Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Токарева, Наталия Алексеевна

  • Токарева, Наталия Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 149
Токарева, Наталия Алексеевна. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Ставрополь. 2009. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Токарева, Наталия Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности. 15

1.1. Исследование феномена творчества в трудах отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. 15

1.2. Творческий характер педагогической деятельности и ее компонентный состав. 30

1.3. Анализ практики формирования готовности педагогов к твор-ческой педагогической деятельности. 50

Выводы. 63

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности. 66

2.1. Творческая направленность субъекта педагогической деятельности и психолого-педагогические условия ее формирования. 66

2.2. Методика формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности: формирующий эксперимент. 79

2.3. Динамика сформированности готовности будущего педагога. 106

Выводы. 122

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности»

Актуальность исследования. В совершенствовании образовательной практики особая роль отводится педагогу, от деятельности которого зависит эффективность проводимых в стране реформ, что обуславливает необходимость качественного изменения подготовки будущих специалистов в области образования. Сегодня общество ощущает потребность в педагогах, способных обеспечивать высокие учебно-воспитательные результаты. Такая задача может быть решена лишь в случае сформированной готовности к творческой деятельности как можно большего числа выпускников вузов.

Как показывает анализ выполненных к настоящему времени исследований, лишь незначительная часть педагогов общеобразовательных и иных учебных заведений готова к творчеству в профессиональной деятельности. Неумение же большинства педагогов осуществлять творческую деятельность, как правило, связано с тем, что вузы по-прежнему готовят педагога-предметника или «исполнителя».

К настоящему времени выполнен ряд исследований, в которых рассмотрены различные подходы к модернизации процесса подготовки будущих учителей. Так, в работах Н.В.Александрова, Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, Н.Д.Левитова, Ф.Г.Паначи-на, В.А.Сластенина, Т.И.Шамовой, А.И.Щербакова и др. рассмотрены общие вопросы педагогического образования. Профессиографический анализ педагогической деятельности выполнен в исследованиях О.А.Абдуллиной, Е.И.Антиповой, Ю.К.Васильева, Э.А.Гришина, К.М.Дурай-Новаковой, В.А.Крутецкого, М.М.Левиной, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, В.Д.Шадрикова и др. В некоторых исследованиях внимание сосредоточено на изучении при-роды творческого мышления педагога (И.А.Герасимова, Л.Д.Ивлева, Т.А.Казаринова, Л.И.Ломакина, Л.М.Лузина, Я.А.Пономарев, И.В.Смирнов, С.И.Тарасова, Г.Д.Чистякова, И.С.Якиманская, Е.Л.Яковлева и др.). В работах Г.А.Бордовского, В.И.ГоровоЙ, И.Ф.Исаева, В.В.

Серикова, Н.М. Борытко, Н.Д.Никандрова, А.М.Новикова, JX С. По дымовой, В.А.Сластенина, А.М.Столяренко, Е.Н.Шиянова и др. рассмотрены вопросы непрерывности педагогического образования, его гуманизации и культурации.

Многие исследователи (Е.Н.Глубокова, В.И.Горовая, И.А. Романовская, В.М.Данильченко, Н.А.Коваленко, Т.Е.Климова, А.Ю.Козырева, Л.Д.Лебедева, З.С.Левчук, Н.Ю.Посталюк, Л.О.Романова, Н.Г.Руденко и др.) указывают в своих работах на острую потребность школы в педагоге-исследователе, педагоге-новаторе, готовом к тем принципиальным .изменениям, которые происходят в современном образовании.

В психологии и педагогике (Л.С.Выготский, С.О.Грузенбург, К.Дункер, В.Н.Дружинин, И.П.Калошина, Н.С.Лейтес, В.И.Нечаев, Р.М.Персианов, Я.А. Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, Б.М.Теплов, Е.Торранс, В.А.Яковлев и др.) разработаны базовые понятия, связанные с творчеством, описаны виды и процессуальные черты творческой деятельности, изучены отдельные механизмы ее осуществления. Отдельные работы касаются творческого характера педагогического труда (Ю.П.Азаров, П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, Н.Д.Ни-кандров, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогов, М.М.Поташник, К.Д.Ушинский и др.).

Несмотря на разнообразие теоретического освещения в литературе вопросов педагогического творчества и накопленный опыт их практического решения, сложившиеся в науке и образовании тенденции высветили новые грани проблемы педагогического творчества и, тем самым, актуализировали проблему формирования готовности к творчеству будущих педагогов. Так, до конца еще не разработаны сущностные особенности, структура и технологии изучения профессионально-педагогического творчества. Требуют дальнейшего осмысления вопросы развития творческого мышления педагога и его профессионализма. Особого внимания заслуживает такой аспект проблемы, как рефлексия в профессиональном педагогическом творчестве. Наконец, необходима разработка моделей организации учебного процесса в современном вузе как инструмента формирования готовности будущего специалиста-педагога к творчеству в профессиональной деятельности.

Кроме того, анализ практики, связанной с подготовкой специалистов-педагогов в системе университетского образования, свидетельствует о наличии сложившихся в ней противоречий между:

- новыми требованиями социума и практикой подготовки педагогов к творческой деятельности, реальным уровнем ее осуществления в педагогической практике;

- возможностями высшей школы формировать готовность студента к активной творческой деятельности и недостаточным вниманием к этой проблеме в условиях учебно-воспитательного процесса вуза;

- существующей теоретической базой рассмотрения проблемы творчества, сложившейся в психологии и педагогике, и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических условий формирования готовности студентов к творчеству в педагогической деятельности.

Названные противоречия послужили основанием для выбора темы исследования, определили его актуальность и проблему, состоящую в недостаточной разработке совокупности психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов к творчеству в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических условий формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности.

Объект исследования: процесс подготовки педагога в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к творчеству в педагогической деятельности.

В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности будет эффективным по сравнению с массовой практикой, если:

- определены доминантные характеристики психолого-педагогической деятельности как творческого процесса;

- теоретически обоснованы личностные качества специалиста-педагога, обеспечивающие готовность к творчеству в профессиональной деятельности: интеллектуальные, мотивационные, эмоционально-волевые, профессионально-ценностные;

- выявлена и реализуется совокупность психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности к творчеству в профессиональной деятельности;

- разработаны модель и методика формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности в условиях задачной и проблемной форм организации учебного процесса в вузе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятия готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности.

