Проблема тревоги в европейской и американской философии XIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Зотова, Анна Олеговна

  • Зотова, Анна Олеговна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 153
Зотова, Анна Олеговна. Проблема тревоги в европейской и американской философии XIX-XX веков: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Ростов-на-Дону. 2013. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Зотова, Анна Олеговна

Содержание

Введение

Глава 1. XIX век: формирование экзистенциала тревоги

§ 1. История понятия тревоги. Неопределенность как социокультурный

исток современного философского понимания тревоги

§2. Протестантская духовная культура как предпосылка формирования

экзистенциала тревоги

§3. Тревога в философии С.Кьеркегора

Глава 2. Экзистенциал тревоги в экзистенциальной философии XX века

тревоги

§ 2. Экзистенциальная философия М. Хайдеггера: Бытие и тревога

§3. Ж.П. Сартр: тревога и ответственность

Глава 3. Экзистенциал тревоги в практически ориентированной

американской философии

§1. Эрих Фромм: одиночество - источник тревоги

§2. Ролло Мэй: тревога о ценностях

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема тревоги в европейской и американской философии XIX-XX веков»

Введение

Актуальность исследования. В определенном смысле тревога всегда была в центре внимания философии, если согласиться с тем, что философию рождает неуверенность человека в своем происхождении, в своей судьбе. Исследование философского смысла понятия тревоги могло бы быть связанно со всей историей человечества. Но в данном исследовании мы хотели бы рассмотреть проблему тревоги в европейской и американской философии XIX - XX веков.

Проблема тревоги начинает активно подниматься во второй половине XIX века. Социокультурные изменения - развитие буржуазного общества, капитализма, распространение протестантизма - приводят к актуализации проблемы тревоги. До С. Кьеркегора философия не обращалась к проблеме человека, с Кьркегором же философия повернулась от метафизики к экзистенциальной тематике. Происходит поворот к человеку - на первый план выходит философия экзистенциализма. Актуализация тревоги в жизни человека приводит к ее актуализации в философии.

Исследование проблемы тревоги является важным для понимания генезиса современной философии — экзистенциализма, персонализма, поздней феноменологии. Такое исследование позволяет нам понять, как формируется современная философская проблематика, онтология.

XX век для человечества был эпохой потрясений, которые поставили под сомнение традиционные ценности культуры и само бытие человека. Это стало причиной того, что в XX веке получили большое распространение научные теории, предвещающие человеческой цивилизации катастрофический исход. Современное общество - это «общество риска», человек не получает в нем надежных гарантий безопасности. Современного человека пугают перспективы развития мировой цивилизации, вносят в его жизнь чувство неуверенности в завтрашнем дне.

Каждый современный человек, внимательно относящийся к своей

жизни, замечает, основываясь на своем жизненном опыте, что в наше время

3

тревога охватывает все стороны жизни. И если в XX в. тревога была скрытой, то сейчас она вышла на поверхность, стала явной. У людей появилась осознанная тревога. Тревога всегда незримо наполняет наше бытие, представляя собой неуловимый тревожный фон. Тревога не доступна сознанию постоянно, она присутствует в жизни человека, образуя едва уловимый тревожный фон. Описание скрытого проявления тревоги мы встречаем у М. Хайдеггера; «Эта жуть постоянно настигает присутствие и грозит, пускай неявно, его обыденной затерянности в людях. Эта угроза фактично может сочетаться с полной уверенностью и беспроблемностью повседневного озабочения. Ужас может проснуться в безобиднейших ситуациях. Не требуется даже и темноты, в которой человеку обычно чаще делается жутко. В темноте подчеркнутым образом «ничего» не видно, хотя как раз мир все еще и настойчивее есть в своем «вот»1.

С приходом мирового экономического кризиса кажущая стабильность не только в России, но и в Европе пошатнулась. То, что раньше казалось контролируемым, оказалось неподвластным обывателям.

Развитие средств коммуникации, появление множества возможностей взаимодействия различных культурного приводит к тому, что одни культуры проникают в другие. Как следствие, человек существует в фрагментарной культуре, связь поколений потеряна, поэтому индивид больше не чувствует свою принадлежность определенной культуре. Он понимает, что мир, в котором он живет, опасен, нестабилен. Человек ощутил свою незащищенность и слабость, поэтому находится в состоянии тревоги.

Изучение данной проблемы актуально и потому, что в рамках теорий, посвященных тревоге, авторы ищут способы преодоления тревоги. В различных областях знаний предлагают свои пути решения проблем. Борьбой с тревогой занимается даже медицина, фармакология. Однако преодоление

1 Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Ас1 МАСЕТМТиМ, 1997, с. 189.

тревоги с помощью лекарственных средств влечет снятие симптомов, человек борется со следствием, а не с причиной. Практически ориентированная философия и психология показывают не только как бороться с тревогой, с ее причинами, но и как преобразовать тревогу в позитивное русло, использовать ее для развития человека как личности.

