Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Юсупхаджиева, Татьяна Васильевна

  • Юсупхаджиева, Татьяна Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 168
Юсупхаджиева, Татьяна Васильевна. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2011. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Юсупхаджиева, Татьяна Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Формирование у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности как социально-педагогическая проблема.

1.2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения как внешний фактор формирования личности младшего школьника.

1.3. Эмоционально-ценностное отношение учащихся начальных классов, как результат художественного образования (на примере Чеченской республики).

Выводы к первой главе.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

2.1. Реализация педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности в учебно-воспитательном процессе

2.2. Содержание и результаты констатирующего эксперимента.

2.3. Реализация и анализ результатов формирующего эксперимента.

Выводы ко второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности»

Актуальность исследования. Перемены, произошедшие в российском обществе за последние годы, требуют переоценки многих фундаментальных ценностей, что в- свою очередь ведёт к изменению цели и задач обучения и воспитания.

Концепция модернизации российского образования поставила задачу: полнее использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создания условий для самореализации личности учащихся, существенно изменив качество образования. В стратегии создания новой школы России отмечается, что возникла острая необходимость в поколении людей свободных, творческих, способных к самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям, окружающему миру, стремящихся к реализации своего личностного потенциала.

Это породило насущную необходимость усиления гуманно-личностной направленности учебно-воспитательного процесса, признания человека как уникального явления природы, приоритета его субъективности.

Целью личностно-ориентированного образования является становление, «человека культуры» как личности свободной, гуманной, духовной, творческой [34, с. 352].

В связи с этим важной задачей становится использование культурно-исторического наследия народа. Культура чеченского народа самобытна и уникальна, ее корни питаются живительной влагой духовного самосознания народа, которое через тысячелетия пронесло культурный опыт предыдущих поколений, постоянно наполняя его новым смыслом и новыми идеями.

Она существует и развивается в многообразных связях с культурами других народов, прежде всего живущих в одной ландшафтно-географической зоне. Через эти связи происходят взаимообогащение и взаимовлияние культур разных народов, формирование определенных культурных архетипов, а в случае интенсивности и длительности культурного взаимодействия - формирование культурных общностей, которые имеют наднациональный и над-конфессиональный характер [71, с. 224].

Трудное время двух последних десятилетий негативно отразилось на культуре Чеченской республики. Большинство объектов культуры было разрушено: Национальная библиотека, Национальный музей, Республиканская детская библиотека и др. Погибло многое, что связывало народ Чеченской Республики с его историей, культурой и памятью о быте предков.

Кризисная ситуация всегда вызывает упадок духовности, в связи с этим эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения приобретает особую значимость. В художественной культуре, изобразительном искусстве сконцентрированы непреходящие ценности человечества, родного края, опыт поколения-в■ отношении- к окружающему миру. Поэтому педагоги, психологи обосновывают свой» взгляд на необходимость понимания предметов художественно-эстетического цикла в школе как основы для гуманизации образования.

В освоении мира в структуре человеческой деятельности особое место отводится художественной культуре и искусству, выступающему в качестве центральной подсистемы культуры. В связи с этим роль художественного образования в процессе смены образовательной парадигмы от традиционной знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной значительно возрастает.

Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребёнком социального опыта, которая способствует освоению им сложных явлений и взаимосвязей окружающего мира, отношений людей, человеческих ценностей, формированию положительной «Я-концепции», предоставляет возможность самопознания, самоактуализации, творческого самовыражения [101].

Одной из целей изучения изобразительного искусства в начальной школе является развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию художественного произведения.

Неисчерпаемый потенциал для педагогической деятельности в этом направлении заложен в изучении опыта народных мастеров Чечни, декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительной деятельности в младших классах. Чем выше образованность и духовная воспитанность человека, тем шире диапазон его интересов, тем глубже стремление проникнуть в^ тайны наследия народов. Изучение традиционных видов народного изобразительного искусства является^ актуальной проблемой и представляет не только научный, но и практический интерес.

Как отмечает Ш.А. Мирзоев, возрождение материальных и духовных ценностей национальной» культуры позволит уяснить её национальное и общечеловеческое значение. Поэтому необходимо возрождение традиционного, народного механизма восприятия, понимания, осмыслениями применения как национальных, так и общечеловеческих ценностей, в£жизни нынешних и грядущих поколений [127]'.

Современная-начальная«, шко л ар наряду с познавательной-стороной развития должна ориентироваться^-на эстетическое воспитание и художественное образование учащихся, формирование у них ценностных ориентаций, развитие эмоционально-волевой сферы. Реализация этой задачи потребует внести существенные коррективы в содержание программы художественного образования учащихся начальных классов, его теории и методики. Нуждается в совершенствовании учебно-методический комплекс занятий изобразительным искусством, а также система подготовки кадров соответствующего профиля.

