Проблемы развития русского очерка 70 - 80-х годов XIX века: Письма "Из деревни" А. Н. Энгельгардта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Дзюба, Светлана Юрьевна

  • Дзюба, Светлана Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 186
Дзюба, Светлана Юрьевна. Проблемы развития русского очерка 70 - 80-х годов XIX века: Письма "Из деревни" А. Н. Энгельгардта: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Смоленск. 1999. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дзюба, Светлана Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РАЗВИТИЕ РУССКОГО ОЧЕРКА В 70-е ГОДЫ XIX ВЕКА

1.1. Общая характеристика литературного движения в 70 годах XIX века

1.2. Очерк как литературный жанр

1.3. Социально-экономический очерк и использование в нем научных знаний в освещении экономического положения народа

1.4. Социально-психологический аспект экономической жизни России в очерках

70-х годов XIX в

1.5. Проблема народа и интеллигенции

в очерках 70-х годов XIX в

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПИСЕМ "ИЗ ДЕРЕВНИ"

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПИСЬМА "ИЗ ДЕРЕВНИ". ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

3.1. Индивидуальность социально-идейной и литературной позиции А.Н.Энгельгардта в изображении крестьянства

пореформенной России

3.2. Особенности образной системы цикла очерков-писем "Из деревни"

3.3. Своеобразие сюжетно-композиционной структуры очеркового цикла А.Н.Энгельгардта. Особенности речевых характеристик и

изобразительно-выразительных средств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТОВ

а) Тексты А. Н. Энгельгардта

б) Источники художественных текстов

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы развития русского очерка 70 - 80-х годов XIX века: Письма "Из деревни" А. Н. Энгельгардта»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Жизнь и творчество А. Н. Энгель-гардта до сегодняшнего дня весьма редко выступают в качестве объекта историко-литературного, литературно-теоретического, общего научно-исторического анализа. Не считая одной работы П. Я. Нечу-ятова1, ряда статей в журналах, литературных альманахах и сборниках и нескольких страниц в общих историко-литературных обзорах, вышедших в течение века со дня смерти писателя, можно констатировать, что содержание и значение его трудов оказались практически забытыми.

Между тем можно без преувеличения сказать, что А. Н. Энгель-гардт, талантливый ученый, исследователь и практик, публицист, общественный деятель, был одной из самых заметных фигур своего времени. Вот как писали о нем современники: "Своим личным примером и писательством, своим двадцатидвухлетним хозяйством и опытами он без всякого преувеличения двинул среднерусское хозяйство на совершенно новый путь, создал ему те нравственные, культурные и научные основания, которые русское земледелие вдруг потеряло по-

■л

еле реформы 1861 года" .

Разумеется, немалую роль этой популярности у современников сыграло то, что А. Н. Энгельгардт был уникальной личностью, высоко духовным и интеллектуальным человеком. Сын крупного землевла-

1 Нечуятов П.Я. Александр Николаевич Энгельгардт. Очерк жизни и творчества. -Смоленск, 1957-72 С.

Волобуев П.В., Данилов В.П. Предисловие//Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем 1872 - 1887. - М: Мысль, 1987.-С. 3.

2 Шарапов С. А.Н.Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки: Публичная лекция. - СПб., 1893,- С.7.

дельца, он закончил военную академию, серьезно занимался химией, основав одну из первых в России частных химических лабораторий, возглавлял кафедру химии в Александровском лицее. За причастность к студенческим волнениям был выслан в деревню. И вот тут блестящий петербургский профессор не становится в оппозицию к жизненной ситуации, а досконально и глубоко изучает доселе незнакомый ему мир, находит новую почву для приложения своих сил, создавая русскую агрономическую науку, занимаясь становлением хозяйства и развитием деревни. Энгельгардт издает труд "Химические основы земледелия", а вслед за ними начинают выходить в "Отечественных записках" его письма «Из деревни».

Именно этот цикл очерков принес А. Н. Энгельгардту всероссийскую известность, создал в пореформенной империи своеобразное духовное течение, пусть не такое мощное, как народничество, но оказавшееся во времени гораздо более жизненным. "Кто не помнит того впечатления, которое произвели эти письма? Впервые, среди условной добровольной лжи, которая заполняла литературу о деревне, по-

с* и

слышался могущественный, правдивый и совершенно трезвый голос. С беспощадностью и резкостью живого и страстного человека, в ярких художественных образах, сверкающих юмором и иронией, обличал и осмеивал Энгельгардт, сложившиеся городские взгляды на деревню и книжные предрассудки"1.

Так же высоко оценивается общественная значимость писем «Из деревни», обусловленная глубиной и прогрессивностью взглядов писателя, и в наши дни: произведение приобрело общественную значимость с момента своего появления не только потому, что его автор обладал известным именем и даром слова, но прежде всего и главным

1 Шарапов С., А. Н.Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки. -Публичная лекция. - СПб, 1893. - С. 23.

образом потому, что эти письма показывают жизнь пореформенной деревни в ее реальности, с ее острейшими противоречиями, запутанными проблемами. Нарисованная в письмах картина вызывала (и вызывает сейчас) полное доверие и потому, что автор был в деревне не сторонним наблюдателем, хотя бы и преисполненным "заботой о мужике", а непосредственным и активным участником деревенской жизни - сельским хозяином, вкладывающим в свое дело все научные знания, организаторские способности, недюжинную энергию"1.

