Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы

  • Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Баку
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 154
Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы. Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Баку. 1984. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы

Введение 3-

I глава Традиции пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана10

П глава Становление и развитие пейзажного жанра в азербайджанской советской живописи. 1920 - 1960 годы 26

Ш глава Пейзажное творчество С.Бахлул-заде и его вклад в историю азербайджанской пейзажной живописи 61

И глава Тенденции развития азербайджанской пейзажной живописи. 1960 - 1980 годы95

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пейзажная живопись советского Азербайджана (1920-1980)»

Азербайджанское советское искусство за 60 лет своей истории прошло большой и сложный путь. Больших достижений и подлинного успеха добились азербайджанские художники в различных его видах и жанрах.

Современная азербайджанская живопись, отмеченная именами Са-лахова, Нариманбекова, Аблуллаева и других, не имеет аналогии в прошлом, в старой национальной традиции. Но столь выражено здесь творческое своеобразие школы, что мы имеем все основания видеть в ней одно из замечательнейших проявлений современного социалистического искусства. Это неповторимый вклад народа Азербайджана в многогранное целое советской художественной культуры",-пишет Г.Недошивин1.

В истории изучения проблем азербайджанской советской живописи большую роль сыграли исследования искусствоведов республики К.Д.Керимова, Н.М.Миклашевской, А.Ю.Казиева, Н.Д.Габибова, М.Н.Над-жафова, P.C.Эфенди, Р.К.Керимовой, Н.К.Заманова, М.А.Тарланова и других.

В их трудах обобщен и систематизирован большой изобразительный материал, выявлены кардинальные пути развития живописи Азербайджана, дана характеристика творческих исканий видных художников, определяющих лицо сегодняшнего искусства.

Актуальность проблемы. Изучение и анализ современного азербайджанского искусства с его высоким нравственным потенциалом, глубокой идейностью, самобытной художественной культурой, является требованием времени, и необходимо для более разностороннего понимания процессов, происходящих в окружающей нас действитель

I Г.Недошивин. Роль национальных традиций в развитии социалистического искусства. "Искусство", 1971, № 2,с. 17. ности.

Природа для человека - нецреходящий источник эстетического наслаждения и нравственной силы. Бытие человека в природе являлось содержанием произведений искусства на протяжении многих веков.

Большое значение приобретают взаимоотношения человека с природой, с окружающей средой в наше время, в век научно-технической революции, бурных экологических всплесков.

Это позволяет говорить об особой актуальности пейзажного жанра на современном этапе развития человечества, когда активный техницизм стал палкой о двух концах, и когда значительно усложнились связи между человеком и природной средой.

Главная задача искусства - создание не совершенных произведений, а совершенного мира", - так четко и образно выразил свою мысль о назначении искусства К.Либкнехт*.

Пейзажной живописи, воспитывающей любовь к Родине, позволяющей ощутить кровную причастность человека к природе, принадлежит одно из главных мест в претворении этой задачи.

Если в 50-е годы в советской живописи существовало условное деление на мастеров "тематической картины" и пейзажистов, и доволЬ' но редко можно было встретить на выставке "чистый пейзаж" мастера фигуративной живописи, то со П половины 60-х годов художественная ситуация резко меняется.

Круг художников, серьезно занимающихся пейзажем значительно расширился, вне зависимости от узкой ориентации на какую-либо определенную тематику. Сейчас практически нет живописца, не работающего в этом прекрасном, столь необходимом для истинного художника жанре.

I К.Либкнехт. Мысли об искусстве.-М.,1971,с.145.

Большой интерес к пейзажу демонстрирует и возрастающее с каждым годом количество пейзажных работ, появляющихся на художественных выставках,а также проведение специальных выставок, как общесоюзных /Всесоюзная выставка пейзажа в Вильнюсе 1976г./,так и республиканских /"Пейзаж - натюрморт - интерьер" в Баку,1979г./.

Пейзажная живопись республики демонстрирует разнообразие природы Азербайджана и многогранность творческих устремлений художников, обращающихся к изображению природы.

В монографиях, альбомах, статьях азербайджанских искусствоведов Н.Д.Габибова, М.Н.Надаафова, Р.С.Эфенди, П.А.Гаджиева,а также в публикациях русских искусствоведов Б.В.Веймарна, А.А.Каменского, Е.А.Зингер, Л.И.Акимовой, В.Трофимова, Г.Анисимова пейзажные работы рассматриваются в общем контексте творческих исканий того или иного мастера. В сборниках, посвященных общим проблемам изобразительного искусства республики, эволюции пейзажного жанра уделено незначительное место.

