Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Алинежад Масуме

  • Алинежад Масуме
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 145
Алинежад Масуме. Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2010. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алинежад Масуме

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ИСЛАМЕ

1. Краткая историческая характеристика обучения и воспитания в исламе.

2.Теория обучения в педагогике ислама.

ГЛАВА 11. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

И ТЕОРИЯ ИСЛАМСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.Разработка педагогических принципов и теория исламского воспитания.

2.Программа подготовки учительских кадров.

3 .Пути совершенствования исламского обучения и воспитания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы взаимосвязи обучения и воспитания в контексте современного образования Ирана»

Актуальность темы исследования.

Ислам - вторая по числу последователей мировой религии. Ислам исповедует около 900 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах Ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и другие). Ислам - государственная религия мусульманских стран, что дает ему сильную культурную и политическую базу. Он регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей.

Мусульманские традиции воспитания включают в себя власть, основанную на любви; постепенное усиление самодисциплины и ответственности; родительское руководство, учитывающее интересы ребенка; уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи; разумные рамки поведения, и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях. Эта система существует более 14 веков.

В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанные возрастанием проявлений экстремизма со стороны ряда воинствующих сил, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли народов ислама, что ещё не получило достаточного развития. Об этом свидетельствует тот факт, что в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должное место освещению педагогики ислама, в частности, обучения, воспитания и педагогической мысли иранцев, в которой имеется весьма богатый опыт.

В связи с этим огромный интерес представляет исследование научно-педагогического наследия ведущих мыслителей, просветителей и писателей исламского мира, и в том числе Ирана.

Глубокие противоречия между объективной и субъективной потребностью исламского обучения и воспитания обусловили целесообразность осуществления комплексного теоретико-эмпирического исследования, цель которого - раскрыть современные проблемы исламского образования и воспитания на материалах Ирана.

Противоречия социального и педагогического характера, отсутствие новейших исследований, направленных на изучение традиции обучения и воспитания и выявление современных проблем исламского образования и воспитания, свидетельствуют об актуальности данной работы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие специальных исследований, способствующих повышению эффективности использования традиций исламского образования и воспитания в современных условиях, определило тему диссертационной работы.

Степень научной разработки проблемы

Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, в первую очередь можно назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмада ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха. Заметный вклад в исследование религии мусульман внесли такиие ученые как Пиотровский М. Б., Левин З.И., Фильштинский И.М., Дорошенко, Мавлютов P.P., Амиров Н., Шифдар Б.Я.Ценным источником для исследования учения Ислама являются работы

Е.А.Беляева,И.П.Петрушевского, Н.А.Смирнова, И.Климовича, О.Сухаревой. В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения течений и их место в структуре Ислама.

Общие вопросы духовной культуры проанализированы в работах А.А.Арнольдова, В.М.Межуева, С.В.Боголюбова, С.А.Кучинского,

A.Н.Ипатова. Вопросы исламоведения глубоко изучены в работах известных зарубежных ученых: А.Меца, Р.Роузенталя, Монтгомери, А.Массе. Немаловажное значение в изучении Ислама как религиозной системы имеет монография Керимова Г.Н., в которой дан анализ и показана социальная сущность мусульманского учения в процессе его исторического развития.

Значительный вклад в разработку социально-педагогической теории воспитания внесли иранские исследователи Абдулхусайн Хоири Шерози, Алави Али ибни Алхусайн, Алмоси Али Мухаммад, Аминзода, Мухаммадризо, Амини Иброхим, Атторон Мухаммад,Ахмади, Сайид, Ахмад, Бихишти Ахмад, Иззати Абулфазл, Мутаххари Муртазо, Хусайни Сайид Али Акбар, Худжати Сайид Мухаммад, Шукухи Гулямреза и др.