Степень разработанности темы.

В XX веке экзистенциальная проблематика становится ключевой в философских исследованиях. В качестве предшественников экзистенциализма можно назвать таких мыслителей, как Ницше, Бергсон, Виндельбанд, Риккерт, Дильтей. Но именно начало экзистенциализма связывается с именем Серена Кьеркегора (1813-1855). Проблематика, затронутая Кьеркегором, оказала большое влияние на Хайдеггера, и собственно, на философов-экзистенциалистов: Ж.-П. Сартра и А. Камю, X. Аренд, С. Бовуар, М. Мерло-Понти, Г. Марселя, К. Ясперса, Н. Абаньяно, М. Бубера, М. де Унамуно, П. Тиллиха.

В русской философии также поднималась эта проблематика в работах таких мыслителей, как С. Франк, С. Булгаков и П. Флоренский, В. Вышеславцев и И. Ильин, В. Розанов, Н. Бердяев и Л. Шестов.

Экзистенциалы человеческого бытия стали предметом изучения главным образом в философии Х1Х-ХХ века. Наибольшее внимание уделялось исследованию феномена тревоги самой по себе, а также тревоги и одиночества, тревоги и смерти представители философии жизни, экзистенциальной философии, школ психоанализа, пост-классической философии и постмодернизма. Однако некоторые философы намного раньше обратили на экзистенциалы особое внимание (С.Кьеркегор, Б.Паскаль, а до этого и Платон, Плотин, Августин Аврелий, М.Монтень и др.).

Во-первых, экзистенциалы рассматриваются мыслителями с философско-психологической точки зрения: З.Фрейдом, К. Юнгом, Л. Бинсвангером, Ж.П. Сартром, С.де Бовуар, В. Франклом, Р. Мэем, Э.

Фроммом, К. Роджерсом, К. Ясперсом, Э. Эриксоном.

5

Во-вторых, экзистенциалы рассматриваются мыслителями как феномены человеческого бытия. С. Кьеркегор, Б. Паскаль, Л. Бинсвангер, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, М. Шелер, H.A. Бердяев, М. Бубер, Ж. Бодрийар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, П. Тиллих, М. Мерло-Понти говорят об экзистенциалах как особых предметах сознания, которые содержат переживания человека.

Проблема тревоги поднимается в трудах античных мыслителей -Гераклита, Платона, Аристотеля, Эпикура, Марка Аврелия, Аннея Луция Сенеки, Эпиктета, Тита Лукреция Кара, Цицерона, Плотина, и др. Также эта проблема поднимается в трудах ученых, занимавшихся исследованием того, как проявляются экзистенциалы в античности, опираясь на исторические свидетельства Диогена Лаэртского, Геродота, Плутарха, Порфирия, Прокла и др. Это работы Ф.Х. Кессиди, А.Ф.Лосева, М.К. Мамардашвили, Р. Генона, Ф.Шеллинга, Ж.П. Вернана и др.

В христианской теологии и средневековой философии также поднимается тема тревоги. В этот период тема тревоги зачастую поднимается в связи с экзистенциалами смерти и одиночества. Эта тема встречается в трудах таких мыслителей, как Августин Аврелий, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, П.Абеляр, М.Лютер, Ж.Кальвин, У.Цвингли, и др.

Проблему тревоги мы находим и в работах мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени - Н. Макиавелли, Б. Паскаля, М. Монтеня, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Дидро, Д. Юма и др. Этих концепции анализируются в работах - Д.Реале и Д.Антисери, Р.Генона, В.Дильтея, А.Ф.Лосева, В.Тиллиха, Н.А.Бердяева, М.Фуко др.

В трудах О.ф.Больнова, М.Бубера, Б.Э.Быховского, Т.В.Артемъевой, В.Виндельбанда, Ф.Х.Кессиди, Дж.Сантаяны, П.П.Гайденко, А.Ф.Лосева, Г.В.Майорова, И.П.Малиновой, Б.Рассела, А.М.Руткевича, Э.Ю.Соловьева, М.А.Малышева, М.К.Мамардашвили, С.Н.Некрасова, П.Тиллиха, и др. анализируется влияние на западноевропейскую и отечественную философию

философских концепций мыслителей, обращавшихся к изучению проблемы тревоги.

Объект исследования - проблема тревоги в истории философии

Предмет исследования - философские концепции тревоги в американской и европейской философии Х1Х-ХХ веков.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью исследования является анализ и сопоставление ведущих философских концепций тревоги как экзистенциальной характеристики жизни в философии Х1Х-ХХ веков.