2. Выявить и теоретически обосновать личностные качества будущего педагога, предопределяющие его готовность к творчеству в профессиональной деятельности.

3. Определить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности студента к творчеству в профессиональной деятельности.

4. Разработать модель и методику формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования явились: системный подход к анализу явлений и процессов; общая теория познания; научные представления о деятельности как особой объективной реальности; принципы развития, детерминизма, системности, единства сознания и деятельности; взаимосвязи Теории и практики; теория деятельностного подхода к познанию и преобразованию педагогической действительности и др.

Теоретическую основу исследования составили: концепции философов (Н.А.Бердяев, М.М.Бахтин, М.Бубер, Э.В.Ильенков, Н.О.Лосский, М.К.Мамар-дашвили, Э.Нойманн, П.Ф.Флоренский, П.Д.Юркевич и др.) о месте и роли творчества в жизнедеятельности личности; концепции творчества, представленные в трудах отечественных психологов (Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, М.ГЛрошевский и др.); теория личности как субъекта деятельности, сформулированная в работах К.А.Абульхановой-Славс-кой, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л.Рубинштейна и др.; теория профессиональной деятельности (М.С.Каган, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, А.В.Петровский, В.А.Сластенин и др.); теория учебной деятельности (Б.Г.Ананьев, ПЛ.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер и др.); теория развивающего обучения (С.И.Архангельский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.А.Крутецкий, М.М.Матюшкин и др.); концепция многоуровневого педагогического образования (Г.А.Бордовс-кий, В.И.Горовая, В.А.Козырев, А.П.Тряпицына, В.С.Ямпольский и др.); концепция становления и развития профессионализма личности (А.П.Беляева,

A.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, Н.В.Кузьмина, Г.И.Хозяинов, П.Г.Щедровицкий и др.); концепции личностно ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская,

B.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.); концепции проектирования педагогических систем и процессов (Ю.К.Бабанский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, В.В.Краевкий, В.С.Леднев, ИЛ.Лернер, В.А.Сластенин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, педагогическое моделирование, идеализация, конкретизация, обобщение передового педагогического опыта; опросно-диагностические (анкетирование, беседа, тестирование, экспертное оценивание); обсервационные (косвенное и включенное наблюдение);, праксиметрические (анализ продуктов деятельности студентов); экспериментальные (констатирующий, формирующий и итоговый педагогический эксперимент); методы статистического анализа, адаптированные к задачам исследования.

Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Ставропольского государственного университета (медико-биолого-химический факультет). Эмпирическую базу исследования составили материалы анкетирования и тестирования 400 студентов 4-5 курсов специалитета и 1-2 курсов магистратуры, 70 учителей общеобразовательных школ г. Ставрополя; личный опыт работы соискателя в качестве преподавателя кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета.

Личное участие соискателя в получении результатов исследованиия состоит: в разработке учебных программ по дисциплинам психолого-педагогического цикла; в теоретической и практической разработке модели организации учебного процесса, ориентированного на формирование готовности студентов к творчеству в профессиональной деятельности; в организации и непосредственном участии в опытно-экспериментальной работе и анализе ее результатов; во внедрении авторских методик.

Этапы исследования:

- подготовительно-поисковый (2005-2006 гг.) — осмысление проблемы исследования, разработка его методологических и теоретических основ; комплексное изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы; анализ и оценка современного состояния исследуемой проблемы; определение цели и задач исследования; формулирование гипотезы исследования; разработка методики экспериментальной части исследования;

- опытно-экспериментальный (2006-2008гг.) — проведение констатирующего эксперимента; апробация исходных теоретических положений; проведение формирующего эксперимента в двух повторностях; анализ результатов опытно-экспериментальной работы; материалов исследования;

- обобщающий (2009г.) - интерпретация полученных в опытно-экспериментальной работе данных; систематизация и обобщение результатов исследования; завершение оформления рукописи диссертации, материалов исследования.

Научная новизна исследования: состоит в том, что в нем выделены основные причины недостаточной готовности студентов к педагогическому творчеству (ориентационно-мотивационные, организационно-технологические, когнитивно-методологические, социально-групповые) и предпосылки их устранения (знание и понимание объективных характеристик творческого труда педагога, осознание цели и задач творческой педагогической деятельности, овладение деятельностно-ролевыми характеристиками творческого труда педагога, развитие творческих способностей); обоснованы личностные качества (И-интеллектуальные, мотивационные, эмоционально-волевые, профессионально-ценностные), предопределяющие готовность будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности; определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов к творчеству в педагогической деятельности (организация обучения на основе личностно-деятель-ностного и индивидуально-дифференцированного подходов; введение в содержание педагогического образования инвариантного и вариативного компонентов, включающих в себя необходимый и достаточный объем знаний для осуществления творческой деятельности; учет личностного потенциала студентов в освоении знаний и способов творческой деятельности; использование технологий активного обучения, ориентированных на развитие творческой направленности будущих педагогов; организация разноуровневых видов самостоятельных работ студентов); определены и охарактеризованы уровни сформированное™ у будущих специалистов готовности к творчеству в педагогической деятельности (теоретический, теоретико-практический, творческо-продук-тивный, новаторский); разработана модель формирования готовности студентов к творчеству в профессиональной деятельности, осуществляемая через последовательность этапов: 1) ориентаг^ионный (побуждения к творчеству); 2) инновационный (освоение понятийных систем, раскрывающих различные аспекты творческой личности и профессиональной компетентности педагога-творца, включение в решение творческих педагогических задач, связанных с различными формами и видами реальной профессиональной деятельности); 3) прогностический (экспертная оценка и самооценка готовности к творчеству в разнообразных видах педагогического труда).

