Политическое устройство, социально-экономические отношения и культура государства Гуридов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мохамед Абед Хайдари

  • Мохамед Абед Хайдари
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2013, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 178
Мохамед Абед Хайдари. Политическое устройство, социально-экономические отношения и культура государства Гуридов: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Душанбе. 2013. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мохамед Абед Хайдари

Введение.

Глава 1. Исторические источники по истории государства Гуридов.

1.1. Сочинения гуридских придворных историков на языке фарси по истории и социально-экономическому развитию государства Гуридов.

1.2. Арабские и европейские источники по истории и культуре государства Гуридов.

Глава 2. Политическая история социально-экономические отношения в государстве Гуридов.

2.1 .Борьба местных эмиров Гура за независимость и создание централизованного государства.

2.2. Государственное устройство и аппарат управления империи Гуридов.

2.3. Социально-экономические отношения в Гуре.

Глава 3. Этничность и культура Гуридов.

3.1. Проблема этнической идентичности династии Гуридов.

3.2. Наука и образование Гуридов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическое устройство, социально-экономические отношения и культура государства Гуридов»

Гур один из самых древних городов современного Афганистана. В средние века он играл важную роль в истории таджиков и всей Средней Азии. В XI веке представители Шансабской династии, которые впоследствии прославились как Гуриды, в условиях стремительного упадка центральной власти Сельджукского государства в 1151 г. захватили Газну и из небольшой местной династии, вассальной сельджукам стали независимыми. Затем последовало стремительное территориальное расширение государства Гуридов. Были захвачены Гарчистан, Заминдавар, Бадгис (вместе с Гератом) Лахор, Бадахшан и Пешавар. Обратив в конце XII в. свое внимание на Индию, Гуриды завоевали Кашмир, Пенджаб ив 1193 г. дошли до Дели.

Провинция Гур горная местность, поэтому, в средние века ее независимых эмиров называли «малик-уль-джабаль», что в переводе означает «правители гор». Следует отметить, что правителей Гура в рассматриваемый период называют по-разному. В некоторых исторических источниках эмиры упоминаются, как «правители Гура». В ряде других источников их называют Шансабскими правителями или представителями Шансабской династии.

Гур вначале был эмиратом, но со временем превратился в великую империю. Представители гуридских династий правили владениями из своей основной столицы, которая находилась в Фирузкухе. Под контролем Гуридской династии в период расцвета находились огромные территории, которые простирались от Китая до Красного моря, от Амударьи до берегов реки Ганг в Индии. Особенностью Гуридской империи было то, что ею управляли одновременно из трех центров. В каждом центре имелись свои политические и военные правители, которые пользовались всеми необходимыми полномочиями на подконтрольных им территориях.

Гуриды играли важную роль не только в истории современного Афганистана, но и во всем Хорасане. Они внесли весомый вклад в политической, экономической и культурной жизни обширного региона.

Актуальность исследуемой темы обусловлена в - первых в том, что история государства Гуридов - неотъемлемая часть истории таджиков, хотя сегодня одноименная провинция Гур находится на территории Афганистана; во-вторых, история государства Гуридов недостаточно изучена; в-третьих, в Афганистане и в некоторых зарубежных странах появились работы, которые искажают историческую действительность путем фальсификации истории этого государства; в-четвертых, изучение истории государства Гуридов позволит определить самые важные проблемы его истории, тем самым, дать аргументированные ответы фальсификаторам истории.

Степень научной разработанности темы. Истории становления государства Гуридов и гуридской династии посвящены ряд ценных научных работ, опубликованных в России, Таджикистане, Афганистане и ряде других стран.

Научную литературу, посвященную государству Гуридов и Гуридской династии можно разделить на несколько групп: в первую группу включены работы российских, советских и таджикских ученых. В числе российских ученых следует назвать, прежде всего, труды таких известных исследователей как М. Петрушевского и В. В. Бартольда, чьи работы посвящены различным проблемам истории средневекового Ирана, Кавказа и Средней Азии. Работа М. Петрушевского «Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII- XIV веков»1 содержит много сведений о формах земельной собственности в Хорасане, в том числе Гуре, о продуктах сельского хозяйства, об ирригационной системе, о возделывании сельскохозяйственных культур. Диссертант использовал и другую работу М.

1 Петрушевский М. П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII- XIV веков. -Москва- Ленинград: Изд-во АН СССР, 1960.

Петрушевского написанную в соавторстве с Е. В. Пигулевской и другими советскими авторами1.

В своей книге «Туркестан в эпоху монгольского нашествия2» известный российский и советский востоковед В.В. Бартольд исследует вопросы земельных отношений, положение сельского хозяйства, строительство дамб в реках и способы водопользования. В монографии мы находим важные сведения о Гуридах, которые правили Хорасаном до монгольского нашествия. Автор приводить ценные сведения о военных походах гуридских правителей, о территориях, которые входили в состав государства Гуридов.

Из советских авторов нельзя не упомянуть работу Масона В.М и Ромодина В.А. , в которой исследуются вопросы образования и развития государств Гуридов.

Определенный вклад в изучение истории государства Гуридов внесли и таджикские ученые. Прежде всего, нужно отметить фундаментальный труд таджикского ученого Б. Гафурова «Таджики»4. Б. Гафуров в своей работе освещает географическое положение Гура, дает ценные сведения о полезных ископаемых, об этническом происхождении Гуридов. Однако следует упомянуть, что в книге Б.Гафурова исследованы самые общие проблемы истории государство Гуридов. Многие аспекты становления государства, социально-экономические отношения и культура Гуридов не нашли достаточного отражения в работе.

Определенный вклад в изучении истории государства Гуридов внесли таджикские ученые. Н.Амиршоев при исследовании истории Гератских

1 Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский М.П., Строева Л.В., Беленицкий A.M. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Перевод на фарси Карима Кишоварза. -Тегеран, 1975 (на языке фарси).

2 Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия// Академик Бартольд .- Сочинения. Т.2.Ч. 1. -М., 1963.

3 Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана.В двух томах. Т.1.- М,, 1965.-С.255-265.

4 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга 1, 2. -Душанбе, 1989. куртов1 обращает внимание и на историю другого таджикского государства -Гуридов. В его статье, на страницах академического журнала Известия АН

Таджикской ССР, речь идет об исторических источниках по истории 2

Гуридов . Не менее востребованной оказалась его статья об Ала ад-Дине Джахансуз3. В книге «Государственность таджиков»4 Н.Амиршохи приводить ценные сведения о Шансабской династии, которая правила в Гуре, даёт характеристику эмирам и султанам государства Гуридов. К. Бобоев в своей статье исследует вопросы развития традиции государственного управления при Гуридах5. Традиции государственного управления и государственной службы государства Гуридов стали предметом исследования Г. Дж. Косимова, Х.Нуриддинова, К. Искандарова и Б.П.Ализода6. Таджикские правоведы А.Г. Холиков7 и И.Б. Буриев8 исследовали государственную структуру и систему управления государства Гуридов. Следует отметить, что книга «История таджикского народа» под редакцией академика Н.Неъматова9, также содержит важные сведения об истории Гура и государства Гуридов.

Тем не менее, отдавая должное широте и глубине, научным достоинствам всего указанного массива различной литературы, следует отметить, что в ней еще недостаточно исследованы все вопросы, связанные с историей становления, государственного устройства, социально-экономическим Амиршоев Н. Давлати куртхои Хирот (Государство куртов Герата)(1245-1389). -Душанбе, 1996 (на тадж. языке).