Проблемы эмоционально-ценностного компонента содержания образования решались на протяжении всей истории образования и педагогики. Изучением проблем эстетического и художественного образования детей занимались представители гуманистической педагогики и психологии (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Ж-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С. Френе, С.Т. Шацкий и др.).

Они рассматривали его образовательно-воспитательные функции с учётом общих закономерностей психического развития личности ребёнка.

Особенности творческой деятельности, её сущность рассматриваются в трудах B.C. Библера, JI.C. Выготского, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. Анализом специальных способностей к изобразительной деятельности и проблемой их развития занимались Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, C.JI. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и др.

Изучением психологической природы детской изобразительной деятельности, её мотивации и особенностей на разных возрастных этапах занимались A.B. Бакушинский, В.М. Бехтерев, К.Бюлер, JI.C. Выготский, B.C. Мухина, H.A. Рыбников. Роль эмоций и чувств в воспитании показана в трудах Б.И. Додонова, П.М. Якобсона, А .Я. Чебыкина; пути формирования ценностных отношений в отдельных видах деятельности рассмотрены в исследованиях JI.B. Куликовой, Н.Д. Никандрова, Т.В. Равкина, Г.П. Савкина, А.Д. Солдатенкова.

В контексте нашего исследования особого внимания заслуживают дидактические системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, разработанные авторским коллективом под руководством B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Ю.А. Полуянова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова.

Совершенствованию учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству в начальных классах посвящены диссертационные исследования В.Т. Волкова, Н.С. Иванова, С.Ю. Романова, О.П. Савельева, Н.М. Сокольникова, С.Н. Фоминой и др.

Влияние комплексного освоения различных видов искусств на художественно-эстетическое развитие младших школьников исследовано в трудах В.К. Агарагимовой, М.М. Байрамбекова, А.М.Магомедова, З.М. Магомедовой, Д.М. Маллаева, Ш.А. Мирзоева, С.Н. Назаровой, И.М. Раджабова, Э.М. Рамазановой, Е.В. Ремневой и др.

Анализ психолого-педагогической литературы, учебников и учебных пособий по изобразительной деятельности, школьной практики, беседы с учителями чеченских школ показали, что проблема формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников с использованием воспитательного потенциала народной культуры остаётся малоизученной.

В массовой практике учителя изобразительного искусства испытывают значительные затруднения в связи с отсутствием методических рекомендаций по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся младших классов к изобразительной деятельности с учётом национальной специфики Чеченской республики.

Вследствие чего сложилось противоречие, на решение которого направлено наше исследование: между потребностью современного общества в формировании эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности, как важного компонента их художественной культуры и отсутствием для организации такой работы дидактических ориентиров; между осознанием необходимости включения в образовательный процесс эмоционально-ценностного компонента и отсутствием научно-обоснованных показателей его построения и реализации в начальной школе.

Исходя из вышеизложенных противоречий, анализа научной литературы и актуальности проблемы, мы определили тему исследования: «Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности».

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников.

Объект исследования - формирование эмоционально- ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

Предмет: исследования - педагогические: условия формирования- эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования; Формирование эмоционально-ценностного отношения; младших школьников -к изобразительной деятельности будет эффективнее,.если:. в; содержание художественного образования: включить, элементы национал ьнойхудожественнойкультуры; процесс обучения- изобразительной деятельности; на занятиях носит личностно-ориентированныи характер; на занятиях изобразительного: искусства осуществлять направленное развитие чувств, учитывая их особую роль в начальном обучении; в образовательном процессе используются методы, приёмы,и формы, эмоционально окрашивающие его: .

Задачи исследования:

1. Проанализировать философские, психолого-педагогические и методологические основы формирования эмоциональногценностного« отношения; к изобразительной,деятельности у младших школьников.

2. Изучить.состояние разработанности проблемы художественного образования» учащихся: начальных классов в практике;школ Чеченской республики:

3. Выявить и обосновать педагогические-, условия, обеспечивающие формирование эмоционально-ценностного; отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

4. Разработать, и экспериментально проверить эффективность методики формирования эмоционально-ценностного отношения: у младших школьников- к изобразительной деятельности^ с учётом специфики национально-художественной культуры региона.

Методологической базой исследования является аксиологический подход, раскрывающий систему ценностных ориентаций в процессе художеке художественной творческой деятельности учащихся начальных классов; идеи этнопедагогизации учебно-воспитательного'Процесса.

Теоретической основой исследования являются философские, психолого-педагогические (A.A. Бодалёв, JI.C. Выготский, И.В. Дубровина, A.B. Запорожец, C.JI, Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.А. Левин) подходы к проблеме ценности и ценностных ориентаций, положения теории личностно-ориентированного образования (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Д.М. Маллаев, ВГ.В. Сериков, И.С. Якиманская); дидактические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к художественной деятельности (О.Д. Кузьмина, И.Я. Лернер, С .И1. Маслов, В'.В. Николина) идеи использования потенциала народной художественной культуры в процессе обучения изобразительной деятельности (Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов, Т.Я. Шпикалова).

