Подготовительный рисунок в художественной практике нидерландских живописцев: роль новейших технологических исследований тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Савицкая, Анна Игоревна

  • Савицкая, Анна Игоревна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 140
Савицкая, Анна Игоревна. Подготовительный рисунок в художественной практике нидерландских живописцев: роль новейших технологических исследований: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2013. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Савицкая, Анна Игоревна

Вводная

глава

Историография

Задачи исследования

Глава I. Рисунки «Ars nova»: типология, функция и техники

§ 1. Материалы и техники нидерландского рисунка рисунка XV века

§ 2. Рисунки-копии: методы копирования произведений графики в Нидерландах в XV веке

§ 3. Роль «книг образцов» в практике мастеров «Ars nova»: новые формы бытования рисунка

§ 4. Проблема рисунка с натуры в нидерландском искусстве XV века

Глава II. Проблема эскиза на бумаге и подготовительного рисунка на грунте картины в нидерландском искусстве XV века

§ 1. Этапы создания картины и проблема предварительного эскиза ранней нидерландской живописи

§ 2. Феномен подготовительного рисунка на грунте у мастеров «Ars nova»

§ 3. Методы выявления подготовительного рисунка, выполненного на грунте. Роль исследования картин в инфракрасном излучении

Глава III. Роль подготовительных рисунков в художественной практике нидерландских живописцев XV века

§ 1. Исследование подготовительных рисунков Яна ван Эйка и проблема творческих поисков художника

§ 2. Особенности подготовительного рисунка в произведениях мастеров первого поколения «Ars nova»

§ 3. Эволюция функции и характера подготовительного рисунка в нидерландском искусстве на примере творчества Гуго ван дер Гуса и других мастеров второй половины XV века

§ 4. Проблема взаимного влияния Нидерландов и Италии: специфика подготовительного рисунка на грунте произведений североитальянской живописи XV века

Глава IV. Опыт реконструкции творческого метода нидерландскогохудожника XV века по свидетельствам произведений живописи и графики

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Савицкая, Анна Игоревна

Заключение

Задача данного исследования заключалась в том, чтобы описать основные виды, технику и функции нидерландского рисунка XV века, а затем проследить эволюцию, которую он претерпел на протяжении столетия.

Были описаны основные типы нидерландских рисунков в соответствии с их функцией. Основной акцент был сделан на рисунке-копии, так как он занимает центральное место среди корпуса сохранившихся нидерландских рисунков XV века, превосходя количественно все остальные виды рисунка. В связи с тем, что копирование вообще лежало в основе творческого метода мастера «Ars nova», рисунки-копии играли огромную роль в процессе фиксации и передачи художественных идей, а также распространении основных приемов ранней нидерландской живописи. Сравнение копийных рисунков XV века традицией «образцов», распространенных в эпоху позднего Средневековья, представляется правомерным, хотя и выявляет серьезные отличия нидерландских рисунков от этого типа.

Была затронута проблема роли натурного рисунка в художественной практике Нидерландов XV века и поставлен вопрос о причинах, по которым примеров такого рисунка практически нет. Ряд косвенных свидетельств ранней нидерландской живописи, а также существование «Портрета кардинала Альбергати» (Дрезден), выполненного на бумаге и являющегося эскизом к живописному портрету из Вены, говорят о том, что такие рисунки безусловно существовали. Однако отсутствие натурных этюдов среди графических работ первой половины XV века заставляет признать, что этой проблеме еще предстоит быть решенной.

Далее мы обратились к проблеме эскиза к картине, выполненного на бумаге и подготовительного рисунка на грунте. Были кратко описаны основные технологии выявления подготовительного рисунка (который в обычных условиях скрыт от глаз), прежде всего, самый современный метод инфракрасной рефлектографии. Кроме того, был упомянут и уникальный случай, «Святая Варвара» Яна ван Эйка, где подготовительный рисунок виден зрителю, так как произведение не было закончено. Большая часть работы посвящена особенностям подготовительного рисунка основных мастеров «Ars nova» - Яна ван Эйка, Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса, Гуго ван дер Гуса, Герарда Давида и Ганса Мемлинга. В результате был сделан вывод о преобладающем значении подготовительного рисунка на грунте, который играл основную роль в процессе выработки композиционного решения будущего произведения. Отличия подготовительных рисунков, видимых в инфракрасном излучении, от окончательного варианта картины являются признаком творческих поисков художника, а также инвенционного характера рисунка. В то же время, почти полное отсутствие различий между подготовительным рисунком и окончательным вариантом (а также случаи, когда подготовительный рисунок не обнаруживается в картине) свидетельствует о том, что в ряде случаев художники пользовались готовыми образцами при создании своих композиций.

