Политическая пассивность студенчества: Уровни и тенденции развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат философских наук Чертова, Лариса Николаевна

  • Чертова, Лариса Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 155
Чертова, Лариса Николаевна. Политическая пассивность студенчества: Уровни и тенденции развития: дис. кандидат философских наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Екатеринбург. 2000. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Чертова, Лариса Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАССИВНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1.1. Пассивность как самостоятельная форма бытия.

1.2. Пассивность как форма недостойного поведения.

1.3.Пассивность как форма активности.

1 АПассивность как политологическая категория.

ГЛАВА П. ПАССИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА 2.1. Формы политической пассивности: эмпирические индикаторы.

2.2,Особенности политической пассивности студенческой молодежи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая пассивность студенчества: Уровни и тенденции развития»

Актуальность темы исследования. В периоды резких социальных перемен наблюдается наибольший рост политической и гражданской активности населения. Однако вслед за ними наступают периоды спада, социальной и политической усталости, разочарования и апатии. Годы активной политизации нашего общества и роста интереса к политике прошли. Сегодня интересы людей сконцентрированы на вопросах выживания и адаптации к новым экономическим отношениям. Политическая пассивность части населения возрастает, что делает необходимым проведение специальных исследований этого явления. Настало время комплексного научного анализа феномена политической пассивности, назрела необходимость изучения его параметров, детерминант, факторов влияния, причин и следствий. Результаты исследований позволят дополнить сложившиеся представления об исторических типах отношений личности и государства, социальных групп и государства. Таким образом, проводимое нами исследование может стать ступенью развития актуальной теории политической культуры.

Молодежь как субъект политической пассивности представляет особый интерес для изучения. Будущее политических и социальных трансформаций в современной России зависит от того, насколько активно их воспримет молодое поколение. Показателем демократизма общества в определенной мере является степень участия молодежи в реальных политических процессах, степень ее доверия официальным властным институтам и их представителям. Сегодня же сложилось противоречие между потребностью общества в активном участии молодежи во всех политических преобразованиях и ее проявляющейся пассивностью, непониманием значимости политической сферы, равнодушием в мировоззрении и поведении. В условиях неопределенности ориентиров социального развития молодежь не склонна играть самостоятельной роли в политической жизни. Такая отчужденность значительной части молодежи от практической политики позволяет более активным субъектам политических отношений проводить свои групповые интересы. Молодежь из субъекта политических отношений зачастую превращается в молчаливого объекта, интересы которого подавляются или не учитываются.

Изучение политической пассивности молодежи, выявление ее причин и следствий позволяют описать и проанализировать политическую культуру современного российского общества в реальных противоречиях ее развития.

Состояние изученности проблемы. В истории социально-политических учений феномен политической пассивности рассматривался как проблема взаимоотношения личности и государства, отстранения гражданина от управления государством, его «выключенности» из политической жизни и нежелания сотрудничать с властью. Однако само понятие политической пассивности и его место в системе ценностных ориентаций личности трактовались по-разному.

Древневосточные философские школы буддизма, даосизма, конфуцианства рассматривали пассивность как самостоятельную форму бытия, что получило свое отражение в этическом принципе недеяния (46; 59; 60; 93; 147). Находясь под влиянием восточных школ, античные стоики, скептики видели в политической пассивности условие гармоничного существования личности в государстве в периоды политических трансформаций. Идея отказа от активной политической деятельности и созерцательного отношения к миру позднее была развита в раннем христианстве, суфизме, квиетизме, пиетизме, американском трансцендентализме. Влияние восточной философии испытали А. Шопенгауэр, JL Толстой, современные молодежные движения и т.д. (17; 166; 200).

Однако большинством политических учений пассивность оценивалась негативно. Необходимость активного участия в общественной жизни признавалась главной ценностью личности, а политическая пассивность -недостойной формой поведения. Такая точка зрения стала преобладающей в трудах теоретиков полисной демократии Сократа, Платона, Аристотеля, римских юристов (6; 11; 134). Зарождающиеся в период Просвещения представления о гражданском обществе предполагали рост интереса личности к политическому бытию. Поэтому отказ от политического участия оценивался как отказ от гражданской активности в целом. Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах, И. Кант, И.Г. Фихте рассматривали политическую пассивность граждан как отсутствие интереса к модернизации общества, как угрозу для создания идеальных политических систем (37; 41; 71; 150; 175). Теоретики либерализма XIX века Б. Констан, А. де Токвиль, Дж.С. Милль предостерегали: рост политической пассивности может привести к ослаблению демократического представительства народа в органах власти и усилить деспотические тенденции в государстве (77; 104; 165). Русские революционеры-демократы XIX века, классики марксизма видели в политической пассивности части населения предательство интересов народа, молчаливое соглашательство с врагом. Причины пассивности в обществе они связывали с недостатком политического воспитания народа.

Значительная часть социально-политических учений XX века содержит представление о пассивности и активности как о необходимых и взаимосвязанных явлениях. Пассивность понимается как временная или отложенная активность, как явление преходящее. При определенных условиях она перерастает в активность. Такая точка зрения представлена в трудах В.М. Бехтерева, П. Сорокина, Э. Фромма (22; 157; 177; 178; 179).

