Портретный образ в контексте русской художественной культуры XVIII века: Межвидовые проблемы портрета на рубеже барокко и классицизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.12, доктор искусствоведения Карев, Андрей Александрович

  • Карев, Андрей Александрович
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.12
  • Количество страниц 318
Карев, Андрей Александрович. Портретный образ в контексте русской художественной культуры XVIII века: Межвидовые проблемы портрета на рубеже барокко и классицизма: дис. доктор искусствоведения: 07.00.12 - История искусства. Москва. 2000. 318 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Карев, Андрей Александрович

Введение. 3 Часть I. Портрет в восприятии современников.

Глава 1. Слово "портрет" в речевом обиходе XVIII века.

Глава 2. Суждение о портрете. 23 Часть II. Концепция портретного образа. Слово и изображение.

Глава 1. Надпись и портрет. Проблемы взаимодействия.

Глава 2. Образ императрицы. Парадный портрет и похвальная ода.

Глава 3. Портрет дворянина в пространстве живописи и поэзии.

Глава 4. "Зрак" красавицы. Образ красоты в женском живописном и словесном портрете.

Глава 5. "Добродетель, ты на свете нам едина красота".

К проблеме образа совершенного человека. 151 Часть III. Модификации портретного образа в изобразительных искусствах.

Глава 1. Портрет и моленный образ.

Глава 2. Станковый портрет "в натуру" в контексте других портретных форм живописи.

Глава 3. Портретный образ в живописи и графике.

Глава 4. Живописный портрет и пластика.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Портретный образ в контексте русской художественной культуры XVIII века: Межвидовые проблемы портрета на рубеже барокко и классицизма»

Диссертация посвящена рассмотрению родственных в жанровом отношении явлений в различных видах искусства в России XVIII века. Проблемы исследуются на материале конца 1750-1760-х годов. Выбор этого периода обусловлен стремлением рассмотреть по возможности широкую проблематику портретного образа в относительно "узком" хронологическом пространстве "горизонтального среза". Именно в это время в России портрет вступает в фазу зрелости и потому полно представляет характерные черты искусства XVIII столетия. На отмеченный период приходится смена больших стилей, переход от барокко к классицизму. В связи с этим большинство поднятых вопросов анализируется автором с учетом стилевого развития русской художественной культуры, хотя в первую очередь интерес вызывают более устойчивые свойства портрета.

При всем изобилии и разнообразии литературы об отечественном живописном, гравированном, миниатюрном и скульптурном портрете этого времени, вопрос до сих пор так специально не ставился. Между тем автор диссертации учитывает накопленный опыт изучения отечественного портрета XVIII века. Традиция его исследования в искусствознании настолько богата и разнообразна, что ее освещение потребовало бы специального обширного труда. Упомянем лишь близкие нашим интересам работы, без которых не могло состоятся данное исследование. Прежде всего нужно назвать главы и разделы в общих трудах, написанные А.Н. Бенуа, H.H. Коваленской, Д.В. Сарабьяно-вым, О.С. Евангуловой и др. Несомненно важны для данной диссертации монографии, посвященные творчеству отдельных мастеров, особенно тех, которые работали в 1750-1760-е годы. Среди авторов книг

Н.П. Лапшина, И.М. Сахарова, Т.А. Селинова, Т.В. Ильина. Что касается историографии отдельных проблем, то к ней автор обращается по ходу их обсуждения в настоящей работе.

Отдавая должное значению проблемы видовой специфики, диссертант сосредотачивается на том, что объединяет портретный образ в различных видах искусства. Это позволяет рассматривать портрет и как изображение "человека эпохи", и как одно из проявлений его совокупного образа в сознании общества. Подобный подход дает возможность шире взглянуть на универсальный образ человека, увидеть черты его всеобщности в отдельном произведении.

Необходимо декларировать ряд поставленных ограничений с тем, чтобы предмет исследования получил более отчетливые контуры. Специфика взгляда на портретный образ человека в данной работе обусловлена, прежде всего, особенностями его историко-художественной интерпретации, хотя и не исключает обращения к широкому спектру проблем из других областей гуманитарных знаний. Выбор сопоставляемых сфер находится в прямой зависимости от характера их взаимосвязей в реальном художественном процессе XVIII века, как, например, между рисованным, гравированным и живописным портретом. Рассмотрение проблем портретного образа проводится, главным образом, с учетом возможностей и особенностей живописного станкового полотна - формы несомненно лидирующей в изобразительном искусстве.

Фиксация внимания именно на портретном образе исключает обращение к важным в целом, но периферийным для настоящей работы проблемам, таким как место живописного полотна в интерьере, многообразие реальных функций портрета в жизни, его связь с музыкой или зрелищными искусствами.

Иначе говоря, цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть портретный образ в контексте его разнообразных видовых модификаций как одно из характерных проявлений особенностей художественной культуры XVIII века в России.

Объектом исследования являются, по преимуществу, произведения станковой, монументальной и миниатюрной живописи, печатной и уникальной графики, пластики конца 1750-х - 1760-х годов, а также литературы этого времени.

Заявленная цель и характер избранного объектом внимания художественного материала, предопределили постановку комплекса задач, имеющих отношение к природе жанра и, таким образом, общих для различных видов искусств. Прежде всего важно обратиться к тому, как сами современники относились к портрету, какое место отводили ему в жизни и искусстве. Поэтому первая из трех частей работы посвящена рассмотрению портретного образа в контексте представлений современников о его социальных функциях и эстетических возможностях. Рожденные такими представлениями ожидания и предъявляемые к портрету требования, резонируют в его концепции, что становится предметом главного внимания во второй части диссертации. Концептуальная сторона портретного образа рассматривается как с учетом проблематики замысла, так и его реализации. В связи с этим существенное место отводится сравнительному рассмотрению портретного образа в живописи и литературе. Обращение к литературе обладает для историка искусства несомненной привлекательностью. Литературный художественный текст можно воспринимать как "прямую речь" образов XVIII столетия, доносящийся до нас голос отдаленной эпохи, мыслящей часто стихами. К тому же наряду с журналистикой и философией литература помогает с достаточной долей достоверности "прочитать" идею, заложенную в замысле портрета, и тем самым подобрать ключ к интерпретации его содержательных пластов. Становится очевидной необходимость рассмотрения проблематики взаимодействия надписи и портретного изображения. Отдельное внимание уделяется наиболее распространенным образам столетия, обусловленным характером художественных запросов сословного общества: императрицы, благородного дворянина, добродетельной красавицы. Общие для всех типов моделей проблемы образа совершенного человека предполагается рассмотреть в заключительной главе части.

Для того, чтобы выявить соотношение специфических качеств живописного станкового портрета XVIII в. и "природных" свойств портретного жанра в третьей, завершающей работу, части предпринимается исследование модификаций портрета в разных видах изобразительных искусств. Правомерность этих сопоставлений проистекает из особенностей русской художественной культуры, давшей к концу 1750-х годов ощутимое видовое разнообразие портретных форм. Таким образом, каждая из трех частей диссертации, обозначая особый аспект темы, отражает фазы реального художественного процесса: от восприятия явления и представлений о нем к конкретному замыслу и его реализации в визуально различимых "овеществленных" формах.

