Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах: 1920-1970 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Кочесокова, Мадина Петровна

  • Кочесокова, Мадина Петровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 160
Кочесокова, Мадина Петровна. Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах: 1920-1970 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2004. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кочесокова, Мадина Петровна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОВЕСТЬ КАК ЖАНР. ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПОЛОГИИ ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах: 1920-1970 гг.»

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в диссертационной работе впервые предпринята попытка системного анализа проблем эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах.

Проблемы формирования и развития литературных жанров в современном литературоведении всё чаще привлекают внимание исследователей. Проблемы эти ставятся как в историко-литературном, так и в теоретическом планах. При этом теоретический аспект предполагает учёт всей полноты конкретного материала национальных литератур.

Категория жанра - сложная, противоречивая, многозначная. Жанр повести в адыгских литературах (адыгейской, кабардинской, черкесской) не подвергался специальному исследованию, хотя в главах монографий, отдельных статьях, посвященных адыгским литературам, ему уделялось определённое внимание. Среди этих работ необходимо отметить монографии JI.A. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); Р. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); JI.H. Кашежевой «Кабардинская советская проза» (1962); Р. Мамий «Вровень с веком»

2001); А.Х. Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978); «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993); А.Х. Мусукаевой, Р.А. Шетовой «Художественный мир Хачима Теунова»

2002); У. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990); А. Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур» (1988); X. Теунова «Литература и писатели Кабарды» (1958); Ю.М. Тхагазитова «Адыгский роман» (1987); «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996); А.Х. Хакуашева «Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта» (2000); Т.Н. Чамоков «В защиту человека» (1992); К.Г. Шаззо

Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и другие.

При всём многообразии научных мнений и значительном количестве работ по проблемам жанра в литературах Северного Кавказа нет специального монографического исследования, посвящённого вопросам эволюции и типологии жанра повести в адыгских (адыгейской, кабардинской и черкесской) литературах.

Эволюция жанровых форм в литературе - достаточно продолжительный и диалектически сложный процесс. В качестве примера можно привести истории литератур со сложившимися давними традициями и значительным художественным опытом.

В литературоведении не раз отмечалось, что в период 1920-30-х годов, будучи следствием социальных преобразований в жизни народа, следствием культурной революции, стало реальной возможностью ускоренное развитие национальных литератур. При этом следует помнить, что подобное становление литературы являлось также и результатом культурного развития предшествующих периодов: фольклорное наследие, творчество адыгских просветителей, которые делали попытки создания письменности, публиковали свои художественные произведения ещё в XIX столетии, их культурно-просветительская работа отмечена высокими достижениями.

Литература только в период 1920-40-х годов стала общенациональным явлением, той действительно реальной силой, которая внесла значительный вклад в процесс формирования национального самосознания.

Методологической основой диссертационного исследования стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих исследователей современного национального литературного процесса: Ю.Я. Барабаш, М.М. Бахтина, Н.С. Надъярных, К.К. Султанова, а также Х.И. Бакова, JI.A. Бекизовой, Р.Г. Мамий, А. Схаляхо, Ю.М. Тхагазитова, З.Х. Толгурова,

А.Х. Хакуашева, Р.Х. Хашхожевой, Р.Я. Фидаровой, К.Г. Шаззо, Т.Е. Эфендиевой и других. Работа построена по принципу историко-типологического изучения материала, продиктованного особенностями развития адыгской национальной прозы, в частности жанра повести.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование адыгской повести в её эволюционном развитии и типологических связях. Данная цель обусловила следующие задачи:

• изучить процесс формирования и развития жанра повести в адыгских литературах 1920-40-х годов;

• выявить истоки формирования жанровых особенностей повести;

• определить специфику типологических связей в адыгской повести 1950-70-х годов;

• изучить стилистические особенности творчества отдельных адыгских писателей;

