Проблема духовных ценностей в русской философии рубежа XIX - XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Корнышова, Мария Николаевна

  • Корнышова, Мария Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143
Корнышова, Мария Николаевна. Проблема духовных ценностей в русской философии рубежа XIX - XX веков: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Великий Новгород. 2003. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Корнышова, Мария Николаевна

Введение.

Глава 1. Категория духовности в трудах русских мыслителей конца XVIII - начала XX века: основные концепции

1.1 Понятие духовности в отечественной философской мысли (А. Н. Радищев, П. Я. Чаадаев, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, JI. Н. Толстой)

1.2 Философия духа Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьёва: ценностный аспект

Глава 2. Духовные ценности как предмет исследования русской религиозной философии рубежа XIX - XX веков

2.1 Вера и Истина

2.2 Красота и любовь

2.3 Добро и святость

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема духовных ценностей в русской философии рубежа XIX - XX веков»

Необходимость выработки новой духовной парадигмы для современной России требует концептуального прояснения самого феномена духовности, характеризующегося абстрактностью в обыденном сознании и отсутствием общепринятого понятия на теоретико-философском уровне. Исследования современной отечественной философии по проблеме духовности с конца 80-х -начала 90-х годов обусловлены ее социокультурной значимостью.

Примат нравственности в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением России подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент экономико-правовой и социально-политической стабильности. Однако, обращение к нравственной проблематике уже подразумевает определенный ценностный аспект. Одним из наиболее перспективных подходов к изучению феномена духовности является аксиологический. Исследования в этом направлении ведутся В.П.Большаковым, Г.П. Выжлецовым, М.С. Каганом, В.И. Ксенофонтовым, В. Г. Федотовой и др.

Философская концептуализация этого феномена требует погружения его в определенный категориальный контекст. На наш взгляд в качестве искомых категорий могут выступать духовные ценности. Проблема духовных ценностей выступает существенным и неотъемлемым звеном в разработке целостного учения о ценностях культуры.

Целью данного исследования является выявление специфики трактовки духовности через ценности в русской философии рубежа XIX-XX веков. Данная цель определяет постановку и решение ряда задач:

Во-первых, раскрыть особенности понимания феномена духовности в русской философии данного периода;

Во-вторых, проанализировать соотношение основных духовных ценностей, выделяемых русскими философами рубежа XIX-XX веков.

В-третьих, определить предметную специфику базовых духовных ценностей в творчестве русских мыслителей рассматриваемого периода.

В-четвертых, выявить основание ценностной иерархии.

В-пятых, оценить соотношение духовности и нравственности.

Данная работа способствует выявлению истоков современного многообразия позиций в разработке духовных ценностей на основе анализа предпосылок ее нынешнего состояния. В целом предпринимаемое исследование позволяет обозначить пути становления данной проблематики в отечественной культурфилософской мысли. Обращение к анализу трактовки духовных ценностей в русской философии рубежа XIX-XX веков представляется актуальным, поскольку проясняет специфику национально-самобытного решения культурфилософских проблем. Проблема духовности разрабатывалась русскими мыслителями в неразрывной связи со всем спектром социокультурных проблем современного мира и России, ярко обозначившихся на рубеже XIX-XX веков: утратой прежних смыслов и переоценкой ценностей, порождающей деструктивные политические явления, нарастающей деперсонализацией социальных структур, общим кризисом современного общества, ориентированного на потребление и др. Проблема духовности осмыслялась русскими религиозными философами как проблема целостности личности, что соответствует позиции некоторых современных исследователей, определяющих дух как «цельность» (В.Н. Сагатовский) и так или иначе усматривающих органическую связь духовности с целостностью человеческой сущности (Т.М. Горичева, Р.А. Зобов). Трактовка русскими философами этого периода духовности как ценностной опоры личности, ее скрепляющего стержня, выявляет причины кризисной ситуации и намечает пути ее преодоления. Именно это в значительной степени определяет актуальность анализа данной проблематики в их работах.

