Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лиманская, Юлия Сергеевна

  • Лиманская, Юлия Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Сургут
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 154
Лиманская, Юлия Сергеевна. Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Сургут. 2007. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лиманская, Юлия Сергеевна

Введение 3-

Глава 1. Масонство в русской литературе последней четверти 10-56 XVIII века

1.1. Литературно-просветительская деятельность русских масонов в 10-22 отечественной культуре последней четверти XVIII века

1.2. Влияние масонства на формирование русской литературы 22

Глава 2. Проблематика и поэтика ранней масонской прозы 57-93 М. М. Хераскова

2.1. Масонские идеалы в поэтическом наследии М. М. Хераскова 57

2.2. Основные идеи, образы и символы повести «Золотой прут» 63

2.3. Художественное своеобразие произведения 83

Глава 3. «Кадм и Гармония» - первый масонский роман 94-134 М. М. Хераскова

3.1. Образная система романа 94

3.2. Приемы и средства художественного изображения в романе 104

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Произведения М.М. Хераскова "Золотой прут" и "Кадм и Гармония" в контексте масонской прозы последней четверти XVIII века»

В XVIII веке в России усиливается влияние западной цивилизации. Политические, военные, торговые связи со странами Европы готовят благодатную почву для укрепления и расширения культурного диалога. Это влияние особенно ощущается в литературе. Рационализм эпохи Просвещения, ключевые идеи которой художественно переосмысливаются европейскими авторами, воспринимается российским читателем. Утверждается превосходство разума и эмпирических знаний над верой. Это отодвигает ранее доминировавшую религиозную культуру на второстепенные позиции, духовные приоритеты церкви в сознании людей ослабевают.

Русские мыслители XVIII века были вынуждены усилить свою гражданскую позицию и, используя любое оружие, сохранить духовное величие нации. Таким оружием была выбрана русская литература.

Предшествующий XVII век деформировал мнение о православной церкви как о Храме, рассматривая ее всего лишь как часть государственной машины, конфликтовавшую по финансовым, земельным, налоговым и прочим вопросам. Теократия в сознании современников сменилась нравственной анархией. Передовая светская общественность, задыхаясь без национальной идеи, искала источники новой духовной энергии. Начало XVIII столетия, характеризуемое нравственной пустотой, требовало ее заполнения. Эта пустота была плодотворно занята масонами.

По мнению Н. А. Бердяева и многих других, масонство становится единственным духовно-общественным движением в России XVIII века1. Идеи учения привлекают многих писателей - они развивают их в своем творчестве. Русская масонская литература - это корпус произведений, в

1 Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.-С. 43-271. той или иной степени связанных с учением вольных каменщиков. В круг масонов входит поэт, прозаик, редактор журнала, глава литературного кружка, куратор Московского университета М. М. Херасков (1733 - 1807). Для решения особых художественных задач, стоящих перед масонами, он использует повествовательные жанры.

Объектом диссертационного исследования являются повествовательные произведения М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония»2. Мы рассматриваем их как идейно и художественно взаимосвязанные тексты, причем повесть «Золотой прут» оценивается нами как предтеча первого романа писателя «Кадм и Гармония». Основной источниковедческой базой нашей работы являются фонды Российской государственной библиотеки.

Предметом данного исследования стали проблематика и поэтика повествовательных произведений М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония».

Цель нашего исследования - проанализировать идейно-художественное своеобразие прозаических произведений М. М. Хераскова в контексте развития масонской прозы последней четверти XVIII века.

Цель определила следующие задачи:

1. охарактеризовать состояние литературного процесса в последнюю четверть XVIII века, определить в нем место и роль писателей, принадлежащих к ложам вольных каменщиков.

2. проанализировать произведения таких деятелей русской литературы, как В. А. Левшин, Ф. И. Дмитриев-Мамонов, М. М. Щербатов,

2 Роман «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792) не стал объектом специального рассмотрения. В основе сюжета - приключения Полидора, вступившего на путь ложных умствований и проверявшего колдовством указания Богов. Мы видим здесь лишь продолжение предыдущего и предполагаем осуществить анализ текста в следующей работе. Роман «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768) представляет собой опыт прямого изложения советов и поучений гражданским правителям. Это выходит за рамки собственно масонской тематики творчества М. М. Хераскова. безавторское произведение «Повесть одного россиянина, удалившегося от света» и другие.

