Проблемы мировоззрения и поэтика прозы Ф. К. Сологуба: Художественная космогония романов "Мелкий бес" и "Творимая легенда" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сергеева, Елена Валерьевна

  • Сергеева, Елена Валерьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 218
Сергеева, Елена Валерьевна. Проблемы мировоззрения и поэтика прозы Ф. К. Сологуба: Художественная космогония романов "Мелкий бес" и "Творимая легенда": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Магнитогорск. 1998. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сергеева, Елена Валерьевна

Введение.С. 3-17.

Глава I. "Мелкий бес": мистерия души и плоти.С. 18-69.

Глава II. "Творимая легенда": мистерия жизни и мистерия смерти.С. 70-130.

Глава III. Космогония Федора Сологуба.С. 131-194.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы мировоззрения и поэтика прозы Ф. К. Сологуба: Художественная космогония романов "Мелкий бес" и "Творимая легенда"»

На рубеже 19-20 веков мистицизм и оккультизм стали непосредственной составляющей духовной жизни определенной части русского общества (к ней, прежде всего, можно отнести художественную интеллигенцию и русских философов). Данный феномен был обусловлен духовным, этническим кризисом, совпавшим с рядом экономических потрясений. В этой атмосфере рушилось устоявшееся веками, перестраивалось человеческое сознание.

Естественно, что реакция современников на происходившее не была однозначной: восторг сменялся отчаянием, а чувство устремленности в будущее - невероятной ностальгией по прошлому. Но важнее всего было то, что человек не всегда находил себе место в обновляющемся мире. Зачастую именно это положение порождало мистические искания. Их сущность выражалась в попытках личности уединиться, отгородиться от мира, чуждого и непонятного. Как отмечал А. Дорофеев: "На рубеже веков в России наступает роковое смутное время. Войны. Казни. Революции. Бунты.

И ободряются в такую пору мистические воззрения, оккультные науки. Все пытаются заглянуть за некую ирреальную черту".1

С другой стороны, сам размах преобразований, происходивших на рубеже веков, казался мистическим, ниспосланным высшими силами. Вследствие этого в литературных произведениях, относящихся к данному этапу, реальность обычно совмещается с мистикой (наглядным примером тому может служить поэма А. Блока "Двенадцать").

Нужно отметить также, что мистики пытались увидеть мистическое в науке. А наука сама помогала в этом своими открытиями в области изучения таких явлений как атом, электричество, радиоактивность. По мнению известного деятеля в области отечественной оккультной философии начала 20 века Д. Страндена, "современная наука. подошла вплотную к теориям алхими

1 Дорофеев А. Предисловие. //Сологуб Ф. Капли крови. Избранная проза. -М.: Центурион Интерпракс, 1992. - С. 2. ков".2 Его мнение основывалось на том, что искателям "философского камня" уже были известны такие понятия, как "материальный атом", "эфир" (соотносимый с радиоактивным фоном Земли) и "энергетические токи".

Мистика проникала в духовную жизнь и иными путями. Еще в 80-90 годы 19 века начался необычайный расцвет такой науки как египтология. С. Ключников так описывает этот факт: ". в России вспыхнул интерес к духовной культуре Древнего Египта. Это выражалось и в успехах академической египтологии, и в усилившемся тяготении к древним знаниям, мифам и образцам "Кем-земли" со стороны художественной интеллигенции., и в попытках российских оккультных философов проникнуть в глубины герметической мудрости. К примерам подобного оккультного подхода можно отнести деятельность русской астрологической школы начала XX столетия и прежде всего работы астролога Запрягаева, книги отечественных мыслителей и практиков эзотеризма Мебиуса (хотя, Мебиус не был отечественным мыслителем -Е. С. ), Успенского, наконец, Вл. Шмакова. В своих трудах "Священная книга Тота. Арканы Таро" и "Пневматология" Шмаков подробно цитирует изречения Гермеса, излагая 22 аркана (принципа, тайны), по которым, согласно учению древнеегипетского мудреца, устроена вселенная".3

В то же время пристальное внимание обращается и на другие эзотерические учения, что выразилось в новом всплеске интереса к мистическим знаниям древних греков (пифагорейцев, в частности), израильтян, мистов Древней Индии и т. д.

О достаточно важной роли мистических знаний в духовной жизни рубежа 19-20 веков свидетельствовал и факт появления необычайно большого количества трудов по истории и философии мистики. Среди них можно на

2Странден Д. Герметизм. Сокровенная философия египтян. - СПб., 1914. - С. 6. Далее "Странден Д." с указанием страниц.

3 Ключников С. Свет Египта. //Странден Д. Герметизм. - СПб.,1914. - С. 6. звать "Философию мистики" Карла дю-Преля4, а также работы П. Д. Успенского, в которых автор создал собственное учение. Работы Э. Шюре5, Д. Страндена имели описательный характер и рассматривали особенности древних мистерий: герметических, орфических, браманических, дельфийских, элевсинских, христианских и др. Тот же характер носили и штудии известнейшего миста рубежа 19-20 века Р. Штейнера.6 В своих трудах он рассматривал общие представления древних мистов, выраженные в различных мистериях, а также мистическую картину развития мира. Таким образом, в работах по мистике рубежа 19-20 веков можно обнаружить собственно-авторское толкование древних доктрин.

Наибольший интерес к мистике в русской литературе проявили символисты: Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Блок, А. Белый и др. Для них мистика стала "магическим кристаллом", сквозь призму которого художник смотрит на мир. Именно поэтому картина мира в символистском творчестве полумистична, полуреальна.

