Проблема свободы в христиански ориентированной философии XX века: Социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Голигузов, Дмитрий Викторович

  • Голигузов, Дмитрий Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 148
Голигузов, Дмитрий Викторович. Проблема свободы в христиански ориентированной философии XX века: Социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Мурманск. 2006. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Голигузов, Дмитрий Викторович

социально-философский аспект). Введение.

Глава 1. Неотомистская теория социальной свободы человека.

1.1. Основополагающие догматы христианства о человеке и его свободе.

1.2. Учение о человеческой свободе в философии неотомизма.

Глава 2. Теория католических персоналистов об общественной свободе личности.

2.1. Концепция персоналистической свободы в философии Э. Мунье.

2.2. Концепция социальной свободы воли человека в метафизике П.

Рикёра.

Глава 3. Представления христианских экзистенциалистов о человеческой свободе в социальном бытии.

3.1.0 христианско-исторической свободе и свободе совести человека в философии H.A. Бердяева.

3.2. Концепция экзистенциальной свободы и судьбы человека в философии П. Тиллиха.

3.3. Концепция социальности человека и его воли в метафизике М.

Бубера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема свободы в христиански ориентированной философии XX века: Социально-философский аспект»

Актуальность темы исследования.

Диссертационная работа посвящена исследованию подходов христианских мыслителей к проблеме свободы человека в обществе. Обращение к этой теме вызвано следующими причинами.

Первая из них связана с повышением в последние десятилетия интереса к обществу вообще и к его социально-философским проблемам в частности. Представляется, что вызвано это рядом теоретических трудностей, связанных с кризисными явлениями внутри общественных наук, а также с необходимостью освоения опыта философских подходов, разработанных в контексте светской мысли. Во-первых, нет единого подхода к пониманию социальной реальности. Несмотря на наличие единого теологического основания представлений о человеке в христианской философии XX века, имеются принципиальные различия в понимании его места и роли в обществе. Человек в различных христианских системах предстает то, как личность, воплощающая божественный проект в истории (имеется в виду, прежде всего французский католический персонализм), то как со-творец мира (неотомизм). Все эти трудности приводят к тому, что исследования в области религиозной философии, направленные на поиск границ и оснований деятельности человека в обществе, все еще остаются актуальными и требуют теоретического осмысления.

В то же время именно в философии Х1Х-ХХ веков настойчиво ощущается потребность в осмыслении человека в органическом единстве с самим собой, с природой и обществом, в определении цели его существования, осознании его возможностей и перспектив. Главный узел проблем, мешающих это сделать, заключается в непрерывно воспроизводящемся противоречии между социальным и индивидуальным началом человеческого бытия. В теории их противостояние приводит тому, что делается акцент либо на личностном начале, либо на социальных детерминантах. В настоящее время в качестве посредника между индивидом и обществом все чаще представляется коммуникация, которой явно недостаточно для того, чтобы разрешить это противоречие. Человеческая природа отличается разнообразием и непостоянством и, вместе с тем, обладает уникальными свойствами: открытостью и незавершенностью. Человек представляется как создание, способное не только преодолеть свою видовую ограниченность, но и возвыситься над живой природой. При существенных различиях философских систем и оживленной полемики между ними, большинство их объединяет глубокая убежденность в том, что проблематизация реальности свободы человека в обществе и истории внутри социально-индивидуальной дихотомии необходима и актуальна. В христиански ориентированной философии человек представлялся в основанном на вере в Бога единстве с природным и социальным миром. Изучение её положений об общественном бытии личности позволит увидеть возможные принципы целостности личности в повседневности.

Проблема свободы человека в обществе, с одной стороны, продолжает оставаться философской проблемой, а с другой, уже давно рассматривается в рамках прикладных науках. Политологи, социологи и представители других общественных дисциплин внесли значительный вклад в объяснение реальности социальной свободы человека. Очевидна настоятельная необходимость обработки накопленных знаний на основе христиански ориентированной философии XX века. Это обусловило спектр философских концепций, рассматриваемых в диссертации. Таким образом, актуально само обобщение, так как среди многочисленных концепций человека в христианской и светской философии вероятно можно найти нечто их объединяющее. Исследование же философских текстов показывает существование множества установок по отношению к воле человека в социуме, а это может означать многообразие её смыслов, но не их отсутствие. Посредством синтеза ин-' вариантов можно прийти к единому пониманию проблемы. Возможно, что их синтез не оправдан, тогда от придания единого смысла свободе человека придется отказаться. По крайней мере, открывается поле для серьезных философских размышлений на эту тему - и в этом, несомненно, просматривается актуальность выбранной темы.

Степень разработанности темы.

Проблеме социальной свободы человека в ориентированной на христианство философии XX века, её осмыслению уделялось значительное внимание в отечественной и зарубежной литературе. Следует отметить, что очень часто историко-философский подход соединялся с концептуальным анализом реальной свободы человека.

Рассматриваемые в настоящей диссертации подходы к проблеме опираются на представления о человеческой свободе, выработанные в истории западноевропейской мысли. Особенно близки им концепции средневековых теологов. Из творчества св. Августина, Дунса Скота, У. Оккама воспринимается идея о том, что реальная воля находится за пределами природного мира, а свобода человека — это то, благодаря чему стала возможна история цивилизации. В трудах Бернара Клервоского, Альберта Великого, Фомы Аквинского и других реалистов выделяется идея о воле как неотъемлемом качестве человека. Как представляется, для некоторых современных христианских философов значима мысль о рабстве человеческой воли, выраженная в работах М. Лютера, И. Таулера, Г. Сузо, Б. Паскаля. Важными также являются построения Р. Декарта о свободе человека в познании, Б. Спинозы об этическом характере персональной воли. В целом воспринимается представление, разработанное в новоевропейской философии о том, что человек свободен в определении своего положения в природном мире, в обществе и в его истории. Он свободен в мышлении, суждениях и деятельности. При описании иррациональных аспектов свободы человека и её проявлений философы XX века, близкие к христианству, используют идеи воли А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, позднего Ф. Шеллинга, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Анализируя общественный харак-' тер человеческой свободы, они в дискуссионной форме оперируют идеями К. Маркса, Фр. Энгельса, М. Вебера:

Проблема свободы человека в христиански ориентированной философии XX века рассматривалась на основе работ неотомистов, католических персоналистов и христианских экзистенциалистов. Важны для настоящей диссертации 5 представления о духовной свободе человека в обществе, описанные в трудах Э. Жильсона и Ж. Маритена, концепция свободы личности в социальной деятельности, раскрытая в работах Э. Мунье и П. Рикёра, а также различные аспекты взаимосвязи персональной экзистенции и свободы, содержащиеся в философии Н. А. Бердяева, М. Бубера, Г. Марселя, П. Тиллиха, К. Ясперса, JL Шестова. В диссертации рассматривается дискуссия по рассматриваемой проблеме христианских философов с представителями светского экзистенциализма. В связи с данным аспектом проблемы значительный интерес представляют работы М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. Особенно важными являются их размышления о экзистенции и свободе человека.

