Проблема сохранения гуманистических традиций образования в условиях глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Холостова, Татьяна Дмитриевна

  • Холостова, Татьяна Дмитриевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 165
Холостова, Татьяна Дмитриевна. Проблема сохранения гуманистических традиций образования в условиях глобализации: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2006. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Холостова, Татьяна Дмитриевна

Введение

Глава I Методологические проблемы философии образования в контексте социальной философии

1.1 Типы культуры и системы образования в исторической динамике

1.2 Проблемы образования в контексте гуманистических традиций отечественной социально-философской мысли

1.3 Философско-методологический анализ отечественной педагогической мысли

Глава II Основные тенденции формирования образовательной парадигмы в условиях глобализации

2.1 Глобализация как фактор и условие становления современной образовательной парадигмы

2.2 Современная философия образования и основные направления её развития.

2.3 Воздействие информационных технологий на образовательный процесс

2.4 Образование как гуманистический вектор глобализации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема сохранения гуманистических традиций образования в условиях глобализации»

В истории философии, науки и культуры в целом проблемы, связанные с образованием, имеют глубокие корни и традиции. Существует множество теорий, объясняющих, что такое образование, и еще больше проектов его преобразования, созданных величайшими умами человечества. Тем не менее, эта проблема до сих пор не утратила своей актуальности. Вневременный научный и общественный интерес к вопросам образования обусловлен «бессмертием» данного феномена. Образование возникает вместе с возникновением человеческого общества, является неотъемлемым условием его существования и исчезнуть может только вместе с исчезновением самого человека. Не было такой культурной эпохи, где бы «школа» отсутствовала. В той или иной форме, с теми или иными программами она существовала всегда. Образование - необходимый и естественный процесс «педагогически организованной» социализации личности. Он объединяет обучение и воспитание, обеспечивает культурную преемственность, подготавливает членов общества к выполнению социальных и профессиональных ролей. Обучение - это передача и усвоение знаний, умений, навыков, которые позволяют тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений, представляющих собой элементы культуры. Воспитание - это передача и усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. Одно невозможно без другого. Поэтому «семиотический» и «аксиологический» элементы неизбежно присутствуют во всех образовательных процессах. Другое дело, какова историческая форма и содержание этих элементов, чему, как, с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время.

С помощью образования индивид осваивает совокупность культурных ценностей, которые соответствуют не только его интересам, но и общественным ожиданиям. Поэтому общество активно влияет на процесс образования, рассматривая его как терминально-кондиционалыюе средство политики развития социума. Государство поддерживает необходимые, выгодные ему образовательные учреждения и закрывает другие, которые его не удовлетворяют. Оно создает одни учебно-воспитательные модели и отвергает те, которые находятся вне зоны его интересов. На каждом историческом этапе существует проблема - чему и как учить молодого человека, чтобы он в конкретных условиях мог выжить сам, продолжить свой, а значит, человеческий род и одновременно соответствовать насущным социальным потребностям. В этом смысле образование всегда выполняет определенный социальный заказ. Его особенности непосредственно зависят от специфики господствующих в обществе отношений. На сегодняшние общественные отношения, как и на все сферы человеческой жизни вообще, глубокий отпечаток накладывают процессы глобализации, которые стали символом социального времени и пространства начиная с конца прошлого столетия. Мировые интеграционные взаимосвязи коснулись не только основ социума, который под воздействием этих процессов трансформируется и меняет вектор своего развития, но они затронули и каждого отдельного человека, способ существования, смысл жизни, формы и методы воспроизводства. Во второй половине XX века человечество обнаружило, что стоит на грани глобальной катастрофы. Множество глобальных проблем -военных, экологических, демографических и т.д. - было воспринято им как некий «вызов», брошенный современной цивилизации. «Ответ» на него мог быть только совместным. Попыткой такого «ответа» и стал процесс глобализации.

Сегодня глобализм устанавливает во всем мире свои унифицированные законы, т.е. осуществляется процесс становления некоего единого и взаимосвязанного, управляемого мирового сообщества. На сущностном уровне глобализация предполагает установление взаимозависимости между людьми, включая все сферы общественной жизни. Этот процесс коренится в единстве человеческого сообщества как своеобразном природно-социальном организме. В связи с этим глобализация выступает как новый этап на пути к объединению человечества в условиях индустриального, постиндустриального и информационного общества.

