Петроглифы Забайкалья: вопросы формирования источниковой базы, историографии и культурно-исторической интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Цыбиктаров, Валерий Александрович

  • Цыбиктаров, Валерий Александрович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 267
Цыбиктаров, Валерий Александрович. Петроглифы Забайкалья: вопросы формирования источниковой базы, историографии и культурно-исторической интерпретации: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Новосибирск. 2006. 267 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Цыбиктаров, Валерий Александрович

Введение.

Г л а в а I История полевых исследований и формирования источникового фонда петроглифов Забайкалья

§ 1 Начало создания источниковой базы по забайкальским писаницам в дореволюционный период (30-ые гг. XVIII в. - 1917 г.).

§ 2 Вклад исследователей 1920-1960-ых гг. в формирование источникового фонда петроглифов Забайкалья.

§ 3 Формирование источниковой базы петроглифов Забайкалья в 1970 - 2000-ых годах.

Г л а в а II Разработка периодизации петроглифов Забайкалья и эволюция представлений об их историческом содержании.

§ 1 Выделение петроглифов каменного века и решение вопросов их интерпретации.

§ 2 Выделение петроглифов бронзового и раннего железного веков и решение вопросов их интерпретации.

§ 3 Выделение петроглифов эпохи средневековья и решение вопросов их интерпретации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Петроглифы Забайкалья: вопросы формирования источниковой базы, историографии и культурно-исторической интерпретации»

Актуальность темы

Наскальные изображения - петроглифы - один из древнейших видов искусства, появившийся в далекие времена дописьменной истории человечества. В наши дни они представляют собой один из важных видов археологических памятников. Петроглифы отражают мировоззрение древнего человека, являются одной из форм отражения его общественного сознания, формировавшегося и изменявшегося на протяжении длительного периода от палеолита до наших дней. В них отразились экономические и общественные отношения минувших эпох. Наскальные рисунки помогают понять духовный мир древнего человека, его верования, реконструировать экономическую и социальную жизнь человеческого общества отдаленных от нас эпох. Исследование этих памятников дает материалы и для изучения этнокультурной истории отдельных территорий. Таким образом, для исследователей петроглифы - неоценимый источник сведений об экономических, социальных и этнических процессах, а также о мифологии и искусстве.

Наскальное искусство является всемирным феноменом. Его памятники распространены на территории всех обитаемых континентов. Ученые уже давно обратили внимание на петроглифические памятники, однако «формирование представлений о наскальном искусстве как общемировом феномене относится к последней трети XX в., когда очерчиваются основные регионы наскального искусства, выделяются хронологические пласты, стили, доминирующие сюжеты, характеризуются региональные традиции»1. В наши дни наскальные изображения включены ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного и природного наследия. Их изучением, сохранением и использованием во многих странах мира занято достаточно большое количество специалистов и любителей. Столь пристальное внимание к петроглифам обусловлено не только их высоким духовно-информационным потенциалом и значительным количеством открытых памятников, но и существенным числом их утрат. Для постижения заложенной в них информации необходимо иметь достоверные сведения об этих памятниках, о проблемах их изучения, охраны и использования.

На территории Российской Федерации выявлено значительное количество наскальных изображений, относящихся к разным историческим эпохам. Их местонахождения образуют целые ареалы наскального искусства, связанные с определенными природными зонами и археологическими культурами. Одним из таких ареалов является Забайкалье. В Забайкалье памятники наскального искусства выполнены в различной технике: минеральной краской на основе охры, выбивкой, гравировкой, прошлифовкой. Изображения, нанесенные краской, принято называть росписями, а путем нанесения углублений на скальную л поверхность - петроглифами . Однако в практике забайкальской археологии с давних пор для обозначения наскальных рисунков, различающихся способом нанесения на каменную плоскость, в качестве равнозначных понятий используют термины «писаницы», «петроглифы» и реже - «росписи». В данной работе мы придерживаемся этой традиции и указанные термины используем в качестве синонимов.

Изучение памятников наскального искусства Забайкалья включает в себя два основных аспекта: историю формирования источниковой базы (т.е. историю открытий и фиксации этих памятников) и историю научной интерпретации содержащейся в них информации (т.е. историю формирования идей и подходов к решению проблем, связанных с ними). Эти два направления в исследовании петроглифов Забайкалья рассматривались в небольших вводных разделах монографий, посвященных публикации материалов по этим памятникам, их анализу и интерпретации. Но первые разрозненные отрывочные сведения об истории исследований петроглифов Забайкалья содержались в статьях А.П. Окладникова конца 1940-50-ых гг. В них приводились фрагментарные данные о первооткрывателях отдельных местонахождений наскального искусства3. В 1958 г. H.H. Диков во вводном разделе своей монографии «Бронзовый век Забайкалья» кратко рассмотрел историю изучения памятников бронзового века Забайкалья, в том числе писаниц4. Он упомянул о сообщениях Г.Ф. Миллера о петроглифах по рекам Джида и Темник в Западном Забайкалье, отметил исследования А.П. Окладникова 1950-ых гг. в долинах Селенги, Джиды и Агинских степях и выделение им петроглифов бронзового века5. В 1964 г. А.П. Окладников в книге «Олень Золотые рога» описал отдельные эпизоды открытий памятников наскального искусства в Забайкалье и сопредельных районах Северной Монголии возглавляемой им экспедицией, отметил вклад Г.Л. Ленхо-боева в изучение забайкальских писаниц6.

В целом содержание работ 1940-60-ых гг. свидетельствует об определенном интересе их авторов к истории изучения и историографии петроглифов Забайкалья. Но, тем не менее, приходится констатировать, что ни один из них не ставил перед собой цели специального обращения к данному аспекту исследования. Это объясняется, по-видимому, тем, что в те годы сам процесс изучения петроглифов рассматриваемого региона только начинал становиться на планомерную систематическую основу, а различные аспекты их источниковедческого анализа и культурно-исторической интерпретации в находились на начальной стадии своей разработки. Вероятно по этой причине А.П. Окладников и H.H. Диков в своих работах больше внимания уделяли истории открытия забайкальских писаниц, а не истории развития аналитических материалов по ним. В то же время А.П. Окладников в конце 1940 - начале 1950-ых гг. начинал активно разрабатывать вопросы датировки, семантики, культурной прип надлежности наскальных рисунков Забайкалья . Некоторые аспекты анализа и интерпретации петроглифов Забайкалья рассмотрел в своей монографии и H.H. Диков8. В результате мы можем констатировать, что процесс накопления материалов собственно историографического характера в эти годы действительно только начинался.