Обращение к аксиологическим учениям русских философов рубежа XIX-XX веков становится особенно актуальным, если принять во внимание их содержательность и разработанность по сравнению с западными концепциями. Особенно это касается аксиологической теории Н. О. Лосского, учитывающей, кроме того, самые представительные концепции, как западные (М. Шеллер, Н. Гартман, В. Штерн), так и русские (В. С. Соловьев, С. Л. Франк). Аксиологические и культурфилософские концепции русских религиозных философов являются предметом исследования как отечественных так и зарубежных философов (М.А. Лукацкий, Л.Н. Столович, Р. Лаут). Существуют исследования, посвященные конкретным ценностям: эстетической, духовной ценности красоты, святости, соборности (Т.М. Горичева, С.Л. Кравец, В.Г. Лукьянов, В. П. Сагатовский). По мнению Т.М. Горичевой святость является «ключом ко многим современным проблемам» (30; 8), таким как изоляция коммуницирующего человека от реального общения. Следует отметить, что проблема духовных ценностей в ее трактовке русскими религиозными философами в целом ранее не рассматривалась. Поэтому данная работа представляет собой первую попытку изучения духовных ценностей на материале русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков.

При оценке современного состояния проблемы необходимо учесть сложившуюся в советский период традицию ее игнорирования или редуцирования исследуемого феномена к «сознанию», «мышлению», «идеальному». Здесь сказался характерный для советской философии гносеологизм, уклон в сциентизм, стремление к подмене духовных ценностей идеологией. Непродуктивность подобных построений достаточно отчетливо обоснована в современной исследовательской литературе. Тем не менее следы такого отношения к феномену духовности до сих пор встречаются в отечественных работах. Существует социокультурная концепция, согласно которой духовность имеет чисто социальную природу. Рассмотрение духовности в качестве функционального феномена, свойства общественного сознания, полагаемого как способ самоорганизации социальной системы в целях обеспечения ее «выживания» (134; 26), при всей актуальности такой постановки проблемы, не позволяет, на наш взгляд, объяснить высокую роль индивидуальности в духовном развитии. Одной из основных составляющих духовности признается нравственность, однако возможность говорить о нравственности в таком контексте не бесспорна. Этнологические исследования обнаруживают нарушение принципа выживания индивида ради сохранения рода у высших животных. Если заместителем рода выступает социум, как в отмеченной выше концепции, то критерием отличия духовности человека объявляется наличие высокоорганизованных информационных возможностей. А это означает редукцию духовного к идеальному, которое, как справедливо замечает Г. П. Выжлецов, «в полном объеме, т. е. и по форме и по содержанию доступно и машине, может существовать и функционировать вне и без человека» (21; 128). Прямой зависимости между запасом знаний и духовностью человека не существует. Вероятно, можно также говорить о нарушении принципа «биологического» самосохранения социума. «Дух революционен», как писал Н. А. Бердяев, для общества « истина может быть опасна и разрушительна, она не обладает социальной полезностью » (3; 394 ). Истина, в трактовке русского философа, опасна не в качестве нового знания, а именно как духовная ценность, взрывающая социальную систему в состоянии стагнации.

Обзор всего спектра воззрений по данной проблеме в русской философской мысли этого периода не является задачей данной работы. В рамках отдельного исследования невозможно охватить все сделанное в данной области мысли. Напротив, было бы целесообразно выделить такую общую черту в трудах русских мыслителей этого периода, которая дает действительную возможность всесторонне исследовать феномен духовности. Такой обобщающий интенцией выступает, на наш взгляд, принятие во внимание исторической традиции, в которой складывалось понятие духовности, а именно религиозно-православной традиции. Поэтому предметом рассмотрения в данной работе является трактовка духовных ценностей в трудах русских религиозных мыслителей рубежа XIX-XX веков. Русская религиозная философия этого периода представлена именами Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, C.JI. Франка, И.А. Ильина, Л.И. Шестова, В.В. Розанова, К.Н. Леонтьева, Л.П. Карсавина, Е.Н. Трубецкого и др. Возникновение ее связано с творчеством А.С. Хомякова и

