Политическая теория Г. Дж. Уэллса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Яковлева, Александра Федоровна

  • Яковлева, Александра Федоровна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 149
Яковлева, Александра Федоровна. Политическая теория Г. Дж. Уэллса: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2007. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Яковлева, Александра Федоровна

Введение.

Глава I. Социально-исторические условия и идейно-теоретические предпосылки формирования политической теории Г.Дж. Уэллса

§ 1. Жизненный путь и эволюция взглядов Г. Дж. Уэллса.

§2. Идейно-теоретические предпосылки формирования политической теории Г.Дж. Уэллса.

Глава II. Социалистическая концепция Г.Дж. Уэллса

§1. Экономические аспекты теории социализма: частная собственность и ее перспективы в социалистическом обществе.

§2. Классовая структура общества.

§3. Особенности социализма Г.Дж. Уэллса.

§4. Отношение к революции как к способу перехода к новому политическому строю.

Глава III. Теоретическое обоснование роли войн в политической истории

§1. Причины возникновения «войны нового типа».

§2. Идеологии насилия, способствующие возобновлению войн.

§3. Империализм как препятствие на пути к всеобщему миру.

§4. Оценка Г.Дж. Уэллсом послевоенного мира.

Глава IV. Политический идеал Г.Дж. Уэллса

§1. Способ достижения политического идеала: концепция открытого заговора» Г.Дж. Уэллса.

§2. Проблемы представительного правления.

§3. Идеальное социально-политическое устройство в понимании

Г.Дж. Уэллса.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая теория Г. Дж. Уэллса»

Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена исследованию политических идей Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946) - наименее изученной части наследия английского мыслителя и общественного деятеля, разработавшего самобытную концепцию грядущего переустройства мира, во многом опередившую свое время. Литературная известность Г. Дж. Уэллса отчасти затмила его вклад в разработку политических и общественных проблем. Более ста футурологических, политических, социологических произведений, написанных Уэллсом в первой половине XX века, содержат немало оригинальных идей, приобретающих особую актуальность в XXI веке.

Герберт Уэллс одним из первых проанализировал степень влияния научно-технического прогресса на основные общественно-политические процессы и построил на этом свою концепцию. Английский мыслитель попытался разработать собственную оригинальную методику политико-социального прогнозирования, применяя методы политического анализа, а также используя исторический подход для выявления главных тенденций и закономерностей общественного развития, став, таким образом, одним из родоначальников футурологии. Большинство политических прогнозов Г. Уэллса относится к периоду конца XX - начала XXI века, и мы можем судить о степени их реализации и воспользоваться ими в будущем для предотвращения кризисов глобального характера.

Особую актуальность на фоне современных тенденций в развитии политической науки приобретает тот аспект, что Уэллс в рамках своей оригинальной методологии связал области международных отношений и внутреннего социально-политического развития (в том числе технического) и показал их взаимозависимость. Это позволяет нам рассматривать мыслителя в качестве одного из зачинателей геополитики как науки.

Рассматривая фигуру Герберта Уэллса, необходимо учитывать, что он был не только теоретиком, но практическим политиком, доказывающим важность социальной пропаганды в политическом процессе. Активная политическая деятельность Уэллса серьезно повлияла на распространение социалистических идей в Англии и во многих странах мира (например, США, Франции), на становление и формирование лейбористской партии, которая уже на протяжении 100 лет оказывает большое влияние на политическую жизнь Великобритании.

В научном аспекте актуальность изучения политической теории Уэллса обусловлена тем, что в российской социально-политической науке до сих пор отсутствовало системное изложение именно политических воззрений мыслителя, хотя основные исследователи и признают их главным звеном его теоретических изысканий. Тот факт, что на русский язык переведено меньше четверти его произведений социально-политического характера, подтверждает, что в российской политической науке наследию мыслителя уделялось незаслуженно мало внимания.

Отличительной чертой политической теории Г.Уэллса является системный характер, благодаря которому практически все его произведения увязываются в единый комплекс, который трудно разделить на части без ущерба для целого. Именно поэтому актуальной представляется задача комплексного исследования трудов Уэллса (в том числе труднодоступных и не переведенных на русский язык).

Степень разработанности темы. Говоря о степени разработанности, изученности политического учения Герберта Уэллса, необходимо различать западную и российскую науку.

На Западе (в первую очередь, в Великобритании и США) Г. Уэллс пользовался большой популярностью, однако отношение к нему не было однозначным. Он публиковался во влиятельных английских журналах: «Fortnightly review», «Athenaeum», «Pall Mall», «Quarterly review» и др. и печатался в ведущих издательствах. Интерес к его творчеству возрастал с подтверждением очередного его прогноза, но часто произведения мыслителя рассматривались в первую очередь как выражение его общественно-политической позиции и считались слишком реформаторскими. Современная западная наука обходит стороной социально-политическое наследие Уэллса, особенно это относится к фундаментальным трудам. Например, в обзорных исследованиях по истории Англии данного периода, истории рабочего движения, Первой мировой войны Г. Уэллс нередко даже не упоминается1. Сейчас произведения Уэллса в Англии издаются мало, изучаются в основном в связи с творчеством Б. Шоу, Г. Джеймса, А. Беннета. На фоне популярности таких же, как и Уэллс, социалистов У. Морриса, Б. Шоу, Б. Рассела, С. и Б. Вебб, которые считаются классиками английской литературы и философии и изучаются в школах и университетах, степень славы Уэллса кажется незаслуженно малой.

Выделим исследования, которые наиболее близки к нашей проблематике. Среди монографий, посвященных Уэллсу как социально-политическому мыслителю, особо выделим книгу У. Вагара, который систематизировал и проанализировал идеи Уэллса в историческом

1 См., например: Price R. Labour in British Society: an Interpretive History. L.-N.Y., 1986; Bond B. War and Society in Europe, 1870-1970. N.Y. - Oxford, 1986. срезе2. Существует ряд очерков и эссе, опубликованных в периодике3, в которых Уэллс предстает все же больше в качестве футуролога и политического мыслителя, нежели писателя. Также исследования уэллсовской концепции можно найти в сборниках научных статей, авторами которых были его современники и коллеги4, и в книгах об Уэллсе, вышедших уже после его смерти5.

В огромном количестве уэллсовских произведений помогают ориентироваться библиографии, авторами которых часто являются биографы Уэллса6, которые также исследовали его политическую (теоретическую и практическую) деятельность в разные периоды.

