Песенная традиция чатов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Капицына, Наталья Сергеевна

  • Капицына, Наталья Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 396
Капицына, Наталья Сергеевна. Песенная традиция чатов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2011. 396 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Капицына, Наталья Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Песенная традиция обских и томских чатов: культурный контекст.

ГЛАВА II. Архитектонико-ритмическая организация песен обских и томских чатов.

ГЛАВА III. Закономерности мелодической структуры чатских песен.

ГЛАВА IV. Функциональность ступеней в чатской ангемитонной пентатонике.

ГЛАВА V. Признаки жанрообразования в песенных традициях чатбв: пространство темповых характеристик.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Песенная традиция чатов»

В настоящее время в Сибири проживают около 200 тыс. собственно сибирских татар. Согласно современным этнографическим и лингвистическим научным представлениям сибирские татары являются самостоятельным коренным тюркским этносом. Этнографы выделяют в его составе три крупные культурные общности: томскую, барабинскую и тоболо-иртышскую [181; 185; 32; 33]. Каждая из этих общностей, в свою очередь, делится на несколько этнических групп, обладающих собственной культурной спецификой. Так, томские татары включают чатов, эуштинцев и калмаков. Среди барабинских татар различают барабинско-туражскую, любейско-тунусскую и теренино-чойскую группы; среди тоболо-иртышских - саргатскую и тарскую группы [184; 185, с. 328; 210].

Специальные лингвистические исследования, проведенные Д.Г. Ту-машевой, показали, что язык сибирских татар также является самостоятельным. По типологии H.A. Баскакова [19]1, которой следует Д.Г. Тума-шева, сибирско-татарский язык (наряду с татарским и башкирским) входит в кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы западно-хуннской

1 Существуют и другие лингвистические классификации. Так, по классификации В.В. Радлова татарский язык входит в западную группу тюркских языков [153], по типологии А.Н. Самойловича- в тау- или кыпчакскую группу [129, с. 527]. В классификации В.А. Богородицкого язык сибирских татар относится к западно-сибирской группе тюркских языков, в то время как татарский язык - к поволжско-приуральской группе [24]. ветви тюркских языков. В его составе выделяются три диалекта: томский (с эуиггинско-чатским и калмакским говорами), барабинский и тоболо-иртышский (с тюменским, тобольским, заболотным, тевризским и тарским говорами) [191-197].

По антропологическим данным у всех сибирских татар ярко выражены черты уральского европеоидно-монголоидного типа, при этом у томских татар также наблюдаются признаки центрально-азиатского компонента [92].

Вместе с тем, существует ряд работ казанских исследователей, в которых проявляется тенденция рассматривать сибирско-татарский этнос как часть татарской нации [64], а язык сибирских татар — как диалект татарского языка [66]. Однако и в этих работах отмечается культурное отличие сибирских татар от татар Волго-Уральского региона (см., например, [58]).

Необходимо подчеркнуть, что сибирские татары тесно взаимодействовали с волжско-уральскими татарами-переселенцами, численность которых в Сибири в XX веке составила более 500 тыс. человек [182; 186; 187] и, соответственно, испытывали сильные влияния со стороны этой близкородственной культуры.

Несмотря на то, что сибирские татары являются одним из самых многочисленных коренных этносов Сибири (третьим после якутов и бурят), их традиционная музыкальная культура изучена крайне мало. В конце XX века в музыковедческой литературе существовали лишь отдельные и весьма разрозненные сведения о музыке отдельных групп сибирских татар (главным образом, барабинских и тюменских), не складывающиеся в единую картину, что обусловило отсутствие очерка о сибирских татарах в фундаментальном трехтомном труде «Музыкальная культура Сибири» [140, с. 8-16]. Музыкальный же фольклор томских татар в целом и чатов в частности совершенно неизвестен.

Чатами в научной литературе называют одну из диалектных групп томских татар. Чаты делятся на обских и томских. К обским чатам относятся орские и акбалыцкие татары, проживающие в Колыванском районе Новосибирской области. Томские чаты включают тахтамышевских и чер-нореченских татар, населяющих Томский район Томской области, а также город Томск [64, с. 526]. Юрты Тахтамышевы (Кызыл каш) и Черноречен-ские (Бурлаковы или Алда аул) в качестве населенных пунктов томских чатов отмечены в четвертой ревизии населения (1782 г.) и в ведомости Томского округа о населении за 1805 год. Эти юрты находились в 40 км от Томска [138]. Численность томских и обских чатов по переписи 1979 года составляла 4,3 тысячи человек [186, с. 3].

Известно, что в XVI веке чаты жили в западных районах Барабин-ской степи и входили в состав Сибирского ханства, будучи вассалами или, как считает C.B. Бахрушин, даже союзниками ханаКучума [187, с. 517; 20, с. 157-158]. После разгрома Кучума (1598 г.) чаты приняли русское подданство и стали платить дань в город Тару, а со строительством города Томска перешли в подчинение к томским воеводам [138, с. 517-518]. К концу XVI века чаты переселились в Приобье, а в 1630 году их часть перекочевала в бассейн реки Томь и в район Черной речки [184, с. 3]. В результате образовались две локальные группы - томские и обские (орские) чаты, различия между которыми сформировались во второй половине XVII века [187, с. 5-9]. В это же время чатами были основаны города Чатский (в районе села Юрт-Оры) и Мурзинск [138, с. 518].

В отношении этнонима «чаты» существует легенда, впервые приведенная Г.Ф. Миллером, согласно которой в основу названия этого народа положено татарское слово «чать», то есть мыс. Имеется в виду место слияния двух рек, где они проживали. Существуют и другие этимологические версии слова «чат». Одна из них принадлежит Л.П. Потапову, предположившему связь данного этнонима с названием сеока (рода) чагат в составе телесов и тубаларов [138, с. 520].

В традиционной хозяйственной деятельности обских чатов наряду с охотой, животноводством, рыболовством и земледелием, было развито собирательство, причем последнее имело превалирующее значение. Ведущая роль собирательства была связана с богатством лесных ресурсов, обилием в них дикорастущих растений, ореха, ягод и грибов. Томские чаты занимались охотой, которая в настоящее время запрещена, и скотоводством (разводили овец, коров и коней) [184].

Чаты (наряду с эуштинцами), как было выше отмечено, являются носителями самостоятельного эуштинско-чатского говора в составе томского диалекта сибирско-татарского языка. В свою очередь, в этом говоре выделяется орский подговор [191—196]. Языковая близость эуштинцев и чатов отмечена и М.А. Абдрахмановым [2, с. 37; 3] со ссылкой на Г.Ф. Миллера, в архивных материалах которого сохранилась запись: «эуштинский диалект является совершенно схожим с чатским» [188, с. 166]. М.А. Абдрах-манов также обратил внимание на сходства чатского говора с тоболо-иртышским диалектом. А.П. Дульзон писал о близости чатского говора с барабинским диалектом, обусловленной историческим соседством этих этносов в Барабинской степи и в верховьях реки Оми в XVI веке [51]. Вместе с тем, Д.Г. Тумашева отмечает, что диалект томских татар подвергся, в отличие от других диалектных групп сибирских татар, наиболее сильному влиянию татарского литературного языка [192].

Традиционная культура чатов изучалась до последнего времени лишь в рамках этнографии. Ей посвящены труды H.A. Томилова, Ф.Т. Ва-леева, В.Г. Малиновского [181-188; 31-35; 138], С.Н. Корусенко и Н.В. Кулешовой [120], Т.Н. Троицкой и В.И. Соболевой [189]. Отметим, что

У '

Тёлёсы и тубалары — тюркоязычные алтайские этносы. исследователи омской этнографической школы, возглавляемой H.A. То-миловым, внесли большой вклад в изучение культуры различных этнодиа-лектных групп сибирских татар [31-35; 138; 118—121; 96-98]. Существуют также немногочисленные работы о фольклоре и музыкальных традициях барабинских и тоболо-иртышских сибирских татар, в которых можно найти материал для сравнения.

В этнографических работах описаны традиционные земледельческие, скотоводческие и промысловые обряды сибирских татар, среди которых особое внимание уделено празднику Сабантуй и обряду вызывания дождя [158; 161; 183—188; 220]. Однако упоминания о музыкальной стороне обрядов в этих источниках отсутствуют.

