Правовое регулирование функционирования Русской Православной Церкви в России в XX веке: историко-правовой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Пущанский, Владислав Викторович

  • Пущанский, Владислав Викторович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 178
Пущанский, Владислав Викторович. Правовое регулирование функционирования Русской Православной Церкви в России в XX веке: историко-правовой аспект: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2006. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Пущанский, Владислав Викторович

ВВЕДЕНИЕ;

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ПРОБЛЕМЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

§1.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА В

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 1.2. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1.3 УЛУЧШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

§ 1.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ И РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ С 1946 ПО 1985 ГГ.

ГЛАВА 2. ИЗМЕНЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

§ 2.1 ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 ГГ.)

§ 2.2 СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕЛИГИИ И

РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

§2.3 ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ КОНЦА XX ВЕКА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование функционирования Русской Православной Церкви в России в XX веке: историко-правовой аспект»

Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной диссертантом темы связана с необходимостью изучения воздействия православной религии на общественное сознание, уточнения её роли в формировании механизма правового регулирования в российском обществе. Кроме того, в качестве исходной предпосылки исследования отмечается несовершенство российского законодательства, регулирующего взаимоотношения церкви и государства, что даёт возможности для неоднозначного толкования многих положений, равно как и является залогом возникновения правовых пробелов. Многие субъекты общественных отношений, как верующие, так и нет, убеждены в несоблюдении принципов светского характера государства, равенства всех религий в России.

Диссертанту представляется, что многие трудности поможет решить анализ историко-правового опыта. «Мы должны восходить к неточным началам каждого церковно-юридического института и потом следить за всеми фазисами его исторического развития, постоянно и точно отмечая те местные, национальные, политические явления, под действием которых он достиг настоящего своего вида», - обоснованно полагал профессор А.С.Павлов1.

Также важной является необходимость установки баланса во взаимоотношениях прав неверующих и приверженцев других конфессий, выработки оптимальной модели взаимодействия правовых и религиозных нормативных предписаний, что подчеркивает актуальность и значимость избранной тематики. На современном этапе и для российского государства и для православной церкви, объединяющей миллионы прихожан, являющихся одновременно российскими гражданами, имеет большое

1 Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад. 1902. С.31. значение совершенствование юридической основы для их гармоничного развития.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблемы взаимодействия государства и православной церкви, правовых и религиозных норм проводились достаточно давно.

Постановка вопроса о соотношении права и православия на философском уровне получила свое освещение в трудах русских философов и правоведов: Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, К.А.Неволина, П.И.Новгородцева, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого и др2.

Проблемы религии как формы общественного сознания, её воздействия на экономику и социум, рассматриваются в работах видных отечественных и зарубежных мыслителей: М.Вебера, Р.Будона, Ю.Ф.Борункова, Э.Дюркгейма, Л.Г.Ионина, Т.Лукмана, П.А.Сорокина и ДР3.

Исторический аспект влияния православия на становление и развитие отечественного права рассматривался в дореволюционной России такими виднейшими учеными как И.Н. Бердников, М.Ф.Владимирский-Буданов, Е.Е.Голубинский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и др. В более поздний период он изучался в работах В.Н.Бондаренко, С.Л.Волгиной, И.А.Ильина, П.К.Курочкина, Л.А.Морозовой, М.И.Одинцова, Д.В.Поспеловского, С.И.Симонова и др4. В советский период труды отечественных ученых были ограничены определенными идеологическими догмами, пропагандистскими стереотипами.

2 Бердяев Н.А. О назначении человека. - M.1993; Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии. -1932. - №2. - С.46.; Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого. Поли. собр. соч. -СПб., 1859; Сергиев И.И. Христианская философия. - СПб., 1902; Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. -СПб, 1999; Бокарев С.Н. Государственно - церковные отношения в России (философско-правовой аспект). - M., 1999.

3 Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. - M., 1998; Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996; Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - M.: Мысль, 1971; Вебер M. Хозяйственная этика мировых религий / Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. - М., 1985; Вебер М. Социология религии. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира, избранные произведения. - М., 1990.

4 Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993; Ключевский B.O. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. - М., 1997; Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. - Харьков, 1998; Одинцов М.И. Государство и церковь: история взаимоотношений 1917-1938 гг. - М.: Знание, 1991.

Большое внимание в отечественной правовой науке уделено рассмотрению проблемы свободы совести и вероисповедания, вопросам государственно-правового регламентирования деятельности религиозных объединений. Проблемы определения статуса религиозных объединений и комплекс взаимосвязанных вопросов исследовались В.А.Алексеевым, М.Н.Бессоновой, В.И.Гараджой, Н.С.Гордиенко, Н.П.Красниковым, Н.И.Палиенко5.