Среди отечественной философской литературы по рассматриваемой проблеме особое значение для диссертации имеют переводы и научно-исследовательские труды В.В. Бибихина, И.И. Блауберга, И.С. Вдовиной, В.М. Володина, А.И. Мачурской, Т.А. Кузьминой, Б.Т. Григорьяна, Б.Л. Губмана, П.С. Гуревича, A.M. Руткевича, Г.М. Тавризяна, Т.М. Ярошевского, А.Н. Красникова, К.А. Шишкова, Н.Д. Короткова, Л.А. Чухиной по интерпретации человека, его взаимодействия с окружающим миром в неотомизме, католическом персонализме, религиозном и светском экзистенциализме. Неотъемлемой, но не центральной темой их произведений было осмысление концепций социальной свободы человека, представленных в обозначенных направлениях западноевропейской философии. Важным для диссертационного исследования является философское наследие Л.П. Карсавина и Л.Н. Митрохина по фундаментальным проблемам метафизики религии, одной из которых является представлявшая интерес свобода верующей личности в обществе.

В иностранной и отечественной науке различных периодов существует об- ширная литература, непосредственно не связанная с изучением социального аспекта христианской философии XX века, но имеющая отношение к предмету исследования - проблеме свободы человека в обществе. Среди иностранных источников особое значение для понимания общефилософского контекста, в котором вырабатывались интерпретации социальной свободы личности христианскими 6 мыслителями XX века, имеют произведения философов прошлых веков. Интерес представляют труды о свободе человека в бытии, познании и обществе JI. Валла, П. де Мирандолы, Э. Роттердамского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Фр. Бэкона, И. Канта и Г.-В.-Ф. Гегеля, В. Виндельбанда, В. Дильтея. В обширной философской литературе XX века важными для понимания различных подходов к исследуемой проблеме в светской метафизике являются произведения Э. Гуссерля, К. Поппера, Р. Арона, Х.-Г. Гадамера, М. Фуко, М. Шелера.

Среди отечественных авторов, труды которых имеют косвенное отношение к предмету настоящего исследования, следует отметить следующие. Наиболее важными для осмысления историко-философского аспекта изучаемой проблемы являются произведения Ю.В. Перова, К.А. Сергеева, Н.В. Мотрошиловой. Немаловажны для представления о реализации человеческой свободы в различных аспектах социальной деятельности - идеи, выраженные в работах Э.В. Ильенкова, Р.Г. Апресяна, В.Д. Губина, А.Д. Спирина. Существенны для понимания места и роли человека в социальном развитии работы В. С. Барулина и Н.В. Клягина. Методологически важными являются труды B.C. Степина и Б.Г. Ананьева.

За последние годы значительно расширился спектр философских исследований человека, но проблема комплексного анализа персональной свободы в творчестве христианских мыслителей во многом остаётся нерешенной. В своих концепциях ведущие исследователи, либо оценивают проблему как незначительную в широком контексте, либо остаются в контексте философии религии. Восполнение пробела в системном изучении этой проблемы является одним из приоритетов настоящего исследования.

Объектом исследования является социальная проблематика христианской философии XX века.

Предметом исследования выступает проблема свободы в неотомизме, католическом персонализме и христианском экзистенциализме.

Цель исследования заключается в том, чтобы дать целостный анализ проблемы свободы человека в христиански ориентированной философии XX века. 7

Цель диссертации диктует решение следующих частных задач:

- рассмотреть онтологические основы христианских концепций социальной свободы человека, уделяя особое внимание интерпретации идеи Бога.

- разобрать сходства и различия в понимании человеческой свободы между христиански ориентированной философией XX века и светским экзистенциализмом.

- проанализировать концепции социального бытия человека в христианских направлениях философии XX века, уделяя особое внимание проблеме отчуждения.

- рассмотреть представления неотомистов, католических персоналистов и христианских экзистенциалистов о свободе человека в обществе.

Методологическая база исследования.

Многогранность поставленной проблемы потребовала обращения к работам ведущих современных исследователей в области социальной философии, философии религии, философской антропологии и использования интегрального, междисциплинарного подхода.

В ходе исследования совмещаются исторический и логический подходы, реализовываются принципы системного и структурно-функционального анализа. Последовательное проведение основ настоящего исследования, решение его целей и задач связано с использованием компаративистики как метода, посредством которого возможно соотнесение различных концепций свободы в христиански ориентированной философии XX века. Важным приёмом исследования материала является генетический метод, позволяющий открывать наиболее важные элементы трактовки изучаемой проблемы внутри конкретного направления и просматривать их развитие.

В диссертации используются аутентичные тексты философов-классиков, а ' также современных мыслителей. Исследование проводилось на основе работ отечественных и зарубежных ученых, в которых анализируются вопросы, связанные с проблемой.

Положения, выносимые на защиту: 8

1. Под влиянием развития метафизики в предыдущие столетия философы XX века осмысливают идею Бога иначе, ввиду того, что важное значение имеет социальный контекст. Существенную роль сыграла провозглашённая смерть Бога, кризис европейских наук и антропологический поворот начала прошлого столетия. Под влиянием произошедших перемен, а также исходя из гибкости принципиальных положений вероучения, христианские философы, за исключением самых консервативных из них, отходят от ортодоксального понимания Бога. Наиболее далёкие от христианской догматики мыслители превращают идею Бога в конструкцию человеческого духа, которая определяет социальное бытие человека.

2. Сходств между религиозно ориентированными и светскими западноевропейскими философами больше, чем они демонстрируют. Фундаментальная гомогенность их социальных теорий заключается в том, что в споре обе стороны выражают свою жизненную позицию и своё мировоззрение. Близость предметов размышлений основана на влиянии их друг на друга. Мощь просвещенческой тенденции секуляризации, наиболее очевидно проявившейся в прошлом веке, позволяет констатировать, что христианские направления в XX веке испытывают серьезное влияние экзистенциализма, марксизма и других направлений светской мысли.

3. Основным деятелем общества и его истории философы, близкие к христианству, считают личность. Они реабилитируют значимость человеческого тела, хотя и принижают, но оправдывают соответствующие желания и потребности. В целом ряде концепций человек предстаёт как личность с гармоничным развитием физических и душевных качеств. Признаётся важным для жизни персоны не только соблюдение христианских ритуалов, но также активная социальная дея тельность, направленная на создание достойных условий существования и успех. Описывая различные сферы её самореализации, они раскрывают значение персоны в социальном развитии. Таким образом, в различных направлениях христианской философии XX века важным является представление о целостном характере личности человека.

4. Отчуждение человека - это одна из ключевых тем философии XX века. Описания подобного состояния имеют концептуальные отличия в различных философских системах. Конфессиональные особенности описания отчуждения в рассмотренных направлениях христианской философии являются не только противоречивыми, но и взаимодополняющими. Их объединяет виденье отчуждения как такого состояния, в котором личность охвачена душевным беспокойством, ощущает внутреннюю пустоту и абсурдность бытия. Человек живёт в страхе перед смертью, он утрачивает силу собственных душевных качеств и окружён чуждым для него миром. Христианские философы, осмысливая дихотомическое отношение человека к миру, создают концепцию трагически отчужденной личности, но полагают такое её состояние временным и неестественным. Персона способна преодолеть отчуждённость посредством адекватного, основанного на вере в Бога, участия в социальном мире.

5. Эксцессы мировой истории, фундаментальные трансформации в интеллектуальной сфере, а также соперничество с множеством светских направлений, изменят предметности мышления христиански ориентированных философов. Они, не ограничиваясь раскрытием онтологических основ своих представлений, делают акцент на объяснении социальных процессов. Неотомисты и католические персоналисты, рассуждая о свободе личности в обществе, включают в свои размышления революционный путь её завоевания. Христианские экзистенциалисты сосредотачиваются на взаимосвязях свободы с историей и судьбой. Проблема социальной свободы человека в христианской философии XX века рассматривается не только в онтологическом, но в большей степени в практически-прикладном аспекте.