Избранный метод можно назвать комплексным, варьирующим возможности историко-художественного, историко-культурного, со-цио-культурного, иконологического, структурно-типологического, лексикологического и других подходов в зависимости от характера поставленных задач.

Актуальность выбранной темы обусловлена ощутимой в последние годы потребностью в обобщающих научных моделях, вниманием к проблемам комплексного анализа явлений русского искусства, 7 острым интересом к рубежным явлениям, в том числе в аспекте стиле вой эволюции национальной культуры.

ЧАСТЬ I.

ПОРТРЕТ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННИКОВ.

Похожие диссертационные работы по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История искусства», Карев, Андрей Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Предпринятое исследование позволяет сделать несколько выводов относительно возможностей портретного образа аккумулировать важнейшие стороны художественной культуры XVIII столетия.

Само разнообразие модификаций этого образа в отечественном искусстве конца 1750-х - 1760-х годов свидетельствует о растущей многоаспектности в восприятии человека, что соответствовало энциклопедическим наклонностям эпохи. Вне всякого сомнения, живописный вариант был и остается наиболее достоверным и почитаемым проявлением совокупного образа в сознании общества. Не случайно, расставшись с общим для иконы и портретного изображения именованием, как раз он без каких-либо дополнительных объяснений обозначается сначала как "персона", а затем "портрет". Пользуясь, может быть, несколько механистичной, но наглядной моделью (а в XVIII века любили модели), его вполне можно представить как зеркало в центре пространственной композиции, окруженным системой зеркал, расположенных так, чтобы можно было видеть не только отражение, но и отражение отражения и так далее - до пределов, положенных запросами общества. Примером этого служат бесконечные ряды модификаций не только композиционных и иных типов, но и изображений конкретных персон. Особую роль в этих цепочках-модификациях играет словесный образ. Господствуя в родной среде литературы, он проступает и на "чужой территории". Так, его след заметен в "подписи" портретной гравюры, на обороте холста, в легендах аверса и реверса медали. Его вполне можно представить как инвенцию или программу живописного портрета. Изобразительный вариант, в свою очередь, порождает потребность в словесном толковании, специфической формой которого становится надпись к портрету. Гравюра, со свойственной природе этого искусства определенностью, демонстрирует реализацию такой потребности. Подобное взаимодействие изображения и слова не мешает самостоятельности поэтического жанра "надписи к портрету". Таким образом, известная "триада": программа H.A. Львова, портрет Д.Г. Левицкого "Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия" (1783. ГРМ) и ода Г.Р. Державина "Видение мурзы" возникает отнюдь не на пустом месте и имеет к тому времени богатую традицию примеров содружества образов.

Подсказывая", как нужно воспринимать и "прочитывать" портрет, литература, прежде всего поэзия, отдает должное специфике живописи, обращаясь к тем сторонам образа героя, которые "нельзя выразить словами". Да и сами слова "портрет", "изображение", "образ" не только заимствуются из сферы живописи, но порождают зрительные ассоциации с живописным портретом. Иначе говоря, и создатели и зрители словесного и изобразительного портрета, пользуясь терминологией ломоносовской "Риторики", должны иметь "силу совображе-ния". Весьма показательное для эпохи, которую называют "риторической", живое переключение с одного образа на другой, с образа на мысль и обратно создает условие для расцвета эмблемы, культура которой несомненно нашла отражение в рассматриваемом ансамбле портретных модификаций. Наибольшей близостью к эмблеме по структуре (сочетание "надписи", изображения и "подписи") и склонности "брать результаты" обладают портретная гравюра и медаль. Вместе с тем существуют и монументальные варианты, где активно используются возможности эмблемы: фейерверк, иллюминация, маскарад, церемония коронации и другие проявления культуры празднества, где так или иначе задействован портретный образ. В этом эмблематическом пространстве - своего рода среде портретного образа, легко возникают "топосы", "общие места", не знающие границ видов искусств.

Особенностью периода является умножение отдельных модификаций этого образа, связанных единой смысловой основой. В пространстве культуры создается своего рода разветвленная портретная галерея, мобилизующая возможности всех видов изобразительных искусств. Обладающий всеобщей значимостью, всепроникающий и не допускающий двоякого толкования государственный миф получает больший размах, целостность и убеждающую силу, благодаря "приращению" художеств, основанных на зрительном восприятии. Конкретное собрание, будь то государственная или частная галерея, включающая помимо станковых живописных изображений, скульптурные бюсты, медали и камеи, гравюры и миниатюры, недвусмысленно ориентировала человека относительно его места в структуре мифа.

В условиях "культурного поля", насыщенного идеями просвещения и воспитания, наделение портрета функциями мемориальности становится достаточно понятным актом. И хотя стремление "остановить мгновенье" для "потомков" наиболее наглядно проявляется, например, в медали, в принципе любой портрет (живописный, гравированный, миниатюрный), кроме, пожалуй, рисованного, претендует быть своего рода памятником. Характер сопровождающих надписей порой отсылает к сфере эпитафии. Ориентация на восприятие в будущем создает атмосферу всеобщей мемориальности, сакрального отношения к изображению, способного быть "двойником" человека, "замещать" его не только при жизни. Все это позволяет реализовать типичные запросы культуры: например, создать атмосферу всеприсутст-вия монарха или собрать "всю фамилию" под одной крышей городского особняка или усадебного дома.

Доказательством подобия оригинала и образа служит сходство. Оно же позволяет вписать конкретную персону, все более осознающую свою автономность, в заданный программой социально окрашенный тип: самодержца, храброго полководца, церковного иерарха, ученого мужа, благородного дворянина, добродетельной красавицы и т. д. Особенностью рассматриваемого этапа можно назвать дифференциацию этих типов и усложнение программ. В сферу общеполезных амплуа, например, попадают тихие домашние занятия. Усиление самоценности социальных типов не уничтожает универсальной значимости "общих идей" и они занимают место, отведенное им регламентом культуры классицизма в "большом ордере" системы. В самоидентификации: "Я - благородный добродетельный дворянин" "Я" легко заменяется на "Он", "Они" "Мы".

Разные формы (модификации) портрета можно рассматривать как развитие одного или нескольких качеств, заложенных в станковом полотне. В мозаике, например, подчеркиваются его декоративные потенции (значение силуэта, ритм крупных форм и цветовых пятен), в миниатюре получает развитие культ детали и скрупулезного письма, в гравюре усугубляются знаковые возможности портретного образа. Относительная многоплановость станкового портрета как подобия "в натуру" оказывается, таким образом, "в обрамлении" носителей более обобщенных пластических идей. Портрет, естественно, реагирует на эти возможности художественной культуры. С одной стороны, в лице большого парадного портрета-картины он стремится выполнять функции монументальной живописи, с другой - может тяготеть к малоформатному изображению.

