Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Пожарский, Святослав Дмитриевич

  • Пожарский, Святослав Дмитриевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 233
Пожарский, Святослав Дмитриевич. Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Санкт-Петербург. 2002. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Пожарский, Святослав Дмитриевич

Введение.3

Глава 1. Предмет синергетической акмеологии

1.1. Предмет акмеологии.12

1.2. Истоки синергетической акмеологии. Социальная синергетика.25

1.3. Предмет синергетической акмеологии.36

Выводы по первой главе.39

Глава 2. Принципы синергетической акмеологии.

2.1. Понятие принципа синергетической акмеологии.41

2.2. Принципы базовой акмеологии.44

2.3.Принципы синергетической акмеологии.65

Выводы по второй главе.70

Глава 3. Метод синергетической акмеологии'

3.1. Понятие метода синергетической акмеологии.72

3.2. Синергетическая акмеология и идеология.78

3.3. Синергетическая акмеология и культурология.106

3.4. Синергетическая акмеология и философия истории.117

3.5. Синергетическая акмеология и философская антропология.127

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Предмет, принципы и методы синергетической акмеологии»

Актуальность темы исследования. В условиях сложной социокультурной ситуации в России необходим новый взгляд и новое отношение к окружающей нас реальности. Переосмысление путей и перспектив дальнейшего развития индивидуума и социума возможно в рамках концепции самоорганизации индивидуума и социума, которая является одним из перспективных путей социального развития.

В рамках необходимости разрешения противоречия между плавным эволюционным и спонтанным непредсказуемым ходом развития человечества возникает потребность в новом научном знании о человеке. Объективными предпосылками разрешения этого противоречия является становление интегративных областей научного знания, которые рассматривают человека как целостную систему (акмеология, синергетика).

На современном этапе развития науки ставится вопрос перехода от анализа к синтезу. Синергетика как общенаучная теория является базой для междисциплинарного синтеза знаний, именно это дает возможность приблизиться к пониманию процессов, происходящих в обществе, постижению человека во всех его разнообразных проявлениях. Синергетическая акмеология с методологической точки зрения рассматривается как пограничная наука и играет роль связующего звена между такими сферами знания как психология и социальная философия.

В данном исследовании представляется возможным осуществить синтез акмеологии и синергетики в синергетическую акмеологию как новую науку, предметом которой являются закономерности достижения максимального совершенства любой социальной системой. Это по-новому позволяет взглянуть на процесс развития индивида как движение через относительные локальные акме к абсолютному глобальному акме.

В современных условиях особую роль приобретают социальная синергетика, акмеология и синергетическая акмеология, их интеграция в теории научного знания и практике жизни человека.

Акмеология как новое научное направление имеет основной принцип вериитности, т.е. устремление в будущее, что способствует выработке целеполагания личности и формированию позитивного социального идеала.

Ведущей жизнеутверждающей функцией человека является стремление к прогнозированию будущего, как к перспективной модели социальной оптимальности и к определению личностью своей роли в этом процессе.

Акмеологические проблемы в данном исследовании рассматриваются с точки зрения синергетического подхода (индивидуум и социум рассматриваются как сложные самоорганизующиеся системы).

Представляется необходимым показать место социальной синергетики в структуре синергетического знания. Можно выделить два основных направления синергетики: первая - естественнонаучная синергетика, вторая -социальная синергетика. В свою очередь, естественнонаучная синергетика делится на физическую и биологическую, а социальная синергетика делится на прикладную и фундаментальную.

Общеметодологические теоретические положения, разработанные И.Пригожиным и Г.Хаккеном являются базой для естественнонаучной и социальной синергетики.

Социальная синергетика является молодой наукой, так как она начала формироваться только в 90-х годах XX века, когда произошло распространение ее методов познания на явления общественной жизни. Эта проблематика представлена в работах В.И.Аршинова, В.А.Белавина,

B.П.Бранского, В.Г.Буданова, В.В.Васильковой, В.Э.Войцеховича,

C.А.Гомаюнова, Т.П.Григорьевой, К.Х.Делокарова, Ф.Д. Демидова, В.К.Егорова, В.С.Егорова, Е.Н.Князевой, Г.А.Котельникова, Г.Г.Малинецкого, А.Н.Назаретяна, Г.И.Рузавина, А.И.Турчинова. Предметом социальной синергетики, по мнению В.П.Бранского, является исследование взаимодействия между социальным порядком и хаосом.

