Поэтика мордовской литературной сказки тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.02, кандидат филологических наук Еремкин, Андрей Васильевич

Диссертация и автореферат на тему «Поэтика мордовской литературной сказки». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 312168
Год: 
2008
Автор научной работы: 
Еремкин, Андрей Васильевич
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
10.01.02
Специальность: 
Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур)
Количество cтраниц: 
180

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Еремкин, Андрей Васильевич

Введение

Глава 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ЖАНРОВОЕ

СВОЕОБРАЗИЕ

1.1. Специфика сказки как жанра художественной литературы

1.2. Отображение литературной сказки в региональном литературоведении

1.3. Формирование мордовской литературной сказки и ее дальнейшее развитие

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОРДОВСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

2.1. Многообразие прозаических жанровых форм мордовской литературной сказки

2.2. Поэтика сказок в стихотворной форме

2.3. Своеобразие мордовских сказок-пьес 133 Заключение 162 Список использованных источников

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Поэтика мордовской литературной сказки"

Актуальность исследования. Пристальный интерес исследователей к проблемам духовности, народности, национального менталитета обусловливает необходимость осмысления культурных ценностей народов России (в том числе мордовского) в их историческом аспекте, раскрытия богатейших сокровищниц национального искусства. В контексте сказанного большое значение- приобретает выявление накопленных мордовской литературой художественных традиций, ее национальной специфики и самобытности, проявившихся в разных жанрах и жанровых формах.

На сегодняшний день достаточно разработанным жанром^ в национальной литературе выступает сказка, в развитии которой нашли отражение особенности общего историко-литературного процесса в Мордовии. За долгие годы своего становления и развития литературная сказку стала жанром универсальным, охватывающим все явления окружающей жизни. По своему значению, содержанию и объему она занимает особое место, вполне соотносимое с повестью и рассказом. Ее возникновению предшествовала и во многом способствовала развитая традиция народной сказки, опыт художественной переработки сказочных сюжетов и мотивов, что еще раз подтверждает постановку «вечных» тем, насыщенность содержания литературной сказки актуальными общезначимыми проблемами.

В современной науке литературная сказка не получила, к сожалению, своего четкого жанрового определения, несмотря на наличие солидного количества работ по данной проблеме [Бахтина, 1979; Брауде, 1977; Галъченко, 1999; Еремеев, 1999; Зусман, Сапожков, 1987; Леонова, 1982; Липовецкнй, 1992; Лупанова, 1959; Минеев, 2001; Сурат, 1984 и др.]. Недостаточно разработан вопрос о ее взаимосвязях с пограничными явлениями, в том числе с фантастикой и фэнтези. Близость к другим литературным жанрам обусловила оперирование учеными терминами: сказка-быль, сказка-поэма, сказка-новелла, сказка-притча, сказка-пьеса, сказка-пародия, научно-фантастическая сказка, сказка абсурда и:др. [Райкова, ЛЭТП, с.459]. При этом авторы редко обосновывают правомерность использования того или иного термина на базе выявления^ основных жанровых признаков:

В последние десятилетия, предпринимаются попытки исследования, жанрообразующих признаков; литературной сказки (установка; на вымысел,. проблема чудесного и фантастического в сказке),, вопросов нравственной' проблематики, воспитательного воздействия литературной сказки; связи данного жанра с произведениями, научной фантастики. Вместе с тем вне поля зрения ученых остаются .проблемы- психологической: разработки, характеров» персонажей; философичность, социальная направленность, расширяющие границы жанра литературной сказки.

В целом: обобщающих работ, посвященных истории и теории литературной: сказки, нет; не: всегда: последовательно осуществляется принциш единства идейно-эстетического анализа литературной: сказки;- не выработаны, единые принципы классификации; жанровых разновидностей литературной сказки; нет исследований; в которых были бы систематизированы знания о творчестве лучших отечественных; писателей-сказочников: В: региональном (в- нашем случае - мордовском) литературоведении обозначенная проблема- практически не являлась предметом специального изучения.

Общеизвестно; что литературная: сказка на протяжении всего периода своего»существования: воспринимает то, что было, выработано традиционным фольклором — духовный опыт народа,. идеалы- и надежды,. представления- о мире: и человеке, добре: и зле; правде5 и справедливости - в совершенной; гармоничной, емкой, веками вырабатывавшейся: форме, соединив художественные достижения; народа с авторским талантом: История авторской; сказки в - целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие плодотворного литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Сказка как вид народного эпического творчества жила не только в традиционном, естественном бытовании или существовала в виде текстов, фиксирующих устную традицию, но и входила в литературу на равных правах - в виде литературной сказки. Известный ученый В.П. Аникин верно отмечает: «Сказки писателей слились в сознании людей всех поколений со сказками народа. Это происходит потому, что* каждый писатель, каким бы оригинальным ни было его собственное творчество, ощущал свою связь с фольклором» [Аникин, с.22]. Нравственная философия и психологическая основа, законы поэтики сказки как одного из древнейших видов, народного творчества таковы, что писатели, поэты и драматурги всегда обращались к ней в поисках ответов на важнейшие вопросы, современности и с целью художественного осмысления «вечных» проблем человеческого бытия. Сказка (как вид народного творчества) уникальна и потому, что, способна трансформироваться в литературные произведения, не разрушаясь.

Многие особенности, присущие сказке как виду литературы, сложились уже на ранних этапах ее развития, в то время, когда народная сказка пересказывалась писателем с явным стремлением- удержать, в нем максимум характерных признаков, или когда литературная сказка сочинялась на основе фольклорной-с заимствованием из нее отдельных специфических элементов содержания и формы. На последующих этапах привязанность литературной сказки к фольклору стала менее значимой и заметной -диалогическое взаимодействие осталось на уровне сказочности (основного признака волшебной сказки) и игровой атмосферы. Одна из задач нашей работы как раз и заключается в попытке проследить, как менялись в мордовской литературе взаимоотношения фольклорной и литературной сказки на протяжении длительного-периода времени: в конце XIX - начале XXI вв.

Сказанное приводит нас к выводу о том, что актуальность исследования жанра мордовской литературной сказки обусловлена несколькими значимыми факторами:

Во-первых, проблема поэтики жанра литературной сказки остается все еще недостаточно изученной в отечественном литературоведении и нуждается в глубоком, всестороннем и объективном исследовании. До настоящего времени нет ни одной работы, которая бы отражала сложность феномена поэтики мордовской литературной' сказки, или сказки какого-либо другого национального региона Российской Федерации.