Отдельные аспекты соотношения права и религии, церкви и государства также рассматривались С.С. Алексеевым, Ю.Я.Баскиным,

A.Б.Венгеровым, Г.Н. Мановым, В.С.Нерсесянцом, В.А.Никоновым,

B.А.Цыпиным и др. Проблемы воздействия церкви и религии на современное общество и государство ставились в научных трудах Ю.А.Бабинова, А.И.Барменкова, В.В.Бойко, И.М.Бочаровой,

A.И.Введенского, С.В.Джораевой, Б.В.Дубина, М.М.Копаницы,

B.А.Куроедова, М.П.Мчедлова, М.И.Одинцова, В.В.Панюкова, Ф.М.Рудинской, А.Б.Юнусовой и др6. Особый интерес для диссертационного исследования представляют многочисленные работы санкт-петербургского историка и религиоведа М.В.Шкаровского7.

Таким образом, данная проблематика являлась объектом пристального внимания историков и философов, но в гораздо меньшей степени её исследовали с юридических позиций. В недостаточной степени изучалась проблема взаимодействия права и религии как ценностно

5 Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции, эволюция (на материалах отечественной истории послеоктябрьского периода XX века). Автореф. Дисс.д.филос. наук. -M.1994; Бессонова М.Н. Православие в наши дни. -М.: 1980; Уитноу Р. Религия и политика в контексте концепций общественного развития. T.3. - М.: Дедалус, 1991; Красников Н.П.Эволюция социально-этических воззрений русского православия. -М.: 1986; Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. - Ярославль, 1902.

6 Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дисс.к.фил.наук, 1998.; Гараджа В.И. Социология религии. -М.: 1995.; Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. -Харьков, 1998; Пашакова B.B. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия. Автореф. Дисс.к.политол. наук.-М.1996.

7 Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917 — 1945. — СПб.: Лики России, 1995; Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 года: От «перемирия» к новой войне. - СПб.: Мемориал: ДЕАН, 1995; Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. -СПб.: Мемориал: ДЕАН, 1999; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Гос.-церков. отношения в СССР в 1939 - 1964 гг. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: о-во любителей церков. истории, 1999. нормативных систем в силу того, что многие факты взаимодействия государства и Русской Православной церкви остаются неизученными.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере взаимодействия государства и православной церкви, права и религии на протяжении XX века в России.

Предметом диссертационного исследования выступает взаимоотношение права и религии как ценностно-нормативных систем, а также нормы законодательства о религиозных организациях и свободе совести в России.

Целью диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение проблемы взаимоотношений государства и православной церкви, права и православия в процессе работы механизма социального и правового регулирования.

В соответствии с указанной целью автор определяет следующие задачи:

- исследовать правовой статус Православной церкви в начале XX века в Российской империи;

- изучить особенности конфликтных взаимоотношений православной церкви и советского государства;

- рассмотреть специфику государственно-церковных правовых отношений в период Великой Отечественной войны;

- проанализировать взаимодействие между советским государством и Русской Православной Церковью с 1946 по 1985 гг.;

- исследовать изменения в правовых взаимоотношениях государства и церкви в период перестройки (1985-1991 гг.);

- дать сравнительно-правовой анализ законодательства о религии и религиозных объединениях; изучить государственно-церковные отношения в условиях демократических изменений конца XX века.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование; и специальных методов - исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой.

Источниковую базу диссертации составили правовые акты по вопросам положения РПЦ, издававшиеся в Российской империи, церковные акты, действующие в XX веке, нормативно-правовые акты советского периода, а также международно-правовые документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельность религиозных объединений. При написании диссертации автор также использовал документальные материалы по истории церкви и государства в России.

Теоретической базой диссертации послужили концептуальные положения основных теоретических учений, касающиеся проблемы взаимодействия институтов государства и православной религии, а также результаты воздействия Российской Православной Церкви на жизнь российского общества и политику государства, равно как и воздействие государства на институт церкви.

В силу специфики предмета исследования рассматриваемый нами вопрос находится на стыке различных областей гуманитарного знания. В этой связи теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых- специалистов, как в области права, так и в области философии, истории, социологии, религиоведения: С.С.Алексеева, Ю.А.Бабинова, А.И.Барменкова, И.Г.Васильева, А.И.Введенского, А.М.Величко, В.И.Гараджи, А.А.Зимина, М.М.Копаницы, И.В.Киреевского, В.А.Куроедова, Г.В.Мальцева, М.И.Марченко, М.П.Мчедлова, М.И.Одинцова, А.С.Павлова, Н.И.Палиенко, И.Ф.Покровского, В.А.Цыпина и многих других.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Гарантии на осуществление вероисповедания, закрепленная в Конституции РФ, должны содействовать формированию личности, в ходе которого осуществляется как ее нравственно-религиозное, так и правовое воспитание, поскольку церковь, как и право, по своей природе содействует упорядоченности, стабилизации и развитию общественных отношений.

2. Исторически православная церковь в России, будучи институтом гражданского общества, использовалась прямо или опосредовано государственной властью для консолидации общества при решении различных возникавших перед государством и обществом задач.

3. В процессе формирования и развития отечественного права, особенно в сфере уголовного и семейного права, Русская Православная церковь сыграла значительную роль. Церковь проповедует ценность жизни человека, ценность института брака и недопустимость разводов, проповедует приоритет духовных идей над стремлением к материальному накоплению, категорически выступает против применения смертной казни в России.