Впервые краткий обзор истории открытий писаниц Забайкалья и первых попыток интерпретации их материалов дал А.П. Окладников во вводной главе фундаментальной монографии «Петроглифы Забайкалья»9. Он достаточно подробно рассмотрел ход изучения наскальных изображений от появления первых сведений о них с 30-ых гг. XVIII в. до начала систематических полевых исследований в 1920-40-ых гг. и осветил попытки осмысления их содержания и научной оценки. Исследователь указал, что первые данные о забайкальских писаницах содержались в работах Г.Ф. Миллера и Э. Лаксмана. При этом было замечено, что данные Э. Лаксмана вряд ли можно было считать достоверными10. В XIX - начале XX вв., по мнению А.П. Окладникова, появляются исследователи, подходившие к изучению этих памятников уже с научных позиций: Н.В. Кириллов, В.А. Обручев и А.К. Кузнецов, которые впервые предприняли попытки их публикации и интерпретации11.

Начало относительно регулярных научных исследований забайкальских петроглифов А.П. Окладников связал с деятельностью Бурят-Монгольского научного общества им. Доржи Банзарова в 1920-ые гг., ученым секретарем

1 *)

Общества В.В. Поповым . Для 1930-ых г.г. А.П. Окладников выделил работы Г.П. Сергеева на р. Уде и Э.Р. Рыгдылона в долине р. Кудары. Они, указывалось, пытались связать открытые ими петроглифы хронологически и топографически с находившимися по соседству плиточными могилами и могильника

11 ми поздних кочевников . А.П. Окладников также дал оценку работам П.П. Хороших в конце 1940-ых гг. по учету наскальных рисунков Забайкалья и их сравнительной характеристике с другими писаницами Сибири14.

Систематические исследования петроглифов Забайкалья начали проводиться, по справедливому мнению А.П. Окладникова, с организацией работ БМАЭ 1947-1958 гг. Автор отметил широкомасштабный характер исследований этой экспедиции и значительный количественный состав ее членов15. Он дал высокую оценку краеведческим работам Г.Л. Ленхобоева, носившим самостоятельный характер, и его вкладу в обследование местонахождений писаниц в бассейне р. Селенги. Автор особо отметил попытки этого краеведа интерпретировать петроглифы в свете местной фольклорной традиции16.

А.П. Окладников также охарактеризовал экспедиционные работы БМАЭ и ИИФФ СО АН СССР конца 50-60-ых гг. XX в. и состав их участников: В.Д.

Запорожскую, З.А. Абрамову, А.Д. Столяра, Е.А. Хамзину, H.H. Дикова, H.H. Мамонову, Р.Ф. Тугутова, П.И. Хадалова, М.Ф. Косарева, П.Н. Рябова, Я.Я. Роменского, H.H. Соболевскую, Е.И. Деревянко, В.А. Тимохина, С.Н. Глинского, Ю.А. Полумискова, Г.Л. Ленхобоева, отметил их вклад в фиксацию петроглифических памятников Забайкалья17. А.П. Окладников также привел краткие сведения об исследованиях наскальных рисунков в Восточном Забайкалье, в верховьях Амура и на Шилке18.

Таким образом вводная глава монографии А.П. Окладникова и В.Д. Запорожской явилась, по существу, первой работой, освещавшей историю исследований петроглифов Забайкалья с начала XVIII в. до конца 60-ых гг. XX в. В целом авторам удалось показать ход их изучения на протяжении указанного периода времени. Вместе с тем следует отметить, что А.П. Окладников не уделил достаточного внимания своим работам по петроглифам Забайкалья, опубликованным в течение 1940-60-ых гг., не смотря на то, что именно его работы на тот период времени являлись основными по анализу и интерпретации забайкальских писаниц. Он ограничился лишь небольшим замечанием о том, что общая историко-культурная характеристика и интерпретация идейного содержания этих памятников была дана им в книге «Олень Золотые рога» и статьях 1950-ых гг.19 Отчасти такую позицию А.П. Окладникова к своим работам можно объяснить тем, что в целом монография была посвящена не только публикации открытых Второй БМАЭ петроглифов, но и разработке проблем их классификации, датировки и исторической интерпретации полученной информации, что блестяще было осуществлено А.П. Окладниковым и В.Д. Запорожской в их двухтомной монографии.

После выхода статей, книги научно-популярного характера А.П. Окладникова и особенно его совместной с В.Д. Запорожской монографии произошло существенное пополнение материалов историографического характера по забайкальским писаницам. Это обстоятельство не замедлило отразиться на содержании монографий Ю.С. Гришина, А.И. Мазина и A.B. Тиваненко середины 1970 - начала 1990-ых гг.

В монографиях 1975 и 1981 гг. Ю.С. Гришин достаточно подробно остановился на освещении истории открытий и изучения памятников бронзового и раннего железного веков Восточного Забайкалья, в т.ч. и наскальных изо

ЛЛ бражений . Охарактеризовав работы А.К. Кузнецова, Г.П. Сергеева и Э.Р. Ры-гдылона в 1920 - середине 30-ых гг. XX в., автор особо отметил вклад А.П. Окладникова в изучение забайкальских писаниц в 1940-50-ых гг. Он отметил решение А.П. Окладниковым вопросов датировки этих памятников скифо-тагарским временем21. Ю.С Гришин также остановил внимание на вкладе H.H. Дикова в разработку проблемы хронологии забайкальских петроглифов, который датировал их несколько по-иному - «в рамках карасук-шиверского и ски-фо-тагарского времени» . Крупным событием в изучении наскального искусства Забайкалья, по мнению Ю.С. Гришина, был выход монографии А.П. Окладникова и В.Д. Запорожской «Петроглифы Забайкалья», в которой рассматривались проблемы духовной культуры древних племен региона, давалась историко-культурная интерпретация, решались вопросы хронологии, выделялись локальные группы писаниц, была дана классификация сюжетов и предпринята попытка раскрыть идейное содержание петроглифов23.

В монографии 1981 г. Ю.С. Гришин предложил периодизацию истории изучения памятников Забайкалья эпох неолита, бронзы и раннего железа. Он выделил три периода, в рамки которых укладывал и историю изучения петроглифов региона. Первый период он датировал XVII/XVIII вв. - концом первой четверти XX века. Второй период начинался после 1917 г. и продолжался до середины 1950-ых гг. Третий период он ограничил рамками примерно с конца 1950-ых гг. до начала 1980-ых гг.24

С конца 1970-ых до середины 1990-ых гг. A.B. Тиваненко в статьях и монографии, посвященных изучению петроглифов Забайкалья, привел краткие разрозненные сведения об истории открытия памятников наскального искусства с XVIII в. до последних десятилетий XX в. Он отметил некоторых исследователей, которые оказались вне поля зрения А.П. Окладникова: A.M. Каст-рена , П.А. Кропоткина, М.Н. Хангалова, P.A. Иванова, Г.Ц. Цыбикова . Однако систематического изложения истории изучения забайкальских петроглифов в этих публикациях A.B. Тиваненко не содержалось.