Обращение писателей и поэтов к древним и современным мистическим учениям воскресило в области духовных знаний давно забытые понятия. Прежде всего, само слово "мистика" (гр. mystika - "таинственные обряды") означало "веру в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним". Тождественным значени

4 Дю-Прель К. Философия мистики или Двойственность человеческого существа. - Киев, 1911.

5 Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. - Калуга, 1914. Далее "Шюре Э." С указанием страниц.

6 См. Штейнер Р. Из летописи мира. - М.: Духовное знание, 1914. Далее "Штейнер Р. Из летописи" с указанием страниц.

Штейнер Р. Тайноведение. - М.: Духовное знание,1916. Далее "Штейнер Р. Тайноведение" с указанием страниц.

Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности.- Ереван: Ной, 1991. Далее "Штайнер Р. Христианство" с указанием страниц.

7 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ,1994. - С.351. ем обладало понятие "мистицизм". Естественно, что приверженцы мистицизма считали себя "мистиками", то есть "людьми, склонными к мистике, к О религиозно-мистическому созерцанию".

Нужно отметить также, что в мистике рассматривалось эзотерическое ядро, составляющее уровень внутреннего (истинного) учения, доступного немногим. В связи с этим, на рубеже веков было вновь воссоздано представление о "мистерии" - мистическом действе, которое "в древней Греции, древнем Риме и странах древнего Востока" понималось как "тайный обряд в честь богов, таинство, в котором могли участвовать только посвященные".9 Посвященными считались мисты, познавшие скрытое от "многих" учение. Считалось, что посвященный общался с самим Богом, поскольку это было позволено ему свыше после ряда испытаний (обрядов или инициаций). Не даром само посвящение понималось как "возведение в какое-нибудь звание, сан с соблюдением определенных ритуалов".10 В различных древних мистериях существовало различное количество степеней посвящения. Обычно высшей из них считалась "четвертая степень", после вступления в которую посвященный мог называться "Учителем" или "Иерофантом". Все же основные посвященные, находящиеся на более низких ступенях считались "адептами", то есть мистами не достигшими высшего совершенства и, вследствие этого, не овладевшими сокровенными знаниями. Древнему миру были известны "Великие Посвященные": Рама, Кришна, Гермес, Моисей, Орфей, Пифагор, Платон, Иисус. Учение каждого из них раскрывалось в мистериях древности (браманических, египетских (герметических), израильских, дио-ниссийских, дельфийских, элевсинских).

Данные учения, действительно, можно объединить под одним общим

8 Там же.

9 Краткий словарь иностранных слов. Сост. С. М. Локшина. - М.: Сов. энциклопедия, 1971.-С. 188-189.

10 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1994.-С. 557. названием - "мистерии древности", - поскольку все они не смотря на место и время возникновения, преследовали одни и те же цели. Прежде всего, мисты считали, что в священном обряде и в соблюдении требований культа откроется истина. Истина эта понималась как мистическое прикосновение к Божеству своей душой (воспарение души к духу, а затем к Богу), или же слияние с божественной субстанцией в состоянии экстаза, нирваны, летаргического сна, или наркотического опьянения. Таким образом, постигался смысл земного бытия и "сокровенный бог" мистерий. Исключительно все мистерии рассматривали его как "невыразимое" (то есть то, о чем нельзя сказать), "Первоначало", называя его "Первым". Этому Богу были присуши имена "Высшей Божественной Сущности", "Всеединого" и др.

Именно с "Первоначалом" были связаны космогонические представления древних мистов (гр. kosmogonia - "происхождение мира"). "Высшая Божественная Сущность" считалась точкой отсчета в развитии Вселенной. Этот же "сокровенный Бог" создавал вселенские законы: ему были подвластны жизнь и смерть, добро и зло, дух и материя (хотя, чаще всего Божество одухотворяло материю, а творцом ее оказывался демиург).

Данная терминология в ее художественном осмыслении определяла мистическую окраску литературных произведений. Эту черту отмечал Э. Шюре: "Никогда стремление к духовной жизни, к невидимым мирам, изгнанным материалистическими теориями ученых и модным направлением, не было более серьезно и более искренно. Стремление это обнаруживается в тоскливых исканиях, в трагических сомнениях, в глубокой меланхолии, вплоть до богохульства наших поэтов декадентов. Никогда душа человеческая не испытывала более глубокого чувства ничтожества и нереальности земной жизни, никогда она не стремилась более пламенно к невидимому, к потустороннему, сохраняя в то же время неспособность верить".11 Возможно, что это мнение более чем к кому-либо относилось к Ф. Сологубу (Ф. К. Тетерникову (1863

11 Шюре Э. - С. 12.

Действительность никогда не вызывала у Сологуба восторга. В отношении к ней он занял позицию объективного наблюдателя. Однако, писатель не стремился создать образ "страны, насыщенной бурями"12, потому что гораздо больше его привлекал мир собственной мечты .Отношение к этому миру, способ проникновения в него и его законы у Сологуба мистичны по своей природе. Можно полностью согласиться с мыслью А. С. Долинина о том, что "Сологуба следует признать самым отрешенным от жизни писателем, больше и глубже, чем кто-либо, порвавшим с "предметами предметного мира".13 Очевидность этого высказывания подтверждается при обращении к сологубовской поэтике. В своих крупнейших романах "Мелкий бес" и "Творимая легенда" автор обращается к таким понятиям как "сокровенные знания", "истина", "сокровенный бог", которые являлись неотъемлемой частью эзотерических учений. Некоторые факты, включенные в произведения Сологуба, такие как знания о "мировой энергии", "материальном атоме" и др. указывают на знакомство художника с древнейшими алхимическими трудами. В романе "Творимая легенда" Сологуб творит две собственные мистерии, называя их "мистериями смерти" (глава "Королева Ортруда"). И это, дейст

V* u ъ вительно, два действа, составленные по типу древних мистерии. В этом и других своих произведениях Сологуб постоянно обращается к мудрости эзотерических учений, восстанавливая их отдельные элементы.