Теоретическая значимость исследования:

- с современных научных позиций уточнены сущностные характеристики понятий «готовность к творчеству в педагогической деятельности», «творческая деятельность», «творческий процесс», «педагогическая деятельность как творческий процесс»;

- расширена теоретическое представление о личностных качествах будущего педагога, обеспечивающих его готовность к творчеству в профессиональной деятельности;

- теоретически обоснован комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих формировать готовность к творчеству в профессиональной деятельности студента в учебном процессе вуза через освоение инвариантного и вариативного компонентов содержания психолого-педагогических дисциплин, активные формы и методы обучения, обеспечивающие развитие продуктивного мышления студентов и реализацию поэтапной методики развития творческих умений и навыков обучающихся;

- разработана принципиально новая модель педагогического процесса, обеспечивающего формирование готовности выпускников вуза к творчеству в профессиональной деятельности, и критерии оценки этой готовности.

Практическая ценность исследования определяется тем, что предложенная методика организации учебного процесса выступает инструментом формирования готовности студентов к творчеству в профессиональной деятельности и может использоваться в практике работы разных типов учреждений, осуществляющих подготовку будущих педагогов. В рамках исследования разработаны учебно-методические материалы (программы учебных дисциплин

Введение в педагогическую деятельность»; «Психология педагогического творчества»; «Организация и методы психолого-педагогического исследования»), практикум «Педагогическая техника и педагогическое мастерство», позволяющие существенно улучшить процесс формирования у будущего педагога готовности к творчеству в профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались непротиворечивостью исходных методологических и теоретических позиций, всесторонним анализом проблемы, использованием комплекса общенаучных и специальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследовательского поиска, достаточной длительностью и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Педагогическая деятельность есть процесс решения множества задач, специфической особенностью которых является то, что их решение никогда не лежит на поверхности. Оно требует напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Решение педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации, но даже если алгоритм существует, применение его разными педагогами, как правило, приводит к различным результатам. Это объясняется тем, что в поиск решений педагогических задач, помимо стандартных действий, включаются и оригинальные - творческие, обусловленные как индивидуальными особенностями педагогов, так и учащихся. Отсюда следует, что педагогическая деятельность всегда носит творческий характер, если субъектом ее выступает педагог как творческая личность. Данное положение выдвигает проблему формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности. В исследовании под готовностью к творчеству в профессиональной деятельности понимается способность субъекта деятельности не только применять на практике известные способы решения педагогических задач, но и способность к самостоятельной постановке новых и способу их решения.

Исключительную роль в формировании готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности играет образовательная Среда, которая должна быть не только благоприятной для развития творческости субъекта учения, но и подкреплять креативность поведения, предоставлять образцы творчества, развивать потребность к творческому труду.

2. Личностными качествами, способствующими формированию готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности, являются: мо-тивационные (близкие и дальние, личные и общественные мотивы); интеллектуальные (знание о сущности и компонентном составе творческой деятельности); эмоционально-волевые (чувства, потребности, желание и др.); профессионально-ценностные (ценности - цели, ценности - содержание, ценности - методы, ценности - средства).

Особую роль в формировании готовности студентов к творчеству в педагогической деятельности играет направленность творческих задач и способов их решения. Учитывая основные сферы педагогической деятельности, следует выделять три взаимосвязанных вида направленности личности педагога - социально-нравственную (мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения и идеалы), истинно-педагогическую (интерес к профессии, педагогические склонности и намерения) и познавательную (потребность в исследовательской деятельности, рефлексии, самораскрытии и самореализации). Творческая направленность педагога имеет содержательные (полнота и уровень) и динамические (интенсивность, длительность и устойчивость) характеристики. Одним из принципиальных направлений развития творческой направленности будущего педагога является развитие потребности к творчеству через обогащение мотивов, профессионально значимых ценностей, личностных смыслов и способностей.

3. Психолого - педагогическими условиями, способствующими формированию готовности студента к творчеству в профессиональной деятельности выступают: 1) организация обучения на основе личностно-деятельностного и индивидуально-дифференцированного подходов; 2) введение в содержание педагогического образования инвариантного и вариативного компонентов, включающих в себя необходимый и достаточный объем знаний для осуществления творческой деятельности; 3) учет личностного потенциала студентов в освоении знаний и способов творческой деятельности; 4) использование технологий активного обучения, ориентированных на развитие творческой направленности будущих педагогов; 5) организация разноуровневых видов самостоятельных работ студентов. Названные условия составили основу разработанной авторской модели формирования готовности студентов — будущих педагогов к творчеству в профессиональной деятельности. Предложенная в работе модель включает в себя следующие компоненты: мотивационно - целевой (создание психологических условий, влияющих на процесс формирования готовности студентов к творчеству в педагогической деятельности); достижение стимулирующе-мотивационных целей, связанных с овладением студентами знаниями и умениями в области творчества; интеллектуально — содержательные (ознакомление с теоретической основой организации и планирования учебного процесса, формирование теоретической основы творческой деятельности); организационно — деятельностный (выбор форм, методов и средств подготовки студентов к творчеству в профессиональной деятельности); рефлексивно — оценочный (выявление уровней выраженности готовности студентов к творчеству в профессиональной деятельности).

4. Логика процесса формирования готовности студентов к творчеству в профессиональной деятельности включает следующие этапы: 1) ориентагрюнный (побуждение к творчеству); 2) инновационный (освоение понятийных систем, раскрывающих различные аспекты творческой личности и профессиональной компетентности педагога-творца, включение в решение творческих педагогических задач, связанных с различными формами и видами реальной профессиональной деятельности); 3) прогностический (экспертная оценка и самооценка готовности к творчеству в разнообразных видах педагогического труда).

Апробация результатов исследования осуществлялась путем участия в научно-практических конференциях: «Научно-методическое сопровождение качества образовательного процесса в учреждениях профессионального образования» (Лермонтов, 2006); «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2006, 2007, 2008); «Качество образования. Система непрерывного педагогического образования» (Ростов-на-Дону, 2006), публикации материалов в различных научных, научно-методических изданиях (основные положения исследования опубликованы в 10 работах автора, в том числе научных статьях, две из которых опубликованы в изданиях, включённых в список ВАК РФ). Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и психологии высшей шкрлы и педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе профессиональной деятельности автора в общеобразовательных учреждениях г. Кисловодска. Опытно-экспериментальные материалы (программы курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Психология педагогического творчества», «Организация и методы научно-педагогического исследования», «Педагогическая техника и педагогическое мастерство», планы учебных занятий, комплекс упражнений по самовоспитанию, модель готовности студента к творческой деятельности и др.) внедрены в практику работы Ставропольского государственного университета и Московского государственного социального университета (филиала в г. Кисловодске).