Во-вторых, актуальность избранной темы обусловлена тем, что мордовская литература - составная, часть литературы России, шире — мировой, поэтому учет ее особенностей становится объективной необходимостью при разработке закономерностей развития литературного процесса в целом.

В-третьих, выявление истории формирования жанра литературной сказки в Мордовии, а также ее специфики может послужить наглядным примером того, как осуществлялся' этот процесс в других национальных республиках страны.

Объект исследования4 — мордовская литературная- сказка во взаимосвязи таких ее компонентов, как эволюция; жанрово-тематическая и художественно-эстетическая специфика.

Предметом'исследования является поэтика мордовской литературной сказки, понимаемая нами как система эстетически значимых, действенных свойств, специфика авторских сказок, проявляющаяся на проблемно-тематическом, образном, сюжетно-композиционном и языковом уровне, обусловливающая их жанровые разновидности.

Материалом исследования послужили сказки С.С. Аникина, Ф.С. Атянина, Н.Б. Голенкова, А.Ф. Ежова, Я.Я. Кулдуркаева, Д.С. Куляскина, С.М. Люлякиной, В.И: Мишаниной, Я.М. Пинясова, П.Е. Родькиной, Л.П. Седойкина, М1А. Тарасовой, Н.Я. Тремасова.

Целью диссертационного исследования является научное изучение эволюции системы художественных принципов и особенностей поэтики мордовской литературной сказки как эстетически значимого явления.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

- выявить сущность литературной сказки, ее специфику, имеющиеся классификации, взаимоотношения со смежными жанрами;

- установить истоки мордовской литературной сказки;

- охарактеризовать произведения первых мордовских писателей-сказочников;

- проанализировать, насколько свободны или зависимы авторы сказок от фольклорной традиции в изображении персонажей;

- рассмотреть важнейшие художественные особенности современной мордовской литературной сказки в прозаической и стихотворной форме;

- определить основные типы мордовской литературной сказки.

Теоретико-методологической основой исследования послужили важнейшие достижения современного отечественного литературоведения, связанные с осмыслением феномена поэтики в целом и жанра литературной сказки в частности, труды выдающихся ученых В.П. Аникина, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа и др.

В диссертации использованы теоретические воззрения известных отечественных литературоведов В. А. Бахтиной, Н.Ю. Богатыревой, Л.Ю. Брауде, O.K. Герлован, С.Н. Еремеева, Т.В. Зуевой, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, И.П. Лупановой, Е.М. Неелова, С.В. Сапожкова, И.З. Сурат и др. В процессе исследования поставленной проблемы мы опирались в определенной мере на труды региональных исследователей: А.В. Алешкина, А.Г. Борисова, А.И. Брыжинского, Н.В. Зиновьева, В.И. Демина, Л.И. Имангуловой, М.И. Ломшина, М.И. Малькиной, С.А. Самошкина, Е.И. Чернова, Н.И. Швечковой и др.

Методы исследования. В целях объективности изучения поставленной проблемы применялась методика многоплановых подходов к анализу текста на основе герменевтического, историко-культурного, мифологического и сравнительно-типологического методов литературоведения. Использование герменевтического метода способствовало истолкованию текстов, раскрытию их смысла в рамках системы «произведение — читатель - традиция». Культурно-исторический метод, трактующий литературу как. запечатление духа народа в разные этапы его исторической^ жизни, содействовал осмыслению глубокой связи литературы и жизни, рассмотрению произведения* как памятника определенной эпохи и факта культурно-исторического-развития, в< котором неизбежно отражается время.1 Целесообразность применения мифологического метода определялась спецификой предмета исследования -жанра литературной сказки*, синтетически^ вобравшего в себя элементы фольклора и письменной литературы, что обусловило решение задачи установления органической связи языка, народной поэзии и народной мифологии, выявления специфики использования принципов коллективной1 природы творчества; Сравнительно-типологический метод, используемый в изучении сходства и различий, связей и взаимовлияний разных литератур, литературы и фольклора, дал основание для выявления типологических соответствий; способствовал решению-' вопроса' о соотношении в* литературной- сказке «предания», традиции и личного- «почина», индивидуального творчества того или'иного писателя.

Из общенаучных методов1 основным для нас стал абстрактно-логический метод, способствовавший обобщению, синтезу и интеграции выводов по разделам и по теме исследования вщелом.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые осуществлен комплексный анализ мордовской литературной сказки от ее истоков до современного состояния; осмыслена специфика жанра; выявлены разновидности литературных сказок; проанализированы на проблемно-тематическом, сюжетно-композиционном, образном и языковом1 уровне сказки известных мордовских писателей и сделаны выводы, об их типологии и национальном своеобразии; определена соотнесенность в структуре жанра сказочного и авторского миров.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она обогащает научные представления о жанровой природе, жанровых разновидностях и структурно-повествовательной парадигме мордовской литературной сказки, способствует пониманию процессов развития национальной литературы на протяжении конца XIX — начала XXI вв. и эволюции творчества писателей-сказочников. Анализ сказок достаточно полно характеризует творческие искания и эстетические принципы писателей, сочетающих традиции мордовского и русского фольклора и письменной литературы.

Практическая значимость работьь заключается в> возможности применения ее результатов в практике преподавания мордовской литературы в школе и вузе, при разработке общих проблем национальной литературы, осмыслении закономерностей ее развития на протяжении- значительного исторического периода. В силу полновесной новизны итогов исследования материалы могут быть использованы при написании программ, учебников и методических пособий по современной мордовской литературе для школ, педагогических колледжей и филологических факультетов «вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стержневыми жанрообразующими*. факторами литературной сказки выступают наличие автора, фантастика, берущая начало в народной сказке и не носящая научного характера, концепция «сказочной реальности» и игра.

2. В современном литературоведении, существует несколько классификаций литературных сказок, основанных на разных теориях. Наиболее правомерной нам представляется классификация Н.Н. Райковой, которая группирует литературные сказки с учетом специфики пафоса и связи литературной сказки с другими, жанрами по аналогии с классификацией народных сказок; по пафосу.; по близости к другим литературным жанрам.

3. Созданию авторской сказки не только в мордовской, но и в русской литературе предшествовал опыт художественной переработки, литературной обработки устно-поэтических, сказочных сюжетов. Именно на сказке авторы учились созданию занимательного художественно-вымышленного произведения.

