Проблема определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли: формула сат-чит-ананда и ее рецепции в христианской богословской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Предтеченская, Юлия Владимировна

  • Предтеченская, Юлия Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 233
Предтеченская, Юлия Владимировна. Проблема определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли: формула сат-чит-ананда и ее рецепции в христианской богословской литературе: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2010. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Предтеченская, Юлия Владимировна

Введение

Глава 1. Историографический обзор религиоведческих исследований индийских концепций Абсолюта и формулы сат-чит-ананда в отечественной и зарубежной литературе.

1.1. Обзор исследовательской литературы по формуле сат-чит-ананда

1.2. Источники и переводы

1.3. Исследовательская литература

Глава 2. Определения Абсолюта в упанишадах и их интерпретация в адвайта-веданте Шанкары. История формулы сат-чит-ананда.

2.1. Формула сат-чит-ананда в упанишадах

2.2. Определение Брахмана в упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к «Тайттирия-упанишаде» и субкомментарию Сурешвары)

Глава 3. Понимание Абсолюта и сат-чит-ананды в вишнуизме на примере бенгальского вишнуизма.

3.1. Особенности понимания Абсолюта в бенгальском вишнуизме

3.2. Сат-чит-ананда как основное определение Абсолюта

3.3. Понимание Брахмана в «Шри-Брахмасутра-Говинда-Бхашье» Баладевы Видьябхушаны и сат-чит-ананда в «Шри-Кришна-самхите» Бхактивиноды Тхакура

Глава 4. Современные трактовки формулы сат-читананда в христианской богословской литературе. Формула сат-чит-ананда в христианско-индуистском диалоге.

4.1. Понимание термина сат-чит-ананда в 178 неоиндуизме на примере Рамакришны и Вивекананды

4.2. Понимание сат-чит-ананда теологами «модели 182 принятия»

4.3. Понимание сат-чит-ананда теологами 201 «реинтерпретационной модели»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли: формула сат-чит-ананда и ее рецепции в христианской богословской литературе»

Диссертация посвящена исследованию проблемы определения Абсолюта в индийской религиозно-философской мысли. Отметим, что само понятие Абсолют полисемантичное, поэтому мы будем говорить о нем, используя разные термины в зависимости от особенностей понимания Абсолюта в рамках разных школ. Абсолют - по своей сути апофатическое понятие, ведь ограниченному существу познать его, по определению, невозможно. Латинское слово absolutus происходит от absolvere — быть свободным1. Абсолют «познается как. непознаваемый, познается; через отрицание всего того, что Он не есть, а Он не есть ничто из того, что мы можем: знать; и все-таки мы заключаем, что Он есть, ибо без Него не может существовать ничего другого»2.

В «Вестминстерском словаре теологических терминов» об Абсолюте нанисано так: «Абсолют - это то, что существует само по себе и ни от чего не зависит, философское:описание Бога» . Абсолют невозможно описать, так как любое описание вводит ограничение, пользуется средствами, которые не входят в; описываемый^ предмет. Абсолют же включает в себя все, следовательно; его нельзя описать чем-либо, что бы в него не входило. Поэтому Абсолют относится к тем-; понятиям, которым невозможно дать определение. Однако; давать определения Абсолюту приходится в силу того; что он сам - основа всех определений, вне Абсолюта ничего не: существует. По словам Витгенштейна, то, о чем нельзя говорить, о том- следует молчать. Но как раз это. бросает вызов человеческому уму и многие пытаются; говорить об Абсолюте,, и говорят, естественно, в силу своих собственных отличий, по-разному.

Представление о высшем начале - Абсолюте, Брахмане, Боге и.т.д. является основополагающим для многих религиозно-философских систем

1 См. Мак-Ким Дональд К. Абсолют // Вестминстерский словарь теологических терминов. М., 2004. С. 10. Подробное библиографическое описание цитируемой литературы см. в Библиографии.

2 Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта: Опыты теоретические и исторические. М., 2009, С. 66.

3 Там же.

Индии. В зависимости от него выстраивается вся совокупность мировоззренческих установок той или иной системы. Так, оно тесно связано с определением сущности человека и мира в целом. В школах веданты коренным различием, отраженным в их названиях (адвайта, вишишта-адвайта, двайта) как раз и является разница в понимании сходства и отличия живых существ и мира по отношению к высшему началу - Брахману, Бхагавану.

