Проблема отношения государства и гражданского общества в политическом учении Ш. Л. Монтескье тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Степанова, Зиля Фадиловна

  • Степанова, Зиля Фадиловна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 154
Степанова, Зиля Фадиловна. Проблема отношения государства и гражданского общества в политическом учении Ш. Л. Монтескье: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Санкт-Петербург. 2002. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Степанова, Зиля Фадиловна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1 Предпосылки учения Монтескье об отношении государства и гражданского общества.

§.1. Исторические, философские и биографические предпосылки политического учения Монтескье.

§.2Становление понятия гражданского общества.

§.3 Формирование учения о государстве.

Глава 2. Формы взаимодействия государства и гражданского общества в политическом учении Монтескье.

§.1 Естественные факторы как основа теории географического детерминизма в политических учениях.

§.2 Право как форма опосредования государства и гражданского общества.

§.3 Дух законов как форма высшего единства государства и гражданского общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема отношения государства и гражданского общества в политическом учении Ш. Л. Монтескье»

Актуальность темы исследования. История политической мысли представляет собой не только способ изучения закономерностей в политическом развитии общества, но и является основой прояснения духовной ситуации в современности. Современная Россия и вся ее политическая жизнь находятся в активнейшей фазе преобразования, реформирования вектора ее развития. Общество, в отличие от природы, не изменяется так, как ему и положено, необходимо развиваться. Общественные законы включают в себя, в качестве необходимой предпосылки, усилия духа народа, находящегося в процессе реформ. Для того чтобы двигаться вперед, он должен иметь в качестве оппонента и зеркала предшествующий опыт.

Становление гражданского общества определяется в современной политической практике и теоретических исследованиях в современной России как одна из важнейших задач для новой политической системы. Определенность гражданского общества формируется в тесном переплетении со становлением государственности. Их взаимное влияние и обособление отражают как мировой, так и национальный опыт России. Однако предполагает ли развитие этого отношения достижение какой-либо универсальной модели отношения государства и гражданского общества? И является ли само наличие гражданского общества бесспорно необходимым элементом современной политической структуры? Каковы структуры воплощающие это отношение? Решение этих вопросов невозможно без обращения к истокам становления отношения государства и гражданского общества и его осмысления в трудах великих европейских мыслителей.

Политическое учение Монтескье является, в этом контексте, одним из ключевых. Именно в учении Монтескье впервые была осуществлена попытка разрешения коллизии между натуралистической концепцией общественной теории, опирающейся на механицистскую методологию передового естествознания, и выраженной в абсолютизированных категориях общественного договора и необходимостью исторического подхода в объяснении общественных явлений. Именно историческое миросозерцание Монтескье позволило ему сделать новый шаг в развитии политической теории по сравнению с Т. Гоббсом и Д Локком. История стала необходимой составляющей политической теории.

Исторический подход позволил Монтескье увидеть за правовой формой государства общественного договора духовное начало, «дух законов» как принцип, который, с одной стороны, заставляет действовать народ в истории и, с другой стороны, должен воплотиться в законах государства. Вне государства нет свободы и прав человека. Такая постановка вопроса в рассмотрении отношения государства и гражданского общества позволила ему обнаружить многослойность этого отношения. Историки политической и правовой мысли, философы и юристы, отмечая заслуги Монтескье в области философии права и политики, указывают, в основном, на теорию разделения властей и теорию географического детерминизма1. Монтескье

1 История теоретической социологии. В 5т. Т.1. От Платона до Канта. М.: Наука. 1995.270с. С.170. рассматривают в ряду политических философов Нового времени, таких как Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, игнорируя его постановку вопроса о «духе законов», который является более глубоким основанием, чем законы, призванные исчерпать сущность государства. Проблема единства государства и гражданского общества была поставлена Монтескье в самом начале его главного произведения. Он пишет: «В этом исследовании я не отделяю политических законов от гражданских, так как, занимаясь исследованием не законов, а Духа законов, который заключается в различных отношениях законов к различным предметам, я должен был сообразоваться не столько с естественным порядком законов, сколько с естественным порядком этих отношений и предметов»1. В этом плане его учение предвосхищает гегелевское учение, согласно которому, «есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который.существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах»2. Не учитывая этот слой проблемы, можно впасть в одностороннюю дихотомию -сильное государство против гражданского общества. Гражданское общество, защищающее свою автономию от Левиафана, рассматривается в данном случае как коллективный антиэтатист, эгоистичный в своих устремлениях сузить функции государства до роли "ночного сторожа". По отношению к содержанию и смыслу социальной практики государство остается лишь внешней надстройкой - и "гражданское общество" служит термином,