2Амиршоев Н. Исторические источники по истории Гур и Гуридов// Известия АН Таджикской ССР.- №3, 1986(на тадж.языке).

3 Амиршоев Н. Алауддин поджигател мира, действительно был таковым?// Джаванани Таджикистан, 1989(на тадж. языке).

4 Амиршоев Н. Таджикские государства в 1Х-Х1Увв. -Душанбе, 1999.

5 Бобоев К. Гуриды и традиции государственного управления таджиков // Паяме андеша. 1998, №2 ( на тадж.языке).

6 Косимов Г. Ч., Нуриддинов X., Искандаров К., Ализода Б.П. Государственная служба в Республике Таджикистан. - Душанбе, 2012 (на тадж.языке).

7 Холиков А.Г. История государства и права Республики Таджикистан. Часть1/ Учебное пособие.- Душанбе, 2002(на тадж. языке).

8 Буриев И. Б.- Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период). Автореф. дисс. доктора юридических наук. -Душанбе, 2010.

9 История таджикского народа/ Под ред. Н.Неъматова. -Худжанд, 2008(на тадж.языке). отношениям и культуре государства Гуридов не стали предметом специального диссертационного исследования. Более того, некоторые вопросы, связанные с этнической интендичностью и языка династии шансабитов со стороны афганских ученых необъективно освещены, что требуют тщателного научного анализа.

Вторую группу литературы, посвященной истории государства Гуридов составляют труды афганских исследователей. Афганские историки уделяли достаточное внимание Гуридам. Ими было издано немало трудов по исследуемой нами теме. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что при последних афганских королях - Надиршахе и Захир Шахе, а также в период правления президента Дауда, историческая наука оказалась под жесткой государственной цензурой. В результате, все исторические произведения, написанные в данный период, обязательно проходили проверку цензоров. Другими словами, они должны были соответствовать требованиям официальной идеологии. Но, несмотря на жесткую цензуру, в Афганистане в этот период много исследователей занимались изучение средневековой историей страны. Они старались объективно изучать актуальные проблемы отечественной истории, и вопреки запретам официальных властей, издали много работ, в которых освещена и история государства Гур. К таким исследованиям можно отнести работы М.Г.М. Губара1. В работе «Афганистан на пути истории» М. М. Губар дает сведение о родине и национальной принадлежности первых правителей и гуридских султанов, о гуридских полководцах, о расширении империи Гуридов, о разгроме Газневидов, о разрушении столицы Газневидов - городе Газни гуридским правителем Ала ад-Дином. В другой его работе «Афганистан одним взглядом»2, также можно найти ценные данные обо всех афганских султанах,

1 Губар Мир Гулам Мохаммад. Афганистан на пути истории. -Кабул, 1985 (на языке дари).

2 Губар Мир Гулам Мохаммад. Афганистан одним взглядом. - Кабул: Ассоциация историков, 1967 (на языке дари). начиная со времени распространения ислама до восшествия династии абдалы на трон.

Проблемы истории государства Гуридов нашли свое отражение в работах Али Ахмада Кухзода. Особенно следует отметить путевые заметки историка под названием «Вдоль Кухи Баба и Герируда»1. Ценность настоящей работы заключается в том, что она была написана после длительного путешествия по Гуру, когда он объездил практически всю провинцию, изучил все необходимые документы и рукописи, имеющие отношения к истории Шансабской династии.

Истории Гура отведено важное место и в других работах Али Ахмада Кухзада. Особенно в его работе «Афганистан в «Шахнаме»2 и «История Афганистана» .

Несомненно, большую ценность представляют исторические труды Абдулхайя Хабиби. В работе «История Афганистана после победы ислама»4 автор освещает государственное устройство, армию, культуру и т.д. Однако эта работа не лишена недостатков. В первой главе, которая называется «Сури и Гура», А.Хабиби неверно утверждает, что шансабы и сури представители одной династии. Немалый интерес представляет и его двухтомная книга «Краткая история Афганистана»5

Профессор Кабульского университета Мир Хусейн Шах в своей работе исследует жизнь афганских династий, правивших в Индии, в том числе,

1 Кухзод, Али Ахмад. Вдоль Кухи Баба и Герируда. - Кабул, 1945(на языке дари).

2 Кухзод Ахмад Али. Афганистан в «Шахнаме». -Кабул. 1976 (на языке дари).

2 Али Ахмад Кухзод. История Афганистана. Второй том,- Кабул, 1956(на языке дари).

4 Хабиби А. История Афганистана после победы ислама. -Кабул: Международный центр по изучению кушанской цивилизации, 1978(на языке дари).

5 Хабиби Абдулхай Краткая история Афганистана. Т. 1. Кабул, 1966 (на языке дари); Он же. Краткая история Афганистана. Т. 2,- Кабул, 1967(на языке дари).

Гуридов. Он подробно освещает политическое, военное, социальное и культурное положение афганских правителей государства Гуридов1.

Немалый интерес представляет книга другого афганского исследователя Мир Мохаммад Сиддик Фарханга2. В данной работе история империи Гуридов дается в очень сжатой форме. Несмотря на это, Мир Мохаммад Сиддик Фарханг уделяет особое внимание этническому происхождению Гуридов, так как после появления работы Абдулхая Хабиби о «Пата Хазона», проблема этнической принадлежности Гуридов стала самым дискутируемым вопросом в среде историков Афганистана. Профессиональный военный А. А. Джелали в своей работе3, подробно рассказывает о войнах, военных победах и поражениях всех правящих династиях. Пакистанский пуштун Сайд Бахадуршах Зафар Кокухель в своей работе «Пуштуны в истории Афганистана»4 освещает историю Афганистана с древнейших времен до правления короля Захер-шаха. Автор освещает проблему этнического происхождения династии Гуридов, подробно рассказывает о Гуридских султанах, уделяет много внимания военным походам Шахаб ад-дина Гури в Индию, определяет границы империи на протяжении всего существования гуридской династии.

Афганский историк Атикулла Пажвок в сборнике статьей под названием «Гуриды»5 представляет читателю не только правителей династии Гуридов, но также научную и культурную жизнь при Гуридах. Однако автор книги находился под влиянием «Пата хазана». Поэтому в отдельных моментах он рассуждает как историк-любитель, а не как профессионал. Поэтому, при освещении истории государства Гуридов он не подходит к освещению

1 Мир Хусейн Шах. Афганцы в Индии. - Кабул: Ассоциация историков, 1966(на языке дари).

2 Фарханг, Мир Мохаммад Сиддик. Афганистан в пять последних веков.- Пешавар, 1988 (на языке дари).

3 Джалали, Али Ахмад. Изучение. Истории Афганистана с точки зрения военной службы. Т. 1, 2. -Кабул: Типография Министерство образования Демократической Республики Афганистан, 1984-1985(на языке дари).

4 Зафар, Кокухель Сайд Бахадуршах.Пуштуны в истории Афганистана. -Пешавар, 1965 (на языке дари).

5 Пажвок, Атикулла -Гуриды. -Кабул: Государственное издательство, 1966(на языке дари). проблем с критической точки зрения. Вместо этого он занимается фальсификацией истории.

Большую помощь диссертанту оказала работа Шах Махмуда Махмуда «Независимое государство Гуридов»1. В данной работе автор уделяет особое внимание политическому, социально-экономическому и культурному положению в Гуридской империи. Ценность работы в том, что при написании своей работы Ш. М. Махмуд использовал достаточно большое количество афганских и зарубежных источников. Следует отметить другую работу Шах Махмуда «Анализ политического и военного положения при Гуридах» . В ней можно найти достаточно большое количество сведений по истории государства Гуридов.

