Проблема зла и феномен ведовства в мифологии и философии античности и европейского средневековья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бабешко, Мария Сергеевна

  • Бабешко, Мария Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 169
Бабешко, Мария Сергеевна. Проблема зла и феномен ведовства в мифологии и философии античности и европейского средневековья: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2008. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бабешко, Мария Сергеевна

Введение.

Гл. I. Формирование представлений о зле и мифологические истоки феномена ведовства.

§ 1. Истоки поклонения женским божествам в европейской культурной традиции.

§ 2.Великая богиня минойской цивилизации.

§ 3. Мистерии эллинизма.

§ 4. Экстатическое и мистическое в мистериях Диониса.

Гл. II. Метафизические основания проблемы зла. Формирование концепта зла в древнегреческой и христианской традициях.

§ 1. Платон и неоплатоническая концепция зла.

§ 2. Гностическая концепция зла и восприятие зла в ранней христианской традиции.

§3. Понятие зла в учении Августина и Фомы Аквинского.

Гл. III Идеология и практика ведовства. Демонологическая парадигма христианства.

§ 1. Ереси и ведовской культ. Проблема зла в учении катаров.

§ 2. Образ женщины в культуре европейского средневековья.

§ 3. Формирование демонологической парадигмы христианства.

§ 4. Деятельность священной инквизиции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема зла и феномен ведовства в мифологии и философии античности и европейского средневековья»

Актуальность темы исследования определяется обострением интереса к проблеме добра и зла в современном мире. Отсутствие устойчивых идеологических парадигм, разнонаправленность культурообразующих процессов, обессмысливание человеческого существования, тотальный плюрализм и мировоззренческий релятивизм - все эти симптомы современной социальной реальности создают иллюзию вездесущности зла. Проблема добра и зла является одной из тех проблем, с которыми сталкивается человек на каждом этапе своего интеллектуального развития. При этом очевидна предельная степень относительности данных понятий. Динамика жизни с ее переменными и необратимыми смыслами заставляет задуматься о том, что критерии осознания этих понятий имеют множество оттенков, и то, что еще совсем недавно являлось объектом поклонения, вдруг безапелляционно и авторитетно маркируется как зло.

Осмысление мироздания и человеческого бытия через концепцию противостояния добра и зла составляет стержень практически всех достаточно оформленных религиозных и философских систем мира. Задавая некий нравственный идеал и идентифицируя его с добром, благом, любая философская и религиозная система не может игнорировать существование в мире явлений, находящихся в антагонизме с идеалом. Философское осмысление понятия зла имеет длительную историю. Но, несмотря на многочисленные философские попытки объяснения происхождения зла, эта проблема до сих пор тревожит своей непрояснённостыо. Категория зла - сложное понятие, трудности концептуализации которого объясняются его необычайной многомерностью и неоднозначностью с точки зрения критериев истинности. Даже в рамках одной культурной традиции представления о зле способны не просто претерпевать изменения, но трансформироваться в диаметрально противоположные. Подобная амбивалентность значений и смыслов дает основание утверждать, что при исследовании эволюции представлений о зле и поиске его метафизических оснований важно учитывать не только ведущие мировоззренческие теории и концепции, но и социальный контекст, идейные предпосылки и смыслообразующие моменты в истории их формирования. Одним из таких моментов стало западноевропейское средневековье. Философам и мыслителям средневековой христианской философии принадлежит заслуга вписывания категории зла в систему мироздания в качестве одной из его основ, что явилось ведущей предпосылкой формирования явления ведовства. Средневековое ведовство как разновидность колдовства, представляло собой своеобразную форму протеста против сложившейся системы христианских ценностей; возможность выбора иного способа бытия в мире, иного сценария жизни. Основой ведовских практик и одним из ключевых элементов ведовства являются дохристианские ритуальные практики, ставящие своей целью опыт мистического постижения сущего и реактуализацию первоначального момента творения. В связи с этим актуальность диссертации также обусловлена современным интересом к культу Великой богини как единой прарелигии мира и неоязычеству, которое привлекает человека возможностью обретения новых способов духовного поиска.

Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы зла в истории философии посвящена обширная литература. Кроме того, известно немало работ, исследующих феномен ведовства в западноевропейской культуре. Но хотя влияние понятия зла философии античности и европейского средневековья на процесс формирования ведовства является давно установленным фактом, работ, рассматривающих эти вопросы в совокупности, отнюдь не много. Среди них особого упоминания заслуживает серия работ Д.Б. Рассела, предпринявшего грандиозную попытку дать описание того, что люди понимают под злом, начиная с первых шагов письменной цивилизации и завершая нынешним днем. Исследование развития исторических представлений о Дьяволе в различных цивилизациях и понимание того, каким образом концептуальное зло персонифицируется через разнообразное преломление своей негативной сущности - такова тема основной части его изысканий. В работах «Колдовство и ведьмы в Средние века», «Сатана: восприятие зла в ранней христианской традиции», «Люцифер. Дьявол в Средние века» Д.Б. Рассел охватывает различные аспекты феномена ведовства, многие из которых проясняются только при рассмотрении их в контексте проблематики зла западноевропейской философии.

