Педагогические условия формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики: для специальностей нефизкультурного профиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мистрюкова, Маргарита Николаевна

  • Мистрюкова, Маргарита Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 196
Мистрюкова, Маргарита Николаевна. Педагогические условия формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики: для специальностей нефизкультурного профиля: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тамбов. 2009. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мистрюкова, Маргарита Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ

РИТМОПЛАСТИКИ

§1.1. Двигательная культура как предмет исследования

§ 1.2. Сущность и структура двигательной культуры личности

§ 1.3. Педагогические возможности средств ритмопластики в формировании двигательной культуры студентов

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

§ 2.1. Характеристика исходного состояния сформированное™ двигательной культуры студентов

§ 2.2. Реализация методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики

§ 2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики: для специальностей нефизкультурного профиля»

Актуальность исследования. Современная ситуация общественного развития в России, происходящие изменения в духовной жизни общества актуализируют проблему превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры. Степень развития социокультурного, нравственного, интеллектуального, физического и эстетического потенциала студентов вуза является показателем сформированности культурного облика выпускника.

В настоящее время особое значение в общественном сознании приобретают идеи бережного отношения личности к своему физическому здоровью, наличия эстетического вкуса, гармоничности и эстетической привлекательности совершаемых движений, умения осуществлять повседневную двигательную деятельность по законам красоты.

Это способствует усилению роли и значимости развития не только эстетической и физической культуры личности в системе современного высшего образования, но и формированию особого вида культуры - двигательной, как самостоятельного феномена, учитывающего специфику интеграции эстетических и здоровьесберегающих ценностей с целью обогащения личности способами и навыками эстетически-целесообразной двигательной деятельности, умениями использовать гармоничные, эстетико-выразительные движения для решения личностно-значимых задач. Её формирование влияет на изменение интеллектуального и эмоционального отношения личности к двигательной активности как части жизнедеятельности в целом и компоненту различных деятельностей. Пластичность и выразительность двигательного поведения, соответствие его характера содержанию общения способствуют совершенствованию межличностного взаимодействия.

В современной педагогической науке активно реализуется тенденция культурологического анализа педагогической реальности. Проведённый анализ исследуемого феномена показал, что наиболее полно в теоретическом и технологическом аспектах разработаны следующие виды культур: инновационная (Т.М. Давыденко, JI.C. Подымова, В.А. Сластёнин и др.), исследовательская (А.И. Кочетов, Е.М. Муравьёв, Я. Скалкова и др.), коммуникативная (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, В.В. Соколов и др.), методологическая (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, А.Н. Ходусов и др.), профессионально-педагогическая (A.B. Барабанщиков, Е.П. Белозерцев, B.JI. Бенин, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, Н.И. Лифинцева, М.И. Ситникова и др.), экологическая (Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина и др.), экономическая (М.В. Владыка, J1.H. Пономарёв, В.Ф. Щербина и др.), этическая (Е.И. Артамонова, И .Я. Писаренко, Е.Г. Силяева и др.).

В контексте темы нашего исследования наибольший интерес представляют работы, посвященные различным аспектам становления и развития эстетической и физической культур личности. Проблема формирования эстетической культуры личности находит своё отражение в работах Ю.Б. Борева, М.А. Верб, A.B. Гордеевой, Е.В. Громова, Э.А. Здановской, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Г.С. Лабковской, М.Ю.Лаптевой, Н.Л. Лейзерова, А.Л. Ситник и др.

В разработке культурологического анализа физической культуры особый интерес представляют работы Б.А. Ашмарина, В.У. Агеевца, В.К. Бальсеви-ча, И.М. Быховской, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина, В.И. Жолдака, В.Н. Ирхина, A.B. Лотоненко, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева, Н.И. Пономарёва, Ф.И. Собянина, В.И. Столярова и др.

Именно физическая культура, как феномен общей культуры, по мнению В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывают исследования H.H. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. В настоящее время в рамках физической культуры разработана концепция, согласно которой в ней выделяются культура движений, культура телосложения и культура физического здоровья (Л.И. Лубышева, В.И. Столяров).

Следует отметить, что феномен культуры движения, как и культуры здоровья, в современных исследованиях всё чаще приобретает общепедагогический контекст. Это вид культуры рассмотрен в работах Е.С. Медведевой и А.И. Милёхиной (данные авторы отождествляют культуру движений и двигательную культуру); необходимость воспитания «культуры двигательной деятельности» обоснована A.A. Якимовой. Наиболее полно рассмотрена двигательная культура в исследовании Т.Н. Журиной: автор трактует данный феномен как часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности, направленную на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Специфика работы с детьми младшего школьного возраста, которая направлена на введение их в пространство двигательной культуры в процессе учебной деятельности, отражена в исследовании Г.А. Кучеренко. М.Ю.Лаптева подчеркивает, что в современных исследованиях содержание понятия «двигательная культура» рассматривается как осознание индивидом сути и понимания природы движения, что предполагает овладение личностью двигательными навыками в целях собственного самосовершенствования и духовного обогащения. Автор определяет двигательную культуру как совокупность следующих характеристик человеческого движения: свобода, координированность, выразительность, пластичность и грациозность.

Однако степень разработанности проблемы формирования непосредственно двигательной культуры студентов вузов как интегрального личностного качества является недостаточной. Проведённый нами теоретический анализ проблемы исследования показал, что понятие «двигательная культура» не имеет сегодня единой терминологии. Кроме отсутствия однозначного понимания исследуемой дефиниции не обоснована и её взаимосвязь с другими видами культуры. Также требует уточнения сущность и структура двигательной культуры студентов, необходима разработка критериального аппарата оценки сформированности уровней данного вида культуры и методики эффективного формирования данного феномена.

Именно поэтому сегодня закономерным явлением выступает возрастающий интерес исследователей к поиску возможных методов и средств формирования двигательной культуры студентов, способных интегрировать в едином образовательном процессе развитие и взаимодействие ценностных, эстетических, профессиональных качеств личности и целесообразность осуществляемых движений для решения личностно-значимых задач.

Таким образом, актуальность настоящего исследования продиктована насущными потребностями педагогической науки и практики в обосновании теоретических предпосылок и возможностей практического применения в образовательном процессе вуза таких средств, которые помимо профессионального обучения могли бы способствовать формированию двигательной культуры студентов.

