Патриотические мотивы в советской лирической поэзии 60-70-х годов и их художественное воплощение: на материале поэзии Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина, С. Викулова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Харкевич, Ольга

  • Харкевич, Ольга
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1987, Киев
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 187
Харкевич, Ольга. Патриотические мотивы в советской лирической поэзии 60-70-х годов и их художественное воплощение: на материале поэзии Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина, С. Викулова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Киев. 1987. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Харкевич, Ольга

ВВВДНИЕ

ГЛАВА ПЕШАЯ. ПАТРИОТИЗМ КАК ВДЕШО-ЭСТЕГИЧЕСКАЯ

ДОМИНАНТА В ПОЭЗИИ О ВОЙНЕ

ГЛАВА ВТОРАЯ . ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ "МАЛОЙ РОДИНЫ" КАК

ОСНОВА ЛИРИКО-ПАТШОТИЧЕСШ ОБОВДЕНИЙ.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПАМЯТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПАМЯТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.

ОБРАЗНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВОЙНЫ И МИРА).-. IOB

ЗАКШЧШИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотические мотивы в советской лирической поэзии 60-70-х годов и их художественное воплощение: на материале поэзии Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина, С. Викулова»

Патриотизм как идейно-художественная доминанта в поэзии 60-70-х годов - один из ключевых вопросов советского литературоведения, В его решении воплощаются важные теоретические и историко-литературные проблемы. Значимость этой теш обусловлена тенденциями литературной жизни, 0 ее важности убедительно говорилось на XOTI съезде КПСС. "Наша литература, отражая рождение нового мира, - акцентируется в Политическом докладе ЦК КПСС XX7II съезду, - вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира - патриота своей Родины, подлинного интернационалиста; Тем самым она выбрала свое место и свою роль в общенародном деле"1.

Патриотическая тема, являясь критерием идейной зрелости писателя и уровня его художественного мастерства, входит в плоть и кровь всего советского словесного искусства. В ее звучании отчетливо вырисовываются контуры поэтической индивидуальности♦ В этом заключается сложность и, одновременно, повышенный исследовательский интерес к выдвинутой в данной работе проблемен Тем более, когда рассматривается творчество художников не диаметрально противоположных по стилевым чертам, а сходных по способу поэтического мышления и даже стилевой интонации. В этом плане лирика Николая Рубцова, Владимира Соколова, Анатолия Жигулина, Сергея Вику лова, внесших веоомый вклад в развитие русской поэзии 60-70-х годов, сформировав в ней течение, так называемой "тихой лирики11, представляет несомненный интерес. В литературной критике за этим течением закрепились разные определения. Кроме терми

1 Материалы Ш1 съезда Коммунистической партии Советского

Союза. - М.: Политиздат, 1986. - С. 90. на "тихая лирика", появились и такие, как "деревенски® поэты", "почвенники" • Последний термин - вариант руссоизма, так как в поэзии конца 50-х начала 60-х годов набладаяась неразрывная связь, единство человека и природы;' №2 придерживаемся термина "тихая лирика"» хотя, разумеется, это тоже условное понятие; Мы исходим из чисто внешнего - из особенностей их творческой мане-jh, приглушенной патетики, ослабленного элемента публицистичности - йо Лихими" в социально-нравственном плане они никогда не были* Н»: Рубцов, В. Соколов, А, Жигулин» С, Биллов затрагивали жгучие проблемы современности, поверяли сегодняшний день историей, поднимали голос протеста против уродливых явлений жизни, стояли на переднем крае идеологической борьбе! Пафос их поэзии -яркое доказательство того, что и негромкие слова могут звучать набат но по своему внутреннему содержанию. Эта мысль становится ведущей в наших суждениях о творчестве четырех поэтов; Различные суждения многих литературоведов оказывались вернниш сами по себе, но в исследованиях творчества художников не всегда в полной мере раскрывалась поэтическая самобытность» Поэтому углубленное и системное изучение лирики Н; Рубцова, В« Соколова, А; Жигулина, С* Викулова в указанном аспекте является актуальным и значимым.

В пределах диссертационной работы нет возможности всеобъемлюще охватить поэтическое наследие этих поэтов, - объектом исследования является лишь одно направление их лирики - патриотические мотивы;

Степень изученности проблемы» Патриотизм как предмет исследовательского интереса - традиционная категория а различных сферах общественных наук, в том числе — литературоведения. Это обусловлено самой природой патриотического чувства, бытийно-генети-ческие корни которого берут начало из основ человеческой цившшзации. "Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности"*, -отмечается в авторитетном энциклопедическом издании»

В лучших традициях русской классической литературы проблема патриотизма воспринималась как дейотввявое служение родине* Зри этом сохраняя нравственно-этический характер, патриотическое чувство наполнялось злободневными социальными чертами* "Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не адовом, а два ом"? - провозглашал В «Г» Белинский »

По мере развития революционной ситуации в России, размаха деятельности демократического кдеда интеллигенции, понятие патриотизма приобретает конкретно-историческую трактовку. К примеру, Н. Некрасов, исходя из нарсщническо-просвещенческих идей, горячо отстаивал мысль: "Любовь к отечеству заключается прежде воего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и благородном вего3 довании против того, что замедляет путь к совершенствованию. .

Несомненно, что то содержание, которое вкладывали в понятие патриотизма революционеры-демократы (разночинцы), в силу исторических обстоятельств имеет ярко выраженный гуманистический характер и способствует лучшему пониманию общественного значения человека* Но только с появлением пролетарской идеологии социальное и гуманистическое содержание патриотизма достигло полнейшей гармонии в ленинском определении революционного патриотизма: "Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать чем

1 Большая Советская Энциклопедия* - Т. 19. - С* 282*

2 Белинский В* Полн. собр* соч*: В 3-х т. - Т. 3* - М.: Гос. иэд-во худож. лит-ры, 1948. - С. 417.

3 Некрасов Н. Паян. собр. соч. и писем. - Т. 9* - С. 313. отдать Россию иностранцам, это - настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики» уничтожения чаотной собственности. Это лучший революционный патриотизм"*. р

Ленинская концепция патриотизма имеет актуальную научную значимость, акцентирует общественный характер этого явления; "в национальном характере русских, украинцев, грузин, армян и других народов Советского Союза, - констатирует философ Г.А.Суг-лобов, - всегда ведущей чертой быка неугасимая любовь к Родине. Массовый героизм советского народа начинается с патриотизма, он о глубокими корнями уходит в толщу пролетарских традиций"0. Любовь человека-гражданина к отечеству проявляется преданностью ему вплоть до самопожертвования. Такой патриотизм в марксистско-ленинском учении имеет характер действенного патриотизма»

Н. Губанов4 рассматривает эту категорию с позиций марксистско-ленинского учения, определяя ее высшую ступень - социалистический патриотизм. Для ученого патриотизм является не только социальным, нравственным чувством, но глубоко осознанным классовым пониманием идей любви к Родине, одним из важнейших морально-политических принципов социализма и марксистско-ленинского миро

1 Ленин В.Й. Поля» собр. соч. - Т. 42. - С. 124.

2 Ленин определяет чувство патриотизма, как "одно из наиболее гаубоадх чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" // Поли. собр. соч. - Т. 37. - С. 190.

3 Суглобов Г. Традиции и патриотическое воспитание // Вопр. философии. - 1985. - Я 5. ~ С. 58.

