Пережитки домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев в XIX - начале XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.07, кандидат исторических наук Алигаджиева, Заира Алиевна

Диссертация и автореферат на тему «Пережитки домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев в XIX - начале XX в.». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 336863
Год: 
2008
Автор научной работы: 
Алигаджиева, Заира Алиевна
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Махачкала
Код cпециальности ВАК: 
07.00.07
Специальность: 
Этнография, этнология и антропология
Количество cтраниц: 
194

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Алигаджиева, Заира Алиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПАНТЕОН И ДЕМОНОЛОГИЯ.

ГЛАВА II. ОБРЯДЫ ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ И СОЛНЦА.

ГЛАВА III. МАГИЯ В СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОБРЯДАХ.

ГЛАВА IV. ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИВОТНЫМИ.

ГЛАВА.V. АМУЛЕТЫ И ТАЛИСМАНЫ АВАРЦЕВ-АНДАЛАЛЬЦЕВ.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Пережитки домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев в XIX - начале XX в."

Актуальность исследования. Предлагаемая работа посвящена исследованию пережитков домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев. Эта сфера духовной культуры андалальцев остается еще недостаточно изученной. Между тем, исследование религиозных традиций народа имеет большое научное значение. Изучение так называемого «народного ислама», в котором причудливо переплелись в одну синкретическую религию остатки домонотеистических верований и мусульманские религиозные установления представляет важный теоретический и практический интерес в плане воссоздания более полной картины духовной культуры этноса. Это и тем более актуально в последние десятилетия, в условиях построения нового демократического и правового российского государства и в связи с ростом национального самосознания и национальной гордости, когда наблюдается повышение интереса к генезису и этнической истории народа, его историческому прошлому и настоящему, особенностям его культуры и быта. Необходимость всестороннего изучения в наши дни того или другого этноса с учетом экологических, культурно-традиционных и этнокультурных факторов диктуется и объективными процессами: вымыванием, забвением отдельных элементов быта и духовной культуры под натиском процессов урбанизации, стандартизации и глобализации. Исследование традиционных религиозных верований, отражающих специфику духовной культуры отдельного этноса, в этой связи представляется актуальным и целесообразным, вытекающим из необходимости изучения закономерностей развития предшествовавших культурных форм в сравнении и во взаимосвязи с политическим и социально-экономическим состоянием современного общества. Все это в совокупности свидетельствует об актуальности темы диссертации, значительно возросшем интересе народов Дагестана к собственной истории и предшествовавшим религиозным формам.

Изучение народных верований позволяет знакомиться с исторической действительностью далекого прошлого, с древними формами хозяйства и быта.

Поэтому народные верования и обряды андалальцев, как и других народов мира, являются важным источником по истории их самобытной культуры. Они освещают также существовавшие в прошлом культурные связи андалальцев с соседями, что дает материал для исследования этногенеза и этнической истории не только аварцев, но и других народов Дагестана. Исследование верований любого народа невозможно без привлечения параллельного материала по соседним регионам и, прежде всего, Северного Кавказа, что и позволяет сделать целый ряд выводов общего характера по проблеме происхождения и развития религий мира.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования — выявление и анализ сохранившихся в быту и культуре пережитков домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев. Реализация поставленной задачи предполагает решение ряда задач:

- реконструировать мифологические персонажи, входившие в языческий пантеон и пандемониум андалальцев;

- изучить и описать пережитки магии в различных сферах быта и культуры, и в частности такой ее вид, как метеорологическая магия в обрядах вызывания дождя и солнца;

- выявить магические ритуалы в семейно-бытовых обрядах;

- исследовать восходящие к зоолатрии, промысловому культу и тотемизму, верования, связанные с животными;

- описать и интерпретировать, связанные с фетишизмом и магией, амулеты и талисманы андалальцев;

- выявить истоки ранних форм религии, их эволюцию, влияние других религий;

- провести широкие параллели и аналогии с выявлением общего и особенного в религиозных верованиях андалальцев с другими субэтносами и этническими группами аварцев, народами Дагестана, Северного Кавказа и мира.

Хронологические рамки исследования охватывают традиционный быт и культуру андалальцев, т.е. в основном XIX - начало XX в., хотя большинство описываемых верований и обрядов сохранялось и в советское время, а некоторые - бытуют и в наши дни.

Методологической основой диссертации являются принципы научного историзма и объективизма, предполагающие изучение любого явления в его исторической перспективе, рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего. Кроме того, в работе использованы принцип исторического детерминизма, принцип хронологической последовательности описываемых феноменов, принцип взаимосвязи явлений материальной и духовной культуры с особенностями форм хозяйственных занятий и экономики в целом, а также метод исторической ретроспекции. Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили труды российских и дагестанских этнографов: Г.Ф.Чурсина, Е.М.Шиллинга, М.О.Косвена, С.А.Токарева, С.Ш. Гаджиевой, М.А.Агларова, С.А.Лугуева, А.Г.Булатовой, А.О.Булатова, Г.А.Гаджиева, Сефербекова Р.И. и др.

Научная новизна диссертации. Работа является первым опытом комплексного изучения домонотеистических верований и обрядов аварцев Андалала. Разрабатываемый в работе комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд не изученных или малоизученных проблем и значительно расширить сведения по этнографии аварцев. Новым вкладом в этнологическую науку является и основной вывод автора диссертации о том, что несмотря на более чем пятисотлетнее исповедание аварцами-андалальцами ислама, а ранее и христианства, в их традиционном быту и культуре продолжали устойчиво сохраняться пережитки языческих верований (магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, полетеизм и т.д.). Эти верования органически вошли в идеологию и культуру практикуемого андалальцами ислама, образовав синкретическую форму так называемого «бытового» или «народного» ислама.

Источники. Источниковую базу исследования составили: 1) полевой этнографический материал; 2) материалы Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (РФ ИИАЭ); 3) литературные источники; 4) фольклор. Весь полевой материал и некоторые документы РФ ИИАЭ вводятся в научный оборот впервые. Основой работы послужил полевой материал, собранный автором в 13 селениях Гунибского района. Полевые исследования проводились по специально составленному вопроснику методами индивидуального и группового собеседования и интервьюирования респондентов. Всего опрошено 49 человек разного пола, возраста и профессий.

Состояние изученности проблемы. Всю имеющуюся литературу, касающуюся домонотеистических верований и обрядов аварцев можно разделить на ^дореволюционную; 2) советского периода и 3) наших дней.

Наиболее ранее упоминание о языческих божествах аварцев и других народов Кавказа встречается в 70-х гг. XVIII в. в труде И.А.Гильденштедта.1 Ценность этого вполне достоверного источника состоит в том, что им зафиксированы теонимы, реконструировать которые, на основании имеющихся на. сегодняшний день материалов, не представляется возможным (например, у даргинцев).

Много интересующих нас сведений имеется в периодической и непериодической печати того времени. Среди них — Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ), Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМГЖ)2 и др.

Особенно ценной и интересной для нас является статья О.Каранаилова , посвященная этнографическому описанию особенностей быта и культуры жителей андалальского селения Чох. Очень ярко и красочно автором описывается обряд по вызыванию дождя у чохцев, который описан другими авторами у аварцев-хунзахцев4, аварцев-хваршин1, даргинцев2, лакцев3, лезгин4,

1 См.: Гшьденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. С.335, 350.