Свидетельством серьезного интереса к наследию Уэллса на Западе является существование Общества Герберта Уэллса (Wells's Society). Общество образовано в 1960 году в Англии, инициаторы его создания - ученые, политические деятели, литераторы. Сейчас созданы его отделения в других странах . Основное внимание в Обществе уделяется исследованию центральных идей Уэллса, связанных с

2 Wagar W.W. H.G. Wells and the World State. New Haven, 1961. Также см. фундаментальные исследования: Hillegas M.R. The Future as nightmare: H.G. Wells and the Antiutopians. N.Y., 1967; Hammond J.R. H.G. Wells and the Modem Novel. L., 1988.

3 Seguy R. H.G.Wells et la pensee contemporaine // "Mercure de France". 1912. №95; Mencken H.L. The Late Mr. Wells // "Prejudices", First Series. N.Y., 1919; H.E.L. Mellersh. Religion and Mr. H.G. Wells: His Unchanging Faith // "Socialist Review". №2. 1930.

4 Becker C. Mr. Wells and the New History / Everyman His Own Historian. N.Y., 1935; Kauffman S. Wells and the New Generation: The Decline of a Leader of Youth / College English, I, 1940; Orwell G. Wells, Hitler and the World State / Critical Essays. L., 1946.

5 Satler A. H.G. Wells, Apostle of World Society / Personality in Politics. L., 1947; Earle E. M. H.G. Wells, British Patriot in Search of a World State / Nationalism and Internationalism, ed. by Earle. N.Y., 1950; Hyde W.J. The Socialism of H.G. Wells in the Early Twentieth Century / Journal of the History of Ideas, 17,1956.

6 Chappell F. A. Bibliography of H.G. Wells. Chicago, 1924. Wells G. H.G. Wells: A Bibliography, Dictionary and Subject-Index. L., 1926. Connes G. Etude sur la pensee de Wells. Strasbourg, 1926, pp. 492-499. V. Brome. H.G. Wells. L., 1951, pp. 241-245. M. Belgion. H.G. Wells. L., 1953, pp. 37-43. Millett F. B. Contemporary British Literature. 3d ed. N.Y., 1935, pp. 501-508.

7 Информацию можно найти, например, на сайте: http://www.hgwellsusa.50megs.com. проблемами международных отношений, социального переустройства, о технического прогресса. Под эгидой Общества издается журнал «Wellsian», где публикуются исследования его членов, посвященные творчеству мыслителя; общественно-политическая сторона творчества Уэллса занимает основное положение на страницах журнала. Цель многих статей - заострить внимание на идеях Уэллса относительно развития цивилизации, причинах войн, условиях мира и связать их с проблемами современной действительности9.

В России Уэллс стал известен примерно с 1898 года (после выхода в свет первых известных фантастических произведений), и его сочинения завоевали широкую популярность, так как его произведения переводили на русский язык практически сразу после их появления в Англии. Отечественные исследования творчества мыслителя можно разделить на три группы.

К первой группе исследований можно отнести критические статьи, рецензии на произведения Уэллса, носившие в целом обзорный характер и знакомившие читателя с фигурой мыслителя. Анализируя периодические издания, выходившие в России до и после революции 1917 года, можно прийти к выводу, что ведущие ученые и публицисты реагировали на произведения Уэллса с достаточным постоянством, однако глубокий анализ его идей встречался не часто. Так, появившиеся уже в 1898 году первые русские статьи об Уэллсе И.В. Шкловского

8 Среди наиболее важных изданий, выпущенных Обществом Уэллса: H.G. Wells. A Comprehensive Bibliography. L.: Wells's Society, 1986. В этой библиографии перечислены и частично охарактеризованы все произведения мыслителя, охватывающие период 1893-1945 г., работы, посвященные творчеству Уэллса, а также его речи, лекции, выступления, вошедшие в состав различных сборников и опубликованные в периодике, и предисловия к изданиям книг его предшественников и современников, автором которых также был Уэллс. В этом издании даны ссылки на биографии, словари и все остальные исследования, так или иначе затрагивающие творчество Уэллса.

9 См., например: Hammond G.P. Ideas of H.G. Wells // «Wellsian». 1961. №4. писавшего под псевдонимом Дионео)10 и К.Н. Толстого (его псевдоним - К.Т.)11 поверхностно освещали творчество Уэллса и содержали категоричные однобокие оценки. Русские критики писали о некоем «антиинтеллектуализме» Уэллса, приписывали ему протест против технического прогресса, возводя этот протест к антимеханицизму и антиутилитаризму XIX века12. В своем крайнем выражении данное направление в изучении его произведений приводило к полному отрицанию социально-политического начала в творчестве Уэллса. Показательными в этом смысле являются исследования 3. Венгеровой, пытавшейся доказать, что Уэллс показывал в своих произведениях пагубность материального прогресса, который может привести человечество к духовной гибели, хотя эта точка зрения абсолютно не соответствовала пониманию самим Уэллсом прогресса и развития13. Такой подход исчерпал себя уже к началу XX века.

После 1902 года русские читатели узнали нового Уэллса -утописта, футуролога, социалиста-реформатора, критика современного общества. «Предвидения» (1901), «Современная утопия» (1905), «Новые миры для старого» (1908) опрокинули привычное представление о нем, а в связи с ситуацией в России, назревшей к 1905 году, оформился новый взгляд на его творчество. Так, журнал «Русское богатство» в 1902 году опубликовал серию статей Шкловского, посвященных «Предвидениям» и «Открытию будущего», то есть трактату и публичной лекции. Он связал идеи Уэллса с явлениями современной английской общественной мысли, попытался проследить их происхождение и показать значение

10 Дионео. Из Англии // «Русское богатство». 1898. № 5.

11 К.Т. Новый английский писатель // «Новый журнал иностранной литературы». 1898. №6.

12 «Русское слово». 1899. № 73.

13 Венгерова 3. Фантастический роман в Англии // «Северный курьер». 1900. № для общественной жизни Англии14. В своих статьях русские авторы начала XX века возводили творчество Уэллса к Платону, Т. Мору, Т. Кампанелле, Э. Беллами и У. Моррису, часто не стремясь показать при этом принципиальных отличий Уэллса от его предшественников15. Очень поверхностно анализировали и уэллсовский социализм16. В дореволюционный период вышло несколько собраний сочинений Уэллса, вобравших в себя в основном фантастические произведения17 (в большинстве случаев благодаря новым изданиям произведений снова наблюдался очередной всплеск интереса к его творчеству, который выражался в некотором количестве рецензий, объемом 1-2 страницы, в журналах и газетах).