В развитии различных форм портретного образа видится экспансия жанра в художественном пространстве эпохи, его претензия на ведущее место в изобразительных искусствах. Значение станкового-портрета состоит еще и в его роли в освоении картины мира. Не случайно именно портрет претендует и по названию, и по способности воспроизвести образ мира на роль первой полноценной картины в русском изобразительном искусстве. Особенно наглядно эти его особенности проступают в императорской теме - важной составляющей государственного мифа. В портретах частных лиц так или иначе подчеркивается место в этом мире-государстве. Постоянные сопоставления с античными мифологическими персонажами, отвечающими за ту или иную сторону космического порядка или сферу в жизни человечества, переключают образ на глобальный уровень. В выборе объектов для сопоставления явно ощущается учет места модели в обществе. Во времена правления Екатерины II вряд ли кто покусился бы на изображение в виде Минервы. Обилие же Диан в годы царствования Елизаветы Петровны свидетельствует об отсутствии "монополии" императрицы на этот образ.

Единство портретных модификаций проявляется в их стилевой общности. И хотя ряд исследователей относят литературу елизаветинского времени к стилю классицизм, в изобразительном искусстве этого времени, развивающемся главным образом в ситуации барокко или рококо, ощущается известная синхронность с современными произведениями Ломоносова и Сумарокова. Например, похвальная ода явно находится в одной стилевой зоне с барочным парадным портретом, хотя бы по эмоциональному накалу патетики или стремлению показать вселенскую значимость изображенного. Во всех рассмотренных вариантах портретного образа ощущается склонность найти путь к "человеческому" масштабу. Повышение значимости "малых" жанров лирического спектра в литературе соответствует утверждение эстетики камерного портрета в живописи. С поэтическими мотивами любовных переживаний, жизни сердца, изящных дум сопоставим и нарастающий культ оттенка в воспроизведении образа человека в станковом портрете. Напряженные контрасты барокко сменяются переливами оттенков рококо. Если ранее радовались иллюзорным, подражательным возможностям искусства (Ломоносов, Теплов), то теперь, в 1760-е годы все больше отдают предпочтения произведениям, способным изысканностью колорита и элегантностью формы доставить зрителю удовольствие. Не случайно Я. Штелину откровенно нравятся произведения Токе, Ротари, Торелли. В это же время в своих "Салонах" Д. Дидро отдает должное колориту Буше и Шардена, хотя его "герой" - Грез, далекий от цветовых изысков как по декларируемым целям, так и по результатам своего труда. Теперь в России даже суховато рациональная, выпестованная в Академии наук гравюра, дает образцы эмоциональной теплоты (прежде всего ряд портретов Е.П. Чемесова). В чувственно привлекательные тона окрашены и классицистические мотивы: например, отсылающий к античным образцам профиль у Рокотова или тема трагического героя и просветительские интонации в портретных произведениях Лосенко.

Гедонистические наклонности в портрете рассматриваемого периода во многом проистекали из более широкого желания найти средства для формирования в пространстве отечественной культуры атмосферы Золотого века, своего рода отечественного варианта Аркадии, как одного из проявлений всеобщей тяги к счастью и гармонии.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Карев, Андрей Александрович, 2000 год

1. Исследования и публикации

2. Алексеева М.А. Гравировальная палата Академии наук // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М, 1968.

3. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990.

4. Алексеева М.А. Жан Луи Девельи, его помощник Михайло Махаев и Стефано Торел-ли: "Коронация императрицы Екатерины II в Успенском соборе" // Страницы истории отечественного искусства. X XX век. Вып. 3. СПб., 1997. 27-35.

5. Алексеева М.А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII начала XVIII в. // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. М., 1977. С. 7-29.

6. Алексеева М.А. Коронация императрицы Екатерины II: рисунки, живопись, гравюра // Международная конференция. Екатерина Великая: эпоха российской истории. Тезисы докладов. СПб., 1996. С. 220-222.

7. Алексеева М.А. Некоторые вопросы русской художественной жизни середины XVIII в. (Положение русских художников, состоящих на государственной службе) // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1973. С. 90-96.

8. Алексеева М.А. Художник Жан-Луи Девельи (1730-1804) // Вопросы теории и истории русского искусства второй половины XVIII века. Сб. научных трудов / Сост. и научн. ред. Е.Б. Мозговая. М., 1997. С. 23-35.

9. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М., 1975.

10. Алексеева Т.В. Некоторые проблемы изучения русского искусства XVIII в. // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1973. С. 7-19.

11. Ю.Алексеева Т.В. Новое о Рокотове // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1968. С. 275-287.

12. П.Алпатов М.В. Проблема барокко в русской иконописи // Барокко в России / Под ред. А.И. Некрасова. М., 1926. С. 81-92.

13. Алпатов М.В. Эпохи развития портрета // Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1772). М., 1973. С. 4-24.

14. Амелехина С. Коронация Императрицы Екатерины II // Пинакотека. 1997. № 2. С. 2430.

15. Андреева В.Г. Андрей Матвеев // Русское искусство первой четверти XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1974. С. 141-157.

16. Андреева Г.Б. Русско-английские связи в области живописи второй половины XVIII -первой трети XIX века. Автореферат канд. дис. М., 1998.

17. Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. СПб., 1998.

18. Андросов С.О. Русское искусство первой трети XVIII века и итальянское барокко // Барокко в России/ Отв. Ред. Г.Г. Поспелов. М., 1994. С. 47-57.

19. Анисимов Е.В. Личность Ивана Шувалова// Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов (1727-1797). Просвещенная личность в российской истории. / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб., 1998. С. 13-23.

20. Анисимов Ю.П. Федор Степанович Рокотов //Искусство. 1938. № 3. С. 77-96.21 .Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

21. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996.

22. Архипов Н.И., Раскин А.Г. Бартоломео Карло Растрелли. 1675-1744. Л.; М., 1964.

23. Архипов Н.И., Раскин А.Г. Петродворец. Л.; М., 1961.

24. Барахов B.C. Искусство литературного портрета. (К постановке проблемы) // Литература и живопись / Отв. ред. А.Н. Иезуитов. Л., 1982. С. 147-166.

25. Бахмутский В.Я. Два парадокса эстетики Дидро // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции "Випперовские чтения-1987". Вып. XX. М., 1989. С. 57-67.

26. Белецкий П. Украинская портретная живопись XVII XVIII вв. Л., 1981.

27. Белова Т.И. И.И. Шувалов и П.-А. Ротари // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов. СПб., 1998. С. 34-42.

28. Белова Т.И. Педагогическая деятельность П. Ротари в Петербурге // Вопросы теории и истории русского искусства второй половины XVIII века. Сб. научных трудов / Сост. и научн. ред. Е.Б. Мозговая. СПб., 1997. С. 36-42.

29. Бенуа А.Н. Выставка, посвященная времени императрицы Елизаветы Петровны // Старые годы. 1912. Май. С. 3-28.

30. Бенуа А.Н. История русской живописи. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902.