Среди работ афганских историков встречают труды, посвященные отдельным гуридским правителям к примеру работа Мохаммада Эбрахима Сабита «Султан Шахаб-ад-дин Гури» . Автор подробно рассказывает о том, как султан Шахаб ад-Дин пришел к власти, в каких сражениях принимал участия, и как он захватил Индию. Вместе с тем Мохаммад Ибрахим Сабит в основном использует книгу «Пата хазана», в которой немало неточностей и искажений.

Вместе с тем, необходимо отметить, что книга «Султан Шахаб ад-дин Гури» - это первая отдельная работа, которая была целиком посвящена Гуридам и гуридскому султану.

Нельзя не упомянут работу Азиз Ахмада Панджшери «Историческая география Гура»4, в которой автор уделяет главное внимание историческим центрам, т.- е. столицам империи Гуридов, городам, крепостям, многие из Махмуд, Шах Махмуд . Независимое государство Гуридов. -Кабул. 2005(на языке дари).

2 Махмуд, Шах Махмуд. Анализ политического и военного положения при Гуридах. -Кабул, 1999(на языке дари).

3 Сабит, Мохаммад Эбрахим,- Султан Шахаб-ад-дин Гури.- Кабул: Государственное издательство, 1965(на языке дари).

4 Панджшери, Азиз Ахмад. Историческая география Гура.-Кабул: Издательстсво Кабульского университета, 1990(на языке дари). которых были разрушены в прошлые века. Автор дает подробные сведения о реках, водных ресурсах, перевалах, главных торговых дорогах, военных крепостях и др.

В третью группу источников включены труды иранских исследователей. К наиболее важным из них относится монография Сайд Фурузони1, в которой иранский исследователь подробно излагает историю династии Газневидов, непосредственно связанной с Гуридами.

Из работ специально посвященных государству Гуридов следует отметить работу Фуруги Асгара Абари « История Гуридов»2. Автор дает ценные сведения об исторической географии Гуридова, о языке Гуридов и их происхождения, о самых видных представителях правящих династий, о борьбе Гуридов за независимость, о вероисповедании и т.д.

Другая, не менее значительная работа, в которой освещается история государства Гуридов, это «Полная история Ирана (с древнейших времен до революции конституционалистов на основе документов)»3. Автор этой работы доктор Азизулла Бает дает краткую информацию о всех султанах гуридской династии, начиная с Сайфиддина, кончая последним правителем Фирузкуха, Ала ад-Дином Али. Преимущество книги в том, что доктор А.Бает, указывает точные даты правления всех султанов гуридской династии.

Из трудов иранских авторов следует отметить работу Аббаса Экбала «Подробная история Ирана от монгольских завоеваний до революции конституционалистов»4. В данной работе можно найти интересные сведения о Хорасане, в том числе о государстве Гуридов и владениях гуридской династии.

1 Фурузони, Сайд Абдуль Касим. Газневиды: от возникновения до упадка. Второе издание. -Тегеран, 2007 (на языке фарси).

2 Фуруги A.A. История Гуридов,- Тегеран, 2002(на языке фарси).

3 Бает, Азизулла. Полная история Ирана с древнейших времен до революции конституционалистов. -Тегеран, 1991 (на языке фарси).

4 Экбаль Аббас. Подробная история Афганистана от монголского завоевания до объявления конституции. -Тегеран, 1933(на языке фарси).

Немалый интерес для диссертанта представляет работа Абари Асгара Фуруги под названием «История Гуридов»1. Излагая географическое положение, язык и религии Гуридов, автор исследует борьбу Гуридов за независимость и этапы создания империи. Опираясь на труды А.Хабиби, автор высказывает мнение, что возможно Гуриды вначале говорили на пушту, а затем под влиянием персидского языка и культуры их язык стал персидским, что на наш взгляд не отвечает действительности.

В четвертую группу литературы, посвященной истории государства Гуридов отнесены труды европейских историков. Наиболее значимая работа, это «Историческая география Восточного халифата»2 английского исследователя Листернича, «Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии»3 и «Последние газневиды»4 Клиффорда Эдмонда Босворта (Clifford Edmund Bosworth), многочисленные статьи этого востоковеда, в которых английский ученый уделяет особе внимание принципам управления государством, центры которого находились в Фирузкухе, Бамиане и Газни.

Среди трудов английских исследователей заслуживает внимания работа Стэнли Ленпола(181ап1у Lenpol) «Плеяда исламских султанов»3. В данной работе мы находим важные сведения, которые относятся к политической и дипломатической истории Гуридов. Другой английский генерал Перси Сайке (Persi Saikes) в своей работе «Истории Ирана»6 особое внимание уделяет военной истории Гуридов.

1 Абари А.Ф. История Гуридов.- Тегеран, 2006 (на языке фарси).

2 Листернич. Историческая география территории Восточного халифата. Перевод Махмуда Ирфан. -Тегеран 1958 (на языке фарси).

3 БосвортК. Э. Мусульманские династии,-М., 1971.

4 Босворт К. Э. Последние Газневиди. Перевод Абдул Ваххаб Фони.-Кабул: Академия наук Афганистана, 1987(на языке дари).

5 Ленпол, Стэнли. Плеяда исламских султанов. Перевод на фарси Аббаса Экбала.-Тегеран, 1934 (на языке фарси). Сайкс.П. История Ирана. Перевод Мохаммад Таки Фахра (Дои Гелани). -Тегеран. 1953(на языке фарси).

Из работ английских исследователей большую ценность для нас представляют работы Генри Джордж Раверти, который долгое время был офицером Британской армии в чине майора в Индии. Им написано большое число научных работ и учебных пособий. Среди них «Грамматика языка пушту» (1855), «Словарь языка пушту» (1860), «Сборник стихов на языке пушту» (1862) и многое другое. Раверти перевел с персидского языка на английский знаменитую книгу Джузджани Минхаджа Сираджа «Табакоти Носири», которая является ценным источником по истории Гуридов(1888). В контексте нашего диссертационного исследования представляют большое значение две его книги: «Записки об Афганистане и Белуджистане»1 и «Газни и его подчиненные земли (история, география, раса)»2. В этих двух работах неоднократно подчеркивает, что шансабити являлись таджиками.

Книга французского историка Рене Гроссе (Rena Grosse) «Империя кочевников»3 имеет много ценных сведений о государстве Гуридов.

Работа турецкого профессора Ибрагим Казаса угли «История государства хорезмшахов»4 представляет большой интерес для исследуемой темы. Автор работы в краткой форме дает сведения о военных походах гуридов против хорезмшахов и наоборот. Несмотря на скудность материала, в работе Ибрагима Казуса угли, по двум аспектам истории гуридов мы получаем очень ценные сведения. Первое, автор «Истории государства хорезмшахов» четко определяет территории, которые находились под постоянным контролем Гуридов, и второе, показывает военные возможности этой династии.

Однако, несмотря на обилие опубликованных работ, сегодня многие аспекты истории становления и развития государства Гур остаются

1 Raverty H.G. Notes on Afghanistan and Bluchistan.-Lahore 2001.

2 Raverty H.G. Ghaznin and its Environs(geographical,Ethnologra-Phical and Historical 'Lahore , 1995.

3 Рене Гроссе. Империя кочевников. Перевод Абдулхусейна Мейкаде. -Тегеран, Издательство науки и культуры, четвертое издание, 2000 (на языке фарси).