Глобализация - явление сложное и противоречивое. Его «многослойность» обусловливает наличие различных интерпретаций данного процесса. Во-первых, понимание глобализации зависит от мировоззренческих позиций авторов, затрагивающих данную тему. Во-вторых, поскольку интерпретацией глобализации занимаются представители различных областей знания, важен аспект, на котором акцентируется внимание. В этом смысле современная концепция глобализации имеет множество аспектов: экономический, политологический, философский, культурологический, психологический, религиозный и т.д. Аргументы экономистов направлены на доказательство преимуществ общепланетарного хозяйственного пространства. Вряд ли кто будет оспаривать факты растущего разделения труда и увеличения могущества мирового рынка. В политологическом аспекте глобализация часто рассматривается как необходимость унификации общественного развития по канонам капиталистической модели политической жизни, нередко отождествляемой по своей сути с вестернианской или американской спецификой. Культурно-антропологический аспект сводится к тому, что глобализация - это космополитизм особого рода, который делает ставку на нового «гражданина мира».

Существуют различные подходы к пониманию глобализации в историческом плане. Естественной представляется попытка рассматривать ее как непрерывный общественный процесс, которым управляет некая «центростремительная» сила. Глобализация, как объективная историческая тенденция развития общества, - явление далеко не новое; в разных формах интеграционные процессы происходили всегда. Известны его античные проявления. Имперскую, основанную на силе идею о «мировом господстве», пытались осуществить еще в древности. В качестве другого примера «античной глобализации» можно привести нивелирование социальных институтов в Римской империи. Более поздняя «географическая» глобализация получила название колониализма. Интеграционные процессы, вызванные развитием капиталистического производства, привели к возникновению его высшей стадии - империализма и соответствующей форме глобализации. Однако большинство современных исследователей, хотя и считает глобализацию результатом общественной эволюции, видят в ней качественно новый период экономических, политических и идеологических отношений, в который человеческая цивилизация вступила во второй половине XX века.

Для современной глобализации характерны специфические интеграционные процессы, связанные с объединением человечества в единое «мегасообщество». Главным из них является универсализация человеческого бытия, а также непосредственно связанное с ней «трансграничное взаимодействие», которое проявляется в «размывании» существующих транспортных границ и интенсификации контактов на всевозможных уровнях в различных областях общественной жизни. Сущность универсализации заключается в том, что культурные «ценности», созданные человеком, имеют тенденцию по мере своего развития стандартизироваться, унифицироваться, становиться всеобщими. В идеале гуманистическая модель универсализации предполагает, что в глобальном мире достижения развитых стран будут быстрее становиться достоянием отстающих стран и разорванность планетарных полюсов станет сокращаться. В связи с этим выгоды универсализации, казалось бы, очевидны. Прежде всего они касаются возрастания экономической продуктивности и повышения уровня жизни. Появление новых форм коммуникации открывает новые возможности для культурного взаимодействия и обмена. Происходит укрепление единого мирового рынка, которое сопровождается углублением специализации, ростом международного разделения труда и выравниванием потребностей. Благодаря универсализации осуществляется распространение демократических идеалов, улучшаются социальные показатели во многих регионах мира (увеличивается продолжительность жизни, растет свобода человека от определенной среды и т.д.). Однако очевиден факт, что значительное расширение возможностей социума, человека и человечества, не снижают уровня проблемности их бытия.

Одновременно существует крайне негативная реакция на универсализацию и ее последствия. Противники глобализации полагают, что она ведет не к «общепланетарному счастью», а является средством разрешения внутренних проблем индустриально развитых стран во главе с США, которые они пытаются решить, прикрываясь «красивыми словами» о правах человека, демократии и т.д. В итоге, чем дальше заходит процесс глобализации и чем менее равномерно он протекает, тем больше усиливается его противоречивость и тем взрывоопаснее становится ситуация. Примером крайнего неприятия глобализации является движение антиглобализма.

Следует отметить, что «нападки» на глобализацию и утверждения, что за интеграционными тенденциями скрывается только стремление развитых стран установить удобный себе миропорядок, не всегда оправданны. Подобный подход к пониманию проблемы не учитывает общественно-исторический характер явления и то, что обществу и культуре присуще такое свойство, как самоорганизация, которая проявляется в смене парадигм развития от интеграции к дифференциации и обратно.

Проблема развития образования в условиях глобализации привлекает большое внимание многих философов, педагогов, социологов, психологов. По данной теме постоянно появляются новые печатные издания, публикуются коллективные сборники («Философия образования для XXI века». Сборник статей / Ред.-сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов. М., Логос, 1992), проводятся конференции и круглые столы («Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. 1995).

Собственно возникновение философии образования, дискуссии о ее статусе во многом обусловлены преддверием и развитием процесса глобализации. С одной стороны, философия образования является результатом интеграции различных научных сфер. С другой, поскольку глобализация ставит новые проблемы перед образованием, можно считать целесообразным, что эти проблемы должны обсуждаться в рамках особой научной дисциплины. Эти обстоятельства определяют и специфику интереса к взаимодействию философии и образования в условиях глобализации, и степень разработанности данной проблемы. Следует отметить в данном отношении работы Н.А. Алексеева, Н.А. Антипина, И.В. Бестужева-Лады, B.C. Библера, Б.И. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, А.Н. Джуринского, В.П.Зинченко, И.Ф. Кефели, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, A.M. Миклина, Н.Д. Никандрова, В.М. Розина, Н.С. Розова, А.И. Субетто, B.C. Швырева и других среди современных отечественных авторов, А. Барти, Т. Болнова, Т.Бранча, Г. Грэхема, Т. Литта, К. Роджерса, Г. Росса, А. Тжедвола, Дж.Фрайберга, И. Шеффлер и многих других - среди зарубежных мыслителей.