См., например: Из дагестанских нравов: Мамедов А. Алпаб (лезгинское поверье); Ханагов JI. Отемишские пиры; Он же. Некоторые поверья мюрагинцев // СМОМПК. 1892. Вып. 13. С.145-155.

3 См.: Карапаилов О. Аул Чох // СМОМПК. 1884. Вып.4. С. 1-24.

4 См.: Алиханов М. В горах Дагестана: Путевые впечатления и рассказы горцев /Сост. и авт. коммент. Р.Н.Иванов. Махачкала, 2005. С.217-218.

S 6 7 8 агулов , вайнахов и других народов Северного Кавказа и Кавказа , а также у славян9.

В советское время в конце 20-х гг. первое этнографическое исследование быта и культуры аварцев, в том числе и андалальцев, было предпринято известным этнографом-кавказоведом Г.Ф.Чурсин. В его этнографическом очерке «Авары»10 довольно обстоятельно описаны реликты демонотеистических верований и обрядов у аварцев. Представлены они и в других его трудах11.

В 1940-х гг. по результатам этнографических экспедиций в районы расселения народностей андо-цезской группы Л.Б.Панек и Е.М.Шиллингом были написаны краткие историко-этнографические очерки12, где имеются сведения и по религиозным верованиям.

1 См.: Мусаева М.К. Обряды вызывания дождя и солнца у хваршин в XIX - нач. XX в. // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987. С.99-104.

2 См.: Магомедова М.А. Обряды вызывания дождя у даргинцев //Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987. С.89-98.

3 См.: Омаров А. Воспоминания муталима// ССКГ. 1869. Вып. 2. С.7.

4 См.: Трофимова А.Г. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана //Азербайджанский этнографический сборник. Баку, 1966. Вып.2. С.97-111.

5 См.: Тарпанов З.К. Заметки по сельскохозяйственной магии агулов //СЭ. 1981. № 2. С. 123132.

6 См.: Мадаева З.А. Обряды вызывания дождя и солнца у вайнахов в XIX - начале XX в. //СЭ. 1983. №4. С.87-93.

7 См.: КалоевБ.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981. С.197.

8 См., например: Брегадзе М.А. Рациональные основы некоторых обычаев грузинских земледельцев //СЭ. 1967. № 2. С. 144.

9 См.: Толстые Н.И. и С.МЗаметки по славянскому язычеству //Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1982. С.61.

10 См.: Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. /Науч.ред. Р.И.Сефербеков. Махачкала, 1995.

11 См.: Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913; Он же. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана //Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т.5. С.43-60; Он же. Культ железа у кавказских народов //Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т.6. С.67-106; Он же. Амулеты и талисманы Кавказских народов //СМОМПК. Махачкала, 1929. Вып.46. С. 197-240; Он же. Магия в борьбе с засухой у кавказских народов //Бюллетень Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1930. № 6.

1 См.: Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана / Науч.ред. Р.И.Сефербеков. Махачкала, 1996. С.21-38.

Очень важной и ценной для нас является статья З.А.Никольской1, которая помимо описания традиционных религиозных представлений и обрядов аварцев, впервые указывает на синкретический характер их древних верований.

В 70-90-е гг. XX в. исследованием домонотеистических верований у народов Дагестана, в том числе и аварцев, занимался Г.А.Гаджиев. Плодами его деятельности стали многочисленные монографии, статьи, тезисы докладов и рукописные материалы . Особого внимания заслуживает его фундаментальное научное исследование по доисламским верованиям и обрядам дагестанцев3, в котором имеются и материалы по аварцам-андалальцам.

Большой вклад в исследование духовной культуры аварцев, и в частности их языческих религиозных верований, внесли известные дагестанские этнографы и фольклористы — М.А.Агларов4,А.Г.Булатова1, А.О.Булатов2, М.А.Дибиров3, М.Р.Халидова4 и др.

1 См.: Никольская З.А. Религиозные представления и земледельческие обряды аварцев (К вопросу о синкретизме религиозных верований аварцев) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Вып.7.

См.: Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды лезгин (по материалам Самурской долины): Дис. . канд.ист.наук. Махачкала, 1977 // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.565; Он же. Культ природы и обряды, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью у лезгин в прошлом // Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1977. С.118-134; Он же Религиозные верования и обряды народов Дагестана. 1977-1985 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.5 Оп.1. Д.104, 176, 185, 201, 293, 294, 313, 327; Он же Пережитки древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин //Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1980. С.29-46; Он же Доисламские религиозные верования у народов Нагорного Дагестана в XIX - начале XX в. (аварцы). 1982 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.525; Он же. Мифические персонажи и их названия у лезгин //Отраслевая лексика дагестанских языков: Материалы и исследования. Махачкала, 1984. С.82-93; Он же. Магия в свадебной обрядности народов Нагорного Дагестана //Брак и свадебные обычаи у пародов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1986. С.96-111; Он же. Рудименты магических представлений в непроизводственной сфере лезгин //Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - нач. XX в. Махачкала, 1987. С.141-154; Он же. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. 1991 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.726; Он же. Духовная культура пародов Южного Дагестана (XVIII - нач. XX в.). 1992-1995 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.751, 773; Он же. Верования и обряды: доисламский период. Махачкала, 1993.

См.: Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Горного Дагестана. М.: Наука, 1991.

4 См.: Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган (К изучению общинных и региональных культов в Дагестане) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984; Он

Значителен вклад в историко-этнографическое исследование аварцев в 1980-2000-е гг. известного дагестанского этнографа (андалальца по происхождению) А.И.Исламмагомедова5. В 1990-е гг. он занимался изучением традиционной истории, хозяйства, общественного и семейного быта андалальцев6. Однако религиозные верования андалальцев остались вне рамок его исследования.

Особого интереса заслуживают и защищенные в последние годы кандидатские диссертации З.А.Исрапиловой и М.Г.Алиева по браку и семейно-бытовым обрядам, хозяйству и материальной культуре аварцев-андалальцев .

Большой вклад в изучение языческих верований у народов Дагестана (табасаранцы, даргинцы, аварцы, дагестанские азербайджанцы, горские евреи) же. Духовная культура андийцев в XIX - начале XX в. 1987 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.657; Он же. Из верований народов Западного Дагестана (божество Ц1об) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988.

1 См.: Булатова А.Г. О некоторых семейных и общесельских обрядах народов горного Дагестана в XIX - начале XX в., связанных с весеннее-летним календарным циклом // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала, 1980. С.89-106; Она же. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в XIX - начале XX в. Л.: Наука, 1988; Она же. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб., 1999.

2 Булатов А. О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX - начале XX в. Махачкала, 1990; Он же. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX-XX в. Пущино, 2004.

3 Дибиров М.А. Духовная культура народов Дагестана и ислам (XIX-XX вв. ). 2000-2001 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.892, 901.

4 См.: Халидова М.Р. Мифологические образы в устной прозе народов Дагестана //Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984. С.99-118; Она же. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992; Она же. Устное народное творчество аварцев /Под ред. Г.Г.Гамзатова. Махачкала, 2004.

