Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ершов, Вячеслав Алексеевич

  • Ершов, Вячеслав Алексеевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 185
Ершов, Вячеслав Алексеевич. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ершов, Вячеслав Алексеевич

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1.

Факторы актуализации поликультурного образования в современных условиях.

РАЗДЕЛ 2.

Теоретико-методологические подходы к разработке проблем поликультурализма и поликультурного образования в рамках социальных наук.32.

РАЗДЕЛ 3.

Цели, задачи, принципы отбора содержания, форм и методов поликультурного образования.

РАЗДЕЛ 4.

Поликультурное образование учащихся в старших классах средней общеобразовательной школы (опытно-экспериментальный аспект исследования).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы»

Актуальность исследования. Вторая половина XX века отмечена радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни человечества - экономической, трудовой, политической, демографической, культурно-образовательной, духовной и т.д. Одной из характерных черт мира, вступающего в двадцать первый век, является объективно обусловленное сближение стран и народов, усиление их взаймозависимости и взаимодействия, активное проникновение транснациональных корпораций на различные континенты и в страны мира, что влечет за собой массовую миграцию рабочей силы в мировых масштабах и повышение уровня полиэтничности и поликонфессиональности населения во всех регионах мира.

Под лозунгом экономической глобализации страны-лидеры в научно-техническом прогрессе, в первую очередь США, развертывают широкую культурную экспансию, внедряя в страны мира через мощные информационные системы западные ценности, нормы поведения, чуждые культурам других народов, что угрожает потерей социально-культурной идентичности и своеобразия этносов.

Интернационализация мира - уникальный, сложный, полный противоречий процесс. Люди, у которых веками складывалась психологическая структура различий «свой - чужой», «я - не я», психологически не готовы мирно и продуктивно жить и трудиться в полиэтничной среде.

Жизнь свидетельствует, что на почве неприятия и вражды к людям других национальностей, рас, вероисповеданий в мире возрастает уровень социальной напряженности, сопровождающийся нескончаемыми военными конфликтами.

Одним из нестабильных в этническом отношении мировых регионов является Россия, где традиционно проживают 150 народов и народностей. Это число заметно выросло в 90 ые годы за счет притока из бывших республик СССР беженцев, ищущих работу в российских городах и селах. Повышение уровня полиэтничности в сочетании с глубоким социально-экономическим кризисом, обнищанием значительной части населения, неустроенности его жизни и подъемом националистических настроений среди коренных жителей усиливают нестабильность общества, создают взрывоопасную обстановку, что угрожает целостности страны.

Растущее осознание мировой общественностью обострения противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и его неподготовленностью к изменяющимся условиям жизни выдвинуло на первый план стратегических направлений развития образования поликультурное образование и воспитание подрастающих поколений. В ряде стран поликультурное образование становится частью государственной политики.

Научная разработанность проблемы. В западных странах заметно активизировалась исследовательская деятельность в этой области в 80- 90-ые годы. Определенный вклад в нее внесли Д. Бенкс, С. Бенкс, Д. Голлник, Р. Гарсия, К. Ирвин, В. Миттер, Т. Рюлькер, Д. Хоуп и др. Разрабатываются учебные курсы, учебники и учебные пособия.

Советская школа накопила большой опыт интернационального воспитания с односторонней политической направленностью. В 90-ые годы заметно активизировались исследования народной педагогики, изучение традиций, культуры, этики народов (С.Г. Айвазова, А.К. Бабурина, Л.Ю. Бондаренко, Г.Н. Волков, JI.M. Дробижева, И.С. Кон, М.Н. Кузьмин, Д.С. Лихачев, К.М. Мартыненко, В.А. Тишков, В.К. Шаповалов и др.), межнационального общения (Г.Х. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров., В.Г. Крысько и др.)

Однако проблемы поликультурного образования слабо изучены и получили свое отражение лишь в отдельных статьях (М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, С.У. Наушабаева, JI.A. Супрунова) и в сборниках тезйсов конференций Пятигорского лингвистического университета по проблемам мира на Северном Кавказе через языки, культуру, образование.