6. В соответствии с конкретным пониманием идеи Бога объясняется проблема социальной свободы человека. Неотомисты более подробно останавливаются на раскрытии связи человеческой воли с божественной волей. Католические персоналисты более детально сосредотачиваются на действенности воли в социальной среде. Мыслители, придерживающиеся христианского направления в философии существования, стремятся к концептуализированному пониманию эк

10 зистенциальных аспектов свободы человека. Спектр понимания свободы колеблется от отрицания её действительности до предоставления личности полной самостоятельности в земной жизни. В христиански ориентированной философии XX века человек понимается существом, обладающим свободой мысли, выбора, деятельности. Выбирая жизнь среди людей, человек занимает активную позицию в мире. Она заключается в его творческой деятельности. Общество дает человеку возможности для самореализации, осознав которые, он становится свободным.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что используемый материал и само исследование могут быть использованы при разработке спецкурсов по социальной философии, истории философии и философии истории, а также подготовки курса философии. Практическая важность заключается в том, что оно позволяет глубже разобраться в проблеме социального - асоциального, в проблеме изначальной двойственности человеческого существования. Это дает некоторые возможности для принципиального рассмотрения вопроса в плоскости прикладных наук, и в частности в социологии, политологии, культурологи и в других общественных дисциплинах.

Апробация исследования.

Развиваемые в диссертации идеи апробированы в теоретических докладах на кафедре философии и социологии МГПУ и заседаниях, а также в выступлениях с сообщениями на научных конференциях Mill У и III Российском философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 2002г.). Основные положения диссертации отражены в публикациях общим объемом 2 п. л., а также в рамках работы Мурманского от- деления Российского Философского Общества.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Мурманского государственного педагогического университета.

Структура диссертации определяется целью работы и её внутренней логикой, отражающей последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Голигузов, Дмитрий Викторович

Заключение.

Завершая диссертационное исследование можно сделать заключительные выводы, как представляется, логично следующие из всего выше рассмотренного.

Христианские философы отходят от ортодоксального понимания Бога. Детальный анализ их творчества показывает, что трактовка термина «Бог» в рассмотренных направлениях религиозной философии является недогматической по своему характеру. Полифоничность интерпретаций данного понятия и его специфичность позволяют утверждать, что божественная трансценденция становится созданием человеческого духа. Спорным данное положение может показаться с позиции христианских экзистенциалистов, особенно в понимании идеи Бога H.A. Бердяевым. Но из внимательного исследования их теоретических конструкций становится очевидным, что нередко они интерпретируют Бога в соответствии со своими представлениями, то есть из своего духа. Тем не менее, их построения, разумеется, несут более характерное для христианской религиозности виденье Бога. Следовательно, с определённой долей убеждённости можно констатировать, что христианские философы, за исключением самых консервативных из них, отходят от ортодоксального понимания Бога, а наиболее далёкие от христианской догматики мыслители превращают идею Бога в конструкцию человеческого духа.

Сами христианские философы настаивают на том, что онтологическим основанием цивилизации и её развития является Творец. Человек сотворён Богом и предназначен для устремления к Нему. Целостная личность сопричастна Ему в земном существовании: человек обладает внутренней связью с Творцом во всех аспектах бытия. Личность представляет собой самое совершенное, одухотворённое создание, а также имеет власть над всем сотворённым сущим и его развитием. Воля, проявляющаяся как любовь к Создателю и вера в Него, пронизывает всё существо личности. Действуя в мире по воле Божьей, человек заслуживает спасение души, право на непосредственное общение с Богом в вечности. Подчиненность свободы личности высшей воле определяет её положение в земном и потустороннем мире.

Вечная для христианской теологии проблема отчуждения человека от Творца в христианской метафизике XX века актуализируется с новой силой и спецификой. Земному существованию личности приписываются два модуса: мыслители полагают, что человек может пребывать в отчуждённом, или в неотчуждённом состоянии. Идея подобного различения была характерна для мыслителей первой половины XX века, и получала своеобразную интерпретацию в христиански ориентированных концепциях.

Отчужденное существование человека во всех рассмотренных трактовках представляется как трагическая экзистенция. В неотомизме оно становится следствием свободного выбора персоны, отворачивающейся от преодолимых божественных воздействий. Образующийся при этом разрыв бытия не порождает моральное зло. Его истинной основой становится индивидуальная воля, вырождающаяся в произвол. Своеволие порождает угнетённое положение человека по отношению к иным тварным сущностям: он одинок, слаб и пассивен в собственном существовании. С точки зрения персонализма личность, утрачивая веру в божественный абсолют, может быть подвержена замкнутости в свои душевные переживания, размышления (отчуждение Нарцисса) или растворенности в коллективе (отчуждение Геркулеса). В обоих случаях человек не властен над собой и подчинен или деспотии самосознания, или общества. В христианском экзистенциализме подробно рассматриваются эмоционально-чувственные аспекты отчужденного существования человека. Личность охвачена душевным беспокойством, ощущает внутреннюю пустоту и абсурдность бытия. В индивидуализме или в коллективизме человек живёт в страхе перед смертью, он утрачивает силу собственных . душевных качеств и окружён чуждым для него миром. Различия описаний отчуждения в рассмотренных направлениях религиозной философии являются не только противоречивыми, но и взаимодополняющими. Философы близкие христианскому вероучению, осмысливая дихотомическое отношение человека к миру, создают концепцию трагически отчужденной личности, но полагают такое её положение временным и неестественным.

Первым обязательным с точки зрения всех христианских мыслителем действием, помогающим человеку избежать или преодолеть негативное состояние, является вера в Бога. В дальнейших интерпретациях достижения неотчуждённого бытия философы расходятся. Неотомисты полагают, что человек должен сознательно и свободно выбрать зависимость от Творца, путь к Нему, тогда он может надеяться на избавление от несчастий, а также получает духовное основание для воссоздания своего внутреннего мира и надежду на божественное спасение. Сторонники личностной философии считают, что персона для снятия отчуждения должна занять активную, соответствующую её душевным и социальным качествам, позицию в мире. Христианские экзистенциалисты предполагают, что человек, преодолевая отчуждение, должен вернуть себе мужество жить вопреки абсурдности бытия, свободу и христианские ценности. Таким образом, несмотря на различия в описании персонального пути преодоления отчуждённого состояния, христианские мыслители едины в том, что человек способен преодолеть собственное инобытие и стать творческой, преобразующей своей деятельностью мир, личностью.

В то же время человек, ограниченный в своём существовании смертью, каждое мгновение рискует сорваться в небытие. Желая продлить свою жизнь, он постоянно меняется, поэтому всегда не равен самому себе прошлому. Человек, как изменчивое существо, не может быть детерминирован исключительно окружающей его действительностью. Влияние повседневности на формирование личности опосредуется персональными способностями. Иначе говоря, человек осмысливает, переживает и таким образом усваивает реальность. Он может преодо-' леть зависимость от внешних обстоятельств и устремиться к Богу.