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 196 наименований. Общий объем рукописи 148 страниц, в том числе 15 таблиц и 21 рисунок.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Токарева, Наталия Алексеевна

ВЫВОДЫ

1. В ходе исследования установлено, что профессиональнопедагогическое творчество опосредовано проблемной ситуацией, общими чертами которой можно считать: 1) существование объективной необходимости, острой целенаправленной профессиональной потребности и возможности в решении проблемных задач; 2) наличие противоречия между фактами и отражающими их теориями; между фактами и наличными профессиональными способностями педагога и его опытом; 3) отсутствие известных принципов, способов, приемов и средств решения проблемных задач или их неприменимость в силу тех или иных обстоятельств.

Из сказанного следует, что проблемная ситуация характеризуется определенными противоречиями, которые невозможно разрешить имеющимися принципами, способами, приемами и средствами.

Для субъекта творческого педагогического процесса проблемная ситуация предстает как «цепочка зависимости» в системе субъект - объектных или субъект - субъектных отношений. В реальной практике она представляет собой противоречия: между новыми профессиональными задачами, которые возникают на определенных этапах развития общества, и невозможностью их решения старыми принципами, способами, приемами и средствами; между возрастающими требованиями, предъявляемыми к профессиональной педагогической деятельности, и методами ее осуществления, которые сложились ранее; между имеющимся опытом решения проблемных задач и невозможностью его применения в силу ограниченности сроков, поскольку объективные условия требуют решения некоторых проблемных задач в более короткие сроки; между имеющимся опытом решения проблемных задач и возможностью наиболее нестандартно их решать и др.

Между тем, как свидетельствует опыт, проблемная ситуация может существовать, а педагогическое творчество не осуществляться. Следовательно, наличие проблемной ситуации в профессиональной деятельности педагога лишь предполагает творчество.

2. Главным, сущностным признаком профессиональной деятельности педагога следует признать направленность, на поиск творческих задач и способов их решения. Направленность выступает как совокупность устойчивых мотивов и жизненных целей личности, складывающихся на основе потребностей и мировоззрения, которые проявляются в деятельности. В структуру направленности личности входят устойчивые мотивы, жизненные цели и др. Они взаимосвязаны, а сама направленность выражает в единстве всю личность, которая проявляется во взаимодействии с другими людьми. Профессиональная направленность личности проявляется в ее отношении к профессиональной деятельности. Она обусловлена условиями развития общества, особенностями профессиональной деятельности, реальным социальным взаимодействием и тем, как это психическое свойство формируется у будущего специалиста на этапах профессиональной подготовки.

Учитывая основные сферы педагогической деятельности, мы выделяем три взаимосвязанных вида направленности личности педагога - социально-нравственную, истинно-педагогическую (термин Н.В. Кузьминой) и познавательную.

3. В профессионально-творческой направленности можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К одной из них следует отнести полноту и уровень творческой направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Под полнотой профессионально-творческой направленности мы понимаем круг (разнообразие) потребностей и мотивов предпочтения профессии. Как свидетельствует опыт, избирательное отношение к профессии чаще всго начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания деятельности, или процессом деятельности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. Поэтому одно из принципиальных направлений развития профессионально-творческой направленности будущего педагога состоит в обогащении мотивов: от отдельного мотива до все более распространенной системы мотивов. При этом следует иметь в виду, что мотивы, лежащие в основе профессионально-творческой направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией.

4. В процессе развития профессиональной направленности студент проходит ряд ступеней: 1) внешнее принятие решения освоить педагогическую профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический или ситуативный интерес, предметную установку, некоторые умения и навыки; 2) формирование фиксированной установки на профессию и более устойчивые интересы; 3) осознание установки на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; 4) увлечение педагогической профессией.

5. Профессионально-психологическая готовность к творческой деятельности формируется на основе мобилизации воли, внимания, идеаторных процессов. В нашем понимании профессиональная готовность - это способность субъекта деятельности выполнять свои функциональные обязанности в определенных проблемных ситуациях.

Можно говорить о трехчленной структуре готовности, имея в виду три компонента: 1) физиологический - готовность подразумевает оптимальное состояние всех основных физиологических функций организма. Особая роль в этой связи принадлежит нервной системе; 2) профессиональный — человек может грамотно действовать, только имея совокупность специальных знаний, умений, навыков и опыта. Это возможно исключительно в результате профессионального обучения; 3) личностный — сюда относятся все особенности психологических процессов, состояний и явлений на сознательном уровне. Именно этот уровень придает направленность и целесообразность готовности и всему последующему поведению личности.

Все три компонента существуют в единой структуре готовности и характеризуют различные уровни организации поведения. На каждом из них существуют индивидуальные особенности, с учетом которых строится целостная структура готовности.

6. Профессионально-педагогическое творчество представляет собой не только акты деятельности, но и целостный процесс, развивающийся во времени. По этой причине и логика развития готовности студентов к профессиональному творчеству предполагает несколько этапов. Лучше всего это можно рассмотреть на примере проблемного подхода к подготовке студентов к творчеству в профессиональной педагогической деятельности, который включает в себя: 1) профессионально-избирательное узнавание, осмысление и осознание проблем (проблемной ситуации); 2) выделение главной проблемы и отделение ее от второстепенной; 3) поиск подходов к решению проблемы; 4) разработка идеальной модели реализации выбранной стратегии решения проблемы; 5) обоснование принятой идеальной модели; 6) решение проблемы через реализацию творческой идеи на практике

7. Дидактическая конструкция по формированию готовности студентов к творчеству в профессиональной педагогической деятельности должна учитывать следующие условия:

- проектирование процесса обучения будущих педагогов как системы, в основе которой лежат деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы; оптимальное сочетание инвариантной и вариативной частей образовательно-профессиональной программы, а также выявление достаточных и необходимых объемов знаний для осуществления творческой деятельности будущих педагогов;

- учет личностного потенциала студентов (психофизиологического, трудового, творческого) в освоении педагогических знаний и педагогической деятельности;

- выделение технологий обучения, ориентированных на развитие творческой направленности будущих педагогов;

- использование системы разноуровневых видов коллективной и самостоятельной работ в целях развития когнитивных и творческих способностей обучающихся;

- создание творческой среды за счет тщательного отбора методов, приемов и средств, которые способствуют творческой активности студентов, формируют рефлексивное отношение к учебной деятельности, предоставляют возможность проявлять творческую инициативу, самостоятельность в процессе учения.