Основная цель данного исследования заключается в обосновании продуктивности взаимодействия философии и образования для сохранения гуманистических традиций в условиях глобализации. При этом особое внимание уделяется тому обстоятельству, что хотя глобализация - явление исторически закономерное, оно вызывает целый ряд негативных для человека последствий. В этом смысле слияние философии и образования способствует превращению последнего в фактор гуманизации глобализации. Для достижения указанной цели необходимо было разрешить следующие задачи:

- проанализировать основные направления и подходы в зарубежной и отечественной философии образования;

- выявить специфику изменений в системе образования в контексте социокультурной динамики;

- исследовать характер взаимодействия между глобализационным и образовательным процессами;

- определить проблемы и перспективы становления, развития и сохранения гуманистических традиций образования.

В качестве методологического основания для решения поставленных задач применялся диалектический метод, а также фундаментальные диалектические принципы и категории - всеобщей связи, единства части и целого, единичного, особенного и всеобщего и другие, - позволяющие выявить в многообразных явлениях современности основные тенденции ее развития. Культурно-исторический метод и системно-структурный подход были использованы для упорядочивания фактологического материала. Компаративный метод, в частности метод аналогий и противопоставлений, позволил проанализировать и сопоставить различные концепции и мнения, установить их тождество и различие. Научная база представлена философскими, культурологическими теориями, историческим и социологическим материалом.

Научная новизна исследования определяется достижением выдвинутой цели, решением поставленных задач и состоит в том, что:

- проанализированы основные подходы к проблеме взаимодействия философии и образования, имеющиеся в зарубежной и отечественной общественной мысли;

- рассмотрено изменение характера образования в контексте культурно-исторического развития;

- исследована специфика влияния на образование глобализации как объективного исторического процесса, обусловленного необходимостью решения глобальных общечеловеческих проблем;

- выявлено фундаментальное значение гуманизации образования как феномена, сглаживающего негативные последствия глобализации;

- утверждается необходимость модернизации традиционного образования, превращения его в «со-действие» учителя и ученика, благодаря которому реализуется возможность адекватного «ответа» на «вызовы» постоянно изменяющегося мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для решения методологических и мировоззренческих проблем, возникающих как в непосредственном ходе образовательного процесса, так и по его поводу. Важно, что это относится к процессу подготовки как самих философов, так и педагогов. В работе систематизирован большой по объему культурно-исторический материал, который целесообразно использовать при написании учебников и учебных пособий, чтении лекционных курсов и спецкурсов по философии, педагогике, психологии, антропологии, экологии. Ряд выдвинутых концептуальных положений может быть положен в основу дальнейших исследований по проблемам философии образования.

Структура исследования определяется его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Холостова, Татьяна Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В самом широком смысле философия образования представляет собой область знания, в которой исследуются общая теоретическая проблематика, цели, направленность и ценностные основания образования, принципы формирования и развития его содержания с учётом человекомерности образовательной практики. Как самостоятельная дисциплина она складывается на Западе в 1960-е годы. В это время формируются ее основные направления — аналитическое, критико-рационалистическое, антрополого-педагогическое, критико-эмансипаторскоё, социально-критическое, каждое из которых ориентируется на определенный тип философствования. Среди причин появления новой отрасли знания следует выделить: во-первых -кризис традиционной системы образования. Массовое недовольство традиционными методами обучения вызвало к жизни широкое общественное движение за его демократическое реформирование. Во-вторых -необходимость реинтерпретации методологических, ценностно-нормативных, социокультурных и институциональных проблем образования в контексте существенно изменяющейся системы социальной детерминации. В-третьих -объективная потребность в синтезе философии и педагогики с целью осмысления и выражения интеграционных процессов, происходящих в западном обществе, результатом которых она и являлась. Как результат наиболее влиятельными течениями внутри западной философии образования стали те, которые были критически настроены по отношению к официальной системе образования и ратовали за ее гуманизацию.

