Проблемы развития русской литературы и журналистики конца XIX - начала XX века, С. Ф. Шарапов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кирютина, Татьяна Михайловна

  • Кирютина, Татьяна Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Кирютина, Татьяна Михайловна. Проблемы развития русской литературы и журналистики конца XIX - начала XX века, С. Ф. Шарапов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Смоленск. 2001. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кирютина, Татьяна Михайловна

Введение. Цели, задачи и проблематика работы С. 3 - 7.

Глава I. С. Ф. Шарапов как последователь славянофильской школы:

1.1 Вопрос о позднейшем славянофильстве С. 8 - 19;

1.2 Политико-философские воззрения С. Ф. Шарапова

С. 19-46.

Глава II. С. Ф. Шарапов как журналист и издатель:

2.1 Издания Шарапова в системе русской периодической печати 1880 - 1890-х годов С. 47 - 67;

2.2 Проблематика и специфика основных изданий Шарапова

С. 67-85;

2.3 Литературная критика С. Ф. Шарапова С. 85 - 94.

Глава III. С. Ф. Шарапов как писатель:

3.1 Общая характеристика творчества С. 95 - 115;

3.2 Роман С. Ф. Шарапова «Кружным путем» и проблема супружеской неверности в русской литературе второй половины XIX века С. 115-131;

3.3 Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Кружным путем» С. 131-145;

3.4 Нравственная проблематика романа С. 145 - 152.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы развития русской литературы и журналистики конца XIX - начала XX века, С. Ф. Шарапов»

Имя Сергея Федоровича Шарапова (1854 - 1911) известно сегодня лишь узкому кругу специалистов. А между тем, он был яркой, заметной фигурой своего времени. Журналист, редактор-издатель ряда газет и журналов, писатель, сельский хозяин-экспериментатор, автор множества брошюр на сельскохозяйственные и общественные темы, владелец мастерской по изготовлению принципиально новых дешевых плугов, изобретателем части которых был он сам, - кипучая жажда деятельности, высокая работоспособность позволили ему проявить себя во многих областях. Сегодня он почти забыт даже у себя на родине, на Смоленщине.

Период конца XIX - начала XX века - это драматичное время поиска путей дальнейшего развития России, время переосмысления многих моральных ценностей. В этом смысле этот период имеет определенное сходство с современным этапом российской истории. Как и сегодня, Россия преодолевала растущее недоверие народа к власти, искана способы разрешения межнациональных конфликтов, отстаивала свои позиции на международной арене. Поэтому неудивительно, что внимание именно к этому историческому периоду в современной науке велико.

В последние годы возрос интерес к проблеме славянофильства, как раннего, так и позднего. Кандидатские диссертации Э.В. Захарова, Э. И. Коптевой, О. С. Шакировой и др. подтверждают этот факт (1). В преддверии двухсотлетия со дня рождения А. Хомякова появляются многочисленные статьи, посвященные как его деятельности, так и трудам других славянофилов. Это объясняется повышенным вниманием в общественно-политических кругах к русской национальной идее. Современная наука стремится не только выявить национальный аспект творчества писателей разного времени, но и сформулировать исконно российские мировоззренческие идеалы в историко-литературном процессе. В этой связи деятельность Шарапова представляется несправедливо обойденной учеными.

Имя Шарапова современники тесно связывали с поздним славянофильством. Близкий друг И. С. Аксакова, он ощущал себя наследником его идей. В связи с тем, что интерес к славянофильству вновь переживает период подъема, воззрения Шарапова представляются не лишенными интереса и на современном этапе. Немало актуальных сегодня мыслей высказал он по национальному и многим другим общественно-политическим вопросам. Злободневность его трудов подтверждается тем, что имя Шарапова вновь появилось в центральной прессе, в газете «Известия» (2), что его произведения переиздаются, а значит вновь обретают интерес для читателей. Этим объясняется актуальность темы.

Огромное наследие Шарапова остается неисследованным. Он мало известен как журналист и издатель, еще меньше - как писатель. Слабой изученностью материала обусловлена научная новизна работы.

Государственный архив Смоленской области располагает обширным фондом принадлежащих Шарапову документов, насчитывающим более тысячи наименований. Фонд включает автобиографию, дневники публициста, вырезки из газет, посвященные его деятельности, переписку с различными лицами, в том числе с И. С. Тургеневым, В. Г. Короленко, В. М. Васнецовым, К. П. Победоносцевым, черновики статей и художественных произведений.

Эти, никогда ранее не публиковавшиеся материалы стали одним из основных источников данной работы.

Предметом исследования, таким образом, стала публицистическая и литературная деятельность Шарапова: архивные материалы, газеты, журналы и брошюры, издаваемые им, опубликованные художественные произведения.