Изучением свадебной обрядности занимались H.A. Томилов, Ф.Т. Валеев, О.П. Коломиец, Ф.Л. Шарифуллина, Ф.С. Баязитова и др. [183; 31; 96-98; 214; 21]. Описывая свадебный обряд томских татар, H.A. Томилов выделяет в нем религиозную часть никах3; пиршество сначала в доме невесты, затем в доме жениха; обычай поднесения хлеба и подарков родителям молодых, подачу свадебного пирога чакчак; сбор подарков и проводы новобрачных в их комнату. При этом автор упоминает о том, что на определенных этапах свадьбы, а именно в момент помолвки ярашу и празднования свадьбы в доме жениха туй, исполнялись песни и пляски [186]. Кроме того, H.A. Томилов приводит воспоминания информантов о том, что в начале XX века существовали ныне исчезнувшие свадебные причитания невесты, исполнявшиеся перед переездом в дом жениха [183].

Описаны и другие обряды семейного цикла - обряд наречения ребенка именем, во время которого приглашенный в дом мулла читал му

3 Никах - мусульманский религиозный обряд оформления брака. У мусульман жених и невеста, их родители, а также ближайшие родственники приглашают муллу, который совершает обряд никах и читает четвертую суру Корана, спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак [218]. сульманские молитвы, праздник детей балатуй, а также погребальный обряд, включавший завертывание покойника в саван, похороны без гроба с боковым подкопом в могиле и чтение молитв при погребении. При этом исследователи отмечают, что в конце XX века традиционные обряды соблюдались уже не во всех деревнях [112; 181; 44]. Информации об обрядовом интонировании эти источники также не содержат.

Традиционной народной хореографии барабинских и тарских татар посвящено исследование H.A. Левочкиной [127; 128], охватывающее временной отрезок с конца XIX до первой половины XX вв. В нем выделены танцы трех типов: хороводные, парные и сольные. Автором отмечено, что танцы обычно исполнялись с голосовым и музыкально-инструментальным сопровождением, а также под аккомпанемент ударных инструментов.

Филологическая литература, главным образом, посвящена эпосу сибирских татар. Фрагменты эпических сказаний сибирских татар были зафиксированы В.В. Радловым [153; 52]. Ф.И. Урманчеев в тезисах «Эпос сибирских татар», опубликованных в 1997 году, охарактеризовал эпическую традицию как сохраняющую бытование [197]. В работах Х.Х. Ярму-хаметова [221] и Ф.В. Ахметовой дается анализ сказаний «Козы-Курпеш и Баян-сылу», «Алпамыш», «Идегей», «Кузы Курпе» и «Бури Хан» и др. [10-13; 222]. В статье [13] приведены нотировки двух эпических напевов из сказаний «Кузы Курпе» и «Бури Хан», репрезентирующих барабинскую и тоболо-иртышскую эпические традиции, а также образцы двух обрядовых свадебных песен тоболо-иртышских татар. Нотировки, включенные в эту публикацию, выполнены Е.М. Смирновой, Л. Масловой и Н.Ю. Аль-меевой. Проблеме генезиса сибирско-татарского байта «Предание тобольских татар о происхождении киргизского народа» посвящена работа И. Белич [22, с. 130-134].

В музыковедческой литературе содержится информация о песнях, музыкальном эпосе, обрядах и инструментах сибирских татар.

Несколько котированных мелодий сибирско-татарских песен включены в статью «Музыка и музыкальные инструменты» 3. Эвальд, В. Косо-ванова и С. Абаянцева, опубликованную в Сибирской советской энциклопедии 1932 года [216, с. 590]. Здесь приведены три образца с неполной паспортизацией. В отношении первой мелодии известно, что она была записана A.B. Анохиным; вторая — это мелодия песни «Салкан Гииша», зафиксированная в Омске; третья мелодия относится к жанру такмак. При этом авторы отметили, что «песни сибирских татар приближаются к песням волжских татар и башкир» [216, с. 582]. Подчеркнем, что в ходе экспедиционных работ с участием автора диссертации ни одна из этих мелодий не была зафиксирована у томских татар.

Отдельные сибирско-татарские образцы представлены в сборниках татарских народных песен 1941 и 1955 гг.4, подготовленных с участием выдающегося татарского композитора и собирателя фольклора A.C. Клю-чарева [94]. В труде [94], составленном A.C. Ключаревым в соавторстве с В.И. Виноградовым, М. Садри и Г.Д. Шапиро, содержится 145 песенных образцов, два из которых записаны от сибирских татар. Один из них (№ 32) — Себер юллары («Сибирские дороги») - является, по словам В.И. Виноградова, ярким образцом переселенческой песни, в которой развивается тема насильственного переселения татар в Сибирь царским правительством. Эта песня опубликована в разделе исторических и бытовых песен. Вторая сибирско-татарская песня (№ 93) Эцгер-мецгер («Сумерки»), отличающаяся многочастностью формы, помещена в раздел любовной лирики. Отметим, что в комментариях к сборнику указаны только исполнители песен, а информация об их этнической принадлежности и месте записи от

4 Позднее два тома «Татарских народных песен» были переизданы в одном издании в 1986 году [94]. сутствует. При этом М.Н. Нигмедзянов считает, что песня Себер юллары типична для татар-мишарей Горьковской и Саратовской областей [143]. Отсюда следует, что, по-видимому, сибирскими татарами авторы называли волго-уральских татар-переселенцев.

Известно, что в 1940 году Татарским НИИ языка, литературы и истории (ТНИИЯЛИ) и кабинетом музыкального фольклора была организована комплексная сибирская экспедиция с участием X. Ярмухаметова, М. Садри, С. Амирова, В. Хаджиева, в результате которой в Новосибирской, Омской и Тюменской областях от барабинских, тарских и тобольских татар были записаны, в том числе и на фонограф, 80 песен и байтов [142; 1435; 173]. К сожалению, местонахождение аудиоматериалов этой экспедиции в настоящее время неизвестно, но большая их часть (47 образцов песен и инструментальных наигрышей) вошла в [94]. В 1967—1973 гг. работа по записи сибирско-татарского фольклора в Новосибирской, Омской, Томской, Иркутской и Тюменской областях проводилась сотрудниками сектора фольклора института языка, литературы и истории Х.Х. Ярмуха-метовым, Ф.И. Урманчеевым и И.Ш. Кадыровым [173].

Издание [94] включает 249 разножанровых образцов татарской музыки, в том числе вышеупомянутые 47 сибирских образцов. Из них 38 песен были записаны в Омской области, 4 — в Новосибирской области, по одной песне - в Тобольске и Тобольском районе Тюменской области. Места записи трех образцов инструментальной музыки в комментариях к сборнику не указаны. Видно, что большая часть сибирско-татарских песен представлена записями, сделанными в Омской области, однако конкретные районы, в которых проводились записи, не указаны. Сибирские образцы представлены деревенскими, солдатскими, рекрутскими песнями, любовной лирикой и баитами.

A.C. Ключарев отметил черты сходства и отличия песенной культуры сибирских и волжских татар. Единство, по его мнению, заключается в том, музыкальный фольклор имеет общую жанровую дифференциацию (песни лирического содержания, деревенские, исторические, солдатские, байты, а также инструментальная музыка) и общую ладовую основу, представленную ангемитонной пентатоникой. Отличительными же особенностями сибирских песен, по его мнению, являются диатонические звукоряды, широкие мелодические интонации, общий суровый колорит и многочастные композиции, приближенные к форме сложных арий [142; 144].

В 1964 году вышел сборник татарских песен [139], включающий материалы [94] без ссылки на их прежнее издание.

В трудах М.Н. Нигмедзянова [142; 144] опубликованы образцы песен барабинских татар — «Кара елан» («Черный змей») и «Сандугач» («Соловей»), которые, по мнению автора, близки лирическим песням татар-мишарей по интонационно-ладовому строю, форме, кадансам и ритмике.

Последующие нотные сборники М.Н. Нигмедзянова [145; 146] также включают сибирский материал, собранный сотрудниками ТНИИЯЛИ в 1968, 1969 и 1982 гг.

В издании [145] представлены 5 образцов музыкального фольклора барабинских татар Новосибирской области, репрезентирующих деревенские и так называемые умеренные напевы, а также 13 образцов байтов, свадебных, деревенских, коротких песен и инструментальных наигрышей тюменских и тобольских татар Тюменской области.