4. Государство должно содействовать гражданам в реализации их религиозных потребностей, поскольку религия является одним из источников культурных и этических ценностей в обществе, содействует упрочению общественных отношений и разрешению социальных и правовых конфликтов.

5. Церковное право имеет сложную природу, содержащую в себе нормы, определяющие порядок проведения богослужения, различных обрядов и ритуалов, что выходит за пределы корпоративного права. Кроме того, церковь выступает как организация, выполняющая публичные функции. Поэтому целесообразно принять Церковный (религиозный) кодекс, в котором детально регламентировать для религиозной организации (церкви) ее компетенцию в различных сферах жизнедеятельности общества, во взаимоотношениях с государством, его органами и иными субъектами, особый порядок привлечения ее руководителей к юридической ответственности.

6. Общество в лице государства должно иметь возможность контролировать законность деятельности церкви, не затрагивая при этом прав и законных интересов верующих. С этой целью предлагается наделить соответствующие государственные органы более широкими полномочиями по надзору за соблюдением религиозными организациями требований закона.

Научная новизна диссертации заключается в том, что диссертантом дается новый взгляд на взаимоотношения государства и церкви в условиях функционирования разных политических режимов на примере России.

После длительного периода, на протяжении которого научная общественность, как правило, проводила рассмотрение проблем взаимодействия государства и церкви, права и религии с односторонне атеистических позиций, предпринята попытка комплексного историко-правового исследования содержания и процесса взаимодействия права и православия с объективных научных позиций.

В ходе диссертационного исследования раскрывается соотношение канонического и светского права, что имеет научное и культурологическое значение, способствует более полному представлению обо всем многообразии правовой действительности и её связи с религией. Это даёт возможность раскрыть в диссертации то неоднозначное значение, которое православие в целом оказало на законодательную деятельность государства. Приведенные в диссертации материалы дают основание в целом позитивно оценивать современную политику государства по отношению к церкви. В диссертации автор пытается также доказать, что православное мировоззрение может выступать и обычно выступает как фактор, укрепляющий правосознание и законность.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что сформулированные в ней положения и выводы развивают и дополняют некоторые разделы истории отечественного государства и права, способствует более глубокому пониманию взаимной связи православного мировоззрения и законодательства, а также характера взаимоотношений государства и РПЦ.

Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшей разработке круга проблем, связанных с изучением воздействия религиозных объединений на духовно-нравственную и иные сферы жизнедеятельности социума, а также углубленному, более детальному осмыслению процессов, связанных с пониманием свободы совести, права на объединение в религиозную организацию.

Теоретические обобщения и выводы, сделанные автором в работе, дополняют существующие концепции и подходы в исследовании проблемы государственно-церковных отношений в российском обществе, являются теоретической базой для дальнейших исследований.

Практическая значимость состоит в том, что положения, содержащиеся в ней, могут быть использованы: в научно-исследовательской деятельности при анализе современного состояния и перспектив развития взаимоотношений российского государства и Русской Православной церкви, при изучении проблем, связанных с взаимодействием права и религии и их ролью в системе социального регулирования;

- в практической деятельности государственных органов при выработке различных вариантов взаимоотношений с Русской Православной церковью с учетом полученных выводов и обобщений на основе применения современных научных подходов исследования и с точки зрения комплексного взгляда на проблему;

- в процессе подготовки лекций, проведении семинарских и практических занятий по «Теории государства и права», «Истории отечественного права и государства», «Истории политических и правовых учений» и иных, при разработке учебно-методических пособий по истории отечественного государства и права;

- при подготовке спецкурсов по проблемам канонического права, истории правовых и политических учений, российской правовой системы, в сфере сравнительного правоведения.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем изложения основных положений и выводов диссертации в выступлениях на межвузовских научно-практических семинарах: «Социально-правовое государство: вопросы теории и практики» (Санкт-Петербург, июнь 2003 г.); «Российский парламентаризм: прошлое, настоящее, будущее» (Москва, декабрь 2005 г.); «100-летие выборов Государственной Думы: история и современность» (Москва, март 2006 г.); «Европейский парламентаризм: история и современность. К 100-летию учреждения Государственной Думы в России» (Санкт-Петербург, апрель 2005 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Православие и нравственность» (Санкт-Петербург, февраль 2006 г.), а также в научных публикациях соискателя.

Структура диссертации. Поставленная проблема, объект, предмет и цели диссертации определили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Содержание работы изложено на 178 страницах, библиография включает в себя 279 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Пущанский, Владислав Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неразработанность на настоящий момент целостной концепции взаимоотношений общества, государства и церкви затрудняют правовое регулирование государственно-церковных отношений, определять четкий курс государственной политики в отношении Русской Православной церкви.

Новая концепция государственно-церковных отношений должна не противоречить и соответствовать Конституции РФ, международным актам в сфере прав человека, обеспечить баланс интересов различных конфессий, религиозной и нерелигиозной частей российского общества. По глубокому убеждению автора, от их состояния во многом зависит психологический климат в обществе, межнациональные отношения, и общественно-политическая ситуация в целом.

