Проблема политической власти в современной американской буржуазной социально-философской литературе (критика некоторых концепций) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Останина, Ольга Александровна

  • Останина, Ольга Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 152
Останина, Ольга Александровна. Проблема политической власти в современной американской буржуазной социально-философской литературе (критика некоторых концепций): дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1984. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Останина, Ольга Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (КРИТИКА НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙ).

Г.1. Методологические основы определения понятия:

И' сущности политической власти.

1.2. Определение понятия: и сущности политической власти.

ГЛАВА П. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

КРИТИКА НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИИ).

2.1. Вопрос о механизме функционирования политической власти в неоконсервативных теориях.

2.2. Элитистские и неоэлитистские концепции по проблеме политической власти.

2.3. Плюралистические теории о механизме функционирования политической власти.

2.4. "Синтетическая модель" политической власти.III

2.5. Теория "жизнеспособно! демократии".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема политической власти в современной американской буржуазной социально-философской литературе (критика некоторых концепций)»

Актуальность теш. Актуальность проблемы определяется тем, что вопрос о сущности и основных особенностях политической власти является объектом острейшей идеологической борьбы. Как отмечалось на Июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года, "во всей воспитательной и пропагандистской работе следует постоянно учитывать особенности переживаемого человечеством исторического периода. А он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. Ж. будущее' человечества зависит в немалой степени от исхода этой: идеологической борьбы".^

Обострение борьбы противоположных мировоззрений отражает обострение борьбы двух общественных систем, поэтому "особую важность сегодня цриобретает классовая закалка трудящихся, бескомцромиссная- борьба против буржуазной идеологии. Сила идейно-воспитательной работы, как и политики партии в целом,в ее научной обоснованности, в опоре на самую передовую, пор стоянно развивающуюся марксистско-ленинскую теорию".

А одной из задач: в области общественных наук является: "критика антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития, разоблачение фальсификаторов

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня: 1983 г. М., 1983, с. 7.

2Там же, с. 68, 69. марксизма-ленинизма". При этом следует иметь в виду то, что говорил еще В.И. Ленин: "Если против нас буржуазный мир не 2 идет с оружием в руках, то идет с оружием лжи и клеветы"; "когда идейное влияние буржуазии- на рабочих падает, подрывается, слабеет, буржуазия везде и всегда црибегала и будет цри-бегать к самой отчаянной лжи и клевете".

Общий 1физис капитализма значительно углубляется. И методы, с помощью которых капитализму удавалось поддерживать относительную стабильность своего развития, все более теряют эффективность; империализм запутался: во внутренних и межгосударственных антагонизмах, потрясениях, конфликтах. Это глубоко, но по-разному сказывается: на политике капиталистических стран. С одной стороны, . резко увеличилась агрессивность ультрареакционных сил во главе с империализмом США. Финансовая: олигархия стремится увеличить военные расходы для: создания мощного механизма подавления сопротивления трудящихся. Но есть и другие тенденции, более реалистически учитывающие положение на международной арене.^

В связи с этим В.И. Ленин писал: "Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки: всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ. . Второй, метод - метод "либера

ГМатериалы ХХУГ съезда КПСС. М., 1981, с. Г46.

Ленин:В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 366. о

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 352.

4См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, Г4-15 июня 1983 г., с. 24. лизма", шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т.д. Буржуазия переходит от одного метода к другому не по злостному расчету отдельных лип и не по случайности, а в силу коренной противоречивости ее собственного поведения".^ Наличие обеих этих тенденций служит свидетельством кризиса капиталистической системы:, который охватывает как экономические, так и политические, социальные, духовные явления, то есть отражается в буржуазном сознании, буржуазной идеологии. Так, в буржуазной социологии выделяются два основных направления: откровенно-авторитарное, апологетическое и псевдо-обьективистское (либеральное), имеющие одну общую цель - сохранение и упрочение политической системы капитализма.

Политическая власть - главное и ключевое понятие марксистско-ленинской революционной теории. Буржуазные политологи концентрируют внимание на изучении проблемы политической власти, так как ее решение дает ключ к пониманию многих политических явлений и затрагивает классовые интересы буржуазии. Теории политической власти так или иначе отражают развитие политической надстройки современного капитализма, и именно к анализу политической власти обращаются буржуазные политологи, пытаясь объяснить ей. изменения в общественном развитии. Они стремятся запутать проблему, В.йг. Ленин отмечал, что "в будущем капитализм в борьбе с нами обязательно поднимет проблему 2 свободы", эта проблема рассматривается через вопрос о демв-1фатии, о государстве. Буржуазные философы хотят внушить трудящимся: идею о надклассовости, беспристрастности политической

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 67-68. 2Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 333, 347, 372. власти, о ее способности решить противоречия государственно-монополистического капитализма, о воздействии на социально-экономические механизмы капиталистического строя. Также буржуазные социологи ставят своей целью извратить сущность как политической системы капитализма, так и политической системы социализма.

