Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Иванова, Татьяна Владимировна

  • Иванова, Татьяна Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 142
Иванова, Татьяна Владимировна. Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2001. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванова, Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ВДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Г.П.ФЕДОТОВА

§ 1. Историософия Г.П.Федотова в КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ мысли.

§ 2. Г.П.Федотов и современники: линии сближения и расхождения.

Глава II. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Смысл свободы, ее генезис и развитие в европейской культуре.

§ 2. Становление и судьба свободы в России.

Глава III. О ПЕРСПЕКТИВАХ СВОБОДЫ В РУСЛЕ ПОИСКОВ «НОВОГО ГРАДА»

§ 1. Культурно-историческое кредо и социальная программа Г.П.федотова.

§2. Проект будущего России и мира в контексте свободы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова»

Актуальность темы исследования. В условиях общественно-политических перемен, происходящих в России, большое значение приобретает осмысление социокультурного опыта народа, обращение к его традициям. Поэтому видится важным изучение отечественного философского наследия, особенно той его части, которая в недавнем прошлом по идеологическим причинам была игнорирована. Состоявшееся в последние десятилетия знакомство с духовным наследием представителей русского зарубежья обнаружило самобытные подходы к решению проблем, актуальных и в наши дни.

Среди мыслителей, принадлежавших русскому зарубежью, несомненный интерес представляет фигура оригинального философа и мастера публицистики Георгия Петровича Федотова (1886-1951). В общественной мысли XX века Г.П.Федотов выступает в роли «посредника», соединяющего своим творчеством западную и российскую культуры. Большая часть его произведений написана в эмиграции, однако в центре их всегда находилась тема России, ее история, рассматриваемая в контексте динамики мировой культуры. В историческом познании России он сосредоточил внимание на сфере духовной жизни, обратился к миру духовной культуры народа и отстаивал идею его многомерности. Универсальный характер и внутреннее единство истории Федотов видел прежде всего в культурно-историческом творчестве народа, выражающемся через усвоение и создание общечеловеческих ценностей.

Г.П.Федотовым был выдвинут ряд новых вопросов, не получивших достаточного развития у его современников. Некоторые из проблем, рассмотренных Федотовым, находятся в центре современных дискуссий о будущем России и мира в целом. Это, прежде всего, тема сущности и судьбы свободы, ее места и роли в национально-государственном строительстве, формировании национального самосознания. Главными вехами духовного и национального созревания европейских народов Федотов считал их завоевания в области политической свободы и творческой свободы личности. В освоении культурного наследия, выработанного христианской Европой, при одновременном безусловном сохранении национального характера духовности, мыслитель видел важные начала для возрождения России.

Предпринятая Г.П.Федотовым попытка исследования сущности и ценности свободы охватывает двухтысячелетнюю христианскую историю во всем ее многообразии и единстве. В этом контексте им подробно исследовалась сложная и противоречивая судьба становления свободы как в странах Европы, так и в России.

Оставаясь религиозным мыслителем, Г.Федотов органично сочетал христианско-гуманистические нормы с конкретно-историческим анализом, историософский оптимизм с политическим реализмом. Социально-философская позиция мыслителя отчетливо выражена в его проектах «социального христианства» и «всемирной федерации», осуществление которых он видел в перспективе новых достижений «не мнимой, а подлинной» свободы, которая всегда будет оставаться идеальной целью, направляющей усилия людей на ее достижение.

Мысль Г.П.Федотова была обращена к проблематике, традиционной для русской философии XX века, включающей в себя вопросы о судьбах культуры и цивилизации, религии и общества, России и Запада, о месте России в мире, о перспективах и смысле истории. Однако в поиске ответов на эти вопросы Г.П.Федотов, опираясь на философское осмысление культурно-исторического опыта, не только высказывал идеи, созвучные философским интенциям своей эпохи, но и предвидел проблемы, требующие разрешения сегодня. Многие его историософские выводы и прогнозы поразительно актуальны и современны.

Осмысление наследия Г.П.Федотова позволяет лучше уяснить проблемы России в контексте современного мирового процесса, который характеризуется образованием взаимосвязанного, взаимозависимого, целостного мира. В XXI столетии, наряду с расширяющимися экономическими возможностями, технологическими успехами, демократическими преобразованиями, культурными достижениями, со всей очевидностью обнаруживается проблема свободы как условия добровольного и ненасильственного становления нового миропорядка. В связи с этим представляют интерес мысли, высказанные Г.Федотовым по поводу способности России к свободной исторической деятельности совместно с другими народами и государствами.

Поэтому, на наш взгляд, философско-публицистическое наследие Г.П.Федотова заслуживает серьезного анализа в плане как дальнейшего изучения истории русской философской мысли, так и осмысления многих реалий и проблем современной действительности.

Степень разработанности темы. Творчество Г.П.Федотова вряд ли можно считать понятым и осмысленным до конца. Исследовательская литература о Федотове количественно значительно уступает соответствующим работам о Н.А.Бердяеве, С.Н.Булгакове, С.Л.Франке, Н.О.Лосском, И.А.Ильине, П.Б.Струве, Б.П.Вышеславцеве и др. Его имени мы не встретим в известных трудах В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоров-ского1. Возможно это связано с относительно молодым возрастом и более поздним, по сравнению со своими старшими современниками, появлением основных работ мыслителя, а также с устойчиво закрепившимся за ним в См. например: Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. - Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991. русской эмиграции имиджем публициста. Именно как публициста знали и ценили его философы и историки русского зарубежья, а церковь видела в нем, прежде всего, специалиста по агиографии (житиям святых). Работы, написанные о Г.П.Федотове деятелями русской эмиграции, к сожалению, не были всесторонним и систематическим рассмотрением его концепции. Однако размышления о специфике национального самосознания, новые акценты, сделанные Г.Федотовым в постижении русской истории и культуры с позиций христианства, вопросы о судьбе свободы, экуменическая тема, представленная в его статьях, обусловили интерес к творчеству мыслителя еще в эмигрантской среде. Существуют ряд рецензий, откликов, выступлений о федотовской публицистике Н.А.Бердяева, П.М.Бицилли, Ю.П.Иваска, Ф.А.Степуна и др.2. Как видный деятель и теоретик экуменического движения, крупный религиозный мыслитель, внесший значительный вклад в изучение русской агиографии и русской духовной культуры в целом, чье видение органично сочетается с традициями христианства, Г.П.Федотов представлен в статьях авторов русского зарубежья, опубликованных уже после его смерти3.