Прежде всего следует отметить роль «социально-эмансипаторского» направления и его ответвления - «социально-критической» педагогики. Представители реформаторского крыла увидели в традиционной школе отрасль «индустрии», которая, намеренно используя методы стандартизации, выпускает не людей, а товар. «Педагогическая антропология», связанная с экзистенциальной философией, также считала официальную систему образования абсолютно непродуктивной. Образование вообще, с её точки зрения, не должно быть системой, заключенной в рамки «технологически» планируемого процесса. Определилось требование отказа в развитии образования от привычных методов и необходимости расширения круга педагогического воздействия, изменения «педагогической атмосферы». Последняя предопределяла не «процесс обучения», а опиралась на концепцию «встреч» учителя и ученика. Обучение, таким образом, становится эмоциональным взаимодействием дружественных субъектов. «Социально-эмансипаторское» направление и «педагогическая антропология» привнесли в концептуальное видение развития гуманистического образования идею «самореализации» личности.

Что касается России, то интерес к проблемам взаимодействия философии и педагогики активизировался в перестроечный период. Были подведены некоторые итоги попыток синтезировать философию и образование в России (Н.Г. Алексеев, И.Н. Семенов, B.C. Швырёв). Появились гуманистические интерпретации их взаимодействия, исходившие из того, что методами одной лишь социализации проблемы формирования конкретной личности решить невозможно. Необходимо учитывать экзистенциальную сущность ребенка, его права на свободное самоопределение, индивидуальные образ жизни и мировоззрение.

Сегодня многие российские исследователи рассматривают философию образования как факт, считают ее необходимой для решения современных педагогических проблем. Это, тем не менее, не исключает и факта наличия точек зрения о незавершённости процесса становления философии образования как науки.

В России ведутся дискуссии о месте и роли философии образования. Это связано не только с интенсификацией контактов российских ученых с западными коллегами, но и новыми реалиями конца XX начала XXI века, когда Россия, как и Запад, оказалась втянутой в интеграционные процессы, свойственные эпохе глобализации, и стала перед необходимостью решать те проблемы, которые были названы глобальными.

В этот период было положено начало междисциплинарным исследованиям в области глобальных проблем, касающихся не отдельной страны, а всего человечества. Их возникновение - закономерный результат эволюции индустриального общества с присущими ему ценностными ориентациями. Следуя своей «парадигме», оно из «общества изобилия» превратилось в «общество всеобщего риска». Таким образом, в исследовании процесса глобализации обозначилась предметная область поиска ответов на решение глобальных вопросов.

Человечество столкнулось с неизвестными проблемами, которые необходимо незамедлительно решать на новом качественном уровне культуры и духовности. У человека появились принципиально новые возможности для их разрешения. Специфика нашего времени заключается в том, что эти проблемы и возможности в сумме своей и создали условия для пересмотра отношений человека к себе и к другим людям. Они же обусловили необходимость нового типа общения, как на индивидуальном, так и международном уровне, что в свою очередь невозможно без обновления образования, призванного гуманизировать общество и изменить традиционные стереотипы индивидуального поведения. В итоге в центре системы образования оказалась личность, способная к самореализации в творческом диалоге.

Образование само подвержено воздействию глобализации. С точки зрения ее апологетов, это лишь увеличивает «роскошь человеческого общения», расширяет его пространственные рамки и ускоряет временные возможности. Но она же стремительно увеличивает разрыв между уровнем образовательной подготовки человека, его реальными возможностями и тем, что требует от него общество. Это происходит за счет непрерывного увеличения объема информации, необходимой для усвоения, с одной стороны, и несоответствия существующей образовательной модели современным темпам общественного развития, с другой. В своём Послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин указал, что для того, «чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции - мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Понимаю, - крайне трудная задача. Но решить её мы можем и решить её мы можем только сами» (96). Задачей образования становится подготовка следующего поколения специалистов к управлению не просто изменившимся миром, а изменениями, происходящими в глобальном мире. Она является общей для всех стран независимо от уровня их развития, так как эти изменения происходят везде. Их скорость будет нарастать. Поэтому успех сегодняшних выпускников будет определяться тем, насколько состоятельными они окажутся в предвидении этих изменений, как быстро смогут на них реагировать и к ним адаптироваться. Еще большее значение будет иметь формирование у них способности производить на основе этого предвидения позитивные изменения в соответствии с объективными тенденциями развития сообщества наций в различных сферах общественной жизни.

Модернизация образования необходима, но существует проблема различий в её понимании. Одни считают, что модернизация должна опираться на исторический опыт, на традицию. Другие полагают, что традиционное образование неприемлемо полностью. Модернизация образования должна, опираясь на гуманистические традиции образования, основываться на перестройке личностных установок учителя, реализующихся при его взаимодействии с учащимися в русле гуманистических традиций.