1 Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль. 1999. С. 16.

2 Гегель. Соч., т.VIII, М.-Л.Д935, стр.75. указывающим на этот его "внешний", статус. Но все политические понятия - полемичны. Защита собственности, правосудие, "правила игры", с другой стороны, есть лишь необходимый момент гражданского общества, его институциональная оболочка, которая включена в государство. Но помимо гражданского общества, есть еще и государство, которое и отражается в «духе законов». Отделение государства от гражданского общества - это не разрыв их связей и единства. Это изменение форм и качества связей. Именно различение "государства" и "гражданского общества" маркирует пределы уместности игры и манифестации произвола индивидуальных воль и тем самым служит фигурой освобождения общества.

Возникновение и сохранение гражданского общества -это не самоцель. Любое общество политически организовано. Гражданское общество - это исторически возникшая организация общества, внутри себя политически дифференцированного государства, в которой находит воплощение самостоятельная деятельность свободных индивидов. Вне этого принципа существование гражданского общества утрачивает свой исторический смысл.

Степень разработанности проблемы.

Монтескье как мыслитель всегда привлекал к себе внимание исследователей. Зарубежная литература о его творчестве весьма обширна1. Значительно меньше уделяли ему внимания российские

1 см. Арон Р. Шарль Луи Монтескье //Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. 1993. С.36-86., Сорель А. Монтескье. М. 1898. 14с. Althusser L. Montesquieu: La politique et l'histoire. Paris, 1959. Liberalism and its critics. Ed. by Michael Sandel. - Oxford, 1984. Liberalism: Essays in Political Philosophy. - L. - N-Y. -1991. исследователи, несмотря на то, что его знали, читали и переводили в России еще при его жизни. Российские дореволюционные исследователи тяготели в основном к комплексному изучению его наследия. Среди них можно выделить работы Алексеева JI. С., Дерюжинского В.Ф., Ильберта К.П., Никонова А., Новгородцева П.И., Тарановского Ф.В., Чичерина Б.Н., Шершеневича Г.Ф. и др.1 В советский период тенденция к обобщенному рассмотрению наследия Монтескье сохранилась. Несмотря на значительную идеологическую составляющую, эти работы сохраняют для российской науки большое значение. Всплеск интереса к наследию Монтескье возник в связи с 200 летней годовщиной со дня смерти мыслителя. Наиболее значимыми исследованиями этого периода были работы Азаркина Н.М., Баскина М.П., Плавинской Н.Ю. Розина Э. Л. и др2. Целостному разбору политико-правового учения Монтескье была посвящена монография Азаркина Н.М. Характеризуя отношение общества и государства у Монтескье, Азаркин Н.М. рассматривает последнее

1 Алексеев JI С Политическая доктрина Ж Ж Руссо в ее отношении к учению Монтескье о равновесии властей и в освещении одного из новейших истолкователей. СПб., 1905. Дерюжинский В.Ф. Монтескье как историк и публицист //журн. Юридический вестник. 1889. Т.1. Кн.З. С.445-456. Ильберт К.П. Монтескье. СПб., Сенатск. тип. 1904. 40с. Никонов А. Монтескье, его жизнь и учено-литературная деятельность. СПб., 1893. 79с. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. 269с. Тарановский Ф.В. Заметки о Монтескье. Ярославль 1913. 38с. Чичерин Б. История политических учений, т.1. М.,1872. С.355-396. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб.: изд. «Лань», 2001.528с.