В советское время появилось несколько собраний сочинений

Уэллса , но ни в одно из них не вошли общественно-политические трактаты. Соответственно, и аналитические очерки были в основном посвящены его художественным произведениям. Продолжали также выходить рецензии на книги Уэллса в таких журналах, как: «Вестник книги», «Книгоноша», «Книжные новости», «Печать и революция», «Иностранная литература», «Литературный еженедельник». Именно в советское время сама собой определилась линия изучения уэллсовского творчества: им занимались в основном литературоведы, старавшиеся показать «дружественность» идей Уэллса советскому народу («в пользу» писателя несомненно сыграли 3 визита в Россию в 1914, 1920 и 1934 годах, его личные встречи с Лениным, Сталиным, а также вышедшая в

14 Дионео. Из Англии // «Русское богатство». 1902. № 2-4.

15 См., например: Раппопорт С.И. По поводу «Новой утопии» // «Вестник Европы». 1906. №3.

16 Дионео. Письма из Англии. Письмо пятое // «Русь». 1907. №349.

17 Уэллс Г. Дж. Собрание сочинений в 4 т. СПб., 1901; Уэллс Г. Дж. Собрание сочинений в 13 т. СПб., 1909-1917 и др.

Уэллс Г. Дж. Собрание сочинений в 11 т. / под ред. Е.Замятина. JL, 1924 -1926; Уэллс Г. Дж. Собрание сочинений в 15 т. М., 1964. (Отметим, что в разных изданиях даются различные варианты написания: Г. Уэллс, Г.Дж. Уэллс, Г. Уэльс.)

1920 году книга «Россия во мгле») и изучавшие его фантастические и социально-бытовые романы19. Отнесем к этой группе исследований также работы русских писателей М. Горького, В. Набокова, К.

ЛЛ

Чуковского , которые дружили с Уэллсом и старались не обходить вниманием его новые работы.

Ко второй, и самой важной, группе исследований относятся, во-первых, работы Евгения Замятина, встречавшегося с Уэллсом лично в 1920 году, «Герберт Уэллс» и «Генеалогическое дерево Уэллса»21. В совокупности они представляют собой небольшое по объему, но чрезвычайно емкое историко-литературное и теоретическое исследование, посвященное одновременно и интересным фактам из биографии мыслителя, и основным вехам его теоретических изысканий: роли научно-технического прогресса, войн, революций в развитии общества. Особо Замятина интересует природа уэллсовского социализма «не по Марксу», который «не есть борьба классов», прокладывающего путь идее наднационального федеративного государства.

Во-вторых, это работы Ю. Кагарлицкого - известного советского литературоведа, изучавшего творчество Уэллса очень долго и подробно, признанного даже англичанами - членами Общества Уэллса, в котором он занял пост вице-президента. Его монография «Вглядываясь в грядущее» насыщена информацией о том, как творчество Уэллса вплетено в исторический пласт, однако ее едва ли можно использовать в качестве второисточника по причине жанровых особенностей: стиль

19 Луначарский А.В. Статьи о литературе. М., 1957. Динамов С. Герберт Уэллс (Опыт характеристики) // «На литературном посту». 1927. №24. Старцев А. Ранний Уэллс // «Интернациональная литература». 1935. №5.

20 Например: Набоков В.Д. Из воюющей Англии. СПб., 1916; Чуковский К.И. Англия накануне победы. Пг., 1917.

21 Замятин Е.И. Герберт Уэллс. Пг., 1922; Замятин Е.И. Сочинения. М., 1988.

22 Кагарлицкий Ю. Вглядываясь в грядущее. М., 1989. серии «Жизнь замечательных людей» этой книге ближе, чем стиль собственно научного исследования.

Третью группу исследований составляют отечественные диссертации, защищенные после 1966 года и посвященные творчеству Уэллса . Это, в основном, работы филологов, изучавших Уэллса как новеллиста, автора социально-психологических и фантастических романов. Единственной наиболее близкой по времени к нашей работе является кандидатская диссертация 2005 года И.Б. Кригера «Философия Герберта Уэллса». Однако в ней изучены лишь некоторые аспекты произведений Уэллса, связанные с тематикой истории зарубежной философии.

Особняком стоит книга исследователей И. М. Левидовой и Б. М. Парчевской, которая представляет собой полное описание отечественных переводов Уэллса и критической литературы о нем на русском языке, существующей на 1965 год24.

Таким образом, и на Западе, и в России очень хорошо изучена история жизни и деятельности Г.Уэллса, существует несколько фундаментальных исследований, используя которые, однако, нужно дополнительно учитывать субъективность автора. При анализе футурологических, социологических и исторических произведений Уэллса, учитывая количество социально-политических идей Уэллса, более детальное изучение и систематизация вопросов собственно политологической направленности - власти, политических институтов, элитизма, наилучшего государственного устройства и способов политического управления, продолжает оставаться актуальным.

23 Любимова А.Ф. Жанр социально-психологического романа в творчестве Г.Уэллса, 1900-1914. Пермь, 1985; Савельева И.С. Социальная философия Г.Дж. Уэллса. JL, 1985; Чубукова Е.И. Методология социального познания Г.Уэллса. JL, 1984.

24 Левидова И.М., Парчевская Б.М. Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898 - 1965. М., 1966.

Использованные источники. В качестве материала для диссертационного исследования были использованы следующие источники: 1) произведения, переведенные на русский язык -«Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль» (1901) , «Грядущее. О том, что будет после войны» (1916), «Война против войны (меч мира)» (1914, он представляет собой сборник статей) и «Международная катастрофа 1914 л/ года и ее последствия» (1916) - написанные им в связи с Первой

27 мировой войной, «Краткая история человечества» (1922), «Спасение цивилизации»28 (1921 г.), «Очерк истории» (1920) и, а также «Россия во мгле»29 (1920); некоторые статьи30 и «Опыт автобиографии: Открытия и

1 1 заключения одного вполне заурядного ума (начиная с 1866 года)» (1934);

2) произведения, не переведенные на русский язык, -«Человечество в труде» (1903) , «Новые миры для старого» (1908) , «Социализм и семья» (1906), «Социализм и средний класс» (1906), «Беда с башмаками» (1905), «Пороки фабианцев»34 (1906), «Британский

25 Уэльс Г. Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль. М., 1902.