Средствами, способными повлиять на формирование двигательной культуры студентов, являются виды двигательной активности эстетической направленности, которые представлены ритмической гимнастикой, аэробикой, элементами хореографии, йоги и упражнений сценического движения. В исследованиях Е.В. Бирюк, В.И. Быстрова, М.А. Годик, Ж. Далькроз, O.A. Ивановой, К. Купер, Т.С. Лисицкой, Ю.В. Менхина, И.Б. Павлова, Л.В.Сидневой, М.И. Чистяковой, И.А. Шипилиной и др. рассматриваются возможности позитивного влияния вышеперечисленных видов двигательной активности на социальную, интеллектуальную, эмоциональную-волевую, эстетическую и физическую сферы личности.

Использование средств ритмопластики, представляющей собой синтез гимнастических систем, направленных на гармонизацию психомоторного, когнитивного, эмоционально-волевого и эстетического развития личности, позволяет комплексно влиять на формирование двигательной культуры студентов. Занятия, проводимые с использованием средств ритмопластики, эмоционально содержательны, а также имеют прикладное значение, так как содержат в себе многие элементы разнообразной деятельности человека.

Таким образом, ритмопластика обладает достаточным спектром неизученных проявлений, способных принести пользу для научных исследований и педагогической практики. В том числе до настоящего времени не исследовались возможности ритмопластики в структуре вузовского образовательного процесса как эффективного средства формирования двигательной культуры студентов нефизкультурных специальностей.

В связи с этим, возникает противоречие между потенциальными возможностями ритмопластики для формирования двигательной культуры личности студента и неразработанностью научно-методических основ процесса формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики.

Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия и методика эффективного формирования двигательной культуры студентов вуза (специальностей нефизкультурного профиля) средствами ритмопластики.

Решение данной проблемы явилось целыо настоящего исследования.

Объект исследования - процесс формирования двигательной культуры студентов в высшем учебном заведении. •

Предмет исследования - педагогические условия формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом нами сформулированы задачи исследования:

1. Определить сущность и структуру двигательной культуры личности.

2. Выявить функциональные компоненты ритмопластики и их педагогические аспекты.

3. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности двигательной культуры студентов средствами ритмопластики.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать и апробировать методику формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики (для специальностей нефизкультурного профиля).

5. Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих эффективному формированию двигательной-культуры студентов средствами ритмопластики.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики будет эффективен, если реализована совокупность следующих педагогических условий:

- формирование ценностного отношения студентов к двигательной активности и его реализации в эстетически-выразительных движениях;

- интеграция разрозненных знаний о сущности двигательной активности и эстетически-целесообразных способах её осуществления в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс;

- создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе развития двигательных умений и навыков;

- расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента средствами ритмопластики с целью повышения его личностной активности и самостоятельности;

- повышение эмоциональности и эстетической привлекательности занятий по ритмопластике с помощью функционального музыкального сопровождения, использования нетрадиционных методических приёмов и дидактического оборудования.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о личности как многофункциональной, саморазвивающейся системе, субъекте образовательного процесса и высшей ценности общества; о культуре личности как мере разносторонней творческой активности человека, предполагающей развитость и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности; идеи системного, культурологического, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов к проблеме формирования двигательной культуры личности в их интегральном и взаимодополняющем сочетании.

Теоретической основой исследования служат педагогические, психологические и эстетические концепции, касающиеся:

• содержания и специфики базовой культуры личности, различных функций, форм и направлений данного феномена (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, JI.H. Коган, Н.Б. Крылова, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, А.Н. Ходусов и др.);

• общих закономерностей педагогического процесса в высшей школе, соответствующих образовательных технологий (Е.П. Белозерцев, В.И. Загвя-зинский, JI.H. Макарова, А.К. Маркова, П.И. Образцов, JT.C. Подымова, В.А. Сластёнин, А.И. Уман, И.А. Шаршов, E.H. Шиянов и др.);

• культурологических аспектов физической культуры (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, A.B. Лотоненко, Л.И. Лу-бышева, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарёв, Ф.И. Собянин и др.);

• культуры здоровья и здоровьесберегающих технологий (Л.Н. Акулова, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.Р. Гостев, Д.Н. Давиденко, С.П. Евсеев, Г.К. Зайцев, В.Н. Ирхин, Т.В. Скобликова, О.Л. Трещёва, А.Г. Щедрина);

• теории и практики физического воспитания студентов (Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров, Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин, В.И. Ильинич и др-);

• роли физиологии и биомеханики двигательных действий в обучении (П.И. Анохин, H.A. Бернштейн, М.М. Боген, C.B. Дмитриев, Е.П. Ильин, М.И. Станкин, Н.В. Тулупчи, В.Л. Уткин, В.В. Фарфель и др.)

• вопросов взаимосвязи эстетического и физического воспитания (H.A. Богданова, H.H. Визитей, Н.Я. Городничева, Э.А. Здановская, Б. Лоу, И.В. Муравов, М.Я. Сараф, В.И. Столяров и др.);

• использования функциональной музыки в образовательном процессе (Б.В. Асафьев, С.И. Бекина, Л.И. Глазунова, И.Ф. Исаев, A.A. Калашников,

Ю.Г. Коджаспиров, Т.Н. Ломова, В.Б. Полякова, E.H. Соковникова и др.)

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов: теоретического исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы); эмпирического исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов, констатирующий и формирующий эксперимент, самооценка и экспертная оценка, тестирование, изучение опыта ведущих специалистов); статистические методы обработки экспериментальных данных, табличное представление уровней сформированности двигательной культуры по индивидуальным матрицам студентов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, учебно-производственный центр «Атлетико» ТГУ имени Г.Р. Державина. Всего исследованием было охвачено 298 студентов.

Организация исследования проводилась в несколько этапов.

Первый этап (2001-2003 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определение теоретико-методологических оснований исследования; обоснование сущности, структуры, критериев и показателей оценки сформированности двигательной культуры студентов вуза; определение функциональных компонентов ритмопластики, выявление их педагогических аспектов, целенаправленно влияющих на формирование двигательной культуры студентов вуза.

Второй этап (2003-2006 гг.) - разработка методики и проведение констатирующего эксперимента; определение педагогических условий, способствующих формированию двигательной культуры студентов средствами ритмопластики, разработка соответствующей методики реализации данного процесса; проверка эффективности методики и выделенных условий в ходе формирующего эксперимента.

