Протестантизм в Татарстане: основные этапы и особенности развития :XVIII в. - 80-е гг. XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.13, кандидат исторических наук Корнилов, Игорь Петрович

Диссертация и автореферат на тему «Протестантизм в Татарстане: основные этапы и особенности развития :XVIII в. - 80-е гг. XX в.». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 153938
Год: 
2003
Автор научной работы: 
Корнилов, Игорь Петрович
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
09.00.13
Специальность: 
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры
Количество cтраниц: 
173

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Корнилов, Игорь Петрович

Введение

Глава 1. Возникновение и распространение протестантизма в

Казанской губернии (конец XVIII - начало XX вв.)

§ 1. Евангелическо-лютеранская церковь Казани в дореволюционный период

§ 2. Возникновение евангельско-баптистского движения в

Казанской губернии

Глава 2. Протестантские организации в Татарстане (20-е середина 50-х гг. XX в.)

§ 1. Казанская евангелическо-лютеранская община

§ 2. Евангельско-баптистские общины в Татарской республике

Глава 3. Протестантские организации в Татарстане (середина

50-х гг. - 80-е г. XX в.

§ 1. Немецко-лютеранская община пос. Уруссу

§ 2. Евангельско-баптистские общины в ТАССР: динамика развития и внутренние процессы

§ 3. Появление и развитие движения пятидесятничества в ТАССР

§ 4. Адвентисты седьмого дня в ТАССР

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Протестантизм в Татарстане: основные этапы и особенности развития :XVIII в. - 80-е гг. XX в."

Актуальность темы исследования. Специфика исторического развития Татарстана, как и многих регионов России, обуславливается его многонациональным и поликонфессиональным характером. Ислам, православие, протестантизм, католицизм, иудаизм на протяжении нескольких столетий мирно сосуществуют на его территории. В отличие от ислама и православия, протестантизм в Татарстане явление более позднее, но оно, несомненно, является важной составляющей частью истории этого региона России и современной религиозной ситуации в республике.

Несмотря на почти трехсотлетнюю историю протестантизма в Татарстане, он, до сих пор, не был предметом специального исследования. Возросший интерес к религии, вовлеченность религиозных институтов в общественно-политическую жизнь страны и республики требуют объективного исследования места и роли протестантских организаций в Татарстане.

Исторический опыт распространения протестантизма в Татарстане, условия его развития и складывания отношений с государством важны для формирования взвешенной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений применительно к протестантским объединениям.

Степень научной разработанности проблемы. Истории протестантизма в России и отдельным протестантским объединениям, посвящено большое количество литературы самых различных жанров: монографий, сборников, научных, популярных и публицистических брошюр и статей. Эта литература неоднородна как по своему научному уровню, так и по идеологической направленности. Наряду с представителями самих протестантских церквей, историей протестантизма в России занимались учёные - историки, этнографы, религиоведы, православные богословы и миссионеры, пропагандисты научного атеизма. В дореволюционный период большинство работ было посвящено лютеранству и штундизму, в советское время - широко понимаемому «сектантству» как таковому, а также баптизму и иеговизму, в меньшей мере - адвентизму и пятидесятничеству. Крайне мало исследований посвящено изучению протестантизма в целом и его особенностям в регионах России.

Следует отметить, что обстоятельный историографический обзор проблемы применительно к лютеранству - конфессии, имеющей наибольший срок укорененности в России, содержится в монографии О.В. Курило1.

Начало изучению протестантизма в России, в первую очередь, лютеранства и, отчасти, реформатства, положили немецкие авторы - пасторы Евангелическо-лютеранской церкви - Б. Вегеций, А.Ф. Бюшинг, И.Х. Грот. В их работах есть упоминания о лютеранской общине в Казани. Среди немецких авторов-лютеран следует особо отметить И.Ф. Эрдмана, который сам прожил в Казани семь лет, опубликовал в 1822-1862 гг. свой труд «Сведения о России». В нем он скрупулезно описывает Казань, её жителей, в том числе, проживавших здесь иностранцев-протестантов.

Первыми из отечественных историков к изучению обстоятельств возникновения и распространения протестантских церквей в России обратились И.М. Снегирев, И.И. Соколов и Д.В. Цветаев, в значительной мере опираясь на труды своих немецких предшественников и на свои архивные изыскания. И.И. Соколов в своих работах сосредоточил внимание на том воздействии, которое протестантизм оказал на духовную жизнь русского общества. Его труд вызвал критическую реакцию со стороны славянофилов.

Ряд книг и статей посвятил истории протестантизма в России Д.В. Цветаев. Его заслугой явилось введение в научный оборот большого числа

1 Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI - XX вв.). М., 1996.

2 Erdmann J.F. Beitrage zur Kenntnis des Innern von Russiand. Bd.l, Riga - Dorpat, 1822.

3 Соколов И.И. Отношение протестантизма к России в XVI - XVII веках. М., 1880; Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М.,1890; Снегирев И.М. О начале и распространении лютеранских и реформатских церквей. М.,1862. архивных источников по истории протестантизма, главным образом, об отношении российского государства к протестантам.

Все эти работы посвящены в основном истории лютеранства и, в меньшей степени, реформатства и ограничены периодом XYI - XYII вв.

В конце XIX - начале XX вв. в поле зрения исследователей оказывается, сектантство протестантского направления - штундизм, баптизм, евангельское христианство и адвентизм. Среди авторов есть и приверженцы либерально-народнической традиции - А.С. Пругавин, С.П. Мельгунов, и чиновник Министерства внутренних дел С.Д. Бондарь.1 А.С. Пругавин и С.П. Мельгунов стремились доказать «отечественный» характер и происхождение религиозного сектантства, включая баптизм.

Другая часть литературы, посвященной протестантизму в России, представлена трудами православных богословов и миссионеров. Большинству из них присуща критическая направленность. И, если по отношению к лютеранству и реформатству, имевших в Российской империи статус признанных «иностранных исповеданий», авторы относились корректно, то работы о штундизме, баптизме, евангельском христианстве и адвентизме, носили, как правило, обличительный характер. Тем не менее, без обращения к церковно-миссионерской литературе, как к источнику сведений о различных направлениях протестантизма, особенно в конкретных регионах, обойтись невозможно. Например, при всей тенденциозности работ епископа Алексия (Дородницина) они представляют несомненный интерес для исследователя, так как содержат важные сведения о начальном периоде распространения штундизма и баптизма в России.