Однако не только актуальностью тематики, верностью социального анализа и привлекательностью общественной позиции автора объясняется внимание современников к письмам «Из деревни»

А. Н. Энгельгардта (к сожалению, сегодня этот цикл широкому читателю практически неизвестен). Очерки цикла представляют собой образцы подлинно литературной, художественной публицистики, которая создана человеком, обладающим даром слова и высоким художественным талантом. Автор писем успешно апеллировал не только к умам, но и к чувствам читателей, создав своеобразный и яркий образный мир. Действительно, за внешне ненавязчивым изложением и анализом фактов такого "прозаического" предмета, как сельское хозяйство, возникает образ времени, образ пореформенной российской деревни, бывшей тогда главным узлом противоречий, средоточием раздумий, чаяний и надежд целого поколения.

Недаром письма «Из деревни» так горяко и глубоко были восприняты читателем. По мере и после их публикации в Батищево поехала молодежь, чтобы учиться жить и хозяйствовать на земле. Этот цикл сразу выдвинул А. Н. Энгельгардта в число наиболее известных в России публицистов. Уже тот факт, что в течение 10 лет (с 1872 по

1 Волобуев П. В., Данилов В. П. Предисловие//Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887.-М, 1987,- С. 3.

1882 год) его очерки публиковались в "Отечественных записках", говорит о многом.

Художественная публицистика и журналистика вообще была важнейшим идейным фактором 70-х - 80-х гг. XIX века, а "Отечественные записки", возродившиеся в 1868 г. с переходом в руки Н. А. Некрасова, - важнейшим печатным органом, занимавшим ведущее место в русской литературе и публицистике. Н. Некрасов и М. Салтыков-Щедрин привлекли в журнал лучших авторов того времени: М. Вовчок, В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Островского, Ф. Решетникова, Г. Успенского и др. М. Салтыков-Щедрин намечал пути превращения литературы в общественную силу. И именно он в марте 1871 г. просит А. Н. Энгельгардта подготовить ряд статей, "сопоставив современное положение помещичьих и крестьянских хозяйств сравнительно с таковым же до 1861 года"1. "Отечественным запискам" было особенно важно знать, как новое экономическое состояние "ложится на жизнь народа", как живет народ, "не имея разумных данных, которые могли бы питать эту жизнь, давать ей элемент возможности развития". Уверенность редактора, что очерки Энгельгардта займут достойное место на страницах "Отечественных записок", полностью оправдалась. "Очерки Энгельгардта были созвучны щедринским "Письмам из провинции" по своему демократическому пафосу, по тону уважительного разговора с мужиком, по проникновенной характеристике социального и нравственного облика крестьянина"2.

Но именно эта, литературно-художественная, сторона писем "Из деревни" совсем выпала из поля зрения исследователей. Количествен-

Смирнов В.Б. Литературная история "Отечественных записок" (1868 -1884). Пермь, 1974.-С. 122.

2 Там же, С. 122

но небогатый анализ творчества Энгельгардта сводился, в принципе, к одному: выяснить, в чем он был прогрессивнее, а в чем сходился в позициях по отношению к крестьянству с "народническим утопизмом". Причем и тут немногочисленные исследования творчества Энгельгардта не изобилуют серьезной аргументацией, поэтому интерпретация одних и тех же художественных фактов разными авторами кажется достаточно произвольной.

Так, например, П. В. Волобуев и В. П. Данилов, задаваясь вопросом, что же в воззрениях А. Н. Энгельгардта было собственно народническим, отмечают, что в анализе деревенской жизни автор писем выступает как подлинный ученый. Положительным ("ненародническим") моментом они считают и его горячую защиту коллективного земледелия. Зато надежды на приход в деревню молодых интеллигентов и возможность миновать капиталистические отношения названа утопической. В. Б. Смирнов, напротив, усматривает махровый утопизм в защите коллективного земледелия, т. е. общины, и показывает, как от письма к письму происходит "укрепление народнических верований, усиление социологического романтизма", что "вызывает изменения и в художественном методе Энгельгардта, ослабляя силу реалистической кисти".1

Между тем как идейная позиция, так и литературно-художественные подходы, изобразительные приемы автора писем были глубоко индивидуальны, несмотря на некоторые соответствия взглядам как народников, так и их оппонентов. Представляется, что именно эта индивидуальность и достойна более пристального изучения.

Степень научной разработанности темы. По истории созда-

1 Смирнов В. Б. Литературная история "Отечественных записок" (1868-1884)-Пермь, 1974.- С. 122

ния писем «Из деревни» накоплена значительная литература. Среди трудов и публикаций молено выделить монографии и статьи И. А. Васильева, Б.Ф. Егорова, В. В. Ильина, C.B. Касторского, М. Левитина, В. А. Мыслякова, П. Я. Нечуятова, Н. И. Соколова, Г. А. Школьника и др. В то же время необходимо отметить, что подробного анализа именно литературно-художественных особенностей творчества А.Н. Энгельгардта нет ни в одной из рассмотренных нами работ. Этот вывод предопределяет актуальность настоящего диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. В качестве самостоятельной темы исследования впервые становятся литературно-художественные особенности писем «Из деревни» А. Н. Энгельгардта. Автором предпринята попытка комплексного и сравнительного анализа социально-идейной позиции А. И. Энгельгардта в изображении крестьянства пореформенной России, особенностей образной системы цикла, своеобразия сюжетно-композиционной структуры очеркового цикла, особенностей речевых характеристик и изобразительно-выразительных средств.

