"Поднятая целина" М. А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг.: А. Платонов "Котлован", В. Белов "Кануны", Б. Можаев "Мужики и бабы", С. Залыгин "На Иртыше" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Конюхова, Е. С.

  • Конюхова, Е. С.
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 177
Конюхова, Е. С.. "Поднятая целина" М. А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг.: А. Платонов "Котлован", В. Белов "Кануны", Б. Можаев "Мужики и бабы", С. Залыгин "На Иртыше": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1995. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Конюхова, Е. С.

1. Введение 1

2. Историяздания произведений М.Шолохова, В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева и А.Платонова 12

3. Критическая литература о романах М.Шолохова "Поднятая целина", В.Белова "Кануны", Б.Можаева "Мужики и бабы" и повестях С.Залыгина "На Иртыше", А.Платонова "Котлован" 35

4. Поиск и исследование жанровой формы в произведениях М.Шолохова, В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева, А.Платонова 76

5. Мастерствоздания характеров. 92

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Поднятая целина" М. А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне ЗО-х гг.: А. Платонов "Котлован", В. Белов "Кануны", Б. Можаев "Мужики и бабы", С. Залыгин "На Иртыше"»

Произведения о крестьянской жизни постоянно находились в поле зрения советских критиков и историков литературы. Отсюда тема диссертации выбрана отнюдь неслучайно. Огромное количество монографий, литературоведческих работ было посвящено роману М.Шолохова "Поднятая целина". Однако, несмотря на всеобщий интерес, многие вопросы остаются непрояснёнными до сих пор.

Сегодня стало очевидно, что попытки трактовать творчество М.Шолохова в прежнем историческом, эстетическом, художественном» контексте не приносят ощутимых результатов. Весь смысл художественного метода М.Шолохова подгоняется под общеизвестные схемы, На этом пути необходим новый, объективный взгляд на творчество писателя .

В решении этой задачи наиболее плодотворным представляется путь сопоставления художественного метода М.Шолохова с творческими исканиями других писателей, в центре внимания которых находится судьба русской деревни 30-х гг.

Деревенская проза до Шолохова испытывала некоторую ограниченность художественного мировоззрения, сосредотачивала свое внимание лишь на темных сторонах жизни. "Ни о каком патриархальном преклонении перед мужиком, чем грешили Достоевский и Толстой, не могло быть теперь и речи. Литература должна была просвещать и об-личать идейно-дремучего мужика".

Приход Шолохова ознаменовался новым взглядом на деревню. Новой точкой зрения на народную жизнь как на целостную структуру:

1 - Лобанов М. Освобождение // Волга,- М., 1982,- N 10.крестьянская вселенная для писателя - общественная философская система., судьба крестьянства для него - это поиски истины человеческого бытия. Он вперЕые высказывает мысль о духовном единении, самосохранении перед разрушением.

Истоки "Тихого Дона" и "Поднятой целины", всего творчества Шолохова нужно искать в лучших художественных традициях 19 века: циклы Глеба Успенского, романы и повести Льва Толстого. Художественный метод Шолохова можно охарактеризовать с помощью реплики одного из его героев :" Об чем хочешь толковать? - Лз воем." О чем бы он ни толковал, к чему бы ни прикасался, он говорит обо всем; не обо всем -понемножку, но обо всем сразу. Народность для Шолохова - существо натуры. Его стихия - образ" (Палиевский П.)

Значение Шолохова в 20-30 гг. состояло уже в том, что он в условиях безудержного наступления на деревню о беспримерной смелостью и художественной силой поднимал авторитет крестьянства на гигантскую высоту. Анализируя оценки произведений Шолохова на разных этапах их научного развития, нетрудно заметить, что с первых шагов творческого пути писателю ставили в вину приверженность к земледельческому миропониманию. И если в 20-30 гг. критики выражали надежду на то, что Шолохов преодолеет "отсталость своего крестьянского сознания", то десятилетие ' спустя, когда "Тихий Дон" и "Поднятую целину" уже невозможно было "изъять" из народного сознания, стала создаваться литературно-критическая легенда о том, что шолоховский эпос как бы вовсе не крестьянский в своей основе.