С позиций российского законодательства и церковного права рассматривал историю протестантизма в России протоиерей профессор Т.И Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905; Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России в XIX веке. Старообрядчество. Религиозные гонения. Сектантство // «Задруга». М., 1919; Бондарь С.Д. Современное состояние русского баптизма. СПб., 1911; Он же. Адвентизм седьмого дня. СПб., 1911.

2 Дородницин А. Религиозное движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909; Епископ Алексий. Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908.

Буткевич.1 Освещая устройство и законоположения о лютеранском вероисповедании, занимаясь изучением русского сектантства, он категорически отрицал социально-культурную обусловленность появления и распространения российского протестантизма.

У истоков марксистского этапа историографии вопроса стоял В.Д. Бонч-Бруевич, чьи работы по истории религиозного сектантства сохраняют свою значимость. Он, как и П.А. Красиков,3 пытался, преодолевая устоявшиеся православно-миссионерские оценки, выявить неоднородность и классовое расслоение внутри религиозных общин. Статьи о сектантах в первое десятилетие после Октябрьской революции выглядели, в отличие от публикаций по православию, менее тенденциозными. В них прослеживаются попытки использования «элементов демократического протеста», присущего сектантству, в кооперативном строительстве.

С середины 20-х гг. XX в. меняется подход к освещению проблем протестантизма. Литература теряет исследовательский характер и переходит в разряд идеологической, оправдывающей произвол в отношении верующих и религиозных организаций.

Работы, посвященные лютеранству, вышедшие в 20-30 гг., - J1. Брандта, В. Вогау, А. Рейнмаруса и Г. Фризена ставили своей главной целью распространение атеистических взглядов среди немецкого населения.4

Работы Б. Тихомирова и А. Ярцева (конца 20-х гг.) посвящены баптизму и евангельскому христианству. Они содержат обширный, хотя и тенденциозный, материал, относящийся к истории и социальной характеристике этих конфессий.5

1 Буткевич Т.И. Протестантство в России (Из лекций по церковному праву). Харьков, 1913; Он же. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910.

2 Бонч-Бруевич В.Д. Кривое зеркало сектантства. М., 1922; Он же: Раскол и сектантство в России // Избранные сочинения. Т.1. О религии, религиозном сектантстве и церкви. М., 1959.

3 Красиков П.А. Ведают ли что творят? // Революция и церковь. 1920. № 9; Он же. На церковном фронте. М„ 1923.

4 Брандт Л. Лютеранство и его политическая роль. Л., 1931; Вогау В.Антирелигиозная пропаганда в немецких деревнях и Союз атеистов. Харьков, 1927; Рейнмарус А., Фризен Г. Под гнетом религии: немцы колонисты СССР и их религиозные организации. М.; Л., 1931.

5 Тихомиров Б. Баптизм и его политическая роль. М.; Л., 1929; Ярцев А. Секта евангельских христиан. М., 1928.

В этот период появляются первые исследования по отдельным течениям в протестантизме. Импульсом для создания таких работ послужил семинар, организованный известным этнографом и историком религии профессором Н.М. Маториным. В их числе первые работы известного религиоведа А.И. Клибанова о меннонитах и адвентистах.1

Далее объективный научный подход к исследованию протестантизма все более вытеснялся антирелигиозно-пропагандистским. С середины 30-х и до конца 50-х гг. не появилось практически ни одного серьезного исследования о протестантизме.

Начиная с 60-х гг., стали появляться новые серьезные исследования. В первую очередь, необходимо отметить фундаментальные труды А.И. Клибанова.2 Он рассматривает российский протестантизм (в рамках сектантства) как совершенно конкретное, по своим временным рамкам и социальной природе, реформационное движение, имеющее внутреннюю логику развития. Привлекая массу источников, он детально характеризует прошлое баптизма на русской почве, начиная с его возникновения и кончая советским периодом истории. Стоит отметить детальный анализ внутренних противоречий, существовавших в отечественном баптизме. Безусловный интерес представляет раздел, посвященный адвентизму. Большой заслугой автора является организация социологических исследований протестантизма.

В религиоведческой науке 60-х -80-х гг., в отличие от исследований 20-х - 30-х гг., в большинстве случаев отсутствовали признаки прямолинейной антирелигиозной направленности.

Наибольшее количество работ этого времени было посвящено баптизму. Среди них наиболее содержательными являются труды З.В. Клибанов. А. Меннониты. М; Л., 1931; Он же. Адвентисты. Л., 1931.

2 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., 1965; Он же. Религиозное сектантство и современность. М, 1969.

Калиничевой, А.И. Клибанова, Г.С. Лялиной, И.А. Малаховой, JI.H. Митрохина, Э.Г. Филимонова.1

Меньше исследований было посвящено пятидесятничеству. Среди них стоит выделить работы В.Д. Граждана, В.И. Мельник, А.Т. Москаленко. Истории и современному состоянию адвентизма посвятили свои работы А.В. Белов, Г.П. Жосан. Интерес для исследователя представляют коллективные труды по христианскому сектантству, вышедшие в 70-е гг.4

Первым справочным пособием по протестантизму стал словарь «Протестантизм» не потерявший своей значимости и актуальности по сей день.5 Все эти работы выходили под рубрикой «научно-атеистическая литература», что накладывало определенный отпечаток на их содержание и подход к объекту исследования.

Новым этапом в изучении протестантизма в постсоветский период стали соответствующие разделы в изданиях кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ 6, а также раздел в коллективной работе «Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь».7

Особую важность имеют монографии JI.H. Митрохина, В.И. Мельник.8 Академик Л.Н. Митрохин в своем капитальном исследовании на примере баптизма раскрыл социально-исторические и духовно- идеологические предпосылки возникновения феномена российского протестантизма, те

Баптизм и баптисты. Минск, 1969; Калиничева З.В. Социальная сущность баптизма. 1917-1929 гг. Л., 1972; Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. М., 1967; Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность М., 1977; Она же. Новые тенденции в идеологии баптизма. М., 1979; Малахова И.А. Современный баптизм: идеология и деятельность. М., 1987; Митрохин Л.Н. Баптизм и современность. М., 1964; Он же. Баптизм. М., 1966; Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. М., 1968.