Возрастающее противоречие между неподготовленностью людей к продуктивной жизни в полиэтнической среде и неразработанностью этой проблемы обусловило выбор темы исследования «Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы».

Объект исследования: общеобразовательная подготовка учащихся современной средней школы. Предмет исследования: поликультурное образование учащихся в системе общего образования.

Цель исследования: обосновать цели и задачи поликультурного образования, условия их реализации в системе общего среднего образования.

Исследование исходит из следующих гипотетических положений: поли культурное образование составляет органическую часть современного общего образования. Оно содействует подготовке учащихся к жйзни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира; система содержания поликультурного образования имеет четырехкомпонентную структуру: развитие социокультурной идентификации учащегося как условия понимания и вхождения в поликультурную среду; овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира; воспитание положительного отношения к разнообразию культур; формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира; эффективность системы поликультурного образования зависит от ее целостности, целенаправленности, интеграции в существующие школьные программы; активизации личности ученика как субъекта воспитания и обучения; поликультурное образование (его содержание и процесс) должны учитывать социокультурную специфику среды, в которой находятся учащиеся, и их индивидуальные особенности; поликультурное образование имеет комплекс специфических методов и приемов воздействия на личность, применение которых позволяет решать сложные задачи поликультурного образования.

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

• обобщить и охарактеризовать совокупность факторов актуализации проблемы поликультурного образования в современных условиях;

• дать характеристику основным направлениям научных исследований поликультурализма и поликультурного образования в рамках социальных наук;

• обосновать цели, задачи, принципы отбора содержания, форм и методов поликультурного образования в системе общего образования;

• раскрыть процесс поликультурного образования старшеклассников (на материале историко-социальных школьных курсов).

Методологическую основу исследования составили философские, культурологические, этнологические, социологические, исторические, педагогические теории, концепции, идеи, в частности: - системного подхода при изучении социальных явлений (В.П. Кузьмин, Т. Парсонс, П. Сорокин, Э.Г. Юдин);

- единства логического и исторического (Ф.Ф. Королев, З.Н. Равкин);

- развития этносов и их культур (Ю.В. Бромлей, В.Ф. Вавилин, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, В.О. Ключевский, Ж.Т. Тощенко, А. Геллнер, Э. Кассирер, Г. Парсонс, А. Тойнби, К. Ясперс, О. Шпенглер);

- культуры, межкультурных контактов в жизни человечества (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Н. Бердяев, B.C. Библер, С.И. Иконников, А.Ф. Лосев и др.).

- культуросообразности образования, отвечающего социокультурной реальности и этнокультурным характеристикам учащегося (С.И. Гессен, Э.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С. Каган, И.Б. Котов, В.А. Сластенин, К.Д. УшТшский, Е.Н. Шиянов, В.Д. Шадриков и др);

- адаптации личности к иной культурной среде (Т.Г. Стефаненко, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Крысько В.Г. и др.);

- структуры содержания общего образования в современной школе (Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И .Я. Лернер, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин и др.).

Теоретическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные труды Е.А. Вавилова, Д.С. Лихачева, В.М. Менжуева о влиянии культуры на духовное становление личности; Е.П. Белозерцева, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, В.К. Шаповалова об этнических особенностях российского образования; З.Т. Гасанова, И.Л. Данилова,

A.Ф. Дашдамирова, В.В. Присакар о воспитании культуры межнационального общения; Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова О.В. Лебедевой об использовании этнопедагогических традиций в воспитании школьников; В.В. Давыдова, И.С. Кона, А.В. Мудрика о становлении человека как субъекта образовательного процесса и культурного развития;

B.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой об актуальности и основных направлениях поликультурного образования в современной шкйле.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов, дополняющих и взаимопроверяющих друг друга: методы теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, сравнительно-исторический, моделирование);

- социологические методы (контент-анализ, анкетирование, беседа);

- изучение опыта школ по подготовке учащихся к жизни в поликультурной реальности;

- опытно-экспериментальная работа по определению содержания, форм и методов поликультурного образования в контексте общеобразовательной подготовки учащихся средней школы на базе учебных дисциплин общественного цикла. ?

