Палестрина: мессы на мадригальные источники тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Гордон, Татьяна Андреевна

  • Гордон, Татьяна Андреевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 359
Гордон, Татьяна Андреевна. Палестрина: мессы на мадригальные источники: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2011. 359 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гордон, Татьяна Андреевна

Введение.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Мессы на мадригальные источники в контексте эпохи: Некоторые аспекты эстетики, семантики, композиции

Глава первая

Феномен ((мадригальной» мессы в эпоху Возрождения. Предпосылки появления.

§ 1. Образное претворение веры.

§2. Visibilium invisibilitas.

§3. «Дуализм воззрения», или амбивалентность культуры.

Примеры из разных видов искусства.

§4. Поэтика загадки.

§5. Имя и переименование.

§6. Символ.

§7. Принцип парафразы.

Музыкальная эпоха cantus prius factus.

§8. Studia humanitatis. Мадригал.

§9. Концепция любви.

§10. Духовные мадригалы.

Глава вторая

Мадригал - месса: светское в духовном.

§1. Primi toni.

§2. Sine titulo.

§3. Sine nomine.

§4. Qual'é piü grand'o Amore.

§5. Quando lieta sperai.

§6. Giá fu chi m'ebbe cara.

§7. Petra Sancta.

§8. Nasce la gioja mia.

§9. Vestiva i colli.

Глава третья

Вопросы композиции.

§1. Общая структура палестриновской мессы.

§2. Единство лада.

§3. Единство тематизма.

Принцип варьирования.

§4. Формы разделов.

§5. «Мадригальные» мессы: особенности жанровой разновидности.

Интонационные особенности тематического материала.

Особенности композиции: принципы распределения материала мадригала в мессе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Палестрина: мессы на мадригальные источники»

В начале нового тысячелетия, уже третьего от Рождества Христова, по-прежнему остро стоит вопрос: какой должна быть настоящая церковная музыка. Как и раньше, это является предметом размышлений и дискуссий богословов, учёных-музыковедов, композиторов. Здесь сталкиваются самые разные тенденции, параллельно существуют разные взгляды. В православной традиции идут поиски, направленные вглубь веков: широко изучается и активно внедряется в репертуар знаменный, киевский, греческий, болгарский и другие старинные распевы. В католической церкви была попытка ввести в обиход современные напевы как более доступные для восприятия сегодняшнего человека1. Однако, несмотря на различные мнения, поиски и споры, всё более и более становится очевидно, что в постоянно меняющемся мире остаются и некие незыблемые константы - вершины мирового церковного искусства, значение которых невозможно переоценить. К ним принадлежит и музыка Палестрины.

С XVII века его духовное творчество признавали эталоном música sacra. Показательно, что так считали не только представители западной культуры, к которой принадлежит Палестрина, но и наши соотечественники, воспитанные в православии.

•у

Красота этого рода строгой, истинно религиозной музыки ни с чем не сравнима» , -писал А. Серов. Он считал, что композитор выразил «целые миры надземных ощущений, в других областях музыки неведомых и недосягаемых»3. Позже другой выдающийся русский критик Г. Ларош утверждал: «Если есть имя, которым можно было бы обозначить совокупность всего недостающего нашей церковной музыке, то имя это - Палестрина»4.

Личность творца такого масштаба с давних пор привлекала внимание учёных. В настоящее время издан библиографический указатель работ, посвященных композитору. Начатый от XVI века и доведённый до 1996 года, он включает около 2000 наименований5.

Более всего научная мысль о Палестрине развивается итальянскими исследователями. У истоков палестриноведения в Италии стоял аббат Дж. Баини (17751844), занимавший, как и Палестрина двумя веками раньше, пост директора папской капеллы в Риме и являвшийся, таким образом, одним из его последователей на этой должности. Его двухтомная монография «Memorie storico-critiche della vita e delle opere di

1 Узаконена Вторым Ватиканским Собором 1962-1965 годов, но позже, в марте 2008 года, статус григорианского хорала в католической церкви был восстановлен.

2 Серов А. Статьи о музыке. Сост. В. В. Протопопов. Вып. 6. М., 1990, с. 204.

3 Там же, с. 256.

4 Ларош Г. Музыкальные наблюдения. 1870.

5 Bibliografía degli scritti Giovanni Pierluigi da Palestrina. Palestrina, 1997.

Giovanni Pierluigi da Palestrina»6 до сих пор остаётся одним из важнейших источников сведений о жизни и творчестве композитора. XIX и XX века дали миру целую плеяду учёных: назовём в первую очередь Р. Казимири (1880-1943) и JI. Вирджили (1902-1976). В настоящее время в родном городе композитора организовано Палестриновское общество -центр научных исследований музыки Палестрины. В нём сотрудничает ряд блестящих специалистов. В их числе один из ведущих палестриноведов Италии - JI. Бьянки, автор нескольких объёмных монографических работ о композиторе7. В них охвачены все аспекты жизни и творчества Палестрины, содержится информация практически о каждом его сочинении. Профессор Дж. Ростиролла, стоящий во главе Института Музыкальной Библиографии (IBIMUS), ведёт колоссальную архивную работу, одним из итогов которой явилось издание бесценного документа: репертуарного календаря Сикстинской капеллы, где работал Палестрина.

Значительный вклад в научную литературу о композиторе внесли и другие европейские учёные. Прежде всего, здесь надо назвать немецкую исследовательскую школу. Именно в Германии было предпринято первое академическое издание Полного собрания сочинений композитора. Оно выходило в свет с 1874 по 1907 годы (в издательстве Breitkopf & Härtel) под руководством крупного учёного Ф. Хаберля (18401910), снабдившего каждый том подробными вступительными статьями и комментариями. Среди палестриноведов XX столетия выделим К. Г. Феллерера, совместно с JI. Бьянки написавшего монографическую работу о Палестрине8. Из современных исследователей отметим Р. Шлёттерера, автора монографии, охватывающей широкий круг проблем, в который входят жизненный и творческий путь композитора, различные аспекты композиции, характеристика его Творчества (по жанрам) и вопросы исполнительства, связанные с музыкой Палестрины9. Методику анализа месс-пародий композитора разработал Й. Классен10.

Всемирное признание получили исследования датского учёного К. Йеппесена (1892-1974), автора работ «Стиль Палестрины и диссонанс»11, «Контрапункт. Полифонический вокальный стиль XVI века»12, сотрудничавшего с корифеями

6 Baini G. Memorie storico-critiche délia vita e delle opere di Giovanni Pierluigi da Palestrina. Roma, 1828.

7 Bianchi L. Palestrina: nella vita, nelle opere, nel suo tempo. Palestrina, 1995.

Bianchi L., Feilerer К. G. Giovanni Pierluigi da Palestrina (Coll. di monogr. per servire alla storia délia música italiana). Torino: Eri, 1971. g

См. сноску №7.