Методы исследования: теоретический анализ научной (философской, психолого-педагогической) и учебно-методической литературы; систематизация и, обобщение и сравнение собранного материала; опросные методы (анкетирование, беседы), наблюдение, экспертная оценка, педагогический эксперимент, анализ школьных программ, продуктов изобразительной' деятельности, статистическая обработка результатов экспериментального исследования.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2006-2007), констатирующе-поисковом, изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме; в рамках констатирующего эксперимента изучена практика формирования эмоционально-ценностного отношения у младших школьников к изобразительной деятельности; выявлена степень отражения эмоционально-ценностного компонента в действующих учебно- методических комплексах по изобразительному искусству для начальных классов; определены и обоснованы актуальность исследования, его цель, объект, предмет, задачи.

На втором этапе (2007-2010), опытно-экспериментальном, разрабатывалась программа исследования, проводился педагогический эксперимент; выявлены методические условия, влияющие на формирование эмоционально-ценностного отношения у младших школьников к изобразительной деятельности; анализ результатов эксперимента.

На третьем этапе (2010-2011), обобщающем, осуществлялось обобщение результатов, полученных в ходе проведения педагогического эксперимента, проводилось литературное оформление диссертации; формулировались основные выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Дополнено понимание сущности и содержания понятия эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

2. Выявлены показатели сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

3. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эмоционально-ценностных отношений младших школьников к изобразительной деятельности на основе чеченской народной культуры.

4. Определены уровни проявления эмоционально-ценностных отношений детей младшего школьного возраста к изобразительной деятельности, а также критерии их оценки.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Полученные материалы дополняют научно-методологические базы формирования эмоционально-ценностных отношений младших школьников к изобразительной деятельности.

2. Теоретически обоснованы комплекс занятий и технологии формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности в национальной школе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке факультативной программы «Искусство моего края», который может широко применяться в качестве эффективного средства формировании эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности. Внедрена программа спецкурса «Формирование эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности в начальной школе» для студентов факультета педагогики и методики начального обучения ЧГПИ, которая может быть использована педагогами других вузов в системе профессиональной подготовки будущего учителя.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием уровню современной педагогической науки и практики; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе; использованием комплексов и методик адекватных цели и задачам исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эмоционально-ценностное отношение к изобразительной деятельности как субъективную, устойчивую связь личности с освоением окружающей среды, самовыражение, самореализация культуросообразными средствами данной деятельности, осознания субъектом её социальной и личностной значимости.

2. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности: социокультурная среда с её национальными особенностями; личностно-ориентированный характер взаимодействия учителя и учащихся на занятиях изобразительной деятельностью; эмоциональная окрашенность процесса обучения изобразительной деятельности.

3. Экспериментально апробированная программа факультативного курса «Искусство моего края», усиливающая значимость воспитательного потенциала национальной художественной культуры в формировании эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

4. Школьный музей как важнейший фактор формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы автора на базе начальных классов общеобразовательных школ № 11, 33, 54 г. Грозного (2006 - 2011 гг.); материалы исследования использовались автором при разработке лекционных и практических занятий для студентов факультета педагогики и методики начального обучения ЧГПИ, программ спецкурсов, в докладах и выступлениях на научно-практических и методических конференциях (2007-2011). Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Чеченского государственного педагогического института. На основе материалов исследования изданы методические рекомендации, учебная программа, статьи, тезисы (2007-2011 гг.).

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объём работы составляет 168 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Юсупхаджиева, Татьяна Васильевна

Выводы по второй главе:

Целью опытно-экспериментальной работы явилось формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы был определен комплекс следующих педагогических условий:

1) включение элементов национальной художественной культуры в содержание художественного образования;

2) личностно-ориентированный характер процесса обучения изобразительной деятельности;

3) педагогическая поддержка и развитие чувств, в практике начального обучения;

4) применение методов и приёмов организации обучения эмоционально окрашивающих его.

Кроме' того, выявлены показатели сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к изобразительной деятельности:

1) уровень самостоятельности в изобразительной деятельности;

2) художественно-творческая активность и поиск средств художественного самовыражения;

3) проявление творчества в решении изобразительных задач;

4) интенсивность проявления интереса- к изобразительной деятельности.

Проведённая диагностика выраженности эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности показала недостаточный уровень его развития у испытуемых как контрольной, так и экспериментальной группы.

Реализация формирующего эксперимента показала эффективность педагогических условий в повышении творческих способностей; активизации мыслительной деятельности, расширении знаний в области народной художественной культуры и самое главное - в формировании эмоционально-ценностного отношения детей к изобразительной деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что такие педагогические условия, как целенаправленная работа педагога, организация эмоционально окрашенной, личностно-ориентированной среды, основанной на потенциале народного декоративно-прикладного, изобразительного, ремесленно-бытового искусства, способствуют формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование рассматривает проблему формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности посредством специально организованных педагогических условий.