С точки зрения неотомистов и католических персоналистов личность не имеет жестко предопределенной судьбы. Христианские экзистенциалисты, как правило, полагают обратную ситуацию: человек определён своей судьбой. Во временности наличия личности в мире следует искать смысл её жизни. Человек

128 погружен в земное существование как смену преходящих ситуаций и состояний. Самореализация личности ограничена временем её жизни и обусловлена религиозностью. Первейшее значение для христианина имеют рождение и смерть, не только как события, ограничивающие его земное бытие, но также как факты, указывающие на греховность и Страшный Суд. Появление на свет и уход из него оформляют событийную канву жизни человека.

Человек - это религиозно-метафизическая тайна, так как, несмотря на всё возрастающее научное знание, в нём остаётся нечто загадочное. То, что делает личность личностью невыразимо и непознаваемо научными средствами. Бессмертная душа человека в какой-то фундаментальной части останется необъяснимой. Таким образом, очерчиваются границы рационального познания человека: оно функционально в области его природных и социальных детерминаций.

Фундаментальным, одновременно личным и социальным действием является у близких к христианству мыслителей вера. Она становится возможной в силу сопричастности человека Богу. Пути приобретения, реализации и сохранения веры имеют конфессионально-философские различия, но факт её наличия и существенная роль в жизни личности имеют ключевое значение для социальной философии христианских мыслителей. Вера является основой для всех видов деятельности человека в природе и обществе.

Человек есть личность и в том же смысле дух. Дух личности представляет собой самосознание, в котором происходит христианско-нравственное осмысление бытия, то есть христианское самосознание. Он находится в самой глубине личности как невидимый её центр, как точка, связывающая человека с Богом. Одновременно дух - это сознание и нечто большее, чем душа человека. Личность, конституируемая духом, нацелена на трансцендентное бытие, устремлена к Богу и • открыта пред Ним.

Философов вне зависимости от конфессиональных предпочтений объединяет схожее понимание ценностей. Отличия, как правило, касаются интерпретации их роли в жизни человека и общества. Общими местами являются представление о Боге как высшей ценности, акцент на моральные и христианские ценности, а

129 также подчёркивание второстепенного значения материальных ценностей. Философы, при общем подходе к строению иерархии ценностей от низших вещественных к высшим духовным, индивидуально располагают последовательность конкретных ценностей в зависимости от их важности для индивидов. «Вечные» стремления человека - Бог, благо, христианская вера, свобода, истина, и другие — отстаиваются философами как присущие природе человека и не подверженные изменениям. По сути, - это сверхисторические установки, декларирующиеся как основа социального развития.

В силу изначальной консервативности посылок христиански ориентированные философы редко отстаивают введение каких-либо новых ценностей (за исключением персонализма). Они выстраивают их в нескольких вариациях, но вокруг Бога как высшей ценности. Транслируемые через поколения, подобного рода установки становятся одной из скрепляющих общественное развитие основ. Мораль же, трактуемая в христианском ключе, является выражением утверждаемых личностью ценностей. Соблюдение человеком норм нравственности и христианского благочестия демонстрирует его ответственность за свою деятельность и в самом широком смысле за своё существование.

Целью существования личности, её главным стремлением является искупление, понимаемое как высшая ценность. Пути достижения могут варьироваться у различных философов в зависимости от близости к священным текстам, но смысл един - служение Богу. Личность своей социальной активностью, реализующей божественную предопределенность, заслуживает прощение грехов. Неотомисты делают акцент на достижении вечного блаженства, католические персоналисты — на способах духовного самосовершенствования, экзистенциальные мыслители — на искуплении первородного греха и на значении веры для спасения души. По. добные и другие духовные цели личности, христианские по своему характеру, становятся социальными по исполнению, а также порождают последовательность социальных принципов и стремлений при самореализации человека в обществе.

Личность способна не только пребывать в ситуации или выходить из неё, но и влиять на её формирование. Она не имеет готовой «линейки», по которой могла

130 бы оценить обстоятельства, поэтому образовывает с помощью духа собственную систему оценок. Личность как дух создаёт незаконченный конструкт должного бытия, который становится её целью. Всевышний - это основа личностного духа. Поэтому другой универсальной основой цивилизации и её изменений является дух личности, с помощью которого она конструирует свою жизнь и земную историю общества.

Порыв к желаемому проекту имманентен для человека, но одновременно трансцендентен, поскольку есть ответ на зов Всевышнего, требующий полной самореализации личности. Личности, как незаконченному проекту, не доступен конечный смысл, полное содержание индивидуальной и цивилизационной истории. Она не может создать совершенный теоретический конструкт социального развития. Человек способен лишь с некоторой долей точности интерпретировать ход событий, то есть он может понимать и объяснять жизнь и историю настолько, насколько это ему доступно здесь и сейчас. Ориентированные на христианство мыслители утверждают релятивность личностного постижения смысла социального мира и его истории.

Личность - это самое совершенное творение Бога. Она обладает способностью создавать, поэтому её существование, разумеется, очевидное для Создателя, непредсказуемо для неё самой как творческий процесс. Персона, опирающаяся на божественный свет и на собственную духовную силу воли, созидает собственную историю, которая выражается в эволюции её творений. Таким образом, персональное существование представляет собой самосовершенствование духа человека в его деятельности.

Ключевым деятелем общества и его истории философы считают личность. В христиански ориентированной философии XX века реабилитируется значи-- мость человеческого тела, хотя и принижаются, но оправдываются соответствующие желания и потребности. В целом ряде концепций человек предстаёт как личность с гармоничным развитием физических и душевных качеств. Признаётся важной для жизни персоны не только религиозная активность, но также социальная деятельность, направленная на создание достойных условий существования и

131 успех. Описывая различные сферы её самореализации, они раскрывают значение персоны в социальном развитии. Таким образом, определяющим в различных направлениях философии XX века ориентированных на христианство, является представление о целостном характере личности человека.

Одним из оснований социальной деятельности личности является её воля. В творчестве христианских мыслителей имеют место всевозможные варианты иерархий различных типов воли. Как правило, самой фундаментальной представляется воля к вере в Бога, затем следуют, воля к мысли, к общению, к действию. Одной из первых сфер приложения человеком своей воли является мышление. Акт мысли явственно демонстрирует свободу воли: личность может свободно выбирать как форму, так и содержание мысли. Например, она вольна, сообразовываться в мышлении с правилами формальной логики или нет, а также с эстетическими, этическими и другими социальными нормами. Свобода верующей личности не означает своеволия как независимости от её и общественного прошлого. Она представляет собой волю к вере в Бога, стремление быть, свободу выбора желаемого бытия и силу самореализации. Конечной целью волевой деятельности личности является отстаивание своей независимости от внешних и внутренних детерминаций, то есть создание и поддержание ситуации, при которой она действует самостоятельно и свободно. История предстаёт перед персоной как необходимое условие существования и совокупность возможностей жизненного пути. Материальные и духовные остатки воплощённой человеком свободы, оставшиеся в реальности, формируют общественное развитие. Таким образом, человек, будучи творением, сам способен создавать или, во всяком случае, изменять окружающий его мир.

Свобода человека в истории проявляется в его повседневной деятельности.

• Историческая личность воплощается как единство телесного и душевного наличия в пространственно-временных рамках. Выбирая творческое участие в общественной жизни, она создаёт историю как собственного, так и социального существования. Но персональная жизнь не всегда исторична. Человек может полностью замыкаться на своих переживаниях, чувствах и мыслях или целиком растворяться

132 в обществе, утрачивая индивидуальность. В такие моменты он лишается свободы самореализации и не является исторической личностью. Осознавая собственные ценности, жизненные принципы и границы применимости своей воли, осуществляя себя в них, личность врастает в социальные структуры и их развитие как самодостаточная, так или иначе влияющая на социальные процессы фигура.