31. Бенуа А.Н. Ротари в Гатчине. JI., 1929.

32. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. СПб., 1904.

33. Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910.

34. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. JI., 1977.

35. Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его времени. 1750-1765. М.; Л., 1936.

36. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Статьи/ Предисловие Д.С.; Лихачева. Сост. Н. Кочетковой и Г. Фридлендера. М.:, 1981.

37. Берков П.Н. Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века/ Редакц. текста и вступ. ст. П.Н. Беркова. М.; Л., 1950. С. 566.

38. Бернштейн Б.М. Искусствознание и типология // Советское искусствознание. Вып. 21. М., 1987. С. 306-333.

39. Бернштейн Б.М. Искусствознание и художественная культура. Вопросы теории и исторического описания. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1993.

40. Библер B.C. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. С. 151-248.

41. Биржакова Е.Э. Щеголи и щегольской жаргон в русской комедии XVIII века// Язык русских писателей ХУ1П века/ Отв. ред. Ю.С. Сорокин. Л., 1981. С. 96-129.

42. Биржакова Е.Э., Войнова Л.А., Кутина Л.Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII века. Языковые контакты и заимствования. Л.: Наука, 1972.

43. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII в. М., 1986.

44. Борзин Б.Ф. Росписи петровского времени. Л., 1986.

45. Брук Я.В. П. Ротари в России // Советское искусствознание '78. М., 1979. Вып. 2. С. 315-325.

46. Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990.

47. Булгаков С. Икона и иконопочитание. Париж, 1931.

48. Бусева-Давыдова И.Л. Память, припоминание, архетип: Судьба традиции в поздней русской иконописи // Искусствознание. 1998. № 1. М., 1998. С. 182-197.

49. Бухаркин П.Е. Топос "тишины" в одической поэзии М.В. Ломоносова // XVIII век. Сб. 20. СПб., 1996. С. 3-12.

50. Бычков В.В. Образ как категория византийской эстетики // Византийский временник. Т. 34. М., 1973. С. 151-168.

51. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.

52. Вдовин Г. "Писано имяреком." Рождение автора в русской портретописи XVIII века //Вопросы искусствознания. М., 1995. Вып. 1-2. С. 249-273.

53. Вдовин Г. От "личного" к "личному". К проблеме эволюции психологической проблематики русской портретописи XVIII начала XIX века // Вопросы искусствознания 4/93. М., 1994. С. 5-48.

54. Вдовин Г. Портретное изображение и общество в России XVIII века. Несколько тезисов о функции замещения // Вопросы искусствознания. 1994. Вып. 2-3. М., 1994. С. 245-286.

55. Вдовина Л.Н. Риторика праздника. Москва в дни маскарада "Торжествующая Минерва" // Екатерина Великая и Москва. (По материалам выставки в Москве) Тезисы докладов научной конференции 6 октября 1997 года. М., 1997. С. 8-9.

56. Вейнберг А.Л. Два неизвестных портрета работы Луи Каравака // Русское искусство XVIII первой половины XIX века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1971. С. 229-237.

57. Вейнберг А.Л. Чемесов и де Велли. К истории создания гравированного портрета Е.П. Чемесова // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1968. С. 183-193.

58. Веретенников В.И. Придворный первый маляр J1. Каравакк // Старые годы. 1908. Июнь. С. 323-332.

59. Верещагина А. Г. Русская художественная критика середины второй половины XVIII века. Очерки. М., 1991.

60. Винокур Г.О. Русский литературный язык в первой половине XVIII века// Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 111-137.

61. Винокур Г.О. Русский литературный язык во второй половине XVIII века// Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку М., 1959. С. 138-161.

62. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

63. Волков и русский театр его времени. Сборник материалов/ Ответственный ред. Ю.А. Дмитриев. М., 1953.

64. Воронихина А.Н. Триумфальные ворота 1742 г. в Санкт-Петербурге // Русское искусство барокко. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1977. С. 159172.

65. Врангель H.H. Императрицы Елизавета и искусство ее времени // Аполлон. 1912. № 7. С.5-21.

66. Врангель H.H. Скульпторы XVIII века в России // Старые годы. 1907. Июль-сентябрь. С. 251-297.71 .Врангель H.H. Иностранцы XVIII века в России // Старые годы. 1911. Июль-сентябрь. С. 5-94.

67. Врангель H.H. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909. Октябрь. С. 509-573.73 .Врангель H.H. Портретная выставка в Таврическом дворце // Искусство. 1905. № IV-VII. С. 110-142.

68. Врангель H.H. Федор Степанович Рокотов // Старые годы. 1910. Апрель. С. 3-16.

69. Всеволодский-Гернгросс В. Ф.Г. Волков и русский театр его времени // Ф.Г. Волков и русский театр его времени. Сборник материалов. М., 1953. С. 7-50.

70. Гаврилова Е. И. Русский рисунок XVIII века. JL, 1983.

71. Гаврилова Е.И. Ломоносов и основание Академии художеств // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1973. С. 66-75.

72. Ганулич А. Конные карусели в России и карусельные портреты // Московский журнал. 1996. №7.

73. Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964.

74. Глинка М.Е. М. В. Ломоносов. Опыт иконографии. М.; Л., 1961.

75. Голдовский Г.Н. Дмитрий Григорьевич Левицкий и иностранные мастера (к проблеме русского Просвещения) // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции "Випперовские чтения 1987". Вып. XX. М., 1989. С. 248-260

76. Голдовский Г.Н. Типологические особенности портретного творчества Д.Г. Левицкого // Д.Г. Левицкий. 1735-1822. Сб. научных трудов / Научн. ред. Г.Н. Голдовский. Л., 1987. С. 5-26.

77. Голлербах Э.Ф. Портретная живопись в России. XVIII век. М.- Пг., 1923.

78. Голованова М.П. К истории создания коронационного церемониала Российской империи и формирование комплекса регалий // Петр Великий реформатор России. Тезисы докладов международной научной конференции. М., 1998. С. 38-39.

79. Государственная Третьяковская галерея. Путеводитель по опытной комплексной марксистской экспозиции. Составила H.H. Коваленская. М., 1931.

80. Гравировальная палата (исторический очерк) // Гравировальная палата Академии наук XVIII века. Сборник документов/ Составители: М.А. Алексеева, Ю.А. Виноградов, Ю.А. Пятницкий. Л., 1985.

81. Гращенков В.Н. К истории итальянского портрета раннего Возрождения (Живописный станковый портрет, медаль и скульптурный бюст) // Проблемы портрета. Материалы научной конференции (1772). М., 1973. С. 58-86.

82. Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996.91 .Греч А.Н. Барокко в русской живописи в. // Барокко в России / Под ред. А.И. Некрасова. М., 1926. С. 118-133.

83. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Учебник / Вступ. статья А. Зорина. М., 1999.

84. Данилова И.Е. Иван Аргунов. Русский крепостной художник XVIII века. М.; Л., 1948.

85. Даниэль С.М. Кончетто. Изображение и слово в искусстве барокко // Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве. Сб. по учебно-методическим вопросам. Л., 1989. С. 28-37.