4 Губанов Н, Советский патриотизм - великая сила в борьбе за коммунизм. - М.: Знание, 1955. воззрения, "Лишь с открытием Марксом и Энгельсом материалистического понимания истории, - констатирует Н» Губанов, - был дан ключ и сформированы исходные положения для подлинно научного по» т нятия отечества и патриотизма" . Н. Губанов, рассматривая кате* гордо патриотизма в современных условиях о позиций диалектического материализма, выявляет несколько, на наш взгляд, очень существенных черт, а именно: патриотизм всенародный, социалистический, действенный и его неразрывная связь с интернационализмом* Мы считаем, что эти определения существенно дополняют данную выше характеристику патриотизма. Ибо патриотизм проявляется в его активном характере и неразрывной связи с интернационализмом. Подлинный патриот всегда является интернационалистом. Идея интернационализма и идея патриотизма, овладевая сознанием людей, становится могучей движущей силой современности. Эта проблема исследуется в работе "Патриотизм и интернационализм - неотъемлемые черты социалистического образа жизни" (1981). Две эти категории находятся в глубокой диалектической связи. "Социалистический патриотизм - высшее проявление пролетарского интернационализма"2. Патриотические чувства трудящихся выражаются в сплоченном труде на благо родины, для осуществления коммунистических идеалов;' Международная солидарность рабочих воплощается в их благородном труде для укрепления социалистических основ бытия и способствует укреплению мира на земле, ибо вопрос о войне и мире, в настояцев время, является самым актуальным, злободневным и жгучим. Автор монографии четко и справедливо утверждает, что именно "патриотизм и интернационализм - не только чувства, идеалы, черты характера, но и действия, которые осношваются на ин Губанов Н. Отечество и патриотизм. - М.: Гоополитаздат, I960. - С. 3. Патриотизм и интернационализм - неотъемлемые черты социалистического образа жизни. - Киев: Наук, думка, 1981. - С. 139. т тернационалистско-патриотичэ ских чувствах и идеалах . Именно жизненная активная позиция советского человека, продиктованная интернадионалиотоко-патриотическами идеями и убеждениями, является критерием его гражданского становления и социальной зрелости;

Показательно, что, исследуя концепцию личности, современные литературоведы углубляются в вопросы проявления патриотизма в деятельности и характере советского человека* Категория патриотизма приобретает выразительное эстетическое звучание и способствует более полноцу раскрытию литературного героя и движению литературоведческой мысли* При этом ученые касаются вопросе» теоретико-методологического и функционального характера, связанных с проблемой патриотизма;

Методологический характер имеет работа П* Выходцева "С думой о Родине" (1974И Исследователь, затрагивая актуальные вопросы современной критики и литературоведения, утверядает прочность основ социалистического реализма, народности, партийности литературе, развитие в ней национальных традиций, национального и интернационального, патриотизма и гражданственности. П. Выходцев акцентирует внимание на тех аспектах этих проблем, которые в литературе, а особенно в критике, не всегда быки правильно освещены, иногда рассматривались слишком упрощенно, формально, а также критически прослеживает их интерпретацию у зарубежных советологов, которые фальсифицируют патриотический характер советской литературы*

В другой работе П. Выходцева "Земля и люди (Очерки о русской советской поэзии 40-70-х годов" (1984) основной целью яв Патриотизм и интернационал изы - неотъемлемые черты социалистического образа жизни. - Киев: Наук; думка, 1981. - С; 157; ляетоя выявление роли традиций народного творчества, классической литературы в советской поэзии 40-70-х годов. Рассматривая произведения поэтов нескольких поколений: А. Твардовского, С. Наровчатова, Н„- Заболоцкого, М. Исаковского, М. Луконина, Я. Смелякова* Н. Рубцова, В. Соколова, В. Солоухина, С. Викулова, Е. Исаева, Ш Жигулина и многих других, автор выявляет основные черты их творчества и справедливо утвервдает, что "изменяясь ж обогащаясь, тема России остается одной из самых воянукщих в русской поэзии от ее истоков до наших дней"1.

Этой же проблеме посвящена работа Ф; Овчаренко "С Родиной в сердце. Литературно-критические очерки" (1975). В поле зрения автора - проблема новаторства А; Пушкина, М. Лермонтова» Hi Некрасова, А. Блока, В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, П. Васильева, а также А. Твардовского, В. Луговского, А. Прокофьева, Вас. Федорова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р; Рождественско-го, С, Вивулова, Н. Рубцова и многих других поэтов. Тема Родины рассматривается в неразрывной связи с темой труда, творческого созидания, нравственного возвышения человека. Очерки по преимуществу публицистичны, цель автора - выявление гражданственности, народности и идейности в рассматриваешх произведениях. Представляется интереснш и глубоким суждение Ф. Овчаренко о патриотизме: "Патриотизм - не только комплекс волну адих с детства ощущений и от рождения присущих импульсов и эмсадй. Это всегда система глубоко усвоенных разумом и сердцем идей, которая для тебя не просто лозунг или удобный набор суждений и поз, а органическая, до конца осознанная философия жизни и борьбы. Вот почему так важно действенное участие художников слова в процессе актив Выходцев П. Земля и люди: Очерки о русской ссеетской поэзии 40-70-х годов. - М.: Современник, 1984. - С^ 7. ного формирования, у советских лкщей развитого чувства Родины, преемственности поколений, непрерывности исторической эстафеты"*.

Литература, в частности поэзия, является могущественным средством, воссоздающим историю жизни народа; "Мне, например, непонятно, - говорил К. Симонов, - как можно любить родину, не испытывая и инстинктивного и осознанного интереса к ее прошлому, к тому, ш чего и как сложилось все то, что сейчао входит для тер бя в это понятие - Родины" .

Итак, любовь человека к Родине выражается в глубоко осознанном человеческом чувстве, которое органично сливается о его личностью, входит в его плоть и кровь, начиная с любви, привязанности, гармонического слияния с местом, где человек родился (малая родина) до осознания и любви к Отечеотву, его народу, истории, природе как единому целому. Ибо, "важнейшим признаком этической и интеллектуальной зрелости человека, - утверждает §; Овчаренко, - непременно считается ныне глубокое знание Родины во всех ее о исторических, пространственных измерениях.

В сходном ключе написана работа А.1 Ланщикова "Славься, Отечество" (1978). Известный критик прослеживает проявление темы Родины (с кратким экскурсом в русскую классически поэзию) в творчестве известных советских поэтов В. Маяковского, С. Есенина, А. Недогонова, А. Твардовского, К. Симонова, Е. Исаева, Н. Рубцова, А. Жигулина и многих других.

Книга А. Михайлова "Два ключа"(1981) освещает основные проб Овчаренко Ф. С Родиной в сердце: Литературно-критические очерки. - М.: Моск. рабочий, 1975. - С. 94.

2 Константин Симонов рассказывает. /Сост. № Лазарев. - М.: Сов. Россия, I98Ii* - С. 34

3 Овчаренко Ф. С Родиной в сердце: Литературно-критические очерки.' - М.: Моск. рабочий, 1975. - С. 95. леыы развития современной советской поэзии 70-х годов. Выдвигая такие проблемы историко-литературного характера, как роль традиции, народности, патриотизма в литературе, автор в то до время прослеживает проявление патриотизма в советской многонациональной литературе, а также выявляет связи мезду литературами народов Советского Союза. "Можно взять любую развитую национальную литературу, - говорит автор, - рассмотреть под этим углом зрения (родины- разрядка наша ~ O.Z.) и убедиться, что вдая патриотизма, чувство любви к родине, к своецу народу составляет ее нравственную опору, питает ее жизненными соками"1.