Учитывая, что имя Шарапова является новым в современном литературоведении, мы считаем немаловажным ознакомление научной аудитории с его трудами. В соответствии с этим целью нашего исследования стало определение места литературной и публицистической деятельности Шарапова в историко-литературном процессе конца XIX - начала XX. Эта цель реализуется через систему следующих задач:

1) рассмотреть вопрос о влиянии славянофильских идей на творчество Шарапова и раскрыть сущность его общественно-политических воззрений;

2) выявить специфику его журналистской и издательской деятельности;

3) раскрыть динамику литературного творчества Шарапова;

4) выяснить его художественную и нравственно-этическую позицию.

Проблематика исследования, таким образом, сосредоточилась на вопросе о позднейшем славянофильстве, его влиянии на общественную жизнь России изучаемого периода, на особенностях русской журналистики того времени, а также на некоторых общественно -религиозных проблемах, актуальных для литературы рубежа XIX - XX веков.

При работе над диссертацией использовались следующие методы:

- сравнительно-исторический (при выявлении степени влияния идей старых славянофилов на мировоззрение Шарапова);

- типологический (при определении места его изданий и художественных произведений в системе русской литературы и журналистики);

- системный (при исследовании литературных процессов конца XIX - начала XX века).

Данная работа может быть использована при изучении литературного краеведения в школе, при подготовке спецкурсов и лекционных курсов как на филологическом факультете, так и на факультете журналистики высших учебных заведений. Этим определяется практическая значимость исследования.

Нельзя не обратить внимание на дальнейшие перспективы изучения данной темы: за пределами научного анализа до сих пор остается смоленская пресса XIX - начала XX веков, деятельность смоленского издателя и журналиста А. Елишева, творчество последователя славянофильской школы публициста Н. Гилярова-Платонова. Труды многих общественных деятелей, публицистов и литераторов ранее оставались за рамками научного исследования по идеологическим причинам. Изучение их деятельности может существенно расширить рамки научных представлений об историко-литературном процессе XIX - XX веков.

Основное содержание работы отражено в статьях:

1) Проблема христианского брака в творчестве С. Ф. Шарапова // Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика. - Смоленск, 2000. 7

2) Издательская деятельность С. Ф. Шарапова // Поиски и находки, - Смоленск. 2000.

3) С. Ф. Шарапов в полемике с Л. Н. Толстым // Минск -Смоленск - Москва. Этнография славянских народов. - Смоленск. 2000.

4) С. Ф. Шарапов и И. С. Аксаков о нравственном начале в политической жизни России //Идеи христианской культуры в истории славянской письменности. - Смоленск, 2001. Шарапов С. Ф.// Смоленская область: Энциклопедия. - Т. 1. - Смоленск, 2001 (в соавторстве с Д. И. Будаевым).

5) Газета С. Ф. Шарапова «Русское дело» в системе периодической печати конца XIX века // Штудии-2. - Смоленск, 2001.

6) Проблема супружеской неверности в русской литературе конца XIX века // Штудии-2. - Смоленск, 2001.

Примечания:

1. См. список литературы.

2. Известия. - 2000, 28 декабря. - С. 1.

1. Шарапов как последователь славянофильской школы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кирютина, Татьяна Михайловна

Заключение. Основные выводы.

Творчество С. Ф. Шарапова, несомненно, является самобытным, ярким явлением в русской литературе и публицистике конца XIX -начала XX века. Опираясь на положения славянофильского учения А. С. Хомякова, И. В. и П. В. Киреевских, К. С. Аксакова и, главным образом, И. С. Аксакова, Шарапов стремился создать цельную славянофильскую общественно-политическую концепцию, учитывающую изменения в социально- экономической жизни России. В своих статьях он предстает как философ, стремящийся осмыслить проблематику православного основания самодержавной власти, нравственных основ внешней и внутренней политики.

Всю жизнь публицист разрабатывал теорию дальнейшего развития России, основанную на исконно русских народных началах. При этом нельзя не отметить целостности его программы административных реформ, а также ориентировки на ее немедленное практическое применение. Разработка этих преобразований была центральной проблемой его политико-философских исканий.

Свято верящий в объединительную миссию России в славянском мире, Шарапов в своих трудах пытался дать теоретическое обоснование необходимости и неизбежности всеславянского единства. Более того, он внес большой вклад в укрепление связей между славянскими народами.

Несомненно, велика роль Шарапова-экономиста в современном ему обществе. Он стремился создать славянофильскую финансовую теорию, в основу которой положил нравственный элемент. Его беспощадная борьба против реформ С. Ю. Витте стала причиной цензурного преследования. Поэтому судьба изданий Шарапова драматична. Все они в разные годы по различным поводам были закрыты.

