Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Любарскене, Зита Винцентина Винцовна

  • Любарскене, Зита Винцентина Винцовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1983, Вильнюс
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 166
Любарскене, Зита Винцентина Винцовна. Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.): дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Вильнюс. 1983. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Любарскене, Зита Винцентина Винцовна

ВВЕДЕНИЕ.

I. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ О ГЕНЕЗИСЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

НРАВСТВЕННОСТИ И РЕЛИГИИ.

1.1. Одновременное возникновение нравственное ти и человеческого общества.

1.2. Формирование взаимоотношения нравственности и религии на определенной стадии развития человечества

1.3. Синкретизм зачатков нравственности и религиозных представлений в первобытном обществе.

П. ПРОБЛЕМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И

РЕЛИГИИ В КЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ.

П.1. Социально-классовая природа нравственности и религии.

П. 2. Понятие религиозной морали

П.З. Оценка социально-классовой роли религиозной морали.

Ш. НРАВСТВЕННОСТЬ И РЕЛИГИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ

ОБЩЕСТВЕ.

111.1. Изменение социального статуса религии в социалистическом обществе

Ш.2. Развитие коммунистической нравственности.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема взаимоотношения нравственности и религии в истории философской мысли в Литве (1945-1980 гг.)»

Научная и идеологическая актуальность исследования» В строительстве коммунистического общества и формировании его культуры существенное значение имеет марксистская критическая оценка культурного наследия, в том числе научной атеистической мысли, как составном части марксистско-ленинского мировоззрения. Подчеркивая важную роль марксизма-ленинизма в решении задач коммунистического строительства, генеральный секретарь Щ КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов.Ю.В.Андропов писал: "Разобраться во всех сложностях современного мира, организовать и направлять революционное социально-историческое творчество рабочего класса, всех людей труда - такова грандиозная задача, которую решают сегодня теория марксизма-ленинизма и практика борьбы за прогресс человечества. Та задача, которую перед собой, перед своими идейными и политическими единомышленниками и последователями ставил Карл Маркс, - объяснить и изменить мир" /23, с. 23/. На решение этой задачи философскую мысль ориентирует и пленум ЦК КПСС от 15 июня 1983 года, из постановле ния которого следует, что партия и государство ожидают от философов эфффективных разработок проблем коммунистического воспитания и незыблемой его основой считают формирование марксистско-ленинского мировоззрения /26, с.70,71/. Поэтому актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью изучения истории философской мысли Советской Литвы, так как от теоретического осмысления решаемых вопросов в немалой степени зависит не только дальнейший ход ее развития, но и участие ее в решении тех значительных задач, на которых ориентирует теорию марксизма-ленинизма ЦК КПСС. За годы Советской власти выросшая в Литве марксистская философская мысль является крупной победой социалистической идеологии и социалистического строительства в нашей республике. Эта мысль стала столь существенным интегральные элементом современной реальной действительности Советской Литвы, что она сама требует исторического и теоретического осмысления, которое в последнее время все разностороннее реализуется усилиями советских литовских ученых.

Одной из областей современной философской мысли в Литве является раскрытие взаимоотношения морали и религии. Мевду тем, несмотря на неоспоримые достижения в данной сфере, пока чувствуется недостаток обоснованного теоретического осмысления решаемых вопросов.

Строительство нового общества ставит перед теоретической мыслью задачу решать на идейно-теоретической базе марксистско-ленинской философии вопросы коммунистического воспитания трудящихся на современном этапе в нашей республике и всей стране. Данные задачи глубоко обоснованы в материалах июньского пленума Центрального Комитета КПСС /26, с.27/. На важность их решения обратил внимание ХХУ1 съезд КПСС /21, с.7/, неоднократно они рассматривались в партийных документах /28, с.6/. В разных планах это отмечалось и на всесоюзных совещаниях идеологических работников /24, 25/.

Значительное место указанные вопросы занимают в деятельности республиканской партийной организации. В 1976 г. специально этой проблеме был посвящен Ш пленум ЦК КП Литвы. Задачи идейного и нравственного воспитания в качестве самостоятельного раздела /27, с.43/ были выделены в речи первого секретаря ЦК КП Литвы тов.П.Гришкявичюса на ХП пленуме ЦК КП Литвы /27, с. 65-66/. Особое внимание этим вопросам уделялось на ХУШ съезде КП Литвы /22, с.121-122/.

Поэтому актуальность изучаемой проблемы определяется,"во-вторых, тем, что анализ проблем нравственности, как составной части марксистско-ленинского мировоззрения, сегодня находится во ' внимания теории и общественной практики.

В развитом социалистическом обществе еще имеет место то обстоятельство, что, наряду с господствующим в общественном сознании научным материалистическим мировоззрением,в сознании определенной части людей еще функционирует и религиозное мировоззрение, прежде всего проявляющее себя в религиозном обосновании, нравственности и таким способом практически выражающее взаимоотношение нравственности и религии. Б Литве это обусловлено историческими обстоятельствами, которые до сих пор оказывают довольно сильное влияние на существование религиозно ориентированной нравственности среди литовского населения. Литва является республикой, где католическая религия имеет старые традиции, в ней известна этика католицизма, которая в досоветское время была довольно сильно развита в трудах аппологетов католицизма. В наше время защиту .каталитической этики, в том числе и религиозное обоснование морали продолжают буржуазные философы литовской эмиграции, услугами которых часто пользуются Ватикан и современный католический клерикальный антикоммунизм в идеологических акциях против Литовской ССР.

С другой стороны, ощутимое влияние оказывают и приспособленческие тенденции, проявляющие себя в современной религии.Именно сегодня,когда все религиозные конфессии предпринимают отчаянные шаги по модернизированию догматики и культовой практики,когда они ставят многие важные моральные и общественные проблемы сов ременносги в целях укрепления религии и распространения религиозного мировоззрения, особенно важно подвергнуть научному анализу взаимоотношения морали и религии, на основе которого возможно более эффективное социально-гносеологическое решение данной проблемы.

Актуальность исследования данной теш обусловливается, в-третьих, теми исторически сложившимися обстоятельствами Литвы, которые и по сей день служат источником значительного влияния религии на нравственность среди части литовского населения. Поэте му "необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию"/ 26, с.72/. В этом определенную роль играет и марксистское решение проблемы взаимоотношения морали и религии, пропаганда которого и в наши дни не перестает быть социальной потребностью социалистического общества.

Замена идеалистического религиозного обоснования нравственности научным обоснованием требует бескомпромиссной борьбы протш религиозных верований и ненаучного толкования взаимосвязи нравственности и религии, необходимо также постоянное углубление теоретических основ этой борьбы.

Именно это и акцентировал тов.К.У. Черненко в докладе на июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года /26, с. 60/. На органическую взаимосвязь борьбы против религиозных убеждений с конструктивным! проблемами формирования коммунистической морали указал также гов.П.Гршпкявичюс на ХУЕ съезде КП Литвы /22, с.4/.

Из вышеизложенного следует, что актуальность исследования вопросов взаимоотношения морали и религии в философской мысли в Советской Литве определяется особенностями общественного развитие и современной идеологической борьбы, нуждами практики коммунистического воспитания и потребностью в теоретическом осмыслении разработанности этой цролблемы в философской литературе республики.

Состояние разработки проблемы. Философская мысль в Советской Литве внесла весомый вклад в теоретическую разработку проблемы зс взаимоотношения религии и морали . При анализе состояния данной проблемы в республике необходимо вместе с тем обратить внимание на ее становление и развитие ее решений. Стремясь понять, почему многие философы Литвы послевоенного периода стали заниматься вопросами взаимоотношения морали и религии, надо выяснить те исторически сложившиеся обстоятельства, которые обуславливали их решение. Такими обстоятельствами были: с одной стороны, созидание в Литве нового социалистического общества, с другой, жестокая классовая борьба в деревне, участие в которой принимала и реакционное духовенство. Опираясь на религиозность большой части населения республики, духовенство формировало иррационалистичес-кие взгляды на мораль, на духовную жизнь. Оно стремилось не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Эти исторические условия анализу подвергли И.Аничас /64, 65/, Ю.Ярмолавичюс /III/ и др.

В самом начале на формирование решений данной проблемы большое влияние оказали переводы работ советских философов: Амосова Н.К. /267/, А.П.Гагарина /268/, Г.Гурева /269/, С.Ковалева /276/, Д.Е.Михневича /278/, В.Р.Никольского /279/, Т.Ойзермана /280/, В.Я.Прокофьева /281/, В.:' Соколова /282/, М.М.Шейнмана /283 , 284/ и др. Русская советская философская мысль была и осталась одним из важнейших источников, где свои творческие силы черпают предй В литовской литературе эта проблема не является новой. Ее решением были заняты атеисты-просветители Литвы XIX-XX вв.,а также марксисты В.Капсукас и З.Ангаретис. ставигели философии нашей республики. G другой стороны, помощь русских и других советских философов оказала влияние на рост и формирование марксистов Литвы, часть которых обучалась в аспирантуре научных центров Москвы, Ленинграда и др.городов.