Что т касается конкретно творчества Н; Рубцова, В^ Соколор ва, А. Жигулина, С. Вш^лова, то, кроме отдельных глав'5' в шагах, рецензий, статей^ в периодической печатипоявились и первые работы монографического характера.

Творческий путь С;- Вщ^улова освещается в трех монографических исследованиях5. Основное внимание авторы работ концентрируют на биографии поэта, на анализе его гражданской и творческой позиции, на социальных и нравственных аспектах его творчества. т х Михайлов А. Два ключа. - М;: Сов. писатель, I98I;5 - С, 6.

2 См.: библиографию;

3 Там же.

4 Там же• Оботуров В. На зешге живу; - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1973; Его же» Сергей Вщулов: Страницы жизни, страницы творчества. - М«: Современник, 1983; Коробов В. Сергей Вщу-лов. Литературный портрет. - М.: Сов. Роееия, 1980;*

Однако тема Родины, как отдельная проблема, не получила надлежащей научной интерпретации, хотя по ходу анализа произведений ей уделяется внимание. Во второй работе В. Оботурова (1983) во вступительном слове "Поэт и Родина" содержится точное и справедливое утверждение критика, которое, на наш взгляд, может служить эпиграфом ко всему творчеству С* Вш^лова "Тема Родины. Прямо она заявлена в немногих произведениях С. Ви^улова, но разве не о ней, о России, вое его стихотворения и дээш, в которых многозвучно и красочно воссоздаются мир русской деревни и народный т характер. , Критик, освещая нравственные ценности отдельных произведений, циклов и сборников, дает высокую сценку творчеству этого самобытного художника*

Изучению творчества этого поэта посвящена кандидатская диссертация Б. Шальнева "Поэзия Сергея Викулова (нравственно-эстетические искания, традиции и новаторство*1 (М.:1981). Творчество художника автор рассматривает в органичной связи с жизнью и современным литературный процессом, выявляя наиболее существенные проблемы и художественные аспекты творчества С» Викулова: становление творческой индивидуальноети поэта, эволшция его художественного метода и стеля, своеобразие лирического и эпического начал*

Появилось также несколько работ, посвященных анализу поэзии Н* Рубцова* Первым исследованием, содержащим в себе общую характеристику жизни и творчества этого талантливого поэта, страстного певца Родины является монографический очерк В* Кожинова "Николай Рубцов*' Заметки о жизни и творчестве поэта" (1976)* Автором рассматривается как ранний период творчества поэта, так и Оботуров В. Сергей Вику лов: Страницы жизни. Страницы творчества* - М.: Современник, 1983* - С* 14. зрелый* Отдельная глава отведена поэтике. В работе предпринимается попытка, и весьма удачная, осветить идейно-оодержательную сторону лирики художника (патриотизм, гражданственность, историзм), а такта показать разные оторонн поэтики (образность, ритмика, стихия света и ветра и др.). На наш взгляд, о чем говорит и сам автор ("В этом кратком и первом по времени очзрке о поэте невозможно было говорить обо всем"*), в работе выделяются и обрисовываются лишь основные тенденции творчества Н. Рубцова, в частности и тема родины, но все они требуют дальнейшей основательной разработки* Следующей обстоятельной работой явилась монография В. Оботурова "Искреннее сяово: Страницы жизни и поэта-ческий мир Николая Рубцова" (1987), в котором подробно освещается жизненный и творческий путь поэта, упоминаются отрывки многих из его ранних, малоизвестных широкому кругу читателей стихотворений. В работе прослеживается связь Н. Рубцова с классической поэзией, выявляются типологические сходства и отличия Н. Рубцова с С. Есениным, И. Буниным, А. Твардовским, А. Передреевым, Е.Исаевым, В. Шапошниковым, а также с его вологодскими собратьями по перу С. Викуловнм и А. Романовым, с которыми его объединяют чувство исторического взгляда на разработку проблемы "малой родины" (деревни) * Завершающая глава работы "Прекрасное и вечное" раскрывает вопрос родина-народ (его прошлое, настоящее и буднее; связь времен, чувство истории). "Вечное и прекрасное, - утверждает В. Оботуров, - сливаются у Николая Рубцова в пленительно неповторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух народа, вынесенный из всех потрясений его тысячелетней исто Кожинов В. Николай Рубцов; Заметки о жизни и творчестве поэта. - м.: Сов.* Россия, 1976. - С. 85* рай"1).

В кандидатской диссертации А. Науменко "Проблемы развития русской советской поэзии бО-х годов и творчество Н. 1^<&сова" (Кйев: 1984), исследуется творчество Н. Рубцова в контексте поэзии 60-х годов; Как справедливо замечает автор, "Творчество Н. Рубцова шределило целое направление в лирической поэзии второй половины 60-х годов, оказало влияние на становление многих поэтических дарований в 70-80-е годы"*\

Портретный характер носит работа А. Ланщикова "Анатолий Жигулин ; Уроки гнева и любви.м (I98G), в которой освещаются основные вехи творческого пути поэта. Исследователем интересно разрабатывается значение "малой родины" в жизни поэта, которая питает потоки его патриотизма и к которой он постоянно возвращается в своем творчестве. Интересной представляется полемическая глава "Тихая критика", в которой автор убедительно оспаривает Е; Ермилову и М; Чудакову в вопросе о "тихой лирике" в связи о поэзией А. Жигулина. Мы разделяем точку зрения А; Ланщикова, который утверждает, что "И если уж как-то назвать жигулинс^ю поэзию, то ее следует назвать "серьезной поэзией" (естественно, не превращая это определение в термин), но вовсе не тихой"3*

В подобном плане написана вторая книга А. Истогиной и Е.Джи-чоевой "Два портрета; Очерки творчества Анатолия Жигулина, Михаила Шевченко" (1986). В ней представлены портретные характеристики творчества двух литераторов-земляков (Черноземье), поэта и Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтический мир

Николая РусЗцова. - М»: Сов. писатель, 1987. - С; 248; ^ Науменко А. Проблеш развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н; Е^Сцова: Канд. дис,- Киев,1984. - С. 4.

3 Ланщиков А., Анатолий Жигулин. Уроки гнева и любни. - М.: Сов. Россия, 1980. - С. 72-123. прозаика, А. Истогина дает общую характеристику творчества А.Жигулина* Исследовательница в общем плане рассматривает разные стороны творчества поэта: проблему "малой и большой" Родины, памяти, истории, природы, антивоенные мотивы. Весь творческий процесс, вся поэтическая судьба А. Жигулина неразрывно связана с судьбой родины, в чем признается сам поэт "История Родины должна интересовать любого поэта, независимо от его происхождения. Без знания истории нельзя осмыслить и постигнуть настоящее. История - важный составляющий элемент понятия Родины и судьбы народной; а следовательно, и личной судьбы поэта"1.