Такая постановка проблемы предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть философское исследование тревоги как вытекающее из социокультурных характеристик Х1Х-ХХ века;

- эксплицировать из работ С. Кьеркегора его описание тревоги, исторически предваряющее обращение к ней философии XX века;

- показать рассмотрение экзистенциала тревоги в немецкой и французской экзистенциальной философии ( Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер);

- показать трактовки экзистенциала тревоги в модернизированной американской философии протестантизма (П. Тиллих);

- выяснить особенности светских философских концепций тревоги;

проанализировать экзистенциал тревоги в «практически ориентированной философии», то есть, в философии, тесно переплетенной с психотерапевтической практикой ( Э.Фромм, Р. Мэй).

Методы исследования

Автор опирается в первую очередь на принцип историзма, кладет в основу исследования идею социокультурной детерминации. Именно этим обусловлено написание первых двух параграфов работы, предназначенных, во-первых, для краткого освещения предыстории избранного нами сюжета и, во-вторых, для демонстрации того, из каких реалий культуры и общества вырастает философское рассмотрение тревоги.

Важными для работы выступают аналитический метод и метод дескрипции, позволяющие эксплицировать главные позиции рассматриваемых философов по проблеме тревоги. Автор активно прибегает к методу сравнения и интерпретации, сопоставляя разные философские позиции по теме тревоги.

Поскольку М. Хайдеггер в свое время ввел применяемый ныне термин «экзистенциал», который с помощью метафоры может указывать на важные характеристики человеческого бытия в мире, мы используем его для характеристики тревоги.

В диссертации слова «страх» и «тревога» нередко употребляются как синонимы. При написании работы с ними возникали сложности, потому, что мы имеем дело с разными европейскими языками и с переводами. В сборник работ С.Кьеркегора «Страх и трепет», вышедший на русском языке, были включены основные работы С.Кьеркегора по проблеме тревоги: «Страх и трепет», «Понятие страха» и «Болезнь к смерти». Необходимо отметить, что понятия переведены в названиях одним русским словом «страх». В оригинальном же тексте имеют место два разных слова. В книге «Страх и трепет» имеется в виду конкретный, предметный, определенный страх, Кьеркегор употребляет датский аналог немецкого понятия Furcht или английского fear, а в книге «Понятие страха» речь идет о тревоге, Кьеркегор употребляет датский аналог понятия Angst или anxiety.

Анна Вежбицкая, филолог и культуролог, создала цикл работ, которые

посвящены сравнительному анализу слов, существующих в разных языках,

которые традиционно принято рассматривать как эквивалентные переводы. В

том числе, у нее есть работа, посвященная соотношению слова «Angst» в с

понятием Furcht, а также сходными понятиями других европейских языков.

Исследование касается также использования этих понятий в контексте

специальной философско-психологической терминологии. А. Вержбицкая

говорит о том, что истоки этого слова необходимо искать в духовном

наследии Мартина Лютера, который оказал ощутимое влияние на культуру и

8

язык Германии и скандинавских стран, в которых приняли лютеранство. Вежбицкая пишет о том, что в учении Лютера понятие «Angst» связано с идеей Ада, оно связано не столько с устрашающими образами этого места, а скорее с Адом как с мукой, испытываемой человеком на земле, эта мука связана с субъективным переживанием Божьего гнева и отвержения. Вежбицкая подчеркивает, что именно в таком контексте это слово появилось в немецком языке и в немецкой культуре, как и в языках и в культурах других стран Северной Европы, например, Дании. Напомним, что именно Дания родина Кьеркегора. Необходимо отметить, что похожие термины других языков, например, английского, отличаются от слова «Angst» по своему когнитивному содержанию; поэтому зачастую в английских текстах это слово приводится без перевода.

Рассматривая концепции Э. Фромма и Р. Мэя, мы используем понятие «практически ориентированная философия». Под ней подразумевается философия, тесно переплетенная с психотерапевтической деятельностью, служащая методологическим основанием практической работы с сознанием с целью его гармонизации.

Стоит особо отметить присутствующее в тексте работы внутреннее различение смысловых оснований исследования, позволяющих увидеть тему тревоги с одной стороны, как тему тревоги «у светских и религиозных авторов», а с другой - как тему тревоги « у европейских и американских авторов» и с третьей — как сюжет для рефлексии в разных столетиях — девятнадцатом и двадцатом. Такого разделения по разным основаниям трудно было избежать в силу того, что «тревога тревожила» очень различных мыслителей на разных континентах на протяжении двух недавних столетий. В то же время, все без исключения исследуемые авторы, независимо от их проживания и мировоззренческой позиции, являются авторами экзистенциальными, то есть, занятыми проблемами человеческого существования (хотя экзистенциалистом называл себя один лишь Ж.П.Сартр)

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-проанализированы трансформации темы тревоги в европейской и американской философии XIX-XX веков, связанные как с выходом на широкую арену безрелигиозного мировоззрения, так и с повышением уровня социокультурной неопредленности;

