Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа: XYIII-начало XXв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сланова, Анжелика Юрьевна

  • Сланова, Анжелика Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 165
Сланова, Анжелика Юрьевна. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа: XYIII-начало XXв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2002. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сланова, Анжелика Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Историографический анализ семейного воспитания северокавказских народов.

1.1. Ученые-кавказоведы и горские просветители об эволюции горской семьи.

1.2. Типы и формы горской семьи. Большая и малая семьи.

1.3. Воззрения русских ученых и северокавказских просветителей на проблему вредных обычаев старины: калыма, похищении девушек, нйх отрицательных последствиях для воспитания подрастающих поколений.

1.4. Положение женщины-горянки в семье и обществе и проблемы её воспитания.

1.5. Воспитательные функции горской семьи.

1.6. Формы искусственного родства народов Северного

Кавказа: аталычество, куначество, усыновление.

Ф Выводы.

ГЛАВА II. Межличностные отношения в дореволюционной горской семье и их влияние на воспитание детей.

2.1. Внутрисемейные отношения в горской семье и их влияние на воспитание детей.

2.2. Обычай избегания между родителями, детьми и родственниками и отрицательные его последствия для воспитания детей.

2.3. Содержание, характер и формы семейного воспитания детей в дошкольный и начальный периоды их развития.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа: XYIII-начало XXв.»

Актуальность исследования. Поиск новых путей социально-политического и духовно-нравственного развития общества обострил интерес к проблемам воспитания как к одному из социальных и культурных явлений. Воспитание личности есть постоянный необходимый элемент общества и фактор социального развития. Известно, что воспитание - это, с одной стороны, обретение молодежью опыта старшего поколения и вообще всей накопленной культуры, с другой - целенаправленная передача выработанного человечеством культурного богатства и целеустремленное формирование личности. В основе опыта человечества лежит народная педагогика, к которой в настоящее время обращаются во всех странах, имеющих многовековую историю. Истоком народной педагогики, ее важнейшим компонентом является традиционное семейное воспитание, которое востребовано современной жизнью, создающей небывалое социально-психологическое напряжение в сфере воспитания детей.

В жизни и деятельности любых народов, в том числе и северокавказских, семья играет огромную роль. Она как микроструктура общества удовлетворяет социальные потребности и выполняет важные социальные и воспитательные функции. Она вводит человека в мир духовных ценностей общества и контролирует поведение своих членов.

Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. их жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества.

Семья обеспечивает своим членам сохранение чувства стабильности, безопасности, эмоционального равновесия. Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Именно семья формирует личность ребенка, оказывает решающее воздействие на его духовное и физическое развитие, готовит к будущему труду. Рассматривая роль семьи в жизни ребенка необходимо отметить не только её социальную, но и психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Следовательно, семья имеет основополагающее значение для будущей жизни молодых поколений.

Огромную роль семьи и семейного воспитания горских народов подчеркивали многие русские ученые-кавказоведы и представители прогрессивной горской интеллигенции.

Важные сведения о проблемах семьи и семейного воспитания у горцев северокавказских народов мы находим в трудах ученых-кавказоведов Н. Ф. Дубровина, М. М. Ковалевского, М. О. Косвена, Ф.И. Леонтовича, Е. Максимова, В. Ф. Миллера, П. К. Услара, А. М. Шегрена и горских просветителей И.И. Берзенова, А. А. Гассиева, Г. И. Дзасохова, И. Д. Канукова, Ш.Б. Ногмова, X. А. Уруймагова, С. Хан-Гирея и др.

Значительный интерес для темы нашей диссертации представляют материалы путешествий русского академика В. Б. Пфафа по ущельям Северной Осетии, этнографические очерки о черкесах Н. О. Карлгофа и Г. Ф. Чурсина, записки о малых народностях Кавказа Л. И. Лаврова и т.д.

Этнографические аспекты истории горцев, издавна привлекавшие внимание иностранных и русских ученых, в конце XIX - начале XX века изучались Е.С. Барановым, A.M. Дирром, А Н. Дьячковым-Тарасовым, С.А. Егиазаровым, Л.Г. Лопатинским, Л.В. Малининым, A.A. Миллером, В.М. Сысоевым, Н.С. Щукиным и мн. др.

В конце XIX - начале XX века вопросы школы, просвещения и семейного воспитания горских народов стали предметом изучения наиболее просвещенной части кавказского общества. Ряд ценных сведений об обычаях и традициях, связанных с рождением и воспитанием детей имеется в статьях осетин Б. Гатиева, К. О. Гарданов^, И. Канукова, К. Хетагурова; кабардинцев М. Абаева, Т. Блаева, И. Кармова, П. Кешокова; дагестанцев Г. Алкадари и С. Габиева; чеченцев А. Долгиева, А. Мутушева, М. Хаджиева; ингушей И. Маго-маева, А. Шарипова и др. Но все же быт осетин, в том числе их семейная жизнь, уже в XIX веке был изучен несколько полнее, чем у большинства соседних народов Кавказа. Это объясняется тем, что в христианской Осетии шире распространилась грамотность, раньше возникла национальная интеллигенция и немало её представителей проявили живой интерес к культуре и быту своего народа.

Значительный материал по семейному быту северокавказских народов, и в частности детской обрядности, содержат опубликованные в послевоенное время монографии В.И. Абаева, М.О. Косвена, А.Х. Магометова, Я.С. Смирновой, М.Д. Сикорского, Л.А. Чибирова и др.

Вопросы семейного воспитания нашли отражение в работах и современных авторов: Т.З. Бесаевой, В.К. Гарданова, Х.В. Дзуцева, Б.А. Калоева, А.Н. Мусукаева, М.А. Меретукова, А. Скачкова, 3. Б. Цаллаговой и др.