До настоящего времени пока нет монографической работы о творчестве такого талантливого, самобытного поэта, как В. Соколове. Наиболее основательными, на наш взгляд, являются разделы в книгах ВДожинога "Стихи должны быть как открытое окно;." (Статьи о современной литературе) (1982) и А. Михайлова "Вдали от всех парнасов" (Портреты) (1983) ; Оба автора единодушно и совершенно верно утверждают, что импульсом патриотических мотивов в поэзии Соколова явилась Великая Отечественная война. Воспоминания о войне у В. Соколова прежде всего связаны о "малой родиной", и одновременно с детством и выходом, так сказать, в "большую" родину. Эта проблема, а также основательно намеченные авторами идейно-тематические линии творчества поэта, саше существенные черты поэтики (образный строй лирика, тонкие оттенки значения слов и их соотношений, интонация и т.д.) являются хорошим теоретическим залогом для углубленного и комплексного исследования творчества этого своеобразного, одаренного поэта; Истогина А., Джичоева Е. Два портрета; Очерки творчества Анатолия Жигулина, Михаила Шевченко, - Воронеж: Центр; Чернозем; кн. изд-во, 1986. - С; 45.

Названные исследования освещают суть категории патриотизма, характеризуют поэзию, тенденции ее развития в 6070-е годы, а также создают современную концепцию поэтики Н. Рубцова, В. Соколова, А, Жигулина, С; Виздлова, Глубокий текстуальный анализ, разнонаправленная интерпретация идейно-образной основы, как компонента индивидуального стиля позволили ученым достаточно полно осветить специфику образного мышления художников слова, их действенное влияние на магистральные линии развития советской поэзии»

Итак, названные работы о творчестве Н; Рубцова, В; Соколова, А* Жигулина, С. Вику лова лишь попутно рассматривают проблему патриотизма, что и вызывает целесообразность специального исследования.

Мы считаем, что решение поставленной задачи требует рассматривать произведения, в которых разрабатываются патриотические мотивы как системное единство, а не совокупность отдельных разножанровых стихотворений; Такой подход предполагает исследование поэтического наследия как объекта разностороннего изучения.

Важнейшим условием постановки вопроса о художественном воплощении патриотической тематики в творчестве Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина, С. Вику лова, является выбор сходных принципов, наиболее точно отражающих эволюцию поэтического сознания писателей; В данной работе мы используем проблемно-тематический, жанровый, кошознционннй и стилистический принвдпы исследования; При этом особое внимание уделяем поэтике художественного образа, в котором лучше всего видны общие и отличительные черты индивидуального стиля творчества поэтов, избранных нами в качестве объекта исследования. В данном случав мы опираемся на труды М; Храпченко, В. Кожинова, Г. Гачева, П. Палиевского, А. Бочарова, Н; Гея, А. Дремова, в которых природа художественного образа изучена э общетеоретичеоком и историко-литературном плане.

Сказанное позволяет определить цель нашей работы - исследовать проявление поэтической индивидуальности Н. ^уСцова, В; Соколова, А» Жигулина, С, Викулова на основе системного рассмотрения патриотических мотивов в их художественной интерпретации? Такой подход положат не только определить индивидуальный стиль поэтов, но и может способствовать углубленному взгляду на произведения; которые являются предметом анализа в данной диосертации. Многие из них впервые являются объектом исследования, в чем и заключается один из аспектов новизны работы. Впервые также в работе предпринимается попытка исследования патриотической тематики как отдельной (выделенной) проблемы на материале лирической поэзии именно этих четырех поэтов, вызывающих близость единством образного и тематического мышления.

Постановка вопросов в такой плоскости определяет методологическую основу диссертации, использование основополаганщих принципов марксистско-ленинской диалектики: конкретно-исторического подхода, партийности искусства, принципов соотношения общего, особенного и единичного, причины и следствия; содержания и формы, сущности и явления. В аналитических разработках мы следуем традиционным в советском литературоведении взглядам на проблемы творческой самобытности и комплексного исследования поэтического текста (труды Mi Храпченко, Л. Тимофеева, Г; Поспелова, Ш Мейлаза, £>. Борева и др.).

Исходя из сказанного; ставим следующие задачи:

- провести идейно-художественный анализ поэзии Н. Рубцова; А. Жигулина, В. Соколова, С. Викулова 60-70-х годов (ее патриотической тематики);

- изучить средства художественной изобразительности у каждого из художников, с помощью которых строятся поэтические образы, раскрывающие патриотический характер их лирики;

- показать общность образного мышления исследуемых поэтов;

- исходя из созданной поэтики художественного образа, проследить эволюцию художественного сознания писателей, выяснить сущность и самобытность поэтической индивидуальности каадого;

- исследовать патриотические мотивы в лирике Hv Рубцова, А. Жигулина, В; Соколова, С. Викулова как одно художественное целое в их поэтическом мироощущении;

- определить роль и значение патриотической лирики Н; Рубцова, А. Жигулина, В. Соколова, G; Вицулова в руоской советской поэзии 60-80~х годов.

Специфика и приемы анализа обусловливают следующую структуру диссертации:

В первой главе - "Патриотизм как идейно-эстетическая доминанта в поэзии о войне" ~ рассматриваются социально-гуманистические проблемы войны и детотва, взрослое, но не фронтовое поколение, сиротство, образ матери и штери-здовы, которые нашли глубокое отражение в военно-патриотической поэзии Н. Рубцова, В.Соколова, А. Жигулина, С» Вшу лова. Отправной точкой в художественном обобщении этих проблем явилась Великая Отечественная война, а вернее ее жестокие последствия, которые легли в основу поэтических ретроспеадий, исследуемых в работе художников. В их поэтичеокой интерпретации разные аспекты этих проблем нашли свое поэтическое разрежение; Но все они в совокупности своеобразно отражаются каздым из художников, в целом же создают как бы обобщенный образ - одно художественное целое в изображении того, как сказалась Великая Отечественная война на судьбах русского народа и вместе с тем в лирическом герое воплотилась та неразрывная связь, и то единство советского человека с Родиной, которое укрепляло его патриотические чувства в самые драматические моменты ее существования и являлось залогом преданности человека своей земле.

Вторая глава - "Художественное освоение "малой родины" как основа лирино-патриотических обобщений" - представляет собой идейно-художественный анализ патриотических мотивов в творчестве Н. Рубцова, А. Жигулина, Bv Соколова, С; Викулова в 60-70-6 годы, исходя из мотива "малой родины" как отправной точки в поэтическом осмыслении темы Отечества*

Образ Родины в поэтической трансформации художников наделяется самыми впечатляющими поэтическими средствами (родина-мать, родина-любовь, родина-подруга и т.п.). Этот образ представляет в разных временных пространствах далекое историческое прошлое, родину довоенного времени, родину военного времени и послевоенного;

Глубокое чувство родины воплощено у поэтов в разнообразных художественных образах; конкретно-предметные (родные места, отчий дом, деревня, природа), философско-обобщенные (Вселенная, воплощенная в образе сквозной метафоры -звезды полей как символа вечности мира и др;); В центре лирических повествований - человек, чьи мироощущения преисполнены глубокой тревоги за судьбы Отечества,

В третьей главе - "Память историческая и военная. (Образное воплощение проблем войны и мира)" - эти две проблемы рассматриваются как одно художественное целое1; Жестокая память о Великой Отечественной напоминает и предостерегает о том, что "Никто не зайат, ничто не забыто" и не может быть забыто в атмосфере угрожающего всему миру глобального апокалипоиса.

Категория памяти раскрывается поэтами в двух аспектах: память историческая и память военная; Ее образ воплощен как в конкретно-предметных, так и символических образах (потрясения, огни; сирота, вдова, мина, дзоты, боль, утрата, печаль, кровь и т.д.).