4. Истоки мордовской литературной сказки берут начало в творчестве Степана Васильевича Аникина, литературно обработавшего и издавшего в переводе на русский язык «Мордовские народные сказки», среди которых особенно интересными представляются «Сабан-богатырь», «Красавец Дамай», «Сыре Варда» и «Двенадцать братьев».

5. Мордовские писатели прибегали к литературной обработке фольклорных сюжетов, мотивов и образов не только на этапе зарождения письменной литературы, но и гораздо позже. Результатом этого явились так называемые «героические» или «эпические» поэмы, в содержании которых преобладает сказочное начало. Среди подобных произведений особое место занимает «Эрьмезь» Я.Я. Кулдуркаева.

6. Традиции, заложенные С.В. Аникиным и Я.Я. Кулдуркаевым, были развиты Ф.С. Атяниным, Д.С.Куляскиным и Я.М. Пинясовым. Именно их произведения стали выступать в качестве некого эталона, образца, которому пыталось следовать новое поколение мордовских писателей-сказочников.

7. Специфическими» признаками мордовских литературных сказок являются: синтетичность, проявляющаяся в сочетании особенностей фольклора и письменной литературы, жанровых свойств сказки и басни, а также русской и мордовской мифологий; расширение рамок сказочного1 пространства и времени, обусловленное привнесением современной действительности; создание новых образов-персонажей, которые не встречаются в народной сказке; увеличение роли диалогов в сказке; образность и специфическая афористичность языка; повествование о невероятном как реально возможном в форме рассказа о достоверных событиях.

8. Современная мордовская литературная сказка разнообразна. На первом месте в творчестве писателей сказки о животных (такого рода сказки есть у большинства рассмотренных нами писателей); на втором- — сказки волшебные (Н. Голенкова, А. Ежова, В. Мишаниной, М. Тарасовой, Н. Тремасова); на третьем — сказки бытового плана (П. Родькиной, JT. Седойкина).

9. Близость к другим литературным жанрам позволяет констатировать наличие в мордовской литературе таких разновидностей, как сказка-аллегория, сказка-быль, сказка-басня, сказка-легенда, сказка-рассказ, сказка-новелла, сказка-притча, сказка-поэма, сказка-сценка, сказка-пьеса и сказка абсурда.

10. В целом мордовские литературные сказки основаны на традициях народного устно-поэтического творчества, вместе с тем подчинены авторской воле. Они насыщены размышлениями о человеческих характерах и взаимоотношениях людей, весьма поучительны, иногда назидательны, основаны на принципах народной педагогики с преобладанием* насущных, жизненно важных для '^человека проблем.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании отдела литературы и фольклора Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Основные результаты докладывались на научных конференциях: всероссийской научной конференции «Русский язык в контексте национальной- культуры» (Саранск, 23-26 мая 2007 г.) и на VII международном конгрессе этнографов и антропологов России (Саранск, 9-14 июля 2007 г.). По итогам работы опубликовано 5 статей, в том числе одна в ведущем реферируемом научном журнале, определенном ВАК Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух

Заключение диссертации по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур)", Еремкин, Андрей Васильевич

Заключение

Осуществленное нами исследование приводит нас к выводу о том, что сказка как жанр письменной литературы является полноправным и достаточно разработанным жанром мордовской литературы. В ней нашли отражение особенности историко-литературного процесса в Мордовии конца XIX - начала XXI вв.

Возникновению сказки как жанра письменной литературы предшествовала развитая и хорошо усвоенная сочинителями традиция мордовской народной сказки, опыт художественной переработки или литературной обработки сказочных сюжетов и мотивов.

Осмысление теоретических положений о литературной сказке позволяет констатировать, что литературная сказка - это жанр авторского фантастического литературного произведения, берущий начало в народной сказке, заимствующий у нее в качестве жанрообразующего фактора концепцию «сказочной реальности», не носящий научного характера; жанр, существенным признаком которого выступает игра. В современном литературоведении существует несколько классификаций литературных сказок, основанных на разных концепциях. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация Н.Н. Райковой. Она группирует сказки по аналогии с классификацией народных сказок, выделяя при этом сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные; по пафосу, говоря о сказках героических, лирических, юмористических, сатирических, философских, психологических; 3) по близости к другим литературным жанрам, констатируя наличие сказок-поэм, сказок-новелл, сказок-повестей, сказок-притч, сказок-пьес, сказок-пародий, научно-фантастических сказок, сказок абсурда и др.

В дооктябрьский период важным в формировании жанра литературной сказки явилось развитие такого вида мордовской литературы, как «крестьянская литература». Произведения крестьянской литературы представляли собой попытку художественного отражения мировосприятия мордвина на основе творческой обработки мотивов и образов устного народного творчества, письменных образцов русской художественной литературы и осмысления бытовых картин жизни. Первым писателем-сказочником из мордвы правомерно считается С. Аникин, создававший свои произведения на русском языке, поскольку мордовская письменность в то время еще не получила официального, узаконенного распространения — широкого выхода в органах печати.

На мордовском языке первые, достойные внимания, литературные сказки появились в 1930-е годы. Самым значительным явлением того времени считается «Эрьмезь», сказка Я.Я. Кулдуркаева о далеком прошлом, одновременно характеризуемая учеными как героическая поэма.

Традиции мордовской литературной сказки, заложенные на рубеже XIX-XX вв. в творчестве С.В. Аникина, З.Ф. Дорофеева, Я.Я. Кулдуркаева, были развиты Ф.С. Атяниным, Д.С.Куляскиным и Я.М. Пинясовым. Именно их произведения стали выступать в качестве некого эталона, образца, которому пыталось следовать новое поколение писателей-сказочников.

Специфическими признаками мордовских литературных сказок являются синтетичность, проявляющаяся в сочетании особенностей фольклора и письменной литературы, жанровых свойств сказки и басни, а также русской и мордовской мифологий; расширение рамок сказочного пространства и времени, обусловленное привнесением современной действительности; создание новых образов-персонажей, которые не встречаются в народной сказке; увеличение роли диалогов в сказке; образность и специфическая афористичность языка; повествование о невероятном как реально возможном в форме рассказа о достоверных событиях.