В советский период имя Г.П.Федотова, по вполне понятным причинам, было мало известно, а изучение его работ долгое время практически не входило в сферу научных интересов специалистов по истории философии. Его книги и статьи пришли в Россию в годы перестройки; так, в 1990 году вышла в свет его книга, написанная еще в 1931 г., - «Святые Древней

2 Бердяев Н.А. Из записной тетради // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1995. - № XLIII; Бицилли П.М. Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский // Современные записки. - Париж, 1928. - № 36; Иваск Ю.П. Рец. на кн. Федотов Г.П. Лицо России. Сб.статей (19181931). - Париж, 1967; Степун Ф.А. Г.П.Федотов // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1957. - № 49; Шмеман А. Рец. на кн.: Федотов Г.П, Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. -Нью-Йорк, 1957. - № 51; Его же: Рец. на кн.: Федотов Г.П. Новый Град. Нью-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. - Нью-Йорк, 1952. -№3.

3 Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1974; Иваск Ю.П. Г.П.Федотов // Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей. Под.ред. Н.П.Полторацкого. - Питтсбург, 1975; Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1951.-№ 27 и др.

Руси», позднее были изданы и стали доступными и некоторые другие важные сочинения Г.П.Федотова4.

В настоящее время в отечественной науке имеется достаточное количество исследований, связанных с разными аспектами творчества мыслителя, но, к сожалению, специальной монографии, посвященной Г.П.Федотову, пока не издано.

Первые публикации Г.П.Федотова, появившиеся у нас за последнее десятилетие, как правило, сопровождались небольшими вступительными статьями обзорного характера, которые, тем не менее, позволили ввести многие источники в научный оборот5; позднее появились более содержательные работы в специализированных изданиях6. В отдельную группу можно выделить работы, знакомящие с личностью, судьбой и общим мировоззрением мыслителя7. Некоторые авторы рассматривают идеи Г.П.Федотова в системе идей или направлений мысли других представите

4 После монографии «Святые Древней Руси». (М., 1990) были переизданы: «Стихи духовные».

- М., 1991; «Святой Филипп митрополит Московский». - М., 1991; «Судьба и грехи России» -сборник статей в двух томах, подготовленный В.Ф.Бойковым. - СПб., Т.1 - 1991, Т.2 - 1992, а также пять томов двенадцатитомного собрания сочинений Г.П.Федотова (составление и вступительная статья С.С.Бычкова, примечания М.Г.Галахтина): т.1 - М.,1996, т.2 - М.,1998, тг.З и 8 - М.,2000, т.10-М.,2001.

5 Борисов В. Г.П.Федотов (1886-1951). Историческая публицистика // Новый мир. - М., 1988. -№ 4.; Бочаров С.Г. Г.П.Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. - М., 1990. - № 2.; Исупов К.Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. - М., 1991. - № 3; Сербиненко В.В. Предисловие к публикации // Вопросы философии.

- М., 1990. - № 8; Топоров В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге «Святые Древней Руси» // Наше наследие. - М., 1988. - № 4.

6 Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) // Г.П.Федотов о судьбе русской интеллигенции. - М., 1991.; Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О социальной философии Г.П.Федотова) // Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Изб.ст. - СПб., 1994.; Померанц Г.С. Г.П. Федотов - философ свободы и святыни // Человек - М., 1991. - № 1.; Сербиненко В.В. Спор об антихристе: Вл.Соловьев и Г.Федотов // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.2. - М., 1990.

7 Бычков С.С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 1911-1925 гг. - М., 1996.; Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П.Федотова // Советские архивы. - М., 1991. - № 6.; Иваск Ю.П. Молчание. (Памяти Георгия Петровича Федотова) // Г.П. Федотов. Святой Филипп митрополит Московский. - М., 1991; Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. - М., 1994; Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) // Федотов Г.П. Лицо России. Статьи 1918-1930. - Париж, 1988; Яновский B.C. Поля Елисейские -СПб., 1993. Q лей философии русского зарубежья . В ряде публикаций предпринята попытка дать общую характеристику религиозно-философской концепции мыслителя. В частности, в работах В.Ф.Бойкова, Ф.И.Гиренка, В.В.Сербиненко9 внимание авторов сконцентрировано на идейных, философских, исторических, а также футурологических аспектах концепции Г.П.Федотова. Выделенную группу исследований характеризует признание за религиозно-философскими, историко-культурными идеями мыслителя безусловной ценности и актуальности для современности. В литературе, представленной работами А.В.Меня, В.Б.Рыбачука, Л.М.Смирнова, анализируется одна из центральных для Федотова проблема - философии культуры10.

Определенный интерес к наследию Г.П.Федотова проявляют и западные авторы: например, американские ученые Д.Бон, У.Лакер11.

Все же приходится констатировать, что наследие Г.П.Федотова еще полностью не освоено, а тема свободы, ключевая для философских и культурологических построений мыслителя, не стала предметом специального исследования, за исключением диссертации В.Б.Рыбачука, в которой фи

8 Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. - М., 1998.; Кузнецов И.В., Зеленина Е.В. Во имя России // Публицистика русского зарубежья (1920-1945). Сборник статей. - М., 1999; Маслин М.А., Андреев A.JI. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

9 Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П.Федотова) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1. - СПб., 1991; Гиренок. Ф.И. Интеллигенция в симулятивных пространствах культуры. Г.П. Федотов // Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. - М., 1998.; Сербиненко В.В. Оправдание культуры: творческий выбор Г. Федотова // Вопросы философии. - М., 1991. - № 8.