В монографии 1989 г. A.B. Тиваненко в контексте изучения истории исследования древних святилищ Восточной Сибири привел сведения об открытиях петроглифических памятников Забайкалья и попытках осмысления их материалов. В данной работе он дал периодизацию истории изучения древних святилищ Восточной Сибири эпохи камня и бронзы, составной частью которых считал петроглифы. Изучение петроглифов автор укладывал в выделенные им три периода истории исследований восточносибирских святилищ указанных эпох: дооктябрьский, датированный с конца XVII в. до 1917 г., периоды с 1917 г. по 1960г. и с 1960 г. по 1980 г.27 Характеризуя первый период, A.B. Тиваненко привел сведения о фактах открытия петроглифов Забайкалья исследователями, о которых писал ранее . Для периода 1917-60-ых гг. была отмечена активизация полевых исследований петроглифов, но при этом очень кратко охарактеризованы работы Второй БМАЭ 1947-58 гг. под руководством

90

А.П. Окладникова . Для периода 1960-80-ых гг., по мнению A.B. Тиваненко, характерно углубленное изучение археологических памятников. В частности он отметил публикацию двухтомной монографии А.П. Окладникова и В.Д. Запорожской. К сожалению какой-либо оценки вклада данного труда в изучение писаниц региона, кроме того, что она «. до сих пор является фундаментальным исследованием данного типа памятников»30, A.B. Тиваненко не дал. Возможно этого не было сделано по причине направленности монографии на изучение древних святилищ. Но в то же время исследователь отметил собственные успехи в открытии около 100 новых писаниц в Забайкалье, Прибайкалье и Восточных Саянах31.

Таким образом, в работе A.B. Тиваненко история исследования петроглифов Забайкалья, являвшихся составной частью древних святилищ, была затронута весьма поверхностно и чрезмерно кратко, если не сказать, что петроглифы были лишь упомянуты.

В 1990 г. A.B. Тиваненко опубликовал специальную монографию по петроглифам Забайкалья «Древнее наскальное искусство Бурятии» . Характер книги предполагал наличие в ней раздела или главы, посвященной историографии темы исследования. К сожалению приходится констатировать их отсутствие в монографии A.B. Тиваненко. Вместо них лишь в небольшом введении объемом в две страницы исследователь дал очень отрывочные сведения об истории изучения петроглифов Забайкалья . Во введении A.B. Тиваненко даже не обозначил спектра проблем изучения петроглифов Забайкалья, которые получили решение в монографии А.П. Окладникова и В.Д. Запорожской, хотя, как показывает содержание аналитической части книги A.B. Тиваненко, все основные аспекты изучения открытых им памятников (датировка, семантика) исследователь рассмотрел в рамках предложенных А.П. Окладниковым решений34. Следует отметить, что ко времени публикации монографии A.B. Тиваненко накопился достаточно представительный объем материалов историографического характера. В частности исследователь не учел ряда опубликованных к началу 1990-ых гг. работ, которые внесли существенный вклад в изучение этих памятников Забайкалья, в частности статьи, монографию и автореферат докторской диссертации А.И. Мазина.

Определенные сведения по истории открытий и научного осмысления забайкальских писаниц содержатся в монографиях А.И. Мазина, посвященных результатам исследования открытых им памятников наскального искусства в е верховьях Амура и Восточном Забайкалье . Автор не останавливался специально на вопросах изучения истории исследования петроглифов Забайкалья, а рассматривал их попутно в контексте основной тематики своих работ. Поэтому сведения об открытиях отдельных памятников наскального искусства и подходах к их интерпретации разбросаны по тексту монографий. В работах 1986 и 1994 гг. эти сведения можно почерпнуть из глав, посвященных истории изучения, проблемам датировки наскальных рисунков Приамурья и сопредельных территорий, общей характеристики стилистических особенностей петроглифов и жертвенных мест у их подножий36.

А.И. Мазин привел сведения о работах по рекам Ингоде, Онону, Шилке и Амуру отряда ДВАЭ под руководством А.П. Окладникова в 1954 г., в состав которого входили В.Е. Ларичев, Ю.А. Завитухин и Э.В. Шавку нов . В монографии содержатся данные о вкладе H.H. Дикова в изучение писаниц Забайкалья, в частности их датировку38. А.И. Мазин привел сведения о работах А.П. Окладникова 1960 - начала 1970-ых гг. по обследованию и фиксации писаниц на территории Восточного Забайкалья: Кирочей, Токтуя и Судуктуя в бассейне

•JQ р. Онона и Бараун-Кондуя в верховьях р. Урулюнгуй . Особо было отмечено выделение А.П. Окладниковым «таежной» группы писаниц и решение вопроса об их датировке40. В целом А.И. Мазин подчеркнул большой вклад А.П. Окладникова в полевые исследования петроглифов Забайкалья и в разработку основных проблем их изучения: постановку и решение вопросов датировки, методики изучения и типологии писаниц, классификации их сюжетов41.

В монографии 1986 г. А.И. Мазин выделил два периода в истории изучения наскальной живописи Восточной Сибири (в состав которой входит Забайкалье) и Дальнего Востока. Первый период он охарактеризовал как время накопления материалов и частичного их описания и ограничил с XVIII в. до середины 1950-ых гг. Второй период с середины 1950-ых годов до наших дней характеризовался систематическим изучением наскальных рисунков экспедициями под руководством академика А.П. Окладникова. Итогом этого периода было введение в научный оборот и обобщение большого фактического материала по писаницам Восточной Сибири и Дальнего Востока42.

Таким образом, обзор имеющейся литературы по петроглифам Забайкалья позволяет сделать вывод о том, что первые попытки систематического изложения истории их открытий и научного осмысления были предприняты исследователями лишь во второй половине XX столетия. Впервые это осуществил А.П. Окладников. Он дал исчерпывающий обзор истории исследования этих памятников с XVIII в. до конца 60-ых гг. XX века.

Определенный вклад в разработку вопросов истории изучения наскальных изображений Забайкалья внесли Ю.С. Гришин, А.И. Мазин и A.B. Тиваненко.

Касаясь общей оценки вклада этих исследователей в освещение историографии петроглифов Забайкалья необходимо отметить следующие основные моменты. В работах Ю.С. Гришина и A.B. Тиваненко была создана трехчленная периодизация истории изучения петроглифов региона. А.И. Мазин предложил, в отличие от Ю.С. Гришина и A.B. Тиваненко, иную двухчленную периодизацию истории исследования петроглифических памятников Восточной Сибири и Дальнего Востока. Таким образом на сегодняшний день имеется два варианта периодизации истории изучения памятников наскального искусства Забайкалья.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на сравнительно небольшие объемы введений и глав историографического плана в монографиях А.И. Ма-зина и, особенно, A.B. Тиваненко, а также на достаточно четко прослеживающуюся региональную направленность их работ. А.И. Мазин в основном обратил внимание на историю изучения петроглифов Восточного Забайкалья, а A.B. Тиваненко - Западного Забайкалья. При этом они ограничивались чисто хронологическим перечнем наиболее значительных открытий и крупных изданий, связанных с данной тематикой.