26 Уэллс Г.Дж. Грядущее. О том, что будет после войны. Пг., 1917; Уэллс Г. Война против войны (меч мира). М., 1916; Уэллс Г. Международная катастрофа 1914 года и ее последствия. М.-Пг., 1923.

27 Wells H.G. The Outline of History. N.-Y., 1929; Уэльс Г.Дж. Краткая история мира. Л.-М., 1924.

28 Уэллс Г. Спасение цивилизации. Пг., 1923; Wells H.G. The Salvaging of Civilization. The Probable Future of Mankind. N.Y., 1921.

29 Уэллс Г.Дж. Россия во мгле. М., 1958.

30 Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 т. М., 1964 // Болезнь парламентов, т. 14; Демократия в заплатах, т. 15; Наука и мировое общественное мнение, т. 15; Что означает для человечества прочный мир, т. 15.

31 Уэллс Герберт Джордж. Опыт автобиографии: Открытия и заключения одного вполне заурядного ума (начиная с 1866 года). М., 2007.

32 Wells H.G. Mankind in the making. L., 1909.

33 Wells H.G. New Worlds for Old. N.Y., 1911.

34 Wells H.G. Socialism and the Family. L., 1906; Wells H.G. Socialism and the Middle Class // Fabian News. Dec., 1906; Wells H.G. This Misery of Boots. Reprinted with национализм и Лига Наций» (1918), «Идея Лиги Наций» (1919), «На пути

1 £ Л/к Лиге Наций» (1919) , «Открытый заговор» (1928), «Что мы творим со

XI своими жизнями?» (1931), «Работа, счастье и благосостояние л « человечества» (1931) «Идея мировой энциклопедии» (1936), «Мозг мира» (1938)39, «Новые права человека»40, а также речи и лекции41;

3) архивные материалы, взятые из фондов Международного института социальной истории (Амстердам, Нидерланды), и представляющие собой переписку с четой Рассел за период с 1924 по 1936 год42, архивы Фабианского общества43, коллекции Г. Дж. Ласки (известного деятеля, состоявшего в разное время членом и Фабианского общества, и Лейбористской партии)44, Макса Бера (немецкого alterations from "The Independent Review". L., 1907. Wells H.G. Faults of Fabian // Fabian News, Feb. 1906. Кроме издания в журнале «Fabian News», эти работы были также выпущены отдельными брошюрами в серии «Фабианские трактаты» (официальном органе Фабианского общества, где печатались видные его деятели). Fabian tracts. Fabian society. L., 1888-1931.

35 Wells H.G. British Nationalism and the League of Nations. L., 1918; The Idea of League of Nations. Oxford University Press, L., 1919; The Way to a League of Nations. Oxford University Press, L., 1919.

36 Wells H.G. Imperialism and Open Conspiracy. L., 1929.

37 Wells H.G. What are We Do With Our Lives? L„ 1935.

38 Wells H.G. The Work, Wealth and Happiness of Mankind. L., 1932.

39 Wells H.G. World Brain. L., 1938.

40 Wells H.G. The New Rights of Man. Kansas, USA, 1942. Основой для трактата послужил сборник дискуссий, имевших место в процессе работы этого комитета, который вышел под заголовком «Права человека, или за что мы сражаемся?» (H.G. Wells. The Rights of Man, or What are We Fighting For? Harmondsworth, Penguin Special №50,1940).

41 Wells H.G. Will Socialism Destroy the Home? /Grand Magazine, December 1907; Wells H.G. University of London Election (a speech). L., 1922. Wells H.G. The World, its Debts and the Rich Men (a speech by H.G. Wells). L., 1922; Wells H.G. The Labour Unrest. L., 1912; Wells H.G. Socialism and the Scientific Motive. L., 1923; Wells H.G. Democracy under Revision. A Lecture Delivered at the Sorbonne on March 15th, 1927.

42 Международный институт социальной истории. Амстердам. Архив Dora W. Russel. 98/ Wells. Personal papers 1924-1936.

43 Международный институт социальной истории. Амстердам. Fabian Society Archive, part 2,5/3.

44 Международный институт социальной истории. Амстердам. Архив Harold J. Laski, 1920-1952.27.5/ Wells. Personal papers 1921-1941. журналиста, социалиста и автора «Энциклопедии социальных наук»)45 и др.46. Введение в научный оборот этих архивных материалов представляется необходимым для наиболее полноценного анализа известных произведений Уэллса.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - на основе комплексного анализа политических идей Герберта Уэллса охарактеризовать его политическую концепцию, определить ее специфические черты и уточнить ее место в политической мысли XX в.

Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:

- исследовать теоретические основания и исторический контекст политических воззрений Г.Уэллса, проследить процесс формирования взглядов Уэллса и их эволюцию;

- дать характеристику совокупности политических идей Уэллса, для чего: определить рамки проблемного поля его политических исследований, выявить приоритетные для него вопросы, методологические подходы, использовавшиеся мыслителем при их решении, установить степень последовательности, целостности и логичности его выводов;

- проанализировать основные теоретические блоки политической концепции Уэллса, охарактеризовать особенности постановки и решения проблем сущности и перспектив социализма, исторической роли войн, определения принципов оптимального политического устройства и путей достижения политического идеала.

45 Международный институт социальной истории. Амстердам. Архив М. Beer. Correspondences with H.G. Wells 1939.

46 На основе архивных материалов была издана переписка С. и Б. Веббов в трех томах, которая также является полезным источником в исследовании творчества Уэллса. Во втором и третьем томах этой книги содержится очень много писем Веббов, адресованных Уэллсу, и его ответных посланий (The Letters of Sydney and Beatrice Webb/ Ed. by N. Mackenzie. Vol 2,3. L., 1978).

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе историко-политологического подхода, включающего элементы политологической компаративистики, историко-философской реконструкции, системного анализа. В работе применялись разнообразные методы исследования - функциональный, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, а также антропологический.