Третий этап (2006-2008 гг.) - анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка основных теоретических выводов и методических рекомендаций по проблеме исследования; оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что определена сущность двигательной культуры личности, обоснованы её структурные компоненты (аксиологический, операционный, эстетический); дана критериальная характеристика уровней сформированное™ двигательной культуры студентов вуза; выявлены педагогические аспекты функций ритмопластики, целенаправленно влияющие на процесс формирования двигательной культуры студентов (ценностно-ориентационная, образовательная, развивающая, воспитательная, рекреационпо-оздоровительная, коммуникативная); обоснована и апробирована методика формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики (для специальностей нефизкультурного профиля); выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации процесса формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики.

Теоретическое значение полученных результатов исследования состоит в следующем: уточнено понятие «двигательная культура личности» в условиях действующего образовательного учреждения как самостоятельное целостное явление; теоретически обоснованы педагогические возможности средств ритмопластики, способствующие формированию исследуемого вида культуры; полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области поиска эффективных средств формирования двигательной культуры студентов.

Практическая значимость исследования определяется следующим: учет выявленных педагогических условий формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики способствует повышению уровня их эстетического и физического развития; предлагаемая методика может быть использована при разработке спецкурсов «Фитнес-аэробика», «Боди балет», «Body language», «Иогалатес», различных программ и факультативов, способствующих организации здоровьеориентированного образовательного процесса. Материалы исследования могут быть положены в основу учебно-методических разработок по использованию средств ритмопластики в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования детей и юношества, в системе учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Двигательная культура личности - это интегративное образование личности, отличительными чертами которого является наличие эстетических и здоровьесберегающих ценностей, эстетически-целесообразных гармоничных двигательных действий, проявляющихся в характере, рисунке и ритме эстетико-выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для решения личностно-значимых задач.

2. Структура двигательной культуры студентов вуза представлена совокупностью структурных компонентов: аксиологического, операционного и эстетического, опосредованных влиянием функциональных компонентов ритмопластики, включающих ценностно-ориентационную, образовательную, развивающую, воспитательную, рекреационно-оздоровительную и коммуникативную функции.

3. Оценка уровней сформированности двигательной культуры студентов средствами ритмопластики возможна по следующим критериям и соответствующим им показателям:

- ценностное отношение к двигательной активности (осознание социальной и личностной значимости двигательной активности, полнота знаний о ценностной сущности и реализации двигательной деятельности, стремление личности к развитию посредством избранного вида двигательной активности);

- операционная готовность (двигательные умения и навыки, координиро-ванность двигательных действий, самооценка своих физических способностей);

- эстетическая выразительность двигательных действий (темпоритм движений, пластичность, осанка).

4. Методика формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики включает три взаимосвязанных блока: вводно-информационный, операционно-теоретический, операционно-практический, -каждый из которых делится на составные части и объединяет в себе учебные элементы.

5. Эффективность процесса формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики обеспечивается следующими педагогическими условиями: формирование ценностного отношения студентов к двигательной активности и его реализации в эстетически-выразительных движениях; интеграция разрозненных знаний о сущности двигательной активности и эстетически-целесообразных способах её осуществления в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс; создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе развития двигательных умений и навыков; расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента средствами ритмопластики с целью повышения его личностной активности и самостоятельности; повышение эмоциональности и эстетической привлекательности занятий по ритмопластике с помощью функционального музыкального сопровождения, использования нетрадиционных методических приёмов и дидактического оборудования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международных (Липецк, 2004; Тамбов, 2004), Всероссийских (Тамбов, 2002; 2005, 2006, 2007; Мичуринск, 2003), региональных (Тамбов, 2006,

2009) конференциях; на страницах журналов «Гаудеамус» (2002, 2008), «Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки» (2006, 2009), «Вестник ТГТУ: четырехъязычный научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля» (2006); сборника статей по проблемам воспитания и обучения учащейся молодежи «Теория и практика инновационного обучения и воспитания» (Мичуринск, 2007).

Обсуждение материалов исследования проводилось на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики и социальной работы, кафедры адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мистрюкова, Маргарита Николаевна

Выводы по второй главе

Констатирующий этап эксперимента был проведен на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Всего в эксперименте приняло участие 298 студентов, из которых группа студентов, обучающихся по специальностям нефизкультурного профиля, составила 204 человека, а студентов специальностей института физической культуры и спорта было обследовано 94 человек. Диагностическое исследование начального уровня сформированности двигательной культуры студентов осуществлялось по выявленным ранее критериям и показателям.

Результаты эксперимента показали, что ценностное отношение к двигательной активности, операционная готовность и выразительность движений сформированы у студентов в основном на низком и среднем уровне. Во многом на такие характеристики влияет построение образовательного процесса в школе и вузе и отношение к проблеме двигательной активности в семье. В целом, констатирующий этап эксперимента показал, что большинство студентов специальностей нефизкультурного профиля обладает фрагментарным уровнем исследуемого вида культуры, что подтверждает необходимость целенаправленного формирования двигательной культуры студентов в вузе.

На основе теоретического анализа сущности двигательной культуры и результатов констатирующего эксперимента были сформулированы следующие педагогические условия осуществления и повышения эффективности процесса формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики: формирование ценностного отношения студентов к двигательной активности и его реализации в эстетически-выразительных движениях; интеграция разрозненных знаний о сущности двигательной активности и эстетически-целесообразных способах её осуществления в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс; создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностно-ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе развития двигательных умений и навыков; расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента средствами ритмопластики с целью повышения его личностной активности и самостоятельности; повышение эмоциональности и эстетической привлекательности занятий по ритмопластике с помощью функционального музыкального сопровождения, использования нетрадиционных методических приёмов и дидактического оборудования.

Данные педагогические условия были реализованы в разработанной нами методике формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики. Методика соответствует основным дидактическим принципам, ориентирована на совершенствование двигательных умений и навыков студентов, формирование у них тонкого чувства эстетически правильно выполненного физического упражнения, высокую степень раскрытия потенциальных возможностей личности в двигательной деятельности, т.е. на развитие аксиологического, операционного и эстетического компонентов двигательной культуры личности.

При разработке методики формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики была использована идея составления предписаний алгоритмического типа, которая предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), изучаемые в строгой после* довательности.