А между тем, азербайджанская пейзажная живопись в лице плеяды талантливых живописцев Т.Салахова, М.Абдуллаева, Т.Тагиева, Б.Мирза-заде, С.Бахлул-заде, Т.Нариманбекова, Р.Бабаева, А.Джафа-рова, Э.Рзакулиева и других уже давно перестала быть достоянием одной лишь нашей республики. Высокие художественные качества пейзажа, его самобытность позволяют говорить о весомом вкладе азербайджанских мастеров живописи в историю советского пейзажа.

Однако, специального исследования, посвященного истории развития азербайджанского пейзажа, как самостоятельного жанра, нет.

Необходимость подробного специального исследования проблем и тенденций эволюции пейзажного жанра в Азербайджане и предопределила задачи настоящей работы.

Цель исследования. Вследствие недостаточной изученности и популяризации пейзажный жанр не получил должной известности.Изучение азербайджанского пейзажа распшряет и дополняет картину современного искусства, делает более наглядным процесс формирования и развития национальной школы живописи.

Состояние пейзажной живописи Азербайджана определяется разнообразием взглядов на мир, образной неоднозначностью.

Объектом исследования стали произведения, отмеченные насыщенностью содержания, высокими живописными качествами, являющиеся определенными вехами на пути ее развития.

Цель исследования - на лучщих образцах проследить основные этапы развития пейзажа, определить его место в истории азербайджанской живописи, связать развитие жанра с общими тенденциями советской пейзажной живописи.

Степень разработанности проблемы. В истории изучения советского пейзажа главное место несомненно принадлежит А.А.Федорову-Давыдову.

Его книга "Советский пейзаж /1959/ внесла неоценимый вклад в постановку и разработку вопросов пейзажной живописи.

Важную лепту в изучение вопроса внес Н.Д.Габибов, в докторской диссертации на тему "Азербайджанская советская живопись 19171967 гг.", вплотную подойдя к проблемам развития пейзажа в Азербайджане. Делая основной упор на исследование тематической живописи, автор дает характеристику состояния пейзажного жанра в рассматриваемый период, отмечая его поступательное движение, и вскрывая отдельные недостатки.

Статья Н.Д.Габибова "Пейзажная живопись Азербайджана" /1969/, сконцентрировавшая в себе положения диссертации, является по существу единственной публикацией по исследуемому вопросу, дающей представление о проблемах пейзажа в республике.

Н.Д.Габибов и М.Н.Надаафов в многочисленных статьях, альбомах, книгах об азербайджанских художниках и о проблемах изобразительного искусства рассматривают в числе других работ и пейзажи,но в основном с точки зрения эволюции стиля данного мастера /См. библиографию/.

В таком же аспекте пейзаж рассматривается в работах Б.В,Вей-марна, Е.А.Зингер, Л.И.Акимовой, посвященных азербайджанскому искусству.

Среди обобщающих трудов по истории изобразительного искусства республики необходимо отметить 2 книги "Искусство Советского Азербайджана"; первая написана Н.Д.Габибовым и М.Н.Надаафовым /1960/, в написании второй участвовали Н.М.Миклашевская, Д.Г.Нов-рузова, Н.Д.Габибов, М.Н.Надаафов и др.

В 1959 году вышла в свет книга Р.Эфенди "С.Бахлул-заде", охватывающая творчество художника до 1958 года.

Статья А.А.Каменского "Древо традиции" /1980/ много дает для понимания поэтики и образной сути азербайджанского искусства.

В целом, можно сказать, что, хотя произведения пейзажного жанра выборочно рассматривались в гфедыдущих исследованиях, задача полного анализа эволюции пейзажа оставалась далеко не решенной.

Метод изучения. Исследуемый изобразительный материал диктует свой метод изучения, основанный на отборе, систематизации, художественном анализе пейзажей с целью выявления общих закономерностей развития жанра и одновременно раскрытия своеобразия манеры каждого мастера.

В разработке поставленных цроблем автор руководствовался научной методологией, которой придерживались ведущие ученые советского искусствознания, и в первую очередь А.А.Федоров-Давыдов, видный теоретик живописи, создатель фундаментальных исследований по истории русской и советской пейзажной живописи, определивший место пейзажа в изобразительном искусстве.

Научная новизна. В диссертации впервые проводится изучение и комплексный анализ произведений пейзажной живописи 20-70-х годов, что позволяет оцределить сюжетное и стилистическое многообразие пейзажа и изменения его в процессе эволюции.

В результате работы с фондами Музея изобразительных искусств им. Р.М.Мустафаева, Картинной галереи,с выставочными каталогами, с частными коллекциями, привлекая произведения, находящиеся в мастерских художников, автору удалось выявить мало изученные, неопубликованные работы, представляющие определенный интерес с точки зрения эволюционных процессов в пейзажной живописи.

