Проблема личности и её развития в отечественной психологии: Вторая половина XIX - первая треть XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Наумова, Диана Викторовна

  • Наумова, Диана Викторовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 171
Наумова, Диана Викторовна. Проблема личности и её развития в отечественной психологии: Вторая половина XIX - первая треть XX вв.: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2001. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Наумова, Диана Викторовна

Введение. Общая характеристика исследования.

Глава 1. Основные тенденции развития российской психологической мысли в 60-90 - е годы XIX века

1.1. Социальная ситуация в России во второй половине

XIX века.

1.2. Развитие искусства и исследование его значения в духовной жизни человека и общества.

1.3. Основные направления в психологической науке в 60-90-е годы XIX века.

Глава 2. Психология личности и специфика изучения этой проблемы в российской науке на рубеже Х1Х-ХХ веков

2.1. Социальная ситуация в России в 90-е г.г. XIX века

20-е г.г. XX века.:

2.2. Особенности подходок прсйЗЙёМе личности в российском искусстве и искусствознании на рубеже веков.

2.3. Проблема личности в русской научной мысли в 90-е г.г. XIX века - 20-е г.г. XX века.

Глава 3. Развитие психологии личности в отечественной науке в 20-30-х г.г. XX века

3.1. Специфика социальной ситуации развития науки в

России в 20-30-е г.г. XX века.

3.2. Психология личности, разрабатываемая в рамках проблемы "человек и культура".

3. 3. Становление психологии личности в рамках парадигмы развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема личности и её развития в отечественной психологии: Вторая половина XIX - первая треть XX вв.»

Диссертация посвящена изучению подходов к проблеме личности в теориях отечественных психологов конца XIX - первой трети XX века, сравнительному анализу концепций структуры личности и кризисов ее развития. Важное значение в исследовании имеет и выявление факторов, повлиявших на динамику и содержание основных идей, их взаимосвязь с общей логикой развития психологической науки и социальной ситуацией, сложившейся в российском обществе в этот период.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что социальная ситуация, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, характеризуется обострённым интересом к проблеме личности, которая становится центральной, важнейшей проблемой исследования в психологической науке. В то же время особенности социальной ситуации развития науки и ценностных ориентаций, устремлений общественного мнения во многом аналогичны той научной и общественной ситуации, которая складывалась в начале XX века. А потому концепции личности, её развития и кризисов, которые были разработаны в то время,' представляют значительную ценность для современной психологии.

Сейчас наша страна переживает эпоху реформ и кардинальных преобразований всех общественных институтов, преобразований, которые непосредственно затронули все слои общества. Эта ситуация объясняет причину широкого общественного внимания и интереса к объективной истории, к тем трансформациям, которые происходили в социальной и духовной жизни России в прошлом. Происходит переоценка ценностей и в обществе, и в науке, когда приоритетными становятся задачи изучения активности людей, формирования у них осознанной и свободно выбранной позиции. Поэтому изучение проблем психологии личности, поднятые в науке на рубеже Х1Х-ХХ веков, являются важной частью современной психологии, что также доказывает актуальность данной работы.

Личность и общество, значимость личности и её роль в общественной жизни - эти вопросы волновали и отечественных и зарубежных психологов, социологов, философов начала XX века, в рамках такой формулировки проблемы они видели перспективы не только развития психологии личности, но и общества в целом. Созданные в тот период теории до сих пор вызывают споры, что свидетельствует об их непреходящей ценности, о том, что открытия того времени являются благодатным полем для исследования природы человека и в XXI веке. На основе имеющегося в истории психологической науки знания возможно решение многих методологических проблем, встающих перед психологией в наши дни, этот опыт даёт и более точное представление о современном научном знании, которое, в ретроспективе, становится более объёмным и адекватным.

Цель исследования состоит в сравнительном анализе различных подходов к проблеме личности и кризисов её развития, которые разрабатывались учёными разных психологических школ и направлений, существовавших во второй половине XIX- начале XX веков в отечественной психологии, и в изучении важнейших факторов, определяющих как общие черты, так и отличия разнообразных психологических концепций.

Объект исследования - философско-психологические теории учёных второй половины XIX в. и первых десятилетий XX в.

Предмет исследования - динамика развития концепций личности в отечественной психологии, их основная проблематика и ведущие тенденции в процессе их формирования.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие Задачи:

1. Провести анализ наиболее значимых и характерных для исследуемого периода психологических концепций, изучающих проблему личности и ее активности;

2. Исследовать основные тенденции развития идеи о личностных (экзистенциальных и возрастных) кризисах;

3. На основе сравнительного анализа подходов к проблеме личности в различные периоды выделить факторы, определяющие трансформацию их методологических принципов и проблематики, определив области влияния социальной ситуации развития науки и логики становления научного знания.

Методологическую основу исследования составили принципы науковедческого подхода, разработанные М.Г. Ярошевским. Они заключаются в выделении трёх основных параметров, определяющих развитие психологических теорий - логики развития научного знания, социальной перцепции и личных особенностей учёного. Предлагаемый М.Г. Ярошевским подход предполагает учёт социально-исторических условий, определяющих появление и развитие данной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга и других детерминант, определяющих появление идей и научных теорий.