Таким образом можно констатировать, что в существующей на сегодняшний день литературе по археологии Забайкалья не имеется специальных работ, направленных на решение задачи создания целостной картины осуществления экспедиционных работ на территории края, в ходе которых происходило создание источниковой базы по петроглифам региона, и формирования представлений по различным аспектам их изучения. Не умаляя значения работ А.И. Мазина, A.B. Тиваненко и других исследователей, все же отметим, что указанные выше направления в их трудах освещены в недостаточно полном объеме. Объясняется это, вероятно, не тем, что значение историографических разделов недооценивалось этими авторами, а тем, что они ставили перед собой иные задачи - публикацию материалов открытых и исследованных ими петроглифов, разработку вопросов их хронологии и культурной принадлежности, выяснение семантической нагрузки и т.д. Становится очевидным, что в настоящее время назрела необходимость в создании специальной работы, посвященной историографическим проблемам изучения петроглифов Забайкалья.

Исходя из выше сказанного, можно сформулировать цель нашей диссертационной работы. Она будет заключаться в освещении процесса изучения петроглифов Забайкалья. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить всю совокупность имеющейся на сегодняшний день литературы и архивных материалов, которые составят источниковую основу диссертации;

2. осветить историю полевых исследований и формирования источнико-вой базы по петроглифам Забайкалья;

3. рассмотреть историю создания хронологии петроглифов Забайкалья;

4. проследить эволюцию взглядов исследователей по различным аспектам исторической интерпретации содержания петроглифов Забайкалья (семантика, культурная и этническая принадлежность), оценить вклад каждого из исследователей в изучение петроглифов Забайкалья, высказать свое отношение к решению некоторых аспектов изучения забайкальских писаниц;

5. выделить основные этапы исследования петроглифов Забайкалья.

Объектом исследования диссертации является история изучения петроглифы Забайкалья. Предметом исследования является процесс создания ис-точниковой базы и формирования научных представлений о памятниках наскального искусства Забайкалья.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 30-ых гг. XVIII столетия до наших дней, т.е. от появления первых сведений о петроглифах Забайкалья в дореволюционной исторической литературе до выхода фундаментальных научных работ по различным аспектам их изучения в конце 60-ых гг. XX в. - начале XXI в.

Территориальные рамки исследования включают Западное и Восточное Забайкалье от восточного побережья оз. Байкал до слияния рек Шилки и

Аргуни, а также прилегающие районы Северной Монголии. Это связано с тем, что на этих территориях распространены петроглифы определенных типов, характерные именно для данных областей Сибири. Северная Монголия включена по причине наличия там петроглифов этих же типов.

Источниковую базу диссертационного исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы по истории изучения петроглифов Забайкалья. Они представлены двумя группами: опубликованными и хранящимися в архивах ИА РАН, ИИМК РАН, Музее истории Бурятии и личных архивах некоторых исследователей.

Первую группу источников составляют опубликованные научные работы информационного и теоретико-аналитического характера: монографии, статьи, материалы и тезисы докладов научных и научно-практических конференций, авторефераты диссертаций. Вторая группа источников представлена архивными материалами: полевыми отчетами, дневниками и письмами исследователей. В частности, нами были использованы полевые отчеты Э.Р. Рыгдылона за 1935-1936 гг. (архив ИИМК РАН), А.П. Окладникова за 1950, 1954 гг. (архив ИА РАН), A.B. Тиваненко за 1978-1979 гг. (архив ИА РАН), А.К. Конопацкого за 1977 г. (архив ИА РАН), полевой дневник А.Д. Цыбиктарова за 1998 г. (личный архив А.Д. Цыбиктарова), письмо В.В. Попова за 1927 г. (архив ИИМК РАН).

Методы исследования. В качестве методической основы диссертационного исследования использованы следующие методологические принципы. Принцип историзма, который не допускает модернизации исторических процессов и событий, предполагает рассмотрение явлений и процессов применительно к условиям конкретной исторической обстановки, позволяет рассматривать и оценивать явления и процессы в их взаимосвязи и развитии. Применительно к объекту и предмету диссертации он предполагает изучение истории исследования петроглифов Забайкалья исходя из особенностей состояния археологической науки на определенных этапах ее развития, выявление периодов формирования источниковой базы изучения петроглифов Забайкалья и складывания целостной научной концепции их понимания. Принцип всесторонности и комплексности дал возможность подвергнуть тщательному анализу факты истории исследования забайкальских петроглифов и правильно оценить их значение. Факты истории изучения писаниц Забайкалья рассматривались нами не в отрыве друг от друга, а в общей их совокупности. Из исторических методов в диссертации использован сравнительно-исторический метод. Он позволил рассмотреть историю исследований забайкальских писаниц в хронологической последовательности в течение периода времени с 30-ых гг. XVIII в. до наших дней и показать в какой последовательности и как происходило формирование источниковой базы, научных представлений об этих памятниках и, в конечном итоге, проследить эволюцию взглядов на разные стороны их исследования во времени. Данный метод также дал возможность сопоставить результаты деятельности ученых по изучению наскальных изображений рассматриваемого региона в разные исторические периоды, объективно оценить вклад отдельных исследователей в изучение рассматриваемых памятников, позволил выявить общее и особенное в их взглядах на различные проблемы, связанные с осмыслением содержания и значения петроглифов как исторических источников, и, в конечном итоге, выделить этапы исследования забайкальских писаниц. Нами использованы методы статистической и компьютерной обработки информации, позволившие проанализировать динамику полевых исследований петроглифов Забайкалья, оценить вклад каждого ученого в формирование источниковой базы изучения наскальных рисунков, проследить количественное распределение петроглифических памятников по долинам забайкальских рек, и тем самым более доказательно сформулировать основные выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые изучен и систематизирован значительный объем материалов по истории формирования источниковой базы изучения наскальных рисунков Забайкалья и осмысления проблем, связанных с анализом и интерпретацией этих памятников. Предпринята попытка представить целостную картину истории полевых и камеральных исследований этих петроглифов на протяжении почти 300 лет - с 30-х гг. XVIII столетия до начала XXI века. Вниманию исследователей предлагается периодизация истории изучения забайкальских писаниц и оценка достижений каждого из периодов, прослежена динамика полевых изысканий, дается оценка вклада каждого из исследователей в разработку проблематики этих памятников.