В образном отражении проблемы войны и мира отправной точкой является мотив памяти. В художественном мироощущении исследуемых нами поэтов мотив ядерной угрозы раскрывается через призму природы, с помощью тревожных интонационно-лексических приемов, ассоциативных и предметных обрезов, характерных поэтических деталей.

В выводах представлены результаты исследования, дается общая оценка творчества Н. Рубцова, В; Соколова, А. Жигулина, С.Вн-кулова в контексте советской патриотической лирики, в которую поэта внесли значительный вклад.

Полученные на основе конкретного анализа историко-литературного материала результаты диссертации представляют практическую значимость в том смысле, что могут дать обработанный материал для дальнейшего изучения современного литературного процесса. Результаты исследования moijt быть использованы при рассмотрении актуальных вопросов иотории литературы в процессе преподавания курсов и спецкурсов русской советской литературы в вузах.' Материалы диссертации могут быть также использованы в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Харкевич, Ольга

166 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Е^сская поэзия 60-70-х годов занимает особое место в истории советской многонациональной литературы. Богатство идейно-сти-левых тенденций, разнообразные подходы к созданию лирического героя изменили ракурс поэтического мировоззрения и обусловили появление в словесном искусстве ярких художественных индивидуальностей, Пример Н, Рубцова, В, Соколова, А. Жигулина, С, Викулова -яркое тому подтверждение.

Лирику 60-70-х годов отличают конкретные черты в плане содержания и художественного пафоса: проникновение во внутренний мир человека, выявление связей человека с миром современной действительности, осмысление прошлого Родины, постижение героическо-/го народа, гражданственность, выявление связей "человек и природа", природное и историческое, углубленное изучение классической традиции русского стиха. Однако ключевыми проблемами поэзии этого времени явилась тема - человек и Родина, общество и природа.

Примечательно, что этот период в поэзии ознаменовался работой нескольких поколений художников слова. Поэты "дофронтового" поколения продолжали активную творческую деятельность (А. Твардовский, А, Прокофьев, М. Исаковский, М. Луконин, Я. Смеляков, Л. Мартынов и др.). В литературу вступило также новое поколение поэтов, как бы связывающее писателей "дофронтового" поколения и молодых литературов, чье детство совпало с военной действительностью (А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ах-мадулина, Н. Рубцов, В. Соколов, А. Жигулин, В. Цыбин, Р. Казакова, Г. Гарбовский, В. Казанцев, Ю. Воронов, А. Просолов, 0. Шес-тинский),

Сконцентрировав внимание на творчестве Н. Рубцова, В. Соко-^ лова, А. Жигулина, С. Викулова, мы постоянно убеждались, что типология их образного мшления не вкладывается в строгие рамки традиционного понимания "тихой лирики". Это обусловлено, в основном, эстетическими, а также, в определенной степени биографическими факторами. Упомянутые поэты, кроме С. Викулова, представляют то поколение, чье детство поглотила война. Именно Н, Рубцов, В. Соколов, А, Жигулин периодически соприкасаются в литературоведении и критике, что как раз свидетельствует о сходных и различных чертах их творчества: "И все-таки если поставлены в один ряд имена Жигулина, Соколова и Рубцова, дают нам уже представление о каком-то направлении в современной русской поэзии, - констатирует А. Ланщиков, - то это вовсе не означает, что стихи Жигулина мало чем отличаются от стихов Соколова, а стихи Соколова от стит хов Руйдова" .

Что же касается С. Викулова (это, как известно, поэт фронтового поколения) - его литературная деятельность начиналась в 40-е годы. В 40-е годы творческую работу начинал и В". Соколов, однако их широкая известность выпала на 60-е годы.

Поэзия середины 60-х годов (в отличие от поэзии конца 50-х-начала 60-х, когда в творчестве молодых поэтов ознаменовалось возрождение стилевой традиции 20-х годов - В, Маяковского, В. Хлебникова, И. Сельвинского, М» Цветаевой и др.) - развивается в русле классического стиля. Литературными учителями Н* Рубцова, В, Соколова, А. Жигулина, С. Викулова в первую очередь оказались А. Цушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А, Блок, С. Есенин, А. Твардовский и др;

Общую направленность поэзии второй половины 60-х годов,-утверждает В. Кожинов, - можно определить как стремление сбросить все "внешнее" и так сказать, необходимое и обратиться непос

1 Ланщиков А. Анатолий Жигулин:"Уроки гнева и любви". - М.: Сов. Россия, 1980. - С. 46. родственно к первоочередной основе поэзии"*.

В разнообразии поэтических тем того времени ключевой стала проблема - "человек и Родина". Рассмотренные в контексте патриотических мотивов стихотворения Н. Рубцова, В. Соколова, А, Жигулина, С. Викулова, попытка углубиться в их образный мир приводят к следующим выводам. Их поэтические искания объединяют: во-первых, единство жизненного и тематического материала. Великая Отечественная война явилась незыблемой почвой творчества исследуемых поэтов, импульсом их гражданских, патриотических, интернациональных чувств, а также нравственной мерой смысла жизни; во-вторых, образ Родины в творчестве разрабатываемых поэтов претерпевает явную эволюцию. От конкретного восприятия родного уголка (родительского дома, родной березы), взрастивших поэтое, то есть от "малой родины", с которой связаны детские годы лирического героя, до обобщенного образа "большой" Родины, Отчизны, воспринимаемого в зрелом возрасте. При этом эстетическую основу образа Родины создает гармоническое единство человека с природой. Природа является своеобразным "мостом", объединяющим прошлое народа с настоящим и настоящее с будущим ("овеянная сказками и былью) .

Разработка патриотических мотивов обусловила единство поэтических средств. Любовь к Родине в ее разных временных пространствах выражается: в единстве ассоциативного и конкретно-предметного образного мышления: родина-мать, родина-родительский дом, родина-отчий дом, родина-кров, родина-крыша, родина-подруга, родина-лю-бовь; в единстве философско-обобщенных и символических поэтических образов (сквозная метафора - звезда полей олицетворяет Вселенную как символ нетленности мира); в символическом обреве реки, воплощающем и объединящем мотив исторической и военной памя

1 Кожинов В. Начало нового этапа? // Лит.Россия.-1974.-29 дек. . ти (Каяла, Непрядва, Волга, Каменка, Катунь, Дон, Днепр, Сухона, Нерль и др.). Воды этих рек питают силы народа, а также выступают в качестве свидетеля героического прошлого, отождествляя преемственность патриотических традиций.

Единство проблематики и соответствующих поэтических средств сказалось на типологии идейно-стилевых особенностей наследия Н. Рубцова, В, Соколова, А. Жигулина, С. Викулова, Не случайно мотив памяти является исходным пунктом идейно-образного воплощения проблем войны и мира. Мировоззренчески-эстетическая основа осмысления патриотических мотивов у всех поэтов мотивирована историзмом их художественного мшления. В итоге поэтического воплощения патриотических вдей в лирике Н. Рубцова, В. Соколова, А, Жигулина, С. Викулова образ Родины облекается в одно художественное целое, создавая ее поэтический образ между "двумя войнами" (Великая Отечественная и угроза термоядерной войны).