4Ибрагим Казас-угли. История государства харезмшахов. Перевод доктора Исфаганияна. -Тегеран: Накши джахан, 1953(на языке фарси). малоизученными. Более того, в последние десятилетия в Афганистане были опубликованы труды, которые не соответствуют исторической действительности. Речь в данном случае идет о вымышленных исторических трудах и работах, в которых история Гуридов или отдельные ее аспекты фальсифицированы. В этих условиях дальнейшее исследование история Гурского государственного образования остается актуальной задачей современной историографии.

Источниковедческая база диссертации. Основные источники по истории Гур можно разделить на три группы. В первую группу источников, посвященной исследуемой теме включены исторические сочинения средневековых авторов, чьи работы дошли до наших дней. Ценность этих произведений заключается в том, что авторы встречались с реальными правителями, иногда сами были свидетелями важнейших исторических событий или записывали события из уст непосредственных участников важных исторических событий.

На протяжение многих веков, Гуридам и империи Гуридов было посвящено большое количество исторических произведений. Здесь мы бы хотели отметить только те источники, которые признаны многими

1 2 востоковедами. Это «Адаб ал-харб в ш-шуджаат» и «Бахр-ал-ансаб» Фахриддина Мубаракшах ибн Хусейна, «Чахар макала» Низаме Арузи-йе Самарканди, «Тарихи Табари»3 Табари, «Тарихи Бейхаки»4 Абулфазла Бейхаки, «Тарихи гузида»5 Казвини Хамдулла Муставфи, «Тарихи

1 Малик Шах Фахридцин. Адаб ал-харб в ш-шуджаат. Подготовка к печати Ахмад Сухайли Хонсори.Тегеран:Икбап, 1967 (на языке фарси).

2 Шариф Мохаммад Мансур, Мубаракшах. Бахр-аль-ансаб. Подготовка к печати Ахмада Сухайли. Тегеран, 1967(на языке фарси).

3 Табари, Абу Джафар Мохаммад Джарир. Тарих ар-расул валь-мулук. - Тегеран: Фонд культуры, 1974(на языке фарси).

4 Бейхаки, Абулфазл Мохаммад Хусейн. Тарехе Бейхаки. Подготовка к печати доктор Файез и Гани. -Тегеран, 1955 (на языке фарси).

5 Казвини, Хамдулла Муставфи .Тарихи гузида. Подготовка к печати доктора Аболхасана Наваби. Второе изд-е.- Тегеран, 1983 (на языке фарси). фаришта»1 Мохаммад Касыма Хиндушах, «Равзат-ус-сафо»2 Мирхонда, «Табакоти Носири»3 Джузджани, «Зайн-ул-ахбор» Аблулхая Гардези4, «Таърихи джахонкушо»5 Джувейни, «Масолик валь-мамолик»6 Истахри, «Сурату-л-арз»7 Ибн Хавкаля, «Таквим-уль-бульдан»8 Абульфида, «Джамеъ-ут-таварих», «Хафт иклим»9 Рози, «Хабиб-ус-сияр» Хондамира10, «Муджмал ат-таварих ва л - кисас», «Китоб-аль-харадж» п, «Тарихи Сиистан»12, Бахр-ал-ансаб» Малик Шах Фахриддина13, «Лубобу-л-альбоб» Мохаммада Авфи14 и другие.

Диссертант в связи с тем, что в первой главе намерен более подробно остановиться на обзор источников, считает неуместным, подробно остановится на них.

Ко второй группе первоисточников можно отнести географические сочинения, также считающиеся ценными документами для изучения истории и культуры государства Гуридов. Эти источники дают много ценных сведений о географическом положении городов, сел, расстояний между

1 Хиндушах, Мохаммад Касым, Тарихи Фаришта. Подготовка Навлакшора (ЫиИсавИог) Бомбей, 1905(на языке фарси).

2 Мирхонд. Равзат-ус-сафо. Издание Ризокулихана Хедаята, 4 издание.- Тегеран, 1960(на языке фарси).

3 Джузджани, Минходжи Сиродж. Табакоти Носири Т. 2. Под редакцией Абдулхая Хабиби. Кабул, 1964(на языке фарси).

4 Гардези Аблулхай. Зайн-аль-ахбор Гардези. Подготовка Абдулхая Хабиби. -Тегеран, 1978(на языке фарси).

Джувейни, Атамалик бен Мохаммад Атамалик бен Мохаммад. Тарихи джахонгушойи Джувейни.- С предисловием и комментариями Мохаммада Казвини, Т.2. Лейден, 1912(на языке фарси).

6 Истахри, Абу Исхак Ибрахим. Мамолик вал-масалик. Подготовка Эрадж Афшара. Тегеран, 1989(на языке фарси).

7 Ибн Хавкаль .- Сурат-аль-арз.Перевод на фарси Джафар Шиор. Тегеран, 1987(на языке фарси).

8 Абулфида, Имод-ад-дин ибн Исмаил. Таквим аль-булдон. Переводна фарси Абдул Мохаммад Айяти. -Тегеран, 1970(на языке фарси).

9Рози Амин Ахмад. Хафт иклим, Т.2. Комментарии Джавада Фазиля. -Тегеран, 1967(на языке фарси).

10 Хондамир, Гиас ад-Дин ибн Хисомиддин. Тарихи Хабиб-ус-сияр фи ахбари авлади башар. Т. 2.-Тегеран, 1954(на языке фарси).

11 Абу Йусуф Йакуб Ибрахим ал-Куфи. Китаб-аль-Харадж (мусульманское налогооблажение). Перевод с арабского и комментарии А.Э.Шмидта. -Санкт-Петербург, 2001.

Тарихи Сиистан.- С комментариями Мохаммад Таки Бахар.- Кабул: Комитет по делам печати, 1366. Введение.- С. «ф» (на языке фарси).

13 Малик Шах Фахриддин.Бахр-аль-ансаб. Подготовка к печати Ахмада Сухайли. -Тегеран, 1967(на языке фарси).

14 Авфи, Мохаммад. Лубобу-л-альбоб. Подготовка Сайида Нафиси. -Тегеран: Ибни Сина, 1956(на языке фарси). населенными пунктами. В таких работах мы находим сведения о водных источниках, а также о характере местного производства. К этой группе можно отнести и путевые заметки, в которых приводятся документальные сведения путешественников. Путешественники во время своих путешествий обычно фиксировали все увиденное своими глазами.

Книга неизвестного автора «Худуд-уль-олам мин-аль Машрик ва-аль Магриб»1 одна из самых известных произведений, написанных на персидском языке в рассматриваемый период. Она дает много материалов по географии, особенно по географическому положению государства Гуридов. Мы находим много интересного о природных богатствах, горах и реках. В книге размещены географические карты, в том числе карта государства Гуридов, по которой можно определить границы государства в рассматриваемый период.

Другое географическое сочинение, которое дает важные сведения о государстве Гуридов, это «Назхат-уль-кулуб» . Работа написана в 1360 году известным ученым Хамдуллой Казвини. Его настоящее имя Абубакр Мохаммад ибн Наср. Одна из важнейших частей книги «Назхат-уль-кулуб» это глава, где подробно излагается географическое положение Хорасана. В своей книге Хамдулло Казвини описывает природные условия, сельское хозяйство, пахотные земли, города и его жителей и т.д. Немало сведений можно почерпнуть из книги Шахаб-ад-Дина Абдуллах ибн Лутфуллах ибн Абдурашид «Джугрофие-йе рубьи Хорасан»3.

Кроме первоисточников существуют также источники второго разряда, к которым можно отнести энциклопедии. Преимущество энциклопедических работ в том, что все статьи в них даются в алфавитном порядке.

