Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Вовченко, Виталий Анатольевич

  • Вовченко, Виталий Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 199
Вовченко, Виталий Анатольевич. Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2003. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Вовченко, Виталий Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ И НОВЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ.

1. Характерные особенности религиозных исканий вне официального православия до начала XX века.

2. Новые религиозные движения в современной России как выражение основных тенденций религиозных исканий.

3. Внецерковные религиозные поиски как объективно-закономерный процесс

4. Специфика отношения Русской Православной Церкви к внецерковному религиозному поиску.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛЬЮ УЧЕНИЙ И ПРАКТИКИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

1. Сущность и характер богословской критики новых религиозных движений

2. Социальная деятельность новых религиозных движений в оценке представителей православия.

3. Вероучительные положения Русской Православной Церкви и новых религиозных движений: концептуальные расхождения.

4. Противоречия в понимании религиозной практики между последователями православного вероучения и новыми религиозными движениями.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние»

Актуальность темы исследования. Перешагнув рубеж XXI века, Россия продолжает оставаться в плену множества сложных нерешенных проблем. Круто изменив ход истории в 1991 году, страна вышла на новый уровень своего развития. Однако резкий разрыв с прошлым привел к серьезным кризисным явлениям как в сфере политики и экономики, так и в сфере духа. Отказавшись от идеологического наследия прежней эпохи, общество оказалось перед проблемой поиска новой духовной парадигмы. Отход от господства атеистической идеологии с неизбежностью привел к возрождению и закономерному усилению религиозной составляющей в ментальности общества.

В религиозном возрождении России 90-х годах XX столетия прослеживаются две важные тенденции - с одной стороны, это обращение к традиционным для России религиям, и прежде всего православию, а с другой - рост нетрадиционной религиозности, выразившейся в быстром распространении большого числа новых религиозных движений. Соответственно, кардинально изменилась и ситуация на религиозном ландшафте нашей страны. Если в конце 1970-х гг. существовало немногим более двадцати религиозных направлений, то сегодня их более семидесяти. Влияние новых религий на умонастроение россиян стало столь заметным, что создало существенные неудобства и проблемы для традиционных конфессий, которые вынуждены предпринимать активные шаги для укрепления своих позиций в религиозном сознании общества.

Вступление страны на путь построения демократического общества с рыночной экономикой и подлинной гарантией свободы совести и вероисповеданий, а также длительный период господства атеизма создали предпосылки для определения людьми своей религиозной позиции на основе осознанного выбора. В связи с этим сложившуюся ситуацию исследователи рассматривают как конкурентную борьбу религиозных организаций и идеологий за умы и души людей.

При этом нельзя не видеть, что среди новых религиозных движений появилось достаточно много опасных для общества и граждан организаций. Эти, прикрывающиеся религиозной терминологией, движения наносят, порой, непоправимый вред людям, попавшим в их сети.

Русская Православная Церковь обоснованно обратила внимание общества на опасность, подстерегающую людей, вступивших на путь духовных исканий. В то же время недостаточное внимание со стороны государственных структур к проблеме деструктивных религиозных организаций во многом способствовало активизации собственных усилий Православной церкви в противодействии распространению этих организаций на территории России.

Вместе с тем, Русская Православная Церковь воспринимает себя единственным гарантом религиозной безопасности граждан России, что часто приводит к активным нападкам ее сторонников на все неправославные религиозные движения под лозунгом борьбы с тоталитарными религиозными организациями. Подобная ситуация в условиях многоконфессионального устройства нашего общества в значительной степени влияет на устойчивость и стабильность российского государства. Усиление религиозной конфронтации на фоне имеющихся межэтнических и межнациональных проблем не способствует консолидации общества для решения животрепещущих экономических и политических задач. Значимость позиции Православной церкви по тому или иному вопросу для многих людей требует более пристального знакомства с различными выступлениями от ее лица.

В связи с этим актуальной становится проблема объективного философ-ско-религиоведческого анализа, наметившегося открытого религиозного противостояния между Русской Православной Церковью и новыми религиозными движениями. Данная работа может рассматриваться как шаг на пути научного осмысления сложившихся в России в конце XX века отношений между Православной церковью и религиозными новообразованиями.