9 Schlötterer R. Palestrina Compositore. Palestrina: Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina, 2001.

10 Klassen J. Das Parodieverfahren in des Messe Palestrinas // Kirchenmusikalisches Jahrbuch, №38, 1954. P. 24-54; Untersuchungen zur Parodiemesse Palestrinas // Kirchenmusikalisches Jahrbuch, №37, 1953. P. 53-63; Zur Modellbehandlung in Palestrinas Parodiemessen // Kirchenmusikalisches Jahrbuch, №39, 1955. P. 41-55. Jeppesen K. The Style of Palestrina and the Dissonance. 2nd ed., London, 1946.

12 Jeppesen K. Counterpoint: The Polyphonic Vocal Style of the Sixteenth Century. New York, 1939. итальянского палестриноведения в подготовке второго академического издания Полного собрания сочинений композитора13.

Коснёмся также и трудов английских музыковедов. Книга Г. Риза о музыке Ренессанса14, оказавшая в своё время огромное влияние на мировую музыковедческую науку, содержит большую главу о Палестрине. В ней находится один из первых каталогов по мессам композитора с указанием их первоисточников. Во второй половине XX века появились две значительные и самобытные книги о Палестрине М. Бойда и Дж. Роче. В каждой из них выбран свой ракурс рассмотрения его наследия. Монография Дж. Роче15 посвящена анализу стиля композитора (на примере каждого жанра) в сравнении с его ближайшими современниками. Книга М. Бойда16 освещает проблемы полифонии «строгого стиля», учебной дисциплины, базирующейся на музыке Палестрины, и современные методы её преподавания.

Ряд исследователей в США глубоко изучает музыку Возрождения и, в частности, Палестрину. Это Э. Новинский (автор нескольких фундаментальных трудов по музыке того времени), Л. Локвуд (в центре ренессансных интересов которого находилась месса и, в частности, тип мессы-пародии), К. Кёро (автор работ, продолжающих поиски Л. Локвуда и Й. Классена в области мессы-пародии17).

Кроме того, существует множество сборников статей, например, приуроченных к юбилейным датам, связанным с Палестриной. В наши дни о нём и его творчестве пишут исследователи всего мира. В Италии к настоящему моменту прошло уже три международных конгресса (в 1975, 1986 и 1994 годах), посвящённых композитору. Выделим ряд статей, затрагивающих актуальные проблемы изучения Палестрины, написанных за последнее время. Работа В. М. Франке «Процессы заимствования и о трансформации в мессах Палестрины» , получившая первую премию на конкурсе музыковедческих работ в рамках конгресса 1994 года, посвящена анализу композиторской техники в его мессах-пародиях и её эволюции на протяжении творческого пути ь Второе академическое издание Полного собрания сочинений Палестрины состоялось в Италии (Le ореге complete di Giovanni Pierluigi da Palestrina), под руководством ведущих исследователей-палестриноведов XX века: Р. Казимири, J1. Вирджили, К. Иеппесена, J1. Бьянки и Дж. Ростироллы. В настоящее время в Италии начато третье, Национальное Издание, содержащее критические и полудипломатические транскрипции, а также факсимиле оригиналов.

14 Reese G. Music in the Renaissance. New York, W.W. Norton & Company, 1959.

15 Roche J. Palestrina. London: Oxford University Press, 1971.

16 Boyd M. Palestrina's style. A practical introduction. London: Oxford University Press, 1973.

17 Quereau Q. Aspects of Palestrina's Parody Procedure // The Journal of Musicilogy. University of California Press. Vol.1, №2 (1982). P. 198-216; Sixteenth-Century Parody: An approach to analysis // Journal of the American Musicilogical Society. University of California Press. №31 (1978). P. 407-441.

18 Franke V. M. Borrowing & transformation procedures in Palestrina's masses // Atti del III-o Convegno di Studi Palestriniani. Palestrina, 2006. P. 169-218.

Палестрины. В статье И. Гулецки «Пропорции в мессах Палестрины»19 выявлены разные типы симметрии в композиции месс, соотносимые с закономерностями в храмовой архитектуре. Работа Э. Поцци «Проблема большой формы в мессах Палестрины»20 также посвящена внутренним пропорциям в мессах композитора; автора интересует константное и изменяющееся в построении крупной композиции на протяжении творческого пути Палестрины (в данной работе предложен анализ только первых двух Книг его месс). Статья Дж. А. Оуэне «Палестрина как читатель: мотеты из Песни Песней»21 рассматривает вопросы символики в творчестве композитора.

Русская палестриниана имеет на сегодняшний день достаточно длинную историю. Однако эволюция отечественного палестриноведения протекала неравномерно. Долгое время русская наука как бы накапливала энергию для решительного броска вперёд, стремительного расширения горизонта. В трудах русских учёных конца XVIII - первой половины XIX веков в основном лишь упоминается имя Палестрины и кое-где даются краткие биографические сведения о нём. И только в начале второй половины века (50-е годы) в России поднимается волна «палестриновкого движения», пришедшего из Европы. Собирать и пропагандировать произведения Палестрины начинают В. В. Стасов, А. Я. Скарятин, А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, Г. А. Ларош22.

Качественный скачок в изучении Палестрины был связан с деятельностью С. И. Танеева, и прежде всего с двумя его основными теоретическими трудами: «Подвижным контрапунктом строгого письма» и «Учением о каноне». Этот прорыв в русской науке был подготовлен поистине пророческими статьями Г. А. Лароша, призывавшего фундаментально изучать и внедрять в педагогический процесс творчество мастеров эпохи Возрождения. Поэтому свой главный теоретический труд, «Подвижной контрапункт строгого письма», явившийся венцом напряжённой и небывалой в то время по размаху исследовательской работы, Танеев посвятил именно Ларошу.

В библиотеке Танеева хранится полное собрание произведений Палестрины под редакцией Ф. Хаберля. Занятия музыкой Палестрины были для композитора творческой необходимостью: «Весь день посвятил чтению Палестрины. <.>Приходят в голову

19 Guletsky I. Proportions in Palestrina's masses // Atti del III-o Convegno di Studi Palestriniani. Palestrina, 2006. P. 329-340. Существует также вариант статьи на русском языке: Гулецки И. «Manus Mysterialis»: символика формы ренессансной мессы // Opera musicologica. №1 [1], 2009, с. 32-82.

20 Pozzi Е. The organization of the Great form in Palestrina's masses // Atti del Ul-o Convegno di Studi Palestriniani. Palestrina, 2006. P. 499-518.

21 Owens J. A. Palestrina as reader motets from the Song of Songs // Atti del III-o Convegno di Studi Palestriniani. Palestrina, 2006. P. 263-288.