Данная методика состоит из трёх блоков: вводно-информационный, операционно-теоретический, операционно-практический, - каждый из которых делится на составные части и объединяет в себе узконаправленные учеб1 ные элементы. Все три блока реализовывались ежегодно в течение шести семестров обучения в вузе, дополняясь и усложняясь на каждом последующем этапе повторения. Содержательное наполнение блоков учитывало сущность и структурные компоненты двигательной культуры студентов, педагогические возможности ритмопластики, а также недостатки развития двигательной культуры, выявленные в констатирующем эксперименте.

Проверка эффективности разработанной методики осуществлялась в рамках формирующего эксперимента по выявленным критериям (ценностное отношение к двигательной активности, операционная, готовность, выразительность движений).

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил существенную положительную динамику сформированное™ исследуемой характеристики по всем критериям и показателям, а также^в целом среди студентов экспериментальных групп (по сравнению с контрольными). Так, уровень сформированности двигательной культуры студентов до и после эксперимента в экспериментальной (контрольной) группе изменился следующим образом: фрагментарный уровень до эксперимента составил 90,57% (87,76%), после эксперимента 47,17%) (77,55%); конструктивный уровень: до - 8,49% (11,22%), после - 44,34% (22,45%); творческий уровень: до - 0,94% (1,02%), после 8,49% (0%). Достоверность изменений была подтверждена статистически на достаточно высоком вероятностном уровне.

Заключение

Проведённое нами исследование было направлено на разрешение несоответствия между содержанием,- формами, методами подготовки студентов вуза к решению проблем формирования двигательной культуры. Мы предположили, что одним из способов разрешения данного противоречия является разработка научно-методических основ процесса формирования двигательной культуры студентов средствами ритмопластики и использование её результатов в практической деятельности преподавателей вуза.

Проанализировав философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу, посвящённую различным аспектам становления и развития эстетической и физической культур, их взаимосвязи" в рамках базовой культуры личности, мы выявили отсутствие обоснованного понимания категории «двигательная культура студента». Рассмотрев взаимосвязь культуры и деятельности личности как основание процесса формирования её двигательной культуры, мы пришли к выводу, что двигательная культура студента отражает процесс взаимовлияний трёх феноменов - личности, деятельности, культуры и представляет собой результат взаимодействия физической и эстетической культуры личности.

На основании проведённого теоретического исследования нами дано определение исследуемого феномена, обусловлена структура двигательной культуры личности студента, обоснованы её структурнью компоненты.

Двигательная культура будущего специалиста рассматривается нами как интегративное образование личности, отличительными чертами которого является наличие эстетических и здоровьесберегающих ценностей, эстетически-целесообразных гармоничных двигательных действий, проявляющихся в характере, рисунке и ритме эстетико-выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для решения личностно-значимых задач.

Сущность исследуемой характеристики определялась нами исходя из логики ценностного и личностно-деятельностного подходов, на основе которых мы выделили совокупность структурных компонентов двигательной культуры личности студента. К структурным компонентам мы отнесли: аксиологический, операционный и эстетический, опосредованные влиянием функциональных компонентов ритмопластики, включающих ценностно-ориентационную, образовательную, развивающую, воспитательную, рекреа-ционно-оздоровительную и коммуникативную функции.

Успешность формирования двигательной культуры студентов мы оценивали посредством следующих критериев и показателей:

- ценностное отношение студентов к двигательной активности (осознание социальной и личностной значимости двигательной активности, полнота знаний о ценностной сущности и реализации двигательной деятельности, стремление личности к развитию посредством избранного вида двигательной активности),

- операционная готовность (двигательные умения и навыки, координиро-ванность двигательных действий, самооценка своих физических способностей и функционального состояния организма),

- эстетическая выразительность двигательных действий (темпоритм движений, их пластичность и состояние осанки).

В соответствии с выделенными критериями и показателями в работе определены три уровня сформированности двигательной культуры студентов: фрагментарный, конструктивный и творческий.

Фрагментарный уровень двигательной культуры студентов характеризуется невысокой степенью сформированности большинства её показателей. Важность личной и общественной значимости двигательной активности не осознается. Наблюдается индифферентное отношение к двигательной активности, противоречивая мотивация, неясность и неконкретность целей, неустойчивость интересов. Обнаруживается наличие фрагментарного комплекса знаний о сущности и реализации двигательной активности. Наблюдаются ошибки и технические неточности выполнения двигательных действий, плохая координация и амплитуда движений, несовпадение' выполняемых движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения, полное отсутствие эмоциональной окраски выполняемых действий. Студенты не могут реально оценивать уровень развития своих физических способностей и, если и производят измерения некоторых показателей физиологических; систем своего организма, то не могут по полученным результатам сделать какие-либо выводы.

Конструктивный уровень выявляет очевидное преимущество осознания студентами личностной значимости двигательной активности, а также пассивно-положительное отношение к физическим упражнениям, указывает на наличие разносторонних знаний принципов и методов рёализации двигательной активности. Движения выполняются с недостаточной амплитудой, небольшим нарушением темпоритма, слабо выражена их эмоционально-выразительная окраска.

Для творческого уровня двигательной культуры студентов характерна приоритетность общественной значимости двигательной активности каждого индивида. Анализируя результаты своей деятельности; будущий специалист исходит из необходимости гармонизации отношений "человека и природы, сознательно намечает цель, задачи и способы физического совершенствования. Высокий уровень теоретической подготовки характеризуется наличием комплекса глубоких и прочных знаний о сущности и- реализации двигательной деятельности и функциональной самооценки организма, владением широким спектром рациональных способов и средств двигательной активности. Наблюдается хорошая координация и амплитуда движений, высокая степень владения телом. Движения выполняются выразительно,' с эмоциональной окраской и индивидуальной интерпретацией, что характеризуется правильным,. равномерным распределением усилий во времени и пространстве, последовательностью их изменений, точностью и осмысленностью движений, контролем их художественного качества, правильной осанкой; как в статике, так и в динамике. . •

Теоретический анализ и результаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать следующие педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования двигательной культуры студентов: формирование ценностного отношения студентов к двигательной активности и его реализации в эстетически-выразительных движениях; интеграция разрозненных знаний о сущности двигательной активности и эстетически-целесообразных способах её осуществления в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс; создание позитивного психологического "климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностнб-ориентированного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе развития двигательных умений и навыков; расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента средствами ритмопластики с целью повышения его личностной активности и самостоятельности; повышение эмоциональности и эстетической привлекательности занятий по ритмопластике с помощью функционального музыкального сопровождения, использования нетрадиционных методических приёмов и дидактического оборудования.