И.В. Киреевского, а становление с деятельностью B.C. Соловьева и Н.Ф. Федорова. При этом в широком смысле к религиозным философам можно отнести не только Ф.М. Достоевского, но и (несмотря на отличие религиозных и философских взглядов) JI.H. Толстого, а также некоторых мыслителей, стоявших у истоков отечественной философской мысли, в трудах которых обнаруживается особое внимание к проблеме духовности.

Решение поставленных задач требует принципиальных тематических ограничений. Первое ограничение затрагивает хронологические рамки исследуемого явления, в связи с целесообразностью проследить основные идеи, касающиеся этой проблематики, воспринятые русской религиозной философией XIX-XX веков и определившие ее программу. Эти влияния мы вычленим на материале отечественной философской мысли конца XVIII -начала XX века.

Второе ограничение обусловлено необходимостью выбора конкретных философских персоналий в качестве объектов анализа. Базовой установкой здесь является методологическая целесообразность деления русских мыслителей по степени выраженности в их творчестве идеи рассмотрения духовности через ценности, а также по степени близости их философских взглядов на проблему в целом. В предлагаемой работе рассматриваются идеи и концепции Н.А. Радищева, П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, C.JI. Франка, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева. Для решения поставленной в диссертации проблемы привлекаются современные исследования по проблеме духовности (Т.М. Горичева, А.И. Зеличенко, М.С. Каган, В.И. Ксенофонтов, В.Н. Сагатовский, В.Г. Федотова и др.). Задача комплексного анализа проблемы духовных ценностей обусловила обращение к различным видам первоисточников: к текстам традиционной философской направленности и к художественной прозе и публицистическому наследию Ф.М. Достоевского и JI.H. Толстого.

Решение поставленных задач предполагает не столько поиск окончательных ответов на поставленные вопросы, сколько постепенное приближение к осмыслению феномена духовности. Следует помнить, что мы имеем дело с специфическим бытийственным феноменом, механически неделимым. В связи с этим в данном исследовании применяется аксиологический подход, позволяющий изучать духовность не нарушая ее целостности. В современной аксиологии существуют разногласия, касающиеся самого понятия «ценность», а также взаимосвязанных с ним понятий «значимость», «идеал» и др. Субъект-объектной концепции ценностей придерживаются М.С. Каган, JI.H. Столович; напротив, Г.П. Выжлецов отстаивает межсубъектную концепцию ценностей. Следует поэтому четко определить собственную позицию по данному вопросу. Мы опираемся на методологический подход, разрабатывающийся Г.П. Выжлецовым. В работе активно используется, помимо этого, сравнительно-исторический метод, который дает возможность проследить за процессом развития проблемы в исследуемый исторический период в целом и на его отдельных этапах. Применение метода сравнительного анализа дает возможность расширение поля исследования, ограниченного отечественной культурфилософской мыслью, для сопоставления на материале творчества западного культурфилософа А. Шопенгауэра, и на материале творчества русского культурфилософа Ф.М. Достоевского концепций кенозиса, неразрывно связанных с проблемой духовных ценностей.

Основные результаты и научная новизна исследования состоят в том, что:

- установлена нередуцируемость духовности к сознанию и идеальному в русской философии, и выявлена специфика понимания духовности как ценности;

- проанализирован ценностный аспект концепций духовности Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьева; в результате обнаружена связь духовности с развитием чувственности и с ценностно-ориентационной деятельностью;

- показана взаимообусловленность духовных ценностей, подчеркиваемая русскими религиозными философами, и выделены основные духовные ценности, коррелятом которых выступает свобода;

- определена специфика соотношения веры как исходного состояния цельного знания и истины;

- раскрыта специфика ценностей красоты и любви в их взаимосвязи;

- выявлена роль святости как исходное основание в иерархии духовных ценностей;

- установлена не тождественность духовности и нравственности, как ее проявления.