Акмеология возникла незадолго до возникновения социальной синергетики, в 30-х годах XX века, и развивалась как новое направление в исследовании психологии человека, т.е. как исследование психики взрослого человека. Предметом этой науки является исследование путей достижения максимального совершенства во всех видах человеческой деятельности.

При исследовании мотивов и потребностей, которые движут индивидуумом в стремлении к совершенствованию (профессиональному, личностному и т.д.), определена проблема идеала, находящаяся в основании любого социального роста. Индивидуум стремится создать наивысшую для себя ценность и добиться ее общественного признания. Здесь происходит переход от исследования индивидуума к исследованию социума.

Обнаруживается связь между социальной синергетикой и акмеологией. Форма синтеза порядка и хаоса, при котором социальная система достигает максимальной устойчивости может рассматриваться как максимальное совершенство. Любая социальная система и индивидуум имеют свое акме, и этим акме является простой аттрактор. Поэтому можно определить новую область знания - синергетическую акмеологию, предметом которой является исследование закономерностей достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путем самоорганизации.

Целью данного исследования является обоснование предмета, принципов, методов новой интегративной науки - синергетической акмеологии.

Объектом исследования является процесс самоорганизации индивидуума и социума.

Предметом исследования являются предмет, принципы и методы синергетической акмеологии как науки о достижениях индивидуумом и социумом максимального совершенства путем самоорганизации.

Гипотеза исследования. Синтез социальной синергетики и акмеологии по проблеме самоорганизации индивидуума и социума осуществляется, если:

1. Определен предмет синергетической акмеологии как нового научного направления в теории развития социума и индивидуума.

2. Разработана методология синергетической акмеологии на основе исследования закономерностей достижения максимального совершенства произвольной социальной системой путем самоорганизации.

3. Обоснована локальность развития при достижении акме и катаболе, беспредельность развития в направлении к глобальному акме (суператтрактору).

4. Выявлены взаимосвязи синергетической акмеологии с различными областями философского знания.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть и проанализировать предмет классической акмеологии, методы достижения акме, а также различные модели акме.

2. Проанализировать основы теории самоорганизации в социуме и показать специфику самоорганизации (в отличие от организации).

3. Исследовать предмет синергетической акмеологии как нового научного направления в теории развития социума и индивидуума на основе закономерностей синтеза социальной синергетики и акмеологии.

4. Разработать принципы синергетической акмеологии на основе общеметодологических принципов акмеологии и социальной синергетики.

5. Разработать методы синергетической акмеологии как результата двухъярусного синтеза - синтеза методов акмеологии с результатами синтеза методов социальной синергетики с одной стороны, и синтеза эмпирического и умозрительного подходов с другой.

Методологичесими основаниями настоящей работы являются: идеи поэтапного развития человека на основе возрастных, психолого-физиологических особенностей (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, М.М.Ковалевский,

Е.С.Кузьмин, В.Н.Мясищев, П.А.Сорокин); акмеологический подход к развитию взрослого человека, теория зрелости человека (К.А.Абульханова-Славская, О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, Н.Ф.Вишнякова, А.С.Гусева, А.А.Деркач, В.И.Долгова, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, И.Н.Семенов,

A.П.Ситников, С.Ю.Степанов, А.А.Реан, Е.А.Яблокова); психологические теоретико-методологические положения, используемые в акмеологическом познании (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, С.Л.Рубинштейн); синергетический подход в исследовании социальных явлений (В.И. Аршинов, В.А.Белавин, В.П.Бранский, В.Г.Буданов,

B.В.Василькова, В.Э.Войцехович, С.А. Гомаюнов, Т.П. Григорьева, К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов, В.К.Егоров, Е.Н. Князева, Г.А.Котельников, Г.Г.Малинецкий, А.Н.Назаретян, Г.И.Рузавин, А.И.Турчинов); углубление акмеологических проблем и расширение сферы влияния данной науки приводит к межнаучной интеграции с социальной синергетикой. Исследование этих процессов представлены в монографии диссертанта «Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума» /в соавторстве с В.П.Бранским/, где рассмотрены принципы синергетической акмеологии и ее практическое значение.