В ходе опытно-экспериментального исследования использовались анкетирование, тестирование (текстовые и проективные методики), интервьюирование учащихся, контент-анализ, анализ эссе и мини-сочинений, наблюдение за поведением учащихся в реальных и смоделированных во время урока ситуациях межкультурных контактов, статистические методы.

Экспериментальной базой исследования явилась общеобразовательная средняя школа № 17 города Твери с углубленным изучением математики, где соискатель работает учителем истории и * обществознания с 1990 года. В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие 104 учащихся четырех десятых классов и учителя школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: • обобщены и охарактеризованы политические и социально-экономические факторы, обостряющие противоречие между усиливающейся поликультурной реальностью современного мира и традиционной образовательной деятельностью, в недостаточной степени учитывающей требования к личности, которой предстоит самореализация в поликультурной среде;

• охарактеризованы теоретико-методологические подходы к разработке проблем поликультурализма и поликультурного образования в рамках социальных наук (философии, истории, социологии, культурологии, психологии, педагогики);

• определена сущность поликультурного образования как специфического явления педагогической деятельности, направленного на формирование у учащихся социокультурной идентичности, представлений о поликультурном пространстве, функционировании и развитии поликультурного общества, особенностях созидательной деятельности в поликультурной среде;

• теоретически обоснованы и определены цели поликультурного образования: формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнической общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований, и вытекающие из нее задачи.

• обоснованы требования к отбору и построению содержания поликультурного образования: учет культурно-этнических характеристик учащихся, механизмов формирования их социокультурной идентичности, мотивационной и ценностной основ их поведения, социокультурных особенностей региона, эмоционально-значимого для учащихся содержания;

• определена специфика форм и методов поликультурной образовательной деятельности, вытекающая из диалогового характера функционирования и развития культуры, что предполагает использование активных диалоговых методов, превращающих ученика в субъект образовательной деятельности, и соответствующих им форм.

Теоретическая значимость. Разработанные теоретические положения и выводы, которые содержат в себе решение проблемы подготовки личности к жизни и деятельности в поликультурной среде, теоретически обогащают общую педагогику и закладывают основу ее новой области - поликультурного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения, содержащиеся в нем, а также практические ¥ результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы при создании курсов, готовящих учителей к решению задач поликультурного образования.

Предлагаемый методический комплекс, прошедший апробацию в средней общеобразовательной школе, может быть использован в рамках преподавания учебных дисциплин «Обществознание», «История», «Государство и право».

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на научно? практических семинарах, на заседаниях кафедры педагогики и научных основ управления школой Тверского государственного университета. Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинаров в Тверском государственном университете, Институте усовершенствования учителей Тверской области.

Результаты исследования докладывались на межвузовских конференциях преподавателей и студентов педагогического факультета по проблемам основных направлений профессионального самоопределения будущего педагога (Тверь 1997); по проблемам подготовки будущего ? педагога к инновационной деятельности и овладению современными образовательными технологиями (Тверь 1998); на научно-практической конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений г.Твери (1998). На защиту выносятся следующие положения:

• Социокультурная ситуация в мире и Российской Федерации характеризуется многообразием народов и их культур, которые в силу интернационализации мира вступают все в более тесные связи и взаимодействие. Людям настоящего и особенно будущего придется жить и трудиться в многонациональной и поликультурной среде. Однако традиционно человек вступает в мир как носитель идеалов, ценностей, верований, норм поведения собственного народа, слабо подготовленный к пониманию и уважению инокультур. На этой почве Произрастают неприятие, вражда, насилие, конфликты, которые не только блокируют самореализацию личности, но вызывают состояние нестабильности как в масштабах отдельных стран, так и мира в целом. Подготовка подрастающих поколений к жизни и труду в поликультурном пространстве - одна из важнейших задач современной школы.