Проблема политической власти занимает одно из центральных мест в буржуазной политической науке, особенно американской, это определяется местом и ролью буржуазии США - ведущей капиталистической державы - в борьбе за сохранение и упрочение капиталистического строя. Ни одно исследование ш вопросу о демократии не обходится без определения понятия политической власти или рассмотрения отдельных теорий власти."'" Причем внимание к проблеме усилилось в последние годы, что связано с попытками буржуазии укрепить свое политическое господство, цриспособиться к новым социально-экономическим условиям, последствиям научно-технической революции. Так появлялись теории либерализма, "постиндустриального", "технотронного" общества и т.п. Но капиталистическая действительность опровергла эти концепции, они оказались иллюзорными. Эти теории подвергались критическому анализу советскими философами. Развитие политической надстройки государственно-монополистического капитализма, определенные изменения, происходящие в ней, требуют либо "оживления" и "подновления" старых концепций, либо создания

1/л; After/), Introduction "to jnafygis. - Cambridge, 4977

BrcM A.Lee. fates wd mjfot' An iniroducfm to рШм/ri'/e snd lis Siujy. Штос/ CWsffl.j), frmfict-M, nef: Луг 71 fytver W-&-ciify. n mhdQciion fo ihe Social sciences. Дм jury /press, 497f. Pmmk J. I Democratic political Яму- Pr'wcHin/л 4$7& новых (новых по форме, а не по содержанию). Цели создания этих концепций остаются прежними: они предназначены для того, чтобы империалистическая буржуазия могла и обосновать свое господство, и создать духовное оружие против трудящихся. А обращение к институту политической власти очень удобно, с точки зрения црикрытия манипулирования массами.

По-прежнему наиболее популярными являются уже давно известные плюралистические и элитистские теории демократии, которые подвергаются пересмотру, дополняются новыми чертами. Делаются попытки соединить элементы тех и других, так появляются такие концепции, как неоэлитизм, "синтетическая модель". Учитывая рост: значения технического знания, бюрократии, информации, буржуазные политологи уповают на это и создают концепции, предусматривающие разрешение множества проблем путем использования средств коммуникации и информации, как, например, теория жизнеспособной демократии. Также на щит поднимаются старые теории консерватизма и либерализма, которые приспосабливаются к новым условиям и выступают как неоконсерватизм ( и неолиберализм. Следует отметить усиление консервативных тенденций в буржуазной идеологии, что является отражением ультраконсервативного курса внешней и внутренней политики США при президенте Р. Рейгане. Товарищ Черненко К.У. говорил в своей речи перед избирателями: "Вы знаете, что последние годы были отмечены резкой активизацией политики наиболее агрессивных сил американского империализма - политики откровенного милитаризма, претензий на мировое господство, сопротивления прогрессу, нарушения прав и свободы народов".*

Правда, 1984, 3 марта.

В диссертации критически рассматриваются наиболее распространенные в США. элитистские, неоэлитистские и плюралистические концепции, которым в последние годы посвящено немало рат бот американских политологов и которые еще недостаточно изучены в советской философской литературе. Также анализируется проблема политической власти в теории неоконсерватизма, приобретающей все большее значение в буржуазной политической мысли, и такие новые концепции, как "синтетическая модель", "теория жизнеспособной демократии".

Выбор концепций обусловлен, во-первых, их остро политической и идеологической нацравленностью и значимостью, а, во-вторых, тем, что в советской философской литературе црактически нет монографических исследований, которые бы рассматривали цроблему политической власти в буржуазной философии в ее целостности Сесть работы по отдельным идеологическим нацравлениям или кошешшяА. Причем осуществляется критический анализ отдельных аспектов проблемы политической власти, как, нацример, ее структуры или механизма функционирования, что, в оцределенной степени, мешает глубокому философскому анализу проблемы, так как не представляется возможным вскрыть методологические и социально-классовые основы буржуазных кон

Iin, EiHen In conflict And order. Understanding Stc/ify. Boston, &rdonU. Welfare, jusHte ond freedom > яуу ШитШ pros, Ут*е< Ch'mgo, 1996- Putnm lЛ Ite сш/>*г*Л* sludyfijpDiiM e/Ш frwHce-fafl, Ш. 2

См.: Ашин Г.К. Концепции элитизма и плюрализма.- Философские науки, 1976, №7; Мельвиль А.Ю. Социальная филодофия современного консерватизма. М., 1980; Ильин В.И. Буржуазный плюрализм: истоки и классовый смысл. М., 1983; Щелкин А.Г. В плену новых иллюзий. М., 1983. цепшйЕ политической власти, показать ее сущность, фзлософский смысл.