Индустриальное общество сформировало качественно новое отношение к проблеме политической пассивности. Политическая пассивность стала изучаться в контексте теории политической социализации, теории выборных технологий, а с середины XX века - в собственно политической науке. Среди зарубежных политологов интерес к данной проблеме проявляли Г. Алмонд, С. Верба, Р. Дарендорф, Ф. Гринстайн, Д. Истон, П. Ленэн, С. Липсет, Н. Пай, Т. Парсонс, Й. Шумпетер и др. (2; 47; 48; 90; 91; 128; 129; 130; 202). Опираясь на исторический опыт и эмпирические материалы, западные исследователи осуществили анализ конкретных форм политической пассивности. Наблюдая за электоральным поведением, они вскрыли причины абсентеизма в демократических обществах, определили тенденции развития и последствия политического индифферентизма.

В истории изучения проблематики политической пассивности в нашей стране можно выделить два основных этапа: 1917 - 1990-е годы и период после 1991 г. В трудах, относящихся к первому периоду, написанных под влиянием господствующей идеологии, данная проблема получила косвенное освещение - в рамках исследования социальной активности (пассивности) трудящихся и личности в социалистическом обществе. К разработке общих вопросов теории и методологии изучения социальной пассивности как формы социальной активности обращались К.А. Абульханова-Славская, Ф.А.

Батурин, Е.А. Донченко, В.Н. Константинов, А.Г. Левицкая, В.Г. Мордкович, Ю.В. Согомонов и др. (18; 78; 79; 80; 116; 155; 156). Ими сделана попытка разработать понятийный аппарат, методологические принципы познания данного явления, объяснить причины социальной пассивности. Деятельностный аспект проблемы социальной активности (пассивности), соотношение понятий «активность», «пассивность», «деятельность», «поведение» представлен в трудах Е.А. Ануфриева, А.И. Демидова, М.В. Демина, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Э.С. Маркаряна, В.Н. Сагатовского, A.A. Федосеева и др. (49; 50; 74). Проявления политической пассивности рассматривались в основном как негативные, случайные для советского образа жизни явления.

В постсоветский период (после 1991 г.) растет интерес российских ученых к зарубежным исследованиям политического поведения. Постепенно утверждаются современные значения понятий «политическая пассивность», «политический абсентеизм», «политическая индифферентность». Однако комплексных работ российских ученых по проблеме политической пассивности пока нет. Отдельные ее аспекты затронуты в ряде монографий и статей по теории политического участия, политического поведения, политического сознания. В работах C.B. Алещенка, М.Н. Афанасьева, Ю.А. Зубок, Л.С. Мамута, М.Ю. Несмеловой, В.В. Петухова, H.H. Седова и М.Р. Холмской и др. исследуются политические выборные кампании девяностых годов (1; 13; 42; 64; 94; 97; 98; 119; 132; 163; 194; 206). Авторы затрагивают проблемы политических ориентаций и предпочтений различных возрастных групп, уровень их активности (пассивности) на федеральных и региональных выборах. Анализ электорального поведения в различных регионах страны фиксирует низкую политическую культуру и рост абсентеистских настроений среди молодежи. Предприняты попытки объяснить причины ее политической пассивности.

Ряд исследователей обращается к анализу конкретных форм проявления пассивности. Так, в работах А.П. Бутенко, В.В. Ильина, A.C. Панарина, В.Г. Самарина и др. затронуты проблемы политического отчуждения и конформизма (28; 66; 67; 153). Считая такие формы политической пассивности сегодня весьма распространенными, авторы анализируют причины, виды отчуждения и конформизма, предлагают средства и методы их преодоления.

На протяжении 1980-90-х годов наблюдается постоянный интерес ученых к психологическим аспектам причин пассивного политического поведения. Публикации по данной проблеме отличаются многообразным эмпирическим материалом. Среди работ последних лет можно выделить исследования Е.А. Бойко, C.B. Винокуровой, Л.Я. Гозмана, Е.И. Головахи, Л.А. Гордона, Г.Г. Дилигенского, Б.И. Капустина, В.Ф. Петренко, Е.Б.Шестопал и др. (24; 32; 38; 39; 43; 54; 55; 56; 196; 197).

Проблемы политической активности конкретных групп молодежи раскрываются в монографиях и публикациях по социологии молодежи. В работах Е.С. Баразговой, Ю.Р. Вишневского, О.Н. Козловой, A.B. Меренкова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Б.А. Ручкина, C.B. Туманова, С.А. Ушакина, В.Т. Шапко, В.И. Чупрова и др., посвященных проблемам адаптации молодежи к общественным преобразованиям в России, поднимаются вопросы политических ценностей, социально-политических ориентаций и тенденций политического поведения, последствий политического нигилизма и абсентеизма молодежи (33; 34; 35; 76; 141; 151; 159; 169; 171; 190). На основе данных конкретных социологических исследований выявлены особенности молодежного аполитизма. Однако в настоящее время необходимо констатировать отсутствие в отечественной литературе общепринятого определения политической пассивности, что препятствует операционализации теоретических постулатов и возможности проведения широкомасштабных социологических исследований.

Цель исследования состоит в актуальном анализе феномена политической пассивности (на примере студенческой молодежи), выведении определения, отражающего сущность явления, его историческое содержание и формы проявления.

Задачи исследования:

- анализ генезиса понятия «политическая пассивность» в истории и теории социально-политической науки;

- рассмотрение явления политической пассивности и его основных структурных элементов, индикаторов, факторов, определяющих формирование, виды политической пассивности, их обусловленность социально-пространственными, социально-временными пределами;

- выведение понятия «политическая пассивность» и определение его места в категориальном ряду современной политологии;

- изучение состояния политической пассивности студенчества на основе анализа эмпирических индикаторов; выявление причин и следствий, тенденций ее развития.

Объектом эмпирического исследования выступает студенческая молодежь г. Кургана 1974-1977 гг. рождения.