Рассмотрение данной проблемы имеет жизненно важное значение с точки зрения выявления действительной опасности, которую несут новые религиозные движения. Столь же важным является поиск возможных путей к преодолению непримиримого противостояния между религиозными организациями. Несомненно, значимым на современном этапе становится осмысление происходящих процессов с точки зрения определения их места в истории и, соответственно, влияния на ход дальнейшего развития. В данном случае речь идет о перспективе развития религиозной составляющей общества.

В истории России можно выделить период, имеющий схожие с современной ситуацией черты. Это конец XIX - начало XX века, когда резко возросло количество сект, религиозно-мистических течений. Сложившаяся в начале XX века общественно-политическая ситуация вынудила самодержавие после длительного периода поддержки государственной религии объявить свободу вероисповедания. Дальнейшие, во многом трагические, события, связанные с победой Октябрьской революции, привели к крушению мощи Русской Православной Церкви. В определенной степени это объясняется и той позицией, которую занимала Церковь на протяжении столетий. Таким образом, на современном этапе государственного строительства важно оценить степень и характер влияния Русской Православной Церкви на общественно-политические процессы.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования новых религиозных движений в отечественном и западном религиоведении весьма многочисленны. Есть отдельные работы, рассматривающие те или иные аспекты деятельности Русской Православной Церкви в 90-х годах XX века. Однако нет целенаправленных комплексных исследований взаимоотношений Русской Православной Церкви и новых религиозных движений, систематизации идейных расхождений, осмысления истоков и причин сложившихся отношений и существующих противоречий.

В работах известных ученых Л.Н. Митрохина, П.С. Гуревича, Е.Г. Бала-гушкина, И.Р. Григулевича, К. Привалова и других исследователей достаточно подробно рассматривается феномен новых религиозных движений. Специфика религиозных новообразований раскрыта в учебнике "Общее религиоведение" под редакцией И.Н. Яблокова и в авторском учебном курсе И.Я. Кантерова, положения которого нашли отражение в учебнике "История религии". Т.2. М., 2002. При этом заметно распространен анализ отдельных религий, а их классификация строится по критерию происхождения от той или иной религиозной традиции. Можно отметить исследования, в которых предпринята систематизация идейной направленности религиозных новообразований. Попытки подобного подхода можно встретить в современных диссертационных исследованиях Григорьевой Л.И. "Нетрадиционные религии в современной России: Социальная природа и тенденции эволюции". М., 1994, Голубевой Е.И. "Идеология и практика современных межконфессиональных молодежных движений". СПб, 1996. Более полно раскрыта вероучительная специфика так называемых религий "Нового века" или движения "New Age" в монографии Григорьевой Л.И. "Религии "Нового века" и современное государство". Красноярск: СибГТУ, 2002.

Значительное число современных научных исследований посвящено изучению отдельных новых религиозных движений. Можно отметить следующие диссертационные работы: Мартыненко A.B. "Бахаизм: философско-исторический анализ". Саранск, 1996; Карасев Н. А. "Теософия как форма оккультизма в условиях трансформации общественного сознания". М., 1998; Бакланова Г.Ю. "Православная церковь Божией Матери "Державная" как социально-религиозный феномен". М., 1999; Жеребятьев М.А. "Современные общины христианских конфессий в России: (Сравнит.-социол. анализ)" М., 1994; Жуков А. В. "Церковь Объединения: Вероучение, идеология и практика". СПб., 1995. Многие, хотя и не все новые религиозные движения описаны в словаре "Религии народов современной России" (1999) под ред. М.П. Мчедлова.

Отдельные аспекты социальной деятельности Русской Православной Церкви в последнем десятилетии XX века, а так же процессы, протекающие в православном богословии, проанализированы в диссертациях Анфиногеновой

A.П. "Социальная активность Русской Православной Церкви". М. 1993; Бойко

B.В. "Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви в современном российском обществе (1988-1997 гг.)". М., 1997; Сметаниной Т.А. "Эволюция экзегетики Русской Православной Церкви XIX-XX вв". СПб., 1997.

К изучению проблемы межконфессиональных отношений можно отнести исследования Медведко С. В. "Межконфессиональные отношения как диалог культур". М., 1997 и Рагузина В. Н. "Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия. (Социально-философский анализ)". М., 1999.

Однако в целом проблема взаимоотношений Русской Православной Церкви и новых религиозных движений во всей своей полноте и глубине остается недостаточно исследованной.

Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования являются взаимоотношения Русской Православной Церкви и новых религиозных движений на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В работе рассматривается как история развития их взаимоотношений так и современное состояние. Именно через призму исторического развития становятся понятными современные позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям.

Предметом анализа выступают сложившиеся в Русской Православной Церкви позиции по отношению к новым религиозным движениям, которые отражаются в постановлениях Архиерейских соборов, решениях Священного Синода, выступлениях Патриарха, мнении отдельных клириков и православных мирян.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть причины, особенности и характер отношения Русской Православной Церкви к новым религиозным движениям, показать историческое становление этих отношений и их состояние в конце XX - начале XXI столетий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить исторические предпосылки противостояния между Русской Православной Церковью и новыми религиозными движениями;

- раскрыть динамику, особенности и характер отношения Русской Православной Церкви к религиозному поиску вне официальной церкви;

- осуществить философский анализ наиболее распространенных аргументов, используемых защитниками православного вероучения в идейной полемике с новыми религиозными движениями;

- раскрыть методологию и особенности критики представителями Русской Православной Церкви учения и практики религиозных новообразований.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический подход к проблеме, включающий в себя принцип историзма, системности и комплексности, объективности и преемственности в развитии. В диссертации широко применялся метод обобщающей индукции, основанный на отборе основных аргументов православных авторов, а также метод историко-философской компаративистики, основанный на сопоставлении идейных контекстов и морфологических особенностей разнородных философских и религиозных систем. В истолковании ряда вопросов автор следовал за известными отечественными исследователями русского сектантства (А.И. Клибановым, А.Ф. Замалеевым и др.)

Новизна диссертационного исследования определяется комплексно-историческим подходом к рассмотрению разносторонних аспектов взаимоотношений Русской Православной Церкви и новых религиозных движений на современном этапе истории российского государства, их исторической обусловленности.

Отдельные элементы новизны диссертационной работы заключаются в следующем:

- осуществлен анализ истоков и причин сложившегося противостояния Русской Православной Церкви новым религиозным движениям через выявление специфических особенностей и места идейных положений современных религиозных новообразований в контексте внецерковных религиозных исканий в истории России;

- показано влияния противоречий внутренней жизни Русской Православной Церкви на религиозные поиски вне официального православия;

- проведена систематизация идейных расхождений и рассмотрена степень убедительности православной аргументации, призванной обосновать опасность всех неправославных религиозных движений и кардинальной несовместимости их с учением православной церкви.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Вовченко, Виталий Анатольевич

Заключение

Проведенное исследование показывает историческую, объективную закономерную обусловленность противостояния Русской Православной Церкви новым религиозным движениям. С самого начала христианизации Руси Православная церковь стремилась активно противодействовать религиозному поиску вне официальной церкви. Среди наиболее значимых черт внецерковных религиозных исканий были выделены следующие.

1. По всей видимости, обусловленные влиянием славянского язычества:

- отрицание божественности Христа и обожествление человека; сближение Бога и мира в пантеистическом духе; хилиазм, как искание правды и справедливости в этом мире; стремление к нравственному совершенству; аскетизм.

2. В определенной степени близкие религиозному реформаторству Запада:

- утверждение идеалов первоначального христианства; отрицание внешней обрядности и значения таинств; становление индивидуализма; склонность к мистицизму; стремление к рационализму.

3. Вероятно, вызванные сложившимся религиозным двоеверием:

- поддержка религиозной веротерпимости; стремление к универсализму; стремление к практической реализации нравственных принципов в жизни.

Выделенные черты в значительной степени определили характер русского религиозного сознания, специфическая особенность которого обусловлена сочетанием славянского язычества и православного христианского аскетизма. Сделано предположение о наличии определенных параллелей между выделенными чертами и исихастским православным типом религиозности, не имевшем с XVI века заметной поддержки со стороны официальной церкви.

Исследование феномена новых религиозных движений в условиях Российской действительности показало, что особенности идейных положений группы религиозных новообразований, относимых исследователями к категории религий "Нового века", в значительной степени соответствуют специфическим чертам и идейному содержанию религиозного поиска вне Русской Православной Церкви. В связи с этим представляется оправданным говорить о логическом продолжении основных идейных исканий вне официального православия в религиях "Нового века", которые, по мнению специалистов, в полной мере отражают специфику именно новой религиозности. Такое положение, по всей видимости, сказывается на особо жестком неприятии этих движений со стороны Русской Православной Церкви.