22 См. о данном периоде русского палестриноведения: Копылова Е.Б. «Из истории русской палестринианы. XIX век». М., 1999. новые мысли о контрапункте» . Изучение Палестрины и других мастеров Возрождения шло параллельно с созданием теоретических трудов Танеева: «Подвижного контрапункта» и «Учения о каноне».

Танеев положил начало научному осмыслению творчества композитора в России. Учёный шёл в основном в двух направлениях: он исследовал на материале Палестрины закономерности контрапункта и гармонии строгого письма. Деятельность Танеева явилась ориентиром для последующих поколений музыковедов и дала мощный импульс для изучения мастеров строгого стиля, и прежде всего Палестрины. В танеевских исследованиях оказались охвачены практически все жанры, в которых работал композитор: в «Подвижном контрапункте» фигурируют 34 мессы, 4 мотета, 4 ламентации, 2 гимна. Здесь видно, что наибольший интерес вызывали у Танеева мессы. Об этом же говорят его пометки в Полном Собрании сочинений Палестрины: в томах с мессами их гораздо больше, чем в других24.

В последующие годы в отечественном музыкознании в изучении Палестрины развивались в основном танеевские идеи, причём именно в двух намеченных им направлениях - контрапункт и гармония. Особенно много работ было посвящено проблемам контрапункта: ими занимались Н. А. Соколов, Г. Э. Конюс, С. С. Скребков, Е. Н. Корчинский, С. С. Богатырёв. Гораздо меньше внимания было уделено гармонии. Теория полифонической гармонии в основном на материале Палестрины создана Ю. Н. Холоповым.

В. В. Протопопову и Т. Н. Дубравской принадлежит разработка проблемы формообразования, исследование композиционных закономерностей в произведениях Палестрины. Ставится вопрос о наличии разных композиционных принципов в его сочинениях: рондообразности, трёхчастности, которые приобретут господствующее значение в европейской музыке много позднее. Рассмотрение данных и некоторых других проблем открывает очень перспективный метод изучения Палестрины как композитора-реформатора, при этом композитора-классика в широком смысле слова, обобщившего достижения своей эпохи и одновременно заглянувшего далеко вперёд. Палестрина как великий новатор изучается совсем недавно. Т. Н. Дубравская исследовала также интонационные свойства музыкального материала эпохи Возрождения, различные многоголосные жанры светской бытовой музыки в Италии XVI века, феномен цикличности в истории музыкального искусства, разрабатывала концепцию ренесснансной амбивалентности мировидения в музыке. ъ Танеев С. И. Дневники. Ред. Корабельникова J1. 3. Книга II. М., Музыка, 1982, с. 266.

24 См. об этом в: Симакова H.A. Палестрина и русская музыкальная культура XIX - начала XX века //

Русская книга о Палестрине. Сост. Дубравская Т.Н. М., 2002, с. 240-255.

В обширной литературе о композиторе больше всего внимания из его сочинений уделено мессам. Это - центральный жанр его творчества. Палестрина является автором свыше ста таких произведений.

Среди литургических композиций Палестрины подобного рода есть особая группа сочинений - мессы на мадригальные источники (в дальнейшем для краткости мы будем называть их условно «мадригальными» мессами). Они представляют собой практически неизученную область в творчестве Палестрины.

В существующих на сегодняшний день трудах о композиторе мессы из этой группы едва затронуты. В большинстве случаев они лишь упоминаются при перечислении состава той или иной Книги месс Палестрины. Значительно реже данные мессы привлекаются в качестве примеров при рассмотрении различных вопросов, связанных с творчеством композитора. Р. Шлёттерер приводит мессу «Petra Sancta» как пример мессы-пародии на мадригал. Исследователь касается также мессы «Sine nomine» в специфическом ракурсе: рассматривает особенности её исполнения И. С. Бахом в Лейпциге25. Й. Классен, анализируя процесс распределения тематизма в палестриновской мессе-пародии, прибегает, в числе прочих, и к некоторым «мадригальным» мессам26. Н. А. Симакова включает их в обзор названий и классификации месс Палестрины по источникам27. И. К. Кузнецов пишет о процессах заимствования музыкального материала

28 в мессах-пародиях, ссылаясь в числе других и на «мадригальные» . Две мессы на мадригалы, «Nasce la gioja mia» и «Sine nomine», фигурируют в дипломной работе М. В. Резниченко, выполненной в Московской консерватории под руководством Т. Н. лл

Дубравской , но их описание достаточно лаконично. К мессе «Vestiva i colli» обращается Т. Н. Дубравская в статье об итальянском мадригале (данная месса рассматривается в определённом аспекте работы с тематизмом мадригала-первоисточника)30. Только в монографии Лино Бьянки содержится информация обо всех мадригальных мессах Палестрины (им, наравне с другими мессами, в этом объёмном труде энциклопедического значения посвящены отдельные краткие параграфы, в которых можно почерпнуть

25 ЗсЫбйегег Я. Ра^ппа СотроэНоге. Р. 264-265, 328.

26 См. об этом: диссертация и три статьи Й. Классена (указаны в Списке литературы).

27 Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 2002, с. 52.

28 Кузнецов И. К. Принцип пародии в мессах Палестрины // Русская книга о Палестрине. Сост. Дубравская Т.Н. М., 2002, с. 147.

29 Резниченко М. В. Пятая книга месс Палестрины. Эпоха. Литургическая практика. Музыкальный язык. Опыт целостного рассмотрения: дипломная работа. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2000.

1,0 Дубравская Т. Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2. Ред. Протопопов В.В. М., Музыка, 1972, с. 73. сведения об истории названия, первых публикациях, особенностях музыкального письма; также имеется аналитический каталог «Tabelle analitiche delle cento messe»)31.

Комплексного анализа месс на мадригальные источники не встречается ни в отечественной, ни даже в зарубежной (в настоящее время гораздо более многочисленной) литературе о Палестрине. Здесь - одна из лакун в музыковедческой литературе о композиторе.

Между тем «мадригальные» мессы - интереснейшее явление эпохи Возрождения. Они представляют собой духовную музыку на светские источники. Само по себе это не ново: ко времени Палестрины уже существовала богатая традиция месс на светскую песню - начиная от одноголосной популярной мелодии «L'homme armé», и до многоголосной французской шансон XV-XVI веков. Шансон, жанр, уходящий корнями в Средневековье, использовали в мессах главным образом композиторы нидерландской школы (в творчестве Палестрины среди ста с лишним месс только одна написана на шансон П. Кадеака «Je suis desheritée»). Законы сосуществования светского и духовного элементов в мессах на песенные источники, символика, заложенная в них, активно

32 изучаются в наши дни . Палестрину же больше привлекало современное ему итальянское искусство: именно в Италии в эпоху Ренессанса расцвёл жанр мадригала, выразивший самые характерные тенденции в искусстве того времени. «Мадригальные» мессы - это новый жанр, сфокусировавший в себе веяния своей эпохи и являющийся наиболее ярким выражением Ренессанса в музыке. Что нового и специфичного внёс мадригал как первоисточник мессы, в аспектах связи земного и небесного, загадок и зашифрованных знаков, а также чисто музыкальных закономерностей, предстоит исследовать в настоящей работе.