Более того, человеческую жизнь Сологуб мыслит как "мистерию": "И, обыкновенно, не знаем, что самобытной нашей воли нет, что всякое наше движение и всякое наше слово подсказаны и даже давно предвидены в демоническом творческом плане всемирной игры раз навсегда, так что нет нам ни выбора, ни свободы, нет даже милой актерской отсебятины, потому что и она включена в текст всемирной мистерии (курсив мой Е. С.) каким-то неведо

12 Сологуб Ф. Творимая легенда. - М.: Современник, 1991. - С.564. мым цензором; и тот мир, который познаем, не иное что, как дивная на вид декорация, а за нею закулисная неряшливость и грязь. Играем, как умеем, подсказанную нам роль, актеры и в то же время зрители, попеременно аплодирующие друг другу или освистывающие друг друга".14 Но эту сологубов-скую "мистерию" нельзя рассматривать просто как театральную драму, поскольку основные ее части представлены жизнью и смертью. Сологуб здесь выступает не как драматург, а как мистик, человек, который склонен к мистике, к религиозно-мистическому восприятию мира.

Однако, не смотря на всю очевидность склонности Сологуба к мистике, современники воспринимали его только как писателя - философа. Авторитетное лицо, человек, который, возможно, лучше кого-либо знал и понимал Сологуба, А. Чеботаревская, писала о нем следующее: "Посмотрим на него как на поэта-мыслителя".15 Более того, П. С. Владимиров, делая резюме к своей статье "Ф. Сологуб и его роман "Мелкий бес" отмечал: "Такова по-нашему философия Сологуба".16 О том же говорит и Н. Поярков, выявляя сущность мировоззрения Сологуба: "Вас заколдует гордая вера в силу мечтаний, удивит своеобразная философия - обожествление своего Я и влечение к злу".17 И, наконец, сам Сологуб заявляет о себе: "Философствую как поэт".18

Все эти указания не безосновательны, поскольку в творчестве Сологуба мы можем обнаружить массу аллюзий из философии А. Шопенгауэра, Ф.

13 Долинин А. С. Отрешенный (К психологии творчества Ф. Сологуба). // Долинин А. С. Достоевский и другие. - М.: Худ. лит., 1989. - С.419-420.

14 Сологуб Ф. Театр одной воли. // Театр. Книга о новом театре. Сб. статей. -СПб.: Шиповник, 1908. - С. 187-188. Далее "Сологуб Ф. Театр" с указанием страниц.

15 Чеботаревская А. "Творимое" творчество. // Сологуб Ф. Звезда Маир. - М.: Летопись, 1998. - С.268.

16 Владимиров П. С. Ф. Сологуб и его роман "Мелкий бес".// О Федоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. - СПб.: Шиповник, 1911.-С.318.

17 Поярков Н. Поэт Зла и Дьявола. // Поярков Н. Поэты наших дней. - М., 1907.-С.151.

18 Сологуб Ф. Театр. - С. 184.

Ницше, И. Канта и Н. Федорова.

Так, Сологуб полемизирует с Шопенгауэром по поводу понятия "воля". Шопенгауэровской "воле к жизни" писатель противопоставляет "Единую ми-род ержавную волю", волю "Я", восставленную над миром.

Ф. Ницше в своих трудах сформировал представление о "дионисийском", "вечном возвращении", "сверхчеловеке", которые Сологуб очень удачно обыгрывает в своих произведениях (в частности, в романах "Мелкий бес" и "Творимая легенда"). Диониссийское становится для художника состоянием, в котором познается божественное откровение. "Вечное возвращение" торопит возвратом из сфер высшего запредельного бытия в мир земной. А мир сверхчеловека, по Сологубу, возможен на Земле, но уже существует на "Ойле", в прекрасном мире мечты.

Особое место в творчестве Сологуба занимает концепция "Я", предпосылки которой легко можно обнаружить в философии И. Канта. Так же как и Кант, Сологуб мыслит "Я" самодостаточным и действенным. Но помимо всего прочего, Сологуб сообщает "Я" творческую способность. Его "Я" способно создавать миры, а потому это "Я-творящее".

И, наконец, из русских философов, более всех Сологубу был близок Н. Федоров. Его идея об обожествлении мертвых и заселении ими других планет была осмыслена Сологубом в романе "Творимая легенда".

Мы же склонны рассматривать Ф. Сологуба, прежде всего, как художника, поскольку даже его "философия" - это осмысление бытия, склонное к мистицизму.

Проблема сологубовской мистики до сих пор остается "открытой", поскольку подробного комплексного ее исследования в литературоведении еще не предпринималось. Хотя, отдельные, разрозненные работы, посвященные мистическому аспекту творчества писателя все же существуют.