Традиционно выделяют два подхода к определению высшего начала: апофатический (отрицательный) и катафатический (утвердительный). Однако это не значит, что названные подходы обязательно противоположны, они вполне могут дополнять друг друга4. Широко известно высказывание Спинозы: "Determinatio negatio est" («определение есть отрицание»), оно, .по сути, является сведением катафатических определений к апофатическим. И, хотя зачастую катафатический поход считают уступающим апофатическому по глубине понимания божественного5, все же, как утверждает современный автор, «ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге»6.

Итак, апофатизм — учение о том, что высшая Реальность в своей последней глубине непостижима и неопределима средствами человеческого языка и понятий. Катафатизм предполагает определение Бога, высшего начала с использованием позитивных утверждений.

Апофатический подход восходит к учению упанишад о Брахмане, к знаменитой формуле «нети, нети» («не то, не то»). Идеи о принципиальной непознаваемости конечной Реальности возникают также в греческой

4 Отметим, что Альбин (сер. 2 в.), античный философ-платоник выделяет четыре пути (метода) возвышения человеческого ума к Богу, которого он понимает как бестелесную реальность, постигаемую лишь интеллектом. Первый - утверждающий, катафатический метод - наделяет Бога положительными характеристиками; второй - метод аналогии (например, сравнение Бога с солнцем); третий метод трансцендентности (возвышение от видимого качества к сущностной идее); четвертый - негативный метод, апофатический.

5 Так, H.A. Бердяев пишет: «Апофатическое богословие и мистичнее, и гностичнее богословия катафатического, которое всегда в себе заключает большую дозу рационализма» см.: Бердяев H.A. Из размышлений о теодицее // Путь, №7. Апрель 1927. С. 53).

Давыдов И.П. Катафатическое богословие // Религиоведение / Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 500. философии, в частности, у Платона и неоплатоников (Альбин, Цельс, Максим Тирский, Апулей). В раннем христианстве яркими представителями апофатического богословия являются Дионисий Ареопагит, Климент Александрийский, Григорий Нисский, в эпоху Возрождения — Николай Кузанский7.

Современный религиовед И.П. Давыдов в статье «Апофатическое богословие»8 выделяет в нем два течение: первое, представителем которого является, например, Климент Александрийский, резко отрицает возможность 4 какого-либо концептуального знания о Боге, «непостижимом по своей природе», второе, начавшее формироваться в работах Оригена, объясняет непостижимость Бога не по природе, а в силу «немощи человеческого разума, неспособного вырваться из плотского мира множественности вещей и ощущений»9. Таким образом, и внутри апофатической традиции мы сталкиваемся с различными вариантами понимания возможности что-либо утверждать о Боге.

Приведем несколько примеров апофатического и катафатического понимания высшего начала. Плотин, как и Платон, признает Идею Блага, которая находится за гранью бытия, (такое видение можно охарактеризовать как катафатическое), но считает, что «мы не должны примысливать к нему (Благу) чего-нибудь еще, ибо добавляя нечто, мы делаем его нуждающимся в том, что мы добавили»10 (этот подход уже ближе к апофатике). Плотин считает, что мы не можем мыслить первоначало, но можем о нем говорить (курсив мой - Ю.П.) Здесь можно одновременно выделить и катафатику - возможность говорить о начале, и апофатику - невозможность его помыслить). Иоанн Дамаскин отрицает и саму возможность говорить о нем: «Мы демонстрируем

7См. Апофатизм // Онлайн энциклопедия Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ano(baTH3M. свободный.

8 Давыдов И.П. Апофатическое богословие // Религиоведение / Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 64-65.

9 Там же. С. 64.

10 Ado П. Духовные упражнения и античная философия. М., СПб. 2005. С. 219. наше невежество и нашу невозможность говорить о нем (aphasia)»; «Наше невежество по поводу него полное, и мы его не знаем ни как познаваемый, ни как непознаваемый»11 (в этом высказывании Дамаскин придерживается чисто апофатического подхода). Как мы видим, не всегда можно четко разграничить катафатику и апофатику, они часто пересекаются, перетекают друг в друга.

Как пишет епископ Илларион Алфеев12, апофатизм может выражаться несколькими способами: 1) через употребление терминов, начинающихся с приставки "не-" (небытие, не-сущий, невидимый, непостижимый); 2) через употребление терминов с приставкой "сверх-" (сверхсущий, сверхблагой, даже «сверх-Бог», hypertheos, как у Дионисия Ареопагита); 3) через употребление понятий, заведомого противоположных ожидаемому («Божественный мрак» вместо «Божественный свет», «незнание» вместо «знания»); 4) через употребление оксюморонов - словесных пар, в которых одно слово по значению противоположно» другому («видеть невидимое», «постигать непостижимое», «пресветлый мрак»).