В истории философии первыми, кто попытались ответить на вопрос: что такое зло и откуда оно происходит, были древние греки. Первые попытки метафизического обоснования зла содержатся в учениях Гераклита и Парменида. Продолжателем традиции элейской школы стал Платон. Философия Платона и неоплатоников оказала самое значительное влияние на христианскую мысль и на развитие концепции зла в средневековой философии. Одно из влиятельных интеллектуальных направлений первых веков новой эры - гностицизм -уделял вопросу происхождения и сущности зла особое значение. Наделив зло онтологическим статусом, гностики поставили Отцов церкви перед необходимостью дать обстоятельный анализ концепта зла, определить его статус, происхождение и роль в системе мироздания, а также разработать последовательную дьявологию. Ответом на гностические учения стало развитие важных направлений христианской мысли. Творения Тертуллиана, Оригена, Августина Блаженного и Фомы Аквинского явились концептуальным стержнем понятия зла и имели решающее значение для окончательного становления его проблематики в христианской традиции.

Однако феномен ведовства не может быть понят в полной мере без учёта его мифологических оснований, сложившихся из хтонических и мистериальных культов, в центре которых стоят Великие женские божества древности. Для рассмотрения этого вопроса большое значения имели труды отечественных философов и ученых А.Ф. Лосева, Ф.Х. Кессиди, М.И. Шахновича, Е.М. Мелетинского, Е. Ивановой, в которых представлены основные критерии и схемы функционирования мифологического типа сознания. Мифо-ритуальный комплекс первобытной культуры явился выражением важнейших социоприродных измерений человека, в которых женское начало довольно часто играло роль космической первопотенции. Для целостного осмысления всей совокупности религиозных представлений, связанных с поклонением женским божествам, большое значение имеет исследование культа Великой богини в первой европейской цивилизации минойского Крита. Дошедшие до нас мифы критского цикла представляют собой одну из исходных мифологем древнейших религий Европы и Средиземноморья. Рассмотрению этой темы посвящены работы отечественных историков Б.Л. Богаевского, Ю.В. Андреева, С.Я. Лурье, К. Куманецкого, Е. Вардимана, авторов сборника «Астарта»1: А.В. Цыба, О.А. Пушковой, Д.Ю. Арсеньевой, а также ряд работ западных ученых А. Эванса, Дж. Кембелла, Ф. Шахермайера, Дж. Пендлбери, Ж.-П. Вернана, Ж. Блона и других.

Предметом рассмотрения выдающегося отечественного ученого Ф.Ф. Зелинского явилась древнегреческая религия, в частности, ее тайное течение или мистерии, исследование которых имеет особое значение для выявления идейных предпосылок языческих элементов в составе феномена средневекового ведовства. Значимые выводы на представленную тему содержат работы отечественных исследователей И.В. Рака, Б.А. Тураева, Н.И. Новосадского, М.А. Коростовцева, В.В. Латышева, И.Ф. Анненского, Вяч. Иванова, а также работы западных ученых О. Корна, Э.Р. Доддса, Д.Д. Фрезера, Н. Пенника, П. Джонса и других. Различные аспекты мифо-ритуального комплекса мистериальных культов эллинизма станут основанием считать их прообразом ведовских практик европейского средневековья. Эта тема раскрывается в работах М. Элиаде, А.В. Меня, Э.Роде, Е.А. Торчинова.

Глубокое осмысление средневековой культуры, ее социальных истоков, идейного содержания, ритма развития, внутренних противоречий представлено в работах отечественного философа и историка А.Я. Гуревича. Ведовство как социальное и духовное явление, а также механизмы его функционирования явились предметом рассмотрения работ отечественных исследователей Н.

Сперанского, Я. Кантровича, А.Х. Горфункеля, а также работ западных ученых Р.Х. Роббинса, Г.Ч. Ли, Г. Роскоффа и К. Башвитца. Целостный и обстоятельный анализ демонологической парадигмы христианского учения содержится в работах А.В. Амфитеатрова и М.А. Орлова, В.Э. Багдасаряна, К. Гинзбурга, Ю.А. Сандулова. Новые аспекты в изучении средневекового ведовства содержатся в работах авторов сборника

1 Астарта: женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. Вып.2. СПб., 1999.

Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Новые аспекты изучения охоты на ведьм»1, которые стремятся противопоставить стереотипам восприятия образа средних веков некоторые новые аспекты в изучении явления средневекового ведовства, что дает возможность по-новому увидеть и оценить далекие события средневековой истории. Но, несмотря на обширный перечень представленных работ, можно констатировать, что ведовство как многослойный конструкт, явившийся результатом синтеза языческой и христианской культур в контексте западноевропейской проблематики зла, еще не становился предметом специального исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование проблемы зла и феномена ведовства в европейской культурной традиции от истоков их становления до оформления в центральную проблематику средневековой христианской философии. Задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленной цели, заключаются в том, чтобы:

1. Проанализировать мифологические истоки формирования проблемы зла и феномена ведовства в западноевропейской культурной традиции.

2. Рассмотреть основные интерпретации категории зла в философии античности и европейского средневековья.

3. Проанализировать генезис, значение и статус концепта зла в христианской традиции, установить его связь с демонологической парадигмой и определить его роль в формировании феномена ведовства.

4. Рассмотреть феномен ведовства как явление, представляющее собой результат сложного синтеза языческой и христианской традиций.