Это, некоторые работы С.Бахлул-заде, работы С.Салам-заде 20-х годов, пейзажи молодых художников, хранящиеся в запасниках музеев,в мастерских художников,в частных коллекциях.

В диссертации делается попытка путем сравнительного анализа оттенить своеобразие пейзажного мышления как отдельных мастеров, так и азербайджанского народа в целом.

Апробация. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела изобразительного искусства Института архитектуры и искусства АН Азерб. ССР.

Основные положения диссертации доложены на I и П конференциях молодых ученых Института архитектуры и искусства АН Азерб.ССР в 1979 и 1981 годах и на ХУ республиканской научной конференции аспирантов АН Азерб.ССР в 1981 году, и опубликованы в ряде статей.

Структура и объем работы. В соответствии с целью исследования была определена логическая последовательность в изложении материала, носящего историко-художественный характер. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и альбома иллюстраций.

Практическая ценность. Исследование рассматриваемой проблемы имеет немаловажное значение для создания истории изобразительного

- 9 искусства Советского Азербайджана.

Современные азербайджанские художники используют в своем творчестве прогрессивные традиции искусства прошедших лет. И потому всесторонний анализ пейзажной живописи республики приобретает несомненную практическую ценность.

Помимо этого, материалы и выводы диссертации могут быть использованы в лекциях и спецкурсах по истории советской живописи.

Публикации. По результатам работы автором было опубликовано 6 статей, общим объемом 1,5 печатных листов.

- 10

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы

- 141 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Путь,пройденный азербайджанской пейзажной живописью интересен и плодотворен. Изменения и достижения в развитии жанра можно понять и оценить учитывая особенности начального периода формирования его в азербайджанской советской живописи.

Общая политическая и художественная ситуация, осложненная характером религиозного уклада, отсутствие профессиональной школы живописи, не могли не сказаться на первом этапе ее становления.

На фоне этой обстановки значение Б.Кенгерли, который своим творчеством, своей просветительской деятельностью способствовал пробуждению интереса народа к искусству живописи, к пейзажу,становится особенно велико.

Период сложения пейзажа в 20-30-х годах сопровождался слабой профессиональной подготовкой художников, неверным отношением к пейзажу, как к жанру второстепенной значимости.

Лучшим работам этого времени (работы С.Салам-заде, С.Шарить заде) свойственны интерес к натурному материалу, к пленэру,стремление к объективной передаче окружающего мира.

А.Азим-заде своим пейзажным творчеством стимулировал художников на создание цроизведений пейзажного жанра.

В военные годы пейзажная живопись развивалась мало, основной упор делался на темы, поднимающие боевой дух советских воинов.

Развитие пейзажа в 50-е годы определялось как творчеством мастеров старшего поколения (Т.Тагиев, К.Ханларов, Б.Мирза-заде), так и художников, пришедших в живопись позднее, накапливающих опыт в пейзажном жанре (Т.Салахов, М.Абдуллаев, Т.Нариманбеков, А.Джафаров, Р.Бабаев, Э.Мамедов). Они несли с собой црофессиональ-ное мастерство и жажду нового.

В это же время определяется как пейзажист С.Бахлул-заде,выс

- 142 тупивший со своими тонкими поэтическими пейзажами.

К концу 50-х годов, ко времени сложения азербайджанской школы живописи в пейзажном жанре работали многие видные живописцы, произведения которых оставили яркий след в истории живописи республики.

Пейзажная живопись, быть может, именно в силу того, что человеческое в ней передается не как действия, а как переживания людей, с особой непосредственностью запечатлевает то, что можно было бы назвать "духовной атмосферой" эпохи",- пишет А.А.Федоров-Давыдов* .

50-е годы с их индустриальным размахом, пафосом созидания получили яркое отражение в произведениях пейзажной живописи. Работы Т.Тагиева, М.Абдуллаева, Б.Мирза-заде в полной мере выразили дух времени, овеянного романтикой труда, героического покорения земных просторов.

Увлекательность мотива подчеркивалась яркостью живописного решения.

Т.Салахов в своих индустриальных и городских пейзажах воплотил эти идеи в рациональной и лаконичной манере "сурового стиля". Близки к пейзажам Т.Салахова своей мировоззренческой установкой работы Н.Касумова, Р.Бабаева I половины 60-х годов.

Однако,искания Т.Салахова и других живописцев не ограничивались "суровым стилем". Одновременно существовали и развивались различные художественные концепции, отличающиеся самобытными чертами. Художники-пейзажисты 60-70-х гг. формировались и работали в условиях стилевого многообразия, что способствовало более полному раскрытию творческих индивидуальностей.