Начиная с IV века, особенно с Григория Нисского, в христианской теологии начинает преобладать апофатизм. К концу V века в сочинениях анонимного автора, объявившего своим покровителем Дионисия Ареопагита, апофатическая концепция излагается наиподробнейшим образом, в частности, в работе, озаглавленной «Мистическая теология», главная тема которой' -апофатический путь к первопричине всяких вещей.

Ареопагитики сыграли серьезнейшую роль в латинской с редневековой литературе; под их влиянием философы-схоласты, такие как Фома Аквинский, стали практиковать — с некоторыми коррективами - негативную теологию. Традицию продолжили, в частности, духовные учителя или, мистики, такие как Николай Кузанский, Сан Хуан де ла Крус, Ангелус Силезиус13.

11 Ado П. Указ.соч. С. 221.

19

См. Епископ Иларион (Алфеев). Режим доступа: http://bish0p.hilari0n.0rth0d0xia.0rg/l 3 3 1 5 4, свободный.

13 Ado П. Указ.соч. С.221.

Однако, произведения Псевдо-Дионисия - не единственная причина распространения апофатизма. Как пишет известный современный философ и культуролог М.Н. Эпштейн: «. отрицательная теология вдохновлялась, конечно, не только и не столько учением Псевдо-Дионисия, сколько самим образом Христа, в котором "Царь Небесный" предстает в "рабском виде", а также образами его притч, где наибольшее уподобляется наименьшему, например, Царство Божие - горчичному зерну»14.

Апофатизм можно обнаружить и в других течениях мысли, например, в логическом позитивизме Витгенштейна или в философии Ясперса. В русском фольклоре есть известное апофатическое выражение: «ни в сказке сказать, ни пером описать». По мнению французского историка философии Пьера Адо, такое- распространение апофатизма может объясняться особенностью человеческого языка, «который наталкивается на непреодолимые пределы, если захочет выразить, посредством языка то, что выражается самим языком: апофатизм — это символ неизрекаемой тайны бытия»15.

В индийской религиозно-философской традиции мы обнаруживаем и апофатическую, и катафатическую традиции понимания Абсолюта. В диссертации мы будем обращаться к катафатическим и апофатическим определениям Абсолюта в упанишадах, исследовать их понимание в рамках двух ведантийских школ: адвайта-веданты Шанкары и ачинтья-бхеда-абхеды, приписываемой Чайтанье16, а также сделаем' попытку проанализировать представление об Абсолюте у католических авторов, которые создали «христианскую адвайту» (христианство, переосмысленное с помощью

14 Эпштейн М.Н. Русская культура на распутье. Секуляризация и переход от двоичной модели к троичной // Звезда, 1999. № 1. С. 216-220.

15 Адо П. Указ.соч. С. 215.

16 Если Дасгупта считает, что «едва ли можно назвать что-либо философией Чайтаньи», - см. Dasgupta S. A History of Indian Philosophy: vol. 4, Cambridge, 1961. P . 384, то в биографии Чайтаньи говорится о его учении, основанном на философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы, -см. ЧЧ, Мадхья-лила, т.2, гл.9, тест 43. С. 341. Бенгальские вайшнавы приписывают создание философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы Чайтанье, - см., например, Шргша Бхактивинода Тхакур Даша-мула-таттва. Десять эзотерических истин Вед. М., 2004. С. 132. философии адвайта-веданты), своеобразно синтезировав католицизм и адвайта-веданту.

Следует сделать некоторые пояснения по поводу употребления нами слов «Бог», «Абсолют», «Брахман», «Бхагаван» и.т.п. Использование слов европейской культуры для описания явлений культуры индийской влечет за собой многие трудности. В Индии нет слов «Бог», «Абсолют», есть санскритские слова «Брахман», «Бхагаван», «Ишвара» и другие, которые, хотя могут иметь сходства в значении со словами «Бог», «Абсолют», все же не тождественны им, несут специфические смыслы своей культуры. При сравнении любых культур, при любых переводах текстов, всегда возникает элемент интерпретации, поэтому представляется затруднительным достичь полного соответствия исходному смыслу понятий. Но. если бы мы не были готовы идти на принятие некоторых погрешностей при сравнении культура религий и.т.д., мы не смогли-бы вообще познавать чужое.