Но до настоящего времени нет ни одного исследования, которое полностью бы раскрывало специфику семейного воспитания и роль семьи в жизни горских народов в контексте всего северокавказского региона.

Неразработанность проблемы обусловила тему диссертационной работы «Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа (XVIII начало XX в.)», проблема которой сформулирована следующим образом: каковы условия и факторы развития теории и практики семейного воспитания в прогрессивной педагогике народов Северного Кавказа и влияние этих факторов на всестороннее развитие детей. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: прогрессивная педагогическая мысль народов Северного Кавказа (XVIII - начало XX в.).

Предмет исследования: вопросы теории и практики семейного воспитания в трудах прогрессивных русских ученых и горских просветителей-педагогов (XVIII - начала XX вв.)

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выделены следующие задачи:

- раскрыть воспитательные функции горской семьи в их историческом развитии;

- показать роль аталычества, куначества и усыновления как традиционных общественных институтов народов Северного Кавказа в воспитании подрастающих поколений;

- проанализировать теоретическую и практическую деятельность видных представителей педагогической мысли Северокавказского региона в решении вопросов семейного воспитания;

- на основе историко-педагогического обобщения исследуемого процесса показать влияние межличностных отношений в дореволюционной горской семье на воспитание детей.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности образовательных учреждений и педагогической мысли народов, о необходимости творческого и бережного отношения к духовному наследию прошлого.

В процессе работы над диссертацией нами использованы следующие научно-педагогические методы исследования:

- изучение архивных источников;

- теоретический анализ историко-этнографических, историко-педагогических, философских, литературных произведений;

- изучение и анализ трудов дореволюционных российских ученых и горских просветителей по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа.

Источниковую базу исследования составляют печатные труды по истории, этнографии, этнопсихологии, народной и этнической педагогике; устное народное творчество и художественная литература; публикации дореволюционных и современных авторов, материалы периодической печати.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

- решена одна из важных проблем историко-педагогического регионоведения - генезиса становления и развития теории и практики семейного воспитания горских народов;

- проанализированы и обобщены педагогические воззрения русских ученых-кавказоведов и горских просветителей по проблемам семейного воспитания народов Северного Кавказа;

- раскрыта воспитательная роль семейных традиций в трудах и деятельности видных представителей прогрессивно-демократической педагогики народов Северного Кавказа (XVIII -начала XX вв.);

- показано влияние межличностных отношений в семейном воспитании у горских народов по вертикали и горизонтали;

- выявлена позитивная роль аталычества, куначества и усыновления как традиционных общественных институтов народов Северного

Кавказа в практике семейного и общественного воспитания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его теоретические положения и выводы могут быть использованы в написании учебных пособиях по истории педагогики и реализованы в процессе обучения в современной осетинской и северокавказской народной школе. Они расширяют научные представления студенческой и аспирантской аудиторий о педагогической мысли горских народов, о специфике семейного воспитания горцев.

Опубликованные материалы могут быть использованы диссертантом, членами кафедры педагогики и сотрудниками института повышения квалификации работников образования на занятиях краткосрочных педагогических курсов для учителей школ РСО-Алания и всего северокавказского региона.

Достоверность научных результатов обеспечена широкой ис-точниковой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Важной методологической основой изучения теории и практики семейного воспитания у всех северокавказских народов является философское положение о том, что способ производства материальной жизни общества всегда обусловливает политический и духовный сферы жизнедеятельности людей. Поэтому основные категории семейного воспитания необходимо рассматривать как следствие социально-экономических отношений, в системе которых они возникают, развиваются и оформляются.

2. Будучи продуктом общественно-исторического развития, семья подвергается в процессе этого развития определенным изменениям. Всем северокавказским народам с давних времен были известны сначала большая патриархальная семейная община, а затем - малая семья.

3. Органическая взаимосвязь теории и практики семейного воспитания в народной педагогике с институтами социальной жизни и хозяйственной деятельностью людей является определяющим фактором подготовки подрастающих поколений к жизни.

4. Изучение и анализ опыта северокавказской семейной народной педагогики по воспитанию подрастающего поколения показывает, что её центральными вопросами являются развитие у молодежи духовно-нравственных и физических качеств, формирование у неё эстетических понятий и нравственно-психологическая подготовка к трудовой деятельности и семей-но-бытовой жизни.

Организация и этапы исследования:

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:

1 этап. 1997 - 1999 гг. - предварительное ознакомление с проблемой изучения северокавказского семейного воспитания в контексте национальной педагогической системы, анализ историко-этнографической, этнопедагогической и этнопсихологической литературы; определение основных направлений научного поиска.

2 этап. 1999 - 2000 гг. - обзор научной литературы и выявление состояния изученности проблемы, её актуальности, разработка методологии, методов, научного аппарата; подготовка научных публикаций по проблеме исследования.

3 этап. 2000 - 2001 гг. - обработка, обобщение и систематизация материала диссертации и полученных результатов, их апробация и внедрение в практику; литературное оформление исследования и его источниковедческой базы.

Апробация результатов и внедрения их в практику. Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседании кафедры психологии и педагогики Северо-Осетинского государственного университета в 1999 - 2001 гг., на научно-практических конференциях по итогам научной работы Северо-Осетинского государственного университета в указанные годы, на региональных и республиканских конференциях во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске. Они внедряются в процесс обучения в Северо-Осетинском государственном университете при чтении лекционного курса «Традиционная система воспитания у северокавказских народов» на факультете социологии и психологии, а также на других факультетах по психолого-педагогической специализации.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем - 165 страниц, библиография - 219 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сланова, Анжелика Юрьевна

Выводы

На характер воспитания детей большое влияние оказывал весь уклад семейной жизни горцев.