В качестве предмета исследования выступает политическая пассивность студенчества, которая рассматривается на основе изучения эмпирических индикаторов политической пассивности, таких как электоральное поведение, внеэлекторальное конвенциональное поведение, неконвенциональное поведение, самоидентификация молодежи по шкале «политическая пассивность - политическая активность», степень информированности и познавательного интереса к политике. Рассматриваются компоненты структуры политической пассивности.

Методологической основой исследования являются фундаментальные идеи классиков мировой философской, социологической и политологической мысли, междисциплинарные разработки по проблеме политической пассивности.

Важную роль в разработке концепции исследования сыграли исторический и системный подходы, а также социально-психологические теории самореализации личности.

Обобщение и интерпретация данных исследования реализуется на основе комплексного, рационального подхода с позиций диалектической теории.

В исследовании используется теоретико-методологический принцип изучения предмета от общего к частному.

Эмпирическую базу исследования составили статистические документы избирательных комиссий; материалы серии исследований, проведенных автором в 1996 - 99 гг. в вузах Кургана.

Методами сбора первичной социологической информации выступали: анкетирование, стандартизированное интервьюирование, наблюдение, анализ документов. Выборка квотная, многоступенчатая (квотные признаки: пол, возраст, направление обучения). Общая численность выборочной совокупности: 600 человек.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- впервые предпринята попытка рассмотреть генезис теории политической пассивности, ее социологического и политологического содержания, осуществить ее эмпирическую верификацию;

- политическая пассивность рассмотрена в рамках нормативного подхода и определена как вид политической деятельности, обусловленный отсутствием у субъекта мотивации непосредственно воздействовать на политическую власть на институциональном или неинституциональном уровне для реализации своих интересов;

- рассмотрены причинно-следственные и структурно-функциональные связи политической пассивности и активности, рассмотрены критерии, уровни политической пассивности, ее эмпирические индикаторы; изучены факторы политической пассивности и ее проявления в различных политических режима;

- на примере анализа политического поведения студенчества дана характеристика основных компонентов политической пассивности молодежи в условиях трансформации российского общества, выявлены ее причины, специфика, уровни и тенденции развития, сделан вывод о формировании пассивной политической субкультуры. Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты нашего исследования уточняют содержание и структуру понятия политической пассивности в системе социальной активности.

Работа опирается на материалы конкретных социологических исследований. Эмпирические результаты дают возможность решения ряда актуальных задач, связанных с развитием теории политической культуры.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для решения методологических и теоретических проблем изучения политической культуры; для систематизации научного понятийного аппарата, социологического, политологического анализа проблемы политической пассивности.

Основные выводы и материалы работы могут быть полезны при выявлении социальных механизмов политической пассивности молодежи, при определении путей, средств социального регулирования выборных политических кампаний и активизации работы с молодежью.

Материалы диссертации могут применяться при дальнейшей разработке данной проблемы на социологическом и политологическом уровнях, при чтении курса лекций и спецкурсов для студентов.

Апробация работы. Основные положения исследования были отражены в выступлениях на кафедрах социологии и политологии ИППК, теории и истории социологии, прикладной социологии Уральского государственного университета, на кафедре социально-политических наук Курганского госуниверситета; отдельные результаты проведенной работы были представлены на научно-практических конференциях: российского и регионального уровней, опубликовано 9 научных статей. Материалы диссертации используются автором при чтении спецкурсов и основного лекционного курса по политологии. Некоторые результаты социологических исследований использованы при написании статей научно-популярного характера на страницах городской газеты «Курган и курганцы».

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Чертова, Лариса Николаевна

Основные выводы, к которым пришел автор в ходе исследования, могут быть представлены в виде следующих позиций.

1.Формирование представлений о политической пассивности шло в течение длительного периода. Различные философские школы и группы социально-политических учений по-разному оценивали этот феномен. В целом их можно разделить на следующие: 1)социально-политические и философские учения, видевшие в пассивности форму достойного бытия; 2)учения, негативно оценивавшие пассивность как форму недостойного поведения, как отход от нормы; 3)учения, рассматривавшие пассивность как форму активности. Все учения внесли значительный вклад в расширение смыслового понимания пассивности, рассматривая в целом политическую пассивность как форму активности. Учения первой группы сформировали позитивное представление о пассивности как об активности в области частных интересов или внутренней активности субъекта, которая проявлялась в самосозерцании, чувственном страдании и безразличии к любым формам общественной деятельности. Учения второй группы оценивали пассивность как простую бездеятельность, нерешительность, сравнивая ее с антигражданственностью, невежеством, забитостью, рабской покорностью. Учения третьей группы строили свои выводы на основе эмпирических исследований и наблюдений XX века. Здесь пассивность была представлена как умеренная политическая деятельность части населения, непродуктивное политическое участие или отказ от него, как отчужденная, отложенная, вынужденная социальная активность с низкой степенью проявления инициативы.

Оценка феномена пассивности в социально-политических учениях во многом зависела от степени актуальности данной проблемы в различные исторические периоды, от принятых норм регуляции общественного поведения.

Теории, абсолютизировавшие политическую пассивность, как правило, становились популярными в периоды социально-экономических и политических кризисов. Такие периоды сопровождались разочарованием в прежних общественных идеалах и "усталостью" населения от бурной социальной деятельности в предшествующие периоды подъема. Потребность в новых идеалах, основанных на приоритете частных интересов, делала актуальными учения, пропагандировавшие политическую пассивность.