Объектом исследования является цикл очерков А. Н. Энгельгардта, известных под названием писем «Из деревни».

Предметом исследования являются литературно-художественные особенности писем «Из деревни», рассматриваемые под углом проблемы развития русского очерка 70-80-х годов XIX века в целом.

Целью данного исследования является литературоведческий анализ творчества А. Н. Энгельгардта и выявление особенностей его публицистики в сравнении с работами современников. Для осуществления указанной цели определены следующие задачи:

установить степень изученности, расширить круг источников исследования проблемы;

рассмотреть научно-критический анализ наиболее значительных публицистических произведений 70-80-х годов XIX века;

провести сравнительный анализ литературно-художественных особенностей писем «Из деревни» А. Н. Энгельгардта и отдельных произведений некоторых из его современников;

на основе комплексного решения поставленных задач сформулировать и предложить общие выводы на предмет определения степени вклада А. Н. Энгельгардта в литературно-публицистический процесс конца прошлого столетия.

Методологической основой диссертации явились научные принципы и методы диалектического познания. Автор стремился к строгому соблюдению требований объективности, всесторонности, историзма. Использовалась система методов литературно-исторического анализа: конкретно-исторический, логический, сравнительно-литературоведческий, проблемный и др.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в диссертации выводы могут быть использованы в процессе разработки спецкурса по творчеству А. Н. Энгельгардта; при составлении спецкурсов по истории народничества; при обновлении курсов по истории русской литературы XIX века; в работе научных, литературно-художественных и общественных организаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех основных глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка

и

использованной литературы и источников.

Апробация работы. По данной теме автором опубликованы следующие статьи:

1. Дзюба С. Ю. А. Н Энгельгардт и Г. И.Успенский //Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика: Первый аспирантский сборник. - Смоленск, 1998. -С. 12-17.

2. Дзюба С. Ю. А. Н. Энгельгардт и Н. В. Шелгунов: письма "Из деревни" и "Очерки русской жизни "//Смоленский ареал славянской письменности и культуры. - Смоленск, 1997. - С. 54-60.

3. Дзюба С. Ю. Особенности образной системы писем "Из деревни" А. И. Энгельгардта - Смоленск: СГУ, 1999.-24 с.

4. Дзюба С. Ю. Особенности речевых характеристик писем "Из деревни" А. И. Энгельгардта//Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика: Первый аспирантский сборник-Смоленск, 1998.-С. 7-12.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Дзюба, Светлана Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностями жанровой специфики очерка обусловлено то, что самые яркие периоды его истории совпадали с коренными изменениями в общественной жизни.

Бурное развитие очерка, ставшего в 60-70-е годы XIX века одним из господствующих жанровых форм литературы, было связано с кризисом всей русской социально-политической системы, с коренными преобразованиями в ее недрах. В эти годы в очерковой литературе происходят качественные, принципиальные изменения, вызванные укреплением идеологии русской демократии. Именно в демократической литературе социальное нравоописание русской жизни осуществляется с наибольшей полнотой и последовательностью, именно она подхватывает лучшие традиции "натуральной школы".

В период колоссальных общественных потрясений очерк оказался в некоторых вопросах прозорливее официальной социологической мысли, опередив легальную экономическую науку в понимании новых явлений социально-экономической жизни.

Очерковая литература этих десятилетий стремилась не только к внимательному изучению и анализу отдельных фактов и явлений, она пыталась понять их в единстве, раскрыть их противоречивые связи и закономерности.

Настойчивое стремление разобраться в запутанных формах, которые все более и более приобретала жизнь, побуждали художников создавать новые формы очерковой литературы, в частности, очерковые циклы, позволяющие дать многостороннее освещение сложнейших проблем, показать их в объемной перспективе.

Художественные открытия очеркистов 60-70-х годов можно назвать поэтико-литературной предысторией создания писем "Из деревни", поскольку А. Н. Энгельгардт взял за основу все лучшее, что создала художественно-публицистическая мысль в те годы. При этом его идейно-эстетическая позиция на фоне многочисленных и разнообразных очерковых произведений, созданных на основе жизни пореформенной деревни, была глубоко индивидуальной.

Отличительной особенностью А. Н. Энгельгардта является кропотливая работа над фактами, умение систематизировать материал и выделять в нем главное, определять тенденции развития и признавать их непреложную объективность, выработанные за долгие годы естественнонаучных трудов.

В отличие от большинства бытописателей, являющихся, по сути, сторонними наблюдателями, приехавшими в деревню с уже готовыми формулировками проблем, А. Н. Энгельгардт в своих рассуждениях и художественных обобщениях идет от реально существующей повседневной жизни. Главной его проблемой становится не абстрактное теоретизирование, а забота о реальном хозяйстве. Таким образом, сближение Энгельгардта с "деревней" осуществляется на самой естественной основе: на совпадении его устремлений с устремлениями крестьян.