5 См.: Исламмагомедов А.И. Общественный быт аварцев в XIX-XX вв. 1982 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.524; Он же Аварцы. XVIII - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Он же Традиционный быт и культура аварцев в фольклоре и документах. 2003 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.944.

6 См.: Исламмагомедов А.И. Андалалцы (аварцы): Исторический очерк, хозяйство. 1991 г. //РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.734; Он же. Общественный быт андалалцев XIX - нач. XX в. Брак и свадебная обрядность андалалцев XIX - нач. XX в. 1994 г. //РФ ИИАЭ. Ф.З.Оп.З. Д.779.

7 См.: Исраттова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала (традиции и инновации): Дис. .канд.ист.наук. Махачкала, 2002; Алиев М.Г. Хозяйство и материальная культура аварцев-анадальцев во второй половине XIX-XX в.: Дис. .канд.ист.наук. Махачкала, 2005. в последние 15 лет внес Р.И.Сефербеков1. Им опубликовано более 100 научных трудов по этой проблематике. Основной его заслугой является разработка проблем типологической классификации мифологических персонажей народов Дагестана2. Из аварских этнических групп он исследовал мифологические персонажи койсубулинцев, гидатлинцев, анадалальцев и хунзахцев3.

Многие интересующие нас сведения по реликтам ранних форм религий содержатся в статьях и разделах «Религиозные верования» историко-этнографических исследований по субэтносам и этническим группам аварцев4, используемых нами в качестве сравнительно-сопоставительного материала.

1 См.: Сефербеков Р.И. Аграрные культы табасаранцев. Махачкала, 1995; Омаров И.К, Сефербеков Р. И. Аул Куппа: Историко-этнографические очерки. XIX-XX вв. Махачкала, 1996; Они же. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев сел. Куппа. Махачкала, 1999; Сефербеков Р.И. Праздник первой борозды у даргинцев-цудахарцев сел. Куппа. Махачкала, 1998; Он же. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). Махачкала, 2000; Он же. К характеристике некоторых мифологических персонажей даргинцев-мегебцев //Научное обозрение: Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала, 2004. Вып.7. С. 119-121; Он же. Мифологические персонажи традиционных религиозных представлений азербайджанцев Табасарана //Вестник Института истории, археологии и этнографии. Махачкала, 2005. № 1. С.95-104; Он же. Верховные боги народов Северного Кавказа (сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного) //Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006. № 1. С.72-76. Он же. Мифологические персонажи дагестанцев и вайнахов //Тезисы докладов научно-практической конференции «Исторические связи народов Дагестана и Чечни». Махачкала, 2006. С.19-21 и др.

2 См.: Сефербеков Р.И. Проблемы типологической классификации мифологических персонажей народов Дагестана //Тезисы докладов научной сессии «Историческая наука Дагестана: сегодня и завтра». Махачкала, 2003. С.62-63; Он же. К вопросу о критериях классификации мифологических персонажей народов Дагестана //Тезисы докладов VI Конгресса этнографов и антропологов России. СПб., 2005. С.207.

3 См.: Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-койсубулинцев //Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2002. № 3. С.63-69; Он же. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидатлинцев //Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. № 17. С.69-76; Алигаджиева З.А., Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-андалальцев //Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. № 19. С.103-110; Сефербеков Р.И., Шигабудинов Д.М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев. Махачкала, 2006; Сефербеков Р.К, Алиев М.О. Мифологические персонажи аварцев-койсубулинцев //Обозреватель- Observer. М., 2007. № 12. С.111-115; Сефербеков Р.И., Алигаджиева З.А. Мифологические персонажи пантеона и пандемониума аварцев // VII Конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Саранск, 2007. С.366.

4 См.: Лугуев С.А. Ахвахцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. 1985 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.618; Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы. XIX -начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование.

В качестве теоретической и методологической базы и как сравнительный материал нами использованы труды отечественных1 и зарубежных этнографов2 и кавказоведов3, а также тематические сборники статей1 по интересующей нас

Махачкала, 1994; Гаджиев Г.А. Багулалы //Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 101102; Мусаева М.К. Хваршины. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Алимова Б.М., Лугуев С.А. Годоберинцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1997; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Дидойцы (цезы). XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000; Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001; Она же. Генухцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006; Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Магомедханов М.М., Лугуев С.А. Тиндинцы //Народы Дагестана /Отв.ред. С.А.Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева. М.: Наука, 2002. С.213-222; Гаджиев Г.А. Чамалалы //Там же. С.222-231.

1 См.: Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934; Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936; Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX - нач. XX в. М.; Л., 1957; Он же. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М., 1986; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963; Апасимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.; Л., 1967; Спесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М,: Наука, 1969; Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972; Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978; Соколова В.К. Заклинания и приговоры в календарных обрядах //Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. С. 11-24; Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983; Он же. Живая вода и вещее слово. М., 1988; Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987; Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1997; Катща Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М., 2001; Киреевский И.Р. Мифы древних славян: Боги, духи, растения, животные. Харьков, 2006 и др.

2 См.: Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1980; Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. Д.А.Коропчевского. Предисл. и прим. А.И.Першица. М., 1989.

3 См.: Ахриев Ч Ингуши (их предания, верования и поверья) // ССКГ. Тифлис, 1875. Вып.8; Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали, 1976; Он же. Аграрные истоки культа животных у осетин //СЭ. 1983. № 1. С.94-101; Он же. Традиционная духовная культура осетин /Под ред. Ю.Ю.Карпова. М., 2008; Харатян З.В. Традиционные демонологические представления армян (по материалам семейного быта XIX - начала XX в.) //СЭ. 1980. № 2; Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев //Там же; Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтагских кумыков (конец XIX - нач. XX в.) //Быт сельского населения Дагестана (XIX -начало XX в.). Махачкала, 1981. С.55-72; Она же. Брак и свадебные обычаи сельского населения Дагестана //Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988. С.46-55; Мужухоев М.Б. Из истории язычества вайнахов (пантеон божеств в позднем средневековье) // СЭ. 1985. № 2. С.101-105; Гадэюиева 3.3., Абакарова Ф.О. Отражение ритуально-мифологических представлений в причитаниях (на материале фольклора аварцев и даргинцев) //Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988. С.136-141; Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. Майкоп, 1995; Бадалов Ф.А. Язычество лезгин. Дербент, 2000; Он же. Астральная религия лезгин: л проблеме и энциклопедии . Определенная информация по традиционным религиозным верованиям содержится в статьях изданных в последние десятилетия в периодических изданиях3 и сборниках статей4. Таким образом, как это видно из представленного материала, нашими предшественниками проделана большая работа по изучению отдельных аспектов традиционных религиозных верований аварцев и других народов Дагестана и Северного Кавказа. Однако ни в одном исследовании домонотеистические верования и обряды андалальцев не стали предметом специального и комплексного изучения. Оно предпринимается нами впервые.

Практическая значимость работы заключается в том, что она существенно обогащает историографию проблемы изучения домонотеистических верований и обрядов народов Дагестана. Ее основные выводы и положения могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории и этнографии, по изучению реликтов язычества в духовной культуре народов Дагестана и Северного Кавказа, а также при написании учебных пособий и спецкурсов, дипломных и курсовых работ на гуманитарных факультетах вузов.