1 Худуд-уль-олам мин-аль Машрик ва-аль Магриб. Комментарии Минорского. Перевод на персидский Мир Хусайн-шах. -Кабул, 1983(на языке фарси).

2 Казвини, Хамдулло. Нахзат-уль-кулуб.- Тегеран, 1346

3 Хафези Абру, Шахаб ад-Дин. География четверти Хорасана. Подготовка к печати Маели Херави. -Тегеран: Фонд культуры Ирана, 1970(на языке фарси).

Географические атласы тоже считаются ценными источниками, так как исследователи в них находят ценные сведения для себя. В географических атласах, как известно, дается важная информация о дорогах, реках, горах, селах и др.

Цель исследования заключаются в комплексном изучении и системном анализе истории и культуры государства Гуридов.

В соответствии с поставленной целью в диссертации последовательно решаются следующие основные задачи:

-дать научный анализ исторических и географических первоисточников, посвященных государства Гуридов;

-определить историческую территорию государства Гуридов;

-дать наиболее точную хронологию правления правителей Гуридов;

-выявить этапы формирования и расширения территории государства Гуридов;

-исследовать государственную структуру и аппарат управления Гуридов;

- анализировать социально- экономические отношения и культуру государства Гуридов;

- исследовать вопросы, связанные с этнической принадлежности гуридских правителей;

- дать оценку «Пата хазана», в которой фальсифицирована история государства Гуридов;

- определить влияние идеологических норм и установок в Афганистане на научную деятельность, ставших серьезной преградой на пути развития научных исследований и определения исторической истины.

При этом диссертант как уроженец и житель провинции Гур имеет ряд преимуществ. В отличие от многих исследователей, автор знаком со всеми историческими памятниками периода правления гуридской династии, знает устную историю, которая дошла до наших дней.

Дело в том, что при написании истории государства Гуридов, ряд историков допустили серьезные ошибки. Причина в том, что зарубежные исследователи, используя некоторые подделки, авторами которых были афганские историки, ввели в заблуждение своих читателей.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют принципы и методы современной научной теории исторического познания. Ведущим гносеологическим принципом, определяющий концептуальный аппарат работы, является принцип единства всемирно-исторического процесса, обуславливающий общие тенденции общественного прогресса на каждом этапе ее развития. Работа основывается на такие теоретико-методологические принципы, как принцип историзма, объективности, причинно-следственной детерминированности исторических явлений, анализ, описание, обобщение.

Научная новизна работы.

1. В диссертации впервые предпринята попытка комплексного исследования истории и культуры государства Гуридов.

2. Впервые в работе анализированы основные источники по истории государства Гуридов, написанные на разных языках.

3.Впервые всесторонне анализирована проблема этнической принадлежности гуридской династии;

4. На основе изучения широкого круга источников дана аргументированная критическая оценка «Пата хазана»;

5. Впервые подробно дана критическая оценка работам, в которых сфальсифицирована история государства Гуридов, в том числе этническая принадлежность правящих династий;

6. Научную новизну определяет широкий круг использованных и введенных в научный оборот новых источников.

Практическое значение работы. Положения и выводы, полученные в результате исследования исторических источников, являются научной основой в деле изучения истории и культуры государства Гуридов. Обобщения и выводы настоящего исследования могут быть применены при изучении истории и проблем политической истории, социально-экономического положения центральноазиатских государств в XII в.

Широкий круг исследователей смогут ознакомиться с основными этапами развития исследований по истории и культуре государства Гуридов, о причинах и серьезных методологических и научных разработок в Афганистане, являющихся следствием влияния господствующей идеологии в этой стране.

Хронологические рамки исследования охватывают от первой победы над Гезнавидами в 1148 г., начало становления империи Гуридов до ее упадка в 1215 году. Вместе с тем в работе в краткой форме освещается история государства Гуридов при местных правителях- маликах.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в одну монографию и четырех научных статьях, опубликованных в «Вестнике Государственного педагогического университета» и журнале «Общественные науки», издаваемого в Кабуле. Результаты исследования апробированы в докладах на международных и республиканских научных конференциях.

Структура работы состоит из введения, трех глав, включающихся 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мохамед Абед Хайдари

Заключение

Государство Гуридов был великим таджикским государством. Гуриды правили из своего центра, который находился в Фирузкухе. В его состав государства Гуридов входили огромные территории, от Китая до Красного моря, от Амударьи до реки Ганг в Индии.

Особенностью империи Гуридов было то, что ею управляли одновременно из трех центров: из Фирузкуха, Газни и Бамиана. В каждом центре имелись свои политические и военные руководители, которые пользовались всеми необходимыми полномочиями на вверенных им территориях.

Гуриды играли важную роль не только в истории всего Хорасане, но они внесли весомый вклад в политической, экономической и культурной жизни огромного региона.

Во многих исторических источниках, освещается история становления государства Гуридов. В таких исторических источниках как «Тарихи Табари», «Тарихи Бейхаки», «Тарихи гузида», «Тарихи фаришта», «Маджмаъ-аль-булдон», «Равзат-ус-сафо», «Табакоти Носири», «Зайн-ул-ахбор», «Таърихи джахонкушо», «Масолик валь-мамолик», «Сурат-аль-арз», «Таквим-уль-бульдан», «Назхат-уль-кулуб», «Адаб-уль-харб ва шуджаа», «Джамеъ-ут-таварих», «Худуд-уль-олам мин-аль-Магриб мин-аль-Машрик», «Чахор макала», «Хафт иклим», «Хабиб-ус-сияр», «Тарихи Сиистан» и других даются ценные сведения об основных этапах становлении государство Гуридов, системы государственного управления.

Несомненно, Гуриды (шансабиты) являются коренными жителями Гура, ныне входящая в состав Афганистана. Именно представители этой шансабской династии образовали государство, которое считалось одной из самых мощных в средневековом Востоке. Жители Гура с древних времен жили независимо у подножья высоких гор.

История свидетельствует, что в прошлом, т.е. до распространения ислама, Гуром всегда правили независимые местные эмиры или правители. Так как провинция была гористой, его правители в большей степени, были известны, как «правители гор». С укреплением независимого государства, расширением его территории, правителей удостоили новыми титулами-«султанами» или «гуршахами».

После захвата столицы Газневидского государства началась расширение и укрепление государства Гуридов. Газна была захвачена, Ала ад-Дином в 1151 году. Ала ад-Дин Хусайн вошел в историю, тем, что получил прозвище «Джахансуз», что значит «Сжигающий мир». По словам Низами Арузи Самарканди с жестокостью, удивительной даже для того мрачного времени, Ала ад-Дин «Джахансуз» в течение недели, пируя и веселясь, крушил и жег большой богатый город Газны, истребив более семидесяти тысяч мирных ее обитателей, после чего воспел свой подвиг стихами. После Газни правитель Гура приступил к захвату других территории, которые входили в состав государства Газневидов. Таким образом, Ала ад-Дин присоединил к своему государству Гармсир, Такнобод, Заминдовар, Билод и др.

Историки считают, что Ала ад-Дин был основателем государства Гуридов в XII веке. По мнению историка, в состав его государства входили Бамиан, Тахаристан, Гармсир, Кандагар, Фарах, Гильменд, современный Нимроз, а также регионы Маргоба, Гарчистана, Герата, Газни и др. Впоследствии за период правления Гиас ад-Дина к государству Гуридов были присоединены Гарчистан, Тахаристан, Сиистан, Гурган, Гардез, Кабулистан и др. Также в 1178 году был захвачен Мультан, в 1179 году Пешавар, в 1181 году Лахор, а в 1186 году Пенджаб. В 1192 году гуридам удалось захватить Бенарес, а в 1195 году они дошли до Агры.