I Федоров-Давыдов А.А. Советский пейзаж.-М.,1958,с.115.

- 143

Поиски новых возможностей выражения современности приводили к возникновению новых образно-художественных систем.

Разноречивость исканий художников - от традиционного пленэрного пейзажа до пейзажа декоративного с преобладанием субъективного, личностного аспекта восприятия - свидетельствует о многообразии взглядов на мир, на место человека в окружающей среде.

Возросла роль пейзажа в тематической картине, в портрете, где образы природы являются полноправными компонентами художественного целого. Большое распространение и новую интерпретацию в творчестве Т.Нариманбекова, А.Джафарова, Р.Бабаева, Н.Абдурахма-нова, А.Алиева и других художников получил "жанр в пейзаже", в котором пейзажу зачастую отводится главное место.

Говоря о преобладающей тенденции пейзажной живописи 70-х гг. нужно отметить устойчивость сюжетных мотивов - это апшеронские поселки или виды тихих уголков анонимной сельской природы.

Известная повторяемость сюжетов, замыкание в рамках одной тематики, дали основание члену Политбюро ЦК КПСС тов. Г.А.Алиеву в своем выступлении на IX съезде художников республики подчеркнуть, что в азербайджанской живописи "мало произведений,изображающих нашу многообразную природу, ее неповторимую, своеобразную красоту"-'-.

Перед пейзажистами Азербайджана стоят большие и сложные задачи. Любовь к родной земле - основной залог успеха произведения пейзажной живописи - поможет художникам эстетически осмыслить и воплотить в своих работах сложный и многогранный мир природы, выявить характер отношений человека с окружающей его действительностью,

I Г.А.Алиев. Утверждая идеи коммунизма. "Гобустан",1982, № 4, с. 4.

- 144

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ахунд-Заде, Лейла Джамиль кызы, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. Вст.ст. МДифши-ца.Коммент.Г .Фриндлендера. -М.: "Искусство",1976,т.I.- 575с., Т.П.- 719с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч., изд.2-е.-М.:

3. Госиздат,1929, т.20,с. 486-500.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Письмо Ф.Энгельса к К.Марксу от 23 мая1851 года. Соч.,изд. 2-е. -М.-Л.: Госиздат ,1929,т.XXI, с.202-212.

5. Ленин В.И. Критические заметки по. национальному вопросу.Соч.,изд.4-е.- М.: Госиздат,1947,т.10,с.26-31.

6. Ленин В.И. 0 литературе и ис кусстве.Вст.ст .В .Рюрикова. Изд.5.е.- М.: "Художественная литература", 1976.- 327 с.

7. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.Полн.собр.соч.,изд.5-е.- М.: Госиздат,1963, с. 27-32.

8. ЛибкнехтК. Мысли об искусстве.Трактат,статьи,речи,письма.

9. М.: "Художественная литература",1971.-359 с.

10. Программа и устав партии.- М.: Госполитиздат,1962,с.217-222.

11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Издательство политическойлитературы, 1981.- 222с.

12. Алиев Г.А. Утверждать идеи коммунизма. "Гобустан",1982,с.2-9.

13. Абдуллаев М. Поколение молодых. "Творчество", 1959,Л 6,с.5-6.

14. Абдуллаоглу. Бузовнинские дни. "Гобустан",1973,^ 2,с.67-68.

15. Айвазян М. Пейзаж в армянской советской живописи.-Ереван:

16. Издательство АН Арм.ССР,1978.-112с.

17. Акимова Л. Надир Абдурахманов.-М.: "Советский художник",1973.1.I с.

18. Акимова Л. Романтика живописных исканий. "Искусство",1967,6, с. 20-24.

19. Акимова Л. Таир Салахов и его герои. "Искусство",1966,$ 3,с. 37-40.

20. Анисимов Г. Живые краски Апшерона.- Баку: "Гянджлик",1978.164 с.

21. Антология азербайджанской поэзии.- М.: "Художественная литература", 1939,- 436с.

22. Архив Союза художников. Материалы I Съезда азербайджанскиххудожников,1940, с. 23-25.

23. Бабаев Р. Земля Апшерона. "Творчество",1978,№ 6,с.8-10.

24. Бахлул-заде С. Об искусстве. "Гобустан",19708,с.44.

25. Бахлул-заде С. Учимся друг у друга. "Творчество",1972,$ I,с. 20-21.

26. Веймарн Б.В. Идейное единство и национальное многообразиесоветского искусства.-М.: Издательство Академии Художеств, 1962,- 50 с.

27. Веймарн Б.В. Под знаменем революционного гуманизма. "Искусство", 1968, № II, с.2-8.