Россия занимает в мире особое место, она должна сохранить «наработанные веками и десятилетиями преимущества национальной системы образования. . Все звенья образовательной системы в России, от дошкольных учреждений до вузовской науки, должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами, а сама эта система обязана стать стабильной, современной и понятной людям» (95).Поэтому программа её стратегии в области образования должна быть составлена на основе лучших гуманистических традициях. Возвращение к национальным богатствам культуры, позволит возродить россиянина-патриота. Требуется большая, серьёзная работа над нравственными и моральными качествами сегодняшнего подрастающего поколения. Особая роль принадлежит семье, нуждающейся в экономической и нравственной поддержке. Возрождение коллективов в самом широком смысле этого слова: в школе, высшем учебном заведении, на предприятии - основа единства народа. Для решения такой задачи нужны Учителя, осознающие свою работу, как дело государственной важности, видящие себя коллегами, друзьями, помощниками обучающихся - людей, входящих в мир и осваивающих его культурные и цивилизационные ценности. При этом качество работы учителя будет определяться результатами его взаимодействия с семьёй и социальными институтами, обеспечивающими развитие образования. Для этого необходимо непрерывное и опережающее образование самого учителя, живущего в стремительно изменяющемся мире.

Образование, как процесс формирования личности, включающий две неотъемлемые составляющие: обучение и воспитание, ни при каких условиях не заканчивается с получением аттестата или диплома. Человек продолжает совершенствовать себя самостоятельно или с помощью специалистов на протяжении всей жизни. Соединив эти основные положения современного образования, мы только тогда сможем говорить о настоящем гуманистическом образовании, без которого нет возможности плодотворно жить в XXI веке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Холостова, Татьяна Дмитриевна, 2006 год

1. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол "МЭ и МО" // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 4. - С.37-52.

2. Алексеев Н., Семёнов И., Швырёв В. Философия образования // Высшее образование в России. 1997. -№ 3. - С. 88-94.

3. Алексеев Н.Г. Философия образования и технология образования // Вопросы философии. 1995. - № 11. - С. 17.

4. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: биографии, идеи, труды. М.: Академический Проект. - 2002. - 1152 с.

5. Антипин Н.А. Философия образования: современные проблемы и подходы к их решению // Образованная Россия: специалист XXI века. Проблемы Российского образования на рубеже третьего тысячелетия. -С-Пб., 1997.-С. 111-115.

6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX века. М., 1998. - 270 с.

7. Бек У. Что такое глобализация. М., 2001. - 304 с.

8. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13т. -Т. 6. - М., 1954. -С.286.

9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13т. Т. 8. - М., 1955. -С.269.

10. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13т. Т. 8. - М., 1955. -С.614.

11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — В 13т. Т. 7. М., 1955. -С.195.

12. Белопольская Т.Н. Использование компьютерных технологий в современном образовании. // Образование и молодёжная политика в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002 года. С-Пб, 2002. - С. 59-60.

13. Бестужев-Лада И.В. Народное образование: философия против утопии // Вопросы философии. 1995. -№ 11.-С. 17-20.

14. Библер B.C. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. Вып. 1. -С. 159-183.

15. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002.-208 с.

16. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого век: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. — 2-ое изд. -М.: Изд-во УРАО, 1998. 116 с.

17. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2 т. - Т.2. - М.: Педагогика, 1979. - 399 с.

18. Блонский П.П. Педология. М.: Изд-во Владос, 2000. - 288 с.

19. Бордовский Г.А. Об истории реформ российского педагогического образования. Образование и молодёжная политика в современной России. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002 года. С. 31-35.

20. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена С-Пб.: Изд. РГПУ, 1998. - 127 с.

21. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 15-20.

22. Ванюрихин Г.И. Образование как развитие // CREDO NEW Теоретический журнал. 2004. - № 2. - С. 129-135.

23. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров; сост.: Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

24. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы. М.: Изд-во УРАО, 2003 - 232 с.

25. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М., 1996. - 130 с.

26. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика-пресс, 1996.-533 с.

27. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. // Классный руководитель. 2000. - № 3. - С. 6-38.

28. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Уч. пос. для вузов. 5-е изд. -М.:КДУ, 2005.-336 с.

29. Гастев А.К. Социальные установки. // У истоков НОТ: забытые дискуссии и нереализованные идеи. Л., 1990. - 103 с.

30. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30 т. - Т. 7. - М., 1956. - 189 с.

31. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентиров. образоват. концепций). М.: ИнтерДиалектН, 1997. - 697 с.

32. Гессен С.Н. Основы педагогики. Введ. в прикл. философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

33. Глобализация в экономике и образовании. / Сборник докладов международной конференции (20-22 сентября 1998 г.) Барнаул, 1999. -123 с.

34. Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. Материалы Международной конференции. С-Пб., 2001. - 139 с.

35. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. М.: Новая школа, 2001. - 176 с.

36. Горский А.В. Воспитание и образование в традиционных и нетрадиционных цивилизациях. Образование и молодёжная политика в современной России. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002 года С-Пб, 2002. - С. 65-67.

