, СВ. Опыт комплексного развития архитектонических искусств/ С В . Норенков. - Горький, 1990. - 60с.

38. Орельская, О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде / О.В. Орельская. - Нижний Новгород: Промграфика, 2005. -192с.: ил.

39. Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства/ Э. Панофский. - СПб.: Академический проект, 1999. - 394с.: ил.

40. Померанц, Г.С Дороги духа и зигзаги истории / Г.С Померанц. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 384с. 56. - Райхардг, Г. Древние греки / Г. Райхардт. - М.: Слово, 1979. - 48с.: ил.-

41. Райхардт, Г. Семь чудес света / Г. Райхардт. - М.: Слово, 1987. - 48с.: ил.

42. Ребайн, Т.Я. Город в пространстве расселения / Т.Я. Ребайн. - Самарский университет, 1993.- 214с.

43. Саваренская, Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков / Т.Ф. Саваренская. - М.: Стройиздат, 1987.- 191с.: ил.

44. Саваренская, Т.Ф. Градостроительство Англии XVII-XVIII веков. Город и природа / Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 140с.

45. Сарабьянов, Д.В. Казимир Малевич Живопись Теория / Д.В. Сарабьянов, А.Б. Шатских. - М . : Искусство, 1993. - 415с.: ил.

46. Смирнов, СИ. Шрифт и шрифтовой плакат/ СИ. Смирнов / М.: Плакат, 1978. - 144с.: ил. - Изд. 2.

47. Трифт, Э. Внятность повседневного города / Э. Трифт //Логос. - 2002. - №3 (34).

48. Философский словарь/ под ред. Т.Фролов / М.: Политиздат, 1987. - 590с. - Изд. 5.

49. Футуризм радикальная революция. Италия - Россия/ науч. ред. Е. Бобринская/ М.: Красная площадь, 2008.

50. Хан-Магомедов, С О . Александр Веснин и конструктивизм / С О . Хан- Магомедов. - М.: Архитектура-С, 2007. - 235с.

51. Хан-Магомедов, СО. Архитектура советского авангарда / С О . Хан- Магомедов. - М.: Стройиздат, 2001. - 712с.: ил.

52. Хан-Магомедов, СО. Пионеры Советского Дизайна /СО. Хан-Магомедов. - М.:Галарт, 1995.- 423с.

53. Хан-Магомедов, СО. Илья Голосов /СО. Хан-Магомедов. - М.: Стройиздат, 1988.-231с.

54. Харди, У. Ар Нуво / У. Харди. - М.: Радуга, 1999. - 128с.: ил.

55. Хмельницкий, Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль/ Д, Хмельницкий. - М.: Прогресс - Традиция, 2007. - 376с.

56. Черняк, И.З. Уроки старых мастеров / И.З. Черняк. - М.: Стройиздат, 1989. - 240с.: ил.

57. Чернихов, Я. Архитекгурные фантазии. 101 композиция/ Я.Чернихов. - М.: 0 0 0 Аватар, 2008. - 404с.

58. Чумиков, А.Н. Бочаров, М. П. Связи с общественностью. Теория и практика: учебное пособие// издание 3-е. - М.: Дело, 2006. - 552с.

59. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. - М.: Перспектива, 2004 - 246с.

60. Bart Lootsma. Superdutch. New architecture in the Netherlands/ Bart Lootsma /- 1.ondon: Thames & Hudson, 2003.-264p.

61. Brian K. Davison. Tintagel castle/ Brian K. Davison.

62. Carsten-Peter Warncke. De Stijl 1917-1931/ Carsten-Peter Warncke.- Koln: Taschen,1991.- 216p.

63. Gelb I. A Study of Writing/ Gelb 1. - Chicago, 1952.

64. Hajo Duchting. Paul Cezanne/ Hajo Duchting. - Taschen, 2003. - 224p.

65. Hasan-Uddin Khan. International style. Modernist Architecture from 1925 to 1965/ Hasan-Uddin Khan.-Italy: Taschen, 2001. - 237p.

66. Henry Stierlin. Greece. From Mycenae to the Parthenon/ Henry Stierlin. - Koln: Taschen, 2001.- 430p.

67. Jessica Cargill Thompson. 40 architects under 40/ Jessica Cargill Thompson.- Italy: Taschen, 2002. - 559p.

68. Magdalena Droste. Bauhaus 1919-1933/ Magdalena Dostre.-Koln: Taschen, 2002.- 256p.

70. Passuth Krisztina. Moholy-Nagy/ Passuth ICrisztina.-1982.

71. Philip Jodidio. Architecture NOW!/Vol.2/ Philip Jodidio.- Koln: Taschen, 2002.- 575p.

72. Philip Jodidio. Architecture NOW!/Vol.2/ Philip Jodidio.-Italy: Taschen, 2001.- 576p.

73. Philip Jodidio. Building a new millennium/ Philip Jodidio.-Italy: Taschen, 1999.- 553p.

74. Phillip Meuser, Daniela Pogade. Raumzeichen.Architektur und Komraunikations- Desing/ Phillip Meuser, Daniela Pogade.-Germany: DOM publishers, 2005.- 432p.

75. Peter Gossel, Gabriel Lenthauser. Architecture in the Twentieth Century/ Peter Gossel, Gabriel Lenthauser.-Koln: Benedikt Taschen, 1991.- 447p.

76. Reiser + Umemoto. Atlas of Novel Tectonics/ Princeton Architectural Press, New York.- 2006.

77. Schultz, A.-C. Clocker, R. Engineering Architecture: Development of Global Style// Architecture and Engineering: The Teaching of Architecture for Multidisciplinary Practice, 17 th EAAE International Conference, Plymouth, 1999.