Теоретический анализ научных трудов и опытно-экспериментальная работа подтвердили правомерность гипотезы и позволили прийти к следующему заключению:

1. Усвоение ценностей возможно только в результате их эмоционального признания. Характеристика эмоций как своеобразных оценок действительности, или точнее, получаемой информации о ней является общепризнанной точкой зрения философов, психологов, педагогов. Эмоции всегда сопряжены с ценностями, что обусловлено тем, что они чаще всего направлены на определённый объект и связаны с выражением отношения к нему. Исследование позволило нам определить эмоционально-ценностное отношение к изобразительной деятельности как субъективную избирательную связь личности с освоением окружающего мира, самореализацией, самовыражением культуросообразными средствами изобразительной деятельности, осознание ее социального и личностного значения.

2. Анализ состояния школьной практики формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности позволил сделать вывод, что решение проблемы сопряжено с рядом трудностей. Многие учителя отказываются от применения в этой области аксиологического подхода вследствие нежелания работать по-новому, непризнания важности и актуальности проблемы формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности или из-за отсутствия необходимых для этого знаний и опыта.

3. Исследование показало сензитивность младшего школьного возраста в формировании эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности ввиду ее актуальности в данный период и способности удовлетворять важнейшие потребности младших школьников: в творчестве, признании, успехе, игре, самовыражении, общении и др., а также благодаря близости мировосприятия, мироощущения детей данного возраста художественному. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа доказала, что начинать воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности целесообразно с воздействия на его эмоциональный компонент, что обусловлено возрастными особенностями младших школьников.

4. Условиями эффективности специально организованного педагогического процесса являются: личностно-ориентированное взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах занятий изобразительной деятельностью; применение приемов, методов и форм организации обучения, эмоционально окрашивающих его; обеспечение учащимся свободы художественно-творческого выбора решения учебной задачи на занятии.

5. Определены и разработаны критерии (показатели) выраженности у младших школьников изучаемого качества: позитивное эмоциональное реагирование на занятия изобразительной деятельностью; проявление художественно-творческой активности в ней; осознание ее личностно-социальной значимости. На основании данных критериев определены три уровня развития эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности (высокий, средний, низкий).

6. Исследование показало, что для высокого уровня характерны: позитивное эмоциональное реагирование на занятия изобразительной деятельностью, эмоциональная отзывчивость на тему, проблему, способность «входить, вживаться» в изображаемые ситуации; проявление высокой активности и самостоятельности в поиске и выборе средств художественной выразительности; работы интересны композиционно и живописно, выражают индивидуальность ребенка, его настроение, состояние, отношение к изображаемому; ученик охотно участвует в обсуждении творческих работ своих и одноклассников; активно использует полученные на занятиях художественные знания и умения в других сферах жизнедеятельности. Средний уровень характеризуется ситуативными проявлениями познавательного интереса, творческой активности и эмоциональных реакций на занятия изобразительной деятельностью, во многом определяясь «внешними» стимулами; работы не всегда выразительны, хотя в них присутствуют отдельные оригинальные образы и элементы изображения. Низкому уровню, согласно результатам исследования, соответствуют следующие характеристики: слабая интенсивность проявления позитивных эмоциональных реакций на процесс и результат деятельности; частая отвлекаемость, пассивность в выборе и поиске средств художественного выражения; изображение строится шаблонно, стереотипно; ученик не стремится обнародовать результаты своей изодеятель-ности, участвовать в обсуждении работ товарищей; редко применяет полученные знания и умения вне урока.

7. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в целях формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников необходима организация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися, которая придает субъект - субъектный характер их общению, способствует раскрепощению и наиболее полному проявлению и развитию внутреннего потенциала обеих сторон взаимодействия, придает личностную значимость процессу изобразительной деятельности учеников.

8. Сравнительный анализ проявления у учащихся экспериментальной и контрольной групп эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности позволил установить прямую зависимость эффективности процесса воспитания исследуемого феномена от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий. Действуя в совокупности, они образуют систему формирования эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников.

9. Экспериментально обоснован воспитательный потенциал национальной художественной культуры и эффективность разработанной программы факультативного курса «Искусство моего края» в формировании эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности.

Итак, исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности. Открытыми остались такие вопросы, как изучение роли семьи в формировании исследуемого качества, координация работы в данном направлении между школой и внешкольными учреждениями, подготовка учителей и студентов-педагогов к формированию эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности у учащихся и др.

Решение этих вопросов будет содействовать более глубокому познанию закономерностей и средств воспитания эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности у младших школьников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Юсупхаджиева, Татьяна Васильевна, 2011 год

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология и образ жизни личности. — М.: Наука, 1987. С. 19-44.

2. Авксентьев Т.С. Аксиологические проблемы философии / Философия культуры т. IV. -С-П: 1996. — 176 с.

3. Агарагимова В.К. Эстетическое воспитание детей 5-6 лет средствами народного искусства: На материале Республики Дагестан: дисс. . канд. пед. наук: Махачкала, 2005. 160 с.

4. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1983. -163 с.

5. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Просвещение, 1968.

6. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.-207 с.

7. Алироев И.Ю., Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. -Грозный, 1992.- С.45.

8. Амаева Т.Б. Чеченские малые фольклорные жанры. Дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1985. - 187 с.

9. Амонашвили Щ.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М.: Просвещение, 1994. - 286 с.

10. Амонашвили Ш.А. Личностно гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское изд - во, 1990. - 560с.

11. Амонашвили Ш.А. Педагогика.сотрудничества момент истины // Семья и школа. 1998 . - № 9.

12. Арсалиев Ш. М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы.- М., 1996. 131 с.

13. Арсалиев Ш. М-Х. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов : Дис. д-ра пед. наук- М., 1999-317 с.

14. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев. М.: Гелиос АРВ, 2007.-357 с.

15. Ашуров М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно-прикладного искусства. Автореф. канд. дисс. кандидат пед. наук. М. 1993. — 187с.

16. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. трудов. / Под ред. О.С. Газмана. М.: Изд - во АПН СССР, 1989. - 150с.

17. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству / на материале искусств народов Дагестана // Дисс. . докт. Пед. Наук. -М., 2002. -435с.

18. Байрамбеков М.М. Уроки народного искусства в начальной школе. Махачкала, 2000. - 208 с.

19. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.-238 с.

20. Баранова Г.А. Реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебнике (на материале предметов гуманитарного цикла): Автореф. дис. канд.пед.наук:т 13.00.01 / Г.А. Баранова.- М., 1998. -18с.

21. Батракова Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Учебное пособие.- Ярославль. ЯрГУ. 1982. 82с.

22. Бердяев Н. А. О назначении человека: Сборник. М.„ 1993. - 382 с.

23. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования//Педагогика. 1994. .№5. - С. 21-25.

24. Библер B.C. Школа диалога культур // Советская педагогика. -1988.11.

25. Блонский П.П. О национальном воспитании. — М. 1915. — 40 с.

26. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. - С. 35.

27. Бодалев A.A. О взаимосвязи общения и отношения. Вопросы психологии. 1994.-№1,- С. 122-127

28. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 352 с.

29. Болдырева Г.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к знаниям: Дисс. . канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1981. -158 с.

30. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997. -№ 4. — С. 11-17.

31. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно- ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. - №1. — С. 17-24.

32. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 2000. - С. 352.

33. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентирова-ного воспитания//Педагогика. 1995. №4. -С. 29-36.

34. Бормотова В. А. Педагогические условия формирования чувства доверия в семье у детей преддошкольного возраста: Дис. . канд. пед. наук: -Ростов н/Д, 2000-201 с.

35. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1990. 140с.

36. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд — во Моск. ун - та, 1968. - 213 с.

37. Василенк В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. - Л., 1966. - С. 41-49

38. Волков Г.Н Этнопедагогика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия.2000.- 176с.

39. Воронцов А.В, Педагогические условия приобщения учащхся к ценностям в процессе обучения в школе. — Дис. канд. пед. Наук: Самара, 2002.-228 с.

40. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации / Под ред. JI. И. Новиковой. М.: Педагогика, 1992. -134 с.

41. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания.- М.: Новая школа, 1994.-78с.

42. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991. - 93 с.

43. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

44. Выготский JI.C. Психология искусства. М; Наука, 1968. — 268 с.

45. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1960. - 402 с.

46. Выжлецов Г.П. Человек и духовно-культурные основы возрождения России / Г.П. Выжлецов. СПб.: Изд. СПГУ, 1996. - 288 с.

47. Гадаев В.Ю. Некоторые проблемы духовного становления современной чеченской молодежи. Грозный, 2007.- 724 с.

48. Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Со-цис. 1995.-№ 11 С. 21-25.

49. Гершунский Б.С, Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. -1992. № 5, 6. - С. 3-13

50. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Просвещение 1995. - 448 с.

51. Гизатуллина А. Г. Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников : Дис. . канд. пед. наук:- Омск, 2002. 191 с.

52. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников. СПб: Образование, 1996. -180 с.

53. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Из опыта работы: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1986. - 239 с.

54. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. 3 кн.: Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы.- М., 1973.- С. 44.

55. Демченко E.H. Преподавание изобразительного искусства и художественного труда в первом классе общеобразовательной школы. Благовещенск, БГПИ, 1994. - 25 с.

56. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.

57. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. - С. 67-76.

58. Дробницкий О.Г. Проблемы ценности и марксистская философия // Вопросы философии. 1996. № 7. - С. 38-75. с. 171

59. Ершова А.П. Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе //Начальная школа. 1990. № 7. - С. 18-20.

60. Журавлёва H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в Российском обществе: монография. М.: ИП РАН, 2006. 335 с.

61. Завгородняя Е. О мотивах художественного творчества школьников. // Искусство в школе. 1992. № 3 / 4. - С. 55-59.