Учения, рассматривавшие пассивность как форму недостойного поведения, становились актуальными на этапах экономических подъемов и в канун политических трансформаций. Задачи, стоявшие перед обществом в такие периоды сводились к необходимости активизации масс, выведению их из состояния социально-политической апатии. Для этого требовалось перераспределить активность субъектов из области частных интересов в сферу общественно-политических. В этой связи усиливалась пропаганда социальной активности на фоне негативной оценки пассивности.

Учения, призывавшие к умеренной активности и ограниченному политическому участию, приобретали актуальность в периоды социально-политической и экономической стабилизации общества. Защищая традиционные отношения между государством и индивидом, они носили консервативный характер. Главной целью таких теорий провозглашалось объяснение феномена политической пассивности как фактора стабильности системы.

2.Феномен политической пассивности представляет собой сложное социо- и политико-культурное явление. Он затрагивает отношения неинституциональных и институциональных субъектов политики по поводу низкой степени реализации политических интересов. Особенностью пассивной политической деятельности является отсутствие стремления субъекта воздействовать на политическую власть, или непосредственно используя ее, реализовывать свои интересы (т.е. отношения между субъектами по поводу условий существования).

Политическая пассивность всегда предметно обусловлена и носит относительный характер. Как относительное понятие оно соприкасается с понятием нормативности. Поэтому отношение к политической пассивности в разных общественных системах было неоднозначным и зависело от субъекта деятельности, от его стремления воздействовать на политическую власть для защиты интегрированных интересов. В целом его можно определить так: политическая пассивность - это вид политической деятельности, обусловленный отсутствием у субъекта мотивации непосредственно воздействовать на политическую власть на институциональном или неинституциональном уровне для реализации своих интересов.

Феномен политической пассивности, находясь в поле зрения представителей отечественной и зарубежной науки, до сих пор не имеет однозначного определения. Нередко в нормативно-справочной и научной литературе понятия "политическая пассивность", "аполитичность", "индифферентность", "политическая апатия" отождествляются. Однако, эти понятия надо различать. Главным критерием, на наш взгляд, служит степень пассивизации, сочетание деятельного и психологического уровня пассивности. Общим для всех понятий является категория "политическая пассивность". Содержание ее охватывает весь спектр инертного отношения к политике и обозначает низкую степень деятельной и психологической вовлеченности субъекта в политическую жизнь общества на институциональном или неинституциональном уровне.

3.Выражая специфическое отношение субъекта к политической сфере общества, политическая пассивность может рассматриваться как элемент структуры политической культуры. Как ценностно обусловленный тип отношений субъекта политики к политическим объектам, политическая пассивность может приобретать форму духовно-рефлексивной и практической деятельности. Первая включает элементы политической психологии и идеологии и играет роль ориентационной структуры политической пассивности. Вторая - связана с конкретными практическими проявлениями политической пассивности. Следовательно, обе формы позволяют рассматривать политическую пассивность на двух уровнях: ментальном и поведенческом. В свою очередь каждый уровень предполагает наличие нескольких его составляющих. Так, анализ ментального уровня политической пассивности составляет изучение степени политической информированности субъекта, его познавательного интереса, мотивов участия и неучастия. При анализе поведенческого уровня необходимо обращать внимание на цели, средства, условия, при которых проявляются особенности этого феномена, факторы, влияющие на углубление или ослабление пассивности субъекта и т.д.

Индикаторами политически пассивного поведения являются электоральный и внеэлекторальный абсентеизм, а также мобилизованное политическое участие. Индикаторами политической пассивности на ментальном уровне являются отсутствие познавательного интереса к политическим событиям, низкая степень политической информированности или ее опосредованный характер, мотивы политического участия и неучастия.

Состояние политической пассивности субъекта во многом объяснятся влиянием ряда факторов. Среди них: политические, экономические, культурологические, географические, демографические, идеологические, психологические.

Способность политической пассивности развиваться в сторону углубления или преодоления позволяет выделить следующие ее виды: политический эскейпизм, конформизм, негация. Эскейпизм предполагает длительное, стабильное состояние политической пассивности. Это сознательный отказ от политического участия. В отличие от него конформизм более деятелен и предполагает несопротивление преобладающим тенденциям, несмотря на возможные расхождения с ними. Политическая негация рассматривается уже как форма протеста с политической системой, хотя пока еще недеятельная.

4.Политическая пассивность молодежи представляет собой форму дистанцирования от реальных политических событий современной России. Она проявляется как электоральный абсентеизм, пассивное потребление политической информации, нежелание молодежи поддерживать внеэлекторальные формы протеста. В среде молодежи формируется пассивная политическая субкультура, главными чертами которой являются негативное отношение к личному участию в политических событиях при слабом информационном интересе к ним.

Исследование политической пассивности студенческой молодежи позволяет сделать вывод, что она не является абсолютной.

Процент полностью равнодушных к политике людей незначительный. Пассивность основной массы студентов носит относительный характер и детерминирована рядом факторов: уровнем значимости выборов, политической информированностью, интересом к политике, степенью вовлеченности в политические события и т.д.

Исследования показали, что вовлеченность студентов в политический процесс ограничивается электоральным поведением, которое носит весьма противоречивый, во многом навязанный и вынужденный характер. Среди мотивов такого участия преобладают прагматические критерии. Женщин -политических конформистов больше, чем мужчин. Во многом это объясняется особенностями женского восприятия социальной нормы, они более склонны следовать нормативному поведению, чем мужчины.