Методы диссертационного исследования:

• теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы по исследуемой проблематике;

• теоретическое моделирование;

• контент-анализ теорий, концепций, понятий, исследуемых явлений. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: четким определением проблем, задач и предметной области исследования и демонстрацией практического значения полученных результатов в различных областях научной и практической деятельности.

На защиту выносятся:

1. Предмет синергетической акмеологии как нового научного направления в теории развития социума и индивидуума на основе закономерностей синтеза социальной синергетики и акмеологии.

2. Принципы синергетической акмеологии на основе общеметодологических принципов как акмеологии, так и социальной синергетики.

3. Метод синергетической акмеологии, который синтезирует в себе метод традиционной акмеологии (исследование путей достижения максимального совершенства индивидуумом) и метод социальной синергетики (исследование самоорганизации социальной системы как взаимодействия порядка и хаоса) и заключается в исследовании путей достижения максимального совершенства как индивидуумом, так и социумом через самоорганизацию.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

• в структурировании синергетики как теории самоорганизации, развитии концепции синергетического историзма;

• в развитии раздела общенаучной синергетики - социальной синергетики - и обосновании нового научного направления -синергетической акмеологии;

• в углублении и дальнейшем развитии принципов и методов классической акмеологии, исследовании их субординации и построение их иерархии;

• в теоретическом обосновании нового интегративного научного направления - синергетической акмеологии, определение предмета, принципов и методов синергетической акмеологии;

• во введении и обосновании понятия глобального акме, множественности акме, различения локального (относительного) и глобального (абсолютного) акме;

• во введении и обосновании представлений о вершинности и низинности развития;

• в углублении содержания понятия «суператтрактор»;

• в разработке проблемы идеала с позиции синергетической акмеологии, акмеологосинергетическое обоснование таких категорий как идеал, истина, вера, смысл жизни, экзистенция;

• в дальнейшем развитии закона устойчивого развития в социальной синергетике на основе более глубокого анализа категорий тезауруса, детектора, селектора;

• в дальнейшем развитии теории суперотбора в социальной синергетике и синергетической акмеологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что синергетическая акмеология является пограничной областью знаний между различными науками, но в первую очередь - между психологией и социальной философией. Показано, что она играет роль связующего звена между этими сферами знания, своеобразного "моста", осуществляющего стыковку столь важных областей человеческого знания и человеческой деятельности. Тем самым обосновывается мысль об эвристической роли классической акмеологии как отрасти психологии в развитии современной социальной философии.

Особо обращается внимание на возможности использования полученных теоретических положений для специализаций: педагогическая акмеология, акмеология профессионального становления; в разработке лекционных курсов по психологии, социальной философии. Исследование открывает перспективы для создания таких прикладных разделов акмеологии как карьерология (наука об условиях достижения акме в индивидуальной творческой деятельности), катабология (наука об условиях, позволяющих преодолеть кризисное состояние в этой деятельности и избежать творческого упадка), этнологическая акмеология - акмеологосинергетическая теория этногенеза и нациогенеза (наука об условиях, позволяющих достичь акме в жизни уже не отдельного индивидуума, а целого этноса и нации) и других.

Апробация результатов. Результаты исследования апробированы в сообщениях по теме диссертации, сделанных на конференциях Российской Акмеологической Академии (СПб, 2001-2002); на конференциях «Акмеология образования» в Институте образования взрослых РАО (СПб, 2000-2001); на научно-практической конференции «Образование в России: перспективы и реальность» в Невском институте языка и культуры (СПб, 2001); на научно-методологической конференции «Актуальные проблемы развития высшей школы. Эдукология» (СПб, 2001); на межрегиональной научной конференции «Акмеология - наука XXI века» (Челябинск, 2001); на международной конференции «Перспективы развития психологии» (Рига, 2001).