- выяснены главные содержательные моменты концептуализации тревоги в работах христианского автора С. Кьеркегора, давшего в своих произведениях («Страх и трепет», «Понятие страха» и «Болезнь к смерти», «Повторение») описание тревоги как результата человеческого греха и вины, указано, что философское описание протестантского переживания тревоги непосредственно предшествующие ее тематизации у философов XX века;

- дано рассмотрение содержания экзистенциала тревоги в немецкой и французской экзистенциальной философии XX века: Ж.П. Сартр («Бытие и Ничто», «Очерк теории эмоций»), М. Хайдеггер («Бытие и время», «Слова Ницше «Бог мертв»»). Показано что внеконфессиональные экзистенциальные авторы связывают тревогу в первую очередь с проблемой подлинности человека и его свободы в ходе повседневной жизни, утверждая как и С.Кьеркегор неустранимость тревоги;

проанализировано рассмотрение экзистенциала тревоги в модернизированной философии американского протестантизма (П. Тиллих). Выяснено, что философия Тиллиха, не покидая почвы христианства, тем не менее видит ее изживание на путях мистического опыта;

- выяснены особенности светских философских концепций тревоги,

принадлежащих «практически ориентированным» философам-

психотерапевтам ( Э.Фромм: «Анатомия человеческой деструктивности»,

«Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Человек для себя», «Искусство

любить», «Психоанализ и культура»; Р.Мей: «Открытие бытия: очерки

экзистенциальной психологии», «Смысл тревоги», «Freedome and destiny»,

«The Cry for Myth», «Contributions of existencial psychotherapy», «Psychology

and the human dilemma»). Выяснено, что они не связывают тревогу с

10

отношением к трансцендентному, а усматривают ее причины в процессах социального и межличностного отчуждения, а также в неизбежности встречи со смертью; кроме того, стремясь гармонизировать сознание пациентов, они видят в избыточной тревоге патологический момент, который может быть устранен.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Повышенный интерес мыслителей Х1Х-ХХ века к теме тревоги обусловлен как историческими духовными, так и актуальными социокультурными предпосылками. Важнейшим, сложившимся в рамках христианского сознания, источником этого внимания послужило значительное распространение в Европе и США протестантизма, трактующего божественную предопределенность как неопределенность личного будущего и потому вызывающего чувство тревоги у верующих. В XX веке «религиозная тревога» сменяется в силу процесса секуляризации тревогой свободы, тревогой судьбы, тревогой одиночества, которые лишь усиливаются под влиянием стремительных социальных процессов и лавинообразного нарастания неопределенности во всех сферах жизни.

2. В XIX веке наиболее развернутую концепцию тревоги предлагает С. Кьеркегор. Его концепция - пример религиозного понимания причин тревоги и возможности ее преодоления. Тревога для Кьеркегора - неотъемлемая характеристика существования, она тесно связана с верой и предполагает наличие внутреннего конфликта, выступая в ряду таких явлений как свобода, грех и вина. Чем выше у человека творческий потенциал, тем сильнее он может переживать вину и тревогу. Рассматривая взаимосвязь тревоги и греха, Кьеркегор приходит к пониманию тревоги, как следствия того греха, который является отсутствием осознания греха, как страх бездуховности. В человеке есть тревога перед злом.

3. Пауль Тиллих, также протестантский мыслитель, несколько по-иному рассматривает тему тревоги в XX веке. В работе «Мужество быть» П.

Тиллих классифицирует типы тревоги, противополагая им виды мужества.

11

Вслед за Кьекрегором он говорит о взаимосвязи тревоги и вины, но выделяет главную для Кьеркегора «тревогу вины и осуждения» как отдельный вид тревоги, предполагающий существование и других. Как и С. Кьеркегор, П. Тиллих говорит о том, что тревога смерти возрастает с развитием индивидуализации, пишет о неустранимости в обычной жизни экзистенциальной тревожности. В то же время по Тиллиху, который следует путем протестантского модернизма, тревога все же может быть преодолена в мистическим опыте, в особом состоянии переживания «Бога над Богом», в котором христианский Бог выступает безличным, а не в образе Христа.

4. Один из знаменитых исследователей тревоги XX века М.Хайдеггер смотрит на проблему тревоги с собственно философских, внеконфессинальных позиций. Его взгляд не может быть охарактеризован ни как религиозный, ни как безрелигиозный. Он говорит о тревоге, как постоянном фоне человеческого существования вне зависимости от веры или неверия, хотя Хайдеггеру не чужды отсылки к трансцендентному, которое выступает у него под именем бытия.

Не примыкая ни к какому конкретному мировоззренческому проекту, М. Хайдеггер рассматривает тревогу в связи с вопросом о подлинности самого человека, закладывая в ее основу наше соответствие бытию. Согласно Хайдеггеру, испытывая тревогу, человек осознает свою потенциальность для бытия. Тревога по Хайдеггеру всегда тревога за себя самого. Она перемещает нас из не-подлинности в подлинность и раскрывает для нас некоторые важные моменты бытия. Тревога появляется тогда, когда человек осознает свое одиночество, что он не причастен к Целому.

