Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Кошкин, Дмитрий Фридович

  • Кошкин, Дмитрий Фридович
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2000, Казань
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 167
Кошкин, Дмитрий Фридович. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Казань. 2000. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Кошкин, Дмитрий Фридович

ВВЕДЕНИЕ.

1глава. ЦВЕТ В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОМ ОКРУЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

1.1.Цветовая культура общества. Историко-этнографический фактор

1.1.1. Семантическое значение цвета в предметном окружении человека.

1.1.2. Историко-культурный фактор в формировании цветовой культуры общества.

1.1.3. Субъективные предпочтения в формировании цветовой среды.

1.2. Природно-климатические особенности как фактор формирования цветовой среды.

1.2.1. Цветовая среда и природно-климатические характеристики (региональный уровень).

1.2.2. Природное окружение и цветовая среда города

1.2.3. Микроклимат и цветовое окружение (локальный уровень).

1.3. Архитектурно-градостроительный фактор и цветовая среда.

1.3.1. Влияние градостроительной структуры в формировании цветовой среды.

1.3.2. Стилевые особенности архитектурно-художественного ансамбля и цветовая среда.

1.3.3. Современные методы формирования цветовой среды с учетом особенностей архитектурного контекста.

1.3.4. Композиционные особенности архитектурно-художественного ансамбля и цветовая среда.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

2 глава. ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ

2.1. Эмоционально-психофизиологическая функция цвета в дизайне. 58 2.1:1. Психофизиологические особенности восприятия цвета.

2.1.2. Основные группы цветовых ассоциаций.

2.1.3. Взаимосвязь психофизиологии восприятия цвета и особенностей эксплуатации объекта - цветоносителя.

2.2. Композиционно-декоративная функция цвета в дизайне.

2.2.1. Цветовая форма в дизайне.

2.2.2. Цвет и линейные формы

2.2.3. Построение цветовой композиции на плоскости

2.2.4. Колористическая организация объемно-пространственной формы.

2.3. Информативно-знаковая функция цвета в дизайне.

2.3.1. Цвет как способ передачи информации о функциональных и эргономических особенностях объекта.

2.3.2. Цвет и конструктивно-технологическая информация об объекте

2.3.3. Цвет и информация о форме объекта

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

3 глава. КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

3.1. Концептуальная модель колористической организации объектов дизайна архитектурной среды.

3.1.1. Специфика полихромии объектов дизайна архитектурной среды.

3.1.2. Цветовая форма объектов дизайна архитектурной среды.

3.1.3. Специфика факторов среды при колористической организации объектов дизайна архитектурной среды.

3.2. Принципы колористического формообразования объектов дизайна архитектурной среды.

3.2.1. Принципы колористической организации объектов предметно-пространственной среды города.

3.2.2. Принципы цветоформообразования объектов дизайна в архитектурной среде.

3.2.3. Реализация принципов на примерах колористической организации объектов предметно-пространственной среды.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды»

Актуальность исследования.

Вопросы использования цвета всегда были важной составляющей в процессе организации предметного окружения человека. Особую остроту они получают сегодня в условиях значительного расширения типологии объектов предметно-пространственной среды, включая появление новых, функциональное усложнение и модернизация существующих1. При этом количественное и качественное усложнение окружающей человека пространственной среды непрерывно возрастает. В такой ситуации особо ответственной становится роль профессионала в создании полноценной среды обитания человека, включая и такой ее важный компонент как колористика. На практике не всегда происходит адекватная оценка цвета как активного средства эмоционального воздействия на человека, как важнейшего средства коммуникации между проектировщиком и потребителем. Современному архитектору и дизайнеру необходима целая система специальных знаний из семантики цвета, психофизиологии его восприятия человеком, особенностей формирования цветовой культуры того или иного региона и др.

Архитектурная практика дает нам немало примеров удачной колористической организации архитектурно-художественных ансамблей. Это и восстановление утраченной связи искусственной среды города с его природным окружением, и обращение к традициям цветовой культуры региона, и историческая преемственность в организации цветовой среды исторического города2. На сегодняшний день достаточно детально исследованы вопросы колористики на уровне города в целом, полихромии отдельных архитектурных

1 Колористическая организация архитектурной средысегодня связана не только с реально существующими объектами в пространстве или на плоскости, но и с иллюзорными, существующими в т.н. "виртуальном пространстве".

2 например, работы российских колористов А.Ефимова, В.Елизарова, французских колористов Ж.ФЛанкло, Ф. и М. Кле, венгерского колориста А.Немчича, работы немецких архитекторов и колористов по реконструкции исторических городов Германии и др. объектов, колористическая организация предметного наполнения среды города до сих пор еще остается без должного внимания. При этом объекты дизайна в среде города несут сегодня, зачастую, основную часть функциональной информации, во многом определяя и ее образ, и комфортность в целом.

Цвет в дизайне играет первостепенную роль, во многом определяя яркий эмоциональный образ изделия, его потребительские качества, в том числе и соответствие актуальной цветовой моде. Однако в индустриальном дизайне, основанном на массовом производстве проектирование ведется, как правило, без привязки к конкретному месту. И как следствие вопросы средовой и культурной принадлежности цветового решения изделия, его взаимосвязи с определенным архитектурным контекстом практически не рассматривается.