Христианские философы из множества воспроизводящихся общественных практик делают акцент на тех, что связаны с церковью или способствуют укоренению конфессиональных традиций. Даже социальная революция представлена, с одной стороны, как процесс самосовершенствования личности, с другой - как деятельность, направленная на переустройство духовной сферы общества. Несмотря на прямые и скрытые ссылки на Маркса, христианские мыслители- иначе видят ликвидацию отчуждения, освобождение человека и его труда.

В неотомизме смыслом социальной свободы полагается независимость человека от сотворенного мира. Персона унижает себя и утрачивает свободу, если подчиняется природе, вещам или другим детерминантам. Личность может преодолевать имеющиеся трудности естественной среды, а переживание человеком какого-либо состояния сознания есть результат его свободного выбора. Она способна абстрагироваться от наличной социальной ситуации и действовать, исходя из своих душевных побуждений. В неотомизме имеется противоречие, связанное с тем, что, с одной стороны, утверждается автономность человека от общества, а с другой, в нём происходит становление личности. Сущностью социальной свободы человека в философии неотомистов является свобода творческой деятельности, воплощённой в предельно широком смысле в со-творении мира. Отсутствие у человека данной способности, его деперсонализированность указывают на отчуждённость. Совершенствуя свой дух до полного его соответствия моральным и • христианским нормам, высвобождаясь от внешних и внутренних детерминаций материального порядка, человек может вернуть себе свободу и творческие возможности.

В католическом персонализме применительно к человеческой свободе во многом сохраняется её понимание, характерное для античных мыслителей, то

133 есть как свободы мышления, слова и выбора. Основанная на вере в Бога, свобода проявляется в мысли, убеждениях и публичных заявлениях человека. В то же время достаточно подробно рассматривается свобода деятельности личности в обществе. Католические персоналисты детально описывают волю во всех социальных сферах, отдавая явное предпочтение политике, культуре и религии. Не оправдывая экстремизма, они, тем не менее, размышляют о свободе человека в революционных и других разрушающих действиях. Таким образом, персоналисты полагают, что необходимым атрибутом человека является творческая свобода.

В христианском экзистенциализме воля человека более жёстко увязывается с иррационально трактуемой идеей Бога. Моральные категории рассматриваются как исполняемые на основе вольности или своеволия. Свобода необходимо связана с персональной судьбой, воплощающей божественный проект. Если человек отказывается следовать судьбе, то он делается рабом материального мира, в котором переживает только иллюзию вольности. Истинная свобода христианина есть творческая сила, лежащая в основе выбираемого им жизненного пути, соответствующего этическим нормам и абсолютам. В обществе же действуют различные виды личностной воли, но они состоятельны только до тех пор, пока реализуют божественный проект.

Воля общества, воплощающаяся — в основе своей — в государстве, может идеологическими средствами внушать выгодный ей стиль поведения, она способна физически принуждать личность к какой-либо деятельности или предлагать формы социального существования, но государство не в состоянии стать волей человека или подменить её собой. Воля общества призвана создавать сносные условия жизни и провоцировать человека на самостоятельное нахождение приемлемого для него существования. Развитие государства в известной мере вплетается в . историю цивилизации, поэтому прошлое социальной свободы, воплощённое в политических структурах, также влияет на настоящее. Наличие подобного воздействия видно в постоянном воспроизводстве человечеством усвоенного общественного опыта, в том числе, и в не малой степени, опыта свободы.

Таким образом, общим для всех рассмотренных концептов является то, что проблема социальной свободы человека в христианской философии XX века рассматривается, не только в онтологическом, но в большей степени в практически-прикладном аспекте.

Сама идея прогресса свободы человека в истории связана с христианской философией. Идея Бога в открытом или латентном виде присутствует в размышлениях о поступательно восходящем развитии независимости личности в различных сферах. В конечном счете, Бог является центральной координатой всех наиболее значимых концептуальных решений.

Варианты интерпретации свободы воли человека в истории у христианских и светских мыслителей содержат в себе нечто общее. Близость точек зрения определена единым контекстом их творчества, одним из которых является пятнадца-тивековая христианская культура. Фундаментальная причина различий трактовок, как представляется, связана с тем, что христиански ориентированные философы полагают в качестве предельного основания идею Бога, тогда как концептуальное отношения светских мыслителей определяются поливариативностью исходных положений.

Сходств между христианскими и светскими философами больше, чем они демонстрируют. Основополагающая гомогенность их теорий заключается в том, что в споре обе стороны выражают свою жизненную позицию, своё мировоззрение. Усилием воли философы экстраполируют доктринальные теоретические положения, составляющие значимую часть их представлений о мире, на объяснение реальности. Действие воли мыслителей наиболее очевидно в тех местах их концепций, где теоретические положения добыты средствами, превышающими возможности заявленных научных методов. В таких случаях философы поступают • как идеологи: они опираются на легковерие массового сознания. Например, картины будущего, создаваемые персоналистами и марксистами, являются идеологическими как по форме, так и по содержанию, и есть результат подмены вероятного будущего желаемым. Таким образом, можно констатировать, что христианские направления в XX веке испытывают серьезное влияние экзистенциализма, мар

135 ксизма и, других течений светской мысли. В дискуссионной или иной форме они воспринимают подходящие им по концептуальным положениям идеи нерелигиозных философов.

Вместе с тем имеют место существенные различия в понимании человека между рассмотренными направлениями христиански ориентированной философии XX века. Неотомисты, несмотря на попытки представить концепцию социально активного человека, фактически создают учение о личности, для которой предпочтительнее созерцательная жизнь. В неотомизме человек - это самое совершенное создание из всего сотворенного существо, но в том же смысле — элемент в иерархии тварных сущностей. Персоналисты вне зависимости от конфессиональных предпочтений и национальных особенностей создают концепцию активной личности, которая своими действиями преобразует окружающий мир. В творчестве христианских экзистенциалистов человек предстает как живущая в тревоге, страхе и трепете личность, обладающая возможностью преодолеть одиночество в персональном стремлении к Богу. В значительной мере отличия объясняются конфессиональными установками и философскими предпочтениями мыслителей.

Следует отметить, что в радикальном варианте подобного подхода человек лишается конкретных исторических черт. Религиозная личность, созданная божественной трансценденцией и реализующая себя как таковая, есть истинно-неизменный образ человека, выпадающий из исторического контекста. Рассмотренные концепции не впадают в такие крайности. В них личность вписана в общество и его развитие. Её сознание, переменчивое в различных поверхностных состояниях, в глубинах остаётся всегда равным самому себе. Самосознание, как дух верующего человека, формируется не только материальностью тела, но полу' чает свои границы и завершенность в его общении с Богом. Воля, интеллект, чувства и другие качества личности, основанные на вере и ориентированные на вечные ценности, едины в своих проявлениях. Христианин — это, вне зависимости от ситуации или в самом широком смысле истории, целостный человек.

Автономность личности, её исключительное положение в сотворенном мире, основанное на самодостаточности бессмертной души, оказываются ограниченными церковью как социальным институтом. Особенно явно, из рассмотренных концепций, данная зависимость постулируется в томизме, менее значимо такое положение для католических персоналистов и христианских экзистенциалистов. В христианском отношении к обществу сочетаются элементы эсхатологиз-ма, провидецианализма и прогрессизма. Особый акцент на первом делали неотомисты, на втором христианские экзистенциалисты, а на третьем католические персоналисты.