5. Ж.П. Сартр, анализируя проблему тревоги, как и С. Кьеркегор и П.

Тиллих, вводит понятие стыда. Однако, если у Кьеркегора человеку

становится стыдно от того, что на него смотрит Бог, то у атеиста-Сартра стыд

исходит из проблемы коммуникации ( Я и Другой). Вслед за С. Кьеркегором,

Сартр говорит о взаимосвязи тревоги и свободы. Он соглашается с

Кьеркегором в том, что необходимо различать тревогу и страх, поскольку

12

тревога - тревога личности перед собой, а страх - это страх перед миром. Но тревога по Сартру — это не боязнь чего-то внешнего, и, конечно, не Бога, которого нет, а осознание полной непредсказуемости своего собственного поведения.

6. «Практически ориентированные» светские мыслители, занимающиеся психотерапией, такие как Э. Фромм и Р. Мэй, опираясь на концепции Кьеркегора, Тиллиха, Хайдеггера, предлагают свою концепцию тревоги. В отличие от религиозных авторов, они также как и Ж.-П.Сартр не обращаются к теме трансцендентного, а видят истоки экзистенциальной тревоги в бытии человека в мире, в его житейских противоречиях, в страхе перед полным уничтожением в смерти, в противоречии «свобода — ответственность».

7.По мнению Э. Фромма, тревога возникает прежде всего потому, что люди утратили единство с природой, друг с другом, они одиноки. Вслед за Кьеркегором и вместе с Сартром Э. Фромм говорит о тревоге, как о переживании по поводу свободы. Получив большую свободу, люди утратили чувство безопасности, стали ощущать свою жизнь как полную риска. Фромм считает, что в этой пропасти между свободой и безопасностью и рождается тревога, испытав которую, люди могут начать бежать от свободы. Однако он полагает, что свобода может быть позитивной: люди могут быть уникальными и при этом не терять связь друг с другом. Как философ-психотерапевт Э.Фромм не может объявить тревогу полностью неустранимой.

8. Р. Мэй, говоря как и Э. Фромм, о бегстве от свободы, тем не менее

делает акцент на неопределенности, неуверенности как причине тревоги.

Опираясь на концепцию П. Тиллиха, Мэй пишет что человек испытывает

тревогу, когда понимает, что его существование или ценности подвергаются

угрозе, им угрожает небытие. Однако, будучи «практически

ориентированным» мыслителем, которому надо помогать своим пациентам,

он различает конструктивную и невротическую тревогу. Невротическая

13

тревога, не соразмерная реальной опасности, может быть устранена, в то время как тревога, правильно отражающая опасность, способна играть вполне конструктивную роль.

Научно-практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе исследования позволяют по-новому взглянуть на место тревоги в жизни человека. В исследовании раскрыты причины тревоги как сущностной характеристики жизни человека вообще, и в современном мире в частности.

Таким образом, тревога является не только предметом изучения отдельных направлений научной деятельности (медицины, психологии, философии), а рассматривается как неотъемлемая часть человеческого существования.

Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования для чтения специальных курсов по истории философии, философской антропологии, культурологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Зотова, Анна Олеговна

Выводы.

По мнению Э. Фромма, одиночество - неотъемлемая характеристика бытия человека в современном мире. Люди утратили единство с природой, друг с другом. Получив большую свободу, они утратили чувство безопасности, стали ощущать себя незначимыми.

Фромм считает, что в этой пропасти между свободой и безопасностью и заключается основной конфликт человеческого существования.

В попытке преодолеть это противоречие человек бежит от свободы. Фромм описывает несколько способов бегства от свободы - авторитаризм, деструктивность, автоматический конформизм.

Однако свобода может быть позитивной. Люди могут быть уникальными и при этом не терять связь друг с другом.

Р. Мэй также говорит о бегстве от свободы в попытке уйти от ответственности. Человеку также свойственен страх небытия, смерти. Однако Мэй говорит о том, что перед лицом смерти жизнь становится более важной, нужно только осмелиться признать ее неизбежность. Страх смерти же лишает нас многих возможностей в жизни.

Тревога возникает всякий раз, как только появляется неопределенность, неуверенность. Человек испытывает тревогу, когда понимает, что его существование или ценности подвергаются угрозе, могут быть уничтожены.

Анализируя тревогу, Мэй говорил о том, что она может быть нормальной и невротической. Нормальная тревога возникает в периоды роста или непредвиденных изменений, она присуща каждому. Тревога остается конструктивной, пока она пропорциональна угрозе. Иначе тревога перерастает в невротическую.

Заключение

Тревога на сегодняшний день стала неотъемлемой характеристикой бытия человека, поэтому многие экзистенциальные мыслители обращаются к данной проблеме.

В данном исследовании рассмотрены социокультурные предпосылки развития тревоги, а также религиозный и безрелигиозный подходы к проблеме тревоги.

