Поэтика драмы и эстетика театра в романе: На материале романов "Идиот" Ф. М. Достоевского и "Анна Каренина" Л. Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Полякова, Екатерина Андреевна

  • Полякова, Екатерина Андреевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 319
Полякова, Екатерина Андреевна. Поэтика драмы и эстетика театра в романе: На материале романов "Идиот" Ф. М. Достоевского и "Анна Каренина" Л. Н. Толстого: дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 1997. 319 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Полякова, Екатерина Андреевна

Введение

Глава I. Роман и драма: теоретические аспекты изучения

1. Проблема действия в эпике и драме

2. Изображенное событие и точка зрения наблюдателя в романе и драме. Западноевропейская теория романа.

3. Роман и драма в русском литературоведении

4. Проблема театра и театральности в романе 58 "

Глава II. Поэтика драматургических жанров и внесценическая позиция героя в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"

1. Поэтика драмы в романе "Идиот"

2. Эстетика театра в романе "Идиот" а) Тема театра б) Тип шута и его сюжетные функции в) Драматургические параллели к сюжету г) Театральность художественного мира и фантастичность действительности

3. Роман о "прекрасном человеке". Проблема точки зрения и "К' '■ \ природа комического в романе ;

Глава III. Проблема театральности в сюжете и повествовании в романе JI.H. Толстого "Анна Каренина"

1. Параллелизм двух сюжетных линий и их взаимосвязь. Слово повествователя и слово персонажа

2. Тема лжи и тема театра в романе а) Правда и ложь в поведении персонажей: статика характера и динамика точки зрения б) Театр как предмет изображения и театральная стихия в жизни

3. Точка зрения персонажа и театральное пространство у Толстого и Достоевского

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика драмы и эстетика театра в романе: На материале романов "Идиот" Ф. М. Достоевского и "Анна Каренина" Л. Н. Толстого»

Изучение особенностей романа как жанра является одной из самых интересных и спорных областей современной теории литературы. Сама природа этого "антижанра", законом которого является постоянная изменчивость, такова, что позволяет применять разнообразные методы анализа, дает простор самым разным интерпретациям.

Сопоставление с другими жанрами нередко оказывается чрезвычайно продуктивным для выявления специфики романа. История его изучения показывает, что большинство исследователей идет по пути сближения романа с разными литературными родами и жанрами: роман сопоставляется либо с эпопеей, либо, в пределах эпического рода, с драмой и, реже, с лирикой. Таким образом делаются попытки проследить пути формирования и закономерности преобразования романа, определить его разновидности. В этом смысле важным этапом в изучении романа стали работы М.М. Бахтина, выявившего не только его истоки, но и черты, выделяющие роман из всех других жанров и составляющие его специфику.

Сближение романа с эпосом и драмой связано с его важными конструктивными особенностями и в то же время позволяет установить некоторую классификацию. В частности, вошедший в научный обиход термин "роман-эпопея"1, постепенно обрел статус обозначения жанровой разновидности романа XIX-XX веков2. Другая тенденция в развитии романа, проявившаяся в частности в романах Ф.М. Достоевского, обозначилась в его сближении с драмой. Здесь используются понятия "роман-трагедия", введенное Вяч. Ивановым3, и "роман-драма", разработанное В. Днепровым4.

Целью настоящего исследования является изучение некоторых особенностей поэтики романа, проявляющихся в его сближении с драмой. Многие важнейшие аспекты этой проблемы все еще остаются малоизученными. Жанровая соотнесенность романа с драмой как одна из сущностных особенностей его поэтики до сих пор не подвергалась тщательному и всестороннему анализу. Между тем, ориентация на драму и театр как особую реальность является одной из важнейших тенденций в развитии романа, который, по выражению Бахтина, постоянно находится "в процессе самоопределения", "вечно ищущий, вечно исследующий себя самого и пересматривающий все свои сложившиеся формы жанр"5.

В связи с этим можно выделить несколько основных задач исследования. Это, прежде всего, анализ функционирования элементов поэтики драмы в романе, их значения для его художественного целого. В свою очередь, вопрос о воздействии на сюжет и композицию романа поэтики драмы ставит проблему его взаимодействия с эстетическим феноменом театра. Таким образом, эстетика театра, ориентация на театральную реальность в романе также подлежат изучению.

В настоящей работе представлена попытка анализа этих тенденций в романе на примере двух классических произведений жанра — романов "Идиот" Ф.М. Достоевского и "Анна Каренина" JI.H. Толстого.

Само сопоставление двух великих романистов, творивших в одно время, и создавших разные образцы одного и того же жанра, давно стало традицией в исследовательской литературе. Начиная с книги Д. Мережковского "Толстой и Достоевский", противопоставление сделалось наиболее удобной формой анализа особенностей творчества обоих писателей, а затем и характерных черт русского романа6.

Сравнительный анализ романов "Идиот" и "Анна Каренина" также имеет устойчивую традицию. Г.А. Бялый указывает на тематическую и композиционную близость обоих произведений7, хронологически близких друг другу и вызвавших живой интерес и во многом схожие перекрестные отклики обоих писателей8. Кроме того, особенно большое значение драматических элементов в обоих произведениях делает такой анализ действительно плодотворным. "Идиот" признан одним из самых сценических романов Достоевского9. Драматизм же "Анны Карениной" позволил некоторым исследователям утверждать, что здесь Толстой ближе всего подошел к творческой манере Достоевского10. Именно этот роман получил жанровое определение "романа-трагедии "11.

Анализ важнейших особенностей романа, таким образом, будет произведен на материале произведений традиционно признанных классическими образцами своего жанра, показателями тенденций в его развитии. "Романы Толстого и Достоевского столь значительны прежде всего потому, что они открывают новую эпоху не только в развитии одного жанра — романа, но и искусства слова вообще", — пишет в своем исследовании В.В. Кожинов12. Специфика присутствия драмы в романах Толстого и Достоевского, таким образом, может быть признана не только особенностью конкретных произведений, но и более общей ориентацией жанра, что, в свою очередь, позволит применить полученные результаты анализа к другим его образцам. В этом отношении нас интересовало не противопоставление двух великих романистов, но, скорее, то, в чем проявились общие для них жанровые черты: прежде всего, движение романа в сторону драмы, но и отталкивание от нее, особое отношение к театральной реальности, а также значение этих процессов для художественного целого романа.