10 Мень А.В. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. - М., 1990; Рыба-чук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова. - Тверь, 1996; Его же: Гуманизм и культура в концепции Г.Федотова // Гуманизм и культура: век XX. - Тверь, 1993; Смирнов Л.М. Империя культуры. О творчестве Г.П.Федотова // Наше наследие. - М., 1991. - № 3.

11 Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. - М., 1993. - № 1.; Его же: Предисловие к публикации // Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. -СПб., 1996. - № 10.; Лакер У. Похвальное слово меньшевикам // Новое время. - М., 1992. - № 45. лософский анализ истории русской культуры Г.П.Федотова рассмотрен сквозь призму движения к идеалу свободы12. Авторы работ о Г.П.Федотове акцентируют свое внимание в основном на общей проблематике его творчества: философия истории и историософия, философия культуры и культурология, история России и религиозная философия и т.д. По мнению диссертанта, адекватное истолкование этих безусловно важнейших тем возможно в результате целостного анализа концепции мыслителя, в которую свобода как ядро мировоззрения Г.П.Федотова глубоко интегрирована. Многие его идеи могут рассматриваться как производные от понимания и осмысления им проблемы свободы. Систематическое изучение данного вопроса позволяет более глубоко рассмотреть наследие мыслителя в целом и тем самым сделать шаг к дальнейшему постижению русской религиозной философии в ее единстве и многообразии.

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является историко-философский анализ проблемы свободы, как ключевой для историософской концепции Г.П.Федотова.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие конкретные задачи:

- исследовать общетеоретические и религиозно-философские истоки и влияния, оказавшие воздействие на формирование как историософской концепции Г.П.Федотова в целом, так и его воззрений на про

12 Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1995. Кроме указанного наследию Г.П.Федотова посвящены диссертационные исследования: Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова: Дис. .канд.филос.наук: 09.00.03. - М., 1993.; Довгий Т.П. Историософская концепция России в творчестве Г.П. Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1996.; Зайцева Н.В. Историософская концепция Г.П.Федотова: Дис. .канд. ист. наук: 07.00.09. - Самара, 1998.; Закунов Ю.А. Проблема движущих сил истории в философском наследии Г.П.Федотова и А.И.Ильина: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - Н. Новгород, 1999; Золотая Г.В. Социологические аспекты творчества Г.П.Федотова: Дис. .канд. социол. наук: 22.00.01. - Саратов, 1998.; Морозова М.Ю. Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П.Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1996.; Шаряпова Э.А. Философия русской культуры Г.П.Федотова: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1999. блему свободы;

- показать связь взглядов Г.П.Федотова на проблему свободы с русской философской традицией XIX-XX вв.;

- раскрыть смысл свободы в понимании Г.П.Федотова, проанализировать особенности его концепции генезиса свободы в европейской истории;

- рассмотреть предложенный мыслителем историософский анализ русской культуры в контексте становления и осуществления свободы в России;

- выявить основные положения социальных воззрений Федотова в контексте свободы, охарактеризовать его социокультурную программу «Нового Града» («христианский социализм» и «органическая демократия»);

- определить основные идеи футурологической концепции Федотова, выявить значение ее положений для современного осмысления будущего развития человечества.

Объект и предмет исследования. Объектом анализа в диссертации выступают работы Г.П.Федотова, в которых развертывается оригинальная концепция осмысления культурно-исторического процесса. Предметом исследования являются те моменты концепции Г.П.Федотова, в которых дается анализ свободы как культурно-исторического феномена, являющегося основанием, определяющим существенные особенности его взглядов на смысл исторического процесса и осмысление его перспектив.

Теоретико-методологическая основа исследования. Основным методом, используемым в диссертации, является метод системного анализа, выражающийся в попытке представить воззрения Г.П.Федотова по рассматриваемой проблеме в возможной степени системно и концептуально. Диссертант руководствовался также традиционными методами историко-философского исследования: описания, реконструкции, демонстрации, интерпретации, сравнительно-исторического анализа. При этом диссертант использовал методологический инструментарий самого Г.П.Федотова, применяемый им в ходе построения своей историософской концепции. В данном случае речь идет о сочетании строгого логического подхода к познанию истории, с интуитивно-эстетическим, ассоциативно-метафорическим способом постижения процессов, происходящих в сфере духовной культуры. В диссертации автор также опирался на некоторые методологические приемы историко-философского анализа и теоретически е положения отечественных и зарубежных исследователей.

Научная новизна исследования. Новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Впервые на уровне специального исследования предпринят анализ проблемы свободы в историософии Г.П.Федотова; трактовка свободы рассмотрена как важнейшая философская компонента взглядов мыслителя на исторический процесс человечества.

2. Показана специфика понимания свободы, выступающей для Г.П.Федотова в качестве одного из главных концептуальных оснований его анализа культурно-исторического развития цивилизаций и человечества в целом.

3. Философские воззрения Г.П.Федотова на проблему свободы представлены в контексте развития этой темы как у классиков социально-философской мысли, так и у его современников; показано общее и особенное в их воззрениях.

4. Раскрыты особенности культурно-исторического идеала и социальной программы Г.П.Федотова, определена их эволюция, основанная на переосмыслении христианских ценностей, идейного наследия социально-философской мысли и конкретного исторического опыта XX века.

5. Проведена реконструкция федотовского проекта будущего развития России в составе мирового сообщества с учетом возрастающей роли в этом процессе личности, в свободе которой мыслитель видел важнейший критерий уровня исторического и культурного развития.