8. Оценивая результаты опытно-экспериментальной работы, можно сказать, что они являются весьма положительными, т.к. поставленные нами задачи по отношению к значительной части студентов были решены за довольно короткий период времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессия педагога в трактовке отечественных исследователей выступает как особая форма деятельности, основной целью которой является передача молодому поколению социально выработанного опыта в процессе обучения и воспитания. Это говорит о сложности и неизмеримой важности профессии педагога, от подготовки которого в значительной мере зависит судьба будущих поколений. Отсюда само собой вытекает значение мастерства и творчества педагога, которые начинаются с овладения профессиональными знаниями и умениями.

Однако даже правильный выбор профессии не обеспечивает сам по себе педагогического творчества. Выбор профессии, по Б.Г.Ананьеву - это подготовительная фаза деятельности человека, а начало самостоятельной деятельности есть старт профессиональной деятельности. От начала самостоятельной работы, от старта зависит дальнейший путь специалиста.

Изучение практики подготовки студентов, процесса становления их как специалистов, готовых к творчеству в профессиональной деятельности, показало, что до настоящего времени в этом контексте еще не решен ряд вопросов.

Так, до конца не разработаны сущностные особенности, структура и современные подходы к изучению профессионального творчества. Требует дальнейшего осмысления система развития творческого педагогического мышления и профессионализма личности педагога. Особого внимания заслуживает такой аспект проблемы, как рефлексия в профессиональном педагогическом творчестве. Наконец, необходимо теоретическое обоснование и экспериментальная проверка моделей различных форм организации учебного процесса в современном вузе как инструмента формирования и развития творческой направленности будущего специалиста-педагога.

Наше обращение к теоретическому анализу литературных источников показало, что в науке пока нет однозначного толкования понятия «творчество», что в значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разноплановостью подходов к ее исследованию.

Существенный вклад в исследование творчества внесли работы отечественных и зарубежных психологов, которыми подчеркивалось тесное единство психического и физиологического. По их утверждению, внутренний психический мир проявляется в поведении человека. Поэтому, чтобы изучить личность, надо изучать ее деятельность. В этой связи особое значение придавалось активности сознания в творческом процессе.

Разработка дидактических основ педагогики творчества (В.И. Андреев, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, А.Ф. Эсаулов и др.) привела к оформлению ее в качестве самостоятельной области научного знания. По этому поводу Я.А. Пономарев писал: «Включение психологии творчества как абстрактной науки в состав педагогики творчества как конкретной науки — необходимое условие развития действенно-преобразующего типа знания о творческой деятельности»

В последние годы понятие «творчество» обогатилось новым содержанием, что подготовило появление новой проблемы - подготовки будущего специалиста к творческой профессиональной деятельности.

Рассмотрение творчества в качестве специфической характеристики продуктивности любой деятельности в равной степени относится и к педагогической деятельности, рассматриваемой как процесс решения неисчислимого множества задач, особенностью которых является то, что их решение никогда не лежит на поверхности. То есть педагогическая деятельность — творческая деятельность, адекватным субъектом которой выступает педагог как творческая личность. Данное положение выдвинуло еще одну проблему - формирования готовности будущего педагога к творческой деятельности.

В формировании и проявлении творческой личности исключительную роль играет Среда с некой «творческой заряженностью». По нашему мнению, такая Среда должна быть не только благоприятной для развития творческости, подкрепления креативного поведения, но и предоставлять образцы творчества, развивать потребность к творческому труду. Особенно это касается Среды, в которой идет становление педагога-творца, где огромную роль играет образец — личность профессионала, на которую ориентируется другая личность. Но здесь мы сталкиваемся с рассогласованием, ибо понятия «образец», «эталон» противоречат традиционному пониманию творчества как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт. Вероятно, роль внешнего «идеального» образца творца в данном случае должна состоять в том, чтобы противостоять другому образцу. Отсюда можно предположить, что творческость (креативность) как свойство личности, мера ее индивидуальности поддается формированию и развитию, но в этом процессе претерпевает несколько фаз, для осуществления которых необходимы определенные условия. К их числу мы относим: наличие образца творческого поведения; создание условий для подражания творческому поведению; социальное подкрепление творческого поведения.

Предпринятый в рамках исследования констатирующий эксперимент позволил установить, что современный образовательный процесс в вузе пока слабо ориентирован на подготовку педагога, готового по окончании вуза к творческой профессиональной деятельности. Необходима такая дидактическая модель, которая существенно влияет на формирование мотивации студента к творчеству.

Решение прикладного аспекта проблемы - формирование готовности будущего педагога к творческой профессиональной деятельности потребовало разработки дидактической модели, отражающей ее содержательную, структурно-функциональную и процессуальную стороны. В качестве основной параметрической характеристики творческой личности педагога была выдвинута направленность.

В профессионально-творческой направленности можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К одной из них следует отнести полноту и уровень творческой направленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость. Под полнотой профессионально-творческой направленности мы понимаем круг (разнообразие) потребностей и мотивов предпочтения профессии. Как свидетельствует опыт, избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания деятельности, или процессом деятельности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. Поэтому одно из принципиальных направлений развития профессионально-творческой направленности будущего педагога состоит в обогащении мотивов: от отдельного мотива до все более распространенной системы мотивов. При этом следует иметь в виду, что мотивы, лежащие в основе профессионально-творческой направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией.