28. Веймарн Б.В. Советский художник о наших арабских друзьях.

29. Искусство", 1970, Л» 7, с. 29-34.

30. Виноградова Н. Китайская пейзажная живопись.- М.: Изобразительное искусство, 1972.- 160 с.

31. Волкова П., Павлов П. Трудности роста. "Искусство", 1959,1. Л 9, с. 17-27.

32. Воронова 0. Тогрул. "Дружба народов", 1979, Jt I, с. 123-133.

33. Габибов Н. Асаф Джафаров.-М.: "Советский художник", 1981.77 с.

34. Габибов Н. Изобразительное искусство Советского Азербайджана. "Искусство", 1953, » 4, с. 5-16.

35. Габибов Н. Микаил Абдуллаев.- М.: "Изобразительное искусство", 1969.- 158 с.

36. Габибов Н. На азербайджанской выставке "Наш современник",

37. Искусство", 1963, № 9, с. 28-35.

38. Габибов Н. О национальном своеобразии искусства. "Искусство", 1956, № 6, с. 3-5.

39. Габибов Н. Пейзажная живопись Азербайджана. "Искусство",1969, № 5, с. 9-16.- 146

40. Габибов Н. Садах Шариф-заде. Баку: Азернешр,1973.- 33 с.

41. Габибов Н. Традиции и новаторство в азербайджанской пейзажной живописи. "Азербайджан", 1959, J& 8, с. 198-207.

42. Габибов Н., Наджафов М. Искусство Советского Азербайджана.

43. М.: "Искусство", i960.- 188с.

44. Герасимов С. Выставка азербайджанской литературы. "Правда",19 мая 1940г.

45. Городецкий С. Наши задачи. "Искусство", 1921,№ 1,с. 5-6.

46. Горький М. 0 литературе.-М.: "Советский писатель",868 с.

47. Грабарь И. Заметки о живописи на Всесоюзной художественнойвыставке 1957 года. "Искусство",1958,$ I,с.14-17.

48. Герман М. Судьба человеческая, судьба народная. "Искусство",1983, гё 8, с. 17-22.

49. Герценберг В. Новое и старое. /0 юбилейной выставке художников Азербайджана/. "Творчество", 1964, $ 10, с. 1-4.

50. Езерская Н. Всесоюзная юбилейная художественная выставка.

51. Республики Закавказья. "Искусство", 1958,J^ 3, с. 10-21.

52. Живопись Азербайджанской ССР. 1960-е годы.-М.: "Советскийхудожник", 1976.- III с.

53. Журавлева Е. Искусство Советского Азербайджана. "Искусство",1933, № 6, с. 77-86.

54. Зименко В. Искусство и научно-техническая революция. "Искусство", 1980, № 10, с. 2-7.

55. Зименко В.М. Традиции,новаторство,современноеть.- М.: "Советский художник", 1965.- 272 с.

56. Зименко В. У полотен Шмавона Мангасарова. "Искусство",1967,с. 48-51.

57. Зингер Е. Молодой мастер из Баку. "Творчество",1967,3,с. 18-19.

58. Зингер Е.А. Проблемы интернационального развития советскогоискусства.- М.: "Советский художник", 1977.271 с.

59. Изобразительное искусство Азербайджанской ССР. Живопись,графика,скульптура.монументально-декоративное искусство,театрально-декорационное искусство.-М.: "Советский художник", 1978.- 43 е., 98 л. илл.

60. Искусство Советского Азербайджана. Живопись.Графика .Скульптура.- М.: "Советский художник", 1970.- 207 е., 74 л. илл.

61. Каган ГЛ. Становление национальной школы. "Творчество",1958,1. JS 2, с. 16-19.

62. Каган М. Творчество молодых. "Творчество",1958,№ II,с.15-19.

63. Казиев А. Азим-заде.-М.: "Искусство", i960.- 47с.

64. Казиев А. Искусство в послевоенный период /1946-1950/.

65. Искусство Азербайджана",вып.4, Баку: Издательство Ш Азерб.ССР, 1954,с. 316-320.

66. Калитина Н. Французская пейзажная живопись I870-I970.-M.:1. Искусство", 1968.-260с.

67. Каменский А. Древо традиции. "Декоративное искусство",1980:2, с. 14-19.

68. Каменский А. Реальность метафоры. "Творчество", 1969,Л 8,с. 13-15.

69. Каменский А. Сад жизни. Творчество Тогрула Нариманбекова.

70. Панорама искусств",- М.: "Советский художник", 1982,Л 5, с. 30-43.

71. Капланова С. Образы современности. "Творчество",1972, Л I,с. 6-9.