Исследование авторских сказок, созданных в прозаической форме во второй половине XX - начале XXI в. писателями В. Мишаниной, П. Родькиной, Л. Седойкиным, М. Тарасовой, Т. Тимохиной, Н. Тремасовым, показало их жанровое разнообразие. В современной мордовской литературе на первом месте сказки о животных (такого рода сказки есть у большинства рассмотренных нами писателей). Самые интересные сказки о животных в стихотворной форме созданы А. Ежовым. На втором месте сказки волшебные (Н. Голенкова, В. Мишаниной, М. Тарасовой, Н. Тремасова); на третьем - сказки бытового плана (П. Родькиной, JI. Седойкина).

Исходя из своеобразия пафоса, следует констатировать наличие в мордовской литературе сказок героических и лирических. Такого рода произведения созданы М. Тарасовой, А. Ежовым, Н Тремасовым. Сказки с преобладанием юмористического и сатирического пафоса имеют место в творчестве Н. Голенкова и П. Родькиной. Философский и психологический пафос характерен преимущественно для произведений Н. Голенкова и В. Мишаниной.

В современной мордовской литературе имеют место такие разновидности литературной сказки, как сказка-аллегория (В. Мишанина); сказка-быль (В. Мишанина); сказка-басня (С. Люлякина); сказка-легенда (В. Мишанина); сказка-рассказ (Н. Голенков, Т. Тимохина); сказка-новелла (П. Родькина); сказка-притча (П. Родькина); сказка-поэма (А. Ежов); сказка-сценка и сказка-пьеса (Н. Голенков, С. Люлякина, В. Мишанина); сказка абсурда (П. Родькина).

Анализ показал, что выдуманные истории в мордовских литературных сказках подчинены раскрытию определенного авторского замысла, ориентированы на современную читателю действительность с ее злободневными и специфическими проблемами. Через сказочные образы, ситуации, повествование писатели не только поучают, но и передают свое видение в решении важных общественных проблем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Еремкин, Андрей Васильевич, 2008 год

1. Аникин, С.В. Плодная осень: рассказы, сказки / С.В. Аникин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 255 с.

2. Атянин, Ф.С. Богатырская трава: рассказы, сказки, повесть / Ф.С. Атянин. М.: Дет. лит., 1964. - 112 с.

3. Атянин, Ф.С. В новогоднюю ночь: стихи и сказки. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. 53 с.

4. Атянин, Ф.С. Мани шобдава: стихт и ёфкст / Ф.С. Атянин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. - 88 с. Солнечным утром: стихи и сказки.

5. Атянин, Ф.С. Серебряное озеро: рассказы, сказки, легенды, повести. -1-ое изд. / Ф.С. Атянин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 191 с.

6. Голенков, Н.Б. Варсиень луви: азкст, пеетькст, сценкат, ефкст / Н.Б. Голенков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 112 с. Вороночет: рассказы, юморески, сценки, сказки.

7. Голенков, Н.Б. Зрнянь сельмоветть: пьесат, сценкат, азкст, пеетькст / Н.Б. Голенков. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. - 152 с. Золотые слезы: пьесы, сценки, рассказы, юморески.

8. Голенков, Н.Б. Кеподьсаськ занавесть: пьесат, сценкат, юморескат / Н.Б. Голенков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 160 с. Поднимем занавес: пьесы, сценки, юморески.

9. Ежов, А.Ф. Вирень кошяльня: стихт и ёфкст / А.Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. - 68 с. Лесной кошель: стихи и сказки.

10. Ежов, А.Ф. Касы веленязе: стихт / А.Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. -40 с. Растет моя деревенька: стихи.

11. Ежов, А.Ф. Кто хитрее?: стихи / А.Ф. Ежов; пер. с мордов.-мокша яз. И. Рыжикова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 32 с.

12. Ежов, А.Ф. Лебединый подарок: сказки и стихи / А.Ф. Ежов; пер. с мордов.-мокша яз. А. Терентьева. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. -136 с.

13. Ежов, А.Ф. Лесной базар: стихи / А.Ф. Ежов; пер. с мордов.-мокша яз. Б.Соколова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 32 с.

14. Ежов, А.Ф. Ляйнянь азор: стихт и стихса ёфкст / А.Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 55 с. Хозяин речки: стихи и сказки в стихах.

15. Ежов, А.Ф. Менелень панчфт: ёфкст / А.Ф. Ежов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. — 64 с. Небесные цветы: сказки.

16. Ежов, А.Ф. Мокшень вирьхнень ёфкссна / А.Ф. Ежов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - 120 с. Сказки мокшанских лесов.

17. Ежов, А.Ф. Не то сказка, не то быль: сказки и стихи А.Ф. Ежов. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. 98 с.

18. Ежов, А.Ф. Сиянь эрьхке: музыкальной пьеса / Н. Голенков, А. Ежов // Мокша. 1990. -№ 4. - С.54-69. Серебряное озеро: музыкальная пьеса.

19. Ежов, А.Ф. Ульцять казненза: стихт / А.Ф. Ежов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. 32 с. Подарки улицы: стихи.

20. Люлякина, С.М. Евтан тыненк, мезде нудеесь морась: стихть, евкст, морот, евтамот, пьесат / С.М. Люлякина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. — 320 с. Расскажу вам, о чем пела свирель: стихи, сказки, песни, сказания, пьесы.

21. Люлякина, С.М. Кодамо вараканть видечизэ: ёвкст / С.М. Люлякина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 62 с. Какая правда у вороны: сказки.

22. Люлякина, С.М. Минек оянок: стихть, ёвкст / С.М. Люлякина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 55 с. Наши друзья: стихи, сказки.

23. Мишанина, В.И. Вальмафтома куд: повесть, азкст, пьесат / В.И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. - 320 с. Дом без окон: повести, рассказы, пьесы.

24. Мишанина, В.И. Ёронь юромста стирня: азкст, пьесат, повесть, ёфкст / В.И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. - 344 с. Девочка из племени перепелки: рассказы, пьесы, повести, сказки.

25. Мишанина, В.И. Серебряная ракушка / В.И. Мишанина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 112 с.

26. Пинясов, Я.М. Азкст и ёфкст / Я.М. Пинясов. Саранск: Мордгиз, 1951. - 45 с. Рассказы и сказки.

27. Пинясов, Я.М. Вяшкоманя: расскаст и ёфкст / Я.М. Пинясов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 98 с. Свисток: рассказы и сказки.

28. Пинясов, Я.М. Кели кенкшт: идень азкст и ёфкст / Я.М. Пинясов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. 46 с. Широкие двери: детские рассказы и сказки.