В работе также используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого неразрывно связано с учётом общей логики развития науки в определённый исторический период; историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей; биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов учёного в истории его жизни; метод систематизации психологических высказываний.

Гипотеза исследования - развитие и изменение подходов к проблеме личности и личностных кризисов обусловлено в первую очередь социальной ситуацией развития психологической науки в России, особенностями социальной перцепции, мировоззрением и ментальностью отечественных ученых.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые дается целостная картина развития взглядов на проблему личности в российской психологии, в том числе и в теориях, ориентированных на философию и культурологию, занимавших существенное место в науке на рубеже Х1Х-ХХ веков и начала XX века, но не ставших до настоящего времени предметом специального психологического исследования.

Сравнительный анализ подходов к проблеме личности, ее духовного развития и ее кризисов, изучение влияния логики становления научного знания, методологии и социальной перцепции на формирование представленных в работе концепций, дает возможность понять особенности отечественной психологической науки на рубеже Х1Х-ХХ веков и своеобразие ее отношения к проблеме личности.

Новизна исследования определяется и подходом к анализу представленного в нем материала, так как изучение психологических концепции личности сопряжено с исследованием социальной ситуации, идеологических установок и художественных достижений российского общества второй половины XIX века - первой трети XX века. Таким образом, изучаемые психологические теории вплетены в историко-культурный контекст, что дает возможность более полно и адекватно оценить научные взгляды, но и рассмотреть их влияние на развитие психологической и общенаучной методологии в этот период.

Теоретическое значение работы состоит в том, что анализ факторов, определивших динамику взглядов учёных, расширяет представление об общих тенденциях и проблематике психологической науки в России.

Теоретическое значение работы и в том, что в ней воссоздается адекватная картина состояния психологии второй половины XIX- начала XX веков, раскрывается полифоничность, многогранность мнений, подходов, концепций, которая отличала психологию того периода.

Особое значение имеет тот факт, что многие характерные для того времени проблемы, ошибки и достижения, созвучны современным. Сложность и неоднозначность вопросов, встающих при изучении проблемы личности, требует внимательного отношения к опыту, накопленному в разных психологических теориях, введения значимых идей и открытий в контекст современной науки. Большое количество работ, обращавшихся и обращающихся в настоящее время к проблеме личности, трудностей и кризисов, возникающих в процессе ее становления, свидетельствует о том, что современная наука все еще далека от решения этих вопросов, а потому любые новые данные представляются важными и значимыми.

Практическое значение работы заключается в том, что материалы диссертации могут найти применение в учебных курсах и программах таких дисциплин как история психологии, психология личности, а также в содержании спецкурса по истории отечественной психологии. Результаты исследования могут быть использованы и при разработке методологических проблем психологии личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Влияние социальной перцепции, социальной ситуации и логики развития отразилось и в общих тенденциях формирования отечественной психологии, и в тех проблемах, на которых фокусировалось внимание ученых. Анализ отдельных научных концепций в сопоставлении с динамикой развития социальной ситуации, помогает увидеть некоторые закономерности этой взаимосвязи, проявляющиеся в сходной проблематике научных исследований в конкретные периоды времени, и изменении художественной формы и содержания произведений искусства.

2. Динамика изменения методологических принципов российской психологии отражается в переходе от позитивизма (середина XIX века), к духовной философии на рубеже Х1Х-ХХ веков, а позднее, в 20-х годах XX века к марксистской философии. При этом общие, определяемые логикой научного знания тенденции связаны с доминированием естественнонаучной ориентации психологической науки, с привлечением позитивизма, а позднее прагматизма и диалектического материализма, развитием экспериментальных методов исследования психики, ее материальных субстратов. В то же время поворот к духовной философии, к анализу трансцендентных составляющих психики, связанных с личной, волевой активностью человека и его способностью к разумному и нравственному поведению, определялся в большей степени социальной ситуацией развития науки в России, особенностями ментальности отечественных ученых.

3. Влияние социальной перцепции особенно ясно прослеживается при изучении той проблематики, которая становилась ведущей для большинства ученых в определённый период времени, в том числе и в проблеме кризисов личности. Сложности реформирования российской действительности рефлексировались учеными как внешние препятствия для личностного роста. С этой позиции рассматривалась и проблема личностного кризиса, которая выступала, главным образом, как проблема противостояния личности и общества, но не как внутренний, духовный кризис человека. Существование двух подходов в понимании личности, имеющих противоположные и несопоставимые в то время методологии - естественные науки и духовную философию, отразилось на понимании личностного кризиса на рубеже Х1Х-ХХ веков. В этот период он рассматривается как антагонизм двух сфер личности - духовной и телесной, что приводит и к патологии личности, душевным болезням, которые являются следствием этого кризиса личности. Изменение социальной ситуации в 20-30-е годы XX века привело к тому, что в парадигме развития рассматривается и проблема кризиса личности, который трансформируется в кризис развития, связанный с общими закономерностями становления психики и потому естественный и преходящий. Отражением прежних воззрений стало понимание фрустрирующих воздействий среды, которые могут приводить к отклонениям, трудностям в развитии ребенка, к его болезни.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях лаборатории становления личности в историческом развитии ИРЛ РАО и лаборатории исторического развития личности Психологического института РАО. Результаты работы были представлены на конференциях молодых учёных, проводимых ИРЛ РАО в 1998 и 1999 г., на 1-ой московской конференции студентов и аспирантов "Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы" (Москва, 1999), а также на конференции "Философия психологии: возвращение к истокам" (ПИ РАО, апрель 2000 г.). Материалы диссертационного исследования использовались при чтении лекций по истории психологии студентам факультета дошкольной психологии и педагогики МПГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Наумова, Диана Викторовна

