Политико-философские идеи Д.Л. Андреева: 1906-1959 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Шуран, Татьяна Игоревна

  • Шуран, Татьяна Игоревна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 158
Шуран, Татьяна Игоревна. Политико-философские идеи Д.Л. Андреева: 1906-1959: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2011. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Шуран, Татьяна Игоревна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Формирование и идейные предпосылки политико-философской концепции Д.Л. Андреева.

1.1 Исторический контекст создания и публикации трудов Д.Л. Андреева

1.2 Особенности творческой биографии Д.Л. Андреева.

1.3 Идейные предпосылки концепции Д.Л. Андреева.

ГЛАВА 2. «Метаисторический анализ» политической действительности в концепции Д.Л. Андреева.

2.1 Основания «метаисторического анализа».

2.2 Авторские политико-философские термины Д.Л. Андреева.

ГЛАВА 3. Закономерности политического развития и политический идеал в концепции Д.Л. Андреева.

3.1 Природа государства и закономерности политического развития общества.

3.2 Интерпретация политической истории России.

3.3 Политический идеал Д.Л. Андреева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-философские идеи Д.Л. Андреева: 1906-1959»

Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена исследованию политико-философских идей русского мыслителя середины XX века Даниила Леонидовича Андреева (1906-1959), разработавшего самобытную концепцию «метаисторического» анализа политической действительности. Специфические условия создания и публикации трудов Д.Л. Андреева, а также их глубокое жанровое своеобразие негативным образом повлияли на восприятие и оценку концепции мыслителя в научном сообществе. Изучение работ Д.Л. Андреева также усложняется из-за введенной мыслителем авторской терминологии. С другой стороны, именно оригинальность концепции Д.Л. Андреева придает ей особую актуальность, раздвигает привычные границы политологического дискурса, помогает в поиске новых вариантов решения традиционных общественно-политических проблем.

Обращение к политико-философским идеям Д.Л. Андреева может быть полезно в свете таких актуальных для современной политической философии и политической науки вопросов, как сравнительное исследование демократии и авторитаризма, определение рациональных степени и форм участия рядовых граждан в политической жизни страны, взаимодействие гражданского общества и государства. Идеи Д.Л. Андреева актуальны также в связи с дискуссиями о защите государственного и национального суверенитета в глобализующемся мире, перспективах развития международных организаций и сохранении культурной самобытности. Концепция Д.Л. Андреева обнаруживает новые подходы к таким проблемам современного мира, как кризис традиционного общества и постиндустриальной цивилизации потребления, поиск нового стиля жизни, путь ненасильственных политических преобразований, обновление духовной сферы общественной жизни.

Особое внимание в творчестве Д.Л. Андреева уделено проблеме политической роли России, соответствующей геополитическому и культурному своеобразию страны, определению задач России и русского народа в условиях глобального межцивилизационного взаимодействия. Обращение к наследию Д.Л. Андреева помогает сформировать комплексную, взвешенную оценку исторического прошлого России; подход Даниила Андреева к анализу политической действительности предполагает целостный взгляд на события, связанные с государственно-политической сферой, как на многоплановые, внутренне противоречивые тенденции общественного развития, которые следует оценивать во всем объеме их проявлений.

В научном аспекте актуальность изучения наследия Д.Л. Андреева обусловлена тем, что в концепции Д.Л. Андреева значительное внимание уделено анализу духовных оснований мировой политической истории, выявлению взаимозависимости между формой государства и преобладающими в сфере общественного сознания парадигмами духовного развития, рассматриваются такие базовые для теории и философии политики проблемы, как природа государства, движущие силы политической истории, законы и тенденции социально-политического развития, принципы политических преобразований и политический идеал, предлагается оригинальная оценка российской и мировой истории, формулируется идейное обоснование конструктивного межцивилизационного взаимодействия в глобализующемся мире. Научное текстологическое исследование наследия Д.Л. Андреева, истолкование его идей в терминах политической науки, взвешенная оценка и определение места мыслителя в идейном пространстве отечественных общественно-политических исканий способно обогатить современную теорию и философию политики.

В данной работе рассматривается основной концептуальный религиозно-философский труд Д.Л. Андреева «Роза Мира», который сам автор считал итоговым произведением, рациональным обобщением множества идей, которые представлены в его поэтическом творчестве в образной, художественной форме. «Роза Мира» является синкретическим трудом, в котором комплексно рассматривается совокупность общественно-политических, историософских, культурологических, религиозно-мистических тем.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время научное изучение наследия Д.Л. Андреева находится в своей начальной стадии. Появились диссертации, рассматривающие наследие писателя в филологическом, культурологическом, философском контексте1. На основе двух международных научных конференций «Даниил Андреев в культуре XX века» (1996 г.) и «Связь времен: Даниил Андреев и пушкинские традиции в культуре XX века» (1999 г.) в 2000 году вышел сборник статей «Даниил Андреев в культуре XX века» , в котором различные аспекты творчества писателя рассматриваются с литературно-художественной, религиозно-философской, историко-политической точек зрения. В 2010 году в серии «Русский путь» вышла антология «Даниил Андреев: pro et contra»3, в которой представлены критические отзывы современных ученых, публицистов и