Началом в обсуждении проблемы можно считать множество статей популярного и пропагандистского характера, направленных на разоблачение деятельности реакционного духовенства в Литве, в которых критически оценивались некоторые аспекты христианской морали. По подсчетам Литовского философа А.Бальсиса, только за период I945-I95I гг. из 508 атеистических статей, опубликованных в республиканской печати, 270 разоблачают аморальную политическую деятельность церкви и ее служителей, обличают отрицательные факты из личной жизни представителей духовенства /31, с.13/.

Отдельные аспекты провозглашаемых христианством нравственных получений критически оценивались в работах Ю.Жюгжды/201; 202/, В.Калвайтиса (Г.Зиманаса) /119/, Ю.Мицкявичгоса /151/, П.Пакарклиса /170; 171/, И.Рагаускаса /175; 176/: Ю.Юргиниса /112/.

Систематический и научный характер данная проблема приобретает с появлением трудов А.Гайдиса /34; 94; 95; 160/, И.Заксаса /195; 197; 198/, В.Мураускаса /159; 162; 163/ и др. По времени это, в сущности, совпадает с завершением периода строительства и укрепления социализма в Литве.

Обстоятельная оценка основных достижений указанного периода в области критического освещения вопросов религиозно ориентированной морали дана Ю.Ажубалисом /29; 69; 70/.

В пятццесятые-шестидесятые годы в жизни Советской Литвы происходят существенные сдвиги. С одной стороны, республика вступила в период развитого социализма и возникли более широкие и сложные задачи развития социалистического общества в Литве, новые проблемы формирования духовной культуры социалистического общества, духовного мира членов этого общества. С другой стороны, ощутимые сдвиги произошли и в социальной ориентации части литовского католического духовенства, в ее позиции по отношению к социалистическому государству.

Такое изменение потребовало от теоретических кадров республики большого числа работ, в которых конструктивно решались бы вопросы религии и атеизма в условиях социалистического строя. Характеризуя сложившуюся ситуацию, член-корреспондент АН Литовской ССР И.Мацявичюс писал: "Если в первые послевоенные десятилетия в республике было издано довольно много атеистической литературы, подготовленной специалистами различных областей наук, то в последние годы таких работ стало значительно меньше. Между тем исследования в области научного атеизма и истории религии в Литве и атеистическая пропаганда в условиях современной идеологической борьбы имеют важное теоретическое и практическое значение" /141, с.43-44/.

Разработка традиционной для нашей атеистической литературы цроблематики достигает идейной и теоретической зрелости. Об этом свидетельствуют работы А.Бальсиса /31; 32/, И.Заксаса /196/ Я.Минкявичюса /46; 48; 53/, В.Нюнки /56, 166, 167/ и дргкоторые способствовали созданию определенной базы для фундаментальных исследований в области научной критики религии и церкви.

Однако проблема взаимоотношения нравственности и религии в литературе затрагивается лишь в контексте решения других проблем, за исключением популярной брошюры П.Аксамитаса /63/.

Создание в республике общества зрелого социализма (конец 50-х - начало 60-х годов) означало переход на новый этап коммунистического строительства. С точки зрения интересов общества развитого социализма нравственная проблематика атеизма неизбежно выходит на передний план. В условиях республики научное решение проблем взаимоотношения морали и религии также обусловливалось активной деятельностью религиозных экстремистов. Воцросам положения католической церкви и религии в Литве, отношениям между верующими и атеистами, различным аспектам атеистического воспитания грудящихся посвящены работы П.Мишутиса /155; 156/, А.Чедави-чюса /59; 60; 80/, Ю.Ярмолавичюса /III/.

Атеистическая мысль республики развивалась и возросла не только количественно, но и качественно. От критики религии в просветительском духе в послевоенные годы постепенно происходит переход к объяснению "этих теоретических фраз из существующих действительных отношений" /6, с. 31/.

В религии объективную основу утраты своих позиций в сфере морали составляет социальный прогресс, практика созидания социализма и коммунизма. Немаловажную роль в этом играет также марксистско-ленинская методология теоретической мысли, воздействующая на мировоззрение трудящихся. Большое значение для развития теоретической мысли в плане атеизма имели ряд постановлений ЦК КПСС, а также ЦК КП Литвы , что также получило научное освещение в атеистической литературе /156/.

С 1963 г. в Советской Литве началась новая фаза атеистической деятельности. Ее характеризуют и монографии А.Бальсиса /30; 32/, специально посвященные анализу становления научного мировоззрения советских людей. Здесь также анализируются вопросы взаимосвязи морали и религии. Религиозно-нравственная проблематика обсуждалась на республиканской конференции "Религия в борьбе мировоззрений и идей" (1977 г.) /157/. Значительным вкладом в этом отношении является коллективное издание "Католицизм и современная идеологическая борьба", где литовские реалии в области религиозной интерпретации нравственной проблематики освещаются в статьях А.Гайдиса, Б.Дексниса, И.Заксаса, И.Мачюлиса и др./123/. Отдельные теоретические аспекты формирования нравственного облика личности в процессе атеизации рассматривались на республиканской конференции "Процесс атеизации в условиях зрелого социализма" /68/. Некоторые вопросы эволюции католизма в Советской Литве, в том числе эволюция этических концепций католизма, рассматриваются И.Аничасом и И.Мачюлисом /66/.

Постоянное внимание уделяя анализу философского наследия прошлого, Ю.Барздайтис и А.Каракозова в своих грудах обсувдают также религиозно-нравственную проблематику /33; 38; 39; 40; 74; 75; 76; 77/. Немалая заслуга наших философов - анализ современной буржуазной философии литовской эмиграции, которая продолжает традиции идеалистических направлений, существовавших в буржуазной Литве, и которую международный антикоммунизм направляет против СССР и прежде всего против нашей республики. Сотрудниками Института философии, социологии и права Литовской ССР в подготовленном коллективном труде "Идеологические течения в литовской эмиграции/110/ - глава "Основные направления идеалистической философии" - дана глубокая критика традиционной католической философии, а также разработана нравственно-атеистическая проблематика и, в частности, вопросы взаимоотношения религии и нравственности (авторы: А.Гайдис, Б.Декснис).

Ценный вклад в марксистское освещение проблемы взаимоотношения религии и морали представляют работы Ю.Барздайтиса /76/, Э.Гендролиса /100; 101; 102; 103; 104/, Ч.Калевды /115; 116; 117; 118/, Д.Капачяускене /124; 125; 126; 127; 128/, Б.Кузмицкаса /132; 133; 134; 135; 136/, Я.Минкявичюса /47; 49; 50; 51; 52/, В.Нюнки /165; 168/, И.Репшиса /182/, Ю.Станкайгиса и С.Некрошю-са /164/, Г.Яткониса /106; 107/ и др. Только перечисление указанных работ свидетельствует о заметном оживлении в исследовании различных аспектов религиозно-нравственной проблематики, о выработке теоретико-методологических подходов к ней.

Как результат возросшего интереса к теоретическим проблемам, возникли некоторые дискуссионные вопросы, решить которые и следовало бы истории философии. Поэтому необходимо обобщить теоретическое достижение философской мысли Советской Литвы в этой области и раскрыть ценное в разработках философов Литвы и то, что следует в дальнейшем развивать, каким образом представители философской мысли разоблачали буржуазных идеологов и идеализм, как они применяли марксистскую философию к условиям Литвы.

Такой анализ позволил бы создать в обобщенном ввде представление о том, в какой мере философы республики анализировали развитие теоретического обоснования проблемы взаимоотношения религии и нравственности. Кроме того, это послужило бы совершенствованию коммунистического воспитания личности и общества.

В основу настоящей диссертации взяты следующие концептуальные положения:

- В современных исторических условиях подтверждается актуальность марксистско-ленинского положения о необходимости систематически и целенаправленно разъяснять и формировать среди трудящихся научные взгляды по вопросам взаимодействия морали и религии, соединить эти взгляды с преобразующей деятельностью народных масс.

- Философская мысль Советской Литвы, являясь частью философии СССР,среди других проблем определенное внимание уделяет вопросам взаимоотношения морали и религии, на научное решение которых смотрит как на действенное формирование научно мировоззренческих убеждений.

- Нормирование взглядов на взаимоотношение нравственности и религии находится в постоянном взаимодействии с экономическим и социальным развитием общества. Эти взгляды детерминируются уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

- Взаимоотношение морали и религии является историческим процессом. Это означает, что на определенном этапе развития человеческого общества (экономических, социальных отношений и сознания людей) появление этой взаимосвязи было необходимым и неизбежным. Но оно по тем же причинам исторического развития человечества неизбежно должна исчезнуть. "Религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию" /7, с.470/.

Руководствуясь приведенными концептуальными положениями, автор решает следующие задачи:

I. Прослеживает и обобщает некоторые методологические вопросы исследования взаимоотношения морали и религии, развитие решения данной проблемы в истории философской мысли Литвы, т.е.