• исследовать национальное художественное своеобразие жанра повести в адыгских литературах.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём впервые анализируются проблемы эволюции и типологических связей в жанре повести в адыгских литературах. В работе нами предпринята попытка исследования национальных истоков зарождения жанра повести, типологической общности жанра и художественной индивидуальности писателей, специфики адыгской прозы в отдельной жанровой форме. Решение данных актуальных проблем, на наш взгляд, имеет не только историко-методологи-ческое, но и художественно-эстетическое, а также типологическое значение, так как позволяет выявить своеобразие и специфику эволюции национальной художественной прозы, как на примере жанра, так и творчества отдельного художника слова.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция эволюции и типологий адыгской повести, определения истоков и особенностей формирования жанра могут способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики жанрового развития адыгской прозы, как и в целом северокавказской. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в научно-педагогических целях, в преподавании курса «Литература народов Российской Федерации», а также для дальнейших разработок в области классификации прозаических жанров в адыгских литературах.

Материалом исследования послужили повести адыгских писателей периода 1920-1970-х годов: С. Кожаева, Дж. Налоева, X. Теунова, Ад. Шогенцукова, X. Кочесокова, X. Каширгова, А. Налоева, А. Кушхаунова, Т. Адыгова и др. — в кабардинской литературе; Т. Керашева, И. Цея, А. Хаткова, А. Евтыха, Д. Костанова и др. - в адыгейской литературе; X. Абукова, М. Дышекова, С. Темирова, И. Амирокова, X. Гашокова и др. - в черкесской литературе.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедр русской литературы, кабардинского языка и литературы (июнь 2004 г.), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, сентябрь 2004 г.). Основные положения диссертации отражены в материалах научных конференций, а также в 4-х статьях.

Структура работы. Цель и задачи определили структуру диссертационного исследования, которое состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии. Главы работы построены по теоретико-историческому и типологическому принципу развития жанра повести в адыгских литературах,

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Кочесокова, Мадина Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование специфики жанровых форм в каждом отдельно взятом случае позволяет точнее определить общие закономерности системного процесса в целом. Прежде всего, нас интересовали наиболее важные типологические черты жанра повести в адыгских литературах в его эволюционном развитии, специфике и принадлежности жанровой природе, поэтому мы старались охватить и полноту историко-литературного процесса периода 1920-70-х годов.

Специфическое и самобытное развитие жанра повести в адыгских литературах отнюдь не исключает типологической общности с аналогичными явлениями в литературах народов Северного Кавказа или в литературах народов Российской Федерации в целом. Адыгская повесть есть результат взаимодействия и взаимообогащения национальных традиций, литератур народов РФ, использования опыта русской классической и советской литератур.

Истоков, положивших основу адыгской прозе, было несколько. Одним из них явился национальный адыгский фольклор. Почвой для развития адыгской прозы послужили легенды, нартский эпос, сказки, хабары, исторические предания, изображавшие народную жизнь, сохранившие наиболее важные исторические события в жизни народа и в то же время несущие в себе зачатки и первоосновы реалистической художественности. Адыгский фольклор не только содержит в себе значительный жизненный материал и духовный опыт народа, но и разнообразные жанровые формы. Художественные традиции, созданные народом в произведениях устного народного творчества, способствовали формированию новых жанровых форм.