Особо подчеркнуто, что специфика современного этапа деятельности религиозных организаций связана с заметным проявлением деструктивных элементов в их деятельности, что следует рассматривать, как следствие стремления использовать религию для получения власти над людьми в условиях свободного демократического общества. Данное обстоятельство, несомненно, объясняет желание Православной церкви всеми силами противостоять разрушительной активности новых религиозных движений, но и создает условия для перегибов, вследствие недостаточного знакомства с огромным количеством религиозных новообразований, а также соблазна под лозунгом борьбы с тоталитарными сектами избавиться от идейных конкурентов в лице всех новых религиозных движений.

Проведенное исследование показывает, что быстрое распространение в России большого числа новых религиозных движений явилось следствием не только ряда объективных причин, но наличием серьезных проблем и противоречий во внутренней жизни Русской Православной Церкви, что, в свою очередь, сказывается на ее активном внешнем противодействии деятельности религиозных новообразований. Низкий духовно-нравственный уровень клира (мздоимство, сребролюбие, невежество и грубость), внутренние богословские разногласия, оторванность духовенства от нужд народа, неподготовленность к живой проповеди словом и делом, а также тесный союз с государством - все это в большей степени, чем заморские проповедники способствовало поиску людьми веры и правды вне Православной церкви и приводило к распространению ересей и сект на всем историческом пути России. Данное обстоятельство позволяет говорить о внецерковной религиозности как закономерном явлении российской действительности, вызванном нереализацией идеалов правды и справедливости в официальном православии.

В конце XX века все перечисленные проблемы в Русской Православной Церкви не только сохранились, но и в ряде случаев усилились благодаря особенностям современного этапа развития российского общества. Можно говорить об усилении противоречий между различными течениями внутри Русской Православной Церкви. Ослабляют авторитет Церкви и скандалы, связанные с ее экономической деятельностью, в ряде случаев имеющей криминальный оттенок. Достаточно противоречиво оценивается в обществе и стремление Православной церкви установить тесные контакты с государственными институтами, и попытки предложить собственную идеологию в качестве государственной. Наличие множества нерешенных внутренних проблем вполне может подталкивать Русскую Православную Церковь к поиску внешних врагов, в том числе и среди новых религиозных движений.

Достаточно жесткое противодействие распространению внецерковной религиозности было характерно для Православной церкви с момента обретения ею статуса государственной. В своей борьбе с идейными противниками Церковь активно пользовалась репрессивным аппаратом государства вплоть до начала XX века. Однако уже с середины XIX века Церковь акцентирует внимание на методе убеждения вероотступников, для чего создает миссионерскую службу. Тем не менее, за несколько десятилетий до социалистической революции, кардинально изменившей общественное устройство, поставленные перед миссией задачи не были выполнены. В связи с этим возвращение к религиозной свободе в конце XX века поставило Православную церковь во многом перед теми же проблемами, которые стояли перед ней и в начале столетия. Распространение огромного числа неправославных религиозных организаций, неподготовленность Церкви к деятельности в условиях религиозного плюрализма, отсутствие статуса государственной религии, безусловно, подталкивает ее к поиску способов защиты от конкурентов в лице как традиционных, так и новых религиозных движений. В такой ситуации создание негативного образа оппонентов является одним из наиболее привлекательных методов конкурентной борьбы. Кроме публикаций в СМИ и специальной литературе сведений о разрушительной деятельности новых религиозных движений, к антисектантской деятельности можно отнести проведение ежегодных конференций и семинаров по проблеме тоталитарных сект, создание реабилитационных центров для жертв религиозных организаций.

Следует отметить, что хотя Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1994 года констатировал отпадение последователей новых религиозных движений от Православной церкви, не все представители православного духовенства однозначно отрицательно воспринимают новые религиозные движения. Можно отметить, что есть клирики, склонные подходить более взвешенно к оценке новых религиозных движений и отделять явно деструктивные от всех остальных. Такая позиция характерна для иерархов, некоторых других православных церквей, например, Антиохийской, которые призывают искать семена истины и вне православия.