Исходя из литературных и автобиографических истоков, а также поэтики художественного образа, на фоне единства образного мышления отмечается творческая индивидуальность и самобытность каждого из поэтов. В выявлении драматических последствий Великой Отечественной скорбные интонации наиболее заметны у А, Жигулина, создан ваемые с помощью пейзажных образов, УН, Рубцова пейзаж как бы приглушает душевную боль лирического героя. В, Соколов эту проблему реализует с помощью устойчивого образа снега, а также мотивов холода, голода, тепла и света. С. Викулов эмоциональную сторону проблемы решает с помощью вплетения в поэтическую речь просторечий и диалектизмов, фразеологизмов, проклятий и причитаний и т.п.

Поэты отличаются друг от друга и в стилистическом плане. Для В. Соколова характерен романтическо-реалистический стиль с тенденциями в зрелом творчестве к реалистическому. Лирика Н. Рубцова развивается в лирико-романтическом плане. А. Жигулин склонен к конкретно-реалистическоь^у стилю,хотя на раннем этапе творчества у него намечались тенденции к романтическому миропониманию.У С. Викулова наблюдается сплав публициотшш с лирикой .Даже в лирических стихотворениях у поэта довольно часто встречаются элементы эпического жанра.

Что касается средств художественной изобразительности, то у j II. Рубцова основой образности являются метафоры и сравнения. Эпитеты встречаются реже. Характерной чертой его поэтики являются звуковые аллитерации, с помощью которых строятся образы, создающие своеобразную музыкальную стихию рубцовской лирики. У В. Соколова основу поэтики составляет чувствительная вариация слов, а метафорам, сравнениям, эпитетам не принадлежит основная роль в построении художественных образов. А. Жигулин - мастер художественной детали. Для С. Викулова характерна замедленная неторопливая манера повествования. Поэтическая речь в зависимости от содержания и эмсционально-драматиче ской напряженности наполняется диалектизмами, окрашенными юмором и иронией.

Общественное признание к исследуемым в работе мастерам слова не пришло сразу. Тем не менее своей плодотворной работой они внесли значительный вклад в развитие советской поэзии, обогащая и развивая традиции патриотической лирики, а также обогащая и развивая течение, так называемой, "тихой лирики".

Наследие Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жш^улина, С. Викулова оказало также влияние на перспективное развитие современной советской поэзии. В русле их патриотической лирики развивается творчество таких поэтов, как Ю. 1фзнецов, И. Шкяяревский, Б. Примеров, 0. Дмитриев, 0. Чухонцев, 0. Фокина, Г. Горбовский, В. Цыбин, 0. Шестинский, В. Казанцев, Н. Тряпкин и многих других, поэтические индивидуальности которых должны стать предметом специального исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Харкевич, Ольга, 1987 год

1. Марко К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. М.: Искусство, 1967,

2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М,: Худож. лит-ра, 1987. - 686 с.

3. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. -С, 188-184.

4. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Полн, собр. соч. Т. 26. - С. I06-XI0.

5. Ленин В,И, Письма о тактике // Полн, собр, соч, Т. 31,-С, I3X-I34.

6. Ленин В.И. Заключительное олово по докладу о концессиях на фраюцш РКП(б) У111 съезда Советов 21 декабря // Полн. собр. соч. Т. 42, - С. II8-I27.

7. Ленин В,И, Полн. собр. ооч. Т. 37. - С. 188-197.

8. Материалы ХХУТ1 съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт, 1977 г. М.: Политиздат, 1978. - 62 с.

10. О литературе и ис^сотве: Сб. до^ментов. М.: Сов. Россия, I960.

11. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" jj Лит, Россия. 1972. - № 5.

12. Баратынокий Е.А. Стихотворения и поэмы. Петрозаводск: Карелия, 1979. - 263 с.

13. Берггольц 0,Ф, Собр. ооч.: В 3 т. Т. 3, - М.: Худож. лит-ра, 1972, - 391 с.

14. Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3, - М.: Правда, 1971. - 414 с.15, Вознесенский А.А, Антимиры. М.: Мол. гвардия, 1964; -222 с.16, Викулов С.В, Избранное: Стихи и поэма "Окнами на зарю",-Вологда: Сев. Зап. кн. изд-во, 1967, 192 с,

15. Викулов С.В, Избранное, М.:Сов.Россия,1972, - 334 с.18, Биллов С.В, Избранное, М,:Худож.лит-ра,1979, - 382 с,

16. Викулов С.В. Избранные произведения: В 2 т. М.: Современник, 1982.

17. Викулов С.В, Всходы: Стихи,-М,: Сов .писатель, 1982. -271 с

18. Викулов С.В, Двух рек теченье: Очерки, М,: Сов. Россия, 1974, - 61 с.

19. Биллов С.В. Избранная лирика.-М.:Мол,гвардш,1971,-31 с29,Викулс© С.В, Костер, что грел тебя: Стихи. М.: Сов. писатель, 1975. - 126 с.

20. Викулов С.В. Одна навек: Лирическая поэма. Стихи, -М.: Правда, 1973, 32 с.31, Викулов С,В, Околица: Стихи и поэмы, М.: Сов. Россия,1986» 192 с.

21. Биллов С.В. Остался э поле олед: Стихи и поэмы. -М.: Современник, 1979. 144 с.

22. Викулов С.В. От крылечка: Стихи. Поэш. М.: Моск. рабочий, 1973. - 183 с,

23. Викулов С.В. Первые версты: Очерщ. М.: Сов, Россия, 1980» - 96 с.

24. Викулов С.В. Плуг и борозда: Стихи. М.: Современник, 1972. - 127 с.

25. Викулов С.В. Подшко-поле: Стихи. Вологда: Кн. изд-во, 1958. - 135 с.

26. Вшу лов С.В. Постоянство: Стихи и поэмы. М.: Мол. гвардия, 1977; - 127 с.

27. Виэдлов С.В, Поэш. М.: Сов. Россия, 1983. - 238 с.

28. Викулов С.В. Прости б ере за.-М.: Мол.гвардия, 1981. -144 с

29. Вику лов С.В. Против неба на земле: Поэма. М.: Сов. писатель, 1968. - 87 с.

30. Биллов С.В. Разговоры, разговоры: Стихотворения и поэма. М.: Современник, 1985. - 159 с.

31. Викулов С.В. Свежив пласты: Очерки; Архангельск: Сев. Зал; кн. изд-во, 1964. - 80 с.

32. Биллов С.В. Только пять дней: Очерки; М.: Сов. Россия, 1972. - 55 с,

33. Викулов С.В. Хлеб да соль: Стихи и поэш. М.: Сов. писатель, 1965. - 132 с.

34. Викулов С.В. Хозяева земли: Стихи. Вологодск. обл. изд-во и тип. "Красный Север", 1950. - 48 с.

35. Викулов С.В. Черемуха у окна: Стихи. М.: Правда, 1966. - 32 с.

36. Евтушенко Е.А. Собр. соч.: В 2 т. М.: Худож. лит-ра,1975. 589 с.

37. Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худож.лит-jb, 1966.

38. Жигулин А.В, В надежде вечной: Стихи. М»: Сов. писатель, 1983. - 318 с.

39. Жигулин А.В. Воронеж, Родина, любовь: Книга лирики- -Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. 350 с.

40. Жигулин А.В. Горящая береста: Стихи. М,: Сов. Россия, 1977% - 301 с.

41. Жигулин А.В. Жизнь, нечаянная радость: Избранное. М.: Мол. гвардия, 1980. - 287 с.

42. Жигулин А.В. Из ранних лет, из разных далей: Стихотворения и эссе; М.: Современник, 1986. - 446 с.