Драма как элемент поэтики и театр как особая художественная реальность являются в равной степени актуальными как для Достоевского, так и для Толстого, хотя и находят в художественном мире их романов разное воплощение. Общие особенности поэтики, как и принципиальные различия этих важнейших разновидностей жанра, позволяют, на наш взгляд, верно оценить значение драмы и театра в романе.

Изложенные задачи исследования определяют структуру работы. В первой главе будет дан анализ основных направлений в изучении поэтики романа на пути его сближения с драмой и в меньшей степени изученной проблемы интерпретации романом театра как особой реальности. Вторая и третья главы будут посвящены анализу романов "Идиот" и "Анна Каренина" в описанных выше аспектах. В заключении мы подведем итоги выявленных нами тенденций влияния, оказываемого драмой и театром на поэтику романа, сопоставим полученные результаты анализа романов Достоевского и Толстого. О

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Полякова, Екатерина Андреевна

Заключение

В результате анализа романов Достоевского и Толстого мы пришли к сущностному противопоставлению художественного решения писателями проблемы драмы и театрального пространства в романе. Элементы поэтики драмы в той или иной степени свойственны им обоим, следовательно, противопоставление их как драматического и эпического романов является по крайней мере очень неточным. Взаимоотношения с театральным миром, проблема театрального пространства являются организующим началом как их композиции, так и сюжета. Но эти взаимоотношения, способы включения театрального пространства в художественный мир романов "Идиот" и "Анна Каренина" различны. Их различие находится в прямой зависимости от интерпретации позиции героя в ее отношении к художественному миру романа.

В романе Достоевского мир насквозь драматургичен, он строится по законам драмы и носит ярко выраженные черты жанра комедии. Но этот факт во всех его проявлениях становится достоянием сознания самих персонажей. Каждый элемент драматургической поэтики романа интерпретируется как некоторая известная героям и удивительная черта действительности, обращаясь, таким образом, в сюжетный мотив. Так, комизм есть не только способ отстраненного отношения к действительности, но и реальная комичность ситуаций, смех участников действия. В образе главного героя литературный прием — точка зрения героя, и сценическая функция — функция зрителя, обращаются в сюжетный мотив идиотизма Мышкина.

Таким образом, драматургичность и комедийность — это не только особенности поэтики романа Достоевского, но и элемент сюжета, его организующий стержень; не только форма изображения событий, но и предмет этического осмысления. Художественное пространство романа, будучи жизненным пространством для его героев, в то же время является пространством театральной сцены, где точка зрения персонажа обладает одновременно и этической, и эстетической ценностью. Его позиция по отношению к театральному пространству не может быть абсолютно внешней только эстетической, зрительской позицией). В то же время он сам неизбежно оказывается вовлечен в действие, совмещая при этом позицию "извне" с позицией "изнутри". Благодаря рефлексии персонажей театральная реальность, не теряя своей специфики, становится ипостасью самой действительности, ее прозреваемой героями сущностью.

У Толстого в основе сюжета романа и его композиции лежит общая сюжетная ситуация, представляющая собой противостояние двух действующих в мире организующих начал, двух сторон реальной действительности. Театральный мир, по Толстому, представляет собой полноправную часть жизненного пространства. Будучи таковым, он не допускает совмещения внутренней и внешней позиции. Увидеть театральное пространство реального мира значит для его героев самим подчиниться его законам, включиться в театральный мир в качестве актера, утратив при этом связь с нетеатральной реальностью, с иной точкой зрения на мир. Позиция "извне" и "изнутри" здесь никогда не совмещаются, поэтому не возникает вопрос о фантастичности самой действительности. При этом способ изображения, не будучи подвергнут рефлексии, все же зависит от позиции и точки зрения персонажа. Слово повествователя в его отношении к слову героя подчеркивает контраст между двумя противоположными типами художественного пространства. Разница между театральным и нетеатральным мирами в романе Толстого — это разница двух жизненных позиций, при помощи которых открываются два ракурса действительности. Переходы между ними, переключение из одного плана в другой являют собой сюжетные контрапункты.

Театральный и нетеатральный миры, граница между которыми не становится предметом рефлексии персонажей, связываются соответственно с абсолютной ложью и абсолютной истиной. Мир театра в качестве источника притворства и обмана есть полноправная часть реальности (поэтому у Толстого есть сцены в театре, прямое "лицедейство" героев, чего нет у Достоевского), но это пространство — ложный мир, который ведет к гибели. Избавление от него для героев Толстого, однако, возможно; у них есть выбор. Их позиция по отношению к театральной реальности оказывает влияние не только на способ изображения мира (художественная функция), но и на их собственную судьбу (сюжетная функция). Здесь художественный принцип Толстого очень существенно сближается со способом изображения точки зрения героя в романе Достоевского. Художественная функция персонажа перерастает в сюжетный мотив в образах главных героев — Левина и Анны. Противостояние театрального и нетеатрального миров реализуется благодаря этим персонажам наиболее полным образом. Освобождение от мира театрального представления означает нахождение истины и спасение, а полное подчинение ему своей точки зрения ведет к гибели.

Если для Достоевского мир, построенный по законам драматургии, театрален и позиция героя превращает театральную реальность в фантастическую ипостась самой действительности и не оставляет выбора, то у Толстого спокойное эпически-ситуативное противостояние театрального и нетеатрального планов действительности предоставляет герою возможность двух путей: подчинения или освобождения из-под власти театрального пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Полякова, Екатерина Андреевна, 1997 год

1. Азбукин В.Н. "Анна Каренина" Л.Н.Толстого в критической интерпретации Ф.М.Достоевского // Л.Н.Толстой и проблемы современной филологии: Сб. статей / Ред. В.Н. Азбукин. —■ Казань: 1991. — С. 18-25.

2. Алексеев А.А. Трагическое и комическое в романе Достоевского "Бесы" // Русская литература 1870-1890-х гг. / Ред. И.А. Дергачев и др. — Свердловск: Изд. Урал, ун-та, 1987. — Вып. 19. С. 73-85.