Практическая значимость. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при написании обобщающих научных работ, учебников и учебных пособий, научно-популярных изданий, разработке специальных курсов по археологии и истории наскального искусства Сибири и сопредельных территорий, паспортизации и создании свода петроглифов Забайкалья, а также их музеефикации

Апробация работы. Содержание и основные положения диссертационного исследования излагались на региональных конференциях в Чите (1999 г.), Новосибирске (2000 г.), Барнауле (2001 г.), Томске (2003 г.), Улан-Удэ (2004 г.). Результаты и отдельные аспекты исследования отражены автором в 13 научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, сокращений и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Цыбиктаров, Валерий Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. См. Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзового и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. - М.: Наука, 1981.-204 с.

2. См. Тиваненко A.B. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1989. - 202 с.

3. См. он же. Древнее наскальное искусство Бурятии: новые памятники. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1990.-208 с.

4. Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1986. - с. 511.

5. Там же, с. 12-23.

6. Там же.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Цыбиктаров, Валерий Александрович, 2006 год

1. Алексеев В.П., Гохман И.И., Тумэн Д. Краткий очерк палеоантропологии Центральной Азии (каменный век эпоха раннего железа) // Археология, этнография и антропология Монголии. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1987.-С. 208-241.

2. Балабанов В.Ф. Исследователи Восточного Забайкалья. Библиографический справочник / Материалы к «Энциклопедии Забайкалья». Вып. 5. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. - 211 с.

3. Букштынович А.Г., Сокольский Л.А. Изучение и охрана памятников, связанных с жизнью и деятельностью декабристов // Декабристы и Сибирь. -Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1977. С. 238-248.

4. Волков В.В. Бронзовый и ранний железный века Северной Монголии. Улан-Батор: Изд-во АН МНР, 1967. - 148 с.

5. Гейкель Г.К. Из финляндской археологической литературы // Известия археологической комиссии. Вып. 38. - СПб., 1911. - 184 с.

6. Горюнова О.И. Многослойные поселения Малого моря и о. Ольхон: Автореф. дис. . канд. истор. наук. Новосибирск, 1984. - 17 с.

7. Гохман И.И. Происхождение центральноазиатской расы в свете новых палео-антропологических материалов // Сборник МАЭ. Т. 36. Л.: Наука, Ленинград. отделение, 1980. - С. 5-34.

8. Гришин Ю.С. Бронзовый и ранний железный века Восточного Забайкалья. -М.: Наука, 1975.- 136 с.

9. Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзового и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М.: Наука, 1981. - 204 с.

10. Гришин Ю.С. К вопросу о датировке забайкальско-монгольских писаниц // CA. 1982. -№ 1.-С. 224-227.

11. Гришин Ю.С. О некоторых петроглифах эпохи поздней бронзы и раннего железа Байкальского побережья // Мировоззрение древнего населения Евразии. М.: ТОО «Старый сад», 2001. - с. 325-328.

12. Гумилев JI.H. Хунну. М.: Изд-во Вост. л-ры, 1960. - 292 с.

13. Давыдов Д.П. О древних памятниках и могильных остатках аборигенов Забайкальской области Верхнеудинского округа // Записки Сибир. отдела РГО. Кн. 2.-СПб, 1856.-С. 89-100.

14. Давыдова A.B. Иволгинский комплекс памятник хунну в Забайкалье. - JI.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 112 с.

15. Деревянко А.П., Олсен Д., Петрин В.Т., Цэвэндорж Д., Николаев C.B., Ривс Р., Зенин А.Н., Кривошапкин А.И., Мыльников В.П., Гунчинсурэн Б., Цэрэндагваа Я. Исследования в Гобийском Алтае // АО 1996. М.: Изд-во НБПО «Фонд археологии», 1997. - С. 384-385

16. Диков H.H. Бронзовый век Забайкалья. Улан-Удэ: Тип-фия Министерства культуры Бур. АССР, 1958. - 108 с.

17. Дорж Д. К истории изучения наскальных изображений Монголии // Монгольский археологический сборник. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - с. 45-54.

18. Дорж Д., Новгородова Э.А. Петроглифы Монголии. Ч. I. Улан-Батор: Изд-во АН МНР, 1975.-232 с.

19. Дэвлет Е., Дэвлет М. Духовная культура древних народов Северной и Центральной Азии. Мир петроглифов. Сер. Российские исследования по мировой истории и культуре. - Т. 7. - New-York: The Edwin Mellen Press. Lewiston-Queenston-Lampeter, 2000.

20. Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир, 2002. - 256 с.

21. Залкинд А. Древние могилы в окрестностях Селенгинска // Известия ВСОРГО. 1890. - Т. XXI. - № 1. - Иркутск. - С. 66-70.

22. История Сибири Т.1. Древняя Сибирь. - Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1968.-454 с.

23. Кастрен М.А. Этнографические путешествия г. Кастрена по Западной Сибири // Географические известия РГО. 1848. - Вып. 2. - СПб., 1848. - С.129-153.

24. Кастрен М.А. Путешествие Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий: в 6 т. // Географический сборник И. Фролова. Т. 6. - Ч. II. - М., 1860.

25. Кинякин К.В. Наскальные знаки у села Ганзурино // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Труды Бурятского комплексного научно-исследовательского института. - 1962. - Вып. 8. - Сер. востоковедная. -Улан-Удэ,-С. 165-168.

26. Кириллов И.И., Рижский М.И. Очерки древней истории Забайкалья: Учебное пособие. Чита: СКМР Стат. управления Читан, области, 1973. - 138 с.

27. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье: Учебное пособие. Иркутск: Типография Читан, управления издательств, полиграфии и книжной торговли, 1979. - 96 с.

28. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности: Автореф. дис. . докт. ис-тор. наук. Новосибирск, 1981. - 38 с.

29. Кириллов H.B. Несколько указаний на археологические остатки в Верхнеудин-ском округе (с таблицей рисунков)// Известия ВСОРГО. 1897. - Т. XXVIII. - № 2. - Иркутск. - С. 136-143.

30. Кириллов О.И. Погребальные памятники эпохи палеометаллов верховьев Амура: Автореф. дис. канд. истор. наук. Новосибирск, 1994. - 20 с.

31. Ковалев A.A. О происхождении хунну // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ - Чита: Изд-во БГУ, 2002. - С. 103-131.

32. Ковычев Е.В. История Забайкалья (I середина II тыс. н.э.). - Иркутск: Читан, обл. типография, 1984. - 83 с.

33. Ковычев Е.В. Далекое прошлое Поононья // История и география Оловянин-ского района. Чита: Кн. Изд-во «Поиск», 2004. - С. 4-95.

34. Комарова Н.П. Семантика отдельных космогонических изображений забайкальских писаниц // Первобытное искусство. Наскальные рисунки Евразии. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1992. - С. 62-68.

35. Коновалов П.Б. О происхождении и ранней истории хунну // Международная конференция «100 лет гуннской археологии» Тез. докладов. Ч. I. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. - С. 58-62.