В этой связи мы сочли правомерным выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание педагогической профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей данной профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии). Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с представителями педагогической профессии (мотивы самораскрытия и самоутверждения, особенности характера, поведения, привычек и т.п.). Четвертую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях пробного взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточным творческим потенциалом, в том, что намеченный путь и есть «мое призвание»). Мотивы, относимые к пятой группе, отражают заинтересованность личности во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии.

В процессе развития профессиональной направленности студент проходит ряд ступеней:

1) внешнее принятие решения освоить педагогическую профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический или ситуативный интерес, предметную установку, некоторые умения и навыки;

2) формирование фиксированной установки на профессию и более устойчивые Интересы;

3) осознание установки на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней;

4) увлечение педагогической профессией.

Исследуя вопрос о профессионально-психологической готовности личности к творческой деятельности, мы установили, что она формируется на основе мобилизации воли, внимания, идеаторных процессов. В нашем понимании профессиональная готовность — это способность субъекта деятельности выполнять свои функциональные обязанности в определенных проблемных ситуациях.

Как нам представляется, можно говорить о трехчленной структуре готовности, имея в виду три компонента:

1) физиологический - готовность подразумевает оптимальное состояние всех основных физиологических функций организма. Особая роль в этой связи принадлежит нервной системе;

2) профессиональный - человек может грамотно действовать, только имея совокупность специальных знаний, умений, навыков и опыта. Это возможно исключительно в результате профессионального обучения;

3) личностный - сюда относятся все особенности психологических процессов, состояний и явлений на сознательном уровне. Именно этот уровень придает направленность и целесообразность готовности и всему последующему поведению личности.

Все три компонента существуют в единой структуре готовности и характеризуют различные уровни организации поведения. На каждом из них существуют индивидуальные особенности, с учетом которых строится целостная структура готовности.

Профессионально-педагогическое творчество представляет собой не только акты деятельности, но и целостный процесс, развивающийся во времени. По этой причине и логика развития готовности студентов к профессиональному творчеству предполагает несколько этапов. Лучше всего это можно рассмотреть на примере проблемного подхода к подготовке студентов к творчеству в профессиональной педагогической деятельности, который включает в себя:

1) профессионально-избирательное узнавание, осмысление и осознание проблем (проблемной ситуации);

2) выделение главной проблемы и отделение ее от второстепенной; 3) поиск подходов к решению проблемы;

4) разработка идеальной модели реализации выбранной стратегии решения проблемы;

5) обоснование принятой идеальной модели; 6) решение проблемы через реализацию творческой идеи на практике

Моделируя дидактическую конструкцию опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к творчеству в профессиональной педагогической деятельности мы учитывали следующие условия:

- проектирование процесса обучения будущих педагогов как системы, в основе которой лежат деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы; оптимальное сочетание инвариантной и вариативной частей образовательно-профессиональной программы, а также выявление достаточных и необходимых объемов знаний для осуществления творческой деятельности будущих педагогов;

- учет личностного потенциала студентов (психофизиологического, трудового, творческого) в освоении педагогических знаний и педагогической деятельности;

- выделение технологий обучения, ориентированных на развитие творческой направленности будущих педагогов;

- использование системы разноуровневых видов коллективной и самостоятельной работ в целях развития когнитивных и творческих способностей обучающихся;

- создание творческой среды за счет тщательного отбора методов, приемов и средств, которые способствуют творческой активности студентов, формируют рефлексивное отношение к учебной деятельности, предоставляют возможность проявлять творческую инициативу, самостоятельность в процессе учения.

Реализация названных условий в опытно-экспериментальной работе позволила достичь весьма положительных результатов в экспериментальной группе. Таким образом, поставленные нами задачи по отношению к значительной части студентов были решены за довольно короткий период времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Токарева, Наталия Алексеевна, 2009 год

1. Абульханова-Славская К.А.Диалектика человеческой жизни.- М., 1977.-С. 76, 84.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.- С. 49.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- С.261.

4. Айвазян С.А. Многомерный статистический анализ // Математическая энциклопедия. Т. 3.- М., 1985.- С. 731-738.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- JL: ЛГУ, 1968.- 339 с.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания,- М.: Наука, 1977.- С. 336.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.- М.-Воронеж, 1996.- С. 336.

8. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные произведения.- М.: Наука, 1978.- 400 с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества.-Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.

10. Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальныхвоздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности.-М., 1991.- С. 17.

11. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования//Психол. журнал. Т. 13.- 1992.- №5.- С. 12.

12. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М., 1977.- С.7.

13. Балаев А.А. Активные методы обучения.- М.: Профиздат, 1986.- С. 64.

14. Барабанщиков А.В. Развитие творческого мышления у слушателей // Развитие творческого мышления слушателей в ходе учебного процесса.- М., 1973.- С. 13.

15. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии.- 1990.- №2.- С. 153-159.

16. Белич В.В. Авторское право педагога-исследователя // Сов. Педагогика.- 1991.-№1.- С. 77.

17. Беляева Л.И. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1995.- С. 36.

18. Бергсон А. Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ.- Киев: Наукова думка, 1985.- С. 23-25.

19. Бердяев Н.И. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Книга, 1991.- 444 с.

20. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.- 420 с.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 190 с.

22. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья.- СПб., 1905,- 140 с.

23. Бехтерев В.М. Объективная психология.- М.: Наука, 1991.- 475 с.

24. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.- М., 1961.299 с.

25. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика, 1979.

26. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии.- 1971.- №1С. 144-146.

27. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.:3нание, 1981.- 96 с.

28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов н/Д, 1983.- 167 с.

29. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология учения // Психологическая наука в СССР. Т. 11.- М.: АПН РСФСР, 1969.

30. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке какличности.- JI., 1970.- С. 53.

31. Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. Т. 14.- 1993.-№5.- С.5-7.

32. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

33. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия, 1971.- С. 640.

34. Браже Т.Г. Гуманистические основы технологии обучения взрослых в различных образовательных системах.- СПб., 1999.- С. 90.

35. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии.- 1993.- №5.- С. 99-100.

36. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев: Наукова думка, 1989.

37. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие: Дис.д-ра филос. наук.- Рига, 1985.- 400 с.

38. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Прогресс, 1990.- 192 с.