3. Алексеев М.П. О драматических опытах Достоевского // Творчество Достоевского. 1821-1881-1921: Сб. статей и материалов / Ред. Л. П. Гроссман. — Одесса: Всеукраинское гос. издат-во, 1921. — С. 41-62.

4. Аллен Л. Образ автора у Достоевского // Аллен Л. Этюды о русской литературе. — Л.: Худож. литература, 1989. — С. 11-21.

5. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. — М.: Сов. писатель, 1974. — 607 с.

6. Арденс Н.Н. Достоевский и Толстой: Учебное пособие для студентов факта русс. яз. и лит-ры. — М.: Изд. МГПИ, 1970. — 371 с.

7. Артемьева Н.В. "Образ автора" и сфера комического в произведениях Л.Н. Толстого 50-60-х гг. Автореферат на соиск. степ, кандид. филолог, наук. — Тарту, 1973. — 21 с.

8. Асеев Н. Ключ сюжета // Печать и революция. Журнал лит-ры, иск-ва, критики и библиографии. — М.: Гос. Изд., 1925. — N 7 (октябрь-ноябрь). — С. 67-88.

9. Афанасьева Н.К. Проблема драматургии в эстетике Л.Н. Толстого. Автореферат на соиск. степ, кандид. филолог, наук. — М., 1956. — 16 с.

10. Бабаев Э.Г. Роман и время. "Анна Каренина" Льва Николаевича Толстого. — Тула: Приок. кн. изд., 1975. — 232 с.

11. Бабаев Э.Г. Роман Льва Толстого "Анна Каренина". — Тула: Приок. кн. изд., 1968. — 131 е.: илл.

12. Бабаев Э.Г. Толстой об искусстве. — Тула: Приок. кн. изд., 1966. — 48 с.

13. Баевский B.C. "Рудин" И.С. Тургенева: К вопросу о жанре // Вопросы литературы. М., 1958. - N 2. - С. 136-138.

14. Бак Д.П. Творческая рефлексия в литературном произведении: природа и функции. Автореферат на соиск. степ, кандид. филолог, наук. — М., 1990. — 18 с.

15. Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Чехов. — Л.: Academia, 1927. — 188 с.

16. Барыкин В.Е. Эстетика Льва Толстого. — М.: Знание, 1978. — 64 с.

17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. — М.: Художественная литература, 1975. — 502 е., 1 л. портр. — Указ. имен:с. 496-501.

18. Бахтин М.М. Драматургия Л. Толстого. Предисловие // Толстой Л.Н. Полн. собр. худож. произв.: В 15 т. / Ред. К. Халабаев и Б. Эйхенбаум. — М.-Л.: Гос. изд., 1929.

19. Бахтин М.М. Конспект лекций // Прометей. — М.: Мол. гвардия, 1980. — Т. 12. С. 257-268.

20. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979. — Указ. имен: С. 315—317.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Сост.

22. С.Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1986. — 423 е., 1 л. портр. — Указ. имен: с. 416-422.

23. Беляев Ю. В Ясной Поляне // Новое время. Ежедневная политическая и литературная газета / Ред. М.А. Суворин. — Спб.: 1903, 24 апреля. —1. N 9750.

24. Бем А.Л. "Фауст" в творчестве Достоевского // О Dostojevskem. Sb. stati а materiali. — Praha, 1972. — 357 s.

25. Бергсон Г. Смех в жизни и на сцене. — Спб.: XX век, 1900. — 181 с.

26. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. — Л.: Наука, 1975. 184 с.

27. Билинкис Я.С. Анна Каренина и русская литература 1870-х гг. (Лекция). — Л.: Изд, Ленинград, пед. ин-та, 1970. — 72 с.

28. Бицилли П.М. К вопросу о внутренней форме романов Достоевского // О Dostoevskom stati / Introd. by D. Fanger. — Providence: Brown univ. press, 1966.- VIII, 229 c.

29. Бойко М. Внутренний монолог в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского // Л.Н. Толстой: Сб. статей о творчестве / Ред. Н.К. Гудзий. М.: Изд. МГУ, 1959. — Вып. 2. - С. 83-99.

30. Борщевский С. Новое лицо в "Бесах" Достоевского // Слово в культуре. Сб. критич. и философ, статей. — М.: Изд. М. Гордон-Константиновой, 1918. С. 21-46.

31. Бочаров С.Г. О композиции "Дон-Кихота" // Бочаров С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. — М.: Сов. Россия, 1985. — С. 5-34.

32. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого "Война и мир". — 4-е изд. — М.: Худож. лит-ра, 1987. — 155, 1 л. портр. — Библиогр.: с. 155-156.

33. Буланов A.M. Проблема автора в творчестве Ф.М. Достоевского 1860-1870-х гг. Автореферат на соиск. степ, кандид. филолог, наук. — М., 1974. — 19 с.

34. Бурсов Б. Толстой и Достоевский // Вопросы литературы. — 1964. — N 7.- С. 66-92.

35. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. — Л.: Изд. ЛГУ, 1973. — 168 с.

36. Вейман Р. "Новая критика" и развитие буржуазного литературоведения. История и критика новейших методов интерпретации / Вступ. ст.

37. P.M. Самарина. — М.: Прогресс, 1965. — 428 с. — Библиогр.: 388-407.

38. Вейнберг П. Литературные спектакли: (Воспоминания) // Ежегодник императорских театров. — Спб.: Дирекция имп. театров, 1893-1894. — прил. кн. 3.

39. Вересаев В.В. О Достоевском и Льве Толстом // Вересаев В.В. Живая жизнь: В 2 ч. — М.: тип. лит. т-ва И.Н. Кушнерева и К°, 1911. — Ч. 1. — 214 с.

40. Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер // Вильмонт Н. Великие спутники. Литературные этюды. — М.: Сов. писатель, 1966. — С. 7-316.

41. Викторович В.А. Проблема повествования в творчестве Достоевского 60-х гг. ("Преступление и наказание", "Идиот"). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. — Томск, 1978.

42. Викторович В.А. Пушкинский мотив в "Идиоте" Ф.М.Достоевского // Болдинские чтения / Ред. М.П. Алексеев и др. — Горький: Волго-Вятский кн. изд., 1980. Т. 5. - С. 126-136.