1 Ахтырский Д.К. Философские идеи в творчестве Д.Л. Андреева: дис. . канд. филос. наук: 09.00.03: Москва, 2004; Дашевская O.A. Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века: дис. . д-ра филол. наук: 10.01.01: Томск, 2006; Игнатьева A.C. Д. Андреев в процессе обновления русского реализма XX века: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01: Вологда, 2001; Кочетков Д.А. Рифма Д.Л. Андреева в лингвистическом аспекте. На материале сборника «Русские боги»: дис. канд. филол. наук: 10.02.01. Череповец, 2000; Орлова Е.В. Нерефлексивные формы познания в контексте творчества Даниила Андреева: дис. . канд. филос. наук: 09.00.01: Архангельск, 2003; Петрусевич A.A. Философия храма: от традиции к космоутопическим проектам Н.Ф. Федорова и Д.Л. Андреева: дис. . канд. филос. наук: 09.00.11: Саранск, 1996; Ращевская Е.П. Космогонический миф Даниила Андреева и культура Серебряного века: дис. . канд. культурологических наук: 24.00.01: Киров, 2006; Цылев В.Р. Интерпретация мифа в русской религиозно-философской традиции (Конец XIX - первая половина XX в.): дис. . канд. филос. наук: 09.00.03: Мурманск, 2004; Часовских Е.В. Поэтико-философский контекст и околороманное пространство «Розы Мира» Д.Л. Андреева: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2003; Чиидин И.В. Философско-мистические аспекты йенского романтизма в творчестве Д.Л. Андреева: дис. канд. филос. наук: 09.00.13: Москва, 2004.

2 Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографич. материалов. М.: «Мир Урании», 2000.

3 Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010. общественных деятелей, рассматривающих наследие Д.Л. Андреева в общемировом литературном и культурном контексте, полемизирующих относительно религиозно-мистической составляющей его творчества, анализирующих философские основания его концепции. Это объемное издание стало очередным шагом к фундаментальному исследованию и взвешенной научной оценке наследия Д.Л. Андреева, однако за пределами однотомной антологии остались диссертации и созданные на их основе книги, а также многие интересные публикации из периодических изданий и с электронных ресурсов.

Публикации о Д.Л. Андрееве носят, как правило, обзорный характер. Многие исследователи пытаются прежде всего определить место мыслителя в российском и мировом идейном наследии, провести аналогии, выявить преемственность с какой-либо традицией. Так, например, в исследованиях И.В. Кондакова4, O.A. Дашевской5, В.Б. Микушевича6, С.Г. Семеновой7, М.В. Смагиной8, Н.К. Антроповой9, Г.С. Померанца10, А. Палея11, М.Н. Эпштейна12, М.И. Штеренберга13, Д.К. Ахтырского14 прослеживаются связи

4 Кондаков И.В. Мир «Розы» Даниила Андреева: между модернизмом и постмодернизмом // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

5 Дашевская О.А. Жизнестроительный проект Даниила Андреева // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

6 Микушевич В.Б. Вестничество и самозванство гениальности по Даниилу Андрееву // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

7 Семенова С.Г. «.Письмена о преображении мировом» // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

8 Смагина М.В. Комментарии к работе Даниила Андреева «Роза Мира». Связь с русской религиозно-философской традицией // София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

Антропова Н.К. Даниил Андреев — «гений эзотеризма» // София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

10 Померанц Г.С. Тюремная лирика Даниила Андреева // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

11 Палей А. Идейное наследие Даниила Андреева: pro et contra // Континент, 2001, № 109.

12 Эпштейн М.Н. Роза Мира и царство антихриста: о парадоксах русской эсхатологии // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

13 Штеренберг М.И. «Роза Мира» Даниила Андреева и современность. М.: Полиграфресурсы, 2000.

14 Ахтырский Д.К. Философские идеи в творчестве Д.Л. Андреева: дис. . канд. филос. фаук: 09.00.03: Москва, 2004. идейного наследия Д.Л. Андреева с русской религиозно-философской традицией, а также эстетическими и религиозно-мистическими исканиями русских символистов. В работах О.Д. Куракиной15, С.Г. Семеновой, Б.В. Емельянова16, А. Палея, М.Н. Эпштейна отмечена также определенная преемственность концепции Д.Л. Андреева по отношению к идеям русского космизма. A.B. Богданов17, Г.С. Померанц, А. Созонова18, Н.К. Антропова, В.Ю. Ирхин19, В.Б. Микушевич20, В.Л. Махнач21, Д.К. Ахтырский в своих публикациях проводят также аналогии с мифотворческой поэзией Данте и У. Блейка, традицией западного мистицизма и визионерства (Я. Беме, Э. Сведенборг). Отмечаются также определенные параллели с восточными религиозно-философскими учениями и гностицизмом (Д.К. Ахтырский, Г.С. Померанц, В.Ю. Ирхин). Попытка выявления и комплексного анализа системы философских идей, метафизики Д.Л. Андреева предпринята A.B. Кольцовым22. Одной из первых в отечественной политической науке попыток политологического анализа идей Д.Л. Андреева являются работы C.B. Кручинина23, который рассматривает концепцию Д.Л. Андреева в контексте

15 Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.: МФТИ, 1993.

16 Емельянов Б.В. Даниил Леонидович Андреев // София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

7 Богданов А.В. Мир как живая поэма: от Уильяма Блейка к Даниилу Андрееву через символизм // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

18 Созонова А. Весть Даниила Андреева как уникальное духовное явление и принятие ее в современном мире // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биография, материалов. М.: «Мир Урании», 2000.