2 Граждан В.Д. Вероучение и мораль пятидесятников. М„ 1989; Мельник В.И. Эволюция современного пятидесятничества. Львов, 1985; Москаленко А.Т. Пятидесятники. М., 1966.

3 Белов А.В. Адвентизм. М., 1973.; Жосан Г.П. Адвентизм и второе пришествие. Кишинев, 1984.

4 Критика религиозного сектантства. (Опыт изучения религиозного сектантства в 20-х - начале 30-х годов). М„ 1974; Вопросы научного атеизма. Вып. 24: Эволюция христианского сектантства в СССР. М., 1979.

5 Протестантизм: словарь атеиста. М., 1990.

6 Государственно-церковные отношения в России. М.,1995; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М.,1997; История религий в России. М., 2001.

7 Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь в России. М., 1995.

8 Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997; Мельник В.И. Молодежь в пятидесятничестве: поиски идеала. Львов, 1992. сложные и противоречивые процессы, которые были присущи евангельскому христианству и баптизму в XX веке.

С возрождением Евангелическо-лютеранской церкви усилился интерес исследователей к истории лютеранства в России. В 90-х гг. публикуют свои работы А. Бобылёв, О.В. Курило, О.А. Лиценбергер, Т.Н. Плохотнюк, появилось справочное издание Е.Е. Князевой, Г.Ф. Соловьевой.1

В последние десятилетия XX в. появляются издания по истории протестантизма, написанные представителями протестантских церквей. Пионерами были евангельские христиане-баптисты, издав фундаментальный коллективный труд «История евангельских христиан-баптистов в СССР» и ряд других работ.2 Труды по истории своих церквей издали христиане веры евангельской и адвентисты седьмого дня.3 Необходимо отметить выход в свет работы американского исследователя В. Заватски.4

Работ, содержащих информацию о протестантах в бывшей Казанской губернии и Татарской АССР, выявлено немного. Помимо упомянутого труда А.Ф. Эрдмана, имеются публикации казанских авторов - краеведов М. Пинегина и Н. Калинина, которые показывают картину дореволюционной Казани и роль немцев-лютеран в жизни города.5 Интерес для исследователя представляет статья Л. Климовича.6 В 60-е годы в республике появилось несколько брошюр, посвященных баптизму и носящих ярко обличительный

Бобылев А. История и правовое положение Лютеранской церкви в России до 1917 года. // Наша церковь. 1996. № 3-5. C.43-5I; Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI - XX вв.). М., 1996; Она же. Лютеране в России (XVI - XX вв.). Фонд «Лютеранское наследие», 2002; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917-1938). М., 2000; Плохотнюк Т.Н. Положение Евангелическо-лютеранской церкви в России (конец XIX - нач. XX вв.) // Российские немцы: Проблемы истории языка и современного положения. М, 1996. С.312-321.; Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы России. XVIII - XX вв.: Исторический справочник. 4.1. СПб., 2001.

2 История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.,1989; Альманах по истории русского баптизма. СПб., 1997; Попов В.А. И.С. Проханов. Страницы жизни. СПб., 1996; Проханов И.С. В котле России. Б.м.,1992;. Савинский С.Н. История русско-украинского баптизма. Одесса,1995.

3 Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993; Мацанова А.Г., Мацанов П.А. По тернистому пути. М., 1995; Парасей А.Ф., Жукалюк Н.А. «Бедная бросаемая бурей.» - Исторические очерки к 110- летнему юбилею церкви адвентистов седьмого дня в Украине. Киев, 1997; Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа. Мариуполь, 1999; Он же. Просила Россия дождя у Господа. Том второй. Киев, 2002.

4 Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны. М., 1995.

5 Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. СПб., 1890; Калинин Н. Казань 18 века. Казань, 1929.

6 Климович Л. Сектантство в Татарской республике (краткий обзор) // Антирелигиозник. 1928. № 5. характер.1 В характерном жанре «почему я порвал с религией» написаны брошюры бывшего активного члена казанской церкви ЕХБ М. Герасимова.2

Хронологические рамки исследования определяются его предметом. Исследование охватывает период с конца XVIII в., времени возникновения первой протестантской общины на территории края, до конца 80-х гг. XX в., т.е. до окончания советского периода истории Татарстана. Общей чертой всего означенного периода является то, что протестантские церкви (общины) существовали в условиях либо частичной, как лютеране в дореволюционное время, либо абсолютной религиозной несвободы.

История развития протестантизма в последнее десятилетие XX в., когда ситуация кардинально изменилась, еще ждет своего исследователя, поскольку, на сегодняшний день, не сформировалась источниковая база, позволяющая объективно оценить сложные процессы, происходящие в религиозной среде и в государственно-конфессиональных отношениях в постсоветских условиях.

Территориальные рамки исследования включают в себя территорию гп и

Татарстана, которая, в изучаемый период, претерпевала поэтапную реорганизацию административно-территориального деления. Казанская губерния включала в себя Казанский, Козьмодемьянский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский, Тетюшский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Ядринский уезды. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР (1920 г.) на этой территории была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. В нее вошла большая часть уездов Казанской губернии (кроме Козьмодемьянского, Царевококшайского, Цивильского, Чебоксарского, Ядринского), а также несколько уездов и волостей бывших Симбирской, Самарской, Уфимской и Вятской губерний. В 1991 г. ТАССР преобразуется в Республику Татарстан. Клячкин Г. Сектантство и его сущность. Казань, 1959; Шишкин А., Шофман А. Кто такие евангельские христиане-баптисты? Казань, 1961; Шишкин А. Идеология современного религиозного сектантства. Казань, 1962.

2 Герасимов М.М. Баптизм? Я - против! Казань, 1961; Он же. Наедине с совестью (размышления баптиста порвавшего с религией). Казань, 1972.

В исследовании рассматривается деятельность протестантских объединений на территории, которую занимает ныне Республика Татарстан.

Целью исследования является изучение возникновения и развития протестантизма на территории Татарстана в контексте государственно-конфессиональных отношений. В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи'.

• выяснить исторические обстоятельства возникновения протестантизма на территории края;

• определить основные этапы в развитии протестантских организаций на территории Татарстана;

• изучить социальный состав, демографические и этнокультурные характеристики и динамику развития протестантских организаций в регионе;

• исследовать и оценить роль и место протестантских организаций в общественно-политической жизни Татарстана;

• исследовать эволюцию взаимоотношений государства и протестантских организаций в Татарстане.