Миротворчество, забота о сохранении нравственности, благотворительность, забота об охране памятников истории и культуры, защита окружающей среды, поддержка семьи - вот направления социальной деятельности РПЦ. Необходимо создать специальный государственный орган в рамках исполнительной власти, который будет способствовать взаимодействию между государством и религиозными объединениями. Необходимо урегулировать вопросы о взаимоотношениях силовых структур, образовательных светских учебных заведений и религиозных организаций. Либо установить окончательный запрет и юридически обеспечить его выполнение, либо продумать и осуществить иное решение вопросов их сотрудничества.

Автор является сторонником выполнения конституционных норм, ведь возникает опасность дестабилизации по религиозному признаку, осуществлению погромов противников по вере. Следует избрать равную правовую позицию по отношению ко всем конфессиям, иначе не избежать возникновения религиозного экстремизма, что приведет к расшатыванию основ общества и разжиганию гражданской войны на религиозной почве. Кроме того, представляется необходимым с одной стороны, внедрить на федеральном законодательном уровне положительный опыт местных органов власти по нормативному урегулированию религиозных вопросов, а с другой, привести местное законодательство в соответствии с федеральным.

Руководителям российского государства следует более ответственно относиться в своих высказываниях, жестах, посещениях церквей и иных религиозных зданий к чувствам и менталитету россиян. Ошибки, даже случайные, могут повлечь самые тяжелые последствия, и к подрыву их авторитета.

В общественно-политической жизни страны в постсоветский период отчетливо проявляются тенденции к конфронтации, претензии одних на исключительное положение в государстве на правах «религии большинства», «господствующей в данном регионе религии», попытки создания политических объединений по вероисповедальному признаку. Наблюдается также стремление использовать властные структуры государства для борьбы с ведущими активную миссионерскую деятельность, нетрадиционными для России религиозными объединениями: католицизм, кришнаизм, мунизм и др.

Определенные проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Некоторые круги религиозных организаций склонны навязывать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения.

Преодоление социально-политического кризиса и достижение социальной гармонии возможно лишь на основе взаимопонимания и сотрудничества государства и Русской Православной церкви. Опыт истории властно диктует необходимость совместных усилий церкви и светских учреждений в противостоянии злу и несправедливости. Построить наиболее совершенный механизм правового регулирования в изоляции без учета реалий религиозной жизни также невозможно. Поэтому современный мир должен стать миром диалога права и религии, в основе продуктивного взаимодействия которых лежат общие для обоих идеалы справедливости и защиты человека.

Двадцатый век для правовой системы России прошёл под эгидой процесса, который можно обозначить как секуляризация, закономерным результатом чего стало дистанцирование государства и права от РПЦ. В то же время, эти явления и в настоящее время неизбежно соприкасаются. Особенно явственно их взаимодействие проявляется в сфере социального регулирования. Правовой основой разрешения этих проблем в современном российском обществе может служить последовательное воплощение принципа свободы совести. Свобода совести означает духовную свободу человека, возможность существования для индивида такой области духовной жизни, куда не вправе вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации.

Вопрос о конфессиональной принадлежности России оказывается непосредственно связанным с выбором ею пути своего развития. Принадлежность России к христианству, пусть и восточному, является одним из факторов, позволяющих её элите рассуждать о общих с христианской Европой ценностях.

Как институт и как идеология православие претендует на особую роль в российском обществе. РПЦ оказывает заметное влияние на умонастроения в обществе и тяготеет к участию в политической жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Пущанский, Владислав Викторович, 2006 год

1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:

2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г. / СССР международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1; 2; 3; (№ 146-ФЗ Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года), М.: Проспект. 2002.

4. Декларация Временного правительства о его составе и задачах от 3 марта 1917 года // Вестник Временного правительства. 1917. №1 (46) от 5 марта.

5. Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. - №9.

6. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. / Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

7. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. / Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

8. Декреты Советской власти. -М.:Госполитиздат, 1957. 626с.

9. Деяния Священного Собора православной российской церкви. -М.-Пг.: Высший Совет российской православной церкви, 1923. -530с.

10. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская газета. 1995. - 5 апр.

11. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997. - 1 окт.

12. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (закон утратил силу) // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1990. - №21. - 25 окт. - ст. 241.

13. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (закон утратил силу) // Российская газета. 1990. - 8 дек.

14. Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов. -М.: Юрид. лит. 1971. -336с.

15. Конвенция Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 июня 1995 г. // Российская газета. 1995. - 23 июня.

16. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. - № 197.-25 дек.

17. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. / СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1988.

18. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. -№12.

19. Регламент или устав Духовной Коллегии // Полное Собрание Законов Российской империи. Т. VI, №3718.

20. Уголовное уложение. Высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. СПб. 1903.

21. Указ Президента Российской Федерации «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (№ 1487 от 30 ноября 1992 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. - № 49. - 10 дек. - ст. 2936

22. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» (№ 176 от 20 февраля 1995 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 9. - 27 февр. - ст. 734.

23. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945г. / Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

24. Федеральный закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 64 -ФЗ, Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года). // Российская газета. 1996. -№ 104.-4 июня.

25. Специальная литература II. Монографии, учебники, пособия:

26. Алекандров Ю.А. Декрет о свободе совести. -М.: Советская Россия, 1963. 40с.