43. Вишневская И. Театр в прозе Толстого // В мире Толстого: Сб. статей / Сост. С.Машинский. — М.: Сов. писатель, 1978. — С. 351-384.

44. Врангель А.Е. Вспоминания о Ф.М.Достоевском в Сибири. 1854-1856 гг. — Спб.: тип. А.С. Суворина, 1912. — IV, 221 е., 2 л. портр.

45. Выготский Л.С. Психология искусства / Ред. В.В. Иванов; Коммент.

46. Л.С. Выготского, В.В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1968. — 576 с.

47. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Ред. и вступит, статья Б.Н. Бессонова. — М., Прогресс, 1988. — 699 с. — Указ. имен: с. 692-696.

48. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. — М.: Просвещение, 1968. — 304 с.

49. Гегель Г.В. Эстетика: В 4 т. / Ред. и предисл. М. Лифшица— М.: Искусство, 1968-1973.

50. Гей Н.К. О поэтике реализма ("Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение") // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. — 1978. — Т. 37. С. 121-132.

51. Гинзбург Л. О литературном герое. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1979. 224 с.

52. Гиршман М.М., Федоров В.В. Особенности организации повествования в прозе Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского // Проблемы реализма / Ред.

53. B.В. Гур. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд., 1978. — Вып. 5. — С. 39-51.

54. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыкально-театральное искусство: Исследование. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-ние, 1981. — 124 е., 4 л. илл. — Указ. имен. — С. 218-223.

55. Г. фон Гофмансталь. О характерах в романе и драме //

56. Г. фон Гофмансталь. Избранное. / Сост. и автор предисл. Ю. Архипов; Ред. и коммент. Э. Венгерова. — М.: Искусство, 1995. — С. 505-518.

57. Грифцов Б. Теория романа. — М.: Гос. акад. худож. наук. Интернациональная (39) тип. "Мосполиграф", 1927. — 151 с.

58. Громов П. "Поэтическая мысль" Достоевского на сцене // Громов П. Герой и время. Статьи о литературе и театре. — Л.: Сов. писатель, 1961. —1. C. 350-382.

59. Гроссман Л.П. Библиотека Достоевского. По неизд. материалам. С прил. каталога б-ки Достоевского. — Одесса: Тип. А.А. Ивасенко, 1919. — 168 с.

60. Гроссман Л.П. Достоевский. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1965. — 605 е., 21 л. ил. — Указ. изд. соч. Ф.М. Достоевского и литературы о нем: с. 596601.

61. Гроссман JI.П. Достоевский и театрализация романа // Гроссман Л.П. Борьба за стиль. Опыты по критике и поэтике. — М.: Никитинские субботы, 1927. С. 147-154.

62. Дворецкий А.В. Жанровая систематика Белинского как проблема исторической поэтики. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.- Спб., 1993. 17 с.

63. Джорбенадзе П.Г. Проблема романа (Жанровые особенности романа). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. — Тбилиси, 1969. — 28 с.

64. Дзюбинская Н. Шутовской "мезальянс" у Достоевского и Ан. Белого // Литературная учеба. — М., 1980. — N 4. — С. 176-183.

65. Дилакторская О.Г. Достоевский и Бомарше // Достоевский: Материалы и исследования / Ред. Г.М. Фридлендер. — Л.: Наука, 1974. — Т. 1. — С. 265268.

66. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки: Из художественного опыта Достоевского. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1978. — 382 с.

67. Днепров В.Д. Спор о природе романа // Звезда. Ежемес. лит.-худож. и обществ.-полит, журн. — Л., 1962. — N 7. — С. 163-180.

68. Днепров В.Д. Черты романа XX века М.-Л.: Сов. писатель, 1965. — 548 с.

69. Достоевская А.Г. Воспоминания / Вступит, ст., подгот. текста и примеч. С.В. Белова и В.А. Туниманова. — М.: Худож. литература, 1971. — 494 е., 9 л. ил. — Указ. имен: с. 480-495.

70. Достоевский Ф.М. Об искусстве / Сост., автор вступит, ст. и примеч. В.А. Богданов. — М.: Искусство, 1973. — 631 е., 1 л. портр. — Указ. имен: с. 621.

71. Достоевский в воспоминаниях соверменников: В 2 т. / Вступит, ст., сост. и коммент. К. Тюнькина. — М.: Худож. литература, 1990.

72. Достоевский и театр. Сб. ст. / Сост. и ред. А.А. Нинов. Л.: Искусство, 1983.510 е., 1л. портр. — Указ. имен: с. 493-504.; указ. спектаклей по произв. Достоевского: с. 505-510.

73. Дымов О. Драматические элементы в романе Достоевского // Театр и искусство. М., 1900. — N 6. - С. 118-120.

74. Ермилов В. Роман JLH. Толстого "Анна Каренина". — М.: Гос. изд. худож. лит-ры, 1963. — 136 с.

75. Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского "Идиот". — Иваново: Изд. Ивановского гос. ун-та, 1993. — 130 с.

76. Жаровина JI.B. Хлестаков и князь Мышкин // Достоевский и мировая литература. Алманах / Ред. Г.М. Фридлендер и др. — Спб.: Акрополь, 1996.

77. Вып. 6. — С. 169-182. (О-во Достоевского. Литературно-мемориальный музей Достоевского в Санкт-Петербурге.)

78. Жданов В. Творческая история "Анны Карениной". Материалы и наблюдения. — М.: Сов. писатель, 1957. — 262 е., 3 л. илл.

79. Живолупова Н.В. Форма повествования (Толстой и Достоевский) // Лев Николаевич Толстой, статьи и материалы / Ред. Г.В. Краснов. — Горький, 1973. Вып. 8. - С. 36-39.

80. Затонский Д. Искусство романа XX века. — М.: Худож. литература, 1973. — 535 с. — Указ. имен.: с. 527-533.

81. Зунделович Я.О. Романы Достоевского. Статьи. — Ташкент: Средняя и высшая школа, 1963. — 243 с.

82. Иванов Вяч. Родное и вселенское. — М.: Республика, 1994. — С. 282-311.427 с. — Указ. имен: с. 418-425.

83. Ивинский П. Эпопея. Исторические формы жанра. От эпопеи древности к социалистической эпопее. — Lublin: Univ. Marii Curie-Sklodowskiej Wydz. humanistyczny. — 1980. 253 c.