В сборнике [146] фигурируют 5 лирических протяжных и умеренных песен, записанных на севере Омской области от тевризских и усть-ишимских татар; а также 8 образцов свадебных, деревенских, коротких песен и книжных напевов, зафиксированных в Тюменской области от тобольских, ялуторовских, тюменских и заболотных татар. М.Н. Нигмедзя-нов отмечает интонационно-ладовую связь этих песен с песнями казанских, кряшенских, нукратских и мишарских татар. В качестве их самобытных черт выделены диатонический склад и широкие мелодические ходы.

Один сибирско-татарский образец из сборника А. Ключарева приведен в работе Л.В. Бражник [28], посвященной сравнению ангемитоники в различных музыкальных культурах Среднего Поволжья.

В работах И.Ш. Кадырова отмечены некоторые интонационно-ладовые особенности сибирско-татарских песен [68] и напевов дастанов барабинских татар Новосибирской области [67], охарактеризованы основные жанры фольклора барабинских татар (дастаны, байты, песни) и выявлены их параллели с различными тюркскими культурами, в том числе - с культурой казанских татар [69; 70]. Автор подчеркнул, что у сибирских татар распространены как старинные протяжные {«Тэфтшэу», «Зшэйлук», «Уел», «Караурман»), так и современные {«Арча», «Сарман», «Идел») песни, а также байты {«Сак-сок»), функционирующие в культуре казанских татар. В качестве интересной находки сибирских экспедиций И.Ш. Кадыров отметил записи песни «Хан кызы», включенной у барабин-цев в свадебную игру, в то время как в известных филологических сборниках (X. Батиги, 1913; X. Ярми, 1960; Ф. Урманчеева, 1971) она была отнесена к жанру байта.

С 90-х годов XX века появляются работы, посвященные изучению музыкальных диалектов сибирских татар. Описанию жанровой системы, а также отдельных жанров музыкального фольклора тюменских татар посвящены работы Л.Р. Ильясовой (Сурметовой) [59-62; 173-176] и Е.М. Смирновой [167; 168]. В работах Л.Р. Ильясовой характеризуются основные жанры музыкального фольклора Тюменских татар: байт, мунаджат, обрядовый инструментальный могам, озын квй (лирическая импровизационная протяжная песня), кыска квй (короткий напев), такмак (его часто сравнивают с русской частушкой), авыл кве (деревенский напев), уен кве игровой напев), а также инструментальные (гармошечные) наигрыши [59-62; 173-176].

Жанровый состав традиционной интонационной культуры барабин-ских татар Чановского района Новосибирской области описан в работе H.H. Селезневой [164]. В ней отмечено функционирование байта «Сак-Сок», долгих песен озын ер, коротких песен кыска ер, заимствованных песен позднего происхождения («Шымыртын», «Сарман», «Рамай»). Заслуживает внимания указание на то, что «многие исполнители называют все песни общим термином ер, причем распространяют его и на традиционные, и на авторские песни» [164, с. 29]. Кроме того, упоминаются колыбельные укачивания бёбёй кие/бёллюки/тербелю балага, в которых используются тремолирующий двухсторонний губно-языковой сонант, исполнение на баяне традиционных песенных мелодий. Обрядовая сфера представлена сурами Корана и молитвами азан, приуроченными к различным ситуациям, а сфера, связанная с традиционным хозяйством, — подзываниями домашних животных чыкыру и сигналами управления ими куам и туктатам [164].

В работах Н.М. Кондратьевой, О.В. Новиковой и Н.С. Капицыной [72; 73; 78; 81; 85; 108; 115], А.Н. Гизатулиной [43] приведена информация о жанровом составе и музыкально-стилистических параметрах фольклора эуштинцев и татар села Барабинка Томского района Томской области, полученная в экспедициях 2001-2002 гг. У эуштинцев обрядовая сфера связана с мусульманской традицией и представлена сурами Корана, из нарративных жанров зафиксирован байт, лирическая сфера включает песенные жанры озын ер, кыска ер, урам ер (уличная песня), аул ер (деревенская песня), ер, «Кара урман» («Черный лес») и «Хан кызе» («Дочь хана»), а также колыбельные йокла балам и инструментальные наигрыши уйна гар-мон/гармон кие, главным образом, сопровождающие песни [85]. У татар села Барабинка определены те же сферы, что и у эуштинцев, однако среди песенных жанров не зафиксированы «Хан кызе», при этом встречаются туй ер (свадебная песня), кара каргии (диалогическая песня) и урак ер (жнивная песня) [43].

Общая краткая характеристика жанров музыкального фольклора сибирских татар дана в учебнике «Музыкальная культура Сибири» [113].

Сведения о музыкальных инструментах сибирских барабинских и тоболо-иртышских татар содержится в работах В.В. Радлова [154], Е.Э. Сно [169], М.Н. Нигмедзянова [143; 144], Ф.В. Ахметовой и Ш.Х. Мона-сыпова [14; 15], И.Ш. Кадырова [69; 70] и H.H. Селезневой [164].

В.В. Радлов отмечал существование у сибирских барабинских татар струнных инструментов ядыган (ятаган), кьщак (гиджак), тумра (дум-бра), а также духовых инструментов быргы, саз и пай [153, с. 56, 147, 259, 309]. Е.Э. Сно упоминает о том, что в числе древних инструментов татар Сибири был струнный кобыс, бытовавший до начала XX века [169]. В эпических текстах барабинских татар фигурируют 70-струнный ятаган, 60-струнная серповидная ай думбра, ударный мембранный инструмент тэп (даб) [14; 15]. В 70-80 годах XX века у барабинцев были зафиксированы ударные мембранофоны тэп/тап/табыл (ручной барабан) и тюнгур (бубен), хордофон ятаган, аэрофон курай, а также скрипка и гармонь [6; 7]; в начале XXI века - баян и воспоминания о бытовавших ранее металлическом варгане с круглой петлей кобыз, бубне тунгыр и скрипке кычак [164]. И.Ш. Кадыров указал на использование игры на скрипке в обрядовой практике тюменских татар [69]. JI.P. Сурметова подчеркивает, что песни, включенные в обряд стрижки первых младенческих волос карын чэчен алу, обрезания сунет и изгнания духов Шайтан могам, сопровождались средневековым ударным инструментом тип, а также современными скрипкой и гармонью [173; 176].

В связи с отсутствием специальных исследований музыкального фольклора чатов, данная диссертация, объектом которой является их песенная традиция, приобретает особую актуальность.

Песенные традиции входят в центральные части [130; 131] всех сибирских музыкальных культур и занимают доминирующее положение в жанровых системах [150; 166; 178 и др.], поскольку продолжают активно функционировать. Живое бытование песен, по-видимому, служит одним из важнейших факторов сохранения музыкального фольклора в условиях культурного кризиса, повсеместно наблюдающегося в настоящее время. Многоаспектное описание песенной традиции имеет важное значение не только для исследования культуры чатов и близкородственных ей сибир-ско-татарских интонационных систем, но и для решения общей проблемы типологии сибирских интонационных культур. Вопросы, связанные с выяснением устройства системы жанров, установлением жанродифференци-рующих признаков, выявлением структурных закономерностей: музыкальной организации первостепенны для сибирской этномузыкологии, поскольку именно они создают надежную базу для определения релевантных типологических признаков сибирских музыкальных традиций в целом.

Объектом диссертации является практически неизвестная науке песенная традиция сибирских томских татар. Предметом настоящей работы служит разноуровневая организация музыкального компонента песенных традиций двух этнолокальных групп сибирских томских татар - обских и томских чатов.

Цель работы заключается в комплексном описании музыки двух близкородственных песенных традиций, направленном на выявление их локальной специфики. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение ряда задач. В задачи работы входит:

• введение в научное обращение новых музыкальноэтнографических экспедиционных материалов, дающих адекватное представление о чатских песенных традициях;

• рассмотрение культурного контекста песенных традиций;

• определение их места в интонационных культурах обских и томских чатов;

• описание основных закономерностей архитектонической организации песен;

• определение системы чатского песенного стихосложения;

• выявление закономерностей ритмической организации;

• установление ладо-звукорядных норм и инвариантных единиц мелодической структуры песен;

• определение функциональности ступеней ладов, доминирующих в чатских песенных традициях;

• описание темповой организации этой жанровой традиции;

• выявление дифференциальных признаков песенных жанров;

• установление общих и специфических параметров чатских локальных песенных традиций на основе их сравнения.