Особую значимость вопросы колористики приобретают в дизайне архитектурной среды, - довольно новой, но получающей сегодня широкое распространение области проектно-художественной деятельности. Это решения пешеходных улиц в нашей стране и за рубежом, организация современных дворовых и внутриквартальных пространств современного элитного жилья, организация парковых пространств и рекреационных зон города и др. Находящиеся в пограничной области между архитектурой и индустриальным дизайном, объекты предметно-пространственной среды имеют как общие черты с архитектурой и дизайном, так и свою специфику проектирования. С одной стороны она определяется характером индустриального производства, требующего определенной унификации изделий, с другой стороны особенностями организации архитектурного ансамбля с его индивидуальным художественным образом, где объекты дизайна играют роль его предметного наполнения. По дизайну архитектурной среды в последнее время появилось большое количество публикаций как у нас в стране так и за рубежом, в ряде вузов нашей страны открылась новая специальность «архитектор-дизайнер». Однако опыт применения цвета в дизайне архитектурной среды в достаточной мере не изучен и не систематизирован. В связи с этим, колористическая организация предметного наполнения среды города сегодня ведется во многом на уровне интуиции проектировщика.

Существующие научные исследования в области колористики носят либо общенаучный характер1, либо касаются главным образом объектов архитектуры2, градостроительства3, психологии восприятия цвета4. Исследование цвета в дизайне архитектурной среды касаются в основном интерьерных пространств5, и главным образом производственной сферы6. Вопросы колористической организации объектов дизайна в предметно-пространственной среде города остаются до сих пор неисследованными в достаточной мере.

Отсутствие научно-методического обеспечения в области колористической организации объектов дизайна архитектурной среды, а также недооценка смыслового и культурологического значения цвета в организации предметно-пространственной среды находят, зачастую, выражение в хаосе, примитивности решений или напротив переусложнении цветовой среды, функционально, информативно и эстетически не оправданном.

Таким образом необходимость упорядочения предметно-пространственной среды, в т.ч. и средствами цвета, а также появление новой методической области проектно-художественной деятельности - дизайн архитектурной среды, обусловили потребность в специальных научных методах по колористической организации предметной среды города, выработки принципов, методических приемов, способных вооружить современных архитекторов и дизайнеров действенным инструментом колористической организации объектов дизайна, и предметно-пространственной среды в целом.

В связи с этим цель настоящего исследования - разработать научно обоснованные принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды с учетом их средовой обусловленности и особенностей их эксплуатации.

Для достижения этой цели в исследовании были поставлены следующие основные задачи:

1 труды АЛосева, М Алпатова, Б.Виппера, И Даниловой, ЛМироновой, Ф.Биррена, С Алексеева, М.Матюшина, Г.Гидони, В.Кандинского, И.Иттена и др.

2 труды Г.Бориса, АЕфимова, РАитова, В.Глинкина, Рагим-заде, ЭЛущеко, В.Кра-вец, Я.Виноградова, АЛнович и др.

3 труды Т.Беловой, В.Рлинкина, В.Елизарова, А.Ефимова, О.Корзинкина, Л.Шакин-ко и др.

4 труды КАуэра, МДерибере, Ф.Биррена, Г.Фриллинга, Р.Ивенса, А.Хэлса и д.

5 труды Н.Беляевой, В.Блохина, Г.Каменской, АУстинова, Н.Оболенской, ЕАгранович, С.Соловъевой, Н.Степанова, ТАстровой и др.

6 труды АУстинова, Б.Хоревича, Н.Савельевой, ЛЖоголя и др.

- исследовать роль цвета в предметно-пространственном окружении человека;

- выявить специфику колористики в дизайнерском формообразовании;

- разработать принципы колористической организации элементов дизайна архитектурной среды.

Предмет исследования - особенности колористической организации элементов дизайна архитектурной среды.

Объектом исследования послужили объекты дизайна архитектурной среды. При этом акцент делается на дизайне предметно-пространственной среды города, как наиболее сложном и наименее изученном аспекте архитектурной среды. Элементы дизайна города рассматриваются как в отдельности, так и как составная часть предметно-пространственной среды города.

Методологической основой работы являются положения системно-структурного подхода, позволяющие рассмотреть во взаимосвязи основные особенности объекта исследования. Наряду с этим на различных этапах работы использовались такие методы исследования как картотечный анализ материалов, полученных из проектных и литературных источников; натурные обследования; теоретическое моделирование и экспериментальное колористическое проектирование предметно-пространственной среды города.

