Пение с исоном в православной богослужебной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Турчин, Евгений Евгеньевич

  • Турчин, Евгений Евгеньевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 238
Турчин, Евгений Евгеньевич. Пение с исоном в православной богослужебной традиции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Турчин, Евгений Евгеньевич

Введение.—

Глава I. Исторические проблемы истоков исона в богослужебной певческой традиции---------------------------------------------------------------------------------с.

1.1. Исторические сведения о бурдонном многоголосии в раннехристианском богослужебном пении-----------------------------------------------------------------с.

1.2. Бурдонирование в истории западноевропейского богослужебного пения---------------------------------------------------------------------------------------------с

1.3. Богословские и философские истоки исона как феномена православного богослужебного пения----------------------------------------------------------------с.

Глава II. Пениеисоном вранах православного Востока.

2.1. История исона в византийско-греческом богослужебном пении-------с.

2.2. Афонская традиция пения с исоном-----------------------------------------с.

2.3. Церковное многоголосие на Кавказе и традиция пенияисоном— 114 2.3.1 .Грузия------------------------------------------------—-------------------------с.

2.3.2.Абхази я--------------------------------------------------------------------------с.

2.3.3. Армения-------------------------------------------------------------------------с.

2.4. Богослужебное пениеисоном в Сербии и Румынии.—

2.4.1. Сербия---------------------------------------------------------------------------с.

2.4.2. Румыния------------------------------------------------------------------------с.

Глава III. Пение с исоном в богослужебном обиходе Русской Православной Церкви-------------------------------------------------------------.---------------------с.

3.1. Бурдонирование в богослужебном пении Древней Руси---------------с.

3.2. XI - XIII века. Период Киевской Руси-------------------------------------с.

3.3. XIV - XV века. Период объединения русских земель вокруг Москвы.

------------------------------------------------------------------------------------------- С.

3.4. XVI - XVII века. Период Московского царства--------------------------с.

3.5. Пение с исоном в современной русской богослужебной практике

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пение с исоном в православной богослужебной традиции»

Актуальность темы: К настоящему времени отечественным музыковедением накоплен значительный объем трудов, посвященных изучению многоголосия в христианском церковном пении. Научно-исследовательская база фундаментальных исследований в этой области включает в себя преимущественно комплекс знаний о следующих явлениях богослужебно-певческой культуры: генезис западноевропейского органума и последующая история многоголосных жанров мессы, мотета и кантаты, строчное пение в культуре Древней Руси и многоголосный стиль в русской православной певческой традиции синодального периода XVIII -XIX веков.

Проблема исона в равной мере касается как западноевропейской, так и византийской и древнерусской традиций церковного пения. Она тесно соприкасается и с проблематикой средневековой хоровой монодии, и с генезисом многоголосных форм и жанров. Каждая из этих областей научного знания имеет, как известно, свою обширную литературу, среди которой необходимо выделить монографии, наиболее тесно соприкасающиеся с данной работой. Исследованию западноевропейского многоголосия посвящены фундаментальные труды Е. К. Евдокимовой «Многоголосие средневековья X - XIV вв1.» и Н. И. Ефимовой «Раннехристианское пение в Западной Европе VIII - X столетий2. В них детально прослежены первые опыты грегорианского многоголосия и рассмотрены различные виды культуры органума. Среди научных публикаций последних десятилетий в историографии рассматриваемой в предлагаемом исследовании темы выделим упомянутую монографию Ефимовой, в которой предметом исследования становится именно интересующее нас время начального этапа истории западного многоголосия, а также исследования В. Г. Карцовника,

1 Евдокимова Е. К. Многоголосие Средневековья X - XIV веков. М., 1983.

2 Ефимова II. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII - X столетий: (к проблеме эволюции модальной системы средневековья). М.: Изд-во Московского Университета, 2004. 4 выдвинувшего гипотезу о возможных южно-славянских влияниях на ранние о формы западного многоголосия .