27. Алексеев В.А. Постперестройка: несвободная совесть? -М.: Изд. Центр «Россия молодая», 1992. -64с.

28. Алексий (Лавров-Платонов А.Ф.) Предполагаемая реформа церковного суда. Вып.1. 1873.

29. Алиев А.А. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-207с.

30. Алов А.А., Владимиров Н.Г. Православие в России.-М.:Институт наследия, 1995.114с.

31. Амвросий. Собрание писем Блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев посад. 1908.

32. Ахмедов P.M. Государство и церковь в Российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Уфа: РИО МВД РФ, 2002.

33. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. -Симферополь: Таврия, 1991. -123с.

34. Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда: Учебное пособие. М., 1997.

35. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. -М.: Мысль, 1986.-224с.

36. Бенешевич В.И. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Петроград, 1915.

37. Бердников И. Церковное право, как особая самостоятельная правовая отрасль и его отношение к общей системе права. Вступительная лекция, читанная в Имп. Казанск. ун-те И.Бердниковым. Казань, 1885.

38. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви. (Изд. 2-е, перераб. и весьма знач. доп.). Казань, 1903. - (Вып. 1-й).

39. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. -М.: Луч, 1993.252с.

40. Библия. Mikkeli: St. Mitchel Print, 1990.

41. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

42. Бокарев С.Н. Государственно церковные отношения в России (философско-правовой аспект). - М., 1999.

43. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М.: Мысль, 1971 -176с.

44. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. -М.1998.

45. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. -Киев, 1991.

46. Ванюшин Н.А. Свобода совести и религиозный экстремизм. -Барнаул: Алт. кн изд., 1988. -141 с.

47. Васильева И.Г. Российское государство и религии (1917-1920-е годы).Уфа: УГНТУ, 1998. -255с.

48. Введенский А.И. Церковь и государство: очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 гг. -М., 1923.-253е.

49. Вебер М. Социология религии. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира, избранные произведения. М., 1990.

50. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий (Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии). М., 1985.

51. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства: (Философско-социологический анализ). М., 1988.

52. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд-е 7-е, Петроград - Киев, 1915.

53. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

54. Гараджа В.И. Религиоведение. -М.: Аспект пресс. 1996. 352с.

55. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., 1996.

56. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М, 1996.

57. Головкин Р.Б. Современное право России в системе религиозно-традиционного регулирования. Монография.-Владимир, 1998. 100с.

58. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

59. Даштамиров С.А. Социальные нормы: гносеологичекий анализ. -Баку, 1984.

60. Декреты Советской власти. М., 1957.

61. Директивы КПСС и Советского правительства. М., 1957.

62. Дьяченко Г.В подарок детям. Искра Божия. Сборник рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христианской школе для девочек среднего возраста.-М.,1903.

63. Зайцев Т.Н. Религиозный вопрос в программе и тактике КПСС. -М., 1960.-36с.

64. Заозерский Н. Право православной греко-восточной русской церкви как предмет специальной юридической науки.- М., 1888.

65. Иваненко С.И., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. -М.: Знание, 1991. -32с.

66. Иванов А.И. Социализм и свобода совести. -М.: Знание, 1972.-55с.

67. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

68. Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и служение митрополита Мануила. Самара., 1997.

69. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М. 1996.

70. Исаев А.В. История государства и права России. М., 1996.

71. История политических и правовых учений: Учебник для юридических вузов и факультетов / Общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: Норма-Инфра-М. 1999. 728с.

72. Кант И. Трактаты. Т.6. Религия в пределах только разума. М., 1994.

73. Кантеров В.Е. Клерикализм идеология духовного насилия. -М.: Педагогика, 1986. -189с.

74. Карташев А.В. Церковь, история, Россия. Статьи и выступления. М., 1996.

75. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влияния на просвещение в России: Учебник для вузов. М., 1999.

76. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. -М.: Юрид. лит., 1985.-198с.

77. Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. -М.: Новое литературное обозрение, 2006. -392с.

78. Клеандрова В.М. Правовые основы организации и деятельности ВЦИК в первый период существования РСФСР (1917-1924 гг.). М., 1959.

79. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

80. Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1976.

81. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. -М., 1997.

82. Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. -М.:Луч, 1996. -202с.

83. Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. -Харьков, 1998.

84. Кореневская Е.И. Становление высших органов советского государственного управления. Правовые основы организации и деятельности советского правительства в 1917-1922 г.г. М., 1975.

85. Крывелев И.А. История религий. М., 1988.

86. Кураев А.В. Православие и право: Церковь в светском государстве (Диакон Андрей Кураев) М.:Сретен монастырь, 1997.

87. Куроедов В.А. Религия и закон.-М.:Знание, 1976.-79с.

88. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. -М.: Полит лит., 1984.182с.

89. Курпакова Л.П. Свобода совести в СССР, -м.: Знание, 1985. -40с.

90. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

91. Левченко И.В. Русская Православная Церковь и Государство.-Иркутск: Изд. ИГЭА, 1997.

92. Лекции по религиоведению: Учеб. пособие / Под ред. проф. Яблокова И.Н.-М., 1997.

93. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. -Т. 12.-С.142-147.

94. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

95. Луначарский А.В. Марксизм и религия. -М.:3нание, 1971 .-64с.

96. Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

97. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный инстиутт. -М.:3нание, 1978. -64с.

98. Мельгунов С.Н. Церковь и государство в России в переходное время. -М., 1909.

99. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В семи томах. Т. 1. Истоки религии. М., 1991.

100. Минский Н.М. Религия будущего: философские разговоры. -СПб.:Изд. М.В.Пирожкова, 1905. -302с.

101. Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914.

102. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. -М.: Государство и право, 1995. -88с.

103. Мчедлов М.П. Религия и современность. -М.Политиздат, 1982. -272с.

104. Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого. Полн. собр. соч. СПб., 1859.

105. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

106. Нерсесянц B.C. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

107. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М., 1998.

108. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

109. Никонов В.А. Библия и уголовный закон. Тюмень, 1995.

110. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. -СПб,1999.

111. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Берлин, 1922.

112. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

113. Обухов М.И. Об отмене вероисповедных и национальных ограничений. Уфа: Печать, 1917. -14с.

114. Одинцов М.И. Государство и церковь: история взаимоотношений 1917-1938гг. -М.:3нание, 1991.-64с.

115. Одинцов М.И. На путях к свободе совести: из истории создания общесоюзного закона о религиозных организациях. -М.1991.

116. Омельченко О.А. Римское право. Учебник. М., 2000.

117. Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893.

118. Павлов А.С. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887.

119. Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад. 1902.

120. Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. Ярославль, 1902.

121. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

122. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. - М., 1972.

123. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.

124. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре. М., 1998.

125. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. -М., 1985.

126. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.

127. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

128. Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития советской конституции (историко-правовое исследование). М., 1982.

129. Права человека / Основные международные документы. М., 1990.

130. Православие. Христианство. Демократия. / под ред. о. Вениамина (Новика). СПб., 1999.

131. Православная церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России / Под ред. Митрополита С-Петербургского и Ладожского Иоанна.-СПб., 1994.-247с.

132. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М., 1999. -237с.

133. Резолюция Второго Всероссийского съезда воинствующих безбожников. -М.: Безбожник, 1929.-120с.

134. Религия в истории и культуре / Отв. ред. Писманик М.Г. Пермь, 1995.

135. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996

136. Рогов В.А. Христианская государственность России в учении русских святых. -М.: Манускрипт, 1997. -77с.

137. Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9-и томах; Т.1. Законодательство Древней Руси. М., 1985.

138. Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9-и томах; Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.

139. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести. -М., 1971.-480с.

140. Русская православная церковь и коммунистическое государство 1917 -1941.-М. 1996.

141. Русская Православная Церковь и право: комментарии / под ред. д.ю.н. Масляева. М.: Изд. БЕК, 1999.144. «Русская философия права» (антология). / Сост.: Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников М.В. СПб., 1999.

142. Сергеева Т.В. Каноническое право. Методические рекомендации к спецкурсу. СПб., 1997.

143. Сергиев И.И. Христианская философия.-СПб., 1902.

144. Симаков Н.К. Православная церковь. Современные ереси и секты в России.-СПб., 1995.

145. Смирнов С.И.Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта.М.1913.

146. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909.

147. Стоглав, изд. 2-е. Казань, 1887.

148. Суворов Н.С. Учебник церковного права. Ярославль, 1898.

149. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

150. Тальберг Н. История христианской церкви. -М.:Интербук, 1991. -144с.

151. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.

152. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М. 1987.

153. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.

154. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. М., 1908.

155. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. -М.,1973.

156. Уитноу Р. Религия и политика в контексте концепций общественного развития. Т.З.-М.: Дедалус, 1991.

157. Фельдман Ф.Н. Религия как социальное явление. Кишинев, 1985.

158. Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги «О духовной истине». Столп и утверждение истины. М., 1990.

159. Флоровский г.в. Пути русского богословия. Париж. 1937.

160. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

161. Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М.1988.

162. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственность. Идеология. Общество. СПб., 1998.

163. Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988.

164. Церковь, история, Россия. / Карташев А.В. М., 1996. - 50 с.

165. Цыпин В.А. Каноническое право: лекции. М., 1991.

166. Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996.

167. Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1996. -184с.

168. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984.

169. Чистяков О.И. Очерк истории советской конституции. М., 1987.

170. Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869.

171. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

172. Шведов О. Энциклопедия церковного хозяйства: Экономика и право церкви. М.: Ковчег, 2003.

173. Щеглов В.Г. Нравственность и права в их взаимных отношениях.-Ярославль, 1888.

174. Эзрин Т.Н. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. -М.:Политиздат, 1977. -135с.

175. Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.

176. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 1994.

177. Явич JI.C. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Д., 1985.

178. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.1.I. Статьи:

179. Аверинцев С., Адамович А., Заславская Т., Раушенбах Б. Уйти от догм//Правда. 1988.17 июня.

180. Антирелигиозник. 1930. №5.С.114-119.