- излагает некоторые аспекты решения генезиса взаимосвязи нравственности и религии;

- раскрывает взгляды философов Литвы на взаимосвязь религии и морали в классовом, а также роль религии в социалистическом обществах.

2. Изучает исторический характер взаимоотношения религии и нравственности, т.е.

- показывает процесс изменения социального статуса религии в социалистическом обществе;

- прослеживает некоторые аспекты развития коммунистической нравственности.

Научная новизна диссертации.До настоящего времени проблема взаимоотношения морали и религии в истории философии Советской Литвы не была объектом специальных научных исследований. В некоторых историко-философских работах (Ю.Ажубалиса, А.Бальсиса и др.) вопрос исследовался только в контексте других проблем, анализу не подвергались работы периода 35-летней давности (19451980 гг.), не было достаточной ясности в разработанности данной проблемы в философской мысли Литвы указанного периода. В настоящей диссертации обобщаются достижения философии республики при решении проблемы взаимоотношения религии и нравственности. Зто имеет существенное значение для характеристики истории развития философской мысли в Литве.

В диссертации анализируются общие закономерности становления, развития и отмирания взаимоотношения религии и нравственности как социального явления в философской литературе Литвы, специфические особенности решения данной проблемы, характерные для Литовской ССР.

Новыми научными результатами, полученными автором, также являются: постановка и решение воцроса о анализе проблемы взаимоотношения нравственности и религии в философской литературе Литовской ССР; созданы. некоторые методологические и понятийные исходные позиции, с помощью которых предпринималась попытка выявить степень разработанности указанной проблемы в философской мысли республики ; руководствуясь произведениями классиков марксизма-ленинизма, диалектико-материалистическими взглядами, содержащимися в программных документах КПСС и современной марксистско-ленинской философской литературой, обоснована концепция взаимоотношения морали и религии как исторически изменяющегося социального явления; постановка и решение вопроса о взаимоотношении нравственности и религии как об одном из центральных вопрооов в процессе формирования научного мировоззрения; обоснованы, методологические аспекты о социальной обусловленности взаимоотношения религии и нравственности, как конкретных формах общественного сознания, зависящих от социально-экономической структуры жизни общества.

Перечисленные научные результаты могут послужить для дальнейшего решения проблемы взаимосвязи морали и религии, а также теории этико-атеистического воспитания.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в научных статьях, в докладах на теоретических . и научно-практических конференциях, научных отчетах кафедры философии и научного коммунизма Каунасского медицинского института.

Научно-практическое значение диссертации состоит в следующем:

I. Результаты теоретических исследований, проведенных автором в течение 1976-1983 гг. по темам "Исследование истории общественно-философской мысли в Литве" (НИР Института философии, социологии и права АН Лит.ССР, 1973-1985 гг., № гос.регисграции 76061389) и "Процесс атеизации общества" (НИР кафедры философии и научного комунизма Каунасского медицинского института, 19701990 гг., № гос.регистрации 79071413), обобщенные в виде научных отчетов и обсуждались на кафедре философии и научного коммунизма КМИ. 0 выводах, вытекающих из результатов исследований, автор докладывал на теоретико-практических конференциях преподавателей высших школ Вильнюса, Каунаса, Клайпеды.

2. Положения, разработанные автором диссертации, нашли отражение в методическом пособии по марксистско-ленинской этике для студентов ШЛИ.

3. Некоторые аспекты философского исследования отражены в курсах марксистско-ленинской этики и научного атеизма (читается автором с 1977 г. в КМИ).

4. Результаты исследования использованы в практической работе по научно-атеистическому воспитанию как среди студентов вуза, так и среди трудящихся республики в лекциях по линии общества "Знание" Литовской ССР.

Методологические основы и источники диссертации. Теоретическими и методологическими основами кандидатской диссертации являются произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материал лы ХХУ-ХХУТ съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС, материалы съездов Кошартии Литвы, Постановления ЦК КП Литвы.

Важное значение для научного поиска имела марксистская философская мысль СССР.

Источником исследования является философская литература Литвы 1945-1980 гг. по вопросам взаимоотношения морали и религии. Автором изучено большое количество монографий, сборников, научных статей, диссертаций по теме.

Апробация. Апробация результатов исследования осуществлялась: I. Через опубликованные автором работы, общим объемом в 3,5 печатных листов: а) К вопросу понятия религиозной нравственности. - Пробле-мос (Проблемы). Ученые записки высших учебных заведений Лит.ССР. Современное науковедение и методология. Вильнюс, 1982, № 27, с.72-76. - На литов.яз. б) Вопросы критики религиозно-теологической интерпретации научно-технического прогресса и соотношения нравственных ценностей. - Наука в процессе культуры (Тезисы докладов республиканской научной конференции). Клайпеда, 1979, с.21-22. - На литов.яз. в) Разработка проблематики взаимоотношения нравственности и религии в классовом обществе философами Советской Литвы (19451980 гг.)*. Каунасский мед.ин-т. Каунас, 1981, с.24. Рукопись деп. в ЛитНШНТИ 24 июня 1981 г., № 729-81. г) Выяснение отношения нравственности и религии и его значение для атеистического воспитания. - Учиться коммунизму-сгроии коммунизм (Материалы конференции, посвященной 60-летию речи В.И.Ленина на третьем Всероссийском съезде Союза Коммунистической Молодежи (2-го октября 1980 г.). Вильнюс, 1982, с.54-56.

На литов.яз. д) Освобождение нравственности от религиозного воздействия в социалистическом обществе (Философская мысль Литвы 1945-1980 гг.). Каунасский мед.ин-т. Каунас, 1983, с.20. Рукопись деп. в ЛитНИИНТй 23 марта 1983 г., № 1040 Ли - Д 83. е) Возникновение взаимосвязи нравственности и религиозных воззрений. - Проблемос (Проблемы). Ученые записки высших учебных заведений Лит.ССР. - Атеизм и религиоведение, Вильнюс, 1983, № 29, с.47-51. - На литов.яз.

2. Через выступления автора с докладами на 5 республиканских (в г.Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, 1977; 1978; 1979; 1980 гг.) научных конференциях.

3. В ходе проведения научно-исследовательской работы на кафедре философии и научного коммунизма ШЛИ.

Диссертация состоит из введения, грех глав, охватывающих девять разделов, трех выводов глав, заключения, списка литературы и источников. Первая глава посвящается анализу концепций о генезисе взаимосвязи морали и религии в эпоху первобытного общества.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Любарскене, Зита Винцентина Винцовна

выводы

На основе исследования проблемы взаимоотношения нравствен ности и религии в истории философской мысли в Литве (19451980 гг.) можно делать следующие выводы:

1, Представителями философской мысли в Советской Литве проделана большая работа по : решению проблемы взаимоотношения нравственности и религии. Показано, как они осуществляли выдвигаемые Партией задачи формирования марксистско-ленинского мировоззрения общества и личности в условиях республики. вопросы,

Своевременно изучая возникающие в цроцессе создания социалистических общественных отношений в Литве, ученые республики принимали активное участие в идеологической борьбе и разоблачали отрешения противников советской власти с помощью религии защитить свои интересы.

Проблемы религии и атеизма, вопросы научного мировоззрения, критико-философские интерпретации католицизма постоянно находились в центре научных интересов теоретиков атеизма в республике. Болыцую работу в области исследования религии и атеизма цроделали в Литве И.Аничас, А.Бальсис, Ю.Барздайтис, Б.Кузмицкас, Я.Минкявичюс, В.Нюнка и др. Непосредственный вклад в научное освещение вопросов взаимосвязи морали и религии внесли А.Гайдис, И.Заксас, В.Мураускас, И.Рагаускас и др. Целенаправленная деятельность ученых Литвы сыграла важную роль в том, что все более широкие массы населения республики вооружаются основами научного мировоззрения.

2. Теоретики атеизма и другие ученые республики на основе марксистско-ленинской методологии решая вопросы сознания первобытного общества, вопросы взаимоотношения морали и религии в классовом обществе, а также вопросы нравственности и религии при социализме, творчески применяли учение марксизма-ленинизма к условиям Советской Литвы и тем самым внесли большой вклад в дальнейшее развитие философско-атеистической мысли в Литве.

3. При изучении проблемы взаимоотношения морали и религии атеисты республики испытали плодотворное влияние марксистско-ленинской философии страны. В начале изучения этой цробле-ш особенное влияние оказали работы Я.Ярославского "О религии", В.Никольского "Происхождение религии", В.Прокофьева "Мораль и религия", которые, как и книги Н.Н.Амосова, А.Р.Гагарина, Г.Гурева, Т.И.Ойзермана, М.М.Шейнмана и др., переводились на литовский язык, их опытом пользовались атеисты республики. Общие достижения в марксистско-ленинской мысли, разработанность воцросов нравственности и религии, общественного развития и общественного сознания в трудах О.Г.Дробницкого, А.А.Гусейнова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Д.М.Угриновича, В.Ф.Зыбковеца, Ю.И.Семенова, .С.А.Токарева, В.Н.Шердакова и многих других стимулировали научное решение указанной цроблемы в философской литературе в Литве.