39. Васина И.В. Возрастная динамика творческой продуктивности профессиональной деятельности руководителей системы образования: Автореф. дис. .канд. психол. наук,- М., 1997.- 23 с.

40. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т. 1-2.- М.,1911.

41. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка).- М., 1923.- 56 с.

42. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991.- С. 26.

43. Вербицкий А., Крутиков В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России.- 1998.- №1.- С. 101-107.

44. Весна Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательномпространстве //Мир психологии.- 1999.- №4(20).- С. 283.

45. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / Под ред. Т.Г. Браже.- СПб.: РАО ИОВ, 1992.- 85 с.

46. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой.- М.: Академия, 2006.- 336 с.

47. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: Союз, 1997.- 96 с.

48. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова.-М.: Педагогика-Пресс, 1996.- С. 192.

49. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1.: Наука логики.- М., 1974.- 398 с.

50. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века,- М.: Совершенство, 1998.- 605 с.

51. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.-М.: Школа-Пресс, 1995.- С. 73.

52. Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Дис. .д-ра пед. наук.- Казань, 1996.- 310 с.

53. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики.- СПб., 1992.- С.16.43.

54. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 1988.- №2.- С. 32-34.

55. Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки учителя: Дис. .канд. пед. наук.- Л., 1989.- 171 с.

56. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы.- Ставрополь: СГУ, 1995.- 160 с.

57. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук.- СПб., 1995.- 355 с.

58. Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания.- М.: Илекса, 2005.- 160 с.

59. Грузенберг С.О. Психология творчества.- Минск, 1923.- 114 с.

60. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.- С.17.23.

61. Декарт Р. Избранные произведения.- М.: Госполитиздат, 1950.- 712 с.

62. Дилигентский Г.Г. Проблема человека в современной философии.-Вильнюс, 1981.- 89 с.

63. Дилигентский Г.Г. Проблема человека в современной философии.-Вильнюс, 1981.- 89 с.

64. Дилигентский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии,- 1990.- №3.- С. 31-45.

65. Додонов В.И. Потребность, отношения и направленность личности // Вопросы психологии.- 1983.- №5.- С. 18-29.

66. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.- М.: Академия, 1996.-224 с.

67. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина.- М.: Прогресс, 1965.- 532 с.

68. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.- М.: Педагогика, 1990.- 166 с.

69. Забродин Ю.М. Модель личности в психодиагностике.- М.: ВНППиППН, 1994.- 144 с.

70. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987.- 160 с.

71. Зайцев Ю.А., Ситник А.П. Активизация курсовых и семинарских занятий в процессе решения ситуативных задач.- М.: МП СССР, 1980.- 48 с.

72. Запорожец А.В., Венгер JI.A., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие.- М.: Просвещение, 1967.

73. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2000.- 384 с.

74. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М: Знание, 1979. - С. 13.

75. Змеев С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика.- 1998,- №7.-С. 10-12.

76. Игровое моделирование: методология и практика.- Новосибирск, 1987.

77. Индивидуальность и способности / Под ред. В.Н.Дружинина и д. -М.: МПАН, 1994.- С. 74.

78. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа).-М.: Политиздат, 1974.- 328 с.

79. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии.- 1989.-№4.- С. 5-15.

80. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).- М.: МГУ, 1983.- 168 с.

81. Калошина И.П. Психология творческой деятельности.- М.: ЮНИТИ, 2008.- 655 с.

82. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 170 с.

83. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.-М., 1991.

84. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике.- М.: Молодая гвардия, 1987.- 192 с.

85. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл.- М., 1977.- С. 220.

86. Ковалев А.Г. Психология личности,- М.: Мысль, 1963.- 341 с.

87. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания.- М., 1994.

88. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.-Пенза, 1994.- 344 с.

89. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности.- М.: Институт психологии РАН, 1996.- 224 с.

90. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.- М.: Наука, 1975.- 205с.

91. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность.- Ростов н/Д, 1997,- 144 с.

92. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.- М., 1996.1. С.77.

93. Кочетов А.И. Теория формирования личности. В 2-х частях. Часть 2.-Минск, 1998.- 228 с.

94. Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика.- 1992.- №7-8.

95. Краткий психологический словарь.- М.: ИПЛ, 1985.- С. 87.

96. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста.- М.: Высшая школа, 1990.- 142 с.

97. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.- М.: Владос-Пресс, 2001.- С. 176.

98. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: ЛГУ, 1987.

99. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.- М., 1989.- 118 с.

100. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии.- 1986.- №2.

101. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий: тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В .Я.Романова.- М.: МГУ, 1982.- 216 с.

102. Лебединский А.В. и др. Гельмгольц /1821-1894/.- М.: Наука, 1966.319 с.

103. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли.-Харьков, 1997- 116 с.

104. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций. Тексты.-М.: МГУ, 1984.- С. 162-171.

105. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политическая литература, 1975.- 304 с.

106. Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М., 1995.

107. Лобейко Ю.А. Дидактические основы творческого развития и саморазвития педагога.- М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999.- 152 с.

108. Локк Дж. Избр. философ, произв. В 2-х томах. Т. 1.- М.: Соцэкгид,1960.

109. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе.- Ташкент: ФАН, 1986.- 96 с.

110. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978,- 125 с.

111. Лук А.Н. Проблемы научного творчества // Сер. Науковедение за рубежом.- М.: ИПИОН АН СССР, 1983.

112. Макаренко А.С. Соч.: в 7 т.- М., 1959.- Т. 4.

113. Макаренко А.С. Из опыта работы // Педагогические сочинения: В 8-ми т. -М.: Педагогика, 1983. Т.4.- С. 368-369.

114. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя.- Чебоксары, 1994.- 389 с.

115. Мамардашвили М.К. Форма и содержание мышления.- М.: Высшая школа, 1968.- С. 123.

116. Маркова А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.192 с.

117. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972,- 208 с.

118. Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы.-М.: Знание, 1977.-44 с.

119. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М.: Педагогика, 1975.- 365 с.

120. Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете:

121. Автореф. дис. .д-ра психол. наук.- СПб., 1993.- 31 с.

122. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения /7 Исследования мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966.

123. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986.

124. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980,- 172 с.

125. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта, 1998.- 68 с.

126. Михалевская Г.И., Горовая В.И. История педагогического процесса (Курс лекций).- Ставрополь: СГУ, 1997.- 136 с.

127. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева.- М.: Ин-т практической психологии, 1995.- 356 с.

128. На путях к педагогическому самообразованию. Вып. 1-3 / Под ред. М.М.Рубинштейна.-М., 1925-1926.

129. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования): Автореф. дис. .д-ра психол. наук.- М.: МГУ, 1987.- 40 с.

130. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.- М., 1998.- 134 с.

131. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1961.- С. 826.

132. Орлов А.Б. Склонность к профессии.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

133. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.: Просвещение, 1991.- 287 с.

134. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А.Деркач, рукопись.- М.: РАГС, 1994.

135. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.Н. Зязюна.-Полтава, 1980.

136. Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя

137. Сов. педагогика.- 1990.- №11.- С. 64-69.

138. Персианов P.M. Социально-экономические проблемы технического творчества в развитом социалистическом обществе.- JL: ЛГУ, 1977.- 166 с.

139. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1981.- 486 с.

140. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1985,- 496 с.

141. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972.- С. 226229.

142. Плескач Л.Е. Целостное педагогическое сознание как категория педагогики: Дис. .д-ра пед. наук.- Майкоп, 2000.- 350 с.

143. Подвойский В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в условиях учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук.- М., 1988.- 21 с.

144. Поздняков В.Л. Развитие индивидуальности.- Челябинск; ЧГПИ, 1986.- 88 с.

145. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения.- М., 2004,- С.36.

146. Пономарев Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1976.- 303 с.

147. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления.- М.: АПН РСФСР, 1960.-352 с.

148. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации //Вопросы психологии.- 1982.- №2,- С. 17-23.

149. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект.- Казань, 1989.- 200 с.

150. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.- М.: Знание, 1987.- 64 с.

151. Психологические исследования творческой длеятельности / Под ред. O.K. Тихомирова.- М.: Наука, 1975,- 174 с.

152. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др.- М.:1. Педагогика, 1983.

153. Пуанкаре Ж.А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики.- М., 1970.- С. 135-145.

154. Резвицкий ИИ. Философские основы теории индивидуальности.- И.: ЛГУ, 1973.- 174 с.

155. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.: Владос, 1995.- 529 с.

156. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.-1990.- №1.- С. 164-168.

157. Романова Д.О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1993.- 173 с.

158. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки Высшей школы Одессы. 1922. // Вопросы психологии.- 1986.- №4.

159. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946.- 280 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.- С. 207.

160. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О методе психического восвсеобщей взаимосвязи явлений мира.- М.: АН СССР, 1957.- 328 с.

161. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.-416 с.

162. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: Дис. . .д-ра пед. Наук.- Челябинск, 1996.- 340 с.

163. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума.- М.: АПН РСФСР, 1962.- С.504.

164. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

165. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М., 1999.- С. 40-65.

166. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Школа-Пресс, 1991 512 с.

167. Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Народное образование.-1998.-№9.- С. 41-42.

168. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / Сост. и отв. ред. Д.В.Григорьев.- Пермь, 2001.

169. Сухомлинский В.А.О воспитании.- М., 1982.

170. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд., доп. и испр. М.: МГУ, 1984. - С. 86-99.

171. Творческая направленность деятельности педагогов / Под ред. КулюткинаЮ.Н., Сухобской Г.С.- Л.: НИИ ООВ, 1978.- 100 с.

172. Теплов Б.М. Ум полководца // Проблемы индивидуальных различий.-М.: АПН РСФСР, 1961.- 535 с.

173. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2- томах. Т.- М.: Педагогика, 1989.359 с.

174. Творчество и социальное познание / Под ред. С.С.Гольденрихта.- М., 1982.- С. 54.

175. Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: МГУ, 1984.- 270 с.

176. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Сочинения в И томах. Т. 2.- М.: АПН РСФСР, 1952.

177. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.- М.Воронеж, 1996.- С. 289.

178. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1987.- 590 с.

179. Формирование творческих способностей: Сущность, условия, эффективность.- СПб., 1990.- 153 с.

180. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И.Донской,

181. B.Ф.Круглянский.- Минск: Попурри, 1997.- 608 с.

182. Фридман С.М. Проблемы педагогического труда.- M.-JI.: Госиздат, 1929.- 174 с.

183. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук.- М., 1993.- 350 с.

184. Шиянов Е.Н., Руденко Н.Г. Пути реализации индивидуально-творческого подхода в процессе подготовки учителя // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности.- Усть-Каменогорск: УКПИ, 1989.- С. 78-80.

185. Шрейдер Ю.А. Гуманитаризация знания и управление информационной средой //Вестник АН СССР.- 1978.- №9.- С. 85-95.

186. Щербаков А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования // Психология личности и педагогическая психология.- М.: Наука, 1977.- С. 16-27.

187. Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1996.- С. 382-383.

188. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М., 1998.249 с.

189. Юнг К. Аналитическая психология // Истрия зарубежной психологии. Тексты.- М.: Изд-во МГУ, 1986.- С. 142-170.

190. Ягодин Г.А. Высшее образование: состояние и перспективы перестройки//Коммунист.- 1986.-№16.- С. 16.

191. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.1. C.77-79.

192. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969ю- 317 с.

193. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала.- М.: Флинта, 1997.- 224 с.

194. Ярошевский М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества//Научное творчество.- М.: Наука, 1969.

195. Guilford J.P. Creative Talents: Their nature, uses and development. -Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986.- 229p.

196. Cettell R.B. Abiliteis: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin Company, 1971.

197. Morgan D.N. Creativity today // Journ. of Aesthetics.- 1953.-№12.-P.l-24. Stein M.I. Creativity and Culture //Journ. of Psychology. 1953.- №36.- P. 311-322.

198. Torrance E.P. The Search for Satori and Creative Education Foundation,1979.

199. Thorndike R.L. The measurement of Creativity, Neachers college Recorol // Cambridge University, 1963.- P.64.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.