Теоретической основой послужили две основные групп научных исследований:

- по вопросам колористической организации архитектурной среды: труды и отдельные статьи авторов: по цветовой семантике - Э. Блисс, А.Ефимов, О.Железняк, А.Зайцев, И. Иттен, И.Кондаков, А. Марколли, Л.Мельников, Л.Миронова, Э.Моли, Е.Пономарева, И.Пронина, Л. Сивик, М.Сурина, Н.Сырыщева, Ф.Тоска, А. Устинов, О. Хайек, С.Хан-Магомедов, В.Янченко; по региональной специфики цветовой культуры - Р.Аитов, Т.Булеев, В.Елизаров, А.Ефимов, О.Железняк, Ф. и М.Кле, В.Кравец, С.Лемешев, Э.Лущеко, С.Маилов, Л.Миронова, Л.Стародубцева, Н.Сырыщева, М.Сурина, Я.Чонгфенг, А.Янович, В.Янченко; по взаимосвязи цвета с природно-климатическими характеристиками -М.Альбер-Ванель, В.Елизаров, А.Ефимов, А.Иноземцева, В.Кравец, Ф. и М.Кле, Л. Сивик; по полихромии архитектурного контекста и колористики города - Р.Аитов, М. Альбер-Ванель, Е.Александрова, В.Аушнер, Э.Блисс, Т.Гайдук, В.Датчжун, Ю.Датчук, В.Елизаров, А.Ефимов, Ф. и М.Кле, В.Кравец, Э.Лущеко, С.Михайлов, В.Павлов, Г.Прельс, И.Пронина, Ф.Роге, Ф.Риети, Н.Савельева, Л.Стародубцева, Я.Шакинько, И.Шепетко, В.Шпильман ; по колористической организации интерьеров - С.Алексеев, К.Ауэр, Н.Беляева, В.Блохин, П.Десомбр, Т.Дозорцева, К. Костов, М.Кричевский, С.Лемешев, Л.Миронова, В.Нефедов, И. Пронина, Н. Степанов, Б.Теплов, А.Устинов, П.Шеварев, Л.Юдин, Г.Фрилинг, Б.Хазин, Д.Христова. - по вопросам использования цвета в дизайне: труды и отдельные статьи авторов: по особенностям эмоционально-психофизиологического восприятия цвета - С.Алексеев, М. Альбер-Ванель, К.Ауэр, Н.Беляева, Е.Будыко, С.Габидуллина, П.Десомбр, Т.Дозорцева, О.Железняк, Е.Пономарева, Б.Теплов, И. Иттен, В.Кандинский, И.Кондаков, К. Костов, Н.Корж, В.Кравец, Е.Лупенко, В.Нефедов, И.Савельева, Л.Сивик, Г.Фрилинг, В.Филин, Е.Хомская, П.Шеварев, Л.Юдин; по колористической организации объектов дизайна - Н.Беляева, В.Блохин, В.Бочаров, Л.Жадова, В.Константинов, О.Лебедев, В.Нефедов, Р.Нуруллаева, И.Пенова, Т.Печкова, И.Пронина, И.Савельева, Н.Савельева, Н. Степанов, Н.Трегуб, А. Устинов, Г.Халдин, С.Хан-Магомедов, К.Ясиновский ; по композиционным особенностям использования цвета - С.Алексеев, В.Блохин, А.Ефимов, И. Иттен, В.Кандинский, К. Костов, В.Кравец, М.Кричевский, Р.Нуруллаева, Т.Печкова, Н.Савельева, Н. Степанов, Б.Теплов, Н.Трегуб, А. Устинов, Я.Чонгфенг, П.Шеварев; по колориметрии и нормирования цвета - Л.Беленький, Т.Гатилова, И Давыдова, З.Егорова, В.Карпов, В.Константинов, Н.Крутовская, Л.Миронова, И.Мовшович, Н.Никитина, Н. Пачева, И.Пенова, В.Соловьев, Б.Теплов, П.Шеварев, Е.Юстова.

Научная новизна работы заключается в постановке проблемы колористической организации объектов дизайна городской среды как составной части колористики города; в разработке теоретических основ колористической организации элементов дизайна архитектурной среды; в разработанных принципах и методах колористической организации объектов дизайна городской среды.

На защиту выносятся концептуальная модель и принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды.

Значение результатов исследования состоит в том, что они могут стать основой для разработки единой методики колористической организации предметного наполнения города; научно-методические рекомендации работы применимы для практического решения задач по колористической организации объектов дизайна в городской среде; отдельные положения диссертации могут быть использованы для колористической организации объектов дизайна в различных условиях.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные •выводы и результаты диссертации были апробированы и внедрены:

- в дипломной работе «Цвет в дизайне архитектурной среды», в рамках хоздоговорной НИР КИСИ «Комплексное архитектурно-художественное оформление г.Сарапула»;

- в хоздоговорной НИР КИСИ «Комплексное архитектурно -художественное оформление г.Орска» - (Колористическое оформление архитектурно-художественной среды г. Орска) ;

- в проекте «Концепция колористической организации предметной среды ул.Декабристов г.Казани» в рамках VIII Всероссийского проектного семинара Союза Дизайнеров России "Цвет и Свет в архитектуре Казани";

- в проекте по колористической организации центральной зоны г.Лениногорска в рамках комплексного архитектурно-художественное оформления центральной зоны г.Лениногорска (Республика Татарстан);

- в методических указаниях «Проектирование цветовой формы объектов дизайна архитектурной среды» для курсового и дипломного проектирования;

- в рабочей программе «Архитектурно-художественная колористика» для студентов специальности 29020 (дизайн архитектурной среды);

- в курсе «Колористика» для мастер-классов Союза Дизайнеров Татарстана;

- в курсе «Колористика» в рамках дизайн-курсов Союза Дизайнеров Татарстана;

- в ряде дипломных проектов КГАСА ^бывш.КИСИ) 1993-2000 учебного

1 Большинство работ выполнялись на кафедре "Дизайн архитектурной среды"Казанской Государственной архитектурно-строительной академии под руководством С.М.Михайлова года.