В кавказских семьях, как в больших, так и в малых, все домашние обязанности были четко разделены между всеми членами семейного коллектива. Хозяйство велось сообща под руководством «старшего» из мужчин и «старшей» из женщин. В горских семьях мужчины были заняты всеми видами земледельческих работ, на долю женщин приходилось ведение домашнего хозяйства.

Тип семьи в известной мере влиял на её структуру, т.е. на характер взаимоотношений между её членами, которые складывались на основе патриархальной регламентации: младшие должны были подчиняться старшим, это распространялось и на женщин. Младшая сестра подчинялась старшей сестре, младшая жена - старшей жене. Сестра, даже старшая, должна была слушаться брата. Еще хуже было положение младшей невестки, которая обязана была прислуживать и угождать всем членам семьи.

В кавказской семье прослеживалась ярко выраженная тенденция «избегания» между супругами, родителями и детьми, между каждым из супругов и его родителями; эти своеобразные отношения назывались еще ограничительными.

Отношение к обычаям избегания у исследователей-кавказоведов было и остается неоднозначным. С одной стороны, избегание между супругами, их родителями и детьми препятствовало дроблению большой семьи, поддерживало общинное начало в доме. Этот адат воспитывал в детях послушание, беспрекословное подчинение младших старшим членам семьи, целомудрие, стыдливость, но с другой стороны - система запретов мало способствовала установлению теплых семейных отношений. Поэтому обычай избегания играл определенную негативную роль в системе межличностных отношений в семье. Постепенно убивая в ребенке личность, лишая его родительской ласки и заботы, обычай избегания приводил в известной степени к отчуждению ребенка от родителей.

Особое внимание уделялось в кавказских семьях вопросам рождения и воспитания детей Основной целью брака и семьи были дети и их воспитание. Бездетную женщину в семье мало уважали, ей грозил развод или в доме появлялась вторая жена. В каждой семье с радостью и трепетом ожидали появления ребенка, особенно мальчика, ведь от наличия детей зависело количество рабочих рук, уход за родителями в старости. Когда рождался мальчик, отец устраивал пир. Иначе (равнодушно) встречали рождение девочки, празднества не было или оно было скромным.

Вместе с тем, будущую мать по возможности старались освободить от тяжелой работы. Беременной женщине старались угодить. У горцев существовали личные запреты для беременных: например, не есть рыбы и кролика, не убивать змей, насекомых и птиц, не участвовать в похоронах.

Все народы Северного Кавказа придавали огромное значение воспитанию детей. Социально-психологическая модель «настоящего горца или горянки» предполагала всестороннее развитие: умственное, физическое, трудовое, нравственное эстетическое воспитание. Но, разумеется, крестьянским детям первостепенное значение придавалось развитию трудовых навыков и нравственных качеств.

В воспитании детей было в основном, два возрастных рубежа, соответствующих 6-8 и 10-12 годам. Лет до 6-8 дети независимо от пола пользовались полной свободой. Затем девочек начинали отделять от мальчиков и привлекать к работе по хозяйству.

В 10-12 лет, когда наступал следующий возрастной рубеж, сегрегация полов становилась более строгой. Теперь дочери становились все чаще помощницами матери по хозяйству, во многих крестьянских семьях девочки-подростки работали наравне с взрослыми женщинами, а в 15-16 лет девушка могла в случае нужды самостоятельно вести хозяйство.

Мальчики с 10-12 лет участвовали в сельскохозяйственных работах. 14-летнего подростка посылали самостоятельно за дровами. В 16 лет он впервые шел косить сено наравне с взрослыми. С этого возраста юноша делался взрослым членом семьи и мог уже вступать в брак.

Таким образом, на формирование ребенка решающее значение оказывала семья, семейно-родственная группа, вся посильная трудовая деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья возникла на заре становления человеческой цивилизации и с тех пор является одним из многогранных явлений общественной жизни. Ни одна нация не обходилась без института семьи. Обозримое будущее также не мыслится без неё, поэтому проблемам семьи и семейного воспитания народная педагогика Северного Кавказа придаёт колоссальное значение.

Семья складывалась на основе брака и давала начало новым бракам. Именно женитьба могла принести в семью новые рабочие руки, сделать возможным продолжение рода.

Брак у всех народов Северного Кавказа был покупным, за девушку жених платил выкуп-калым, как бы покупая её и тем самым приобретая над нею, как над вещью, право собственности. Поэтому многие исследователи-кавказоведы и горские просветители (М. Ковалевский, С. Хан-Гирей, Ш. Ногмов, Ч. Ахриев, Ф. Чурсин и мн. др.) считали калым вредным обычаем, пережитком старины, разорявшим на долгие годы крестьянские хозяйства, унижающим достоинство женщины как личности.

Они считали, что калым приводит к отрицательным последствиям в воспитании молодежи: он сеет в молодых людях неуверенность в себе и разочарование своей социально неустроенной жизнью, мешает формированию у них активной жизненной позиции.

Просветители предупреждали, что из-за отсутствия необходимых средств для выкупа невесты многие мужчины и женщины в самые цветущие годы обычно проживали холостыми. Более же отважные парни становились на другой путь: похищали девушек (по сговору или без сговора), что кончалось иногда для них печальными последствиями, а иногда миром. Здесь играли главным образом экономические факторы - отсутствие у женихов средств для выкупа невесты. Однако в первой половине XIX века этот обычай у большинства народов Северного Кавказа ушел в небытие, а где он сохранился еще, изменил свой смысл.

Выражая уверенность в том, что рано или поздно варварские обычаи отомрут и уйдут в небытие, передовая кавказская интеллигенция ставила перед широкой общественностью вопрос об ускорении этого процесса, поддержать движение народа за их скорейшее искоренение.