Адыгскими литературами были восприняты от фольклора художественные национальные черты, многие поэтические средства и приемы, особенно на начальных этапах развития литературы. К примеру, стремление начинающих литераторов изображать новую жизнь народа в эпических формах, в приподнятых романтических, поэтических тонах было вызвано не только требованиями времени, но и ориентиром на фольклорные традиции. Аналогично и поэтика прозы, воссоздающей новую действительность и нового человека, опиралась на эпические традиции адыгского устного народного творчества. Если в период 20-30-х годов использование фольклорных традиций и опыта развитых литератур происходило не всегда творчески, то в дальнейшем адыгские литературы постепенно освобождались от прямого и непосредственного воздействия, как фольклора, так и переводной литературы. Адыгская проза становится «самостоятельной», она справляется с задачами изображения действительности уже своими силами и художественными средствами. И к концу 30-х годов в адыгских литературах уже складываются все основные формы письменного художественного творчества. Кроме поэзии, которая занимала доминирующее положение на первых этапах развития литературы, начинают определяться контуры жанров художественной прозы и драматургии, что свидетельствовало о жанровом разнообразии литературы в целом. Определенную подготовительную роль в истории возникновения прозаических жанров в адыгских литературах сыграли газетные жанры, получившие развитие в период 20-30-х годов - жанры очерка и документального рассказа.

Адыгские литературы периода 20-30-х годов выработали подражательное отношение к произведениям русской литературы, период же 50-70-х годов отличает творческое использование опыта русской классической и советской литератур, а также собственных национальных традиций. Именно под влиянием русской литературы адыгские писатели постепенно освобождаются от упрощенного, схематического изображения человека и действительности, а в прозе начинают преобладать реалистические, аналитические начала, она все больше приближается к многомерному анализу и воспроизведению действительности. Однако, основное завоевание прозы послевоенного периода, на наш взгляд, — овладение художественным методом историзма. Какова жанровая картина адыгской прозы 50-70-х годов? Основное место в ней по-прежнему занимает повесть, в которой происходят существенные изменения. Если в довоенной повести (Дж. Налоев «Начало», А. Евтых «Мой старший брат», Ю. Тлюстен «Путь открыт», С. Кожаев «Новь» и др.) сюжет однолинейный, локализованный, связан с жизнью одного или нескольких героев, то в повести 50-70-х годов существенно расширяются рамки избранного жанра. В повести преобладает публицистическое начало, преобразования послевоенной действительности свободно входят в повествование, вместе с тем повесть приобретает черты реализма, психологического анализа, лиризма.

Реалистическое воссоздание жизни в адыгской прозе 50-70-х годов предполагало рождение художественных образов большой эпической силы, характеров, воплощающих в себе нравственно-эстетический идеал эпохи. Новый герой предстает как человек, обогащенный большим историческим опытом войны и возмужавший в годы великих испытаний страны. За плечами этого героя была борьба за свое отечество, драматизм страданий и утрат, торжество побед. Таковы герои произведений А. Кешокова, Д. Костанова, А. Евтыха, Ю. Тлюстена и других. Решая проблему положительного героя своего времени, то есть создавая образ человека, способного вынести тяготы послевоенного времени, писатель несомненно достигает успеха там, где представляет героя в сложном движении времени, в единстве сложных противоречий героя, событий, времени (Д. Костанов «Две высоты», А. Евтых «Превосходная должность», «Аул Псыбэ» и др.)

В качестве одной из основных тенденций адыгской прозы 50-70-х годов следует назвать формирование крупных прозаических жанров (повесть, роман), требующих создания народных характеров, их глубокого психологического анализа, художественного постижения закономерностей исторического развития народной жизни, постановки актуальных нравственных проблем. Все это было связано с более интенсивным использованием ранее не известных в литературе художественных приемов, средств: панорамное изображение исторических событий, введение в художественную ткань произведения исторических лиц, использование внутреннего монолога, разнообразная характеристика героев, речевые характеристики, использование детали, подтекста, приемов психологического анализа и многое другое.

Начинающим писателям легче удавался принцип прямого и резкого противопоставления, так как подобная форма позволяла нагляднее показать преимущества новой жизни, новых явлений действительности, создавать острые, непримиримые ситуации и конфликты. Позже прием прямого противопоставления изжил себя, писатели использовали более реалистические, многомерные и разнообразные формы художественного отображения действительности.

