Проблемы государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых доктринах либерализма и практике российского законодательства в начале XX века: историко-правовой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Кощин, Владимир Федорович

  • Кощин, Владимир Федорович
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 215
Кощин, Владимир Федорович. Проблемы государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых доктринах либерализма и практике российского законодательства в начале XX века: историко-правовой аспект: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2007. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Кощин, Владимир Федорович

Введение

Глава 1. Проблемы государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых учениях либерализма в России

§ 1. Проблема понимания природы государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых доктринах христианского либерализма

§ 2. Методологические и социально-политические основы учения представителей консервативного либерализма

§ 3. Государственно-конфессиональные отношения в политико-правовых доктринах социального либерализма

Глава 2. Государственно-правовое положение Церкви в общественнополитической системе Российской Империи

§ 1. Правовое положение духовенства

§ 2. Правовые проблемы взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в Российской Империи в начале XX в.

§ 3. Правовое положение христианских церквей неправославного исповедания в Российской Империи

§ 4. Особенности правового положения нехристианских церквей в Российской Империи

Глава 3.Законодательное регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Империи в начале XX в.

§ 1. Реализация религиозных норм в области российского уголовного законодательства в XIX-начале XX века

§ 2. Особенности религиозно-правового регулирования семейно-брачных отношений лиц православного вероисповедания

§ 3. Особенности религиозно-правового регулирования семейно-брачных отношений лиц мусульманского вероисповедания

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых доктринах либерализма и практике российского законодательства в начале XX века: историко-правовой аспект»

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью политико-правовых взглядов в творчестве либеральных мыслителей. Российские реформы показывают, что становление нового демократического общества в России является длительным и противоречивым процессом. В ходе преобразований, казалось бы, достигнуты основные параметры рыночной экономики и либеральной демократии, в том числе введение института частной собственности, прав личности, свободы выбора деятельности, гражданских и политических свобод, разделение властей, многопартийности и т.д. Но, одновременно нарастает и разочарование в результатах либеральных преобразований, обусловленное углубляющейся нищетой и бедностью населения, ростом смертности, падением человеческого потенциала и многими другими макроэкономическими и макросоциальными показателями. Дезинтегрирующие процессы, охватившие всю совокупность социальных отношений, привели к тому, что либеральная идеология и демократические ценности не получили поддержки в сознании граждан. Ценность и свобода как бы остались на периферии внимания, а на первый план для большинства вышли вопросы личной безопасности и удовлетворения элементарных потребностей. Соответственно, российский либерализм, редуцируя себя до примитивного лозунга обогащения, фактически стал означать не столько возможность свободы личного выбора, сколько отмену вообще смысла такого выбора. В целом российский либерализм оказался не в состоянии понять природу российского общества, его специфические особенности, а заимствованные институты и структуры показали свою полную неэффективность в условиях российской действительности. В сложившихся обстоятельствах первостепенным является исследование политико-правовых учений либерализма и, в частности, переосмысление всей российской социально-политической мысли, в рамках которой ставились и теоретически обсуждались проблемы взаимоотношений государства, личности, церкви.

Проблемы государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых доктринах либерализма и их отражение в российском законодательстве в начале XX века привлекали внимание ученых-правоведов, политиков России. В настоящее время возрос общественный интерес к религии и церкви. В современных условиях, когда устранены искусственные преграды, разделявшие общество на верующих и неверующих, и отношения государства и церкви вступили в новый этап, в самых различных слоях и группах населения распространены представления о том, что возрождение страны невозможно без опоры на традиционные духовные ценности российского общества, сформировавшиеся под влиянием православия. Такие взгляды естественны, поскольку Православие и Православная Церковь сыграли особую роль в формировании и развитии Российского государства, русской культуры и русской нации в целом.

Российская Православная Церковь с ее богатейшим опытом духовно-просветительской и благотворительной деятельности призвана внести весомый вклад в восстановление традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей культуры и государственности. Этому благотворному процессу способствует и диалог между государством и Церковью. Восстановление действительного достоинства Православной Церкви и ее участие в решении проблем общества должно вестись без ущемления прав всех иных вероисповеданий, без очередного принудительного закрепления за Церковью привилегий официального и господствующего православия. Для того, чтобы определить, в состоянии ли Русская Православная Церковь внести достойную лепту в возрождение отечества и тем самым оправдать возлагаемые на нее значительной частью общества надежды, необходимо изучить, как складывались и к каким последствиям привели взаимоотношения Церкви и государства до 1917 г.

Автор диссертации ставит своей задачей рассмотрение государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых учениях либерализма и практике российского законодательства в начале XX в., акцентируя свое внимание на анализе трудов мыслителей, законодательства и иных правовых источников.