В первой главе излагается проблематика становления понятия духовности в отечественной философии конца XVIII - начала XX века, раскрывается связь духовности с душевным развитием (развитием чувств) и ценностным отношением к миру. Опираясь на выдвинутое в первой главе представление о взаимосвязи духовности с определенными ценностями, мы во второй главе раскрываем трактовку духовных ценностей в русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков: веры и истины, красоты и любви, добра и святости.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Корнышова, Мария Николаевна

Заключение

Завершая ретроспективу проблемы духовных ценностей в русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков, можно сделать следующие выводы:

1. Русские религиозные философы данного периода, к творчеству которых мы обратились в связи с необходимостью учета исторической традиции, в которой складывалось понятие духовности, наследуют комплекс идей о духовности, выдвинутый русскими мыслителями XVIII - начала XX веков. Анализ концепций последних показал, что к числу этих идей относятся:

Во-первых, нередуцируемость понятия «духовность» к «разуму», «мышлению», «сознанию», но интерпретация феномена духовности через целостность (разума, воли, чувств и т.д.). Во-вторых, идея базисного значения чувств в духовном развитии и постулируемая, в связи с этим, тесная связь духовности и нравственности. Связь духовности с чувственностью обнаруживается не только в аспекте ее становления, но и в аспекте ее бытия, а также в аспекте ее чувственного воплощения в мире (красота). В-третьих, связь духовности с ценностно-ориентационной деятельностью человека и ценностями веры, любви, красоты, свободы.

2. Неотъемлемой частью представлений русских религиозных философов рубежа XIX-XX веков о духовности является осмысление ее как проявления трансцендентной духовной реальности, по существу непостижимой. Эта реальность доступна только в сверхчувственном опыте различной глубины, прежде всего, через ценности, выступающие в сознании в образно-символической форме.

3. Вера в концепциях русских религиозных философов рубежа XIX-XX веков рассматривается в качестве базовой ценности, конституирующей ценностную иерархию. Вера, прежде всего, выступает как опыт духовных ценностей истины (правды и смысла), нравственного добра, любви, красоты. Нравственный и эстетический опыт подразумевает некий относительно неглубокий уровень откровения духовного мира, сравнительно с опытом собственно религиозным.

4. Опыт красоты, по мысли русских религиозных философов данного периода, открывает нам духовность, воплощенную в чувственных формах. Красота является, в качестве условия любви, преобразующей, сублимирующей силой.

5. Ценность любви состоит в том, что в ней совершается выхождение за пределы моей субъективности, к другому. Любовь рассматриваемые философы понимают как трансцендирование «я» к «ты», в котором «я» обретает и обогащает себя. Любовь - онтологическое состояние, сущность духовной жизни; она конституирует личность.

6. Святость в русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков осмысляется как ценность, доступная на наиболее глубоком уровне сверхчувственного опыта, высшая сублимирующая ценность. Ее выражением «вовне» является красота и излучение любви. Состояние святости (подлинной духовности) характеризуется неповторимостью и своеобразием индивидуального творчества вследствие соборного сочетания сил, свободой от детерминируемости внешними причинами (законами природы,'судьбы и т.п.), то есть подлинное самоопределение. Нравственность, как проявление доброй воли святого, является показателем духовности, а не тождественна ей.

7. Концептуальные положения русской религиозной философии рубежа XIX-XX веков, касающиеся духовных ценностей, могут рассматриваться как теоретически значимые, эвристичные для современных • философских исследований феномена духовности с аксиологических позиций. Многие современные открытия в этой области, сделанные философами и психологами, совпадают с представлениями Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева.