С учётом выделенных педагогических условии нами была разработана методика, направленная на формирование и развитие двигательной культуры студентов средствами ритмопластики, включающая в себя" три блока: вводно-информационный, операционно-теоретический и операцйонно-практический, - каждый из которых делится на составные части и объединяет в себе узконаправленные учебные элементы.

Все три блока реализовывались ежегодно в течение шести семестров обучения в вузе, дополняясь и усложняясь на каждом' последующем этапе повторения. Содержательное наполнение блоков нашей методики учитывало сущность и структурные компоненты двигательной культуры студентов.

Проверка эффективности разработанной нами методики осуществлялась непосредственно соискателем в ходе формирующего эксперимента на базе института физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и учебно-производственного центра «Атлетико» ТГУ имени Г.Р.Державина.

Качественный и количественный анализ, а также статистическая проверка достоверности полученных данных позволили нам выявить существенные положительные изменения уровня сформированности двигательной культуры студентов экспериментальных групп, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в диссертации в достаточной степени решена проблема исследования: выделены, научно обоснованы и экспериментально проверены теоретические предпосылки, педагогические условия и методика формирования двигательной культуры студентов вуза средствами ритмопластики. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу.

В результате проведённого нами исследования обозначились проблемы, требующие дальнейшего теоретического анализа и научно-методического обеспечения. К таковым можно отнести вопросы реконструирования разработанной нами методики в соответствии со спецификой образовательной деятельности средних специальных учебных заведений, проблемы взаимосвязи и преемственности двигательной культуры студентов и школьников, а также использование предлагаемой методики при разработке разнообразных спецкурсов ориентированных на потребности занимающихся, различных программ и факультативов, способствующих организации здо-ровьеориентированного образовательного процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мистрюкова, Маргарита Николаевна, 2009 год

1. Агеевец В.У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности / В.У. Агеевец // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: ФИС, 1980. - С. 110123.

2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта / Б.Г. Ананьев. Человек и общество. - JL, 1967. - Вып. 2. - С. 241-242.

3. Анохин П.И. Очерки физиологии функциональных систем / П.И. Анохин. М: Медгиз, 1986. - 402 с.

4. Анохина И.А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефекта двигательной активности: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / И.А. Анохина. М., 1992. - 20 с.

5. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.

6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев, JL: Музгиз, 1971. 56 с.

7. Асмолова В.И. О связи физического и эстетического воспитания / В.И. Асмолова, A.A. Петерсон // Теория и практика физической культуры. -1970. -№ 11.-С. 37-39.

8. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -287с.

9. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. - 294 с.

10. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991. - № 7. - С. 12-18.

11. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: теория и практика / В.К. Бальсевич. М.: ТиПФК. - 2000. - 350 с.

12. Барабанщиков A.B. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / С.С. Барабанщиков, A.B. Муцинов. М.: ВПА, 1985. - 137с.

13. Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. СПб.: Респект, 1994.-256 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. -423 с.

15. Бекина С.И. Музыка и движение / С.И. Бекина, Т.Н. Ломова, E.H. Со-ковникова. М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

16. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы / Е.П. Белозерцев // Педагогика. 1992. - № 1. - С. 61-65.

17. Беляев И.Д. Физическая культура в формировании социально активной и гармонично развитой личности студентов / И.Д. Беляев, A.C. Игнатьев,

18. A.B. Лотоненко. Воронеж: ВГПИ, 1991. - 40 с.

19. Бенин В.Л. Педагогическая культура: её содержание и специфика /

20. B.Л. Бенин. Уфа, 1994. - 190 с.

21. Бенюх К.Д. Важные слагаемые (о воспитании культуры движений гимнасток) / К.Д. Бенюх // Гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 1972. -вып. 2. - С. 45-47.

22. Бернштейн H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. М.: Медгиз, 1947.-214 с.

23. Бернштейн H.A. Физиология движения и активности / H.A. Бернштейн. -М.: Медгиз, 1990-314 с.

24. Библер B.C. От назначения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

25. Бирюк Е.В. Ритмическая гимнастика / Е.В. Бирюк. Киев, «Радянська школа», 1986. - 20 с.

26. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе / Г.А. Боброва. -М.: Физкультура и спорт, 1978. 208 с.

27. Богданова H.A. Подготовка студентов колледжа к эстетико-физическому воспитанию школьников: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / H.A. Богданова. Петразаводск, 1999. - 222 с.

28. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. М.: «Физкультура и спорт», 1985. - 230с.

29. Бойко B.C. Йога: искусство коммуникации / B.C. Бойко. — Харьков: Фолио, 2007. 507 с.

30. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. -Т. 13. М.: «Советская энциклопедия», 1973. - 608 с.

31. Бондаревская Е.В. Гуманистическая программа личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№4.-С. 11-17.

32. Бондаревская Е.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя / Е.В. Бондаревская. Ростов-н/Д.: РГПИ, 1989. - 56 с.

33. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. СПб.: Питер, 2003.-299 с.

34. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Бореев М.: Политиздат, 1988.-262 с.

35. Бурцева М.Е. Художественное движение / М.Е. Бурцева. М.: Физкультура и спорт, 1930. - 65 с.

36. Быстров В.И. Йога. Полная система упражнений / В.И. Быстров. М.: Книжный дом, 2004. - 384 с.

37. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы / И.М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996.-№ 2-С. 19-27.

38. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И.М. Быховская. М.: Физкультура и спорт, 1993.- 179 с.

39. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и развитие искусства / В.В. Ванслов. -М.: Советский художник, 1966. 120 с.

40. Верб М.А. Эстетическая культура школьника / М.А. Верб. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 142 с.

41. Визитей H.H. Спорт и эстетическая деятельность / H.H. Визитей. -Кишинёв: Шитница, 1982. 183 с.

42. Визитей H.H. Физическая культура личности / H.H. Визитей. Кишинёв: Шитница, 1989. - 68 с.

43. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман / под ред. В.А. Сластёнина. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.

44. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе / М.Я. Виленский. М.: Физкультура и спорт, 1992,- 132с.

45. Выготский JLC. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

46. Выдрин В.М. Проблема непрофессионального физкультурного образования и пути её решения / В.М. Выдрин // Физическая культура и спорт в современном образовании. Методология и практика. СПб., 1993. - С 24-27.

47. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект) / В.М. Выдрин. Л.: ГДОИДК, 1988. - 45 с.

48. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08 / Г.И. Гайсина. -М., 2002.-366 с.

49. Гальченко В.Т. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов технического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / В.Т. Гальченко. Белгород, 2003. - 19 с.

50. Гимнастика с методикой преподавания / под общ'', ред. И.Б Павлова, В.М. Баршая. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

51. Глазычев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С.Н. Глазычев, Е.А. Когай. М.: Горизонт, 1999. - 174 с.

52. Годик М.А. Стретчинг : Подвижность, гибкость, элегантность /

53. М.А. Годик.-М.: Сов. спорт, 1991.-91 с.

54. Голубева А.Д. Формирование красоты. Очерки о культуре человеческого тела / А.Д. Голубева. М.: Сов. Россия, 1968. - 101 с.

55. Горбачёва Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Ж.С. Горбачёва. СПб., 2000. - 24 с.

56. Гордеева A.B. Эстетическая культура: проблемы вечные и современные / A.B. Гордеева, А.П. Ситник. М.: Просвещение, 1992. - 97 с.

57. Гордеева Н.Д. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева, В.П. Зинченко. М.: МГУ, 1982. - 208 с.

58. Гориневский В.В. Физкультурное образование. Избранные произведения. М.: Физкультура и спорт, 1951.-Т. 1.-223 с.

59. Городничева Н.Я. Исследование средств и методов эстетического воспитания юношей и девушек на начальном этапе занимающихся спортивной гимнастикой: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.Я. Городничева. JL, 1974.-24 с.

60. Гостев Г.Р. Об особенностях непрофессионального (неспециального) физкультурного образования личности / Г.Р. Гостев, А:.В. Лотоненко, В.В. Трунин // Культура физическая и здоровье, 2007. № 4 (14). - С. 9-12.

61. Грехнев B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

62. Громов Е.В. Эстетический идеал / Е.В. Громов. М.: Просвещение, 1962.- 19 с.

63. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. - 252 с.

64. Давиденко Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта / Д.Н. Давиденко. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена/1996. - 152 с.

65. Давидович В.Е. Сущность культуры / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1979. 210 с.

66. Донской Д.Д. Основы антропоцентрической биомеханики (методология, теория, практика) /Д.Д. Донской, C.B. Дмитриев. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1993.-232 с.

67. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы / С.П. Евсеев. СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 144 с.

68. Жак-Далькроз Э. Ритм, музыка и воспитание / Э. Жак-Далькроз. — Женева, 1920. 103 с.

69. Жаров JI.B. Человеческая телесность: философский анализ / JI.B. Жаров. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. - 125 с.

70. Железняк Ю.Д. Педагогические принципы формирования программ по физической культуре для учащейся молодёжи / Ю.Д. Железняк, И.М. Ту-ревский, Е.Г. Горбаев // Теория и практика физической культуры. 1989. № 8 - С. 24-26.

71. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Жолдак. М.: МОГИФК, 1992. - 54 с.

72. Журина Т.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.Н. Журина. Брянск, 2000 - 162 с.

73. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, P.A. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

74. Здановская Э.А. Эстетика физической культуры и спорта / Э.А. Зда-новская. Л.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. - 16 с.

75. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. / А.Г. Здраво-мыслов. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

76. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А Зимняя. М.: Логос, 2001.-384 с.

77. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. -~М.: Наука, 1980. — 303 с.

78. Иванов И.С. 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика актёра / И.С. Иванов. М.: Госкиноиздат, 1951. - 100 с.

79. Иванова O.A. Занимайтесь ритмической гимнастикой / O.A. Иванова, И.Н. Шарабарова. М.: Советский спорт, 1988. - 64 с.

80. Иванова O.A. Методы оценки исполнительского мастерства: автореф. дис. канд. пед. наук / O.A. Иванова. М, 1982. - 28 с.

81. Икрин Т.В. Особенности учебной деятельности и профессионального развития личности студента: автореф. дис. .канд. псих. наук. Пермь, 1998. -23 с.

82. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2003-384 с.

83. Ирхин В.Н. Формирование культуры здоровья школьников на уроках / В.Н. Ирхин. Белгород: Политерра, 2008. - 168 с.

84. Исаев И.Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность / И.Ф. Исаев, JI.H. Макарова. М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.- 196 с.

85. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. М.: «Академия», 2002. - 208 с.

86. Исаев И.Ф. Функционально-дидактическая музыка / И.Ф. Исаев, Л.И. Глазунова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 96 с.

87. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.-414 с.

88. Каган М.С. Эстетическое воспитание // Эстетическая культура и эстетическое воспитание / М.С. Каган / сост. Лабковская Г.С. М.: Просвещение, 1983 - С. 62-164.

89. Каравацкая H.A. Формирование навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике: 13.00.04: дис. . канд. пед. наук / H.A. Каравацкая. Великие Луки, 2002. - 212 с.

90. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки, 1870-1917. / Л.Е. Кертман. М.: Высшая школа, 1987. - 304 с.

91. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности. (Теория диагностики). Л., 1991.-83 с.

92. Киященко Н.И. Сущность прекрасного / Н.И. Киященко. М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.

93. Клакхон K.M. Зеркало для человека: Введение в антропологию. -СПб.: Евразия, 1998. 351 с.

94. Коган Л.Н. Культурная деятельность: опыт социологических исследований / Л.Н. Коган. М.: Наука, 1981. - 238 с.

95. Коган Л.Н. Художественный вкус / Л.Н. Коган. М.: Просвещение, 1966.- 158 с.

96. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Ю.Г. Коджаспиров. М.: «Физкультура и спорт», 1987. - 64 с.

97. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

98. Коренбнрг В.Б. Заметки о культуре движений / В.Б. Коренбнрг // Гимнастика.-М.: Просвещение, 1974.-С. 12-18.

99. Кох И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. Л.: Изд-во «Искусство», 1962. - 112 с.