Мы будем стараться использовать слова, обозначающие высшее начало, в максимальном соответствии с той традицией, которую будем описывать. Зачастую одно и то же слово, например, «Брахман», будет пониматься по-разному в рассматриваемых нами школах веданты, представляющих разные подходы к пониманию мира; высшего начала, соотнесенности с этим началом индивидуальных душ и.т.д.

Особое внимание в диссертации уделяется исследованию возникновения и использования в философском и религиозном контексте формулы сат-чит-ананда как одного из известнейших определений Абсолюта. Санскритское сложное слово сат-чит-ананда (или, с учетом сандхи, т.е., в данном случае, регрессивной ассимиляции согласных на стыках простых слов, сач-чид-ананда, либо слитное написание саччидананда) состоит из трех простых слов. Первое из них, cam — это причастие среднего рода от глагольного корня as, «быть». Второе - чит, восходит к глагольному корню чит (cit), означающему «осознавать», «понимать». Слово ананда - существительное от глагольного корня нанд, что означает «радоваться», «испытывать наслаждение». Существуют различные варианты написания данного слова латинскими буквами. Наиболее распространены следующие: эасасШпапёа (или зас-с1с1-апапс!а, что наиболее корректно с филологической точки зрения), БасЬсЫёаапапёа, эа^ск-апапёа, Ба^сЫ^апапёа.

Впервые мы столкнулись с данной формулой, изучая традицию бенгальского вишнуизма (это ветвь вишнуизма, основателем которой считается Чайтанья, зародилась и получила первоначальное распространение в Бенгалии; верховным Богом признается не Вишну, как в других вишнуитских течениях, а Кришна. Под «бенгальским вишнуизмом» мы будем понимать данную традицию в изложении Бхактивиноды Тхакура (1838-1914) и его последователей). В первой строфе пятой главы «Брахма-самхиты» (санскритского текста вишнуитской секты панчаратринов, состоящего из*, молитв Брахмы, обращенных к Кришне, в начале творения) сказано: "Ишварах парамах кршнах / сач-чид-ананда-виграхах анадир адир говиндах / сарвва-карана-каранам" (русский перевод по современному вишнуитскому изданию: «Кришна, известный как Говинда — Всевышний Господь, Абсолютная Истина. Он вечен, исполнен знания и блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам —

17 начало всего сущего и причина всех причин» ).

Мы обнаружили использование формулы сат-чит-ананда и в разных работах по вишнуизму, главным образом - в трудах Бхактивиноды Тхакура, который почитается последователями бенгальского- вишнуизма как святой и великий учитель, восстановивший традицию бхакти («путь преданности» -эмоционально-личное почитание Бога - один из трех «путей» (марга) религиозной практики наряду с «путем познания» - джняна-марга и «путем действия» - карма-марга) после ее упадка в 19 веке. Подробнее его понимание термина сат-чит-ананда будет разобрано в третьей главе данной работы.

17 Шри Брахма-самхита. Живая суть пленительной реальности. М., 2000. С. 33.

Интересно отметить, что Б. Тхакуру последователи бенгальского вишнуизма еще при его жизни присвоили титул Сат-чит-ананда, то есть, «обладающий [вечным] бытием, знанием и блаженством», подобно Господу, который, в соответствии с традицией, также является носителем этих качеств.

Разрабатывая тему дальше, мы встретили формулу сат-чит-ананда в шиваитских текстах, а также в текстах многих современных религиозных и философских течений: таких, например, как теистическая веданта (Общество сознания Кришны, Шри Чайтанья Сарасват Матх), нео-адвайта-веданта (Рамакришна, Вивекананда), нео-веданта, переплетенная с идеями европейской философии (Ауробиндо Гхош), теософия (работы Анни Безант), у таких новомодных «гуру» как Ошо, Сатья Саи Баба, Шри Чинмой - а также у ряда католических авторов (А. Ле Со, Ж. Моншанен, Б. Гриффите и др.).

Кроме того, существуют и другие известные триады, с которыми зачастую сравнивают формулу сат-чит-ананда. Среди них можно назвать: обнаруживаемую еще в средневековых работах вишнуитов и в настоящее время часто используемую такими религиозными деятелями, как Ошо, Саи Баба и др. формулу «сатьям-шивам-сундарам» (истина-благо-красота) и неоплатоническую триаду «сущее-дух-жизнь»18. В рамках данного исследования, в связи с ограниченным объемом работы, мы лишь кратко упоминаем эти формулы, не проводя более детального их сопоставления с формулой сат-чит-ананда. Но данный ракурс, на наш взгляд, представляет особый интерес для дальнейших исследований.