Материалы по теме диссертации печатались и обсуждались на международном симпозиуме в Улан-Удэ «XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» по тематике «Устойчивость развития деятельности и синергетическая акмеология»; на теоретическом семинаре в Москве «Синергетика. Философия. Культура» по тематике «Социальная синергетика и акмеология». Тема диссертационного исследования обсуждалась в журнале «Государственная служба» в разделе «Синергетика. Философия. Культура» (Москва, 2001, №2).

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных и экономических дисциплин Санкт-Петербургской Акмеологической Академии в 2000-2002 г.г.

Содержание исследования используется при прочтении следующих спецкурсов Санкт-Петербургской Акмеологической Академии: «Синергетическая акмеология», «Социальная синергетика», «Акмеология и синергетический историзм».

На основании диссертационного исследования проведена систематизация понятий акмеологии и синергетики, результаты которой представлены в словарях-хрестоматиях, изданных в Челябинском Педагогическом институте, в Санкт-Петербургской Акмеологической Академии, в монографии «Социальная синергетика и акмеология» и представлены в приложениях к диссертации.

Структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений. Приложения содержат два словаря (акмеологический и синергетический). Список литературы насчитывает 180 источников. В тексте диссертации содержится 18 рисунков, общий объем - 146 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Пожарский, Святослав Дмитриевич

Выводы по третьей главе: Метод синергетической акмеологии есть синтез метода акмеологии с методом социальной синергетики.

Синтез метода исследования максимального совершенства и метода исследования самоорганизации дает нам специфический метод синергетической акмеологии, исследующий пути, способы и мотивы достижения максимального совершенства как индивидуума, так и социума через самоорганизацию.

Этот синтез осуществляется на основе интеграции и синтеза эмпирического и умозрительного подходов, таким образом, в методе синергетической акмеологии осуществляется двухъярусный синтез -синтез методов акмеологии и социальной синергетики. Теория синергетической акмеологии отвечает общему требованию всякой научной теории - быть диалектическим единством двух противоположностей - эмпирии и умозрения.

Основные практические рекомендации для применения методологии синергетической акмеологии заключаются в рассмотрении взаимосвязи синергетической акмеологии с различными областями философского знания.

Применяя метод синергетической акмеологии, мы можем решить такие важнейшие вопросы как проблема формирования и реализации идеала, проблема природы ценностей, проблема эволюции культуры, эсхатологический вопрос (о смысле истории), экзистенциальный вопрос (о смысле индивидуальной жизни).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное позволило выявить предпосылки создания новой отрасли научного знан)ия - синергетической акмепологии, которая позволила по-новому взглянуть на развитие общества и человека.

Удалось создать новый концептуальный аппарат, в рамках которого органично сочетаются как традиционные понятия (идеалы, общество, система, человек и т.д.), так и новые, сформированные в русле синергетики (самоорганизация, нелинейность, диссипативная структура, аттрактор и пр.). Введение новых понятий типа глобальное акме, относительное акме, суператтрактор позволило выявить в социальных системах такие свойства и особенности, которые не получили отражения в научной синергетике, созданной усилиями И.Пригожина и Г.Хакена.

На основании этого открываются новые возможности решения ряда акмеологических проблем, среди которых можно назвать такие как человек и общество, самореализация человека, идеалы и культура.

Проблемы, поднятые в исследовании акцентируют внимание на проблеме человека, точнее на высших уровнях проявления человеческой активности, которые уже в античном мире получили специальное название «акме». При этом подробно исследуются условия, при которых может быть достигнута стадия акме в индивидуальной творческой деятельности, а также условия, позволяющие преодолевать кризисные состояния. Подтверждена закономерность, что достижение акме отдельным человеком тесно связано с поступательным движением социальной группы или общества, жизненный путь личности во многом определяется соотношением индивидуальных и социальных идеалов. В работе содержится подробное изложение динамики идеалов и ее влияние на культуру и общество. В результате делается вывод, что в основании синергетической акмеологии лежит закон дифференциации и интеграции социальных идеалов.

Акмеология становится особенно актуальной в наше время, когда общество приобретает нелинейный характер, где человеческая личность может вызывать в социальной системе непредсказуемые глобальные последствия.

На этом фоне создание нового типа мышления, ориентированного на устойчивое развитие, находит свое выражение в глубинном синтезе психологии развития и философии.