62. Зайцев В.В. Использование ситуации свободного выбора // Начальная школа. 1990. № 5. - С. 22-25.

63. Запорожец A.B. Избранные психологические труды в 2-х томах / A.B. Запорожец. -М.: Педагогика, 1986. 320 с.

64. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986.

65. Зеленина Е.Л. Художественно дидактические игры и упражнения как средство активизации обучения изобразительному искусству в 4 - летней начальной школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1993. -16 с.

66. Зеленцова A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования: Автореф. дис. канд. пед. наук, 1996. -21с.

67. Зинченко A.B. Афеект и интеллект в образовании. М.: Триволга,1995.-С. 91.

68. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М. 1998. -188с.

69. Иваненков Н: С. Горные чеченцы.- Владикавказ, 1910. -С. 224.

70. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. -Киев, 1977.-252 с.

71. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. -2-е изд. перераб. и доп. -Минск: Народная Лсвета, 1992. 192с.

72. Ильин;E.H. Путь к ученику: раздумья учителя словесника: Кн. для учителя: Из опыта работы: - М. Просвещение," 1988. - 224 с.

73. Ильясов JI. Культура чеченского народа. — М., 2009. 264 с.

74. Искусство традиций и культура народов Дагестана в системе образования. Махачкала, 2006.

75. Каган М.С. Философская; теория, ценности;. СПб: Знание, 19971220с.78; Казакина M:F. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М.Г. Казакина. JI.: ЛГПИ, 1989. — 84 с.

76. Казакова T.F. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

77. Г. Каменная летопись страны вайнахов. М;, 1994. — 199 с. 82.Каптерев П.Ф. Дидактические: очерки / Хрестоматия по истории школы и педагогики в,России. М., 1974.,- С. 382-409.

78. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Антология педагогической мысли России во 2 пол. XIX-H.XX в. М.: Педагогика, 1990. - С. 232243.

79. Караковский В.А. Стать человеком // Общечеловеческие ценностиоснова целостного учебно воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993.- 80 с.

80. Кардашов В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 2000. - № 4.

81. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка. М:: Изд-во т-ваИ.Д. Сытина.- 1914. -215 с.

82. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

83. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика): Учебное пособие. Л.: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. -174' с.

84. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Дис.докт. пед. наук: 13.00:01 / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996. - 445с.

85. Кирюшин В';В. О принципах эмоционально образной педагогики // Игра. Творчество. Одарённость: Тезисы докладов V научно-практического семинара при НИИ АПНСССР. - М. 1992. - С. 99.

86. Ковалевская Л.П. Роль эмоций в формировании способностей к рисованию / Проблемы эстетического воспитания: Сб. науч. тр. М., 1970.

87. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Менемозина, 1995.- С. 160- 174.

88. Комарова Т.С. Изобразительное искусство в детском саду и школе — М., 1999.-152 с.

89. Комарова Т.С., Сакулина Н.П., и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1991. — 256 с.

90. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов н/ Д , 1997. - 80 с.

91. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество^ ребенка как явление художественной культуры: специфика, проблемы развития: Дисс. . канд. искусствоведения. СПб, 1995. — 168 с.

92. Крупник Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1992. -№ 4. - С. 102-110.

93. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1974. - 207 с.

94. Кузин B.C., Сиротин В. И. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа.- М.: Дрофа, 2000 — 224 с.

95. Кузнецова А.Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностного ориентированного подхода. - Хабаровск, 1996. — 34 с.

96. Кузьмина О.Д. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности. Дисс. . канд. пед. наук. Ком-сомольск-на Амуре, 2002. — 208 с.

97. Кулаев К.В. Проблемы эстетического воспитания в педагогических трудах A.B. Бакушинского; Дисс. . канд. пед. наук. М., 1975. - 226 с.

98. Куликова, JI.H. Общение как фактор взаимосвязанного развития личности школьника и детского сообщества // Личность в воспитательной системе учебного заведения. Хабаровск: Изд - во ХГПУ, 1993. - С. 44-47.

99. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997.-315 с.

100. Кулышна Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы: Дис. . канд. пед. наук Ростов н /Д, 1997. — 201 с.

101. Курганов С.Ю. Учебный диалог в начальных классах // Нач. школа. 1989.-№ 12.-С. 78.

102. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. - 301с.

103. Лернер, И .Я. Дидактическая система методов обучения. — М.: Знание, 1976.-64с.

104. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974.236с.

105. Локтева О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусств младшими школьниками: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1999.-16 с.

106. Люблинская A.A. Детская психология (Учебное пособие для студентов пед. ин-тов). -М.: Просвещение, 1971. —415 с.

107. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений // Международный журнал экспериментального образования. № 11, 2010. — С.115 118.

108. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие развития ценностного отношения к миру. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. № 1. — Махачкала, 2011.

109. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. — Махачкала, 2005. 340с.

110. Магомедова A.M. Золотые правила народной педагогики Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2010. — 224с.