181. Ахмедов P.M. «Гражданская религия»: природа, содержание, сущность // Государство. Политика. Право: Межвузовский сборник научных трудов. -Уфа, 2000. -С.22-28.

182. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. -1997. -№3. С. 16-27.

183. Алексеев С.С. Подзаконность // Российские вести. 1995. 31 октября.

184. Баскин Ю.Я. Новый Завет и становления международного права // Правоведение. -1991. -№ 6.-С.75-81.

185. Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже ХХ-ХХ веков // Общественные науки и современность. -1196. №2.-С.81-90.

186. Бондач А.Г. «Временное положение о церковном судопроизводстве» в контексте церковной традиции и светской судебно-правовой реформы // История государства и права. 2005. №4. С.27-29.

187. Валисенко И. Православная этика и российская цивилизация // Новая Россия. 1999.№1.С.35-39.

188. Васильева О.Ю., Горинов М.М. Не стесняясь никакими средствами / Материалы комиссии ЦК РКП (б) по вопросам отделения церкви от государства. Октябрь-декабрь 1922г. // Исторический архив. -1993. -№2.-С.76-89.

189. Вертий М.Ю. Духовная безопасность в религиозной самоидентификации российской государственности // Юристъ. Правоведъ. 2006. №1.С.74-77.

190. Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии. -1932. №2. - С.46.

191. Гаврилов М. Свобода совести умерла. Да здравствует свобода совести // Новое время. М., 1997. - №39. - С.34-35.

192. Гараджа В.И. Утверждая свободу совести // Советская Россия. 1988. 3 февраля.

193. Гараджа В.И. Политика и религия // Наука и религия. 1991 .№3 .С.2-3.

194. Декларация митрополита Сергия (1927г.): споры и оценки // Наука и религия. 1991. №4.С.5-6.

195. Девис Д. Религиозные инициативы нового президента США: реакция общества и перспектива // Религия и право. 2001 .№3. С. 11 -18.

196. Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество // Вопросы истории. 1997. - №12. - С.3-19.

197. Дмитриев И.Л. Церковная политика Российской империи в начале XX века (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2003. №6. С.36-39.

198. Дубин Б. Религия, церковь, общественное мнение // Свободная мысль. 1997. №11.-С.94-103.

199. Жиромская В.Б. «Православный христианин» и «гражданин российской державы» // Наука и религия. 1993. №9. С. 14-16.

200. Иванов М.С. Церковь и мир / В сборн. О вере и нравственности по учению Православной Церкви.-М.1991.С.243-244.

201. Иванов Н. Библия и уголовный закон. // Советская юстиция. 1992. -№7-8.

202. Игнатенко В.И. Состояние и перспектива государственно-церковных отношений в России. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. - №1.- С.3-7.

203. Игнатов Ф. Воспоминания об о. Иоанна Кронштадтском // Волынские епархиальные ведомости. 1914.№6.С.151-154.

204. Из записки Карпова Г.Г. Председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР И.В.Сталину (15 марта 1945г.) // Наука и религия. 1990.№8.С.21.

205. Кадсон И.З. Антицерковная борьба народных масс в России в трудах советских историков // Вопросы истории. 1969. №З.С. 151-157.

206. Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996. - №10.

207. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России // Государство и право. 1998. - №5. - С.93-98.

208. Красиков А. Свобода совести в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1998. №4; 1999. №1.С.71.

209. Кузнецов Э.В., о.Вениамин (Новик). Кризис современного правосознания // Правоведение. 1994. - №3. - С.3-10.

210. Куприянов А. Библейские корни правосознания россиян // Российская юстиция.- 1998. №1.

211. Лебедев С.Д, Специфика православного представления о праве и его мифологические основы // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород. 1995. - С.56.

212. Митрохин Л.Н. Баллада об «Атеистическом топоре» // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. 3. М., 1996. 299 с. С.65.

213. Одинцов М. Хождение по мукам. 1954-1960 годы // Наука и религия. 1991. №7.С.2-3.

214. Окара А.Н. Правосознание центральная категория философии права // Государство и право. - 1999. -№ 6.

215. Павкин Л.М. Проблема правового регулирования общественных отношений и российская ментальность // Право и культура: проблемы взаимосвязи. Ростов на - Дону. - 1996. - С.52.

216. Переломов Л.С. Конфуций и доктрина разделения властей, размышления по прочтении книга Петра Баренбойма: «3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера». // Государство и право. 1997. - №3. -С. 122-126.

217. Провоторов В. Церковь и октябрь // Наука и религия. 1994.№1. С.2-3.

218. Пономарева В.П. Феномен религии в контексте отечественного права //Религия, умонастроения, идеология в истории. Сборник межвузовских трудов. Брянск, 1996. С. 127-140.

219. Пчелинцев А.В. Религия и права человека // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып.З. - М., 1996. - С.7-9.

220. Разоренова М. А. Российское христианско-демократическое движение: поиски себя // Кентавр. 1992. - Ноябрь-декабрь. - С. 100-108.

221. Розанов В. Русское сектанство, как три колорита русской церковности // Новое время. 1905. от 3 августа (12 сентября). С.4.