72. Капланова С. Т.Салахов.-М.: "Советский художник",1967.103 с.

73. Касумов Надир. Романтика в пейзаже. Вст.ст. В.Трофимова.

74. М.: "Советский художник", 1978,- 2 с. 14 л. илл.

75. Кауфман Р. Новые концепции картины. "Творчество",1969,В 10,с. 11-12.

76. Керимов К.Д. Бехруз Кенгерли. Баку: Издательство АН Азерб.1. ССР, 1962.- 59 с.

77. Керимов К.Д. Султан Мухаммед и его школа.- М.: "Искусство",1970.- 101 с.

78. Корзухин А. Беюк Ara Мирза-заде.- М.: "Советский художник",1980.- 30 с. 103 л. илл.

79. Коровин К. Записи в альбомах Коровина 1892г. (отдел рукописей ГТГ, ф. 97/48, с. 2-3).

80. Левитан И. Письма.Документы.Воспоминания.-М.: "Искусство",1956.- 335 с.

81. Мастера советского искусства о пейзаже.-М.: Издательство

82. Академии Художеств СССР,1963.- 151с.

83. Миклашевская Н. 0 наследии и традициях в азербайджанскомизобразительном искусстве. "Искусство Азербайджана". -Баку: Издательство АН Азерб.ССР,1959, вып. 7, с. 24-57.

84. Миклашевская Н.М. Становление и развитие искусства социалистического реализма в Советском Азербайджане /1920-1945/.-Баку: Элм,1974.- 178с.

85. Наджафов М. Бехруз Кенгерли."Искусство",^ II,с. 46.

86. Наджафов М. Беюк Ara Мирза-заде.-Баку: Азернешр,1963.-31с.

87. Наджафов М. В мастерских бакинцев. "Творчество",1982,Jfc 3,с. 7-II.

88. Наджафов М. Живопись Надира Абдурахманова. "Искусство",1977,1. I, с. 38-43.

89. Наджафов М. Искусство Азербайджана. Заметки о республиканской выставке в Москве. "Искусство",1965, № I, с. 27-34.

90. Наджафов М.Н. Искусство,рожденное революцией.-Баку: "Гянджлик", 1981.- 149с.

91. Наджафов М. Микаил Абдуллаев. "Искусство",1963, J6 I,c. 12-19.

92. Наджафов М. "Наш современник". Заметки о республиканскойвыставке в Баку. "Творчество",1963,№ 9,с.1-5.

93. Наджафов М.Н. Таги Тагиев.-М.: "Советский художник",1959.67 с.- 149

94. Наджафов М.Н. Таир Салахов.-Баку: "Язычы",1981.-57 с.

95. Нариманбеков Т. Моя тема. "Творчество",1971,Л 9,с.8.

96. Нариманбеков Т. Пейзажи Саттара Бахлул-заде. "Творчество",1977, Л 7, с. 20-21.

97. Недоишвин Г. Николай Михайлович Ромадин.-М.: "Советскийхудожник", 1961.- 86 с.

98. Недоишвин Г. Роль национальных традиций в развитии социалистического искусства. "Искусство",1971, й 2, с. 6-17.

99. Низами. Пять поэм.- М.: Гослитиздат,1946.- 683 с.

100. Низами. Семь красавиц.-Баку: Азернешр,1959.-395с.

101. Никулина 0. Природа глазами художников: Проблема развитиясовременной пейзажной живописи.-М.: "Советский художник",1982.-175с.

102. Нисский Г. Избранные произведения.Вст.ст. Е.Муриной.-М.:

103. Советский художник", 1952.- 47с.

104. Очерки изобразительного искусства Советского Азербайджана.

105. Живопись,скульптура,графика. /Габибов Н., Миклашевская Н.,Новрузова Д., Гаджиев П./.-Баку: Издательство АН Азерб.ССР,1960.- 146с.

106. Пашаев В. Когда подходишь к сорока. "Гобустан",1970,№ I,с. 33-34.

107. Попова О.П. Пейзаж в изобразительном искусстве Киргизии.

108. Живопись.-Фрунзе: Кыргызыстан,1982.-80с.

109. Поэты Азербайджана.Сборник.Переводы.-Л.: "Советский писатель", 1970.- 710 с.

110. Рафи-заде Р. Надир Касумов.-Баку: Азернещр,1969.-35с.

111. Рафи-заде Р. Эльбек Рзакулиев.-Баку: Азернешр,1969.-31с.

112. Ревалд Д. Постимпрессионизм.-Л.-М.: "Искусство",1962.-436с.

113. Ремпель Л. Живопись Советского Закавказья.-М.-Л.: Изогиз,1932.-163с.