4. Философская мысль Советской Литвы продолжила атеистические традиции взглядов на взаимоотношение морали и религии, которые в досоветское время создавали А.Ангаретис, В.Капсукас и др. теоретики научного атеизма в Литве. Философская мысль достойно оценила и продолжила наследие прогрессивных представителей общественно-философской мысли в Литве. Опираясь на традиции атеизма в Литве, руководствуясь марксистско-ленинской методологией и общими достижениями марксистской философии в целом, философская литература советского периода оцровергала теологические положения о сверхъестественной црироде морали, научно объясняла воцросы нравственности и религии, а также соотношения морали и религии, раскрывала его исторический характер и таким образом упрочила марксистский взгляд на общественное сознание в целом и на мораль и религию в частности.

5. При решении данной проблемы атеистическая мысль в республике развивалась от публицистических статей цропаган-дистско-популярного характера до все более глубокого объяснения социальной роли взаимоотношения нравственности и религии.

В начальный период формирования социалистических общественных отношений в Литве, когда не хватало высококвалифицированных специалистов по научному атеизму, часть цропагандис-тов подвергли критике религию и теологическое решение взаимосвязи морали с религией, нередко уповая на здравый смысл и ограничиваясь эмпирическим материалом. Такая пропаганда стала действенной цричиной тому, что часть верующих отказалась от церкви. Однако она не могла в полной мере влиять на формирование научно обоснованных атеистических взглядов, способствующих преодолению религиозного мировоззрения на основе научного объяснения пр*фоды и общества.

Это было успешно преодолено выросшими высококвалифицированными философскими кадрами в республике, способствующими дальнейшему развитию марксистской философской мысли в Литве.

6. Рассматривая цроблему взаимоотношения нравственности и религии в историческом процессе цредставители философской мысли в Литве одним из основных воцросов в ней видели генезис взаимосвязи между моралью и религией. Часть теоретиков атеизма защищали и пропагандировали взгляда о том, что происхождение морали непосредственно связано с происхождением человечества, религия же возникла только на позднейшем процессе общественного развития. Изложением данных взглядов достигалась цель подчеркивать независимое от религии происхождение морали. В этой части литературы не уделялось достаточное внимание теоретическому обоснованию защвдаемых взглядов, остался не раскрыт процесс закономерного формирования и сущности морали.

В некоторых философских трудах генезис морали и религии рассматривается как социальное явление классового общества. В первобытном обществе в виду единых интересов коллектива и индивида не существовала необходимость обоснования норм поведения. Мораль в первобытном обществе совпадала с обычаями, нравами и стала отделяться из их совокупности только в классовом обществе. Здесь не показана сущность обычаев первобытного общества, процесс возникновения и развития обычаев и нравов, цри помощи которых регулировалось поведение первобытных людей.

Также имеются ученые, цридерживающиеся взглядов о том, что первичным в отношении как морали, так и религии является социально-поведенческий комплекс, в котором в синкретической форме интегрированы находящиеся на пути становления нравственность и религия. Так как эти взгляды пока не получили широкого обсуждения в философской литературе в республике, здесь возникают некоторые вопросы: когда и как возникли элементы синкретизма духовной жизни и сознания первобытного человека? Чем определялось расчленение одних или других форм общественного сознания из совокупности синкретического мышления?

Разнообразие взглядов на генезис морали и религии, конфронтация которых отражается в философской литературе, указывает на то, что дня дальнейшего развития теории атеистической мысли и для достижения большего влияния в борьбе за уцрочение научного мировоззрения среди населения Литвы необходимо продолжить научные исследования цроисхождения взаимоотношения нравственности и религии.

7. Оцровергая теологические положения о сверхъестественной црироде морали, ученые Литвы особое внимание уделяют решению вопроса о соотношении морали и религии в условиях классового общества. Идеалистическим, религиозным взглядом они цротивопоставили марксистское решение взаимосвязи морали и религии. В качестве главной объективной основы, на которой совершается сближение нравственности и религии в антагонистическом обществе, они указывают отчужденность общественных отношений, основанных на эксплуатации и угнетении.

8. Так как среди теоретиков атеизма в республике, как и в стране в целом, существуют известные разногласия в употреблении в марксистской философии понятия "религиозная мораль", вследствие чего возникают разногласия и в атеистическо-воспи-тательной и научно-исследовательской работе, представляется весьма важной дальнейшая разработка содержания понятий проблемы взаимоотношения морали и религии, в основном понятий "мораль", "религия" и "религиозная мораль".

9. В философской литературе в республике проводятся обширные исследования процесса отмирания религии и борьбы с религиозным мировоззрением в современных условиях. Радикальные преобразования общественной жизни в связи с переходом на социалистический дуть развития, совершенствование социальных и экономических отношений социалистического общества создают такие условия, в которых нет необходимости религиозно обосновывать нравственность.

Ученые республики, рассматривающие вопросы преодоления религии в социалистическом обществе, большое внимание уделяют при этом вопросам модернизации католицизма в СССР. Одновременно специалисты по марксистско-ленинской этике цристально изучают вопросы о формировании коммунистической нравственности в социалистическом обществе. В анализе литературы раскрыта роль социализма в формировании новых нравственных отношений, показано, что становление коммунистической морали неразрывно связано с социально-экономическими цреобразованиями.

Однако до тех пор, пока в социалистическом обществе существуют остатки чужого нашей идеологии религиозного мировоззрения, актуальными являются для научного исследования воцросы религии и ее роли в общественной жизни. Необходимо продолжать изучение процесса освобождения от религиозного обоснования морали, происходящего среди населения Литвы, изменения взглядов на мораль в связи с ростом социалистических общественных отношений, формирования коммунистической морали, отмирания религии.

Однако цредпринятый нами анализ решения некоторых вопросов взаимоотношения морали и религии в философской мысли в Литве не исчерпывает всей проблемы, и дальнейшие исследования в этой области являются необходимыми.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Любарскене, Зита Винцентина Винцовна, 1983 год

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1944 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., г.42, с.47-174.

2. Маркс К. Замечания к программе Германской рабочей партии.- Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т.19, с.13-32.

3. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф Соч. 2-е изд., т.23, - 907 с.

4. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Макс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-5.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Госполитиздат 1956, 615 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви.- М. : Мысль, 1971.- 534 с.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.33-149; 326-338.

9. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.306-314.

10. Энгельс Ф. Конраду Пмидту в Берлин.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.369-372.

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственностии государства.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. т.21, с.23-178.

12. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.

13. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г.- Полн.собр.соч., г.37, с.435-453.

14. Ленин В.И. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии" . Полн.собр.соч., г.29, с.4-64.

15. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч. г. 18, - 525! с.

16. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.

17. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн. собр.соч., т.17, с.415-426.

18. Ленин В.И. О государстве.- Полн.собр.соч., г.39, с.64-84.

19. Ленин В.И. О значении золота теперь и после полной победы социализма.- Полн.собр.соч., г.44, с.221-229.

20. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с.185-187.

21. Документы и материалы КПСС

22. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.-223 с.

23. Материалы ХУШ съезда Коммунистической партии Литвы.-Вильнюс: Минтис, 1981.- 199 с.

24. Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы строительства социализма в Советском Союзе.- Коммунист, 1983,1. В 4.

25. Вступительное слово члена Политбюро ЦК КПСС секретаря ЦК КПСС М.А.Суслова на Всесоюзном семинаре-совещании идеологических работников. Коммунист, 1981, № 7, с.14-18.

26. Дело всей партии: Материалы всесоюз.совещ.идеол.работников. Москва, 16-17 окт.1979 г.- М.Политиздат, 1980.319 с.

27. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.

28. Ажубалис Ю. Проблема происхождения религии и ее социальной роли (Из истории атеистической мысли Литвы 1940-1965 гг.): Авгореф. Дне. канд.филос.наук.- Вильнюс,1969, 15 с.

29. Бальсис А. Мировоззрение в жизни общества и человека: (Особенности становления, функционирования и развития научного материалистического мировоззрения трудящихся в зрелом социалистическом обществе).- Вильнюс: Минтис, 1981.375 с.

30. Бальсис А. Роль печати в формировании научно-атеистического мировоззрения трудящихся Советской Литвы (19561965 гг.): Авгореф. Дис. . кацд.ист.наук.- М.,1967.-22 с.

31. Бальсис А. Становление научного мировоззрения личности.-Вильнюс: Периодика, 1974, 346 с.

32. Барздайгис Ю.К. Атеистическая мысль в Литве (Конец XIX -начало XX вв.): Авгореф.Дис. .д-ра филос.наук.- Вильнюс, 1971.- 56 с.1.45

33. Гайдне A.A. Критика этического учения современного католицизма: Дис. . кацд.филос.наук.- м., 1961.

34. Декснис Б. Проблема нравственного прогресса в католической этике.- В кн.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс, 1976, с.232-241.

35. Календа Ч. О содержании и характере нравственного прогресса в классовом обществе.- В кн.: Нравственный прогресс и личность. В., 1976, с.49-53.