86. Дашкова K.M. К вопросу о русском живописном портрете середины XVIII века // Проблемы развития русского искусства. Л., 1975. Вып. 7. С. 25-31.

87. Дмитриева H.A. Изображение и слово. М., 1962.

88. Дюбо Ж.Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., 1976.

89. ЮО.Евангулова О.С. "И в память на портрете я написал." // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1996. № 6. С. 19-30.

90. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М., 1987.

91. Евангулова О.С. Императрица Анна Иоанновна и старинный портрет в России // Вестник Московского университета. История. 1995. № 4. С. 18-27.

92. Евангулова О.С. К проблеме взаимодействия живописи и литературы в России во второй половине XVIII в. Советы художникам // Вестник Московского университета. История. 1993. № 1. С. 42-56.

93. Ю5.Евангулова О.С. Понятие "натура" и "натуральное" в русском художественном обиходе XVIII столетия // Натура и культура. Славянский мир / Отв. ред. И.И. Свирида. М., 1997. С. 56-65.

94. Евангулова О.С. Портрет петровского времени и проблема сходства// Вестник Московского университета. История. 1979. № 5. С. 69-82.

95. Евангулова О.С. Русские портретисты XVIII века и их французские современники // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции "Випперов-ские чтения 1987". Вып. XX. М., 1989. С. 273-288.

96. Евангулова О.С. Русские теоретики о "художествах подражания" в их отношении к натуре. (К истории художественного сознания в России XVIII в.) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 2. С. 3-23.

97. Ю9.Евангулова О.С. Русский портрет XVIII века и проблема "россики" // Искусство. 1986. № 12. С. 56-61.

98. Елеонская A.C. Творческие взаимосвязи школьного и придворного театров в России // Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII века/ Гл. ред. А.Н. Робинсон. М., 1975. С. 7-46.

99. Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.В. Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI начала XX века. М., 1978.

100. Ерофеева H.H. Память и памятник в концепциях XVIII века // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции "Випперовские чтения 1987". Вып. XX. М., 1989. С. 222-236.

101. ЖарковаИ. Новые материалы о Никитине // Художник. 1978. № 5. С. 52-55.

102. Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции. М., 1989. С. 141-165.

103. Живов В.М., Успенский Б. А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII-XVIII вв. // Античность в культуре и искусстве последующих веков.

104. Материалы научной конференции. ГМИИ им. A.C. Пушкина. 1982. М., 1984. С. 204285.

105. Жидков Г.В. К постановке проблемы о русском барокко // Барокко в России / Под ред. А.И. Некрасова. М., 1926. С. 93-117.

106. Золотев Ю.К. Французский портрет XVIII века. М., 1968.

107. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979.

108. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1999.

109. ИльинаТ.В., Римская-Корсакова C.B. Андрей Матвеев. М., 1984.

110. Ш.Исаков С.К. Федот Шубин. М., 1938.

111. Искусство портрета. Сборник статей Н.И. Жинкина, А.Г. Габричевского. Б.В. Шапошникова, А.Г. Циреса, Н.М. Тарабукина / Под ред. А.Г. Габричевского. М., 1928.

112. Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. М., 1963.

113. Каганович А.Jl. Полтавская баталия. Мозаика М.В. Ломоносова. Альбом. Л., 1976.

114. Каганович А.Л., Никулина Н.И. Живописный класс Академии художеств в XVIII веке. // Вопросы художественного образования. Вып. VI. Материалы по истории русской и советской художественной школы. XVIII век. Л., 1973. С. 5-39.

115. Калязина Н.В. Монументально-декративная живопись в дворцовом интерьере первой четверти XVIII в. (К проблеме развития стиля барокко в России) // Русское искусство барокко. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1977. С. 55-69.

116. Карпова Е.В. Скульптурные изображения Екатерины II (К эволюции аллегорического образа) // Екатерина Великая: Эпоха российской истории. Тезисы докладов. СПб., 1996. С. 239-242.

117. Карпова Е.В. Скульптурные портреты И.И. Шувалова // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов. СПб., 1998. С. 67-73.

118. ИО.Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. М.; Л., 1940.

119. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. 2-е изд. М., 1962.

120. Коваленская H.H. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964.

121. Колотов М., Трубинов Ю. Плафоны меншиковского дворца в Ленинграде // Искусство. 1977. № 1. С. 60-66.

122. Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали XVIII начала XIX века. СПб., 1995.

123. Коноплева М.С. Театральный живописец Джузеппе Валериани. Материалы к биографии и истории творчества. Л., 1948.

124. Кормилов С.И. Имена, отчества и фамилии литературных персонажей (к проблеме изучения) // Литературные произведения XVIII-XX веков в историческом и культурном контексте / Отв. ред. С.И. Кормилов. М., 1985.

125. Коростин А.Ф. Русский рисунок XVIII века. М., 1952.

126. Коршунова Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Л., 1975.

127. Косолапов Б. А. О проектах монумента Петру I в Петропавловском соборе и работе над мозаичной картиной "Полтавская баталия" // Советское искусствознание '83. М.: "Советский художник", 1984. Вып. 1 (18). С. 265-282.

128. Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. 1. Чтение в жизни "чувствительного" героя // Русская литература XVIII начала XIX века в общественно-культурном контексте. XVIII век. Сборник 14. Л, 1983. С. 121-142.

129. Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. 2. Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. XVIII век. Сборник 15. Л., 1986. С. 70-96.

130. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. (Эстетические и художественные искания). СПб, 1994.

131. Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. XVIII век. Сборник 9. Л., 1974. С. 50-80.

132. Краснобаев Б.И. Основные черты новой русской культуры // Вопросы истории. 1976. №9. С. 93-111.

133. Кузнецов С. Неизвестный Левицкий. Портретное искусство живописца в контексте петербургского мифа. СПб., 1996.

134. Кузнецов С.О. Дворцы Строгановых. СПб., 1998.

135. Кузнецова И.А. "Сцены собеседования" как специфическая разновидность английского группового портрета // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. С. 79-88.

136. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

137. Кюзен Ж.-П. Французская живопись в Париже и Петербурге // Россия Франция. Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в XVIII столетии. Каталог выставки. Л., 1987. С. 177-179.

138. Кючарианц Д. А. Художественные памятники города Ломоносова. Л., 1985.

139. Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.; Л., 1938.

140. Лазарева О.П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965.

141. Лапшина Н. Федор Степанович Рокотов. М., 1959.

142. Лебедев А. Типология примитива (Россия XVIII XIX вв.). Постановка проблемы // Примитив в искусстве. Грани проблемы/ Редактор-составитель К.Г. Богемская. М., 1992. С. 36-53.

143. Лебедев A.B. "Тщанием и усердием". Примитив в России XVIII середины XIX века. М., 1998.

144. Лебедев A.B. Русский портрет второй половины XVIII века и проблема стиля // Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века / Отв. ред. Г.Г. Поспелов. М„ 1994. С. 85-92.