Другим историко-стилевым слоем, которому проблема исона оказалась сопричастной в ходе своей рецепции в рамках восточно-византийской традиции православного пения, стало церковное многоголосие в России, которое на сегодняшний день достаточно подробно изучено, причем как строчное, так и «партесного» стиля.4 Напомним, строчное пение -уникальный феномен отечественной многоголосной культуры, известный отечественным ученым еще в XIX столетии. На протяжении достаточно длительного времени возникновение строчного пения осмыслялось как результат своеобразного преломления западных музыкальных традиций в русском национальном гармоническом изложении. Наступление эпохи Нового времени в России XVII столетия сопровождалось внутренними смутами, церковным нестроением Раскола, присоединением новых территорий. Встреча с иными музыкальными традициями, в том числе, с распространенным в землях Украины партесным многоголосным пением (вошедшей в состав Русского государства), создавало предпосылки для пересмотра старого искусства знаменного роспева. На этом фоне и происходило своебразное осмысление западной гармонии русскими певчими в контексте практики троестрочного пения. Такая точка зрения разделялась еще в XIX веке Д. В. Разумовским5, и в последующие годы к ней обращались 7

Бражников М. В., и Шавохина Е. Е .

Другая гипотеза была предложена в начале XX века С. В. Смоленским, 3

См. Карцошшк В. Г. Секундовая диафония в средневековой Италии и на Балканах // Вопросы народного многоголосия. Тезисы респ. науч. конф. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1988. С. 28 - 31.

4 Герасимова - Персидская Н. А. Партесный концерт на Украине во второй половине XVII - второй половине XVIII века и его место в культуре эпохи. Автореф. дис. д. иск. Киев: ИИФиЭ, 1978.

5 Разумовский Д.В. Церковное пение в России (Опыт псторнко-технического изложения). М„ 1867- 1869. С. 213.

6 Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур // Проблемы истории и теории древнерусской музыки / вступ. ст. и коммент. А. С. Белоненко и А. Н. Кручининой. Л.: Госиздат, 1979. С. 7 у

Шавохина Е. Е. Знаменное многоголосие в его связях с общими закономерностями развития полифинин: Автореф. дис. к иск. Л.: Лен. гос. консерватория, 1987. С. 3-5. искавшим взаимосвязи строчного многоголосия с национально русским песенным мышлением, и возможным чисто русским истокам такого рода церковного пения. В наше время продолжение и развитие этих идей развито

О Л в научных трудах Н. В. Ефимовой и А. В. Конотопа . Эти авторы подчеркивают «горизонтальную» гетерофоничность троестрочия, его специфическую диссонирующую гармонию, противопоставляя эти признаки национального мелодического развития «вертикальности» западных аккордовых консонансов. В тоже время, существует концепция Г. А. Пожидаевой о транспозиции голосов строчного пения в консонансное их развитие с целыо корректировки стихийно возникающей диссонантной вертикали гетерофонного изложения10.

Обобщение предшествующих идей и обозначение новых направлений в изучении строчного пения изложено в диссертации И. Е. Богомоловой «Русское безлинейное многоголосие: на материале певческих рукописей XV - XVII вв». На основании многочисленных источников, обработанных М. Е. Богомоловой, строчное многоголосие предстает целостным феноменом русского Средневековья. Большое значение автор уделяет вопросу рождения многоголосия на Руси, рассматривая самые разнообразные предположения. Так, Богомолова обращает внимание на гипотезу В. М. Беляева, полагавшего, что многоголосие было присуще русскому богослужению уже с XI века11. Однако, первые рукописи-партитуры, которые можно относить к виду строчного пения, относятся к концу XV века. Какой вид многоголосия имел в виду В. М. Беляев? Может быть, в древний период истории имелись также

8 Ефимова И. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII начала XVIII века. См.: http://www.disscrcat.com/content/mnogogolosic-v-russkom-profcssionalnom-pevclieskom-iskusstve-xvii-nachala-xviii-уека.

9 Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие XV - XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. Указ. изд.

10 Пожидаева М. В. Раннее русское многоголосие троицкой традиции. Лекция по курсу «История русской музыки». М.: РАМ, 2006. С. 2-7.