43. Жигулин А.В; Избранная лирика. М.: Мол. гвардия, 1965- 32 с.

44. Жигулин А.В. Избранное: Стихи. М,': Худож. лит-ра, 1981. - 351 с.

45. Жигулин А.В. Калина красная каяина черная: Стихи. Поэма. - М.: Сов. писатель, 1979; - 102 с.

46. Жигулин А.В. Огни моего города. Лирика. Воронеж.: Кн. изд-во, 1964. - 64 с.

47. Жигулин А.В. Память: Стихи. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1964. - 64 с.

48. Жигулин А.В. Пола боя. Лирика. М.: Мол. гвардия, 1968- 64 о.60; Жигулин А.В. Полынный ветер: Стихи, М.: Мол. гвардия, 1975. - 222 с,

49. Жигулин А.В. Полярные цветы: Стихи. М.: Сов. писатель 1966. - 78 с.

50. Жигулин А.В. Прозрачные да: Стихи. М.: Сов. писатель 1970» - 71 с.63» Жигулин А.В. Рельоы: Стихи. М.: Мол. гвардия, 1963. -103 с.

51. Жигулин А.В. Свет предосенний. М.: Современник, 1979.- 333 с.

52. Жигулин А.В. Стихотворения. М.: Худож. лит-ра, 1976.- 222 с.

53. Жигулин А.В, Соловецкая чайка: Книга лирики. М.: Современник, 1979; - 333 с.

54. Жигулин А,В. Чистое поле: Стихи. М.: Сов. Россия, 1972. - III с.

55. Жигулин А,В. Весеннее имя, М.: Мол.гвардия, I987.-I6069. 1фзнецов Ю.П. Русский узел: Стихотворения и поэмы. -М.: Современник, 1983. 223 с.

56. Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 7-10.- М,: Госполитиздат, 1958.

57. Рубцов Н.М. Всей моей любовью и тоской: Лирика, Архангельск: Сев,Зап. кн. изд-во, 1978, - 78 с,

58. Рубцов Н.М. Душа хранит: Стихи. Архангельск: Сев.Зал. кн. изд-во, 1969; - 95 с.73. fydjOB Н.М. Зеленые цветн: Стихи. М.: Сов. Россия, 1971. - 143 с.

59. Руссов Н.М. Избранная лирика. Архангельск, 1977-159 с

60. Рубцов Н.М, Лирика.-М#:Современник,

61. Рубцов Н.М. Подорожники,-М,:Мол.гвардия, 1976, 304 с.

62. Рубцов Н.М. Посвящение другу; Л.:Лениздат,1984.-254ос;

63. Рубцов Н.М, Последние пароход: Стихи, М,: Современник 1973; - 142 с.

64. Рубцов Н.М. Сосен шум: Стихи, М.:Сов.писатель,1970.86 с.

65. Руйдов Н.М. Стихотворения (I953-I97I). М.: Сов. Росош, 1977. 239 с.

66. Соколов В Л. Избранные произведения: В 2 тг М,: Современник, 1985.

67. Соколов В.Н. Возвращаю: Роман, рассказы. М.: Современник, 1985. - 382 с.

68. Соколов В.Н. Вторая молодость, М.: Мол, гвардия, 1971.- 192 с.

69. Соколов В.Н, Трава под снегом: Стихи. М.: Сов. писатель, 1980. - 127 с.9В . Соколов В.Н. Четверть века: Избранные стихи (I948-X973).- М.: Сов. Россия, 1975. 265 с.

70. Белинский В.37, Разделение поэзии на рода и виды // Этика и литературная критика: В 2 т. Т, I, - М.: Гослитиздат, 1954, - С. 473-531.

71. Белинский В.Г. Поли, собр. соч.: В 3 т. М.: Гос. изд-во худож, лит-ры, 1948,

72. Юв. Буханцев П.С. Современная поэзия народов СССР: 0 характере лирического героя, М,: Просвещение, 1983, - 95 с,109, Винокуров Е,М. Остается в силе: 0 классике и современности, М., 1979. - 336 с.

73. НО, Винонен Р.И, Чувство 1^ти: Над страницами современной поэзии, М., I98Iv - 368 с,

74. I, Воспоминания о Рубцове /Сост, В,А. Оботуров, А.А, Гря-зев, Архангельск: Сев.Зап. кн, изд-во, 1983, - 320 с.1X2, Воспоминания р С, Есенине / Под общ, ред. Ю, Прокушева- М,: Моек, рабочий, 1975» 511 с.

75. Выходцев П.С. Русская советская поэзия. Новаторство. Традиции / Под ред. B.C. Выходцева, А.А, Смородина, Л.: Наука, Ленингрц. отд-ние, 1978, - 285 с,

76. Выходцев П.С, Земля и люди: Очерки о русской поэзии 40-70-х годов. М.: Современник, 1984. - 366 с.

77. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М,: Наука, 1973. - 275 с,

78. Гей Н.К, Художественность литературы: Поэтика, Стиль.- М.: Наука, 1973. 472 с.

79. Гейне Г. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 1-2. - СПб.,1904,

80. Гинзбург Л.Я. О лирике, Л.; Сов. писатель, 1974. -408 с.

81. Глинкин П.Е. Поиск позиция - жанр (из опыта "тихой лирики") // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х гг Межвуз. сб. - Л.: Сов. писатель, 1981. - С. 129-132.

82. Гринберг И,Л. Три грани лирши: Современная баллада, элегия. М.: Сов. писатель, 1975; - 407 с.

83. Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70-х гг. М.: Худож* лит-ра, 1983. - 286 с.

84. Гусев В,И. Память и стиль: Современная советская литература и классическая традиция. М.: Сов. писатель, I98I. -351 с.

85. Губанов Н.И. Отечество и патриотизм, М.: Госполитиз-дат, I960. - 142 с.

86. Губанов Н.И. Советский патриотизм великая сила в борьбе за коммунизм. - М.: Знание, 1955; - 39 с,

87. Дементьев В,В, Грани стиха: 0 патриотической лирике советских поэтов, М,: Просвещение, 1975, - 175 с.

88. Дементьев В.В. Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха.- М.: Сов. Россия, 1984. 368 с,

89. Дементьев В,В, Исповедь земли: Слово о российской поэзии. М,: Сов. Россия, 1984, - 368 с,

90. Дементьев В.В. Дар Севера. М.: Современник, 1973, -301 с,

91. Евтушенко Е.А, Талант есть чудо неслучайное: Книга статей, М.: Сов, писатель, 1980, -439 с.

92. Зайцев В,А, Современная русская советская поэзия (70-е- начало 80-х гг.). М,: МГУ, 1986. - 72 с.

93. Зайцев В,А, Русская советская поэзия 1960-1970-е годы: Стилевые поиски и тенденции. М.: МГУ, 1984, - 176 с.

94. Исаев Е.А, Вершины: 0 Твардовском, Исаковском, Прокофьеве. М,: Сов, писатель, 1968, - 488 с.133, Исаковский М;В. О поэтах, о стиле, о песнях, М.: Сов. писатель, 1968, - 488 с.

95. Иотогина А.Я,, Джичоева Е.Г. Два портрета: А. Жигулин, М, Шевченко. Очерки творчества, Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1986. - 156 с.135, Истогина А.Я. Свет слова: Этюды о русской лирике. -М.: Современник, 1987, 160 с.