• Поликультурное образование составляет интегративную часть общего образования и ориентировано на формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся Лоликультурной и многонациональной среде, сохраняющегося свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

• Содержание поликультурного образования ориентировано на создание условий для социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге и обеспечивает ее первичным опытом изучения культуры; на формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира как в пространстве, так и во времени; на воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; на оснащение учащегося понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полного описания * поликультурной среды; на обучение учащихся технологиям реконструкции ценностей культурных общностей, участвующих в диалоге, что является первым шагом к пониманию мотивов, установок и предубеждений участников диалога культур; на развитие у школьников способностей к критическому освоению поликультурной реальности.

• Специфика методов поликультурного образования определяется диалоговым характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации школьника, уровнем знаний учащихся о поликультурной среде, их эмоциональной и поведенческой * культур, что требует использования активных методов: диалог, беседа, дискуссия, моделирование, проектирование, реконструкция, ролевые игры, рефлексивные методы.

• Поликультурное образование способствует снижению социальной напряженности в обществе, формирует индивида, готового к межкультурному диалогу, расширяет возможности освоения поликультурного пространства и создает условия развития личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ершов, Вячеслав Алексеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. г Полнкультурность окружающего мира и социальной среды является реальностью. Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи подготовки новых поколений к жизни и созидательной деятельности в поликультурном обществе на основе уважения и взаимопонимания. Выполнение задач разработки и внедрения программ поликультурного образования является актуальным как для отдельного человека, так и общества в целом. Поликультурное образование помогает осознать свою социально-культурную идентичность и социально-культурные ценности других участников диалога культур, что помогает выстраивать совместную деятельность наиболее продуктивно и адекватно, преодолевая возможные конфликтные ситуации и их негативные последствия. Поликультурное образование значительно расширяет пространство возможного применения деловой и иной активности личности, так как снимает границы социально-культурной отчужденности при вступлении в незнакомые социально-культурные ситуации. Перед личностью открываются новые • возможности знакомства с опытом освоения реальности большинства социокультурных организмов.

Для общества и цивилизации необходимо осознание целостности и взаимосвячаниости мира, а также ценности всего спектра существующих социокультурных форм. Выход из сложившихся к концу XX в. глобальных проблем возможен лишь через организацию совместного поиска путей их решения посредством преодоления национально-культурной ограниченности, что подтверждается решениями международных организаций. Но этого не достаточно, важно, чтобы население планеты осознало важность и было готово к участию в поликультурном диалоге.

156

Эти задачи призвано решать поликультурное образование, которое реализуются в ряде зарубежных стран и делает первые шаги в России.

Экспериментальные исследования показали, что поликультурное образование в состоянии решать поставленные перед ним задачи при условии, что оно является интегрированной частью современного школьного образования. Его элементы могут пронизывать все школьные » дисциплины, особенно гуманитарного цикла, так как именно они, занимаясь проблемами человека, содержат глубокий потенциал формирования социокультурных ценностей и видов деятельности. Поликультурное образование не может быть реализовано в рамках одной, даже специальной, дисциплины, так как требует создания среды поликультурной деятельности, где на каждом предмете учитель, будучи носителем социокультурных норм, должен руководствоваться в своей педагогической деятельности принципами уважения индивидуальных . особенностей личности и признавать его права быть не таким как все, но I при этом проводить в жизнь принцип, который гласит, что свобода одного заканчивается там, где начинается несвобода другого.

Поликультурное образование возможно на основе сохранения и развития социально-культурной идентичности индивида, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

Пол и культурное образование может решать следующие значимые для общества и личности задачи:

• обеспечение условий социально-культурной идентификации "" учащихся;

• предоставление самых широких возможностей знакомства с ч историко-культурными корнями личности как представителя семьи, '■ социальной группы, религиозной общины, этноса;

I -.Нчпл.