Политическая пассивность на поведенческом уровне выступает в форме электорального и внеэлекторального абсентеизма. Доля стабильных абсентеистов составляет пятую часть молодежного электората и эта тенденция сохраняется на протяжении ряда последних лет. Значительная часть молодежи - это нестабильные абсентеисты (52%). Их неучастие в голосовании не является постоянным. Степень распространения внеэлекторального политического абсентеизма значительно выше, чем электорального. Интерес к внеэлекторальным формам активности пассивные избиратели фактически не проявляют.

Исследование политической пассивности студенчества на ментальном уровне показало наличие политической информированности студентов. Но она носит опосредованный характер. Активного познавательного интереса к политике, подкрепленного чтением газетных статей и специальной

137 литературы у пассивных избирателей нет. Среди политически пассивных со слабым познавательным интересом больше женщин.

Мотивация политической пассивности исходит из внешних и внутренних факторов, прагматические критерии преобладают над ценностными. Среди мотивов неучастия преобладают разочарование, несогласие, недоверие конкретным претендентам, невозможность повлиять на ход выборов и мотив собственной некомпетентности. В студенческой среде идет формирование политической культуры «наблюдателей», носители которой считают, что не могут оказывать влияние на реальный политический процесс и потому не видят смысла в индивидуальном участии. Анализ мотивов неучастия в голосовании позволяет выделить группы абсентеистов в зависимости от степени лояльности к политическому режиму: лояльные абсентеисты и абсентеисты - критики. Абсентеизм критиков носит характер негации.

Анализ политической самооценки студентов по шкале "пассивность-активность" выявил, что основным показателем пассивности сами респонденты считают отсутствие постоянного познавательного интереса к политической сфере общества, поэтому свое участие в выборах они часто оценивают как пассивный акт. Женщины более объективны в оценках своего уровня пассивности. Мужчины менее критичны к себе.

Заключение

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чертова, Лариса Николаевна, 2000 год

1. Алещенок C.B. Поиск новых форм политического участия молодежи //Тезисы Всероссийской научной конференции "Молодежь и становление новой России". Москва. 27-30 мая 1997 г. М., 1997. С. 51-55.

2. Алмонд Г. , Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии//Политические исследования. 1992. №4. С. 122-134.

3. Американская социологическая мысль: Тексты/Под рук. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.

4. Американский электорат: новые тенденции. Научно-аналитический обзор РАН ИНИОН. М., 1992. 46 с.

5. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал. 1992. № 8. С. 10-22.

6. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М.: Мысль, 1997. 832 с.

7. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.П. Зарубежная политическая мысль. XX в. М.: Мысль. 1997. 830 с.

8. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.Ш. Политическая мысль в России: X первая половина XIX в. М.: Мысль, 1997. 798 с.

9. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1У. Политическая мысль в России: вторая половина XIX XX вв. М.: Мысль, 1997. 829 с.

10. Ю.Арендт X. Массы и тоталитаризм //Вопросы социологии. 1992.Т. 1. №2. С. 24-31.

11. П.Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. С.35

12. Арон Р. Этапы развития социологической мысли /Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Издат. группа "Прогресс-Политика", 1992. 608 с.

13. З.Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России //Политические исследования. 1995. №3. С. 105-117.

14. Н.Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М.: ЗАО "Спортакадемпресс", 1999. 368 с.

15. Багинский В.В. Власть мифа: онтология проникающей трагедии // Философская и социологическая мысль. 1993. №3. С. 103-128.

16. Баразгова Е.С. Американская социология /Традиции и современность /Курс лекций. Екатеринбург: "Деловая книга", Бишкек: "Одиссей", 1997. 176 с.

17. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1996. 256 с.

18. Батурин Ф.А. Социальная активность трудящихся: сущность и управление. Новосибирск, 1984. 182 с.

19. Безуглый А.И. Повышение роли комсомола в развитии общественно-политической активности молодых рабочих. М., 1985. 173 с.

20. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Рос. гуманит. ун-т, 1998. 241 с.

21. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.

22. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука. 1994.400 с.

23. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры //Вестник Моск. ун-та, сер. 12, "Политические науки". 1996. №2. С. 35-45.

24. Бойко Е.А. Политические ориентации как социологический феномен. Дис. канд. полит.наук. Новосибирск, 1996. 168 с.

25. Булгаков С.Н. О социальном идеале //От марксизма к идеализму. СПб., 1903. С. 267-287.

26. Бурлацкий Ф.М., Галкин A.A. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 1985. 384 с.

27. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. /Сост., общ. ред. и предисл. H.A. Шматко . M.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

28. Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма.//Социологические исследования. 1998. №6. С. 26-37.

29. Вайнштейн Г.И. Массовый протест и социальный протест в условиях современного капитализма /АН СССР, Ин-т мир. эк-ки и междн. отнош. М.: Наука, 1990. 167 с.

30. Виноградов В.Д., Головин H.A. Политическая социология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 176 с.31 .Виндельбанд В. История древней философии. Киев: Тандем. 1995.360 с.

31. Винокурова C.B. Массовое сознание в ситуации социального кризиса: поиск эквивалента утраченных иллюзий //Философская и социологическая мысль. 1993. №1. С. 9-18.

32. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов. //Социологические исследования. 1997. №10. С. 56-69.

33. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Нижний Тагил, 1995. 340 с.

34. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология. Екатеринбург, 1997.278 с.

35. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Издат. корпорация "Логос", 1997. 544 с.

36. Гельвеций. Сочинения в 2- т. Т.1. М.: Мысль, 1973. 648 с.

37. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. 448 с.