19 Ирхин В.Ю. Даниил Андреев и гностическая традиция // София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии, Екатеринбург: Филос. фак. УрГУ, 2002, № 4.

20 Микушевич В.Б. Россианство Даниила Андреева // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биография, материалов. М.: «Мир Урании», 2000.

21 Махнач В.Л. Они не знали друг друга (о сходстве мистического опыта и культурных систем Даниила Андреева и Джона Толкиена) // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

22 Кольцов А.В. Динамическая метафизика бытия. Философское осмысление и обоснование «Розы Mipa» Даниила Андреева // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

23 Кручинин C.B. Политологическое наследие Даниила Андреева и его теоретико-методологическая значимость: дис. . канд. полит, наук: 23.00.01: Москва, 2010; Кручинин C.B. Политико-философская концепция Даниила Андреева и ее теоретико-геополитическая сущность: Монография. СПб., 2010. актуальных проблем теории и практики глобального политико-цивилизационного транзита современных государств.

Отдельно можно упомянуть публикации вдовы Д.Л. Андреева A.A. Андреевой, благодаря которой наследие Д.Л. Андреева было сохранено и опубликовано. В своих мемуарах24, статьях25 и интервью, а также публичных выступлениях A.A. Андреева стремилась свести к минимуму толкование творчества Д.Л. Андреева в эзотерическом ключе и подчеркивала литературно-художественные достоинства его поэтического наследия. Также

Л*'

A.A. Андреева является автором ряда биографических очерков , в которых указывает на особенности личного характера и судьбы Д.Л. Андреева, понимание которых могло бы помочь при изучении трудов мыслителя.

В своем анализе творчества Д.Л. Андреева исследователи по-разному расставляют акценты. Так, публицист Г.С. Померанц видит в Д.Л. Андрееве прежде всего создателя уникальной философско-поэтической мифологемы. А. Палей проводит сравнительный анализ религиозно-философской концепции мыслителя с идеями теософии, антропософии, а таюке православной догматикой. М.Н. Эпштейн считает Д.Л. Андреева продолжателем эсхатологической традиции русской историософии.

О 7

Некоторые исследователи сосредоточены на богословской проблематике ; в частности, представители РПЦ разделились во мнениях относительно

24 Андреева A.A. Плаванье к Небесному Кремлю. М.: Ред. журн. «Урания», 1998; Андреева A.A. Плаванье к Небесной России. М.: Аграф, 2004.

25 Андреева A.A. «Роза Мира» // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографии, материалов. М.: «Мир Урании», 2000.

26 Андреева A.A. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой // Андреев Д.Л. Собр. соч.: В 3 тт. [В 4 кн.]. Т. 1. М.: Московский рабочий: Фирма «Алеся»: Присцельс: Редакция ж. «Урания», 1993; Андреева A.A. Суть его жизни // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

27 Маркус C.B. «Роза Мира» Даниила Андреева и Ислам // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

ОЙ соответствия «Розы Мира» христианскому миропониманию . Часть работ посвящена литературно-художественному анализу поэзии Д.Л. Андреева29.

Общепринятого мнения относительно места и роли Д.Л. Андреева в ряду отечественных мыслителей еще не сложилось. Также в обширном идейном наследии Д.Л. Андреева остается ряд тем, по-прежнему нуждающихся в научной разработке. В частности, представляются недостаточно изученными политико-философские идеи, занимающие значительное место в трудах мыслителя.

Цель и задачи исследования. Цель работы - на основе реконструкции и комплексного анализа политико-философских идей Д.Л. Андреева определить идейный потенциал наследия мыслителя в отечественной общественно-политической мысли.

В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

- исследовать историко-политический контекст создания и публикации трудов Д.Л. Андреева, особенности творческой биографии мыслителя, идейные предпосылки его концепции;

- реконструировать, систематизировать и проанализировать политико-философские идеи Д.Л. Андреева;

- определить основания «метаисторического анализа» политической действительности, предложенные Д.Л. Андреевым и реализованные в его

28 Прот. Валентин Дронов. Даниил Андреев - духовный поэт русского Православия // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010; Протодиак. Андрей Кураев. Как относиться к «Розе Мира» // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010; Дунаев М.М. Даниил Андреев <фрагмент исследования «Православие и русская литература> // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010.

29 Храмов Е. Китежанин // Новый мир. 1991. №6; Романов Б.Н. Богосыновство. Даниил Андреев и русская духовная поэзия // Даниил Андреев: pro et contra. СПб.: РХГА, 2010; Ростовцева И. Даниил Андреев: зеркальное письмо // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографии, материалов. М.: «Мир Урании», 2000; Игнатьева А. «Большой ансамбль» литературного наследия Даниила Андреева // Даниил Андреев в культуре XX века: Сб. статей и биографии, материалов. М.: «Мир Урании», 2000; Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара: Ун-т Наяновой, 1998. концепции, проинтерпретировать введенные мыслителем авторские понятия (<<уицраор», «велга», «демиург» и др.) в общепринятых терминах политической науки;

- исследовать природу государства, движущие силы политической истории, закономерности, тенденции и смысл общественного развития в интерпретации Д.Л. Андреева;

- рассмотреть предложенные мыслителем принципы общественного переустройства и политический идеал;

- определить идейный потенциал, место и роль политико-философской концепции Д.Л. Андреева в отечественной религиозно-философской и общественно-политической мысли.