Положения диссертации могут быть использованы при чтении курсов по аксиологии, теории и истории культуры.

Перспективы дальнейшей работы связаны с расширением предметного поля исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Корнышова, Мария Николаевна, 2003 год

1. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №№ 7, 9.

2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: произво. . цство и потребление М., 1988-253, 2. с.

3. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. - с. 363 - 462.

4. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. - с. 3 - 162.

5. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. - 382 с.

6. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. - с. 163 - 286.

7. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991. - 448 с.

8. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х т. Т. 1. М., 1994. - с. 37 - 341.

9. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. - с. 13 - 228.

10. Бердяев Н:А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. - 287-364.

11. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.-с. 229-316.

12. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М., 1995. - 352 с.

13. Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000. - 92 с.

14. Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002. -112 с.

15. Большаков В. П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до нашего времени. Великий Новгород, 2001. - 144 с.

16. Большаков В. П., Новицкая JI. Ф. Особенности культуры ее историческомразвитии (от зарождения до эпохи Возрождения). Великий Новгород, 2000.- 160 с.

17. Буева Л.И. Духовность и проблемы нравственной культуры // Духовность, художественное творчество, нравственность (Материалы круглого стола) / Вопросы философии № 2, 1996. с. 3-8.

18. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения: В 2-х т. Т. 1.-М., 1993.-с. 47-297.

19. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрения. М., 1994. - 415 с.

20. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996. - 509 с.

21. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. - 152 с.

22. Выжлецов Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. №3-6. с. 16-32.

23. Выжлецов Г П. Русская философия ценностей и западная аксиология //Вече. Альманах русской философии и культуры / Ред. А. Ф. Замалеев. — СПб., 1996. Вып. 5. с. 53-73.

24. Выжлецов Г. П. Ценности российской духовности: кризис и возрождение // Человек и духовно- культурные основы возрождения России / под ред. Г. П. Выжлецова,Т. В. Пуляева, В. Н. Сагатовского. СПб., 1996. — с. 1233.

25. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л., 1984. - 175 с.

26. Выжлецова Н. Е. Духовные основы и ценности древнерусской культуры // Большаков В. П., Володина Т. В., Выжлецова Н. Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии. — Великий Новгород, 2002.- 192 с.

27. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. -М., 1994. с. 153.

28. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы Закона и Благодати. М., 1994. - с. 13-152.

29. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. JL, 1989. - 743, 1. с.

30. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991.-64 с.

31. Горичева Т.М. Христианство и современный мир. СПб., 1996 - 297 с.

32. Достоевский Ф.М. Бесы. М., 1993 - 636, 2.с.

33. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.14.

34. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. М., 1989. -557с.

35. Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5.

36. Достоевский Ф.М. Идиот. Л., 1987. - 639 с.

37. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Л., 1974. - 560 с.

38. Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3.

39. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990. - 63 1. с.

40. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии в 2х ч. Ч. 1. Спб., 1994.- 172 с.

41. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996. - 400 с.

42. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. Т. 1. Париж, 1989.-469 с.

43. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. — 368 с.

44. Зобов Р.А., Сугакова Л.И. Духовность и ее проявление в религии, искусстве и философии // Природа и дух: Мир философских проблем / под. ред. В.Л. Обухова. СПб., 1995. - с. 143-169.

45. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта в 2-х т. М., 1993. - 448 с.

46. Ильин И.А. О грядущей русской культуре // Ильин И.А. Родина и мы. Статьи. Смоленск, 1995. - с. 442-481.

47. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь кочевидности. М., 1993. - с. 133-288.

48. Ильин И.А. Россия есть живой организм // Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М., 1992. - с. 430-443.

49. История российской духовности: Материалы двадцать второй Всероссийской заочной научной конференции / Научный ред. С. Н. Полторак. СПб., 2001. - 331 с.