38. Головаха Е.И., Панина Н.В. Социальное безумие: история, теория и современная практика. Киев: Абрис, 1994. 168 с.

39. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Политические исследования. 1997. № 4. С.44-56.

40. Гольбах П.А. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.1. М.: Мысль, 1997. С.460-477.

41. Гончаров Д.В. Политическая мобилизация // Политические исследования. 1995. №6. С. 129-137.43 .Гордон Л.А. Общество "недовольных ". Особенности массового сознания в переходный период //Политические исследования. 1998. №3. С 32-48.

42. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб.: "Ольга", 1996. 288 с.

43. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. А.С.Богдановского; под ред. О.А.Алякринского. М.: Аспект-Пресс, 2000. 208 с.

44. Дао дэ цзин. СПб.: Изд-во "Азбука", 1998. 94 с.

45. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт //Иностранная лит-ра, 1993. №4. С. 236-242.

46. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. №5. С. 142-147.

47. Демидов А.И. Политическая деятельность: философский анализ факторов детерминации / Под ред. A.A. Федосеева. Саратов, 1987. 183 с.

48. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. 366 с.

49. Джефферсон Т. Т.Джефферсон о демократии. СПб.: Лениздат, 1992.320 с.

50. Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн /Пер. с англ. Бишкек: МП "Одиссей", гл. ред. КЭ. 1993. 672 с.

51. Дидро Д. Элементы физиологии. Соч. В 2 т. М.: Мысль, 1986. Т.1. С. 483-533.

52. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. 352 с.

53. Дилигенский Г.Г. Реформы и общественная психология // Власть. 1998. №5. С. 8-16.

54. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый. Личность в постсоветском социуме //Полис. 1999. №3. С. 5-15.

55. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. 2-е изд. М.: Мысль, 1986. 378 с.

56. Дубицкая В.П., Тарухина М.Н. Какого политика можно "продать?" //Социологические исследования. 1998. №10. С. 118-127.

57. Дхаммапада. М.: Наука, 1960. 311 с.

58. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Соч. в 2-х т. Т. I. М. 1993. С. 301-479.

59. Ильин В.В., Панарин A.C. Философия политики. М.: Изд-во МГУ. 1994. 283 с.

60. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Политическая антропология / Под. ред. В.В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1995. 254 с.

61. Ильиных О.П. Социальный кризис Российского общества и мировоззрение молодежи. Дис. канд. философ, наук. Пермь, 1997. 156 с.

62. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. М.: Юристъ, 1995. 378 с.

63. Канетти Э. Масса и власть // Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990. С. 391-444.

64. Кант И. Критика практического разума. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1965. Т.4.Ч. 1. С. 311-484.

65. Кантор Ю. А им все равно! Почем идет нынче политическая активность молодежи?//Новое время. 1995. №46. С. 14.

66. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996. 512 с.

67. Кирилюк A.C. Категория "активность": мировоззренческие и методологические функции. Киев : Наукова думка, 1985. 126 с.

68. Кирнос A.B. Французская молодежь 80-х годов: новые тенденции в политическом участии. Дис. канд. полит, наук. Воронеж, 1995. 176 с.

69. Козлова О.Н. Молодежь России в 90-е годы // Социально-политический журнал. 1997. №3. С. 246-256.

70. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей//Политические исследования. 1993. №2. С. 97-106.

71. Константинов В.Н. Социальная активность и пассивность личности. Владимир, ВГПИ. 1990. 113 с.

72. Константинов В.Н. Социальная пассивность. Владимир, 1992. 212с.

73. Косолапов H.A. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем: основы теории и методологии (на примере России). М.: АО "Аспект Пресс", 1994. 240 с.

74. Кураев A.B. Абсентеизм в современной религиозной критике // Социологос. Пер. с англ., нем., франц. /Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. С. 346-360.

75. Кузнецов В.А., Мелешкина Е.Ю. Электорат провинциальной России (по материалам Самарской обл.) // Полис. 1999. №3. С. 105-114.

76. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения (1689-1714 гг.). М.: ИРИС-ПРЕСС, 1995. 304 с.

77. Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы. М.: Политиздат, 1990.384 с.

78. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997. №1. С. 56-68.

79. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 100104.

80. Ленин В.И. Толстой как зеркало русской революции. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 206-213.

81. Ленэн П. Политическая индифферентность // Зарубежная политическая наука: история и современность. Вып. III. Реф. сб. М.: ИНИОН АН СССР. 1990. С. 233-236.

82. Липсет С.М. и др. Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии // Международный журнал социальных наук. 1993. №3. С. 5-34.

83. Лисовский В.Г. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. №5. С. 98-104.

84. Лунь Юй. Пер. В.А. Кривцова //Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т.1. С. 139-174.

85. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993. 141 с.

86. Макарычев A.C. Стабильность и нестабильность при демократии: методологические подходы и оценка //Политические исследования. 1998. №1. С. 149-157.

87. Макиавелли Н. Государь Рассуждения о 1 декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. 639 с.

88. Малютин М.В. Электоральные установки россиян // Общественные науки сегодня. 1998. № 1. С.33-45.

89. Мамут Л.С. Какой гражданин нужен России? // Власть. 1998. №4. С. 45-53.

90. Маркс К. Политический индифферентизм // Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 296-301.

91. Маркин В.Н. Жизненная позиция личности (идеологический и социально-психологический аспекты). М.: Мысль, 1989. С. 12-13.

92. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: "Refl-book", 1994. 368 с.

93. Материалисты древней Греции. М.: Политиздат, 1955. 240 с.