84. Ищук Г.Н. Проблемы эстетики позднего Л.Н. Толстого. — Ростов-на-Дону: Кн. изд., 1967. 208 с.

85. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования / Ред. Г.М. Фридлендер. — JL: Наука, 1978. — Т. 3. С. 41-53.

86. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского. Учебное пособие. — М.: Высш. 1нк., 1975. — 245 с. — Спиок лит-ры: с. 240-244.

87. Кирай Д. Достоевский и некоторые вопросы эстетики романа // Достоевский: Материалы и исследования / Ред. Г.М. Фридлендер. — JL: Наука, Ленинград, отд-ние, 1974. — Т. 1. — С. 83-99.

88. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1821-1859). — М.: Гослитиздат, I960. — 607 е., 1 л. портр.

89. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. — М.: Сов. писатель, 1963. — 439 с.

90. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система: Учеб. пособие. — Ижевск: Изд. Удмуртского ун-та, 1978.

91. Корман Б.О. Проблема автора в художественном творчестве

92. Ф.М. Достоевского и типология русского реалистического романа // Типологический анализ литературного произведения. Сб. науч. тр. / Ред. Н.Д. Тамарченко и др. — Кемерово: Изд. Кемеровского гос. ун-та, 1982. — С. 19-30.

93. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман нового времени) // Диалог. Карнавал. Хронотоп / Ред. Н.А. Паньков и др. — Витебск: Изд. Витебского пед. ин-та, 1993. — N 1 (2). — С. 21-51.

94. Кузминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне / Ред. и примеч. Т.Н. Волковой; Вступит, ст. С.М. Брейтбурга. — Тула; Приок. кн. изд., 1976.511 е., 8 л. ил. — Указ. имен: с. 496-509.

95. Кунильский А.Е. О природе комического в творчестве Ф.М. Достоевского // Жанр и композиция литературного произведения: Ист.-лит. и теорет. исследования. Межвуз. сб. / Ред. В.Н. Захаров. — Петрозаводск: Изд. ПГУ, 1989. С. 78-92.

96. Купреянова Е.Н. Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" (Из цикла лекций о Л.Н. Толстом. К 125-летию со дня рождения). — Тула: Обл. кн. изд., 1953.- 40 с.

97. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. — М.-Л.: Наука, 1966. — 324 с.

98. Курляндская Г.Б. Сцены драматического действия в романах И.С. Тургенева // Учен. зап. Орловского пед. ин-та. — Орел, 1964. — Т. 23.

99. Лапшин И.И. Эстетика Достоевского. — Берлин: Обелиск, 1923. — 102 с.

100. Левин Ю.Д. Достоевский и Шекспир // Достоевский: Материалы и исследования / Ред. Г.М. Фридлендер. — Л.: Наука, Ленинград, отд-ние, 1974. Т. 1. - С. 108-134.

101. Литературный энциклопедический словарь / Подго. Е.Ш. Бонч-Бруевич и др.; Ред. В.М. Кожевников, П.А. Николаев. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 750 с. — Аннот. указ. имен авторов худож.пр-ий: с. 533-751.

102. Литературные манифесты западно-европейских романтиков / Собр. текстов, вступит, ст., ред. А.С. Дмитриева. — М.: Изд. Московского ун-та, 1980. 638 с.

103. Ломунов К.Н. Достоевский и Толстой // Достоевский — художник и мыслитель. Сб. статей. / Ред. К.Н. Ломунов и др. — М.: Худож. литература, 1972. — 687 е., 1л. портр. — Указ. имен: С. 678-686.

104. Ломунов К.Н. Драматургия Л.Н. Толстого. — М.: Искусство, 1956. — 467 е., 1л. портр. — Библиогр. в примеч.: с. 445-466.

105. Ломунов К.Н. Эстетика Толстого. — М: Современник, 1972. — 479 с.

106. Лотман Л.М., Фридлендер Г.М. Источники повести "Дядюшкин сон" // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. Сб. статей, посвящ. В.А. Десницкому / Ред. С.В. Касторский; сост. Н.И. Желтова. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1959. С. 427-440.

107. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллинн: Александра, 1992.

108. Любимов Б.Н. К проблеме театральности Достоевского // Вопросы театрального искусства. Сборник статей / Ред. Р. Афанасьев. — М.: Изд. инта театр, иск-ва им. А.В. Луначарского, 1975. — Вып. 1. — С. 230-249.

109. Любимов Б.Н. О сценичности Достоевского. Лекция. — М.: Изд. ин-та театр, иск-ва им. А.В. Луначарского, 1981. — 62 с.

110. Любимов Б.Н. Проблемы сценичности произведений Достоевского. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствовед, наук. — М., 1976. — 15 с.

111. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / Ред. П.А. Гринцер.

112. М.: Наследие, 1994. С. 431-480.

113. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е гг.) — Л.: Изд, Ленингр. ун-та, 1982. — 208 с.

114. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику — М.: Наука, 1986.318 с. — Библиогр.: с. 298-306; Уаз. имен и произведений: с. 307-316.

115. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский: В 2 т. — Спб.: Мир искусства, 1901-1902.

116. Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения / Ред. А.С. Мясников и др. — М.: Наука, 1982. С. 137-203.

117. Михеев Ю.Э. Поэтика драматургии Л.Н. Толстого. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. — М., 1976. — 15 с.

118. Набоков В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев / Перевод с англ., вступит, ст. И. Толстого. — М.: Независимая газета, Б.г., 1996. — 435 е., 1 л. портр.

119. Назиров Р.Г. Юмор Достоевского // Русская литература 1870-1890-х годов / Ред. И.А. Дергачев и др. — Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1977. —1. С. 46-55.

120. Нечаева B.C. Ранний Достоевский. 1821-1849. — М.: Наука, 1979. — 288 с.

121. Библиогр. в примеч.: с. 274-287.

122. Ницше Фр. Сочинения: В 2-х т. / Сост., ред., вступит, ст. и примеч. К.А. Свасьяна; Перев. с немец. Я. Бермана, Ю.М. Антоновского. — М.: Мысль, 1990.

123. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. — Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1978. — 160 с. — Библиогр. в примеч.: с. 154-159.

124. Ортега-и-Гассет X. Мысли о романе // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Ред. А.Я. Зись и др.; Сост. В.Е. Багно; Коммент. О.В. Журавлева и А.Ю. Миролюбовой. — М.: Искусство, 1991. — С. 260-295.

125. Основин В.В. Драматургия JI.H. Толстого: Учебное пособие для студентов. — М.: Высшая школа, 1982. — 176 с. — Библиогр.: с. 172-173. — Указ. имен: с. 173-175.

126. Островский А.Н. Письма / Ред. А.И. Ревякин; Подгот. текста и коммент. М.Д. Беляева и др. // Островский А.Н. Полн. собр. соч.: В 16 т. — М.: Гослитиздат, 1953. — Т. 14. — 382 е., 4 л. портр.

127. Пави П. Словарь театра / Ред. К. Разлогов; Перев. с фр. JI. Баженова и др.; Предисл. А. Юберсфельд. — М.: Прогресс, 1991. — 480 с. с ил.

128. Полякова Е. Театр Льва Толстого: Драматургия и опыты ее прочтения. — М.: Искусство, 1978. — 344 е., 32 л. ил.

129. Попов П.С. "Я" и "Оно" в творчестве Достоевского. — М.: Изд. гос. акад. худож. наук, 1928. — 276 с.

130. Поповкин А.И. О противоречиях в творчестве Л.Н. толстого по роману "Анна Каренина". Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. — М., 1949. — 12 с.

131. Ребель Г.М. О своеобразии авторской позиции в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" // Проблема автора в художественной литературе. Межвуз. сб. науч. тр. / Ред. Б.О. Корман и др. — Ижевск: Изд. Удмурт, унта, 1983. С. 93-99.

132. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. — М.: Наука, 1974. — 404 с. — Указ. имен, памятников литературы и письменности:с. 392-405.

133. Розанов В.В. Мысли о литературе: Сб. / Сост. и авт. вступит, ст. А.Н. Николюкин. — М.: Современник, 1989. — 605 е., портр. — Библиогр. в прим.: с. 530-584; Уаз. имен: с. 585-604.

134. Розенкампф А.Е. Воспоминания о Ф.М. Достоевском / Подгот. публ. Ю.Ф. Коган // Литературное наследство. — М.: Изд. АН СССР, 1973. — Т. 86 (Ф.М. Достоевский. Новые материалы и исследования.)

135. Родина Т.М. Достоевский: Повествование и драма. — М.: Наука, 1984. — 245 с. — Указ. имен: с. 242-244.

136. Русанов Г.А. Русанов А. Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. 1883-1901 гг. / Сост. и вступит, ст. Г.В. Антюхин. — Воронеж: Центр,-Чернозем. кн. изд., 1972. — 280 с. — Указ. имен: с. 277-280.

137. Русова Н.Ю. О структуре простого предложения в авторских речевых стилях Л. Толстого и Ф. Достоевского // Л.Н. Толстой. Статьи и материалы / Ред. Г.В. Краснов. — Горький: Изд. Горьковского гос. ун-та, 1973. — Вып. 8. С. 118-126.

138. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. — Воронеж: Изд. Воронеж, унта, 1989. 272 с.

139. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. — Куйбышев: Изд. Саратовского гос. ун-та, 1990. 252 с.

140. Сабуров А.А. "Война и мир" Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. — М.: Изд. МГУ, 1958. — 602 е., 1 л. портр.

141. Сакулин П.Н. Работа Достоевского над романом "Идиот" // Из архива Ф.М. Достоевского. "Идиот". Неизданные материалы / Ред. П.Н. Сакулин, Н.Ф. Бельчиков. М.-Л.: ГИХЛ, 1931. - С. 169-290.

142. Сахновский В. Г. Достоевский и театр // Культура театра. Журн. Моск. акад. театра. — М., 1922. — N 1-2. — С. 4-8.

143. Сахновский-Панкеев В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. — Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1969. — 232 с.

144. Свительский В.А. Логика авторской оценки в романе Л.Н. толстого "Анна Каренина" // Толстовский сб. / Ред. М.П. Николаев. — Тула: Тульский пед. ин-т, 1973. Вып. 5. - С. 57-68.

145. Седов К.Ф. Роман Ф.М. Достоевского "Бесы" (Поэтика авторского повествования) // Целостное изучение художественного произведения в вузе и школе. Межвуз. сб. научн. тр. / Ред. Г.И. Ветрова и др. — Саратов: СГПИ, 1989. С. 57-65.

146. Селезнев Ю. Два типа художественного сознания. Толстой и Достоевский // В мире Толстого. Сб. статей / Сост. С. Машинский. — М.: Сов. писатель, 1978. — С. 396-397.

147. Воспоминания Селиванова // Театр и искусство. — Пг.: Изд. О.Р. Кугеля, 1899. N 4.

148. Сергеенко П.А. Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой. — М.: Изд. И.Н. Кушнерева и К°, 1898. — 106 е., 3 л. ил.

149. Середенко И.И. К вопросу о трагическом и комическом в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" // Русская и зарубежная литература. Сб. ст. / Ред. Н.С. Смирнова и др. — Алма-Ата: Изд. Казахсхового гос. пед. ин-та, 1973. Вып. 4. - С. 33-39.

150. Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. — Л.: Художественная литература, Ленингр. отд-ние, 1970. — 376 е., 1л. портр.

151. Скафтымов А.П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого // Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. — Саратов: Изд. Саратовского гос. ун-та, 1958. 391 с.

152. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках / Вступит, ст. Е. Покусаева и А. Жук. — М.: Худож. литература, 1972. — 543 е., 1 л. портр. — Библиогр.: с. 527-534. -Указ. имен: с. 535-542.

153. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот" // Творческий путь Достоевского / Ред. Н.Л. Бродский. — Л.: Сеятель, 1924. — С. 131-185.

154. Сокурова О. Б. Роман и театр. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствовед, наук. — Л., 1977. — 22 с.

155. Соркина Д.Л. "Фантастический реализм" Достоевского. Статья вторая. Фантастические характеры // Проблемы метода и жанра / Ред. В.Д. Морозов. — Томск: Изд. Томского гос. ун-та, 1973. Вып. 1. — 97 с.