Говоря об эволюции рисунка в XV веке, следует отметить упрощение техники рисунка (как и живописной техники в целом) к концу века в случаях, когда речь идет о подготовительном рисунке и сложение нового типа рисунка на бумаге, выполненного применением цвета - например, в технике кьяроскуро (поздние нидерландские рисунки конца столетия можно назвать предвестникам станкового рисунка XVI века). Нидерландский рисунок в XV веке проделал сложный путь: в начале века с появлением натурной штудии был осуществлен прорыв в сторону натуроподобия и достоверности изображения (в работах Яна ван Эйка, например), затем эти натурные рисунки в процессе многократного копирования, очевидно, превратились в модели» наподобие тех «книг образцов», которые использовались в эпоху поздней готики (до появления натурного рисунка). С другой стороны, происходит постепенный переход от средневековой традиции разработки изображения прямо на основе для будущего произведения к использованию эскиза (или целой серии этюдов и эскизов) на бумаге. В то же время, именно на первую треть XV века приходится наибольшее число «творческих» подготовительных рисунков на грунте, свидетельствующих об активном поиске наиболее удачного решения композиции.

Своеобразный парадокс заключается в том, что если к концу века в Нидерландах роль подготовительного рисунка на грунте постепенно снижается, уступая место рисункам на бумаге, то благодаря постоянным контактам Италии и Нидерландов, в итальянской живописи (на севере Италии) все больше распространение, начиная с середины XV века получают именно подготовительный рисунки на грунте - по-видимому, это заимствование нидерландской живописной техники и творческого метода. В свою очередь, начиная с Гуго ван дер Гуса, в Нидерландах все большее распространение получает рисунок в технике кьяроскуро, пришедший из Италии.

Мы попытались обобщить данные, касающиеся роли нидерландского рисунка XV века и манеры рисования отдельных мастеров. Говоря о возможностях дальшейшего использования новых сведений, хотелось бы отметить, что систематизация данных о характере графического стиля художников и роли рисунка в процессе их работы позволяет по-новому взглянуть уже не на рисунок, а на раннюю нидерландскую живопись. Кроме того, объем знаний об особенностях подготовительного рисунка конкретных художников, полученные в результате проделанной работы, может помочь при атрибуции спорных рисунков тому или иному художнику.

Можно предположить, что будущее исследований в области нидерландского рисунка XV века - именно в сочетании различных методов, а также в попытке увидеть эту эпоху во всей полноте, включая скульптуру, ювелирное искусство и другие области декоративно-прикладного искусства. Именно такой подход позволит расширить наши представление о таких сферах, как, например, использование образцов внутри мастерской и их распространение, а также об организации мастерских художников. Это имеет огромное значение, так как можно сколько угодно говорить об особенностях подготовительного рисунка того или иного художника, однако любая атрибуция на основании только сходства подготовительных рисунков картин окажется несостоятельной, если не учитывать практики разделения труда внутри мастерской.

Тем не менее, метод исследования картин в инфракрасном излучении доказал свою эффективность при изучении произведений ранней нидерландской живописи и прочно занял одно из главных мест среди прочих возможностей реставраторов, а значение исследования подготовительных рисунков картин трудно переоценить.

Говоря о возможных направлениях дальнейших исследований, хотелось бы отметить, что весьма интересной может оказаться попытка проследить, какую роль рисунок (прежде всего, копии и «образцы») играл в процессе распространения техники и приемов ранней нидерланской живописи -например, во Франции и Испании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Савицкая, Анна Игоревна, 2013 год

1. Архивы муниципалитета города Гент «Jaarregisters van de Кеиге» и «Stadsrekeningen» за 1467-1469, 1475 годы. Опубликовано в книге: Dhanens Е. Hugo van der Goes. Anvers, 1998. P. 384-389

2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 2001

3. Мандер Карел ван. Книга о художниках. СПб., 2007

4. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве или Трактат о живописи. Под ред. Рыбникова А. М., 1933

5. Общие работы по нидерландской живописи

6. Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы. М., 1972

7. Егорова К.С. Пейзаж в нидерландской живописи XV века. М., 1999

8. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи : XV век. М., 1982

9. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись XV-XVI веков в Эрмитаже. Каталог. Л., 1972

10. Waagen G.F. Treasures of Art in Great Britain. 3 vols. London, 1854

11. Passavant J.D. Tour of a German Artist in England. London, 1836

12. Panofsky E. Early Netherlandish Painting, Its Origine and Character, Cambridge (Mass), 1953

13. Pacht O. Van Eyck and the Founders of Early Netherlandish Painting (Vol.1). London, 1994

14. Pächt О. Early Netherlandish Painting. From Rogier wan der Weyden to Gerard David (Vol.2). London, 1997

15. James J.T (Rev). The Flemish, Dutch and German Schools of Painting. London, 1822

16. Friedländer M.J. Early Netherlandish Painting, 14 vols. Leyden and Brussels, 1967-76

17. Каталоги собраний ранней нидерландской живописи в музеях мира

18. Никулин H.H. Нидерландская живопись XV-XVI веков в Эрмитаже. Каталог. Л., 1972.