Методологической основой исследования являются принцип историзма и историко-хронологический подход к изучению социокультурных явлений, к каковым относится протестантизм, как одно из направлений христианства. С целью выявления особенностей развития протестантизма в Татарстане проведен конкретно-исторический, системный, структурно-функциональный анализ и обобщение исторического материала на основе научного сопоставления источников, относящихся к исследуемой проблеме. Возникновение и развитие протестантизма в Татарстане рассматривается в системной связи с общероссийскими процессами формирования российского протестантизма.

Методологически важным для исследования было высказанное Р.А. Лопаткиным положение о том, что «в целом появление протестантизма в России следует рассматривать в рамках более широкого и значимого явления встречи двух цивилизаций: российской (в основе своей православной), ещё недавно освободившейся от ордынского доминирования и нуждавшейся в дополнительных импульсах для преодоления двухвековой задержки в развитии, и западноевропейской, совершившей к тому времени в результате сначала Ренессанса, а затем Реформации значительный скачок в своем экономическом, политическом и духовном развитии. Россия принимала приезжавших сюда иностранцев из протестантских стран Европы не как представителей другой веры, а как носителей необходимых ей достижений западноевропейской культуры и экономики: мастеров, специалистов в различных областях знаний, культуры, производства и военного дела, ещё не получивших развития в России, как обладателей капиталов и представителей международной торговли».1

Источниковая база исследования представляет собой комплекс документов и материалов, включающий законодательные, делопроизводственные, судебно-следственные и мемуарные источники, а также материалы периодической печати.

Из опубликованных источников при подготовке диссертации использованы: сборники законодательных и нормативных актов, литературные источники, материалы советских органов и партийных организаций, статистические сведения.

Основным видом источников является делопроизводственная документация государственных, административных, партийных и судебных учреждений и религиозных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Татарстана, и отложившаяся в фондах Национального архива Республики Татарстан (РТ), Центрального государственного архива историко-политической документации РТ, текущего архива Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ и личного архива автора.

Лопаткин Р.А. Протестантизм в России // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 327.

Главная трудность поиска в архивах заключалась в разрозненности хранения документов, относящихся к проблеме диссертационного исследования, что потребовало просмотра и изучения крупных массивов источников в республиканских архивах.

Подавляющее число документов, освещающих историю протестантизма в Татарстане, было обнаружено в Национальном архиве Республики Татарстан.

Фонд «Казанского университета» (ф.977) позволяет проиллюстрировать роль лютеран в становлении и развитии науки и образования в Казанской губернии. На основе документов фондов «Канцелярии казанского губернатора» (ф. 1), «Казанского губернского правления» (ф.2) стало возможным проследить возникновение и развитие баптизма в Казанской губернии в дореволюционный период и отношение губернских властей к зарождавшемуся евангельско-баптистскому движению. Материалы фонда «Казанского губернского жандармского управления» (ф.199) существенно дополняют картину и позволяют более точно описать участников этого движения, его географию. Здесь представлены агентурные сведения, донесения уездных исправников о сектантах, следственные материалы по первой общине евангельских христиан в Казани. Фонды «Казанской духовной консистории» (ф.4), «Казанской духовной академии» (ф.10) позволяют изучить формы и методы миссионерской деятельности евангельских христиан и баптистов, процесс перехода из православия в баптизм, усилия православной церкви по борьбе с сектантством.

Материалы по закрытию лютеранской церкви, молитвенных домов, информация о составе религиозных общин, просьбы о выделении помещений для молитвенных собраний, материалы VI краевого съезда евангельских христиан сосредоточены в фонде «Центрального исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ТАССР» (ф. Р-732). Заявления о регистрации общин, предоставлении помещений для молитвенных собраний отложились в фонде «Народного комиссариата внутренних дел ТАССР» (ф. Р-5852). Сведения о протестантских общинах и группах в первые десятилетия советской власти дает фонд «Татарского республиканского совета Союза воинствующих безбожников» (ф. Р-5263). Фонд «Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по ТАССР» (ф. Р-873) позволяет восстановить картину государственно-конфессиональных отношений с конца 40-х до начала 90-х гг. XX в.

На материалах Центрального государственного архива историко-политической документации РТ освещено развитие протестантизма в Татарстане и взаимоотношения государства и протестантских организаций в советский период истории. Безусловный интерес представляет фонд Татарского республиканского комитета Коммунистической партии (Ф.15). В нем представлены отчеты, информации, справки, решения партийных органов по усилению атеистической работы, сведения о деятельности баптистов и пятидесятников в республике.

Впервые вводятся в научный оборот материалы архива Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ, в котором представлен широкий комплекс источников по деятельности протестантских организаций и их взаимоотношениям с государством с конца 40-х гг. до начала 90-х гг. XX в. Материалы архива отличаются своей полнотой от тщательно отфильтрованных документов, переданных ранее на хранение. Автором было разобрано, описано и систематизировано по деноминациям большое количество документов. В итоге сформировались дела по баптистским общинам в Казани, Елабуге, Чистополе. В отдельный комплекс выделены документы по расколу в евангельско-баптистском движении. Представлены материалы по истории пятидесятничества и адвентизма. Предполагается после окончательной обработки передать эти комплексы документов на хранение в Национальный архив РТ.

В процессе работы над исследованием у автора сформировался личный архив. В него вошли: записи бесед с представителями протестантских организаций; материалы, переданные бывшими сотрудниками Совета; воспоминания верующих; копии документов из архивов религиозных организаций; литература, издававшаяся подпольно религиозными организациями в 60-е - 80-е гг. XX в.

В работе над исследованием были использованы материалы местной периодической печати - «Казанский телеграф», «Советская Татария», периодическая печать религиозных организаций - лютеранский журнал «Наша церковь», баптистский «Братский вестник» и др.

Научная новизна исследования определяется тем, что настоящая диссертация является первым целостным описанием процесса возникновения и развития протестантизма в Татарстане. Впервые предметом специального рассмотрения стали такие вопросы, как время появления протестантов в регионе, количественная, социальная и тендерная характеристики протестантских общин, этапы и особенности развития протестантизма в Татарстане, формы и методы миссионерской деятельности. Широкий круг неопубликованных источников из архивов Татарстана и впервые введенного в научный оборот архива республиканского Совета по делам религий позволил выявить региональные особенности государственной политики в отношении протестантских организаций.