100. Коц Я.М. Культура и мышление / Я.М. Коц. М.: Просвещение, 1977. -260 с.

101. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ) / В.В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. - 264 с.

102. Краткий психологический словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.

103. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. М.: Высш. школа, 1990. - 140 с.

104. Кряж В.Н. Гимнастика. Ритмика. Пластика / В.Н. Кряж Минск: По-лыня, 1987,- 175 с.

105. Кузнецов В.Я. Факторы и условия, определяющие потребности и интересы студентов в физкультурной деятельности / В.Я. Кузнецов, A.B. Лото-ненко, Н.К. Чуриков. Воронеж: ВГУ, 1995. - 39 с.

106. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

107. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / под ред. Исаева И.Ф. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. - 151 с.

108. Культурология. XX век. Антология. М, 1995. - 480 с.

109. Культурология. Теория и история культуры. М.: общество «Знание» России, ЦИНО, 1998. - 272 с.

110. Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавипская. СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 46 с.

111. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.

112. Кур С.Д. Ритмопластика / С.Д. Кур // Частные школы. 1997. - № 2. — С. 161-166.

113. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения / Ю.Ф. Курамшин. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафга, 1998. - 76 с.

114. Курпан Ю.И. Физкультура, формирующая осанку / Ю.И. Курпан, Е.А. Таламбум. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 128с.

115. Кучеренко Г.А. Двигательная культура младшего школьника и её влияние на личностное развитие в учебной деятельности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 /Г.А. Кучеренко. Воронеж, 2005.-214 с.

116. Лаптева М.Ю. Педагогические условия приобщения младших школьников к эстетическим нормам этикета: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Ю. Лаптева. Ульяновск, 2008. - 22 с.

117. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание / А.Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1980.-89 с.

118. Лесгафт П.Ф. Избранные труды / П.Ф. Лесгафт / сост. И.Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 359 с.

119. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика / Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 160 с.

120. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика /Т.С. Лисицкая. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 96 с.

121. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н.И: Лифинцева. М., 2001.-36 с.

122. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений / Б.Ф. Ломов//Психологический журнал. 1981.-№ 1.-Т. 2. - С. 123-128.

123. Лотоненко A.B. Культура физическая и здоровье".'" Монография / A.B. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, O.A. Григорьев. М.: «Еврошкола», 2008.-450 с.

124. Лотоненко A.B. Культурологические аспекты педагогической системы формирования физической культуры студентов / A.B. Лотоненко. М.: «Физкультура, образование и наука, 1998. - 34 с.

125. Лоу Б. Красота спорта (междисциплинарное исследование) / Б. Лоу / под ред. В.И. Столярова. М.: «Радуга», 1984. - 254 с.

126. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с. "

127. Лубышева Л.И. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодёжи (культурологический аспект): учеб. пос. / Л.И. Лубышева, A.B. Лотоненко. М.: ФОН, 1997. - 42 "

128. Лубышева Jl.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 6. - С. 10-15.

129. Лях В.М. Координационные способности школьников / В.М. Лях. -Минск: Полымя, 1989. 230 с.

130. Макарова Л.Н. Инновационная подготовка педагога-хореографа в вузе /Л.Н. Макарова, М.Н. Юрьева. М. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002,- 191 с.

131. Макарова Л.Н. Компьютерная культура студентов гуманитарных специальностей университета / Л.Н. Макарова, Т.К. Голушко."- Белгород Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. - 147 с.

132. Макарова Л.Н. Творческое саморазвитие студентов средствами любительского театрального искусства / Л.Н. Макарова, П.И.Козодаев М. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. - 152 с.

133. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э.С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

134. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. -'312 с.

135. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 420 с.

136. Матов В.В. Ритмическая гимнастика / В.В. Матов, O.A. Иванова, Л.А. Ланцберг. М.: Знание, 1985. - 64 с.

137. Медведева Е.С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.С. Медведева. -СПб., 2000.-202 с.

138. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. М: Изд-во Моск. гуманитар.-соц. акад., 2003. - 198 с.

139. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. -Менхин, A.B. Менхин. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 384 с.

140. Методические указания по организации занятий^ аэробикой в вузе /сост. М.Н. Пубинситейн. Уфа: Изд-во УГПИ, 1996. - 34 с.

141. Милёхина И.А. Формирование двигательной культуры студентов: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / И.А. Милёхина. Саратов, 2002. - 208 с.

142. Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности: Философско-этический очерк / A.A. Милтс. М.: Политиздат, 1990. - 222 с.

143. Муравов И.В. Спорт и физическая красота человека / И.В. Муравов. -К.: Радянська школа, 1981. 104 с.

144. Немкова И.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Н. Немкова. Тамбов, 2005.':-~229 с.

145. Никитин В.Н. Возрастная физиология /В.Н. Никитин, И.А. Аршав-ский, А. А. Маркосян, X. Д. Ломазова и др. Л.: Наука, 1975. - 691 с.

146. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. 2004. - № 7 -С. 2-11.

147. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

148. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. - 268'с,

149. Основы эстетического воспитания / Ю.Б. Алиев, Г.Т. Барышникова и др. / под ред. H.A. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

150. Педагогическая технология / под ред. Т.Н. Кузнецовой. Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. - 225 с. ' '

151. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / ред. Ю.Д. Железняк. М.: Изд. центр «Аккадемия», 2002. - 384 с. • !;

152. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции / М.К. Петров // Вопросы философии. 1990. - №5. - С. 79-92.

153. Петровский В.А. К психологии активности личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. 1975. - № 3. - С.26-38.

154. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М.Фридман, М.Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

155. Пиз А. Язык жестов. / А. Пиз. Нижний Новгород: Ай Кью, 1995. -258 с.

156. Пионова P.C. Педагогика высшей школы / P.C. Пионова. Мн.: Университетское, 2002. - 256 с.

157. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура: Учеб. пособие / В.И. Полищук. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. - 253 с.

158. Пономарёв Н.И. Социальные функции физической1 культуры и спорта / Н.И. Пономарёв. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.

159. Пономарёв Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарёв. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 102 с.

160. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности / В.А. Пономарчук, O.A. Алшев. М. : Физкультура и спорт, 1991. - 118 с.

161. Попков В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы / В.А. Попов, A.B. Коржуев. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 184 с.

162. Праздников Г.А. Искусство и спорт / Г.А. Праздников. Л.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1981.-36 с.