Исторические источники свидетельствуют, что гуридские султаны продолжили опыт - Саманидов и Газневидов в управление государством.

Гуридские султаны поделили управление империей между членами

165 королевской семьи. При расцвете государства империя управлялось из трех центров-Фирузкуха, Газни и Бамиана. При проведении внутренней политики центры пользовались определенной независимостью. С точки зрения политического строя государства Гуридов почти было федеральным образованием. Хотя, в государства Гуридов, как и во всех средневековых государствах, действовала абсолютная монархия. Султаны, как это было принято, единолично распоряжались властью.

Как в государстве Саманидов государственный аппарат в государстве Гуридов делился на царский двор и на диван (военно-гражданское управление). Исторические источники свидетельствуют, что Гуриды продолжая традиции Саманидов и Газневидов, создали самую оптимальную и стройную, по тем временам, систему государственного управления такой мощной империи как Гуридов.

В государственное системе государства Гуридов существовало разделение властей. Султан стоял над всеми ветвями власти. Во главе исполнительной власти стоял главный визирь. Визирь считался заместителем султана и в его отсутствии брал бразды правления в свои руки. Он должен был быть доверенным лицом султана с одной стороны, а с другой человеком знающим науку государственного управления и военного командования.

В государстве Гуридов функционировали такие диваны как: дивани рисалат, дивани ишраф, дивани истифа, дивани кудот (судейский), диван-ал барид, дивани мазалим, были и другие более мелкие должности как чатрдар, джамдар, сарджамдар, джамадар и другие.

Государства Гуридов было феодальным обществом, тем не менее, рабы и рабовладение существовали. Поэтому, феодальные отношения еще не доходили до своей кульминации. Необходимо отметить, что огромное количество солдат в армии Гуридов составляли рабы. Исторические труды показывают, что на территории государства Гуридов были не только свои местные рабы, но и огромное количество рабов были привезены из

166 центральноазиатских степей. Они были тюрками по происхождению. Они находились под защитой гуридских султанов. В последующем многие из них сделали себе головокружительную карьеру.

Общество было разделено, в основном, на феодалов и крестьян. Но в отличие от европейского феодализма, гуридские феодалы имели власть на землю, но имели ограниченную власть над крестьянами. В Гуре феодалы не только пользовались землей и трудом крестьян, но и держали в своем подчинении мелких земледелцев. Главная проблема заключалась в том, что феодалы получали власть по наследству. Используя согласие султана, феодалы беспощадно эксплуатировали крестьян. В результате, периодически вспыхивали крестьянские восстания. Главной причиной крестьянских восстаний можно считать социально-экономическое неравенство.

Виды собственности на землю в период правления местных правителей и султанов гуридской династии мало чем отличались от времен арабского правления в Хорасане. Единственное отличие было нехватка земли. В том смысле, что площадь государственных земель (королевских), а также количество собственников увеличивается. Земли, которые использовались для развития садоводства, приносили приличные доходы. Другим важным достижением в государстве Ггуридов, наравне с развитием сельского хозяйства и садоводства можно считать наличие ирригационных систем, без которых невозможно было бы развитие сельского хозяйства и садоводства. Садоводство Гуре развивалось успешно.

Исследуя этнолингвистические проблемы Гуридов можно заключить, что у историков-современников империи Гуридов не возникала проблема этнического происхождения династии Гуридов и их языка. Они были таджиками и персоязычным народом. Однако в книге «Пата хазана» А.Хабиби впервые поставил под сомнение персоязычность, а также их принадлежность к таджикскому этносу.

Следуя собственному желанию, афганский историк причислил Гуридов к пуштунам, а с лингвистической точки зрения объявил их носителями языка пушту. Западный исследователь Олаф Kapo (Olaf Сагое) в своей известной работе «Пуштуны» пишет, что Гуриды по своему происхождению таджики, их родной язык персидский1.

В последнее время ряд тюркоязычных историков, стали утверждать, что династия Гуридов была тюркской. Опираясь на достоверные исторические сведения, в данной диссертации мы опровергаем голословные, не доказанные доводы, хотя, было бы правильнее, если не обращать внимания на последователей А.Хабиби, и на саму книгу «Пата хазана».

Исследования по культуре независимых средневековых династий, очень сложное дело. Причина в том, что мало достоверных источников. Тем не менее, на основе дошедших до наших дней работ, можно заключить, что Гуриды с самого раннего периода своего появления стали уделять серьезное внимание развитию науки, образованияи культуре.

Расцвет культуры в период правления династии приходится на период, когда гуридские правители были в расцвете сил. Несмотря на серьезные государственные дела, в первую очередь, защиты своих границ от врагов и от внутренних распрей, Гуриды смогли дойти до самой Индии и даже там насаждать свою культуру. Они обращали серьезное внимание на развитие науки, образования, сети библиотек. Практически во всех крупных городах существовали публичные библиотеки. Структурно они входили в состав медресе, но обслуживали всех желающих читателей. По такому принципу работали библиотеки в Афшине и Герате.

Кроме библиотек при медресе существовали частные библиотеки. Как правило, эти библиотеки были известны по имени своих владельцев. Некоторые из них принадлежали гуридским султанам. Например, султан Ала

1 Каро,Олаф . Пуштуны. -Лондон, 1954 (на языке пушту). - С. 461. ад-Дин Хусейн имел свою частную библиотеку в Фирузкухе. В ней хранились редкие и очень ценные книги. Такая же библиотека была у султана Шахаб ад Дина, которая обслуживала ученых улема1.

Существование многочисленных медресе, школ, мечетей и обителей с одной стороны, существование большого количества улема и ученых с другой стороны, свидетельствуют о симпатии гуридских султанов к науке и культуре.

1 Каро,Олаф . Пуштуны. - С. 39.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мохамед Абед Хайдари, 2013 год

1. Абулфида, Имод-ад-дин ибн Исмаил. Таквим аль-булдон. Перевод на фарси Абдул Мохаммад Айяти.- Тегеран, 1349 (1970).

2. Абу Йусуф Йакуб Ибрахим ал-Куфи. Китаб-аль-Харадж Абу Йусуф Иакуб Ибрахим ал-Куфи. Китаб-аль-Харадж (мусульманское налогооблажение). Перевод с арабского и комментарии А.Э.Шмидта. -Санкт-Петербург, 2001.

3. Авфи, Мохаммад. Лубобу-л-альбоб. Подготовка Сайида Нафиси.-Тегеран: Ибни Сина, 1335(1956).

4. Акбарабади, Интизомулла Шахаби.Тарихи салотини Хинд .- Дели, 1996

5. Бейхаки, Абулфазл Мохаммад Хусейн. Тарехе Бейхаки. Подготовка к печати доктор Файез и Гани. -Тегеран, 1334 (1955).

6. Гардези, Аблулхай. Зайн-аль-ахбор Гардези. Подготовка Абдулхая Хабиби.- Тегеран, 1357 (1978).

7. Джувейни, Атамалик ибн Мохаммад Атамалик ибн Мохаммад. Тарихи джахонгушойи Джувейни. С предисловием и комментариями Мохаммада Казвини. Т.2. -Лейден, 1912.

8. Джузджани Минходжи Сиродж. Т.2. Под редакцией Абдулхая Хабиби.- Кабул, 1964.

9. Ибн Хавкаль . Сурат-аль-арз. Перевод на фарси Джафар Шиор.-Тегеран, 1366 (1987).