11 Богомолова М. Е. Русское безлинейное многоголосие : на материале певческих рукописей XV - XVII вв. Автореф. дне. д. иск. М.: ГИИ, 2006. С. 5. иные многоголосные формы православного пения на Руси, отличные от строчного пения?

А. В. Конотоп предложил гипотезу о возможной связи русского строчного пения с малоизвестным, но очень древним, широко распространенным на Православном Востоке видом многоголосия - пения роспевов с выдержанным тоном, называемым обыкновенно греческим словом «исон»12.

Действительно, область христианского церковного многоголосия не ограничивается перечисленными певческими формами. В культуре древнерусского многоголосного пения, возможно, помимо строчного пения существовал совершенно иной тип богослужебного многоголосия, генезис которого свидетельствует о многовариантности церковной многоголосной культуры.

Среди многообразия православной певческой традиции в наши дни привлекает особое внимание именно пение литургических роспевов с исоном, широко распространенное в странах восточной Европы - Греции, Болгарии, Сербии, Румынии. Насколько нам известно, до сих пор специального изучения этой своеобразной традиции церковного пения ни в России, ни за рубежом не проводилось, между тем как широкое

1Ч распространение исона в богослужебной практике православного Востока , где одноголосное исполнение традиционных роспевов практически неизвестно, создает особую актуальность исследованию этого феномена.

Единственный, кто интересовался проблемой исона на Руси в середине XX - И. И. Гарднер, в своем труде «История богослужебного пения Русской Православной Церкви» он предпологал, что исон был известен

1212 Конотоп А. В. Русское строчное многоголосие XV - XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. Указ. изд. С. 4 - 7.

13 Пение с неоном также известно сегодня в Константинопольской, Кипрской, Антиохийской и Александрийской Поместных Церквах. древнерусской певческой культуре как путно-демественный знак «Э»14.

Уникальность восточно-христианской певческой культуры состоит в ее самобытной эволюции на основе сохранения исторической памяти и неподверженности разрушительным стилевым ломкам сложившейся традиции под воздействием смен миросозерцания, что имело место в западноевропейском культурно-историческом развитии нового и новейшего времени. В православных странах восточной Европы, наследующих культурную традицию Византийской империи, и в наше время сохраняются певческие жанры и традиционные формы исполнения церковного пения, имеющие многовековую историю. До сих пор в Греческой, Константинопольской, Румынской, Александрийской и Антиохийской Церквах используются невменные способы записи песнопений (вотированные так называемым «новым методом» или новогреческой нотацией). Все это ставит на повестку дня стремление к аутентичному осмыслению исторически утраченной или во многом полузабытой в России и Западной Европе древнейшей культуры церковного роспева как явления стилистически многообразного, не ограничивающегося исключительно одноголосными формами бытования.

История пения с исоном в христианской культуре, древность которой подтверждается средневековыми памятниками15, содержащими сведения об исоне как знаке византийской нотации и описывающими практику исполнения роспевов с выдержанным тоном, равно как широкое географическое распространение бурдонного многоголосия в наши дни, создающее разнообразные традиции и национальные школы, заслуживает глубокого научного внимания и дает импульс для комплексного исследования этой традиции.

14 Гарднер И. Л. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сущность, система, история. Сергиев Посад: МДА, 1999. С. 532.

15 Например, в рукописи XIII века: РНБ. Codex Grecus 497. Код: Греческая 497. 8

В настоящее время наблюдается процесс активного внедрения исона в практическое исполнение древнерусских роспевов: знаменного, демественного, путевого, что ставит особый важный вопрос о корректности такого рода исполнительской интерпретации и о возможности ее исторической известности культуре Древней Руси. Многочисленные дискуссии на эту тему, имеющие место в среде современных отечественных ученых-медиевистов16, роспевщиков, регентов хоров актуализируют тему исследования истории пения с исоном в процессе взаимовлияний певческих традиций различных православных культур. Работа в этом направлении была начата С. В. Смоленским и А. В. Преображенским. В 1906 - 1907 годах эти русские ученые специально посетили древнейшие монастыри Афона для изучения византийских и греческих манускриптов и певческих кодексов с целью последующего их сравнения с древнерусскими рукописями. К сожалению, эта работа оказалась незавершенной из-за наступивших вскоре в России социальных потрясений.