Актуальность настоящего исследования определяется и тем, что в современный период в России происходит переосмысление исторического опыта, включая и проблемы эволюции государственно-правовых институтов, так как право любой страны невозможно изучить и понять, не исследовав процессов его становления и развития. Обращение к прошлому позволяет определить степень подготовленности общества к осуществлению различного рода преобразований в государственной и общественной жизни.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В многовековой истории Отечества религия и церковь играли огромную и многообразную роль. На особую значимость православия и Православной Церкви в исторической судьбе России указывали выдающиеся русские мыслители, общественные деятели XIX-XX вв.: A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин и др.

Изучение этой проблемы являлось устойчивой традицией дореволюционной историографии в лице ее крупных представителей: Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, Е.Е. Голубинского и др. Данной проблеме посвящены монографии по философии, истории и теории права и государства.

Советской наукой вопросы истории Церкви и ее взаимоотношений с государством рассматривались в целом односторонне с позиций воинствующего атеизма.

Данной проблеме посвящены монографии по философии, истории и теории государства и права, истории политических и правовых учений, в том числе труды дореволюционных отечественных мыслителей - H.A. Бердяева1, С.Е. Десницкого2, М.М. Ковалевского3, И.М. Коркунова4, С.А. Муромцева5,

1 Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990; Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

2 Десницкий С.Е. Слово о способе к научению юриспруденции // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959.

LH О Q

П.И. Новгородцева , А.Н. Радищева , М.М. Сперанского , E.H. Трубецкого , Б.Н. Чичерина10, Г.Ф. Шершеневича11 и других.

Русская дореволюционная и советская историография выявила и накопила богатый конкретно-исторический материал, позволяющий с разных сторон осветить государственно-конфессиональные отношения и роль Церкви Российской Империи в обществе.

Проблемы прав и свобод подданных Российской Империи обычно освещались теми или иными либеральными профессорами права (государствоведами, административистами, цивилистами, криминологами, теоретиками права) в солидных университетских курсах и монографических исследованиях. При этом непременно излагались учения западноевропейских и американских авторов об индивидуальных свободах, конституционализме и парламентаризме, разделении властей и т.п. Анализировалась также соответствующая законодательная, административная и судебная практика при сопоставлении западноевропейских и русских политических и правовых порядков.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимоотношения государства и церкви с конца

XIX века до 1917 г.

Предмет исследования. Настоящее диссертационное исследование посвящено проблемам государственно-конфессиональных отношений в учениях либерализма и эволюции их законодательного оформления в начале

XX века.

3 Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906.

4 Коркунов Н.М. Русское государственное право: в 2-х томах. М., 1893.

5 Муромцев С.А. Очерки общей теории гражданского права. М., 1877.

6Новгородцев П.И., Покровский И. А. О праве на существование. СПб.-М.,1911; Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902; Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права. М., 1913; Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. M., 1909.

7 Радищев А. H. Избранные соч., M.-JL, 1949

8 Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов. M., 1905; Сперанский М.М. План государственного преобразования. М., 1905,

9 Трубецкой E.H. Энциклопедия права. M., 1907.

10 Чичерин Б.Н.Собственность и государство. М.,1882.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Лекции. M., 1909-1910; Шершеневич Г.Ф. Социология. Лекции. М., 1910.

Цель и задачи исследования. Актуальность и состояние научной разработки проблемы позволили автору определить основную цель данной работы: комплексный анализ проблем государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых учениях либерализма и в практике российского законодательства в начале XX века.

Для достижения указанной цели автором поставлены и решены следующие основные задачи:

- исследованы сущность и специфическое содержание политико-правовой доктрины либерализма;

- проанализированы государственно-конфессиональные отношения в политико-правовых учениях либерализма, а именно:

- исследована проблема понимания природы государственно-религиозных отношений в политико-правовых доктринах христианского либерализма;

- рассмотрены методологические и социально-политические основы учения представителей консервативного либерализма;

- аргументированы государственно-конфессиональные отношения в политико-правовых доктринах социального либерализма;

- раскрыты объединяющие положения и взаимовлияние либеральных концепций ученых;

- проанализирован генезис научных взглядов и концептуальных подходов к пониманию государства, права и религии;

- изучен и обобщен имеющийся по данной теме материал, определена степень её разработанности;

- выявлены особенности государственно-правового положения церкви в общественно-политической системе Российской Империи в начале XX в., в частности, православной церкви, христианских церквей неправославного исповедания, положение нехристианских церквей;

- определены особенности правового положения духовенства в рассматриваемый период;

- проанализированы исторические предпосылки зарождения и оформления государственно-церковного законодательства;

- изучен вопрос о соответствии действовавшего законодательства и его практической реализации;

- исследованы особенности реализации религиозных норм в области российского уголовного законодательства в XIX- начале XX в.;

- выявлены особенности религиозно-правового регулирования семейно-брачных отношений лиц православного и мусульманского вероисповедания;

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания общественных явлений и процессов, позволяющий рассматривать их в постоянном развитии и взаимосвязи; объективности и системности, историзма и преемственности. Использовались также сравнительно-правовой и сравнительно-исторический, системно-структурный, проблемно-хронологический, а также социологический методы исследования.