С точки зрения христианских мыслителей, деятельность целостной личности в истории ценнее, а иногда эффективнее объективных законов развития общества. История, как совокупность закономерных изменений цивилизации, ставящаяся выше личности, подчиняет её себе и нивелирует персональную свободу. Человек, в таком случае, определяется суммой причинно-следственных отношений, приходящих в настоящее из прошлого. Несущественно, каким образом называются эти взаимосвязи: бег времени, судьба, рок, историческая необходимость или как-либо иначе, - они формируют личность, ограничивая свободу её самореализации. Историческая свобода персоны осуществляется в последовательном достижении религиозных идеалов, поэтому отчасти направлена на преодоление обезличивающих социальных тенденций. Верующий человек, сознательно выбирая активную жизненную позицию, своим продуктивным творчеством создаёт поступательное развитие повседневных событий, а в предельно широкой интерпретации - историю цивилизации.

Предположение, о том, что основой социального мира является человек, по концептуальным соображениям возведённое в ранг одного из принципов филосо-' фии, привело к умалению значения окружающей действительности. По своей природе и условиям существования «целостная» личность социальна. Она может самореализоваться только в обществе. Но вот то, каким образом персона формируется ближайшим социальным и физическим пространством, интересует христианских мыслителей, как правило, для подтверждения их в целом негативной

137 оценки действительности. При этом переоценивается значение человеческой воли для мира, и недооценивается влияние современности и истории цивилизации.

Христианские мыслители считают базисом свободы человека в обществе и его истории сверхреальное бытие, то есть закладывают иррациональное представление в основание мира. Исследование философских концепций, созданных под влиянием различных направлений христианства, показывает, что пригодность этого положения тем существеннее, чем иррациональнее используется идея Бога. И наоборот, чем рациональнее применение идеи, тем больше допущение иных, не главных, но возможных, детерминант свободы личности в социальном развитии. Действие подобного начала едва ли может являться предметом формальнологического мышления, в предельном смысле — науки. С другой стороны уместность допущения такого принципа отчасти оправдывается тем, что одним из «ферментов», придающих обществу и его истории целостный характер, является вера как убежденность в единстве полностью не охватываемого многообразия.

В соответствии с конкретным пониманием идеи Бога объясняется историческая свобода человека. Неотомисты более подробно останавливаются на раскрытии связи человеческой воли с божественной волей. Католические персоналисты детальнее обрисовывают действенность воли в социальной среде. Христианские мыслители, придерживающиеся философии существования, концептуализируют экзистенциальные аспекты свободы человека. Спектр понимания свободы колеблется от отрицания её действительности до предоставления личности полной самостоятельности в земной истории. В христиански ориентированной философии XX века человек обладает свободой выбора. Выбирая жизнь среди людей, человек занимает активную позицию в мире. Она заключается в его творческой деятельности. Общество дает человеку возможности для самореализации, осознав кото' рые, он становится свободным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Голигузов, Дмитрий Викторович, 2006 год

1. Августин А. Творения. В 4т. Т.З.: О граде божьем, кн. 1-13. Сост. и подгот. текста С.И. Еремеева. - СПб.: Алетейя, 1998. - 593с.

2. Августин А. Творения. В 4т. Т.4.: О граде божьем, кн. 14-22 Сост. и подгот. текста С.И. Еремеева СПб.: Алетейя, 1998. - 584с.

3. Аквинский Ф. О воле человека.// Вопросы философии. 1997. - №9. - С.163-178.

4. Аквинский Ф. О природе слова и интеллекта.// Развитие личности. 2003. -№3. - С. 216-228.

5. Аквинский Ф. О сущем и сущности.// Историко-философский ежегодник. — 1988.-М.: «Наука», 1988.-с.230-254.

6. Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43. Пер. С.И. Еремеева, A.A. Юдина. М.: Элькор - МК. - 2002. - 560с.

7. Аквинский Ф.Сумма против язычников. Пер., вступ. ст., коммент. Т.Ю. Боро-дай. Долгопрудный: Вестком, 2000. - 463с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288с.

9. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М.: ИФ РАН, 1995.-353с.

10. Ю.Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб: Алетейя, 2000. -431с.

11. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М.: Республика, 1993.-383с.

12. Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: , ЗАО «Сварог и К», 1997. - 415с.

13. Бердяев H.A. Смысл истории. Новое Средневековье. М.: Канон+. Реабилитация, 2002. - 446с.

14. Бибихин В .В. Узнай себя. СПб: Наука, 1998. - 575с.

15. Библия: В 2т. Т.2./ Книга притчей Соломоновых. СПб.: Изд-во «Духовное просвещение». - 611 с.

16. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. М.И. Левиной, C.B. Лёзова, И.И. Ма-ханькова, А.Ю. Миронова, В.В. Рынкевича, Ю.С. Терентьева. — М.: Республика, 1995.-464с.

17. Бубер М. Я и Ты./ Пер. с нем. Ю.С. Терентьева, Н. Файнгольда, послесловие П.С. Гуревича. М.: Выш. Шк., 1993. - 173с.

18. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воле. АН СССР. Ин-т философии; Пер. с лат. В.А. Андрушко и др.; Отв. ред. А.Х. Горфункель. М.: Наука, 1989.-475с.

19. ВдовинаИ.С. Французский персонализм (1932 1982). -М.: Высш.шк., 1990. -150с.

20. Вдовина И.С. Французский персонализм. М.: «Наука», 1977. - 128с.

21. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма: критический очерк. М.: Искусство, 1981.-190с.

22. Виндельбанд В. О свободе воли. Ответственный за выпуск Ю. Г. Хацевич. -Мн. : Харвест, М. : ACT, 2000. 208с.

23. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.А. Журинской, С.И. Земляной, A.A. Рыбакова, И.Н. Буровой./ Общая ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. - 704с.

24. Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. Перевод A.M. Водена. СПб.: Наука, 2000.-477с.

25. Голигузов Д.В. Идея исторической свободы человека в философии св. Августина.// Человек и общество: Сборник научных статей аспирантов и соискателей./ Под ред. В.П. Рачкова-Апраксина. Мурманск: МГЛУ, 2004. - 111с. - с. 16-25.

26. Губин В.Д. Философская антропология. М.: ПЭР СЭ, 2000. - 235с.

27. Губман Б. Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991.-190с.

28. Гуревич П. С. Проблема целостности человека. М.: ИФ РАН, 2004. — 467с.

29. Гуревич П.С. Философия человека. 4.1. -М.: ИФ РАН, 1999. 221с.140

30. Гуревич П.С. Философия человека. 4.2. М.: ИФ РАН, 2001. - 209с.

31. Декарт Р. Сочинения: В 2т.: Пер. с лат. и франц. C.B. Васильева, М.А. Гарнце-ва, H.H. Сретенского, С.Я. Шейнман-Топштейн и др. Т.1./ Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. M.: Мысль, 1989. - 654с.

32. Джеймс У. Воля к вере: Пер. с англ. С.И. Церетели, П.С. Юшкевича, Л.Е. Павловой, М. Гринвальд. Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. М.: Республика, 1997.-431с.

33. Дильтей В. Сущность философии: Пер. с нем. под ред. М.Е. Цельтера. М.: Интрада, 2001.- 159с.

34. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Изб. тр. М.: Гардарики, 2002. -520с.