Данное исследование, ориентированное на рассмотрение высших ступеней реализации потенций человеческой личности, выражает особенности современного мышления, которое смещает акцент рассмотрения человека как некоторой среднестатистической единицы в сторону «вершинной» личности. Такая тенденция прослеживается и на уровне психологии развития, и в социологии и т.п.

Теоретические результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1 .На основании тенденций развития современного научного знания, возможна интеграция акмеологии как науки о закономерностях достижения максимального совершенства в индивидуальной деятельности и социальной синергетики как науки о самоорганизации социальных систем в новую область знаний о человеке и социуме - синергетическую акмеологию. Обосновав предельное состояние социальной системы - простой аттрактор -как акме социальной системы, обеспечивающее ей максимальную устойчивость в данных условиях среды, можно выделить такую итегративную науку как синергетическая акмеология, предметом которой является исследование закономерностей достижения произвольной социальной системой максимального совершенства путем самоорганизации:

2. Развитие исследований в области акмеологии привело к дифференциации предмета акмеологии. На данном этапе развития акмеологии можно говорить о следующей классификации акмеологии:

- классическая акмеология (рассмотрение человека с точки зрения развития его психики в период зрелости),

-фундаментальная (базовая) акмеология (рассмотрение человека как целостную систему),

-прикладная (отраслевая) акмеология (рассмотрение человека через призму определенных проблем специальных знаний).

3. Определяя место синергетической акмеологии в системе акмеологического научного знания, необходимо отметить, что синергетическая акмеология относится к фундаментальной акмеологии. Предметом синергетической акмеологии является человек и социум как целостные самоорганизующиеся системы, в отличие от прикладной акмеологии, которая рассматривает процесс развития человека с четко детерминированных различных аспектов его деятельности.

4. На основе анализа генезиса акмеологии как науки можно выделить следующие методологические принципы:

-Принцип вершинности (акмеология исследует закономерности достижения вершины во всех видах индивидуальной деятельности)

-Принцип целостности (акмеология синтезирует в себе знания, полученные в различных научных областях)

-Принцип историзма (акмеология выявляет акмеологичность на различных исторических этапах)

-Принцип многосторонности (акмеология изучает достижение человеком вершин в различных областях деятельности, что и составляет его акме) -Принцип развития (акмеология изучает процесс саморазвития человека как самореализацию его творческого потенциала)

-Принцип интегративности (акмеология выступает как интегративная наука)

5. На основе выделенных принципов базовой акмеологии были сформулированы три принципа синергетической акмеологии:

-принципы самоорганизации

-принципы интегративности -принципы идеологизации Эти принципы являются теоретико-методологической базой для современной интегративной практики в различных сферах бытия общества и индивидуально-личностного развития человека.

6. Метод синергетической акмеологии есть синтез метода акмеологии с методом социальной синергетики. Синтез метода исследования максимального совершенства и метода исследования самоорганизации дает нам специфический метод синергетической акмеологии, исследующий пути, способы и мотивы достижения максимального совершенства как индивидуума, так и социума через самоорганизацию. Этот синтез осуществляется на основе интеграции и синтеза эмпирического и умозрительного подходов, таким образом, в методе синергетической акмеологии осуществляется двухъярусный синтез - синтез методов акмеологии и социальной синергетики.

7. Синергетическая акмеология раскрывает один из аспектов концепции синергетического историзма. Она позволяет по-новому взглянуть на исторический процесс.

После возникновения общенаучной теории самоорганизации

И.Пригожин, Г.Хакен и др.), обнаружилась одна серьезная трудность, с которой неизбежно сталкивается концепция универсального эволюционизма.