Заключение

Анализ общих тенденций развития подходов к проблеме личности в отечественной психологии на протяжении нескольких десятилетий (со второй половине XIX века до первых десятилетий XX века) показывает, как влияют на изменение научных взглядов ученых логика становления психологической науки и социальная ситуация ее развития. При этом наибольший интерес представляет изучение не только прямого воздействия идеологии и политической обстановки в обществе, но и социальной перцепции, то есть того, как ученые воспринимали эту ситуацию, какие ценностные ориентации и научные концепции формировались под их воздействием.

Естественно, что различия в образовании, личностных качествах, идеологии, приводили к тому, что одна и та же социальная ситуации и рефлексировалась учеными по-разному, и приводила к различным научным концепциям. Так, физиолог Сеченов приходит к идее о рефлекторной природе психики, в то время как правовед и историк Кавелин отстаивает приоритет ментальности, нравственных ценностей в ее содержании.

Однако тот факт, что в определённые периоды времени (середина XIX века, рубеж Х1Х-ХХ веков и т.д.) появляются близкие научные концепции, посвящённые одним и тем же проблемам, показывает, что фактор социальной перцепции может быть объективно исследован как при анализе современных, так и отстоящих во времени психологических концепций.

Важным моментом является и то, что рефлексия социальной ситуации осуществлялась не только на рациональном уровне -наукой, но и на эмоциональном - искусством. Развитие искусства серьезно повлияло на становление российской психологии, в которой на первый план выходят нравственные проблемы развития личности, особенно значимые и для отечественных писателей, художников, музыкантов. Важность искусства и искусствоведения связана и с тем, что именно они первыми восприняли изменения социальной ситуации, откликаясь на новые веяния, которые позднее стали осознаваться и изучаться наукой.

Влияние всех факторов (социальной перцепции, социальной ситуации и логики развития) отразилось и в общих тенденциях формирования отечественной психологии, и в тех проблемах, на которых фокусировалось внимание ученых. Анализ отдельных научных концепций в сопоставлении с динамикой развития социальной ситуации, помогает увидеть некоторые закономерности этой взаимосвязи.

Динамика изменения методологических принципов российской психологии отражается в переходе от позитивизма, который доминировал в середине XIX века не только в России, но и в мировой науке, к идеалистической философии (как классической немецкой, так и отечественной гуманистической философии, которая начала формироваться именно на рубеже Х1Х-ХХ веков), а позднее, в 20-х годах XX века к марксистской философии. Сравнительный анализ методологических принципов отечественной и зарубежной психологии позволяет увидеть общие, определяемые логикой научного знания, тенденции именно в доминировании естественнонаучной ориентации психологической науки, в привлечении позитивизма, а позднее прагматизма и диалектического материализма в качестве философской основы этой методологии, развитии экспериментальных методов исследования психики, ее материальных субстратов. В то же время поворот к духовной философии, к анализу трансцендентных составляющих психики, связанных с личной, волевой активностью человека и его способностью к разумному и нравственному поведению, определялся в большей степени социальной ситуацией развития науки в России, особенностями ментальности отечественных ученых. Разница в социальной ситуации России и США первой в качестве ведущей философской основы психологии, хотя обе эти концепции отвечали логике становления науки.

Изменения в методологии привели и к появлению новых детерминант, определяющих становление психики. Позитивизм давал возможность связать психическое развитие с биологическим, поэтому неудивительно, что эта методология привела и в Англии, и в России к появлению естественнонаучной психологии, к концепциям, связывающим психику человека и животных и ориентированным на изучение их познания и поведения, то есть теориям Спенсера и Сеченова. В то же время социальная перцепция проявилась в том, что для Спенсера приоритет рационального, логического параметра в психике, введенного Д-С Миллем, не подвергался сомнению, в то время как Сеченов, концентрируясь на изучении «элементов мысли», уделял внимание и проблеме свободы воли, становления нравственного поведения человека.

Обращение психологии к духовной философии привело к отказу от биологической детерминированности психики, к отрицанию зависимости свободного выбора личности от рефлекторных, зафиксированных нервной системой механизмов деятельности. Так появляются концепции, в которых в качестве ведущего фактора, определяющего волевое поведение субъекта, постулируется разум, позволяющий преодолеть биологические влечения и строить деятельность на основе нравственных категорий. Специфика российской психологии проявляется и в том, что разумное, нравственное поведение понимается не только как рациональное, логическое, но и трансцендентальное, так как осознание разумных, нравственных законов возможно не только на основе логики, но и интуитивизма, и мистики.

Хотя исследования психики в парадигме духовной философии и не были доведены до своего логического завершения, изменение социальной ситуации в 20-е годы привело к поиску новых детерминант, определяющих деятельность человека. При этом на первый план выходят исследования процесса развития психики, а не духовного восхождения личности. Важность выделения генетических этапов приводит к появлению концепций возрастной периодизации психики, анализу влияния наследственности и социального окружения, обучения на структуру и содержание психики.