Научная новизна диссертации. Диссертация является первым исследованием в российской политической науке, посвященным изучению политической теории Г.Дж. Уэллса. Ряд положений и выводов диссертации содержит научную новизну:

- введен в научный оборот ряд забытых и не издававшихся в России произведений Г.Дж. Уэллса, а также архивные материалы, на основе анализа которых реконструирована его полемика с современниками по основным политическим вопросам (С. и Б. Веббами, Б. Расселом и др.);

- предложен авторский вариант периодизации жизни и творчества Г.Дж. Уэллса, выделены пять основных этапов складывания политической теории мыслителя;

- показано, что основным структурообразующим тезисом политической теории Г.Дж. Уэллса является идея о решающем влиянии научно-технического прогресса на жизнь общества, от которой логично ответвляются вопросы социализма, войн, оптимального политического порядка и путей его достижения;

- исследованы идейно-теоретические предпосылки формирования социалистических взглядов Г.Дж. Уэллса, выявлены особенности его социалистической концепции, в частности в сравнении с утопическим социализмом, марксизмом и фабианским социализмом;

- показано, что в политической теории Г.Дж. Уэллса, с помощью метода исторической реконструкции, напрямую связаны вопросы роли «войны нового типа» в мировых преобразованиях, преодоления национализма и патриотизма как пагубных идеологий, критика теории суверенитета и возможность построения мирового федерального государства - политического идеала Г.Дж. Уэллса;

- проанализирована концепция «открытого заговора» Г.Дж. Уэллса как метод достижения идеального социально-политического устройства и показана связь этой концепции, с одной стороны, и теории элит конца XIX- начала XX вв., а также технократических теорий середины XX в., с другой стороны.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут послужить основой для дальнейшего анализа политической теории Г.Дж. Уэллса, а также социально-политической истории Европы первой половины XX века. Материал работы и ее выводы могут быть использованы в составлении и преподавании общих и специальных курсов политологии и истории социально-политических учений.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и монографии автора47, а также выступлениях

471. Яковлева А.Ф. Новые миры Герберта Уэллса: Монография. М.: Управление технологиями, 2006.136 стр.

2. Яковлева А.Ф. Концепция Открытого заговора в политической теории Г.Дж. Уэллса//Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. №3,2007. С. 100-101.

3. Яковлева А.Ф. К истории изучения политических идей Г. Дж. Уэллса // SCHOLA 2002 / Под ред. А.В. Воробьева, Е.Н. Мощелкова, А.В. Пролубникова / Сост. К.М. Андерсон, Д.В. Ермашов, А.А. Ширинянц. М.: Издатель Воробьев А.В., 2002. С. 7983.

4. Яковлева А.Ф. Особенности творческого наследия Г. Дж. Уэллса // SCHOLA 2003 / Под ред. Е.Н. Мощелкова / Сост. А.В. Воробьев, А.В. Пролубников. М.: Издательство "Социально-политическая МЫСЛЬ", 2004. С. 269-273.

5. Яковлева А.Ф. История деятельности Г.Дж. Уэллса в Фабианском обществе // SCHOLA 2005. Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. на научных конференциях, в том числе «Философия космизма и русская культура» (Белград, философский факультет Белградского университета, 23-25 октября 2003 г.), «Актуальные проблемы истории политических учений» (Москва, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, октябрь 2006 г.).

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Яковлева, Александра Федоровна

Заключение

В данной диссертационной работе в соответствии с целями и задачами проведено исследование политической теории Г.Дж. Уэллса, а именно: описаны процесс становления его взглядов и их эволюция; проанализированы основные положения политической теории Герберта Уэллса и продемонстрирован системный характер его идей. В результате можно сделать вывод о том, что политическая мысль Г.Дж. Уэллса представляет собой оригинальную самобытную концепцию.

Если брать за основной метод исследования принцип историзма, то мы пытались в этой работе следовать ему: то есть изучать политические идеи Уэллса в срезе современной ему эпохи. Еще на первых этапах исследования стало понятно, что, хотя идеи Уэллса и носят универсальный, общечеловеческий характер, то есть можно расширительно истолковывать его доктрину, не нужно искать его родоначальников в древних временах. Тогда проясняется, в чем суждения Уэллса традиционны, а где он идет в ногу со своим временем и даже опережает его, пытаясь понять все последствия II промышленной революции, прихода на арену новых политических сил.

Осознание того, что привычные общественные связи распадаются, а обострение противоречий уже действительно ввергло мир в «войну всех против всех», грозящую истреблением рода человеческого, заставляло в конце XIX века призывать к возрождению «социальности», чувства «общинности» как единственного противовеса анархии эгоизма и национализма. Одни стремились спасти собственные интересы, другие - человечество. Бороться против первых призывал Уэллс, и вставал на сторону вторых.

В середине XIX века авторы социальных учений старались строить свои системы так, чтобы в них все было доступно людям, по крайней мере, не противоречило бы здравому смыслу. Наиболее популярные системы этого времени далеки от многих странностей и утопий сенсимонистов и фурьеристов, а решают вопросы на почве промышленной, практически-экономической, понятной среднему образованному человеку. Социализм конца XIX века принял свои формы не только будучи новым этапом развития коммунизма Морелли и Мабли, социализма Оуэна, а являясь вполне самостоятельным теоретическим течением, соответствующим тенденциям времени. Научно-технический прогресс, промышленные перевороты, выход на арену новых политических и социальных акторов обусловили скачок социально-политической мысли, вызвав появление таких доктрин, как уэллсовская.

Политическая теория Уэллса, являясь отражением социально-политических реалий Великобритании конца XIX - первой половины XX века, может быть отнесена к общему пласту доктрин социалистического, коллективистского толка, существовавших в этот период в Англии. Для большинства из них был свойственен отход от четкого прописывания картины идеального политического строя. В отличие от, например, детально прорисованной концепции Р. Оуэна, теоретики конца XIX века стали мыслить принципами. Это обусловило возможность более легкого синтеза различных школ по определенным вопросам без утраты основных положений. В этом сходство с концепциями современников и доктрины Уэллса. Однако по некоторым теоретическим вопросам она расходится с идеологией политических течений этого периода.

По сравнению с многочисленными социалистическими концепциями, актуализировавшимися со второй половины XIX века в Англии, доктрина Уэллса имеет ряд особенностей. Этот период характеризуется подъемом рабочего движения, развитием законодательства, ростом влияния организаций, объединяющих рабочих и защищающих их права. Политическая борьба в Англии, приведшая к потере влияния либерализма и усилению рабочего движения, напрямую повлияла на характер социалистических концепций. Теоретики английского социализма считали своей опорой именно тред-юнионы, то есть исходили из существующих исторических условий, реалий. В этом вопросе Уэллс расходился с ними во взглядах.