На протяжении многих лет в критике формировалось представление о "Поднятой целине" как о художественной модели коллективизации. В результате, и это хорошо видно из анализа критической мысли ЗОх - 80х, сформировалась литературно-критическая структура, которая опиралась лишь на некоторые элементы содержания произведения и таким образом существовала сама по себе, без какой-либо связи с художественным произведением в целом. Критика старалась отлучить Шолохова от натурализма, объективности, полноты правды жизни. "Критикам и не снилась та сила критики, которую вложил в свои образы Шолохов и которая остается и сейчас намного глубже любых ожесточенных односторонних нападок. Шолохов поставил свою критику в перспективу той исторической дороги, которой пошел его народ. Его обр,азы стали носителями правды" - Палиевский П.

Однако, с появлением в нашей литературе таких произведений, как "Кануны" В.Белова, "Мужики и бабы" Б.Мамаева, "На Иртыше" С. Залыгина, "Котлован" А.Платонова в критике стало складываться мнение, что эти произведения совершенно по-новому освеврют период реконструкции сельского хозяйства, чем'1 было в "Поднятой целине".

Поэтому, в предлагаемой работе.предпринимается попытка проана

• лизировать роман Шолохова "Поднятая целина" в широком временном контексте с такими значительными в русской литературе произведениями как "Котлован" Л.Платонова, "Кануны" ¿.Белова,' "На Иртыше" С.Залыгина, "Мужики и бабы" Б.Можаева и показать как достоинства, так и недостатки романа Шолохова. Эти писатели являются разными по-своему таланту, художественному видению мира и мастерству. Но в этих произведениях предметом художественного осмысления служит одно и то же время, один и тот же конкретный исторический матери-• ал. И наша задача состоит в том, чтобы выявить, в каком находится соотношении художественная реальность^названных выше произведенийу

1 Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков.- М,, 1993.- о.38. с исторической действительностью. При этом акцент будет ставиться на выяснении современного звучания романа "Поднятая целина".

Опыт Шолохова в 30-х. г. не востребован* (А.Платонов работает е несколько ином русле), только писатели 70-х сумели освоить этот опыт. Шолохов воздействует на творческие их искания. В произведениях В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева прочитывается скрытая и явная полемика с шолоховскими творческими идеями.

В.Белов, живущий в наше время, по-своему осваивает исторический материал, по-своему художественно его преломляет. В его деревеньке живут труженики и мудрецы, знающие кровную необходимость и частного, индивидуального труда, и выгоду общинного пользования лугом и поскотиной, и несомненную пользу всякой добровольной кооперации. Общинное дело для них радостно,.оно роднит и объединяет человеческие души.

В '"Канунах" о первых страниц романа» обнаруживается стремление писателя противопоставить колхозам исконно русский способ хозяйствования на селе - артель. Белов видит в ней истоки, корни всей крестьянской жизни. Учитывая исторические предпосылки, он считает, что многовековой уклад жизни в северных деревнях дал бы нашему хозяйству намного больше. Так же как и Шолохов, Белов уделяет особое внимание фабуле традиционной - событийной; во главу угла ставит философские, нравственные, социальные представления русского крестьянства; трагедийность его бытия.

В.Белов изменил традиционную концепцию своего романа-хроники. За основу он взял то, что не является первостепенным ни у кого из писателей: он подробно показывает нам смену нравственных ценностей. Когда утрачивает свое значение патриархальное, древнее, многовековое бытие и на замену ему приходит никому ненужное "новое существование".

Очень тонко подмечает этот факт Иван Никитич Рогов. И во сне и наяву начинают преследовать его "беси". "Беси" вершат судьбы людей во всем миру. Другие ценности становятся во главу угла, разлад, хаос творится на земле.

Этим Белов спорит с Шолоховым и выходит победителем.

В повести "На Иртыше"- С.Залыгина преемственные связи с худо-жественным миром Шолохова реализовались в виде полемического диалога с автором "Поднятой целины". С.Залыгин ставит перед собой задачу запечатлеть жизненную позицию общественных сил эпохи "великого перелома". С.Залыгин попытался осветить тему коллективизации как тему насилия над крестьянством. Этот мотив является в повести центральным, в то время, как в "Поднятой целине", при всей яркости отдельных сцен и отнюдь не мажорном звучании, он занимает не главенствующее положение.

С.Залыгин доверился мнению крестьянина, в этом смысле он реализовал альтернативу образной системе романа "Поднятая целина", но не основным идеям Шолохова, которые были схожи с идеями автора "На Иртыше".