Особое внимание уделяется принципу историзма, предусматривающему логически последовательный и всесторонний анализ исторических событий в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Теоретическую основу исследования составили труды известных российских ученых-правоведов, в том числе в области теории и истории государства и права: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Ю.Я. Баскина, С.Б. Глушаченко, И.А. Исаева, Д.А. Керимова, И.Ю. Козлихина, А.И. Королёва, Э.В. Кузнецова, В.М. Курицына, В.В. Лазарева, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, В.М. Чибинева, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, C.B. Степашина, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, А.И. Экимова, C.B. Юшкова, Л.С. Явича и других.

Научная новизна исследования определяется выбором предмета исследования, поставленной целью и задачами ее решения и выражается в полученных результатах. Впервые в отечественной историко-правовой литературе проведено комплексное исследование, посвященное проблемам государственно-конфессиональных отношений в политико-правовых доктринах либерализма и российском законодательстве в начале XX века (до 1917 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. История русского либерализма показала закономерность его идейной эволюции: сумма идей последовательно сменялась от концепции естественного права в борьбе против несправедливых привилегий сословного общества в конце XVIII — начале XIX в. к теоретическому формулированию принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и возрождению естественного права в начале XX в.

2. В отличие от консерватизма, либерализм имеет четкие социальные идеалы и свою социальную основу. Эволюция либерализма - это история учений о свободе. История либеральных идей есть развитие взглядов общества на свободу собственности, права человека, законность в общественной и государственной жизни, выборность власти, ее ответственность перед обществом.

3. Синкретизм религиозной и рационалистической философии привел к созданию оригинальных концепций христианского либерализма (М. Сперанский), консервативного либерализма (Б. Чичерин, К. Кавелин, П. Струве), а синтез основной парадигмы либерализма равенства и свободы с методологией научного идеализма и позитивизма обусловил появление ряда теорий социального либерализма (П. И. Новгородцев, Н. И. Кареев) и др.

4. Государственно-церковные отношения - исторически сложившиеся отношения между церковью и государством в разные эпохи их существования. Сама постановка данной проблемы возможна только в рамках христианства, поскольку в иудаизме, индуизме, исламе религиозная община и государство тождественны. При этом государство понимается как внешняя организация этой общины. Исключение составляет лишь буддизм, одной из основных черт которого является принцип ненасильственного правления.

5. В христианстве государство и церковь имеют различные онтологические основания, что и породило проблему отношения церкви как общности верующих и государства как носителя легитимной власти в обществе.

6. Окончательное оформление приоритета государства над церковью в России происходит в период петровской церковной реформы с установлением синодальной системы управления.

7. После церковных реформ XVIII в., которые привели к превращению русской православной церкви в государственную религию Российской Империи, православные священники, по сути, перешли на положение государственных чиновников, служивших по «духовному ведомству».

8. Взаимодействие буржуазного государства, права и религии проявляется и в том, что религиозные нормы остаются одним из источников права, и в санкционировании правом религиозных предписаний, и в придании им от имени государства обязательной для граждан силы. Наиболее тесно взаимодействуют религия и право в регулировании брачно-семейных отношений. Религия оказала особенно большое влияние на нормы буржуазного законодательства о браке и семье, которые в соответствии с религиозными догмами и правилами закрепляют господство мужчины в семье и неравноправие женщины.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, сформулированные и обоснованные в ней, дополняют, развивают и конкретизируют тематические циклы таких научных дисциплин, как история права и государства России, история политических и правовых учений, философия права.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы преподавателями и слушателями юридических вузов при изучении курса истории государства и права и истории политических и правовых учений, в разработке учебников и учебно-методических пособий.

Сформулированные в диссертации выводы дополняют соответствующие разделы науки истории государства и права России и истории политических и правовых учений. Материалы работы значимы для формирования современной концепции взаимоотношений индивида и государства в российском обществе. Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена в соответствии с основными направлениями научных исследований Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры административного и государственного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Положения диссертационного исследования отражены в опубликованных научных работах диссертанта. Важной формой апробации результатов исследования стало внедрение результатов научной работы в образовательный процесс при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу истории государства и права России и истории политических и правовых учений.

Кроме того, теоретические и практические выводы и положения диссертации были апробированы в выступлениях автора на различных научно-теоретических конференциях.

Результаты проведенного исследования обсуждались и были одобрены на кафедре государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Структура диссертации. Поставленная проблема, объект, предмет, цель и задачи диссертации предопределили внутреннюю логику и структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Кощин, Владимир Федорович

Заключение.