В 1908 году Арский (Абрамович Н. Я.) посвятил исследованию мистического аспекта творчества художника целую статью под заглавием:

Мистицизм Ф. Сологуба". Здесь Арский охарактеризовал мистику художника, как "мистику созерцаний".19 Творчество Сологуба видится Арскому именно как некий мистический акт: "Вы чувствуете, как поэт смотрит глазами в глаза своего же личного внутреннего существования, от которого он странно отделился, оставшись лишь только смотрящим, отражающим." И далее: "Отделиться от самого себя и взглянуть с высоты одного лишь ясного созерцания на свое живущее - я", - никто в такой мере не мог достигнуть этого буддийского отрешения от переживаемости этой остановки непрерывного течения жизни, и взглянуть на нее, текущую подле, вне создания и души, как Федор Сологуб".21

И, наконец, цель земного существования Сологуба Арский также определяет как цель миста: "Но жизнь творчества этого поэта тем значительна, что не самого отрешения, не самой Нирваны искал он, но постижения в этих чистых и абсолютно-спокойных отражениях. В своем образе он связывает это течение и пребывающую над ним неподвижность, и, поэтому, его рисунок -чем более реален, тем более мистичен".22

Однако, осмысление мистики Сологуба у Арского существует в очень отвлеченном виде, без опоры на конкретные произведения.

Гораздо более основательно к изучению мистики Сологуба подходит Ю. И. Гуськов.Ю. И. Гуськов рассматривает влияние учения гностиков на творчество Ф. Сологуба на примере его романа "Мелкий бес": ". можно обнаружить влияние идей и космологии гностиков. Как известно, гностики акцентировали мысль о пространственной дискретности божественного (у гностика Валентина трем богам соответствуют три сферы их обитания: Огдоад -высшие сферы, Эбдомад - царство Ягве, Земля находится под юрисдикцией

19 Арский (Абрамович Н. Я.) Мистицизм Ф. Сологуба. //Литературный календарь - альманах. Сост. О. Норвежский. - Пб., 1908. ■• С. 75. Далее "Арский" с указанием страниц.

20 Там же.

21 Там же. дьявола, "князя мира сего") в процессе эманации, его конечной непознаваемости. Это одна из первых манифестаций "закрытого" мира." , - так мыслит художественное пространство романа исследователь.

И. Ю. Симачева совершенно справедливо указывает на типологическую близость мистических идей Ф. Сологуба и немецкого философа-мистика Р. Штейнера, последователем которого, как на то указывает исследователь, был и А. Белый. Она отмечает: "Федор Сологуб был убежден, что "искусство наших дней стремится перешагнуть за пределы чистого искусства, стремится преобразить мир усилием творческой воли. В этом искусстве дано стремление к иной жизни, и потому художник является проповедником будущего. Но проповедует он не догматически, а только отчетливым выражением и самоутверждением своего внутреннего Я. Самоутверждение личности и есть начало стремления к лучшему будущему". (Сологуб Ф. Искусство наших дней.// Русская мысль. -1915. - № 12, отд. 11. (С. 35-62). - С.60).

К этому выводу поэт пришел самостоятельно, задолго до появления в 1913 году учения Р. Штейнера (хотя, исследователь здесь несколько путает даты. 1913 год стал годом основания антропософского общества, а не учения Р. Штейнера - Е. С.). Между тем, так же, как немецкий философ-мистик, Федор Сологуб хотел найти в глубинах души неиссякаемый родник сил, ее преобразующих."24. Дальнейшие наши ссылки на труды Э. Шюре (1914), Р Штейнера 1914, 1916), Д. Страндена (1914) при рассмотрении произведений Ф. Сологуба "Мелкий бес" (1905) и "Творимая легенда" (1907 - 1913) ,на первый взгляд, не вполне оправданы, поскольку они были изданы позднее, чем вышли в свет сами произведения. Но в нашем обращении к ним мы основываемся на типологическом сходстве некоторых идей Сологуба (о

22 Там же. - С.75-76.

23 Гуськов Ю. И. Параллели "второй реальности" (Ф. Сологуб и Ф. Кафка). // Моск. вестник, - М.,1995. - №2, С.211.

24 Симачева И. Ю. Явь и мечта в романе Ф. Сологуба "Творимая леген-да".//Российский литературоведческий журнал. - № 5-6,1994. - С. 121-2. сокровенных знаниях", алхимических опытах со временем и т. д.) с отдельными положениями мистических учений. Тем не менее, никто из литературоведов до сих пор не выявил определенного круга источников мистики Ф. Сологуба, рассматривая лишь отдельные влияния.

Особое место в "мистике" Сологуба занимает художественная космогония. Писатель представляет Вселенную как динамическую модель, трансформируемую им из двухчастной в трехчастную. Сологуб имеет свое представление о многомирии. В его Вселенной обязательно присутствует мир реальный (каждодневное земное бытие) и инобытие. В основном у Сологуба происходит трансформация инобытия, которое в самом законченном виде представлено двумя мирами: миром инфернальным и высшей запредельной реальностью. В мирах Сологуба обязательно наличие ответственной за мир силы. Таким образом, в пределах реального мира такой силой становится "Христос", в инфернальном мире "княгиня" ("Мелкий бес"), а затем Ортруда ("Творимая легенда") и т. д. Также над каждым из миров восставлено свое Солнце: над реальностью - Солнце, над инфернальным миром - Светозарный, над высшей запредельной реальностью - Маир. Идея многомирной Вселенной была присуща и мистике, а потому космогонический поиск Сологуба мистичен в своей основе.

Учитывая все сказанное, мы приходим к выводу, что проблема мистики, занимавшей столь значительное место в творчестве всех русских символистов, в литературоведении практически не отражена. Наша работа направлена на то, чтобы ликвидировать многочисленные "белые пятна", существующие по причине не исследованности мистики в творчестве Ф. Сологуба.

Это означает, что актуальность реферируемой диссертации обусловлена необходимостью анализа мистического аспекта творчества Ф. Сологуба, как одного из писателей-символистов и задачей осмысления творческого наследия художника.