Народы, населяющие Северный Кавказ, сознавали, что рождение и воспитание детей - это такие явления, без которых немыслима жизнь общества, его поступательное развитие и потому старались иметь многочисленное потомство. Но воспитание детей у горцев проходило как в родной семье, так и в чужой - аталыком. Аталыче-ство представляло собой целую воспитательную систему, имевшую особую программу. Исследователи этого явления давали ему неоднозначную оценку. Положительной его стороной они считали то, что оно способствовало примирению и сближению между собой разноплеменных горских семейств. Противоположную сторону института аталычества кавказоведы видели в том, что за годы аталыческого воспитания ребенок фактически не виделся с родителями, что, естественно, приводило к отчуждению его от них.

Другой отрицательной чертой института аталычества было его сословно-классовое предназначение. Система эта обслуживала ограниченный круг людей - детей из дворянско-княжеского сословия, широкие же народные слои не могли позволить себе такую роскошь. Аталык обращал внимание не столько на осуществление общечеловеческих идеалов, сколько на военно-физическую закалку, привитие воспитаннику норм феодального этикета, так нужных представителям привилегированных сословий в до- и пореформенные периоды.

В целом же институт аталычества сыграл в воспитании детей горских народов как позитивную, так и определенную негативную роль. Поэтому в начале XX столетия он окончательно утратил свое воспитательное значение и ушёл в небытие.

Другим общественным институтом являлось куначество. Суть его заключалась в том, что лица, принадлежащие различным племенам, вступали в дружественно родственные отношения на всю жизнь, что имело важное значение для воспитания молодежи в духе дружбы и межнационального согласия. Кунацкая была школой жизни для детей, а песни, сказки, легенды прививали любовь к народному творчеству, способствовали его сохранению.

На характер воспитания детей большое влияние оказывал весь уклад семейной жизни горцев. В XVIII - начале XIX века у большинства северокавказских народов бытовала семейная община или большая патриархальная семья, сохранившаяся со времен разложения первобытно-общинного строя и почти до начала XX века, численность которой составляла от 40 до 100 человек и которая под влиянием, происходящих в жизни социально-экономических перемен начала распадаться на малые семьи.

В кавказских семьях, как в больших, так и в малых, все домашние обязанности были четко разделены между всеми членами семейного коллектива. Хозяйство велось сообща под руководством «старшего» из мужчин и «старшей» из женщин. В горских семьях мужчины были заняты всеми видами земледельческих работ, га долю женщин приходилось ведение домашнего хозяйства.

Тип семьи в известной мере влиял на ее структуру, т.е. на характер взаимоотношений между её членами, которые складывались на основе патриархальной регламентации: младшие должны были подчиняться старшим, это распространялось и на женщин. Младшая сестра подчинялась старшей сестре, младшая жена - старшей жене. Сестра, даже старшая, должна была слушаться брата.

Еще хуже было положение младшей невестки, которая обязана была прислуживать и угождать всем членам семьи.

Говоря об иерархической структуре горской семьи, вместе с тем отметим, что было бы ошибкой при таком отношении старших к младшим видеть абсолютный произвол. В частности, как справедливо отмечает профессор А. X. Магометов, малейшее злоупотребление отцом своей властью, своим правом, какое-нибудь деспотическое отношение в осетинской семье, в целом демократической по своему типу, вели к подрыву их значения в общественном мнении, к полному падению авторитета родителей и негативно сказывались на воспитание детей.

В кавказской семье прослеживалась ярко выраженная тенденция «избегания» между супругами, родителями и детьми, между каждым из супругов и его родителями; эти своеобразные отношения назывались еще ограничительными.

Чем моложе были супруги, тем строже было между ними избегание. Им не полагалось находиться днем в одном помещении, разговаривать, есть за одним столом, оставаться наедине. Супруги не должны были вместе появляться в общественных местах, проявлять заботу друг о друге, обращаться по имени. Эти, искусственно созданные условия, нередко мешали молодым родителям влиять на своих детей желательным образом, а детей - самостоятельности и инициативы. Кроме того, обычно невестка в семье не должна была общаться со старшими родственниками мужа. Ей нельзя было находиться в их присутствии, разговаривать с ними и при них. Даже если свекор обращался к снохе с предложением прекратить избегание, общение ограничивалось лишь самыми необходимыми фразами.

Замужней женщине запрещалось показываться на людях с непокрытой головой, участвовать в танцах; она не могла выйти при посторонних мужчинах в гостевое помещение, те, в свою очередь, не заходили на женскую половину дома. Горянке не полагалось иметь теплую одежду, ведь она покидала дом лишь в исключительных случаях.

Отношение к обычаям избегания у исследователей-кавказоведов было и остается неоднозначным. С одной стороны, избегание между супругами, их родители и детьми препятствовало дроблению большой семьи, поддерживало общинное начало в доме. Этот адат воспитывал в детях послушание, беспрекословное подчинение младшых старшим членам семьи, целомудрие, стыдливость, но с другой - система запретов ни в коей мере не способствовала теплоте семейных отношений. Поэтому этот обычай играл негативную роль, постепенно убивая в ребенке личность, лишая его родительской ласки и заботы, что приводило в известной степени к совместному отчуждению ребенка от родителей.

Одной из положительных сторон горских обычаев было почитание женщин и стариков. Мужчинам вменялось в обязанность заботиться о женщинах и защищать их от обид. Даже невестки, находившиеся в наиболее приниженном положении, пользовались различными знаками внимания. Данный факт позволяет судить о том, что женщина на Кавказе пользовалась уважением и занимала почетное положение.