В исследовании задействованы материалы пяти музыкально-этнографических экспедиций. Они проводились под руководством Н.М. Кондратьевой с участием сотрудников и студентов Новосибирской государственной консерватории в 1999-2002 годах. В трех экспедициях участвовала автор диссертации. Финансирование экспедиций осуществлялось по ФЦП «Интеграция» (проект № 876) и гранту РГНФ №02-04-18031 е.

В 1999-2000 годах экспедиционно-полевые работы велись преимущественно в местах традиционного проживания обских чатов, в 2001—2002 годах — в местах традиционного проживания томских чатов.

Первая экспедиция в составе Н.М. Кондратьевой, О.В. Новиковой, Н.С. Капицыной, Е.И. Жимулевой и Т.М. Афанасьевой работала в селах

Юрт-Оры и Юрт-Акбалык Колыванского района Новосибирской области в сентябре 1999 года. Вторая экспедиция, в состав которой входили Н.М. Кондратьева, О.В. Новикова и Е.И. Жимулева, проходила в селе Юрт-Акбалык, а также в селе Батурино Кожевниковского района Томской области в июле 2000 года. Третья экспедиция была проведена Н.М. Кондратьевой, О.В. Новиковой и Е.А. Панариной в селе Юрт-Оры в сентябре 2000 года. Четвертая проходила в селах Черная речка и Эушта Томского района Томской области, а также в городе Томске в сентябре 2001 года. Участники экспедиции - Н.М. Кондратьева Н.С. Капицына и С.И. Жуковская. Пятая экспедиция работала в селах Черная речка, Тахтамышево, а также Барабинка и Эушта Томского района Томской области в июле 2002 года. В ней участвовали Н.М. Кондратьева, О.В. Новикова, Н.С. Капицына, Ю.В. Маркарян, Л.К. Титова, а также студентка Новосибирского областного колледжа культуры и искусств А.Н. Гизатулина.

Населенные пункты, в которых записывался анализируемый в работе песенный материал, как уже упоминалось, являются местами традиционного проживания обских (села Юрт-Оры и Юрт-Акбалык) и томских (Черная речка и Тахтамышево) чатов.

Во время экспедиций от 32 обско-чатских исполнителей было записано 272 разножанровых образца музыкального фольклора, от 27 томско-чатских исполнителей - 278 образцов. Эти коллекции, довольно полно отражающие синхронный срез интонационных культур обских и томских чатов, стали основой описания культурного контекста песенных традиций. Для детального анализа автором были отобраны и нотированы 84 обско-чатских и 75 томско-чатских разножанровых песенных образцов.

Методологической основой работы служит комплекс аналитических методов, выработанных в отечественном и зарубежном музыкознании. В работе задействованы концепция интонационной культуры этноса [117;

136], принципы ареального описания сибирских этномузыкальных культур [116] и артикуляционная классификация этномузыкальных тембров [134]. При анализе архитектонического устройства песен используются методологические подходы JI.A. Мазеля, В.А. Цуккермана, В.П. Бобровского, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, Т.С. Сорокиной [132; 133; 211; 212; 23; 206; 208; 170]. Анализ ритма производится в соответствии со слогоритми-ческим методом, сформулированным К.В. Квиткой [92; 93] и развитым Е.В. Гиппиусом, Б.Б. Ефименковой, A.B. Рудневой и др. [48; 54; 157; 18]. Внутрислоговые распевы изучаются по методике, предложенной Н.М. Скворцовой [166]. В описании ладо-звукорядных норм задействованы методики А. Чекановской [213], В.А. Вахромеева [36], Я.М. Гиршмана [47], Ю.Н. Холопова [207], Д.С. Дугарова [50]. Определение инвариантных мелодических структур производится на основе структурно-типологического метода, а точнее - его части, разработанный Б.Б. Ефименковой и М.А. Ен-говатовой [55; 53].

В качестве основного аналитического метода используется универсально-грамматический подход В.В. Мазепуса [137]. Универсально-грамматический подход, в большой мере синтезируя идеи функционального анализа М.Б. Гаспарова [42], теории порождающих грамматик Н. Хом-ского [209] и «лингвистического подхода» K.JI. Пайка [224], представляет собой самостоятельное направление в рамках методологии структурализма. Он предполагает описание материала в терминах структурных инвариантов различных уровней, что делает возможным сравнения структур, лежащих в основе разных культурных явлений.

При анализе темпа применяются различные принятые в музыкальной фольклористике и академическом музыкознании методики определения темпа [5; 40; 41; 141; 203]. Используется новый статистический метод анализа [84], опирающийся на категории внутреннего темпа М. Колински

223; 95], архитектонического темпа Н.М. Кондратьевой и В.В. Мазепуса и плотности звуковысотных событий, а таюке на базовые понятия математической статистики — среднее арифметическое значение и среднеквадратичное отклонение [26; 27; 152].

Нотировки чатских песен выполнены в соответствии с принципами аналитической нотации Е.В. Гиппиуса [45; 5], с учетом релевантных для сибирских интонационных культур типов высотных контуров, установленных Н.М. Кондратьевой [104].

Научная новизна заключается в том, что в научный обиход введены новые экспедиционные материалы; впервые дано полное описание жанровых систем чатских интонационных культур; определено местоположение в них песенных традиций; описана система стихосложения. Впервые установлены инвариантные единицы архитектонической, ритмической и зву-ковысотной организации песен; описаны функциональные системы ладов. Впервые на основе использования нового метода анализа темпа установлены дифференциальные признаки песенных жанров. Впервые выявлена локальная специфика обско- и томско-чатский песенных традиций.

Практическая значимость исследования состоит в следующем. Материал исследования включен в учебник «Музыкальная культура Сибири» [113] и курсы лекций «Народное музыкальное творчество» и «Традиционные музыкальные культуры Сибири», читаемые в Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, а также в учебные курсы «Народное творчество» и «Традиционная культура народов мира», преподаваемые в Новосибирском музыкальном колледже им. А.Ф. Муро-ва. Материалы работы могут быть использованы для дальнейших этному-зыкологических исследований, а нотное приложение — для исполнительской практики в рамках фольклоризма.

Содержание диссертации нашло отражение в выступлениях на научных конференциях межрегионального («Новосибирская область в контексте Российской истории» — Новосибирск, 2001; «Культура и личность» -Новосибирск, 2003), всероссийского (научный семинар-симпозиум «Народная культура Сибири» - Омск 2004, 2006, 2008, 2009; «Проблемы изучения традиционных культур» - Новосибирск, 2007), международного («Запад-Сибирь-Восток» - Новосибирск, 2002; «Отечественная этному-зыкология: история науки, методы исследования, перспективы развития» — Санкт-Петербург, 2010) уровней. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры этномузыкознания, Семинаре по музыкальной семиотике и теории интонационных культур НТК (академии) им. М.И. Глинки. Основные положения и результаты исследования опубликованы в тезисах и статьях [71-73; 75-86].

Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка литературы, включающего 224 названий, и четырех Приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Капицына, Наталья Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В интонационных культурах обских и томских чатов песенная традиция занимает центральное место, она активно функционирует и на современном этапе поддерживает сохранность всей традиционной музыкальной культуры. В сравнении с ней все остальные традиции, принадлежащие как лирической, так и другим жанровым сферам (эпической, обрядовой и хозяйственной), играют более скромную роль.

Проведенное исследование песенных традиций двух этнолокальных групп чатов показало, что они имеют довольно сложную, неоднородную организацию, обладающую множеством общих черт. Эта общность проявляется на всех уровнях: жанровом, архитектоническом, ритмическом, зву-ковысотном, тембровом и темповом, что свидетельствует о близком родстве этих культур.

Несмотря на очевидную общность чатских систем, каждая из них обладает собственной локальной спецификой, сформировавшейся в период ХУП-ХХ вв. и также охватывающей все уровни организации. При этом с помощью избранного методологического комплекса, главную роль в котором играет универсально-грамматический подход В.В. Мазепуса [137], оказалось возможным установить не только те отличительные признаки традиций, которые непосредственно наблюдаются и воспринимаются на слух, но и те глубинные свойства, которые далеко не очевидны. К последним, прежде всего, относятся принципиально различные в обеих песенных традициях звуковысотные функциональные системы. Это и системы инвариантных единиц мелодики — мелодических рельефов, и системы звуко-рядных ступеней, являющихся базовыми позиционными инвариантами высотной структуры.