29. Пинясов, Я.М. Лесной портной: сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973.-32 с.

30. Пинясов, Я.М. Пацят: идень азкст и ёфкст / Я.М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. - 72 с. Крылья: детские рассказы и сказки.

31. Пинясов, Я.М. Сиянь путерькскат: расскаст, ёфкст и пьесат / Я.М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 160 с. Серебряные капельки: рассказы, сказки и пьесы.

32. Пинясов, Я.М. Сорокины сказки: рассказы, сказки и повесть / Я.М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. - 289 с.

33. Пинясов, Я.М. Сянгяря нюрям: повесть, расскаст, ёфкст / Я.М. Пинясов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 206 с. Зеленая колыбель: повести, рассказы, сказки.

34. Пинясов, Я.М. Эрек лихтибря: азкст и ёфкст / Я.М. Пинясов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 128 с. Живой родник: рассказы и сказки.

35. Пряурмат: пьесат и сценкат / сост. Т.Ф. Сафонова, М.С. Моисеев. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. 320 с. Боли головные: пьесы и сценки.

36. Родькина, П.Е. Кшить питнец: расскаст / П.Е. Родькина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. - 64 с. Цена хлеба: рассказы.

37. Родькина, П.Е. Толгафтома атёкш: ёфкст, азкст / П.Е. Родькина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 96 с. Петух без перьев: сказки, рассказы.

38. Седойкин, Л.П. Нонайть // Сятко. 2003. - №7. - С. 102-104.

39. Седойкин, JI.П. Трямкат // Сятко. 2003. - №7. - С. 105-106.

40. Тарасова, М.А. Псакань ёвкст / М.А. Тарасова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. - 108 с. Сказки, которые рассказала кошка.

41. Тимохина, Т.Д. Письмаронь варштавкс / Т.Д. Тимохина: евтнемат ды евкст. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1962. - 28 с. Взгляд сороки: рассказы и сказки.

42. Тимохина, Т.Д. Чевте варштавкс / Т.Д. Тимохина: евтнемат ды евкст. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. 59 с. Мягкий взгляд: рассказы и сказки.

43. Тимохина, Т.Д. Куконь сёвнома: ёвкс / Т.Д. ТимСохина // Сятко. 2000. - № 2. - С.65-67. Брань кукушки: сказка.

44. Тремасов, Н.Я. Ржавый топор: сказки / Н.Я. Тремасов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 46 с.

45. Тремасов, Н.Я. Какая бабочка красивее? / Н.Я. Тремасов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. - 44 с.1. Научная литература

46. Абрамкин, А. Чудо-Юдо и русская история (О русской литературной сказке) / А. Абрамкин // Молодая гвардия. 1993. - № 1. - С. 242-251.

47. Алешкин, А.В. Арьсемат: литературно-критическяй серматксонь кярьмаз (Размышления: литературно-критические статьи) / А.В. Алешкин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.-200 с.

48. Алешкин, А.В. Единство традиций: Народ и личность в мордовской эпической поэзии / А.В. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 192 с.

49. Алешкин, А.В. Творческая индивидуальность писателя и накопление художественных ценностей / А.В. Алешкин //Современная мордовскаялитература (60-80-е годы) /НИИЯЛИЭ при Совмине Мордов. ССР; отв. ред.

50. A.В.Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - Часть 1. — С. 8-32.

51. Алешкин, А.В. Формирование мордовского историко-литературного процесса / А.В. Алешкин // Мордва: Историко-культурные очерки / отв. ред.

52. B.А. Балашов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - С. 552-576.

53. Алешкина, С.В. Из недр народа / С.В. Алешкина // С.В. Аникин. Плодная осень. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — С.5-16.

54. Андреев, Н.П. Фольклор и литература / Н.П. Андреев // Литературная учеба. 1936. - № 2. - С. 65-75.

55. Аникин, В.П. Вечнозеленая ветвь (о поэтических источниках писательской сказки) / В.П. Аникин // Лит. в шк. 1970. - № 4. - С. 56-63.

56. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. М.: Наука, 1959.-525 с.

57. Аникин, В.П. Русские писатели и сказка // Сказки русских писателей. М.: Дет. лит., 1985. - С.3-25

58. Аникин, В.П. Системный анализ литературного и фольклорного стиля / В.П. Аникин // Филологические науки. 1995. - № 4. - С. 67-71.

59. Аникин, С.В. О мордовском народе и по поводу сказок / С.В. Аникин // Плодная осень. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - С.238-243.

60. Антонов, Ю.Г. Озкс тумо ало сонзэ валдо кудось: В.И. Мишанинань драматургиязо (Под священным дубом ее светлый дом: драматургия В.И. Мишаниной)//Сятко.-2005.-№ 11.-С. 104-108.

61. Арзамасцева, И.Н. Метафора жизни: размышления о сказке / И.Н. Арзамасцева // Детская литература. 1991. - № 1. - С. 9-12.

62. Бартель, В.В. Текст детского художественного произведения как культурологический портрет эпохи: автореф. дис. к. культур, н.: 24.00.01 / В.В. Бартель. Саратов, 2002. - 18 с.

63. Бахтина, В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия // Фольклор народов РСФСР / отв. ред. Т.М. Акимова. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1979. - С. 67-74.

64. Беньковская, Т.Е. Детская литература и воспитание читателя: учеб. пособие / Т.Е. Беньковская. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. - 170 с.

65. Бегак, Б.А. Правда сказки: беседы о сказках русских советских писателей / Б.А. Бегак. М.: Дет. лит., 1989. - 126 с.

66. Богатырева, Н.Ю. Литературная сказка В.П. Крапивина (жанровое своеобразие и поэтика): дис. к.ф.н. 10.01.01 / Н.Ю. Богатырева. М., 1998. - 207 с.

67. Брауде, Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» /Л.Ю. Брауде // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1977. - Т. 36. - № 3. - С.226-234.

68. Брауде, Л.Ю. Сказочники Скандинавии / Л.Ю. Брауде. Л.: Дет. лит., 1974.-239 с.

69. Брауде, Л.Ю. Скандинавская литературная сказка / Л.Ю. Брауде. М.: Наука, 1979.-208 с.

70. Брыжинский, А.И. Писатели Мордовии: биобиблиографический указатель / А.И. Брыжинский, О.В. Пашутина, Е.И. Чернов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. - 592 с.

71. Брыжинский, А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы) / А.И. Брыжинский. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. -192 с.