Как уже отмечалось, эта трудность заключается в парадоксальном сочетании в общественном развитии двух взаимоисключающих тенденций: 1) рост всеобщей взаимозависимости всех членов общества друг от друга и усиление регламентации их деятельности (тенденция к формированию идеально запрограммированного человеческого сообщества); 2) рост влияния на состояние глобальной системы человеческой индивидуальности, являющейся источником непредсказуемых случайных пертурбаций во всей глобальной системе (тенденция к нарушению взаимозависимости и регламентированности индивидуальных действий). Как показывает синергетическая акмеология,

145 разрешение этого противоречия возможно только в рамках концепции синергетического историзма. Концепция синергетического историзма приводит к важному результату: на смену ноосферному мышлению приходит эстетосферное мышление, или, другими словами, на смену ноосферной стратегии устойчивого развития человечества является эстетосферная стратегия такого развития. В отличие от ноосферного мышления, которое строится исключительно на основе философии науки, эстетосферное мышление опирается на глубокий синтез философии науки и философии искусства. 8. Синергетическая акмеология как концепция синергетического историзма приходит к следующим выводам:

- синергетический историзм, будучи закономерным развитием и обобщением универсального эволюционизма, включает в себя универсальный эволюционизм, как аспект, но не сводится к нему.

- эстетосфера содержит в себе понятие ноосферы, но не может быть редуцирована кнему.

- Синергетическая акмеология показывает, что глобальное акме (вершина самоорганизации) как индивидуума, так и социума, заключается в превращении всего человечества в духовную творческую общность людей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Пожарский, Святослав Дмитриевич, 2002 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994

2. Абдульханова-Славская К.А.Стратегия жизни. М.: "Мысль", 1991.

3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994, т. 14, №4

4. Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы. / Под редакцией Н.В. Кузьминой, A.M. Зимичева. СПб.: СПбАА, 2000

5. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. тр.: В 2 т./ Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.С. Гуртового. М.; Шуя, 1997

6. Акмеология. Научная сессия. 1999. / Под редакцией Н.В. Кузьминой-Гаршиной, A.M. Зимичева. СПб.: СПбАА, 1999

7. Акмеология. Научная сессия. 1997. / Под редакцией Н.В. Кузьминой-Гаршиной, A.M. Зимичева. СПб.: СПбАА, 1997

8. Акмеология образования. Юбилейная сессия. / Под редакцией Н.В. Кузьминой, A.M. Зимичева. СПб., 1998

9. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Под редакцией Н.В.Кузьминой, Е.С.Гуртовой. Москва-Шуя, 1998

10. Ю.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.:1. Высшая школа, 1991

11. П.Алябьев А.Н., МарищукВ.Л., ЦыганВ.Н. Воросы физиологии, психологии и педагогики в лыжной подготовке СПб., 2001

12. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945.

13. З.Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека / Возрастная психология взрослых. Вып. 1 и 2 / под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степановой. Л., 1971.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969

15. Анисимов О.С. Акмеология мышления. М., 1997.

16. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы управленческой акмеологии. -М.,1996

17. Антонов Е.А. Философия и синергетика // Дух и время:философско-культурологический альманах. Вып. 1. Белгород: Изд-во БелГУ, 1998

18. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994

19. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология, М., 1999

20. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989

21. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИНФРА, 1999

22. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986

23. Бальзак О. Соч. М., 1987, т. 10

24. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 199025.Библия. М., 1904

25. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М.: РАГС, 1995

26. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998

27. Бодалев А.А., Рудкевич. Как становятся великими или выдающимися? -М., 1997.

28. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999

29. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории.// ОНС, 1999, № 6

30. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики.// «Вопросы философии», 2000, № 4

31. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. СПб, 2000

32. Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Д., 1973

33. Бьерквол Юн-Руар. С музой в душе. СПб, 2001

34. Варфоломеева JI.E. Акмеологические,основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. дис. докт. психол. наук. -СПб., 1999

35. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб,1999

36. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работы М Вебера по социологии религии и культуре. М., 1991

37. Веккер JI.M. Психические процессы, т. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976

38. Вернадский В.И. Научная жизнь как планетное явление. -М.: Наука, 1991

39. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека. Т.1, Минск, 1998

40. Выготский Л.С. Избранные психологические исследовыания М., 1956

41. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии. Учебное пособие. СПб.: СПбГУПМ, Балт. пед. академия,2000

42. Гегель Г.Ф.Соч. Т.ХИ, VIII, VII

43. Гильермо де Торре. Ультраманифесты: эстетика ультраячества // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX в. М., 1986

44. Головко-Гаршина Н.В. Воспитание дисциплинированности как педагогическая задача // Авторитет дисциплины. Л.: Лениздат 1985