Особый интерес представляет ряд диссертационных работ. Это работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о воспитании.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, Юнусова о

B.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.И., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г., Сулаймони С. посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций

Анализируя степень разработанности исследуемой темы еще раз отметим, что в современной историко-педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в Таджикистане (в советское время) считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культур, в том числе и религиозной, как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей.

Цель исследования: раскрыть особенности исламского воспитания и образования, выявить педагогические условия исламского воспитания в Иране; в конкретизации условий, путей, принципов и методов организации и осуществления действий по усвоению социального и нравственного опыта, нормативных документов, учебных и воспитательных программ, сформировавшихся на основе требований шиизма в Исламской Республике Иран.

Объект исследования: исламские традиции образования и воспитания.

Предмет исследования: факторы и механизмы исламского воспитания детей в Иране, обусловленные социально-экономическими условиями страны.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, педагогическое воздействие на процесс трансформации исламских ценностей образования и воспитания детей может быть более значимо, если будут: а) учтены происходящие изменения социально-экономической базы и политических реформ в Иране, которые обусловили объективные предпосылки трансформации духовной сферы жизни общества; б) учтены изменения приобретений и развитие новых тенденций воспитания и образования детей в условиях глобализации и интеграции мирового сообщества; в) выявлена сущность современного исламского воспитания как социокультурной и этнопедагогической системы; г) определены качественные периоды, содержания и тенденции этих трансформаций с учётом взаимосвязи и взаимовлияния системы образования;

Задачи исследования:

- раскрыть сущность исламского воспитания и образования как социокультурной и этнопедагогической системы, охарактеризовать специфику исламской традиции образования и воспитания детей;

- проанализировать основные аспекты исламского воспитания и образования с точки зрения новых идейно - теоретических парадигм развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизацию и гуманизацию общественных институтов;

- выявить педагогико - психологические факторы, влияющие на совершенствование исламского воспитания в современных условиях Ирана;

- разработать новые подходы в реализации традиций воспитания и образования в контексте исследуемой проблемы.

Ведущие идеи исследования. Изучение и теоретический анализ педагогико - психологической и социологической литературы: анализ продуктов деятельности традиционных и современных школ Ирана. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического и управленческого опыта автора диссертации.

Методологической базой исследования является положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи философии и педагогики Ислама и социологии образования, культурологические и этнологические знания.

Были выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, направленный на понимание образования как государственно-общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий этнокультурные ценности образования, раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивший всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания в семье.

Методы исследования

Теоретический анализ научных и педагогических литературных источников позволил рассмотреть отдельные направления традиций исламского воспитания, увидеть общие и частные закономерности тенденции развития, определить основные направления научного поиска.

Сравнительно-исторический анализ был использован при сравнении и изучении традиций семейного образования и воспитания в различные периоды и позволил выявить основные тенденции эволюции семейного образования и воспитания. Также были проведены беседы, интервьюирование, анкетирование и другие опросные методы, в том числе диагностический метод, по разработанным автором анкетам.

Исследование проводилось тремя этапами.

На первом этапе (2005-2007 гг.) уточнялась тема, цель и предмет, выдвигались задачи и гипотеза исследования; разрабатывалась методика проведения экспериментальных работ, диагностические материалы по проблеме исследования; проводилась диагностика практического использования в иранских школах исламских традиций образования и воспитания.

На втором этапе (2008-2009 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы, выделялся объект исследования, составлялся план первоначального социально-педагогического и этнокультурного мониторинга исламских традиций воспитания детей. Разрабатывался понятийно-терминологический и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2009-2010гг.) на основе исследования двух глав проводилась систематизация и обобщение результатов, вырабатывались практические рекомендации по итогам исследования.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в общеобразовательных школ городов Тегерана,

Кашана и Шираза. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись в других образовательных учреждениях регионов Ирана.

Научная новизна:

- получены новые выводы по результатам проведённого научно-педагогического анализа и систематизации современных исламских аспектов теории образования и воспитания детей ;

- раскрыта специфика образовательных учреждений Ирана как системы и источника исламской духовной жизни общества.