С .Залыгин в" своей повести наибольшее внимание уделяет главному герою. Он в центре повествования, его жизнь, судьба и связанные с этим перипетии сфокусированы в сюжете произведения. По своему содержанию повесть "На Иртыше" вполне вписывается в традиционные рамки жанра романа. Однако отличие от "Поднятой целины" существенны. Залыгин рисует определенные типы людей того времени; дискуссии и споры этих персонажей - основная линия развития композиции повести. Залыгин не берет процесс коллективизации как исторический момент всей страны, его герои осознают, что идет переделка всей жизни, но колхозы для таких, как Чаузов, Фофан Ягодка и др. не резко отрицательное явление.Отсутствует здесь белсвский и можаевский взгляд на реорганизацию сельского хозяйства как на всенародную беду, которая несет непоправимые последствия патриархальному, изначальному крестьянствованию.

Роман Можаева "Мужики и бабы" силен не своими мыслями, а картинами. Мысли его политизированы." Шолохов находится в гуще событий, которые отражает. Ему свойственен строгий историзм. В то время как Можаев и Залыгин причин не знают и не изучают, основное внимание их сосредоточено на трагедии. Б.Можаев выдвигает на первый план образ русской интеллигенции и ее глазами показывает происходящие события. Взгляд на коллективизацию как на народное несчастье обозначен в открытую.

Б.Можаев в романе "Мужики и бабы" представляет свою интерпретацию романа-хроники * Можаевский крепкий мужик-середняк Андрей Иванович Бородин делает уже социологический срезг "Не то беда, что колхозы создают, беда, что делают их не по-людски, - усе скопом валят: инвентарь, семена, скотину, на общие дворы сгоняют, всю, вплоть до курей." Подмечает Бородин своим практическим умом и ту грядущую опасность, которая и доныне является тормозом в коллективном землепользовании - отъединение крестьянина от земли и отсюда - равнодушие, незаинтересованное отношение к конечному результату своего труда. Неслучайно многие критики относят роман Можаева "Мужики и бабы" к роману публицистическому. Его роман актуален своим современным звучанием. По вековечной русской общине печалится главный герой хроники Успенский. Успенский - русский интеллигент, сын бывшего священнослужителя, устами которого писатель излагает свою точку зрения. Идеи ненов —

1 - Золотусский И. Возвышающее слово//Литературное обозрение.торимости каждого человека, человеческой личности, идея виновности интеллигенции в пренебрежении к истории, к опыту поколений, защита крестьянина-труженика, землепашца, - вот те традиционные для русской литературы проблемы, которые вновь поднимает в своем романе Б.Можаев.

А.Платонов, по отношению ко всем выше перечисленным писателям, стоит как бы особняком. Повесть "Котлован" в жанровом отношении не подходит ни к определению романа, ни к эпопее, ни к публицистическому роману. "Котлован" - это сатирическая повесть.

Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишенное .авторского вымысла и драматического сгущения событий, подменяется писателем сатирически-саркастической повестью об истине и смысле жизни. На первый план выходит конфликт массового начала против личностного, организации против стихии, абстрактно- 4 го гуманизма против гуманизма живого, конфликт между классовым и общечеловеческим.

Нам думается, что роман "Поднятая целина" остается до сих пор созданием, не имеющим себе равного. Пожалуй, таким писателям, как Белову, Можаеву, Залыгину удалось отобразить события на трагедийно -историческом уровне, но нарисовать живые характеры, показать •„ всю красоту донской земли, портреты персонажей русского крестьянства - эта задача оказалась по силам только Шолохову. Сегодня с уверенностью можно сказать, что он является непревзойденным мастером слова, великим художником, который в тот сложный период времени умолчав о многом, все же сумел доказать нам, что многое у можно сказать и с помощью подтекста. Безусловно, "Поднятая цели-* на" - двойственное произведение, поэтому его так трудно анализировать . Ведь здесь переплелись воедино вера Шолохова б идею коллективизации^ и одновременно о этим то, что коллективизация несет беды, горе зажиточным крестьянинам, что колхозы не оправдывают себя, что утрачена боль и сострадание к человеку-труженику. Шолохов оказался на перепутье. Исследовав то положение, которое оло-* жилось в сельском хозяйстве к 30г., писатель нашел намеченный путь к организации колхозов может быть и неправильным, но единственным (без расказачивания). К тому же он был покорен идеей общего землепользования, ведь корни ее уходили в общину, кооперацию. Поэтому обличая и открывая недостатки, он никогда не терял уверенности, что все препятствия на пути к новому будут преодолены. Это была ошибка, которой нет у Платонова. Для А.Платонова этот процесс был неприемлими с самого начала, отсюда ирония, сатира, гротеск в изображении коллективизации на селе. Прямое неприкрытое неприятие колхозного движения. Раскрестьянивание деревни, уничтожение класса крестьян, насильственная пролетаризация народа, утрата общечеловеческих ценностей, отрицание человеческой личности - о всем этом писатель сказал в "Котловане" даже не по следу события, а одновременно с ним. В этом состоит современное 8вучание Платонова.