Неразработанной до сих пор остается и тема очевидного типологического сходства в претворении феномена, исследуемого на страницах работы между средневековым православным Востоком и латинским Западом: о знании восточного пения с исоном в католических странах указывают факты бурдонирования грегорианских роспевов. Эта практика многоголосия описывается в некоторых латинских трактатах

1 »у периода XI - XIII веков .

И все же наиболее широкий теоретический комментарий об искусстве пения с исоном обнаруживается в певческих памятниках Византии и Греции. Рассмотрение византийских певческих руководств (пападик) и трактатов посвященных экзегезе (толкованию) православного церковного пения

16 См. например: Кутузов Б. П. Русское знаменное пение. М.: Пытливый ум, 2008. С. 247 -248.

17 К примеру: Summa Musica: A Thirteenth-Century Manual for Singers. (Cambridge Musical Texts and Monographs). Cambridge University Press, 1991. P. 124. показывает особое отношение их авторов к понятию исона как не только бурдонирующего тона, но первоэлемента всей средневековой теоретической системы богослужебного пения, без которого невозможно понять основы певческой теории и расшифровать невменную запись мелодических роспевов на практике.

Обращение к древней истории музыки, к высказываниям о пении многих отцов и учителей Церкви на страницах безбрежного моря патристической литературы первого тысячелетия, открывает некоторые детали, свидетельствующие о теоретическом сходстве и изначальной преемственности форм исполнения раннехристианских произведений от древневосточной и античной музыкальных традиций. Христианское пение в своих корнях - пение ближневосточное, отличительным же свойством музыкальной культуры народов Средиземноморья и Ближнего Востока является практически повсеместно распространенная практика сопровождения вокальных произведений бурдонными выдержанными звуками. Углубление в эту тему открывает возможность проследить взаимосвязи христианского исона с предшествующими традициями бурдонного многоголосия, в особенности с широко распространенным в древности пением под бурдонирующие авлодические инструменты.

В такой широкой перспективе рождается широкое поле настоящего исследования, основная цель которого: на основе доступных источников комплексно раскрыть генезис, историю и теорию пения с исоном в православной богослужебной традиции. Задачи исследования:

• выяснить историческое происхождение традиции пения с исоном в христианской литургии;

• уточнить время возникновения традиции бурдонирования в православном богослужебном пении;

• реконструировать основные этапы развития пения с исоном в православной литургии;

• проанализировать религиозно-философские основания этой певческой традиции и бытование исона как феномена православной певческой культуры нашего времени.

Практическая значимость диссертации состоит в расширении представлений об аутентичном звучании средневековых роспевов и обосновании возможности использования исона, наряду с монодией, в древнерусских, грегорианских и византийских роспевах в современной певческой практике. Проблема исона дает текже материал, дополняющий ресурсы современных палеографических исследований, она может внести также вклад в представления об эволюции многоголосия в эпоху Средневековья.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили фундаментальные труды представителей отечественной и зарубежной музыкальной медиевистики и исследования в области истории музыкальной культуры Древнего мира:

• в византийском музыкознании, в вопросах музыки и музицирования древнего Востока, античной и новогреческой христианской традиции -В. И. Петра, Е. В. Герцмана, И. И. Вознесенского, Р. И. Грубера, К. Закса;

• в проблематике древнерусского певческого искусства: М. В. Бражникова, И. А. Гарднера, А. В. Конотопа, С. В. Смоленского, А. В. Преображенского, Ю. С. Шабалина, Н. С. Серёгиной, Т. Ф. Владышевской, Г. В. Алексеевой, И. В. Ефимовой;

• в вопросах грегорианики: Ю. К. Евдокимовой, В. Г. Карцовника, Н. И. Ефимовой.