Теоретическая значимость:

- выделены и обоснованы параметры и критерии социально-педагогического анализа традиций образования и воспитания детей;

- результаты исследования позволили адекватно выявить динамику и тенденции традиций образования и воспитания;

- представлена достоверная панорама отношения детей к исламским традициям и к инновациям образования и воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиций исламского воспитания, их тенденций и перспектив развития могут быть использованы при построении продуктивной модели в современном образовательном пространстве Ирана.

Диссертация имеет прикладное научно - практическое значение. Он включает в себя значительный материал, который может быть использован в процессе школьного образования, а также в совершенствовании курсов педагогики и психологии для учителей; даёт обширный материал педагогам, психологам и социальным работникам, специалистам в изучении проблем, связанных с особенностями обучения по воспитанию и образованию детей на традициях ислама.

Материалы диссертации можно включать в качестве составной части курсов «Исламская педагогика», «Андрогогика», «Специальная педагогика», «Семейная педагогика», при разработке спецкурса «Традиция обучения и воспитания в исламе».

На защиту выносятся следующие положения:

1.Исламское воспитание и образование как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаемая происходящими в стране и обществе социально-экономическим, политическим радикальным изменениям, преобразуется, и вместе с тем трансформируется как структура знаний, так и реализация её основных социообразующих функций.

2.Разрушение национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе обусловило этнокультурные ценности и привело к модернизации этнопедагогических традиций воспитания детей, с одной стороны, а, с другой, - к усилению возрождённых традиций под духовно-религиозным влиянием.

3.Традиции обучения и воспитания иранцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывая позитивную роль религии в духовно - нравственном становлении личности.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалось использованием комплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам, подбором эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики исследовательских процессов и явлений, что подтверждается данными полученных результатов.

Всё подтверждается также многолетним опытом работы диссертанта над педагогической проблемой, проводимой в различных образовательных учреждениях Ирана.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора на семинарах, конференциях, круглых столах и презентацией мастер - классов.

По теме диссертации опубликованы монография, книги и статьи в центральных научных журналах, в вузовских и академических изданиях. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественное обсуждение монографии автора, выпущенной НИИ педагогических наук: «Обучение и воспитание в исламе». —Душанбе:Ирфон,2010.-130 е.».

По материалам исследования опубликовано более 10 научных работ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Алинежад Масуме

Выводы и рекомендации:

На основе изложенного и в целях развития основы воспитания морально устойчивого человека считаем необходимым:

1. Укрепить связь между религией и политикой, развивать секуляризм (светский образ мысли),

2. Положить конец всяким сказкам о существовании противоречий между наукой и религией, разъяснять всем то, что ислам никогда не возражал и не возражает против науки, научных и философских размышлений, напротив всячески содействует их развитию.

3.Согласно утверждению исламского мыслителя Мулла Садрои Ширази в книге «Асфор», ислам содействует развитию таких философских и''научных взглядов, которые соответствуют с его учениями. Всякая философия и знания, которая не соответствуют с требованиями Корана, сказаниям Пророка и его приближенных- будут отвергнуты.

4.В развитии взаимосвязи науки, философии и религии рекомендуется пользоваться трудами философов и мыслителей Востока Абу Насра Фараби, Абу Али ибн Сины, Мавлоно Джалолиддина Балхи, имама Мухаммеда Газзали Садрулмутааллимина Ширази (Мулло Садрои Ширази), Сайда Джамалиддини Афгани, Аллома Мухаммеда Икбала Лохури, Муртазо Муттахари, аллома Таботабои, Имама Хумейни и др.

5. Ввести изучение принципов и источников шариата и пропаганды благонравия на всех ступенях и уровнях обучения. Но это можно осуществить лишь тогда, когда учителя наряду с знаниями своего предмета будут вооружены и знаниями образцов культуры религии и праведности, чтобы они во всем этом были образцами подражания для учеников.