Проблемы либерального просветительства, то есть влияние либералов на общественное сознание; либеральное реформаторство в России, взаимоотношения либералов и власти; проблемы внутрилиберальной политики невозможно решить, не изучив политико-правовую доктрину либерализма. Юридическая составляющая либерализма выражается в естественно-правовой доктрине и концепции правового государства. В гуманитарной, духовной сфере либерализм почитает человека как высшую, а где-то даже и абсолютную ценность. В социальном плане либерализм находит свое воплощение в концепции общества. Как определенная политико-правовая доктрина либерализма существует уже больше двух веков. Он никогда не был неизменным.

Начало XX в. поставило православную церковь перед сложнейшими задачами, вытекавшими из того обострения революционной борьбы рабочих и крестьян, которым характеризовалось это время. Церковь стояла на стороне буржуазно-помещичьего строя и самодержавия как его политического выражения. Православная церковь составляла часть государственного аппарата. Во главе управлявшего церковью Синода стоял в звании обер-прокурора чиновник высшего ранга, иногда из сухопутных или морских офицеров. Почти каждое постановление Синода начиналось словами: «По указу Его Императорского Величества.» и подлежало личному утверждению царя. Принадлежность российского самодержца к православной церкви наглядно демонстрировалась его личным участием в многочисленных религиозных церемониях - богослужениях, крестных ходах, водосвятии. Еще в 19 в. официальной идеологией были провозглашены в качестве незыблемых основ российского государства три принципа: «православие, самодержавие и народность». Важнейшим из них, имевшим непосредственное практическое значение, был принцип самодержавия, и именно за самодержавие призывала церковь бороться всех русских людей в перипетиях общественной жизни.

Среди различных теорий строительства взаимоотношений Церкви и государства есть одна, обязанная рождением православию. Это концепция слияния Церкви и государства в некоем высшем единстве - симфонии. Оно предполагало духовный союз между церковью и государством, в котором обе стороны преследуют одну и ту же цель, признают одного и того же Господа Иисуса Христа.

Положительная сторона симфонии в том, что церковь получила возможность и проявила свои объединяющие и стабилизирующие государство и общество способности. По учению церкви, всякое разделение лежит в основе зла. Поэтому Церковь всегда выступала против анархии, хаоса и братоубийственных войн, призывая к стабильности, целостности государства и народа. Например, в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, церковь являлась единственным общерусским учреждением, своеобразной идеологической конструкцией, объединявшей народ. По отношению к вере и церкви, люди определяли свою этническую принадлежность. Духовно-нравственная, религиозно-просветительская деятельность церкви способствовала смягчению нравов в обществе, устойчивости семейной жизни и брака, включению христианских принципов в государственное законодательство.

Закон предоставлял православной церкви положение первенствующей и господствующей. В России всякое выступление против господствовавшей церкви рассматривалось как тяжкое государственное преступление.

Определенные отношения между церковью и государством складываются и закрепляются правом в любом классовом обществе. Они сохраняются до тех пор, пока существует религия, функционируют религиозные организации, существует необходимость в удовлетворении религиозных потребностей верующих граждан. Государство, право и религия находятся во взаимодействии. Государство на всех его этапах развития неразрывно связано с церковью. Взаимодействие государства, права и религии проявляется в том, что религиозные нормы остаются одним из источников права, и в санкционировании правом религиозных предписаний, и в придании им от имени государства обязательной для граждан силы. Наиболее тесно взаимодействуют религия и право в регулировании брачно-семейных отношений.

Взаимоотношения государства и церкви невозможно изучать в отрыве от особенностей исторического опыта государственно-церковных отношений в дореволюционной России, где Православная церковь долгое время занимала особое положение в государстве и выполняла весьма значимые социальные функции.

Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие. С приходом к власти Временного правительства неправославные религиозные организации почти сразу же выступили с публичными заявлениями, в которых признали историческую закономерность падения самодержавия и свою поддержку политики Временного правительства.

Русская православная церковь оказалась в сложном положении в силу ее предшествовавшего привилегированного положения и тесной связи с идеологией самодержавия.

Временное правительство отменило обязательное упоминание во время службы имени императора и постановил возносить моления о благоверном Временном правительстве. Епархиальному начальству рекомендовалось проводить съезды и собрания в поддержку новой власти. Приходское духовенство призывалось разъяснять пастве общецерковную точку зрения на политику.

Временное правительство сначала оставило порядок управления в сфере государственно-церковных отношений прежним, но 20 марта вышло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». В постановлении провозглашалось равенство граждан в социально-экономической и политической областях вне зависимости от вероисповедания. Были отменены статьи уголовно-административного законодательства, ограничивающие права по религиозному признаку.