А такое исследование необходимо для: критики буржуазных антинаучных концепций и для выявления и анализа новых методов, форм, проблем современной буржуазной: социальной философии. Надо учитывать, что буржуазия: хочет использовать эти концепции для привлечения на свою сторону широких слоев населения, для развертывания буржуазной: пропаганды.

Степень разработанности проблемы. Критический анализ буржуазных идей и концепций является частысг фундаментальных исследований по актуальным проблемам современного общественного развития и идеологической борьбы. В советской и зарубежной литературе есть немало работ, посвященных различным проблемам и направлениям современной буржуазной философской и социальной мысли США. Так, например, следует назвать работы Ашина Г.К., Гаджиева К.С., Замошкина Ю.А., Мельвиля А.Ю.,

Автор диссертации опирается на работы советских ученых, в которых изложены методологические основы критики современной буржуазной общественной науки, значительный интерес в этом плане представляют труды А.И. Александрова, Г.А. Арбатова, А.С. Богомолова, Л.П. Буевой, Г.Л. Епископосова, А.Д. Косичева, Ю.А. Замошкина, ■ Г.В. Осипова, Ю.Н. Семенова,

П.Н. Федосеева, Б.А. Шабада, Г.Х. Шахназарова, С.А. Эфирова и других.

В советской философской литературе разрабатывается учение о политической власти, но в основном эту проблему исследуют представители юридических наук. В работах советских исследователей анализируются: отдельные стороны политической власти, высказываются противоречивые и дискуссионные суждения", наиболее значимыми в этой связи представляются работы Н.И. Азарова, Ф.М. Бурлацкого, Н.М. Кейзерова и других.

Объект исследования. Учитывая особенности идеологической борьбы по проблемам демократии, автор в качестве объекта диссертационного исследования берет наиболее влиятельные в американской буржуазной "политической науке" теории: плюрализм, эли-тизм, неоконсерватизм, выделяя то новое, что появилось в рамках этих концепций в последние годы. Ввиду того, что буржуазная философская мысль приспосабливается к условиям общественно-политического развития, она тем или иным образом модернизтг рует свои основные принципы, исходные положения. Так появляются некоторые новые концепции ("синтетическая модель", "жизнеспособная демократия" и др.), которые подвергаются критическому анализу. Диссертационное исследование выполнено на основе изучения работ Р. Пеннока, Р. Путнзма, Л. Крайсберга, Ч. Андерсона, Д. Эйтзена, А. Брауна, М. Марголиса и других.

Предмет исследования. Из числа многих важных аспектов, характеризующих понимание буржуазными философами политической власти, в качестве предмета исследования выделяется сущность политической власти, определение ее понятия и характеристика структуры механизма функционирования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - показать научную и методологическую несостоятельность теоретических оснований новых концепций политической власти, дать их критический анализ, вскрыть их апологетическую и реакционную сущность, заключающуюся в стремлении созфанить и утвердить существующий капиталистический'строй.

- II

В соответствии с указанной целью автором ставятся задачи:

- раскрыть теоретико-методологическую ограниченность и классовую направленность и практическую несостоятельность современных концепций политической власти;

- показать социально-классовые и гносеологические корни различных буржуазных теорий политической власти;

- дать критический анализ каждой из рассматриваемых теорий, показать их основные отличительные черты и то общее, что црисуще данным буржуазным теориям;

- раскрыть социально-политическую функцию концепций политической власти, их связь с буржуазными теориями демократии и с идеологией господствующего класса США.

Методологическая основа диссертации и источники. Теоретической и методологической основой данной работы являются произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы и документы коммунистических и рабочих партий, Советского правительства, труды советских философов по проблемам критики буржуазных социально-философских, социологических направлений и теорий.