19. Bruges et la Renaissance. De Memling a Pourbus (каталог выставки под общей редакцией. Martens M.P.J). Bruges-Ghent, 1998

20. Campbell L. The National Gallery Catalogues. The Fifteenth Century Netherlandish Schools. London, 1998

21. Le Musée communal des Beaux-Arts (musée Groeninge), Bruges, I//A. Janssens de Bisthoven, M. Baes'-Dondeyne & D. De Vos. Bruxelles, 1983

22. Le musée de l'Ermitage//V. Loewinson-Lessing & N. Nicouline. Bruxelles, 1965

23. Le musée national du Louvre, Paris, I//H. Adhémar. Bruxelles, 1962

24. Le musée national du Louvre, Paris, II//M. Comblen-Sonkes & P. Lorentz. Bruxelles, 1995;

25. Le palais ducal d'Urbin.//J. Lavalleye. Bruxelles, 1964

26. Musée du Louvre, Paris, III//P. Lorentz & M. Comblen-Sonkes. Bruxelles, 2001

27. The National Gallery, London, I-II//M. Davies. Bruxelles, 1953-1954

28. The National Gallery, London, III//M. Davies. Bruxelles, 1971

29. Монографии и статьи по отдельных художникам

30. Ян ван Эйк. Благовещение. Автор текста Никулин H.H. СПб, 1997

31. Ainsworth M.W., Martens M.P.J. Petrus Christus. Gand, 1995

32. Campbell L. Catalogue Roger Van der Weyden, peintre officiel de la ville de Bruxelles. Bruxelles, 1979

33. De Vos D. Hans Memling. The Complete Works. Ghent, 1994

34. Destree J. Hugo van der Goes. Bruxelles/Paris, 1914

35. Dhanens E. Hugo van der Goes. Anvers, 1998

36. Investigating Jan Van Eyck. Ed. by Foister S., Jones S.,;Cool D. Turnhout, 2000

37. Lavalleye J. Juste de Gande. Leuven, 1936

38. Miegroet H.J. van. Gerard David. Anvers, 1989; Ainsworth M.W. Gerard David. Purity of Vision in the Age of Transition. New York, 1998

39. Petrus Christus in Renaissance Bruges. An Interdisciplinary Approach. Ed. by Ainsworth M.W. Turnhout, 1995

40. Reynaud N., Ressort С. Les portraits d'hommes illustres du studiolo d'Urbino au Louvre par Juste de Gand et Pedro Berruguete.//La Revue des Musees de France. 1991, N1 (mars)) P. 82-113

41. Robert Campin. New Directions in Scholarship. Ed. by Foister S, Nash S. Turnhout, 1996

42. Исследования, посвященные технике живописи и рисунка

43. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи. М., 2003

44. Asperen de Boer J.R.J, van. Over de techniek van Jan van Eyck's De Heilige Barbara.//Jaarboek van het Koninklijk Museum voor Schone Künsten. Antwerpen, 1992. P. 9-18

45. Coremans P. et al. L'Agneau mystique au laboratoire. Anvers, 1953

46. Perier-d'Ieteren C. Colyn de Coter et la technique picturale des peintres flamands du XVe siecle. Bruxelles, 1985

47. Restaurateurs ou faussaires des primitifs flamands. Sous la direction de Verougstraete H., Schoute R. van, Borchert T.-H. Gand-Amsterdam, 2004

48. Ruhemann H. A Tentative Scheme for Analysis of Painting Technique.//Technical Studies in the Field of the Fine Arts, 10 (1941). P. 88 -89

49. Литература про проблемам творческого метода и художественной практики в Нидерландах XV века

50. Dijkstra J. Origineel en Kopie, Een onderzoek naar de navolging van de Meester van Flemalle en Rogier van der Weyden. Ph.D.diss. (University of Amsterdam, 1990)

51. Fischer C. Floral Motifs and the Problem of a Campin Workshop.// Robert Campin. New Directions in Scholarship. Ed. by Foister S, Nash S. Turnhout, 1996. P. 117-123