Результаты исследования опубликованы в архитектурной и дизайнерской печати в 4 статьях; доложены в 11 докладах на XL-LI научно-технических конференциях КИСИ-КГАСА; доложены на Всероссийской научно-практической конференции «Цвет и свет в архитектуре Казани», на Международной научно-практической конференции «Глобальное и региональное в архитектурно-художественном образовании».

Диссертационное исследование состоит из двух томов. Первый том включает текстовую часть: введение, три главы, заключение и библиографию. Приложение включает графическую часть, иллюстрирующую основные положения диссертационного исследования и включает в себя 28 иллюстративных таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Кошкин, Дмитрий Фридович

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Обобщение результатов проведенного исследования колористического формообразования элементов дизайна архитектурной среды позволяет сделать следующие выводы:

1 . Цвет в предметной среде имеет знаковый характер, он может нести различные значения: цвет - символ (как духовное порождение всего человечества), цвет - аллегория и метафора (как духовное порождение данного народа или социальной группы), цвет - образ( как результат индивидуального творчества художника), цвет - знак (как условное кодирование). Однако применительно к профессиональной деятельности архитектора-дизайнера мы можем говорить лишь в-первую очередь о «цвете-образе» и «цвете-знаке». Эти семантические значения и опираются в некоторых случаях на высшие значения - символы- как например, в средневековой геральдике или используемых в современном течении «постмодернизм» - аллегории и метафоры. Это связано с полисемантичностью цвета - т.е. его способностью принимать на себя и передавать не только конкретные значения, но и значения отвлеченные, относящиеся к духовной сфере, эмоционально окрашенные.

2. Используя исследования в области влияния индивидуальных свойств человека на восприятие цвета (возраст, пол, образовательный уровень, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта, субъективное восприятие цвета;), можем констатировать что субъективные цветопредпочтения в формировании цветовой среды проявляются двояко: через мастерство дизайнера, архитектора, художника, в творчестве которого воплощаются элементы художественной культуры, и через ассоциации зрителя базирующиеся на индивидуальных свойствах личности. Причем, эти индивидуальные особенности необходимо учитывать при определении целевой аудитории при формировании цветовой среды конкретного функционального назначения. С помощью же творчества проектировщика в цветовую среду привносятся элементы профессиональной цветовой культуры и признаки современной художественной культуры - цветовой моды.

3. Цветовая культура общества имеет выражение в характере предпочтительных цветовых контрастов и цветовых сочетаний в цветовой среде, субъективные предпочтения и мода вносят современность в характер их профессиональной интерпретации в цветовой среде. Основным носителем цветовой культуры в современной цветовой среде, наряду с самодеятельной «народной» колористической деятельностью, является проектировщик и осуществляющий своей деятельностью взаимодействие между традицией и новаторством в колористической организацией предметного окружения человека.

4. Наиболее активным среди всех природно-климатических особенностей региона оказывает воздействие на формирование цветового зрения человека, а соответственно на его устоявшиеся предпочтения в цветовом окружении производят световой климат (интенсивность солнечной радиации, спектральный состав солнечного излучения, годичный световой режим) и атмосферные условия (облачность, загрязненность, количество осадков и др.). Причем, эти факторы оказывают первоочередное значение, на формирование не столько самой цветовой гаммы предпочтительной для человека, а на восприятие характера цветового контраста (по цветовому тону, светлоте, насыщенности) в цветовой среде.

Палитра, структура и динамика полихромии природного окружения являются важной составляющей гармоничного цветового окружения человека. Создание творчески обоснованного контраста или нюанса искусственно созданной среды с природным окружением, в практической деятельности при построении цветовой среды города, невозможно без всестороннего учета ее компонентов - как цветового фона (почва, степень и характер озелененности, цветность водных поверхностей и небосвода, сезонная изменчивость природного окружения).

При рассмотрении воздействия характеристик микроклимата в среде на локальном уровне: (освещение-ориентация, ветровой режим, шум, влажность, запыленность, запахи, температурный режим), можно сделать вывод о возможности их психофизиологической нейтрализации с помощью цвета.

5. Цвет в дизайне, будучи элементарной эстетической формой, воспринимается реципиентом не только психофизиологически, но и эмоционально и эстетически. Цветовые ассоциации, опирающиеся на психофизиологические особенности восприятия цвета, связаны с ощущениями визуального характера (основанные на аналогии с конкретными объектами и явлениями); с ощущениями невизуального характера (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные, вкусовые, звуко-буквенные и др. ассоциации) и эмоциональные (позитивные, негативные, нейтральные ассоциации); связанные с абстрактной идеей, не пред ставимой визуально -этические ( связанной с понятиями «добро-зло», «сильный-слабый», «жизнь-смерть», «мужское-женское», «телесное-духовное» и др.) и топологическими (ориентация по сторонам горизонта, верх-низ, правое-левое, центр-периферия и ДР-)

С помощью использования разнообразных цветовых ассоциаций, цвет может способствовать созданию психофизиологического комфорта, особого эмоционального настроя, нейтрализации неблагоприятных условий связанных с эксплуатацией объекта дизайна, а также яркого запоминающегося образа связанного с не только с функциональным и эксплуатационным, но и эмоциональным содержанием объекта дизайна.