36. Капачяускене д. Проблема критерия нравственности и методологические основы ее научного решения: Автореф.Дис. .канд.филос.наук.- Вильнюс, 1976, - 20 с.

37. Каракозова Э. Буржуазные атеисты Литвы о сущности религии.-В КН.: LTSR Aukst. m-klt| mokslo darbai. Filosofija. V., 1962, t.2. s^s.I, p.85-116.

38. Каракозова Э. К вопросу о характере атеизма свободомыслящих в буржуазной Литве. LTSR .Aukst. m-klij mokalo darbai. Filosofija♦ V., 1963, t.3, p.172-184.

39. Каракозова Э.В. К вопросу о характере атеизма свободомыслящих в буржуазной Литве (I9I9-I940 гг.): Дис. кацд. филос.наук.- Вильнюс, 1963.- 372 с.

40. Лазаускас 10. Социальная активность личности как условие ее нравственного совершенствования.- В кн.: Нравственный прогресс и личность.- Вильнюс, 1976, с.117-127.

41. Лазутка В. Процесс формирования первобытного миропонимания.- В КН.: LTSR Aukst. m-kltj. mokalo darbai. Filosofija.

42. V., 1962, t.2, s^a.1, p.35-66.

43. Лазутка В. Отчуждение человеческих отношений в условиях классового общества и его отражение в религиозных представлениях.- В кн.: LTSR Aukst. m-klt| mokslo darbai. Filoaofija. V., 1963, t.3.

44. Лозурайтис А. Место морали в историческом прогрессе.-В кн.: Нравственный прогресс и личность.- Вильнюс. 1976, с.5-15.

45. Мачюлис И.И. Католицизм в СССР: новые тенденции.- В кн.: Католицизм 77. М., 1977, с.194-208.

46. Минкявичюс Я.В. Католицизм и нация.- М.: мысль, 1971.285 с.

47. Минкявичюс Я.В. Католицизм и национальный вопрос: после-соборные тенденции.- В кн.: Католицизм 77. М., 1977,с. 160-176.

48. Минкявичюс Я.В. Критика социального учения современного католицизма: Дис. . кавд.филос.наук.- М., 1959.

49. Минкявичюс Я.В. Научно-техническая революция и кризис религии в капиталистическом обществе.- В кн.: Религия в век научно-технической революции. М., 1979, с.5-44.

50. Минкявичюс Я.В. Нравственный статус личности в условиях научно-технической революции.- В кн.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс, 1976, с.95-101.

51. Минкявичюс Я.В. 0 содержании религии.- Сов.этнография, 1980, й 4, с.88-97.

52. Минкявичюс Я.В. Религия в многонациональном мире.- Вильнюс: Минтис, 1978.- 220 с.

53. Минкявичюс Я.В. Современный католицизм и его философия.-Вильнюс: Минтис, 1965. 175 с.

54. Моркунене Ю. Нравственный прогресс и реальный гуманизм.-В кн.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс, 1976, с.40-43.

55. Нравственный прогресс и личность /Отв.ред.В.Жемайтис.-Вильнюс: Минтис, 1976. 243 с.

56. Нюнка В. Некоторые вопросы эволюции католической социальной доктрины: Автореф. Дис. . канд.филос.наук по кн.: Социальные мифы католицизма.- Вильнюс: Мингис, 1965на лиг.яз.).- Вильнюс, 1971.- 22 с.

57. Рагаускас Й.С. Ступайте, месса окончена!- М.: Госполиг-издаг, 1961.- 311 с.

58. Старкус В. Почему я свернул с ложного пути.- Наука и религия, 1977, Jé 10.

59. Чедавичюс A.M. Атеистическое воспитание грудящихся.1. М.: 1962.- 104 с.

60. Чедавичюс A.M. Атеистическое воспитание грудящихся в условиях развернутого строительства коммунизма (На материалах Лигов.ССР): Автореф. дис. . канд.филос.наук.- М., 1962, 15 с.

61. Adaraonyté V. Pokario metáis lietuviij kalba isleistos ateistinés literatüros trumpa bibliografiné rodyklé. -Kh.: Religija, ateizmas, dabartis. V., 1966, p. 392-393.

62. Adomauskas L. Sventrascio paslaptys. 2-asis patais. ir papild. leid. - V., Valst. groz. lit. 1-kla, I960. -173 p.

63. Aksaraitas P. Sventrascio dorové ir dabartis. V.: Min-tis, 1975. - 87 p.

64. Anicas J. Antiliaudiniu keliu: (Katalikiskasis klerika-lizmas Lietuvoje pereinamuoju is kapitalizrao 4- socializing laikotarpiu). V,: Mintis, 1976. - 192 p.

65. Anicas J. Katalikiskasis klerikalizmas Lietuvoje 19401944 metáis. V.: Mintis, 1972. - 255 p.

66. Anicas J., Maciulis J. Katalikybés evoliucija socia-lizmo s^lygomis. V.: Mintis, 1979. - 240 p.

67. Anicas J. Socialinis ir politinis kataliloj. baznycios vaidmuo Lietuvoje 1945-1952 metáis. V., 1971. -212 p.

68. Ateizacijos procesas brandaus socializmo sqlygomis: Mokslinés konferencijos pranesinvt¿ tezés, 1980 bal. 1516. V.: VYÜ, 1980. - 115 p.

69. Azubalis J. Baznycios skelbiamos dorovés kritika Lie-tuvos ateistinéje 1940-1965 m. literatüroje. Proble-mos, 1968, Hr.2, p. 124-129.

70. Azubalis J. Religijos kilmés ir jos socialinio vaidmens problema (Is Lietuvos ateistinés minties istorijos 19401965 m.): Pilos, kand.disert. 1969. - 272 p.

71. Balkevicius V. Kas yra psichologinés religijos saknys, apie kurias vis dazniau uzsiraenama ateistinéje spaudo-je? Kn.: Pokalbiai pasauléziüros klausimais. - V.: Mintis, 1981, p. 19-31.

72. Balkevicius V. Religijos egzistavimo priezastys socializmo s^lygomis. Laikas ir ivykiai, 1977, Nr.3, P» 13-15.

73. Barkauskas A. Kultüra ir visuomené. V.: Mokslas, 1975. - 406 p.

74. Barzdaitis J. Ateistiné mintis Lietuvoje: (XIX a. pa-baiga ir XX a. pradzia): Pilos.dr.disert. V., 1971, -1106 p.

75. Barzdaitis J. Ateizmo tradicijos Lietuvoje. V.: Mintis, 1980. - 166 p.

76. Barzdaitis J. Pagrindinii¿ "dievo 4-sakymii11 esmè. Prob-lemos, 1973, Nr.2, p. 60-68.

77. Barzdaitis J. Religijos kilmè ir kitimas. V.: Mintis, 1976. - 238 рл

78. Barzdaitis J. Visuomeninis religijos vaidmuo. "V.: Min-tis, 1981. - 188 p.

79. Burnys Z. Dorovès samprata bietuvos neotomi3tx¿ rastuose.-Problemos, 1978, Nr.l, p. 40-51.

80. Cedavicius A. Ateistinis darbo zmonixj aukléjimas. V. : Mintis, 1964. - 95 p.

81. Cerniené В. Apie gnoseologines religioos istakas. Prob-lemos, 1975, Nr.2, p. 15-20.

82. Cerniené В. Metodologiniai religijos kilmês tyrinéjimo klausimai. Problemos, 1976, Nr. 2, p. 25-32.

83. Deksnys Bv Lietuvixj burzuazinés emigracijos humanizmo koncepcijos socialinis turinys. Kn.: Katalikybé ir siuolaikiné ideologinè kova. - V. : Mintis, 1978, p. 146159.

84. Dievai mirsta: Str. rinkinys. V. ; Vaga, 1964. - 195 p.

85. Doroviné kultüra: Str. rinkinys TSRS filosofx* d-jos Lie-tuvos sk. Etikos sekcija: Ats.,red. V.Zemaitis. V.: Mintis, 1980. - 207 p.

86. Dorovinis aukléjimasî patirtis ir uzdaviniai. (Remiantis bietuvos Centro Komiteto 1976 m. III plenumo medziaga). -V. : Mintis, 1977. 151 p.

87. Dorovinis asmenybès brendimas: straipsniij rinkinys (TSRS filosofue d-jos bietuvos sk. Etikos ¡eekcija. V.: Mintis, 1980. - 319 p. iliustr. - (Etikos etiudai; 4).

88. Doroviné asmenybés saviraiska: straipsniij rinkinys / TSRS filosofij d-jos Lietuvos sk. Etikos sekcija. V". : Mintis, 1978. - 333 P., iliustr. - (Etikos etiudaij 2).

89. Doroviné bendravimo kultûra: straipsniij rinkinys / TSRS filosofa d-jos Lietuvos sk. Etikos sekcija. V.: Min-tis, 1979. - 296 p., iliustr. - (Etikos etiudaij 3).

90. Etika: Marksistinés-lenininès etikos pradmenys / Ats. red. V.Zemaitis. 2-asis patais. ir papild. leid. -V. : Mintis, 1979. - 280 p.