Влияние социальной перцепции особенно ясно прослеживается при изучении той проблематики, которая становилась ведущей для большинства ученых в определенный период времени. В пореформенной России необходимость выбора определенного пути развития, значимость личной активности и персональной ответственности при проведении новых законов и новых отношений в жизнь, поставила в центр внимания ученых вопросы об особенностях русского характера (ментальности) и содержании самосознания как основы личности. При этом вопрос свободы воли, осознанного выбора определенной позиции связывался в первую очередь с вопросом о том, что определяет деятельность человека - внешняя ситуация или собственные убеждения и нравственные ориентиры. При этом сложности реформирования российской действительности рефлексировались учеными как внешние препятствия для личностного роста. С этой позиции рассматривалась и проблема личностного кризиса, которая выступала, главным образом, как проблема противостояния личности и общества, но не как внутренний, духовный кризис человека. Ориентация на свои убеждения, ценности, нравственные постулаты давала, с точки зрения ученых того времени (Кавелина, Козлова, Владиславлева и других) возможность человеку противостоять внешнему давлению, в то время как рефлекторная концепция подчеркивала обусловленность законов личного поведения внешним воздействием.

Изучение динамики нравственного самосовершенствования человека стало ведущей проблемой ученых на рубеже Х1Х-ХХ веков. Такой поворот в развитии отечественной психологии личности обусловлен в первую очередь социальной ситуацией, тем мировоззренческим кризисом, который последовал за неудачей реформ. Осознание учеными этих перемен отразилось не только в новых теориях личности, разрабатываемых Соловьевым, Франком, Лосским и другими учеными, но и в художественных произведениях, работах искусствоведов.

В то же время логика развития психологической науки диктовала необходимость поиска не только духовных, но и биологических закономерностей психики человека, которые могут быть объективно изучены. Таким образом, наряду с вопросами нравственного развития и свободы воли ведущими для психологии становится проблема индивидуальности, обусловленной не только социальными, но и наследственными факторами. Существование двух подходов в понимании личности, имеющих противоположные и несопоставимые в то время методологии - естественные науки и духовную философию, отразилось и на понимании личностного кризиса. В этот период он рассматривается уже не как конфликт между личностью и обществом, но как антагонизм двух сфер личности -духовной и телесной, связанных, как считали Лопатин, Грот и другие ученые, с противоположными стремлениями. Противоречие этих стремлений приводит, по мнению ученых, и к патологии личности, душевным болезням, которые являются следствием этого кризиса личности.

Исследование процесса духовного развития и самосовершенствования личности привело к появлению в первые десятилетия XX века новой концепции, включающей личность в культуру, которая и становится ведущей детерминантой процесса ее становления. Такой подход давал возможность не только объективного исследования структуры личности и содержания ее самосознания, но и формирование самосознания человека, принадлежащего к определённой культуре посредством инте-риоризации эмоциональных эталонов, зафиксированных в произведениях искусства. Продуктивность этого подхода, несмотря на то, что данные исследования не были доведены до логического конца, не могла не сказаться на других, доминирующих в 20-30-е годы психологических концепциях. Однако ведущими в этот период становится не проблемы личности и ментальности, но вопросы факторов, управляющих процессом развития психики. В этой логике развивается и экспериментальная психология как диагностика уровня психического развития, и психология индивидуальности как фактора, оказывающего влияние на обучение (способности) и трудности развития детей. В парадигме развития рассматривается и проблема кризиса личности, который трансформируется в кризис развития, связанный с общими закономерностями становления психики и потому естественный и преходящий. Отражением прежних воззрений стало понимание фрустрирующих воздействий среды, которое может приводить к отклонениям, трудностям в развитии ребенка, к его болезни. Однако логика развития вопроса о кризисах личности была нарушена, так как изучение кризиса экзистенции как заката, кризиса культуры, и анализ нарушений, кризисов идентичности, стало невозможно в новых условиях. В то же время логика развития психологии приводила именно к этой проблематике, что доказывается появлением подобных работ в европейской психологии. Однако отечественная психология переходит от исследования личности как интегративного целого к изучению отдельных сторон психического развития (трудности возраста, одарённость, индивидуальность и т.д.), к новой концепции кризиса, который постулируется как кризис возраста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Наумова, Диана Викторовна, 2001 год

1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. -М.,1994.- 589с.

2. Айхенвальд Ю.И. Слово о словах. Пг., 1916. - 158с.

3. Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990.-158с.

4. Артёмов В.А. Введение в социальную психологию.-М., 1927.-87с.-С.12.

5. Артёмов В.А. Детская экспериментальная психология. Школьный возраст. М.- Л., 1929. - 256с.

6. Артёмов В.А. О репродуктивных процессах.-М., 1928.-37 с.

7. Артёмов В.А. Проблема одарённости и марксизм. // Сб. Психология и марксизм. М., 1925.

8. Артёмов В.А. Пути изучения детского творчества. М., 1924.

9. Аскольдов С. (Алексеев). Сознание как целое. Психологическое понятие личности. М., 1918. - 54с.

10. Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. СПб., 1997. - 272с.