35. Дуне Скот И. Трактат о первоначале./ Пер. вступ. ст. и коммент. A.B. Аполло-нова. М.: Изд-во Францисканцев, 2001. - 180с.

36. Егорова И. В. Философская антропология Эрика Фромма М.: ИФ РАН, 2002. -164с.

37. Жильсон Э. Избранное. Том 1. Томизм. Введение в философию св. Ф. Аквин-ского. Пер. Г.В. Вдовиной. М.: Университетская книга, 1999. — 495с.

38. Жильсон Э. Избранное: Христианская философия./ Пер. с фр. Ж.В. Антонов и др. М.: РОССПЭН, 2004. - 702с.

39. Жильсон Э. Философия в Средние века: От истоков патристики до конца XIV века. Пер. с фр. А.Д. Бакулова. М.: Республика, 2004. - 678с.• 41. Жильсон Э. Философия и теология./ Пер. с фр. К. Демидова. М.: Гнозис, 1995.-189с.

40. Ильенков Э.В. О свободе воли// Вопросы философии. — 1990. — №2. — С.

41. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. Пер. с фр. Д. Вальяно, Л. Григорьян, Н.

42. Галь, Н. Наумов, В. Великовский, И. Кузнецов, И. Волевич, Ю. Денисов, Ю. Сте141фанов, Ю- Гинзбург, О. Гринберг, В. Мильчина. М.: ЭКСМО-пресс. - 1998. -864с.

43. Камю А- Сочинения: в 5т: Т.З. Пер. с фр. Ю. Гинзбург, Ю. Денисов, Ю. Стефанов, Д. 13альяно, Л. Григорьян, Н. Галь, С. Великовский, Н. Злобин, Н. Немчинова. Харьков: Фолио. - 1998. - 573с.

44. Карл Маркс и современная философия./ Отв. ред. Н.И. Лапин. М.: ИФ РАН, 1999.-380с.

45. КарсавЯН Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992. -Т. 1. 1992.-325с.

46. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). -М.: ИФ РАН, 1996. 252с.

47. Клягин Н.В. Человек в истории. М.: ИФ РАН, 1999. - 239с.

48. Коноплёв И.А. «Два Града» Блаженного Августина (онтологические основания философии истории)// Человек. 1998. - №1. - С.75-82; №2. - С.79-93.

49. Короткой Н.Д. Социальный аспект проблемы человека в религиозной философии. Киев: Наука думка, 1978. - 244с.

50. Красников А.Н. Методология современного неотомизма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993--77с.

51. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд-во МГУ, 1969. -285с.

52. КьеркеГор С. Наслаждение и долг. Пер. с дат. П. Ганзен. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.-416с.

53. Кьеркегор С. Страх и трепет. Пер. с дат., вст. ст. и коммент. Н. Исаевой и С. Исаева под общей ред. С. Исаева. М.: Республика, 1993. - 383с.

54. Лабиринты одиночества. (Сб. ст.) Сост., общ. ред. и предисловие Н.Е. Покров' ского. М- Прогресс, 1989. - 623с.

55. Лазарева А.Н. Идея соборности и свободы в русской религиозной философии. М.: ИФ РАН, 2003. - 153с.

56. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. Пер. с фр. И.И. Блауберг и др. М.: РОССПЭН, 2004.-606с.

57. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера. М.: ИФ РАН, 1999. — 133с.

58. Манхейм К. Диагноз нашего времени. /Пер. с нем. и англ. М.И. Левина, C.B. Карпушина, А.И. Миллер, Т.Н. Студеникина. -М.: Юрист, 1994. — 700с.

59. Маритен Ж. Знание и мудрость: Знание и мудрость. Религия и культура. О христианской философии, Фома Аквинский, апостол современности./ Пер. с фр. Л.И. Степачев, науч. ред. И.С. Вдовиной. М.: Науч. мир, 1999. - 243с.

60. Маритен Ж. Избранное: величие и нищета метафизики./ Пер. с фр. Б.Л. Губма-на, P.A. Гальцевой, Ю.В. Латыниной, И.В. Львовой, H.H. Зубкова, Н.В. Занемо-нец, Н.С. Мавлевича, В.П. Гайдамака, Н.Л. Трауберг. М.: РОССПЭП, 2004. -605с.

61. Маритен Ж. Философ в мире./ Пер. с фр., послесл. коммент. Б.Л. Губмана. — М.: Выш. Шк., 1994. 192с.

62. Маритен Ж. Человек и государство./ Пер. с англ. Т. Лифинцевой. — М.: Идея-пресс, 2000. 195с.

63. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. — М.: Политиздат, 1989.-62с.

64. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. - 574с.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 20т. Т.З М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 568с. - С.7-544.

66. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О морали и нравственном воспитании. М.: Политиздат, 1985.-528с.

67. Марсель Г. Опыт конкретной философии. Пер. с фр. В.П. Большакова, В.В. Визгина. -М.: Республика, 2004. 222с.

68. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Изб. работы./ Пер. с фр., сост., ' вс. ст. и примечания Г.М. Тавризян. — М.: Изд-во гуман. лит., 1995. — 215с.

69. Мерло-Понти М. В защиту философии./ Пер. с фр., послесл. и примеч. И.С. Вдовиной. М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 1996. - 247с.

70. Мерло-Понти М. Знаки./ Пер. с фр., послесл. и примеч. И.С. Вдовиной. — М.: Искусство, 2001. 428с.

71. Мерло-Понти М. Око и дух./ Пер. с фр. A.B. Густыря. М.: Искусство, 1992. -63с.

72. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия./ Пер. с фр. под ред. И.С. Вдови-ной, C.J1. Фокина. СПб.: Юнента: Наука, 1999. - 605с.

73. Митрохин JI.H. Религия и культура (философские очерки). М.: ИФ РАН, 2000.-318с.

74. Митрохин JI.H. Философия религии (Текст). М.: Республика, 1993. - 416с.

75. Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология- герменевтика, 2003. - 716с.

76. Мотрошилова Н.В. Познание и общество: из истории философии XVII -XVIIIbb. М.: Мысль, 1969. - 296с.

77. Мотрошилова Н.В. Работы разных лет (Текст): избранные статьи и эссе. М.: Феноменология- герменевтика, 2005. — 574с.

78. Мунье Э. Манифест персонализма./ Пер. с фр. И.С. Вдовиной и В.М. Володина М.: Республика, 1999. - 558с.

79. Мунье Э. Надежда отчаявшихся: Мальро, Камю, Сартр./ Пер. с фр. и примечания И.С. Вдовиной. М.: Искусство, 1995. - 238с.

80. Мунье Э. Персонализм./ Пер. с фр. и примечания И.С. Вдовиной. М.: Искусство, 1992. - 144с.

81. Мунье Э. Что такое персонализм?/ Пер. с фр. И.С. Вдовиной и В.М. Володина. -М.: Изд-во гуманит. лит., 1994. — 125с.

82. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы. Ответственный за выпуск Ю.Г. Хацевич. -М.: ACT, 2000.-1040с.840 социальной концепции русского православия. М.: Республика, 2002. -- 398с.

83. Оккам У. Избранное./ Пер. с лат. A.B. Аполлонов, М.А. Гарнцева. Под общей ред. A.B. Аполлонова. М.: УРСС, 2002. - 223с.