2 Азаркин Н.М. Монтескье. М.:Юрид. Лит., 1988. 128с. Баскин М.П. Монтескье. М.: Мысль. 1965. 188с. Баскин М.П. Шарль Луи Монтескье - въедающийся французский мыслитель XVIII века. М.: Знание. 1955. 24с.Плавинская Н.Ю. Судьба идей Монтескье в годы Великой французской революции 1789- 1799гг. Автореф. на соиск. канд. ист. наук. М.1987. 14с. Розин Э Л. Политическая доктрина Монтескье —В кн. История политических учении, ч 1 М, 1971, с 174— 179. как правового посредника между частными интересами индивидов, которые составляют общество1. Характеристика гражданского общества у Монтескье рассматривается в исследовании Резника Ю.М.2 В целом же проблема отношения государства и гражданского общества не привлекала внимания исследователей в силу особенностей исторической эпохи, идеологического давления, и других факторов. Вследствие этого в существующей литературе не сложилась устойчивая концепция отношения государства и гражданского общества у Монтескье, нет комплексного анализа его роли в разработке этой проблематики в развитии политической системы Нового времени. Разработка этой проблемы для современной политической теории представляется одной из значимых и требует дальнейших усилий исследователей.

Предметом исследования в данной работе является политическая теория Монтескье.

Объектом исследования являются отношение государства и общества в политической теории Монтескье.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования выступает изучение различных уровней и форм опосредования между государством и гражданским обществом в политическом учении Монтескье.

Для достижения указанной цели диссертантом решались следующие задачи:

Проанализировать исторические и политико-философские предпосылки данной проблемы у Монтескье;

1 Азаркин Н.М. Монтескье. М.:Юрид. Лит., 1988. С.98.

2 Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: Союз. 1993. 167с. рассмотреть понятие гражданского общества; рассмотреть политические основы государства;

Исследовать основные уровни противоречия между государством и обществом; раскрыть особенности духовной основы законов государства у Монтескье;

Методологической базой исследования является исторический и логический анализ наследия французского мыслителя. Логика анализа определяется задачами, сформулированными в исследовании.

Научная новизна работы.

На основе достигнутых в ходе диссертационного исследования результатов на защиту выносятся следующие положения:

Отношение государства и гражданского общества является основной проблемой в становлении политической системы Нового времени. Отношение государства и гражданского общества носит многоуровневый и противоречивый характер.

Монтескье впервые фиксирует, что отношение государства и гражданского общества опосредствуется не только правовой формой, но и требует выражения духовного начала нации. Государство отражает в себе дух законов.

Формы правления обнаруживают однозначные взаимосвязи с формами организации гражданского общества.

Принцип гражданского общества находит свое развитие и осуществление на почве государственной жизни.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сделанные теоретические выводы могут быть использованы в разработке курсов по истории политической и правовой мысли, теории политики, обобщающих курсов по политической мысли французского просвещения. Положения, выводы и материалы могут быть использованы при разработке проблем современного гражданского общества.

Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждены и одобрены на заседании кафедры политологии Северо-Западной академии государственной службы. Результаты исследования получили отражение на научно-практических конференциях в Нижневартовске и Санкт-Петербурге.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы. Цели и задачи исследования предопределили структуру работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Степанова, Зиля Фадиловна

Заключение

Таким образом, мы видим, что отношение государства и гражданского общества носит характер неоднородный и противоречивый. Можно выделить, по крайней мере, три уровня взаимоотношений государства и гражданского общества. На уровне природно-географических отношений общество во многом детерминирует политический режим государства. На уровне позитивного права государство становится определяющим в отношении гражданского общества. На уровне духа законов разум и дух нации являются источником единства отношения государства и гражданского общества. И сущность государства воплощает в себе разумность гражданских отношений.

Изучая современную политико-правовую действительность и создавая ее будущую модель, Монтескье стоял на передовых методологических позициях познания. Он решительно отвергал теологическую картину мира политики и права и давал ее светское историко-рационалистическое истолкование. В идейно-теоретическом плане он использовал передовые для своего времени методы познания государства и права: принцип историзма, историко-сравнительный метод, принцип взаимосвязи логических и эмпирических моментов в гносеологии. Все это позволило мыслителю верно оценить соотношение политических институтов государства и гражданского общества.