Теоретические и методологические основы исследования. В основу данной работы положены традиционные методы конкретно-исторического, сравнительного, структурного анализа, а также социокультурный, аксиологический, системный подходы.

В связи со своеобразным образно-символическим стилем Д.Л. Андреева одной из главных задач исследователя является толкование идей мыслителя в общепринятых научных терминах и, как следствие, особое значение приобретает герменевтический подход.

Научная новизна исследования

- В данном диссертационном исследовании впервые предпринята попытка выявить, систематизировать и проанализировать политико-философские идеи мыслителя в контексте русской религиозно-философской традиции, определить идейный потенциал и место концепции Д.Л. Андреева в отечественной общественно-политической мысли;

- впервые на основе комплексного анализа идей мыслителя, относящихся к проблемному полю политической философии, определены базовые основания предложенного мыслителем «метаисторического анализа» политической действительности;

- содержание использованных Д.Л. Андреевым авторских терминов (<<уицраор», «велга», «демиург» и др.) раскрыто с точки зрения подходов политической философии;

- получены выводы о том, что, в интерпретации Д.Л. Андреева, государство обладает духовной природой и подчиняется ряду циклических закономерностей развития;

- обосновано положение, согласно которому принципы общественных преобразований и политический идеал Д.Л. Андреева состоят, прежде всего, в совершенствовании духовной сферы общественной жизни, посредством которого должны быть преображены и иные ее сферы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Наследие Д.Л. Андреева представляет собой синкретическую совокупность общественно-политических, историософских, культурологических, религиозно-философских идей, научный текстологический анализ и толкование которых позволяет выявить самобытную политико-философскую концепцию. Такие характерные особенности, как историософичность, социоцентризм, создание авторской мифопоэтической мировоззренческой системы для анализа политики в контексте комплексного исследования всех сфер человеческой деятельности, признание приоритетной роли духовного фактора, поиск принципов социальной гармонизации и идеального политического устройства, осмысление роли России в мировой истории, позволяют сделать вывод об органической связи политико-философских идей Д.Л. Андреева с традицией русской религиозной философии.

2. Текстологический анализ основного труда Д.Л. Андреева «Роза Мира» позволяет реконструировать систему политико-философских идей мыслителя по таким базовым вопросам теории и философии политики, как движущие силы мировой политической истории, природа государства, закономерности и тенденции политического развития общества, факторы, определяющие форму государства, принципы политических преобразований и достижения общественной гармонии, критерии оценки политической действительности, анализ роли индивида в макросоциальных процессах, осмысление проблем и перспектив межцивилизационного взаимодействия в современном глобализующемся мире, задач отдельных народов и государств в контексте общемирового общественно-политического строительства.

3. Ядром политико-философской концепции мыслителя является «метаисторический анализ» политики, основаниями которого служат:

- представление о духовной природе политики и о существовании в сфере общественного сознания «метаисторических сил» - сущностей, которые определяют идейные стереотипы относительно всех существующих форм человеческой деятельности и соответствуют макросоциальным, исторически протяженным, многофакторным тенденциям общественно-политического развития; идея непредсказуемости, принципиальной изменчивости политического развития, по природе своей открытого для появления беспрецедентных, ранее неизвестных политических форм и подчиняющегося лишь сравнительно устойчивым закономерностям;

- телеологизм, согласно которому тенденции общественного развития обусловлены выраженным в соответствующей «метаисторической» силе политическим идеалом.

4. Авторские политико-философские термины, которые Д.Л. Андреев вводит для обозначения «метаисторических сил», могут быть проинтерпретированы в терминах политической философии. Такие понятия, как «эгрегор», «уицраор», «велга», «каросса», «демиург», «Идеальная Соборная Душа народа», являются иносказаниями, обозначающими смысл политической истории с точки зрения общечеловеческого духовного развития. Действие «метаисторических сил», по Д.Л. Андрееву, относится к сфере общественного сознания и неформальной стороне социальнополитического поведения, а потому различные тенденции могут проявляться в рамках одного и того же социального (политического) института.

5. Одной из ключевых идей политико-философской концепции Д.Л. Андреева является двойственная оценка роли государства как основного актора современной мировой политики, неразрывно, однако, связанного с тенденцией к авторитаризму. По Д.Л. Андрееву, на том уровне духовно-нравственного развития, когда сохраняется опасность физического взаимоуничтожения людей, легитимное государственное насилие служит гарантом относительного, неустойчивого порядка; в то же время присущая государственной системе тенденция к самодовлеющему насилию препятствует духовному самосовершенствованию народа и несовместима с гармоничным социальным устройством.