Одной из центральных проблем изданий Шарапова стало уяснение причин снижения роли класса дворян-землевладельцев в общественной жизни и попытка найти пути к восстановлению его былых позиций. Решение этой проблемы публицист видел в сознательном возвращении дворянства к труду на благо Родины. Бесспорно, не лишены интереса практические разработки Шарапова кооперативных взаимоотношений помещика и крестьянина, основанных как на осознании взаимной выгоды, так и на религиозно-нравственных принципах.

Без сомнения весом вклад Шарапова в сельскохозяйственную практику, но этот аспект его деятельности не вписывается в рамки нашего исследования.

Общественно-политические воззрения Шарапова легли в основу его литературно-художественных поисков. Социальная проблематика стала основанием большинства его произведений. Исследуя динамику его творчества, нельзя не заметить резкого усиления в его позднем творчестве публицистического начала. Если для начального этапа литературной деятельности Шарапова характерно внимание к личностным отношениям, отражающим общественную проблему, то в своих поздних произведениях писатель отказался от изображения частных взаимоотношений в пользу прямого декларирования своих взглядов на те или иные политические реалии.

Религиозно-нравственные идеалы Шарапова также отразились в его литературном творчестве. Он выступил как сторонник ортодоксального взгляда на православно- христианский смысл брака и как противник Л. Н. Толстого и его последователей, призывавших отказаться от семейно-брачных отношений. Так же резко он выступил против либеральной общественности, ставящей под сомнение нерушимость семейных уз и провозглашающей возможность, а в некоторых случаях и необходимость развода.

Изучение творческой деятельности Шарапова позволяет выявить те общественно-политические и нравственные тенденции, которые впоследствии приведут Россию к драматичным событиям. Литературное наследие писателя ценно сегодня именно тем, что оно основано на вновь актуальных православных моральных идеалах. Кроме того, творчество Шарапова интересно с точки зрения развития реализма конца XIX века.

В художественном творчестве писатель проявил себя как разносторонняя и деятельная личность. Он пробовал свои силы в различных жанрах, как в поэзии, так и в прозе. Единственный законченный роман Шарапова дает представление о нем не только как о стороннике проблемной, общественно направленной литературы. Он предстает как писатель-реалист с четко определенным художественным методом, ориентированным на раскрытие внутреннего, психологического конфликта. Таким образом, можно сделать вывод о развитии творчества Шарапова в русле психологического течения русского реализма, отчетливо сформировавшегося в конце XIX - начале XX века. Кроме того, очевидны романтические тенденции в произведениях писателя, проявляющиеся в стремлении изображать «жизнь, которая должна быть». Роман «Кружным путем» нацелен на изображение идеальных семейных отношений, на показ брака как незыблемой нравственной ценности. В более поздних произведениях, «Через полвека» и «Диктатор», романтическая сторона выражена еще

156 более отчетливо. Автор прибегает к жанру утопии, который наиболее подходит для изображения идеального общества.

Говоря о месте Шарапова в историко-литературном процессе, можно утверждать, что в своей социальной и нравственной позиции он является последователем славянофильской школы. В своем безуспешном стремлении объединить сторонников славянофилов старшего поколения вокруг издаваемых им газет и журналов он, несомненно, следовал за И. С. Аксаковым, которого считал своим учителем. Несвоевременность исканий Шарапова, изменение исторической обстановки, а также некоторые особенности склада его характера привели писателя и публициста к политическому одиночеству.

В заключение следует отметить синтетичность всей деятельности Шарапова. В литературном творчестве он проявлял себя как публицист, в журналистике - как общественный деятель и сельскохозяйственный практик. Его этическая, философская, общественно-политическая мысль предстает перед исследователем в глубоком, взаимопроникающем единстве.

Источники.

1. Аксаков И. С. Сочинения 1860 - 1886. - М., 1886.

2. Аксаков К. С. Аксаков И. С. Литературная критика. - М.,

1981.

3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. - М., 1956.

4. ГАСО, фонд 121, опись 1, дела 1, 7, 47, 49 - 71, 504, 505, 520, 531 - 554, 556, 572, 584, 617, 666, 803, 811, 1002.

5. Гражданин. - 1881, 4 января.

6. Деревня. - 1884, № 1.

7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. - М., 1989.

8. Зинин М. (Шарапов С. Ф.) Кружным путем // Русское обозрение. - 1894, №№ 2, 3, 5 - 12.

9. Исторический вестник. - 1907, № 7.

10. Лев Семенов (Шарапов С. Ф.) Диктатор. - М., 1907.

11. Новое время. - 1878.

12. Русский труд. - 1897.

13. Русское дело. - 1887, 1888, 1905 - 1907.

14. Русь. - 1881, 30 мая.

15. Свет. - 1907, 31 декабря.

16. Свидетель. - 1908, № 16-17.

17. Смоленский вестник. - 1880.

18. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика // Русь. - 1883, 3 января. - С. 29 - 30.

19. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. - М.,

1992.

20. Чехов А. П. Собрание сочинений в 12 томах. - М., 1979.