Эта позиция определяет и главные художественные принципы А. П. Энгельгардта: предельную близость в изображении к жизненной фактуре, далекой от схематизации; восприятие существующего порядка как объективной данности, сопровождающееся стремлением не только изучить и понять причины и закономерности существующих явлений, но и найти пути решения проблемы. А. Н. Энгельгардт ставит перед собой задачу воссоздать образ времени, образ пореформенной российской деревни, бывшей тогда главным узлом противоречий.

Для решения этой задачи А. Н. Энгельгардт, с одной стороны, активно прибегает к обильному цифровому материалу, то есть по сути использует в художественно-публицистическом произведении методику естественнонаучного исследования, что вполне соответствовало

П М V ЧУ его взглядам на деревню как на сложный и малоизученный предмет.

С другой стороны, он использует для решения поставленной задачи художественные средства, в частности, объемную, подвижную и многофункциональную образную систему.

Особую роль в художественной структуре цикла играет сложный и многогранный образ автора-повествователя, который А. Н. Эн-гельгардт трансформирует в эволюции цикла, то условно отделяя персонаж А. Н. от своего целого "я", приближая его к конкретной деревне и почти сливая с этой средой, то практически передоверяя ему свои выводы и наблюдения сообразно с решением идейно-художественных задач произведения.

Образы автора-повествователя и крестьян в их взаимосвязи являются смысловым и динамическим ядром образной системы. Основу же связи между ними составляет принцип подобия, схожести, обратной стороной которого является противопоставление.

При помощи повторяющихся и сквозных образов, при помощи параллелей, противопоставлений, реминисценций, расширения временного и географического художественного пространства Энгель-гардту удается создать такую образную систему, которая показывает общую объективную взаимосвязь сословий, пространства, времени, характеров, действий - всего живого и сущего, что собрано в емком понятии "деревня".

Сюжетно-композиционные особенности писем "Из деревни" непосредственно связаны и вытекают из индивидуальных особенностей социально-идейной позиции А. Н. Энгельгардта и своеобразия образной системы его очеркового цикла.

Именно образная система: описание характеров, их сравнение, противопоставление, установление между ними различных связей -становится основным двигателем развития внутреннего сюжета цикла, поскольку непосредственного действия в письмах-очерках предельно мало и главную событийную нагрузку несут встречи автора-повествователя с различными людьми.

В организации сюжетно-композиционной структуры цикла Эн-гельгардт использует такие приемы, как прием двойного конфликта, открытого финала.

Важную циклообразующую функцию выполняют сквозные образы, сюжеты, мотивы, придавая сюжетно-композиционному развитию спиралевидный характер. Автор вновь и вновь возвращается к важным для деревни реалиям, но каждый раз уже на новом уровне понимания проблем и противоречий, на новом уровне понимания жизни.

Слово, по замыслу Энгельгардта, должно было не только анализировать причины неудач аграрных реформ, но и формировать общественное мнение, звать к действию, то есть оказывать эмоциональное воздействие на читателя. Поэтому большую роль в своих письмах он отводит изобразительно-выразительным средствам и приемам, создавая своеобразный и яркий образный мир.

Очерки цикла представляют собой образцы подлинно литературной, художественной публицистики. Критический пафос, яркий слог, умение разглядеть в повседневности важнейшие общественные тенденции и подняться до уровня социально-философских обобщений - все это сделало письма А. Н. Энгельгардта не только ярким явлением своего времени, но и позволило им занять достойное место в истории развития русской художественной публицистики.

В то же время письма "Из деревни" по сей день остаются произведением, практически неизученным литературоведами. Думается, что серьезное научное исследование самого текста, законов его построения и организации столь же необходимо, сколь небезынтересным будет продолжение знакомства с социально-философскими и экономическими идеями публициста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дзюба, Светлана Юрьевна, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамович Г. В. Введение в литературоведение.-М.: Просвещение, 1979.-352 с.

2. Аксенов Г.П. Вернадский.-М.: Тв-во "Соратник", 1994.-542 сИз содерж.: [Знакомство с А. Н. Энгельгардтом (лето 1887 г.)].-С. 66-67, 532.

3. Алтунян А. Возвращение Мертваго//Даугава.-1992.-№ 5-С.181-182.

4. Антонов М. Нужен интеллигентный мужик: Перечитывая письма А. Н. Энгельгардта ["Из деревни"]//Нечерноземье.-1990.-№ 1.-С. 19-27.

5. Антонов М. Перечитывая À. Н. Энгельгардта//Юность.-1997-№ 2.-С. 43-45.

6. Антюфеева И.Н. Раннее творчество Г.И. Успенского. (Очерки и рассказы 1862-1868 годов). - Куйбышев: Гос. пед. ин-т им. В.В. Куйбышева, 1967.-20 с.

7. Бельчиков Ю. А. Стиль русских публицистов последней трети XIX века: Пособие по спецкурсу для студентов-заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1970.-70 с.

8. Берви-Флеровский В. В. Избранные экономические произведения. В 2-х т.-М.: Соцэкгиз, 1958 - 1959.

9. Богданович А. И. Письма из деревни А. Н. Энгельгард-та//Богданович А. И. Годы перелома 1895-1906: Сб. критич. ста-тей.-СПб.: Изд-во "Мир Божий", .1908.-С. 85-93.

10. Богучарский В. Я. Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х г.г. XIX века: Партия "Народной Воли", ея происхождение, судьбы и гибель.-М.: Русская Мысль, 1912.-483 с.