36. Константинов М.В. Древние святилища Шаман-Горы (Забайкалье) // История и культура Востока Азии. Т. II. - Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ, 2002. - С. 83-87.

37. Константинов М.В., Константинов A.B. и др. Под покровительством Большого Шамана: археологическое путешествие по Забайкалью. Чита: Изд-во «Экспресс-типография», 2003. - 53 с.

38. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII начала XVIII вв. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1975. - 252 с.

39. Кузнецов А. Речь, произнесенная по случаю 50-летия Императорского Русского географического общества 21 января 1896 г. // Записки Читинского отделения ПО ИРГО. 1897. - Вып. II. - Чита.

40. Кузнецов А.К. Развалины Кондуйского городка и его окрестности. Владивосток, 1925. - 64 с.

41. Лбова Л.В., Хамзина Е.А. Древности Бурятии. Карта археологических памятников. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 241 с.

42. Мазин А.И. Палеолитические наскальные рисунки Восточного Забайкалья (предварительная публикация) // Археологические исследования в районах новостроек Сибири. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1985. - С. 1724.

43. Мазин А.И. Таежные писаницы Приамурья. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1986. - 260 с.

44. Мазин А.И. Петроглифы таежной зоны Приамурья и Восточного Забайкалья: Автореф. дис. докт. истор. наук. Новосибирск, 1988. - 39 с.

45. Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. Новосибирск: Наука, Сибир. издательская фирма, 1994. - 241 с.

46. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М.: Изд-во «Мысль», 1981.- 174 с.

47. Мамкин A.M., Дроботушенко A.B. Работы в Читинской области // АО 1997 года. М.: Изд-во «Эдиториал УРСС», 1999. - С. 287-288.

48. Миллер Г.Ф. История Сибири. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - 607 с.

49. Миняев С.С. Происхождение сюнну: современное состояние проблемы // Проблемы археологии степной Евразии. Кемерово: КемГУ, 1987. - С. 142-145.

50. Барнаул, 25-30 марта 2001 г. Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 2001.-С. 450-452.

51. Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск: Наука, Сибир. предприятие РАН, 1999. - 160 с.

52. Мостиц А.П. Следы каменного века в долине р. Селенги // Протоколы общего собрания ТКО ПО ИРГО. 1896. - № 1-2. - С. 5-17.

53. Наваан Д. Бронзовый век Восточной Монголии: Автореф. дис. . канд. истор. наук. Улан-Батор, 1973. - 27 с.

54. Новгородова Э.А. Периодизация петроглифов Монголии // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981. - С. 33-41.

55. Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука., 1984. - 168 с.

56. Новгородова Э.А. Древняя Монголия (некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. - 383 с.

57. Окладников А.П. Предварительные сообщение об археологических разведках в окрестностях Кабанска // Бурятоведческий сборник. Иркутск, 1927. -Вып. III-IV. - С. 102-105.

58. Окладников А.П. Следы доисторических культур на севере Селенгинской Даурии // Северная Азия. 1928. - Кн. 3. - С. 63-69.

59. Окладников А.П. Археологические исследования в Бурят-Монголии в 1947 г. // ВДИ. 1948. № 3. - С. 155-163.

60. Окладников А.П. Краткий отчет о работах Бурят-Монгольской археологической экспедиции летом 1947 г. // Записки Бурят-Монгольского НИИКЭ. -1948. Вып. 8. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во. - С. 106-115.

61. Окладников А.П. Археологические исследования в Бурят-Монгольской АССР // КСИИМК. 1949. - Вып. 26.- С. 7-11;

62. Окладников А.П. О раскопках в долине р. Селенги летом 1947 г. // Записки Бурят-Монгольского НИИКЭ. 1950. - Вып. 10. - Улан-Удэ. - С. 61-94.

63. Окладников А.П. Археологические исследования в низовьях реки Селенги // КСИИМК. Вып. XXXV. - 1950. - С. 85-90.

64. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. I. МИА. - 1950. -№ 18. - М-Л.: Изд-во АН СССР. - 412 с.

65. Окладников А.П. Археологические исследования в Бурят-Монголии // Известия АН СССР. Сер. истории и философии. - 1951. - Т. 8. - № 5. - С. 440450.

66. Окладников А.П. Работы Бурят-Монгольской археологической экспедиции в 1947-1950 гг. // КСИИМК. 1952. - Вып. 45. - С. 40-47.

67. Окладников А.П. О датировке забайкальских писаниц // Записки Бурят-Монгольского НИИКЭ. 1952. - Вып. 14. - Улан-Удэ. - С. 57-62.

68. Окладников А.П. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Бурят-Монгольской АССР // История Бурят-Монгольской АССР. Т. 1. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1954. - С. 9-48.

69. Окладников А.П. Образ птицы в искусстве бронзового века Забайкалья и его аналогии в народном искусстве бурят // СЭ. 1954. № 1. - С. 150-153.

70. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч. III Глазковская культура. МИА. - 1955. - № 43. - М-Л.: Изд-во АН СССР. - 374 с.

71. Окладников А.П. Древнее население Сибири и его культура // Народы Сибири. М-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - С. 21-107.

72. Окладников А.П. Археологические исследования в бассейне р. Уды летом 1958 г. (предварительное сообщение) // Записки БМНИИК. Вып. XXV. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. - С. 204-207.

73. Окладников А.П. Шишкинские писаницы. Иркутск: Иркутск, кн. изд-во, 1959.-212 с.

74. Окладников А.П. Кяхтинский музей и его вклад в археологию Забайкалья // Труды Кяхтинского музея краеведения имени академика В.А. Обручева и Кяхтинского отдела ГО СССР. 1961. - Т. XVIII. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во. - С. 19-37.

75. Окладников А.П. Древнемонгольский портрет, надписи и рисунки на скале у подножья горы Богдо-Уула // Монгольский археологический сборник. -М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 68-74.

76. Окладников А.П. Олень Золотые рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками. М.-Л.: Искусство, 1964.

77. Окладников А.П. Петроглифы Ангары. М.-Л.: Наука, 1966. - 322 с.

78. Окладников А.П. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства (к итогам советско-монгольской археологической экспедиции 1966 г.) // Вестник Академии наук СССР. 1967. - № 1. - С. 92-104.

79. Окладников А.П. Петроглифы Сибири и Дальнего Востока как источники по этнической истории Северной Азии / методология и некоторые общие выводы // Этногенез народов Северной Азии. Материалы конференции. -Вып. I. Новосибирск, 1969. - С. 3-27.

80. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1969. - 220 с.

81. Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1970. - 264 с.

82. Окладников А.П. Ранняя история Забайкалья в свете новых исследований: итоги и проблемы // 50 лет освобождения Забайкалья от белогвардейцев и иностранных интервентов. Материалы научной конференции. Чита. 24-25 июня 1971 г.-Чита, 1972.-С. 21-30.