72. Бурков, Л.Н. Становление и развитие марийской детской литературы: дис. к.ф.н.: 10.01.02/Л.Н. Бурков. Чебоксары, 2000. - 159 с.

73. Власова, Г.А. Детская волшебная сказка в современных записях: (Традиционная поэтика): дис. к.ф.н.: 10.01.09 / Г.А. Власова. М., 1990. — 206 с.

74. Волкова, Т.Г. Становление удмуртской детской литературы: дис. к.ф.н.: 10.01.02 / Т.Г. Волкова. Ижевск, 2005. - 220 с.

75. Гальченко, О.С. Литературная сказка: границы жанра / О.С. Гальченко // Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Е.М. Неелов. -Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1999. С. 47-56.

76. Гаранина, Е.А. Языковые средства выражения комического в детской литературе: дис. к.ф.н. 10.02.01 / Е.А. Гаранина. Самара, 1998. - 189 с.

77. Герлован, O.K. Понятие о сказке в России XVIII начала XIX в. / O.K. Герлован // Филологические науки. - 1996. - № 1. - С. 95-104.

78. Герлован, O.K. Русская литературная сказка XVIII — начала XIX вв. (Понятие. Истоки. Типология): дис. к.ф.н.: 10.01.01 / O.K. Герлован. М., 1996.-233 с.

79. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров / В.А. Грехнев. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. 239 с.

80. Грязнова, А.Г. Русская романтическая сказка // Русский язык в школе. 1983. -№ 3. -С.51-57.

81. Девяткина, Т.П. Мифология мордвы / Т.П. Девяткина. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998.-336 с.

82. Демин, В.И. Кунсолодо, мон тенк ёвтнян ёвкс. (Слушайте, я вам сказку расскажу) / В.И. Демин // Сятко. 2002. - №11. - С. 94-102.

83. Детская литература: теоретический курс / А.В. Дановский. М.: Изд-во МЭГУ, 1996. - 193 с.

84. Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия: материалы междунар. конф. / отв. ред. В.В. Головин. СПб.: СПбГУК, 1999. - 4.1. - 174 с.

85. Долженко, Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50-80-х гг. XX в.: Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, А.Г. Алексин, В.П. Крапивин: дис. д-ра фил. наук: 10.01.01 / Л.В. Долженко. — Волгоград, 2001.-394 с.

86. Дундукова, A.M. К вопросу о времени возникновения жанра литературной сказки (сказочник В. Даль) / A.M. Дундукова // Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Л.Н. Колесова. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2001. - С. 74-85.

87. Бкимова Т. Поэтика драматической сказки 30-40-х в свете современной теории литературного фольклоризма: дис. к.ф.н. М., 1967. -189 с.

88. Еремеев, С.Н. Русская литературная сказка первой половины XIX в.: структурно-повествовательный аспект: дис. к.ф.н.: 10.01.01 / С.Н. Еремеев. Мичуринск, 2002. -186 с.

89. Ермоленко, С.И. Лирика М. Лермонтова: жанровые процессы /Урал, пед. ин-т. / С.И. Ермоленко. Екатеринбург, 1996. - 420 с.

90. Жизнь и судьба малых литературных жанров: материалы межвуз. конф. (Иваново, 7-10 февр. 1995) / отв. ред. А.В. Лужановский. Иваново: Ив.ГУ, 1996.-305 с.

91. Зайцева, Н.В. Своеобразие форм выражения авторского сознания в современной лирике для детей: дис. к.ф.н.: 10.01.01 / Н.В. Зайцева. -Комсомольск-на-Амуре, 1999.- 155 с.

92. Званцева, Е.П. О сказочной традиции в древнерусской литературе / Е.П. Званцева // Литература Древней Руси. М.: Наука, 1986. - С. 37-59.

93. Зиновьев, Н.В. Валдо тештень пусмо (Букет светлых звезд): очерки / Н.В. Зиновьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. - 368 с.

94. Зиновьев, Н.В. Человек и время / Н.В. Зиновьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 272 с.

95. Русский фольклор. Хрестоматия исследований / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998. с.

96. Русский фольклор: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2002. -с.

97. Зусман, В. Литературная сказка /В. Зусман, С. Сапожков // Литературная учеба. 1987. - № 1. - С. 228-230.

98. Иезуитова, Р.В. Литература второй половины 1820-1830-х годов и фольклор / Р.В. Иезуитова // Русская литература и фольклор: первая половина XIX в. Л.: Наука, 1976. - С. 137-145.

99. Имангулова, JI.M. Поэтика жанров современной мордовской детской литературы: дис. к.ф.н.: 10.01.02 / J1.M. Имангулова. — Саранск, 1995. 211 с.

100. Имяреков, М.Г. Валда зарянят / М.Г. Имяреков // Писательсь и эряфсь: мокшэрзянь писательхнень творческяй портретсна. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1987. — С.200-208. Светлые зореньки // Писатель и жизнь: творческие портреты мордовских писателей.

101. Имяреков, М.Г. Мокшэрзянь идень литературась (Мордовская детская литература): учебное пособие / М.Г. Имяреков. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2003.-72 с.

102. Имяреков, М.Г. Писательсь и эряфсь: мокшэрзянь писательхнень творческяй портретсна (Писатель и жизнь: творческие портреты мордовских писателей): учебное пособие / М.Г. Имяреков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.-384 с.

103. Исаева, А. Заметки о поэтике современной детской литературной сказки / А. Исаева // Детская литература. 1979. - № 5. - С. 56-67.

104. История мордовской литературы / отв. ред. Н.И. Черапкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1981. - 382 с.

105. История мордовской советской литературы: в 2 т. / ред. кол. В.В. Горбунов и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - Т. 1. - 420 с.

106. Каторова, A.M. Пушкинские традиции в мордовских литературных сказках / A.M. Каторова, Т.М. Еремчева // Пушкин и современность: материалы per. науч.-практич. конф. / под ред. В.М. Макушкина; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1999. - С. 52-63.

107. Киреева, О.И. Становление русской литературной сказки (вторая половина XVIII первая половина XIX в.): дис. к.ф.н.: 10.01.01 / О.И. Киреева. - СПб, 1995.- 179 с.

108. Колесницкая, И.М. Русские сказочные сборники последней четверти XVIII века / И.М. Колесницкая // Ученые записки ЛГУ. Сер. филол. науки. -1939.-№33.-Вып. 2.-С. 189-218.