Таким образом, целями настоящей диссертации являются:

1. Комплексное рассмотрение мистических элементов в прозаических произведениях Ф. Сологуба "Мелкий бес" и "Творимая легенда".

2. Определение типа сологубовского героя, как героя - "посвященного", владеющего сокровенными знаниями о мире, с целью установления особого рода связи человека и мира в творчестве Ф. Сологуба.

3. Выяснение основных принципов построения художественных космогонических моделей в романах Ф. Сологуба "Мелкий бес" и "Творимая легенда", причин их трансформации, а также законов, по которым существуют авторские миры.

Исходя из данных целей в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Определить основные источники, на базе которых формировались мистические воззрения Ф. Сологуба.

2. Соотнести прозу Сологуба с мистическими текстами древности и их толкованиями. Определить связь произведений писателя с трудами современных ему мистиков (Карла дю-Преля, Э. Шюре, Р. Штейнера и др.) и отдельными, близкими ему, философскими учениями. Выявить особенности сологубовской мистики.

3. Сформировать представление о художественной космогонии Ф. Сологуба, как о наиболее значимой части его мистических представлений.

4. Наметить перспективы дальнейших исследований, связанных с мистическим аспектом творчества русских писателей рубежа 19-20 веков.

Задачи, сформулированные выше, определяют использование следующих видованализа:

1. Основным для данной работы является историко-литературный подход.

2. Сопоставительный анализ. В предпринятом анализе объектами сопоставления выступают художественные произведения (романы Ф. Сологуба "Мелкий бес" и "Творимая легенда") и тексты древних мистерий (герметических, гностических и т. д.), а также их толкования. Выявляются "общие места" в прозе Ф. Сологуба и в трактатах мистиков рубежа 19-20 века (К. дю-Преля, Р. Штейнера и др.). Сопоставляются отдельные аспекты прозы Ф. Сологуба и некоторые идеи философов немецкой и русской философской школ.

3. Интертекстуальный анализ Применение этого метода позволило провести анализ "прототипов" художественных вселенных при изучении связи художественных произведений с источниками по мистике (например, соотношение вертикальной модели вселенной у гностиков и у Сологуба в "мистерии плоти" Людмилы Рутиловой).

Научная новизна данной диссертации состоит, прежде всего, в том, что в ней впервые рассмотрен эзотерический уровень романов "Мелкий бес" и "Творимая легенда".

Впервые разработан и нетрадиционный подход к анализу прозы Сологуба через сопоставление отдельных элементов повествования с элементами древних мистерий (отсюда, понимание сюжетных линий исследуемых произведений как "мистерий").

Именно этот подход позволил говорить о сложной художественной космогонии Ф. Сологуба, как о неотъемлемой части его творчества.

Поставленные задачи определяют структуру нашей работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав и заключения; снабжена списком использованной литературы, состоящим из 146 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сергеева, Елена Валерьевна, 1998 год

1.Аблаев М. М. Межтекстовые отношения романа Ф. Сологуба "Мелкий бес": Дискурс священного предания.// Русская литературная критика серебряного века. - Новгород, 1996. - С. 49-52.

2. Айхенвальд Ю. Федор Сологуб (Его стихотворения). // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994. - С. 378-386.

3. Айхенвальд Ю. И. Ф. Сологуб. Мелкий бес. // Айхенвальд Ю. И. Отдельные страницы: II сборник педагогических, философских и литературных статей. М.: Заря, 1910. - С. 202-205.

4. Аненский И. О Сологубе. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 99-112.

5. Аничков Е. "Мелкий бес". // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. -Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 217-221.

6. Аннибал Л. Обозрение русских журналов (Ф. Сологуб "Мелкий бес"). Весы, 1905.-№ 9-10. - С. 80-85.

7. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989.

8. Арский (Абрамович Н. Я.). Мистицизм Ф. Сологуба. // Литературный календарь-альманах. Сост. О. Норвежский. Пб., 1908. - С. 75-78.

9. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. М.: Кн. Палата, 1993.

10. Багно В. Е. Ф. Сологуб переводчик французских символистов. // На рубеже 19 и 20 веков. Из истории международных связей русской литературы. - Л.: Наука, 1991.-С. 129-214.

11. Барковская Н. В. Проблема творчества в символистском романе (Ф. Сологуб "Творимая легенда"). // Русская литература XX века: направления и течения: Ежегодник. Екатеринбург, 1994. - С. 89-102.

12. Без подписи. (Литературные процессы над Арцибашевым, М. Кузьминым,Ф. Сологубом). Наша газета, 1909. - № 40, 18 февраля. - С. 2.

13. Белый А. Истлевающие личины. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 96-98.

14. Белый А. Между двух революций (Ф. Сологуб). JL: Изд.-во писателей в Ленинграде, 1934. - XXIV.

15. Блок А. Творчество Ф. Сологуба. // Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. М,: Летопись, 1998. - С. 282-284.

16. Блок А. Ф. Сологуб. "Пламенный круг". // Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. М.: Летопись, 1998. - С. 285-290.

17. Боцяновский В. О Сологубе, недотыкомке, Гоголе, Грозном и пр. (крити-ко-психологический этюд). // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 142-183.

18. Брюсов В. Сологуб как поэт. // Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. -М.: Летопись, 1998. С. 255-265.

19. Брюсов В. Среди стихов. (О книгах Ф. Сологуба и др.). // Печать и революция. М„ 1922. - № 6. - С. 290-293.