157

• . Y формирование представлений о культурно-этническом многообразии мира в его прошлом и исторической перспективе;

• воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность;

• формирование способности к описанию поликультурной среды, через овладение специальным понятийным аппаратом, который позволяет описывать явления культуры во всем их многообразии;

• формирование поликультурного мышления учащихся, которое Ijyg^-. • подразумевает введение специфических мыслительных операций и влЩМ" * " предполагает способность учащихся реконструировать свою

J -4М«

Г мыслительную деятельность, что является необходимой предпосылкой к пониманию ценностных оснований участников диалога и их мотивов, которые во многом определяются традициями, обычаями, , ; социокультурными установками;

• • формирование способностей реконструировать личные ценности и ценности культурных общностей, которые не только объединяют, но и разъединяют, что является первым шагом к развитию диалога между - культурами и влияет на его направленность; з—fifci,^-

• организация самостоятельного целенаправленного, 7 критериального освоения элементов других культур, при котором может происходить развитие национально-культурных ценностей личности, способов ее деятельности, мотивов, установок и т. д.;

• организация условий для активного освоения элементов культуры, с которыми встречается учащийся в процессе своей жизнедеятельности, причем не только учебной, но и внешкольной;

Г • способствовать интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуры;

• формирование эмоциональной культуры и культуры поведения, адекватных поли культурному пространству;

• развитие природы и возможностей учащихся, формирование общей культуры личности, создание условий для се самоопределения и самореализации.

Пол и культурное образование требует последовательности в своей организации. На первом этапе необходим акцент на создание условий для социально-культурной идентификации. Социальная ситуация в стране и регионе показывает, что всплеск этнических проблем во многом связан с недостаточным пониманием важности национальной идентификации как для отдельного индивида, так и социокультурных общностей. Кроме этого, вступление в диалог, как показывают материалы экспериментального » исследования, блокируется отсутствием у учащихся способности описывать себя как представителя определенного этноса, социальной группы, религиозной конфессии.

Значительную роль в подготовке учащихся к поликультурному диалогу играет расширение знаний об истории формирования' социокультурных общностей через их взаимодействие. Важным является опыт межкультурных контактов в их различных формах: знакомство с произведениями искусства и архитектуры, достижениями науки и техники, встречи и диалоги с представителями иных социокультурных общностей, I знакомство с традициями и обычаями в быту и повседневной жизни.

Перед исследователями проблем поликультурного образования стоит много нерешенных проблем. Дальнейшие исследования целесообразно вести в следующих направлениях:

- формирование социокультурной идентификации в процессе обучения;

- особенности поликультурного образования на разных этапах психолого-физиологического развития учащихся; проблемы подготовки учителя к реализации поликультурного образования в современной школе; возможности социальной среды в поликультурном образовании детей; роль семьи в подготовке новых поколений к деятельности в пол и культурной среде; возможности учреждений дополнительного образования в организации поликультурной образовательной деятельности. f

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ершов, Вячеслав Алексеевич, 2000 год

1. Альманах психологических тестов. Рисунчатые тесты - М., 1997.-320 с.

2. Анисимов О.С. Основы методологического мышления.- М.,1989 415 с.

3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М., 1993.-352 с.

4. Африка: взаимодействие культур. М.,1989. 367 с.

5. Дфрика: культура и общественное развитие. М., 1984. - 399 с.

6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. - 560 с.

7. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч 1. Культура русского средневековья: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1994. - 80 с.

8. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч II. Культура России конца XIY начала XX века: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1995 - 140с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

10. Ю.^елозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в

11. России. // Педагогика. № 2. С. 30 - 36.

12. П.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. - 240 с.

13. Бодалев. Теория общения. -М., 1983. 272 с.

14. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность /У Педагогика. 1999. № 3. С. 37 - 43.

15. Бондаревекая Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика. № 4. 1995. С.29-36.

16. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988. - 496 с.16.^ромлей Ю.В. Очерки истории этноса. М., 1985.

17. Буторина Т.С. Современный цивилизационный процесс и образование // Экология человека. 1997. № 2. С. 70-72.

18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. - 336 с.

19. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для студентов вузов. М., 198 8.-414с.

20. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. М., 1995 -336 с.