11. Бороздин А. К. Русская литература в XIX веке-СПб.: Прометей, 1911.-132 с.

12. Будаев Д. И. Сельскохозяйственные опыты А. Н. Энгельгардта, Д. А. Путяты, С. С. Иванова//Будаев Д. И., Левитин М. Н. Истории живые голоса: Эпизоды из прошлого Смоленщины.-Смо-ленск: Архивный отдел при Главе Администрации Смоленской обл-ти, 1992.-С. 92-106.

13. Будаева О. Д. Письма "Из деревни" А. Н. Энгельгардта как исторический источник/УСельское хозяйство и крестьянство Нечерноземного Центра РСФСР. - Смоленск: Смол. гос. пед. ин-т им. К. Маркса, 1976.-С. 81-91.

14. Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин.-Л.: "Просвещение", Ленингр. отд-ние, 1969.-128 с.

15. Бялый Г. А. В. Г. Короленко - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1983.-350 с.

16. Бялый Г. А. Основные направления русской прозы 70-80-х го-дов//История русской литературы. Т. 9. Ч. 1.-М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.-С. 123-158.

17. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. 468 с.

18. Васюков С. И. Воспоминания о Ф. Д. Нефедове/УИсторич. вестник,- 1902.-№ 5-С. 584-592.

19. Вдовин В. А. Сборник документов по истории СССР. Вторая половина XIX века.-М.: Высшая школа, 1975.-С. 152-153.

20. Вернадский В. И.: [Об А. Н. Энгельгардте]//Вернадский В. И. Письма Н. С. Вернадской. 1886-1889.-М.: Наука, 1988.-С. 7784, 87, 92, 93, 99-103, 109-110.

21. Виноградов В. В. О языке художественной прозы: Избр. тр.-М.: Наука, 1980.-360 с.

22. Глаголев Н. А. Глеб Иванович Успенский: Из курса лекций по истории русской литературы XIX века/Под ред. Н. К. ГудзияМ.: МГУ, 1953.-43 с.

23. Глушков Н. И. Очерковая проза-Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1979.-215 с.

24. Горький М. История русской литературы/Под ред. И. П. Ладыж-никова и М. М. Юнович.-М.: Гослитиздат, 1939.-340 с.

25. Горький М.: [Письмо к И. Ф. Жиге. 15 авг. 1929] // Горький М. Собр. соч. В 30-ти томах.-Т. ЗО.-М.: Гослитиздат, 1955-С. 145151.

26. Горячкина М. "Благонамеренные речи", "Культурные люди" //Щедрин Н. (М. Е. Салтыков). Собр. соч. В 12 т. Т. 6.-М.: Правда, 1951.-С. 516-526.

27. Гречиков М. Г. Памяти забытого русского химика/ДТрирода-1932.-№ 10.-С. 951-954.

28. Дзюба С. Ю. А. Н. Энгельгардт и Г. И. Успенский/ЛТроблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика: Первый аспирантский сборник-Смоленск, 1998.-С. 12-17.

29. Дзюба С. Ю. А. Н. Энгельгардт и Н. В. Шелгунов: письма "Из деревни" и "Очерки русской жизни"//Смоленский ареал славянской письменности и культуры.-Смоленск, 1997.-С. 54-60.

30. Дзюба С. Ю. Особенности образной системы писем "Из деревни" А. Н. Энгельгардта.-Смоленск: СГУ, 1999.-24 с.

31. Дзюба С. Ю. Особенности речевых характеристик писем "Из деревни" А. Н. Энгельгардта//Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика: Первый аспирантский сборник-Смоленск, 1998.-С. 7-12.

32. Добровольский Л. М., Лавров В. М. Салтыков-Щедрин в печа-ти.-Л.: Гос. публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина, 1949.-187 с.

33. Добролюбов Н. А. О степени участия народности в развитии русской литературы//Добролюбов Н. А. Поли. собр. соч. В 6 т.-Т. 1-Л.: Гослитиздат, 1934.-С. 203-245.

34. Дорош Е. Я.: [Об А. Н. Энгельгардте] // Дорош Е. Я. Дождь пополам с солнцем.-М., 1965.-С. 36-37.

35. Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов-Л.: Искусство-1991-334 с.5

36. Есин Б. И. Н. В. Шелгунов.-М.: Мысль, 1977-176 с.

37. Ефременков М. С. А. Н. Энгельгардт о фольклоре смоленского края//Край Смоленский.-1993.-№ 9-10.-С. 100-103.

38. Журбина Е. И. Искусство очерка.-М.: Советский писатель, 1957.-221 с.

39. Из истории русской журналистики второй половины XIX в.: Статьи, материалы и библиография/Под ред. А. В. Западова.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964.-246 с.

40. Ильин В. В. Пламень живой души: Письма "Из деревни" в русской литературе//Вдохновение.-1993.-№ 1.-С. 8.

41. Ильин В. В. М. Е. Салтыков-Щедрин и школа "народного

реализма" в русской критике//Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1826-1876. Межвузовский тематический сборник-Калинин, 1977.-С. 145-157.

42. Ильин В. В. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий. Материалы научной конференции. -Тверь, 1996-С. 81-85.