20. Бугаева Л. Д. Идея безумия и ее языковое воплощение в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес". (Автореф. дисс. на соискан. уч. степ. к. ф. н.). СПб., 1995.

21. Верижский А. Мелкий бес. Речь, 1907. - № 89.

22. Владимиров П. С. Ф. Сологуб и его роман "Мелкий бес". // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911.-С. 306-318.

23. Вознесенский А. Поэты, влюбленные в прозу (Ф. Сологуб и др.). Киев: Гонг, 1910.

24. Волков А. Очерки русской литературы конца 19 и начала 20 века. М.: Худ. лит., 1955.

25. Волков А. А., Смирнов Л. А. История русской литературы XX века. Дооктябрьский период. М.: Проев., 1977.

26. Волошин М. "Дар мудрых пчел". // Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.

27. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Сост. К. Богуцкий. Киев "Ирис" - Москва "Алетейа", 1998.

28. Гершензон М. Ф. Сологуб. Истлевающие личины. Книга рассказов. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911.-С. 113-119.

29. Гиппиус 3. Слезинка Передонова. // О Ф. Сологубе. Критика. Стьатьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская . СПб.: Шиповник, 1911. - С. 72-78.

30. Голов И. (Садовский Б. А. ). Розы без шипов. Весы, 1909. - № 9. - С. 9497.

31. Горнфельд А. Г. Недотыкомка. // Горнфельд А. Г. Книги и люди. Литературные беседы. СПб.: Жизнь, 1908.

32. Городецкий С. На светлом пути. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 273-285.

33. Горький М. Еще поэт. Ф. Сологуб. Стихи. Книга первая. // Горький М. Собр. соч. М.: Гослитиздат, 1955. - Т. XXIII. - С. 121-122.

34. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1989.

35. Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: Ди-Дик, 1993

36. Гумилев Н. Ф. Сологуб. Пламенный круг. // Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. М,: Летопись, 1998. - С. 291-292.

37. Гумилев Н. Ф. Сологуб. Собрание сочинений. Т. 1,5.// Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. М.: Летопись, 1998. - С. 293-294.

38. Гуськов Ю. И. Параллели "второй реальности" (Ф. Сологуб и Ф. Кафка). -Моск. вестник, 1995. № 2. - С. 210-228.

39. Гуськов Ю. И. Проза Ф. Сологуба и литературный авангард. (Автореф. дисс. на соискан. уч. степ. к. ф. н.). -М., 1995. (Лит. институт им. А. М. Горького).

40. Долинин А. С. Отрешенный. (К психологии творчества Ф. Сологуба). // Долинин А. С. Достоевский и другие. Л.: Худ. лит., 1989.

41. Дорофеев А. Предисловие. // Сологуб Ф. Капли крови. М.: Центурион, Интерпракс, 1992.

42. Дю-Прель К. Философия мистики или Двойственность человеческого существа. Киев, 1911.

43. Евдокимова Л. В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба. (Автореф. дисс. на соискан. уч. степ. к. ф. н.). Волгоград, 1996.

44. Евдокимова Л. В.О фольклорно-мифологических истоках мотива смерти в произведениях Ф. Сологуба.// Филологический поиск. Сб. науч. трудов. -Вып. 1. Волгоград: Перемена, 1993. - С. 110-120.

45. Ерофеев В. На грани разрыва: "Мелкий бес" Ф. Сологуба на фоне русской реалистической традиции. Вопросы лит-ры, 1985. - № 2. - С. 138-140.

46. Закржевский А. Подполье. Психологические параллели. (Ф. Сологуб). -Киев, 1914.-С. 14-28.

47. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. М.: Республика, 1994.

48. Иванов-Разумник Н. Л. О смысле жизни. (Ф. Сологуб и др.). Историч. Вестник., СПб, 1909. - № 5. - С. 695-696.

49. Иванов-Разумник Н. Л. Ф. Сологуб. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 7-34.

50. Игнатов И. Литературные отголоски (Ф. Сологуб. Заложники жизни). -Рус. Ведомости, 1912. № 251,31 октября. - С. 2.

51. Измайлов А. Измельчавший русский Мефистофель и передоновщина. -"Мелкий бес" роман Ф. Сологуба. //ОФ. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. - СПб.: Шиповник, 1911. - С. 286-295.

52. Измайлов А. Северный Сфинкс, (ф. Сологуб и его писательство). // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911.-С. 261-272.

53. Иовайнович М. Об источниках "Мастера и Маргариты". // Изв. Рос. АН.Сер. Лит. и яз. 1992. - Т. 51. - № 1. - С. 66.

54. История русской литературы: XX век: Серебряный век. Под ред. Ж. Нива и др. М.: Прогресс-Литера, 1995.

55. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.

56. Келдыш В. А. О "Мелком бесе". // Сологуб Ф. Мелкий бес. М.: Худ. лит., 1988.

57. Коган Л. Н. Сто лиц Сатаны. // Коган Л. Н. В четвертом измерении. (Философские идеи русской литературы). Нижневартовск, 1994. - С. 35-65.

58. Коган П. Навьи чары Ф. Сологуба. // Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. М., 1912. - Т. III. - Вып. 2. - С. 147-158.

59. Колтоновская Е. Ф. Сологуб. Истлевающие личины. Совр. мир, 1907. -№ 10.-Отд. 11.-С. 73-78.

60. Кранихфельд В. Литературные отклики. "Мелкий бес". Совр. мир, 1907. -№5.-Отд. 2.-С. 126-135.

61. Краткий словарь иностранных слов (сост. Локшина С. М.). М.: Сов энциклопедия, 1971.