Источниковедческой основой настоящего исследования являются:

• средневековые и античные трактаты, патристические труды, певческие азбуки и руководства по пению (пападики), агиографическая литература, мемуарные воспоминания путешественников, как оригинальные, так и нашедшие свое освещение и интерпретацию в историографии проблемы;

• невменные рукописи и их палеографический анализ, осуществленный крупнейшими специалистами в области допятилинейной нотации;

• труды дореволюционных русских ученых, благодаря которым феномен исона становится известным отечественной музыкальной науке XX века (С. Смоленского, А. Преображенского, Порфирия (Успенского), Евгения (Болховитинова).

Методы исследования: в исследовании применялись методы исторического, сравнительно-исторического, палеографического, текстологического, этимологического и музыкально-теоретического типов анализа.

Объект исследования: исон как феномен православной певческой культуры, являющий собой тип бурдонного многоголосия, связанный со специфическими элементами невменной нотной записи, имеющий философско-богословское обоснование и отражение в памятниках музыкально-теоретической мысли эпохи Средневековья.

Предмет исследования: формы бурдонного многоголосия христианской богослужебной традиции в их историческом становлении, в контекстах византийской и западноевропейской средневековых культур, а также во взаимосвязях с внецерковными формами музицирования (имеется в виду раннехристианская традиция богослужебного пения в ее исторической преемственности с античностью, древнерусский и ближневосточный традиционный фольклор и средневековое искусство канонической импровизации).

Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список литературы.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

1. Турчин Е. Е. Бурдонное многоголосие в православной богослужебной традиции // Музыкальная культура глазами молодых ученых; сборник научных трудов / под ред. проф. Шитиковой Р.Г., доц. Вербы Н.И. СПб.: Астерион, 2006. С. 3 - 8.

2. Турчин Е. Е. Антифоны и инструментарии в раннехристианском богослужебном пении. // Музыкальная культура глазами молодых ученых; Сборник научных трудов. / под ред. проф. Шитиковой Р.Г., доц. Вербы Н.И. СПб.: Астерион, 2007. С. 3 - 9.

3. Турчин Е. Е. Сокровенные основания пения с исоном в православном богослужении// Музыкальная культура глазами молодых ученых; сборник научных трудов / под ред. проф. Шитиковой Р.Г., доц. Вербы Н.И. СПб.: Астерион, 2008. С. 3 - 7.

4. Турчин Е. Е. Исторические сведения о богослужебной традиции пения с исоном в эпоху средневековья (XI - XIV вв.) // Театр. Жипопись. Кино. Музыка. Альманах Российской Академии Театрального Искусства / Под ред. К. JL Мелик-Пашаевой. Вып.4. М.: Гитис, 2010. С. 175 - 183.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Турчин, Евгений Евгеньевич

Заключение.

Открытие православного средневекового роспева во всем богатстве его интонационных мелодических линий, глубине внутреннего христианского содержания, красочной палитре многообразных традиций многоголосия -процесс вряд ли имеющий в будущем научное завершение в силу как трудной доступности понимания в наше время столь отдаленных музыкальных эпох, так и «неотмирной» сущности церковного творчества, «сакральная» иконография которого во все времена призывает человека к онтологическому постижению Непостижимого. Некоторым вкладом в развитие знаний о православном церковном пении кажется и появление настоящей работы об истории исона - важнейшего составляющего элемента гармонической архитектоники средневекового роспева.

Знания о православном церковном многоголосии невменной письменной традиции относительно молоды, появившись только во второй половине XIX столетия в трудах С. Смоленского, А. Преображенского, в XX веке разработанные в исследованиях М. Бражникова, И. Гарднера и А. Конотопа. На протяжении долгого времени формировалось мнение о единстве понятий «средневековый хорал» и одноголосная музыка. Пение богослужебных роспевов с бурдонирующим тоном исона корректирует привычный образ и рождает новое понимание характера всего музыкального средневековья.