114. Рогинская Ф. Художники Закавказья. "Искусство",1954,Л 5,с. 5-6.

115. Садиг-Бек-Афшар. Ганун-ос-Совар. Трактат о живописи.-Баку:

116. Издательство АН Азерб.ССР,1963.-160с.

117. Салам-заде С. Художественная жизнь Азербайджанской ССР.

118. Искусство",1938,№ 3,с.129-131.

119. Салахов Т. Говорят молодые художники. "Творчество",1959,1. J& 10, с.16-17.

120. Салахов Т. Ритмы нового. Вст.ст. Е.Зингер.-М.: "Советскийхудожник",1975.-4 с. 15л. илл.

121. Сарабьянов Д.В. Павел Кузнецов и традиции русской живописи. "Искусство", 1979, & 1,с. 27-37.

122. Сарабьянов Д. Под знаком исканий. Живопись Советского Закавказья. "Творчество",1972,№ 2,с.13-21.

123. Советская живопись.Сборник статей.Сост.0.Р.Никулина.-М.:

124. Советский художник", 1982.- 256с.

125. Сопоцинский 0. Пейзаж. Образ Родины.Пейзаж в русской советской живописи.-Л.: "Художник РСФСР", 1968.- 131 с.

126. Тарланов М. Слово о живописце Т.Тагиеве. "Искусство",1969,12,с. 30-33.

127. ПО. Тарланов М., Эфенди Р. Изобразительное искусство Азербайджанской ССР.-М.: "Советский художник",1957.- 35 с.

128. Толстой В. Художник и современность. "Творчество", ^ I,1.60, с. 3-5.

129. Трофимов В. О некоторых особенностях современной азербайджанской живописи. Заметки критика. "Искусство", 1974, № 6,с. 15-19.

130. Трофимов В. Романтика в живописи Надира Касумова. "Искусство", 1968, № 10, с. 24-28.

131. ФедороЕ-Давыдов A.A. 0 нашей пейзажной живописи. "Искусство", 1956, J£ 5, с. 3-7.

132. Федоров-Давыдов A.A. Пейзаж Асафа Джафарова. "Творчество",1.60, № 2, с.17.

133. Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж к.Х1Х-н.ХХ века.Очерки.-М.: "Искусство",1974.-207 е.,56л. илл.

134. Федоров-Давыдов A.A. Советский пейзаж.-M.: "Искусство",1958.- 118с.

135. Федоров-Давыдов A.A. Современность в пейзаже. "Творчество", 1957, № II,с. 16-17.

136. Федорова Л. Краски Азербайджана. "Дружба народов",1967,5, с. Ш-П2

137. Физули. Избранное.-Баку: Азернепзр, 1958.-564с.

138. Халилов Фархад. Вст.ст. В.Ракитина.-М.: "Советский художник", 1977.- II е., 54л. илл.

139. Хримли А. Эстетическая проблема условности. "Искусство",1967, ß 4,с. 44.

140. Юон К. Выставка искусства Азербайджана. "Известия",1933,3 декабря.

141. Эфенди Р. Ваджия Самедова.- М.: "Советский художник",1970.- 64 с.

142. Эфенди Р. С.Бахлул-заде.- М.: "Советский художник",1959.67 с.

143. Эфенди Р. Тогрул Нариманбеков.-М.: "Советский художник",1966.- 22с.

144. Юрьев Э. Образ преображенной Родины. "Искусство",1966,9, с. 2-3.

145. Ягодовская А. Актуальный жанр искусства. "Творчество",1970, № 9, с. 5-8.

146. Ягодовская А. Творчество пейзажистов. "Искусство",1962,2, с. 13-19.

147. Ягодовская А. Человек,среда,современность. "Искусство",1966, № 9, с. 4-1I.

148. Якимович А. Позиция исследователя и художественное мышление

149. XX века. "Декоративное искусство",1983, № 4, с. 36-39.1. Каталоги выставок.

150. Абдуллаев Микаил Гусейн оглы. Каталог.Выставка произведений.

151. Вст.ст. Э.Поповой.-М.: "Советский художник", 1973.- 23с.

152. Абдурахманов Надир. Выставка произведений "Ирак-Афганистан".

153. Вст.ст. П.Гаджиева.-М.: "Советский художник", 1974.-11с.

154. Азербайджанское общество работников революционного искусства. Выставка 1-ая.- Баку, НКП АССР,1928.-23с.

155. Азербайджанская республиканская выставка работ художниковженщин. 6-ая.Вст.ст. Р.Топчибашевой.-Баку,1946.-14 с.

156. Ахвердов Самед. Каталог. Баку, 1971.- 12с.