Актуальность темы исследования. Проблема определения Абсолюта актуальна для многих религиозных и философских традиций. Два основных подхода к пониманию Абсолюта: катафатический и апофатический, как было уже сказано, могут не только противостоять, но и дополнять друг друга. В ряде случаев то, что выглядит как катафатический подход, при более глубоком проникновении в традицию оказывается апофатикой. Так неоднократно

18 У неоплатоников существует множество других триад, например, «единое-ум-душа», «ум-душа-космос». происходило и с одним из популярнейших катафатических определений Абсолюта в индийской мысли - формулой сат-чит-ананда.

Формула сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство) часто упоминается в текстах индийских религиозных мыслителей и философов. Она широко используется в Индии даже в именах собственных, в духовных именах, в названиях организаций, например, ашрамов и.т.д. Смысл формулы, как будто, находится на поверхности, однако, несмотря на широкую популярность, ее возникновение, историческое происхождение и разные ее толкования в традиции индийской мысли специально не исследовались. Между тем, учитывая значимость этой формулы в истории индийской мысли и ее влияние в межрелигиозном диалоге, подобное исследование пролило бы свет на многие аспекты истории идей, развитие религиозной философии и экзегезы текстов, как в Индии, так и на Западе.

Объектом исследования- выступают такие религиозно-философские традиции как адвайта-веданта, бенгальский' вишнуизм, неоиндуизм, а также католицизм — в том, что касается католических трактовок Абсолюта, возникших в результате диалога с индуизмом.

Предметом исследования является формула сат-чит-ананда, история ее возникйовения и развития, катафатический и апофатический походы к ее трактовке в индийской религиозно-философской мысли - классической и современной, а также рецепция этой формулы и современные ее интерпретации некоторыми католическими мыслителями.

Хронологические рамки исследования довольно широки. Исследуется зарождение формулы сат-чит-ананда в ранних упанишадах - санскритских текстах, которые датируются приблизительно 8-4 вв. до н.э. Привлекаются также комментарии Шанкары (8 в.) и его последователя Сурешвары (8-9 вв.). Традиция бенгальского вишнуизма рассматривается со времени своего возникновения (16 в.) и до настоящего времени. Католическая богословская литература, обращающаяся к формуле сат-чит-ананда, относится к 20 в.

Цель исследования - проследить историю формулы сат-чит-ананда и показать ее роль в богословском и философском дискурсе как в индийской традиции, так и на Западе.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:

• Определить, когда произошло первое упоминание формулы сат-чит-ананда',

• Проследить начальный этап становления понятий, входящих в состав формулы сат-чит-ананда, в старейших тринадцати упанишадах

Брихадараньяка», «Чхандогья», «Айтарея», «Каушитаки», «Кена», «

Тайттирия», «Катха», «Шветашватара», «Майтри», «Иша», «Мундака», «Прашна», «Мандукья»);

• Проследить дальнейшую историю формулы сат-чит-ананда в поздних упанишадах («Ваджрасучика», «Маханараяна», «Чхагалея», «Субала», «Пайнгала», «Атма», «Брахмабинду», «Йогататтва», «Кантхашрути», «Джабала», «Кайвалья», «Ниларудра», «Рамапурватапания», «Теджобинду»);

• Проанализировать представление об Абсолюте-Брахмане у Шанкары и Сурешвары по их комментариям к «Тайттирия-упанишаде» и выявить значения понятий, составляющих формулу сат-чит-ананда, в адвайта-веданте;

• Исследовать особенности понимания Абсолюта-Брахмана и использование формулы сат-чит-ананда в бенгальском вишнуизме;

• Описать понимание формулы сат-чит-ананда в неоиндуизме на примере произведений Вивекананды и работ о Рамакришне;

• Представить и проанализировать современные рецепции формулы сат-чит-ананда в католической богословской литературе;

• Рассмотреть представления о формуле сат-чит-ананда в индийской классической религиозно-философской мысли;

• Изучить понимание формулы сат-чит-ананда современными индийскими учеными и мыслителями;

• Рассмотреть интерпретацию формулы сат-чит-ананда западными индологами.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

В исследовании впервые рассматривается формула сат-чит-ананада и ее использование в различных философско-религиозных направлениях, причем, не только в индийской мысли, но и в католической богословской литературе. Делается попытка проследить процесс зарождения формулы сат-чит-ананда в упанишадах. Отметим, что по данной тематике нет ни одной монографии, то есть тема практически никогда подробно не изучалась.