Монтескье — один из ярких представителей политических мыслителей Нового времени, которые видели одно из главных противоречий политической жизни в отношении государства и гражданского общества. В его доктрине государство появляется не одновременно с образованием людьми обществ, а на исторической ступени их развития, когда среди людей возникают конфликты из-за распределения богатств, попытки использовать общие блага в своекорыстных целях. В таких условиях люди вынуждены были заключить между собой соглашения и создать государство для прекращения конфликтной ситуации в обществе, объединив при этом свои единичные силы и воли в общую силу и волю государства. По Монтескье, главная цель государства— примирить возникшие противоречия между людьми в обществе и направить их в русло правовой формы разрешения споров между частными лицами, используя общую силу в тех случаях, когда отдельные индивиды не пожелают подчиняться возникшему правопорядку.

В учении о праве, отрицая теологические подходы к нему, Монтескье критически воспринял и рационалистическую трактовку теории естественного права. Он стремится преодолеть ее слабости историческим и социологическим подходом к праву, попыткой рассмотреть соотношение права и закона при помощи категории «дух законов». В этой концепции естественное право и законодательство не противопоставляются друг другу как две различные нормативные системы. По Монтескье, законодательство в той или иной степени является естественным, так как формируется под влиянием «духа законов». При этом «дух законов» складывается не произвольно, а под воздействием ряда факторов общественного развития, которые может выявить и учесть разумный законодатель. В то же время, «дух законов» естьразумная связь, которая проявляется через то, что воспринимается как факторы, структурирующие его внутреннее содержание. Монтескье обосновывал взгляд на политическое устройство как на закономерный процесс, где законодатель — прежде всего ученый, руководствующийся в процессе создания правовых норм объективными закономерностями.

Заслуга Монтескье определяется его участием в создании идеологии французского Просвещения, а также новым, оригинальным теоретико-концептуальным подходом к отношению государства и гражданского общества. Историко-рационалистический подход Монтескье к политико-правовому миру был плодотворным для дальнейшего развития науки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Степанова, Зиля Фадиловна, 2002 год

1. Althusser L. Montesquieu: La politique et 1'histoire. Paris, 1959.

2. Benrecassa G. Montesquieu. Paris, 1968.

3. Cohen J.L. Arato A. Civil Society and Political Theory. Cambridge, Mass., 1992.

4. Collingwood R.G. Essays in Political Philosophy. Ed.D.Boucher. Oxford: Clarendon Press, 1995.

5. Kymlicka W. Contemporary Political Philosophy. An Introduction. Oxford, 1990.

6. Liberalism and its critics. Ed. by Michael Sandel. Oxford, 1984.

7. Liberalism: Essays in Political Philosophy. L. - N-Y. - 1991.

8. Parsons T. Politics and Social Structure. N.Y. 1969.

9. Seligman A. The Idea of Civil Society. N.Y., б.г.

10. Азаркин H.M. Монтескье. М.: Юрид. Лит. 1988.

11. Алексеев Л.С. Политическая доктрина Ж. Ж. Руссо в ее отношении к учению Монтескье о равновесии властей и в освещении одного из новейших истолкователей. СПб. 1905.

12. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.: Юридический институт. 1998. 216с.

13. Антология мировой политической мысли в 5 томах. М. 1997.Т.1.

14. Антология мировой философии в 4-х т. М.: Мысль. 1969.

15. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. М.: Мысль. 1975-1983.

16. Арон Р. Шарль Луи Монтескье //Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс. 1993.

17. Артамонов B.C. Шарль Монтескье и его философский роман «Персидские письма». // Монтескье. Персидские письма М. 1956.

18. Баскин М.П. Монтескье. М.: Мысль. 1965.

19. Баскин М.П. Шарль Луи Монтескье выдающийся французский мыслитель XVIII века. М.: Знание. 1955.