222. Сахаров А. Церковь в период феодальной раздробленности. -Христианство и Русь. // Сб. серии «Советское религиоведение». М., 1988. -№2.

223. Священник в парламенте // Наука и религия. 1991. №11 .С.4-5.

224. Семенко В. Свобода и совесть // Независимая газета. 1997 16 августа.

225. Симонов И.В. Религиозные традиции России и проблемы модели государственно-религиозных отношений на современном этапе // История и политика: методология, историография, практика. Н.Новгород, 1997. -С.125-127.

226. Тимченко А.А. Понятие и сущность правовой концепции веротерпимости в дореволюционной России // История государства и права. 2004.№5. С.40-41.

227. Церковная реформа. Сборник статей духовной и светской периодической печати по вопросу о реформе.-СПб., 1905.С.469.

228. Церковь и государство. // Сб. ст. под. ред. Лозовского А.Г. Тамбов: Изд.ТГУ, 2002.

229. Церковные ведомости. 1926. - № 17-18.

230. Церковные ведомости. 1926. - № 18.

231. Цыпин В.А. Обновленчество. Раскол и его предыстория // Православная беседа. 1994.№3.C.31-38.

232. Фасхутдинова Н.Р. Православие как фактор державного строительства в России // Право и культура: проблемы и взаимосвязи. Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1996. С.96-97.

233. Феномен религии в контексте отечественного права. Религия, умонастроения, идеология в истории. (Межвуз. сб-к науч. трудов.) / Сост. Пономарева В.П. Брянск, 1996.

234. Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции // Кентавр, 1993. №5. -С.59-68.

235. XIV Всероссийский съезд Советов РСФСР // Бюллетень, -М.1929.№16.С.45.

236. Шахрай С. Государство и церковь шаги навстречу// Журнал Московской Патриархии. 1995.№5. С.34-36.

237. Шведов О. Имеют ли православные социальную доктрину? // Православная беседа, 1999. №4. - С.33-36.

238. Шишкин М.С. Из истории обновленческого раскола на Вятке в 1920-х годах // История государства и права. 2006.№4.С.23-25.

239. Якунин В.Н. Правовое положение Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. // История государства и права. 2003. №1.-С.17-19.1.. Авторефераты и диссертации:

240. Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции, эволюция (на материалах отечественной истории послеоктябрьского периода XX века). Автореф. Дисс.д.филос. наук. -МЛ 994. 45с.

241. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Дис. канд. юрид. наук. -Казань., 2001.

242. Величко A.M. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур: Дис. док. юрид. наук. СПб., 2000.

243. Волков Н.С. Государственно- церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни. Дисс.к.ф.н.-М., 1992.

244. Воробьева С.И. Право в системе социальных норм и его взаимодействие с ними в регулировании общественных отношений: Автореф. дис. док. юрид. наук. Ташкент, 1995.

245. Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа). Дисс.к.фил.наук.

246. Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства (историко-правовой аспект): Дис. док. юрид. наук. СПб., 1998.

247. Касторская Е.В. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -СПб., 1999.

248. Пашакова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия. Автореф. Дисс.к.политол. наук.-М.1996.

249. Симорот С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2000.

250. Синякова Т.В. Обычай как источник права у восточных славян и в Древней Руси (IX XII вв.): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 2000.

251. Тимченко А.А. Государство и религиозные конфессии (конституционно правовое регулирование в России): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 1997.1. V. Архивные материалы

252. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее ЦГИА СПб).Ф.569. 0п.20.д.344

253. ЦГИА СПб. Ф.2219.0п.1.Д.18.

254. ЦГИА СПб. Ф.2219.0п.1.Д.51.

255. ЦГИА СПб. Ф.2219. Оп.1.Д.55.

256. Российский государственный исторический архив (далее-РГИА). Фонд. 575. Опись. 2. Дело.2385.260. РГИА. Ф.1282.0п.2.Д.254.

257. РГИА. Ф.1284.0п.91. Д.9,35.

258. РГИА. Ф.1288. Оп. 5. Д. 48.

259. РГИА. Ф.1405.0п.65.Д.345а.

260. РГИА. Ф.1405. Оп.ЮЗ. Д. 169.

261. РГИА. Ф.1405. ОП.62.Д.4202.

262. РГИА. Ф.1405. Оп.531. Д. 189.

263. Государственный Архив РФ (далее ГА РФ). Ф.102.0п.302.Д.707.268. ГА РФ. Ф.102.0п.302Д.707.

264. ГА РФ. Ф. 6991 .Оп.2.Д.2(a).

265. ГА РФ. Ф. 6991. Оп.2.Д.6(а).271. ГА РФ. Ф.6991.0п.2.Д.27.

266. ГА РФ. Ф.6991 .On. 1.Д.29.

267. ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.32.

268. ГА РФ. Ф.6991 .On. 1 .Д.40.

269. ГА РФ. Ф.6991 .On. 1 .Д.41.276. ГА РФ. Ф.6991.Оп.2. Д.53.277. ГАРФ.Ф. Ю67.0п.1. Д.1.278. ГА РФ. Ф.Ю67.0п.1.Д.З.279. ГАРФ.Ф. Ю67.0п.1.Д.14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.