Временное правительство объявило амнистию по религиозным делам, расширило возможности строительства культовых зданий, организации богослужений и церемоний, открытия школ и учреждения изданий религиозной литературы.

4 марта на должность обер-прокурора был назначен В.Н. Львов, стремившийся к проведению реформ церковного управления. После ряда конфликтов обер-прокурора с Синодом правительство распустило Синод.

В июне Временное правительство передало все школы, включая церковно-приходские и церковно-учительские, в ведение Министерства народного просвещения. Новый состав Синода выразил протест; В.Н. Львов ушел в отставку.

В июле вышло постановление Временного правительства «О свободе совести», в котором утверждалось равенство прав граждан независимо от вероисповедания. В постановлении устанавливался порядок перехода в иные вероисповедания и определения вероисповедной принадлежности детей. Подчеркивался принцип веротерпимости; положение православной церкви признавалось господствующим на том основании, что православие является религией большинства населения России.

В августе началась реорганизация органов церковного управления. Был упразднен институт обер-прокурорства. Обер-прокуратура и департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел были слиты в единый орган — Министерство исповеданий. Во главе его стал А. В.Карташев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Кощин, Владимир Федорович, 2007 год

1. Законодательные акты и официальные материалы

2. Полное Собрание законов Российской Империи. В 46 т. Т.Т. I -XXX. СПб., 1830.

3. Свод законов Российской Империи: в 15 т. Т.Т. X-XV., 1832.

4. Полное Собрание законов Российской Империи .Собрание 2-е. т. I -XXIII. СПб., 1843.

5. Полное собрание русских летописей. Т. IV. Новгородские и Псковские летописи. СПб., 1848; т. V. Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851; т. VI. Софийские летописи. СПб., 1853.

6. Кормчая книга. М., 1834. 144 с.

7. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. 104 с.

8. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Академии наук. Т. 1. СПб.,1836.

9. Григоровский С. 0 браке и разводе, о детях внебрачных, узаконении и усыновлении и о метрич. документах. Сборник церковных гражданских законов с дополнениями и разъяснениями. Изд. 12. СПб., 1912.202 с.

10. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической экспедицией Академии наук. Т. I. СПб., 1846. 148 с.

11. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI в.в.М.-Л., 1950.240 с.

12. Женское право: Свод узаконений и постановлений, относящихся до женского пола. С разъяснением статей Свода законов по решениям Кассац. Деп. Правит. Сената. СПб., 1873. 337 с.

13. Канторович Я. А. Законы о женщинах: (Сборник всех постановлений действующего законодательства, относящихся до лиц женского пола) . СПб. 1899. 272 с.

14. Памятники литературы Древней Руси. ХПвек. М., 1980; XIII век. М.,1981. 302 с.

15. Русская историческая библиотека. Т.VI. СПб., 1908.200 с.

16. Свод удельных постановлений. СПб., 1843. 111 с.2. Книги, монографии

17. Анисимов Е. В. Податная реформа Петра I. Введение подушной подати в России 1719-1728 г.г. М., 1982. 280 с.

18. Балабанов М. С. Личная свобода (неприкосновенность личности, жилища, частной переписки и свобода передвижения). Киев, 1905.

19. Балашова Н. А. Российский либерализм начала XX в. Банкротство идей «Московского еженедельника». М., 1981.

20. Бебель А. Женщина и социализм / Пер. с нем. Одесса, 1905.,с.37.

21. Безобразов П. В. 0 правах женщин. М., 1895. 162 с.

22. Беляев. Крестьяне на Руси. М., 1860. 460 с.

23. Беляев И. Д. О наследстве без завещания по древним русским законам до Уложения царя Алексея Михайловича. М., 1858.51 с.

24. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

25. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

26. З.Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

27. Богданов А. А. Либерализм и социализм. Женева, 1904.

28. Боровой А. В. Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм. М., 1917.

29. Благоразумов Н. В. Права и значение женщины в историческом их проявлении. Слово в день св. мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины. М., 1880. 12 с.

30. Будде Е. Ф. Нравственная личность женщины при современном общественном строе. СПб., 1907. 37 с.

31. Быт великорусских крестьян-землепашцев: Описание материалов Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии) / Авт.-сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. СПб., 1993. 472 с.

32. Быховский В. В. Брак, раздельное жительство супругов и развод. М., 1912. 88 с.

33. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.37. М.,1991. С. 426-427.

34. Витрук И.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

35. Валицкий А. Славянофильство и западничество. Либеральная и консервативная утопия: Конспект. М., 1992.

36. Вехи. Интеллигенция в России: Сборник статей. 1909—1910. М., 1991.

37. Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. М, 1993.

38. В память графа М. М. Сперанского. 1772—1872. СПб., 1872.

39. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. 6-е изд. СПб.-Киев., 1909. 304 с.