Одной из причин формирования тревоги в западной культуре выступает протестантская духовная культура. В рамках протестантизма контролируются все сферы жизни верующего, тем самым человек приходит к мысли о предопределенности. В тоже время рождается противоречие: с одной стороны, судьба предопределена, а с другой - самому человеку она неизвестна.

Протестантизм порождает кризис духовности, поскольку человек сосредоточен на материальной стороне жизни, лишен духовной опоры. Идея перфекционизма порождает страх несоответствия идеалам. Все это способствует развитию тревоги как постоянной составляющей бытия человека.

И религиозные, и безрелигиозные авторы говорят о неопределенности, как причине тревоги. Жизнь носит вероятностный характер и не дает никому гарантий. В социальной, экономической, политической жизни преобладает стихийность, существование в условиях постоянной конкуренций, утрачены традиционные духовные ценности - все это делает жизнь нестабильной, неопределенной. Будущее носит вероятностный характер.

Расширение возможностей коммуникации, проникновение одних культур в другие, утрата культурной самобытности приводит к тому, что человек пребывает во фрагментарной культуре, где нарушена связь поколений, теряется возможность самоидентификации в рамках определенной культуры, зависает в «культурной пустоте». Все эти явления не могут не вызывать тревогу.

Рассмотренные в исследовании философские концепции говорят о том, что тревога - неотъемлемая характеристика человеческого бытия. И все они подчеркивают положительное значение тревоги для развития личности человека.

Одним из первых наиболее подробно проблему тревоги рассматривает С. Кьеркегор. Его концепция - пример религиозного понимания причин тревоги и метода ее преодоления. По Кьеркегору тревога взаимосвязана с понятиями свободы, греха и вины. Свобода, большой выбор возможностей вызывают тревогу, человек боится неправильный выбор. Но именно из тревоги, по Кьеркегору, рождается свободная личность.

Рассматривая взаимосвязь тревоги и греха, Кьеркегор приходит к пониманию тревоги, как следствия греха в индивиде, а также тревоги бездуховности. В человеке есть тревога перед злом.

Кьеркегор говорит о вере в судьбу как способе бегства от тревоги и вины. Но тем самым человек ограничивает свои творческие возможности, теряют возможность осуществлять себя. Попытка убежать от тревоги обречена на провал.

Пауль Тиллих внес важный вклад в анализ проблемы тревоги в своей работе «Мужество быть». Ему принадлежит классификация различных типов тревоги. Тип тревоги, по Тиллиху, соответствует какому-либо аспекту самоутверждения человека в мире.

По Тиллиху все экзистенциальная тревога неустранима из человеческого бытия, но в то же время может быть преодолена опытом «бога над Богом».

Практически ориентированные безрелигиозные мыслители, такие как Э. Фромм и Р. Мэй, в отличие от религиозных авторов, видят причины экзистенциальной тревоги в страхе небытия, в противоречии «свобода — ответственность».

Э. Фромм говорит о том, что потеряно единство человека с природой, друг с другом, что влечет за собой одиночество. Свобода лишила их чувства

144 безопасности, значимости. Фромм считает, что в этой пропасти между свободой и безопасностью и рождается тревога. И тут вновь поднимается тема бегства от свободы для преодоления противоречия «свобода-безопасность». Однако свобода может быть позитивной. Фромм подчеркивает, что люди могут не терять уникальность, но при этом сохранять связь друг с другом.

Тему бегства от свободы (на этот раз для ухода от ответственности) поднимает и Р. Мэй. Тревога, по Мэю, возникает всегда, когда есть неопределенность, неуверенность. Человек испытывает тревогу, когда понимает, что его существование или ценности подвергаются угрозе. Однако, Мэй говорит о том, что тревога остается конструктивной, пока она пропорциональна угрозе. Иначе тревога перерастает в невротическую.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют по-новому взглянуть на место тревоги в жизни человека - это ее неотъемлемая характеристика, которая позволяет более полно развиваться личности, через преодоление тревоги человек растет.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Зотова, Анна Олеговна, 2013 год

Литература

1. Аббаньяио Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 1998.

2. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. М.: веков, 2004.

3. Андреев Л. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М.: Московский рабочий, 1999.

4. Антонова Н.В. Особенности взаимной детерминации природы человека и политической организации общества в концепции Э.Фромма // 8сЬо1а -2002. - С. 83-87. М., 2002

5. Асмус В. Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результаты. В кн.: «Человек и его бытие как проблема современной философии». М., 1976.

6. Бергер П. Религия и общества. - М., 1998.

7. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург-Бишкек, 1997.

8. Бузова Н. Г. Критика философских оснований теологии П. Тиллиха: Дисс. . канд. филос. наук. -М., 1980.

9. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972.

10. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985.