50. Исупов К.Г. Чары троянского наследия: Лев Толстой в пространствах приязни и неприязни // Л.Н. Толстой: pro et contra. Антология. СПб., 2000. - с. 7-30.

51. Каган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа // Вопросы философии № 9 , 1985. с. 91-102.

52. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. - 416 с.

53. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. - 205 с.

54. Кравец С.Л. О красоте духовной (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М., 1990. 63, 1. с.

55. Кашина Н.В. Эстетика Достоевского. М., 1989. - 288 с.

56. Киреевский И.В. В ответ Хомякову // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. - с. 143-153.

57. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. - с. 79-94.

58. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. - с. 293332.

59. Киреевский И.В. Отрывки // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.-с. 333-334.

60. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России// Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. -с. 248-293.

61. Константинов В.Н. Основы психологии духовности // Школа духовности №3, 1998.-с.30-35.

62. Какурин А. А. Теория духовности Спб., 1997. - 40 с.

63. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки № 12, 1998. с. 41-52.

64. Ксенофонтов В. И. Духовность в структуре личности. СПб., 1993. - 50 с.

65. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872- 1891)-М., 1996.-799 с.

66. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.,1996. 447 с.

67. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Духовность, художественное творчество, нравственность / Вопросы философии № 2, 1996.-с. 31-35.

68. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. - с. 315-389.

69. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. - с. 6-248.

70. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. - 480 с.

71. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.-413 с.

72. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М., 1991. -368 с.

73. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.-с. 249-314.

74. Лукацкий М.А. Философия культуры Л.Н. Толстого. Тверь, 1996. - 118, 1.с.

75. Лукьянов В.Г. Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии. СПб., 1998. - 204 с.

76. Мень А. «Богословие» Л. Толстого и христианство // Толстой Л.Н. Исповедь. Л., 1991. - с. 7-27.

77. Мень А. Откровение Иоанна Богослова // Знание сила № 9, 1991.-е. 4590.

78. Муравьев А. К. К понятию опыта духовного развития (урок Чаадаева) // Сфинкс. Петербургский философский журнал. 1994. №2. с. 195-203.

79. Паперный В.М. К вопросу о системе философии Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой: pro et contra. Антология. СПб., 2000. - с. 794-817.

80. Радищев Н.А. О человеке, его смертности и бессмертии // Радищев Н.А. Избранные философские и общественно-политические произведения. -М., 1952.-с. 289-418.

81. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // Розанов В.В. Уединенное. -М., 1990.-с. 87-202.

82. Рудаков Л.И. Петр Чаадаев // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 7. СПб., 1996. - с. 110-215.

83. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М., 1989.-350, 2. с.

84. Соловьев B.C. Красота в природе // Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т. Т. 2.-М., 1988.-355 с.

85. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т. Т. 1.-М., 1988.-с. 581-756.

86. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т. Т. 1.-М., 1988.-с. 47-580.

87. Соловьев B.C. Русская идея // Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М., 1992.-с. 185-204.

88. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирнойистории. М., 1991. - 192 с.

89. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. М., 1988. - с. 290-323.

90. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. -М., 1988.-с. 493-547.

91. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - 303 с.

92. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994. - 464 с.

93. Столович Л.Н. Об аксиосфере // Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб., 1999. - с. 86-106.

94. Столович Л.Н. Спасет ли красота мир // Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб., 1999. - с. 227-240.

95. Толстой Л.Н. Воскресенье. М., 1977. - 352 с.

96. Толстой Л.Н. Война и мир: В 4-х т. Эпилог. Ч. 2. М., 1974. - с. 719-766.

97. Толстой Л.Н. Исповедь // Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? Л., 1991. - с. 31-113.

98. Толстой Л.Н. Записная книжка 1903-1904 гг. //Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 90. М., 1958.

99. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М., 1992. - с. 421-523.

100. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1992. - 431 с.