11. Басов М. Творческие думы А.Ф. Лазурского о социальной жизни человечества. // Вопросы изучения и воспитания личности. /Под ред. В.М. Бехтерева. №4 Пг, 1922. - С. 625 - 637.

12. Басов М. Проблемы функциональной психологии в постановке А.Ф. Лазурского. //Вопросы изучения и воспитания личности. №2 Пг., 1920. - С. 219-229.

13. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 т. М., 1994. - 478с.

14. Белый А. О смысле познания. Минск, 1991. - 63с.

15. Белый А. Символизм. // Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. - Т.1. - С. 259 - 265.

16. Бердяев Н. К психологии революции./ Н. Бердяев. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998. - 400с.

17. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. /О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528с.

18. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. - 206с.

19. Бернштейн А.Н. Психические заболевания зимой 1905-1906 г. в Москве.//Современная психиатрия.- М., 1907,апрель.- С.50.

20. Бехтерев В.М. , Щелованов Н.М. К обоснованию генетической рефлексологии. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып. 1. Л.-М., 1925.

21. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926. - 423с.

22. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. СПб., 1904. - 206с.

23. Бехтерев В.М. Психология, рефлексология и марксизм. Л., 1925. - 80с.

24. Блонский П.П. Возрастная педология.-М. Л., 1930. - 21 1с.

25. Блонский П.П. Психология младшего школьника.-М., 1997.-574с.

26. Болтунов А.П. К вопросу об отношении между психологией и культурой.// Вопросы философии и психологии. 1915. Кн. 127.- С.197 241.

27. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1923. - 93с.

28. Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребёнка. М.-Л., 1926. - 176с.

29. Болтунов А.П. Педология в школе. М. - Л., 1930. - 290с.

30. Болтунов А.П. Практикум по теории психологических испытаний. М. - Л., 1927. - 215с.

31. Болтунов А.П. Умственное развитие и воспитание школьника.- Л., 1940.

32. Болтунов А.П. Экспериментально- психологическое изучение ребёнка дошкольного возраста. Б.м. и г.

33. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983. - 230с.

34. Булгаков С. Героизм и подвижничество. /Вехи. М., 1910.

35. Введенский А. О мистицизме и критицизме в теории познания В. Соловьёва. // Вопросы философии и психологии. М., 1901, № 56. - С. 2-36.

36. Введенский А.И. Научная деятельность М.И. Владиславле-ва.//Журнал Министерства народного просвещения.-СПб.,1890,- Т. 6.

37. Викторов П.П. Учение о личности и настроениях. Т.2. М., 1904. - 188с.

38. Викторов П.П. Учение о личности как нервно-психическом организме. Вып.1. М., 1887. - 181с.

39. Викторов П.П. Фауст и Мефистофель как основные типы в трагедии общественных отношений. М., 1901. - 59с.

40. Владиславлев М. Психология. Т. 1 СПб., 1881. - 610с.

41. Владиславлев М. Современные направления в науке о душе. -СПб., 1866. 262с.

42. Владиславлев М.И. Влияние естественных наук на психологию. // Эпоха. Т.2., 1866.

43. Вопросы теории и психологии творчества. Т.1. Харьков , 1907. - 455с.

44. Вопросы теории и психологии творчества. Т.2.-СПб.,1910.-226с.

45. Вопросы теории и психологии творчества. Т.3.-СПб.,1911.- 237с.

46. Вопросы теории и психологии творчества. Т.4. Харьков, 1913. -559с.

47. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1935. 519с.

48. Габричевский А.Г. Введение в морфологию искусства. // Вопросы искусствознания. 1997. - №2. - С. 579 - 604; 1998. -№1 . - С. 536 - 550.

49. Габричевский А.Г. Природа художественного объекта и учение о художественной форме. //Декоративное искусство. -1996. №2-4. - С. 32 - 40.

50. Габричевский А.Г. Философия и теория искусства. М., ГАХН, 1925.

51. Габричевский А.Г. Эстетика молодого Гёте. Тезисы докл. 5марта1925. РГАЛИ, ф. 941, оп. 14, ед. хр. 10.

52. Габричевский А.Г.Мантенья.//Творчество.-1992.-№ 1 .-С. 1 -10.

53. Габричевский А.Г.Портрет как проблема изображения.//Искусство портрета.-М. :Работник просвещения,1928.-С.53-75.

54. Герцен А.И. Полное собрание соч.: В 30 т. М., 1956. -Т. 4.

55. Горнфельд А. Будущее искусства. //Вопросы теории и психологии творчества. Т.2, вып. 2. СПб, 1910. - С. 138 - 181.

56. Горнфельд А. Экспериментальное искусство. // Русское богатство. №7. СПб., 1904. - С. 1-18.

57. Горнфельд А.Г. Муки слова. СПб., 1906. - 47с.

58. Горнфельд А.Г. Пути творчества. СПб., 1922. - 233с.

59. Горовой Шалтан В.А. К вопросу о душевной заболеваемости населения при современных условиях //Психиатрия, неврология и экспериментальная психология.-Пб., 1922.,вып. 1.- С.21.

60. Градовский А. Значение идеала в общественной жизни.// Вестник Европы. Пг., 1877. - №1.

61. Градовский А.Д. Общество и государство. // Собрание сочинений. Т.З. СПб., 1889.