6. Основным объектом деятельности дизайнера при колористическом формообразовании объекта дизайна является цветовая форма, причем ее палитра и структура строится как система цветовых контрастов различной сложности.

7. Полихромия способна активно влиять на восприятие формы, выражать на своем языке ее свойства, но может их иллюзорно, целенаправленно изменять. Причем, при взаимодействии цветовой формы:

- с линейной формой, как правило, активно выявляется цветовой контраст между объектом и фоном;

- с плоскостной формой, цветовые контрасты выполняют композиционно-декоративную роль, организуя в первую очередь структуру палитры цветовой гармонии;

- с объемной формой, цветовые контрасты выявляют или визуально деформируют форму-цветоноситель; выявляют в ней главные элементы и ослабляют второстепенные;

- с ансамблем, цветовые контрасты объединяют формы или расчленяют их на родственные группы, устанавливают соподчиненность между ними; обеспечивают цветопредметную целостность ансамбля.

8. Цвет являясь знаковым содержанием цветовой формы, является определенным «сигналом» - несущим смысловую информацию об объекте дизайна, связанную с функционально - эргономическими и эксплуатационными особенностями объекта ( его указательная, предупредительно-защитная и социально-знаковая информация); его конструктивно-технологические особенности (информация о тектонике объекта, его основных конструктивных узлы, способы его сборки, а также свойства используемых при этом материалов и технологию производства); особенности построения его формы (информацию об объемной композиции в целом; его силуэте и контуре; пластике и микропластике объекта; возможных трансформациях формы).

9. Обобщение проведенных исследований позволило сформулировать концептуальную модель колористического формообразования объектов дизайна архитектурной среды: информативное насыщение структуры цветовой формы объекта утилитарной («знаковой») информацией на основе цветового кодирования, при построении яркой «образной» палитры цветовой формы объекта обусловленной факторами среды и субъективными предпочтениями проектировщика, позволяет:

- обеспечить оптимальное функционирование объекта в процессе эксплуатации в коммуникативном пространстве «проектировщик-потребитель»;

- обеспечить визуальную комфортность цветовой среды градостроительного ансамбля на уровне ее предметного наполнения.

Колористическое формообразование на основе данной концепции позволит, на наш взгляд, решить некоторые задачи по созданию комфортной архитектурной среды:

- оптимизация ориентации человека в пространстве посредством выявления ее архитектурно-планировочной структуры, формирования пространственных ориентиров и доминант;

- гармонизадия архитектурной среды, объединение разрозненных цветовых компонентов в единую колористическую систему;

- усиление выразительности архитектурного ансамбля композиционной структуры среды;

- коррекция масштабности в условиях гипертрофированной среды;

- семантизация среды, усиление выразительности, внесение новых образных символов и знаков;

- повышение информативности среды, ее психологической комфортности;

- периодическое обновление цветовой среды, позволяющее соотносить ее с изменяющимися цветовыми предпочтениями и модой;

- гуманизация техногенной среды города, ее промышленных зон, транспортных узлов.

10. В ходе исследования были сформулированы принципы цветоформообразования элементов городского дизайна при учете факторов среды:

- принцип ограничение палитры цветовой формы в зависимости от региональных особенностей;

- принцип зависимости цветовой формы от ее положения в структуре градостроительного ансамбля;

- принцип взаимодополнения цветовой формы полихромией окружения; при построении цветовой формы:

- принцип информативности структуры цветовой формы при образности ее палитры;

- принцип последовательности восприятия цветовой формы.

Использование результатов исследования в практике архитектора-дизайнера при проектировании элементов дизайна городской среды позволит, на наш взгляд, не только обеспечить их оптимальное функционирование в процессе эксплуатации, но и способствовать созданию полноценной среды города

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Кошкин, Дмитрий Фридович, 2000 год

1. Аитов P.P. Формирование цветовой среды современных сельских населенных мест: Автореф. дис., канд. архитектуры. М., 1986.

2. Александрова Е. Вклад архитектуры модерна в цветовую среду Москвы.-Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с. 147155.

3. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. -М.; Л.: Изд-во ГОНТИ, 1938.-158 с.

4. Альбер-Ванель М. Цветовые ансамбли и их использование в архитектуре. Пер. с франц. Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.252-265.

5. Беленький Л.И. Задачи технического цветоведения.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.71-75.

6. Беляева Н.М. Определение нормируемых характеристик цвета. -Техническая эстетика, 1978, №6, с. 11-12.

7. Беляева Н.М.,Дозорцева Т.Б.,Юдин Л.П. Восприятие цвета в интерьере.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.68-71.

8. Беляева Н., Хазин Б., Юдин Л. Проектирование цвета в интерьере на основе методологии прикладного системного анализа.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.223-230.