Научная новизна работы заключается в том, что:

- автором изучена и подвергается критическому анализу американская социально-политическая литература 70-80-х годов, связанная с проблемой политической, власти. Проблема политической власти рассматривается с учетом изменений во внутриполитической обстановке США. и особенностей современного международного положения;

- с марксистско-ленинских позиций дана критика новых концепций ("жизнеспособной демократии", "синтетической модели" политической власти), а также новейших вариантов таких теорий,

- 12 как неоэлитистские, неоконсервативные;

- цроблема политической власти рассматривается в системе концепций новейшей американской буржуазной философии;

- введены в научный оборот материалы, ранее не использовавшиеся цри цроведении исследований Св работе анализируются-более 100 оригинальных источников);

- рассматривается вопрос об определении понятия политической власти в американской буржуазной философии, вскрывается его методологическая и теоретическая несостоятельность;

- сделаны выводы и обобщения, имеющие значение для последующих исследований и критики других направлений современной буржуазной философии: показано, что в современных буржуазных концепциях политической власти растет роль крайне реакционных теорий. Эти концепции, в свою очередь, оказывают влияние на буржуазные теории, фальсифицирующие сущность демократии, так как проблема политической власти занимает ведущее положение в системе империалистической идеологии.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по истории философии, историческому материализму, научному коммунизму, для спецкурсов по критике современной буржуазной философии и в пропагандистской работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Останина, Ольга Александровна

ЗАКЛЮЧЕВЖ.

Буржуазные: теории власти вообще и политической власти в особенности несомненно отражают положение и проблемы капиталистической системы в условиях все более углубляющегося ее кризиса и в связи с этим имеют прямую идеологическую направленность. По этому поводу В.И. Ленин писал: "Достаточно сколько-нибудь вдуматься в государственную, затем в общеэкономическую, затем бытовую и всяческую иную зависимость современных образованных людей от господствующей буржуазии. Достаточно вспомнить громадное большинства модных философских направлений, которые так часто возникают в европейских странах, . чтобы представить себе связь, между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой его всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений.

Теории политической власти отражают с буржуазных классовых позиций характер современной исторической эпохи - эпохи перехода от капитализма к социализму во всемирном масщтабе. В силу этого на передний план выступают две главные черты, ха-рактерные^ для абсолютного большинства буржуазных политических концепций: апологетизм и антикоммунизм. В своих выводах политические теории буржуазии; исходят из ложной: 1фитики социалистической политической системы и грубого искажения сущности буржуазной демократии с целью1 события ее классовой природы и классовой ограниченности. Они пытаются скрыть сущность буржуазной политической системы за непроходишм частоколом разных кон- • цепций. Буржуазные политологи спекулируют на некоторых измене *

Леншг В.И1. Полн. собр. соч., т. 45-", с. 24-25. ниях функционирования: капитала в связи с углублением его1 монополизации;, в связи с ростом государственно-монополистического капитализма и в связи с некоторыми социальными последствиями научно-технической революции.

Господствующий класс пытается: удержать народ в угнетении двумя способами: насилием и способом обмана, лести, обещаний, уступок неважного:.^ Эти два основных направления в политике соответствуют авторитарному и апологетическому направлениям в буржуазной идеологии, которые защищают, оправдывают буржуазную демократию в капиталистических странах, являющуюся ограниченной по своему характеру. Парламентская, президентская буржуазная республика держит в тисках политическую жизнь масс, сводит на нет их непосредственное участие в строительстве всей государственной жизни. Еще Ф. Энгельс прозорливо отмечал: ". А современное государство: опять-таки есть лишь организация, которого создает себе буржуазное общество для охраны общих, внешних условий капиталистического способа производства от посягательства как рабочих, так и отдельных капиталистов. Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупнц^ капиталист. Чем больше производительных сил возьмет оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста и тем большее число о граждан будет оно эксплуатировать."

В.И. Ленин, характеризуя политическую власть, указывал на енян В.И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 149-186. ^Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел Ш. Социализм, ч. П. Очерк теории. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 290.

- 137 такой важнейший ее признак, как наличие особой группы, социального слоя людей, профессионально занятого управлением. Эта черта политической власти в современных условиях приобрела большое значение, что используется политологами для демонстрации якобы полной самостоятельности, независимости буржуазного государства.

Чрезвычайная активность в {области политологии в США несомненно является проявлением идеологической активности правящих 1фугов США, их стремления подключить политологию к внешнеполитическим акциям США, направленных на достижение мировой гегемонии. Кризисы I97.4-I976 и 1980-1982. годов окончательно похоронили миф' о безкризисном развитии капитализма. Монополистическая буржуазия видит выход из кризиса в милитаризации экономики, что ведет к усилению военно-промышленного комплекса, который требует обеспечения своего интереса как в политике, так и в идеологии. Это находит глубокое отражение в американской политической философии.

Одна из задач буржуазного государства - предотвратить и распространение опыта социализма и разрушить влияние марксистской идеологии. Антисоветизм - одна из характерных черт современной буржуазной философии США.