62. Грот Н.Я. О времени. / Вопросы философии и психологии. -1894. Кн.З.

63. Грот Н.Я. О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений. Одесса, 1884. - 28 с.

64. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924. - 254с.

65. Грузенберг С.О. Итоги науки об искусстве. Л., 1928. - 47с.

66. Гурджиев Г.И. Рассказы Вельзевула своему внуку. СПб., 1993. - 310с.

67. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра.-СПб., 1993. 255с.

68. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть". -СПб., 1996. 190с.

69. Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно исторический феномен. //Психологический журнал. - М., Т.9, №2, 1988. - С. 108.

70. Денисова М.П., Фигурин H.J1. Опыт рефлексологического изучения новорожденного ребёнка. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып. 1. JI.-M., 1925.

71. Деятельностно практическое учение Гурджиева. // Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX - нач. XX в.в. - М., 1997. - 280с.

72. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1998.

73. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. М.: Изд-во: "Российское педагогическое агентство", 1997. 442с.

74. Жуковский М. О влиянии общественных событий на развитие душевных заболеваний. СПб., 1907. - 40с. - С.9.

75. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии.-М., 1930. 264с.

76. Залкинд А.Б. Очерки культуры революционного времени. -М., 1924. 196с.

77. Залкинд А.Б. Педология в СССР. М., 1929. - 82с.

78. Залкинд А.Б. Педология и детская психология. М., 1930.

79. Залкинд А.Б. Половое воспитание. М.,1930. - 338с.

80. Звоницкая А.С. О новых течениях в учении о личности. // Вопросы изучения и воспитания личности. №1 Пг., 1919. - С. 108-120.

81. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. - 304с.

82. Зубов В.П. К истории слова "нигилизм". // Декоративное искусство. М., 1996. - № 2-4.

83. Из письма кн. Д.Н. Цертелеву, 1874. // Письма Вл. Соловьёва. / Под ред. Э.Л. Радлова. Т.1-2. СПб., 1909.

84. Исупов К.Г. Павел Флоренский: наследник и наследники. // Флоренский П.A.: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1996.- 752с. -С. 7-29.

85. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуры. М., 1989. - 654с.

86. Кавелин К.Д. Задачи психологии. СПб., 1872. - 239с.

87. Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания. СПб., 1886. - 147с.

88. Кавелин К.Д. Крестьянский вопрос. Исследования о значении у нас крестьянского дела, причинах его упадка и мерах к поднятию сельского хозяйства и быта поселян.-СПб., 1882.- 21 1с.

89. Кавелин К.Д. О задачах искусства. // К.Д. Кавелин. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуры. М., 1989. - 654с. - С. 367-407.

90. Кандинский В.Х. Душевные эпидемии.// Природа. Кн. 2., 1876. С. 138 - 190.

91. Кантор A.M. А.Г. Габричевский. Философия, наука, искусство. // Габричевский Г.А. К 100-летию со дня рождения. Сб. материалов. /Авт.-состав.: О.С. Северцева, Я.В. Брук. М., 1992.- 237с.

92. Козлов A.A. Своё слово. Фил.-лит. сб.- Киев, 1898.-№ 2

93. Козлов A.A. Философские этюды. СПб., 1875. - 278с.

94. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX начала XX века. - М., 1997. - 280с.

95. Крамской об искусстве. /Сост., авт. вступит. Статьи Т.М. Ко-валенская. М., 1988. - 176с.

96. Кувакин В.А. Религиозная философия в России.-М.,1980.-309с.

97. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьёва. Чтение о богочело-вечестве. М., 1988. - 65с.

98. Кузьмичёв И. День ожидаемого огня. Вехи духовной биографии A.A. Ухтомского в его переписке с В.А. Платоновой. // Ухтомский A.A. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997. -575с. - С. 449-552.

99. Лазурский А.Ф. Душевные способности, как основные биологические функции. // Вопросы философии и психологии. 1910, Кн.101. - С. 39-79.

100. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.- 271с. С. 259.

101. Лазурский А.Ф. Современное состояние индивидуальной психологии// Обзор психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1897.- №5,6.

102. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики.-СПб., 1913.-214с.

103. Ланге H.H. Принципы современной психологии. // Вопросы психологии, 1968. №1. - С. 110-117.

104. Ланге H.H. Психический мир. М., 1996. - 368с.

105. Лапшин H.H. О перевоплощаемости в художественном творчестве. //Лапшин И.И. Художественное творчество. Пг., 1922. - 331с. - С. 5 - 140.

106. Лефорт Р. Учителя Гурджиева. М., 1993. - 83с.

107. Ловцов С. Воспитание с естественнонаучной точки зрения. // Вестник Европы. СПб., 1874. Т.2, кн. 4. -С 773- 801.

108. Лопатин Л. Философское миросозерцание Вл. Соловьёва. //Вопросы философии и психологии. 1901. - №54.

109. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. - 559с.

110. Мантегацца П. Нервный век. Одесса, 1888. - С. 62.

111. Марцинковская Т.Д. Г.Г. Шпет как историк науки. // Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Смысл, 2000. - 351с.

112. Марцинковская Т.Д. Густав Густавович Шпет жизнь как проблема творчества. // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. - М., 1996. - 492с.

113. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке (середина XIX начало XX века). Диссертация. - М., 1994.

114. Марцинковская Т.Д. Проблема эстетических переживаний. // Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. - 351с.

115. Марцинковская Т.Д. Развитие психологической мысли в России в 60-80 е г.г. XIX века. - Магнитогорск, 1994. - 20с.

116. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и её отражение в науках о человеке. М., 1994. - 151с.

117. Мечников И.И. Страницы воспоминаний. М., 1946. - 276с.

118. Миронов Б.Н. «Всякая душа празднику рада»: труд и отдых в русской деревне 2-ой половины XIX нач. XX века. //Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX- XX века. СПб., 1999. - 574с. - С. 200-211.

119. Моргун В.Ф., Ткачёва Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1985. - 81с.

120. Мясищев В.Н. Научно-характерологический метод исследования литературных типов. // Вестник психологии. Пг., 1915.

121. Мясищев В.Н. О типах поведения и типах нервных систем. // Вопросы изучения и воспитания личности. Вып. 3 4.- JL, 1932. - С. 5 - 13.

122. Мясищев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. //Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. - 425с.

123. Мясищев В.Н. Типы современной рабочей молодёжи. //Рабочая молодёжь как она есть. Л., 1924.

124. Николл М. Психологические комментарии к учению Гурд-жиева и Успенского. М., 1997. - 207с.

125. Нотт К.С. Учение Гурджиева. М., 1995. - 319с.

126. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995. 360с.

127. Овсянико Куликовский Д.Н. Язык и искусство. - СПб., 1895. - 71с.

128. Овсянико Куликовский Д.Н. К психологии понимания. // Собрание сочинений. Т.6. - СПб., 1914. - С. 1-15.

129. Овсянико-Куликовский Д.Н. 90-е годы. Русское ницшеанство. // Овсянико-Куликовский. Собрание сочинений. Т.9, ч. 3. История русской интеллигенции. С. 159 - 174.

130. Овсянико-Куликовский Д.Н. Воспоминания.-Пг.,1923.- 190с.

131. Овсянико-Куликовский Д.Н. Идея бесконечного в положи тельной науке и в реальном искусстве. // Собрание сочинений Т.6. СПБ., 1914. - С. 136 - 162.

132. Овсянико-Куликовский Д.Н. Наблюдение и эксперименталь' ный методы в искусстве. // Собрание сочинений. Т.6. СПб. 1914. - С. 71 - 135.

133. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология русской интелли генции.//Вехи. М., 1910.

134. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: пара дигмы, проекции, практики. М., 1995. - 224с.

135. Осипов В.П. О политических или революционных психозах. -Казань, 1910. 58с.

136. Осипов В.П. Причины душевных болезней. Пг., 1923.- 56с.

137. Осипова В.Н. Скорость образования сочетательных рефлексов у детей школьного возраста. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып. 2.-Jl.-M.,1926.-C.218 234.

138. Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении: Д.Н. Овсянико-Куликовский.-М.,1981.- 160с.

139. Петровский В.А. Личность в психологии. Р. н/Д, 1996. -512с.

140. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности. Самара, 1997. - 101 с.

141. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.- 184с.

142. Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989. - 622с.

143. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Харьков, 1894. - 162с.

144. Потебня A.A. Мысль и язык. М., 1999. - 300с.

145. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М., 1976. - 614с.

146. Правилова Е.А. Административная юстиция в России: проекты реформ Сената 1862 1867 г.г. // Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX - XX века. - СПб, 1999. - 574с. - С. 211 - 218.

147. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы тео рии и истории. М.: Изд-во "ИПРАН", 1997. - 576с.

148. Радлов Э. Гносеология Вл. Соловьёва. //Логос. Кн. 1-2. М. 1912- 1913. - 324с.

149. Радлов Э. Мистицизм Вл. Соловьёва. // Вестник Европы. -Ноябрь, 1905.

150. Розенбах П.Я. Современная война и истерия.-Пг.,1915.- 15с.

151. Розенбах П.Я. Современный мистицизм. Критический очерк СПб., 1891. - 53с.

152. Рубинштейн М.М. Идея личности как основа мировоззрения // Рубинштейн М.М. Социализм и индивидуализм.- М., 1909.

153. Рубинштейн М.М. Проблема "Я" как исходный пункт фило софии. Иркутск, 1923. - 37с.

154. Русская философия (А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Рад лов, Г.Г. Шпет). Свердловск, 1991. - 592с.

155. Рыбников H.A. К вопросу о возрастной психологии. // Жур нал психологии, педологии, психотехники. Т.1, вып. 1. М. -Л., 1928. - С. 29 - 35.

156. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. // Из бранные философские и психологические произведения. М. 1947. - 647с.

157. Сеченов И.М. Замечания на книгу Кавелина. / Вестник Евро пы. Т.4. 1872.

158. Сеченов И.М. Психологические этюды. СПб., 1883. - 227с.

159. Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1995. - 318с.

160. Сеченов И.М. Учение о не-свободе воли с практической сто роны. // И.М. Сеченов. Избранные философские и психологиче ские произведения. М., 1947. - 647с. - С 309- 327.

161. Сеченов И.М. Физиология нервной системы.-СПб.,1866. 503с.