6. Поскольку Д.Л. Андреев обосновывает идею о духовной природе политики, можно сделать вывод о том, что проблему социальных преобразований и государственного строительства на гуманистических, демократических началах мыслитель связывает, прежде всего, с практикой индивидуального духовного совершенствования. «Роза Мира» - это предполагаемое состояние общественного сознания будущего, характеризующееся, в политическом плане, признанием личной ответственности рядового гражданина за государственное строительство и осознанием духовного смысла социальных действий. Политический идеал Д.Л. Андреева - реализация в рамках существующих законов и социальных институтов принципа «мирской праведности», выработка и практическое осуществление духовных идеалов для государственной, культурной, экономической, финансовой, эстетической, бытовой сфер жизни. В масштабе мировой политики концепция Д.Л. Андреева представляет собой осмысление тенденций к глобализации с точки зрения духовного развития народов. В силу ряда геополитических и социокультурных особенностей именно Россия, по мысли Д.Л. Андреева, должна дополнить мировое финансовоэкономическое и военное объединение государств мирным межрелигиозным и межкультурным сотрудничеством народов.

7. На основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что совокупность идей Д.Л. Андреева является самобытным вкладом в отечественную политико-философскую мысль. Продолжая традиции русской религиозной философии, концепция «Розы Мира» в то же время предлагает оригинальное осмысление актуальных политических проблем: противостояния авторитарным тенденциям в политике, ненасильственного межкультурного взаимодействия и роли России в глобализующемся мире.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов, обобщений и выводов, содержащихся в работе, для дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений в области политической философии, социологии, культурологии, религиоведения. Результаты исследования могут способствовать более глубокому пониманию феномена государственности, переосмыслению общественно-политического развития России и ее всемирно-исторических задач. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке и преподавании курсов политологии, истории, социологии, истории политических учений.

Апробация исследования. Работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. По теме диссертации опубликовано 6 научных статей общим объемом 2,8 п.л.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Шуран, Татьяна Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политико-философский труд русского мыслителя середины XX века Даниила Леонидовича Андреева «Роза Мира» — уникальный памятник отечественной религиозно-философской и общественно-политической мысли, в котором предпринята оригинальная попытка анализа мировой и российской истории как борьбы различных тенденций общечеловеческого духовного становления. Изучение идей Д.Л. Андреева относительно природы государства, тенденций политического развития общества, российской истории представляется особенно актуальным для политико-философского осмысления роли России в современном глобализующемся мире.

Творчество Д.Л. Андреева сравнительно мало изучено, поскольку труды мыслителя, написанные в 50-х годах XX века, были опубликованы лишь в 90-х. Научная оценка наследия мыслителя находится в процессе формирования, общепризнанное мнение относительно места и роли Д.Л. Андреева в ряду отечественных мыслителей еще не сложилось. В частности, представляется недостаточно изученной историософия мыслителя, его оригинальная политико-философская концепция. В данной работе предпринята попытка реконструировать политико-философские взгляды Д.Л. Андреева.

Анализ главного труда мыслителя - «метаисторического трактата» «Роза Мира» позволяет проследить определенную преемственность идей Д.Л. Андреева по отношению к предшествующим концепциям, и прежде всего - к русской религиозно-философской традиции. Религиозно-философская мысль, зародившись в России преимущественно в форме богословия, по мере развития заимствовала наследие классической западноевропейской философии, а также европейского и восточного мистицизма в качестве инструментария для переосмысления христианства и к началу XX века сформировалась в своеобразный культурный феномен. Характерными особенностями русской религиозной философии являются: социоцентричность и взгляд на историю как на многоплановый процесс, объединяющий в себе комплекс экономических, политических, культурных, социально-психологических и нравственно-религиозных факторов; особое внимание к фактору духовного развития как основе исторического процесса и, как следствие, вопросы обогащения познания, обновления духовного опыта; практическая направленность и стремление сформулировать целостную систему представлений о роли России в мировой истории, социально-политическую программу соответствующих действий.

Наиболее характерной отличительной чертой русской религиозной философии является общий методологический принцип конструирования авторских идейных систем: переосмысление христианских идей и ценностей через их интерпретацию в русле эклектически заимствованных идей западной и восточной философии. Этот метод формирования оригинальной авторской мировоззренческой концепции можно назвать мифопоэтическим. Характерные черты мифопоэтического мышления - синтетичность, открытость, антиномичность, образность и символизм, элемент субъективизма и в то же время стремление к универсальной значимости -проявились и в «Розе Мира» Д.Л. Андреева - сочинении, которое во многом продолжает традиции русского «религиозно-философского Ренессанса» начала века. Концепция Д.Л. Андреева предлагает оригинальное толкование религиозных догматов на основе личного духовного опыта, с привлечением идей и понятий некоторых других религиозных и философских систем в качестве инструментария для пояснения авторской системы взглядов. Трактовка духовной миссии русского народа сближает «Розу Мира» с религиозной философемой «Русской идеи».

Ядром политико-философской концепции Д.Л. Андреева являются идея «метаистории» и «метаисторический анализ» политической действительности. Представляется неправомерным уделять основное внимание элементам условного утопического проекта, которые содержатся во вводной и заключительной части «Розы Мира» и служат дополнением к основному исследованию.

Метаисторические силы» — это существующие в сфере общественного сознания парадигмы духовного развития человека, которые соответствуют макросоциальным, исторически протяженным, многофакторным явлениям. «Метаисторические» факторы политической истории относятся, по Д.Л. Андрееву, к духовной сфере общественной жизни в самом широком смысле, включая коллективное бессознательное, поведенческие стереотипы, идеологические, мировоззренческие, ценностные, религиозные установки, и определяют, в свою очередь, остальные сферы развития общества. Идея «метаистории» позволяет Д.Л. Андрееву рассмотреть мировую историю в единстве политических, культурных, экономических, социальных, религиозных факторов, оценить значение различных политических событий с точки зрения общечеловеческого духовного совершенствования.