101. Толстой Л.Н. Религия и нравственность // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М., 1992. - с. 113-132.

102. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. Т. 30.-М, 1958.

103. Толстой Л.Н. Что такое религия и в чем сущность ее? // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М., 1992. - с. 15-48.

104. Топоров В.Н. Святые и святость русской духовной культуры: В 2-х т. Т. 1.-М., 1991.-875 с.

105. Трубецкой Е.Н. Мировоззрение Вл. С. Соловьева : В 2-х т. Т. 1. М.,1995.-604 с.

106. Федотов Г.Л. Святые древней Руси. Ростов-на-Дону, 1999. - 384 с.

107. Федотова В.Г. Духовное, душевное и жизнь // Человек и духовность / Сост., отв. ред. В.Г. Федотова. Рига, 1990. с. 7-22.

108. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии № 3, 1987. с. 11-28.

109. Флоренский П.А. Автореферат // Вопросы философии № 12, 1988. с. 113-119.

110. Флоренский П.А. Иконостас // Флоренский П.А. Сочинения: В 4-х т. Т. 2. -М., 1996.-с. 419-526.

111. Флоренский П.А. Мысль и язык // Флоренский П.А. Сочинения: В 4-х т. Т. 2.-М., 1990.-с. 107-350

112. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. Сочинения: В 4-х т. Т. 2. М., 1990. - с. 41-106.

113. Флоренский П.А. Около Хомякова // Флоренский П.А. Сочинения: В 4-х т. Т. 2. М., 1996. - с. 278-336.

114. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодиции в двенадцати письмах // Флоренский П.А. Сочинения: В 4-х т. Т. 1.-М., 1990.-с. 492 с.

115. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. - 560 с.

116. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. - с. 116-146.

117. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. - с. 181-559.

118. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.-с. 148-217.

119. Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. - с. 218-405.

120. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность // Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - с. 93-129.

121. Хомяков А.С. О значении слов «кафолический и соборный» // Хомяков

122. А.С. Сочинения богословские. СПб., 1995. - с. 273-280.

123. Хомяков А.С. О свободе и необходимости // Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб., 1995. - с. 369-370.

124. Хомяков А.С. О старом и новом // Хомяков А.С. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1991. - с. 456-470.

125. Хомяков А.С. По поводу Брошюры Г. Лоранси // Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб., 1995. - с. 57-105.

126. Хомяков А.С. Семирамида // Хомяков А.С. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1994.-с. 19-446.

127. Хомяков А.С. Церковь одна // Хомяков А.С. Сочинения: В 2-х т. Т. 2. -М., 1994.-с. 5-23.

128. Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина //Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. - с. 32-66.

129. Чаадаев П.Я. Отрывки и разные мысли // Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и изобр. письма: В 2-х т. Т. 1. М., 1991. - с. 441 -511.

130. Чаадаев П.Я. Письма// Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и изобр. письма: В 2-х т. Т. 2. М., 1991. - с. 6-409.

131. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и изобр. письма: В 2-х т. Т. 1. М., 1991. - с. 320-440.

132. Чаадаев П.Я. Философические письма П. 1 // Чаадаев П.Я. Статьи иписьма М., 1989. - с. 38-56. 133. Шабанов А.А., Соколов В.Н., Сивков К.В. Духовная борьба. — М., 1997. -318с.

133. Шабанов А.А., Соколов В.Н., Сивков К.В. Структура духовности // Школа духовности № 3, 1998. с. 25-28.

134. Шестов Л.И. Достоевский и Нитше. Философия трагедии // Шестов Л.И. Полн. собр. соч. Т. 3. Paris, 1971.-251 с.

135. Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Минск, 1997. - с. 154-350.

136. Щукин В.Г. На заре русского западничества // Вопросы философии № 78, 1994.-с. 135-149.

137. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. СПб., 2000. - 218 с.

138. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. - 143, 1. с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.