157. Бахлул-заде Саттар. Выставка произведений.-М.,1973.-9с.,5 илл.

158. Весенняя выставка 1962 года работ художников Азербайджана.

159. Живопись,скульптура,графика.Вст.ст. Р.Рафи-заде.-Баку, 1962.- 30 с.

160. Всесоюзная художественная выставка. Москва,1946. Живопись,скульптура,графика.- М.-Л.: "Искусство",1946.-99 е., 23 л. илл.

161. Всесоюзная художественная выставка 1952 года. Живопись,скульптура, графика.-М.: "Советский художник", 1953.- 94с., 42л. илл.

162. Всесоюзная художественная выставка 1957 года. Вст.ст.

163. Б.В.Иогансона.- М.: "Знание", 1958.- 242с.

164. Выставка изобразительного искусства Азербайджанской ССР.

165. Декада азербайджанского искусства и литературы. Вст.ст. М.Наджафова.- Баку,1965.- 34с.

166. Выставка изобразительного искусства Советского Азербайджана. Живопись,графика.Вст.ст. Т.Салахова и М.Наджафова.- Баку, 1965.- 32с.

167. Выставка произведений художника Саттара Бахлул-заде.Вст.ст.

168. К.Чанкветадзе.-Тбилиси,1956.- 48с.

169. Хусейнов Эйюб. Выставка произведений. Вст.ст. В.Трофимова.

170. Баку, 1967.- Юс., Юл. илл.

171. Зарубежные страны глазами художников Азербайджана.Вст. ст.

172. Р.Кулиева.-Баку: Объедин.изд.,1964.- 79с.147,148,149,150151152153154155156157158159160

173. Зейналов Мир Надир. Выставка живописи.Каталог выставки.

174. Вст.ст.П.Гаджиева.-Баку: СХ Азерб.ССР, 1981.- 6с., 5л. илл.

175. Касумов Надир. Выставка произведений. Каталог.Вст.ст. Р.И.Рафи-заде.-Баку,I976.- 4с.

176. Мехтиев Ara. Живопись. Каталог выставки,посвященной 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности.Вст.ст. М.Литвин.-Баку,1981.-6 с.

177. Нариманбеков Тогрул. Выставка произведений. Вст.ст. Е.Зингер.- М.: "Советский художник". 1967, -19с.

178. Нариманбеков Тогрул. Живопись,графика,театральное искусство.Каталог выставки.Вст.ст. Анара.-М.: "Советский художник", 1983.- 48с.

179. Организация молодых художников Азербайджана. Выставка 1-ая.-Баку: НКП АССР,1928.- 23с.

180. Осенняя выставка работ азербайджанских художников.1946г. Сост.М.Тарланов.-Баку,1947.-I6с.

181. Осенняя выставка 1964 года. Вст.ст. Н.Габибова.-Баку,1965.-16 с.

182. Республиканская выставка 1954 года. Живопись,графика,скульптура.Сост. М.Наджафов,Т.Бадалова.-Баку,1954.-20с.

183. Республиканская художественная выставка 1961 года.Вст.ст. М.Курбанова.-Баку,1961.- 28с.

184. Республиканская художественная выставка 1963 года "Нашсовременник".Живопись,скульптура,графика,плакат. Вст. ст. М.Курбанова.- Баку,1963.-48с.

185. Садах-заде Тогрул.Каталог выставки.Япония,Хиро сима.Вст.ст. Р.Рафи-заде.- Каунас,1967.- 16с.

186. Салам-заде Салам.Каталог выставки.Вст.ст. Н.Габибова.-Баку, 1977.- 54с., 34л. илл.

187. Самедова Ваджия.Выставка произведений.Вст.ст.М.Абдуллаева и М.Наджафова.-Баку.-1966.-12с.

188. Сафарова Халида.Выставка произведений.Каталог.Вст.ст.

189. Р.Керимовой.-Баку: СХ Азерб.ССР,1980.-14с.

190. Тагиев М., Сафарова X. Выставка работ.Вст.ст. М.Тарлановаи И.Когновицкого.-Баку,1947.-29 с.

191. Фейзуллаев Лятиф Абдул Баги оглы.Выставка произведений.

192. Каталог.-М.: "Советский художник". 1973. -22с.

193. Художники СССР Азербайджана.Вст.ст. Н.Масленникова,В.Чепелева.-М.: "Всекохудожник", 1932.- 24с.,17л.илл.

194. Шихалиев Талят.Выставка произведений.Каталог выставки.

195. Вст.ст.В.Трофимова.-М.: "Советский художник", 1980.- 27с.

196. Юбилейная выставка 1964 года. Вст.ст. М.Наджафова.-Баку,1964.- 18с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.