В результате проведенного исследования установлено, что:

• процесс возникновения и развития протестантских церквей и объединений в Татарстане явился частью общего процесса проникновения и укоренения в России различных направлений протестантизма, который, в свою очередь, был выражением более широкого явления встречи и взаимодействия на территории России двух цивилизаций: российской, в основе своей православной, и западноевропейской, в значительной мере сформировавшейся под влиянием протестантизма;

• процесс распространения в Татарстане различных направлений протестантизма имел свои особенности, определявшиеся тем, что он проходил в полиэтничном регионе. Это находило выражение в формировании немецко-лютеранской церкви как, своего рода, этноконфессиональной общности и в направленности, особенно на первых этапах, миссионерской работы евангельских христиан-баптистов на группы национальных меньшинств (чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов);

• становление и распространение протестантских исповеданий в Татарстане в целом прошло те же этапы, что и в России, в некоторых случаях со смещением на более поздние сроки по сравнению с другими регионами страны. Изучение характера протекавших процессов и их типических признаков позволило выделить три этапа: 1) от возникновения первой лютеранской общины до 1917 г.; 2) от установления Советской власти до середины 50-х гг. XX в. и 3) с середины 50-х гг. до конца 80-х гг. XX в. Этапы отличаются особенностями внутреннего развития протестантских конфессий в Татарстане, характером государственно-конфессиональных отношений и политики государства по отношению к протестантским объединениям.

• появление и деятельность протестантских церквей и объединений на протяжении изучаемого периода изменяли структуру конфессионального пространства и, одновременно, становились значимым фактором социокультурной ситуации в регионе;

• изучение истории протестантизма в Татарстане и учет исторического опыта их взаимоотношений с государством составляют важную предпосылку для выработки и проведения взвешенной политики государственных органов в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в образовательном процессе для создания учебных пособий и учебно-методических материалов, при чтении курсов истории религии, религиоведения, государственно-конфессиональных отношений в высших учебных заведениях, на курсах переподготовки управленческих кадров государственной службы.

Выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть учтены при проведении органами государственного управления вероисповедной и национальной политики в регионе.

Исследование позволит определить пути налаживания партнерских отношений между государством и протестантскими организациями.

Полученные результаты могут быть использованы при составлении конфессиональной карты России и изучении закономерностей развития протестантских организаций России.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях. Выводы и предложения доводились до сведения администрации и общественности в аналитических записках, докладах и сообщениях на научных конференциях, семинарах, «круглых столах» и курсах повышения квалификации для государственных служащих Республики Татарстан.

Диссертация обсуждалась на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите. Структура работы подчинена проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Заключение диссертации по теме "Религиоведение, философская антропология, и философия культуры", Корнилов, Игорь Петрович

Заключение

В результате двухсотлетнего развития протестантизма в Татарстане, как и в России в целом, протестантские объединения заняли свою нишу в социокультурном пространстве республики, обрели своих прихожан из числа местного населения.

История развития протестантизма в Татарстане дает больше оснований говорить о формировании феномена российского протестантизма. Последнее десятилетие свидетельствует о возрастающей . социальной активности протестантских церквей и их стремлении направить свое социальное служение на пользу российскому обществу. На наш взгляд, это направление деятельности должно находить понимание и поддержку со стороны органов государственной власти. Такое сотрудничество будет служить консолидации общества и решению стоящих перед ним проблем, формированию установок толерантного сознания в нашем обществе.

Возникший в Казанской губернии в конце XVIII в. протестантизм проделал более чем двухсотлетний путь развития от Казанской евангелическо-лютеранской церкви, объединенной, по этническому признаку до многочисленных полиэтнических общин пятидесятников и адвентистов седьмого дня по всей республике.

Концептуально обобщая результаты исследования можно сказать, что: • процесс возникновения и развития протестантских церквей и объединений в Татарстане явился частью общего процесса проникновения и укоренения в России различных направлений протестантизма, который, в свою очередь, был выражением более широкого явления встречи и взаимодействия на территории России двух цивилизаций: российской, в основе своей православной, и западноевропейской, в значительной мере сформировавшейся под влиянием протестантизма;

• процесс распространения в Татарстане различных направлений протестантизма имел свои особенности, определявшиеся тем, что он проходил в полиэтничном регионе. Это находило выражение в формировании немецко-лютеранской церкви как, своего рода, этноконфессиональной общности и в направленности, особенно на первых этапах миссионерской работы евангельских христиан-баптистов, на группы национальных меньшинств (чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов);

• становление и распространение протестантских исповеданий в Татарстане в целом прошло те же этапы, что и в России, в некоторых случаях со смещением на более поздние сроки по сравнению с другими регионами страны. Изучение характера протекавших процессов и их типических признаков позволило выделить три этапа:

1. от возникновения первой лютеранской общины до 1917 г.;

2. от установления Советской власти до середины 50-х гг. XX в. ;

3. с середины 50-х гг. до конца 80-х гг. XX в.

Этапы отличаются особенностями внутреннего развития протестантских конфессий в Татарстане, характером государственно-конфессиональных отношений и политики государства по отношению к протестантским объединениям.

• появление и деятельность протестантских церквей и объединений на протяжении изучаемого периода изменяли структуру конфессионального пространства и, одновременно, становились значимым фактором социокультурной ситуации в регионе;

• изучение истории протестантизма в Татарстане и учет исторического опыта их взаимоотношений с государством составляют важную предпосылку для выработки и проведения взвешенной политики государственных органов в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Поисковая работа выявила разнообразный комплекс источников, позволяющий восстановить картину развития протестантизма в республике с момента начала его распространения до 90-х гг. XX в.

С начала 90-х гг. XX в. происходят резкие изменения на конфессиональной карте Татарстана. Период 1992 - 1994 гг. характеризуется бурным ростом протестантских организаций. Миссия «Волга - 92», приезды зарубежных проповедников собирали стадионы и дворцы культуры в городах республики. В 1993 г. в республике было зарегистрировано 25 протестантских организаций, против 2 в 1986 г. Тенденция к росту протестантских организаций сохранялась до 1996 г. К традиционным уже лютеранам, евангельским христианам-баптистам, адвентистам седьмого дня добавились новые пятидесятнические церкви, новоапостольская церковь, Свидетели Иеговы, мормоны. К концу XX в. на территории Татарстана действовало 39 зарегистрированных протестантских организаций. В настоящее время протестантские церкви и объединения занимают третье место по количеству общин в республике, после ислама и православия.