В творчестве Палестрины 9 месс на мадригальные источники33. Три из них написаны на его собственные мадригалы, остальные имеют в своей основе мадригалы других композиторов. jl Bianchi L. Palestrina: nella vita, nelle opere, nel suo tempo. Palestrina, 1995. См. параграфы о мессах на стр.: 313-314, 332-334, 334-335, 360-362, 366-367, 367-370, 376-377, 384-385,419-420; аналитические таблицы: 447-448, 481 -482, 483-484, 512-513,523, 524-525, 535-536, 545-546, 602.

Сошлёмся здесь, например, на две статьи М. В. Лопатина, посвященные мессам на «L'homme armé»: Лопатин M. В. Символика «L'homme armé» // Старинная музыка, №№ 1-2 (39-40), 2008, с. 25-29; Лопатин М. В. «L'homme armé» и литургическая практика эпохи Средневековья // Старинная музыка, №№ 1-2 (47-48), 2010, с. 8-13.

Нотные источники музыкального материала палестриновских месс: «Primi toni» четырёхголосная - Le Opere complete, v.VI, «Sine titulo» шестиголосная - P. da Palestrinas Werke, Bd.XXXIl, «Sine nomine» шестиголосная - Le Opere complete, v.I, «Qual'è più grand'o Amore» - Le Opere complete, v.XXlX, «Quando lieta sperai» - Le Opere complete, v.XXVIII, «Già fu chi m'ebbe cara» - Le Opere complete, v.XXVII, «Petra Sancta» - Le Opere complete, v. XXVII,

К первой группе (на собственные мадригалы) относятся:

Mecca Первоисточник

Già fu chi m'ebbe cara» одноименный мадригал Палестрины

Petra Sancta» мадригал Палестрины «1о son ferito»

Vestiva i colli» одноименный мадригал Палестрины

Ко второй группе (на мадригалы других композиторов) относятся:

Месса Первоисточник

Primi toni» мадригал Д. Феррабоско «lo mi son giovinetta»

Sine titulo» мадригал Д. Феррабоско «lo mi son giovinetta»

Sine nomine» мадригал К. Феста «Madonna io nei consumo»

Qual'è più grand'o Amore» одноименный мадригал Ч. де Pope

Quando lieta sperai» одноименный мадригал Ч. де Pope

Nasce la gioia mia» одноименный мадригал Дж. Примаверы

Вопросы хронологии. Точных дат создания «мадригальных» месс мы не имеем. Основными критериями при восстановлении примерной хронологии их написания могут служить даты выхода в свет книг месс Палестрины, а также даты издания мадригалов-первоисточников.

Первый из этих ориентиров даёт нам немного информации. По нему мы можем установить, что прижизненно были изданы только 3 мессы на мадригалы. Это Missa Primi toni на мадригал Д. Феррабоско, вошедшая в Третью книгу месс, изданную в 1570, и две мессы, вошедшие в Пятую книгу месс (1590 года издания): Missa Nasce la gioja mia на мадригал Дж. Примаверы и Missa Sine nomine. Остальные 6 месс были изданы в книгах, собранных посмертно (после 1594 года), и определить, какие из них были написаны раньше, какие позже, практически невозможно33.

Nasce la gíoja mia» - Le Opere complete, v.XV, «Vestiva i colli» - Le Opere complete, v.XXV.

34 Долгое время первоисточник этой мессы был неизвестен. Несколько лет назад итальянская исследовательница С. Кассола установила, что в основу этой мессы лёг трёхголосный мадригал К. Феста на текст Микеланджело «Madonna io mi consumo» (1543), в котором, в свою очередь, цитируется четырёхголосный мадригал Ф. Вердело «Quanto sia lieto il giorno» (1537-1539). См. об этом: Bianchi L. Palestrina: nella vita, nelle opere, nel suo tempo. Palestrina, 1995. P. 334. j5 Об этом можно только догадываться по некоторым их музыкальным особенностям: например, мессу «Sine titulo» на мадригал Д. Феррабоско «Io mi son giovinetta» можно отнести скорее к поздним мессам композитора, так как в ней активно используется аккордовое моноритмическое письмо и приём антифонного противопоставления частей хора (как в многохорных композициях мастеров венецианской школы второй половины XVI - начала XVII века, в частности, А. и Дж. Габриели). Фактура данной мессы близка скорее мессе «Nasce la gioja mia», вышедшей, как было указано, за 4 года до смерти Палестрины, чем ранней мессе на тот же источник, «Primi toni», в которой преобладает имитационное письмо (при том, что первоисточник как раз содержит много аккордовых фрагментов) и которая увенчивается каноном в Agnus Dei II, что отсылает к полифонической технике нидерландских мастеров, старших современников Палестрины. Лино Бьянки относит мессу «Sine titulo» к периоду «наивысшей зрелости» композитора, а мессу «Primi toni» называет «юношеской» (Bianchi L. Palestrina: nella vita, nelle opere, nel suo tempo. Palestrina, 1995. P. 419).

Немного более ясную картину дают годы выхода в свет самих первоисточников. Выстраивается следующий ряд:

1542 JJ,. OeppaSocKO «lo mi son giovinetta»

1543 K. OecTa «Madonna io mi consumo»

1550 H. ae Pope «Qual'e piu grand'o Amore»

1552 H. Pope «Quando lieta sperai»

1555 nanecTpHHa «Gia fu chi m'ebbe cara»

1561 najiecTpHHa «lo son ferito»

1565 npHMaBepa «Nasce la gioja mia»

1566 nanecTpHHa «Vestiva i colli»

Возможно, порядок создания месс на данные мадригалы примерно совпадал с последовательностью появления самих мадригалов. Его мы и будем придерживаться при рассмотрении месс.