Научная новизна результатов исследования. В постановке целей и задач исследования, в полученных результатах содержится ряд моментов, обладающих научной новизной. Так, в диссертационной работе:

1 Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Новые аспекты изучения охоты на ведьм. Вып.1. Часть И. М., 1982.

- Осуществлен целостный анализ феномена ведовства как явления, представляющего собой результат синтеза элементов различных культурных традиций: язычества, концепции зла античной и средневековой христианской философии, христианских ересей, демонологической парадигмы, юридически обоснованной инквизиторской практики.

- Проблема зла рассмотрена в контексте феномена ведовства, определяемого как особый вид колдовства, характеризующегося сознательным отрицанием сложившейся системы христианских ценностей.

- Определены мифологические предпосылки формирования проблематики зла, рассмотрены основные этапы и ключевые механизмы ее становления в мифологии и философии античности.

- Рассмотрены метафизические основания проблемы зла, определены статус, значение и роль концепта зла в средневековой христианской философии, установлена его связь с социокультурным контекстом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Смысловое ядро языческих элементов, входящих в состав феномена ведовства, составляет хтонический культ женских божеств, который впервые возник в период неолита как обожествление производительных сил природы, обрел свое высшее выражение в культе Великой богини минойского Крита и распался на множество образов женских богинь классической греческой мифологии.

2. В первобытной культуре женское божество, выступая в роли космической первопотенции и олицетворяя высший принцип бытия, заключало в себе два фундаментальных начала этого мира - добро и зло. Хтонизм женского божества и его связь со смертью стал одной из идейных предпосылок формирования концепции женского несовершенства и последующей «демонизации» образа женщины в культуре европейского средневековья.

3. Отдельные аспекты ритуальных практик мистерий, посвященных Великим богиням древности и богу Дионису, впоследствии стали основанием считать их прообразом средневекового шабаша ведьм, представляющего собой специфическое единство 8 языческих верований с элементами демонологической доктрины христианского вероучения.

4. Утверждение концепта зла фундаментальной категорией христианского вероучения обусловило формирование демонологической парадигмы в качестве важнейшего компонента средневекового мировосприятия. Концепция демонологического заговора явилась одним из вариантов осмысления кризисных явлений в обществе Западной Европы в переходный период от позднего средневековья к эпохе Возрождения.

5.Культурологическим содержанием феномена ведовства является синтез разнообразных элементов, среди которых: языческая традиция, концепция зла античной и средневековой христианской философии, ереси, а также юридически обоснованная инквизиторская практика.

Методологическую основу диссертации составляют:

- феноменологический метод, который используется на первичной стадии изучения и описания предмета исследования;

- историко-генетический метод, необходимость которого обусловлена глубокой укоренённостью предмета исследования в истории культуры и философии;

- системный метод анализа, необходимость которого связана с многоаспектным и в то же время целостным характером предмета исследования; герменевтический метод, который является безусловно необходимым в историко-философском и философско-культурологическом исследовании вообще и в изучении столь сложного феномена как ведовство, в частности.

Теоретической базой диссертации являются концепции и положения, содержащиеся в работах Августина, Гесиода, Еврипида, Оригена, Платона, Плотина, Прокла, Плутарха, Тертуллиана, Фомы Аквинского; в трудах отечественных и западных философов и ученых: Ю.В. Андреева, И.Ф. Анненского, Я. Бахофена, П.П. Блонского, Ж. Блона, Б.Л. Богаевского, В.В. Болотова, Е. Вардимана, Ж.-П. Вернана, А.Х. Горфункеля Р. Грейвса, А.Я. Гуревича, Э.Р. Доддса, Ф.Ф. Зелинского, В.И. Иванова, Ф.Х. Кессиди, М.А. Коростовцева, К. Куманецкого, В.В. Латышева, Г.Ч. Ли, А.Ф. Лосева, С.Я. Лурье, Г.Г.

Майорова, Е.М. Мелетинского, А. Морэ, Р. Нелли, М.П. Нильссона, Н.И. Новосадского, Д. Пендлбери, 3. Плавскина, М.Э. Поснова, Д. Б. Рассела, Г. Роскоффа, Р.В. Светлова, Е.А. Торчинова, Б.А. Тураева, Д. Фрезера, Й. Хейзинге, М.И. Шахновича, М.М. Шахнович, М. Элиаде.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы в философско-культурологических и историко-философских исследованиях при дальнейшем осмыслении проблемы зла, для более глубокого и целостного понимания неоплатонической философии, учения гностицизма и средневековой христианской философии. Некоторые новые аспекты в исследовании феномена ведовства могут быть использованы для углубленного изучения и переосмысления наследия европейского средневековья, определения его специфики и места в мировой духовной культуре. Материалы настоящего исследования могут быть также использованы для расширения философско-антропологических знаний; в тендерных исследованиях при изучении идейных оснований женской дискриминации. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебно-педагогической практике: при подготовке учебных материалов и спецкурсов для студентов и аспирантов по истории философии, религиоведению, философии культуры, философской антропологии, а также в лекционной работе.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы диссертационной работы были изложены в цикле статей, опубликованных в период 2005-2007гг. и были отражены в докладах на конференции «Философия культуры и культурология: вызовы и ответы» (СПб, 2006г.), а также на конференции СПГУВК (СПб, 2005г.). Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и культурологии СПГУВК.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бабешко, Мария Сергеевна

Заключение.