163. Приходько В.В. Непрофессиональное физкультурное образование / В.В. Приходько. М.: Просвещение, 1991. - 198 с.

164. Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Сб. науч. тр. / под ред. В.В. Васильевой, В.И. Жолдак. Воронеж: ВГАУ, 1988.- 142 с.

165. Профессионально-личностное становление преподавателя и студентам / под ред. Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова. М.; Тамбов: Изд-во Там. гос. ун-та, 2006. - 244 с.

166. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования / Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001. - 289 с.

167. Рамишвили Д. К природе некоторых видов выразительных движений / Д. Рамишвили. Тбилиси: «Мецниереба», 1976. - 126 с.

168. Реан A.A. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента / A.A. Реан // Вопросы психологии. 1983. - №5. - С. 58-63.

169. Розе H.A. Психомоторика взрослого человека / H.A. Розе. Д.: ГДО-ИФК, 1970.- 125 с.

170. Руднева С.А. Ритмика. Музыкальное движение /С.А. Руднева, Э. Фиш.- М.: Физкультура и спорт, 1997. 203 с. ~

171. Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта / М.Я. Сараф, В.И. Столяров. -М.: ФиС, 1984.- 102 с.

172. Седова Н.В. Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы / Н.В. Седова: дис. . докт. пед. наук. Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 393 с.

173. Сеченов И.М. Очерки рабочих движений человека / И.М. Сеченов. -М.: Знание, 1901.- 139 с.

174. Сеченов И.М. Психология поведения / И.М. Сеченов. Воронеж : Инт практ. психологии, МОДЭК, 1999 - 320 с.

175. Сиднева JI.B. Оздоровительная аэробика и методика её преподавания / JI.B. Сиднева, Гониянц С.А. М.: Изд-во «Тровант», 2000. - 74 с.

176. Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя / Е.Г. Силяева: автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 1995.-36 с.

177. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: «Академия», 2002. - 576 с.

178. Сластёнин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластёнин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. - 347 с.

179. Сластёнин В.А. Формирование профессиональной "культуры учителя.- М.: Прометей, 1993. 175 с.

180. Собянин Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: дис. . д-ра пед.наук: 13.00.04 /Ф.И. Собянин.-СПб., 2001.-297 с.

181. Соколов Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов. М.: Высшая школа, 1992.-226 с.

182. Сокорев В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / В.В. Сокорев. Белгород, 2004. - 202 с.

183. Солодков A.C. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам / A.C. Солодков. Л.: ГДОИФК, 1988. - 267 с.

184. Станиславский К.С. Работа актёра над собой / К.С. Станиславский // Собр соч.: в 8 т. -М., Гос. изд-во «Искусство», 1935. Т. 3. - 424 с.

185. Станкин М.И. Принципы обучения двигательным действиям на занятиях по физической культуре / М.И. Станкин. М.: Высшая школа, 1985. -198 с.

186. Стёпин B.C. Личность в технотронную эпоху / B.C. Стёпин // Наука в России. 1993.-№ 2-С. 35.

187. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И Лубы-шева // Теория и практика физической культуры. 1985. - № 5. - С. 11-15.

188. Тайлор Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. М.: Политиздат, 1989. -572 с.

189. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

190. Терентьева О.С. Формирование двигательного ритма как фактора успешного обучения студентов института физической культуры и спорта маховым упражнениям гимнастики: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / О.С. Терентьева. Тамбов, 2005. - 220 с.

191. Уткин В.Л. Культура движений /В.Л. Уткин. М.: Знание, 1984. -160 с.

192. Фарфель B.B. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель. М.: Физкультура и спорт, 1975. - 234 с.

193. Фёдоров Л.П. Научно-методические основы женского спорта / Л.П. Фёдоров. СПб.: ГДОИФК, 1987. - 256 с.

194. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с англ. М. Папуш М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2000 - 160 с.

195. Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гарда-рики, 2001.-448 с.

196. Философия, культура, человек / отв. ред. Н.З. Чавчавадзе. Тбилиси: «Мецниереба», 1988. - 119 с.

197. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. М.: Республика, 2001. -719 с.

198. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. М.: Политиздат, 1963. - 544 с.

199. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия её формирования в системе современного педагогического образования / А.Н. Ходусов. М.: Курск, 1997. - 357 с.

200. Хуторский A.B. Методика личностно-ориентированного образования / A.B. Хуторский. М.: Владос; 2005 - 383 с.

201. Хуторский A.B. Современная дидактика / A.B. "Хуторский. СПб: Питер, 2001.-544 с.

202. Цветков В.Н. Особенности влияния различных видов физических упражнений на эмоциональное состояние студентов / В.Н. Цветков, Г.В. Буланова// Теория и практика физической культуры. 1990. -"№ 2. - С. 34-38.

203. Чернокозов А.И. История мировой культуры / А.И. Чернокозов. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.

204. Чистякова М.И Психогимнастика / М.И. Чистякова. М.: Просвещение, 1990.- 128 с.

205. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте /

206. В.А. Шаповалов. -М.: Высшая школа, 1996. 218 с.

207. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика / И.А. Шаршов. М. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. — 400 с.

208. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Шаршов. Белгород, 2000. - 24 с.

209. Шипилина И.А. Аэробика / И.А. Шипилина. Ростов п/Д.: Феникс, 2004.-224 с.

210. Шипилина И.А. Хореография в спорте. / И.А. Шипилина. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.

211. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания / Г.Ф. Шитикова СПб.: ГДО-ИФК, 1997.-56 с.

212. Шиянов E.H. Гуманистические ценности профессионально-педагогической культуры / E.H. Шиянов // Профессионально-педагогическая-sкультура: сущность, структура, формирование. М.: МОСУ, 1996. - 129 с.

213. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг как фактор динамики отношений личности / Т.А. Шкурко // Психологический вестник РГУ. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999. В. 4. - С. 260 - 270.

214. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / под ред. Г.В. Драча. М.: Логос, 2001. - 144 с.

215. Эстетическая культура человека / под ред. М.С. Кагана. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.- 168 с.

216. Эстетическое сознание и процесс его формирования. / отв. ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. - 255 с.

217. Якимова A.A. Формирование культуры двигательной деятельности студентов вузов физической культуры с учётом профиля специальности: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / A.A. Якимова. Краснодар, 2000 - 215 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.