156. Сперанский В. Из воспоминаний о Л.Н. Толстом // Современное слово. Общедоступная политич., экономич., литературная и обществ.-экономич. газета / Ред. Ф.М. Прошлецов. — 7 ноября 1915 г. — N 2808.

157. Спивак М.Л. Взаимодействие трагического и комического в поэтике Ф.М. Достоевского (романы "Бесы", "Братья Карамазовы"). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. — М., 1987. — 16 с.

158. Спивак М.Л. Два типа портретной характеристики героя в творчестве Достоевского // Типология литературного процесса: Межвуз. сб. науч. тр. / Ред. С.Я. Фрадкин и др. — Пермь: ПГУ, 1990. — С. 61-76.

159. Спивак M.JI. Место и функции смеха в творчестве Достоевского // Вестник МГУ. — Сер. 9. Филология. — М., 1986. — N 5. — С. 70-76.

160. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. / Ред. М.Н. Кедров и др.; Подгот. текст и примеч. Н. Волков и В.Р. Конатчикова; Вступит, ст. Н. Волкова. — М.: Искусство, 1954. — Т. 1. — XXVIII, 516 е., 31 л. илл.

161. Стахович А.А. Клочки воспоминаний. — М.: Изд. И.Н. Кушнерева и К°, 1904. 359 с.

162. Страхов Н.Н. Критические статьи об И.С. Тургеневе и JI.H. Толстом (1862-1885) 2-е изд. - Спб., 1887. - XIII, 484 с.

163. Тамарченко Н.Д. "Монологический" роман JI. Толстого // Поэтика реализма. Межвуз. сб. / Ред. Л.А. Финк и др. — Куйбышев: КГУ, 1984. — С. 35-49.

164. Тамарченко Н.Д. "Театральный хронотоп" в романе (М.М. Бахтин и П.А. Флоренский) // The seventh international Bakhtin conference. June 26-30, 1995. Moscow, 1995. - Book 1. - P. 43-48.

165. Тамарченко Н.Д. Философские аспекты реалистического романа в эстетике Гегеля // Философские проблемы взаимодействия литератур и культур: Межвуз. сб. научн. тр. / Ред. В.П. Тыщенко. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского пед. ин-та, 1986. — С. 72-86.

166. Тамарченко Н.Д. Эпос и драма как "формы времени" (К проблеме рода и жанра в поэтике Гегеля) // Известия РАН. Серия литературы и языка. — 1994. Т. 53. - N 1. - С. 3-14.

167. Театральная энциклопедия: В 5 т. / Ред. П.А. Марков и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1967.

168. Тиме Г.А. Русские писатели и проблема народного театра в 1880-х— нач. 1890-х годов // Русская литература. — Л., 1977. — N 4. — С. 144-152.

169. Токаржевский Ш. Достоевский на Омской каторге // Звенья. Сб. матер, и документов по истор. лит-ры, искусствовед, и обществ, мысли XIX века /Ред. Вл. Бонч-Бруевич и А.В. Луначарский. — М.-Л.: Тип, Ленингр. правда в Лгрд., 1936. — Вып. 6.

170. Толстая С.А. Дневники. 1860-1891 / Ред. С.Л. Толстой; Примеч. С.Л. Толстого и Г.А. Волкова; Пердисл. М.А. Цявловского. — М.: М. и С. Сабашниковы, 1928. Ч. 1. - VIII, 212 е., портр.

171. Толстовский музей. Переписка Л.Н. Толстого с Н.Н. Страховым. 18701894. — Спб.: Изд. общ-ва Толстовского музея, 1914.

172. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 16 т. / Ред. и примеч. П.И. Бирюкова. — М.: Т-во И.Д. Сытина, 1912-1913.

173. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе: В 2-х т. / Подгот. текста, вступит, ст., примеч. К.Н. Ломунова. — М.: Сов. писатель, 1958.

174. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2-х т. / Подгот. текста и примеч. Н.Н. Гусева и др.; Вступит, ст. К.Н. Ломунова. — М.-Л.: Гослитиздат, 1955-1960.

175. Л.Н. Толстой о театре // Театр и искусство. — Пг.: Изд. О.Р. Кугель, 1908. N 34.

176. Толстой Л.Н. Памятники творчества и жизни / Ред. В.И. Срезневский и А.Л. Бем. Пг.: Огни, 1923. - Вып. 3. - XII, 141 с.

177. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М.: Аспект пресс, 1996. 334 с.

178. Туниманов В.А. Рассказчик в "Бесах" Достоевского // Исследования по поэтике и стилистике. Сб. ст. / Ред. В.В. Виноградов и др. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. — С. 87-162.

179. Тынянов Ю. Достоевский и Гоголь (К теории пародии). — Пг.: Опояз, 1921. 48 с.

180. Тынянов Ю. О композиции "Евгения Онегина" // Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977. — С. 52-77.

181. Федоров В. В. Два мира "Анны Карениной" // Литературная учеба. — М., 1978. N 6. С. 176-183.

182. Федоров В.В. Диалог в романе, структура и функции. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. — Донецк, 1975. — 20 с.

183. Федоров В.В. О природе поэтической реальности: Монография. — М.: Сов. писатель, 1984. — 184 с.

184. Филюшкина С.Н. Проблема "точки зрения" в англоязычном и русском литературоведении (Опыт самостоятельного анализа) // Взаимосвязи национальных литератур и культур. — Смоленск, 1995. — Вып. 1. — С. 114123.

185. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М.: Прогресс, 1993. — 321 с.

186. Фон-Фохт Н. К биографии Ф.М. Достоевского // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. — М.: Худож. литература, 1964. — Т. 1. — С. 371-381.

187. Форстер Эд. Избранное / Сост. Н. Рахманова; Предисл. Т. Хмельниковой. — Л.: Худож. литература, Ленингр. отд-ние, 1977. — 375 е., портр.

188. Фрейденберг О.М. О древней комедии // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М.: Наука, 1978. — 605 с. — Указ. имен и предм.: с. 581-592.

189. Фридлендер Г.М. Достоевский и Лев Толстой (статья первая) // Достоевский и его время /' Ред. В.Г. Базанов и Г.М. Фридлендер. — Л.: Наука, 1971. С. 67-87.