11. Вевюрко Т., Лёзов С.Пауль Тиллих: оправдание сомнением // Октябрь. 1992. №9. С. 165-169.

12. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.

13. Вилните О. Т. Критика философских оснований теологической системы П.Тиллиха. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. - Рига, 1971.

14. Воронкова Л.П. Критика теологических концепций секуляризации: (Эволюция американского протестантизма). -М.: Знание, 1987.

15. Воронкова Л.П. Секуляризация и кризис протестантской теологии. М.: Моск. энерг. ин-т, 1986.

16. Вэленс А. де. Заметки о понятии страха в современной философии // Феномен человека. Антология. М.: Высш. школа, 1993. С. 297306.

17. Гараджа В.И. Критика течений в протестантской теологии. М.: Знание, 1977.

18. Гараджа В.И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971.

19. Гёффдинг Г. Философия религии. СПб., 1912.

20. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и фр. / Сост.: Василенко Л.И., Ермолаева В.Е.; Ввод. ст. Шрейдера Ю.А. М. : Прогресс, 1990

21. Громадка И. Л. Перелом в протестантской теологии. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1992.

22. Громадка Й. Л. Перелом в протестантской теологии./ Пер. с чеш. / Общ. ред. и сост. М. Саго, В. Винокуров. -М.: Изд. гр. «Прогресс», 1993.

23. Громадка И.Л. Перелом в протестантской теологии. М.: Прогресс-Культура, 1993.

24. Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990.

25. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.

26. Егорова И. В. Философская антропология Эриха Фромма / И.В.Егорова;Рос.акад.наук.Ин-т философии. М., 2002.

27. Зиммель Г. Кризис современной культуры. Избранное. Философия культуры. М, 1996.

28. Идея гармонии в научной картине мира. Киев, 1989.

29. Исаев С.А. Кьеркегор как создатель экзистенциальной диалектики // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1980. №5.

30. Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М.: Политиздат, 1991.

31. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: РГГУ, 1997.

32. Карпушин В.А. Серен Кьеркегор - предшественник экзистенциалистской антропологии. // Вопросы философии. 1967. №12. С. 103-113.

33. Килборн Б. Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и Я.// История философии. Вып. 13. Отв. Ред. И.И. Блауберг. М.:ИФРАН, 2008.

34. Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра

35. Кроссер П. »Теология кризиса» Пауля Тиллиха // Вопросы философии, 1968, №10.

36. Кудрявцев В.А. Критическая оценка места П. Тиллиха в современной религиозно-философской литературе на Западе // Проблемы истории философии. -М.: Изд-во ин-та философии АН СССР, 1985. С.70-75.

37. Кудрявцев В.А. Критическая оценка места Пауля Тиллиха в современной религиозно-философской литературе на Западе // Проблемы истории философии. (Препринт сообщений на методологическом семинаре по истории философии при Совете молодых ученых ИФ РАН). М.: 1985. С. 70-75.

38. Кузнецов В. Н. Сартр и экзистенциализм. М., 1970.

39. Кьеркегор С. Повторение. - М.: Лабиринт, 1997.

40. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Культурная Революция, 2010.

41. Кьеркегор и современность : Сб. ст. / Европ. гуманит. ун-т, Респ. ин-т высш. шк. и гуманит. образования; Отв. Щитцова Т.В. Минск, 1996.

42. Лёзов C.B. Теология культуры Пауля Тиллиха // Тиллих П.

Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.

148

43. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д, 1994.

44. Лифинцева Т.П. Категория «мужество быть» П.Тиллиха: онтология, теология, этика. История философии. Вып. 10. М.: ИФ РАН, 2003.

45. Лифинцева Т.П. Философия и теология Пауля Тиллиха. Автореф. дисс. докт. филос. наук. - Москва, 2009.

46. Лифинцева Т.П. Философия и теология Пауля Тиллиха. М.: Канон+, 2009.

47. Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций. СПб.: Герменевт, 1996.

48. Лютер М. О рабстве воли.// Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1987.

49. Михайлов A.A. «Проблема «субъективности» в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера»// Проблема сознания в современной западной философии. Ред. В.А.Подорога. М.1989.

50. Михайлов A.B. Мартин Хайдеггер: Человек в мире. М.: 1990.

51. Мнацаканян М.О. Место протестантской этики в концепции капитализма М. Вебера // СоцИс : Соц. исслед. - № 7. - С. 33-43. М., 1998.

52. Моисеев H.H. Человек и ноосфера, М., 1990.

53. Мотрошилова Н.В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. — М.: Наука, 1991.-С. 3-52.

54. Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора // Вопросы философии. 1979. №10.

55. Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии. Пер. А.Багрянцевой . М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004

56. Мэй Р. - Смысл тревоги. Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. М., 2001.

57. Неретина С.С., Огурцов А.П. Протестантская теология культуры

// Время культуры. СПб.: Издательство РХГИ, 2000. С. 184-196.

149

58. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. - М., 1998.