В то же время в современной православной апологетической литературе доминирует установка на жесткое неприятия неправославной религиозности. При этом проявления сатанизма видятся не только в новых религиозных движениях, но и в традиционных религиях, даже в католицизме и иудаизме. Однако наибольшее отторжение у защитников православия вызывают религии движения Нью Эйдж или "Нового века", демонстрирующие явную связь с традиционными религиями Востока. Соответственно, критика православных авторов направлена и против традиционных восточных религий - индуизма и буддизма.

Проведенное исследование показывает, что всю православную критику религий "Нового века" можно условно разделить на три направления: критика их социальной активности, вероучительных доктрин и духовных практик. В целом критика направлена на доказательство абсолютной опасности всех религиозных новообразований для личности и общества, а также кардинальной несовместимости их вероучительных доктрин с учением православной церкви.

Однако можно констатировать, что уже сам характер богословской критики позволяет усомниться в обоснованности выдвигаемых против новых религиозных движений обвинений. В православной критике широко распространены обвинения, которые могут быть направлены против самой Православной церкви; противоречия как в собственных рассуждениях, так и между позициями разных авторов; чисто богословские аргументы, неубедительные для инакомыслящих или неверующих; бездоказательные утверждения, необоснованные выводы; оценочные, пренебрежительные характеристики идей и последователей новых религиозных движений; критические замечания, направленные на внешнюю форму, образы, символы, а не внутреннее содержание того или иного учения; поверхностные обвинения, основанные на связи того или иного учения с другим, опасность которого не является очевидной; некорректные сравнения целей и средств, актуального и потенциального состояний, разных уровней духовного развития; необоснованное предпочтение одного из возможных выводов; подмена понятий из-за их недостаточной определенности; непонимание тех или иных аспектов критикуемого учения.

Сущностный философский анализ обвинений новых религиозных движений православными авторами в деструктивной антисоциальной деятельности показывает, что значительное число предложенных критериев деструктивной религиозной организации не являются функциональными и могут быть отнесены и к традиционным религиозным организациям. Такие особенности деятельности новых религиозных движений, как стремление к власти, обогащению, проникновение в систему образования, поддержка свободы совести и других либеральных ценностей, апокалиптизм и антихристианская направленность не представляются опасными, если не выходят за рамки, определенные законом. В то же время в деятельности самой Православной церкви можно обнаружить многие из перечисленных черт. Тем не менее не вызывает сомнения, что в деятельности ряда религиозных организаций присутствуют деструктивные элементы.

Серьезную опасность, на наш взгляд, представляет возможность скрытого воздействия на сознание человека, что может привести к потере человеком способности к самостоятельному мышлению, критическому восприятию действительности. В социальном плане определенную опасность может представлять разрыв человеком общественных связей, замыкание в рамках общины, возникновение финансовой зависимости от организации. В ментальной сфере можно выделить опасность установки на приоритет целей организации над личными, утверждение представления о собственной исключительности и нетерпимость к инакомыслящим.

Анализ идейного противостояния на уровне вероучительных доктрин показывает, что разногласия между Православной церковью и религиями "Нового века" можно выделить в области гносеологии, онтологии, антропологии и этики.

Идейные расхождения, отнесенные нами в группу гносеологической аргументации, связаны с проблемами соотношения веры и знания, методов познания, относительности или единственности истины, возможности создания всемирной религии. Проведенное исследование показывает неубедительность многих аргументов, призванных доказать, что истина присутствует только в учении Православной церкви, а всемирная религия может быть только религией антихриста.

Рассмотрение в рамках онтологических проблем критики защитниками православия пантеистических идей: единства бога и мира, тождества человека и Бога, безличности Абсолюта - позволяет сделать вывод, о распространенности аргументов, которые не убеждают в первенстве теистической концепции над пантеистической. При этом предложены варианты диалектического разрешения существующих противоречий.

Анализ идейных положений, отнесенных к разделу антропологических: идеи о переселении душ, о законе кармы, о современном состоянии человека -подводит к выводу, что идея переселения душ не более противоречива, чем идея воскрешения, а учение кармы столь же сильный стимул для нравственной жизни, как и Суд Божий. В свою очередь представления о современном состоянии человека в сопоставляемых учениях достаточно близки, поскольку это состояние признается несовершенным, и предлагаются пути к его изменению.