62. Курсинский А. Ф. Сологуб. Мелкий бес. Истлевающие личины. - Весы, 1907.-№7.-С. 77-79.

63. Лионский Ириней. Творения. М.: Православн. Паломник, Благовест, 1996. (Репринтное издание 1900 г.).

64. Ломтев С. В. Ф. Сологуб. // Ломтев С. В. Проза русских символистов. -М.: Интерпракс, 1994. С. 64-81.

65. Луденберг Е. Записки писателя. Л.: Издат-во писателей Ленинграда, 1930. (Т. 1 и 2).

66. Милюгина Е. Г., Сергеев В. В. Евангельские мотивы в романе Ф. Сологуба "Творимая легенда". // Русская литературная критика серебряного века.- Новгород, 1996. С. 47-49.

67. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Под ред. С. А. Токарева.- М.: Росс, энцикл., 1994.

68. Михайлов А. И. Два мира Ф. Сологуба. // Сологуб Ф. Творимая легенда. -М.: Современник, 1991.

69. Неизданный Ф. Сологуб. Под ред. М. М. Павловой и А. В. Лаврова. М.: Нов лит. обозр., 1997.

70. Неведомский М. О "навьих" чарах и "навьих" тропах. Современный мир, февраль, 1908. - С.205-233.

71. Неженец Н. И. "Я бог таинственного мира." (Ф. Сологуб). // Неженец Н.И. Русские символисты. Новое в жизни, науке и технике - Сер. "Литература". - № 2,1992. - С. 42-47.

72. Николаев Ю. В поисках божества. Очерки из истории гностицизма. Киев.: София, 1995.

73. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. //Ницше Ф. Лук и Лира. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худ. лит., 1993.

74. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Моск. ун-тет, 1990.

75. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.

76. Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. СПб., 1904.

77. Орлов Вл. Избранные работы. В мире русской поэзии, (очерки и портреты). В 2-х томах. Л.: Худ. лит., 1982. - Т. 1. - С. 402-415.

78. Павлова М. М. Из творческой предыстории "Мелкого беса". (Алголагни-ческий роман Ф. Сологуба). // Анти-мир русской культуры. Язык. Фольклор. Литература. Сост. Н. Богомолов. М.: Ладомир, 1996. - С. 328-354.

79. Павлова М. М. Из творческой истории романа Ф. Сологуба "Мелкий бес" (отвергнутый сюжет "Сергей Тургенев и Шарик" и его место в художественном замысле и идейно-образной структуре романа). // Русская литература: Наука, 1997.-№2.-С. 138-154.

80. Пантелей И. В. "Мертвый Христос" в творчестве Достоевского и Ф. Сологуба. //Достоевский и современность. Материалы X международных старорусских чтений. Старая Русса, 1996. - С. 101-105.

81. Папюс. Каббала. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.

82. Папюс. Оккультизм. Киев, 1993.

83. Пеньков А. Е. Проблема метода в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес" (из истории вопроса). // Русская литература XX века: направления и течения. -Вып. 2. Екатеринбург, 1995. - С. 144-150.

84. Перцов П. П. Литературные воспоминания (Ф. Сологуб). 1890-1902 гг. -М.-Л.: "Academia", 1933.

85. Перцов В. По литературным водоразделам. Затишье. Жизнь искусства. -Л.-М., 1925.-№43.-С. 4-6.

86. Письма Ф. Сологубу. Отрывки.// Волков А. Поэзия русского империализма.-М.:ГИХЛ, 1935.-С. 120-121.

87. Полонский Г. Жизнь и легенда жизни ("Творимая легенда" Сологуба). -Наш день, 1907. № 4, 31 декабря. - С. 3.

88. Полонский В. О Л. Н. Андрееве и Ф. Сологубе. Вест. Знания, 1909. - № 2, отд. П.-С. 109-117.

89. Полянин А. Дни русской лирики. //Шиповник. Сб. 1. М., 1922. - С. 157161.

90. Поснов М. Э. Гностицизм и борьба церкви с ним во 2-м веке. Киев, 1912.

91. Поярков Н. Поэт Зла и Дьявола. // Поярков Н. Поэты наших дней. М., 1907.-С. 144-151.

92. Пяст В. Встречи. М.: Федерация, 1929.

93. Ранович А. Борьба с гностицизмом. // Ранович А. Очерк истории раннехристианской церкви. М., 1941. - С. 111-130.

94. Розенфельд И. Сологуб Ф. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская,- СПб.: Шиповник, 1911. С. 337-341.

95. Русская литература конца 19—начала 20века. 90-е годы. Под ред. Б. А. Бялик. М.: Наука, 1968.

96. Русская литература конца 19 начала 20 века. 1908-1917. Под ред. Б. А. Бялик. - М.: Наука, 1972.

97. Русская литература XX века (Дооктябрьский период): Метод. Разработки для студентов фак.-та русск. яз. и лит.-ры. Магнитогорск, 1980.

98. Свенцицкая И. С. От общины к церкви (о формировании христианской церкви). М.: Политиздат, 1995.

99. Силард JI. Поэтика символистского романа к. 19 н. 20 в.// Проблемы поэтики русского реализма 19 века. Сб. ст. ученых Ленинградского и Будапештского ун-тов. - Л.: ЛГУ, 1984. - С. 265-284.

100. Симачева И. Ю. Явь и мечта в романе Ф. Сологуба "Творимая легенда".// Российский литературоведческий журнал, 1994. № 5-6. - С. 120-133.

101. Символисты о символизме. (Ф. Сологуб, Г. Чулков, Вяч. Иванов). Заветы, 1914. - № 2. - Отд. II. - С. 71-77.