История развития протестантизма в последнее десятилетие XX в., когда ситуация кардинально изменилась, еще ждет своего исследователя, поскольку на сегодняшний день еще не сформировалась источниковая база, позволяющая объективно оценить сложные процессы, происходящие в религиозной среде и в государственно-конфессиональных отношениях в постсоветских условиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Корнилов, Игорь Петрович, 2003 год

1. Источники:1. Опубликованные источники

2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 52.

3. Гидулянов В.П. Церковь и государство по Законодательству РСФСР. -Сб. узаконений и распоряжений с разъяснениями НКЮ. М., 1923.

4. Законодательство о религиозных культах. М.: Юридическая литература, 1977. - 335 с.

5. Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993.- 324 с.

6. Князева Е.Е., Соловьева Г.Ф. Лютеранские церкви и приходы России. XVIII XX вв.: Исторический справочник. 4.1. - СПб.: Гуманитарное информационное издательское агентство «Литера», 2001.- 296 с.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1978.

8. Критика религиозного сектантства. (Опыт изучения религиозного сектантства в 20-х начале 30-х годов). / Общ. ред. и предисловие А.И. Клибанова. Сост. и авт. примечаний Г.С. Лялина. - М.: Мысль, 1974. -263 с.

9. Лютеранская церковь в Советской России (1918-1950 гг.): Документы и материалы. / Составитель О.В. Курило. М.: ИЭА РАН, 1997. 178 с.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. -СПб., 1904. T.XIV. Казанская губерния.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е.- СПб., 1830.-Т. XXXIV.11 .Республика Татарстан 1920-2000 гг. Статистический сборник. Казань, 2001.- 304 с.

12. Свод законов Российской империи повелением государя императора Николая I составленный. СПб.: Гос. Тип., 1896. Уставы духовных дел иностранных исповеданий. Т. 11.1.. Архивные документы

13. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ)

14. Фонд 1- Канцелярия казанского губернатора.

15. Фонд 2 Казанское губернское правление.

16. Фонд 4 Казанская духовная консистория.

17. Фонд 10 Казанская духовная академия.

18. Фонд 199 -Казанское губернское жандармское управление.

19. Фонд 977 Казанский университет.

20. Фонд Р-732 Центральный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ТАССР.

21. Фонд Р-873 Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по ТАССР.

22. Фонд Р-5263 Татарский республиканский совет Союза воинствующих безбожников.

23. Фонд Р-5852 Народный комиссариат внутренних дел ТАССР.

24. Центральный государственный архива историко-иолитической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ)

25. Фонд 15 Татарский республиканский комитет Коммунистической партии

26. Дело «ЕХБ Чистополь № 5-а».1. Дело «ЕХБ Чистополь № 5».

27. Дело «Материалы по молитвенному дому АСД в Казани».

28. Дело «Незарегистрированная группа немецко-говорящих лютеран пос.

29. Уруссу Бавлинского района».

30. Дело «Регистрационное дело общины АСД г. Казани». Дело «Пятидесятники Казань».

31. Дело « СЦ ЕХБ-Казань № 1». Дело «СЦ ЕХБ-Казань № 2». Дело «СЦ ЕХБ-Казань № 3».4. Личный архив

32. Воспоминания члена церкви АСД г. Казани В.К. Наумовой. Рукопись. Запись беседы с председателем национально-культурной автономии немцев Татарстана В.Г. Дицем.

33. Запись беседы с членами Казанской общины пятидесятников.1.. Литература

34. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. - 400 с.

35. Альманах по истории русского баптизма: Сборник / Сост. М. С. Каретникова. СПб: Христианское общество «Библия для всех». 1997. -313 с.

36. Арестов В.Н. Баптизм без маски: Критика идеологии и практики современного баптизма. Харьков: Вища школа, 1983. - 120 с.

37. Арсеньев В.А., Данилов В.И. Баптисты раскольники - кто они?: Докум.-публицистич. очерк. - Харьков: Прапор, 1983. - 88 с.

38. Баптизм и баптисты. Социологический очерк./ Ред. М.Я. Ленсу, Е.С. Прокоминя. Минск: Наука и техника, 1969. - 320 с.

39. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1986. - 222 с.

40. Белов А.В. Адвентизм. М.: Политиздат, 1973. - 239 с.

41. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. М.: Наука, 1978. - 152 с.

42. Браславский Л.Ю. Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 94 с.

43. Ю.Браславский Л.Ю. Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы). Чебоксары: Чувашия, 2000. - 374. с.11 .Бобрищев-Пушкин A.M. Суд и раскольники-сектанты. СПб., 1902. -458 с.

44. Бобылев А. История и правовое положение Лютеранской церкви в России до 1917 года. //Наша церковь. 1996. - № 3-5. - С.43-51.

45. Бондарь С.Д. Современное состояние русского баптизма. СПб., 1911.

46. Бондарь С.Д. Адвентизм седьмого дня. СПб., 1911.

47. Бонч Бруевич В.Д. Из мира сектантства. - М., 1922. - 330 с.

48. Бонч Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России.// Избранные сочинения. Т.1. О религии, религиозном сектантстве и церкви. -М.:Изд-во АН СССР, 1959.- 420 с.

49. Боратынская О. Александр Касимович Казембек // Русский архив.-1893. Октябрь.-С. 206-207.

50. Брандт Л. Лютеранство и его политическая роль. Л., 1931.

51. Братский вестник, 1956. № 6. - С.74.

52. Булгаков А.Г. «Святая инквизиция» в России до 1917 г. М., 2001. -240 с.

53. Буева М.К. Карл Фукс и немецкая лютеранская община в Казани.// Памяти профессора К.Ф.Фукса. Казань, 1996. - С. 60-62

54. Булич Н.Н. Из первых лет казанского университета (1805 18190). -4.1. - Изд.2. - СПб, 1904. - 558 с.

55. Буткевич Т.И. Протестантство в России (Из лекций по церковному праву). Харьков, 1913. - 234 с.

56. Буткевич Т.И, проф. прот. Обзор русских сект и их толков. - Харьков. 1910.-254 с.