Ведовство — явление с многовековой историей своего развития. Охота на ведьм встречается у всех народов, которые в средние века образовали единую культурную семью, связанную общей принадлежностью к римско-католической церкви. Феномен ведовства явился порождением христианской культуры, однако, его источники восходят к язычеству. Мифологические основания ведовства берут свое начало в религиозных представлениях первобытного общества. Репродуктивная функция женщины стала основанием для представления первого божества в женском облике. Культ природы-матери явился одним из древнейших культов, известных в истории человечества. Переход от Земли-Матери к Великой богине - это движение от простоты к драматической сложности. Облик женских божеств очерчивается все яснее, а религиозная структура их культа становится все более динамичной. Их история начинает обретать особый трагизм; они переживают драму рождения, плодовитости и смерти. Женское начало, являясь источником жизни и первопричиной мира, заключало в себе два фундаментальных начала этого мира - добро и зло, которые не осознавались как независимые, поскольку в равной степени были присущи божеству. По мере развития сознания постулируется оппозиция добра и зла внутри самого божества, которое постепенно становится полифункциональным. Богиня начинает выступать сразу в двух ипостасях - как доброе и как злое, несущее смерть божество. С появлением мужского коррелята богини закладывается основа для развития новой «мужской религии», которая в классической Греции оформилась в олимпийский пантеон с Зевсом во главе.

Переход от «хтонической» мифологии к «героической» ознаменовал собой коренные изменения не только в сфере мировоззрения, но и в сфере социальных отношений и имел принципиальное значение для всей последующей истории. Новые мужские божества перестраивают мир по новым принципам и вытесняют богинь из космогонического пространства на периферию религиозной жизни. В эпоху эллинизма поклонения великим женским божествам древности носит характер мистерий, что с одной стороны продлило им жизнь в отличие от богов официальной религии, но с другой - превратило их в главных врагов христианского мира, поскольку именно против мистерий, составляющих духовную основу религиозной жизни эллинизма, была направлена полемика первых христианских идеологов. Победа христианства сделала неизбежным процесс демонизации, которому были подвергнуты все языческие боги. Хтонизм, захваченность стихией земли и связь с миром мертвых - все эти свойства женской природы стали основанием для ее демонизации и формирования в средневековой культуре теологически обоснованной концепции женского несовершенства. Помимо хтонических культов большое влияние на формирование идеологии и практики ведовства оказали некоторые элементы архаических ритуальных практик. Оргиазм, экстаз, менадство, стихийные, буйные пляски, славящие божество плодородия - все это отличительные черты мистерий азиатской матери богов Кибелы и Диониса, впоследствии станут основанием для объединения языческих и ведовских ритуальных практик. Многочисленные черты сходства между двумя явлениями дают немало оснований для некоторых исследователей с Д. Фрезером во главе считать, что вера в существование ведовской секты опиралась на деятельность в Западной Европе на протяжении всего средневековья тайных языческих сект, приверженцев культа плодородия, а охота на ведьм представляла собой борьбу с пережитками язычества. Действительно, языческие реминисценции на протяжении всего средневековья были характерны особенно для так называемого «народного христианства», и официальная церковь активно с ними боролась. И хотя существование сект не подтверждено историческими фактами, представление о том, что одной из причин охоты на ведьм является борьба с языческим наследием, имеет значение в комплексном подходе изучения явления ведовства.

Что касается ученой среды, то факт ее влияния на формирование ведовства не вызывает сомнений. Ее вклад был самым непосредственным от метафизического обоснования концепции зла в средневековой христианской философии и детальной разработки дьявологии до становления демонологической парадигмы христианства. Статус зла и причины его существования — впервые в европейской традиции этот вопрос затронули древние греки. Особое внимание проблеме зла уделяется в философских концепциях Платона и неоплатоников, которые, оставаясь в рамках монистической традиции, берущей начало от элеатов, приходят к выводу, что зло как ипостасное начало не существует. Другая влиятельная философская система первых веков новой эры - гностицизм исследует вопрос о происхождении зла в мире в радикально ином направлении. Основой гностической модели мироздания выступает принцип дуализма, согласно которому, добро и зло являются равноправными независимыми друг от друга началами, существующими с момента возникновения мира. Наделив зло онтологическим статусом, и объявив Дьявола властителем этого мира, гностицизм поставил апологетов христианства перед необходимостью уделить понятию зла самое пристальное внимание. Тертуллиану и Оригену принадлежит заслуга разработки подробнейшей дьявологии, а философская система Августина имела решающее значение для окончательного становления концепта зла в христианстве и явилась «непогрешимой нормой вероучения», оказавшей большое влияние на всю последующую богословскую традицию. Вклад схоластики в развитие нарождающейся ведьмомании заключался в обеспечении ведовства авторитетной интеллектуальной основой, которая впоследствии была взята на вооружение инквизицией, высшим карательным органом католической церкви, наделённого г- * чрезвычайными полномочиями. Часто преследования ведьм и еретиков, а также неуклонный рост интереса к колдовству были спровоцированы лишь ее действиями. Стремление католической церкви, испытывавшей в эпоху позднего средневековья глубокий кризис, укрепить свое влияние являлось еще одним ^фактором активизации ведовства. С момента определения ведовства*" в качестве христианской ереси, выступающей против веры и христианского сообщества, принятого в XIV веке теологами Парижского Университета, преследование ведьм превращается в массовое явление. Основной груз обвинений в колдовстве приходится на женщин. Причин для признания женщин к" врагами христианского средневекового общества было немало. Это и концепция женского несовершенства, основанная на древнегреческих и библейских источниках. Охоту на ведьм, в том числе, можно трактовать как репрессивное средство социального контроля, как массированное применение прямого ^насилия с целью обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях резких перемен. Обратной стороной женской дискриминации является то, что распространение представлений о всевластии ведьм являлось одной из форм появления самосознания и стремлений к самоутверждению самик женщин, которые в условиях средневековой культуры могли проявить себя лишь в движениях религиозного толка.