Научно-практическая значимость работы. Исследование и анализ концепции Г.П.Федотова способствует расширению и углублению знаний о русском мыслителе, что может быть использовано в ходе последующих исследований его творчества, и дальнейших разработках в области истории отечественной мысли. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов для студентов и аспирантов.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы были обсуждены на заседании проблемной группы по истории философии на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Ее идеи были изложены в выступлениях диссертанта на итоговых учебных семинарах по курсам истории философии и социальной философии; в «Философских чтениях», посвященных памяти А.С. Пушкина (1999 г.) и B.C. Соловьева (2000 г.), проходивших в РАГС при Президенте РФ; на Всероссийской конференции «Философия преподавания философии» (Калуга, 2000 г.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (каждая из двух параграфов), заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Иванова, Татьяна Владимировна

Выводы Федотова не теряют актуальности и сегодня, когда мир все больше глобализируется, становится целостным и взаимозависимым, когда на планете идет поиск модели мирного и согласованного сосуществования народов и государств. Важно отметить, что Федотов, несмотря на свои мысли о мировой федерации, был против всеобщей культурной ассимиляции, космополитического однообразия. Он считал, что грядущее единство человечества оставит простор для культурного творчества, которое всегда имеет определенные национальные корни. Вопрос о причастности России к европейской культуре он трактует не как слияние, растворение, с потерей всякого своеобразия, а как исторический синтез, с сохранением собственного «лица России».

Свои философские воззрения Федотов не стремился свести к целостной системе, придать им форму некой связной и логически непротиворечивой теории. Поэтому в процессе исследования пришлось активно применять метод реконструкции, который предполагает восхождение к некоторым смысловым целостностям, которые либо недостаточно формулировались самим Федотовым, либо не определялись им в форме специальной концепции. Методологический инструментарий, применяемый в диссертации, дает возможность представить воззрения Федотова в систематизированном виде. В ряде случаев пришлось отказаться от хронологической динамики воззрений мыслителя на свободу, оставить в стороне некоторые моменты, являющиеся спорными в силу самого способа изложения Федотовым своих идей, высказанных им то ли в пылу полемики, то ли применительно к определенной ситуации (подавляющее число работ нашего автора - философская публицистика).

Мировоззрение и творчество Г.П.Федотова находилось в теснейшей связи, как положительной, так и отрицательной, с европейскими философскими течениями, что нашло отражение во многих его сочинениях, в особенности посвященных проблеме свободы. Вместе с тем, всегда стоявший на почве христианской культуры и находившийся в русле христианской философии, Г.П.Федотов органично вписывается в традицию русской религиозно-философской мысли. В общественной мысли XX века Г.П.Федотов выступает в роли "посредника" между западной и российской культурными традициями. В его лице отечественная философская традиция вполне вписывается в контекст европейского философского дискурса, что лишний раз подтверждает тот факт, что русская философия является органической составной частью мировой философской культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика понимания свободы, выступающей для Г.П.Федотова в качестве одного из главных концептуальных оснований его анализа культурно-исторического развития цивилизаций и человечества в целом, заключается в том, что свобода есть цель, достижение которой, как показала история, сопряжено с немалыми сложностями и трудностями. Отсюда в определении сущности свободы для мыслителя существенна не дефиниция свободы, а ее ценность. Свобода у него выступает не как отвлеченное понятие, а как проблема, решение которой он связывает с общим контекстом развития культуры.

Свобода, рассматриваемая Федотовым, выступает в неразрывной связи свободы личной (прав личности) и свободы социальной и выражается, прежде всего, в апофатических определениях - это свобода от чего-то -свобода личности от общества, от государства, от других принудительных общественных учреждений. Свобода в этом понимании есть лишь утверждение границ для власти государства, которые определяются неотъемлемыми правами личности, включающими в себя основные гражданские свободы. На защите таких границ стоят две истины христианства: свобода выбора между добром и злом и абсолютная ценность личности, которой, по мнению мыслителя, нельзя жертвовать ради какого-либо коллектива.

Для Федотова очевидно, что из всех культурных типов человечества лишь один, христианский, западноевропейский тип культуры вызвал к жизни в своих недрах свободу в современном смысле слова, рождение которой связано с церковно-государственным дуализмом эпохи средневековья, ограничивающим власть государства и создававшим тем самым сферу личной свободы, первоначально как «свободы духа». В эпоху феодальных государств католической Европы происходит зарождение другой свободы, «свободы тела», которая прежде всего есть правовая свобода. Ее появление заложено в характере государственно-политического устройства, при котором за несколько веков правовая свобода из привилегии для нескольких сотен семейств стала неотъемлемым достоянием каждого гражданина.

В генезисе свободы Федотов выделял ряд этапов: рождение свободы в средневековой Европе; ее развитие в эпоху Ренессанса и Реформации; борьба за свободу в XVIII в. (Просвещение); расцвет свободы в XIX в. и, наконец, трагическая судьба свободы в современном ему мире.

Признавая единство западной и русской культур как культур христианских, Федотов стремился преодолеть как либерально-западнический, так и ультранационалистический уклон в осмыслении российской истории.

Для обоснования ценности свободы личности, традиционной для западноевропейской культуры, Федотов находил исторический материал и в культурной жизни России. С его точки зрения, в Киевской Руси существовали не менее благоприятные, чем на Западе, условия для развития личной и политической свобод, не получившие, однако, адекватного правового воплощения и юридического закрепления, вследствие недостаточного развития государственности и отсутствия единства. Московское самодержавие повернуло процесс исторического развития на Руси в направлении, обратном западноевропейскому: от свободы к рабству. Дух свободы вместе с наукой, новым бытом и культурой внесли в русское общество эпоха Петра Великого и его реформы. Свобода, постепенно проникавшая в Россию, выступала в двух разновидностях: в форме «фактического раскрепощения быта» и в форме политического освободительного движения.