Структура диссертации. Она состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Заключение диссертации по теме "Этнография, этнология и антропология", Алигаджиева, Заира Алиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из ярких, эмоциональных компонентов духовной культуры народов Дагестана, являются древнейшие, домонотеистические верования. Исторические корни их заключались в социальном устройстве создавших их народов на этапах сложения, формирования и развития изучаемых воззрений. Исследование показывает, что религиозные верования, бытовавшие у аварцев-андалальцев в XIX - начале XX в., были неоднородны по своему содержанию и времени возникновения.

Собранный автором материал по домонотеистическим верованиям и обрядам открывает неизвестные прежде стороны традиционного андалальского быта и культуры андалальцев. Наряду с этнографическими данными, характеризующими материальную и духовную культуру, он служит дополнительным источником для исследования генезиса культуры и этнической истории андалальцев, ибо невозможно понять жизнь человека, не зная его древних религиозных и мифологических представлений.

Сравнительный анализ этого материала обнаруживает удивительную близость многих верований, обычаев и обрядов андалальцев с другими народами Дагестана и Кавказа. С одной стороны, прослеживается определенное единство, общность источника происхождения, с другой — специфичность отдельных элементов верований, придающих им этничность. Это говорит прежде всего о общих корнях народов Дагестана, а также свидетельствует об общности происхождения определенных верований андалальцев, характерных для древнейшего населения Северо-Восточного Кавказа. Здесь, безусловно, сказались былые этнические связи, а в известной мере и близость хозяйственного облика.

Исследование дает основание полагать, что такие небесные светила как Солнце и Луна были в числе наиболее ранних объектов обожествления и антропоморфизации. Процессы, явившиеся результатом разложения родового строя, нашли отражение в идеологии общества этого периода и проявились как в сложении пантеона божеств, так и в развитии их иерархии во главе с верховным божеством при сохранении главных ролей также за божествами Солнца и Луны.

У андалальцев хорошо сохранились имена общеаварских верховных богов Щоба и Бечеда. По предположению М.А.Агларова, Щоб был верховным богом языческого пантеона у народностей аваро-андо-дидойской и нахской языковых групп в прошлом. По-видимому, у андалальцев, как и у других аварцев, Щоб был вытеснен Бечедом и трансформировался в панятие «божья милость». С принятием ислама имена Щоб и Бечед становятся синонимами Аллаха, одними из имен Аллаха.

Также богат и многообразен мифологическими персонажами былой языческий пандемониум андалальцев. Как олицетворение домашнего изобилия и благополучия можно рассмотреть фундаментную змею. Покровителем семьи, дома и домашнего скота у андалальцев выступал Карж. Домовой мыслился у андалальцев в среднем роде, к которому аварцы относят животных и неодушевленные предметы. Несмотря на связь домового с благополучием и достатком, имелся целый арсенал, оберегов, призванных оградить человека от нежелательных контактов с ним.

Одназначно враждебным человеку являлся демон-антогонист рожениц — «Гудуч1». По поверьям, некоторых украденных детей демоны уносили на вершину горы Къилимег1ер («Седло-горы»), где они превращались в Будулаал или Будалаал, покровителей животных.

В наших материалах нашли отражение этапы бытования образов, как обобщенных природных божеств, так и персонажей, специализирующихся в управлении отдельными явлениями природы.

Таким образом, как это видно из представленного материала, можно отметить сравнительное многообразие и развлетвленность мифологических персонажей, составлявших пантеон богов и демонологию аварцев-андалальцев.

Дальнейшее изучение доисламских мифологических персонажей аварцев и других дагестанцев перспективно в плане реконструкции более полной картины языческого пантеона и пандемониума народов Дагестана.

Отдельные верования и обряды андалальцев были связаны с покровителями отдельных природных стихий: небесной влаги, солнца, грома. Почти до нашего времени в метеорологических обрядах использовались их антропоморфные изображения. Поскольку в Дагестане, находившемся в аридной зоне, своевременные осадки играли решающую роль в судьбе урожая, обращения к божеству небесной влаги с просьбами о дожде имели повсеместное распространение, как и изображения этого божества то в виде живого человека, то его условного знака. Функции его и производимые с ним действия повсюду в Дагестане были единообразны, хотя разными были наименования самого персонажа. Если в изображении божества дождя можно отметить разную степень антропоморфизации от конкретного человеческого образа до его условно- обобщенного изображения, то в изображении божества солнца превалирует вторая форма - обобщенный антропоморфный образ -составная деревянная кукла. Широко были распространены у андалальцев, практиковавшиеся и у других народов Дагестана и Кавказа, обряды предназначенные вызывать дождь путем бросания в речку камней, переворачивания специальных валунов на священных местах (эти камни с полным правом можно назвать «дождевыми камнями»).

Таким образом, представленный материал демонстрирует богатство и многообразие обрядов по вызыванию дождя и солнца у аварцев-андалальцев. Эти обряды, тесно связанные и обусловленные экологическими условиями, хозяйственными занятиями, народным календарем, отражают идеологические представления андалальцев и их взгляды на явления природы.

Большой интерес представляют семейные обряды. Уже свадебные обряды сопровождаются целым рядом магических ритуалов, направленных на обеспечение счастливой семейной жизни молодоженов и рождение здорового потомства. Ритуалы свадьбы были весьма разнообразны — от магических до символико-демонстративных. Много общего с народами Дагестана и Северного Кавказа в семейно-бытовых обрядах андалальцев, в частности, раздача сладостей над головой невесты после привода ее в дом жениха, угощение медом, сажание на колени невесты мальчика и многое другое. Сходны с андалальскими многие обряды других народов Дагестана и Кавказа, связанные с «ограждением» молодых от недоброжелателей.

Приведенный материал свидетельствует о том, что основное содержание магических обычаев, ритуалов и верований в свадебной обрядности андалальцев был направлен на защиту жениха и невесты от сглаза, злых духов, козней недоброжелателей, обеспечения им здоровья, счастливой семейной жизни, здорового потомства и т.д. Многие свадебные обычаи восходят к древним формам брака.

Много архаических черт содержат родильные обряды, направленные на защиту новорожденного и его матери от «сглаза», «злых духов», разного рода болезней.

Рассматривая главу, посвященную обрядам, связанным с рождением ребенка, можно констатировать, что весь период, начиная задолго до родов, был пронизан разнообразными магическими обрядами, преследовавшими одну цель: создать условия для полноценного вынашивания ребенка и обеспечения ему нормального развития. Другая группа обрядов была призвана приобщить ребенка к окружающей среде, к обществу, т.е. его социализация. Вместе с тем они отражали определенные возрастные этапы жизни ребенка. Родильные обряды андалальцев обнаруживают типологическую общность, а во многих случаях идентичность с подобными обрядами других групп аварцев, а также с другими народами Дагестана и мира.

Самой консервативной частью обрядовой жизни семьи является похоронно-погребальный цикл. В основе большинства погребальных ритуалов лежали нормы и предписания шариата, которые способствовали тому, что многие из них продолжают на протяжении веков оставаться неизмененными. Однако в этих ритуалах сохранялись и элементы домусульманских верований и обрядов. Они не были лишены и этнически специфических черт, особенно в части послепогребальной обрядности.