9. Блисс Э.К. Искусство, цвет, архитектура: их синтез. Пер. с англ. -Материалы международного семинара.: Колористика города. М., 1990, с.15-25.

10. Блохин В.В. Функцональная окраска в эстетической организации производственной среды. Техническая эстетика, 1978, №12, с. 9-13.

11. Булев Т. Цвет в современной среде городов Болгарии. Пер. с англ. -Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.166-171.

12. Воробьев Г. Колористы: кто они и как их готовить?- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.289-294.

13. Габидулина С. Цвет как психологическая характеристика городской среды.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.175-182.

14. Гайдук Т.Ф. Цвет и стандартизация в индустриальном домостроении.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.39-43.

15. Гатилова Е.Г. Цветовые измерения в полиграфии.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.83-86.

16. Десомбр П. Цвет и рабочее окружение. Пер. с англ. Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.235-240.

17. Дизайн архитектурной среды (краткий терминологический словарь справочник)./ под ред. С.М. Михайлова/ -Казань: ДАС, 1994. -120 с.

18. Елизаров В.Ж. Региональные аспекты колористики предметно-пространственной среды.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.32-35.

19. Елизаров В. Региональный контекст и цветовая концепция города.-Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.199-205.

20. Ефимов A.B. Цвет в предметной среде. Актуальные проблемы.-Техническая эстетика, 1988, №12, с. 1-3.

21. Ефимов A.B. Формирование цветовой среды города. -Архитектура СССР, 1978, №9, с. 5-10.

22. Ефимов A.B. Формообразующее действие полихромии. М.: Стройиздат, 1984. -168 с.

23. Ефимов A.B. Колористика и проблемы формирования предметно-пространственной среды.- Техническая эстетика, 1978, №12, с. 9-11.

24. Ефимов A.B. Цвет в японской школе. Техническая эстетика, 1978, №4, с. 25-29, №5, с.25-28.

25. Ефимов A.B. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.

26. Ефимов A.B. Архитектурная колористика: Дис. в форме научного доклада., докт. архитектуры. М., 1992.

27. Жадова JI.A. Зарождение принципов современной полихромии.-Техническая эстетика, 1978, № 2, с. 21-24.

28. Железняк О. Цвет как ценность и норма жизнедеятельности.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.84-92.

29. Зайцев A.C. Цвет в изобразительном искусстве и его изучение. В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.55-59.

30. Иттен И. Искусство цвета. Пер. с нем. -М.: Изд. Д.Аронов, 2000. -96 е.; ил.

31. Иноземцева А. Зеленые насаждения в формировании цветового образа города.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.205-210.

32. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1913,-68 с.

33. Константинов В.Ф. О влиянии технологических источников света на цвет поверхностей производственной среды.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.43-46.

34. Корж H.H., Лупенко Е.А. Воспроизведение по памяти цветовых эталонов и индивидуально-личностные особенности.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М.,1989, с.61-64.

35. Костов К. Архитектура инженерных сооружений и промышленного интерьера. Пер. с болг. -М.: Стройиздат, 1983.

36. Кравец В.И. Корреляция эстетического и экологического в цветовой гармонии.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.25-28.

37. Кричевский М.Е. Цветовое решение интерьеров КАМАЗа. Принципиальная цветовая схема.- Техническая эстетика, 1978, №5, с. 1-5.

38. Кричевский М.Е. Цветовое решение интерьеров КАМАЗа. Элементы технологической структуры.- Техническая эстетика, 1978, №6, с. 4-7.

39. Кричевский М.Е. Цветовое решение интерьеров КАМАЗа. Принципиальная цветовая схема.- Техническая эстетика, 1978, №7, с. 13-16.

40. Кричевский М.Е. Производственный интерьер: архитектурно-колористическая концепция. Техническая эстетика, 1990, №3, с. 13-16.

41. Лемешев С.К. Колористическое средообразование в традиционных культурах.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.28-32.

42. Лугцеко Э.М. О взаимосвязи цвета и стиля в искусстве.- Техническая эстетика, 1988, №12, с. 3-5.

43. Лушеко Э.М. О взаимосвязи цвета и стиля в искусстве.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.16.

44. Лущеко Э. М. 0 принципах полихромии исторической застройки Ленинграда. Материалы международного семинара: Колористика города. М.,1990, с.133-142.

45. Маилов С. Цвет и свет в архитектуре Армении и Грузии.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.162-166.

46. Мельников Л.Н. Цвет: что стоит за этим понятием? В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.64-68.

47. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск: Вышэйшая школа, 1984. - 287 с.

48. Миронова Л.Н. Пространство и цвет в истории культуры.- Техническая эстетика, 1988, №12, с. 5-9.

49. Миронова Л.Н. Семантика цвета.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.11-16.

50. Миронова Л. Пространство и цвет в культуре прошлого и будущего.-Материалы международного семинара.: Колористика города. М., 1990, с.34-40.-13856. Михайлов С.М., Кулеева JI.М. Основы дизайна. -Казань: »Новое Знание», 1999. -240 с.