Адыгская проза периода 50-70-х годов характеризуется углублением конфликта и усилением его драматической насыщенности, что в итоге приводит к расширению жанрово-стилистических границ адыгской прозы, яркому проявлению творческих индивидуальностей в ней. В этот период выделяются два типа повести: первый прослеживает этапы формирования характера героя, изображая его в острых столкновениях с социальными, национальными, психологическими проблемами. К этому типу относится повесть «Весна Софият» Ад. Шогенцукова, «новеллы-повести» Т. Керашева «Дочь Шапсугов», «Месть табунщика», «Абрек».

Второй тип повести - многопроблемный, многотемный, с острым драматическим сюжетом, художественно исследующим определенный период исторического времени. К этому типу можно отнести повесть А. Охтова «Камень Асият», построенная на драматических социально-нравственных конфликтах.

В адыгской прозе, особенно в структуре ее отдельных жанров, и в целом в системе жанровых образований в период 50-60-х годов произошли существенные изменения. Значительные перемены, эволюцию претерпело и художественное осмысление социальных конфликтов в обществе. Простая фиксация фактов, изображение событий социальной несправедливости путем прямого противопоставления старого и нового уступило место многостороннему изучению и анализу социальных противоречий в обществе. Жанр повести 50- 70 годов характеризуется многосторонним, аналитичным подходом к изображению действительности, глубиной психологического анализа в решении проблемы характера.

В адыгской прозе 50-70-х годов наблюдается стилевое многообразие, стремление писателей найти свою художественную манеру и почерк. Изменения, происшедшие в литературе, отражают в той или иной степени движение жизни, изменения, происходящие в ней, а также процесс обогащения духовного мира современного человека. В целом, литература освобождается от иллюстративности и схематизма, в ней нарождается новый, глубокий, художественно обоснованный характер. Таковы произведения X. Теунова, А. Шортанова, X. Гашокова, С. Мисрокова, Т. Керашева и др. В произведениях этих писателей наблюдается поворот к интенсивной проблемности, новой ступени художественности, разносторонней эмоциональной окрашенности характеров. В исторических повестях Т. Керашева «Дочь шапсугов» (1951), «Абрек» (1957), «Месть табунщика» (1959) в основе сюжетно-композиционного строя произведений лежит основополагающая мысль о соотнесенности человеческой судьбы с народной судьбой, об органическом единстве жизни личности и общества. В то же время художественное осмысление проблемы в условиях 50-70-х годов требовало существенных изменений в области жанровых и стилевых форм.

В то же время в адыгской прозе встречаются произведения, в которых поверхностно изображаются серьезные явления действительности, в них нет аналитического художественного мышления, не подчеркнута творческая позиция автора.

И в повести 50-70-х годов можно встретить схематические, поверхностно разработанные образы, одностороннее декларирование социальных и нравственно-психологических концепций. В итоге некоторые произведения страдают узостью художественных обобщений, описательностью, надуманностью конфликтных ситуаций. Следствием этого является неумение подчинить все основные компоненты произведения художественному воплощению главной проблемы, теряется композиционная стройность произведения.

В жанре повести периода 50-70-х годов наблюдается разнообразие принципов сюжетно-композиционных связей событий и характеров. Соединение, переплетение различных сюжетных линий, соотнесенность их с человеческими судьбами становятся основными в организации сложной эпической композиции жанра. В свою очередь, художественное решение сложных жизненных проблем помогало писателям воссоздавать основы нравственно-психологических поступков людей. Указанные факторы развития адыгской прозы подтверждают эволюцию ее идейно-эстетических особенностей и глубины, укрепление ее методологических принципов, а также свидетельствуют о возникновении значительных творческих индивидуальностей: А. Кешоков, А. Налоев, Т. Керашев,

А. Охтов, Д. Костанов, Ад. Шогенцуков, X. Теунов, А. Евтых, И. Машбаш, X. Ашинов и другие.

Адыгская проза 50-70-х годов позволяет делать выводы о поступательном, эволюционном развитии жанра повести, ее философской и нравственно-психологической насыщенности, типологической общности и своеобразии творческих индивидуальностей, о глубине поэтической художественности.