59. Плотников И.С. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии, 1995, №9

60. Подорога В. А. «Фундаментальная антропология» М. Хайдеггера // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986. С. 34-48.

61. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

62. Рая Дунаевская «Философия и революция: от Гегеля до Сартра и от Маркса до Мао» 1973.

63. Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: 1985.

64. Сарайкин Г.З. Критика теологического экзистенциализма П. Тиллиха.- Автореф. . канд. филос. наук. Л., 1970.

65. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций. Психология эмоций. М., 1984.

66. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000.

67. Сиверцев М.А. Судьбы культуры в религиозной философии П.Тиллиха // Историко-философский ежегодник - 91. М.: Наука, 1991. С.126-146.

68. Соколова Е.А. Проблема человека и поиск социальной гармонии в философских воззрениях Ф.М. Достоевского: дисс. канд. филос. наук. — Улан-Удэ,2004.

69. Ставцев, С. Н. Введение в философию Хайдеггера / С. Н. Ставцев - СПб.: Лань, 2000.

70. Ставцева О.И. »Экзистенция» в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1998.

71. Ставцева О. И. Феномен смерти в мышлении Хайдеггера и в учении Будды / О. И. Ставцева // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв. ред. М. Я. Корнеев, Е. А. Торчинов. 2-е изд. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 324 с.

72. Стрельцова Г. Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. М., 1974.

73. Стрельцова Г.Я. Парадокс философии Серена Кьеркегора // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. № 4. С. 106120.

74. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности // СоцИс : Соц. исслед. - N 6. - С. 113120. - Библиогр.: с. 119-120. М., 1992.

75. Тиллих П. Избранное. Теология культуры М., 1995.

76. Тиллих П. Киркегор как экзистенциальный мыслитель // Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: Air Land, 1994. (То же // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995).

77. Тихонов Г.М. Феномен одиночества в творчестве Эриха Фромма // Вестн. ТИСБИ. - № 3. - С. 115-117. Казань, 2000.

78. Тихонова Е.В. Протестантизм в «философии одиночества» С.Кьеркегора // XXVII Огаревские чтения. - Ч. 3. - С. 18-20. Саранск, 1998.

79. Томашов В.В. Человек, бог и ответстенность в «теологии кризиса» П. Тиллиха // Философские проблемы познания человека и общества. Ярославль.: 1998. С. 96-105

80. Фетисова Т.А. Протестантизм в Европе и Америке // Культурология XX век. - № 2. - С. 164-185. М., 1999.

81. Филиппов JI. И. Философская антропология Ж.-П. Сартра. М., 1977.

82. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

83. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000.

84. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

85. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2007.

86. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

87. Фромм Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика, 2002.

88. Фромм Э. Психоанализ и культура: Избранные труды. М., 1995.

89.Фромм Э. Человек для себя. - М.: ACT, ACT МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

90. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. Бибихина В.В. М., 1997.

91. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»//Воиросы философии 1990 -№7.-С. 143-176.

92. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

93. Хевеши, М.А. Толпа, массы, политика: Ист.-филос. очерк / РАН. Ин-т философии. М., 2001.

94. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности//Вопросы философии. 1997. № 6.

95. Христианство. Словарь. Под ред. Л.Н.Митрохина. М.1994.

96. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия : (Глас вопиющего в пустыне). Пер. с фр / Вступ. ст. Милоша Ч.; Подгот. текста и примеч. Ахутина А.В.М.: Гнозис, 1992.

97. Экзистенциальная психология. Под ред. Р. Мэя. Перевод М.Занадворова и Ю.Овчинниковой. М.: Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001.

98. Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб.: Петрополис, 2006

99. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом; пер. с англ.; М.: Класс, 1999.

100. Cochrane А.С. Existentialists and God: Being and Being of God in the Thought of Soeren Kierkegaard, Karl Jaspers, Martin Heidegger, Jean-Paul Sartre, Paul Tillich, Etienne Gilson and Karl Barth. Westminster Press, Philadelphia, 1956.

101. Get Set for Religious Studies.Dominic Corrywright and Peggy MorganEdinburgh University, 2006.

102. Griffin R. Integration and identification: conflicting aspects of the

human need for self-transcendence within ideological communities // History of

Europ. ideas. - Vol. 18, № 1. - P. 11-23. Elmsford (N.Y.) ; Oxford, 1994.

152

103. May R. Contributions of existencial psychotherapy. In R. May, E. Angel, & H. F. Ellenberger (Ed.) Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology. New York: Basic Books,1958.

104. May R. Freedome and destiny. New York: Norton, 1981.

105. May R. Paulus. New York: Harper & Row, 1989.

106. May R. Psychology and the human dilemma. Princeton, NY: Van Nostrand, 1967.

107. May R. The Cry for Myth. New York: Norton, 1991

108. Roubiczek P. Existentialism For and Against. - Cambridge university press, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.