Выявленные в главах II—V структурные сходства и различия (прежде всего функциональные) позволяют сделать заключение, что всем песенным жанрам в обеих традициях действительно соответствует одна гетеро-морфная страта, допускающая сосуществование разных грамматических моделей.

Важным результатом работы является и то, что благодаря новому статистическому методу исследования темпа удалось установить неслучайный характер внутрикультурного различения песенных жанров, выделенных этническими терминами по разным признакам. Как у обских, так и у томских чатов все жанры строго дифференцируются не только внутри каждой песенной традиции, но и между собой статистическим распределением шести темповых признаков: средних значений и среднеквадратичных отклонений внутреннего, архитектонического темпов и плотности высот-, но-ритмических сегментов.

Наметим некоторые научные перспективы, открывающиеся в результате проведенного исследования.

Важнейшими задачами дальнейшей работы являются анализ типовых напевов с целью выявления значимых признаков, различающих все напевы, а также позволяющих определить границу между далеким вариантом напева и другим напевом; уточнение звуковысотной грамматики, связанное с выделением в качестве базовых элементов более тонких инвариантов, определяемых не только ступенями звукоряда, но и реализующимися на них интонационными контурами; построение порождающей грамматики песен.

Необходимым представляется также проведение аналогичных исследований песенных традиций других этнолокальных групп сибирских татар и сравнение сибирско-татарских систем с песенными традициями в других генетически и ареально близких культурах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Капицына, Наталья Сергеевна, 2011 год

1. Абдуллин А.Х. Тематика и жанры татарской дореволюционной народной песни // Вопросы татарской музыки: Сб. науч. трудов КГК / Ред. Я. Гиршман. - Казань: КГК, 1967. - Вып. 2. - С. 3-80.

2. Абдрахманов М.А. К вопросу о закономерностях диалектно-языкового смешения: На материале тюркского говора дер. Эушта Томского района Томской области. — Дисс. канд. филол. наук. Томск, 1959. - 260 с.

3. Абдрахманов М.А. Материалы по словарю томско-тюркских говоров // Уч. зап. ТГПИ. Т.21. - Вып. 1. - Томск, 1964. - С. 83-93.

4. Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. — М.: Музыка, 1964.238 с.

5. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. — М.: Советский композитор, 1990. — 168 с.

6. Алтайские героические сказания: Очи-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск: Наука, 1997. — 668 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 15).

7. Антология татарской поэзии. — Казань: Таткнигоиздат, 1957. 606 с.

8. Ахметов З.А. Казахское стихосложение: Проблемы развития стиха в дореволюционной и современной поэзии. — Алма-Ата: Наука, 1964. — 460 с.

9. Ахметова Ф.В. «Джангар» и эпос западно-сибирских татар // Тез. докладов всесоюзной конф. «Джангар» и проблема эпического творчества тюрко-монгольских народов. Элиста: КНИИЯЛИ, 1978. - С. 73-75.

10. Ахметова Ф.В. Татарская версия «Алпамыша» и другие новые записи эпоса сибирских татар // Эпическое творчество народов Сибири: Тез. докладов / Отв. ред. Д.Д. Лубсанов. Улан-Удэ: б/и, 1973. - С. 35-37.

11. Ахметова-Урманче Ф.В. Звучание дастанов В.В. Радлова // Тюркские народы: Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск-Омск: ОмГТТУ, 2002. - С. 340-345.

12. Ахметова-Урманче Ф.В. О сибирско-татарских вариантах дастанов «Идегей» // Сибирские Татары: Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». — Тобольск-Омск: ОмГПУ, 1998. С. 122.

13. Ахметова Ф.В., Монасыпов Ш.К. К вопросу об инструментальной музыкальной культуре сибирских татар // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: Тез. докладов. Омск: ОмГПУ, 1979. - С. 171-174.

14. Ахметова Ф.В., Монасыпов Ш.К. К вопросу о музыкальных инструментах сибирских татар // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. — Томск: ТГУ, 1987. — С. 136—144.

15. Байт «Сак-Сок» / Сост. Ш.К. Шарифуллин. Казань: Татар, кн. изд-во, 1999. — 127 с. (Памятники татарского народного музыкального искусства).

16. Байты / Сост. Х.Х Ярмухаметов. Казань: Таткнигоиздат, 1960. -387 е.; на тат. языке.

17. Банин A.A. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная фольклористика. М.: Сов. композитор, 1978.-Вып. 2.-С. 117-157.

18. Баскаков H.A. Историко-типологическая фонология тюркских языков / Отв. ред. Э.Р. Тенишев. — М.: Наука, 1988. 208 с.

19. Бахрушин C.B. Сибирские служилые татары в XVII в. // C.B. Бахрушин. Науч. тр. М.: АН СССР, 1955. - Т.З. - 4.2. - С. 157-158.

20. Баязитова Ф.С. Свадебный обряд и его терминология в контексте народно-разговорного языка сибирских татар // Сибирские татары: Сб. ст.- Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002. С. 205-222.

21. Белич И.В. К исторической критике одного сибирского татарского байта // Сибирские татары: Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». — Тобольск—Омск: Ом-ГПУ, 1998.-С. 130-134.

22. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. -М.: Музыка, 1978. 332 с.

23. Богородицкий В.А. Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками. — Казань: Татгосиздат, 1934. — 241 с.

24. Болдонова Т.М. Традиционные песни хоринских бурят: По материалам фольклорной экспедиции 1957 г. // Краткие сообщения бурят, комплексного науч.-исслед. ин-та / Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние. Улан-Удэ: кн. изд-во, 1959. - Вып. 1. - С. 130-140.

25. Боровков A.A. Математическая статистика. — М.: Наука, 1984.- 472 с.

26. Бочаров П.П., Печинкин A.B. Теория вероятностей. Математическая статистика: Уч. Пособие. М.: Гардарика, 1998. - 328 с.

27. Бражник JI.B. Ангемитоника как принцип мелодического мышления народов Среднего Поволжья // Тараканов М.Е.: Человек и фоносфе-ра. СПб.: Алетейя, 2003. - С. 219-227.

28. Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон / Сост. М.И. Тулохонов. Новосибирск: Наука, 312 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 2).

29. Бутанаев В.Я. Хакасы: Этнографический очерк. М.: «Инсан», 1995.-47 с.

30. Валеев Ф.Т. Некоторые черты традиционных свадебных обрядов западносибирских татар // Материалы по этнографии Сибири. — Томск: ТГУ, 1972.-С. 99-116.

31. Валеев Ф.Т. Об этнической принадлежности сибирских татар // Языки, духовная культура и история тюрков: Традиции и современность: Труды междунар. конф.: В 3-х т. 9-13 июня 1992, г. Казань. М.: НПО «ИНСАН», 1992. - Т.З. - С. 42-43.

32. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: Культура и быт. Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. - 207 с.

33. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: Проблемы этнокультурного развития во воторой половине XIX — начале XX вв.: Автореф. дисс. . докт. ист. наук. М., 1987. - 35 с.

34. Валеев Т.Ф., Томилов H.A. Татары Западной Сибири: История и культура. Новосибирск: Наука, 1996. - Т.2 - 224 с.

35. Вахромеев В.А. Ладовая структура русских народных песен. — М.: Музыка, 1968. 102 с.

36. Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. — Ташкент: Фан, 1981. 91 с.

37. Галимулина Р.Т. Ладовая организация башкирских озон-кюй // Музыкальная культура России и зарубежных стран: Страницы истории:

38. Сб. науч. тр. аспирантов и соискателей / сост. В. Р. Дулат-Алеев. — Казань: КГК, 2003.-С. 23-32.

39. Гарбузов H.A. Зонная природа темпа и ритма. М.: АН СССР, 1950.-72 с.

40. Гарбузов H.A. Терминология по элементарной теории музыки. -М.-Л.: Музгиз, 1945. 116 с.

41. Гаспаров Б.М. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка // Труды по знаковым системам: Сб. ст. — Тарту, 1969. -Вып. 4. — С. 174-203. (Ученые записки Тартус. гос. ун-та).