Взгляды Уэллса отличаются от английского социализма и в вопросах отношения к политическим институтам. Теоретики таких направлений, как фабианство, гильдейский социализм, считали необходимым не разрушение существующих политических институтов, а преобразование уже существующих в новые, которые будут лучше соответствовать декларируемым принципам. Также в их планы не входила серьезная политическая борьба, широкая пропаганда своих идей. Работа тред-юнионов в качестве базовой организации по постепенному изменению законодательства виделась им вполне достаточной для постепенного перехода к социалистическому строю. Герберт Уэллс же брал за основу тенденции, а не институты. Его социалистическая доктрина оригинальна также и тем, что не приемлет насильственных методов преобразования, классовую борьбу и революционный переход к новому строю. Этим его теория отличается и от марксизма. Вообще, отметим, что тексты Уэллса редко грешат большим количеством заимствований из других теорий, так как он исходит из других посылок.

Если Веббы, Дж. Коул, социал-демократы рассуждали о социализме применительно к Англии, учитывая историческое развитие страны и национальные особенности британцев, то подход Уэллса применим не только к отдельно взятому государству. Понимая, что истинный социализм не может быть исключительно британским, он адресует свою теорию всему человеческому сообществу, независимо от национальностей. В этом аспекте мы рассматриваем его идеи о решающей роли войн в разрушении старых порядков и о преодолении крайних форм национализма и патриотизма как подтверждение глобалистского характера политических взглядов Уэллса, что не характерно для политической мысли Великобритании этого периода. Только объединившись в мировое государство, люди смогут, по мнению Уэллса, наконец, выработать общее для всех избирательное, правовое, таможенное законодательство, наиболее оптимальную систему образования и т.п., что в настоящее время относится к суверенитету каждой отдельной страны и приводит к постоянным международным конфликтам.

В политической теории Г. Дж. Уэллса большое место занимает критика современного ему политического мира и характеристика его как торжества плутократии, авантюристического капитала, национализма, империализма, невежества и предрассудков, пришедших из Средних веков, частной собственности на те вещи и явления, которые должны быть по своей природе общей, коллективной собственностью.

Политическая теория Г.Дж. Уэллса, с одной стороны, продолжает традиции британской социально-политической мысли, с основными положениями которой он согласен. Его доктрина подразумевает реформизм, следование методам мирной общественной пропаганды, искоренение частной собственности на землю и природные богатства, ликвидацию ренты, отрицание классовой борьбы и насильственных методов при переходе к новым типам социального устройства. С другой стороны, политическим идеалом Уэллса является Федеральное мировое государство, в котором объединены все страны, отказавшиеся от некоторых суверенных прав: собственных денег, системы образования, права, таможенных законов и т.д., и возглавляют которое наиболее мудрые представители общества, сохраняющие все эти условия. Благодаря тому, что в основе концепции Г.Дж. Уэллса лежит утверждение об определяющей роли научно-технического прогресса в развитии общества, исследование его социально-политической мысли приобретает особое значение на фоне глобализации современного мира. Признание же человечеством необходимости мирного сосуществования - главное условие на пути к объединению. Анализируя тенденции развития общества, учитывая определяющее влияние научно-технического прогресса, способом достижения политического идеала Уэллса можно считать «открытый заговор». Основным политическим актором открытого заговора, осуществляющим преобразования, он считает организацию «функциональных людей» - ученых, учителей, врачей, отдавая им роль управляющих в будущем мире. Таким образом, Уэллс является сторонником элитизма, что скорее сближает его доктрину с политической мыслью континентальной Европы, а не Великобритании, и во многом делает родоначальником технократических теорий середины XX века. Основная цель Открытого заговора в начальной фазе - прекращение внутренних конфликтов национальных государств и окончание международных и классовых кризисов. Конечная его цель - построение мирового федерального государства. Можно утверждать, что в этом вопросе Уэллс показывает себя истинным британским мыслителем - единственный путь к новому строю он видит в постепенных изменениях, которые должны одновременно происходить в различных областях общественной жизни. Главный тезис пропаганды такого поступательного перехода - осознание необходимости космополитизма и свободного мирового обмена в политике, экономике, финансах, научной мысли.

Г. Дж. Уэллсу удалось выявить тенденцию глобализации в период, когда весь мир был разъединен, каждый политический субъект преследовал личные цели, и страны не задумывались об объединении. И хотя такие проекты, как Лига Наций, и начали осуществляться после Первой мировой войны, реальные шаги к консолидации стран на основе мира и согласия стали предприниматься лишь сейчас. Учитывая также состоятельность многих прогнозов мыслителя, подтверждавшихся на протяжении всего XX века, и метод выявления тенденций развития общества, характерный для большинства его произведений, и соотнося их с реалиями современного мира, можно более объективно, чем ранее, оценивать место Г. Дж. Уэллса в истории социально-политических учений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Яковлева, Александра Федоровна, 2007 год

1. Уэллс Г.Дж. Война против войны (меч мира). М., 1916.

2. Уэллс Г.Дж. Грядущее. О том, что будет после войны. Пг., 1917.

3. Уэллс Г.Дж. Демократия в заплатах / Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 т. Т. 15. М., 1964. С. 399-403.

4. Уэллс Г.Дж. Докладом «Яд, именуемый историей» Путешественник снова вызывает на спор своих давних друзей педагогов. / Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 т. Т. 15. М., 1964. С. 404-424.

5. Уэллс Г. Краткая история мира. JI.-M., 1924.

6. Уэллс Г.Дж. Краткая всемирная история. М., 2005.

7. Уэллс Г.Дж. Краткая история мира. М., 2005.

8. Уэллс Г.Дж. Международная катастрофа 1914 года и ее последствия. М.-П., 1923.

9. Уэллс Г.Дж. Наука и мировое общественное мнение. / Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 т. Т. 15. М., 1964. С. 425451.

10. Уэллс Г.Дж. Неизвестный солдат великой войны / Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 т. Т. 15. М., 1964. С. 379-383.

11. Уэллс Г. Очерки истории цивилизации. М., 2004.

12. Уэллс Г.Дж. Россия во мгле. М., 1958.

13. Уэллс Г.Дж. Собрание сочинений в 4 т. СПб., 1901.