43. История России в XIX веке. Т. 1. Дореволюционная Россия. Отдел I-й.-Б.м.: Изд-е Т-ва бр. А и И. Гранат и К0 ; тип. "Русская скоропечатня" (СПб)., б.г-639 е.: ил.

44. История русской литературы/Под ред. Е. В. Аничкова и др. Т. 2.-М.: Изд-е И. Д. Сытина и Тв-ва "Мир", 1908.-461 с.

45. История русской литературы. Литература 70-80 годов XIX ве-ка/Отв. ред. Б. И. Бурсов.-Кн. 1-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956532 с.

46. История русской литературы XIX века. Т. I-V/Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского. М.: Мир, 1908-1910.

47. История русской литературы XIX в. (вторая половина)/Под ред. С. М. Петрова,-4-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1978.-608 с.

48. Кадилин А. А. Н. Энгельгардт//Вести Привопья.-1994.-3 авг.

49. Кантор В. К. "Средь бурь гражданских и тревоги...": Борьба идей в русской литературе 40-70-х годов XIX века-М.: Худож. лит., 1998.-302 с.

50. Карпов Н. В. Атеистические и антиклерикальные идеи в творчестве Г. И. Успенского.-Тула: Приокское кн. изд-во, 1982.-88 с.

51. Касторский С. В. Беллетристы-демократы 60-х годов XIX

в.//Проза писателей-демократов 60-х годов XIX в.-М.: Высшая школа, 1962,-С. 3-47.

52. Кирпотин В. Я. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество.-М., Сов. писатель, 1955.-722 с.

53. Ключевский В. О. Литературные портреты.-М.: Современник, 1991-461 с.

54. Коган П. С. Очерки по истории новейшей русской литературы.-Т. 2.-М.: Новая Москва, 1923.-321 с.

55. Коновалов В. Н. Литературная критика народничества.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1978.-116 с.

56. Кравцов Н. И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-87 с.

57. Кривенко С. Н. На распутье. (Культурные скиты и культурные одиночки).-М.: Типо-лит. В. Рихтер, 1901.-338 с.

58. Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе/Пер. с англ. В. Батуринского, под ред. автора.-СПб.: Знание, 1907.-С. 238-271.

59. Крупеников И. А. А. Н. Энгельгардт и его роль в становлении почвоведения в России//Почвоведение.-1982.-№ 7.-С. 107-114.

60. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века, 70-90-е годы.-М.: Высш. шк., 1983,- 400 с.

61. Лаврецкий А. В. Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм.-М.: Худож. лит., 1968.-398 с.

62. Лаврецкий А. В. Щедрин - литературный критик.-М.: ГИХЛ, 1935.-232 с.

63. Лавров П. Л. Народники-пропагандисты (1873-1878 г.г.) - 2-е

испр. изд-е.-Л.: Изд-во Колос, 1925.-285 с.

64. Латынина А. Н. Всеволод Гаршин. Творчество и судьба.-М.: Худож. лит., 1986.-221 с.

65. Лебедев Ю. В. В середине века: Историко-литературные очер-ки.-М.: Современник, 1988.-382 с.

66. Левитин М. Н. А. Н. Энгельгардт и В. И. Вернад-ский//Вдохновение.-1994.-№ 8.-С. 9.

67. Левитин М.Н. Ученик А. Н. Энгельгардта/УСельская правда-1997 - 4 февраля.

68. Левитин М.Н. Шелгунов и Энгельгардт о Смоленском земстве: За строкой архива//Рабочий путь.-1994.-16 июня.

69. Лекции по истории русской литературы XIX века/Под ред. А. Н. Соколова и др. Кн. 1-2.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1951.

70. Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся?//Ленин В. И. Полное собр. co4.-T.2-C. 505-550.

71. Ленин В. И. Развитие капитализма в России//Ленин В. И. Полное собр. соч.-Т. З.-С. 210-213.

72. Лотман Ю. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX ве-ка.-Л.: Наука, 1974.-С. 340-343.

73. Любарская Л. С. Выдающийся деятель русской агрохимии А. Н. Энгельгардт//Земледелие.-1953.-№ З.-С. 106-110.

74. Малошицкий Н. К. Труды Энгельгардтовской сельскохозяйственной опытной станции. Вып. 1.-СП6, 1913.-288 с.

75. Манн Ю. В. Утверждение критического реализма. Натуральная школа//Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т. Т. 1-М.: Изд-во "Наука", 1972.-С. 234-291.

76. Мартов Л. Общественные и умственные течения 70-х го-дов//История русской литературы XIX в., Т. IV. Под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского.-М.: Мир, 1910.-С. 1-52.

77. Мещерский А. П. А. Н. Энгельгардт, как хозяин //Мещерский А. П. Письма деревенского хозяина. - СПб.: Изд-ние А. С. Суворина, 1896.-С. 1-17.

78. Михайлова С. Б. Глеб Успенский в Петербурге.-Л.: Лениздат, 1987.-252 с.

79. Михайловский Н. К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX - начала XX века.-Л.: Худож. лит., 1989 - 608 с.

80. Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи/Подгот. текста. Вступ. ст. и примеч. Г. А. Бялого.-М.: Гослитиздат, 1957-664 с.

81. Михайловский Н. К. Обзор научных статей в печати//Книжный вестник.-1865.-№ 17.-С. 44.

82. Михельсон В. А. "Путешествие" в русской литературе.-Ростов н /Д: Изд-во Рост, ун-та, 1974.-108 с.