91. Etika ir humanizmas: Straipsniij rinkinys / TSRS filosofij d-jos Lietuvos sk. Etikos sekcija. V.: Mintis,1977. 320 p. (Etikos etiudaij 1).

92. Gaidys A. Ar religija sulaiko nuo pikto? Kn.: Pokal-biai pasaulèziûros klausimais. - V.: Mintis, 1977» p. 122-131.

93. Gaidys A. Katalikybés modernèjimo priestaringumas. Kn.: Katalikybè ir siuolaikinè ideologinê kova. - V. Mintis,1978, p. 57-66.

94. Gaidys A. Komunistinè moralè ir religinè morale. Komu-nistas, 1963, Nr.10, p. 52-56.

95. Gaidys A. Religinè etika ir zmogaus moralè. Kn.: Reli-gija, ateizraas, dabartis. V., 1966, p. 276-291.

96. Gaigalaitè A. Baznycios vaidmuo Lietuvoje 1919-1940 m. -V. : Mintis, 1967. 33 p.

97. Gaigalaitè A. Klerikalizmas Lietuvo^e 1917-1940. V., Mintis, 1970. - 312 p.

98. Galvydis J. Kodèl ir kaip zraonès pradéjo tikèti? V.: Mintis, 1978. - 224 p.

99. Galvydis J. Zmogaus ir pirmykstés visuomenês kilmé ir raída. V.: Mintis, 1972. - 343 p.

100. Gendrolis E. Antgamtiskumas gimininés bendruomenês pa-sauléziüroje. Problemos, 1981, Nr.26, p. 35-47.

101. Gendrolis E. Giminé pirmykstéje visuomenéje. Problemos, 1973, Nr. 2, p. 99-109.

102. Gendrolis E. Krikscionybè siuolaikinêje visuomenèje. -Problemos, 1973, Nr.l, p. 18-26.

103. Gendrolis E. Pirmykscio m^stymo logiskumo klausimu. -Problemos, 1975, Nr.2, p. 61-68.

104. Gendrolis E. Socialinis religijos vaidmuo feodalinèje visuomenèje. Problemos, 1968, Nr.l.105. Ï svies^: (22 atsakymai J klausim^ "Kaip as nustojau tikéti?"). V.: Mintis, 1964. - 91 p.

105. Jatkonis G. Apie ateizmo marksistin§ samprat^. Problemos, 1976, Nr.l, p. 52-58.

106. Jatkonis G. Dél ko keiciame sqvokas. Problemos, 1982, Nr.27, p. 80.

107. Jatkonis G. Metodologiniai mokslinio ateizmo pagrin-dai. V.: Zinija, 1979. - 10 p.

108. Jauniskis B. Zmonês su abitais. V.: Mintis, 1970. -96 p.

109. Ideolçginés srovés lietuvii¿ iseivijoje / Gaidys A., Deksnys В., Lazutka V. ir kt. V.: Mintis, 1978. -424 p.

110. Jarmalavicius J. Ateistinis aukléjimas Tarybi¿ Lietu-voje: (Lietuvos KP veikla ateistiskai aukléjant res-publikos darbo zmones 1940-1975 metáis). V.: Mintis, 1977. - 254 p.

111. Jurginis J. Kaip baznycia Lietuvoje gynè isnaudotojtj interesus. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1954. - 48 p.

112. Jurkunas J., Levinauskas D. Antinacionaliné lietuvis-ktyt| klerikalij politika. ~ V.î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1955. 87 p.

113. Juronienè G. Neuzpirktos misios. V.: Mintia, 1966. -88 p.

114. Kalenda C. Mokaliné dorovès samprata. Kn.: Dorovinis asmenybés tobuléjimas. V.: 1976, p. 36-47.

115. Kalenda C. Moraléa vaidmuo antikinéje visuomenéje. -Problemos, 1972, Nr.2, p. 13-22.

116. Kalenda C. Socialinia moraléa vaidmuo klasinéje visuo-menéje: Pilos. kand. . disert. V., 1972.

117. Kalenda C. Visuomeninio moralinio aukléjimo poreikio atsiradimas. Problemos, 1971> Nr.l, p. 26-31.

118. Kalvaitis B. Reakciné katalikij dvasininkija kovoje pries lietuviij tautq. V.î Tiesa, 1947« - 15 p.

119. Karosas J. Apie ideologijos sampratos turin4. Problemos, 1977, Nr.l, p. 12-22.

120. Karosas J. Apie visuomeninés sqmonês vietq istoriniame procese. Kn.: Pasaulis, visuomené, zraogus. ~ V.î Min-tis, 1980, p. 127-145.

121. Karosas J. Socializmas ir ideologija. V.î Mintis, 1976. - 168 p.

122. Katalikybès ir siuolaikiné ideologiné kovaî Str. rin-kinys. / Sudaryt. B.Kuzmickas. V.: Mintis, 1978. -183 P.

123. Kapaciauskiené D. Abstrakciq moralés principe susidary-mas. Problemos, 1974, Nr.l, p. 58-63.

124. Kapaciauskiené D. Bendrazmogiskas ir klasinis moralés pobüdis. Problemos, 1976, Nr.2, p. 17-24.

125. Kapaciauskiené D. Doroviné asmenybés orientacija. -Kn.: Dorovinis asmenybés tobuléjimas. V.: Mintis, 1976, p.63-74.

126. Kapaciauskiené D. Moralumo kriterijaus problema ir me-todologiniai jos mokslinio sprendimo pagrindai: Pilos, kand. disert. V., 1976. - 154 p.

127. Kapaciauskiené D. Moralumo sqvokos socialinis turinys ir jo raida. Problemos, 1973, Nr.l, p. 5-11.

128. Kapaciauskiené D. Zmoniij susvetiméjimas moraléje. Problemos, 1974, Nr.2, p. 42-52.

129. Kovoje uz nauj^ zmogq. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1963. - 238 p.

130. Krakauskas E. Doroviné zmogaus kultüra. Kn,: Dorovinis asmenybés tobuléjimas. V., 1976, p. 74-86.

131. Kuzmickas B. Individo ir visuomenés santykio problema siuolaikinéje katalikybéje. Kn.: Katalikybé ir siuo-laikiné ideologiné kova, - V.: Mintis, 1978, p. 102110.

132. Kuzmickas B. Modernizmas siuolaikinéje katalikybéje. -V.î Mintis, 1976. 119 P.

133. Kuzmickas B. Moraliniai isitikinimai ir jausmai. Kn.: Dorovinis asmenybés tobuléjimas. V., 1976, p. 135-153*

134. Kuzmickas B. Katalikiskasis transcendentinis humaniz-mas. Kn.: Etika ir humanizmas. V., 1977, p. 200-219.1. Etikos etiudaij 1).

135. Kuzraickas В. Siuolaikinè katalikiskoji filosofija: (Kri-tiné apybraiza). V.: Mintis, 1976. - 208 p.

136. Lazauskas J. Doroviné asmenybès tobuléjimo problema. -Kn.: Dorovinls asmenybès tobuléjiraas. V., 1976, p.5-19.

137. Lazauskas J. Optimizmo principas. Kn.î Etika ir huma-nizmas. V., 1977, p. 48-94. - (Etikos etiudaij 1).

138. Lozuraitis A. Moraliniq socialistinés idecflogijos princi-рц metodologiniai pagrindai. LTSR Auks. m-klq mokslo darbai. Filosofija. V., I968, t.3, 1968.

139. Macevicius J. Is visuomeninés ir filosofinés minties istorijos Lietuvoje. Komunistas, 1961, Nr.6, p.56-62, Nr.7, p. 56-60.

140. Macevicius J. Pilosofij darbai ir sumanymai. Komunistas, 1977, Nr.9, P.43-44.

141. Macevicius J. Pratarmè. Kn. î Religija, ateizmas, da-bartis. - V.: Mintis, 1966, p. 3-8.

142. Maciulis J. Apie moralés ir religijos santyk^. Proble-mos, 1982, Nr.27, p. 81-87.

143. Maciulis J. Katalikybés vaidmens visuomenés gyvenime baz-nytinio interpretavimo kritika. Kn.s Katalikybé ir siuolaikinè ideologiné kova. - V.: Mintis, 1978, p.173-181.

144. Maciulis J. Moralé ir religija. Mokslas ir gyvenimas, 1980, Nr.6, p. 23-24.

145. Markonis S. Didzioji iliuzija. V.: Valst.groz. lit.1.kla, I963. 120 p.

146. Markonis S. Netiesq sakote, kunige! V.: Mintis, 1975.224 p.

147. Matulaitis S. Krikscionybés atsiradimas ir jos esmè. -V.: Mintis, I964. 119 P.

148. Meskauskas E. Marksiatiné raokslinés ideologijos koncep-cija. Problemos, 1978, Nr.l, p. 14-17.

149. Meskauskas E. Marksizmas-leninizmas apie religijq. -Svyturys, 1951, Nr.22, p. 16.

150. Mickevicius J. Baznyôia ir dvasininkija isnaudotojq tar-nyboje. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1954.51 P.