14. Уэллс Г.Дж. Собрание сочинений в 13 т. СПб., 1909-1917.

15. Уэллс Г.Дж. Собрание сочинений в 15 т. М., 1964.

16. Уэллс Г.Дж. Что означает для человечества прочный мир / Уэллс Г. Собрание сочинений в 15 т. Т. 15. М., 1964. С. 384393.

17. Уэльс Г. Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеческую жизнь и мысль. М., 1902.

18. Уэллс Герберт Джордж. Опыт автобиографии: Открытия и заключения одного вполне заурядного ума (начиная с 1866 года). М., 2007.

19. Wells H.G. British Nationalism and the League of Nations. L., 1918.

20. Wells H.G. Democracy under Revision. A Lecture Delivered at the Sorbonne on March 15th, 1927.

21. Wells H.G. Experiment in Autobiography. Discoveries and Conclusions of a Very Ordinary Brain. Vol. 1-2. L., 1934.

22. Wells H.G. Faults of Fabian // Fabian News, Feb. 1906.

23. Wells H.G. First and Last Things. A Confession of Faith and Rule of Life. L., 1929.

24. Wells H.G. Imperialism and Open Conspiracy. L., 1929.

25. Wells H.G. Mankind in the Making. L., 1909.

26. Wells H.G. Modern Utopia. Lincoln, 1967.

27. Wells H.G. New Worlds for Old. N.Y., 1911.V

28. Wells H.G. Socialism and the Scientific Motive. L., 1923.

29. Wells H.G. Socialism and the Family. L., 1906.

30. Wells H.G. Socialism and the Middle Class // Fabian News. Dec., 1906.

31. Wells H.G. Socialism and Politics / The Socialist Review//The Independent Labour Party. L., March-August, 1908.

32. Wells H.G. The Conquest of Time. L., 1942.

33. Wells H.G. The Idea of League of Nations. Oxford University Press, L., 1919.

34. Wells H.G. The Idea of a World Encyclopaedia. Philadelphia, 1977.

35. Wells H.G. The Labour Unrest. L., 1912.

36. Wells H.G. The New World Order. L, 1932.

37. Wells H.G. The New Rights of Man. Kansas, USA, 1942.

38. Wells H.G. The Outline of History. N.Y., 1929.

39. Wells H.G. The Rights of Man, or What are we Fighting For? // Harmondsworth, Penguin Special №50,1940.

40. Wells H.G. The Salvaging of Civilization. The Probable Future of Mankind. N.Y., 1921.

41. Wells H.G. The War that will End War. L., 1914.

42. Wells H.G. The Way to a League of Nations. Oxford University Press. L., 1919.

43. Wells H.G. The Work, Wealth and Happiness of Mankind. L., 1932.

44. Wells H.G. The Works. Atlantic edition. In 28 V. N.Y. 19241927.

45. Wells H.G. The World, its Debts and the Rich Men (a speech by H.G. Wells). L., 1922.

46. Wells H.G. This Misery of Boots. L., Fabian society, 1907 (то же, Independent Review, dec. 1905).

47. Wells H.G. University of London Election (a speech). L., 1922.

48. Wells H.G. Washington and the Reedle of Peace. N.Y., 1922.

49. Wells H.G. What are We Do With Our Lives? L., 1935.

50. Wells H.G. What is Coming? A Forecast of Things after War? L., 1916.

51. Wells H.G. Will Socialism Destroy the Home? / Grand Magazine, Dec. 1907.

52. Wells H.G. World Brain. L, 1938.1. Использованная литература

53. Андерсон К.М. Идеи кооперации в западноевропейской общественной мысли начала XIX в. (Материалы к специальному курсу). М., 1999.

54. Бер М. История социализма в Англии. Т. 2. JL, 1924.

55. Вебб С. Социализм в Англии. Сборник статей английских социалистов. Пг., 1918.

56. Вебб С. и Б. История рабочего движения в Англии. СПб., 1899.

57. Вебб С. и Б. Теория и практика английского трэд-юнионизма (Industrial Democracy). Т.1. СПб., 1900.

58. Вебб С. и Б. Теория и практика английского трэд-юнионизма (Industrial Democracy). Т.2. СПб., 1901.

59. Венгерова 3. Фантастический роман в Англии // «Северный курьер». 1900. №161.

60. Виноградов В.Н. «Бунт» Г. Уэллса в Фабианском обществе // «Новая и новейшая история». 1970. №5.

61. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

62. Динамов С. Герберт Уэллс (Опыт характеристики) // «На литературном посту». М., 1927. №24.

63. Динамов С. Творчество Герберта Уэллса // Уэллс Г. Когда проснется спящий. М., 2002.

64. Дионео (Шкловский И. В.). Из Англии // «Русское богатство». 1898. №5.

65. Дионео (Шкловский И. В.). Из Англии // «Русское богатство». 1902. №2-4.

66. Дионео (Шкловский И. В.). Письма из Англии. Письмо пятое // «Русь». 1907. №349.

67. Дитякин В. Уэллс на русском языке и русская литература о нем. 1895-1922 гг. // «Казан, библиофил.» 1964. №4.

68. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853 гг. М., 1982.

69. Замятин Е.И. Герберт Уэллс. Пг., 1922.

70. Зигфрид А. Англия наших дней. М., 1926.

71. История человечества: Научное и культурное развитие. Т. VI, VII. М„ 2003.

72. Кагарлицкий Ю. Вглядываясь в грядущее. М., 1989.

73. Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. М., 1994. Т. 7.

74. Кригер И.Б. Философия Герберта Уэллса. Дисс. . канд. филос. наук. М., 2005.

75. К.Т. (Толстой К.Н.). Новый английский писатель // «Новый журнал иностранной литературы». 1898. №6.

76. Левидова И.М., Парчевская Б.М. Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898-1965. М., 1966.

77. Луначарский А.В. Статьи о литературе. М., 1957.

78. Любимова А.Ф. Жанр социально-психологического романа в творчестве Г. Уэллса, 1900-1914. Пермь, 1985.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 3 т. М., 1970.

80. Моррис У. Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия. М., 1962.

81. Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи и письма. М., 1973.

82. Мортон А. Л. Английская утопия. М., 1956.

83. Мортон А. Л. История Англии. М., 1950.

84. Моска Г. Правящий класс // "Социс". 1994. №10.

85. Набоков В.Д. Из воюющей Англии. СПб., 1916.

86. Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. Пермь, 1992.

87. Оуэн Р. Избранные сочинения. М. JL, 1950.

88. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

89. Примочкина Н.Н. Горький и писатели русского зарубежья. М„ 2003.

90. Раппопорт С.И. По поводу «Новой утопии» // «Вестник Европы». 1906. №3.

91. Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., 1991.

92. Ромм А. С. Герберт Уэллс. М., 1959.41. «Русское слово». 1899. 15 марта. №73.

93. Савельева И.С. Социальная философия Г.Дж. Уэллса. Л., 1985.

94. Спенсер Г. Личность и государство. Челябинск, 2007.

95. Старцев А. Ранний Уэллс // «Интернациональная литература». М., 1935. №5.

96. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в 2-х частях. Тамбов, 1994.

97. Топорина Т.В. Британская общественность и англосоветские отношения. 1921-1923 // Автореферат дис. . канд. истор. наук. Л., 1982.

98. Травельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959.

99. Туполева Л. Ф. Социалистическое движение в Англии в 80-е годы XIX века. М., 1973.

100. Уэбб Б. Кооперативное движение в Англии. М., 1908.

101. Уэллс Г. Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Пища богов. М., 1988.

102. Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1968.

103. Чубукова Е. И. Методология социального познания Г. Уэллса. Л., 1984.

104. Чуковский К. И. Англия накануне победы. Пг., 1917.

105. Штекли А.Э. Утопии и социализм. М., 1993.

106. Barker Т.С., Savage C.I. An Economic History of Transport in Britain. L., 1974.

107. Bax E.B. The Ethics of Socialism. L., 1889.

108. Bax E.B., Morris W. Socialism from the Root up. L., 1886.

109. Becker C. Mr. Wells and the New History / Everyman His Own Historian. N.Y., 1935.

110. Belgion M. H.G. Wells. L., 1953.

111. Bond B. War and Society in Europe, 1870-1970. N.Y. -Oxford, 1986.

112. Braybrooke P. Some aspects of H.G. Wells. L., 1928.

113. Brome V. H.G. Wells. L, 1951.

114. Brown I. H.G. Wells. L., 1953.

115. Chappell F. A. Bibliography of H.G. Wells. Chicago, 1924.

116. Connes G. Etude sur la pensee de Wells. Strasbourg, 1926.

117. Earle E. M. H.G. Wells, British Patriot in Search of a World State / Nationalism and Internationalism, ed. by Earle. N.Y., 1950.

118. Fabian-news. L., Fabian Society. 1901-1918, 1922, 1926-1933.

119. Fabian tracts. L., Fabian Society. 1888-1931.

120. H.G. Wells. A Comprehensive Bibliography. L.: Wells's Society, 1986.

121. H.G. Wells in Love: Postscript to an Experiment in Autobiography / Ed. By G.P. Wells. L., 1984.

122. Haag J., Van der Horst A. Guide to the International Archives and Collections at the IISH, Amsterdam. Amsterdam, 1999.

123. Hammond G.P. Ideas of H.G. Wells // «Wellsian». 1961. №4.

124. Hammond J. R. H. G. Wells and the Modern Novel. L., 1988.

125. Hillegas M. R. The Future as Nightmare: H.G. Wells and the Antiutopians. N.Y., 1967.

126. Hopkins R. Thurston. H.G. Wells. Personality. Character. Topography. L., 1922.

127. Houghton W.E. The Victorian Frame of Mind, 1830-1870. New Haven -L., 1957.

128. Hyde W.J. The Socialism of H.G. Wells in the Early Twentieth Century / Journal of the History of Ideas, 17, 1956.

129. Hyndman H.M. The Evolution of Revolution. L., 1923.

130. Hyndman H.M. The Historical Basis of Socialism in England. L., 1883.

131. Kauffman S. Wells and the New Generation: The Decline of a Leader of Youth / College English, 1,1940.

132. Mackenzie J. Mackenzie N. I. The Time Traveler: the Life of H.G. Wells. L., 1973.

133. McBriar A.M. Fabian Socialism and English Politics. 18841918. L, 1962.

134. Mellersh H.E.L. Religion and Mr. H.G. Wells: His Unchanging Faith // "Socialist Review". №2.1930.

135. Mencken H.L. The Late Mr. Wells // "Prejudices", First Series. N.Y., 1919.

136. Meyer, Mathilde M. H.G. Wells and His Family as I have Know them. Edinburg, 1955.

137. Millett F. B. Contemporary British Literature. 3d ed. N.Y., 1935, pp. 501-508.

138. Orwell G. Wells, Hitler and the World State / Critical Essays. L., 1946.

139. Pease E.R. The History of the Fabian Society. L., 1925.

140. Price R. Labour in British Society: an Interpretive Histoiy. L.-N.Y, 1986.

141. Satler A. H.G. Wells, Apostle of World Society / Personality in Politics. L., 1947.

142. Seguy R. H.G. Wells et la pensee contemporaine // "Mercure de France". 1912. №95.

143. Smith D.C. H.G. Wells: a Desperately Mortal: a Biography. New Haven, 1986.

144. The British Socialist. A Monthly Socialist Review. L., 1912, 1913.

145. The Co-operator. 1818-1830.

146. The Letters of Sydney and Beatrice Webb/ Ed. by N. Mackenzie. Vol. 2, 3. L., 1978.

147. The Socialist Review. L., 1908-1934.

148. Wagar W.W. H.G. Wells and the World State. New Haven, 1961.

149. Wells G.H. H.G. Wells: A Bibliography, Dictionary, Dictionary and Subject-Index. L., 1926.

150. Wells G.H. The Works of H.G. Wells. 1887-1925. L., 1926.

151. Wells's Social Anticipations. N.Y., 1927.

152. West G. H.G. Wells. A Sketch for a Portrait. L., 1930. Архивные материалы

153. Международный институт социальной истории. Амстердам. Dora W. Russel Archive. 98/ Wells. Personal papers 1924-1936.

154. Международный институт социальной истории.

155. Амстердам. Fabian Society Archive, part 2, 5/3.

156. Международный институт социальной истории.

157. Амстердам. Harold J. Laski Archive, 1920-1952. 27.5/ Wells. Personal papers 1921-1941.

158. Международный институт социальной истории.

159. Амстердам. М. Beer Archive. Correspondences with H.G. Wells 1939.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.