Теоретическая значимость исследования в том, что в нем собран и проанализирован материал, касающийся зарождения и различных вариантов трактовок формулы сат-чит-ананда. Для многих религиозно-философских течений эта формула напрямую связана с пониманием Высшего начала (Брахмана, Бога, Абсолюта и др.), т.е. является, по сути, одной из базовых мировоззренческих установок, и, соответственно, важным элементом для глубокого понимания концепций различных традиций и их сопоставления друг с другом.

Результаты исследования могут быть использованы в курсах по индуизму, христианству (католицизму), религиоведению, философии религии, истории философии, истории появления и развития движений т.н. «Нового Века», межрелигиозному диалогу и др. В перспективе дальнейшие исследования могут дополнить и скорректировать наши выводы, добавить материал из других религиозно-философских традиций, где используется формула сат-чит-ананда, например, теософии - рассмотрение трактовок которой не вошло в данное исследование. Кроме того, одним из интересных направлений дальнейших исследований формулы может выступить ее сопоставление с такими триадами, как неоплатоническая «сущее-дух-жизнь» и «сатьям-шивам-сундарам» (истина-благо-красота).

Структура и основное содержание работы

Работа состоит из четырех глав, введения и заключения. Первая глава посвящена историографическому обзору источников и исследовательской литературы, используемых в диссертации. В рамках этой главы в специально выделенном параграфе представлен обзор источников и справочной литературы, непосредственно касающихся формулы сат-чит-ананда и ее трактовок.

Вторая глава обращается к сложному вопросу возникновения формулы сат-чит-ананда. В ней содержится подробное исследование постепенного зарождения формулы в тринадцати основных упанишадах и ее использования в четырнадцати поздних упанишадах, а также анализ комментариев-Шанкары и Сурешвары к «Тайтгирия-упанишаде» по проблеме определения Абсолюта.

Третья глава посвящена особенностям понимания Абсолюта и- формулы сат-чит-ананда в традиции вишнуизма, на примере бенгальского вишнуизма. Разбирается концепция ачинтъя-бхеда-абеды (непостижимой единораздельности Бога и живых существ) и условия постижения Брахмана. В' качестве иллюстрации использования формулы сат-чит-ананда как основного определения Абсолюта, делается попытка аналитического описания ее трактовок в рамках двух работ бенгальских вишнуитов: «Шри-Брахмасутра-Говинда-Бхашьи» Баладевы Видьябхушаны (18 в.) и «Шри-Кришна-самхиты» Бхактивиноды Тхакура (19 в.).

Четвертая глава обращается к межрелигиозному диалогу. В ней идет речь о миссионерской деятельности католиков и протестантов в Индии, о неоиндуистском понимании формулы сат-чит-ананда (на примере Рамакришны и Вивекананды), анализируются рецепции формулы в католической богословской литературе, в том числе попытки с помощью ее переосмысления «навести мосты» между индуизмом и христианством и даже создать новый вариант последнего — «христианскую адвайту» (недвойственное христианство).

Методология и методика исследования.

В работе используются следующие методы:

1) метод текстологического анализа инокулыурных текстов: исследуются разные значения санскритских терминов в зависимости от конкретного контекста, то есть системы идей той традиции, в рамках которой создаются те или иные работы; проводится сравнительный анализ текстового материала разных традиций;

2) методы историко-философского комментирования, опирающиеся на традицию комментирования, которую развивали не только западные, но и индийские авторы; в частности, в Индии комментаторы проводили различие между терминами и явлениями, обозначенными этими терминами, чтобы показать, что отсутствие термина еще не значит отсутствия явления (этот метод использовался в экзегезе определенного текста для «вчитывания» в него смысла, который автор не выразил отчетливо, но «подразумевал»). Мы используем этот метод как эвристический прием).