162. Сеченов М.И. Рефлексы головного мозга. // И.М. Сеченов Избранные философские и психологические произведения. М. 1947. - 647с. - С. 69 - 179.

163. Символизм. /Русская философия. Словарь. М., 1999. - 656с. - С. 441.

164. Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития./Под ред. Кольцовой В.А.-М., 1995.

165. Соколов П.П. Философские взгляды и научная деятельность Н.Я. Грота.//Н.Я. Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей.-СПб., 1911 .-41 Ос.

166. Соловьёв Вл. С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания. (Ответ К.Д. Кавелину).// Вл. Соловьёв. Избранные произведения.-Р. н/Д, 1998.-544с.-С.54-67.

167. Соловьёв Вл. Собрание сочинений в 20 т. Т.2. Чтения о бо-гочеловечестве. Чтение второе. СПб., 1993. - 430 с.

168. Соловьёв Вл. Философские начала цельного знания. //Вл. Соловьёв. Собрание сочинений в 10 т. Т.1. СПб., 1912.

169. Сорокин П. Дальняя дорога. Автобиография.-М., 1992.- 303с.

170. Стасов В.В. Собрание сочинений. 1847 1886. - Т.1 - СПб., 1894.- 846с.

171. Стрекопытов С.П. Из истории Государственной академии художественных наук.//Декоративное искусство.-М.,1996.- №2-4.

172. Таганцев Н.С. Курс русского уголовного права. Вып.1.-СПб.,1874.

173. Токарский А. А. Психические эпидемии. //Вопросы философии и психологии. Кн. 20. СПб., 1893.

174. Троицкий H.A. Россия в XIX веке. М., 1999. - 431с.

175. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1918. - 232с.

176. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания. // Собрание сочинений Кн. С.Н. Трубецкого. Т.2 Философские статьи. -М., 1908. 623с. - С. 1-111.

177. Трудные дети в массовой школе. / Под ред. В.Н. Мясищева. -Л., 1933. 120с.

178. Управителев А.Ф. К будущему цельному мировоззрению. Религиозное миросозерцание П. Флоренского.-Барнаул, 1997.-167с.

179. Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб., 1996. - 520с.

180. Успенский П.Д. Четвёртый путь. СПб., 1995. - 522с.

181. Ухтомский A.A. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997. -576с.

182. Фигурин H.JL, Денисова М.П. Краткая диагностическая схема развития ребёнка до 1 года. // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Вып.2.- JI.-M., 1926. С.282 - 308.

183. Флоренский П. Пределы гносеологии. // Богословский вестник МДА. Сергиев Посад, 1913. - Т.1. - С. 174.

184. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Письмо четвёртое: Свет Истины. // П. Флоренский. Оправдание Космоса. -СПб., 1994. 224с.

185. Флоренский П.А. и культура его времени. //Xоружий С. Рисунок судьбы: Мифологема Эдема в жизни и творчестве Флоренского. Марбург, 1995. - С. 53-66.

186. Флоренский П.А.: pro et contra. СПб., 1996. - 752с.

187. Франк С .Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию.//Франк C.J1. Реальность и человек.-М.,1997.- 479с.

188. Франк C.JI. Этика нигилизма. /Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909.

189. Франк C.JL, Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в её отношениях к среде. // Лазурский А.Ф. Классификация личности. М.-Пг., 1923. - 368с. - С. 331 - 368.

190. Фролов В.В. Смысл жизни человека в философии H.A. Бердяева и П.А. Флоренского. М., 1996. - 53с.

191. Хмелевский И. К. Цивилизация и неврозы.-Одесса,1899.-15с.

192. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1912. - 312 с.

193. Челпанов Г.И. Современная индивидуальная психология и её практическое значение. М., 1912.

194. Чиж В.Ф. Значение политической жизни в этнологии душевных болезней. // Обозрение психиатрии. СПб., 1906.

195. Чиж В.Ф. Учебник психиатрии. СПб. - Киев, 1911. - 345с.

196. Чиж В.Ф. Элементы личности. СПб., 1889. - 137с.

197. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 1996. - 492с.

198. Шпет Г.Г. Дифференциация постановки театрального произведения. //Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. М., 2000. - 351с.

199. Шпет Г.Г. Один путь психологии и куда он ведёт. // Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., 1996. - 492с.

200. Шпет Г.Г. Театр как искусство. // Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи. -М.,2000. 351с.

201. Щапов А. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. СПб., 1870. - 332с.

202. Щелованов Н.М. Методы генетической рефлексологии.//Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы.Вып 1 .-Л.-М., 1925.

203. Экземплярский В.М. Проблема одарённости.-М., 1923.- 136с.

204. Экземплярский В.М. Проблема школ для одарённых.-М.- Л., 1927. 98с. - С.19.

205. Экземплярский В.М. Психология типов представления и вопросы педагогики. М., 1916. - 18с.

206. Экземплярский В.М. Воспитание воли.-М.,1929.-176с.- С.40.

207. Ярошевский М.Г. Творческий путь H.H. Ланге как психолога. / H.H. Ланге. Психический мир. М., 1996. - 368с.

208. Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб., 1995. - 351с.

209. Ярошевский М.Г. Сеченов И. М. и мировая психологическая мысль. М., 1981. - 392с.

210. Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. 100 выдающихся психологов. М., 1995. - 320с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.