83. Мостовская Н. Н. И. С. Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX в.-Л.: Наука, 1983.-215 с.

84. Мысляков В. А. Салтыков-Щедрин и народническая демокра-тия.-Л.: Наука. Ленинград, отд-ние, 1984.-262 с.

85. Нечуятов П. Я. Александр Николаевич Энгельгардт. Очерк жизни и творчества.-Смоленск: Смол. кн. изд-во, 1957.-72 с.

86. Николаев П. А. Сила слова. (Русские революционеры-демократы о мастерстве журналиста).-М.: Гослитиздат, 1959.-62 с.

87. Новиков В., Шпаар Д. Агрономическое наследие А. Н. Энгель-

гардта//Аграрная наука.-1996.-№ 6.-С. 44-45.

88. Овсянико-Куликовский Д. Н. Литература 70-х годов//История России в XIX в. Т. УП.-М.: А. и И. Гранат, б. г., С. 30-71.

89. Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы: В 2 т./[Сост., подгот. текста, примеч. С. И. Михайловой]-М.: Худож. лит., 1989.

89. Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений. Т. 7., ч. 1. История русской интеллигенции. Издание 6-е.-М.: Гослитиздат, 1936.-174 с.

90. Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М.: "Рус. яз.", 1991. -915 с.

91. [Очерк]//Краткая литературная энциклопедия / Главный ред. А. А. Сурков. Т. 5.-М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1968.-С. 516-518.

92. Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. 2.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.-516 с.

93. Переписка М. Горького. В 2-х т./Сост. М. А. Семашкина и Л. А. Евстигнеева.-М.: Худож. лит., 1986-Т. 1.-479 с.

94. Петров М. Свет от земли//Литературная учеба.-1988.-№ 617-22 с.

95. ПомеранцеваЭ. В. О русском фольклоре.-М.: Наука, 1977120 с.

96. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века (18401860-е г.г.)-М.: Высш. школа, 1981.-480 с.

97. Поспелов Г. Н. Теория литературы.-М.: Высш. школа, 1978.-351 с.

98. Пруцков Н. И. Глеб Успенский семидесятых-начала восьмидесятых годов.-Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1955.-219 с.

99. Пруцков Н. И. Глеб Успенский//История русской литературы. Т. 9.,ч. 1.-М.-Л., 1956.-С. 277-346.

100. Пруцков Н. И. Творческий путь Глеба Успенского.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, Ленингр. отд-ние, 1958.-189 с.

101. Прыжов И. Г. Быт русского народа/ЛТрыжов И. Г. Очерки. Статьи. Письма,- М., 1934.-С. 225-263.

102. Пыпин А. Н. История русской литературы. Т. IV.-СПб., 1907.677 с.

103. Развитие реализма в русской литературе. Т. 2. Кн. 2.-М.: Наука, 1973.-520 с.

104. Русская журналистика и литература XIX в.: Сб. ст./Под ред. Э. Г. Бабаева, Б. И. Есина.-М.: Изд-во МГУ, 1979.-183 с.

105. Русская литература 1870-1890 годов: Межвуз. сб. науч. тр-Свердловск: Урал. гос. ун-т им. Горького, 1982-158 с.

106. Русская литература: Статьи, исследования, публикации/Под ред. Ф. М. Головенченко.-М.: Мое. гос. ин-т им. В. И. Ленина, 1961.-347 с.

107. Русская литература и фольклор (конец XIX в.) / [А. А. Горелов, Н. М. Фортунатов, А. Н. Мартынова и др.]. Отв. ред. А. А. Горелов; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом).-Л.: Наука, Ленинград, отд-ние , 1987.-367 с.

108. Русские очерки: Сборник. В 3-х томах - Т. 1.-М.: Гослитиздат, 1956.-699 с.

109. Русские писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. Ч. 1.

А-Л./Редкол. Б. Ф. Егоров и др.; Под ред. П. А. Николаева.-М.: Просвещение, 1990.-429 с.

110. Русские писатели о литературном труде (XVIII-XX вв.). Сборник. В 4 томах/Под ред. Б. Мейхала.-Л.: Сов. писатель, 1954— 1956.

111. Сажин В. Н. Книги горькой правды: Н. Г. Помяловский "Очерки бурсы". Ф. М. Решетников "Подлиповцы". В. А. Слепцов "Трудное время".-М.: Книга, 1989.-222 с.

112. Скабичевский А. М. Беллетристы-народники (Ф. Решетников, А. Левитов, Г. Успенский, Н. Златовратский и др.): Критические очерки. СПб: Тип Б. С. Балашева, 1888.-315 с.

113. Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы 1848-1892 г.г.-СПб.: Изд-ние Ф. Павленко, 1897.-533 с.

114. Скабичевский А. Сочинения. Критические этюды, публицистические очерки. Литературные характеритсики: В 2-х т.т. Т. 2-СПб.: Изд-ние Ф. Павленкова, 1903.-939 с.

115. Слинько А. А. Из истории русской демократической критики. Литературно-критическое наследие Н. К. Михайловского-Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1977.-175 с.

116. Смирнова-Россет А. О. Дневник; Воспоминания/Изд. подгот. С. В. Житомирская.-М.: Наука, 1989.-789 с.