45. Головко-Гаршина Н.В. Производство как педагогическая система// Психология в управлении. -Л.: Лениздат, 1983

46. Гомаюнов С.А. От истории синергетики к синергетике истории. // ОНС, 1993, №2

47. Греческо-русский словарь. М.; ГЖ Ю.А.Шичалина, 1991

48. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993

49. Гэллнер Э. Нации и национализм. М., 1991

50. Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909

51. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-н/Д.,1983

52. Дали С. Суждения об искусстве //Дружба народов. 1994

53. Делокаров К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки современность. 1994. -№2

54. Делокаров К.Х. Наука и религия в потоке истории // Наука религия, гуманизм.-М., 1996

55. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999

56. ДеркачА.А., КалининИ.В., СинягинЮ.В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды М., 1999

57. Деркач А.А. Акмеология управления. М., 2001

58. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000

59. Диалектика познания. // Под ред. А.С.Кармина, 1988

60. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства. СПб, 1999

61. Ильяева И.А. Историко-философский взгляд на синергетический подход к пониманию бытия // Диагностика и прогнозирование социальныхпроцессов: Сб. науч. тр. кафедры социологии. Белгород: БелГТАСМ, 1999. - Вып.2

62. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996

63. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997

64. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1, СПб., 2000

65. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М.,199073.Кант И. Соч. М.,1966,Т.5

66. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997

67. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб, 1997

68. Каценельсон Л. Саддукеи. Энцеклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. "Терра", 1992

69. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб., 1992

70. Киплинг Р. Собрание сочинений. Т.6 М.Д996

71. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. М., 1975

72. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре в кн. Синергетическая парадигма, М., 2000

73. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение:

74. Диалог с И.Р. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. - № 12

75. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Начала нелинейного мышления // Общественные науки и современность. 1993. - № 2

76. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии.-1997.-№ 3

77. Концепция самоорганизации в исторической перспективе. М.: Наука, 1994

78. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М., 2000

79. Костеневич А. Г. Искусство и коммерция // Панорама искусств. М., 1982

80. Котельников Г.А. Проблема бесконечности в человеческом измерении: Учебно-методический материал к спецкурсу. Кривой Рог: Изд. КГПИ, 1991

81. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000

82. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководителя. (Психология руководства и воспитания). Л., 1978

83. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967

84. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 1995

85. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л.Ф. Акмеологическое исследование медико-биологического и поэтического творчества двух ученых -английского и российского. Шуя, 2001

86. Кузьмина Н.В. Акмеология наука о вершинах профессионализма. // Проблемы повышения профессионализма преподавателя. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. - Усть-Каменогорск; Л., 1989

87. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л., 1970

88. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. (Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности). Л.: ЛГУ, 1967

89. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989

90. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990

91. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985

92. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУ, 1961

93. Кузьмина Н.В., Карпов В.В., Варфоломеева Л.Е. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровнюпрофессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей. Метод, рекомендации. М.; СПб, 1998.

94. Кузьмина Н.В., Перепелкина К.Е. Креативная акмеология специалиста образования / Экспериментальная учебная авторская программа. -М,2001

95. Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск. 1993

96. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л.Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого преподавателя - поэта. - Шуя, 2000

97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1978106. Лирики Востока. М., 1986

98. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика ключ к теоретической истории? // ОНС, 1996, № 4

99. В.В. Мантатов. Устойчивое развитие мира: диалог цивилизаций востока и запада «XXI. Диалог цивилизаций и устойчивое развитие». Улан-Удэ, 2001

100. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000

101. МарищукВ.Л., РоманенкоН.В., ПанасюкВ.П. Вопросы общей, военной и спортивной акмеологии СПб., 2001

102. Материалы к библиографии ученых России. Андрей Леонидович Вассоевич. СПб.: СПбАА, 2000

103. Материалы отчетной начной-методической конференции по проектам программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». М., 2001

104. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психол. журн. 1984. - Т. 5, № 1

105. Методы системного педагогического исследованиям / Под ред.Н.В. Кузьминой. -Л., 1980

106. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. М., 1993

107. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987

108. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика исторического процесса. М., 1996