К концу эпохи средневековья концепт зла стараниями философов и богословов приобрел статус фундаментальной категории христианского вероучения, а детально разработанная демонологическая

А,. парадигма вошла в христианскую теологию как центральный пункт мировоззрения и явилась важнейшим компонентом „.средневекового мировосприятия. В христианском мире источник зла был всегда определен, строго маркирован и носил имя «Дьявол». Средневековая теодицея представила свою интерпретацию причины существования зла в мире и его совместимости с благостью божества, разумом и добром. С одной стороны, источником зла выступает свободная воля человека, но с другой стороны, фигура Дьявола также имеет принципиальное значение. Она не только конституирует альтернативу выбора для человека, но и оттеняет совершенство и всеблагость бога. Смысл существования Сатаны заключается в том, что он до некоторой степени является властителем материи и плоти в противоположность духу и призван искушать людей, склонять их к греху и испытывать силу их веры. Представление о Дьяволе как целостная концепция получила распространение в переходный период от позднего средневековья к эпохе Возрождения. Взрыв демономании совпал с утратой мировоззренческих принципов, крушением гуманистических идеалов, обострением религиозных конфликтов, и явился попыткой найти выход из кризиса, переживаемого католицизмом, переложив вину на ведьм, и Дьявола, персонифицирующих зло. В динамике культуры случаются ситуации, когда рационалистическое понимание по каким-либо причинам утрачивается. Подобные ситуации, как правило, связаны с глобальными или локальными процессами, лишающими однозначности прежнюю систему ценностей: смена идеалов, поиск мировоззренческих, оснований. Ломка прежних норм и ориентиров вызывает в человеке страх и непонимание, которые трансформируются в ожидание конца света и истории. Зло в такие моменты представляется человеку вездесущим, а его власть безграничной. На рубеже средних веков и эпохи Возрождения смена системы мировоззрения стала одной из главных причин явления ведовства и беспрецендентной веры в Дьявола. Однако в относительно благополучные и спокойные времена проблематика зла также не остается без внимания, поскольку всякое благоденствие неразрывно связано с пониманием его хрупкости и уязвимости со стороны сил зла. Поэтому многовековой опыт осмысления проблематики зла имеет непреходящее значение. источники

1. Августин Блаженный. Исповедь. М.: Эксмо, 2006.-528с.

2. Августин Блаженный. О граде Божьем в 22 кн. М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам, ставропигиал. монастыря, 1994.-511с.

3. Августин Блаженный. Творения. Т. 1. Об истинной религии. СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ - Пресс, 1998.-743с.

4. Августин Блаженный. О природе блага против манихеев // Памятники средневековой латинской литературы IV-VII вв. М.: Наследие, 1998. С. 204-209.

5. Аквинский Фома. Сочинения // Антология мировой философии в 4 т. Т. 1, ч. 2. М.: Мысль, 1969. С.823-862.

6. Апулей. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1988.-399с.

7. Аристотель. Собр. соч. в 4 т. Т. IV. М.: Мысль, 1983.-830с.

8. Аристофан. Комедии. М.: Искусство, 1983.

9. Геродот. История в 9 кн. М.: Ладомир, 1993.-600с.

10. Гесиод. Теогония. // Полное собрание текстов. М/. Лабиринт, 2001.-254с.

11. Гесиод. Труды и дни. // Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М.: Гослитиздат, 1963.-407с.

12. Гомер // Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999. С. 125-177.

13. Гомер. Одиссея. М.: Художественная литература, 1981.-407с.

14. Демонология эпохи Возрождения. М.: РОССПЭН, 1996.-464с.

15. Еврипид. Трагедии в 2-х т. Т. 2. М.: Ладомир, Наука. 1999.-701с.

16. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Срет. Монастыря, 1992.-382с.

17. Лукиан. Собрание сочинений в 2-х т. Т II. М.-Л.: Academia. 1935 .-789с.

18. Лукреций Т.К. О природе вещей. М.: Художественный мир, 1983.-383с.

19. Ориген. О началах. Самара: РА, 1993.-318с.

20. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII вв. М.: Наследие, 1998.-468с.

21. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993.

22. Плотин. Сочинения: Плотин в русских переводах. М.: Алетейя при участии Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина, 1995.-669с.

23. Плотин. Первая эннеада. СПб.: Издательство Олега Абышко. 2004.-319с.

24. Плутарх. Моралии. Об Исиде и Осирисе// Вестник древней истории. М., 1977/3, 4.

25. Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси: Мецниереба, 1972.-175с.