21. Шарапов С. Ф. «Матрикулированные» октябристы, или Как я не попал в Государственную думу. - М., 1908.

22. Шарапов С. Ф. А. Н. Энгельгардт и его значение для культуры и науки. - СПб., 1893.

23. Шарапов С. Ф. Аксаков Н. П. Германия и славянство. - М.,

1909.

24. Шарапов С. Ф. Будущность крестьянского хозяйства. - М.,

1882.

25. Шарапов С. Ф. Бумажный рубль: Его теория и практика. -СПб., 1895.

26. Шарапов С. Ф. Вопрос о валюте на Орловском областном съезде сельских хозяев. - СПб., 1899.

27. Шарапов С. Ф. Денежная сила Франции. - Екатеринбург,

1900.

28. Шарапов С. Ф. Деревенские мысли о нашем государственном хозяйстве. - М., 1886.

29. Шарапов С. Ф. Диктатор: Политическая фантазия. - М., 1998.

30. Шарапов С. Ф. Золотая валюта. - Париж, 1899.

31. Шарапов С. Ф. Министерство земледелия и его местные агентства. - М., 1882.

32. Шарапов С. Ф. О всеславянском съезде. - М., 1908.

33. Шарапов С. Ф. О крестьянском плуге. - СПб., 1896.

34. Шарапов С. Ф. Об успехах нашего народного и государственного хозяйства за последнее десятилетие. - СПб., 1902.

35. Шарапов С. Ф. По русским хозяйствам. - М., 1893.

36. Шарапов С. Ф. По садам и огородам. - СПб., 1895.

37. Шарапов С. Ф. Пособие молодым хозяевам при устройстве их хозяйства на новых началах. - СПб., 1895.

38. Шарапов С. Ф. Русский сельский хозяин. - СПб., 1894.

39. Шарапов С. Ф. Самодержавие и самоуправление. - Берлин,

1899.

40. Шарапов С. Ф. Сочинения. - Т. 1- 9. - М., 1900 - 1906.

41. Шарапов С. Ф. Среди хозяев. - СПб., 1896.

42. Шарапов С. Ф. Сущность аграрного кризиса. - М., 1906.

43. Шарапов С. Ф. Финансовое возрождение России. - М., 1908.

44. Шарапов С. Ф. Франция и славянство. - СПб., 1894.

45. Шарапов С. Ф. Чему можно поучиться среди русских хозяев. -М., 1900.

46. Шарапов С. Ф. Через полвека. - М., 1902.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кирютина, Татьяна Михайловна, 2001 год

1. А. Б. (Богданович А. И.) Критические заметки // Мир Божий. -1902, №8. - С. 1-4.

2. Адушкин Г. Е. Нравственные уроки русской классической литературы. М., 1986. - 62 с.

3. Аксаков И. С. И слово правды. Уфа, 1986. - 316 с.

4. Аксаков И. С. Игнорирование основ жизни нашими реформаторами // Русский архив. 1990, вып. 1. - С. 225 - 239.

5. Аксаков И. С. Письма из провинции. М., 1991.-541 с.

6. Аксаков И. С. Письма к родным. М.,1988. - 704 с.

7. Аксаков И. С. Сочинения 1860 1886. - М., 1886.

8. Аксаков К. С. Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1982.-383 с.

9. Александрова Л. И. Идейные споры вокруг культурологического наследия Н. Я. Данилевского. Нижневартовск, 1998.-323 с.

10. Алиева С. У. Литературная критика в действии. М., 1984.64 с.

11. Аничков Е. Реализм и новые веяния. СПб., 1909. - 87 с.

12. Антюфеева И. Н. Живые трепетные нити: Л. Н. Толстой и его смоленские корреспонденты и знакомые. Смоленск, 1991. - 110 с.

13. Артемьев К. Иван Аксаков о паразитном русском мире //Молодая гвардия. 1992, № 11-12. - С. 198- 202.

14. Афанасьев Э. С. О некоторых особенностях творческого метода Л. Н. Толстого позднего периода // Русская литература. 1976, № 4.-С. 159- 166.

15. Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. -М., 1993.-274 с.

16. Балуев Б. П. Политическая реакция 80-х гг. XIX века и русская журналистика. М., 1971. - 315 с.

17. Балуев Б. П. Споры о судьбах России. М., 1999. - 279 с.

18. Барахов В. С. Литературный портрет. Л., 1985. - 311 с.

19. Басманов А. Лев Толстой. «Анна Каренина»: К истории замысла романа // Огонек. 1983, № 42. - С. 24 - 26.

20. Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990. - 297 с.

21. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.340 с.

22. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.541с.

23. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб., 2000. - 304 с.

24. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 10 - М., 1956.-780 с.

25. Бельченков Ю. А. Стиль русских публицистов последней трети XIX века. М., 1970. - 344 с.