57. Васильева И.Г. Российское государство и религии (1917-1920-е годы). -Уфа, 1998. 253 с.

58. Вестник истины. 1982. №1. - С.22-32.

59. Вишленкова Е.А. Духовная школа в России в первой четверти XIX века. Казань: изд-во Казанского университета, 1998. 178 с.

60. Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Казань, 1997. - 188 с.

61. Вогау В.Антирелигиозная пропаганда в немецких деревнях и Союз атеистов. Харьков, 1927. - 86 с.

62. Вопросы научного атеизма. Вып. 24: Эволюция христианского сектантства в СССР. М.: Мысль, 1979. - 287 с.

63. Воронин JI.E. Адвентизм и реформизм. Ставрополь, 1983. - 112 с.

64. Ворошилов А.С. Баптизм как он есть: Секта баптистов глазами социолога. Ростов на Дону, 1963. - 11 с.

65. Гальперин Б.И. Религиозный экстремизм: кто есть кто. Киев: Политиздат Украины, 1989. - 133 с.

66. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии». М.: Знание, 1973. - 64 с.

67. Гараджа В.И. Критика новых течений в протестантской теологии. М.: Знание, 1977. - 64 с.

68. Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971. - 199 с.

69. Гарзавина А.В. «В Казань, профессору К.Ф. Фуксу .» Казань, 1987. -239 с.

70. Герасимов М.М. Баптизм? Я против! - Казань, 1961. - 70 с.

71. Герасимов М.М. Наедине с совестью (размышления баптиста порвавшего с религией). Казань, 1972. - 64 с.

72. Гольст Г.Р. Религия и закон. М.: Юридическая литература, 1975. - 112 с.

73. Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. В 2-х частях - М.,1995.

74. Граждан В. Вероучение и мораль пятидесятников. М.: Знание, 1989. -64 с.

75. Граждан В. Кто такие пятидесятники. Алма-Ата, 1965. - 112 с.

76. Дородницин А. Религиозное движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. - 414 с.

77. Епископ Алексий. Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908. - 368 с.

78. Ефимов. И. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995.-319 с.

79. Жосан Г.П. Адвентизм и второе пришествие. Кишинев: Картя молдаванеске, 1984. - 127 с.48.3аватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны.-М., 1995.- 559 с.

80. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского Университета за первые 100 лет его существования. 1804 1904. - Т.1. - Казань, 1902. -576 с.

81. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского Университета за первые 100 лет его существования. 1804 1904. - Т.2. - Казань, 1903. -598 с.51 .Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993.-324 с.

82. Исаенко А.В. Экстремисты— баптисты и их последователи. -Орджоникидзе: Ир, 1988. 72 с.

83. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.,1989. - 623 с.

84. История религий в России: Учебник / Под общ. Ред. Н.А.Трофимчука. -М.: Издательство РАГС, 2001.- 591 с.

85. Ильичев Л. Формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание // Наука и религия. 1964. - № 1. - С.5-30.

86. Кадаева В. Протестантское движение в России // Братский вестник. -1995.-№ 1. С.39-43.

87. Калаганов А.И., Светлов И.А., Сайфутдинов Ш.В. На пути к атеизму. -Казань, 1967. 161 с.

88. Калинин Н. Казань 18 века // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Т. 34, вып. 3/4. 1929. 12 с.

89. Калиничева З.В. Социальная сущность баптизма. 1917-1929 гг. JI: Наука, 1972.- 140 с.

90. Каушанский П.Л С претензией на истину: О взглядах и деятельности экстремистов от баптизма. Одесса: Маяк, 1988. 248 с.

91. Карев А.В. Русское евангельско-баптисткое движение // Братский вестник. 1957. - №4. - С. 10-28.

92. Католицизм, протестантизм, армянская апостольская церковь в России. М.: Институт наследия, 1995. - 110 с.

93. Клибанов А.И. Адвентисты. Л., 1931.-64 с.

94. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. 1917 г.). - М.: Наука, 1965. - 348 с.

95. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность, (социологические и исторические очерки). М.: Наука, 1969. - 272 с.

96. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.-256 с.

97. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в наши дни. (Лекция, прочитанная на семинаре по науч. атеизму в Ленинграде). М., 1964. -24 с.

98. Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Кризисные явления в современном баптизме. М.: Знание, 1967. - 62 с.

99. Клибанов А.И., Митрохин Л.Н. Раскол в современном баптизме // Вопросы науч. атеизма. М., 1967. Вып. 3. - 60 с.

100. Климович Л. Сектантство в Татарской республике (краткий обзор) // Антирелигиозник. 1928. - №5. - С. 30-32.

101. Клочков В.В. Закон и религия: (От гос. религии в России к свободе совести в СССР). М.: Политиздат, 1982. - 160 е.

102. Клячкин Г. Сектантство и его сущность. Казань, 1959. - 31 с.

103. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму. М.: Наука, 1974. - 165 с.

104. Корнилов Н. А. Евангельские христиане-баптисты на историческом переломе (1991-1997) // Диалогос. Религия и общество. М.: Истина и жизнь, 1997.-С. 171-180.

105. Костенко Н.А. Протестантские секты в Сибири. Новосибирск, 1967. -44 с.

106. Красиков П.А. Ведают ли что творят ? // Революция и церковь. 1920. -№9.

107. Красиков П.А. На церковном фронте. М., 1923. 80 с

108. Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. 1. Положение неправославных христиан в России. Юрьев, 1900. - 205 с.

109. Кречмар Г., Ратке Г. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. СПб., 1996. - 180 с.

110. Кудряшов Г.Е. Динамика полинсинкретической религиозности. -Чебоксары, 1974. 354 с.

111. Кулаков М.П. Не в бездеятельном ожидании второго пришествия Христа// На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. - С. 360.-368.

112. Курило О.В. Очерки по истории лютеран в России (XVI XX вв.). - М., 1996. - 182 с.

113. Курило О.В. Лютеране в России (XVI XX вв.). - Фонд «Лютеранское наследие», 2002. - 400 с.

114. Куроедов В.А. О некоторых вопросах совершенствования контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах. Доклад председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР на расширенном заседании Совета 17 мая 1973 г.

115. Лешан В.Е. Лики христианского сектантства. Киев: Политиздат Украины, 1988. - 207 с.