3. провести целостный литературоведческий анализ произведений М. М. Хераскова «Золотой прут» (1782) и «Кадм и Гармония» (1786).

Методология исследования. Предлагаемый в работе анализ проведен на основе сравнительно-исторического, историко-культурного, текстуального методов, а также метода обобщения. Их использование позволяет расширять контекст, выявлять конкретно-историческое содержание художественного произведения, осуществлять целостный подход к его анализу, определять закономерности в развитии литературных понятий, а также делать заключение на основе изученного материала.

Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных в работе задач и заключается в следующем:

• проведен целенаправленный отбор текстов из общей совокупности литературного материала последней четверти XVIII века, обусловленный принадлежностью к идеям учения;

• выявлен характер литературно-просветительской деятельности русских масонов, определено своеобразие масонской литературы;

• впервые осуществлен целостный анализ сочинений М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» как произведений масонской прозы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В русской культуре последней четверти XVIII века существовала масонская литература, которая оказала влияние на общий ход литературного процесса. Существенное значение здесь имела русская проза.

2. Писатели-масоны содействовали развитию повествовательных жанров, в т. ч. романа.

3. Масонские произведения М. М. Хераскова «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» отражают процессы формирования поэтики русского романа.

4. Повествовательные произведения М. М. Хераскова отличаются своеобразием художественного мира, в основу которого положены идеи масонского учения, и особенностями поэтики.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее выводов в вузовском преподавании: как в общих лекционных курсах по истории русской литературы XVIII века, литературы и культуры XVIII века, так и в разработке курсов по выбору студентов, связанных с изучением путей развития художественной прозы, жанровых моделей русского романа XVIII века.

Апробация результатов исследования: основные положения работы были представлены на научно-практических конференциях в Сахалинском государственном университете, а также при участии в конкурсе грантов аспирантов Министерства образования и науки Российской Федерации (2004).

Отечественные исследователи не пришли к единому взгляду на проблему изучения масонства в жизни русского общества. Как правило, историки специализируются на исследовании локальных течений в масонской среде или ориентируются на отдельные ложи. Широким интересом к масонству отмечены первые десятилетия XX столетия. Исторические, философские, культурологические и филологические труды русских эмигрантов публиковались в Париже, Харбине, Берлине, Нью-Йорке. Среди них труды М. А. Бутми, Н. Свиткова, Н. Е. Маркова, В. Ф. Иванова, Н. А. Бердяева. Серьезные и фундаментальные монографии об истории и теории масонства принадлежат знаменитому ученому начала века А. Н. Пыпину. При изучении масонства в русской истории принято опираться на работы таких выдающихся ученых рубежа XIX - XX веков, как В. О. Ключевский, Н. К. Пиксанов, А. В. Семека, В. Н. Тукалевский, Т. О. Соколовская, И. Н. Розанов, С. В. Ешевский, М. Н. Лонгинов, П. П. Пекарский, Н. С. Тихонравов, Г. В. Вернадский, В. В. Зеньковский.

Обращением к научному исследованию масонства отмечен рубеж XXI столетия. В историографии и истории философии масонства сегодня насчитываются десятки фамилий. Среди них А. И. Серков, Л. М. Пахомова, О. П. Ведьмин, С. П. Карпачев, В. И. Старцев, А. Я. Аврех, Б. Ф. Ливчак и другие.

В немногочисленных исследовательских работах советского периода масонство упоминалось лишь изредка и в основном оценивалось отрицательно. Долгое время советской литературоведческой мыслью не признавалось существование произведений масонской направленности. Одной из первых выделила элементы учения вольных каменщиков в структуре художественного произведения Л. Н. Нарышкина (1978)3, посвятив свою научную работу прозаическим произведениям М. М. Хераскова.

Соотношение поэтики и идейной выразительности литературы сентиментализма и масонской литературы изучал П. А. Орлов (1977).

Очевиден устойчивый интерес к отдельным аспектам масонской литературы Г. Г. Касарова, А. Е. Виноградова, И. В. Сучкова, А. Я. Звягильского, О. Ф. Соловьева, С. В. Аржанухина и других исследователей последних десятилетий XX - XXI веков.

В работах Т. Ж. Юсупова (1995) представлен частичный анализ повести М. М. Хераскова «Золотой прут» в контексте развития восточных мотивов в русской литературе.