21. Вебер А.Б. Быть или не быть. Глобальное управление как мировая проблема // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 4.-С. 16-30.

22. Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США// Педагогика. № 2. 1996. -С. 102-108.

23. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные груды, воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. - 688 с.

24. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. - 168 с.

25. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992.- 115 с.

26. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997. - 288 с.

27. Вульфсон Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели// Педагогика. № 2. 1994. С. 103-112.

28. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в фколах Запада// Советская педагогика. 1991. № 1. С. 124-130.

29. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М. -Воронеж, 1996.

30. Гайденко ПЛ., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. - 367 с.

31. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. № 6. 1996. С.51-56.

32. Геллнер Э. Нация и национализм. -М., 1991. -251 с.

33. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры.// Педагогика. 1998. № 2. С. 49 - 57.

34. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.-448 с.

35. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993. - 307 с.

36. Годфруа Ж. Что такое психология: Т.2 М., 1992. - 376 с.37.£ончаренко Н.В. Диалектика прогресса культуры. Киев, 1987. - 400 с.

37. Горев Л.В. Махатма Ганди. М., 1989. - 376 с.

38. Губман Б.Д. Концепции локальных цивилизаций. Тверь, 1994. - 35 с.

39. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов М., 1994. - 317 с.

40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. -СПб., 1995.-552 с.

41. Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность: К 200 летию Декларации прав человека и гражданина. - М., 1989. - 208 с.

42. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997. № 1.- С 68 72.

43. Декреты Советской власти. Т. 1. -М., 1957.

44. Делор Ж. Образование: необходимая утопия.// Педагогика. 1998. № 5. -С. 3- 16.

45. Дербенев Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. - 96 с.

46. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. -М., 1993.- 192 с.

47. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. ~ М., 1999. 208 с.

48. Долженко О.В. Очерки по философии образование: Учебное пособие. -М., 1995.-240 с.

49. Дрейер O.K., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и «третий мир» (Общемировые и региональные процессы развития). М., 1991 -288 с.

50. Дробижева Л.М. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90 гг. М„ 1996.

51. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х частях. Ч. II М., 1994. - 240 с.

52. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для себя и о себе. М., 1991. - 222 с.

53. Жарова Л.Н. Мишина И.А. История Отечества 1900 1940 гг.: Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. - М., 1992. -335 с.

54. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М., 1999.-384 с.

55. Иконников С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. - 205 с.

56. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. -464 с.

57. Ионин Л.Г. Социология культуры. Учебное пособие. М., 1991. - 280 с.

58. Ирвин К. Интегрированное образование в неоднородных обществах. // Перспективы. Вопросы образования. С. 81 -90.

59. Кабаканова С.Ш., Утеева К.А. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения // Советская педагогика. 1991. № 9 С. 27 -28.

60. Кан- калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. -190 с.

61. Келле В.Ж., Кавальзон М.Я. Теория истории. -М. 1991.

62. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. СПб. 1914.-648 с.

63. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика. 1998. № 5. С. 52 - 58.

64. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. М., 1994. - 320 с.

65. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989. - 336 с.

66. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. - 225 с.

67. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. -М., 1988.

68. Косик В.И. Тревоги и забота национальной школы // Педагогика. 1997. № 1.-С. 64-68.

69. Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем: Основы теории и методологии: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1994. - 240 с.

70. Костанян Н.Н. Чтобы не быть пришельцем на родной земле // Педагогика. 1997. №1.- С. 72 -76.

71. Костин А.И. Глобалистика и политическая наука. ВМУ. Серия политические науки. 1997. № 3. С.42 - 56.

72. Крысько В.Г. Этнопсихология. М., 1998.

73. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

74. Кураков М.О. Культура межнационального общения. // Педагогика. 1992. № 7-8. — С.41-44.

75. Кураков М,0. О гармонии национального и интернационального // Советская педагогика. 1991. № 9 С. 24 - 27.

76. Леви В. Искусство быть другим. СПб., 1993. - 189 с.

77. Ленский И.А. Культура межнациональных отношений в педагогических публицистике // Педагогика. 1998. № 6. С. 112-116.