145. Лебедев A.B. Ф.С. Рокотов. Этюды для монографии. М., 1941.

146. Лебедев Ал. Рокотов и Левицкий //Искусство. 1985. № 7. С. 61-68.

147. Лебедев Г.Е. А. Антропов. Л., 1935.

148. Лебедев Г.Е. Русская живопись первой половины XVIII века. Л.; М, 1938.

149. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

150. Левитин Е.С. Несколько тезисов к истории гравюры // Музей 5. Художественные собрания СССР. М„ 1984. С. 24-45.

151. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Общая ред., вступит, статья и примеч. Г.М. Фридлендера. М., 1957.

152. Лисицына Т.А. Фаворский свет личности // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов СПб., 1998. С. 314-329.

153. Лисовский В.Г. Академия художеств. СПб., 1997.

154. Лихачев Д.С. Система стилевых взаимоотношений в истории европейского искусства и место в ней русского XVIII века // Русская литература XVIII века и ее международные связи. XVIII век. Сборник 10. Л., 1975. С. 5-11.

155. Ш.Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М.; Л., 1958.

156. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись / Отв. ред. А.Н. Иезуитов. Л., 1982. С. 31-65.

157. Лотман Ю.М. "Договор" и "вручение себя" как архетипические модели культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. Статьи по истории русской литературы.

158. Теория и семиотика других искусств. Механизм культуры. Мелкие заметки. Таллинн, 1993. С. 345-355.

159. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

160. Лотман Ю.М. Архаисты-просветители // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 356-367.

161. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб., 1994.

162. Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века// Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.; Л., 1961. С. 79-106.

163. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века// Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции (1973). М., 1974. С. 259-282.

164. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 326-344.

165. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции "Москва третий Рим" в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 201-212.

166. Лужецкая А.Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М., 1965.

167. Макаров В. Георг Гаспар Преннер и его работы в Гатчинском дворце- музее. Л., 1929.

168. Макаров B.K. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. М.; Л., 1950.

169. Малиновский К.В. Записки Якоба Штелина о скульптуре в России XVIII века. // Русское искусство второй половины XVIII первой половины XIX века. Материалы и исследования/ Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1979. С. 108-136.

170. Малков Ю.Г. Портрет Димитрия, митрополита Ростовского из собрания Государственной Третьяковской галереи // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1973. С.136-140.

171. Марисина И.М. Портрет в Императорской Академии художеств второй половины XVIII века. Из истории бытования жанра // Русская культура последней трети XVIII века времени Екатерины Второй. Сб. статей / Отв. ред. Л.Н. Пушкарев. М., 1997. С.143-162.

172. Марисина И.М. Россия Франция. Век восемнадцатый. М., 1995.

173. Маркина Л.А. От барокко к рококо. Эволюция конного живописного портрета в России // Барокко в России/ Отв. Ред. Г.Г. Поспелов. М., 1994. С. 168-177.

174. Маркина Л.А. Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века. М., 1999.

175. Маркина Л.А. Портреты Екатерины II в Германии и России // Екатерина Великая и Москва. (По материалам выставки в Москве). Тезисы докладов научной конференции 6 октября 1997 года. М.: ГТГ, 1997. С. 3-5.

176. Махлина С.Т. Елизаветинское барокко: общее и особенное // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов. СПб., 1998. С. 330-341.

177. Махов А.Е. "Печать недвижных дум" // Эмблемы и символы / Вступ. ст. и коммент. А.Е. Махова. М„ 1995. С. 5-20.

178. Михайлов A.B. О художественных метаморфозах в немецкой культуре XIX века // Литература и живопись / Отв. ред. А.Н. Иезуитов. Л., 1982. С. 227-251.

179. Михайлова A.A. Художественный образ как динамическая целостность // Советское искусствознание '76. Вып. 1. М., 1976. С. 222-257.

180. Мозговая Е.Б. И.И. Шувалов и Академия художеств // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов. СПб., 1998. С. 152-161.

181. Мозговая Е.Б. Никола-Франсуа Жилле первый профессор скульптурного класса Академии художеств // 240 лет Академии художеств. Научная конференция. Тезисы. СПб., 1997. С. 15-17.

182. Мозговая Е.Б. Скульптурный класс Академии художеств в XVIII веке. СПб., 1999.

183. Молева Н. и Белютин Э. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. М., 1965.

184. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М„ 1956.

185. Морозов A.A. Эмблематика барокко в литературе и искусстве петровского времени // Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. XVIII век. Сборник 9. Л., 1974. С. 184-226.

186. Морозов A.A., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979. С. 13-38

187. Мухин В.В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

188. Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. Л., 1927.

189. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925.

190. Некрасова Е.А. Ломоносов-художник / Приложение сост. и илл. подобрал Е.С. Штейнер. М., 1988.

191. Нивьер А. Екатерина Великая и Иван Иванович Шувалов. Штрихи к сравнительному историческому, психологическому и политическому портрету // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов. СПб., 1998. С. 162-176.

192. Нивьер А. Иван Иванович Шувалов и его французские корреспонденты // Философский век. Альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов. СПб., 1998. С. 177-187.

193. Николаев С.И., Царькова Т.С. Три века русской эпитафии//Русская стихотворная эпитафия (Новая библиотека поэта) / Вступ. ст. подгот. текста и примеч. С.И. Николаева, Т.С. Царьковой. СПб., 1998.

194. Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу / Сост. С. Кузнецов. СПб., 1995.

195. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955.

196. Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма/Перевод с нем. Ю.Н. Попова. СПб., 1999.

197. Перетц В.Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI XVIII веков. М.; Л., 1962.

198. Петров А.Н. Пушкин. Дворцы и парки. Л., 1969.

199. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII первая четверть XIX века). Очерки. М., 1966.

200. Побединская А.Г. Черты барокко в русской иконописи XVIII XIX веков (по материалам ОИРК) // Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. Сб. статей / Научный ред. А.Г. Побединская. СПб., 1998. С. 111-126.

201. Пожарова М. Иван Иванович Шувалов, "рожденный для счастия наук в отечестве" // Русская Галерея. 1999. № 2. С. 52-54.

202. Покровский Н.В. Синодальный художник Алексей Антропов // Христианское чтение. 1887. Январь-февраль. С. 115-134.

203. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18-го века. СПб., 1905.

204. Поспелов Г.Г. О границах русского классицизма. К постановке вопроса// Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века / Отв. ред. Г.Г. Поспелов. М., 1994. С. 8-14.

205. Поспелов Г.Г. Русский интимный портрет второй половины XVIII начала XIX века // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1968. С. 237-264.

206. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.

207. Пронина И.А. Никола Франсуа Жилле педагог и мастер декоративной скульптуры // Русское искусство второй половины XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования/ Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1979. С. 137-144.

208. Примитив и его место в культуре Нового и Новейшего времени / Отв. ред. В.Н. Прокофьев. М., 1983.

209. Пьетро Ротари. Материалы исследования/ Составители: И.Е. Ломизе, М.Н. Никого-сян. М., 1999.