Если критическое отношение к административно-командным методам коллективизации крестьянских хозяйств у Шолохова только наметилась или присутствует скрытно, а у В.Белова, Б.Можаева подвергается последовательному отрицанию, как явно враждебное нормальному развитию сельского хозяйства, то у Платонова они йредстают как чуждые, пагубные для человеческой природы в целом. Поэтому здесь не находится места для яркого персонифицирующего положительного начала в жизни. Утрачен весь смысл человеческого существования.

Ко с другой стороны,Платонов-отрицая.не дает никакой альтернативы; он не верит в крестьянина, испытывает скептицизм в оценке крестьянских способностей. В отличие от Платонова, Шолохов всем своим творчеством пытается доказать: "мужика надо знать, мужика надо любить". Шолохов не постиг процесса нивелирования человеческой личности, как Платонов, но он отразил в "Поднятой целине", "Тихом Доне", рассказах и повестях^ не только центральное положение крестьянства в общественной жизни XX в,, но и его трагически страдательную миссию в иисторических катаклизмах. Нет оснований ставить под сомнение то, что ему были близки и дороги идеалы и цели социалистической революции. Но и преувеличивать значимость идеологических мотивов в образной структуре "Поднятой целины" было бы ошибочным. Шолохов-художник е своих произведениях реализует подходы, которые основаны на непреходящих духовных, принципах, не подвластных разрушению политической, идеологической или иной коньюктуры.

Критика утверждала, что именно с героями коммунистами связаны представления об особом типе человеческой личности, что персонажи этого рода являются воплощением истинной справедливости и гуманизма. В центре художественного мира Шолохова якобы выдвигалась фигура выразителя революционной идеологии- Нельзя не заметить в облике каждого из коммунистов черты душевной ограниченности, человеческой зауженности, так называемый критиками "схематизм".

На самом деле, автор далек от того, чтобы какой-либо политической силе (белые-красные, бедняки-зажиточные) отдавать предпочтение в оценке нравственной целесообразности ее действий. И это удается ему благодаря тому, что он воспринимает происходящее в деревне в начале 30-х г. в контексте судьбы русского крестьянства, выдвижения в центр фигуры крестьянина, в "Поднятой целине" -собирательной (Тит Бородин, Яков Лукич Островнов, Кондрат Майдан-ников, Лзпшинов, Дамасков, гаев, Уотик Рыкалин, Иван Аржанов и др.).

Таким образом обзор критической мысли' 80-х г., .анализ системы персонажей романов "Кануны", "Мужики и бабы", повестей "На Иртыше" и "Котлован", раскрытие их жанровой формы позволяют остановиться на той точке зрения, что роман М.Шолохова "Поднятая целина" не утратил своей актуальности и в наше время. Особенность анализируемого материала и неизученность его с точки зрения нашей проблемы определяют важность и значимость диссертационного исследования. Необходимость исследования в контексте произведений

A.Платонова,. В.Белова, Е.Можаева, С.Залыгина очевидна, так как ни один из этих писателей не прошел мимо опыта, художественных идей шолоховского творчества.

Целью нашей работы является рассмотрение романа "Поднятая целина" в контексте определенного ряда произведений ("Кануны"

B.Белова, "На Иртыше" С.Залыгина, "Мужики и бабы" Б.Можаева и "Котлован'4 А.Платонова), что позволяет дать новую, объективную оценку романа Шолохова "Поднятая целина".