Исследование показало, что традиция пения с исоном вглубь веков имела более широкое географическое распространение, чем в сохранившейся только в Восточной Европе практике нашего времени. Так, в период XI - XIII веков, исходя из текстов исторических памятников, бурдонирование роспевов культивировалось в самых различных христианских регионах: от Ближнего Востока до западноевропейских стран, от византийского Афона до Киевского государства. В силу этого факта, первые пятьсот лет второго тысячелетия можно условно считать «золотым временем» в истории традиции пения с исоном. Именно в этот период формируется византийское теоретическое учение об исоне как главенствующем знаке невменной системы, без которого невозможно прочесть остальные невмы, и, следовательно, песнопение в целом. В практическом смысле исон представляется своеобразной центральной звуковой «осью», вокруг которой располагаются звуки песнопения, строгая иерархия расположения которых соотносится с духовным олицетворением исона как знака Святой Троицы. В

375 мистическои христианскои экзегезе , невмы «далекие» от исона как «Божественной благодати» - менее совершенны, чем «приближенные» к нему по высоте.

Бесспорным фактом можно признать, что пение богослужебных песнопений с бурдоном - одна из самых древних многоголосных практик в Церкви. Его истоки лежат в древнейшей общей тенденции практически всех религий мира сопровождать обрядовые действия звучанием тона исполняемого на одной высоте, что может способствовать психической концентрации мысли на произносимых священных текстах.

Христианское пение ведет свое начальное происхождение от ближневосточной музыки: еврейской, сирийской, арабской традиций376. Именно в восточной музыке всегда были сильны традиции бурдонного сопровождения практически любых музыкальных композиций. Эта практика, впоследствии с Востока была перенесена в культуру Древней Греции и Рима, где существовала традиция хорового пения в сопровождении двойного авлоса. Таким образом в период возникновения христианства бурдонирование было одним из наиболее часто употребляемых форм многоголосия в мире того времени. Как показало исследование, в

375 Т. е. толковании.

376 См. схожую точку зрения у Р. Грубера: Грубер Р. И. История музыкальной культуры. Том 1: С древнейших времен до конца XVI века. Часть 1. М.: Музиздат, 1941. С.401.

214 святоотеческой литературе имеются обширные сведения о пении христианских песнопений с музыкальными инструментами. На основании этого предложена точка зрения о том, что такая форма пения была знакома христианам и использовалась за богослужением, положив начало традиции исона в христианской культуре.

При этом участие бурдона в пении связывалось в древности с теоретической необходимостью звучания основного тона, по которому настраивались и «отсчитывались» другие звуки, без которого, по-видимому, было практически невозможно исполнить сложные по мелодическому движению песнопения.

История церковного пения первого тысячелетия - до сих пор практически неисследованная тема в науке. Однако за это громадное историческое время стили пения, равно как художественные предпочтения той или иной формы исполнения песнопений неоднократно менялись. Скромный обряд ранних христианских общин I - II веков не входил ни в какое сравнение с великолепием византийского «софийского» богослужения времен императора Юстиниана (V век), а увлечение арабской музыкой в Византии VII - VIII веков не могло не отразиться на мелодическом облике роспевов эпохи Иоанна Дамаскина.

Сведения о той эпохе крайне противоречивы, смысл древних текстов по музыке отличается неоднозначным смыслом, обилием иносказаний и обсуждением отвлеченных от практического пения предметов. Как развивалась история бурдонного многоголосия в этот отдаленный период -можно понять только на основании разрозненных сведений. Так известно, что в период Вселенских Соборов IV - VII веков инструментализм вызывает отторжение у большинства православных церковных иерархов, и, вероятно, именно с этого времени традиция сопровождения инструментами хорового пения (в том числе авлоса) постепенно уничтожается. В то же время на латинском Западе именно в это время (по легенде в 666 году) папа Виталий разрешает использование органа (авлодического инструмента) за богослужением. Вероятно, первоначально орган здесь заменял вокальный исон на инструментальный наигрыш бурдона. Факт возврата к инструментарию за богослужением стал одним из известных противоречий между традицией Православной Церкви и католическим обиходом.