3) метод историко-философской и историко-религиоведческой реконструкции, когда определенные тексты (прежде всего тексты ранних и средних упанишад) рассматриваются с точки зрения того, каким образом они подготавливают появление формулы сат-чит-ананда.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Предтеченская, Юлия Владимировна

Заключение

Обратившись к проблеме определения Абсолюта на примере формулы сат-чит-ананда, мы затронули многие смежные философско-религиозные вопросы, по-разному решающиеся в школах веданты. Среди них: сложность трактовки катафатического и апофатического подходов к определению Абсолюта, их противоречие и взаимодополнение, различия в понимании Абсолюта как Личностного Бога и как безличного Брахмана, многообразие трактовок тождества-отличия Абсолюта и мира, индивидуальных душ; представления о сагуна-Брахмане (Брахмане, обладающем качествами) и ниргуна-Брахмане (бескачественном Брахмане), понимание высшей ступени духовного совершенства (осознание единства Атмана и Брахмана, по Шанкаре, или осознание Абсолюта как Личностного Бога - в вишнуитских школах веданты), представления о конечной цели духовного роста (слияние с Абсолютом - в адвайта-веданте или служение Богу как Личности - католицизм, вишнуитские школы веданты) и многие другие.

Формула сат-чит-ананда используется, как выяснилось, в большом числе различных традиций: религиозно-философских, околорелигиозных, как внутри Индии, так и за ее пределами. Существует значительное число интерпретаций формулы - и, в силу отсутствия какого-либо общепринятого ее понимания (за исключением простого перевода составляющих ее слов), а также из-за особенностей индийской культуры, допускающей разномыслие и одновременное сосуществование широкой палитры возможных взглядов на любое явление, представляется вероятным дальнейшее увеличение числа трактовок формулы сат-чит-ананда как в Индии, так и за ее пределами.

Глубокое изучение интерпретаций формулы предполагает детальное знакомство с традициями, прибегающими к ней. Таким образом, особенности материала привели к необходимости использования множества источников, в основном, зарубежных. Чтобы соблюсти рамки, установленные для данного исследования, нам пришлось ограничиться несколькими традициями, в которых тем или иным образом используется формула сат-чит-ананда. Мы выбрали адвайта-веданту, так как именно с ней ученые связывают данную формулу, а также бенгальский вишнуизм (зародившийся в Индии в 16 в., и активно распространяющийся по всему миру в настоящее время), в котором эта формула играет весьма важную роль. В сопоставлении понимания сложного слова «сат-чит-ананда» этими традициями отражается основной конфликт шиваитского и вишнуитского направлений школ веданты: спор о том, является ли Высшее Начало Личностью или безличным Абсолютом. Кроме того, если адвайта-веданта представляет собой исторически первую школу веданты, то ачинтья-бхеда-абхеда-таттва (философия непостижимой единораздельности бенгальского вишнуизма) как бы замыкает веданту.

Обычно формула сат-чит-ананда ассоциируется с катафатическим определением Абсолюта, так как содержит в себе конкретные характеристики: бытие, сознание, блаженство. Но в ходе исследования было обнаружено, что в адвайта-веданте и бенгальском вишнуизме формула сат-чит-ананда, как и другие определения Абсолюта, трактуется апофатически. Таким образом, можно говорить о неожиданном сходстве во многом противоположных, непримиримых позиций адвайта-веданты и ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы (учения о непостижимой единораздельности).

В рассмотренных в диссертации примерах, формула сат-чит-ананда главным образом используется в рассуждениях о Высшем начале: Абсолюте, Брахмане, Бхагаване, а также для описания природы души - дживы. Формула не является древней, вопреки попыткам ее «удревнить», не встречается в главных (старейших) упанишадах, появляется лишь в упанишадах сравнительно поздних. Ее не употреблял даже создатель адвайта-веданты Шанкара. Вероятнее всего, она появилась позднее, предположительно в трудах последователей Шанкары. В диссертации выдвигается гипотеза, что возникновение формулы было подготовлено в ранних и «средних» упанишадах. Автор предполагает, что смысл, передаваемый единой, позже сформировавшейся формулой сат-чит-ананда, в ранних упанишадах мог передаваться иными словами и их комбинациями. Представления о значимости бытия, знания (сознания) и блаженства играли в этих текстах чрезвычайно важную роль. В них прослеживаются многочисленные попытки дать определение Абсолюту с помощью трех понятий, из которых впоследствии была создана трехчастная формула: бытие - онтологическая коннотация, знание (сознание) - гносеологическая, блаженство — эмоциональная.