78. Sitta d^arte in Italia/ printed in Italy

79. Tony McAleavy. Life in a medieval/ Tony McAleavy.

80. Venturi, R. & Scott Brown, D. Architecture as signs and systems/ Venturi, R. & Scott Brown, D. - England: London, Cambridge Massachusetts, The Belknap press of Harvard University Press, 2004.

81. Архитектура древних городов

82. Первые системы письменности: Египет, Азия

83. Первые системы письменности: Древняя Греция

84. Первые системы письменности: греческое и римское письмо

85. Первые системы письменности: становление типологии шрифта

86. Текстовые надписи в системе архитектурного объекта

87. Шрифтовые и изобразительные системы в архитектуре романской эпохи

88. Шрифтовые и изобразительные системы в архитектуре Готики

89. Единство системы построения архитектуры и шрифта в эпоху Возрождения

90. Единство стиле- и формообразования в архитектуре и искусстве модерна в Западной Европе

91. Развитие рекламы в пространстве российского города конца 19 в.

92. Шрифт как средство художественной выразительности в произведениях кубистов и футуристов

93. Шрифт как средство художественной выразительности в произведениях русских кубофутуристов

94. Изобретение новых шрифтов и развитие типографики. Российский авангард

95. Шрифт как средство художественной выразительности в произведениях Я.Чернихова

96. Шрифт как средство художественной выразительности в архитектуре российского авангарда

97. Типографика и архитектура Л.Лисицкого

98. Типографика и архитектура Л.Лисицкого

99. Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве в проектной графике мастеров российского авангарда

100. Новые приемы оформления архитектурных объектов, транспортных средств на улицах революционного города

101. Текстовые надписи в малых городских формах

102. Оформление павильонов и первых советских выставок

103. Текстовые надписи в архитектурных проектах мастеров российского авангарда

104. Агитационно-массовые и театральные установки

105. Г.Клуцис: Изобретение новых типов малых городских форм и установок

106. Плакат в творчестве мастеров российского авангарда

107. Новый текстово-изобразительный слой в пространстве города

108. Текст как средство художественной выразительности в архитектуре модернизма. Модернистская типографика

109. Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве в тоталитарном городе. СССР •

110. Монументальное искусство в пространстве тоталитарного города. СССР

111. Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве тоталитарного городе. Германия

112. Системы ориентации и навигации в тоталитарном городе. Германия

113. Искусство и пропаганда. Германия

114. Текстовые надписи в архитектуре и городском пространстве тотал1Тгарного города. Северная Корея

115. Архитектура и городское пространство современного тоталитарного города. Китай. Туркмения

116. Монументальная пропаганда, архитектура и городское пространство современного тоталитарного города. Туркмения

117. Архитектура и городская среда коммерческого города. США

118. Развитие визуального поля американских городов в середине XX века

119. Рекламная и журнальная графика 50-60-е гг. в США

120. Искусство и развитие массовой культуры в США

121. Визуальное поле советских городов 60-80-е гг.

122. Формы монументальной пропаганды и массовой агитации в СССР

123. Шрифт как средство художественной выразительности в современной архитектуре

124. Алфавргг как архитектурная метафора

125. Взаимодействие шрифта и архитектуры

126. Шрифтовая графика в пространстве современного города /

127. Типы визуальных коммуникаций и информационных систем в современном урбанистическом пространстве

128. Шрифт в проектных работах современных архитекторов

129. Паблик Арт- новое городское искусство. Коммуникации и интерактивность

130. Новые типы искусства в общественных пространствах города

131. Медиафасады в современном урбанистическом пространстве

132. Медиафасады в современном урбанистическом пространстве

133. Становление медиатектуры как нового свойства архитектурного объекта

134. Становление медиатектуры как нового свойства архитектурного объекта

135. Медиализация пространства города

136. Медиализация пространства города

137. Программы медиализации архитектурных объектов

138. Шрифт как часть композиционного замысла архитектурного объекта

139. Медиатектура как новое средство выразительности поверхности архитектурного объекта

140. Цветовые и световые решения медиафасадов архитектурных объектов

141. Трансформирующееся пространства современного города

142. Взаимодействие внутреннего пространства и внешнего окружения в современной архитектуре

143. Программа медиализации архитектурных объектов и городской среды

144. Новые художественные практики в контексте развития медиафасадов

145. Новые художественные практики в контексте развития медиафасадов

146. Медиатектура поверхности пространства города

147. Медиатектура поверхности пространства города

148. Медиатектура поверхности пространства города

149. Проекты медиализации архитектурных объектов

150. Развитие визуальных коммуникаций в современной архитектуре зданий и сооружений

151. Визуальные коммуникации в современной архитектуре

152. Система навигации и ориентации в современных архитектурных объектах

153. Система навигации и ориентации в современных архитектурных объектах

154. Граффити в урбанистическом пространстве

155. Медиаполе в современном урбанистическом пространстве

156. Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Исторический город

157. Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Индустриальный город

158. Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Индустриальный город

159. Типы художественных образов города на основе эволюции визуального информационно-коммуникативного поля. Постиндустриальный город

160. Историческое развитие медиакоммуникаций и архитектуры в контексте трансформации урбанистического пространства

161. Сравнительный анализ взаимодействия визуальных коммуникаций и архитектурного объекта в контексте визуального информационно-коммуникативного поля города

162. Эволюция элементов визуального информационно-коммуникативного поля

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 359758