102. Скабичевский А. К звездам. Королева Ортруда (Навьи чары). Литература в жизни и жизнь в литературе. Нов. Слово, 1897. - Кн. IV, январь. - С. 156.

103. Скворцов- Степанов И. И. О вере в Бога и вере в Дьявола. // Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения. М.: Ак. Наук СССР, 1959.-С. 422-458.

104. Слободнюк С. Л. "Дьяволы" "Серебряного" века (древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг.). СПб.: Алетейа, 1998.

105. Слободнюк С. Л. Русская литература нач. XX века и традиции древнего гностицизма. СПб. - Магнитогорск, 1994.

106. Сологуб Ф. А. Г. Горнфельда. // Венгров С. Русская литература XX в. (1890-1910 гг.). М.: Мир, 1915. - Т. 2. - С. 18-53.

107. Сологуб Ф. "В тумане". (Голоса из публики). Новь, 1903, № 45,14 февраля. - С. 2.

108. Сологуб Ф. Демоны поэтов. // Сологуб Ф. Собр. соч. в 10-ти т. СПб.: Сирин, 1913.-Т.10.

109. Сологуб Ф. Елисавета. // Сологуб Ф. Собр. соч. в 10-ти т. СПб.: Сирин, 1913.-Т. 10.-С. 129-132.

110. Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. м,: Летопись, 1998.

111. Сологуб Ф. (1863-1927). // История русской литературы: XX век. Серебряный век. Под ред. Ж. Нива и др. М.: Прогресс - Литера, 1995. - С. 294301.

112. Сологуб Ф. Капли крови. М.: Центурион, Интерпракс, 1992.

113. Сологуб Ф. Книга совершенного самоутверждения. Золотое руно, 1906. -No 2.- С. 76-79.

114. Сологуб Ф. "Мелкий бес": неизданные фрагменты. // Нов. Лит. обозр. -М, 1993.-№".-С. 156-164.

115. Сологуб Ф. Мечта Дон-Кихота.// Сологуб Ф. Собр. соч. в 10-ти т. СПб.: Сирин, 1913. - Т. 10. - С. 159-163.

116. Сологуб Ф. О "Грядущем хаме Мережковского. Золотое руно, 1906. -№4.-С. 102-105.

117. Сологуб Ф. Полотно и тело. // Сологуб Ф. Собр. соч. в 10-ти т. СПб.: Сирин, 1913.-С,207-210.

118. Сологуб Ф. Предисловие. // Громокипящий кубок. Поэзы. М.: Гриф, 1913.

119. Сологуб Ф. Стихотворения. Л.,1979. (Б-ка поэта. Большая серия).

120. Сологуб Ф. Театр одной воли. // "Театр". Книга о новом театре. Сб. статей. Пб.: Шиповник, 1908. - С. 177-198.

121. Сологуб Ф. Творимая легенда. М.: Современник, 1991.

122. Сологуб Ф. Фимиамы. Пб.: Странствующий энтузиаст, 1921.

123. Спасский Ю. "Навьи чары". // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 319-324.

124. Странден Д. Герметизм, его происхождение и основные учения. (Сокровенная философия египтян). СПб., 1914.

125. Тагер Е. Б. Избранные работы. М.: Сов. писатель, 1988. - С. 360-371.

126. Тан (Богораз) В. Г. Речи мертвые и живые. Творимая легенда Ф. Сологуба. Свободные мысли, 1908. - № 31, 17 декабря. - С. 2.

127. Треплев. Пленник Навьих чар. Путь, 1913. - Кн. IV - V.

128. Утехин Н. П. Альдонса и Дульцинея Ф. Солоба. // Сологуб Ф. Мелкий бес. М.: Сов. Россия, 1991. - С. 3-24.

129. Федоров Н. Ф, Философия общего дела. М., 1913. - Т. 2. - С. 51.

130. Ходасевич В. Сологуб. // Ходасевич В. Колеблемый треножник. Избранное. М.: Сов. писатель, 1991. - С. 342-353.

131. Эренбург И. Люди , годы, жизнь. Кн. 1-2. - М.: Сов. пис., 1961.

132. Чеботаревская А. "Творимое" творчество. // Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. М.: Летопись, 1998. - С. 265-281.

133. Чеботаревская А. Ф. Сологуб. "Мелкий бес". Образование, 1907, № 7. -Отд. 11.-С. 126-127.

134. Чужак Н. Мария Магдалина и королева Ортруда. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. - СПб.: Шиповник, 1911.- С. 230-237.

135. Чужак Н. От Передонова к "Творимой легенде". // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. - СПб.: Шиповник, 1911.- С. 222-229.

136. Чуковский К. Навьи чары мелкого беса.// О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 35-58.

137. Чулков Г. И. Годы странствий, Из книги воспоминаний. М.: Федерация, 1930.

138. Чулков Г. Дымный ладан. // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб.: Шиповник, 1911. - С. 200-207.

139. Чулков Г. Фауст и Мелкий бес. Речь, 1908. - № 301, 8 декабря. - С. 3.

140. Шестов Л. Поэзия и проза Ф. Сологуба.// О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. А. Чеботаревская. СПб. : Шиповник, 1911. - С. 5871.

141. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 1. - М.: Моск. клуб, 1992.

142. Штейнер Р. Из летописи мира. М.: Дух. знание, 1914.

143. Штейнер Р. Тайноведение. М.: Дух. знание, 1996.

144. Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. -Ереван: Ной, 1991.

145. Шульгин М. О дьяволе и чудесах. М., 1959.

146. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Калуга, 1914.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.