26. Себастократор И. Об ипостасях зла. СПб.: Евразия, 2002.-191с.

27. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. М.: Прогресс. 1994.443с.

28. Фрагменты ранних греческих философов. Часть II. М.: Наука, 1989.-575с.

29. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985.-382с.

30. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М.: Просвет, 1992.-3 84с.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бабешко, Мария Сергеевна, 2008 год

1. Алексеев С.В. Проблема добра и зла и эсхатологическая идея в религиозных системах Евразии. М.: печатается по решению редакционно-издательского совета Института специальных исторических дисциплин российской истории, 1995.-23с.

2. Андреев Ю.В. Минойский Крит и микенский мир во II тыс. до н.э. (У истоков европейской цивилизации) //Вестник древней истории. М., 1995/2.С. 94-112.

3. Андреев Ю.В. Минойский матриархат// Вестник древней истории. М., 1992/2. С. 3-15.

4. Андреев Ю.В. Минойская тавромахия в контексте критского цикла мифов// MOYSION. СПбГУ., 1997. С. 17-19.

5. Анненский И. Ф. Античная трагедия // Еврипид. Трагедии в 2 т. М.: Ладомир: Наука, 1999.С. 215-252.

6. Антипенко А.Л. Мифология богини. М.: Ладомир. 2002.-252с.

7. Амфитеатров А.В. Орлов М.А. Дьявол, История сношений человека с дьяволом. М.: Издат. центр МП «ВНК», 1992.-839с.

8. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004.-398с.

9. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1999.-398с.

10. Асмус В. Ф. Платон. М.: Мысль, 1969.-247с.

11. Астарта: культурологические исследования из истории древнего мира и средних веков: проблема женственности. Вып.1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1999.-312с.

12. Астарта: женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. Вып. 2. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1999.

13. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: Современник, 1965.-464с.

14. Багдасарян В.Э. Демонологическая парадигма христианской конспирологии. // Армагеддон. Кн.4. М., 1999. С. 8-20.

15. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М.: Наука, 1991.-235с.

16. Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005.-512с.

17. Блон Ж. Великий час океанов: Средиземное море. М.: Мысль, 1982.-364с.

18. Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918.-64с.

19. Богаевский Б. JI. Древнеминойский период на Крите в системе культур IV-III т. до н.э. Л.: оттиск из сообщения ГАИМК, 1929. С. 27-59.

20. Богаевский Б. Л. Крит и Микены. Эгейская культура. М.-Л.: Гос. изд., Гос. тип. им. Е. Соколовой, 1924.- 256с.

21. Богаевский Б. Л. Мужское божество на Крите. Л.: оттиск из Яфетического сборника, 1930. С. 165-204.

22. Богомолов А. С. Античная философия. М.: Издательство Московского университета, 1985.-367с.

23. Богуславский В.М. Скептицим Возрождения и Реформация.// Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.: Наука. Ленинград, отделение, 1981.-267с.

24. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви в 4 т. М.: Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. монастырь, 1994.

25. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975.-179с.

26. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984.-268с.

27. Бычков В.В. Эстетика поздней античности II-III века. М.: Наука, 1981.-323с.

28. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, 1990.-334с.

29. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.-221с.

30. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988.-495с.

31. Ведовство, которого не было. СПб.: Азбука-классика, 2005.-448с.

32. Гарднер Дж. Смысл колдовского ремесла. //chitalnja.narod.ru/witch/grimassi/02.htm.

33. Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки. // Одиссей. М., 1990. Человек в истории. М., 1990. С. 132-146.

34. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М: Наука, 1987.- 218с.

35. Горячева Т. Христианство и современный мир. СПб.: Алетейя: ТО, 1996.-297с.

36. Горобинская Е.А. Эволюция женского начала в мифологии -http ://irb is .asu.ru/mmc/melnik/5 .ru. shtml

37. Горфункель A.X. «Молот ведьм» — средневековье или Возрождение? // Культура Возрождения и общество. М., 1986.С. 162-169.

38. Грейвс Р. Белая богиня. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.-656с.

39. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М.: Прогресс-Традиция, 1999.-431с.

40. Григорьева Д.К. Философско-антропологические аспекты образа женщины в тендерных исследованиях. Авт. на соис. ст. к. ф. н. М., 2004.-24с.

41. Григулевич И.Р. Инквизиция. М.: Терра — книжный клуб, 2002.-480с.

42. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-349с.

43. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981 .-359с.

44. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.-395с.

45. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб.: Алетейя. 2000.506с.

46. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука. 1990.-246с.

47. Евзлин В.К. Космология и ритуал. М: Родина, 1993.-337.

48. Женщины в легендах и мифах под ред. К. Ларрингтон. М.: Крон-Пресс,1998.-588с.

49. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Петроград: Огни. 1918.-160с.

50. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс,1995.-380с.

51. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. Томск: Водолей, 1996.-159с.

52. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. М.: Мк.-пресс,1996.-414с.

53. Зелинский Ф.Ф. Эллинская религия. Минск: Эконом пресс, 2003 .-329с.

54. Иванов В. И. Дионис и прадионисийство // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989.С. 351-452.

55. Иванов В. И. Эллинская религия страдающего бога // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989.С. 307-350.

56. Иванова Е. Мифология добра и зла. Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1999.-88с.

57. Штория Древней Греции. М.: Высшая школа, 2000.-399с.