В числе причин, сделавших возможной революцию 1917 года, Федотов считал в первую очередь отсутствие глубоких демократических традиций и политической свободы, так и не осуществившейся в России за два века империи. Трагичным явлением постреволюцинной советской России стало прекращение борьбы за свободу, отсутствие малейших действий в ее защиту, а как следствие помрачение и упадок свободы.

Главными условиями существования России Федотов считал создание политической свободы и освоение культурного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. Периоды вспышек и угасания свободы в России для Федотова, главным образом, определяет приверженность государства и общества к западному или восточному типу культуры.

Поиск Федотовым ответа на вопрос о достойном, свободном существовании человека привел его к теоретическому обоснованию своей социальной программы (Новый Град). Стремление к свободному, социальному и культурному строительству в духе христианства исключало, для Федотова, крайности фашизма и коммунизма в большевистской редакции, тоталитаризма и не социализированного капитализма. Отсюда следовало обоснование Федотовым третьего пути - социального христианства (христианского социализма). По Федотову социализм и христианство имеют в своем основании общее историческое сознание и убеждение в необходимости обновления мира, поэтому их сближение возможно.

В своей концепции Г.П.Федотов, отстаивая социализм как одну из лучших рабочих гипотез для организации труда, предлагал гармоничное утверждение свободы и утверждение организации путем самоограничения свободы. Экономическая свобода, а вместе с ней и частная собственность, должна быть ограничена во имя создания и осуществления плана нового общественного града. Признавая опасность того, что ограничение хозяйственной свободы может повлечь за собой закрепощение других сфер жизни и посягательство на духовную свободу личности, Федотов выдвигал идею об определении разных уровней градации или иерархии свободы. Утвержденная в подлинной онтологической реальности, и в этом смысле неприкосновенная внутренняя свобода необходимо должна самоограничивать себя в своих внешних проявлениях: в быту, в экономической или политической жизни во имя свободы других личностей.

Федотов представлял будущее человечества на путях политического, экономического и культурного объединения наций, в свободном общении и добровольном сотрудничестве народов и государств. Изолированное существование отдельных государств или наций принадлежит прошлому человечества, общая тенденция развития западных государств, предполагал Федотов, состоит в движении к образованию глобального мирового порядка, или всемирной федерации. Анализируя складывающуюся международную ситуацию и прогнозируя возможный ее исход, Федотов приходит к выводу, что на планете должно сформироваться новое политическое образование, которое он называет все тем же словом Империя, хотя там ничего не должно остаться от традиционной имперской модели. Это должна быть «действительная, а не мнимая» федерация, охватывающая, согласно прогнозу Федотова, весь земной шар. Она может строиться, во-первых, на свободном и добровольном объединении народов, без утраты ими своей национальной идентичности; во-вторых, на ненасильственных отношениях между государствами; в-третьих, на построении всяких связей и отношений на началах права, нравственности, духовности - иными словами, на началах высших достижений человеческой культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванова, Татьяна Владимировна, 2001 год

1. Основные работы Г.П. Федотова

2. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. -271 е.;

3. Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский М.: М.П. «Стрижев-Центр», 1991. - 127 е.;

4. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). -М.: Прогресс-Гнозис, 1991. 186 е.;

5. Федотов Г.П. Империя и свобода. Избранные статьи. Нью-Йорк: ПОСЕВ-США, 1989.-251 е.;

6. Федотов Г.П. И есть и будет. Размышления о России и революции. -Париж: YMCA-PRESS, 1932. 216 е.;

7. Федотов Г.П. Новый Град. Сборник статей. Нью-Йорк: Изд-во им.Чехова, 1952. -380 е.;

8. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Изб.ст./ Сост., авт.вступ.ст. Замалеев А.Ф.; коммент. Печуриной О.А., Шмелевой Е.А. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994. - 151 с.

9. Федотов Г.П. О судьбе русской интеллигенции: (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, (Сер. «Философия и жизнь», №9), 1991.-64 е.;

10. Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.1: Лицо России. Статьи 19181930. 2-е издание. Париж: YMCA-PRESS, 1988. - 329 е.;

11. Ю.Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.2: Россия, Европа и мы. Сборник статей. Париж: YMCA-PRESS, 1973. - 320 е.;

12. П.Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.З: Тяжба о России. Статьи 1933-1936.-Париж: YMCA-PRESS, 1982.-336 е.;

13. Федотов Г.П. Полн.собр.ст. В 6-ти т. Т.4: Защита России. Статьи 19361940 из «Новой России» Париж: YMCA-PRESS, 1988. - 315 е.;

14. Федотов Г.П. Россия и свобода. Сборник статей. Под ред священника Михаила Аксенова-Меерсона. New York: Chalidze Publications, 1981. -273 е.;

15. Н.Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1: «Абеляр» и статьи 19111925 гг. / Сост., вступ. статья, примеч. С.С. Бычков, примеч. М.Г. Га-лахтин. М.: Мартис: Sam&Sam, 1996. - 349 е.;

16. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.2: Статьи 1920-30-х гг. из журналов «Путь», «Православная мысль» и «Вестник РХСД» / Сост., примеч. С.С. Бычков. -М.: Мартис: Sam&Sam, 1998. 380 е.;

17. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.З: Святой Филипп митрополит Московский. Приложение: Житие и подвиги Филиппа, митрополита Московского и всея России / Сост., примеч., перевод С.С.Бычков. М.: Мартис: Sam&Sam, 2000. - 251 е.;

18. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.8: Святые Древней Руси. -М.: Мартис: Sam&Sam, 2000. 268 е.;

19. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10: Русская религиозность. Часть I. Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. / Примеч. С.С.Бычков М.: Мартис: Sam&Sam, 2001 - 382 е.;

20. Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. / Составл., вступительная статья,примечания Бойкова В.Ф. С.-Петербург.: София, 1991. - Т.1.-352 е., Т.2-352 е.;

21. Федотов Г.П. Христианин в революции: Сборник статей. Paris: Les Presses de la Cooperative Edoile, 1957. - 189 c.;

22. Федотов Г.П. Канонизация святого Владимира // Владимирский сборник: В память 950-летия Крещения Руси. 988-1938. Белград, 1938. С. 188-196. - Библиотека Якова Кротова (электронная версия);

23. Федотов Г.П. Нечувствие к свободе // Независимая газета. М., 1991. — 12 окт. - С.8;

24. Федотов Г.П. Перекличка эпох // Свободная мысль. М., 2001. №9. -С.57-73;

25. Федотов Г.П. Судьба нашей духовной культуры // Диалог. М., 1991 № 18. - С.38-43;

26. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. СПб., 1996. №10. - С.119-151.

27. Литература по теме диссертации

28. Аксенов-Меерсон М.(свящ.) Предисловие / Россия и свобода. Сборник статей. Под ред священника Михаила Аксенова-Меерсона. Нью-Йорк, 1981. С.5-11;

29. Анциферов Н.П. Воскресение / Мейер А.А. Философские сочинения. -Париж: La Presse Libre, 1982. С.459-463;

30. Баглай М. Очерки о свободе // Диалог. М.: 1991, № 15. - С.62-69. -№17 - С.88-92;

31. Белинский В.Г. Избранные письма.: В 2 т. Т.2. М., 1955. - 532 е.;

32. Бердяев Н.А. А.С. Хомяков. М., 1912. - 250 е.;

33. Бердяев Н.А. О духовной буржуазности // Путь. Париж, 1926, № 3. -С.3-13;

34. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека / Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С.4-162;

35. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.- С.43-271;

36. Бердяев Н.А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? // Путь. Париж, 1939, № 59. - С.46-54;

37. Бердяев Н.А. Философия свободного духа / Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - С. 14 - 208;

38. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1911. - М.: Московский филиал «Интерпартнер-МКС» СП «МКС Плюс», 1990. - 288 с.

39. Бойков В.Ф., Ермичев А.А., Замалеев А.Ф. Вступительная статья -Жить Россией / Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов // Сост.Замалеев А.Ф.; РАН СПб.: Наука. Санкт-Петербургское отд-ние, 1992.-С.5-34;

40. Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П.Федотова) / Федотов Г.П. Судьба и грехи России (избранные статьи по философии русской истории и культуры): В 2-х тт. Т.1.- СПб.: София, 1991. С.3-38;

41. Бон Д. Предисловие / К 110-летию Георгия Петровича Федотова. Документы и письма по поводу разногласия, возникшего между профессором Г.П.Федотовым и Правлением Православного богословского института в Париже // Звезда. СПб., 1996. №10. - С.117-119;

42. Бон Д. Новый Град Георгия Федотова // Человек. М., 1993. №1. -С.82-85;

43. Борисов В. Г.П.Федотов (1886-1951). Историческая публицистика // Новый мир. М., 1988. №4. - С.207-209;

44. Борисов В. Предисловие к публикации / Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Совершенно секретно. М., 1991. №6. - С.2-4;

45. Бочаров С.Г. Г.П.Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. М., 1990. №2. - С.189-193;

46. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М.: Терра, 1991.-416 е.;

47. Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Социологические исследования. М.: Наука, 1990. №4. - С. 111 -131;

48. Бычков С.С. Георгий Петрович Федотов (биографический очерк) / Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т.1.: «Абеляр» и статьи 1911-1925 гг.-М.:Мартис, 1996. С.5-50;

49. Ванчугов В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М.: РИЦ «Пилигрим», 1994 - 406 е.;

50. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М.: ИНЭКС, 1992. -338 с.;

51. Волкогонова О.Д. Есть ли будущее у русской интеллигенции? (Читая Г.П. Федотова) // Высшее образование в России. М., 1998. №1. -С.128-133;

52. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. -М.: РОССПЭН, 1998. 325 е.;

53. Волкогонова О.Д. Русская философия в Западной Европе // Философские науки. М., 1990. №6. - С.46-53;

54. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) // Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью Иорк: Изд-во имени Чехова, 1955. - С.39-44;

55. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры / Вышеславцев Б.П. Сочинения // Сост. и прим. Сапов В.В. Вступ. статья Левицкий С.А.-М.: Раритет, 1995. С. 181-434;

56. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая антология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 е.;

57. Галахтин М.Г. Два взгляда на одну проблему, или еще раз о несходстве сходного / Философия и культура в России: методологические проблемы. М.: ИФАН, 1992. - С.76-83;

58. Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологии Федотова Г.П. / Философия в России XIX нач. XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. М.: ИФАН, 1991 - С.79-91;

59. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова (значимые аспекты) / Всероссийская научная конференция. Русская философия: преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений. 4.2. СПб.: ИНФА-Сервис, 1992 - С.13-15;

60. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Пер. с нем.: А.М.Воден; Авт. Вступ. ст. Ю.В.Перов и К.А.Сергеев. СПб.: Наука, 1993. - 479 е.;

61. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В.С.Нерсесянц. М.: Мысль, 1990.- 524 е.;

62. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т.: Т.2. / Общ. ред. А.И. Володина, З.В. Смирновой. М.: Мысль, 1985. - 652 е.;

63. Гершензон М.О. Грибоедовская Москва; П.Я. Чаадаев; очерки прошлого. М.: Моск. рабочий, 1989. - 400 с.