10. Ю.Истахри, Абу Исхак Ибрахим. Мамолик валь-масалик. Подготовка Эрадж Афшара. -Тегеран, 1368(1989).

11. Казвини, Хамдулла Муставфи. Тарихи гузида. Подготовка к печати доктора Аболхасана Наваби. Второе изд-е. -Тегеран, 1362 (1983).

12. Рози, Амин Ахмад. Хафт иклим, Т.2. Комментарии Джавада Фазиля. -Тегеран, 1246(1967).

13. Сайф ибн Мохаммад ибн Яъкуб-Сайфи Хирави. Тарихнамаи Хирот. Подготовка и комментарии Забира Сиддики.- Калкутта (литографическое изд-е.-Тегеран (офсетное изд-е), 1352 (1973).

14. Н.Самарканди, Арузи Ахмад ибн Умар ибн Али. Чахар макола. Подготовка Мохаммада Казвини. -Тегеран, 2001.

15. Самарканди, Низами Арузи. Собрание редкостей или четыре беседы. М.:Издательство восточной литературы, 1963.

16. Табари, Абу Джафар Мохаммад Джарир. Тарих ар-расул ва -ль-мулук.- Тегеран: Фонд культуры, 1353 (1974).

17. Тарихи Сиистан. С комментариями Мохаммад Таки Бахар,- Кабул: Комитет по делам печати, 1366 (1987).

18. Туси, Ходжа Низам-ул-мулк. Сиёсатнома. Подготовка Хебрака. Тегеран,1341 (1962).

19. Хафези Абру, Шахабиддин. Рубьи Хорасан. Подготовка к печати Маели Херави. -Тегеран: Фонд культуры Ирана, 1349(1970).

20. Хиндушах, Мохаммад Касым, Тарихи Фаришта. Подготовка Навлакшора (1чГи1ка81юг) -Бомбей, 1905.

21. Хондамир, Гиас ад-Дин ибн Хисомиддин. Тарихи Хабиб-ус-сияр фи ахбари авлади башар. Т. 2.-Тегеран, 1333 (1954).

22. Худуд-уль-олам мин-аль Машрик ва-аль Магриб. Комментарии Минорского. Перевод на персидский Мир Хусайн-шах.- Кабул, 1983.

23. Шариф Мохаммад Мансур, Мубаракшах. Адаб ал-харб в ш-шуджаат. Подготовка к печати Ахмад Сухайли Хонсори.-Тегеран:Икбал, 1346 (1967).

24. Шариф Мохаммад Мансур, Мубаракшах. Бахр-ал-ансаб. Подготовка к печати Ахмада Сухайли.- Тегеран, 1346 (1967).

25. Хотак, Мохаммад. Пата Хазана. Подготовка и комментарии А.1. Хабиби,- Кабул, 1945.1.. Книги, монографии, статьи На русском и таджикском языках

26. Адам Мец. Мусулманский ренессанс. Перевод с немецкого. М.: Наука, 1996.

27. Амиршоев Н. Давлати куртхои Хирот (1245-1389). -Душанбе, 1996.

28. Амиршоев Н. Аловуддини Чахонсуз оё чахонсуз буд// Джаванани Таджикистан, 1989.

29. Амиршоев Н. Сарчашмахои тарихи рочеъ ба таърихи Гур ва гурриён// Известия АН Таджикской ССР.- №3, 1986.

30. Амиршоев Н. Давлатдории точикон (дар асрхои 1Х-Х1У).-Душанбе, 1999.

31. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия// Академик Бартольд . Сочинения. Т.2.Ч.1. М., 1963.

32. Бартольд В.В. Ирригация в Туркестане.-Тегеран. 1350(1971).

33. Бобоев К. Гуриха ва анъанахои давлатдории точикон// Паяме андеша, 1998, №2 ( на тадж.языке).

34. Буриев И. Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период). Автореф. дисс. доктора юридических наук. -Душанбе, 2010.

35. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книги 1, 2.- Душанбе, 1989.

36. Косимов Г. Ч., Нуриддинов X. , Искандаров К., Ализода Б.П. Хизмати давлати дар Чумхурии Точикистон .- Душанбе, 2012.

37. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. В двух томах. Т.1.-М., 1965.39.0лимов М. Таджики в Индии: государство и государственность/ЛДентральная Азия и Кавказ.-№2(1999).

38. Петрушевский М. П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII- XIV веков. -Москва- Ленинград: Изд-во АН СССР, 1960.

39. Тарихи халки точик. Под ред. Н.Неъматова.- Худжанд, 2008.

40. Холиков А.Г. Таърихи давлат ва хукуки Чумхурии Точикистон. Кисми 1. Китоби дарси. -Душанбе, 2002.1. На языке фарси

41. Абари А.Ф. Тарихе Гуриан .- Тегеран, 1385( 2006).

42. Афгонистон дар Дарат ул-маарифе Точикистон. Перевод доктора Джалаладдина Сиддики. -Кабул: Кабульский университет, 1362(1983).

43. Баёт, Азизулла. Кулияте тарихи Афгонистон аз огоз то машрутият. Тегеран, 1370(1991).

44. Бекрон, Мохаммад Наджиб. Джахон-нома. Подготовка Мухамад АминРиахи. -Тегеран. 1342(1963).

45. Бертелс В. Носир Хисрав ва исмаилиха. Перевод Хусейна Арианпура. -Тегеран. 1344 (1965).

46. Босворт К. Э. Газнавияне мотаахир. Перевод Абдул Ваххаб Фони: Академия наук Афганистана, 1367(1987).

47. Босворт К. Э. Моахази тарихии Газна. Перевод Мир Хосейн Шаха// Ориёно.- Кабул,1344 (1965).

48. Босворт К.Э. Тарихи кадими-йе ислами-йе Тур // Ориёно. 1341. №9.

49. Губар, Мир Гулам Мохаммад. Афгонистон дар масери тарих.-Кабул, 1364(1985).

50. Губар, Мир Гулам Мохаммад. Афганистан ба як назар.- Кабул: Ассоциация историков, 1346 (1967).

51. Деххудо, Али Акбар. Лугатномаи Деххудо.- Тегеран 1341.

52. Доират ул-маарефе Афгонистон. Т.5.57.3афар, Кокухель Сайд Бахадуршах. Паштунхо дар тарихи Афгонистон. -Пешавар, 1965.58.3ембауэр. Насабномаи хулафо. шахряран ва сайре тарехе-йе хавадисе ислом. Перевод доктора Джавада Машкура.- Тегеран, 1976.

53. Ибрагим Казас-угли. Тарихи давлати хоразмшахиан. Перевод доктора Исфаганияна. Тегеран: Накши джахан, 1953.

54. Каро,С)лаф. Ды пахтун.- Лондон, 1954 .

55. Клавихо Р. К. Сафарнаме. Перевод Масъуда Раджабниё. Тегеран. 1334(1956).

56. Комуси джугрофие-йе Афгонистон .Т.З.-Кобул, 1337 (1958).

57. Кухзод Ахмад Али. Афганистан дар «Шохнома». Кабул. 1355(1976).

58. Кухзод, Али Ахмад Таърихи Афгонистон. Второй том.- Кабул, 1335(1956).

59. Ливаль Абдулгафур. Различные стил изложения в «Пата хазана»// По URL: www.esalat.org.

60. Листернич. Джугрофиеи тарихи-йе сарзаминхаи Хилафати шарки. Перевод Махмуд Ирфана.- Тегеран 1958.

61. Ленпол, Стэнли. Табакате салатини ислом. Перевод на фарси Аббаса Экбала.-Тегеран, 1313.