151. Minkevicius J. Ateizacijos gnoseologinés prielaidos mokslo ir technikos revoliucijos sqlygorais. Kn.: Ateizacijos procesas brandaus socializmo sqlygomisj Mokslinés konferencijos pranesimij tezès, 1980 bal. 1516, V., 1980, p. 20-21.

152. Minkevicius J. Mokslo ir technikos revoliucija ir kata-likiskoji pasaulio samprata. Kn.: Katalikybé ir siuo-laikinè ideologinè kova. - V.: Mintis, 1978, p. 38-45.

153. Minkevicius J. Objektyvus ir subjektyvus dorovinio as-menybés tobuléjimo veiksniai dabarties s^lygomis. Kn.: Dorovinis asmenybès tobuléjimas. V., 1976, p. 94-112.

154. Misutis P. Kai kurie LKP ateistinés veiklos klausiraai. -Komunistas, 1970, Nr.10.

155. Misutis P. Religija, baznycia, ateizmas. V.: Mintis, 1978, - 174 P.

156. Mokslinés konferencijos "Religija pasauléziOrq ir idékovoje" pranesimq tezés. V.: LTSR Ateizmo muziejus, 1977. - 47 P.

157. Mozuraitis M. Kodèl as isstojau is kunigç seminarijos? -V.: Mintis, 1976. 141 p.15916 0161162163164165166167168169170171172

158. Murauskas V. Apie religinés moralés prigimt^. Komjau-nimo tiesa, 1956, kovo 16.i

159. Murauskaa V., Gaidys A. Moralé ir religija* Kn.: Reli-gijos ir ateizmo klausimai. V., I963, p. 206-220. Murauskas V. Krikscioniskasis "humaniamas" tikrovèje. -Komunistas, 1959, Nr.9, p. 62-66.

160. Murauskas V. Komunistinè ir religinê morale. V., 1957. Murauakas V. Morale ir religija. - V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1959. - 71 p.

161. Nekrosius S., Stankaitia J. Socialinés-etinès problemoa ateistinéje paskaitoje. V.: Zinija, 1976. - 34 p. Niunka V. Klerikalinéa partijos ir Vatikanas. - V.: Min-tis, 1974. - 79 P.

162. Niunka V. Nuo Vatikano Pirmojo iki Antrojo. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla. - 99 p.

163. Niunka V. Socialiniai katalikybéa mitai. V.: Mintia, 1965. - 208 p.

164. Niunka V. Vatikanas ir antikomunizmas. V.: Mintis,1970. 278 p.

165. Nutarimai ideologiniais klausimais. V.: LKP CK 1-kla,1971. 160 p.

166. Pakarklia P. Ekonominé ir teiainé katalikq baznycioa padètis Lietuvoje (XV XIX a.). - V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1956. - 307 p.

167. Pakarklis P. Popieziai lietuvitj tautoa priesai. - V.: Valst. polit, lit. 1-kla, 1948} - 141 p. Paleckia J. Likviduoti vokieciq okupacijoa padarinius zmoniiî sqmonéje. - Kaunaa, 1945«173174175176177178179180181182183184185186

168. Poskuté B. Ateistiné literatura* (Bibliogr. rodyklè). -V.: Mintis, 1979. P. 28-30.

169. Poskuté B. Mokslas ir religija: (Rekomend. lit. rodyklè). V.f Mintis, 1968, p. 47-51.

170. Ragauakas J. Baznycia isnaudotojij sqjungininkas ir ramstia. - V.î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1954. - 60 p.

171. Ragapakaa J. Kaip kunigai apgaudinéja darbo zmonea. -V.î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1951. 85 p. Ragauakas J. Krikscioniskoji dorové - darbo zmoniq is-naudojimo ^rankis. - V.î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1952. - 64 p.

172. Ragauakas J. Moteris ir religija. 2-asis leid. - V.î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, I96I. - 50 p. Ragauakas J. Nenoriu dangaus. - 2-aais leid. - V.: Valat. groz. lit. 1-kla, I964. - 420 p.

173. Ragauakas J. Religija ir moralé. Moksleivis, 1959, Nr.l, p. 35-37.

174. Religija, ateizmas, dabartis. V.: Mintis, 1966. -409 p.

175. Repsys J. Markaizmaa, ateizmas, zmogus. Problemos,1968, Nr.2, p. 16-25.

176. Repsys J. Socializmas ir susvetiméjimas. Problemos,1969, Nr.l, p. 9-21.

177. Ruzelytè 0. Baznycia ir minties laisvès slopinimas bur-zuazinés Lietuvos mokyklose. V.: Mintis, 1973« - 153p. Sideravicius K. Dorové ir religija. - Mokslas ir gyve-nimas, 1963, Nr.4, p. 5.

178. Starkus V. Gyvenimo tiesa griauna baznytines dogmasî

179. Spaudos konferencijoje 4- zura. klausimus atsako buv. kunigas V.Starkus. Tiesa, 1977, rugs. 10.187* Starkus V. Lenkiuosi zmogui, o ne dievo raitui. Tiesa, 1977, liepos 6.

180. Stoskus Ii. M^styrao formavimasis ir jo formos. Proble-mos, 1975, Nr.2t p. 75-90.

181. Socialistinês visuomenès susiformaviraas ir raida Tarybij. Lietuvoje (1940-1980 m.). V. : Mokslas, 1980. - 276 p.

182. Sepetys L. Uz aukstq. tarybinio zmogaus dorovingum^. -Kn.: Dorovinis aukléjimas; patirtis ir uzdaviniai. V., 1976. p. 6-37.

183. Sernas A. Adorao Semo priesmirtinis laiskas. V.: Min-tis, 1971. - 39 p.

184. Tytmonas A. K3 daryti su "religine dorove1.'? Probleraos, 1982, Nr.27, p. 77-79.

185. Tytmonas A. Moralé ir religija: Paskaita Diskusija. -Kauno tiesa, 1966, spalio 30.

186. Vèbra R. Lietuvos katalikij dvasininkija ir visuomeninis judéjimas. V. : Mintis, 1968. - 223 p.

187. Zaksas I. Ar sulaiko religija nuo pikto? V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1961. - 52 p.

188. Zaksas I. Humanizmas ir religija. V.ï Mintis, 1971. -197 p.

189. Zaksas I. Religiné moralé. Kn.: Mokslo darbai / Vil-niaus Valst. un-tas, i960, t.35. Filosofija, t. I, p.5-25.

190. Zaksas I. Religiné moralé ir 30s tikroji esmè. Komunis-tas, 1959, Hr.7.

191. Zimanas G. Brúozai Joño Ragausko biografijai. Kn. : Horizontal: (V.MickeVielaus Kapsuko premiaos lauréat^ kürybos rinktiné). V., 1979, p. 25-37.

192. Zlraareva 0. Dorové ir teisé: Rekomend. lit. rodyklé. -V.: Mintis, 1979, p. 40-41.

193. Ziugzda J. Katalikij. baznycios ekspansija 4 Pabaltij^ ir Rytij Europe. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1962. - 124 p.

194. Ziugzda J. Reakcinè katalikq. dvasislcija arazinas lietu-viij tautos priesas. - V.: Valst. encikl., zod. ir moksl. lit. 1-kla, 1948. - 64 p.1. Литература

195. Ангелов Стефан. Марксистская этика как наука.- М.: Прогресс, 1973.- 264 с.

196. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике: Учеб.пособие.- М.: Высш.школа, 1974 318 с.

197. Атеизм, религия, нравственность: Сб.статей. Отв.ред. В.И.Гараджа; Предисл. Н.П.Красникова.- М.: Мысль, 1972,207 с.

198. Анисимов С.Ф. Нравственный прогресс и религия.- М., Мысль, 1965, с.40-125.

199. Анисимов С.Ф. Христианская мораль в свете марксистской этики; Автореф.Дис. . д-ра филос.наук.- M., 1966.36 с.

200. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые: (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). -М.: Мысль, 1970,-183 с.

201. Бёк Г. 0 марксистской этике и социалистической морали /Перевод с нем. Д.Н.Ыочалина; Общ.ред.Л.Ф.Шишкина.- М.: Иностр.лит., 1962.- 251 с.

202. Бородай О.М. К вопросу о социально-психологических аспектах происхождения первобытной общины.- В кн.: Принцип историзма в познании социальных явлений /Отв.ред. В.&.Келле, М., 1972.

203. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд. Саратовского у-га, 1981. - 168 с.

204. Василенко В.А. Нравственность.- В кн.: Общественное сознание и общественная практика. М., 1979, с.116-131.

205. Вашаломвдзе М.И. К вопросу о сущности религиозной морали: Автореф. Дис. . канд.филос.наук.- Тбилиси, 1968.21 с.

206. Гегель. Соч. т.8 М.- Л.: Соцэкгиз, 1935.- 470 с.

207. Гусейнов A.A. Золотое правило, нравственности.- 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Мол.пвардия, 1982.- 208 с.

208. Гусейнов A.A. Истоки нравственности.- М.: Знание, 1970.32 с.