А. Н. Левицкий (1996) прокомментировал свою работу как «предпосылки для дальнейшего исследования», вычленил масонские темы в творчестве Н. И. Новикова и М. М. Хераскова.

3 В скобках указан год выхода работы.

Н. И. Николаев (1997) проанализировал категории «внутреннего» человек и мира в сознании русских писателей-масонов 1770 - 80-х гг.

Г. А. Давыдов (1999) дал анализ религиозно-философским поэмам М. М. Хераскова. Поэтическую индивидуальность М. М. Хераскова изучала О. Н. Руднева (2003). В поле ее интересов, как ученого-философа, попали философские и эстетические исканиях автора.

На современном этапе одним из самых компетентных специалистов по русской масонской литературе является В. И. Сахаров. В его исследованиях отсутствуют цензурные и идеологические запреты, которые имели место в советском литературоведении при рассмотрении феномена масонства. Ученый одним из первых стал характеризовать масонство как всеобъемлющее явление в российской культуре. Кроме анализа художественной литературы, в его работах есть указания на традиции каменщиков в живописи, зодчестве, музыке, военном деле. Обращаясь к наследию авторов из лож вольных каменщиков, ученый исследует масонские произведения в разных аспектах. Они успешно разрабатываются и в трудах молодых литературоведов.

В своей монографии О. М. Гончарова (2004) определила место масонства в истории русской духовной культуры. Она подчеркнула, что плеяда ярчайших писателей XIX «золотого века» русской литературы являются кровными наследниками «золотого века» русского масонства. Ученый ссылается на пушкинскую оценку литературного «безвременья», выпавшего на XVIII век: «Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии, подобно русскому дворянству, без предков, без родословной»4.

Главной среди причин, объясняющих сложность исследования, следует назвать недостаточное количество уставов и сборников, собственно масонских материалов XVIII века, хранящихся в архивах.

4 Гончарова О. М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века / О. М. Гончарова. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 7.

Рукописный материал Императорской Публичной библиотеки и Московского Румянцевского музея был создан только в XIX столетии. В запасниках музеев в Байрейте и Михаэлисдонне в Германии, в замке Розенау близ австрийского Цветтля и в Стокгольме собраны тысячи материалов, пока недоступных широким научным кругам. Большинство документов Государственного музея истории религии в Казанском соборе (Санкт-Петербург), а также Государственного архива Тверской области -фонды Ф. Н. Глинки и П. И. Голенищева-Кутузова находятся в стадии изучения. Самый ценный исторический материал - это переписка русских братьев. Однако она представлена крайне скупо. В настоящее время исследователи только приступили к переводам документов из иностранных архивов. Много уникальных документов, к сожалению, утрачено. Были уничтожены тысячи печатных и рукописных трудов. Все это свидетельствует о том, что при изучении русского масонства ученым предстоит сделать немало.

В настоящее время специалистами разных областей знания лишь восстанавливается исторический, философский и культурный контекст последней четверти XVIII века. В условиях, когда место писателей-масонов в общем литературном процессе и процессе формирования русской прозы в последней четверти XVIII века только уточняется, обращение к повествовательным произведениям М. М. Хераскова обуславливает актуальность данной научной работы.

10

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лиманская, Юлия Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последняя четверть XVIII века отличается особым ходом литературного процесса. Социально-политическая и культурная картина русской жизни XVII - XVIII веков формировалась под воздействием внешних и внутренних факторов. Под первыми мы понимаем распространение в Европе идей Просвещения, поток которых с течением времени попал в Россию посредством иностранной литературы. Ключевое положение в системе этих идей было связано с категорией рационализма. В свете рационального мышления на первый план выходит возможность познания мира и приоритет знаний над верой. Это в значительной степени ослабило положение официальной церкви, в т. ч. и в России. Внутренние факторы, повлиявшие на особую культурно-историческую ситуацию в России, сопряжены с реформами Петра Первого и процессами секуляризации. Русское общество лишилось духовно-религиозных ориентиров, которым следовало на протяжении многих столетий.