Чтобы показать широту распространения формулы сат-чит-ананда и разнообразия ее трактовок, мы вышли за пределы индийских религиозно-философских систем и обратились к ее интерпретациям некоторыми католическими авторами 20 в. В диссертации показано, как с помощью переосмысления формулы сат-чит-ананда они пытаются «навести мосты» между индуизмом и христианством и даже создать новый вариант последнего -«христианскую адвайту» - христианство, переосмысленное с помощью философии адвайта-веданты. В основном, однако, формула сат-чит-ананда использовалась католическими авторами апологетически, как доказательство универсальности идеи Троицы. Кроме того, католические авторы конструируют некий внеисторический «индуизм вообще», редуцированный к позиции лишь одной философской школы - адвайта-веданты.

Литература по теме данной диссертации оказалась довольно обширной по количеству возможных источников для изучения, по числу персоналий, в той или иной степени обращавшихся к формуле сат-чит-ананда, и даже по количеству религиозных традиций (вишнуизм, шиваизм, неоиндуизм, католицизм, теософия и др.), прибегавших к использованию этой формулы. Часть собранного нами материала осталась за рамками данного исследования.

В дальнейших исследованиях формулы сат-чит-ананда можно обратиться к более подробному изучению ее трактовок в традициях шиваизма и неоиндуизма, представленных в данной работе лишь ознакомительно. Еще одним направлением исследований могут стать интерпретации формулы в теософии, у современных «гуру»: Ошо, Сатьи Саи Бабы, Шри Чинмоя и др. Кроме того, можно было бы выйти за пределы сфер религии и философии и обратиться, например, к изучению шастр васту и стхапати (в которых идет речь об архитектуре и изобразительном искусстве), где используется формула сат-чит-ананда. Другим любопытным ракурсом последующих исследований могло бы стать сравнение формулы сат-чит-ананда с другими известными триадами, например, с неоплатонической «сущее-дух-жизнь» и «сатьям-шивам-сундарам» (истина-благо-красота).

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Предтеченская, Юлия Владимировна, 2010 год

1. Бхагавадгита / Пер. с санскрита, исслед. и примеч. B.C. Семенцова. — М.: Восточная литература, РАН, 1999. 256 с.

2. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-гита как она есть. — М.: Можайск-Терра, 2001.-1049 с.

3. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Легкое путешествие на другие планеты, Бхактиведанта Бук Траст, 1991. 95 с.

4. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. На пути к Кришне, Бхактиведанта Бук Траст, 1997.-89 с.

5. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Наука самоосознания, Бхактиведанта Бук Траст, 2005.-495 с.

6. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Нектар наставлений. Бхактиведанта Бук Траст, 1991.- 109 с.

7. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Нектар преданности. Бхактиведанта Бук Траст, 1991.-511 с.

8. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. По ту сторону рождения и смерти, Бхактиведанта Бук Траст, 1999. 63 с.

9. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Свет Бхагаваты, Бхактиведанта Бук Траст, (?).-154 с.

10. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Совершенные вопросы и совершенные ответы, Бхактиведанта Бук Траст, 1991. — 125 с.

11. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Сознание Кришны высшая система йоги, Бхактиведанта Бук Траст, 2000. 120 с.

12. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Учение Шри Чайтаньи. Бхактиведанта Бук Траст, 1989.-383 с.

13. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад Бхагаватам Первая песнь, часть первая «Творение» (главы 1-9), Бхактиведанта Бук Траст, 1990. 546 с.

14. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Первая песнь, часть вторая «Творение» (главы 10-19), Бхактиведанта Бук Траст, 1990. 605 с.

15. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Вторая песнь, часть первая «Космическое проявление», Бхактиведанта Бук Траст, 1992. 750 с.

16. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Третья песнь, часть первая «Статус кво» (главы 1-12), Бхактиведанта Бук Траст, 1992. 632 с.

17. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Третья песнь, часть вторая «Статус кво» (главы 13-23), Бхактиведанта Бук Траст, 1993.- 575 с.

18. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Третья песнь, часть третья (главы 24-33) «Статус кво», Бхактиведанта Бук Траст, 1994. 622 с.

19. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Четвертая песнь, часть первая «Четвертый этап творения» (главы 1-12), Бхактиведанта Бук Траст, 1994. 703 с.

20. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч. Шримад Бхагаватам Четвертая песнь, часть вторая «Четвертый этап творения» (главы 13-23), Бхактиведанта Бук Траст, 1995. — 619 с.

21. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Четвертая песнь, часть третья «Четвертый этап творения» (главы 24-31), Бхактиведанта Бук Траст, 1996. -732 с.

22. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шримад Бхагаватам Пятая песнь, часть первая «Движущая сила творения» (главы 1-13), Бхактиведанта Бук Траст, 1998. 553 с.23

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.