210. Пумпянский Л.В. Ломоносов и немецкая школа разума // Русская литература XVIII -начала XIX века в общественно-культурном контексте. XVIII век. Сборник 14. Л., 1983. С. 3-44.

211. Рак В.Д. "Адская почта" и ее французский источник // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. XVIII век. Сборник 15. Л., 1986. С. 169-197.

212. Раскин А. Город Ломоносов. Дворцово-парковые ансамбли XVIII века. Л., 1979.

213. Романычева И.Г. К истории бытования портрета Е.Б. Юсуповой работы Ф.С. Рокото-ва // Вопросы теории и истории русского искусства второй половины XVIII века. Сб. научных трудов / Сост. и научн. ред. Е.Б. Мозговая. М., 1997. С. 64-68.

214. Романычева И.Г. Портреты четы Хрипуновых работы И. Аргунова // К истории русского изобразительного искусства XVII XX вв. СПб., 1993. С. 14-18.

215. Романычева И.Г. Раннее творчество мастера//Художник. 1986. № 1. С. 40-49.

216. Рош Д. Французское влияние на русскую художественную школу II Известия Академии материальной культуры. Вып. 123. Л., 1934. С. 33-48.

217. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913.

218. Рыбников A.A. Техника масляной живописи. М.; Л., 1937.

219. Рыбников A.A. Фактура классической картины. М., 1927.

220. Рыкова H.JI. Преннер в России II Русская художественная культура XVIII века и иностранные мастера. Тезисы докладов. Всесоюзная научная конференция молодых специалистов. ГТГ. М., 1982. С. 16-18.

221. Рязанцев И.В. Екатерина II в зеркале античной мифологии // Русская культура последней трети XVIII века времени Екатерины Второй. М., 1997. С. 127-142.

222. Рязанцев И.В. Жизнеподобие и иносказание в русской скульптуре второй половины XVIII начала XIX века // Натура и культура. Славянский мир / Отв. ред. И.И. Свири-да. М., 1997. С. 66-77.

223. Рязанцев И.В. Русская скульптура второй половины XVIII- начала XIX века. (Проблемы содержания). М., 1994.

224. Рязанцев И.В. Тема "Родословия российских государей" в русском изобразительном искусстве XVIII века // Русское искусство Нового времени. Сборник статей. Вып. 2 / Редактор-составитель И.В. Рязанцев. М., 1996. С. 5-19.

225. Савинов А.Н. Алексей Петрович Антропов. 1716-1795. М.; JL, 1947.

226. Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение (живопись фотография -слово) // Литература и живопись / Отв. ред. А.Н. Иезуитов. Л., 1982. С. 66-92.

227. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980.

228. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998.

229. Сахарова И.М. Алексей Петрович Антропов. 1716-1795. М., 1974.

230. Свиясов Е.В. Эволюция прономинации "Екатерина II Минерва (Паллада)" в русской поэзии второй половины XVIII века // Екатерина Великая: Эпоха российской истории. Тезисы докладов. СПб., 1996. С. 52-54.

231. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. 1729-1802. М., 1973.

232. Селинова Т.А. "Исторические" портреты И.П. Аргунова // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1968. С. 157-174.

233. Сидоров A.A. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956.

234. Сидоров A.A. Русские портретисты XVIII века. М.- Пг., 1923.

235. Сорокатый В.М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII в. // Памятники культуры. Новые Открытия. Ежегодник 1989. М., 1990. С. 256-299.

236. Соснина O.A. Восковая персона. Проблема иллюзионизма в пластике эпохи барокко // Барокко в России/ Отв. Ред. Г.Г. Поспелов. М., 1994. С. 178-188.

237. Соснина O.A. К вопросу о терминологии пластики малых форм (опыт глоссария) // Русское искусство Нового времени. Сборник статей. Вып. 4 / Редактор-составитель И.В. Рязанцев. М., 1998. С. 37-59

238. Софронова Л.А. Принцип отражения в поэтике барокко // Барокко в славянских культурах. М., 1982. С. 78-101.

239. Софронова Л.А., Липатов A.B. Барокко и проблемы истории славянских литератур и искусств // Барокко в славянских культурах. М., 1982. С. 3-13.

240. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 г. Л., 1963.

241. Старк В.П. Портреты и лица. XVIII середина XIX века. СПб., 1995.

242. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. Л., 1981.

243. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

244. Стенник Ю.В. Эстетическая мысль в России XVIII в. // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. XVIII век. Сборник 15. Л.Д986. С. 37-51.

245. Степанов В.П. К вопросу о репутации литературы в середине XVIII в. // Русская литература XVIII века и ее международные связи. XVIII век. Сборник 10. Л., 1975. С. 105-120.

246. Стригал ев A.A. "Город Солнца" Кампанеллы как идеал миропорядка // Картины мира в истории мирового искусства. (С древнейших эпох к Новому времени) / Под ред. В.П. Толстого. М, 1995. С. 77-97.

247. Строев А. "Те, кто поправляет Фортуну". Авантюристы Просвещения. М., 1998.

248. Суворов Н. Вологодский архиерейский дом // Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 18. Прибавления.

249. Суслов И.М. Петербургская миниатюра на эмали XVIII в. // Искусство. 1961. № 4. С. 51-63.

250. Суслова E.H. Михаил Павлович Павлов. Скульптор XVIII века. М.; Л., 1957.

251. Сягаева Л.В. Плафоны кусковского дворца (к вопросу об авторстве) // Кучумовские чтения. Сборник материалов научной конференции, посвященной памяти А.М. Кучу-мова (1913-1994). СПб. Павловск, 1996. С. 41-50.

252. Тананаева Л.И. Портретные формы в Польше и России в XVII веке. Некоторые связи и параллели // Советское искусствознание '81. Вып. 1. М., 1982. С. 85-125.

253. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М, 1995.

254. Толстой В.П. Синтез пространственных искусств как модель мироздания // Картины мира в истории мирового искусства. (С древнейших времен к Новому времени) / Под ред. В.П. Толстого. М., 1995. С.5-18.

255. Троице-Сергиева лавра. Комиссия по охране памятников искусства и старины Трои-це-Сергиевой лавры. Сергиев посад, 1919.

256. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. М., 1993. С. 195-219.

257. Турчин B.C. Сложение традиции русского портретного искусства // Вестник Московского университета. История. 1970. № 4. С. 86-96.

258. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227-252.

259. Успенский Б.А., Живов В.М. Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Упенский Б.А. Избранные труды в 3-х т. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд. испр. и перераб. М., 1996.

260. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. Париж Москва, 1989.

261. Уханова И.Н. Резьба по кости в России XVIII XIX веков. Л., 1981.

262. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.

263. Флоровский Г. Пути русского богословия. 4-е издание. Париж, 1988.

264. Филимонов Г.Д. Иконные портреты русских царей // Вестник общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1875. № 6-10. С. 35-66.

265. Фриче В.М. Очерки социальной истории искусства. М.,1923.