26. Бенькович М. А. Из истории русского философского романа. -Кишинев, 1991.- 106 с.

27. Бердников Г. П. «Дама с собачкой» А. П. Чехова: к вопросу традиции и новаторства в прозе Чехова. Л., 1976. - 95 с.

28. Бердников Г. П. Над страницами русской классики. М., 1985.-415 с.

29. Бердников Г. П. Чехов. Идейные и творческие искания. Л., 1970.-511 с.

30. Бердяев Н. А. Ветхий и новый завет в религиозном сознании Л. Толстого // Вопросы литературы. 1991, № 8. - С. 131-153.

31. Березина В. Г. Белинский и вопросы истории русской журналистики. Л., 1973. - 144 с.

32. Березина В. Г. Этюды о Белинском журналисте и критике. -СПб., 1991.-126 с.

33. Бестужев-Рюмин К. Н. Славянофильское учение и его судьба в русской литературе //Отечественные записки. 1867, Т. 140, № 2. - С. 679 - 720.

34. Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 27.-СПб, 1899.-с.

35. Бугров В. И. В поисках завтрашнего дня. Свердловск, 1981. -223 с.ft

36. Будаев M. И. Почему забыли Шарапова // Вдохновение. -1997, № 10.

37. Буланов А. М. Логика сердца в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»// Русская литература. 1991, № 3. - С. 25 - 35.

38. Бурмистрова Т. Ю., Гусакова В. С. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России 1905 1917 г. - М., 1976.-245 с.

39. Бурсов Б. И. Критика как литература. Л., 1976. - 320 с.

40. Бурсов Б. И. Реализм всегда и сегодня. Л., 1967. - 168 с.

41. Бухаркин П. Е. Русская литература XVII XIX вв. в контексте православной культуры. - СПб, 1997. - 270 с.

42. Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1970. - 240 с.

43. Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. -Л., 1987.-365 с.

44. Бялик Б. А. и др. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX начала XX века. - М., 1981. - 387 с.

45. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.168 с.

46. Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. Л., 1978. - 400 с.

47. Венгеро-русские литературные связи. М., 1964. - 282 с.

48. Вергун Д. Н. Россия и славянство // Исторический вестник. -1914, №8.-С. 38-46.

49. Виноградов В. В. Сюжет и стиль. М., 1963. - 192 с.

50. Виноградов И. И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л. Н. Толстого. М., 1981. - 64 с.

51. Виноградов И. И. По живому следу: Духовные искания русской классики. М., 1987. - 382 с.

52. Витте С. Ю. Воспоминания. М., 1960. - 781 с.

53. Власть и нравственность: Согласие, благополучие, безопасность. М., 1998. - 310 с.

54. Вулис А. 3. Метаморфозы комического. М., 1976. - 125 с.

55. Гаджиев А. А. Романтизм и реализм. Баку, 1972. - 347 с.

56. Галагин Г. Я. Проблема общественного мнения в наследии JI. Толстого // Современность классики. Л., 1989. - С. 116 - 132.

57. Георгиевский А. П. Славянский вопрос. Историко-литературный очерк // Ученые записки историко- филологического факультета. М., 1921, Т. 2, полутом 2. - С. 56 - 70.

58. Гиляровский В. Московские газеты в 80-х гг. // Сочинения. -Т. 3. -М., 1989.-382 с.

59. Гинсбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977. - 443 с.

60. Головко Н. В. Русская критика в борьбе за реализм. Минск, 1980.- 167 с.

61. Горький А. М. Литературные портреты. М., 1967. - 350 с.

62. Григорьев А. А. Критика и эстетика. М., 1980. - 496 с.

63. Григорьев А. А. Литературная критика. М., 1967. - 631 с.

64. Григорян Л. Я. Анализ структуры литературного произведения. Ереван, 1984. - 187 с.

65. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. - 574 с.

66. Дементьев А. Г. Славянофильская журналистика // Очерки по истории русской журналистики. М. -Л., 1951. - С. 114 -165.

67. Джонг Хи Сок. Идея демократической славянской федерации в российской общественной мысли второй половины XIX века // Отечественная история. 1995, № 3. - С. 174- 185.

68. Динерштейн Е. А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. -М.; 1998. 374 с.

69. Дмитриев В. А. Реализм и художественная условность. М., 1974.-279 с.

70. Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX начала XX века. - Л., 1977. - 351 с.

71. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 1989. - 430 с.

72. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 21 - 27, Л., 1980.-2280 с.

73. Достян И. С. Россия и балканский вопрос. М., 1972. - 368 с.

74. Дробжева Г. М. Проблема социокультурного идеала в социально-философских воззрениях К. Н. Леонтьева. Диссертация канд. филос. наук. М., 1995.

75. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.-272 с.

76. Дьяков В. А. Идеи славянского единства в дореволюционной России // Вопросы истории. 1984, № 12. - С. 36 - 44.