209. Дробницкий О.Г. Понятие морали: (ист.- крит.очерк).-М.: Наука, 1974.- 388 с.

210. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Наука, 1977.- 333 с.

211. Дробницкий О.Г. Философия и моральное воззрение на мир.-В кн.: Философия и ценностные формы сознания: (Критический анализ буржуазных концепций природы философии).1. М., 1978.

212. Емельянова Л.Н. Критика христианской концепции моральных ценностей: Автореф.дис.канд.филос.наук.-М.,1967.- 15 с.

213. Зыбковец В.Ф. Or бога ли нравственность: (Наука и религия о происхождении нравственности).- М.: Госполитиздат, 1961, 147 с.

214. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности,- М.:Политиз-дат, 1974.- 126 с.

215. Зыбковец В.Ф. Человек без религии: У истоков обществ, сознания. М.: Политиздат, 1967. - 240 с.

216. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я., Исторический материализм.-2-е изд.- М.: Высш.школа, 1969.

217. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Курс исторического материализма.- 2-е изд.- М.: Высш.школа, 1969, 431 с.

218. Колоницкий П.Ф. Атеизм и формирование коммунистической личности.- М.: МГУ, 1975.- 183 с.

219. Конененко В.П. Нравственное содержание марксистского атеизма: Автореф. Дис. . кавд.филос.наук,- М., 1972.20 с.

220. Красовский Ю.Д. Методологические вопросы критики христианской морали.- М.: Знание РСФСР, 1973.- 39 с.

221. Крутова О.Н. Человек и мораль: (Методологические проблемы ленинского анализа нравственности).- М.¡Политиздат, 1970.- 223 с.

222. Курбанов С. Рост культурно-образовательного уровня трудящихся и процесс преодоления религии: Автореф. Дис. . канд.филос.наук.- М., 1974.- 19 с.

223. Лаптенок С.Д. Основы марксистско-ленинской этики.-Минск: Изд.БГУ им.В.И.Ленина, 1979.- 128 с.

224. Лукач Й. Понятие атеизма в трудах К.Маркса.- В кн.: Вопросы научного атеизма. М., 1978, вып.23, с.57-87.

225. Мораль и этическая теория. Некоторые актуальные проблемы.- г/1.: Наука, '1974.- 295 с.

226. Мораль развитого социализма: Актуальные проблемы теории.-М.: Мысль, 1976.- 287 с.

227. Никитин Б.Н. О двух.- основных значениях термина "религия".- В кн.: Общественная жизнь и религия. Л., 1972, с.37-60,

228. Никитин В.Н. Религиозная нравственность как проблема этики.- В кн.: Категории этики и эстетики: Сб.научн.тр.-Л. :ЛШИ, 1973, с. 20-50.

229. Оизерман Т.Н. Проблемы историко-философской науки.- М.: Мысль, 1969.- 398 с.

230. Петропавловский Р.В. Методологические проблемы этики.-В кн.: Мораль и этическая теория: Некоторые актуальные проблемы.- М., 1974, с.228-294.

231. Писманик М.Г. Методологические аспекты этико-агеистичес-кой проблематики.- Сб.научн.тр./Перм.политехи.и-г,1972, № 119, с.133-140.

232. Плеханов Г.В. Избранные философские цроизведения. В 5-ти г.- М.: Госполитиздат, 1957, т.3.- 784 с.

233. Прокофьев В.И. Коммунистическая мораль и нравственныедоктрины религии: Автореф. Дис д-ра филос.наук.1. М., 1964.- 32 с.

234. Прокофьев В.И. Мораль и догматы религии.- М.: Моск. рабочий, 1979.- 112 с.

235. Развитой социализм: проблемы теории'и практики.- М.: Политиздат, 1980.- 400 с.

236. Религия и церковь в современную эпоху /Редкол.Л.Н.Вели-кович, В.И.Гарацжа и др.- М.: Мысль: 1976.- 328 с.

237. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура.- М.: МГУ, 1974.- 120 с.

238. Семенов Ю.И. О сущности религии. Сов.этнография, 1980, № 2, с.49-63.

239. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен: (Философские проблемы исследования).- 2-е изд.- М.: Мысль, 1973.- 144 с.

240. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии.-М.:Мысль, 1967.- 287 с.

241. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

242. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования.- М.: Мысль, 1974.278 с.

243. Токарев С.Л. 0 религии как социальном явлении: (Мысли этнографа).- Сов.Этнография,1979, № 3, с.87-105.

244. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- 3-е изд.-М.: Политиздат, 1976.- 575 с.

245. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение.-М.: Мысль, 1973, с.71-198.

246. Угринович Д.М. О специфике религии.- М.: МГУ, 1961.156 с.

247. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии: .о специфике религии и ее месте в общественном сознании).- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: МГУ, 1965.-349 с.

248. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования.- М.: Мысль, 1980.- 271 с.

249. Харчев А. Структура морали и предает этики.- В кн.: Структура морали и личности. М., 1977, сЛ2-29.

250. Хютгнер Э. О геологической интерпретации отношения человек-техника- груд в условиях социализма,- В кн.: Религия в век научно-технической революции. М., 1979, с.169-182.

251. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия.- Л.: Наука, 1971.- 239 с.

252. Шердаков В.Н. Атеизм и нравственность,- Л.: 0-во Знание РСФСР Ленингр.орг., 1973.- 30 с.

253. Шердаков В.Н. 0 главном в понимании религии.- Сов.Этнография, 1980, В 2, с.64-71.

254. Шердаков В.Н. Этика и нормативность,- Вопросы философии. 1982, № 2, с.83-86.

255. Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики: Учеб.пособие для вузов.- М.: Ш0, 1961.- 528 с.

256. Яблоков И.Н. Социология религии.- М.: Мыель, 1972,182 с.

257. Яновский Р. Некоторые аспекты формирования нового человека.- Полит.самообразование, 1981, № 7, с.22-30.

258. Ярошевский Т. Ленинское решение вопроса о формировании научного мировоззрения масс.- Вопросы научного атеизма, вып.22, 1978, с.17-27.267• Amosovas N.K. Krikscionybès kilmê ir jos klasinè esmè. -V.; Vais t. polit, ir moksl.' 1-kla. 1953. 79 p.

259. Gagarinas A.P. Apie religinés moralés klasinj. pobudj. -V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1951. 23 p.

260. Gurevas G. Apie tikéjim^ ir diev^î Pasnekesiai su tikin-ciaisiais ir netikinciaisiais. V. : Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1955. - 80 p.

261. Holbaclias P. Kiseninè teologija. V. : Valst.polit. ir moksl. lit. 1-kla, 1961. - 195 p.

262. Holbachas P. Laiskas Eugenijaij Sveikas protas. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1963. - 399 p.

263. Jaroslavskis J. Apie religij^. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1959. 712 p.

264. Keleris J. Katalikij. morales bruozai. V. î Mintis, 1973.272 p.

265. Korvinas 0. Dvasininkij veidas: Istoriniai fanatizmo pa-minklai Romos katalikij baznycioje. V.: Valst. groz. lit. 1-kla, 1961. - 251 p.

266. Kosidovskis Z. Biblijos sakmès. V.: Vaga, 1962. - 486p.

267. Ko val io vas S. Krikscionybés kilmè ir jos klasiiiè esmé. -V.: Valst.polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1953. 35 p.

268. Menhetenas A. Vatikanas ir XX amzius. V.: Mintis, 1965,432 p.

269. Michnevicius D.E. Katalikiskosios reakcijos ir istorijos bruozai: (Jèzuitai). V. î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1955. - 348 p.

270. Nikolskis V. Religijos kilmé. Versta is 2-ojo leid. -V.; Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1954. 88 p.

271. Oizermanas T.I. Imperialistinés reakcijos katalikiekoji filosofija. V.: Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1955. - 40 p.

272. Prolcof jevas V.J. Moralé ir religija. V. î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1953. - 72 p.

273. Sokolovas V. Religiniij apeigij ir svenciij kilmè ir reakci-nè esmèj V.î Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1954. -38 p.

274. Seinmanas M.M. Trumpi popieziii istorijos bruozai.

275. V. : Valst. polit, ir moksl. lit. 1-kla, 1954. 202 p.284* Seinmanas M.M. Vatikanas dviejij pasauliniij кагц. laiko-tarpiu. V. : Valst. encikl., zod. ir moksl. lit. 1-kla, 1949. - 296 p.

276. Jedynak S. Etyka starozytnego ïïschodu. Warszawa: Wiedza powszechna, 1972. - 212 s.1. Религиозная литература

277. О всестороннем развитии народов (Populorum progressio). Текст энциклики Папы Павла У1,- Вильнюс, 1967.- 69 с.

278. Antrojo Vatikano susirinkimo nutariraai, konstitucijos, dekretai, deklaracijos. V. - К., 1968.

279. Màceina A. Dievo avinèlis. Immaculata Press, Putnani, Connecticut, 1966. 267 p.

280. S.Aurelijaus Augustino ispazinimui. Kaunas: Sv.Kazi-miero d-jos leid., 1933. - 385 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.