190. Фридлендер Г.М. Достоевский и Лев Толстой (статья вторая) // Достоевский: Материалы и исследования / Ред. Г.М. Фридлендер. — Л.: Наука, 1978. С. 67-91.

191. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. — М.: Худож. литература, 1979. — 423 с.

192. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. — М.-Л.: Наука, 1964. — 404 с.

193. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе / Сост. и ред. Г.К. Косиков. М.: Изд. МГУ, 1987. - С. 194-213.

194. Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). — М,: Изд. МГУ, 1986. — 259 с.

195. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. — М.: Искусство, 1978. — 239 с.

196. Хейзинга Й. Homo ludens в тени завтрашнего дня / Пер. с нидерланд. и примеч. В.В. Ошиса; Ред. и послесл. Г.М. Тавризян. — М.: Изд. группа "Прогресс": "Прогресс-акад.", 1992. — 458 е., илл. — Указ. имен: с. 446-453.

197. Чалмаев В. О некоторых элементах комедийного стиля в "Плодах проевщения" // Л.Н. Толстой: Сб. статей о творчестве / Ред. Н.К. Гудзий. — М.: Изд. МГУ, 1959. Вып. 2. - С. 113-130.

198. Чирва Ю. О театральности прозы Достоевского // Театр. — М, 1985. — N 8. С. 136-139.

199. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. — М.: Изд. АН СССР (отд-ние литры и языка), 1963. — 188 с.

200. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. — М.: Сов. писатель, 1975. 372 с.

201. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. — 2-е изд. — М.: Сов. писатель, 1968. — 374 с.

202. Шекспир В. Король Лир // Шекспир В. Собр. соч.: В 8 т. / Ред. А. Аникст, А. Смирнов. — М.: Искусство, 1960. — Т. 6. — С. 427-570.

203. Шеллинг Ф. Философия искусства / Перев., вступит, ст. П.С. Попова и М.Ф. Овсяникова. — М.: Мысль, 1966. — 496 е., 8 л. илл. — Библиогр. в примеч.: с. 459-482.

204. Шиллер Ф. Статьи по эстетике // Шиллер Ф. собр. соч.: В 7 т. / Ред. Н.Н. Вильмонти P.M. Самарин; Вступит, ст. Н.Н. Вильмонта. — Т. 6. — М.: Худож. литература, 1957. — 790 с.

205. Шифман А.И. Достоевский в споре с Толстым // Искусство слова. Сб. в честь 80-летия Д.Д. Благого / Ред. К.В. Пигарев и др. — М.: Наука, 1973. — С. 223-231.

206. Шкловский В.Б. Матерьял и стиль в романе Толстого "Война и мир". — М.: Федерация, 1928. — 250 е., 7 л. илл.

207. Штейн А. Веселое искусство комедии. — М.: Юрид. лит., 1990. — 336.

208. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. — Л.: Сов. писатель, 1960. 296 с.

209. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра: Спецкурс. — М.: Изд. МГУ, 1978. — 79 с. — Библиогр.: с. 78.

210. Эсалнек А.Я. Типология романа. (Теорет. и ист.-лит. аспекты.) — М.: Изд. МГУ, 1991. 156 с.

211. Adamov A. Ici et maintenant. — Paris: Gallimard, 1964. — 243 p.

212. Approaches to the novel / Coll. & ed. by R. Scholes. — San Francisco: Chandler publ. со., 1961. 1., 314 p.

213. Artaud A. Le theatre et son double. — Paris: Gallimard, "Idees", 1964. — 246 p.

214. Barthes R. Essais critiques. — Paris: Ed. du Seuil, 1964. — 275 p.

215. Beach J.W. The method of Henry James. — Philadelphia, 1954.

216. Beach J.W. The twentieth-century novel: Studies in technique. — N.-Y.: Appleton century со., 1932. — 569 p.

217. Booth W.C. Rhetoric of fiction. — Chicago & London: Univ. of Chicago press, 1961. XIII, 455 p. - Bibliogr.: p. 399-434.

218. Buytendijk F.J.J. Wesen und Sinn des Spiels. — Berlin, 1933.

219. Crawford T.M. The novel. What it is. N.-Y., 1969.

220. The English novel: From earliest days to the death of Joseph Conrad. — L., 1930.

221. Friedman N. Point of view in fiction. The theory of the novel. — N.-Y., 1967.

222. Frye N. Dickens and the comedy of humors // Experience in the novel / Ed. by R.H. Pearce. — N.-Y. & L.: Columbia univ. press, 1968. — P. 49-81.

223. James H. The art of the novel: Critical prefaces by H. James / Introd. by R.P. Blackmur. N.-Y. & L.: Scribner, 1934. - XLI, 348 p.

224. Lubbock P. The craft of fiction. — N.-Y.: The Vicing press, 1957. — 8., 274 p.

225. Muir E. The structure of the novel. — L.: The Hogarth press, 1938. — 151 p.

226. Oates J. С. The tragic and comic visions in "The Brothers Karamazov" // Oates J.C. The edge of impossibility: tragic forms in literature. — N.-Y.: The Vanguard press, 1972. P. 87-113.

227. Pouillon J. Temps et roman. — Paris: Gallimard, 1946. — 280 p. (La jeune philosophie)

228. Stanzel F. K. Typische Formen des Romans. — Gottingen: Vandenhoech & Ruprecht, 1969. — 78 s.

229. Steiner G. Tolstoy or Dostoevsky. An essay in contrast. — L.: Faber and Faber, 1959. 10., 356, XIV p. - Bibliogr.: p. 349-355.

230. Stephens M. The dramaturgy of style. Voice in short fiction. — Carbondale, Edwardsville: Southern Illinois univ. press, 1986. — 281 p.

231. Tate A. Techniques of fiction // Critiques and essays on modern fiction 19201951. Representing the achievement of modern American and British critics / Sell, by J.W. Aldridge. N.-Y.: Ronald, 1952. - XX, 610 p. - Bibliogr.: p. 553-610.

232. The theory of novel / Ed. by P. Stevick. — N.-Y. & L.: Collier-Macmillan, 1967. VII, 440 p. - Bibliogr.: p. 407-428; Index: p. 429-440.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.