20. Баскин Ю. Я. История правовых и политических учений (сборник статей). СПб.: «Познание». 2000.

21. Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений: Учеб. Пособие. Л.- Запорожье. 1991.

22. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: РУДОМИНО. 1993.

23. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения: Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII в. М. 1980.

24. Библер В. О гражданском обществе и общественном договоре. // Через тернии. М.: Прогресс. 1990.

25. Брод ель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3. М.: Прогресс. 1992.

26. Бэкон Ф. История правления короля Генриха IV. М. 1990.

27. Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2-х тт. 1973.

28. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.//Вебер М. Избр. пр. М.1990.

29. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М. 1977.

30. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. 1991. №7.

31. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVTI-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. М.: Наука. 1987.

32. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.

33. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. - (Соч.: в 14-и тт.; Т. 8).

34. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

35. Геллнер Э. Условия свободы. М.: Ad Marginem, 1995.

36. Гельвеций К. А. Соч. в 2-х тт. Т. 1-2. М.: Мысль, 1973 -1974.

37. Гоббс Т. Левиафан // Избр.пр. в 2-х т. М. 1989-90. Т.2.

38. Гроций Г. О праве войны и мира. М.1956.

39. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.

40. Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

41. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. М.: Мысль, 1989. Т. I.

42. Дерюжинский В.Ф. Монтескье как историк и публицист //журн. Юридический вестник. 1889. Т. 1. Кн.З.

43. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

44. Доманов В. Г. Гражданское общество: теоретико-методологический анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук: Ростовский ун-т. 1993.

45. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.

46. Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М.: Наука. 1993.

47. ИльбертК.П. Монтескье. СПб.: Сенатск.тип. 1904.

48. Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 1997.

49. История Европы. Т.4. Европа нового времени (XVII-XVIII века). М.: Наука, 1994. 508с.

50. История политических и правовых учений. Древний мир. -М.: Наука. 1985.

51. История политических и правовых учений. М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА. 1997.

52. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

53. История теоретической социологии. В 5т. Т.1. От Платона до Канта. М.: Наука. 1995.

54. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Соч. В 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1. -М: Издательская Фирма АО «Ками». 1993.

55. Кант И. К вечному миру. Соч. В 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1. М: Издательская Фирма АО «Ками». 1993.

56. Карлейль Т. История Французской революции. М.: Мысль. 1991.

57. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль. 1986.

58. Кожокин Е.М. Государство и народ. От Фронды до Великой французской революции. М.: Наука, 1989. 174с.

59. Козинг А. Нация в истории и современности. М.: Прогресс. 1978.291с.

60. Козлихин И. Ю. Право и политика. СПБ.: Изд. С.-Петербургского университета. 1996.

61. Кондорсе Ж. А. Н. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М.: Соцэкгиз, 1936.

62. Кравченко И. И. Концепция гражданского общества в философском развитии //Полис. 1991. № 5.

63. Кузнецов В. Н., Мееровский Б.В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия 18 века. М.: "Высшая школа". 1986.

64. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии: XVI первая половина Х1Хв. М.,1981.

65. Левитина Ю. И. Правовое государство и гражданское общество в концепциях российских либералов: Автореф. дис. . канд. полит, наук: Моск. гос. открытый пед. 2000.

66. Локк Д. Два трактата о правлении. Кн. 2 //Соч. в 3-х т. М.1988. Т.З.

67. Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). -М.: Высшая школа, 1963.

68. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон.-М., 1994.

69. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и позд. классика. М.: Искусство, 1975.

70. Люшар Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.

71. Манфред А.З. Великая французская революция. М.: Наука. 1983.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3.

73. Материалисты древней Греции. М., 1955.

74. Мелье Ж. Завещание. М.,1954. Т.1-2.

75. Монтескье Ш. О духе законов. //Избранные произведения. М., 1955.

76. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль., 1999.

77. Монтескье. Персидские письма М. 1956. 398с.

78. Монтескье. Рассуждения о причинах возвышения и упадка римлян. С.-Петербург. 1893.