40. Гегель Г. Ф. Философия права. М., 1989.

41. Гнатюк О. Л. Русская политическая мысль начала XX в. СПб. 1994.

42. Государственный идеал либерализма и новый проект русской Конституции. СПб., 1905.

43. Гессен В.М. О неприкосновенности личности. СПб., 1908.

44. Глушаченко С.Б. Права личности в гражданском обществе и правовом государстве / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: СПб. университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности, 1999. 142 с.

45. Горожанин A.B. Государство и полиция. Монография / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, Фонд «Университет», 2001. 303 с.

46. Грановский Т. Н. и его переписка. М., 1897.

47. Григулевич И. Р. История инквизиции (XIII-XX в.в.) М., 1970.214 с.

48. Дживелегов А.К. Права и обязанности граждан в правовом государстве. М., 1906.

49. Довнар-Эапольский М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского. М., 1905.

50. Дружинин Н. Юридическое положение крестьян: исследование с прилож. статей. СПб., 1897. 392 с.

51. Дюринг Е. Высшее женское образование и университеты. Спб., 1902. 136 с.

52. Еллинек Г. Борьба старого права с новым. М., 1908.

53. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. 352 с.

54. Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. СПб., 1990.

55. Ефремова H.H. Судоустройство в России в XVIII первой половине XIX в. М., 1993.

56. Жбанков Д. И. Телесные наказания в России накануне XX века. СПб., 1900. 96 с.

57. Журавковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978. 114 с.

58. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях. М., 1869. 163 с.

59. Забелин И. Е. Женщина в допетровском обществе. СПб., 1901. 140 с.

60. Зорькин В. Л. Чичерин. М., 1984.

61. Иорданский Н. И. Земский либерализм. М., 1905.

62. Кавелин К. Д. Задачи этики, СПб., 1884.

63. Иванишев Н. 0 плате за убийство в древнем русском и других славянских законодательствах в сравнении с германскою вирою. Киев, 1840. 88 с.

64. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1983. 212 с.

65. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси. СПб.,1847.

66. Калачов Н.В. Материалы для истории русского дворянства. Вып. I. СПб., 1885.

67. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М, 2001.

68. Катетов И. В. Граф М. М. Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1884.

69. Калягин В. А. Политические взгляды и государственная деятельность М. М. Сперанского в 1808—1812 гг. Саратов, 1973.

70. Каменский 3. А. Тимофей Николаевич Грановский. М., 1988.

71. Карамзин Н. М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

72. Кунцевич К. М. Либерализм: сущность, истоки, перспективы. Минск, 1993.263 .Катетов И. В. Граф M. М. Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1884.

73. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право (Очерки по методологии социальных наук и общей теории права). М., 1916.265 .Ковалевский M. М. Демократия и ее политические доктрины. СПб., 1913.

74. Коркунов H. М. История философии права. СПб., 1916.

75. Котляревский С. JI. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909.

76. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989.

77. Карамзин H. М. История государства Российского. T.II . Спб., 1851.

78. Карамзин H. М. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода, СПб., 1802. 154 с.

79. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1871. 104 с.

80. Ковалев К. Н. Историческое развитие быта женщины, брака и семьи. М., 1931. 184 с.

81. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906.

82. Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.

83. Коркунов Н.М. Русское государственное право: в 2-х томах. М.,1893.

84. Кранихфельд А. Начертания российского гражданского права в историческом его развитии. СПб., 1843. 204 с.

85. Кулишер М. И. Развод и положение женщины. СПб., 1896. 288 с.

86. Лазаревич И. П. Деятельность женщин. Харьков, 1883. 139 с.

87. Лазовский Н. Личные отношения супругов по русскому обычному праву. М., 1883. 59 с.

88. Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX — начало XX в. Л., 1974.

89. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914. Париж, 1980; М., 1995.

90. Либерализм и социализм. М., 1988.

91. Макарий. История русской церкви. T. I. СПб., 1868. 260 с.

92. Макарий (Невский М. А.). Образование, права и обязанности женщины. Томск, 1902. 25 с.

93. Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: Из истории университетского образования в Петербурге XVIII -начале XIX в. Л., 1988. 158 с.

94. Миропольский С. Школа и государство. Обязательность обучения в России. СПб., 1883. 214 с.

95. Михайлова В. Русские законы о женщине. М., 1913. IV. 118с.

96. Макеева Г. П. Сперанский и другие: Роман о первой русской перестройке. М., 1990.

97. Милль Д. С. О свободе. СПб., 1900.

98. Милюков П. Государственное хозяйство в России. СПб., 1900.

99. Милюков П. Н. История русской культуры. СПб., 1910.

100. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч СПб., 1897; М., 1992—1995.2. 93. Муромцев С.А. Очерки общей теории гражданского права. М., 1877.