109. Ницше Ф. Поли, собр, соч. М., 1910. Т.9

110. Ницше Ф. Афоризмы, изречения и аллегории. М., 1903

111. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под. науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И.Субетто.-М.,1995

112. Образование в России: перспективы и реальность. Материалы научно-практической конференции. СПб.: СПбАА, 2001

113. Ортего-и-Гассета X. Избранные труды. М., 1997

114. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. Часть 1. Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2001

115. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта. Шуя: ШГПУ, 2000

116. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева. -М.: РАГС, 1995

117. Пинягин Ю.Н. Великобритания: история, культура, образ жизни. Пермь, 1996

118. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. М., 1982

119. Поддубный Н.В. Синергетика: Диалектика самоорганизующихся систем. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999

120. Пригожин И. Творящая натура// Эксперт № 48

121. Пригожин И. Наука, цивилизация и демократия // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1988-1989. М.: Наука, 1989

122. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии.1989.-№8

123. Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии.-1991.-№6

124. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986

125. Проблемы воспитания учащейся молодежи: Российская конференция с международным участием: Тезисы докладов и сообщений. / Под ред. Н.А. Лобанова СПб. - Черкесск: изд. Акме - Петербург, 1995

126. Проблемы повышения качества подготовки учителя. Шуя: ШГПУ, 1999

127. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко. Л., 2000.

128. Раневич А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.Д950

129. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. -М., 1990

130. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1946

131. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989. - № 6

132. Рыбалко Е.Ф. Психология развития человека. -Л., 1989

133. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1963

134. Самоорганизация и наука: опыт философского анализа. Москва, 1994

135. Семенов И.Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки и современность, 1998, №3

136. Серебровская К.Б. Сущность жизни. История поиска. Книга первая.-М., 1994

137. Сикевич С.В. Русские: образ народа. СПб, 1996

138. Синергетика. Философия. Культура. Москва: Издательство РАГС, 2001

139. Синергетика в современном мире. Белгород, 2000

140. Синергетика и учебный процесс. М.: Изд-во РАГС, 1999

141. Синергетика: Человек, общество. М.: Изд-во РАГС, 2000

142. Синергетическая парадигма. Под ред. B.C. Степина, В.И. Аршинова, В.Э. Войцеховича. М., 2000.

143. Словарь иностранных слов. Москва: Русский язык, 1981

144. Современное философское образование: содержание, структура и методы преподавания философских дисциплин. Иванов, 2000.

145. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности М., 1998

146. Социология и общество. Тезисы 1-го социологического Всероссийского конгресса. СПб, 2000.

147. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000

148. Тарасова В.Н. Предмет коррекционной акмеологии. СПб, 2000

149. Тарасова В.Н., Бодрова И.Б. Способы конструирования педагогических задач в коррекционно-развивающем обучении. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. науч. тр. Вып. 2. -Шуя, 1999

150. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987

151. Томэ Г. Теоретические и эмперические основы психологии развития человеческой жизни.//Принцип развития в психологии. М, 1978

152. Тугаринов В.П. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978

153. Тэн И. Философия искусства. М., 1914

154. Урсул А. Д. Человечество, Земля, Вселенная: Философские проблемы космонавтики. М.: Мысль, 1977

155. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение .//Сборник статей М.: Философское общество СССР, 1991

156. Флоренский П.А. Время и пространство // Социологические исследования. М., 1988, №1166. * Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

157. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986

158. Хайям О. Рубайят. Ташкент, 1985

159. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах /Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1986.

160. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии. М.: РГАФК, 2000

161. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. /Под ред.Е.Д.Дорофеева, Л.А.Седова/ М., 1997

162. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная поли-тика.-М, 1993.

163. Шевченко В.Н. Становление человечества в качестве субъекта исторического процесса // Философские науки. 1990. - № 4

164. Шиллер Ф. Собр. соч. М., 1957.Т.6

165. Шпенглер О. Прусская идея и социализм. Берлин, 1923

166. Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышения умственной активности. М., 1990

167. Guthke K.S. Modem tragicomedy. N.Y., 1966

168. Knaplund P. The British Empire 1815-1939 N.V. London, 1941

169. Munro T. Evolution in the Arts and other theories of culture history. N. Y., 1963

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.