77. Дьяков В. А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. М., 1993. - 207 с.

78. Евдокимов Н. С. Реальность и воплощение. М., 1976. - 71 с.

79. Егоров Б. Ф. Проблема, которую необходимо решить // Вопросы литературы. 1969, № 5. - С. 130 - 138.

80. Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль. Л., 1980. - 318 с.

81. Есин Б. И. Кузнецов И. В. Три века московской журналистики. М., 1997. - 158 с.

82. Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.88 с.

83. Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда, 1982. - 175 с.

84. Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века.-М., 1988.- 196 с.

85. Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970. - 240 с.

86. Залесская П. И. О романтическом течении в советской литературе. М., 1973. - 272 с.

87. Зарубежные славяне и Россия. М., 1975. - 576 с.

88. Зарубежные славяне и русская культура. М., 1978. - 262 с.

89. Захаров Э. В. Ф. И. Тютчев и Ю. Ф. Самарин: жизненные и творческие взаимосвязи. Диссертация канд. филол. наук. М., 2000.

90. Зельдович М. Г. Страницы истории русской литературной критики. Харьков, 1984. - 316 с.

91. Зельдович М. Г. Уроки классической критики. Харьков, 1976. - 320 с.

92. Идеи социализма и литературный процесс на рубеже XIX -XX веков. М., 1977. - 344 с.

93. Из истории общественно-политической мысли в России 19в. -М., 1985.-240 с.

94. Известия. 2000, 28 декабря. - С. 1.

95. Ильин В. В. Русский вопрос в нынешней России // Быть русским. СПб., 1998. - С. 272 - 280.

96. Ильин В. В. Смоленский адресат Тургенева // Филологические науки. 1973, №4.

97. Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб., 2000. - 480 с.

98. Ильин И. А. О сильной власти. III // Быть русским. СПб., 1998.-С. 199-204.

99. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Державное строительство // Быть русским. СПб, 1998. - С. 26 - 37.

100. История русской журналистики. М., 1991. - 530 с.

101. История русской литературы в 4-х томах. Т. 4. - Л., 1983.546 с.

102. История русской литературы. М. - Л., 1954, Т. 10. - 270 с.

103. История философии в СССР. М., 1968. - 668 с.

104. Кагарлицкий Ю. Реализм и фантастика // Вопросы литературы. 1971, № 1. - С. 34 - 44.

105. Каминский В. И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л., 1979. - 197 с.

106. Карасев П. С. Проблемы теории публицистики. Л., 1973.40 с.

107. Карасев П. С. борьба В. Г. Короленко с реакционно-черосотенной прессой // Ученые записки Ленинградского университета. -Л., 1957. № 218, вып. 33. - С. 155 - 177.

108. Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. - 261 с.

109. Кауфман Р. С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. М., 1985. - 312 с.

110. Керимов В. И. Историософия А. С. Хомякова. М., 1989.388 с.

111. Киреев А. А. Краткое изложение славянофильского учения. -СПб, 1896.-96 с.

112. Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984. - 383 с.

113. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. - 439 с.

114. Китаев В. А. Славянофильство и либерализм // Вопросы истории. 1989, № 1. - С. 50 - 62.

115. Ковалев В. А. Русская литература конца XIX века. М., 1979.-114 с.

116. Кожинов В.В. О главном в наследии славянофилов // Вопросы литературы. 1969, № 10. - С. 112-118.

117. Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985.- 136 с.

118. Калганова А. Вокруг «Крейцеровой сонаты» // В мире книг. -1983, №5. С. 55-56.

119. Колесов В. В. Домострой без домостроевщины // Домострой. -М, 1990.-С. 3-7.

120. Коптева Э. И. Литературно-критические и философско-эстетические воззрения И. В. Киреевского 1830-х годов в контексте русского художественного сознания первой трети 19 века. Диссертация канд. филол. наук. Красноярск, 2000.

121. Коптева Э. И. Ценности православной культуры и ее отношение к западноевропейской цивилизации в статье И. В. Киреевского «В ответ А. С. Хомякову» (1839) // Вестник Омского отделения академии гуманитарных наук. №4. Омск, 1999. - С. 78 - 83.

122. Коржева П. Б. Язык юмора и сатиры. Алма-Ата, 1979.179 с.

123. Кошелев В. А. Век семьи Аксаковых // Север. 1996, № 4. - С. 79- 118.

124. Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840 1850 годы). - Л., 1984. - 196 с.

125. Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова. Екатеринбург, 1998.232 с.

126. Кулешов В. И. История русской критики XVII начала XX века.-М., 1991.-431 с.

127. Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.-287 с.

128. Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. М., 1982.263 с.

129. Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1976. - 266 с.

130. Курляндская Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М., 1988. - 292 с.

131. Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX начало XX века. - М., 1974. - 442 с.