58. История женщин: от древних богинь до христианских святых. СПб.: Алетейя, 2005.-599с.

59. Каннингем С. Учебник по колдовству. М.: Аст: Аквариум,1997.-255с.

60. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 2001.-512с.

61. Кантрович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М.:1. Книга, 1990.-221 с.

62. Карпу шин В. А. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.-316с.

63. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972.-311с.

64. Клири Т. Богиня сумерек. Н. Новгород: ДЭКОМ, 2003.-277с.

65. Коган JI.H. Зло. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университете, 1992,-109с.

66. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М.: Наука. 1976.-335с.

67. Косвен М.О. Матриархат. История проблемы. M.-JL: изд. и 2-я тип. Изд-ва АН СССР в МСК, 1948.-329с.

68. Кошеленко Г.А. Развитие христианской эстетической теории в конце II-III вв. н.э. //Вестник древней истории. М. 1970/3.С. 86106.

69. Круглова JI.K. Основы культурологии. СПб.: СПбГУВК. 2000.-304с.

70. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Новые аспекты изучения охоты на ведьм. Вып.1. Часть И. М.: ИНИОН, 1982.С. 80-152.

71. Культура и общество в средние века в зарубежных исследованиях. М.: ИНИОН, 1990. С. 155-202.

72. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.-350с.

73. Кэбот JI. Сила ведьм.//chitalnja.narod.ru/witch/grimassi/02.htm.

74. Латышев В.В. Очерк греческих древностей в 2-х частях. СПб.: Алетейя, 1997.

75. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

76. Леви-Строс К. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М: Педагогика-Пресс, 1999.- 603с.

77. Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века. Смоленск: Русич, 2001.-634с.

78. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.-620с.

79. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959с.

80. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во. МГУ, 1982.-479с.

81. Лурье С .Я. Язык и культура Микенской Греции. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957.-402с.

82. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М.: Мысль, 1979.-431с.

83. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М.: Вост. лит., 1996.-325с.

84. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Вост. лит., 2004.-460с.

85. Мень А. История религии: в поисках пути, истины и жизни. М.: Логос. 1992. Т. 4. Дионис, Логос, Судьба. Мень А. Истоки религии. Брюссель. 1991.-428с.

86. Мишле Ж. Ведьма. Женщина. М.: Республика, 1997.-462с.

87. Морган Л. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, тип. «Сов. Печатник», 1934.-350с.

88. Морэ А. Цари и боги Египта. М.: Алетейя, 1998.-238с.

89. Нелли Р. Катары. Святые еретики. М.: Вече, 2005.-400с.

90. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Собр. соч. в 2-х т. Т.1 М.: Мысль, 1996. С.57-158.

91. Новосадский Н.И. Елевсинские мистерии. СПб., 1887.-181с.

92. Патай Р. Иудейская богиня. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.-376с.

93. Пендлбери Дж. Археология Крита. М.: Изд. иностр. лит., 2-я тип. изд-ва АН СССР, 1950.- 415с.

94. Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000.-448с.

95. Плавскин 3. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000.-197с.

96. Попов В.В. Личность и учение Блаженного Августина. Т.1. Сергиев Посад, 1916.-619с.

97. Попова И.В. Тертуллиан. Сергиев посад, 1893.-38с.

98. Поснов М.Э. История христианской церкви. Брюссель: Жизнь с богом, 1964.- 614с.

99. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев: тип. акц. общества «Петр Барский в Киеве», 1917.- 825с.

100. Потапов В. Азбука колдовства. М.: Голос, 1998.-400с.

101. Рак И.В. Легенды и мифы древнего Египта. СПб.: журн. «Нева»: Летний сад, 1998.

102. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.: Издательство академии наук. 1950.-381с.

103. Рассел Д.Б. Добро и зло в истории человечества. СПб.: Евразия, 2002.-446с.

104. Рассел Д.Б. Дьявол: восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПб.: Евразия, 2001.-408с.

105. Рассел Д.Б. Колдовство и ведьма в Средние века. СПб.: Евразия, 2001.-480с.

106. Рассел Д.Б. Князь тьмы. СПб.: Евразия, 2002.-448с.

107. Рассел Д.Б. Люцифер. Дьявол в Средние века. СПб.: Евразия, 2001.-448с.

108. Рассел Д.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. СПб.: Евразия, 2002.-448с.

109. Рассел Д.Б. Сатана: восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб.: Евразия, 2001.-317с.

110. Религиоведение: учебное пособие под редакцией М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2006.-432с.

111. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Политиздат, 1987.-363с.

112. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново: Издат. центр «Юнона», 1999.-211с.

113. Сандулов Ю.А. Дьявол. Исторический и культурный феномен. СПб.: Лань, 1992.-192с.

114. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб.: РХГИ, 1998.-478с.

115. Сидоров А.И. Плотин и гностики // Вестник древней истории. М. 1979/1. С. 54-70.

116. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.-352с.

117. Словарь античности под ред. В,И, Кузищин. М.: Эллис Лак: Прогресс, 1994.-704с.

118. Смагина Е. Б. Истоки формирования представлений о царе демонов в манихейской религии //Вестник древней истории. М. 1993/1. С. 40-58.

119. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. Очерк по истории церкви и школы в Западной Европе. М.: журн. «Научное слово», 1906.-201с.

120. Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч. III. Средневековый человек и его мир. М.: Интерпракс, 1995. -400с.

121. Стам С. Средние века: город, ереси, Возрождение, Реформация. Саратов: Научная книга, 1998.-344с.

122. Старке К.Н. Первобытная семья, ее возникновение и развитие. СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1901.-385с.

123. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976.-103с.

124. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.- 298с.

125. Столяров А.А. Проблема свободы воли в ранней средневековой философии. М., 1983. авт. на соиск. ученой степени к. ф. н. -22с.

126. Таевский Д. А. Христианские ереси I-XXI веков. М., 2003.-320с.

127. Тейлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.-572с.

128. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М.: Иностранная литература. 1949.-371с.

129. Токарев С. А. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-266с.

130. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: Центр «Петерб. востоковедение», 1997.

131. Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998. 293с.

132. Тронский. История античной литературы. Л., 1946.

133. Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. I. Миросозерцание Блаженного Августина. М., 1892.-270с.

134. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.: Печатный двор, 1936.-319с.

135. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.-277с.

136. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец Vb. середина VHb). М.: Наука, 1989.-316с.

137. Фетисов В.П. Добро и зло. Опыт историко-философского анализа. Воронеж: Издат. Воронежского Университета, 1982.-125с.

138. Философская энциклопедия в 5 т. М., 1967.

139. Флоренский П. Первые шаги философии. Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1917.-75с.

140. Фрезер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986.

141. Хейзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997.-41 Зс.

142. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб.: Алетейя, 1996.-294с.

143. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: высшая школа, 1991.-510с.

144. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л.: Наука, 1971.-239с.

145. Шахнович М.И. Происхождение философии и атеизма. Л., 1973.-250с.

146. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. Л., 1965.-207с.

147. Шахнович М.И. Мифы о сотворении мира. М.: Знание, 1968.-63с.

148. Шахнович М.М. Религии мира. Учебное пособие, СПб.: Издательство С-Пб государственный университет, 2005.-286с.

149. Шахнович М.М. Очерки по истории религиоведения, СПб.: Издательство С-Пб государственный университет, 2005.-288с.

150. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.-182с.

151. Шульгин М. О дьяволе и чудесах. М., 1959.-100с.

152. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. СПб.: Алетейя, 1998.-374с.

153. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Алетейя, 1998.-249с.

154. Элиаде М. Оккультизм. Колдовство и моды в культуре. К.: София; М.: ИД «Гелиос», 2002.-224с.

155. Элиаде М. Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Рудомино, СПб.: Университетская книга. 1997. С. 259 264.

156. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство Московского Университета, 1994.-144с.

157. Элиаде М. Трактат по истории религий. Т. 1,2. СПб.: Алетейя, 1999.

158. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М.: Изд-во ЖИ, 2007.-238с.

159. Энциклопедия ведьм и колдовства под ред. Р. Э. Гуилли М.: Вече: Александр Корженевский,1998.-670с.

160. Энциклопедия колдовства и демонологии Расселе Хоупа Роббинса, члена Королевского литературного общества. М.: Астрель, 2001.-556с.

161. Энциклопедия символов, знаков, эмблем под ред. К.М. Королева. М.: Эксмо; СПб. Terra Fantastica, 2003.-524с.

162. Энциклопедия мифы народов мира в 2 т. под ред. С.А. Токарева. М., 1982.

163. Языческие божества Западной Европы. М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2005.-797с.

164. Яковлев В.Г. «Добро» и «Зло» в христианском вероучении. Алма-Ата, 1973.

165. Bachofen J.J. Das Mutterrecht. Eine Untersuhung liber die Gynaikokratie der Alten Welt nach ihrer religiosen und rechtlichen Natur. Basel, 1948.

166. Baschwitz К. Hexen und Hexenprozesser: Die Geschichte eines Massenwahns. Munich, 1966.

167. Hansen F. Quellen und Untersuchungen zur Geschichte des Hexenwahns und der Hexenvefolgung im Mittelalter. Bonn, 1961.

168. Korn O. Die griechischen Mysterien der klassischen Zeit, В., 1927.

169. Miiller D. Agypten und die griechischen Isis-Aretologien. Berlin, 1961.

170. Miiller M. Vorlesungen iiber den Ursprung der Religion. Strassb., 1980.

171. Nilsson M.P. Geschichte der griechischen Religion. Munchen, 1976.

172. Otremba, Joachim, Nigge, Gerhard. Das Problem des magischen Denkens: Eine sozialwissenschaftliche Analyse. Berlin, 1989.

173. Roskoff G. Geschichte des Teufels. Bd. 2. Leipzig, 1868.

174. Schachermeyr. Fr Die minoische Kultur des alten Kreta. Stuttgart, 1964.

175. Welskopf E. Probleme der Musse im alten Hellas. Berlin, 1962.

176. Eisler R.T. The Chalice and the Blade. 1993.

177. Evans A. The palase of Minos. Oxford, 1921.

178. Campbell J. The mask of God: primitiv mythology. New York, 1950.

179. Neuman E. The Great Mather. New York, 1955.

180. Nelli R. La vie quotidienne des cathares du Languedoc au XIII siecle' Hachette. Paris, 1969. http://langedoc.narod.ru/liistory/cathareslife.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.