Завершая раздел, посвященный похоронной обрядности андалальцев, еще раз отметим, что в значительной мере она базировалась на традиционных исламских погребальных ритуалах и роль мусульманского духовенства здесь была чрезвычайно велика. В связи с этим похоронная обрядность анадалальцев обнаруживала наибольшее сходство с таковой у других народов Дагестана. Однако, несмотря на вполне устоявшиеся исламские ритуалы, похоронная обрядность анадалальцев не была лишена специфических черт, в ней продолжали сохраняться как элементы домусульманских представлений и обрядов, так и определеные этнические особенности.

Значительное место в традиционных религиозных представлениях андалальцев занимали верования, связанные с животными. Таковы, в частности, представления о корове-кормилице дома; о птицах, в которых будто бы воплощены души умерших предков и пр. Это обусловлено той важной ролью, какую животные с древнейших времен играли в хозяйственных занятиях, культуре и быте, что отразилось и в духовной культуре андалальцев. Верования, связанные с животными, донесли до нас реликты ранних форм религии - тотемизма, зоолатрии, промыслового культа.

Представленный материал свидетельствует о древности, богатстве и многообразии верований и представлений андалальцев, связанных с животными. Большинство этих представлений, восходящих своими корнями к ранним формам религий, сформировались в неразрывной связи с хозяйственно-промысловыми занятиями человека (охота, земледелие, скотоводство) и сферой жизнеобеспечения.

Изложенный материал по амулетам и талисманам андалальцев свидетельствует, что древний способ религиозной практики, дожив в народном быту до наших дней, в течение тысячелетий менял конкретные формы проявления, отражал трансформацию религиозных воззрений, их эволюцию и модернизацию. Так, вместе с амулетами, которые можно связать с самыми разнообразными ранними формами религий, встречаются обереги, запечатлевшие более поздние этапы развития религиозной мысли.

Представленный материал наглядно свидетельствует о многообразии охранительных средств аварцев-андалальцев. Амулеты и талисманы использовались во всех сферах материальной и духовной культуры , семейного и общественного быта и были призваны уберечь человека, жилище, домашних животных, поля и сады от сглаза, злых духов и прочего.

В «живом» виде исследованные нами религиозные воззрения почти не функционируют, они сохраняются главным образом в памяти представителей старшего поколения.

Необходимо отношение к ним как к памятникам духовной культуры, которые требуют к себе столь же бережного отношения, как и любые другие памятники культуры.

Таким образом, исследование древних верований и обрядов аварцев-андалальцев свидетельствует об их удивительном богатстве и многообразиии. Они пронизывали собой все сферы жизни человека. Их изучение перспективно в плане воссоздания более полной картины духовной культуры аварцев-андалальцев и всех дагестанцев.

176

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Алигаджиева, Заира Алиевна, 2008 год

1.Источники а) Материалы Рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН

2. Х.Гаджиев Г. А. Доисламские религиозные верования и обряды народов Дагестана (XIX-начало XX вв.). 1985г.// РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп 3.- Д.615,- 233 л.

3. Долинина КГ. Дидои (Цеза): Этнографические очерки. 1926г.//РФ ИИАЭ. Ф.5.- Оп.1.-Д.53.-39 л.

4. Данилина КГ. Этнографическое исследование дидоев. 1963 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.-Д.66.-41 л.

5. Исламмагомедов А.И. Общественный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. 1990г.//РФ ИИАЭ,-Ф.З.-Оп.З.- Д.717.-360л.

6. Исламмагомедов А.И. Общественный быт андалальцев XIX-начало ХХв. 1993 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп. 3.- Д.779.-43 л.

7. Исламмагомедов А. И. Традиционный быт и культура аварцев в фольклоре и документах // РФ ИИАЭ. Ф.З. -Оп.З. -Д.944. -14 л.

8. Исламмагомедов А.И., Дибиров М.А. Аварцы: Этнографическое исследование (XIX- XX вв.) //РФ ИИАЭ. Ф.З. -Оп.З. -Д.860. -474 л.

9. Каранаилов О. Бытовые адаты и песня аварцев // РФ ИИАЭ. Ф.9.- Оп.1.-Д.99.-17л.

10. Курбанов М.Ю. Буркун-Дарго. История, культура, быт: прошлое и настоящее. 2001 г. //РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.- Д.897. -62л.

11. Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование XIX -начало XX вв. Махачкала, 1985 //РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.- Д.618.- 130 л.

12. Лугуев С.А. Дидойцы (цезы): Историко-этнографическое исследование. XIX-начало XX в. 1987 г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.671.

13. Лугуев С.А. Бежтинцы: Историко-этнографическое исследование. XIX -начало XX в. 1989г. //Рф ИИАЭ Ф.З. Оп.З. Д.701.

14. Магомедов Д.М. Социально-экономическое и политическое развитие Дидо в XVIII начале XIX в. 1976г.// РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.1.- Д.ЗОО.- 184 л.

15. Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды аварцев, связанные с рождение и воспитанием детей. Махачкала, 2000 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.-Д.887. -11л.

16. Ризаханова М.Ш. Гунзибцы: Историко-этнографическое исследование. XIX начало XX в. 1990 г. // Рф ИИАЭ. Ф.З. Оп.З. Д.732.

17. Ризаханов М.Ш. Генухцы: Историко-этнограическое исследование. XIX начало XX в. 1991г. // РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп. 3. Д.735. -192л.б) Опубликованные документы и материалы

18. Адаты Гунибского округа // Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899.- С.267-430.

19. Памятники обычного права народов Дагестана XVII-XIX века: Архивные материалы / Сост. X.ОХашаев- М.:Наука, 1965.- 268с.

20. Свод решений обязательных для жителей Андалальского округа // Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX века.- М., 1965.- С.62-70.2.Книги

21. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973. 310с.

22. Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX XX вв.): Историко-этнографическое исследование.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992,- 263с.

23. Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлицы XIX — начала XX в. Историко-этнографическое исследование.-Махачкала, 1993.- 192с.

24. Алимова Б.М. Кайтаги XIX нач. XX в: Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Юпитер, 1998.- 230с.

25. Алимова Б.М., Булатов Б.Б., Сефербеков Р.И. Из истории духовной культуры табасаранцев.- Махачкала, 2000.- 52с.

26. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.

27. Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии.- М., 1984.- 262с.

28. Арутюнов С.А.,Жуковская Н. Л. «Святые» реликвии: Миф и28. действительность.-М., 1987.-206с.

29. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье.- Махачкала, 1963.- 254 с.

30. Атаев М.М. Христианские памятники в Дагестане.- Махачкала, 2001.-182с.

31. Афанасьев А.Н. Живоя вода ивещее слово. М., 1988.-413с.

32. Бадалов Ф.А. Язычество лезгин. Дербент, 2000.

33. Басилов В.Н. Культ святых в исламе.- М., 1970.- 144с.

34. Булатова А.Г. Лакцы: Историко-этнографическое исследование (XIX начало XX в.). Махачкала, 2000. 234с.

35. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана XIX- нач. XX в. Л: Наука, 1988. 199с.

36. Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX вв.- Махачкала, 1999,- 220с.

37. Булатов А. О. Пережитки домонотеистических верований народов>г

38. Дагестана в XIX начале XX в. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.- 266с.

39. Булатов А.О. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX XX вв./РАН ИЭА - Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2004. -144с.