В увеличившемся потоке западной литературы XVIII века находили отражение концепции учений, которые распространялись в эпоху Просвещения. Среди них было масонство. Под масонством понимается система взглядов, формально ведущая историю от английских лож каменщиков XII века и предлагавшая собственную модель мироздания. В ее центре образ Великого Архитектора, который олицетворяет абсолютную истину. Все люди равны перед Архитектором, поэтому называются братьями. В ходе жизни братья стремятся узнать абсолютную истину. При ее достижении на земле начнется идеальная жизнь. Условием для получения знаний является большая внутренняя работа над самим собой и исправление пороков общества. Только добродетельный и совершенный человек может вступить в духовный контакт с Великим Архитектором. Круг избранных, уже прикоснувшихся к абсолютной истине, ограничен. Для сохранения этих знаний необходимо использовать особый, зашифрованный, язык и собственную символику, поэтому в масонских кругах широкое распространение получили образы и обряды старинных английских объединений каменщиков - лож.

Масонские идеи проникли в Россию, где начали распространяться. И если первоначально умы российской интеллигенции привлекал потаенный характер учения и его обрядовость, со временем усилилось влияние идей масонства. Представители высших сословий обнаружили в нем. новые духовные ориентиры, которые были утрачены. В масонстве видели идеалы раннего христианства, когда человек в проявлении своих нравственно-моральных качеств и в процессе самосовершенствования стремился к уподоблению Богу.

Масонская деятельность затрагивала все стороны жизни русского общества. Вольные каменщики были среди политиков, военачальников, творческой интеллигенции. Значительная часть масонской жизни посвящалась благотворительности. Членами лож открывались и содержались приюты, больницы, школы, библиотеки. В годы голода масоны перечисляли существенные суммы денег в помощь нуждающимся.

Распространялись идеи масонства в значительной степени посредством литературы. Среди писателей-масонов XVIII века были М. М. Щербатов, В. А. Левшин, И. Ф. Богданович, В. И. Майков, Ф. И. Дмитриев-Мамонов, Д. И. Фонвизин. Особый интерес представляет личность и творческая судьба одного из блестящих людей своего времени М. М. Хераскова, автора повести «Золотой прут» (1782) и романа «Кадм и Гармония» (1786).

Став куратором первого российского университета в Москве, он «посеял» идеи масонства в интеллектуальном ядре общества. Современники называли его «российским Гомером» за целую эпоху в истории отечественной поэзии. Система образов и символов, отражающих масонское мировоззрение автора, сложилась в его поэтических сочинениях. С течением времени, когда писатель обратился к повествовательным жанрам, он использовал ее в прозаических произведениях.

Свои масонские представления он излагал и в новом жанре романа, пройдя путь творческого развития от «восточной» повести до крупной прозаической формы. В этом свете интерес представляет анализ проблематики и поэтики «восточной» повести «Золотой прут», в которой определились основная тема, идеи, мотивы и художественные приемы, которые писатель позднее будет использовать в других прозаических произведениях.

В период творческой и собственно масонской деятельности М. М. Хераскова сложность заключалась в том, что русская литература не могла предложить эффективного инструмента передачи масонских знаний. Жизнь во всех ее многогранных проявлениях была предметом изображения прозаических произведений. Однако в соответствии с установками классицизма ведущие позиции принадлежали поэзии.

Прозаические жанры древнерусской литературы - эпос, истории, сказки - не соответствовали новой исторической действительности. Необходим был принципиально новый жанр прозы, который был востребован и в котором бы нашли отражение духовные потребности русского общества XVIII века. Таким жанром стал роман.

В начале русские романы были переводами европейских сочинений. С течением времени стали появляться оригинальные русские произведения. В 1730 году В. К. Тредиаковский перевел и дополнил собственными главами любовный роман П. Тальмана «Езда в остров любви». Новый художественный материал получил признание у российского читателя.

В России появилось множество переводных романов, среди которых были достойные сочинения, а также книги второсортных авторов. Читателя привлекала сложная любовная коллизия произведений.

Масонских писателей такая ситуация не устраивала. М. М. Херасков осуждал развлекательный характер первых романов. Ему было необходимо передавать через литературу мысли вольных каменщиков.

Со временем масоны расширили проблематику романа. Стали появляться романы воспитания, политические, философские и прочие виды. В определенном смысле, масонство - это альтернатива учения энциклопедистов и официальной церкви, поэтому в своих прозаических произведениях масон М. М. Херасков поднимал самый широкий круг проблем: социально-политическое устройство государства, утверждение морально-нравственны категорий, религиозных и философских аспектов мироздания. Одной из основных для масонов была идея братства. Она объединяла всех людей в одну большую семью, руководимую мудрым отцом.