42. Гизатулина А.Н. Сибирско-татарские песни села Барабинка: Дипл. работа / Новосибирский областной колледж культуры и искусств; рук. Н.М. Кондратьева. Новосибирск, 2005. - 33 с.

43. Гильфанова Ф.Х. Обряд имянаречения у сибирских татар: по материалам экспедиционных поездок к тоболо-иртышским, Тарским и бара-бинским татарам // Культурологические исследования в Сибири. №2. — Омск: Наука, 2003. - С. 121-124.

44. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики / сост. В.Е. Гусев. JL.: Музыка, 1980. - С. 23-26.

45. Гиршман Я.М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. — М.: Сов. композитор, 1960. — 179 с.

46. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят: Учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: Респ. типография, 2005 — 188 с.

47. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни хор-бурят / Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние, Бурят, комплексный науч.-исслед. ин-т; отв. ред. В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ, 1964. - 443 с.

48. Дугаров Д.С. Песенное творчество селенгинских бурят: Музыкально-этнографическое и теоретическое исследование: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1969.-25 с.

49. Дульзон А.П. Диалекты татар-аборигенов Томи // УЗ ТГПИ; отв. ред. В.Ф. Федоров. Томск: Полиграфиздат, 1956. - Т. 15. - 464 с.

50. Джаным: Антология фольклора сибирских татар в записях XIX— XX вв. /Сост. Ф. Ахметова-Урманче, А. Преловский. М.: Новый ключ,2007. 260 с.

51. Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типовых исследований // Мир традиционно музыкальной культуры: Сб. тр. — М.: РАМ им. Гнесиных,2008. Вып. 174. - С. 6-44.

52. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского музыкального фольклора. М.: Композитор, 2001. - 256 с.

53. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть: Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшенги (Вологодская область). М.: Сов. композитор, 1980.-392 с.

54. Жирмунский В.М. Введение в метрику: Теория стиха. Л.: Академия, 1925.-284 с.

55. Закиев М.З. Татары: Проблемы истории и языка. Казань:

56. ИЯЛИ им. Ибрагимова, 1995. 464 с.

57. Ильясова Л.Р. Байты и мунаджаты татар юга Тюменской области // Материалы III межрегиональной научно-практической конференции «Су-леймановские чтения-2000». Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2001. — С. 34-36.

58. Ильясова Л.Р. К изучению музыкального фольклора татар Тюменской области // Сибирские татары: Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». — Тобольск-Омск: ОмГПУ, 1998. С. 135.

59. Ильясова Л.Р. Музыкальный фольклор татар Вагайского района Тюменской области // Тюркские народы: Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». — Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2002. С. 353-354.

60. Ильясова Л.Р. Музыкальный фольклор тюменских татар // Языки, духовная культура и история тюрков: Традиции и современность: Тр. ме-ждунар. конф.: В 3-х т.; июнь 9-13, 1992, г. Казань. М.: НПО «ИНСАН», 1997. -Т.1. - С. 41-43.

61. Исанбет Ю.Н. Две основные формы татарской народной музыки // Народная песня. Проблемы изучения. — Л.: ЛГИТМиК, 1983. — 161 с.

62. Исхаков Д.М. О методологических аспектах исследования проблемы становления сибирско-татарской этнической общности // Сибирские татары: Сб. ст. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002. - С. 7—16.

63. Исхаков Д.М. Введение в историю сибирского ханства: Очерки. — Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. 196 с.

64. Исхакова-Вамба P.A. Татарское народное музыкальное творчество: Традиционный фольклор. Казань: Тат. кн. изд-во, 1997. — 264 с.

65. Кадыров И.Ш. Напевы в дастанах западносибирских татар // Эпическое творчество народов Сибири: Тез. докладов Улан-Удэ, 1973. -С. 54-57.

66. Кадыров И.Ш. Некоторые интонационно-ладовые особенности песен сибирских татар // Тез. докладов II науч. конф. молодых ученых / Ин-т языка, литературы и истории им. Ибрагимова АН СССР. — Казань, 1971.-С. 49-52.

67. Кадыров И.Ш. Обогащение музыки сибирских татар в общении с соседними братскими народами // Взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур в развитом социалистическом обществе: Тез. докладов. Казань, 1973. - С. 81-83.

68. Кадыров И.Ш. Обогащение музыки сибирских татар в общении с соседними братскими народами // Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья: Тез. докладов. Казань: КФАН СССР, 1976. - С. 127-131.

69. Капицына Н.С. Звуковысотная организация качинских тахпахов // Народная культура Сибири: Материалы научного XIX научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: Амфора, 2010. - С. 70-75.

70. Капицына Н.С. Звуковысотная организация обско-чатских песен // Сибирский музыкальный альманах, 2004 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2007. - С. 37-43.

71. Капицына Н.С. Колыбельные обских чатов // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 2010. - № 3 (67). -С. 18-21.

72. Капицына Н.С. Мелодические рельефы в чатских песнях // Народная культура Сибири: Материалы XV научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова-Омск: ОмГПУ, 2006. С. 59-63.

73. Капицына Н.С. Сходство и различия композиционных и ритмических структур в песнях обских и томских чатов // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск: СО РАН, 2009. - № 3. - С. 101-107.

74. Капицына Н.С., Кондратьева Н.М. Песенная традиция ер в контексте интонационной культуры обских чатов: Архаизмы и инновации // Новосибирская область в контексте российской истории. — Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2001. С. 251-253.

75. Капицына Н.С., Кондратьева Н.М. Функциональные системы ладов ангемитонной пентатоники в песнях томских чатов // Сибирский музыкальный альманах, 2007 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2010. - С. 88-96.

76. Капицына Н.С., Скворцова Н.М. О музыкальных традициях ка-чинцев Орджоникидзевского района республики Хакасия // Народная культура Сибири: Научные поиски молодых исследователей / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: ОмГПУ, 2001. - С. 73-76.

77. Каташев С.М. Рифма в алтайской поэзии // Уч. зап. ГАНИИИЯЛ. -Горно-Алтайск, 1971.-Вып. 10.-С. 80-104.

78. Каташев С.М. Строфа в алтайской поэзии // Алтайский фольклор и литература. Горно-Алтайск, 1982. — С. 55-76.

79. Каюмова Э.Р. Татарская народно-песенная культура Нового времени: Проблемы традиционного мышления и жанровой атрибуции. — Казань: Апма-Лит, 2005. 213 с.

80. Квитка К.В. Песенные формы с вдвое увеличенными ритмическими группами // Избр. тр.: В 2 т. / Сост. и комм. В.Л. Гошовского. — М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. - С. 48-59.

81. Квитка К.В. Украинские песни о матере-детоубийце // Избр. тр.: В 2 т. / Сост. и комм. В.Л. Гошовского. М.: Советский композитор, 1973. -Т.2.-С. 119-191.

82. Ключарев А. Татарские народные песни. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1986.-488 с.

83. Колински М. Определение темпа: Пер. В.В. Мазепуса и Н.С. Ка-пицыной // Сибирский музыкальный альманах, 2005 / Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2009. — С. 125-132.

84. Коломиец О.П. Свадебная обрядность татар среднего Прииртышья: Конец XIX -XX вв. Автореф. дис. канд. ист. наук. — Омск, 2004. - 19 с.

85. Коломиец О.П. Сравнительный анализ свадебной обрядности казанских и сибирских татар // Тюркские народы: Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». — Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2002. С. 271-274.

86. Коломиец О.П. Фольклор в традиционной свадебной обрядности сибирских татар // Народная культура Сибири: Научные поиски молодых исследователей / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: ОмГПУ, 2001. - С. 59-62.

87. Кондратьев М.Г. Звукоряды пентатоники: Введение в ладовый анализ чувашской народной песни // Чувашское искусство: Вопросы теории и истории. Чебоксары: ЧГИГН, 2001. Вып. 4. - С. 14-41.

88. Кондратьев М.Г. О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке. М.: Советский композитор, 1990.-144 с.

89. Кондратьев М.Г. Основные свойства чувашской пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы Межресп. науч. конф., 1-2 ноября 1993 г. / Отв. ред. Л.В. Бражник. Казань: КГК, 1995. -С.86-91.