117. Смоляне: А. Н. Энгельгардт и др.//Вдохновение.-1994.-№ 10-с. 6.

118. Соколов А. Г. История русской литературы конца Х1Х-начала XX века: Учебник для вузов.-М.: Высш. школа, 1988.-352 с.

119. Соколов Н. И. Писатели-народники. Общий обзор//История рус-

ской литературы. Т. 9. Ч. 1.-М., 1956.-е. 349-374.

120. Соколов Н. И. Русская литература и народничество. Литературное движение 70-х r.r.XIX в.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968,254 с.

121. Спасибенко А. П. Писатели-народники,- М.: Просвещение, 1968.-430 с.

122. Стреляный А. Женские письма.-М.: Сов. Россия, 1981.-80 с.

123. Струков А. Ф. А. И. Левитов.-Липецк: Кн. изд-во, I960 - 39 с.

124. Суровцев Ю. Очерк-это публицистика//Лит. газета,-1957.-25 апр.

125. Типология литературного процесса:/На материале рус. лит. XIX в.: Межвуз. сб. научн. тр./Перм. гос. ун-т им. А. М. Горького; [Редкол.: С. Я. Фрадкина гл. ред. и др.]-Пермь: ПТУ, 1990136 с.

126. Тихомиров В. В. Литературная критика журнала "Современник" в 1863-1866 годах//Литература некрасовских журналов: Межвуз. сб. научн. тр.-Иваново, 1987.-С. 73-85.

127. Тихонова А. Семья: [Из истории семьи химика и публициста А. Н. Энгельгардта]//Край Смоленский.-1994- № 3-4-5-С. 117-137.

128. Турков А. Действенная летопись//Новый мир.-1958.-№ 10-С. 233-235.

129. Успенский Г. И. Душа в народном хозяйстве/Ютечественные за-писки-1879.-№ З.-С. 14.

130. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы.-Ленинград: Наука, 1982.-185 с.

131. Фаресов А. Воспоминания об А. Н. Энгельгардте//Вестник Ев-ропы-1893.-Кн. 7-С. 59-99; Кн. 8.-С. 552-601.

132. Фаресов А. И. Письма из деревни А. Н. Энгельгард-та//Исторический вестник-1883..-Т. Х1.-С. 453-456.

133. Фаресов А. И. Энгельгардт А. Н.//Русский биографический словарь.-Т. 24.-СПб., 1912.-С. 241-246.

134. Филонов А. Русская хрестоматия с примечаниями: Для высших классов ср. учебн. заведений. Ч. 4: Проза.-Изд-е 3-е., испр. и доп.-СПб.: тип. Глазунова, 1882.-846 с.

135. Чернец Л. В. Литературные жанры: Проблемы типологии и по-этики.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-189 с.

136. Чуковский К. И. О В. М. Гаршине// Собр. соч. В 6-ти т. Т. 6.-М., 1969. -С. 417-445.

137. Шарапов Г. Реализм писателей-народников//Вопросы литерату-ры.-1961.-№2.-С. 127-144.

138. Шарапов С. Ф. А. Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки: Публичная лекция-СПб.: Изд-е М. М. Ле-дерле и К0, 1893.-62 с.

139. Шелгунов Н. В. Воспоминания. В 2-х т./Худож. лит., 1967.

140. Шелгунов Н. В. Народный реализм в литературе // Шелгунов Н. В. Литературно-критические статьи.-М.-Л., 1928. С. 100-135.

141. Шелгунов Н. В. Русские идеалы, герои и типы//Дело.-1874-№ 12.-С. 27.

142. Шкловский В. Б. О теории прозы.-М.: Сов. писатель, 1983.-383 с.

ч

143. Школьник Г. А. Первый русский агрохимик А. Н. Энгель-гардт/ЛПкольник Г. А. Наши земляки-естествоиспытатели-Смоленск: Кн. изд-во, 1963.-С. 111-128.

144. Шпаковская Е. А. Н. Н. Златовратский и М. Е. Салтыков-Щедрин//Рус. лит-ра 1870-1890 г.г.-Свердловск, 1979.-С. 40-65.

145. Щеглов М. А. Очерк и его особенности/ЛЦеглов М. А. Лит,-критич. статьи.-М., 1965.-С. 8-47.

146. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы.-Л.: Худож. лит., 1974.-359 с.

147. Эйхенбаум Б. М. О литературе: Работы разных лет.-М.: Сов. писатель, 1987.-540 с.

148. Эйхенбаум Б. М. О прозе; О поэзии: Сб. ст./[Вступ. ст. Г. Бялого].-Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1986.-453 с.

149. Энгельгардт Н. Александр Николаевич Энгельгардт и Батищев-ское дело: [Биографический очерк] // А. Н. Энгельгардт. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. Изд. 3. С-Петербург: Изд. А. С. Суворина, 1897.-С. 1-57.

150. Энгельгардт Н. А. Давние эпизоды. Н. А. Энгельгардт и М. Е. Салтыков-Щедрин//Исторический вестник-1911- Т. CXXIV-С. 42-68, 846-870.

151. Эртель А. И. Письма/Под ред. и с предисловием М. О. Гершен-зона.-М.: Тип. Т-ваИ. Д. Сытина, 1909.-409 с.

152. Якушин Н. И. По градам и весям: Очерк жизни и творчества

П. В. Засодимского - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965302 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.