51. Михайлов С.М., Комплексное архитектурно-художественное оформление городской площади. Экспресс-иформация «Современное состояние и тенденции развития больших городов в СССР и за рубежом », М., МГЦНТИ, 1988, вып. 9.

52. Михайлов С.М., Романов А.Г. Схема цветового оформления города. -Экспресс-иформация «Современное состояние и тенденции развития больших городов в СССР и за рубежом», М., МГЦНТИ, 1986, вып.8.

53. Михайлов С.М., Сафин 3.3. Принципы комплексного благоустройства городской улицы со сложившейся застройкой. Экспресс-иформация «Современное состояние и тенденции развития больших городов в СССР и за рубежом», М., МГЦНТИ, 1987, вып.1.

54. Михайлов С.М., Григорьев О.Д. Проектирование комплесного художественного и моеументально-декоративного оформления крупного города. Проблемы больших городов.Обзорная информация. М., МГЦНТИ, 1986, вып. 15.

55. Михайлов С.М. Дизайн городской среды феномен современной проектно-художественной культуры. - В сб. научных трудов: Дизайн. Выпуск IV. М.: НИИ Российской академии художеств. 1996. с. 124-141.

56. Михайлов С.М. Дизайн архитектура Ill-го тысячилетия.-Design-review, 1995, №3, стр.43

57. Мовшович И.М., Егорова З.Н.,Пачева Н.А.,Крутовская И.В. Колориметрические методы исследования ассортимента красителей,- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.88-90.

58. Молли Э. Мозаика живопись в камне. Пер. с нем. - Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.275-277.

59. Немчич А. Цветовая система «Колороид». Пер. с англ. Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.240-252.

60. Нефедов В.К. Цветовой климат кабин пассажирских самолетов. -Техническая эстетика, 1983, №9, с. 11-13.

61. Никитина Н.М.,Юстова Е.Н. Метод компарирования и стандартные образцы цвета.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.78-80.

62. Нуруллаева Р.Л. Колористическое решения магнитофонов. Техническая эстетика, 1988, №11, с. 23-25.

63. Нуруллаева Р.Л. Работы по колористике в рамках дизайн-программы БАМЗ.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.35.

64. Павлов В. Цвет в новых районах Ленинграда (от исторического опыта к цветовой концепции).- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.121-133.

65. Парра Ф. Французский центр цвета. Техническая эстетика, 1978, №12, с.-13914-15.

66. Пенова И.В. Эталонирование и стандартизация цвета промышленной продукции. Техническая эстетика, 1978, №12, с. 6-8.

67. Пенова И. В. Нормирование цвета материалов. В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.80-83.

68. Пенова И.В. Организации и периодические издания по цвету за рубежом,- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.95-96.

69. Пенова И. О цвете материалов.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.265-272.

70. Печкова Т.А. Цветовое проектирование. Спектр проблем.- Техническая эстетика, 1989, №6, с. 16-17.

71. Печкова Т.А. Проблемы цвета промышленной продукции. В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.3-9.

72. Пронина И. А. К вопросу о роли цвета в предметном и архитектурном пространстве.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.16-21.

73. Пономарева Е.С. Проблема методов в анализе воздействия цвета на человека.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.21-25.

74. Пономарева Е. Цветовая среда: закономерности строения и функционирования.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.61-67.

75. Риети Ф. Цвет и город.- Материалы международного семинара. Пер. с франц.: Колористика города. М., 1990, с.40-45.

76. Рогге Ф. Цветовой облик площади Рынок в Веймере. Пер. с нем. -Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с. 108121.

77. Савельева И.Н. Определение требований потребителей разных типов к некоторым композиционным элементам одежды.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.53-55.

78. Савельева Н.Т. Цвет. Формообразование предмета и организация среды.-Техническая эстетика, 1978, №12, с. 3-5.

79. Сивик Л. Оценка цвета в естественной и искусственной среде. Пер. с англ. -Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.171-175.

80. Соловьев В.А. Состояние и актуальные проблемы разработки и обеспечения отраслей народного хозяйства цветоизмерительными приборами.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.75-78.

81. Стародубцева Л. Поэтика цвета русской старогородской застройки.-Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.98-108.-14088. Степанов H.H. Цвет в интерьере. К.: Вища школа, 1985. -184 с.

82. СуринаМ.О. Цвет и символ в искусстве. -Ростов-на-Дону, издательский центр «Комплекс», 1998, -258 е.; ил.

83. СырыщеваН.В. Семантика колористического строя предметно-пространственной среды традиционного азербайджанского жилища.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.46-50.

84. Трегуб Н.Е. Цвет и форма: комбинаторный эксперимент. Техническая эстетика, 1988, №11, с. 25-27.

85. Устинов А.Г. Цветовая форма. Вопросы семантики.- Техническая эстетика, 1988, №12, с. 9-11.

86. Филин В. Цветовая среда города как экологический фактор. Материалы международного семинара.: Колористика города. М., 1990, с.55-61.

87. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. Пер. с нем. -М.: Стройиздат, 1973. -118 с.

88. Халдин Г.Е. Проблемы цвета железнодорожного транспорта. В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.35-38.

89. Хан-Магомедов С. Цвет и суперграфика в архитектуре советского авангарда.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.155-162.