Основания «метаисторического анализа» включают: отождествление политической истории с духовным становлением человечества; идею принципиальной непредсказуемости, изменчивости законов социального развития; телеологический подход и идею соответствия конкретной политической практики аналогичному, с точки зрения состояния общественного сознания и неформального социального поведения, идеалу духовного и государственного строительства.

В мифопоэтической картине мира Д.Л. Андреева основной движущей силой истории является противостояние различных тенденций духовного развития человека, персонифицированных в метафорических образах сил, которые Д.Л. Андреев называет «метаисторическими», условно обозначает их с помощью антропоморфных образов и передает взаимоотношения между ними через аллегорические сюжеты. На представлении о связанных с человеческим миром иноматериальных сущностях, бытие которых соответствует макросоциальным процессам — историческому развитию народов и цивилизаций - основаны идеи Д.Л. Андреева о природе государства, тенденциях, проблемах и цели политического развития общества.

Так, например, для обозначения психологического единства человеческих коллективов на первоначальном уровне организации Д.Л. Андреев использует термин «эгрегор». Термин «эгрегор» отражает определенное духовное взаимодействие и взаимовлияние между людьми, принадлежащими к одному коллективу, на том уровне, когда это взаимовлияние еще не переросло в систематическое целенаправленное принуждение и насилие.

С физическим бытием народа, задачей продолжения рода и миром человеческих страстей, вызванных телесными, чувственными ощущениями, связано понятие «каросса» — метафизическая сущность, соответствующая плотской стороне жизни общества. Символический образ" «кароссы» отражает присущее человеку стихийное начало, порой не поддающееся логическому контролю и привносящее в социальную жизнь элемент импульсивности, эмоциональности, безрассудства.

Идеалы и ценности, выраженные в национальной культуре, Д.Л. Андреев называет «Идеальной Соборной Душой» народа. Идеальная Соборная Душа - залог возможного духовного единства и согласия, необходимых для социальной гармонии, морально-психологические предпосылки солидарности, взаимопомощи, любви в противовес разрушительной «войне всех против всех».

С творческой волей, конструктивной социальной деятельностью, представлениями об идеальном долженствовании связано понятие демиурга - иносказательный образ небесного руководителя и покровителя народа по осуществлению всемирно-исторической миссии.

Деструктивную тенденцию к анархии, беззаконию, «беспределу» Д.Л. Андреев обозначает термином «велга» — «умножательница жертв и вдохновительница анархий», «бессмысленная и беспощадная» метаисторическая сила народного бунта, пробуждающаяся всякий раз, когда наблюдается тенденция к ослаблению жесткой централизованной государственной власти.

Наиболее значимая негативная тенденция общественного развития персонифицирована в образе «уицраора» - «демона великодержавной государственности». Исторически сложившийся тип государственности предстает в концепции Д.Л. Андреева аморальным, антигуманным принципом власти, основанной не на нравственном авторитете, а на принуждении, насилии, и захватнической тенденцией к мировой тирании. Д.Л. Андреев признает государство неизбежным актором современной политики, однако отмечает двойственность его роли: агрессивная природа уицраора является гарантом физической сохранности и материального благополучия народа в условиях враждебной политики соседних государств, но в то же время препятствует духовному совершенствованию общества из-за присущей государственной системе тенденции к самодовлеющему насилию.

Особенность политико-философской концепции Д.Л. Андреева состоит в оценке государственного строя с точки зрения общефилософского вопроса о смысле жизни народа как целого, о духовной миссии народа в мировой истории и его роли в становлении общечеловеческого гармоничного социального устройства. В своей политико-философской концепции Д.Л. Андреев фактически отождествляет духовное и политическое развитие общества; взгляд с позиции «метаистории» позволяет объединить в единый дискурс проблемы духовного совершенствования и социального переустройства. Введение специальных терминов, обозначающих «метаисторические» силы, позволяет Д.Л. Андрееву дифференцировать и развернуто охарактеризовать ряд специфических состояний общественного сознания, в значительной мере определяющих политическую историю и развитие общества, и обозначить их связь с противоречивыми тенденциями государственного строительства.

Анализ политико-философской концепции Д.Л. Андреева позволяет сделать вывод о том, что мыслитель рассматривает историю как непредсказуемый, неоднозначный результат взаимодействия и борьбы разнородных, разнонаправленных общественно-политических тенденций, отражающих противоречивые устремления человеческого духа. В политико-философской концепции Д.Л. Андреева многие характерные особенности и проблемы государственного строительства находят убедительное объяснение через выявление взаимосвязи между политической обстановкой и духовным состоянием общества. Двойственной представляется и роль главного актора современной политической истории - государства, которое служит гарантом физической сохранности народа, но в то же время препятствует духовному совершенствованию общества из-за присущей государственной системе тенденции к самодовлеющему насилию. В целом можно отметить, что «метаисторический подход» позволяет рассматривать политическую действительность во всем объеме проявленных негативных и позитивный тенденций, помогает избежать категоричных, однозначных выводов при оценке исторического прошлого страны.