266. Хачатуров С. Понятие готический в русской культуре XVIII века. Лексикографический аспект // Вопросы искусствознания. X (2/96). М., 1996. С. 5-26.

267. ЗЮ.Чечот И.Д. Барокко как культурологическое понятие. Опыт исследования К. Гурлита // Барокко в славянских культурах. М., 1982. С. 326-349.

268. З.Шульгин B.C. Религия и церковь // Очерки русской культуры XVIII века. Часть 2. М., 1987. С. 256-392.

269. Н.Шуткина М. А. Генезис знакового языка русских памятных медалей времени становления и расцвета барокко. Автореферат канд. дис. М., 1999.

270. Щербатова М. Материалы для справочной книги по русским портретам. Вып. 1-2. М., 1910.

271. ЩукинаЕ.С. Медали // Петр I и Голландия. Русско-голландские художественные и научные связи. К 300-летию Великого посольства. СПб., 1996. С. 134.

272. Щукина Е.С. Медальерное искусство в России. Л., 1962.

273. Щукина Е.С. Ф.Г. Дюбю и его работы в собрании медалей Эрмитажа // Пресновские чтения III. СПб., 1999. С. 16-29.

274. Энеева Н.Т. Категория "великолепия" в архитектуре Ф.-Б. Растрелли // Барокко в России/ Отв. Ред. Г.Г. Поспелов. М., 1994. С. 136-146.

275. Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики русской живописи) // Проблемы истории СССР. Вып. 6. М., 1977.С. 90-107.

276. Яблонская Т.В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики). Канд. дисс. М., 1978.

277. Яблонская Т.В. Костюмированный портрет в системе жанров русской живописи XVIII века // Советское искусствознание '76. Вып. 2. М., 1977. С. 134-150

278. Якимович А.К. Просвещение и искусство эпохи Просвещения // Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции "Випперовские чтения-1987". Вып. XX. М., 1989. С. 18-35.

279. Яремич С.П. Русская академическая художественная школа в XVIII веке. (Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Вып. 123). M.; Д., 1934.

280. Andersen Т. Vigilius Eriksen in Russia // Artes Periodical of the fine arts. 1965. № 1. October. P. 45-93.

281. Austin G. Chironomia: or a treatise on rhetorical delivery. London, 1806.

282. BoehnM. Miniaturen und Silhouetten. München, 1925.

283. Colding Т.Н. Aspects of Miniature Painting. Its origins and development. Copenhagen, 1953,

284. Conisbee P. Painting in Eighteenth-Century France. Oxford, 1981.

285. Doria A. Louis Tocque. Paris, 1929.

286. I.Ernst S. Stefano Torelli in Russia // Arte Veneta. Annata XXIV. Venezia, 1970.

287. FoskettD. British Portrait Miniature. London, 1963.

288. Karpowa E. Katharina die Grosse in der Bildhouerkunst // Katharina die Grosse. Eine Ausstelung der Staatlihen Museen Kassel. Kassel, 1997. S. 67-71.

289. Kämpfer F. Das russische Herscherbild. Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978.

290. Levey Michael. Rococo to Revolution. Major Trends in Eighteenth Century Painting. London, 1995.

291. PfeifFR. Minerva in der Sphäre des Herrscherbildes. Von der Antike bis zur Französischen Revolution. Münster, 1990.

292. Polazzo M. Pietro Rotari pittore Veronese del settecento. Verona, 1990.

293. Reau L. Histoire de l'expansion de l'art française moderne. Le monde slave et l'Orient. Paris, 1924.

294. Tipton S. Katharina die Grosse und die Ikonographie der Aufklärung // Katharina die Grosse. Eine Ausstelung der Staatlihen Museen Kassel. Kassel, 1997. S. 73-89.

295. Williamson G. С. Portrait Miniatures English and Foreign. London, Paris, New York, 1910.

296. Zontini F. Pietro Rotari // Il Garda. 1930. Febrario. Каталоги и словари.

297. Бантыш-Каменский Д.Н. Историческое собрание списков кавалерам четырех российских императорских орденов. М., 1814.

298. Врангель H.H. Подробный иллюстрированный каталог выставки русской портретной живописи за 150 лет (1700-1850)/ Составил барон H.H. Врангель. СПб., 1902.

299. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Портретная миниатюра XVIII начала XX века/ Авторы каталога и вступительных статей Л.И Певзнер, И.М. Сахарова. М., 1997.

300. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. М., 1998.

301. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок XVIII XX веков. Т. 1. Рисунок XVIII века. М., 1996.

302. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Французская живопись XVI первой половины XIX века. Каталог / Автор каталога и вступительной статьи И.А. Кузнецова. М., 1982.

303. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII начало XX века. Л., 1980.

304. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII XX века. Каталог в 15 томах. Т. 1. Живопись. XVIII век. СПб., 1998.

305. Государственный Русский музей. Скульптура. XVIII начало XX века. Каталог. Л., 1988.

306. Ю.Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог временной выставки / Научн.ред. Г.Н. Голдовский. Л., 1987. П.Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки. 850-летию Москвы посвящается.

307. Июнь-сентябрь 1997. М.5 1997. 12.Екатерина Великая. Русская культура второй половины XVIII века. Каталог выставки. СПб., 1993.

308. З.Дягилев С.П. Каталог историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот, павших в бою воинов. СПб., 1905.

309. Н.Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18 первой половины 20 вв. Опыт энциклопедии / Под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. М., 1995.

310. Исторический альбом портретов известных лиц XVI XVIII вв. Выставка Общества поощрения художников / Изданный A.M. Лушевым. СПб., 1870.

311. Комелова Г.Н., Принцева Г. А. Портретная миниатюра в России XVIII начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1986.

312. Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. Т. 1-2. Л., 1974; 2-е изд. Л., 1979.

313. Неизвестные и забытые портреты XVIII первой половины XIX века. Каталог выставки (ГТГ). М„ 1975.

314. Немилова И. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже. Научный каталог. Л., 1982.

315. Портрет петровского времени. Каталог выставки. Л., 1973.

316. Портретная живопись в России XVIII века из собрания Эрмитажа. Каталог выставки/ Вступ. ст. и каталог И.Г. Котельниковой. Л., 1987.

317. Портретная миниатюра в России XVIII XIX вв. из собрания Государственного Исторического музея / Автор вступительной статьи и сост. каталога Т.А. Селинова. Л., 1988.

318. Примитив в России. XVIII XIX век. Иконопись. Живопись. Графика. Каталог выставки в ГТГ / Отв. Ред. A.B. Лебедев. М., 1995.

319. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI XIX веков. Т 1-2. СПб., 1895.

320. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 1-4. СПб., 1886-1889.

321. Россия Франция. Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии. Каталог выставки. Л., 1987.

322. Руднева Л.Ю. Русский портрет середины XVIII первой половины XIX веков в Останкине// Новые материалы по истории русской культуры. Сб. трудов. М., 1987. С. 195224.

323. Русский портрет XVIII XIX веков. Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог/ Автор-составитель В.А. Ракина. М., 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.