Цель диссертации состоит в углублении современных представлении о художественном мире Шолохова, в восполнении картины развития русской прозы о судьбе деревни 30-х гг., наконец, в выявлении воздействия Шолохова на отечественную литературу.

Все вышеперечисленное обусловило необходимость постановки следующих конкретных задач:

1. Выявить исторический контекст., в котором создавались и печатались произведения Шолохова, Платонова, Белова, Можаева, Залыгина.

2. Дать сопоставительный анализ (в хронологической последовательности) не только текстов произведений, но и различных критических оценок.романа "Поднятая целина". Соотнести эти критические высказывания с анализом критической литературы о романах "Кануны"

B.Белова, "Мужики и бабы" Б.Можаева, повестях "На Иртыше" С.Залыгина, "Котлован" А.Платонова.

3. Исследовать .жанровые формы произведений М.Шолохова, Е.Белова, А.Платонова, Б.Можаева и С,Залыгина,

4. Провести сопоставительный анализ системы персонажей в романах "Поднят,ая целина" М.Шолохова, "Мужики и бабы" Б.Можаева, "Кануны" В.Белова и повестях "Котлован" А.Платонова, "На Иртыше"

C.Залыгина, чтобы выявить черты сходства и различия главных героев произведений,

5. Доказать определенную художественную ценность названных выше произведений, а также показать, как художественное мастерство Шолохова влияет на творческие искания своих соотечественников. Ведь ориентация на открытия Шолохова приобрела не только форму повтора, но и выразилась в виде полемики:. открытой и замаскированной ,

6. Рассмотреть уровень художественного мастерства писателей, характер их творческого взаимодействия.

Научная новизна исследования определяется прежде всего тем, что в ней предпринимается попытка сравнительного сопоставительного анализа произведений Шолохова, Белова, Платонова., Можаева, Залыгина в свете новых данных о коллективизации, а также публикации неизвестных ранее писем Шолохова и Е.Г.Левицкой, относящихся к концу 20-х гг.

- 12

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Конюхова, Е. С.

Заключение.

Изучение творчества М.А.Шолохова в контексте современного ли-тературного движения позволяет более рельефно представить самобытные качества художественного мира писателя, определить характер и внутренние мотивы его воздействия на творческие искания соотечественников. Ориентация на открытия Шолохова приобрела не только форму повтора, но и выражалась в виде полемики: открытой и замаскированной. Уникальность манеры письма Шолохова, приемы создания художественного образа, стилевые интонации оказались непреодолимым препятствием для других писателей, исследовавших тему коллективизации. С этой точки зрения роман "Поднятая целина" не имеет аналогов. В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева сельская жизнь интересует своей злободневной реальностью, текущей действитель-► ностью. Насущную потребность откликнуться н^кивотрепещущие вопросы современности испытывал каждый из них. Это определенным образом сказалось на всем содержании их творчества, во многом определило его пафос. Шолохов - непосредственный участник событий, в основе его художественного видения мира - обыкновенный крестьянин. Но прозорливость Шолохова как художника состоит в том, что он сумел выявить в реальной жизни русского крестьянства, в его судьбе вечную истину человеческого бытия. И в этом смысле Шолохов коренным образом отличается от А.Платонова, который не изображает в "Котловане" крестьянское бытие. Шолохов изображает крестьянский мир изнутри, что позволяет ему создать картину естественного соразмерного бытия. Он поднял изображение "крестьянина и крестьянки на классическую высоту. Шолохов проделал историческую работу. он проделал такую же работу, какую Островский проделал в отношении купечества или Горький, когда начал изображать рабочих".

Шолоховская "Поднятая целина" до сих пор остается созданием не имеющим себе равного. В этом произведении писатель впервые открыл личности партийных руководителей, показал их достоинства и недостатки, каждому персонажу дал высказать свое мнение: будь то рядовой колхозник или белогвардейский офицер. Вклад Шолохова в разработку исторической темы коллективизации огромен.

В "Илиаде" Гомера есть незначительный образ рядового воина Терсита. Терсит - самый безобразный и дерзкий воин в греческом войске. По сути дела, Гомер, изображая этого героя, должен был воспеть его красоту, силу и достоинство, ибо автор стоит целиком на стороне ахейцев. Но свойственный писателю объективизм не позволяет ему сделать это. Он всячески принижает своего героя: "был он косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади плечи на персях сходились". Все ахейцы его ненавидели и не только за его физические уродства, но и за правдивые речи: "вечно искал он царей ос-корбить, презирая пристойность".