Взаимодействие «метаисторических» тенденций проявляется на исторической арене в качестве относительно устойчивых закономерностей социально-политического развития. Так, например, мыслитель считает тенденцию к тирании, укреплению аппарата легитимного насилия и контроля, подавлению духовных, нравственных качеств народа, а также стремление к военно-политической экспансии неотъемлемыми чертами, присущими государству по самой природе. По этой причине интересы государства периодически приходят в противоречие с жизненными интересами народа, и неизбежно происходит политический кризис. Однако в период социальной нестабильности активизируются не только созидательные тенденции к усовершенствованию общественного строя, к прогрессивным реформам, но и деструктивные силы беззакония, преступность, а также начинается насильственное вмешательство соседних государств, преследующих свои интересы. Поэтому смена политического строя без существенных изменений в общекультурной и морально-психологической сфере и без мирного политического сотрудничества народов и государств в планетарном масштабе может служить лишь решению локальных, наиболее острых социальных проблем, но не преобразованию аморальной, антигуманной сущности государства.

В то же время подверженный изменениям характер метаисторических сил и непредсказуемые результаты их взаимодействия обусловливают противоречивость и динамическое развитие самих законов истории. Согласно концепции Д.Л. Андреева, основой любых социально-политических преобразований служат перемены в духовной сфере. Проблемы современной мировой политики состоят, прежде всего, в недостаточном уровне духовного совершенства общества. Церковь как основная организация, ответственная за сохранение и обновление духовного опыта общества, исторически связана с выполнением задач скорее социально-экономического, чем религиозного характера. По мысли Д.Л. Андреева, альтернативным источником возможного общечеловеческого духовного усовершенствования может стать индивидуальный духовный опыт и добровольное сотрудничество народов, культур, государств для реализации высокоэтических идеалов в практической социальной жизни.

Согласно концепции «Роза Мира», обновление духовной сферы и должно состоять в выработке принципов «мирской праведности» и приобщении широких народных масс к религиозно-нравственным принципам, сформированным в соответствии с наиболее злободневными социальными требованиями и проблемами. В длительном, многоплановом процессе общечеловеческого объединения и творческого сотрудничества исторически выразится Роза Мира — новая парадигма духовного развития общества, характеризующаяся переосмыслением религиозных традиций различных цивилизаций на основе индивидуального духовного опыта и преобразованием общественно-политической практики на этических началах.

По мысли Д.Л. Андреева, основными социально-политическими предпосылками для становления гармоничного народоустройства являются: религиозная терпимость, взаимодействие церквей, различных конфессий и религиозных учений в контексте мирового общекультурного развития; глобализация и политико-экономическое объединение народов; стандартизация принципов общественно-политического устройства с точки зрения обеспечения всеобщего материального благосостояния и соблюдения основных демократических прав и свобод личности. Основным отличием прогрессивной политики, согласованной с задачами гармонизации общества, станет именно взаимосвязь с этикой, определяющая роль общечеловеческих религиозно-нравственных ценностей. Основным методом осуществления благотворного социально-политического воздействия Д.Л. Андреев предполагает работу в области образования и просвещения, смысл которой отражен в идее «воспитания человека облагороженного образа» - личности, способной к самодисциплине, добровольному труду и самосовершенствованию. Д.Л. Андреев видит основу демократических преобразований в духовном саморазвитии общества, в конструктивных творческих инициативах рядовых граждан, в неукоснительном соблюдении этических норм в всех сферах общественной жизни, включая политику.

По мысли Д.Л. Андреева, работа по преобразованию сущности государства должна относиться прежде всего к неформальной стороне социальной жизни. «Метаисторический анализ» указывает на ошибочность формального, силового подхода в вопросах социальной гармонизации, на невозможность совершенствования существующих общественных институтов без коренных перемен в сфере общественного сознания. Абстрактный, образный стиль рассуждений об организационных вопросах политических преобразований позволяет предположить, что Д.Л. Андреев стремился сместить акцент с конкретных предписаний на идею тождества политической и духовной реальности и подчеркнуть приоритет индивидуального духовного совершенствования. Элементы утопического проекта, намеченные Д.Л. Андреевым во вводной и заключительной части книги, являются только дополнением, своего рода образным примером к политико-философской концепции «метаистории» и не имеют отношения к сущности политического идеала мыслителя. Их восприятие в качестве предсказаний или предписаний является ошибочным, поскольку сам автор неоднократно подчеркивает их условный характер.

В масштабе мировой политики концепция Д.Л. Андреева предлагает осмысление глобализации и межцивилизационного взаимодействия в плане духовного развития народов и культур. С точки зрения «метаистории», в сфере общественного сознания существуют предпосылки для ненасильственной политической интеграции государств в единую систему на добровольных началах этики и взаимовыгодного сотрудничества, для сосуществования взаимно дополняющих друг друга культур национального и общечеловеческого масштабов, относящихся к различным уровням духовной реальности. «Роза Мира» предлагает обоснование сложной иерархии различных форм общественно-политического взаимодействия, соответствующих многообразию духовных задач общества, и приоритет подчинения глобальной политики целям общечеловеческого духовного совершенствования.