111. Макаренко А. С. Работа воспитателей // Соч.: в 7 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957-1958. Т. 5. - С. 88-97.

112. Маллаев Д.М. Игра как средство социализации личности младшего школьника //Под ред. Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой. / Современная наука: проблемы и перспективы. — Махачкала, 2002. — №2.- С.27—28.

113. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Поиск истины Дагестан. 2003, № 9-10.-С. 46-50.

114. Мамаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. 346 с.

115. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образования младших школьников / С.И. Маслов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999. -89с.

116. Межидов Д.Д. Мудрость обычая. Грозный, 1989. 173 с.

117. Мелик-Пашаев A.A. Ради чего и как учить искусству? //Советская педагогика. 1986. № 11. - С. 127-130.

118. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии, 1989. № 5.

119. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Педагогика, 1987. -144 с.

120. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в художественное творчество: Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. 1996. -№ 2. С. 9-18.

121. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. — Махачкала, Да-гучпедизд, 1992. 196 с.

122. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2009.- 172 с.

123. Мойнова М.М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников в изобразительной деятельности: Дисс. . канд. пед наук. -М., 1993.-172 с.

124. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. -160 с.

125. Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.; Педагогика, 1981. - 240 с.

126. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. Просвещение, 1995.356 с.

127. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под. ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд-во Российское педагогическое общество, 2000. — 256 с.

128. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.: Искусство, 1983. — 343 с.

129. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л.: Художник, 1980.-266 с.

130. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1986.255 с.

131. Неменский Б.М. Преподавать искусство как художественное творчество. // Сов. педагогика. 1986. -№8.- С. 38.

132. Неменский Б.М., Фомина H.H. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 1991. -192 с.

133. Неретина Л.В. Музей как воспитательный и научно- познавательный центр в области этнохудожественного образования. // Сборник статей Международной научной практико-ориентированной конференции. / Под. ред. Д.М. Маллаева и др.- М., 2010. С. 151-154.

134. Нечаева, О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно эстетической интеграции различных видов искусств: Дисс. .канд. пед. наук. — М., 1998. - 202 с.

135. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. -М., 1997.-215 с.

136. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. - 229 с.

137. Николина В.В. Эмоционально-ценностные отношение учащихся к окружающей среде / В.В. Николина. Н. Новгород: ВВАГС, 1996. - 56с.

138. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М, 2004. - 67 с.

139. Оценка, отметка, критерии успешности в педагогике искусства: Круглый стол // Искусство в школе. -1994. № 4. - С. 12.

140. Ошаев Х.Д. Мотивы дружбы народов в чечено-ингушских исторических песнях. Орджоникидзе, 1960. - 214 с.

141. Павлова С.А. Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности: Дисс. . канд. пед.наук. -М., 2000.-220 с.

142. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигмы субъективности. Ростов н / Д, 1996. - 512 с.

143. Привалов A.B. Некоторые проблемы педагогической оценки детского изобразительного творчества. // Искусство в школе. 1994. №4. - С.19.

144. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. B.C. Кузин, В. И. Сиротин. М.: Дрофа, 1999.224 с.

145. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой активности школьников. — Махачкала, 2004. 78 с.

146. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала, 1999. — 42 с.

147. Рамазанова Э.А. Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан): Дис. . канд. пед. наук: Махачкала, 2002 201 с.

148. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.- 154 с.

149. Рувинский Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности. //Сов-, педагогика. 1974. -№5. С. 20-35.

150. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы / A.A. Ручка. Киев: Наукова думка, 1976. - 152 с.

151. Савельева О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1996. - 293 с.

152. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты. -Волгоград: Учитель, 2009. 74с.

153. Серегина О.Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к физической культуре: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тула, 1999. - 18 с.

154. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.-360 с. 223.

155. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование — поиск новой парадигмы: монография. М., 1998. - 289 с.

156. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И.

157. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин // Педагогика. 2001. №1. — С. 63-66.

158. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности / Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. - 384с.

159. Собкин B.C., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. -1989. №1. С. 24 — 26.

160. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008. 368 с.

161. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие. М.:Академия, 2006. -364 с.

162. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности. Автореф. дис. докт. пед. наук,- М., 1994. 46 с.

163. Солдатенков А.Д. Поликультурное образование в многонациональной школе основа диалога культур и стабилизации общества. Психолого-педагогический сборник. Выпуск I. М.,. 2000,- С. 33.

164. Соловьёв, B.C. Философия искусства и литературная критика. М:, 1991.-701 с.

165. Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социальные и гуманитарные знания на фоне меняющегося образа человека. 2002. №6. - С. 48-64

166. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина / Л.Н. Столович. М.: Знание, 1994.-462с.

167. Студенецкая Е. Н. Одежда чеченцев и ингушей в XIX XX вв. // Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1985.-С. 59-61.

168. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1972. - 243 с.

169. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. // Избр. пед. соч.: В 3-х томах. Т.1.-М.Д979.

170. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М.; Л., 1947. - Вып.11. - С.7-26.

171. Тимофеева Н.В. Сотрудничество учителя и детей как фактор формирования у младших школьников интереса к народному искусству. Дисс., к-та пед. наук. Хабаровск, 1998.

172. Толстой Л.Н. Общественная деятельность на поприще народного образования /Антология гуманной педагогики. М.; Изд.дом Ш. Амонашви-ли, 1996.

173. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 156 с.

174. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Академия, 1998. 304 с.

175. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. Т. 5. М., Просвещение, 1990. - 528 с.

176. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Образование и общество. №2155. Март-апрель 2009, С.79-83.

177. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины. Сергиев Посад, 1914.-839 с.

178. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М., 1990. 166 с.

179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998. - 672 с.

180. Харчева В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности: Автореф. дис.д-ра философ, наук. М., 1983. -46 с.

181. Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции.-М., 2007.-415 с.

182. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. - 170 с.

183. Чеченцы: история и современность. Составление и общая редакция Ю.А. Айдаева. М., 1996. 352 с.

184. Шаповалов B.K. Этнокультурная направленность российского образования: Авт. дисс. докт. пед. наук. М., 1997. - 36 с.

185. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Просвещение» 1987. - 170 с.

186. Шацкий С.Т. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Педагогика, 1962-1965.-Т.-3, С. 145.

187. Шмит Ф. И. О психологии рисования. Харьков, 1919.-196 с.

188. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.Н., Ершова JI.B. Концепция этнокультурного образования в РФ. Шуя, 2006.

189. Шпикалова Т.Я., Димова И.Г. Народное искусство и школа. / Сов. педагогика. -1989. № 7.

190. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М., 2000. - 272 с.

191. Щепкина Н.К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к образованию на основе применения естественнонаучных знаний в общественно-полезной работе: Автореф. канд. дисс. М., 1988. -18 с.

192. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение 1986. — С. 186.

193. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников: Дисс. . д-ра пед.наук. М., 1984. - 378 с.

194. Юсупхаджиева Т.В. Развитие эмоциональной сферы детей 5-7 лет средствами изобразительной деятельности // Известия Южного федерального университета Ростов-на-Д.: ЮФУ, 2010 - С. 84- 90 (журнал входит в перечень реферируемых ВАК).

195. Юсупхаджиева Т.В. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие развития ценностного отношения к миру (в соавт. с

196. Магомеддибировой З.А.). — Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. № 1. — Махачкала, 2011.- С. 58-61. (журнал входит в перечень реферируемых ВАК).

197. Юсупхаджиева Т.В. Технологии развития эмоциональной сферы средствами народной педагогики // II Международная научно-практическая конференция: Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика. М.: Изд. «Гном и Д» 2009. - С. 438 - 440.

198. Юсупхаджиева Т.В. Влияние изобразительной деятельности на эмоциональную сферу детей 5-7 лет. // II Международная научно-практическая конференция: Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика. М.: Изд. «Гном и Д» - С. 440 - 444.

199. Юсупхаджиева Т.В. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений // Международный журналIэкспериментального образования. 2010. № 11- С.115 - 118. (в соавт. с Магомеддибировой З.А.)

200. Юсупхаджиева Т.В. Формирование умений и логического мышления при самостоятельной работе с книгой // Материалы I региональной научно-методической конференции. Грозный: ЧГУ, 2007. - С. 158 - 161.

201. Юсупхаджиева Т.В. Развитие эмоциональной сферы детей 5-7 летнего возраста средствами изобразительного искусства // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (17 — 19 октября 2007г.). Махачкала 2007. С. 206 - 209.

202. Юсупхаджиева Т.В. Особенности развития художественного восприятия детей 5-7 лет средствами изобразительного искусства. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (17 — 19 октября 2007г.). Махачкала 2007. - С. 209 - 214.

203. Юсупхаджиева Т.В. Использование изобразительной деятельности дошкольника в подготовке к обучению в школе // Научное обозрение, выпуск 41.- Махачкала 2008, С. 22 26.

204. Юсупхаджиева Т.В. Воспитательный потенциал изобразительной деятельности в развитии эмоциональной сферы // Научное обозрение, выпуск 32. Махачкала 2009, С. 35 - 38.

205. Юсупхаджиева Т.В. Развитие эмоционально-ценностных отношений у младших школьников средствами изобразительной деятельности. Методическое пособие. Грозный, 2010. - 22 с.

206. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая аксиология как часть педагогической инноватики //Новые исследования в педагогических науках. — М., 1990.-№2.- С. 3-6.

207. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: МГУ, 1996. - 96 с.

208. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1989. - №6. - С. 17-23.

209. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии, 1994. -№2. С. 64-77.

210. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.

211. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс. . д-ра психол. Наук. Новосибирск, 2000. - 41 с.

212. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 98с.

213. Ященко Е. Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентации у учащихся: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1996.-21 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.