78. Лернер И .Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. М., 1982. - 191 с.

79. Лиферов А.П. Глобальное образование пути интеграции мирового образовательного пространства. - М., 1997. - 108 с.

80. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 559 с.

81. Лосский Н.О. Условие абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991. - 368 с.

82. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. - 176 с.

83. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. // Педагогика.1999. №4.-С. 3- 10.

84. Малькова 3.А. Современная школа США. М., 1971.- 368 с.

85. Малькова З.А. Двенадцатилетняя американская школа: организация и особенности учебно-воспитательной деятельности, их результаты. М.,2000. 54 с.

86. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М., 1990. - 192 с.

87. Межуев В.М. Культура и развитие человечества // Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1982.

88. Мирошникова В.А. Конституция Российской Федерации. Коментарии. -М„ 1997.

89. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход //Перспективы. Вопросы образования. 1993. № 1. С. 37 - 41.

90. Мягченков С.В. Интернационализм истинный и показной // Педагогика. 1991.№ 12.-С. 12-18.

91. На пути к свободе совести. М.,1989. -496 с.

92. Народы России: Энциклопедия. М., 1994. - 479 с.

93. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: Книга для учителя. М., 1991. - 126 с.

94. Наушабаева С.У. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике // Педагогика. 1993. № 1. С. 104 -110.

95. Неру Д. Взгляд на всемирную историю: Письма к дочери из тюрьмы, содержащие свободное изложение истории для юношества. М., 1989. -432 с.101Т Новейшая история, 1939 1992: Учебная книга для 11 класса средней школы. - М., 1993. - 288 с.

96. Новиков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. 1997. № 4. С. 83-87.

97. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей.- М., 1994. -272 с.

98. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязин, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.-М., 1989-302 с.105! Основы религиоведения. М., 1994. - 368 с.

99. Основы социологии. Курс лекций. Часть I. (Ред. А.Г. Эфендиев.) -М., 1994.- 192 с.

100. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия /Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалев и др./ М., 1994. - 380 с.

101. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей (Ред. П.И. Пидкасистый). М., 1996.- 602 с.

102. Поликультурное образование в современной России: проблемы иIперспективы (Материалы Всероссийской научной конференции. 16-18 сентября 1997 г.). Пятигорск, 1997. -207 с.

103. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993.

104. Проблемы истории советской школы и педагогики: Экспериментальное учебное пособие по курсу истории педагогики для педагогических вузов. В трех частях. (Ред. З.И. Равкин). Часть 1. 1988. -203 с.

105. Проблемы истории советской школы и педагогики: »

106. Экспериментальное учебное пособие по курсу истории педагогики для педагогических вузов. В трех частях. (Ред. З.И. Равкин.) Часть 11. 1989. -265 с.

107. Проблемы истории советской школы и педагогики: Экспериментальное учебное пособие по курсу истории педагогики для педагогических вузов. В трех частях. (Ред. З.И. Равкин.) Часть 111. 1991.-244 с.

108. Программы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина В.В.

109. Давыдова). М., 1992. - 48 с. »

110. Программы средней общеобразовательной школы: история, основы государства и права. М., 1986. - 125 с.

111. Проект среднесрочного плана (1984 -1989): Первая часть. М., 1983.

112. Пряникова В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников. М.; 1987. - 128 с.

113. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология курс лекций. М., 1995. -192 с.

114. Разумный В.А. Сравнительное вероучение. М., 1998.

115. Рац М.В. Идея открытого общества в современной России. М., '997.-40 с,

116. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1995. - 529 с.

117. Родин A.M. Национально-культурное строительство в РСФСР // Педагогика. 1998. № 3. С. 85 - 92.

118. Романенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века. Почему и как возрождается сознание «закрытого общества»? М., 1997. - 48 с.

119. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991. - 192 с.

120. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М., 1989. -328 с.

121. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 М., 1989. -488с.I

122. Рюлькер Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ \\ Перспективы. Вопросы образования. 1993. № 1. С. 64 -80.