В силу ряда уникальных геополитических и социокультурных особенностей именно России, взаимодействующей с различными культурами Запада и Востока, Д.Л. Андреев в своей концепции отводит одну из ключевых ролей в возможном историческом становлении Розы Мира. Задачи России - идейное, религиозно-философское осмысление происходящих в современном мире процессов политико-экономической глобализации, формулирование приоритетов мирного межкультурного взаимодействия, религиозно-нравственного развития общества. В создании исторического прецедента Розы Мира и преобразовании аморальной сущности государства в гармоничную социально-политическую систему, воплощающую идеалы духовного совершенствования, по мысли Д.Л. Андреева, заключается всемирно-историческая миссия русского народа. В масштабе мировой истории именно Россия должна первой реализовать этические принципы в практической политике и дополнить процесс финансово-экономической и военной глобализации добровольным межкультурным сотрудничеством народов и государств, подчиненным задачам общечеловеческого духовного совершенствования.

В период создания «Розы Мира» концепция Д.Л. Андреева была ; I настолько чужда исторической обстановке, что даже не оставалось надежды на публикацию книги. В современной России, в период своеобразного идеологического «вакуума» и переосмысления духовных, нравственных, культурных, социальных идеалов и ценностей идеи «Розы Мира» относительно многообразия духовного опыта человечества и необходимости примирения религиозно-нравственных и общественно-политических устремлений приобретают актуальность и вызывают определенный интерес. Однако представляется, что в целом концепция Д.Л. Андреева по-прежнему достаточно чужда современной как научной, так и религиозной мысли. На сегодняшний момент в современном политико-философском дискурсе трудно найти труды, аналогичные «Розе Мира». В концепции Д.Л. Андреева осуществлена попытка комплексного, полномасштабного анализа мировой истории в единстве духовных, этических, идеологических, политических, культурных проявлений, представлена взвешенная, неоднозначная оценка исторической действительности как результирующей множества разнородных факторов и тенденций общечеловеческого развития.

В целом мысли Д.Л. Андреева присуща конструктивная, гуманистическая направленность, приверженность идеалам высокой этики, устремленность к неустанному самоотверженному духовному совершенствованию, которое автор полагает единственно возможной основой успешного социально-политического реформирования. Отдельные политико-философские идеи «Розы Мира» могут послужить основой для осмысления духовного значения глобализации. В концепции Д.Л. Андреева обосновано мирное, конструктивное взаимодействие различных религий и цивилизаций как уникальных и в то же время взаимодополняющих исторических форм духовного опыта различных народов. Д.Л. Андреев является приверженцем демократических ценностей и считает обеспечение гражданских прав и свобод неотъемлемой частью гармоничного мироустройства, однако подчеркивает, что политическое устройство может быть только отражением духовного состояния общества, общего морально-психологического, культурного уровня. Также мыслитель положительно оценивает еще одну характерную тенденцию западного либерального общества - стремление к повышению уровня материального благосостояния, указывая, что процессы материального и духовного развития общества должны взаимно уравновешивать друг друга. Д.Л. Андреев считает прогрессивной тенденцию к глобализации и объединению различных народов, культур, религий и цивилизаций. По мысли Д.Л. Андреева, финансово-экономическое и политическое взаимодействие, обеспеченное в современном мире экспансией западных стран, должно послужить основой для будущего взаимного культурного и религиозного обогащения народов в интересах общечеловеческого духовного развития. Концепция «Роза Мира» предлагает своеобразное духовное осмысление глобализационных процессов и глубоко демократические, гуманистические принципы построения гармоничного мирового сообщества. Именно в осуществлении духовного объединения человечества, дополнении политико-экономического фактора глобализации взаимодействием морально-психологическим и культурным, Д.Л. Андреев видит историческую миссию России и русского народа.

Политико-философская концепция Д.Л. Андреева «Роза Мира» содержит оригинальные идеи по таким базовым вопросам политической теории, как движущие силы мировой политической истории, природа государства, закономерности, тенденции и цели политического развития общества, факторы, определяющие форму государства, принципы политических преобразований и достижения социальной гармонии, критерии оценки политической действительности, анализ роли индивида в макросоциальных процессах, обоснование конструктивного межцивилизационного взаимодействия в современном глобализующемся мире, осмысление роли отдельных народов и государств в контексте общемирового общественно-политического строительства. Концепция Д.Л. Андреева раздвигает привычные рамки политической теории, позволяет найти нестандартные варианты решения традиционных политико-философских вопросов, предлагает новые принципы осмысления актуальных общественно-политических проблем. Д.Л. Андреев - самобытный русский мыслитель XX века, автор политико-философской концепции, в рамках которой нашли оригинальное развитие традиционные идеи русской религиозной философии.

Однако масштаб и цельность концепции Д.Л. Андреева находятся в противоречии как с современной общественно-политической действительностью, так и с общепринятыми правилами научного анализа. Обращенность мыслителя прежде всего к вопросам обновления духовного опыта и осуществления религиозно-нравственных идеалов в практической социальной деятельности затрудняет восприятие его концепции в среде, ориентированной на какие-либо иные цели. Можно лишь предположить, что со временем идеи выдающегося русского философа и мистика станут более органичными для политологического исследования и политической практики. В условиях глобализующегося мира и, одновременно, масштабного кризиса цивилизации концепция Д.Л. Андреева могла бы послужить основанием для выработки новых духовных, социальных, культурных приоритетов и принципов и осознания всемирно-исторической роли России и русского народа. Политико-философские идеи Д.Л. Андреева обладают несомненной эвристической ценностью и требуют дальнейшего исследования и осмысления.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.