52. Книги, посвященные истории и развития рисунка разных стран в различные эпохи

53. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. М., 1963

54. Сидоров A.A. Рисунки старых мастеров. M.-JI., 1940

55. Degenhart В., Schmitt A. Disegni del Pisanello е di maestri del suo tempo. Venezia, 1966

56. Hockney D. Geheime Kennis. Gent, 2001

57. Jenni U. The Phenomena of Change in the Modelbook Tradition 1400.//Drawings Defined, ed, by W. Strauss, T. Felker, New York, 1987. P. 35-47

58. Pacht О. Early Italian Nature Studies and the Early Calendar Landscape.//Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, XIII, 1950. P. 13-25

59. Scheller R.W. Exemplum. Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (ca. 900 ca. 1470). Amsterdam, 1995

60. Schlosser J. von. Vademecum eines fahrenden Mersgesellen. Zur Kenntnis der kunstlichen Uberlieferung im spaten Mittelalter/AI ahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien, XXIII, 1902. S. 314-326

61. Издания по нидерландскому рисунку XV века

62. Benesch О. Die grossen flamischen Maler als Zeichner.//Jahrbuch der kunsthistorischen Sammlungen in Wien, LIII, 1957. P. 13-18

63. Billinge R., Verougstraete H., Schoute R. van. The Saint Barbara // Investigating Jan Van Eyck. Ed. by Foister S., Jones S., Cool D. Turnhout, 2000 P. 41-48

64. Buck S. An Approach to Looking at Eyckian Drawings // Investigating Jan Van Eyck. Ed. by Foister S., Jones S., Cool D. Turnhout, 2000. P. 185-198

65. Buck S. Die niederländischen Zeichnungen des 15. Jahrhunderts im Berliner Kupferstichkabinett. Kritischer Katalog. Turnhout, 2001

66. Campbell L., Foister S. The Artists of the North: Their Drawings and Underdrawings (cat.exp. London, 2002)

67. Comblen-Sonkes M. Dessins du XVe siècle: Groupe Van der Weyden. Bruxelles, 1969.

68. De Van Eyck a Bosch. Chef-d'oeuvre des anciens Pays-Bas de Staatlische Kunstsammlungen Dresde. Bruges, 2005

69. Jones S. The Use of Patterns by van Eyck's Assistants and Followers.//Investigating Jan Van Eyck. Ed. by Foister S., Jones S., Cool D. Turnhout, 2000. P. 197 207

70. Koreny F. Dessins de Jan van Eyck à Hieronymus Bosch. Anvers, 2002

71. Sander J. The Meeting of Jacob and Rachel by Hugo van der Goes at Christ Church, Oxford.//Master Drawings,27, 1989. P. 40-45

72. Schade W. The Meeting of Jacob and Rachel by Hugo van der Goes. A Reappraisal.//Master Drawings, 29, 1991. P. 193-197

73. Публикации сведений о подготовительном рисунке на грунте

74. Ainsworth M. Gerard David's Working Methodes: Some Preliminary Observations.//Dessin sous-jacent et autres techniques graphiques (Colloque 5, ed. Schoute R. van, Hollanders-Favart D.). Louvain-la-neuve, 1985

75. Asperen de Boer J. R. J., Faries M. La Vierge au Chancelier Rolin de van Eyck: examen au moyen de la réflectographie à l'infrarouge.//La Revue du Louvre et des Musée de France 40,1

76. Asperen de Boer J.R.J . The study of Underdrawing. An Assesment. //Dessin sous-jacent et autres techniques graphiques. Ed Schoute R. van, Hollanders-FavartD. Louvain-la-Neuve, 1985. P. 17-33

77. Asperen de Boer J.R.J, van, Dijkstra J., Schoute R. van. Underdrawing in paintings of the Rogier van der Weyden and master of Flémalle groups.//Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek, Zwolle, 1992. P. 70-75

78. Billinge R. Examining Jan van eyck's Underdrawings.//Investigating Jan Van Eyck. Ed. by Foister S., Jones S., Cool D. Turnhout, 2000. P. 83 96

79. Billinge R., Campbell L. The Infra-Red Reflectograms of Jan van Eyck's Portrait of Giovanni (?) Arnolfini and his Wife.// National Gallery Technical Bulletin, 16 (1995) P. 47-60

80. Faries M. Reshaping the Field: The Contribution of Technical Studies.//Early Netherlandish Painting at the Crossroads. A Critical Loook at Current Methodologies. Ed. Ainsworth M.W. New York, 2001. P. 70-105

81. Gifford M.E. Assessing The Evolution of Van Eyck's Iconography Through Technical Study of The Washigton Annunciation, I.//Investigating Jan Van Eyck. Ed. by Foister S., Jones S., Cool D. Turnhout, 2000. P. 59 66.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.