Постановка значительных общественных проблем, эпическое изображение народной жизни, углубление принципов психологического анализа, создание индивидуализированного образа современного человека -с этими и другими задачами успешно справляется жанр повести в адыгских литературах, укрепляя и совершенствуя реалистический метод.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кочесокова, Мадина Петровна, 2004 год

1.Абаев В.И. Нартский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. Кн. 1. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 432.

2. Абитова С.Д. Герой литературы Октября. Черкесск, 1997. С. 148.

3. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухуми, 1997. С. 268.

4. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. — Тбилиси: Мецниереба, 1997. С. 159.

5. Азадовский М. Литература и фольклор: Очерки и этюды Л.: Художественная литература, 1938. С.293.

6. Актуальные вопросы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик: Эльбрус, 1986. С. 175.

7. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. — Махачкала, 1968. С. 290.

8. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. — М.-Л.: АН СССР, 1962. С. 165.

9. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. С. 654.

10. Ю.Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. — Махачкала, 1996. С. 271.

11. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. С.251.

12. Бальзак об искусстве. М.-Л., 1981. С. 370.

13. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1973. С. 320.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 444.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995. С. 502.

16. Бекизова JI.A. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 1974. С. 288.

17. Бекизова JI.A. Черкесская советская литература. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1964. С. 200.

18. Белинский В.Г. Полн. соб. соч. в 13-ти т. T.l. - M.-JL, 1964. С. 559.

19. Бешнибова А.Х. Художественно-эстетическое своеобразие прозы Тем-бота Керашева. Автореферат диссертации. Нальчик, 2000. С. 22.

20. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Советский писатель, 1983. С. 239.

21. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. М., Наука, 1978. С. 280.

22. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. С. 228.

23. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. С. 406.

24. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. — М.: Наука, 1976. С. 511.

25. Вопросы истории адыгейской советской литературы: в 2-х книгах. -Майкоп. Кн. 1. - 1979. 176 с. - Кн. 2. - 1980. С. 204.

26. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. С. 397.

27. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» и его генезис. Краснодар: Книжное издательство, 1967. С. 422.

28. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. С. 280.

29. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. С. 651.

30. Гамзатов Г.Г. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы. Махачкала, 1986. С. 460.

31. Гачев Г. Неминуемое: Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература, 1989. С. 431.

32. Гей Н. О художественности. М.: Наука, 1967. С. 364.

33. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л.: Советский писатель, 1979. С. 420.

34. Гинзбург Л.Я. о психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. С. 464.

35. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967. С. 319.

36. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988. С. 429.

37. Дагестанская литература. Закономерности развития (1965-1985). — Махачкала, 1999. С. 340.

38. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. С. 303.

39. Добролюбов Н.А. Полн. соб. соч. в 6-ти т. — Т.1. М.: Наука, 1955.

40. Дремов В. Образ нашего современника в советской литературе. — М., 1963. С.318.

41. Дюришин Д. Систематика межлитературного процесса. — Братислава, 1988. С. 320.

42. Ершов Л.Ф. Русский советский роман (национальные традиции и новаторство). Л.: Наука, 1967. С. 339.

43. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. Сборник. - М.: Советский писатель, 1974. С. 396.

44. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. С. 535.

45. История адыгейских литератур. Майкоп: Меоты — (АРИГИ). — Т.1., 1999. С. 522.

46. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. I.-M., 1995. С. 240.

47. История русского советского романа. — M.-JL: Наука. В 2-х томах. — Т. 1.- 1965. 715 с. - Т. 2. - 1965. С. 483.

48. История русской литературы. В 4-х т. T.l JL: Наука, 1981. С. 816.