109. Комлева, Г.А. Пространственный мир литературной сказки / Г.А. Комлева // Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Е.М. Неелов. -Петрозаводск: ПТУ, 1992. С. 56-65.

110. Кузьмина, М.Ю. Сказочный эпос К. Чуковского (стилевое выражение авторской позиции): дис. к.ф.н.: 10.01.01 / М.Ю. Кузьмина. Петрозаводск, 1997.- 191 с.

111. Лейдерман, М.Н. Советская литературная сказка: автореф. дис. к.ф.н. / М.Н. Лейдерман. Свердловск, 1989. - 19 с.

112. Леонова, Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке (Поэтическая система жанра в историческом развитии) / Т.Г. Леонова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. - 197 с.

113. Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов) / М.Н. Липовецкий. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 184 с.

114. Литературная сказка пушкинского времени: сб. / сост. Н.А. Тархова. — М.: Правда, 1988.-479 с.

115. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 стб.

116. Лойтер, С.М. Русская детская литература XX в. и детский фольклор: проблемы взаимодействия: дис. д-ра фил. наук: 10.01.01 / С.М. Лойтер. -Петрозаводск, 2002. 311 с.

117. Ломшин, М.И. Сонзэ ули тештезэ эйкакшпора лемезэ / М.И. Ломшин // Сятко. - 2000. - № 11.- С.87-92. У нее есть звезда, имя которой - детство.

118. Лупанова, И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века / И.П. Лупанова. Петрозаводск, 1959. - 490 с.

119. Лупанова, И.П. Современная литературная сказка и ее критики (Заметки фольклориста) И.П. Лупанова // Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. И.П. Лупанова. Петрозаводск: ПГУ, 1981. - С. 76-90.

120. Ляхова, В.В. Жанровые особенности советской драматической сказки для детей / В.В. Ляхова // Проблемы метода и жанра / отв. ред. Ф.З. Канунова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. - Вып. 6. - С. 60-71.

121. Ляхова, В.В. Категория фантастического в советской драматической сказке для детей / В.В. Ляхова // Проблемы метода и жанра / отв. ред. Ф.З. Канунова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. - Вып. 7. - С. 20-27.

122. Малькина, М.И. Эряфть вайгяленза: критиконь мяльхть-арьсемат (Голоса жизни: размышления критика) / М.И. Малькина. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 296 с.

123. Матвеева, А.С. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской: дис. к.ф.н.: 10.01.01 / А.С. Матвеева. М., 2004. - 209 с.

124. Медриш, Д.Н. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики / Д.Н. Медриш; под ред. Б.Ф. Егорова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. -296 с.

125. Медриш, Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура / Д.Н. Медриш. Волгоград: Перемена, 1992. - 144 с.

126. Мелетинский, Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов. С. 101

127. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса / Е.М. Мелетинский. М.: Наука, 1963. - 418 с.

128. Минеев, В.Н. О жанровой специфике литературной сказки / В.Н. Минеев // Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Л.Н. Колесова. -Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2001. С. 60-73.

129. Минералова И.Г. Феномен детства в мировой словесности / И.Г. Минералова // Мировая словесность для детей и о детях: сб. статей / под ред. И.Г. Минераловой. -М.: МПГУ, 1998. С.3-15.

130. Мировая словесность для детей и о детях / науч. ред. И.Г. Минералов. -М.: Худож. лит., 2000. Вып. 5. - 168 с.

131. Мировая словесность для детей и о детях / науч. ред. И.Г. Минералов. — М.: Худож. лит., 2001. Вып. 6. - 262 с.

132. Мировая словесность для детей и о детях / науч. ред. И.Г. Минералов. -М.: Худож. лит., 2002. Вып. 7. - 278 с.

133. Мирский, JI.C. Проблемы русской народной и литературной сказки в детском чтении второй половины XIX века: дис. к.п.н.: 13.00.02. / Л.С. Мирский. М., 1947. - 197 с.

134. Михайлов, А.В. О методе в искусстве / А.В. Михайлов // Современное искусствознание: методологические проблемы / ред. кол. А .Я. Зись, А.В. Михайлов и др. -М.: Наука, 1994. С. 189-204.

135. Неелов, Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е.М. Неелов. Л.: ЛГУ, 1986. - 198 с.

136. Неелов, Е.М. Фольклорная волшебная сказка и научная фантастика: учеб. пособие / Е.М. Неелов. Петрозаводск: ПТУ, 1986. - 103 с.

137. Неелова, А.Е. Повесть-сказка в русской детской литературе 60-х гг. XX века: дис. к.ф.н.: 10.01.01 /А.Е. Неелова. Петрозаводск, 2004.-249 с.

138. Очерки развития жанров мордовской литературы (1965-1967) // Мордовская литература последних лет: труды НИИЯЛИЭ при Совмине МАССР /ред. кол. Б.Е. Кирюшкин и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. -Вып. 37.-280 с.

139. Поляков, М.Я. К методологии литературных исследований // Г. Маркевич. Основные проблемы науки о литературе пер. с польск. / общ. ред. и предисл. М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1980. - С.5-19.

140. Пономарев, Е. Книжка на все случаи жизни // Новый мир. 1997. - № 11.-С. 217-218.

141. Попова С.В. Мир детства и его художественное воплощение в мордовской прозе 1950-1990-х годов: автореф. дис. к.ф.н. / С.В.Попова. -Саранск, 2005.- 17 с.

142. Привалова, З.С. Советская детская литературная сказка 20-30-х годов: дис. к.ф.н./З.С. Привалова.-М., 1959.-203 с.

143. Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Н.П. Лупанова. -Петрозаводск: ПТУ, 1981. 172 с.

144. Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. И.П. Лупанова. -Петрозаводск: ПГУ, 1984. 167 с.

145. Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. И.П. Лупанова. -Петрозаводск: ПГУ, 1987. 163 с.

146. Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. И.П. Лупанова. -Петрозаводск: ПГУ, 1989. 174 с.

147. Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Е.М. Неелов. -Петрозаводск: ПГУ, 1992. 140 с.

148. Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Е.М. Неелов. -Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1999. 144 с.

149. Проблемы детской литературы: сб. / отв. ред. Л.Н. Колесова. -Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 2001. 224 с.

150. Пропп, В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. Л.: Наука, 1928. - с.

151. Путилова, Е.О. Пути развития русской литературы для детей XIX -нач. XX в.: автореф. дис. д-ра фил.наук: 10.01.01 / Е.О. Путилова. СПб, 1993.-33 с.