6. Вооружать обучающихся знаниями истории культуры ислама и его роли в развитии общемировой цивилизации.

Для усиления связи и принадлежности с обществом в Исламской Республике Иран необходимо будет осуществить следующее:

1. Определить потребности общества на основе прямой связи с людьми, общественными советами городов, областей, сел или Собрании Исламского совета и т.д.

2. Установить тесную связь между учебными и государственными структурами и отказаться от дублирования, что было в прежние времена и частично имеет место и сейчас.

3. Учебные программы на всех ступенях обучения и всегда должны быть составлены и утверждены на основе учета потребности индивида и общества.

4. Приступить к исследованию проблем общества и принять конкретные меры по устранению трудностей в области обучения и воспитания.

5. Определить перспективные планы развития общества по всем отраслям жизни и определить конкретные пути их осуществления.

А А *

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема взаимодействия школы и религиозных учреждений в образовании, как бы мы ее ни рассматривали, будет наиболее безболезненно осуществляться на уровне содержания образования. В этой связи главная задача ученых, педагогов — определить методологические основы и пути интеграции ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательный процесс с учетом принципа светскости образования, показать место и роль религиозных ценностей в образовании личности.

В данной части диссертации мы попытаемся выстроить логическую модель использования религиозной культуры в содержании образования. Наши наблюдения и анализ многочисленных диссертационных исследований показывает, что одним из принципиальных основ использования религиозной культуры в содержании образования является принцип светскости (как методологическая основа).

Интерес к религиозной культуре и ее педагогическому потенциалу в образовательной сфере не случаен. Он обусловлен необходимостью использования религиозной культуры не только как источника содержания образования, но и как очень мощной системы, призванной вывести образование на новый качественный духовно-нравственный уровень. Многие ученые отмечает, что взаимодействие религиозных учреждений и светской системы образования поможет вернуть обществу обеспечивающие его жизнеспособность гуманистические и моральные устои. Но одно дело обозначить проблему, другое - найти средства, приемы, методы, способы реализации возможностей религиозной культуры в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Таким образом, религиозная культура в содержании общего образования выступает как целостная система, реализующаяся в содержании учебно-воспитательного процесса. Следовательно, рассматривая религиозную культуру, исходя из анализа социального опыта человечества, мы видим, что в учебно-воспитательном процессе она представляет собой сумму знаний, постоянно накапливающихся и изменяющихся, опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к действительности.

Использование религиозной культуры в содержании учебно-воспитательного процесса предполагает определение ее качественного смысла с учетом возрастной дифференциации школьников и специфики предметной части. Для этого следует провести проектирование учебного материала, показать алгоритм включения религиозной культуры в содержание учебно-воспитательного процесса.

Мы считаем, что непременным условием формирования личности является создание таких мер и позиций в системе образования, при которых ученик мог бы познать ценности как национальной, так и религиозной культуры. Ценности религиозной культуры — сложное психологическое образование, характеризующееся тесным единством глубоких знаний, духовно-нравственных убеждений, эмоций, умений ориентироваться в соответствии с ценностями культуры разных народов, их нравственными, гуманными нормами, требованиями и образом жизни.

Важным условием успешного изучения религиозной культуры в системе государственного образования является создание у школьников интереса к изучению религиозной культуры. Интерес обеспечивает селективную мотивацию процесса восприятия ценностей религиозной культуры, стимулирует познавательную активность школьников.

Обязательным фактором интереса учащихся к религиозной культуре является новизна объекта, учебного материала с культурно-нравственными ценностями религий. У одних ребят ценности религиозной культуры будут вызывать чувство интереса, новизны. Для тех же учащихся, кто знаком с религиозной культурой на личном опыте, изучение материала будет фактором самовыражения и самореализации.