40. Гаджиев Г.А. Доисламские верования лезгин (по материалам Самурской долины). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.- М., 1977,- 41с.

41. Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана.- М.: Наука, 1991.- 182с.

42. Гаджиев Г.А. Верования и обряды: Доисламский период.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993.- 126 с.

43. Гаджиев Г.А. Амулеты и талисманы народов Дагестана,- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.- 184с.

44. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование.-М.:Изд-во АН СССР, 1961.-387с.

45. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. -298с.

46. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX — начале XX в. М.: Наука, 1976.

47. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX в. М.: Наука, 1985.- 360с.

48. Гаджиева С.Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков.- Махачкала, 1989.- 92с.

49. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во Вост. Лит. РАН, 1999.-370с.

50. Гильденштедт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Путешествие через Россию и по кавказским горам в 1770-1773 гг. СПб., 1809.-384с.

51. Джанашиа Н.С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960.

52. Джанашвили М. Абхазия и абхазцы. Тифлис, 1892.

53. Дюмезшъ Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.

54. Жуковская H.JI. Формы проявления культа природы в пантеоне ритуалах ламаизма.- М., 1970.-288с.

55. Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири.- М.; Л., 1929. Вып.8.- 346с.

56. Зеленин Д.К. Тотемы — деревья в сказаниях и обрядах европейских народов.- М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1937.-79с.

57. Исрапилова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала (традиции и инновации): Дис. канд. ист. наук.- Махачкала, 2002.- 20с.

58. Каждан А.П. По этапам первобытных верований.- М., 1967.

59. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа.- М.: Наука, 1981.-247с.

60. Калоев Б.А. Осетины: (Историко-этнографическое исследование): Изд. 2-е М.:Наука, 1971.-358с.

61. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность.- М.: Наука, 1978.-223с.

62. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890. Т.2. 271с.

63. Котович В.Г. Каменный век Дагестана.- Махачкала, 1964.- 225с.

64. Котович В.М. Древнейшие писаницы горного Дагестана.- М.: Наука, 1976,-ЮОс.

65. Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя.- Л.: Наука, 1975.-272с.

66. Кушнарева К.Х., Чубинишвили Т.Н. Древние культуры Южного Кавказа (V-III тыс. до -н.э.).- Л.: Наука, 1970.- 191с.

67. Лейн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в.- М., 1982.

68. Лихайлов П.И. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен до XVIII в.- Новосибирск, 1980.- 289с.

69. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы: Историко-этнографическое исследование XIX-XX вв. Махачкала, 1994. 250с.

70. Магомедов Р. М. Дагестан. Исторические этюды,- Махачкала, 1971.-268с.

71. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа: Историко-этнографическое исследование.- Орджоникидзе, 1968.- 568с.

72. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. — М.:Наука, 1978.-392с.

73. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996.

74. Мифы народов мира: Энциклопедия.- М.: Сов. энциклопедия, 1980.-671с.

75. Монгайт АЛ. Археология Западной Европы. Каменный век.- М.: Наука, 1973.-355с.

76. Мусаева М.К. Хваршины. XIX начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995.

77. Мусаев Г. Рутулы: Историко-этнографическое исследование XIX- XX вв.- Махачкала: Юпитер, 1997. 282с.

78. Лазаревич А. Отобранные по крупицам: Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала, 1958. - 144с.

79. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974.- 255с.

80. Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Аул Куппа: Историко-этнографические очерки. (XIX-XX вв.) Махачкала: Юпитер, 1996.- 382с.

81. Пикуль М. И. Эпоха раннего железа в Дагестане.- Махачкала, 1967.-175с.

82. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования).- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963.-143с.

83. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. Статьи.- М.: Наука, 1976.- 322с.

84. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л., 1986.-365с.

85. Рагимова Б.Р. Семейная обрядность лезгин (вторая половина XIX — начало XX в.).- М., 1991.- Рук. деп. в ИНИОН РАН СССР №44770 от 17.06.91.195 с.

86. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX начала XX в. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2001.-158с.

87. Рамазанова С.К. Цовкра. Вторая половина XIX XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998. -148с.

88. Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993. 202с.

89. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.: Наука, 1981.- 607с.

90. Сагалаев A.M., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990.- 209с.

91. Салахов Ш.Х. Обрядовый фольклор абхазов и этнография. Л., 1974. 346с.

92. Сефербеков Р.И. Аграрные культы табасаранцев.- Махачкала, 1995.-126с.

93. Сефербеков Р.И. Праздник первой борозды у даргинцев-цудахарцев селения Купа. Махачкала, 1998. с. 45.

94. Сефербеков Р. И. Традиционные религиозные представления табасаранцев.- Махачкала, 2000.- 58с.

95. Сефербеков РЖ, Шигабудшов Д.М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев. Махачкала, 2006,-158с.

96. Сирианина В.М. Тайн исчезнувшего искусства Каракумов.- М., 1967.

97. Смирнов К. Персы: Очерк религии персов.- Тифлис, 1916.- 264с.

98. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая полов. XIX XX вв.).- М.: Наука, 1983.- 264с.

99. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Харезма.- М.: Наука, 1969.- 335с.

100. Соколова В.В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов.- М.: Наука, 1979.-287с.

101. Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства.- М., 1995.- 129с.

102. Comm В.В. Культ плодородия на Кавказе.- Тифлис, 1899.

103. Таджики Каратегина и Дарваза.- Душанбе: Дониш, 1970.- 313с.

104. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.- М.: Политиздат, 1989.- 573с.

105. Тахнаева П.И. Христианская культура средневековой Аварии в контексте реконструкции политической истории (VII-XVI вв.).- Махачкала: Эпоха, 2004.- 149с.

106. Тер-Саркисянс А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции.-М., 1998.- 397с.

107. Трубачев О.П. Происхождение названий домашних животных в славянских языках. М., 1960.-115с.

108. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX нач. XX в.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1957.- 164с.

109. Токарев С.А. Ранние формы религий.- М.: Политиздат, 1990.- 622с.

110. Толстое С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования.- М.: Изд-во МГУ, 1948.- 353с.

111. Тэрлер В. Символ и ритуал.- М., 1983.

112. Фрэзер Дж. Золотая ветвь.- M.-JL, 1931. Вып. 1 .-334с.

113. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.- М.: Политиздат, 1980.- 831 с.

114. Халидова М.Р. Отражение мифологических воззрений в легендах преданиях народов Дагестана. Махачкала, 1979.- 187с.

115. Халидова М. Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана.- Махачкала, 1992.-274с.

116. Харузин Н. Этнография: Лекции, читанные в императорском Московском университете.- IV.-СПб, 1905.- 225с.

117. Хоренский М. История Армении. М., 1893.- 323 с.

118. Чибиров Л. А. Народный земледельческий календарь Осетин.-Цхинвали: Ирыстон, 1976.- 282 с.

119. Чурсин Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913. С.191.

120. Чурсин Г.Ф. Осетины. Этнографический очерк.-Тифлис, 1925.- 103с.

121. Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. /Науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1995. -92с.

122. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии.- Сухуми: Абгиз, 1956.-265с.

123. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии.- М.: Наука, 1980.-328с.

124. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.).-Махачкала, 1969.- 251с.

125. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. -Р. Дагестанские исторические сочинения.- М.: Наука, 1993.- 301с.

126. ШортановА.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982.

127. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии.- Л., 1936.-572 с.

128. Энциклопедия колдовства идемонологии Рассера X. Роббинса / Пер. с англ. Т.М. Колядич и Ф.С. Капица. М.: Локид; Миф, 1996. С. 319-331.

129. Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. К. Королев. М.: Локид; Миф, 1997. С.355-357.

130. Яшвили А. Народная медицина в Закавказском крае.- Тифлис, 1904.486с.1. З.Статьи

131. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин XIX начала XX в.// Учен. зап. ИИЯЛ. Махачкала, 1964. Т. 12.- С. 133-154.

132. Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган (К изучению общинных и региональных культов в Дагестане) // Мифология народов Дагестана: Сб. статей.- Махачкала, 1984.- С.36-42.

133. Агларов М.А. Из верований народов западного Дагестана (божество Щоб) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана.- Махачкала, 1988. С.67-71.

134. Алигаджиева З.А. Образ «Матери ветров» у аварцев // Научное обозрение: Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана.- Махачкала, 2004. Вып. 6.- С.101-102.

135. Алигаджиева З.А., Сефербеков Р.И. К характеристике мифологических персонажей аварцев-андалальцев // Вестник Дагестанского научного центра.-Махачкала, 2004,- №19- С. 103-110.

136. Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтагских кумыков (конец XIX — начало XX в.) // Быт сельского населения Дагестана (в XIX- нач. XX в.).- Махачкала, 1981.- С.55-72.

137. Алшанова А.А. Древние сюжеты в пределах аула Мекеги // Памятники эпохи раннего железа в Дагестане. Махачкала, 1978. С.158.

138. Атаев Д.М. Христианские древности Аварии // Учен. зап. Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР.- Махачкала, 1958. Т. 4.- С.161-182.

139. Ахриев Ч. Ингушевские праздники // ССКГ. 1871. Вып.5

140. Басилов В.Н. О туркменском «пире» дождя Буркут-баба // СЭ.- 1963.-№3- С.42-52.

141. Басилов В.Н., Ниязклычев К. Пережитки шаманства у туркмен-човдуров // Домусульманские верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки.- М.: Наука, 1975.- С. 123-137.

142. Басшов В.Н., Кобычев В.П. Николайн кувд: (Осетинское празднество в честь патрона селения) // КЭС.- М., 1976.- С.131-154.

143. Бершнтам А. Н. Наскальные изображения Саймали Тали // СЭ. 1952. № 2.- С.50-68.

144. Брагинская Н.В. Небо // Мифы народов мира. Т.2. С.202-223.

145. Булатова А.Г. О некоторых семейных и общесельских обрядах народов горного Дагестана (XIX — XX вв.), связанных с весенне-летним календарным циклом // Семейный быт народов Дагестана (XIX — XX вв.).-Махачкала, 1980.-С. 89-106.

146. Булатова А.Г. Праздники летнего календарного цикла у даргинцев (XIX XX в.) // Календарь и календарные обряды народов Дагестана: Сб. статей.- Махачкала, 1987.- С. 47-63.

147. Бунатов Г. Эчмиадзинского уезда // СМОМПК.- Тифлис, Вып. 17. 1893.- С.174-192.

148. БутаевД. Свадьба лаков ИЗО. 1915. №1-2.

149. Гасанов М.Р. О распространении христианской религии в Дагестане // Научна мысль Кавказа,- Ростов-на-Дону, 2000. № 4.

150. Гаджиев Г.А. Пережитки древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв.-Махачкала,- 1980.- С. 29-46.

151. Гаджиев Г.А. Структура народного календаря лезгин XIX-XX вв. // Календарь и календарные обряды народов Дагестана: Сб. статей.- Махачкала, 1987.- С.28-41.

152. Гаджиева С.Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX начале ХХв. // Уч. зап. ИИЯЛ. Т.VI.- Махачкала, 1959. С. 249-274.

153. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт дореволюционного Дагестана // Современная культура и быт народов Дагестана. Махачкала, 1971.-С. 153-166.

154. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды второй сессии ассоциации арабистов. 19-23 октября 1937.- М; Л., 1941. -С.81-110.

155. Гроздова КН. Народы Британских островов // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в.: Летне-осенние праздники: Сб. статей.- М.: Наука, 1973.- С.70-94.

156. Глушаков М. Памятники народного творчества Кутаисской губернии //СМОМПК.- Тифлис, 1903. Вып.32.- С. 1-62.

157. Далгат Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894. Вып.З. Кн.2.- Владикавказ, 1893.-С.41-133.

158. Есбергенов X. Реликты культа животных у каракалпаков XIX — нач. XX в.// Тез. докл. всесоюз. сес. по итогам полевых этногр. и антроп. исслед. 1978-1979 гг. Уфа, 1980. С.150-187.

159. Жардецкая Н. Народная медицина и лечебная магия у черкесов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов: Материалы шапсугской экспедиции 1939 года.-М., 1940.- С.58-65.

160. Зубко Г. О. Материалы к древнейшей мифологии фулбе // СЭ. 1987. №1.- С.111-122.

161. Исрапшова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала (традиции и инновации)// Дис. канд. ист. наук. Махачкала, 2002.

162. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности //МАЭ. М, 1929. Т.8. С.152-193.

163. Калашев А., Иоакимов А. Татарские тексты. //СМОМПК,- Тифлис, 1894. Вып. 18.- С.37-74.

164. Каранашов О. Аул Чох // СМОМПК.- Тифлис, 1884. Вып. 4. -С. 1-24.

165. Каракетов М.Д. Антропология в религиозно-мифологическом мировоззрении карачаевцев и балкарцев // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М„ 2001.

166. Кашуба М.С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX начало XX в.: Весенние праздники. -М.: Наука, 1977.- С.243-273.

167. Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // СЭ. 1980. №2.

168. Колева Т. А. Георгиев день у Южных славян: (обычаи, связанные с животноводством) // СЭ. 1978. №2.- С. 20-36.

169. Котович В.М. Зооморфные образы древнеземледельческого культа плодородия в горном Дагестане //Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестана.- Махачкала, 1986.- С.6-21.

170. Кудрявцев А.А. Дербент как раннехристианский центр Кавказа // XXIV Крупновские чтения.- М., 2004.- С. 108-111.

171. Курочкин А.В. Календарные праздники на украино молдованском пограничье и их современные судьбы // СЭ. 1987,- №1,- С.24-35.

172. Лавров ЛИ. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // ТИЭ. 1959.- Вып.5.

173. Лисициан С.Д. «Святыни» у перевалов //СЭ. 1936.-№4.- С.200-212.

174. Литвинский Б. А. Семантика древных верований и обрядов памирцев // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье.- М.: Наука, 1981.-С.90-121.

175. Лобачёва Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии.- М.: Наука, 1975. С.298-333.

176. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени// ССКГ.- Тифлис, 1870. Вып.З. С. 1-32.

177. Мадаева З.А. Обряды вызывания дождя и солнца у вайнахов в XIX в начале XX вв. // СЭ. 1983.- №4.- С.87-94.