83. Окладников А.П. Петроглифы Байкала памятники древней культуры народов Сибири. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1974. - 168 с.

84. Окладников А.П. Древнее Забайкалье (культурно-исторический очерк) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 2. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1975. - С. 6-20.

85. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1976. - 189 с.

86. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1979. - 156 с.

87. Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, Ленинград, отделение. - 271 с.

88. Окладников А.П., Васильевский P.C. Северная Азия на заре истории. Новосибирск: Наука: Сибир. отделение, 1980. - 160 с.

89. Окладников А.П, Кириллов И.И. Юго-Восточное Забайкалье в эпоху камня и ранней бронзы. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1980. - 176 с.

90. Окладников А.П, Молодин В.И., Конопацкий А.К. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1980. - 40 с.

91. Окладников А.П., Фролов Б.А. Древнейшее искусство Северной Азии: петроглифы, орнаменты, мифы // Наука стран социализма. Семидесятые годы. М.: Изд-во Знание, 1980. - С. 338-353.

92. Окладников А.П. Петроглифы Монголии. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1981.-228 с.

93. Окладников А.П. Петроглифы Чулутын-гола. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1981. - 182 с.

94. Отчет о деятельности Бурят-Монгольского научного общества им. Д. Банза-рова с 1 октября 1925 по 1 окятбря 1926 г. // Бурятиеведение. -1927. № 34. - С. 95-97.

95. Полосьмак Н.В. Некоторые аналогии погребениям в могильнике у деревни Даодуньцзы и проблема происхождения сюннуской культуры // Китай в эпоху древности. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1990. - с. 101107.

96. Попов И.И. Минувшее и пережитое. Воспоминания за 50 лет. Ч. 2. Сибирь и эти края. - М.: Изд-во «Колос», 1924. - 290 с.

97. Попова Е.Е., Цыбиктаров А.Д. История Кяхтинского краеведческого музея им. Академика В.А. Обручева и его естественнонаучного собрания (18901990 гг.). Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2003. - 320 с.

98. Пудовкина Е.А., Горюнова О.И. Писаницы Сарминского ущелья (оз. Байкал) // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Забайкалья и Монголии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С. 119-122.

99. Радлов В.В. Сибирские древности. Т. I. - Вып. III. - СПб: Тип. Императорской академии наук, 1894. - С. 66-114.

100. Рижский М.И. Бронзовый век Забайкалья // Материалы по древней истории Сибири. Древняя Сибирь (макет I тома «Истории Сибири». Улан-Удэ: Тип. Управления по печати при Сов. Мин. Бурятской АССР, 1964. - С. 346-349.

101. Рижский М.И. Из глубины веков. Рассказы археолога о Древнем Забайкалье. -Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1965. 172 с.

102. Рижский М.И. Бронзовый век Забайкалья // История Сибири. Т. 1. JL: Наука, Ленинград, отделение, 1968. - С. 211-218.

103. Семина JI.B. Эпоха неолита и палеометалла Юго-Западного Забайкалья: Ав-тореф. дис. канд. истор. наук. JL, 1986. - 16 с.

104. Сосновский Г.П. Краткий отчет о летней работе археологического отряда Бурят-Монгольской экспедиции АН СССР в 1928 г. // Бурятиеведение. 1928 -№4.-С. 162-166.

105. Сосновский Г.П. Археологическая Бурят-Монгольская экспедиция // Отчет о деятельности Академии наук за 1929 год. Вып. 2. - JL: Изд-во АН СССР, 1930.-С. 153-155.

106. Сосновский Г.П. Древнейшие следы скотоводства в Прибайкалье // Известия ГАИМК. 1933. - Вып. 100. - С. 210-222.

107. Сосновский Г.П. К истории добычи олова на востоке СССР // Проблемы истории материальной культуры. 1933. - № 9-10. - С. 15-19.

108. Сосновский Г.П. Итоги работ Бурят-Монгольского археологического отряда АН СССР в 1928-1929 гг. // Проблемы Бурят-Монгольской АССР. Т. 2. МЛ.: Изд-во АН СССР, 1936. - С. 318-321.

109. Сосновский Г.П. Ранние кочевники Забайкалья // КСИИМК. 1940. - Вып. VIII.- С. 36-42.

110. Сосновский Г.П. Плиточные могилы Забайкалья // ТОИПК ГЭ. 1941. - Т. I. -С. 273-309.

111. XII археологического съезда в Харькове. Т. 1. М., 1905. - С. 492-505. Талько-Грынцевич Ю.Д. Население древних могил и кладбищ Забайкальских.- Верхнеудинск, 1928. 13 с.

112. М.: Наука, 1979.-С.276. Тиваненко A.B. Древние культовые святилища новый тип археологических памятников Забайкалья // Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. - Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1979. - С. 135-144.

113. Тиваненко A.B., Цыбиктаров А.Д. Северобайкальский очаг селенгинских петроглифов //АО 1978 г. М.: Наука, 1979. - С. 276-277.

114. Тиваненко A.B. О дешифровке петроглифов бронзового века Центральной Азии // Исследования по культуре народов Центральной Азии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1980. - С. 79-103.

115. Тиваненко A.B. О датировке «селенгинских» петроглифов Забайкалья // Новое в археологии Забайкалья. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1981. -С. 50-56.

116. Тиваненко A.B. Новые памятники древнего наскального искусства Забайкалья // Материальная культура и искусство народов Забайкалья. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982. - С. 74-93.

117. Тиваненко A.B. Неисследованные пиктографы Восточных Саян // Историко-культурные связи народов Центральной Азии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983.-С.48-55.

118. Тиваненко A.B. Древние жертвенные места Восточной Сибири (по археологическим материалам Предбайкалья и Забайкалья): Автореф. дис. канд. ис-тор. наук. Новосибирск, 1983. - 21 с.

119. Тиваненко A.B. Петроглиф Городовой Утес памятник наскального изобразительного искусства Забайкалья эпохи бронзы и раннего железа // Памятники эпохи палеометалла в Забайкалье. - Улан-Удэ: БФ СО АН СССР,1988.-С. 80-94

120. Тиваненко A.B. Археологические увлечения H.A. Бестужева // Сибирь и декабристы. Вып. 5. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1988. -С. 114-120.

121. Тиваненко A.B. Пиктографическое письмо культуры плиточных могил Центральной Азии // Исследования по истории и культуре Монголии. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1989. - С. 22-29.

122. Тиваненко A.B. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1989. - 202 с.

123. Тиваненко A.B. Новые средневековые петроглифы Байкала и Западного Забайкалья // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в средние века. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1989. - С. 79-84.

124. Тиваненко A.B. Новые данные о петроглифах «селенгинского» стиля в Забайкалье // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - С. 222-228

125. Тиваненко A.B. Древнее наскальное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1990. - 208 с.