49. История советской многонациональной литературы. В шести томах. — М.: Наука, 1970-1974.-Т. 1.- 1970.-562 С.-Т.2. 1971.-511 с. Т.З. - 1970.- 631 с. Т.4. - 1972. - 664 с. - Т.5. - 1974. - 840 с. - Т.6. - 1974. - 744 с.

50. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999. С. 116.

51. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. С. 176.

52. Кашежева J1.H. Кабардинская советская проза. — Нальчик, 1962. С. 147.

53. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). М.: Наука, 1983. С. 336.

54. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк. — М.: Советский писатель, 1963. С. 439.

55. Кузнецов Ф.И. Советский роман. М., 1963. С. 330.

56. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. Советская энциклопедия. С. 752.

57. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л., Наука. 1984. С. 209.

58. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 370.

59. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы II половины XX века. — Майкоп. 2001. С. 338.

60. Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа: На адыгейском языке. — Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1977. С. 176.

61. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик: Эльбрус, 1977. С. 130.

62. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Автореферат диссертации. — М., 1971. С. 21.

63. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. — М.: Наука, 1986. С. 297.

64. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Мысль, 1976. С. 406.

65. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. 2-е издание. — М.: Большая Российская энциклопедия; Олимп, 1997. — Т. 1 А-К — 671 с. — Т.2.К-Я. С. 719.

66. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. Сборник статей. — М.: Мысль, 1966. С. 308.

67. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 168.

68. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. — Нальчик: Эльбрус, 1978. С. 131.

69. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман: художественная и этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. С. 192.

70. Мусукаева А.Х., Шетова Р.А. Художественный мир Хачима Теунова. — Нальчик: Эльбрус, 2003. С. 190.

71. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972. С. 246.

72. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. — М., Советский писатель, 1971. С. 360.

73. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. М., 1976. С. 320.

74. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (традиция и современность). — М.: Наука, 1972. С. 266.

75. От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е.М. Мелетин-ского. М.: Российский университет, 1993. С. 352.

76. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. С. 303.

77. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Адыгейский научно-исследовательский институт, 1990. С. 275.

78. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80-х гг. XX в.). Нальчик: Эльбрус, 2003. С. 441.

79. Писатели Кабардино-Балкарии. М., 1935. С. 89.

80. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.: МГУ, 1972. С. 328.

81. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп. — Вып. 2. 1979.- 168с.-Вып. 3. 1981. С. 180.

82. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 1. Майкоп, 1977. С. 151.

83. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Статьи. — М., 1976. С. 325.

84. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сборник статей. — М., Наука. 1975. С. 248.

85. Русская повесть XIX века. JL: Наука, 1973. С. 370.

86. Русская советская повесть 20-30-х годов. Л.: Наука, 1976. С. 453.

87. Русский советский роман. Философские аспекты. Л., 1989. С. 261.

88. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Эльбрус, 2001. С. 147.

89. Судьбы русского реализма начала XX века. М.: Наука, 1988. С. 372.

90. Султанов К.К. Динамика жанра (особенное и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. С. 152.

91. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы.-Майкоп, 1988. С. 280.

92. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. С. 190.

93. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 174.

94. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х т. Т.З. М.: Наука, 1965. С. 530.

95. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1955. С. 383.

96. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991. С. 208.

97. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 234.

98. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман /Национально-эпическая традиция и современность/. Нальчик: Эльбрус, 1987. С. 110.

99. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов.(Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман) Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 256.

100. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. — Нальчик: Эльбрус, 1972. С. 174.

101. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик: Эльбрус, 1978. С.258.

102. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. -Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 352.

103. Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур. — Черкесск: Карачаево-черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1968. С. 266.

104. Хашхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители XIX-начала XX в. -Нальчик: Эльбрус, 1983. С. 244.

105. Хашхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители XIX-начала XX в. — Нальчик: КБГУ, 2003. С. 172.

106. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М.: Наука, 1990. С. 370.