90. Кондратьев М.Г. Пентатонность как важнейшая характеристика чувашской музыкальной системы // Известия Национальной Академии наук и искусств Чувашской республики. — Чебоксары: Чуваш, акад/ наук и искусств, 1996. № 5. - С. 30-39.

91. Кондратьева Н.М. Высотная сегментация как проблема музыкальной грамматики // Музыка устной традиции: Материалы междунар. конф. памяти A.B. Рудневой. М.: МГК, 1999. - С. 152-158.

92. Кондратьева Н.М. Колыбельные теленгитов // Музыкальная этнография северной Азии: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю.И. Шейкин. -Новосибирск: изд-во НТК, 1989. Вып. 10. - С. 183-189.

93. Кондратьева Н.М. Колыбельные телеутов, тубаларов, куман-динцев, чалканцев // Фольклорное наследие Горного Алтая / Отв. ред. В.И. Эдоков. Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1989. - С. 20-48.

94. Кондратьева Н.М. Музыка алтайских сказок // Алтайские народные сказки / Сост. Т.М. Садалова. Новосибирск: Наука, 2002. - С. 4269. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 21).

95. Кондратьева Н.М. Ритмико-архитектоническая структура телен-гитских заговоров и ее историческая интерпретация // Вопросы музыкознания / Ред.-сост. Б.А. Шиндин. — Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1999. С. 226-240.

96. Кондратьева Н.М. Скотоводческие заговоры теленгитов: Дисс.канд. искусствоведения. Новосибирск, 1996. - 235 с.

97. Кондратьева Н.М., Мазепус В.В. Модальная организация телен-гитских скотоводческих заговоров // Языки коренных народов Сибири: Сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. Вып. 6. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - С. 19-43.

98. Кондратьева Н.М., Новикова О.В. О музыкально-этнографической экспедиции к томским татарам // Мельниковские чтения: Материалы I региональной науч.-практ. конф., 19-21 февраля 2003 г. / Отв. ред. Н.В. Леонова. — Новосибирск: НГПУ, 2004. С. 84-85.

99. Отв. Т.Г. Леонова. Омск: Амфора, 2009. - С. 107-111.

100. Корусенко С.Н. Уровни этнического самосознания татар Западной Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск: СО РАН, 2009. -№3.- С. 56-58.

101. Корусенко С.Н., Кулешова Н.В. Генеалогия и этническая история барабинских и курдакско-саргатских татар. — Новосибирск: Наука, 1999.-Т.5-312 с.

102. Крупич Е.Л. Слогоритмическая организация ыр и кожамык ту-винцев-тоджинцев // Народная культура Сибири: Материалы XIV науч. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: Академия, 2005. - С. 50-52.

103. Крупич Е.Л. Песенная традиция тувинцев-тоджинцев: Дипл. работа / Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки; науч. рук. Г.Б. Сыченко. Новосибирск, 2006. — 139 с.

104. Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл: Тувинское кн. изд-во, 1992. - 143 с.

105. Левочкина H.A. Традиционная народная хореография сибирских татар барабинской степи и омского прииртышья: конец XIX — первая половина XX вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Новосибирск, 1998. 27 с.

106. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 683 с.

107. Лотман Ю.М. Типология культуры. — Тарту: Тартусского гос. ун-та, 1970. 106 с. (Мат-лы к курсу теории лит.; Вып. 1).

108. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Тр. По знаковым системам. — Тарту, 1971. — Вып. 5. — С. 144— 166 (Уч. Зап. Тартуского гос. ун-та; Вып. 284).

109. Мазель Л.А. Строение музыкальной формы: Учебное пособие. — М.: Музыка, 1986. 3-е изд. - 528 с.

110. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. — М.: Музыка, 1967.-749 с.

111. Мазепус В.В. Культурный контекст этномузыкальных систем // Музыкальная этнография северной Азии: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю.И. Шейкин. Новосибирск: изд-во НТК, 1989. - Вып. 10. - С. 28-44.

112. Мазепус В.В. Универсально-грамматический подход в культурологии / Новосибирская гос. консерватория. Новосибирск, 1993. — 46 с.

113. Малиновский В.Г., Томилов H.A. Томские татары и чулымские тюрки в первой четверти XVIII века: Хозяйство и культура / По материалам Первой подушной переписи населения России 1720 г. — Новосибирск: Наука, 1999.-Т.3.-531 с.

114. Музафаров М., Виноградов Ю., Хайруллина 3. Татарские народные песни / Под общей ред. А. Абдуллина М.: Музыка, 1964. — 202 с.

115. Музыкальная культура Сибири / гл. ред. Б.А. Шиндин. — Новосибирск, 1997. Т. 1. - Кн.1. - 405 с.

116. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. — М.: Музыка, 1965.-94 с.

117. Нигмедзянов М.Н. Народные песни волжских татар. — М.: Сов. композитор, 1982. 134 с.

118. Нигмедзянов М.Н. Татарская народная музыка. — Казань: Мага-риф, 2003.-255 с.

119. Нигмедзянов М.Н. Татарская народная песня в обработке композиторов. — Казань: Татиздат, 1964. — 135 с.

120. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. Казань: Тат. кит. нэшр, 1976. - Т.2 - 215 с.

121. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни // Авт.-сост. М. Нигмедзянов; ред. Н. Бурганова. Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 231 с.

122. Николаенко Д.В. MIDI — язык Богов. М.: Наука и Техника, 2000. - 144 с.

123. Новикова О.В. Звуковысотность в вариантах типовых напевов бурятских песен // Протяжные песни монгольских народов: Сб. науч. ст / Отв. ред. Б.В. Базаров. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского науч. центра СО РАН, 2010.-С. 111-122.

124. Новикова О.В. Пентатоника в песенной традиции бурят. — Новосибирск: Окарина, 2010. 180 с.

125. Пугачев В. С. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Наука, 1979. - 495 с.

126. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. -Ч. 4. Спб.: Тип. императ. акад. наук, 1872. - 411 с.

127. Радлов В.В. Этнографический обзор тюркских племен Сибири и

128. Монголии / Пер. с нем. H.H. Козьмина. — Иркутск: тип. изд. «Власть труда», 1929.-26 с.

129. Рамазанова Д.Б. Термины родства в говорах сибирских татар // Сибирские татары: Сб. ст. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002. - С. 165-188.

130. Резниченко Е. Некоторые вопросы интонирования севернорусской причети // Фольклорный текст: Функция и структура: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных; сост. М.А. Енговатова. М.: МУЗИЗДАТ, 1992. - Вып. 121. -С. 116-128.

131. Руднева A.B. Русское музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Композитор, 1994. — 224 с.

132. Садыков К.С. Некоторые обряды и обычаи сибирских татар // Сибирские татары: Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск-Омск: ОмГПУ, 1998. — С. 145-147.

133. Сайдашева З.Н. Песенная культура сибирских татар: Генезис и эволюция // Материалы междунар. конф. памяти A.B. Рудневой. М.: МГК, 1999.-С. 102-114.

134. Сайдашева З.Н. Народная музыка // Татары. — М.: Наука, 2001.-С. 484-506.

135. Сайфулина Ф.С. Изучение фольклора сибирских татар // Сибирские татары: Материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» — Тобольск-Омск: ОмГПУ, 1998. — С. 148-149.

136. Сатлаев Ф.А. Коча-кан старинный обряд испрашивания плодородия у кумандинцев // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века: Сб. музея антропологии и этнографии. — Л., 1971.-Т. 27.-С. 130-141.

137. Селезнев А.Г. Барабинские татары: Истоки этноса и культуры. -Новосибирск: Наука, 1994. 176 с.

138. Серов А.Н Русская песня, как предмет науки // Избр. ст. М — Л.: Госмузгиз, 1950. - Т.1. - С. 81-108.

139. Скворцова Н.М. Ритмическая структура тофаларских народных песен: Дис. . канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2003. -301 с.

140. Смирнова Е.М. Звуковысотные особенности напевов тюменских татар: К вопросу о специфике татарско-сибирского музыкального диалекта // Вестник Томского гос. ун-та. — Томск: изд-во ТГУ, 2009. Март. - № 320. - С. 94-98.

141. Сно Е.Э. Потомки Золотой Орды — татары: Очерк. СПб.: Тип. О.Н. Попова, 1904. - 28 с.