Одной из самых распространенных форм исполнения роспевов и на Востоке и на Западе было антифонное пение. Исторические сведения о нем, почерпнутые из античных и средневековых трактатов, позволили выдвинуть новую гипотезу о том, что в раннехристианском пении антифоном мог называться бурдонный подголосочный звук, «противостоящий» основной мелодии. В пользу этого предположения говорит факт обнаружения памятников, комментирующих термин «антифонический» как «подголосочный», а также прямой перевод слова «антифон» как «противо-звук».

С момента появления первых невменных рукописей (рубеж первого и второго тысячелетий) сведения об исоне из области «полулегендарной» переходят к реальной истории. Уже в ранней пелеовизантийской нотации присутствует знак исон. В XI веке бурдонирование описывается в трактате «Микролог» Гвидо Аретинского (раздел «о диафонии»), в XII - XIII века пение с исоном документировано в памятниках «Греко-арабская рукопись» из Синайского монастыря святой Екатерины, и «Сумма музыки» Анонима из монастыря Сент - Галлен в швейцарских Альпах.

В процессе сложной эволюции западноевропейской музыкальной традиции бурдонирование грегорианских песнопений уступает место многоголосным композициям эпохи Возрождения и навсегда бесследно здесь исчезает.

На православном Востоке традиция пения с исоном никогда не прерывалась. На протяжении истории Византии и Греции исон как знак невменных нотаций подробно описывается во всех певческих руководствах (пападиках). При этом сохраняется его значение как главного невменного знака системы церковного пения. Древнее олицетворение исона со Святой Троицей также прошло сквозь века и было зафиксировано в суждениях о сущности церковного пения афонских монахов в XIX веке замечательным русским ученым-византологом епископом Порфирием Успенским.

Изучение древнерусских невменных рукописей, азбук, трактатов XVII века открыло новый взгляд на певческий смысл первого знака русской крюковой системы - параклита. Оказалось, что во многом значения параклита и исона совпадают. Как и исон, параклит знаменует Божественную сущность - Святого Духа; как и исон, параклит ставится в начале большинства песнопений знаменного роспева на протяжении всей его истории (XI - XVII столетий). Как показало исследование происхождения этого крюкового начертания, параклит восходит к палеовизантийским знакам параклитики и ревма (тождественных по своей графике). Бурдонное значение параклита раскрылось в результате его изначальной связи с византийским знаком ревма (в переводе с греческого означающим «поток», «волну», «течение» звука).

Таким образом, исон имел звучание во всех концах христианской цивилизации, в том числе и на Руси. Среди выводов и научных заключений об эволюции пения с параклитом древнерусских песнопений можно выделить следующие пункты:

1. Знаменные роспевы периода Киевского государства XI - XIII веков представляли из себя довольно простые модели разнообразных полу-речитативных форм, звучавших на основании неподвижного основного тона, высота которого задавалась начальным невменным знаком - параклитом.

2. Таким образом, расшифровка мелопеи знаменных роспевов древнейшего периода тесно связана с отсчетом всех невменных начертаний от заданной неизменной высоты. Культивировалась ли практика смен высоты бурдона на протяжении звучания песнопения - вопрос открытый, в тоже время начальные фразы в мелодических разделах песнопений преимущественно всегда начинаются записью параклита.

Проблематика настоящего исследования отнюдь не исчерпана. Насущной потребностью является продолжение работы по изучению звукового наполнения бурдонных тонов, зафиксированных знаменами параклита и знака «Э», и исследование принципов координации тонов роспева с длящимся бурдоном в конкретных песнопениях. Должны быть проведены комплексные исследования бытования традиций знаменного пения с исоном в условиях культуры русского старообрядчества. Все это поможет делу сохранения памятников культуры нашего Отечества в их первозданном виде, а также пониманию общечеловеческого по своей принадлежности характера глубинных истоков древнерусской певческой культуры на примере одного из частных проявлений этого западно-восточного культурного феномена - раннего бурдонного многоголосия.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.