Несомненно, уважение к женщине, проявлявшееся в XVIII - XIX веках - то отголосок матриархата. К XIX столетию в горской семье главенствующее положение мужа делало женщину бесправным и бессловестным существом, хотя внешнее проявление уважения к ней регламентировалось адатами.

Особое внимание уделялось в кавказских семьях вопросам рождения и воспитания детей. Основной целью брака и семьи были дети и их воспитание. Бездетную женщину в семье мало уважали, ей грозил развод или в доме появлялась вторая жена. В каждой семье с радостью и трепетом ожидали появления ребенка, особенно мальчика, ведь от наличия детей зависело количество рабочих рук, уход за родителями в старости. Когда рождался мальчик, отец устраивал пир. Иначе (равнодушно) встречали рождение девочки, праздненства не было или оно было скромным.

Вместе с тем, будущую мать по возможности старались освободить от тяжелой работы. Беременной женщине старались угодить. У горцев существовали личные запреты для беременных: например, не есть рыбы и кролика, не убивать змей, насекомых и птиц, не участвовать в похоронах.

Все народы Северного Кавказа придавали огромное значение воспитанию детей. Социально-психологическая модель «настоящего горца или горянки» предполагала всестороннее развитие: умственное, физическое, трудовое, нравственное эстетическое воспитание. Но, разумеется, крестьянским детям первостепенное значение придавалось развитию трудовых навыков и нравственных качеств.

В воспитании детей было в основном, два возрастных рубежа, соответствующих 6 - 8 и 10 - 12 годам. До 6-8 лет дети независимо от пола пользовались полной свободой. Затем девочек начинали отделять от мальчиков и привлекать к работе по хозяйству.

В 10 - 12 лет наступал следующий возрастной рубеж, сегрегация полов становилась более строгой. Теперь дочери становились все чаще помощницами матери по хозяйству, во многих крестьянских семьях девочки-подростки работали наравне с взрослыми женщинами, а в 15 - 16 лет девушка могла в случае нужды самостоятельно вести хозяйство.

Мальчики с 10 - 12 лет участвовали в сельскохозяйственных работах. 14-летнего подростка посылали самостоятельно за дровами. В 16 лет он впервые шел косить сено наравне с взрослыми. С этого возраста юноша делался взрослым членом семьи и мог уже вступать в брак.

Таким образом, на формирование ребенка решающее значение оказывала семья, семейно-родственная группа, вся посильная трудовая деятельность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сланова, Анжелика Юрьевна, 2002 год

1. Абаев В. И. Дохристианская религия алан. М., 1960. С. 12.

2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. Т. 1. С. 5960.

3. Абаев М. Балкария //Мусульманин, 1911, № 14-17. С. 602.

4. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали, 1962. С. 30.

5. Агишев Н.М., Бушей В.Д. Материалы по обозрению горских и народных судов Кавказского края. СПб., 1912. С. 45, 54.

6. Адыгейская жизнь, 1928, № 24.

7. Адыги, балкарцы, карачаевцы. Нальчик, 1974. С. 386, 636.

8. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи //Советская этнография, 1953, № 4.

9. Амиров И.Ю. Кувшин мудрости. Грозный, 1990. С. 9.

10. Ардасенов А., Есиев А. Высшее сословие осетин Куртатинского общества. М., 1982. С. 18.

11. Ардасенов А. Переходное состояние горцев Северного Кавказа. М., 1998. С. 20.

12. Байерн Ф. О древних сооружениях на Кавказе //ССК. Т. 1. 1871. С. 299.

13. Берзенов Н. Из записок об Осетии //Кавказ, 1852, № 67.

14. Борисевич К. Черты нравов православных осетин и ингушей. С. 226-242.

15. Бромлей Ю.В. Энгельс и проблемы архаической формы семейной общины //Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса. М.: Наука, 1972. С. 162-175.

16. В. К. Деревенские заметки //ППКОО. Кн. 3. С. 54-55.

17. Ванеев З.Н. О некоторых процессах изменений в семье и семейном быту юго-осетинской колхозной деревни //Известия ЮО-НИИ, 1955. Вып. 7. С. 241.

18. Ванеев З.Н. Из истории родового быта в Юго-Осетии. Тбилиси 1955. С. 59-68.

19. Ванети 3. Индивидуализм и коллективизм в родовом быту осетин. Владикавказ, 1926. С. 20.

20. Венедиктов М. Взгляд на кавказских горцев //Сын Отечества, 1837. СПб. С. 46-47.

21. Вертепов Г.А. В горах Осетии //Терские ведомости. 1900, № 48.

22. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары 1966. С. 47.

23. Воспитание детей в неполной семье /Отв. ред. Т.Н. Сумарокова. М.: Прогресс, 1980. С. 137-139.

24. Гаглоева З.Д. Семейная община у осетин //Изв. ЮОНИИ. Вып. XV. 1969.

25. Гаглоева З.Д. Очерки по этнографии осетин. Тбилиси, 1974. С. 36.

26. Гагстгаузен. Закавказский край. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями. Ч. 2. С. 137.

27. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX вв. М., 1985. С. 156.

28. Ган Ф.Ф. Поездка к верховьям Большой Лиахвы и Ксанки //СМОМПК, Тифлис, 1905. Вып. 35. С. 262.

29. Ганиев P.M., Арчегова О.Р. Сполохи мыслей со ступеней времени. Владикавказ, 1996. С. 184.

30. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в XVIII первой половине XIX в. //СЭ, 1964. № 1.

31. Гарданов B.K. Общественный строй адыгских народов (XVIII -первая половина XIX в.). М.: Наука, 1967. С. 41.

32. Гарданов В.К. Аталычество у адыгов. М., 1973. С. 2-3.

33. Гарданов К С. О медицинской беспомощности горцев //Утро гор. Баку,1910. С. 72.