37. Гревс И.М. Два педагогических идеала. // Вестник высшей школы. -1989.-№4.-С. 67-73.

38. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. - М.: Искусство, 1984.-350 с.

39. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования. / РАО, Вестник. 2000. - №7. - С. 7-9.

40. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для вузов по пед. специальностям. М.: ВЛАДОС, 1999. - 430 с.

41. Дилигенский Г. Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсрветского сознания: Соц.-психол. исслед. М.: ИМЭМО 1998. -134с.

42. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // В кн.: Культурология. XX век: Антология. М., 1995. - С. 213-255.

43. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: «Педагогика-Пресс», 2000. ^ 384с.

44. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. -№ 30, ст. 1797).

45. Залкинд А.Б. Педология. Утопия и реальность. / Серия: Символы времени. Изд.: Аграф, 2001. - 464 с.

46. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.-452 с.

47. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Шк.-пресс, 1996.-271 с.

48. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997. -№5.-С. 4-17.

49. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Самара: Живое знание, 1998. - 216 с.

50. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века.-В 2т.-Т. 1.-М., 1952.-С. 491.

51. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Москва: "Логос", 2000. - 304 с.

52. История философии в СССР. В 5 т. - Т. 3. - М., 1968. - 354 с.

53. Кант И. О педагогике. Трактаты и письма. М., 1980. - С. 445-490.

54. Кантемир А.Д. Сочинения, письма, избранные переводы. С-Пб., 1867. -С. 204.

55. Карамзин Н.И. Избранные сочинения. В 2 т. - Т. 2. - M.-JL, 1964. -С.282.

56. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. -Изд. 4-е, испр. М.: Академический Проект, 2001. - 314 с.

57. Кефели И.Ф. Память о советской культуре в глобальном веке. // Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций 21 века. / Материалы научной конференции 6 июня 2003. С-Пб. - С. 4-10.

58. Кефели И.Ф. Россия перед выбором: глобализм, геополитика, идеология. // Гуманизм, глобализм и будущее России. / Материалы Международной научной конференции. С-Пб., 2002. - С. 16.

59. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Внешкольник. -2002. -№ 6. С. 1-16.

60. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией. // Педагогика. 1997. - №6. - С. 24-31.

61. Краевский В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа. // Гуманизация образования. 1994. - №1. с. 42-44.

62. Крижанич Ю. Политика. М., 1965. - С. 454.

63. Крижанич Ю. Русское государство в первой половине XVII в. / Политика/ Рукопись времён царя Алексея Михайловича. В 6 вып. Вып.2.-М., I860.- 174с.

64. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. - М., 1957.

65. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблемы гуманитаризации образования. -М., 1990.- 117 с.

66. Культурология. Учебное пособие. Кн. 3. Пути развития отечественной культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляев. С-Пб.: ООО Издательство «Петрополис», 2003. - 169 с.

67. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. РАН, 1995. - 271 с.

68. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 602 с.

69. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 26. - С. 107.

70. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Прогресс, 1983. -253с.

71. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

72. Лисовский В.Т. Путь в студенты. // Образование и молодёжная политика в современной России. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002 года. С-Пб, 2002. - С. 9-20.

73. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994. - 456 с.

74. Луговой А.А. Человек русской культуры в контексте глобализма. // Гуманизм, глобализм и будущее России. / Материалы Международной конференции 15 ноября 2002. Санкт-Петербург. - С. 191.

75. Макаренко А.С. Собрание сочинений. В 5т. - М., 1951.

76. Малинин В.И., Шацкий С.Т., Фрадкин Ф.А. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989.-223 с.

77. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М., 1957. - 278 с.

78. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. С-Пб, Изд. группа "Евразия", 1997. - 430 с.

79. Миклин A.M. Гуманитарная культура как критерий прогресса системы образования. // Советская культура в контексте истории XX века. / Материалы научной конференции. С-Пб., 2000. - С. 89-90.

80. Михайлов Ф.Т. Образование как философская проблема. // Вопросы философии 1995.-№ И.-С. 13-18.

81. Монтень М. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991. - 656 с.

82. Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. /Научно-исслед. НИИ высшего образования. / Отв. ред. Н.Н.Нечаев. М.: НИИВО, 1995.- 156 с.

83. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика 1998. № 4. - С. 3-8.

84. Новая парадигма развития России. / Под ред. В.А. Коптюга, В.М.Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е. - Москва-Иркутск: Изд-во "Academia", 2000. - 460 с.

85. Новиков Н.И. Избранные сочинения. М.: Учпедгиз, 1959. - 256 с.

86. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. / Серия: (Philisophy) Авторский сборник. Издательство АСЕ, 2001. - 512 с.

87. Ортега-и-Гассет X. Камень и небо. М.: Грантъ, 2000. - 288 с.

88. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. - 302 с.

89. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Междунар. Пед. академия, 1994. - 680 с.

90. Пикалов Г.А. Образовательный кризис в России и новая образовательная политика. // Образование и молодёжная политика в современной России. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002. С-Пб - С. 116-118.

91. Повесть временных лет. Ч. 1. М.-Л., 1950. - С. 118.

92. Путин В.В. Выступление на VII съезде Российского Союза ректоров 6-7 декабря 2002 г. / Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2003. -№ 1.-С. 9-13.

93. Путин В.В. Вступительное слово на заседании Совета по науке, технологиям и образованию. // Российская газета. 2004. - 25 октября.

94. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2004. - 26 мая.

95. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 1.-М., 1956.-С. 278.

96. Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрреволюция? // Мировая экономика и международные отношения. -1999. -№ 7. С. 118-124.

97. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Изд. Смысл, 2002. -528с.

98. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

99. Розин В. М. Философия образования как предмет общего дела. // Вопросы философии. 1995.-№ 11.-С. 57.

100. Розов М. А. От зерен фасоли к зернам истины // Вопросы философии. -1990.-№7.-С. 42-50.

101. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР. 1958.-214 с.

102. Русинов Ф., Журавлев А., Кулапов М. Эволюция образовательных систем в цивилизационном аспекте. // Высшее образование в России. — 1997. -№ 1.-С. 108-118.

103. Словарь по культурологии. В 2 кн. / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб.: Петрополис БГТУ «Военмех», 2003.

104. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как объект философско-социологического анализа. // Credo. 1999. - №5. - С. 17.

105. Сорокин П.А. Система социологии. В 2 т. - М.: Наука, 1993.

106. Сошнев А.Н Образование в эпоху социальной глобализации: подходы к анализу. // Образование и молодёжная политика в современной России. /

107. Материалы всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002 года. С-Пб., 2002. - С. 130-133.

108. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. С-Пб.-М., 2000.-498 с.

109. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

110. Татищев В.Н. Избранные произведения. JL: Наука, 1979. - 359 с.

111. Толстой JI.H. О народном образовании. // История педагогики в России. / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1999. - С. 87-89.

112. Толстой JI.H. Полн. Собр. Соч. Т. 39. С. 7.

113. Толстой JI.H. Полн. Собр. Соч. Т. 53. С. 150.

114. Тоффлер О. Третья волна. Изд. ACT, 2002. - 784 с.

115. Туроу JI. Будущее капитализма. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.-431 с.

116. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

117. Филиппов В. Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности. // Воспитание школьников. 2000. - № 4. - С. 510.

118. Философия образования для XXI века. // Сборник статей / Ред.-сост. Н.Н.Пахомов, Ю.Б. Тупталов. М.: Магистр, 1992. - 208 с.

119. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного круглого стола) // Вопросы философии. — 1996. — № 11.-С. 3-34.

120. Философские и общественно политические произведения петрашевцев. -М., 1953.-607 с.

121. Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. -Владос, 1999.-368 с.

122. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С-Пб.: Алетейя, 1999. - 497 с.

123. Холостова Т.Д. Воспитание и обучение личности. // Образование и молодёжная политика в современной России. / Материалы всероссийской научно-практической конференции 26-28 сентября 2002 года. С-Пб. 2002.-С. 286-287.

124. Холостова Т.Д. Необходимость психологической службы в школьном воспитании. / Научное сообщение к международной конференции. Выпуск 1,26-28 октября 1993-С-Пб.: УПМ.-С. 102-103.

125. Холостова Т.Д. Нравственные ценности в современной России. // Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века. / Материалы научной конференции С-Пб., 6 июня 2003. - С. 138139.

126. Холостова Т.Д. Образование как элемент духовной и социальной культуры. // I Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения -2004. Российское общество и вызовы глобализации. 7-8 декабря 2004 года. Москва, МГУ, 2005. - С. 607-610.

127. Холостова Т.Д. Психотренинг на уроках английского языка. // Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» Москва, 1997. -№4.-С. 31-33

128. Холостова Т.Д. Социализация учащихся посредством праздников стран изучаемого языка. // Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе» Москва, 2004. - № 1. - С. 32-36.

129. Холостова Т.Д. Учитель профессия особенная. // Международная конференция Образовательная политика на рубеже XX-XXI вв. - С-Пб. УПМ, 1994.-С. 88-89.

130. Хуторской А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе. // Педагогика 2000. № 8. - С. 9-20.

131. Цивилизация, культура, личность. / Под ред. В.Ж. Келле М., 1999. -224с.

132. Черная Л.А. Русская мысль второй половины XVII начала XVIII в. о природе человека. // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. / Под ред. А.Я. Гуревича. - М., 1990. - С. 201-202.

133. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. В 16 т. - Т. 3. - М., 1947.-С. 229.

134. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Т. 4. - М.: Педагогика, 1964. -С. 179-184.

135. Швырев B.C. Философия и стратегия образования. // Вопросы философии. 1995. -№ 11.- С. 3.

136. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. / Историческая хрестоматия. Вып. 1. - М., 1992. - С. 98-99.

137. Шпенглер О. Закат Европы: (Сборник: Переводов). Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-637 с.

138. Шульгин В.Р. На путях к политехнизму. М., 1930. 211 с.

139. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика / Г.П. Щедровицкий, В.Д. Розин, Н.Г. Алексеев, Н.И. Непомнящая. М.: Касталь, 1992. - 414 с.

140. Экономцев И. Православие, Византия, Россия. М.: Христиан, лит., 1992.-233 с.

141. Эльконин Б.Д., Зинченко В.П. Психология развития (по мотивам Л.Выготского). -М.: Тривола, 1994. 167 с.

142. Эстетика Ренессанса. В 2 т. Антология. Т. 1. — М.: Искусство, 1981. — С.186.

143. Ярская В.Н. Философская концепция гуманитаризации образовани. // Проблемы гуманитаризации высшего технического образования. -Саратов: СГУ, 1992. С. 99-103.

144. Bennet F. Education & future // Educational Technology & Society. 1999. -Vol. 2(1)-P. 57-60.

145. Bollnow O.F. Die padagogische Atmosphare. Hdlb., 1964. - 114 p.

146. Clark Т., Else D. Distance Education Electronic Networking, and School Policy. Bloomington, Ind.: Phi Delta Educational Foundation, 1998. - 53 p.

147. Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow. New Brunswick (US)-London (UK), 1996.-148 p.

148. Durkheim E. Education Morale. Glencoe, 111.: Free Press, 1961 -228 p.

149. Durkheim E. Education and Sociology. P., 1956. - 230 p.

150. Garnoy M. Globalization and Education Reform: What planners need to know. Paris: International Institute for Educational Planning (HEP), 1999. -96 p.

151. Gates В. The Road Ahead. -N.Y.: Viking, 1995. 286 p.

152. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, CA: Stanford University Press, 1990. - 186 p.

153. Hirst P., Thompson G. Globalization in Question. The International Economy and the Possibilities of Governance. Cambridge, UK; Maiden, MA: Polity, 1999.-318 p.

154. Holt J. Escape from childhood: the needs and rights of children. Harmondsworth. New York: E.P. Dutton, 1974. - 286 p.

155. Kissinger H. America at the Apex. Empire or Leader? // The National Interest, Summer 2001. P. 10.

156. Kissinger H. Does America need a foreign policy? N.Y.: Simon & Schuster, 2001.-318 p.

157. Klafki W. Neue Studien zur Bildungstheorie und Didakti. Weinheim: Basel, 1985.-112 p.

158. Litt T. Freiheit und Lebensordnung: zur Philosophie und Padagogik der Demokratie. Heidelberg: Quelle & Meyer, 1962. - 171 p.

159. Ludlow В., Duff M. Distance Education and Tomorrow's Schools. -Bloomington, Ind.: Phi Delta Kappa Educational Foundation, 1998. 55 p.

160. Mannoni M. The Child, his "Illness", and Others. = L'enfant, samaladie et les autres. New York: Panteon Books, 1970. - 286 p.

161. Maslow A. H. A Theory of Human Motivation / Originally Published in Psychological Review, 50. 1999. - P. 370 - 396.

162. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Oxford, UK; Cambridge, Mass., USA: Basil Blackwell, 1990. - 168 p.

163. Naisbitt J. Global Paradox: the Bigger the World Economy, the More Powerful Its Smallest Players. New York: Morrow, 1994. - 304 p.

164. Orr D.W. Earth in Mind: on education, environment, and human prospect. -Washington, DC: Island Press, 2004.-221 p.

165. Peters R. St. Education and the Education of Teachers. London; Boston: Routledge & K. Paul, 1977. - 195 p.

166. Roth H. Padogogische Antropologie. Hanover, 1966. - 195 p.

167. Sheffler I. Of Human Potential: an Essay of Philosophy of Education. -London; Boston: Roulledge & Kegan Paul, 1985. 141 p.

168. Toffler A. Creating a New Civilization: the Politics of Third Wave. Atlanta: Turner Pub.; Kansas City, Mo.: Universal Press Syndicate Company, 1995. -112 p.

169. Towards the Global University: Strategies for the Third Millenium. // A Four Day International Conference. / Vince International Conference Centre, Tours, Joire Valley, France. 7-10 April 1998.

170. Veliz C. The New World of the Gothic Fox: culture and economy in English and Spanish America. -London, England: University of California Press, 1994. -P.254.

171. Verene D. Ph. The Art of Human Education. Ithaca: Cornell University Press, 2002. - 80 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.