132. Леонтьев К. Н. Анализ, стиль, веяние: О романах гр. Л. Н. Толстого // Вопросы литературы. 1988, № 12, с. 188 - 247; 1989, № 1. -С. 203-249.

133. Леонтьев К. Собрание сочинений. М., 1912. - 594 с.

134. Летенков Э. В. «Литературная промышленность» России конца XIX начала XX века. - Л., 1988. - 173 с.

135. Лисовский Н. М. Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати. СПб, 1903. - 104 с.

136. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -начала XX века. М., 1975. - 317 с.

137. Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830 -1850 годы. -М., 1978.-268 с.

138. Литературные связи славянских народов. Л., 1988. - 360 с.

139. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX -начала XX века. М., 1982. - 287 с.

140. Лобанов М. «Оплот против врагов»: Уроки Аксаковых 7/ Молодая гвардия. 1995, № 1. - С. 152 - 171.

141. Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М. - Л., 1961.-360 с.

142. Лотман Ю. М. О русской литературе: статьи и исследования. -СПб, 1997.-845 с.

143. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1987.-384 с.

144. Лурье Я. С. Лев толстой и Петр Столыпин // Звезда. 1993, № 1. - С. 164- 173.

145. Лурье Я. С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989, № 1. - С. 26 - 43.

146. Маевская Т. П. Романтические тенденции в русской прозе конца XIX века. Киев, 1978. - 235 с.

147. Манн Ю. В. Семья Аксаковых. М., 1992. - 399 с.

148. Матвеев П. Тургенев и славянофилы // Русская старина. -1904, №4. С. 181 - 192.

149. Махонина С. Я. Русская дореволюционная печать. М., 1991.- 298 с.

150. Михайлов О. Н. Страницы русского реализма. М., 1982.330 с.

151. Мотылева С. Л. Роман свободная форма. - М., 1982. - 399 с.

152. Мысляков В. А. О литературном окружении Салтыкова-Щедрина // Русская литература. 1979, № 4. - С. 159 - 168.

153. Наполова Т. Т. Творчество писателя-реалиста и вопросы его изучения. Саратов, 1970. -220 с.

154. Нарочницкая Л. И. Россия и национально-освободительное движение на Балканах 1875 1878. - М., 1979. - 144 с.

155. Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. М., 1938. - 236 с.

156. Никитин С. А. Славянские комитеты в России в 1858 1876 годах.-М., 1960.-210 с.

157. Николаев Д. Обогащение реализма и движение теоретической мысли // Вопросы литературы. 1976, № 1. - С. 177 - 208.

158. Николаев П. А. Реализм как творческий метод. М., 1975.280 с.

159. Новиков В. В. Художественная правда и диалектика творчества. M., 1974. - 520 с.

160. Овсянников М. Ф. Социально-философские и эстетические взгляды Л. Н. Толстого // Вопросы философии. 1978, № 9. - С. 115 -125.

161. Одиноков В. Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976. - 196 с.

162. Осиповат Л. И. С. Аксаков о Льве Толстом // Литературная учеба. 1980, № 4. - С. 201 - 203.

163. Ососков А. Труд как нравственный принцип: К 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого // Учительская газета. 1978, 15 августа.

164. Охотина Г. А. Салтыков-Щедрин и Чехов: Проблема мелочей жизни // Русская литература. 1979, № 2. - С. 117 - 127.

165. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. -М., 1976.-418 с.

166. Палеева Н. Н. Проблема личности в русской классической драматургии: Философские аспекты. -М., 1992. 375 с.

167. Палиевский П. В. Пути реализма. М., 1974. - 222 с.

168. Пирожкова Т. Ф. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. М., 1984. - 260 с.

169. Полевой Н. А., Полевой К. А. Литературная критика. Л., 1990.-588 с.

170. Проблемы типологии русской литературной критики. -Смоленск, 1987.-410 с.

171. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976. - 480 с.

172. Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., 1973.317с.

173. Пыпин А. Н. Панславизм в прошлом и настоящем. М., 1905.-414с.

174. Пятковский А. П. Провинциальные корреспонденты и г. Щедрин // Журналист. 1989, № 5. - С. 93 - 94.

175. Развитие реализма в русской литературе в 3-х томах. М., 1972.-Т. 3.-358 с.

176. Розанов В. В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. М., 1986. - 736 с.

177. Розенберг В. Летопись русской печати. М., 1913. — 103 с.

178. Россия и национально-освободительная борьба на Балканах. 1875 1878.-М., 1978.-415 с.

179. Руденко Ю. К. Чернышевский романист и литературные традиции. - Л., 1989. - 255 с.

180. Русская литература и журналистика начала XX века. М., 1984.-387 с.

181. Русская периодическая печать 1702 1894. - М., 1959. - 930 с.

182. Рюриков Б. С. О русских классиках. М., 1972. - 487 с.