Критическая аргументация православных авторов, включенная в этический раздел, связана с проблемами борьбы добра и зла, покаяния, гордыни, эгоизма и любви. Выявлено, что многие фиксируемые, при первом приближении противоречия исчезают при сущностном глубинном анализе. Все проблемы в конечном счете сводятся к проблеме гордыни или эгоизма, преодоление которых является главным делом не только согласно православному вероучению, но и доктрин многих религий "Нового века".

В рамках анализа расхождений в понимании религиозной практики между Русской Православной Церковью и новыми религиозными движениями рассмотрены основные аргументы, выдвигаемые православными авторами с целью доказать исключительную опасность неправославных оккультно-магических и медитативных духовных практик. Сделан вывод о недостаточной убедительности рассмотренной аргументации. Выявлены общие черты в православных и восточных духовных практиках, что позволяет говорить о существовании опасности для психического здоровья человека во всех практиках, в том числе и православной. Наибольшее опасение вызывают спиритические, магические, биоэнергетические практики, в которых у человека отсутствует сознательный контроль над происходящим процессом. Можно заметить, что постижение с помощью различных эзотерических, оккультных и мистических методов тонких уровней мироздания вызывает со стороны православной церкви столь же мощную критику, как и развитие науки в средние века. Однако основной опасностью, как и в случае с классической наукой, является отставание нравственного развития человека от уровня полученных возможностей воздействия на окружающий мир.

В целом проведенное исследование идейного противостояния Русской Православной Церкви и религий "Нового века" показывает, что многие отличия, существующие на внешнем формальном уровне, исчезают на глубинном сущностном уровне. Учения новых религиозных движений, относимых православными авторами к интуитивистской мистике, представляются вполне согласующимися с требования выдвигаемыми православными авторами к истинным религиозным организациям. В связи с этим, можно предположить определенную близость восточной неомистики и православного, прежде всего исихастского типа религиозности.

Отсюда напрашивается предположение, что за большим количеством достаточно спорных аргументов, выдвигаемых православными апологетами скорее проявляется желание вытеснить конкурентов, чем стремление оградить людей от реальной опасности. Огульное обвинение всех неправославных религиозных движений и практик приводит к напряжению в обществе и дезоориентации людей, замечающих и положительные проявления нетрадиционных религий.

Наиболее плодотворный на сегодняшний день подход в межконфессиональных отношениях, на наш взгляд, должен быть основан не на отрицании формы того или иного движения, а тех негативных тенденций, которые оно несет, что требует кропотливой, вдумчивой работы мысли по проникновению в суть явления. Намного легче полностью отрицать любое явление, внешне не вписывающееся в устоявшиеся представления. Однако метод отрицания в современных условиях представляется не эффективным и даже опасным.

Новый подход, на наш взгляд, должен быть основан на принципе дополнительности и опытного переживания истины. В современном мире все более актуальной становится смена парадигмы "или - или" на "и - и". Наиболее значимое противоречие, как нам представляется, лежит не между тем или иным описанием высшей реальности, а между теми, кто с ней соприкоснулся, и теми, кто не пережил этого опыта.

Русская Православная Церковь видит основную опасность для духовного здоровья российского общества в распространении новых религиозных движений. Однако, на наш взгляд, серьезная опасность лежит в "материализации" сознания, вызванной становлением потребительского общества, то есть в превалировании материальных интересов над духовными, поскольку большинство новых религий все-таки ориентируют людей на духовные ценности.

Еще одна из наиболее значимых, но наименее осознанных, по нашему мнению, проблем состоит в "идологизации" сознания, когда идея, представление или форма становятся таким же идолом, как и какой-либо материальный предмет. Это можно назвать метафизическим или "монофизитским" уровнем сознания, когда отвергается одна из противоположностей, а оставшаяся абсолютизируется. В связи с этим, выход из сложившегося межрелигиозного противостояния видится прежде всего в переносе внимания с догматических расхождений, на близость нравственно-этических норм и в объединении усилий, направленных на достижение человечеством более высокого нравственного уровня.

Соответственно, близость религиозных учений скорее должна определяться не формальным совпадением догматов, а степенью нравственного совершенства, достигаемого последователями того или иного учения.

Таким образом, наиболее актуальной на сегодняшний день становится задача выработки общепланетарного нравственно-этического императива, о чем настойчиво говорят российские ученые. С другой стороны, важным является поиск научных методов анализа и сопоставления религиозных феноменов.