Задачи работы. В настоящей работе мы поставили себе целью осветить феномен «мадригальных» месс Палестрины с разных сторон. Важным представляется:

- раскрыть предпосылки возникновения жанровой разновидности, обусловленные специфическими чертами культуры и мировоззрения в эпоху Возрождения;

- рассмотреть «мадригальные» мессы Палестрины как часть храмового искусства;

- проанализировать каждую из этих месс как целостную композицию;

- выявить некоторые стилевые особенности мессы на мадригал;

- проследить пути развития палестриновских идей в «мадригальных» мессах современников и последователей Палестрины;

Одной из главных задач для нас является создание справочных материалов по мессам на мадригалы Потребность в справочниках-каталогах в наше время постоянно возрастает. Одна из ведущих тенденций современного музыкознания - собирание и обобщение материала В мире издаются и переиздаются различные каталоги: указатели сочинений определённого композитора (например, знаменитый каталог JT. Кёхеля по произведениям Моцарта, каталог В. Шмидера по произведениям Баха и др.), каталоги крупных библиотек, репертуарные каталоги некоторых прославленных церквей36.

В зарубежной музыкальной науке опыты каталогизации месс Палестрины уже имеются. В книге Г. Риза о Ренессансе есть их перечень с указанием источников и

37 техники написания месс . Каталог по ста мессам композитора («Tabelle analitiche delle cento messe») составлен выдающимся итальянским учёным Я. Бьянки38. В нём j6 Например L'Archivio musicale della Basílica di San Giovanni in Laterano Catalogo dei manoscritti e dei ediziom (secc XV1-XX) A cura di G Rostirolla Roma, 2002

Bonini E S Catalogo del fondo musicale di Santa Maria m Trastevere Roma, 2000

37

Reese G Music in the Renaissance P 492-495 j8 Bianchi L Palestrina nella vita, nelle opere, nel suo tempo P 421-625 указываются источники месс, даются нотные примеры начала каждой мессы, в виде схем представлены их пропорции (указывается количество тактов в каждом разделе). Однако, при удобстве использования и большой информативности, данные справочники не раскрывают ряд вопросов, интересующих современных исследователей.

Во-первых, это первоисточники месс Палестрины. Они изучены далеко не в полном объёме. Необходимо заметить, что многоголосные первоисточники (к которым принадлежат и мадригалы), увидевшие свет в эпоху Возрождения, издавались в виде отдельных голосов. Многие из них не сохранились. Некоторые по сей день не сведены в партитуру и не переизданы. Иногда имеющиеся комплекты голосов оказываются неполными, часто они хранятся разрозненно в различных библиотеках мира. Сведения о создателях первоисточников (авторах музыки и текста) содержатся в зарубежных энциклопедиях, но практически не переведены на русский язык. Частью нашей работы явилось собирание полных комплектов голосов мадригалов (записанных в аутентичной нотации), не имеющихся в отечественных книгохранилищах, и сведение их в партитуру в современной нотации.

Во-вторых, это характер взаимодействия первоисточника и крупной композиции мессы. Здесь важны два аспекта. Первый из них - работа с материалом первоисточника в мессе. Недостаточным оказывается общее указание на технику написания. Каждая месса Палестрины (а также привлечённые в работе мессы композиторов палестриновского окружения) - это уникальное композиционное решение, несмотря на наличие некоторых общих принципов. Как материал первоисточника переходит в мессу - вопрос, требующий отдельного рассмотрения в каждом произведении. Другой аспект, имеющий исключительное значение в случае наличия светского источника, в частности, мадригала, - это семантические преобразования первоисточника в духовном контексте мессы.

Наконец, это внутреннее строение месс. Формообразование заслуживает особого внимания при рассмотрении сочинений Палестрины. Однако в изданных каталогах по мессам композитора структурный анализ либо совсем отсутствует, либо даётся очень обобщённо и не подробно. Палестрина - мастер, никогда не работавший по шаблону (хотя и опирался на некие общие закономерности). Подробный анализ форм, складывающихся в частях месс композитора, существенно расширяет наши представления о музыкальной то композиции в эпоху Ренессанса .

39 Разработка справочников, содержащих полный структурный анализ, является заслугой отечественного музыковедения. Одним из прообразов для нас послужила книга Ю. Н. Тюлина «Произведения Чайковского. Структурный анализ», М. Музыка, 1973.

В русской палестриниане каталогов по мессам пока нет. Материалы, представленные в нашей работе - лишь небольшая часть крупного запланированного на кафедре теории музыки коллективного труда по систематизации наследия композитора.

Строение работы. Работа состоит из введения, двух частей, заключения, библиографического списка и приложения. В первой части работы рассматривается феномен «мадригальных» месс Палестрины со следующих позиций:

- мессы на мадригальные источники с точки зрения эстетики эпохи Возрождения;

- «мадригальные» мессы в литургическом контексте;

- аспекты композиции этих месс (мессы Палестрины исследуются как сами по себе, так и в контексте творчества композиторов палестриновского времени и его младших современников, а также в сравнении с мессами самого Палестрины на другие источнки).

Этому посвящены соответственно три главы, входящие в первую часть работы.

Вторая часть содержит справочные материалы по анализируемым мессам. Три справочника-каталога посвящены разным вопросам, связанным с «мадригальными» мессами: первоисточники, интонационно-семантические связи мадригалов и месс, принципы формообразования.

Библиография включает в себя 147 наименований (в том числе 108 на русском языке и 39 на иностранных языках: английском, немецком, итальянском, испанском). В приложениях приводятся: перевод двух фрагментов трактата П. Чероне «El Melopeo у Maestro», текстовой основы Второй книги духовных мадригалов Палестрины (фрагмент) и партитура Kyrie из мессы Р. Джованелли «Vestiva i colli».

Мы выражаем благодарность итальянскому музыковеду, профессору М. Джулиани, профессору Московской консерватории С. Ю. Сигиде, аспиранткам Московской консерватории Е. А. Канакиной и О. В. Геро за помощь в поиске и получении нотного материала некоторых месс и их первоисточников; аспирантке Московской консерватории Е. С. Дубравской и студентке ГАСК П. А. Арефьевой за помощь в переводах некоторых аутентичных текстов.

Часть I

Мессы на мадригальные источники в контексте эпохи: Некоторые аспекты эстетики, семантики, композиции

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гордон, Татьяна Андреевна, 2011 год

1. Авдонина О. Б. Первая книга мадригалов Палестрины: дипломная работа. М.,ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2000. 76 с.

2. Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения //Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., Языки русской культуры, 1996. С. 348-392.

3. Аверинцев С. С. Символика раннего средневековья (к постановке вопроса) //Другой Рим. М., Амфора, 2005. С. 59-90.

4. Артанова В. В. Четвёртая книга месс Палестрины драматический рубеж вжизни композитора: дипломная работа. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2000. 122 с.

5. БаткинЛ. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., РГГУ, 1995.448 с.

6. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., Наука,1978. 199 с.

7. Баткин Л. М. К проблеме историзма в итальянской культуре эпохи ВозрожденияИстория философии и вопросы культуры. Ред. Лифшиц М. А. М., Наука, 1975. С. 167-189.

8. Баттистини М. Символы и аллегории. М., Омега, 2008. 384 с.

9. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья иРенессанса. М., Художественная литература, 1990. 543 с.

10. Брагина Л. М. Франческо Петрарка и европейская культура. М., Наука, 2007.256 с.

11. Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., Интрада, 2001. 543 с.

12. Возрождение и гуманизм. Энциклопедия. Авторы текста: Бригелли Ж. П., ДютурТ., Жюльен В., Жюссо П., Мари П. Пер. и ред. Морозова Е. Г. М., Терра, 1995. 194 с.

13. Вязкова Е. В. К вопросу о формировании темы фуги на примерах изпроизведений Палестрины // Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки. Вып. 40. М., РАМ им. Гнесиных, 1978. С. 53-73.

14. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., Прогресс, 1986. 396 с.

15. Глаголев А. А. Книга Песни Песней Соломона // Толковая Библия иликомментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета А. П. Лопухина. Т. 5. Бесплатное приложение к журналу «Странник». Вып. 22. Пб, 1908. С. 37-75.

16. Гоготишвили Л. А. Непрямое говорение. М., Языки славянских культур, 2006.718 с.

17. Горфункель А. X. Основные этапы развития итальянской философии в эпохуВозрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. Ред. В. И. Рутенбург. М., Наука, 1978. С. 52-60.

18. Горфункель А. X. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе» (Философскиепроблемы культуры Возрождения) // История философии и вопросы культуры. Ред. Лифшиц М.А. М., Наука, 1975. С. 131-166.

19. Григорианский хорал. Сост. Кюрегян Т. С., Москва Ю. В. М., 1998. 221 с.

20. Грубер Р. И. История музыкальной культуры. Том II, часть I. М.,Государственное музыкальное издательство, 1953. 414 с.

21. Гулецки И. «Manus Mysterialis»: символика формы ренессансной мессы // Operamusicologica. №1 1., 2009. С. 32-82.

22. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., Искусство, 1981.359 с.

23. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.М., Искусство, 1990. 395 с.

24. Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, Изд-воСаратовского университета, 1998. 206 с.

25. Дзуффи С. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Чинквеченто. М., Омега,2009. 384 с.

26. Дубравская Т. Н. Генрих Шютц и немецкая мадригальная школа // Генрих Шютц.Сборник статей. Сост. Дубравская Т.Н. М., Музыка, 1985. С. 178-216.

27. Дубравская Т. Н. Звуковые образы ренессансной мессы // Музыкальная культурахристианского мира. Материалы международной научной конференции. Ред. Дубравская Т. Н. и др. Р-н-Д., изд-во Рост. гос. консерв., 2001. С. 206-231.

28. Дубравская Т. Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальнойформы. Вып. 2. Ред. Протопопов B.B. М., Музыка, 1972. С. 55-97.

29. Дубравская Т. Н. Итальянский мадригал: жанр и форма // Теоретическиенаблюдения над историей музыки. Сост. Евдокимова Ю. К., Задерацкий В. В., Ливанова Т. Н. М., Музыка, 1978. С. 107-125.

30. Дубравская Т. Н. Мир Пьерлуиджи // Старинная музыка, №3, М., 2000. С. 5-71, 2001, М., 2001. С. 5-7.

31. Дубравская Т. Н. Музыкальная семантика некоторые исторические аспекты //Семантика музыкального языка. М., РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 1017.

32. Дубравская Т. Н. Музыкальный авангард XX в.: механизмы историческойпреемственности // Философские науки, N 12, 2005. С. 68-81.

33. Дубравская Т. Н. Музыкальный мадригал XVI-XVII вв.: диссертация насоискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1977. 183 с.

34. Дубравская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения: XVI век. История полифонии.Выпуск 26. М., Музыка, 1996. 413 с.

35. Дубравская Т. Н. Полифония: учебник для высшей школы. М., АкадемическийПроект; Альма Матер, 2008. 360 с.

36. Дубравская Т. Н. Полифония эпохи Возрождения. XVI век: диссертация насоискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1992. 367 с.

37. Дубравская Т. Н. Принципы формообразования в полифонической музыке XVIвека. // Методы изучения старинной музыки. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1992. С. 65-87.

38. Дубравская Т. Н. Эпоха Возрождения и феномен цикличности в историивокальной музыки // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. Ред. Хренов Н. А. М., Наука, 2004. С. 369-393.

39. Дьячкова JI. С. Средневековая ладовая система западно-европеской монодии:вопросы теории и практики. М., РАМ им. Гнесиных, 1992. 47 с.

40. Евдокимова Ю. К. История, эстетика и техника месс-пародий XV-XVI веков //Труды РАМ им. Гнесиных, №40, 1978. С. 6-31.

41. Евдокимова Ю. К., Симакова H.A. Музыка эпохи Возрождения. Cantus priusfactus и работа с ним. М., Музыка, 1982. 252 с.

42. Евдокимова Ю. К. Проблема первоисточника // Советская музыка, №3, 1972. С.109.112.

43. Евдокимова Ю. К. Тематические процессы в мессах Палестрины // Теоретическиенаблюдения над историей музыки. Сост. Евдокимова Ю.К., Задерацкий В.В., Ливанова Т.Н. М., Музыка, 1978. С. 78-107.

44. Зудова А. В., Дубравская Т. Н. К вопросу о музыкальном синтаксисе в мессахПалестрины // Русская книга о Палестрине. Сост. Дубравская Т. Н. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 86-100.

45. Иллюстрированная энциклопедия символов. Сост. Егазаров А. М., Астрель, 2003.723 с.

46. Каган М. С. Лекции по истории эстетики. Кн. 1. Л., Лен. гос. унив., 1973. 206 с.

47. Катунян М. И. Учение о композиции Генриха Шютца // Генрих Шютц. Сборникстатей. Сост. Дубравская Т. Н. М., Музыка, 1985. С.76-118.

48. Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов. Т. 2. М., Гранд ФаирПресс, 2002. 572 с.

49. Клейнер Б. А. «Додекахорд» Г. Глареана. К исследованию двенадцатиладовойтеории по первоисточнику: автореферат канд. дисс. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1994. 19 с.

50. Конрад Н. И. О всемирной литературе в Средние века // Вопросы литературы.Вып. 8. М., 1972. С. 92-105.

51. Коплстон Ф. История философии. Т. 1. М., Центрполиграф, 2003. 335 с.

52. Копылова Е. Б. «Из истории русской палестринианы. XIX век». М., Преет, 1999.83 с.

53. Кузнецов И. К. Принцип пародии в мессах Палестрины // Русская книга оПалестрине. Сост. Дубравская Т. Н. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 145-154.

54. Ларош Г. А. Музыкальные наблюдения // Г. А. Ларош. Собрание музыкальнокритических статей в 2 т. Т. 1. М., Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. С. 288-302.

55. Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Música Latina: латинские тексты в музыке имузыкальной науке. СПб., Композитор, 2000. 256 с.

56. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. В 2-х томах.Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М., Музыка, 1983. 696 с.

57. Лопатин М. В. Символика «L'homme armé» // Старинная музыка, №№ 1-2 (39-40),2008. С. 25-29.

58. Лопатин M. В. «L'homme armé» и литургическая практика эпохи Средневековья //Старинная музыка, №№ 1-2 (47-48), 2010. С. 8-13.

59. Лосев А. Ф. Начальные стадии неоплатонической эстетики Ренессанса //Типология и периодизация культуры Возрождения. Ред. В. И. Рутенбург. М., Наука, 1978. С. 61-83.

60. Лосева О. В. От церковной музыки к музыке духовной. Эскиз новой историиреквиема // Западное искусство XX века. Проблемы развития западного искусства XX века. Сост. Зингерман Б. И. СПб., Дм. Буланин, 2001. С. 44-88.

61. Майкапар А. Е. Новый Завет в искусстве (очерки иконграфии западногоискусства). М., Крон-Пресс, 1998. 352 с.

62. Медушевский В. В. Век Палестрины. Отношения церковной и светской музыкикак ключ к истории музыкальной культуры // Русская книга о Палестрине. Сост. Дубравская T. H. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 189-203.

63. Москва Ю. В. Францисканская традиция мессы. Модальность григорианскогохорала. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. 496 с.

64. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Ред.Шестаков В. П. М., Музыка, 1966. 574 с.

65. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., Музыка, 1982. 319 с.

66. Нестерина A. A. «Repleatur os meum» Палестрины: ренессансная месса-пародия:дипломная работа. М., ГМПИ им. M. М. Ипполитова-Иванова, 1999. 77 с.

67. Оветт А. Итальянская литература. М., ГИЗ, 1922. 356 с.

68. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., Искусство, 1998.362 с.

69. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: статьи поистории искусства. СПб, Академический проект, 1999. 394 с.

70. Панофский Э. Idea: к истории понятия в теориях искусства от античности доклассицизма. СПб., А. Наследников, 2002. 237 с.

71. Песнь Песней. М., Эксмо, 2005. 464 с.

72. Пинский JI. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., РГГУ, 2002. 827 с.

73. Платон. Избранные диалоги. Ред. Ошеров С. М., Художественная литература,1965.442 с.

74. Полная энциклопедия символов. Сост. Рошаль В. М. М., Эксмо, 2003. 524 с.

75. Плотникова Н. Ю. К проблеме строгого стиля в русской духовной музыке второйполовины XIX века // Русская книга о Палестрине. Сост. Дубравская Т. Н. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 225-239.

76. Протопопов В. В. История полифонии. Западноевропейская классика. М., 1965.615 с.

77. Протопопов В. В. Проблема музыкально-тематического единства в мессахПалестрины // Русская книга о Палестрине. Сост. Дубравская Т. Н. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 101-131.

78. Протопопов В. В. Проблемы формы в полифонических произведениях строгогостиля // Советская музыка, №3, 1977. С. 102-108.

79. Резниченко М. В. Пятая книга месс Палестрины. Эпоха. Литургическая практика.Музыкальный язык. Опыт целостного рассмотрения: дипломная работа. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2000. 124 с.

80. Ротенберг Е. И. Микеланджело. М., Искусство, 1964. 182 с.

81. Рутенбург В. И. Возрождение и религия (в связи с периодизацией эпохи) //Типология и периодизация культуры Возрождения. Ред. В. И. Рутенбург. М., Наука, 1978. С. 16-25.

82. Серов А. Статьи о музыке. Сост. Протопопов В. В. Вып. 6. М., Музыка, 1990.341 с.

83. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., Моск. гос.консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. 362 с.

84. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Части I, II. М., Композитор,2002-2011. 527с., 800 с.

85. Симакова Н. А. Многоголосная шансон и формы её претворения в музыке XVXVI веков // Труды РАМ им. Гнесиных, №40, 1978. С. 32-51.

86. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, Тип. ун-та св. Владимира, 19101915. Вып. 1: 508 с. Вып. 2: 350 с. Вып. 3: 80 с.

87. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., Музыка,1973. 446 с.

88. Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубежвиртуального пространства. М., Прогресс-Традиция, 2002. 384 с.

89. Соколов М. Н. Мистерия соседства. М., Прогресс-Традиция, 1999. 520 с.

90. Соловьёв В. С. Любовь // Энциклопедия «Христианство». Ред. Аверинцев С. С. Т.

91. М., Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 57.

92. Сочинения великих итальянцев XVI века. Сост., вступ. ст., коммент. Л. М.Брагиной. Спб, Алетейя, 2002. 375 с.

93. Средние века. Культура, искусство, история. Иллюстрированная энциклопедия.Ред. Федосик В. А. М., 2008. 304 с.

94. Танеев С. И. Дневники. В 3-х книгах. Ред. Корабельникова Л. 3. М., Музыка,1982. 333с., 429 е., 559 с.

95. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. Ред. Богатырёва С.С. М.,Музгиз, 1959. 383 с.

96. Тарасевич Н. И. Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке: автореферат докт.дисс. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. 46 с.

97. Тарасевич Н. И. Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса: авторефератканд. дисс. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1994. 25 с.

98. Тарасевич Н. И. «Repleatur os meum laude»: мотет Жаке месса Палестрины //Русская книга о Палестрине. Сост. Дубравская Т. Н. М. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 154-167.

99. Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: опыт интертекстуальногоанализа. М., Композитор, 2004. 160 с.

100. Тюлин Ю. Н. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и егопредшественников // Русская книга о Бахе. Ред.-сост. Т. Н. Ливанова и В. В. Протопопов. М., Музыка, 1985. С. 248-264.

101. Тюлин Ю. Н. Произведения Чайковского. Структурный анализ. М., Музыка,1973.274 с.

102. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., Айрис-Пресс, 2002. 544 с.

103. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., Прогресс-Культура, 1995. 416 с.

104. Хёйзинга Й. Homo ludens. М., Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

105. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Пер. А. Майкапара. М.,Крон-Пресс, 1999. 864 с.

106. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинноймузыке // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. С. 11-46.

107. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., Классика-XXI, 2011. 816 с.

108. Шестаков В. П. Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство.М„ ЛКИ, 2011.224 с.

109. Bargellini P. Mille Santi del giorno. Firenze: Vallecchi, 2006. 744 p.

110. Bianchi L. Palestrina: nella vita, nelle opere, nel suo tempo. Palestrina: FondazioneGiovanni Pierluigi da Palestrina, 1995. 945 p.