123. Селиванов B.C. Сущность основных понятий школьной педагогики. -Смоленск, 1981.-84 с.

124. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк).-М., 1996.-208 с.

125. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990. - 242 с.

126. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. - 453 с.

127. Социализм и прогресс человечества: Глобальные проблемы цивилизации. (Ред. И.Т. Фролов.) М., 1987. - 447 с.

128. Социология. Наука об обществе: Учебное пособие. Харьков., 1996. -688 с.

129. Социо-логос.-М„ 1991.-480 с.

130. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М., 1988.-592 с.

131. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. -М., 1994. С. 114-126.

132. Сукунов Х.Х., Велинчук А.П. Разработка типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа) // Педагогика. 1997. №4.-С. 37-44.

133. Сулима. И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. 1999. № 1.-С. 36-43.

134. Тангян С.А. Культура и педагогика мира// Педагогика. 1997. № 6. -С. 3- 15.

135. Теоретические основы содержания общего среднего образования (Ред. В.В. Краевский, И .Я. Лернер). -М., 1983.

136. Теория и технологии образования: экспериментальное учебное пособие. Тверь, 1992. - 106 с.

137. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц: Книга для учителя. -М-, 1990,- 191 с.

138. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. -М, 1996.

139. Тишков В.А. Концепция государственной национальной политики Российской федерации. М., 1996.

140. Тополь Э. Раскодирование подсознания // Новое время. 1996. № 35. -С. 34-36 .

141. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. №2. С. 3 - 8 с.

142. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 октября 1998 г. М, 1998. - 208 с.

143. Уманский Я.С. Арапов А.В. Молодежная политика и взаимодействие национальных культур // Педагогика. 1992. № 5 -6. С. 50 - 56.

144. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М., 1989. - 368 с.153' Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990. - 368 с.

145. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н\Д., 1996-576 с.

146. Философский словарь. М., 1980.-444 с.

147. Фридман JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М., 1987. - 224 с.

148. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М., 1991.-288 с.

149. Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. Мн., 1996. - 192 с.

150. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.-576 с.

151. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для 10 11 кл. - М., 1998. - 400 с.

152. Хейзинг Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. - 464 с.

153. Хозин Г.С. Современная глобалистика и проблемы перестройки системы международных отношений // Социально-политические науки. 1990. №5.-С. 69-76.

154. Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М., 1994. - 317 с.

155. Человек и общество. Основы современной цивилизации: Учебная хрестоматия для средней школы. М., 1992. - 302 с.

156. Человек и общество. Современный мир: Учебное пособие для учащихся 11 кл. (Ред. В.И. Купцов). М., 1994. - 320 с.

157. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Лабезникова и др. М., 1998. - 400 с.

158. Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур. М., 1997. - 40 с.

159. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., - 1997. - 175 с.

160. Шаркани М. Модернизация, культурный плюрализм и идентичность с точки зрения культурной антропологии. // Перспективы. Вопросыобразования. 1993.№1.-С. 25 -36. »

161. Швецов В.И. Французская школа готовится к 2000 году. // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 106 - 113.

162. Школьные реформы в развитых странах запада (Ред. З.А. Малькова, B.C. Митина). М., 1992. - 157 с.

163. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека.// Педагогика. 1997. №2. С. 43 - 50.

164. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. - 154 с.

165. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1994.

166. Яковер Л.Б. Справочник по истории отечества. М., 1996. - 144 с. 17б! Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - 527 с.

167. Barnth Z., Jee Manning М. Multicultural Education of Children and Adolescents.- Needham. 1983. 365 c.

168. Banks J. Multiethnic Education: Practices and Promises. Indiana, 1987.

169. Fersh S. Integrating the Trans-National Cultural Dimension. Indiana, 1993.

170. Garcia R. Education for Cultural Pluralism: Global Roots Stew. Indiana, 1981.

171. Garcia R. Fostering a Pluralistic Society Through Multi-Ethnic Education. -Indiana, 1978.

172. Hoops D. Intercultural Education. Indiana, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.