62. Клонзар. Мадрасае Шах Машхад дар Бадгис. Перевод Малиха Фаз л// Ариана. №4, 1352 (1973).

63. Махмуд, Шах Махмуд. Давлати мустакили Гуриен. Кабул. 1384 (2005).

64. Мир Хусейн Шах. Афгонхо дар Хинд. -Кабул: Ассоциация историков, 1966 .

65. Мир Хусайн Шах. Афгонхо дар Хинд.- Кабул: Изд-во Кабульского университета. 1351 .

66. Мустаманд, Гаусиддин. Тарихи мухтасари Гур.- Пешавар. 1374.

67. Мохаммад Нозим. Хаяат ва авкати Султан Махмуд Газневи . Перевод Абдулгафура Амини. -Кабул: Ассоциация историков, 1318(1939).

68. Нафиси, Саъид. Тарихи назм ва наср дар Ирон. Т. 1 .-Тегеран, 1346(1967).

69. Некойин Амин. Вожахаи сияси ва иджтемаи. Б.б.:Изд-во Народной партии Туда, 1344 (1965).

70. Нилоб Рахими, Гулям Фарук. Сайри тарихи-йе китабханахаи Афгонистон. -Кабул. 1361(1982).

71. Носири, Сайд Хусейн Садат. Сарамадани фарханг ва тарихи Ирон. Часть 1. -Тегеран. 1353.78.0риз, Гулам Джейлани. Джугрофие-йе вилоёте Афгонистон. -Пешавар. 1370

72. Пажвок, Атикулла. Гуриен. -Кабул: Государственное издательство, 1345(1966).

73. Панджшери, Азиз Ахмад. Джугрофие-йе тарихи-йе Гур. -Кабул: Издательстсво Кабульского университета, 1369 (1990).

74. Панджшери, Азиз Ахмад. Джугрофияи Панджшер. -Кабул: Изд-во Кабульского университета. 1355(1976).

75. Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева JI.B., Беленицкий A.M. Тарихи Ирон аз замони бостон то поёни садаи хаждахум . Перевод на фарси Карима Кишоварза. -Тегеран, 1354 (1975).

76. Пол Рачневский. Зендаги-йе Чингисхан ва мероси у.- Кембридж. 1991.

77. Пуё, Абдул Гафур. Мукаддима бар пайванди фарханги ва тарихи Хинд ва Афгонистон //Ориёно. 1353. №2.

78. Рене Гроссе. Импературии сахронавардон. Перевод Абдулхусейна Мейкаде. -Тегеран: Издательство науки и культуры, четвертое издание, 1379(2000).

79. Рованди, Муртазо. Тарихи иджтемаи-йе Ирон. Т.З .- Тегеран, 1341(1962).

80. Сабит, Мохаммад Эбрахим. Султан Шахаб-ад-Дине Гури. -Кабул: Государственное издательство, 1344(1965).

81. Сайке П. Тарихи Ирон. Перевод Мохаммад Таки Фахра.- Тегеран. 1953.

82. Сарханг Поянда Мохаммад. Тарихи Афгонистон аз лашкаркашихаи аъроб то турктози-йе салджукеан.- Кабул: Изд-во Кабульского универститета, 1365 (1986).

83. Сафо,Забихулла. Тарихи адабиёти Ирон. -Тегеран, 1347 . Т. 2.

84. Сиддики, Иса. Тарихи фарханги Ирон аз огоз то замани хозир. -Тегеран. 1328 (1949).

85. Сиистани, Мохаммад Аъзам. Незаме бахрабардари аз замин дар Афгонистане куруне. -Кабул, 1362 (1983).

86. Сиистани, Боризи. Сиясат ва эктесади асре Сафави .-Тегеран. 1347 (1968).

87. Сиистани, Боризи. Аждахои хафтсар.- Тегеран. 1352

88. Сейфзай, Шахзода. Маданияти Гури.-Кабул: Изд-во Кабульского университета. 1355 (1976).

89. Табари, Эхсон. Бархе аз баррасиха дар бараи джаханбини-йе эджтемаи дар Ирон .- Кабул, 1344(1965).

90. Турвоено, Наджибулла. Ариана ё Афганистан? -Пешавар. Второе издание. 1379 (2000).

91. Фарханг, Мир Мохаммад Сиддик. Афгонистон дар пандж карне ахир. -Пешавар, 1367(1988).

92. Фуруги A.A. Тарихи Гуриан. -Тегеран, 1381 (2002)

93. Фурузони, Сайд Абдуль Касим. Газнавиян аз пайдаеш та фурупаше. Второе издание. -Тегеран, 1386 (2007).

94. Хабиби А. Таърихи Афгонистон баъд аз ислом. -Кабул: Международный центр по изучению кушанской цивилизации, 1357 (1978).

95. ЮО.Хабиби. А. Эмир Курур ва дудмони у//Сборник статей конференции. Кабул 1361 .

96. Хабиби А. Ды Афганистан пешлек лумрай тук (на языке пушту).-Кабул. 1353(1374).

97. Хабиби А. Тарихи мухтасари Афгонистон. Т. 1.-Кабул, 1345 (1966).

98. ЮЗ.Хамванд, Олчин. Бостоншиноси-йе Афгонистон//Древний Герат.1. Кабул. 1361.

99. Хайдари, Мохаммад Абид. Барраси-йе авзои сияси-незаме-йе гуриха.- Кабул, 1379 (2000).

100. Хайдари, Мохаммад Абид. Забани кадими Гуриха// Олуми эджтемаи.-№3-4, 1369 (1990).

101. Юб.Химам, Сайд Султан Шах. Сухан андар шархи дардхаи хурасаниян.- Пешавар, 1370 (1991).

102. Ю7.Хисматулин A.A. От издателя// Абу Йусуф Йакуб Ибрахим ал

103. Куфи. Китаб-аль-Харадж Абу Йусуф Йакуб Ибрахим ал-Куфи. Китабаль-Харадж. Перевод с арабского и комментарии А.Э.Шмидта. -Санкт-Петербург, 2001. C.V-VII.

104. Хусрави, Хусрав. Низами бахрадари аз замин дар Ирон аз сосониан то Салджукиан. -Тегеран. 1355(1976).

105. Шахрани, Инаятулла. Тарихчаи нажод ва аквам дар Афгонистон.-Кобул, 1388 (1210).

106. ПО.Шейх Мохаммад Риза. Риёз-уль-альвах-е Газна.- Кабул: Государственное издательство. 1346(1967).

107. Шолизи, Али Ахмад. Газнин: дируз ва имруз // Кабул. 1314 (1935).

108. Шомлуи, Хабибулло. Тарихи Ирон аз Модхо то Пахлави. -Тегеран. 1841.

109. ПЗ.Экбал, Аббас. Вазарат дар ахди салатини салджуки.- Тегеран, 1338(1959).

110. Экбал Аббас. Тарехе муфассали Ирон аз истилои мугул то эълони машрутият.- Тегеран, 1312.

111. Эте Герман. Тарихи адабиёти форси.- Тегеран,1335 (1956). Пб.Этемади, Гойя. Тачамул ва фарханги Гуриан// Ориёно, № 1- 2.-Кабул, 1321(1942).

112. Яктои, Маджид. Тарихи дорои-йе Ирон. Третье издание. -Тегеран,

113. Raverty H .G. Notes on Afghanistan and Baluchistan. -Lahore, 2001.

114. Raverty H .G. Ghaznin and its Environs: Geographical, Ethnolographical and Historical. -Lahore , 19951352.0

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.