Уровень интереса учащихся к изучению и познанию религиозной культуры зависит от уровня развития способностей учащихся к творческому мышлению, тонким когнитивным суждениям и степени интеллектуального развития личности.

В настоящее время многие специалисты Ирана выражают свою озабоченность состоянием обучения и воспитания детей, особенно детей из малообеспеченных семей, и требуют:

1. Создать условия для охвата всех детей школьного возраста страны всеобщим обязательным обучением и положить конец существующем неравноправию. Следовательно, перед ответработниками , исследователями и учеными страны стоит вопрос рассмотреть данную проблему и сделать соответствующие выводы, направленные на ее решение в пользу всего народа Ирана.

2. В срочном порядке рассмотреть возможности страны по справедливому обеспечению вузов медицинскими работниками, положить конец старым порядкам, когда на 100 студентов приходился один врач на 0,5 ставки (Университет в Кирмане). Такая же картина наблюдалась и в больнице при Ширазском университете, когда студенты из бедных слоев народа составляют лишь четвертую часть всего контингента.

3. Открыть двери всех образовательных учреждений от начальных школ до университета перед всеми желающими учиться и объявить эту отрасль как мечеть учреждениями свободными для всех граждан страны. Возможно, это предложение для определенных категорий лиц кажется невыполнимым. Но нам кажется это безболезненно можно решить в ряде направлений, например в области математики, и почти во всех общественных и социальных науках. Что касается других областей наук, как медицина, инженерия, всех естественных наук, то здесь необходимо будет осуществить лишь небольшие изменения в порядке до университетского обучения и постепенно добиться цели.

4. При приеме студентов в университеты и другие вузы страны необходимо, чтобы иностранцы, местные и представители малообеспеченных семей не чувствовали какие либо ограничения. Это даст возможность иностранным жителям остаться в стране, работать и принести пользу всему народу и стране в целом.

5. Отменить централизованное бюрократическое управление образованием, ввести местное управление, основанное с учетом местных условий и потребностей и требований ислама.

6. До тех пор, пока система образования не будет обеспечена соответствующими условиями, во всей стране вопрос обучения и воспитания не сможет найти своего решения. Для достижения поставленной цели можно с успехом использовать помещения ночлег при мечетях и ночных молитв, хусейния (помещение для оплакивания Имама Хусейна или для устраивания религиозных мистерий), ханаки (обитель для дервишей), кинозалы, гостиницы, площади и спортивные сооружения, военные лагеря и т.д.

Порядок обучения и воспитания берет свое начало со времен прихода Пророка и строительства первой его мечети. Мечеть призывала народ к морали и благонравию. Ибо призыв к благоденствию и обучению стоит выше всяких угроз, насилия или вражды. Пророк в свое время поручал Али ибн Абу Талибу и Маъозу ибн Джабал или обоим вместе всегда творить благие дела. Он говорил: «Если Бог благодаря тебе направит кого-то на путь истины, это будет выше и лучше всего, что есть на земле»

На основе этого исторического высказывания в учебных программах школ Ирана особое внимание уделено вопросам воспитания, ибо моральное и нравственное воспитание человека считается одной из главных задач секты шиизма.

Как гласит теория педагогики шиитов, первый, кто ввел мораль и нравственность как предмет обучения, был Али ибн Абу Талиб. Али ибн Абу Талиб во время возвращения с войны Сиффин остановился в местечке под названием Хозирин с тем, чтобы рассказать своему сыну Имаму Хасану о всех известных в тот период науках и других знаниях а затем велел, чтобы это ввели в традицию. О содержании предписания Али ибн Абу Талиба, которое вскоре получило большое распространение по всей стране, Аятуллах Сайид Хасан Садр и суннит Имам Абу Хамид Хасан ибни Абдуллох, ибни Аскари в книге «Ал-Завочир вал-мувоиз» сообщают следующее: «Если в науке и философии самыми ценными считаются надписи, написанные золотом, то это есть предписания Али ибн Абу Талиб».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.