107. Чамоков Т.Н. В защиту человека. Майкоп, 1992. С. 190. 108.Чамоков Т.Н. В ритме эпохи (О литературе адыгских народов).

108. Нальчик: Эльбрус, 1986. С. 184.

109. Чеченский и ингушский роман: Проблемы жанра. — Грозный, 1986. С.118.

110. Шабанова Е. Тембот Керашев. Майкоп, 1959. С. 143.

111. Шаззо К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. С. 230.

112. Шаззо К.Г. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. — Майкоп, 1991. С. 238.

113. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 238.

114. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Л.: Наука, 1989. С. 247.

115. Якименко Л.Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. -М.: Художественная литература, 1978. С. 494.

116. Бекизова Л.А. по законам взаимодействия и художественной самобытности // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978.

117. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс // Вопросы литературы, 1971.-№9.

118. Блюм С. Писатели Кабардино-Балкарии // Литературная учеба, 1936. — №6.

119. Вопросы осетинской литературы и фольклора // Сборник статей (СО НИИ). Орджоникидзе, 1984.

120. Гадагатль А., Шаззо К. Аскер Евтых // УЗ АНИИ. Т. 6. - М, 1968.

121. Герасименко А.П. Искусство слова: О художественности литературы // Русский советский роман 60-80-х годов. — М.: МГУ, 1989.

122. Гоффеншефер В. Кабардинская художественная проза // Заря над Эльбрусом. М., 1956.

123. Гоффеншефер В. Об Адаме Шогенцукове и его повести // Весна Софият. М.: Советский писатель, 1961.

124. Гречнев В. Рассказ послевоенных лет // Русский советский рассказ. — Л., 1970.

125. Джусойты Н. Все начинается с размышления. // Вопросы литературы, 1976.-№5.

126. Капиева Н. Сердечная книга // Новый мир, 1953. — № 3.

127. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Т. 2. — М.: Наука, 1964.

128. Кожинов В. Художественный образ и действительность. // Теория литературы. — Т. 1. М.: Наука, 1962.

129. Корзун В.Б. Литература народов Северного Кавказа. // История советской национальной литературы в 6-ти т. Т. 1. - М.: Наука, 1970.

130. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературе // УЗ АНИИ. Майкоп, 1964. - Т.З.

131. Либединский Ю. Дочь советской Кабарды. // Литературная газета, 1955, 25 июня.

132. Мальбахов Э. Творчество Адама Шогенцукова // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.

133. Мамий Р. Юсуф Тлюстен // Вопросы истории адыгейской литературы. — Майкоп, 1989.

134. Миф фольклор - литература: Сборник статей // АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). — JL: Наука, 1978.

135. Надъярных Н.С. Время перечтений. // Способность к диалогу. — Часть I. -М.: Наука, 1993.

136. Налоев Дж. От мертвого к живому // Кабардино-Балкария (Литературно-художественный альманах). Вып.1. — Нальчик, 1933.

137. Налоев Дж. Поэты Кабардино-Балкарии // Революция и горец. — Ростов-на-Дону, 1933.-№5.

138. Пархоменко М. Рождение нового эпоса // Вопросы литературы, 1972. — №5.

139. Преодолеть отставание драматургии // Правда, 1952, 7 апреля.

140. Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1932. - №1.

141. Рза Р. О современной литературе // Литературная газета, 1967, 17 мая. С. 7.

142. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов // Проблемы жанра и стиля. Уфа, 1970.

143. Соболев Л.С. Советская литература и воспитание нового человека // Литературная газета, 1965, 4 марта.

144. Теунов X. Больше внимания кабардинской литературе // Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1931. - №8.

145. Теунов X. Национальное и интернациональное в литературе // Дон. — Ростов-на-Дону, 1959. №8.

146. Тхагазитов Ю. Щедрый талант // Кабардино-Балкарская правда, 1987, 30 апреля.

147. Храпченко М. Типологическое изучение литературы и его принципы //

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.