В ходе исследования была отмечена основная религиоведческая проблема - проблема интерпретации религиозного опыта. Признание универсальности духовного опыта для всех людей и возможности передачи его различными способами обуславливает необходимость выработки некого общего языка, механизма перевода описания одного мистического опыта на другой. Подобная попытка была предпринята Дэнилом Голменом в его книге "Многообразие медитативного опыта", когда матрицей послужила йогическое учение. В работе предложен вариант такой матрицы на основе сущностных требований, выдвигаемых православными авторами к истинной и, соответственно, безопасной религии.

Сделанные предположения о причинах идейного противостояния и предложенные варианты разрешения существующих разногласий требуют дальнейшего глубокого анализа. Однако рассмотрение проблемы отношения Русской Православной Церкви к новым религиозным движениям уже в первом приближении показывает важность и актуальность исследований по выделенным в работе направлениям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вовченко, Виталий Анатольевич, 2003 год

1. Авдеев В.Б. Преодоление христианства. - М.: КАПЬ, 1994. - 241 с.х) Аверкий архиепископ. Истинное православие и его враги в современном мире. М.: Новая книга, 1996. - 18 с.

2. Акимов А. Физика признает Сверхразум // Чудеса и приключения. 1996. №5. - С.91-95.

3. Александр (Милеант) архимандрит. Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства. // Библиотека православной литературы. http://www.librarium.orthodoxy.ru/sects/am4.htm.

4. Александр епископ (Семенов Тян-Шанский). Православный Катихизис. -М.: Московская Патриархия, 1990. - 148 с.

5. Александр Милеант. На пороге жизни и смерти. Православная точка зрения на свидетельства людей, переживших клиническую смерть. СПб.: САТИСЬ, 1997 - 39 с.

6. Алексеевский А. Женщины в белых саванах // Миссионерское обозрение. -1998. №1. С.15-18.

7. Алексеевский А., Кузьменко И. О необходимости восстановления понятия "традиционная религия" в России // Миссионерское обозрение. 1998. №6. - С.5-10.

8. Анатолий (Берестов) иеромонах, Печерская А. "Православные колдуны" -кто они? М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1998. - 144 с.

9. Антоний (Блум) митрополит Сурожский. Православное свидетельство в инославном мире // Церковь и время. 1998. №3. - С.44-62.

10. Анфиногентова А.П. Социальная активность Русской Православной Церк1.ви: Автореф.дис.канд.филос.наук: 09.00.06 / М., 1993. 24 с.

11. Апология Саровского торжества 19 июля под пером светского писателя-рационалиста. // Миссионерское обозрение. 1903. № 15 октябрь.

12. Архиепископ Костромской и Галичский. Церковь и молодежь в России на пороге XXI века. // Миссионерское обозрение. 1999. №12. - С.12-15.

13. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи. // Вопросы философии. 1996. №12. - С.84-102.

14. Базарянинов В. миссионер. Крайности миссионерской полемики // Миссионерское обозрение. 1903. Июль-дек. - С.213-218.

15. Барбара Свен. Межконфессиональный диалог как метод обеспечения свободы религии и вероисповедания // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара-совещания. М., 2000. С.71-78.

16. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Русский Христианскийьгуманитарный институт, 1997. -281 с.

17. Бердяев Н. Учение о перевоплощении и проблема человека // Наука и религия. 1991. №9. - С.24-26.

18. Беседы в ограждение чад православной Церкви от сектантского (хлыстовского) заблуждения // Миссионерское обозрение. 1897. Июль-август, кн.2. - С.463-466.

19. Битва мира и антимира // Наука и религия. 1999.№10. - С.5-6.

20. Блаватская Е.П. Практический оккультизм // Наука и религия. 1991. №9. -С.27-29.

21. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М.: Из-во "Сфера" Российского Теософского Общества, 1996. - 416 с.

22. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1. Кн.1 М.: КМП "Сиринь", 1993. -369 с.

23. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.З. М.: КМП "Сиринь", 1993. - 571 с.

24. Болдырева Д., Сотина Н. Магия и квантовая механика // Наука и религия. -1990.№5. С. 18-20.

25. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в РПЦ. М.: По29

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.