84. От абсолютной свободы к романтике равенства (из истории политической философии)./ Ред.: М.М. Федотова, М.А. Хевеши. М.: ИФ РАН, 1994. - 212с.144

85. Паскаль Б. Мысли./ Пер. с фр. Литературный редактор перевода, комментарии В. Татаринова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368с.

86. Поппер К. Объективное знание: эволюционный подход./ Пер. с англ. Д.Г. Ла-хути. М.: Эдиториал УРССД002. - 381с.

87. Поппер К. Открытое общество и его враги./ Пер. с англ. В.Н. Садовского. -Т.1. Чары Платона. М.: Культурная инициатива, 1992. - 394с.; Т.2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - М.: Феникс, 1992. - 525с.

88. Рикер П. Время и рассказ. В 2т. Т.1. Интрига и исторический рассказ./ Пер. с фр. Т.В. Славко, научное редактирование и сверка перевода И.И. Блауберга. -СПб.: Унив. книга. 1998 - 313с.

89. Рикер П. Герменевтика и психоанализ; Религия и вера./ Пер. с фр. И.С. Вдови-ной. М.: Искусство, 1996. - 429с.

90. Рикер П. История и истина./ Пер. с фр. И.С. Вдовиной, A.M. Мачульской. — СПб.: Алетейя, 2002. 400с.

91. Рикер П. Конфликт интерпретаций; Очерки о герменевтике./ Пер. с фр. И.С. Вдовиной. М.: Моск. фил. фонд, 1995. - 360с.

92. Рикёр П. Память, история, забвение: Поль Рикёр; пер. с фр. И.И. Блауберг и другие. М.: Изд-во гуман. лит., 2004. - 725с.

93. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр., предисловие В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. — 638с.

94. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения./ Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001. - 318с.

95. Сартр Ж.-П. Проблемы метода./ Пер. с фр. В.П. Гайдамака. М.: Прогресс, 1994.-234с.

96. Сергеев A.M. На пути к себе. Метафизические размышления. Петрозаводск: ' ПГУ, 2004. -264с.

97. Современная буржуазная философия и религия, (д.ф.н. Богомолов A.C., Га-ранджа В.И., Кузнецов, В.Н., к.ф.н. Каримский, A.M.). — М.: Политиздат, 1977. — 376с.

98. Спирин А.Д. Личность и отчуждение: Логико-мировоззренческие основания постановки проблемы. Кемерово. Кузбас. гос. техн. ун-т, 1999. - 95с.

99. Степин B.C. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.: ИФРАН, 1994. 272с.

100. Степин B.C. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 743с.

101. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: избранная социально-философская публицистика. М.: ИФР АН, 1996. - 175с.

102. Сузо Г. Книга истины. Книга любви./ Пер. с средневерхненем. М.А. Хорь-кова. СПб.: Алетейя, 2003. - 173с.

103. Таулер И. Царство Божие внутри нас: Проповеди Иоанна Таулера./ Пер. И. Прохоровой. СПб.: Изд-во Рус. Христ. гуман. ин-та, 2000. - 287с.

104. Теория и жизненный мир человека./ Ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 1995.-206с.

105. Тиллих П. Избранное: Теология культуры./Пер. с анг. Е.Г. Балагушкина, О.В. Боровой, Т.И. Вевюрко, Е.А. Жуковой, О .Я. Зоткина, В.В. Рынкевич, Т.Е. Савицкой. М.: Юрист, 1995. - 479с.

106. Тиллих П. Систематическая теология./ Перевод О .Я. Зоткина. СПб. Уч. кн., 2000. Т.З. -415с.

107. Тиллих П. Систематическая теология./ Перевод Т. Лифицева, O.P. Газизова, В.М. Ошеров, В.В. Рынкевич. СПб. Уч. кн., 2000. Т. 1-2. - 462с.

108. Тиллих П. Систематическое богословие./ Перевод с англ. М.Б. Данилушки-на. СПб. Алетейя, 1998. Т.1-2. 4.1-3. - 493с.

109. Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб.: Изд-во «Наука», 1999. - 260с.

110. Трёльч Э. Историзм и его проблемы: логическая проблема философии истории: Пер. с нем. М.И. Левина, С.Д. Сказкина. М.: Юрист, 1994. - 719с. 113. Философы двадцатого века: С6./А.М. Руткевич (отв. ред.), И.С. Вдовина. — М.: Искусство, 1999. - 263с.

111. Философы двадцатого века: С6./А.М. Руткевич (отв. ред.), И.С. Вдовина. -М.: Искусство XXI век. Кн. 2. 2004. - 366с.

112. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. -М.:ИФ РАН, 2001.-207с.

113. Французская философия сегодня: Анализ немарксистских концепций (Грецкий М.Н., Автономова Н.С., Филиппов Л.И. и др). Ред. Вдовиной, И.С. М.: Наука, 1989.-260с.

114. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. 2-е изд. испр. -СПб.: Изд-во «Наука», 2002. 451 с.

115. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Пер. с нем. А.Г. Черня-кова. СПб.: Высш. религиозно-философская шк., 2001. — 445с.

116. Хайдеггер М. Положение об основании./ Пер. с нем. O.A. Коваль. СПб.: Алетейя, 1999.-289с.

117. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени./ Перев., послесл. Е.В. Борисов. Томск: Водолей, 1998. -341с.

118. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества./ Пер. с нем. Т.В. Васильевой и др. М.: Высш. шк., 1991. -190с.

119. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. -Рига: Зинатне, 1991. 302с.

120. Шелер М. Избранные произведения./ Пер. с нем./ Переводчики A.B. Денеж-кина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова. М.: Гнозис, 1994. - 490с.

121. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. Пер. с нем., примечания, комментарии А.Н. Малинкина. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. - 231с.

122. Шестов Л. И. Апофеоз беспочвенности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 214с.

123. Шестов Л. И. Афины и Иерусалим. М.: ACT: Фолио, 2001. - 394с.

124. Шестов Л. И. На весах Иова. М.: ACT: Фолио, 2001. - 462с.

125. Шишков К.А. Современный неотомизм: история и политика в философии Ж. Маритена. Тверь, 1999. - 43с.

126. Этос религиозного опыта./ Ред. И.Н. Михеева. М.: ИФ РАН, 1998. - 130с.147

127. Ярошевский Т. М. Личность и общество. (Проблемы личности в современной философии марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм.) - М.: «Прогресс», 1973. - 543с.

128. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.И. Левина. М.: Политиздат, 1991. - 527с.

129. Barron R.E. A study of the De potentia of Thomas Aquinas in light of the Dog-matik of Paul Tillich: Creation as discipleship San Francisco: Mellen Reseavch. -Uniw. press, 1993.-493p.

130. Brightman E. S. Nature and Values. N. Y., 1948. - 240p.

131. Brightman E. S. Persons and reality. N. Y., 1948. - 256p.

132. Flewelling R. T. The Survival of Western Culture. N. Y. - London, 1943. -156p.

133. Maclnter A. After virtue: A study in moral philosophy. N.Y.: Unir. Press, 1984. - 189p.

134. Niebuhr R. Moral and immoral Society. N. Y. - London, 1960. - 246p.

135. Niebuhr R. The Self and Dramas of History. N. Y., 1955. - 3 Юр.

136. Philosophy and religion: Selections from 20 century. Chicago: Encycl Britannica, 1993. - 580p.

137. Recoeur P. Will and history. Evanston, 1960. - 459p.

138. Silberstein L.J. Martin Buber's social and religious thougnt: Alienation a the quest for meaning New York; London: New press, 1990. 338p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.