152. Пшенкина, Т.Г. Использование устойчивых словесных комплексов в тексте англоязычной авторской сказки: автореф. дис. к.ф.н.: 10.02.04. М, 1987.- 16 с.

153. Пряурмат (Боли головные): сценки и пьесы / сост. Т.Ф. Сафонова, М.С. Моисеев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. — 320 с.

154. Райкова, И.Н. Литературная сказка / И.Н. Райкова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003. - с. 459.

155. Самошкин, С.А. Мордовская детская литература / С.А. Самошкин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970.- 183 с.

156. Самошкин, С.А. Федор Семенович Атянин // История мордовской советской литературы: в 2 т. / ред. кол. В.В. Горбунов и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - Т.1. - С.362-368.

157. Сапожков, С.В. Жанровое своеобразие сказок А.С. Пушкина 1830-х годов (проблема цикла): автореф. дис. к.ф.н. / С.В. Сапожков. М., 1988. -19 с.

158. Серов, С.С. Русская литературная сказка // Городок в табакерке. М., 1988.

159. Скачкова, С.В. Из истории русской литературной сказки (Жуковский и Пушкин) / С.В. Скачкова // Русская литература. 1984. - № 4. - С. 120-128.

160. Сквозников, В.Д. Реализм лирической поэзии: становление реализма в русской лирике / В.Д. Сквозников. М.: Наука, 1975. - 368 с.

161. Словарь древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым / Н. Остолопов. СПб.: б.и., 1821.-211 с.

162. Современная мордовская литература (60-80-е годы) / НИИЯЛИЭ при Совмине Мордов. ССР; отв. ред. А.В. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-Часть 1.-240 с.

163. Современная мордовская литература (60-80-е годы) / НИИЯЛИЭ при Совмине Мордов. ССР; отв. ред. А.В. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.-Часть 2.-320 с.

164. Соловьева, Н.Н. Авторские новообразования в детской литературе: структура, семантика, прагматика: автореф. дис. к.ф.н.: 10.02.01 / Н.Н. Соловьева. М., 1995. - 13 с.

165. Сурат, ИЗ. Русская литературная сказка: история и поэтика / И.З. Сурат // Вопросы литературы. 1984. - № 8. - С. 263-277.

166. Теория литературы. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) / гл. ред. Ю.Б. Борев. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - Т. 3.-592 с.

167. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / ред. кол. Г.Л. Абрамович и др. М.: Наука, 1962. -Кн. 1.-452 с.

168. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы / ред. кол. В.В. Кожинов и др. М.: Наука, 1964. -Кн. 2.-406 с.

169. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие / ред. кол. В.В. Кожинов и др. -М.: Наука, 1965. Кн. 3,- 504 с.

170. Трубицын, Н.Н. О сказках Жуковского / Н.Н. Трубицын // Русский филологический вестник. 1913. — № 1.-С. 130-147.

171. Уткина, Т.В. Взаимосвязанное изучение русских, мордовских и зарубежных литературных сказок: дис. к.п.н.: 13.00.02 / Т.В. Уткина. -Саранск, 1998.-206 с.

172. Ушмова, Г.А. Литературные сказки A.M. Ремизова (Проблема жанра): дис. к.ф.н.: 10.01.01 / Г.А. Ушмова. Тверь, 2002.-208 с.

173. Файзуллаева, М. Поэма-сказка в таджикской детской поэзии (истоки жанра): автореф. дис. к.ф.н.: 10.01.02 / М. Файзуллаева. Душанбе, 1992. -25 с. .

174. Феоктистов, А.П. Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков. Ранний период / А.П. Феоктистов. М.: Наука, 1976. - 260 с.

175. Фролов, К.А. Языковая специфика текстов художественной прозы для детей: дис. к.ф.н.: 10.02.19 / К.А. Фролов. Тверь, 2003. - 158 с.

176. Чернец, Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

177. Чернов, Е.И. История мордовской литературы / Е.И. Чернов. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. 92 с.

178. Чернов, Е.И. Конфликты и характеры мордовской драматургии: учеб. пособие / Е.И. Чернов, Ю.Г. Антонов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. -104 с.

179. Чернышева, О.Е. Сказка в творческой эволюции Е.И. Замятина: дис. к.ф.н. / О.Е. Чернышева. Тамбов, 2001. - 178 с.

180. Чернышева, Т.А. Природа фантастики / Т.А. Чернышева. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1984. - 331 с.

181. Шабанова, А.Б. Языковые фольклоризмы в современной литературной сказке для детей: автореф. дис. к.ф.н.: 10.02.01 / А.Б. Шабанова. Воронеж, 1992. - 20 с.

182. Шамаева, С.Е. Апология сказки / С.Е. Шамаева. Воронеж: б.и., 1996.-262 с.

183. Шаров, А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и сказочниках. М.: Дет. лит., 1974. - 97 с.

184. Шахматов, А. А. Мордовский этнографический сборник / А. А. Шахматов. СПб, 1910. - 848 с.

185. Швечкова, Н.И. Жанрово-стилевые особенности современного мордовского сказительского творчества: автореф. дис. к.ф.н. 10.01.02 / Н.И. Швечкова. Саранск, 2001. - 19 с.

186. Шестакова, H.JI. Жанр сказки в современном детском фольклоре: дис. к.ф.н.: 10.01.09/Н.Л. Шестакова.-Омск, 2004.-276 с.

187. Югов, С.А. Становление и развитие коми детской литературы: дис. к.ф.н.: 10.01.02 / С.А. Югов. Сыктывкар, 1996. - 164 с.

188. Юрченкова, Н.Г. Мордовская мифология и искусство / Н.Г. Юрченкова; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2001. - 106 с.

189. Ярмыш, Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии / Ю.Ф. Ярмыш // Радуга. -1972.-№ 11.-С. 176-184.

190. Paasonen, Н. Proben Mordwinischen volkslitteratur. Erster band. Erzjanischer theil. Zweites Heft. Helsingfors, 1894. - 154 s. Паасонен X. Образцы мордовской народной литературы. Часть вторая. - Хельсинки, 1894. - 154 е..

191. Paasonen, Н. Proben Mordwinischen volkslitteratur. Erstes Heft. Erzjanische Lieder. Helsingissa, 1891. - 237 s. Паасонен X. Образцы мордовской народной литературы. Часть первая. - Хельсинки, 1891. — 237 е.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 312168