183. Салтыков -Щедрин M. Е. Собрание сочинений в 20-ти томах. -Т. 19, кн. 1.-М., 1930.-366 с.

184. Свентоховский А. История утопий. М., 1910. - 265 с.

185. Скатов H. Н. Литературные очерки. М., 1975. - 366 с.

186. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. -М., 1972.-403 с.

187. Скворцов-Степанов И. И. Капитал и газеты // Избранные произведения. Т. 1. - М., 1930. - С. 212 - 223.

188. Славянские страны и русская литература. Л., 1973. - 511с.

189. Смирнова Л. А. Проблема реализма в русской прозе начала XX века.-М., 1977.-396 с.

190. Соколов Н. И. И публицист, и критик: К 150-летию со дня рождения M. Е. Салтыкова Щедрина // Наш современник. - 1976, № 1. -С. 177- 183.

191. Соколов Н. И. Критики и литература. Л., 1977. - 340 с.

192. Соколов Н. И. Русская литература и народничество. Л., 1968.-218 с.

193. Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика // Русь. 1883, 3 января. - С. 29 - 30.

194. Соловьев В. С. Национальный вопрос в России // Сочинения в 2 томах.-М., 1989.-T. 1.-С. 118-156.

195. Солоневич И. Идея монархии //Быть русским. СПб, 1998. -С. 155- 162.

196. Стариков Д. В. Перечитывая классику. М., 1983. - 430 с.

197. Страхов Н. Н. Литературная критика. М., 1984. - 431 с.

198. Стюфляева М. И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.152 с.

199. Так говорит библия. СПб, 1994. - 44 с.

200. Теория государства у славянофилов. Сборник статей И. С. Аксакова, К. С. Аксакова, А. В. Васильева и др. СПб., 1898 (Особое приложение к № 38 газеты «Русский труд»). - 87 с.

201. Тиме Г. А. «Массовая» драматургия 1880 1890-х годов // История русской драматургии. Вторая половина XIX - начало XX века. -Л., 1987.-С. 178-261.

202. Типология изданий. М., 1990. - 438 с.

203. Трофимов И. Т. Поиски и находки в московских архивах. -М., 1987.-336 с.

204. Туниманов В. А. Сатирическая драматургия 1860-х годов // История русской драматургии. Вторая половина XIX начало XX века. -Л., 1987.-С. 78-86.

205. Тургенев И. С. Полное собрание писем. Т. 12. - М. - Л., 1966.-С. 256.

206. Турков А. М. А. П. Чехов и его время. М., 1987. - 343 с.

207. Усакина Т. И. История, философия, литература (середина XIX века). Саратов, 1968. - 530 с.

208. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. Л., 1982. - 185 с.

209. Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики. -М., 1971.- 147 с.

210. Федь Н. М. Искусство комедии. М., 1978. - 216 с.

211. Филевич И. П. Польша и польский вопрос // Русское обозрение. 1894, № 8. - С. 668 - 698.

212. Философия русского религиозного искусства XVII XX веков. -М, 1993. -569 с.

213. Фохт У. Г. Пути русского реализма. М., 1963. - 400 с.

214. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.378 с.

215. Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. - 461 с.

216. Хомяков А. С. Сочинения в 2 томах. М., 1994. - 1065 с.

217. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1986.-283 с.

218. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1978. - 366 с.

219. Христианство и русская литература. СПб., 1994. - 415 с.

220. Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1976. - 280 с.

221. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986. - 320 с.

222. Цыбенко Е. 3. Из истории польско-русских литературных связей XIX XX веков. - М., 1978. - 280 с.

223. Чаковский А. Б. Литература, политика, жизнь. М., 1982.367 с.

224. Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. М., 1971. - 191 с.

225. Черепнин Л. В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968. - 526 с.

226. Чехов М. П. Антон Чехов и его сюжеты. М., 1923. - 114 с.175

227. Шакирова О. С. Теория и практика реформирования России в учении славянофилов и общественная мысль второй половины XIX -начала XX века. Диссертация канд. ист. наук. Ижевск, 1996.

228. Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., 1974. - 368 с.

229. Шелгунов Н. В., Шелгунова Л. П., Михайлов М. Л. Воспоминания в двух томах. М., 1967. - 630 с.

230. Щетинина Г. И. Л. Н. Толстой. Из истории общественной мысли 1890-х годов // История СССР. 1988, № 5. - С. 138 - 149.

231. Эльсберг Я. Е. Основные этапы развития русского реализма. -М., 1961,- 110с.

232. Эльсберг Я. Е. Проблемы реализма и задачи литературной науки // Вопросы литературы. 1958, № 5. - С. 110 - 122.

233. Эльсберг Я. Е. Щедрин и русский реализм // Знамя. 1976, кн. 1.-С. 230-239.

234. Энгельгардт А. Н. Из деревни: 12 писем. М., 1960. - 516 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.