Шолохов следует классическим канонам изображения событий, героев, всей повествовательной линии сюжета. Он обьективен в изображении своих персонажей, как и Гомер. Более того, умеет исследовать их психологию и дать им правдивую оценку, вне зависимости от того, какому лагерю они принадлежат: белому или красному. о судьбе М., 1994.

1 - Дворяшин Ю.А. Шолохов и русская проза 30-70-х гг. крестьянства// автореферат дис.доктора филол.наук.-- с.19.

2 - Гомер Илиада.- М., 1993.- с.35.

Кроме того, Шолохов объединяет в 2-х книгах "Поднятой целины" эпопейнооть и собственно черту романа: личностные черты героев.

Таким образом, исследуя тему, которая была сформулирована в работе, мы приходим к следующим выводам:

I. Раскрытие темы позволяет говорить о неоспоримых художественных достоинствах романа М.Шолохова "Поднятая целина".

II. Анализ преемственных связей с художественным миром Шолохова дает основание для вывода об их многообразии и универсальности.

III. Сравнительно-сопоставительный анализ текстов произведений, различных критических оценок, анализ исторического контекста дает возможность по-новому взглянуть на произведения, существенно обогатить круг работ, посвященных М.Шолохову.

IV. Тема, сформулированная в заглавии работы, позволяет осмыслить с новой точки зрения не только роман М.Шолохова "Поднятая целина", но и произведения В.Белова, С.Залыгина, Б.Можаева и А.Платонова; выявить как черты првэмственности шолоховского творчества, так и черты отличия от него.

А СП Л.ОУ ~

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Конюхова, Е. С., 1995 год

1. Лобанов М. Оовобождение//Волга.- 1982.- N 10.- с.148-155.

2. Папиевский П. Шолохов и Булгаков.- М., 1993.1. Глава 1:

3. Белов В. Беседа с писателем// Правда.- 1992.-23 октября.- с.4

4. Белов В. Беседа с писателем// Комсомольская правда.- 1992.-24 октября.- с.З.

5. Белохонов В. Немеркнущий свет// Дон.- 1988.- N 5.- с.164.

6. Гура В.В. Как создавался "Тихий Дон".- М., 1969.

7. Ермолаев Г. Круглый стол// Вопросы литературы.- 1989.- N 8.-с.180.

8. Залыгин С. Заметки// Литературная Россия.- 1987.- 10 апреля.с.8

9. Залыгин С. Критика. Публицистика.- М., 1987.

10. Знаменский А. Когда-нибудь напишу лучше. Еще раз о "Поднятой целине"// Литературная Россия. 1988.- 29 июля.- с.-4.

11. Колодный Л. История одного посвящения// Знамя.- 1987.- N 10.-с.170-197.

12. Литвинов В.М. Вокруг Шолохова// Знание.- М., 1991.- серия литература. N 10.

13. Луговой П. С кровью и потом// Дон.- 1988.- N 6-8.- с.109-133.

14. Луговой П. С кровью и потом /./ Литературная Россия.- 1988.-20 мая, 27 мая.- 170

15. Осипов В. Шолохов и Сталин// Ветеран.- 1990.- N 22.- с.8.

16. Платонов А. Деревянное растение. Из записных книжек.- М., 1990.

17. Прийма К. Шолохов в Вешках.- М., 1952.

18. Прийма К. "Тихий Дон" сражается.- М., 1975.- 2 изд.

19. Семаков С.Н. О некоторых обстоятельствах публикации "Тихого Дона"// Новый мир.- 1988.- N 9.- с.265-269.

20. Твардовский А. Дневники// Знамя.- 1989.- N 9.- с.151.

21. Хватов А. Гуманизм Шолохова'/ Наш современник.- 1987.- N 9.

22. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 9 Т.- М., 1969.- Худ.литер.- т.6.- 366 с.

23. Шолохов М. А. Собрание сочинений в 9 Т.- М., 1969.- Худ.литер.- ф 7 QRR г.

24. Шолохов М. А. Собрание сочинений в 9 Т.- М., 1969.- Худ.литер.- т.8.- 376 с.

25. Шолохова С. Читал ли Брежнев Шолохова?// Труд.- 1993.- 27 июля.- с. 4.