90. Хан-Магомедов С.О. Путь художника в производственное искусство.-Техническая эстетика, 1978, №6, с. 9-11.

91. Хомская Е.Д., Будыка Е.В. Особенности цветовой памяти.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.59-61.

92. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов худ.-пром. вузов /Быков З.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б., и др. М.: Высш. шк., 1986. - 239 е.: ил.

93. Шакинко JI. Исследование цветовой среды микрорайонов Минска.-Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.190-199.

94. Шепетков Н. Цветовой свет в городе. Проблемы светоцветовой среды.-Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.182-190.

95. Шпильман В. Современные тенденции использования цвета в проектировании среды. Пер. с англ. Материалы международного семинара.: Колористика города. М., 1990, с.25-34.

96. Юстова E.H. Научные задачи колориметрии. Техническая эстетика, 1988, №11, с. 21-23.

97. Янович А.И. Цвет в архитектуре Молдавии. Автореферат канд.дисс.- М.: МАрхИ, 1983.-141106. Янченко B.JI. Цвет как основа образности в русском народном искусстве.- В кн.: Цвет. Материалы. Дизайн. М., 1989, с.50-53.

98. Auschner W. Colour in town. Материалы международного семинара.: Колористика города. М., 1990, с.51-55.

99. Cerver F.A. The World of Architecture.-Cologne: Konemann, 2000. -1000 c.

100. Christova D. Environmental colour design of industrial complexes. -Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.230-235.

101. Chungfend.Y. The art of Chinese architectural paintings. Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.92-98.

102. Czezik-Muller Н. Transparent painting.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.272-275.

103. Dazhong W. Tradition and inheritage of the colour of Chinese architecture.-Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.210-217.

104. Isozaki A. The international design yearbook 1988/89.-Milan: Thames and Hudson, 1988. -240c.

105. Mahnke F.H. The training of colourists/colour consultants.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.283-289.

106. Marcolli A. The colour image. Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.142-147.

107. Otto Н. Hajek Art and the urban habitat. Материалы международного семинара.: Колористика города. М., 1990, с.45-51.

108. Proelss G.T. Architectural design: passion, annoying obsession or necessary means of expression. Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.74-84.

109. Tosca F. I am the space where I belong.- Материалы международного семинара: Колористика города. М., 1990, с.67-74.

110. Введение /границы исследования/принципыколористическойорганизацииобъектовдизайнаархитектурнойсреды

111. Особенности колористической организации объектов дизайна архитектурной среды•¿цгч^яг' т. ч. Не ¿,а* х:л№.ткобъекты дизайна архитектурной среды в предметно-пространственной среде городаэлементы дизайна города

112. Уличная мебель и оборудование, элементы технического оснащения, элементы визуальной информации, небольшие сооружения из легких конструкций, декоративные формы и др.как составная часть предметно-пространственной среды города

113. Исследуется семантическое значение цвета и его роль в предметном окружении человека

114. Как результат индивидуального творчества художника

115. Цветовая культура общества. Историко-этнографический фактор.пространственныевозраст1. Род деятельности1. Нервно-псих. складобразованиесубъективные11.2. Особенности цветовой куль

116. Религиозно-философские представленияэстетические1. Культурные традиции

117. Палитра природного окружения!I-минеральные (почва, песок, камень, скалы и др.)- растительные (трава, цветы, кустарники, деревья)- водные поверхности -небосвод

118. Природно-климатические особенности как фактор формирования цветовой среды-I. ■ .-■■■ -■ ■■ . среда12.3. Микроклимат и цветовое окружение (лока чьный уровень)1 Щ вп пвй (й Щ вядинамика природного окружения

119. Годовая динамика палитры по сезонам по месяцам

120. Архитектурно-природная цветодинамика города1. А.В.Ефимов)психофизиологическая нейтрализация с помощью цвета

121. Локальный температурный режимосвещение-ориентацияветровой режимзапахвлажностьзапыленность

122. Цветовая концепция Альметевска (Михайлов С.М. Романов А.Г.)идцли.у^яямм

123. Цветовая реконструкция ул .Арбат (Москва) рук. А.Гутнов А.Ефимов

124. Мещерское озеро" г.Горький 28.

125. Цветовая концепция Иркутска (ЕфимовА., Елизаров В.)

126. Соответствие цветовой среды образно-стилистическим особенностям г.Альметевск1. Михайлов С., Романов А.)стилистическимособенностямархитектурнохудожественногоансамбляроманская, готическая, Реннесанс, барокко, классицизм, модерн)

127. Проект полихромии г.Витроль (Франция) (Ф. и М.Кле)1. Проектплановойнаружной окраскиг.Москва, 19291. П.Антокольский1. Реконструкция1. А.В.Ефимова)доминированиеда-»«"™форма

128. Композиционные особенностиархитектурн художественный ансамбльрелигиозно-философскиеэстетические1. Культурные традиции1. Цветовая мода1. Профессиональная культуравозраст

129. Образовательный уровень Род деятельности1. Нервно-психическии склад1. Субъективные предпочтения1. Цветовая культура региона

130. Архитектурно-градостроительный контекстпалитра1. Структура1. Температурный режим1. Природноклиматическиеособенностипшараш климатические характеристики

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.