94. Материалы Всероссийской научной конференции "Молодежь и становление новой России", Москва, 27-30 мая 1997 г. / НИЦ Ин-та молодежи. М., 1997. Ч. 2. 235 с.

95. Милль Дж. С. Утилитаризм. О свободе. СПб., 1882. С. 146-173.

96. Мискевич А.Б. Общественно-политическая активность. Минск: Наука и техника. 1991. 183 с.

97. Юб.Митина О.В., Петренко В.Ф. Динамика политического сознания как процесс самоорганизации // Общественные науки и современность. 1995. №5. С. 103-115.

98. Мол одежный экстремизм / Под ред. A.A. Козлова. СПб: Изд-во Санкт-петербургского ун-та, 1996. 144 с.

99. Молодежь: будущее России / Отв. ред. И.М. Ильинский и др. М., 1995. 238 с.

100. Молодежь-97: Данные мониторинга соц.-экон. положения молодежи и ее политических ориентаций: Этап I /Гос. ком-т РФ по делам молодежи: НИЦ при Ин-те молодежи. М., 1997. 80 с.

101. Ю.Молодежь-97: социально-экономическое положение молодежи и ее политические ориентации / Аналит. отчет по итогам I этапа мониторинга/ Госкоммолодежи России; НИЦ при Ин-те молодежи; Под общ. ред.Б.А. Ручкина. М.: Социум, 1997. 56 с.

102. Молодежь-97: надежды и разочарования / НИЦ при Ин-те молодежи; Центр социол. исследований Моек гос. ун-та. М., 1997. 338 с.

103. Молодежь и политика: Информационно-методические материалы Костромской области / Науч. ред. Н.Ф. Басов, А.Г. Кирпичник. Кострома: Изд-во КГПУ "Инкад", 1996. 78 с.

104. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: Доклад Комитета РФ по делам молодежи. М., 1995. 256 с.

105. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: Науч. сессия Ин-та молодежи, 28 февраля 1996 г./ Ин-т молодежи. М., 1996. № 212.

106. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Доклад Комитета РФ по делам молодежи. М., 1993. 131 с.

107. Пб.Мордкович В.Г. Трудовая активность: теория одного эмпирического измерения. Социальная активность. Челябинск, 1981. С. 4865.

108. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М.: "REFL-book", 1994. 352 с.

109. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Философская поэма. Алма

110. Ата: Жазушы; Интербук, 1991. 304 с.

111. Несмелова М.Ю. Политическое поведение студенческой молодежи в современной России. Дис. канд. философ, наук. Казань, 1995. 162 с.

112. Ольшанский Д.В. Трансформация человеческого сознания // Политические исследования. 1991. № 3. С. 53-66.124.0лыпанский Д.В. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы теории и практики. Вып. VII. Ч. I. 1990. С. 57-118.

113. Ольшанский Д.В. Социальная психология "винтиков" // Вопросы философии. 1989. № 8. С. 91-103.

114. Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки. Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996. 288 с.

115. Павленко Н.В. Страх в политике. Дис. канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 1995. 157 с.

116. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI.A. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект. Пресс, 1997. 270 с.

117. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 448-464.

118. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 464-480.

119. Петро Н. О концепции политической культуры или основная ошибка советологии//Политические исследования. 1998. №1. С. 36-51.

120. Петухов В.В., Седова H.H., Холмская М.Р. Политическое участие россиян: характер, формы, основные тенденции // Власть. 1999. №1. С. 48-59.

121. Пищулин Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс // Политические исследования. 1998. №5. С. 145-152.

122. Платон. Государство. Собр. соч. В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т.З. С.79420.

123. Поливаева Н.П. Политическое сознание // Государство и право. 1993. №5. С.26-34.

124. Политическая культура: теории и национальные модели // Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др. М.: Интерфакс, 1994. 352 с.

125. Политическая сила телевидения: реальность мифа? // Политические исследования. 1994. № 6. С. 155-178.13 8.Политический выбор россиян в условиях материального расслоения общества//Власть. 1997. №11. С. 23-32.

126. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.А. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.

127. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад / Гос. Ком-т РФ по делам молодежи; Рук. авт. кол. В.А. Луков, В.В. Родионов. Отв. ред. В.А. Луков, Б.А. Ручкин. М., 1998. 164 с.

128. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дис. д-ра социол.наук. Екатеринбург, 1997. 333 с.

129. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Прогресс, 1979. 312 с.

130. Почепцов Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998. 352 с.

131. Приходько Д.Н. Образование и преодоление отчуждения личности. Томск, 1979. С. 64-81.

132. Пугачев В.П. Российское государство: попытка политического аудита//Власть. 1999. №1. С. 48-59.

133. Радищев А.Н. Беседы о том, что есть сын Отечества. Избранное. М.: Московский рабочий, 1976. С. 61-62.

134. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. М., 1994. 644 с.

135. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Вступ. ст., сост., подгот. текста В.В. Сапова. М.: Республика, 1995. 463 с.

136. Руковишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения.М.: Совпадение, 1998. 368 с.

137. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты/ Пер. с фр. М.:Канон-пресс; "Кучково поле", 1998. 416 с.

138. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. №5. С. 90-98.

139. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования. 1997. №8. С. 24-35.

140. Самарин В.Г. Социально философский анализ конформизма. Дис. канд. философ, наук. Екатеринбург, 1997. 176 с.

141. Современная западная социология: классические традиции и поиски новой парадигмы. М.: ИНИОН, 1990. 204 с.