26. Шубин Л. Горят ли рукописи?// Нева.- 1988.- N 5.

27. Якименко Л.Г. Творчество М.Шолохова. Идеи и образы, творческие методы,- жанры.- М., 1964.1. Глава 2:

28. Абрамов Ф. М.Шолохов.- ЛГУ, 1956.- Сборник.

29. Аграновский А. Кусок жизни// Правда.- 1933.- 3 марта.- с.З.

30. Александрович 0. И^адая стремглав, все отрицаю// Наш современник.- 1989.- N 3.- с.182-188.- 171

31. Андрюшкин А. О "Канунах" В.Белова/'/ Литературная газета.-1992.- N 33.- с.4.

32. Арденс Н. "Поднятая целина" М.Шолохова// Литературная учеба.-1939.- N 8-9.- с.25.

33. Банин С. Этот загадочный, необъяснимый Платонов/'/ Сибирские огни.- 1988.- N 10.- с.158.

34. Барташевич Л. Конец лада/7'/ Север.- 1991.- N 2.- с. 112.

35. Бекедин П.В. Неподатливое поле "Поднятой целины"// Русская литература.- 1978.- N 4.- с.80.

36. Белков В. Разлад// Дон.- 1989.- N 8.- с.172.

37. Бочаров С.Г. О художественных мирах. Вещество существования// М., 1985.- с.249.

38. Васильев В. А.Платонов. Очерк жизни и творчества.- М., 1982.

39. Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность// Наш современник.- 1989,- N 3.- с.172-182.

40. Васильев В. О повестях "Котлован" и "Ювенильное море"// М., 1989.- N 1.- с.200.

41. Гусев В. В минуту молчания// Октябрь.- 1988.- N .11. -с.153-165,

42. Дворяшин Ю.А. Шолохое и русская проза 30-70-х гг. о судьбеtкрестьянства.- автореферат дис.доктора филол.наук.- М., 1994.

43. Дворяшин Ю.А. Поднята ли целина в романе Шолохова?// Литература в школе.- 1990,- N 2.- с.30-48.

44. Дедков И. С.Залыгин. Страницы жизни, страницы творчества.1. М., 1985.

45. Дрягин Е.П. Вдохновенное мастерство.- Ростов/н/Д, 1958.

46. Дюжев Ю. Приговорен к переделке// Север.- 1990.- N 7.- с.136.

47. Дюжев Ю. Родники творчества-'/ Белов В.И. "Кануны": хроникаконца 20-х годов.- Петрозаводск, 1989.- с.439-446.

48. Евсеев В. Многоголосие мира// Литературное обозрение.- 1988.-N 4.- с.40-43.

49. Евсеев В. Творчество В.Белова как художественная система.-автореферат кандидата филол.наук.- М., 1989.

50. Евсюков В. Зазеркалье А.Платонова7/ Дальний Восток.- 1989.-N 3.- с.138.

51. Иванова Т. Журнальное обозрение// Книжное обозрение.- 1988.-17 июня.- с.8.

52. Кальм Д. М.Шолохов// Литературная газета.- 1932.-16 января.-с. 4.

53. Корякин Ю. Стоит ли наступать на грабли? // Знамя.- 1987. -N 9.- с.200-224.

54. Клямкин И. Какая дорога ведет к храму?// Новый мир.- 1987.-N 11.- с.183.

55. Коновалова И. М.Шолохов как зеркало русской коллективизации// Огонек.- 1990.- N 25.

56. Крупин А. Величальное слово// День.- 1992.- N 43.- с.7.

57. Литвиненко И. Закрытый перелом/'/ Дальний Восток.- 1988.- N 6.

58. Литвинов В.М. "Поднятая целина" М.Шолохова.- М., 1975.

59. Лукин Ю.Б. М.Шолохов.- М., 1962.

60. Лукин Ю. 0 творческом пути М.Шолохова.- М., 1950.

61. Макарьев И. К прошлому нет возврата.- М., 1934.

62. Медведев Р. Круглый стол/'/ Вопросы литературы.- 1989.- N 8.-с.180.

63. Мелкумян Н.Р. На подступах к роману//' Вопросы русского языка и литературы.- Ереван, 1989.- N 2.- с.166-174.

64. Метченко А. Мудрость художника.- М., 1976.38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.