96. История советской многонациональной литературы: В 6 т. Т. 5-6. - М.; Наука, 1974.

97. История русоксй советской литературы: В 4 т. Т. 4. -М.: Наука, 1971. - 765 с.

98. История русской советской поэзии I94I-I980 гг'. Л.: Наука, Ленингр. отд-ниэ, 1984. - 399 с.

99. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов (динамика развития и проблемы изучения современной литературы). М.: Наука, 1983. - 336 с.

100. Кожине® В.В. Статьи о современной литературе. М.: Современник, 1982. - 303 -с.141; Кожинов В.В. Николай Рубцов. Заметки о жвдш и творчестве поэта. М.: Сов. Россия, 1976. - 85 с.

101. Коган Н.И. Некоторые особенности поэтии! В. Соколова // Поэтика реализма. Куйбышев, 1983. - С, II3-II4.

102. Коробов Н.Й. Сергей Викулов: Литературный портрет. -М.: Сов. Россия, 1980. 176 с.

103. Кудрявцев М.В. Семантическая структура слова "ВЕТЕР"в поэзии Н. Рубцова // Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. Л., 1983. - С. 126-132.

104. Куняев С.Ю. Русский огонек: 0 жизни и поэзии Николая ^уйцова // Свободная стихия. М.: Современник, 1979, - С. 179-197.

105. Крук И.Т, Поэзия Александра Блока, М,: Просвещение, , I970.iv 264 с.

106. Кулинич А.В. Новаторство и традиции в русской советской поэзии 20-х годов. Киев: КГУ, 1967. - 376 с.

107. Константин Симонов рассказывает о,войне, о книгах, о себе / Сост. Л. Лахарев. М.: Сов. Россия, 1981. - 175 с.

108. Лавлинский Л,И. Сердца взрывная сила: 0 лирической поэзии наших дней. М.: Сов. писатель, 1972. - 320 с.150^ Лавлинский Л.И. Мета времени, мера вечности. М.: Худож. лит-ра, 1986. - 269 с.

109. Лагациков А.П. Анатолий Жигулин: "Уроки гнева и любви".- М,: Сов. Россия, 1980* 126 с.

110. Ланщиков А.П. Славься, Отечество (Родина в творчестве русских советских поэтов). М.: Знание, 1978. - 64 с.

111. Ланщиков А.П. Многообразие искусства, М,: Моск. рабочий, 1974. - 192 с.

112. Ланщиков А.П. Чувство цути. М.: Сов. Россия, 1983. -336 с.

113. Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске: Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии. Киев: Наук, думка, 1977. - 176 с.

114. Македонов А.В. Творческий путь Твардовского. М.: Худож. лит-ра, 1981. - 367 с.

115. Михайлов А,А. Поэты и поэзия: Портреты, проблемы, тенденции развития современной поэзии. М.: Просвещение, 1978. -224 с.

116. Михайлов А.А. Ритмы времени, М.: Худож, лит-ра, 1973,- С. 136-143.

117. Михайлов А.А. Поэт и лирический герой. Архангельск: Архангельск. Сев .-Зап. кн, изд-во, I960. - 136 с,

118. Михайлов А.А, Тайны поэзии. М.: Современник, 1980. -335 о,

119. Михайлов А.А, Два ключа, М.: Сов. писатель, 1981. -367 с.

120. Михайлов А.А. Сила и тайна слова. М.: Современник, 1984; - 350 о.

121. Михайлов А.А. Верность. Родина и литература. М,:1. Современник, 1974. 254 о.

122. Рождественский Вс. А. Жизнь олова: Беседы о творческом маотерстве; М.: Сов. Россия, 1977. - 144 с,

123. Русская советская поэзия: Традиции и новаторство, 1946-1975. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. - 286 о,

124. Смеляков Я.В. Строй гражданской лиры: Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. - М., 1978, - С, 124-133.

125. Белков А. Помолчим поговорим.,. Диалог в лирике

126. Н. Рубцова // Север. 1983. - № 3. - С. .IIO-II5.

127. Бобров А. Свет поэзии Рубцова // Лит. Россия. 1977.- 17 июня .

128. Вику лов С. Его подснежники // Наш современник. 1981.- № 12. С, 145-157.

129. Винокурова И. Воля и просветленность // Октябрь. -1978; № 4. - С. 22.

130. Горбачев М. Выступление на пресс-конференции после завершения встречи на высшем уровне в Рейкьявике // Правда. 1987.- 14 окт.

131. Горбачев М, За безъядерный мир, за гуманизм международных отношений // Правда. 1987; - 17 фев.

132. Гуревич М. Никогда не забудем // Детская лит-ра. -1985. № 3. - С, 4-7,

133. Дардыкина Н, На просторной зеадге: 0 поэтическом сборнике Анатолия Жигулина "Избранное" // Правда, 1982. - 26 апр.

134. Дементьев В. Родовое древо: 0 стихах и поэмах С. Вику-лова, // Москва. 1979. - № 6. - С, 176-180.

135. Добышев В. Общность судьбы: 0 стихах Анатолия Жигулина // Волга. 1978, - $ 6. - С. 176-180.

136. Коротаев В. Душа хранит. // Аврора; 1972. - № 8, - С. 75.

137. Калугин В. Полыни ветка горькая.: О поэзии Анатолия Жигулина // Лит. Росоия. 1979. - 20 июля.

138. Коробов В. Мнение народное: 0 творчестве С» Викулова // Волга. 1980. - № I. - С. 169-175,

139. Коробов В. Возвращение к истокам: 0 поэзии С; Викулова // Октябрь; 1982» - & I. - С. 169-175.

140. Лободов В, Власть вечности поля (некоторые особенности поэтики Анатолия Жих^лина) // Подъем. 1977. - $ 4. - С, 130-135.

141. Леонов Л, Раздумья у старого камня // Сов. культура. -1986. 23 авг.

142. Литературная газета за 1953; II апр. и 1955. - 14 окт.

143. Литературная газета, 1986. - 2 июля.

144. Михайлов А, "Родина негромкая моя." : Скорби и радости Анатолия Жигулина // Наш современник; 1983; - № I. - С. 180-188.

145. Михайлов А. Испытание времени // Подъем. 1985» -Ш 7, - С. 133-136.

146. Наполов Т. Все земные святыни и узлы. // Волга, -1977; $ 5. - С. 170-175.

147. Науменко А. Авторское сознание и формы его выраженияв лирике Н.М. Рубцова // Вести. Киев, ун-та. 1985. - Вып. 27.- С. 74-80.

148. Оботуров В. На родной почве // Волга. 1973; - № 9. -С. 180-183,236; Оботуров В; Ты вся начиналась с деревень! 0 творчестве поэта С, Викулова // Север. 1965. - X 2. - С. II4-II7.

149. Деденко С. И радость моя и боль! // Октябрь. 1983, -№ 8. - С. 203-204,238* Педенко С. Что ж будет с памятью поэта?// Лит. Россия.- 1984. Ш 24. - С. 27.

150. Иеденко С. Прощальное и вечное Николая Рубцова // Север; 1977. - № 5; - С. II0-II8.

151. Перзовский В, Слово о поэзш Николая Г^бцова // Север.- 1971. Яэ 3. - С; 123-128.

152. Пикач А, "Я люблю судьбу свою.,;" О поэзии Н. Рубцова // Вопр. лит-ры. 1977; - Л 9; - С, 92-126.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.