34. Гарданов М.К. Селение Христиановское в фактах жизни //Известия ОСНИИК, 1925. Вып. 1. С. 189.

35. Гассиев A.A. Нечто о положении женщины у горцев-мусульман //Тифлисский вестник, 1887, № 30.

36. Гатиев Б. Этнографические очерки //ССКГ, 1976. Т. 9. С. 21.

37. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин //ССКГ. 1876. № 9. С. 81.

38. Гольдштейн А.Ф. Башни в горах. М., 1977. С. 134, 314.

39. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования. Орджоникидзе: Ир, 1990. С. 109.

40. Гофман Г. Мангейм-Мадрид-Москва. М., 1982. С. 278-279.

41. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычай) //ССКГ. Тифлис, 1976. С. 53.

42. Грабовский Н. Свадьба //ССКГ. Вып. 3. 1870. С. 18, 23.

43. Гриценко Н И. К вопросу о социально-экономических отношениях в Чечено-Ингушетии в пореформенный период //ИЧИНИИ, 1964. Т. 5. Вып. 1. С. 10-11.

44. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей //ИИНИИК, 1930: Вып. 2. С. 339.

45. Даринский А. Семья у кавказских горцев //Записки общества истории, филологии и права при Варшавском университете. Варшава, 1903.

46. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994. С. 14.

47. Дзуцев X.B. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993. С. 88.

48. Дзуцев Х.В., Смирнова Я.С. Семейные обряды осетин. Владикавказ, 1990.

49. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1. Кн. 1. С. 67.

50. Дубровин Н. Черкесы. Краснодар, 1927. С. 7.

51. Думанов Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев (вторая половина XIX начало XX в.). Нальчик, 1976. С. 731.

52. Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи //ЗКОРГО, 1902. Кн. 22. Вып. 4. С. 23.

53. Евтых А. У нас в ауле //Новый мир, 1953, № 5. С. 69.

54. Жардецкая Н. Народная медицина и лечебная магия //Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. М., 1940. С.61.

55. Земска М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986. С. 79.

56. Зиссерман A.J1. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб., 1879. С. 34.

57. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель. СПб., 1835. Ч. 1-3. С. 46-47.

58. Ивановская Т. Дети в пословицах и поговорках русского народа //Вестник воспитания. М., 1908. № 2. С. 115.

59. Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса //ВЕ, 1886. Кн. 1-2. С. 560.

60. Ипполитов А.П. Этнографический очерк Аргунского округа //ССКГ, 1888. Вып. 1. С. 10-11.

61. Исламов A.A. Некоторые пережитки материнско-родового строя у чеченцев и ингушей (по новым этнографическим данным) //АЭСЧИНИИ, 1976. Т. 4. С. 250-251.

62. История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967. С. 284-286.

63. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.) /Под ред. A.JI. Нарочницкого. М.: Наука, 1988. С. 232.

64. История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, 1987. Т. 1. С. 255.

65. Итоношвили В.Д. Семейный быт мохевцев. Тбилиси. 1970.

66. К.А.Е. О калыме в Осетии //Тифлисский листок, 1903, № 287.

67. Кавецкий А. Происхождение обычая у знатных горцев отдавать своих детей на воспитание посторонним лицам //КОВ, 1879, № 3.

68. Калоев Б.А. Моздокские осетины (историко-этнографическое исследование). М., 1951. С. 266.

69. Калоев Б.А. Народы Кавказа. Т. 1. М., 1960. С. 215.

70. Калоев Г.З. К вопросу об отражении мировоззрения древних осетин в нартском эпосе //Осетинская филология. Вып. 1. Орджоникидзе, 1977. С. 97.

71. Кануков И.А. Заметки горца. Сочинения. Орджоникидзе, 1963. С. 91. 323-329.

72. Карлгоф Н.О. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря //РФ, 1860, Т. XXVIII. Кн. 2. С. 524.

73. Кашежев Т. Свадебная обрядность у кабардинцев //ЭО, 1892, №15. С. 151-154.

74. Керейтов Р.Х. Родильные обряды и воспитание детей у кубанских ногайцев в прошлом //Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979. С. 113.

75. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969, № 1-2.

76. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. //Изв. СОНИИ. Вып. XII, 1948. С. 229.

77. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1939. С. 32.

78. Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Вып. 1. М., 1905. С. 20.

79. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1. С. 100.

80. Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа //РМ, 1883. Кн. XII. С. 139.

81. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890. С. 97.

82. Кокиев В.К. Записки о быте осетин //СМЭД. Вып. 1. 1885. С. 79.83. Коран 4, 23-25.

83. Косвен М.О. Брак покупка //КН, 1925, № 2.

84. Косвен М.О. Обычай возвращения домой //КСИЭ. М., 1946. С. 31.

85. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961. С. 121129.

86. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963. С. 55.

87. Крупное Е.И. К истории Ингушетии //Вестник древней истории, 1939, № 2. С. 87.

88. Кулов К.Д. Матриархат в Осетии. Орджоникидзе, 1935. С. 87.

89. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах //Терские ведомости, 1875, № 9.

90. Ладыженский А. Обычное семейное право черкес //Новый Восток, 1928, № 29. С. 231.

91. Лаптин П.Ф. Проблемы общины в трудах М.М. Ковалевского //Вопросы истории, 1955. № 9. С. 112.

92. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1885. Вып. 1. Т. 1. С. 276.

93. Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов //АБКИЕА. 1987. С. 558.

94. Люлье Л. Обычаи шапсугов и натухайцев //Записки КОИРГО. К. VII. 1866.

95. Ляйстер А.Ф., Чурсин Г.Ф. География Кавказа. Тифлис, 1924. С. 327.

96. М. К-о. В гостях у кабардинцев //Терские ведомости, 1896.

97. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII XIX вв.). Орджоникидзе, 1974. С. 150.

98. Максимов А Н. Что сделано по истории семьи? М., 1901. С. 153.

99. Максимов H.A. Ограничение отношений между одним из супругов и родителями другого //ЭО, 1908, № 1-2.

100. Малинин Л.В. О свадебных платежах и приданом у кавказских горцев //ЭО, 1890, № 3.

101. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1999. С. 199, 223.

102. ЮЗ.Мамбетов Г.Х. Пища в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев//ВКБНИИ, 1972. Вып. 6. С. 104.

103. Марков Е. Очерки Кавказа. М., 1825. С. 172.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» // Полн. собр. соч. Т. 9. 1941. С. 37.

105. Меретуков М.А. Семейная община у адыгов //УЗАНИИ, 1970. Т. 2. С. 265-266.

106. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем //КБА, 1976. Вып. 1. С. 95-102.

107. Миллер Б.В. Из области обычного права карачаевцев //ЭО, 1902, № 1-4. С. 20.

108. Миллер В.Ф. В горах Осетии //Русская мысль, 1881. Кн. С. 181.

109. ПО.Мисиков М.А. Материалы для антропологии Осетии. Одесса, 1916. С. 90.

110. Мусукаев А.И. Из прошлого незабытого (к вопросу изучения этнографии дореволюционной Балкарии). Нальчик, 1975. С. 18-20

111. Намитоков А.Ч. Черкешенка. М., 1928. С. 20.

112. ПЗ.Нарон. Владикавказские письма //Северный Кавказ, 1896, № 36.

113. Невская В.П., Шаманов И.М. Семья и семейный быт //Карачаевцы. Черкесск, 1978. С. 237.

114. Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахиб ского района //СЭ. М., 1946, № 2. С. 197.

115. Новое обозрение. 1880, 21 февраля.

116. Новое обозрение, 1889, № 2049.

117. Ногмов Ш. История адыхейского народа. Нальчик, 1958. С. 80.1 19. Осетинские народные изречения. М., 1973. С. 40.

118. Осетины во 2 половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера. Орджоникидзе, 1940. С. 29.

119. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (ХШ-Х1Х вв.) /Сост. Б.А. Калоев. Орджоникидзе, 1967. С. 127.

120. Осетия во второй половине XVIII века по наблюдениям путеше ственника Штедера //Осетины глазами русских и зарубежных путешественников. Орджоникидзе, 1957. С. 117.

121. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. Т. 1. С. 256-257.

122. Паллас П. С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. //АБИ. С. 221.

123. Паллас П.М. Заметки о путешествии в Южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. //Осетины глазамирусских и иностранных путешественников. Орджоникидзе. 1967. С. 37.

124. Педагогика любви и свободы. М., 1994. С. 128-147.

125. Переяславская Т. Дети в пословицах и поговорках кавказского народа. М., 1997.

126. Пережитки семейной общины у грузин-горцев Ксанского ущелья //Кавказский этнографический сборник. Вып. 4. 1971.

127. Першиц Н.И. Похищение невест: правило или исключение? //СЭ, 1982, № 4.

128. Плосс Г Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Киев, Т. 2. 1903. С. 13.

129. Покровский Е. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1884. С. 122, 123.

130. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Черкесск, 1998. С. 167.

131. Пословицы и страницы кабардинской и балкарской поэзии. Нальчик, 1980. С. 86.

132. Пфаф В.Б. Этнология исследования осетин //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1887. Т. 2. С.141.

133. Пфаф В. Народное право осетин //ССК. Т. 1. С. 198.

134. Пфаф В.Б. Путешествия по ущельям Северной Осетии //ССКГ, Тифлис, 1872. Т. 2. С. 143.

135. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи осетин //Советская этнография, 1937, № 4. С. 92.

136. Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины-матери //Этнографическое обозрение. М., 1899, № 1-2. С. 117.

137. Рейнеггс Я. Общее историко-топографическое описание Кавказа //Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967.

138. Россикова Е.А. В горах и ущельях Куртатии и истоков реки Терека //Записки КОИРГО. Кн.XVI. 1894. С. 318.

139. Рыжаков М.И. Народное творчество народов Кавказа. М., 1998. С. 118.

140. Савинов В. Достоверные рассказы об Абазии //П. 1850. Т. 2. Кн.3. С. 4.

141. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе: Ир, 1968. С. 135.

142. Самурский Н. (Эфендиев). Дагестан. M.-JI., 1925. С. 42.

143. Северный Кавказ, 1883, № 23.

144. Северный Кавказ, 1902, № 2.

145. Сел. Христиановское //Казбек, 1902, № 137.

146. Семейная община и патронимия. М., 1963.

147. Семейная община у адыгов //Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Т. 4. 1965.

148. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. С. 87.

149. Сиюхов С.Б. Черкесы-адыге //ИОЛИКО, 1922, вып. 7. С. 132.

150. Скачков А. Опыт статистического исследования горного уголка //Терские ведомости, 1905. № 219.

151. Скитский В.Б. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972. С. 69.

152. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1993. С. 76-78, 345.

153. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт //Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. С. 195.

154. Смирнова Я.С. Обычай избегания у адыгейцев и их изживание в советскую эпоху //СЭ, 1961, № 2. С. 41.

155. Смирнова Я.С., Першиц А.И. Избегание: формационная сценка или «этически нейтралитет?» //Советская этнография, 1978. № 6.

156. Смирнова Я.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа //Этнические и культурно-бытовые процессы у народов Кавказа. М., 1978.

157. Смирнова Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа //КЭС, М., 1976. С. 90.

158. Смирнова Я.С. Жизнь дореволюционной семьи. М., 1978. С. 39.

159. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. С. 94.

160. Сосиев 3. Станица Черноярская //ППКОО. Кн. 4. С. 160.

161. Сосиев 3. Станица Черноярская //Терские ведомости, 1900, № 26.

162. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа //КС, 1900, вып. 21. С. 28.

163. Студенецкая E.H. О большой семье у кабардинцев в XIX в. //Советская этнография, 1950. № 2. С. 176.

164. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении //СМОМПК, вып. 43, 1913, С. 67.167. Терек, 1893,№ 153.168.Терек, 1914, 23 мая.

165. Так сказали мудрецы. Нальчик, 1967. С. 42.

166. Такоева Н.Ф. К вопросу о браке и свадебных обрядах у северных осетин в XIX начале XX в. //Краткие сообщения института этнографии АН СССР. XXXII, 1959. С. 153.

167. Терские ведомости, 1911, № 72.

168. Тейлор Э. О методе исследования развития учреждений //ЭО, 1890, № 20. С. 16-18, 25-26.

169. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека //СМОМПК. Вып. XIV, 1892. С. 43.

170. Терский сборник, 1905. Вып. 5. С. 17.

171. Токарев С.А. Сущность и происхождение магии /ТИЭ, № 51. С. 55.

172. Тотров В.К. Семья и семейный быт крестьян Юго-Осетии в конце XIX начале XX вв. Автореферат диссертации. Тбилиси, 1965.

173. Тотров В.К. Семья и семейный быт крестьян Юго-Осетии в конце XIX начале XX в. Тбилиси, 1963. С. 67.

174. Туганов Р.У. Страницы истории. Нальчик, 1989. С. 115.

175. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды //Терский сборник, Вып. V. Владикавказ, 1903. С. 204.

176. Уварова П.С. Кавказ. Путевые заметки. М., 1887. С. 16.

177. Урланис Б. Семья и проблемы демографии //Молодая семья. Вып. 18. М., 1977. С. 5-6.

178. Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М., 1963. С. 104.

179. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1989.

180. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи и образ жизни черкесов //Русский вестник, 1842, № 1. С. 13.

181. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. С. 304.

182. Харадзе Р. Грузинская семейная община. Тбилиси. Т. 1. 1960.

183. Харузин H.H. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей //СМЭ, 1888. Вып. 3. С. 122-123.

184. Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000. С. 27.

185. Хачирти А. Аланика мудрость народа: (Жемчужина и самоцветы народной философии). Владикавказ. Иристон. Кн. 2. 1999. С. 108.

186. Хетагуров К. JI. Быт горских осетин. Сталинир, 1939. С. 19.

187. Хетагуров K.J1. Собрание сочинений. М., 1960. Т. 1. С. 77.

188. Хетагуров К. Собрание сочинений: В 3 т. 1960. Т. 3. С. 223.

189. Хетагуров К.Л. Особа. Собр. соч. Т. 4. С. 339, 353-356.

190. Хубиев Б.Б. Культура и быт кабардинцев сельских поселений различного типа. Нальчик, 1978. С. 90.

191. Черный М. Горские евреи //ССОКГ. 1892. Вып. 22. С. 25.

192. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа //Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972. С. 120.

193. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913. С. 41.

194. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай //ИКОРГО, 1915. Т. 22. Вып. 3. С. 8.

195. Чурсин Г.Ф. Юго-Осетия //ТЗНА, 1924. Серия 1. С. 207.

196. Чурсин Г.Ф. Обычаи при рождении ребенка //Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913. 92-93.

197. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин //ССКГ. Вып. 4, 1870. С. 27.

198. Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин и ингушей и их соплеменников при разных случаях //Кавказ, 1846, № 28.

199. Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях //ППКОО. 1 т. Цхинвали, 1981. С. 63.

200. Шерипов Д. Очерк о Чечне. Краткие этнографические сведения. Грозный, 1929. С. 27.

201. Шикова Т.Т. Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем. М., 1955. С. 102-103.

202. Шиллинг Е. Религиозные верования народов СССР. M.-J1., 1931. Т. 2. С. 48.

203. Шифнер А. Осетинские тексты. Записки Имп. ак. наук, приложение. СПб., 1868. Т. 14. С. 90.

204. Штернберг Л.Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. Л., 1933. С. 166.

205. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1970. С. 63.1. Архивы

206. АИЭ. Материалы Адыгейского отряда, 1959, п.к. Л. 49; Материалы Чечено-Ингушского отряда, 1963, п.к. 4.1. л. 41.

207. АИЭ. Материалы Адыгейского отряда, 1961 п.к., ч. 1.Л. 7, 97.

208. АИЭ. Материалы Адыгейского отряда, 1959, п.к. Л. 18, 19, 44, 48; Материалы Чечено-Ингушского отряда, 1969, п.к. 4.1. Л. 48

209. АИЭ. Материалы Адыгейского отряда, 1961, п.к. Ч. 1. Л.90, 96, 112.

210. АИЭ. Материалы адыгейского отряда. 1961, п.к. Ч. 2. Л. 147.

211. АИЭ. Материалы Северо-Кавказского отряда, 1969, п.к. Ч. 1. Л. 63, 70, 86, 94, 118, 12^.

212. ЦГА Кабардино-Балкарской республики. Ф. 159. Оп. 1. Д. 166.1. Л. 1.

213. ЦГА Республика Северная Осетия-Алания. Ф. 11. Оп. 10. Д. 5950. Л. 2.

214. ЦГА Республики Северная Осетия-Алания. Ф. 11. Оп. 10. Д. 6267. Л. 2-3.

215. ЦГА Чечено-Ингушской республики. Ф. 32. Оп. 1. Д. 233. Л. 4, 5, 8, 154, 155.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.