111. Bianchi L., Fellerer K. G. Giovanni Pierluigi da Palestrina (coll. di monogr. per servirealia storia della musica italiana). Torino: Eri, 1971. 429 p.

112. Bonini E. S. Catalogo del fondo musicale di Santa Maria in Trastevere. Roma:1.IMUS, 2000. 447 c.

113. Boyd M. Palestrina's style. A practical introduction. London: Oxford University Press,1973. 67 p.

114. Cardamone D. G. Primavera Giovanni Leonardo // The New Grove Dictionary ofMusic and Musicians. 2-nd ed. Ed. by Stanley Sadie. London, New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. V.20. P. 321-322.

115. Cerone P. El Melopeo у Maestro. Naples: J. B. Gargano & L. Nucci, 1613. 1160 p.

116. Cockhoot J. V., Field C. D. S. Ferrabosco Domenico Maria // The New GroveDictionary of Music and Musicians. 2-nd ed. Ed. by Stanley Sadie. London, New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. V.8. P. 691-693.

117. Cummings A. The Maecenas and the Madrigalist: patrons, patronage and the origins ofthe Italian Madrigal. Philadelphia: American Philosophical Society, 2004. 274 p.

118. Einstein A. The Italian Madrigal. Volumes I-III. Princeton, New Jersey: PrincetonUniversity Press, 1949. Vol.I-II: 887 p., vol. Ill: 333 p.

119. Evangelisches Kirchen-Gesangbuch. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1973.1006 p.

120. Franke V. M. Borrowing & transformation procedures in Palestrina's masses // Atti del

121. I-o Convegno di Studi Palestriniani. A cura di G. Rostirolla, S. Soldati e E. Zomparelli. Palestrina: Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina, 2006. P. 160-218.

122. Guletsky I. Proportions in Palestrina's masses // Atti del III-o Convegno di StudiPalestriniani. A cura di G. Rostirolla, S. Soldati e E. Zomparelli. Palestrina: Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina, 2006. P. 329-340.

123. Haar J. Festa Constanzo // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2-nded. Ed. by Stanley Sadie. London, New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. V.8. P. 728-731.

124. Hudson B. Cerone Pietro // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2-nded. Ed. by Stanley Sadie. London, New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. V.5.P. 380.

125. Jeppesen K. The style of Palestrina and the dissonance. New York: Dover publications,1970. 306 p.

126. Klassen J. Das Parodieverfahren in des Messe Palestrinas // KirchenmusikalischesJahrbuch, №38, 1954. P. 24-54.

127. Klassen J. Untersuchungen zur Parodiemesse Palestrinas // KirchenmusikalischesJahrbuch, №37, 1953. P. 53-63.

128. Klassen J. Zur Modellbehandlung in Palestrinas Parodiemessen //Kirchenmusikalisches Jahrbuch, №39, 1955. P. 41-55.

129. L'Archivio musicale della Basilica di San Giovanni in Laterano. Catalogo deimanoscritti e dei edizioni (secc. XVI-XX). A cura di G. Rostirolla. Roma: IBIMUS, 2002. 1376 p.

130. Lockwood L. A View of the Early Sixteenth-Century Imitation Mass // Twenty-fifthAnniversary Festschrift. Ed. Albert Meli. New York: The Department of Music, Queens College of the City of New York, 1964. P. 53-77.

131. Lockwood L. On "Parody" as Term and Concept in Sixteenth-Century Music // Aspectsof Medieval and Renaissance Music: A Birthday Offering to Gustav Reese. Ed. Jan LaRue. New York: Norton, 1966. P. 560-575.

132. Lockwood L., O'Regan N., Owens J. A. Palestrina // The New Grove Dictionary ofMusic and Musicians. 2-nd ed. Ed. by Stanley Sadie. London, New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. V.18. P. 937-957.

133. Massaron S. Corso di letteratura poética e drammatica ad uso dei Conservatori dimúsica. Milano: Zanibon, 1998. 167 p.

134. Owens J. A. Palestrina as reader motets from the Song of Songs // Atti del III-oConvegno di Studi Palestriniani. A cura di G. Rostirolla, S. Soldati e E. Zomparelli. Palestrina, Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina, 2006. P. 263-288.

135. Owens J. A. Rore Cipriano de // The New Grove Dictionary of Music and Musicians.2.nd ed. Ed. by Stanley Sadie. London, New York: Macmillan Publishers Limited, 2001. V.21. P. 667-677.

136. Panofsky E. Studies in iconology. Humanistic themes in the art of the Reneissance.New York: Harper & Row, 1962. 262 p.

137. Paroissien Romain. Paris, Tournai, Rome : Société de Saint Jean l'Évangéliste, DescléeCie, 1948.2147 p.

138. Pozzi E. The organization of the Great form in Palestrina's masses // Atti del III-oConvegno di Studi Palestriniani. A cura di G. Rostirolla, S. Soldati e E. Zomparelli. Palestrina, Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina, 2006. P. 499-518.

139. Quereau Q. Aspects of Palestrina's Parody Procedure // The Journal of Musicology.University of California Press. Vol.1, №2 (1982). P. 198-216.

140. Quereau Q. Sixteenth-Century Parody: An approach to analysis // Journal of theAmerican Musicological Society. University of California Press. №31 (1978). P. 407-441.

141. Reese G. Music in the Renaissance. New York: W.W. Norton & Company, 1959.1022 p.

142. Roche J. Palestrina. London: Oxford University Press, 1971. 61 p.

143. Rostirolla G. Bibliografía degli scritti su Giovanni Pierluigi da Palestrina (1658-1996).Palestrina: Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina, 1997. 139 p.

144. Ruggero Giovanelli: «Musico eccellentissimo e forse il primo del suo tempo». Atti delConvegno Internazionale di Studi. Palestrina: Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina, 1998. 720 p.

145. Saulnier D. D. I modi gregoriani. Solesmes: Abbaye Saint-Pierre, 2000.

146. Schaberg J. The Resurrection of Mary Magdalene: legends, apocrypha, and the Cristiantestament. London: The Continuum International Publishing Group, 2002. 385 p.

147. Schlotterer R. Palestrina Compositore. Palestrina: Fondazione Giovanni Pierluigi daPalestrina, 2001. 360 p.

148. Sherr R. Parody Mass // The Harvard Dictionary of Music. Edited by Don MichaelRandel. 4th ed. Cambridge, Massachusetts: President and Fellows of Harvard College, 2003. P. 663.

149. Source readings in music history. Selected and annotated by O. Strunk. Vol. 2. London:Faber, 1981. 175 p.

150. Which Mary? The Marys of Early Christian Tradition. Ed. by F. Stanley Jones. Societyof Biblical Literature symposium series, vol.19. Leiden: Brill, 2003. 145 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.