142. Сорокина Т.С. Черты формообразования в музыке XIX—XX веков: Учебное пособие для студентов музыкальных вузов. — Новосибирск: Книжица, 1997. 220 с.

143. Софийская А.Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья. — Автореф. дисс. . канд. искусств. Казань, 2007. - 23 с.

144. Сурметова Ильясова. JI.P. Жанровое своеобразие песенно-музыкальных традиций татар Тюменской области. — Автореф. дис. . канд. филологических наук. Казань, 2007. - 32 с.

145. Сурметова JI.P. Макам в творчестве татар Тюменской области // Материалы VII межрегиональной научно-практической конференции «Су-леймановские чтения-2004». Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2004. - С. 61-62.

146. Сурметова JI.P. Свадебные песни тюменских татар // Вестник Казахского национального университета им. Аль-Фараби. — Алма-Ата: КазНУ, 2006. № 6. - С. 47-49.

147. Сурметова JI.P., Хайруллина В.И. Сибирско-татарский фольклор // Большая тюменская энциклопедия: в 3 т. / Тюм. гос. ун-т, НИИ регион. энцикл.; гл. ред. Г.Ф. Шафранов-Куцев, Е.Б. Заболотный. Т.1. - Тюмень: Сократ, 2004. - С. 105-106.

148. Сыченко Г.Б. Звуковысотные структуры в типовых напевах чал-канцев // Народная культура: Материалы V Всероссийского научно-практического семинара по фольклору. Омск: ОмГПУ, 1997. — С. 59-62.

149. Сыченко Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев: Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 1998. — 291 с.

150. Тирон Крупич. Е.Л. Колыбельные песни тувинцев-тоджинцев // Народная культура Сибири: Материалы научного XVIII семинарасимпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. Т.Г. Леонова. Омск: Амфора, 2009. - С. 141-145.

151. Томилов H.A. Динамика этнических процессов у сибирских татар в конце 1960-х 1970-х годах: По материалам томских татар // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. -М.: Наука, 1985. - С. 40-54.

152. Томилов H.A. Проблемы этнической истории. — Томск: ТГУ, 1993.-222 с.

153. Томилов H.A. Свадебная обрядность: Сибирские татары // Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения. — М.: Наука, 1980.-С. 31-35.

154. Томилов H.A. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск: ТГУ, 1978. — 208 с.

155. Томилов H.A. Татары сибирские // Народы России: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 328-331.

156. Томилов H.A. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI первой четверти XIX в.в. — Томск: ТГУ, 1981. - 275 с.

157. Томилов H.A. Этнография тюркоязычного Томского Приобья: Хозяйство и материальная культура. Томск: ТГУ, 1980. — 200 с.

158. Томилов H.A., Васильев В.И., Васильевский P.C. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI начала XX в. - Новосибирск: НГУ, 1992. - 270 с.

159. Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье / Отв. ред. Г.В. Борисов — Новосибирск: ИНФОЛИО, 1996. 127 с.

160. Тувинские героические сказания / Сост. С.М. Орус-оол. — Новосибирск: Наука, 1997. -584 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 12).

161. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар в отношении к татарскому и другим тюркским языкам. Автореф. дис. . докт. филол. наук.-М., 1969.-49 с.

162. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских татар: Опыт сравнительного анализа. Казань: Казанский университет, 1977. — 294 с.

163. Тумашева Д.Г. Словарь диалектов сибирских татар / Науч. ред. Э.Р. Тенишев. Казань: Казанский университет, 1992. - 256 с.

164. Тумашева Д.Г. Язык сибирских татар. Казань; Изд-во КГУ, 1968.-Ч.2.-182 с.

165. Тумашева Д.Г. Языковые и этнические связи сибирских татар // Языки, духовная культура и история тюрков: Традиции и современность: Тр. Междунар. конф.: В 3-х т.; июнь 9-13, 1992, г. Казань. М.: НПО «ИНСАН», 1997.-Т.1.- С. 133-136.

166. Тумашева Д.Г., Ахметова Ф.В. Этнические группы сибирских татар по языковым и фольклорным данным // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: Тез. докладов. Омск: ОмГПУ, 1979. - С. 223-228.

167. Урманчеев Ф.В. Эпос сибирских татар // Народная культура: Материалы V Всероссийского научно-практического семинара по фольклору. Омск: ОмГПУ, 1997. - С. 49-53.

168. Урсегова H.A. Свадебная причетно-песенная традиция русских старожилов Сибири. — Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2000. 24 с.

169. Фролов Д.В. Классический арабский стих: История и теория аруза. М.: Наука, 1991. - 359 с.

170. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: Комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005. - 398 с.

171. Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин / Запись и подгот. текста, пер., вступ. ст., примеч. и коммент., прил. Сост. В.Е. Майногашевой. -Новосибирск: Наука СО РАН, 1997. 479 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 16).

172. Харлап М.Г. Музыкальный темп // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю.В. Келдыша. М.: Советский композитор, 1981. - Т.5. -С. 491-493.

173. Харлап М.Г. Ритмика Бетховена // Бетховен: Сб. статей. М.: Музыка, 1971.-С. 370-421.

174. Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: Сб. статей / Сост. В.Н. Холопова. — М.: Музыка, 1978.-С. 48-104.

175. Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму / Науч. ред. Т.С. Кюрегян и B.C. Ценовой. М.: Московская консерватория, 2008. — 432 с.

176. Холопов Ю.Н. Пентатоника // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т.4 — С. 234—237.

177. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие для музыкальных вузов. — СПб.: Лань, 1999. — 496 с.

178. Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып. 2. - М.: Прогресс, 1962. - С. 412-527.

179. Храмова В.В. Западносибирские татары // Народы Сибири: Этнографические очерки. М.-Л., 1956. - С. 473-491.

180. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. М.: Музыка, 1974 - 242 с.

181. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. -М.: Музыка, 1988 -Ч. 1. 174 с.

182. Чекановска А. Музыкальная этнография: Методика и методология / Пер. с польск. Г.Д. Блейза. — М.: Советский композитор, 1983. — 190 с.

183. Шарифуллина Ф.Л. Особенности традиционной свадебной обрядности татар в сельских поселениях Тюменской и Омской областей // Сибирские татары: Сб. ст. Казань: Ин-т истории АН РТ, 2002. - С. 144-164.

184. Шорские героические сказания / Подгот. А.И. Чудояков, Р.Б. Назаренко. М.-Новосибирск: Наука, 1998. - 463 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 17).

185. Эвальд 3., Косованов В., Абаянцев С. Музыка и музыкальные инструменты // Сибирская советская энциклопедия / Гл. ред. Б.З. Шумяцкий. -М.-Л.-Новосибирск: Зап.-Сиб. отд-ние Огиз, 1932. -Т.З. С. 577-596.

186. Эвенкийские героические сказания / Сост. А.Н. Мыреева. Новосибирск: Наука, 2005. — 392 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 1).

187. Энциклопедия обрядов и обычаев / Ред. Л.И. Брудная, З.М. Гу-ревич, О.Л. Дмитриева. СПб: «Респекс», 1997. - 552 с.

188. Якутский героический эпос: Могучий Эр Соготох. — Новосибирск: Наука, 1996. 440 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 10).

189. Ярзуткина A.A. Традиционные земледельческие, скотоводческие и промысловые культы сибирских татар. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. - Омск, 2004. - 16 с.

190. Ярмухаметов Х.Х. Сказание «Козы-Курпеш и Баян-сылу» в устном творчестве сибирских татар // Народный эпос «Кузы-Курпес и Маян-Хылу»: Сб. ст. / Уфимск. филиал Ин-та истории, языка и литературы АН СССР. Уфа Уфимский ИИЯЛ АН СССР, 1964. - С. 79-88.

191. Ярмухаметов Х.Х., Ахметова Ф.В. Некоторые итоги и задачи собирания и изучения фольклора сибирских татар // Тез. докладов II науч.конф. молодых ученых / Ин-т языка, литературы и истории им. Ибрагимова АН СССР. Казань, 1971. - С. 49-52.

192. Kolinski M. The evaluation of tempo // Ethnomusicology. Vol. 3. -№2, 1959.-pp. 45-57.

193. Pike K.L. language in relation to unified theory of the structure of human behavior; Paris: Mouton, 1967. — 762 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.