178. Мадаева 3. А. Магия в системе религиозных верований вайнахов (по этнографическим материалам) // Актуальные прблемы археологии и этнографии народов Чечено-Ингушетии.- Грозный, 1990,- С.86-107.

179. Магомедова М.А. Обряды вызывания дождя у даргинцев (XIX XX вв.)//Календарь и календарные обряды народов Дагестана: Сб. статей.-Махачкала, 1987.-С.89-98.

180. Мамбетов Г.Х. Праздники и обряды адыгов, связанные с земледелием//УЗ КБНИИ. Нальчик, 1967.- Вып.24.

181. Мужухоев М.Б. К истории язычества вайнахов (Пантеон божеств в позднем средневековье) // СЭ. 1985. №2. С.102-110.

182. Мусаева М.К. Украшение свадебной одежды аварцев (на примере с. Ругуджа) //Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX- нач. XX в. -Махачкала, 1986. С. 119-126.

183. Мусаева М.К. Обряды вызывания дождя и солнца у хваршин в XIX -начале XX вв. // Календарь и календарные обряды народов Дагестана.-Махачкала, 1987.- С.99-104.

184. Незаръянц Л. Свадебные обычаи и обряды, и обычное право у новых армян Шауро-Дадалагезского уезда // ЭОЛ 901. №3.

185. Никольская З.А. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в Х1Хв. //КСИЭ.-1949.- Вып. 8. С.53-59.

186. Никольская З.А. Религиозные представления и земледельческие обряды аварцев (к вопросу о синкретизме религиозных верований аварцев) //Вопросы истории религии и атеизма.- М., 1959,- Вып.7.- С. 314-327.

187. Омаров А. Воспоминание муталлима //ССКГ. 1868. Вып.1. С. 13-64; 1869. Вып.З. С. 1-70.

188. Омаров Ш.И., Сефербеков Р.И. Демоны народов Дагестана (типологическая классификация) // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2000-2001 гг.: Краткое содержание докладов. СПб., 2002.

189. Осипов Г. Селение Даш-Алты Шушинского Уезда Елисаветпольской губернии// СМОМПК. Тифлис, 1898. Вып.25.- С.101-136.

190. Пантюхов И. О мифах и поверьях туземцев Рионской долины // Кавказ. №27. 1867. от 2 апреля.

191. Петросян Э.Х. Фетиш Аклатиз-Хумбаба как образ громовержца со сниженным значением // Тез. Докл. Всесоюз. науч. сес. по итогам полевых этногр. и антропол. исслед. 1984- 1985гг.- Йошкар-Ола, 1986. -С. 220-223.

192. Потапов Л.П. Волк в народных поверьях //КСИЭ. 1958. Вып. 30. С.140-156.

193. Покровская Л. В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев.-М.: Наука, 1983.- С.67-90.

194. Рамазанова З.Б. Обряды вызывания дождя и солнца у лакцев в конце XIX начале XX вв. // Календарь и календарные обряды народов Дагестана: Сб. статей.- Махачкала, 1987.- С.82-88.

195. Рихтер Е.В. Некоторые особенности погребального обряда у себу // СЭ. 1979. -№ 2.- С. 110-128.

196. Сефербеков Р.И. Амулеты и талисманы табасаранцев // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований Института ИАЭ и ЯЛИ в 1992-1993гг.- Махачкала, 1994. -С.30-31.

197. Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-койсубулинцев // Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала: Юпитер, 2002.-С. 63-69.

198. Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидатлинцев // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. №17. С.73.

199. Серов С.Я. Календарный праздник и его место в европейской народной культуре // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев.- М.: Наука, 1983.- С.30-31.

200. Соловьева Л.Г. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая половина XIX начало XX в.) // КЭС. Вып. 7.- М.: Наука, 1980.

201. Соловьева Л.Т. Оряды детского цикла у аварцев// Северный Кавказ: бытовые традиции в XX в. М., 1996. С. 176-177.

202. Скрэ/синская М.В. Зеркало архаического периода из Ольвии и Березаиии // Античная культура Северного Причерноморья.- Киев, 1984,- С. 105129.

203. Стратанович ГГ. Ритуальное убиение быка (По материалам обрядности народов Восточной и Юго-Восточной Азии) // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии.- М.: Наука, 1970.- С.189-205.

204. Тарпанов З.К. Заметки по сельскохозяйственной магии агулов // СЭ. 1981. №2.

205. Токарев С.А. О культе гор и его месте в истории религии //СЭ. 1982.-№3.- С.107-113.

206. Токарев С.А. Маски и ряжение // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983,-С. 185-193.

207. Толстое C.JI. Религия народов Средней Азии//Религиозные верования народов СССР. T.l. М; Л., 1931.

208. Толстой Н.И. Еще раз о теме «тучи-говяда, дождь-молоко» // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал.- М.: Наука, 1994.-С.З-16.

209. Трофимова А.Г. Обряды и празднества лезгин, связанные с народным календарём. //СЭ. 1961.- №1. -С. 143-148.

210. Тульцева JI.A. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре (в связи с вопросом о культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор.-М.: Наука, 1982.- С. 163-179.

211. Флоров Б. А. Мотивы первобытного анималистического творчества // Первобытное искусство. Звери в камне.- Новосибирск, 1980. С. 36-47.

212. Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX — начале XX в. //Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX века. -М., 1965 С.55-67.

213. Ханагов Л. Отемишские пиры; Он же. Некоторые поверья мюрагинцев // СМОМПК. 1892. Вып.13.

214. Халидова М.Р. Тотемистические истоки сказочных образов народов Дагестана// Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1987.- С.5-16.

215. Халидова М.Р. Мифология // Возрождение. 1995.- № 2.- С.63-67.

216. Халилов ХМ Отражение языческих представлений в обрядах и фольклоре лакцев // Мифология народов Дагестана: Сб. статей.- Махачкала, 1984.- С.63-81.

217. Харузина В.Н. Программа для собирания сведений о родильных и крестильных обрядах у русских крестьян и инодорцев // ЭО. 1905 - №4. С.120-156.

218. Хускивадзе Ф. Местечко Кверилы и его окресности //СМОМПК.-Тифлис, 1894. Вып.9.- С. 160-180.

219. Чурсин Г.Ф. Народные обычаи и верования Кахетии //ИКО РГО.-Кн.25.- Вып.2.-Тифлис, 1905.

220. Чурсин Г.Ф. Праздник «Выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского Историко-археологического Института. Тифлис, 1927. Т.5.- С. 43-60.

221. Чурсин Г.Ф. Культ железа на Кавказе//Изв. Кавказского истор.-археолг. Инст. Вып.6.- Тифлис, 1927.

222. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы Кавказских народов//СМОМПК.-Тифлис, 1929. Вып.46. С. 197-240.

223. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Учен. зап. Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР.- Махачкала, 1957. -Т. 3.-С.54-76.

224. Шиллинг Е. Ингуши и чеченцы // Религиозные верования народов СССР. Т.2. М.- Л., 1931.

225. Шнирельман В.А. Доместикация животных и религия // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979.- С. 178-209.

226. Ямполъский З.И. Пиры Азербайджана// Религия и атеизм.- 1960.-Вып.6.- С.56-78.192

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 336863