101. Никитенко А. В. Воспоминания о Сперанском. СПб., 1872.

102. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

103. Новгородцев П. И. Нравственные проблемы философии Канта. М, 1903.

104. Новгородцев П. И. О задачах современной философии права. СПб., 1902.

105. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. Киев, 1917; М., 1991.

106. Аверх А. Я. Русский буржуазный либерализм // Вопросы истории. 1989. №2.

107. Барсов Т. В. 0 последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния //Христианское чтение. 1882. Май-июнь. С. 799-842.

108. Беляев. 0 древнерусских школах//Журнал Министерства народного просвещения. 1856. № 7.

109. Бердяев Н. А. Философия и жизнь. Дневник публициста // Новый путь. 1904. № 10—12.

110. Бродский А. И. Логико-теоретические основания либерализма (На материале русской философии) //Материалы научной конференции «Современная логика: проблемы теории, истории и применение в науке». СПб., 1994.

111. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — начала XX в.//Вопросы философии. 1991. №8.

112. Витте О. Социализм и либерализм: возможен ли синтез?//Свободная мысль. 1992. № 14.

113. Гайденко П. П. Под знаком меры. Либеральный консерватизм П. Б. Струне//Вопросы философии. 1992. № 12.

114. Гойхбарг А. Г. Замужняя женщина как неравноправная личность в современном гражданском праве // Право. 1914. № 51.

115. З.Ю.Градовский А. Д. Реформы и народность//Русская речь. 1880,апр.

116. Двадцатипятилетие женских гимназий // Женское образование. 1883. С. 12-22.

117. Десницкий С.Е. Слово о способе к научению юриспруденции// Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959.

118. Ермичев А. А. «Проблемы идеализма» и «Очерки реалистического мировоззрения» — полемика о социальном идеале // Философия и освободительное движение в России / Под ред. А. А. Ермичева н С. Н. Савельева. Л., 1987.

119. Железняк Н. Н. К истории либерализма в России.//Вести. Моск. унта. 1994. № 15.

120. Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя». // Общественные науки и современность . 1995. № 3 . С.173 .

121. Иконников В. С. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее //Университетские (киевские) известия. 1874. № 5. С. 235-292; №6. С. 411-455.

122. Кавелин К. Д. 0 состоянии женщин в России до Петра Великого // Кавелин К. Д. Собр. соч. Т. 1. СПб., 1904. С. 1031.

123. Карамзин Н. М. Известие о Марфе-посаднице // Вестник Европы. 1803. Ч. IX. №12. С. 18-29.3. 19. Казин А. Л. Идея соборности в русской социальной философии // Общество и человек: пути самоопределения. СПб., 1994.

124. Капустин Б. Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии//Полис. 1994. № 5.

125. Капустин Б. Г. Россия и Европа на пути к Миру миров // Вести. Российского ун-та дружбы народов. Сер. «История, философия». 1993. №1.

126. Капустин Б. Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян//Полис, 1994. № 1—2.

127. Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1999. С. 571.

128. Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое//Вопросы философии. 1990. № 6.

129. Китаев В. А. Славянофильство и либерализм // Вопросы истории. 1987. № 1.

130. Клокман И. Р. Город в законодательстве русского абсолютизма во второй половине XVII-XYIII в. в. // Абсолютизм в России (XVII-XVIII в.в.). М., 1964. С. 13-44.

131. Ключевский В. 0. Происхождение крепостного права в России // 3.28. Ключевский В. 0. Сочинения. Т. VII. М., 1959. С. 14-49.

132. Ключевский В.О. История сословий в России; Происхождение крепостного права в России. // Сочинения. Т. VI. М., 1989. С. 244.

133. Леонтович А. Школьный вопрос в древней России// Варшавские университетские известия. 1894. Т. V. С. 29-57.

134. Ленин В. И. Попятное направление в русской социал-демократии // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. V. С. 240-273.

135. Лесков Н. С. Деспотизм либералов // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1993.

136. Маркс К., Энгельс Ф. Политический либерализм. Коммунизм. Гуманистический либерализм//Немецкая идеология. М., 1956.

137. Медушевский А. Н. Гегель и русский либерализм //Общественно-политическая мысль в Европе в конце XVIII — начале XX вв. М., 1987.

138. Медушевский А. Н. Либерализм как проблема современной западной историографии//Вопросы истории. 1992. № 8—9.

139. Надеждин А. Женщины в истории христианской церкви. // Странник. 1872. Т. 4. С. 141-186.

140. Некрасова Е. Н. Семен Франк // Вече. Альманах русской культуры / Под ред. А. Ф. Замалеева. Вып. 2. СПб., 1995.

141. Новиков А. И. Проблема возрождения России в социально-философской концепции П. Б. Струве//Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб., 1993.

142. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Либеральная традиция в культурно-историческом опыте России//Свободная мысль. 1993. № 15.

143. Осипов И. Д. Проблема общественного идеала в русском либерализме//Вести С.-Петербургского ун-та. Сер. «Философия, политика, социология, психология, право». Вып. 3. 1993.

144. Общественное и семейное положение русской женщины в старину. Живописное обозрение. 1874. № 42. С. 657-661.

145. Осипович Т. Н. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов. Общественные науки и современность. 1994. №1. С. 161-171.

146. Осипов И. Д. Социология истории Н. И. Кареева // Российская социология / Отв. ред. А. О. Бороноев. СПб., 1993.

147. Осипов И. Д. Философские основания русского либерализма//Актуальные проблемы русской классической философии / Отв. ред. В. В. Лазарев. Пятигорск, 1994.

148. Осипов И.Д. Философия права в России // Введение в русскую философию / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.,1995.

149. Осипов И. Д. Народничество // Русская философия: Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А. И. Алешин. М., 1995.

150. Осипов И. Д. П. И. Новгородцев // Там же.

151. Пашковская А. К 150-летию Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года // Государство и право. 1995. № 11. С. 126-133.

152. Перегамент 0. К вопросу об имущественных отношениях супругов по древнейшему русскому праву // Журнал Министерства народного просвещения. 1894. № 11. С. 12-31.

153. Платонов И. Браки и многоженство в древней Руси // Сын Отечества. 1831. Т. 19. № 15. С. 17-50.

154. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве // Антология мировой правовой мысли. Т.4. М, 1999.

155. Прилейс кий В. И. Полемика Чичерина и Соловьева 1897г.//Философские науки. 1989. №9—11.

156. Салтыкова С. Зарождение древнерусского права. Российская юстиция. 1997. № 1. С. 59-62.

157. Сергеева Н. И. Обязанные крестьяне и реформа 19 февраля 1861 г. // Проблемы общественной мысли и экономическая политика России XIX-XX веков. Л., 1972. С. 14-40.

158. Слонимский А. Г. В. И Ленин об истории русского либерализма//История и историки. М., 1972.

159. Соловьев В. С. Оправдание добра//Соч.: В 2 т. Т. 1. М„ 1988.

160. Струве П. Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества//Вопросы философии. 1992. № 12.

161. Трубецкой Е. Н. Мистика государства и соблазн грядущего рабства // Русская мысль. 191-7. № 1.

162. Тульчинский Г. Л. Об одной ошибке русской философии//Вопросы философии. 1995. № 3.

163. Форсова В. В. Православные семейные ценности // Социс. 1997. № 1. С. 64-72.

164. Худяков И. А. Женщина допетровской Руси// Модный магазин. 1863. № 20-22.

165. Хренов А. Е., Вершинин М. С. Идейно-теоретический плюрализм русской либеральной политической мысли конца XIX — начала XX в. // Политический плюрализм. История и современные проблемы. СПб., 1992.

166. Шамшурин В. И. Человек и государство в русской философии естественного права//Вопросы философии. 1990. № 6.

167. Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905— 1907 гг. М, 1985.

168. Шелохаев В.В. Идеология и политические организации российской либеральной буржуазии. 1907—1914. М., 1991.

169. Щетинина Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции конца XIX — начала XX в. М., 1995.

170. Диссертации и авторефераты диссертаций

171. Глушаченко С.Б. Русские юристы второй половины XIX- начала XX веков о правах личности и правовом государстве (историко-правовое исследование). Автореф. дис. . докт. юрид. наук. СПб.: СПб. университет МВД России, 2000. 45 с.

172. Жильцова С. В. Смертная казнь в истории отечественного права (У-середина ХУПвека). Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997. 27 с.

173. Курмачева М. Д. Крепостная интеллигенция России, вторая половина XVIII начало XIX века. Автореф. дис.докт. ист. наук. М., 1985. 40 с.215

174. Мальцева И. В. Государственный Совет Российской империи в структуре монархической власти. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб, 1996. 15 с.

175. Насыров Р. В. Регулирование права государственной собственности в российском законодательстве конца XIX начала XX вв. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. 18 с.

176. Нигматулин Г. В. Институт смертной казни в уголовном праве России XIX в. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1996.22 с.

177. Николова С. В. Эволюция социально-философских взглядов на социальный статус женщин: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. 19 с.

178. Петренко Н. И. Организационно-правовые основы режима исполнения наказания за общеуголовные преступления в местах заключения России в пореформенный период (1864 1917 гг.). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997.

179. Ромашов Р.А.Современный конституционализм: теоретико-правовой анализ. Автореф. дис. . докт. юрид. наук. СПб.: СПб. академия МВД РФ, 1998.

180. Яцкова А.П. Основные государственные законы Российской Империи 23 апреля 1906 г. первая российская конституция: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.