142. Согомонов Ю.В., Левицкая А.Г. Социальная пассивность: сущность и формы. // Повышение социальной и трудовой активности трудящихся. Владимир, 1982. С. 77-91.

143. Согомонов Ю.В., Потапова E.H. Пассивность как форма активного ненасильственного сопротивления // Социальная пассивность: истоки и пути преодоления: Тезисы к конференции. Владимир, 1991.С.14-17.

144. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Общ. ред., сост., предисл. А.Ю. Согомонов, Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

145. Социология сегодня: проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века. Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1965. 685 с.

146. Студент 99. Информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования (апрель-май 1999г.). Екатеринбург, 1999. 80 с.

147. США глазами американских социологов: Политика, идеология, массовое сознание / Авт. предисл. В.Н. Иванов. М.: Наука. 1988. 248 с.

148. Тавашев В.А. Политическая субкультура. Дис. канд. философ, наук. Екатеринбург, 1996. 179 с.

149. Терещенко А.Г. С. Липсет о социальных основах политического поведения избирателей //Социально-политический журнал. 1996.№4. С. 186196.

150. Типология массового сознания в современном политическом спектре России//Власть. 1998. №1. С. 14-25.

151. Ткачев П.Н. Избранные произведения. М., 1933. Т.З. С.219-245.

152. Токвиль А. де. Демократия в Америке. Пер. с фр. /Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Прогресс-Литера, 1994. 554 с.

153. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 431 с.

154. Торо Г. Уолден или жизнь в лесу. М.: Наука, 1979. 238 с.

155. Тощенко Ж.Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М.: Изд-во АСАДЕМ1А, 1996. 196 с.

156. Туманов C.B. Молодежь и политика // Власть. 1998. №6. С. 49-61.

157. Турен Ален. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Науч. мир, 1998. 204 с.

158. Ушакин С.А. Молодежь как субъект деятельности / попытка обзора методологических подходов // Политические исследования.1993.№2.С.136-144.

159. Фадеев Д.А. от авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Политические исследования. 1992. №1-2. С. 117-124.

160. Феномен человека. Антология / Сост., вступ. статья П.С. Гуревича. М.: Высш. Школа, 1993. 349 с.

161. Философско-социологические вопросы развития и формирование духовного мира человека. Горький, 1986. С. 113-114.

162. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека. Основные черты современной эпохи. Сборник. /Пер. с нем., Худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО "Попурри", 1998. 480 с.

163. Франк С.Л. Смысл жизни. Мн.: ТПЦ "Полифакт", 1992. 48 с.

164. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? К.: Ника-Центр, 1998. 400 с.

165. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Издательская группа "Прогресс", 1995. 256 с.

166. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

167. Человек и общество: краткий энциклопедический словарь-справочник /Политология/. Отв. ред. Борцов Ю.С. // Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1997. 608 с.

168. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. Древний мир Эпоха просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др. Сост. П.С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991. 608 с.

169. Человек, политика, психология (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1995. №4. С. 13-27.

170. Чернышевский Н.Г. Письма без адреса. Соч. в 2-х т. Т. 2 АН СССР Ин-т философии. М.: Мысль. 1987. С. 339-368.

171. Чертова JI.H. К вопросу о политической активности зауральцев // Земля курганская: прошлое и настоящее. Вып. IV. Курган, 1992. С. 110-116.

172. Чертова JI.H. О политической пассивности молодежи //Земля курганская: прошлое и настоящее. Вып. VI. Курган. 1993. С. 109-113.

173. Чертова JI.H. К вопросу о политическом сознании студенческой молодежи // Земля курганская: прошлое и настоящее. Вып. VII. ПО "Исеть", 1994. С. 182-186.

174. Чертова JI.H. Политические ориентации молодежи //Культура Зауралья: исторический опыт и уроки развития. Материалы II областной научно-практической конференции, 28 ноября 1996 г.Курган, 1997. С. 212218.

175. Чертова Л.Н. Молодежь на выборах губернатора (ноябрь декабрь 1996 г.) революция 1917 г. и Зауралье (поиски и проблемы). Курган, 1997. С. 158-162.

176. Чертова Л.Н. О политической культуре молодежи//Культура Зауралья: прошлое и настоящее. Сб. научных трудов. Курган, 1998 С. 157163.

177. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. №3. С. 93-105.

178. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.317 с.

179. Шах Идрис. Суфизм. М.: Изд-во "Клышников, Камаров и Ко", 1994. 448 с.

180. Шварценберг Р. Политическая социология. М., 1992.

181. Шевченко Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России // Полис. 1998. №1. С. 130-136.

182. Шеллинг Ф. Соч. в 2-х т. Т. I. М.: Мысль, 1987. С. 127-298.

183. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988. 203 с.

184. Шестопал Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Общественные науки и современность. 1996. №2. С.29-36

185. Шешукова Г.В. Авторитет власти в российской провинции (опыт исследования политической культуры электората) // Открытая политика. 1997. №1. С. 90-93.

186. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Город N. 1994. 288 с.

187. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собр. соч. Т.1. М.: "Московский клуб", 1992. 395 с.155

188. Штомка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под рук. В.А. Ддова. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

189. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.,1995.345 с.

190. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К.Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Изд. 2-е. Т. 20. 1961. С. 5-342.

191. Письмо Энгельса Теодору Куно. 24 января 1872. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Изд-е 2-е. Т. 33. С. 327-333.

192. Энгельс Ф. О политическом действии рабочего класса // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. Изд-е 2-е. Т. 17. М., 1961. С. 421-422.

193. Ядов В.А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания // Социологический журнал. 1997. №3. С.28-34.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.