М. М. Херасков давал высокую оценку роли литературы в жизни общества. Она являлась средством передачи масонских идей широкому кругу читателей (не прямо, а при помощи системы выразительно-художественных средств). Это содействовало формированию в каждом человеке «внутренней» церкви (И. В. Лопухин). В свете этого вольные каменщики положительно оценивали социальную значимость писателя.

Подчеркнем, что обособление романа в последней четверти XVIII века еще условно. Жанр отличался синтетическим характером. Здесь соединялись разные виды романа, а также элементы других прозаических жанров: эпоса, повести, истории, сказки и др. Например, «Золотой прут» называют повестью и романом. Жанровая специфика романа только формировалась, впервые была выделена литературоведческая категория вымысла.

Писатели-масоны разрабатывали свод тем и поэтику романа. В частности, речь идет об усилении позиций отдельной личности в литературе, судьба которой интересовала вольных каменщиков. И хотя система образов на протяжении длительного периода времени делилась в соответствии с классицистическими принципами на положительных и отрицательных героев, масоны постепенно усложняли характеры своих персонажей. Мир художественного произведения наполнялся страстями и перипетиями обычной жизни. Это хорошо прослеживается в херасковских произведениях.

Впервые в русской литературе у М. М. Хераскова образ правителя (кормчего), власть которого должна основываться на законности и справедливости, не противопоставлялся дворцовому окружению, а выступал с ним в единстве. Существенное внимание уделялось образу автора.

Тайное учение масонов требовало зашифрованного изложения, поэтому художественное своеобразие «Золотого прута» и «Кадма и Гармонии» отличается богатством символики и использованием разных мотивов. Среди ключевых символов масонской прозы выделяются оливковая ветвь (как вариант: ветвь акации или пальмовая), пирамида, камень, пчелиные соты, цепи, мудрый старец, сосуд и другие. М. М. Херасков разрабатывал мотив слепоты, мотив сна, мотив пути. Передаче потаенного смысла зашифрованных масонских произведений способствовало использование системы тропов, активное формирование которой пришлось на последнюю четверть XVIII века.

Масоны внесли большой вклад в развитие языка художественного произведения. В прозаических сочинениях М. М. Хераскова, наряду с витиеватыми конструкциями, свойственными древнерусской риторике, употребляются разговорные обороты. Это способствовало демократизации русского языка. Кроме этого, писатель плотно использовал недавние заимствования из европейских языков. Например, масоны закрепляли в практике русского языка такие слова, как «республика», «кристалл», «предприятие», «металл», «сибарит». Мы не допускаем мысли, что это была лексика зашифрованного языка масонов. На наш взгляд, М. М. Херасков и другие писатели-масоны чаще пользовались этими заимствованиям. Это было необходимо, чтобы решать задачи распространения в русском обществе идей масонства.

Вопросы поэтики и проблематики произведений рассматривались в теоретических работах - трактатах, статьях, заметках по поводу. Кроме литературной деятельности, члены лож вольных каменщиков открывали типографии, в которых издавалось большое число книг и журналов. Несмотря на то, что большинство из них находилось в Петербурге и Москве, солидные тиражи печатной продукции поступали во многие города России.

По своему содержанию масонство не было однородным. В нем параллельно развивались разные течения. Разные ложи масонов отдавали предпочтения отдельным аспектам этого учения, часто - формальным. Например, некоторые вольные каменщики сводили его к алхимическим опытам в поиске философского камня, который поможет познать истину. Это не должно искажать главной мысли учения - стремление человека к уподоблению божественной сущности и достижение мировой гармонии.

В целом, в последней четверти XVIII века масонство, затрагивавшее все сферы жизни русского общества, носило характер духовно-просветительского учения.

После большого перерыва, наступившего в начале XX века в силу особенной исторической ситуации, литературоведы вновь обратились к исследованию проблематики и поэтики масонской литературы. И хотя первые труды советского периода приходятся на 1970-е годы, материала для исследования еще достаточно. Не открыты архивы, часть личной переписки каменщиков вывезена за границу. Но даже доступные и достаточно известные литературоведам тексты последней четверти XVIII столетия, в т. ч. «Золотой прут» и «Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, нуждаются в целостном анализе, который позволит выявить характер масонской проблематики и поэтики. Это особенно важно для восстановления знаний о литературном процессе: использовав традиции древнерусской литературы, масонская литература сделала возможным появление предромантизма и сентиментализма (В. И. Сахаров), подготовила наступление XIX века великой русской литературы.

142

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.