79. Нарский И. С. "Западно-европейская философия 17 века" Москва: "Высшая школа". 1974.

80. Нерсесянц B.C. Гуго Гроций. Правоположение // Из истории развития политико-правовых идей. М.1976.

81. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М.: Юрист, 1998.

82. Никонов А. Монтескье, его жизнь и учено-литературная деятельность. СПб., 1893.

83. Новгородцев П. И. Сочинения. -М.: Раритет, 1995.

84. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996.

85. Перспективные проблемы философских исследований за рубежом: Сборник/Редкол.: В. П. Рачков (отв. ред.), Г. А. Новичкова (ред.-сост.) и др.; АН СССР. Ин-т философии. М., 1991.

86. Перфильев А. М. Гражданское общество как общественное явление: Автореф. дис. . канд. филос. наук: РАН Ин-т философии. 1999.

87. Петров М. К. Историко-философские исследования. М.: Политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.

88. Плавинская Н.Ю. "Дух законов" Монтескье и публицистика великой французской революции 1789—1799 гг. // От старого порядка к революции. JL: Изд-во ЛГУ. 1988.

89. Плавинская Н.Ю. Судьба идей Монтескье в годы Великой французской революции 1789-1799гг. Автореф. на соиск. канд. ист. наук. М. 1987.

90. Платон. Соч. В 3 т. М.: Мысль. 1968-1983.

91. Плотников А.А. Гражданское общество и правовое государство: к истории формирования концепции: (Анализ полит.-филос. мысли Джона Локка): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.филос.н.: М. 1993.

92. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Аверьянова Ю.И. М., 1993.

93. Поппер К. Логика социальных наук//Вопр. философии. 1992. № 10.

94. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М.: Союз. 1993.

95. Розин Э. Л. Политическая доктрина Монтескье — В кн. История политических учений. Ч. 1. М. 1971.

96. Рокэн Ф. Движение общественной мысли во Франции в XVIII веке, 1715-1789. СПб.,1902.

97. Рубинский Ю.И. Французы у себя дома. М.: Мол. Гвардия, 1989. 285с.

98. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.:Соцэкгиз. 1938.

99. Салмин A.M. Современная демократия: очерки становления. М.: Ad Marginem, 1997. 447с.

100. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. -СПб.: Изд. С.-Петербургского университета. 1993. 259с.

101. Сорель А. Монтескье. М. 1898.

102. Спиноза Б. Этика. Избр. произведения в 2-х тт. - М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1.

103. Тарановский Ф.В. Заметки о Монтескье. Ярославль 1913.

104. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992.

105. Токвиль А. Старый порядок и революция. М.: Московский философский фонд, 1997.

106. Троегубов А.Г. Гражданское общество как социально-философская категория: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: МГУ им. М.В.Ломоносова. 1995.

107. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука. 1983.

108. Французский фривольный роман. М. 1993.

109. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad. 1994.

110. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью, Москва, апр. 1989 г./РАН. Ин-т философии. М.: Наука. 1992. (Философы соврем, мира).

111. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект//Вопр. философии.1992. № 4.

112. Хобсбаум Э. Эхо Марсельезы. М.: Интер-версо. 1991.

113. Цицерон М.Т. Диалоги. М., 1966.

114. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир — эпоха Просвещения: Сборник /Редкол.: И. Т. Фролов (отв. ред.) и др.; Сост. П. С. Гуревич. М.: Политиздат, 1991.

115. Чичерин Б. История политических учений, т.1. М.,1872.

116. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб.: Лань. 1999.

117. Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество. Полис №5, 1997.

118. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб.: изд. «Лань», 2001.

119. Шелдон Г. Политическая философия Томаса Джефферсона. М.: Республика 1996.

120. Шмитт К. Политическая теология. Сборник. М.: «КАНОН-пресс-Ц». 2000.

121. Юм.Д. О первоначальных принципах правления.// Малые произведения: Эссе; Естественная история религии; Диалоги о естественной религии. М.: Канон, 1996. 464с.

122. Янов А. Монтескье против Маркса/Юбществ. науки и современность. 1992. № 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.