126. Тиваненко A.B. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. Новосибирск: Наука, Сибир. издательская фирма, 1994. - 150 с.

127. Тиваненко A.B. Наскальная пиктографическая письменность Центральной Азии и Сибири (Основные принципы дешифровки). УланУдэ: Информационно-рекламное агентство «Байкал-пресс». - 2003. - 120 с.

128. Тугутов Р.Ф. Наскальные изображения в Кяхтинском аймаке // Записки БМ НИИК. Вып. XII. - Улан-Удэ: Бурят-Монгольское государственное изд-во, 1951.-С. 109-114.

129. Тумэн Д. Вопросы этногенеза монголов в свете данных палеоантропологии: Ав-тореф дис. канд. истор. наук. М, 1985. - 20 с.

130. Тумэн Д. Антропологическая характеристика хунну Монголии // Древние культуры Монголии. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1985. - С. 87-96.

131. Тумэн Д. Антропология современного населения МНР: Автореф. дис. . докт. биолог, наук. М, 1992. - 62 с.

132. Уманский А. О судьбе собраний П.К. Фролова // Алтай. 1962. - № 1. - С. 115116.

133. Формозов A.A. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. МИА. - 1969. - № 165. - М.: Наука. - 254 с.

134. Формозов A.A. Новые книги о наскальных изображениях в СССР (обзор публикаций 1968-1972 гг.) // 1973. CA. - № 3. - С. 257-265.

135. Формозов A.A. К датировке Восточно-Сибирских писаниц // Петр Алексеевич Кропоткин. Гуманист, ученый, революционер: Материалы Всерос. конференции. Чита: Изд-во Читинского пединститута, 1992. - С. 50-51.

136. Хамзина Е.А. Археологические исследования в Бурятии за 50 лет // Труды Бурятского института общественных наук. 1973. Вып. 20. - Сер. историческая. - С. 27-39.

137. Хамзина Е.А. Археологические памятники Бурятии. Новосибирск: Наука, Си-бир. отделение, 1982. - 153 с.

138. Хороших П.П. Древняя культура Прибайкалья и Забайкалья // Очерки истории культуры Бурятии. Т. 1. - Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1972. - С. 11-39.

139. Худяков Ю.С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1987. - С. 136162.

140. Цыбиктаров А.Д. История исследования культуры плиточных могил Монголии и Забайкалья. Улан-Удэ: ОНЦ «Сибирь», 1997. - 38 с.

141. Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1998. - 288 с.

142. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1999. - 264 с.

143. Цыбиктаров А. Д. Центральная Азия на заре бронзового века // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. - № 3. - С. 107-123.

144. Цыбиктаров А.Д. Центральная Азия в эпоху бронзы и раннего железа (проблемы этнокультурной истории Монголии и Южного Забайкалья середины IIпервой половины I тыс. до н.э.) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. - № 1. - С. 80-97.

145. Цыбиктаров А. Д. Север Центральной Азии в эпоху бронзы и раннего железа: Автореф. дис. докт. истор. наук. Новосибирск, 2003. - 49 с.

146. Цыбиктаров А.Д. Центральная Азия в эпоху бронзы и раннего железа // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. - № 3. - С. 80-97.

147. Цыбиктаров В.А. Лесные элементы в петроглифах селенгинского типа и вопрос о генезисе селенгинских писаниц Южного Забайкалья и Северной Монголии // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ-Чита: Изд-во БГУ, 2002. - С. 56-63.

148. Цыбиктаров В.А. О «селенгинском» компоненте в хуннском наскальном искусстве // Известия лаборатории древних технологий. Вып. 3. - Иркутск: Изд-во Иркутского государственного технического университета, 2005. -С. 216-220.

149. Цэвээндорж Д. История древнего искусства Монголии: Автореф. дис. . докт. истор. наук. Улан-Батор, 1998. - 30 с.

150. Членова Н.Л. Культура плиточных могил // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: Наука, 1992. - С. 247-354.

151. Элерт А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. Новосибирск: Наука, Сибир. отделение, 1990. - 245 с.

152. Литература на иностранных языках

153. Наваан Д., 1975. Дорнод Монголийн хурлийн уе. Улаанбаатар, 1975. - 200 с.

154. Jacobson Е., Kubarev V.D., Tsevendorj D., 2001. Mongolie du Nord-Ouest: Tsa-gaan Salaa/Baga Oigor: En 2 t. Paris: De Boccard, 2001. - 481 p. - (Répertorie des petroglyphes d'Asie Centrale; № 6).

155. Novgorodova E., 1980. Alte Kunst der Mongolei. Leipzig: Verlag E. A. Seeman, 1980.-280 p.

156. Цэвээндорж Д., 1999. Монголын эртний урлагийн туух. Улаанбаатар, 1999. -317с.

157. МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

158. Конопацкий А.К. Отчет о разведочных археологических работах в Приольхо-нье. Архив ИА РАН, P-I, № 6719.

159. Окладников А.П. Отчет об археологических исследованиях 1950 г. в Бурят-Монголии и Читинской области. Архив ИА РАН, P-I, № 543.

160. Окладников А.П. Отчет о работе Дальневосточной экспедиции ИИМК АН СССР летом 1954 года. Архив ИА РАН, P-I, № 1029.

161. Попов В.В. Письмо в отдел музеев Главнауки РСФСР от 23 марта 1927 г. Архив ИИМК РАН, Ф. 2, On. 1, 1927, № 162.

162. Рыгдылон Э.Р. Результаты разведки долины р. Уды. Архив ИИМК РАН, Ф. 2,Оп.2,№ 1134.

163. Рыгдылон Э.Р. Отчет аспиранта Э.Р. Рыгдылона об археологических обследованиях долины р. Уды в Бурят-Монголии по открытому листу № 3. -Архив ИИМК РАН, Ф. 2., On. 1, № 106.

164. Рыгдылон Э.Р. Археологические разведки в Бурят-Монголии летом 1936 г. -Архив Г. П. Сосновского. Архив ИИМК РАН, Ф-42, № 397.

165. Сергеев Г.П. Селенгинская археологическая экспедиция 1935-1936 гг. Отчет. Ч. 1. Хранится в фондах Музея истории Бурятии, г. Улан-Удэ, № 2969.

166. Тиваненко A.B. Древние наскальные рисунки Забайкалья. Итоги работы археологической экспедиции в 1977 году. Архив ИА РАН, P-I, № 6527.

167. Тиваненко A.B. Древние наскальные рисунки Забайкалья. Итоги работы археологической экспедиции в 1978 году. Архив ИА РАН, P-I, № 7040.

168. Цыбиктаров А.Д. Полевой дневник АЭ БГУ 1998 г. Хранится в личном архиве А.Д. Цыбиктарова.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.