64. Гиренок. Ф.И. Интеллигенция в симулятивных пространствах культуры. Г.П. Федотов / Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М.: Аграф, 1998. - С.300-531;

65. Гиренок Ф.И. Своевременный мыслитель.// Свободная мысль. М., 1992. №5 - С.101-112;

66. Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции (читая Федотова) / Г.П.Федотов о судьбе русской интеллигенции. (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»). М.: Знание, (Сер. «Философия и жизнь», №9), 1991. 64 е.;

67. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI XIX вв. / Сост., вступит, статья, примеч. Л.Ф. Солощенко, Ю.С. Прокошина— М.: Московский рабочий, 1991.-351 е.;

68. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М.: Советский писатель, 1990. 394 е.;

69. Гусакова З.Е. Из биографии философа, историка и публициста Г.П.Федотова // Советские архивы. М., 1991. №6. - С.87-89;

70. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Книга, 1991.-574 е.;

71. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. М.: Наука, 1990, № 9. - С.69-75;

72. Елисеев В.Н. Г.П. Федотов о России и россиянах / Менталитет россиянина: история проблемы: Материалы семнадцатой Всероссийской заочной научной конференции. СПб.: Нестор, 2000. - С.205-209;

73. Жаба С.П. Рец. на кн.: Федотов Г.П. И есть и будет. Размышления о России и революции. Париж: YMCA-PRESS, 1932. // Современные записки. - Париж, 1932. №49;

74. Замалеев А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (О социальной философии Г.П.Федотова) / Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Изб.ст. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского унта, 1994. - С.5-10;

75. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ленинград: ЭГО, 1991. Т.1. 4.1. - 222 е., Т.1. 4.2. - 280 е., Т.2. 4.1. - 256 е., Т.2. 4.2.-271 е.;

76. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA-PRESS, 1974. - 382 е.;

77. Иваск Ю.П. Введение. Биографическая справка / Новый Град. Сборник статей. Нью-Йорк: Изд-во им.4ехова, 1952. - С.5-8;

78. Иваск Ю.П. Г.П.Федотов. Лицо России // Новый журнал. Нью-Йорк, 1968 № - С.277-279;

79. Иваск Ю.П. Молчание. (Памяти Георгия Петровича Федотова) / Г.П. Федотов. Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991. -С.117-119;

80. Иваск Ю.П. Г.П.Федотов / Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей. Под.ред.Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1975. -С.346-355;

81. Иваск Ю.П. Эсхатология и культура. Памяти Георгия Петровича Федотова (1886-1951) / Г.П.Федотов. Святой Филипп Митрополит Московский.-М., 1991.-С. 120-126;

82. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. СПб.: Наука, 1994. - 543 е.;

83. Исупов К.Г. Г.Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. -М., 1991. №3 -С.65-71;

84. Исупов К.Г. Слово как поступок (о философском учении А.А. Мейера) // Вопросы философии. М.: Наука, 1992. № 7. - С. 93-100;

85. Карпович М.М. Г.П. Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1951. №27. - С.267-272;

86. Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси. Париж, 1956. М.: Столица, 1991.-256 е.;

87. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М.: «Межд. отн-ния», 1990. - С.72-73;

88. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. - М.: Высш. шк., 1989.-480 е.;

89. Кузнецов И.В., Зеленина Е.В. Во имя России / Публицистика русского зарубежья (1920-1945). Сборник статей. М.: «Союзполиграфпром», фак.-т журналистики МГУ, 1999. - С.5-36;

90. Лакер У. Похвальное слово меньшевикам // Новое время. М., 1992. №45;

91. Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составление, послесловие и комментарии В.В. Сапова. М.: Канон, 1995. - 512 е.;

92. Лихачев Д.С. Об Александре Александровиче Мейере // Вопросы философии. М.: Наука, 1992, № 7. - С.92-93;

93. Лихачев Д.С. Предисловие. / Федотов Г.П. Святые Древней Руси. -М.: Московский рабочий, 1990. С.5-6;

94. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 е.;

95. Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философские науки. М.: Высшая школа, 1992, № 2. - С.74-88;

96. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С.5-42;

97. Мейендорф И. Предисловие / Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: Литовская Православная Епархия, 1991. - C.III-VIII;

98. Мейер А.А. Религиозный смысл мессианизма // Вопросы философии. -М.: Наука, 1992, № 7. С.102-107;

99. Мейер А.А. Философские сочинения. Париж: La Presse Libre, 1982. -479 е.;

100. Мень А.В. Возвращение к истокам / Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. - С.7-26;

101. Мень А.В. Культура и духовное восхождение. М.: Искусство, 1992. -495 е.;

102. ЮО.Михеева Г.В. К биографии русского философа Г.П.Федотова // Отечественные архивы. М., 1994. №2;

103. Морозова М.Ю. Проблема самоопределения России и отечественной интеллигенции в религиозной философии Г.П.Федотова: Уч. Пособие. Ковровск. гос. технол. акад. Ковров, 1998 - 123 е.;

104. Мочульский К.Г. Федотов. Стихи духовные // Современные записки. Париж, 1936, т. XI. С.460-462;

105. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов / Сост. Замалеев А.Ф.; РАН СПб.: Наука. Санкт-Петербургское отд-ние, 1992. - 436 е.;

106. Н.А. Бердяев: pro et contra: Антология. Кн.1. СПб.: Изд-во Рус. Гуманит. ин-та, 1994 - 573 е.;

107. Никитина С.Е. «Стихи духовные» Г.Федотова и русские духовные стихи / Г.Федотов. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). -М.: Прогресс-Гнозис, 1991. С.137-153;

108. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование / Новгородцев П.И. Сочинения // Сост., вступ. статья и прим. М.А Колерова, Н.С. Плотникова. М.: Раритет, 1995. - С.321-327;

109. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М.: Издательство Магистр, 1997. - 328 е.;1080 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 е.;

110. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия (Предисловие к публикации И.А. Савкина) // Вопросы философии. М., 1992. №2. -С.123-140;

111. ПО.Померанц Г.С. Г.П. Федотов философ свободы и святыни // Человек -М., 1991. №1. - С.34-37;

112. Померанц Г.С. Русская идея или русский стиль // Новое время. М., 1991. №31;

113. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 10-ти т. Т.8. Д., 1978.