Неверную интерпретацию политических явлений следует искать и в гносеологических и методологических ошибках буржуазных" философов. "Ни единому из этих профессоров, способных давать ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, раз речь заходит о философии. Почему? По той же причине, по которой ни единому црофессору политической экономии, способному давать саше ценные работы в области фактических, специальных исследований, нельзя верить ни в одном слове, раз речь заходит об общей теории политической экономии. Ибо эта последняя - такая же партийная наука в современном обществе, как и гносеология.В общем и целом профессора-экономисты не что иное, как ученые приказчики класса капиталистов, и профессора философии ученые приказчики теологов.

Задача марксистов и тут и там суметь усвоить себе и переработать те завоввания, которые делаются этими "приказчиками" ••• - и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и борвться со всей линией враждебных нам сил и классов."1

Философский основой многих теоретических потроений является: неопозитивизм, который, уходя от решения коренных, философских проблем, сосредоточивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки; функционализм, вычленяющий исследуемый объект в качестве целого, раскладывающий его на составные части и выявляющий их функциональную зависимость; прагматизм. Эти теории объединяет метафизичность, эмпиризм, идеализм, эклектизм, субъективизм. Говоря о гносеологических корнях идеализма, В.И. Ленин указывал: ". с точки зрения диалектического материализма, философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное . развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Дознание человека не есть . прямая линия, а хфивая линия:, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в

ГЛенин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 363-364. самостоятельную, целую, прямую1 линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет в болото, в поповщину (где ее закрепляет классовый интерес господствующих классов). Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелосщ>, субъективизм и субъективная слепота \/oiU (вот) гносологичес-кие корни идеализма.

Наиболее распространенные ошибки буржуазной политологии заключаются в следующем: демократия отождествляется с капиталистической экономикой; буржуазная демократия отрывается от социально-экономической структуры капитализма, от его базиса. Только диалектический подход к анализу общественных явлений оказывается продуктивным и позволяет дать объективную их оценку.

Буржуазные философы выполняют социальный заказ правящего класса, заинтересованного не только в сохранении экономической и политической власти, но и в ее обосновании, апологии. Ограниченность, неверная интерпретация фактов и явлений приводит к тому, что большинство буржуазных концепций не дает ожидаемых результатов. ". так называемая "современная демократия" . представляет из себя не что иное, как свободу проповедовать то, что буржуазии выгодно проповедовать, а выгодно ей проповедовать самые реакционные идеи, религию, мракобесие, р защиту эксплуататоров и т.п."

СожкнияН

ГЛенин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 321-322. р

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 28.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Останина, Ольга Александровна, 1984 год

1. Маркс: К., Энгельс Ф. Немецкая: идеология:. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., с. 7- 544.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии' црава. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 219-368.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

5. Маркс К. Критика политической экономии. Книга Ш Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 25, ч. I, с. 29-505;ч. П, с. 3-458.

6. Энгельс Ф. Об авторитете. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 18, с. 302-305.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 5-342.

8. Ленин В.И'. Что делать? Полн. собр. соч., т. 6, с. I-I92.

9. Лйнин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

10. Ленин В.И. Разногласия в европейском рабочем движении.

11. Полн. собр. соч., т. 20, с. 62-69.

12. Ленин В.И". Три источника и три составных части марксизма. Полн. собр. соч., т. 23, с. 40-48.

13. Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Полн. собр. соч., т. 25, с. 321-352.

14. Ленин В.И". Империализм как высшая стадия, капитализма. Полн. собр. соч., т. 27, с. 299-426.

15. Ленин В.И1. 0 двоевластии. Полн. собр. соч., т. 31, с.145-Г48.

16. Задачи пролетариата в нашей революции. Полн. собр. соч., т. 31, с. 149-186.

17. Ленин В.И. Государство и революция7. Полн. собр. соч., т. 33, с. I-I20.

18. Ленин В.И:. Один из коренных вопросов революции. Полн. собр. соч., г, 34, с. 200-207.

19. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. Полн. собр. соч., т. 37, с. 235-338.

20. Ленин В.И. Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата. Полн. собр. соч., т. 37, с. 491-510.

21. Ленин В.И. 0 государстве. Полн. собр. соч., т. 39, с.64-84.

22. Ленин В.И. 0 диктатуре пролетариата. Полн. собр. соч., т. 39, с. 259-26В.

23. Ленин В.И'. Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата. Полн. собр. соч., т. 40, с. 1-24.

24. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч., т. 41, с. I-I04.

25. Ленин В.И. Речь на заседании пленума Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов 28 февраля 192Г г. Полн. собр. соч., т. 42, с. 353-366.27

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.