114. З.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. М.: Худож. лит., 1985. - 735 с.

115. Н.Пушкин в русской философской критике: Конец XIX первая половина XX в. - М.: Книга, 1990. - 527 е.;

116. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. - С.226-232;

117. Роцинский С.Б. Примерение идей и идея примерения в философии всеединства Вл.Соловьева. М.: РАГС, 1999. - 222 е.;

118. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. ст. под. ред. Н.П.Полторацкого. Pittsburg, 1975.;

119. Рыбачук В.Б. Г.П. Федотов: будущее российской культуры / Горизонты культуры накануне XXI века. Сб. научных работ. Тверь, 1997. -С.142-158;

120. Рыбачук В.Б. Гуманизм и культура в концепции Г.Федотова / Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993. - С.95-103;

121. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Учеб.пособ./ Твер.гос.ун-т. Тверь, 1996. - 125 е.;

122. Сапов В.В. От марксизма к «христианской социологии» (Путь С.Н. Булгакова) // Социологические исследования. М.: Наука, 1990. №4. -С.101-111;

123. Сахаров А.Н. Демократия и воля в нашем Отечестве // Свободная мысль. М.: Правда, 1991, № 17. - С.42-53;

124. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу / Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. - С.5-123;

125. Сербиненко В.В. Оправдание культуры: творческий выбор Г.Федотова // Вопросы философии. М., 1991. №8. - С.41-53;

126. Сербиненко В.В. Предисловие к публикации, комментарии / Г.П.Федотов. Работы разных лет // Вопросы философии. М., 1990, №8. - С.131-133;

127. Сербиненко В.В. Предисловие к публикации, комментарии / Флоров-ский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. М.: Наука, 1990, № 10. - С.78-79;

128. Сербиненко В.В. Спор об антихристе: Вл.Соловьев и Г.Федотов // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.2. М.: Наука, 1990. - С.29-40;

129. Сербиненко В.В. Вл.С.Соловьев М.: Изд-во «НИМП», 2000. - 240с.;

130. Сергеев Д.А. Предваряя чтение / Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // Голос. Иркутск, 1990. №1. - С.3-37;

131. Соколова А. Федотов Г.П. как историограф русской культуры // Культура и общество: от прошлого к будущему. М., 1999. - С.7-8;

132. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М.: Изд-во «Правда», 1989. Т.1.-688 е., Т.2.-736 е.;

133. Смирнов Л.М. Империя культуры. О творчестве Г.П.Федотова // Наше наследие.-М., 1991. №3. С.87-102;

134. Степун Ф.А. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. №49. -С.222-242;

135. Толстой Н.И. Несколько слов о новой серии и книге Г.П.Федотова «Стихи духовные» / Г.Федотов. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс-Гнозис, 1991. - С.5-9;

136. Топоров В.Н. О русском мыслителе Георгии Федотове и его книге // Наше наследие. М., 1988. №4. - С.45, 50-53;

137. Федоровский Н.Г. Вступительная статья / В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XX веков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.-С.5-20;

138. Федотова В.Г. Как исцелиться? // Общественные науки и современность. -М.: Наука, 1991, № 3. С.68-76;

139. Федотова В.Г. Свобода или равенство? // Философские науки. М.: Высшая школа, 1991, № 4. - С. 16-34;

140. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. М„ 1995. №12. - С.21-34;

141. Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) / Федотов Г.П. Лицо России. Статьи 1918-1930. Париж:YMCA-PRESS, 1988. - C.I-XXXIV;

142. Федотова Е.Н. Из воспоминаний о Г.П. Федотове / Мейер А.А. Философские сочинения. Париж: La Presse Libre, 1982. - С.453-458;

143. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: «Аграф», 1998. -432 с;

144. НЗ.Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. М.: Наука, 1990, № 10. - С.80-98;

145. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: Литовская Православная Епархия, 1991. - 601 е.;

146. Франк С.Л. Проблема христианского социализма // Путь. Париж 1939. №60.;

147. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. В 8 т. Т.2. М., 1902.;

148. Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России / Редактор-составитель, автор предисловия и комментариев В.Н. Аку-линин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350 е.;

149. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 655 е.;

150. Шестов Лев. Киркегардт и экзистенциальная философия. М., 1992. -302 е.;

151. Шмеман А. Рец. на кн. Федотов Г.П. Христианин в революции. Paris, 1957 // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. №51;

152. Шмеман А. Рец. на кн. Федотов Г.П. Новый Град. Нью-Йорк, 1952 // Вестник Р.С.Х.Д. Нью-Йорк, 1952. №3.;

153. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. - 663 е.;

154. Яковенко Б.В. Тридцать лет русской философии Вступительная статья («Несколько слов о Б.В. Яковенко как историке философии») и перевод с немецкого А.Г. Власкина, А.А Ермичева. // Философские науки. М.: Высшая школа, 1991. № 10. - С. 57-96;

155. Яновский B.C. Поля Елисейские СПб, 1993.

156. Диссертации и авторефераты

157. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова: Дис.канд.филос.наук: 09.00.03. М., 1993. - 200 е.;

158. Довгий Т.П. Историософская концепция России в творчестве Г.П. Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. -М., 1996. 27 е.;

159. Золотая Г.В. Социологические аспекты творчества Г.П.Федотова: Дис. канд. социол. наук: 22.00.01. Саратов, 1998. - 125 е.;

160. Морозова М.Ю. Историософский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П.Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1996.- 17 с.;

161. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1995. - 18 е.;

162. Шаряпова Э.А. Философия русской культуры Г.П.Федотова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.03. М., 1999. - 16 е.;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.