116. Лившиц Г.М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20-30-е годы. / Под ред. А.А. Круглова. Минск: Наука и техника, 1985. - 215 с.

117. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство (1917-1938). М.: Готика, 2000. - 431 с.

118. Лиценбергер О.А. Лютеранская церковь в Поволжье: с момента основания колоний до середины XIX в. // История и культура российских немцев. Саратов, 1996. - С. 55-66.

119. Лопаткин Р.А. Протестантизм в России. Истоки и место в отечественной истории и культуре // Религия и право. 1998. - № 4 - 5. - С.12-14.

120. Лопаткин Р.А. Протестантизм в России // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь. М.: Республика, 2001. С. 327

121. Лукачевский А. Антирелигиозное совещание при агитпропе ЦК ВКП б) // Антирелигиозник. 1926. - № 5. - С. 21-23.

122. Лютеране в Сибири: Сборник научных статей.- Омск Эрланген: Издательство ОГТУ, 200. - 328 с.

123. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М.: Политиздат, 1977. -175 с.

124. Лялина Г.С. Новые тенденции в идеологии баптизма. М.: Знание, 1979. -64 с.

125. Малахова И.А. Идеология и этика евангельских христиан-баптистов на современном этапе. Задачи, формы и методы атеистической работы. -М.: Знание, 1988.-24 с.

126. Малахова И.А. Современный баптизм: идеология и деятельность. М.: Знание, 1987.-64 с.

127. Марцинковский В. Записки верующего. СПб: Христианское общество «Библия для всех», 1995. - 272 с.

128. Маторин Н. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. М.: Безбожник, 1929. - 224 с.

129. Мацанова А.Г., Мацанов П.А. По тернистому пути. М.: Церковь христиан-адвентистов седьмого дня, 1995. 288 с.

130. Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России в XIX веке. Старообрядчество. Религиозные гонения. Сектантство.// «Задруга». М., 1919.

131. Мельник В.И. Молодежь в пятидесятничестве: Поиски идеала. -Львов: Свит, 1992. 198 с.

132. Мельник В.И. Эволюция современного пятидесятничества. Львов: Вища школа, 1985. - 158 с.

133. Митрохин Л.Н. Баптизм и современность. М., 1964.

134. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб.: РХГИ, 1997. - 480 с.

135. Митрохин Л.Н. Современное христианское сектантство. М.: Знание, 1962.-40 с.

136. Михайлов Ю. За закрытыми ставнями// Советская Татария. 1981. - 4 ноября.

137. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. -Новосибирск: Наука, 1978. 414 с.

138. Москаленко А.Т. Пятидесятники. М.: Политиздат, 1966. - 224 с.

139. Мурза В.М. Пятидесятники в России. //Протестантизм в Сибири: история и современность. Омск, 1998. С.89 - 91.

140. Ш.Набиев Р.А. На путях научного мировозрения: история, проблемы, уроки. Казань: Изд-во КГУ,1991. - 251 с.

141. Новоселов Н. Из быта баптистов и евангелистов Татреспублики // Антирелигиозник. 1930. - № 10. - С. 41-43. .

142. Павлов П.В. Доклад от имени русской делегации на Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме 26 июля 1923 г. //Баптист. 1925. -№ 3. -С. 3-7.

143. Парасей А.Ф, Жукалюк Н.А. «Бедная бросаемая бурей.» -Исторические очерки к 110- летнему юбилею церкви адвентистов седьмого дня в Украине. Киев: «Джерелло життя», 1997. - 340 с.

144. Иб.Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города, с приложением кратких адресных сведений. СПб, 1890. - 604 с.

145. Плохотнюк Т.Н. Положение Евангелическо-лютеранской церкви в России (конец XIX нач. XX вв.) // Российские немцы: Проблемы истории языка и современного положения.- М, 1996. - С. 312 - 321.

146. Погодина В. Всеми средствами // Советская Татария. 1985. -3 января.

147. Подберезский И.В. Быть протестантом в России. М.: Благовестник, 1996.-382 с.

148. Попов В.А. И.С. Проханов. Страницы жизни. СПб.: Христанское общество «Библия для всех», 1996. - 201 с.

149. Протестантизм в Сибири: история и современность: Материалы международной научной конференции «Протестантизм в Сибири». -Омск: ТОО «Полиграф», 1998. 196 с.

150. Протестантизм. Общество. Культура: Материалы международной научной конференции «Протестантизм в Сибири». Омск: ТОО «Полиграф», 1998. - 176 с.

151. Протестантизм: словарь атеиста./ Под общ. ред. JI.H. Митрохина. -М.: Политиздат, 1990. 319 с.

152. Протестантские организации в СССР (социальный облик, идеология, политическая позиция, проповедническая деятельность). М, 1989. -150 с.

153. Проханов И.С. В котле России .- Б.м, 1992. 623 с.

154. Пругавин А.С. Значение сектантства в русской народной жизни // Русская мысль. -1881. кн. I. С. 360-380.

155. Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905.-94 с.

156. Путинцев Ф. Методы изучения и критики сектантства // Коммунистическое просвещение. 1926. - № 5. - С.30 - 39.

157. Рейнмарус А., Фризен Г. Под гнетом религии: немцы колонисты СССР и их религиозные организации. М; Л., 1931.

158. Религия без маски: Сб. статей. Казань, 1960. - 235 с.

159. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России.-М., 1996.-285 с.

160. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985. -174 с.

161. Рубенис А.А. Критика основных принципов протестантской неортодоксии. М., 1983.

162. Руденко А.А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка в СССР // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. - С. 343-360.

163. Савельев С.Н. Бог и комиссары (к истории комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК ВКП(б) антирелигиозной комиссии) // Религия и демократия. На пути к свободе совести. - СПб.; М., - 1993. - С. 164-216.

164. Савинский С.Н. Военный вопрос в евангельско-баптистском братстве в первые годы Советской власти // Религия и право. 1998. - № 1-2. - С. 14-17.

165. Сарычев В.В. Государство и секты: Законодательство и практическая политика в Российской империи (1860-1916 гг.) // Российская государственность: этапы становления и развития. Кострома, 1993. -Ч. 1.-С. 168-174.

166. Свобода совести в СССР: социальные гарантии. Казань: Изд-во КГУ, 1989.- 80 с.

167. Снегирев И.М. О начале и распространении лютеранских и реформатских церквей. М., 1862.

168. Соколов И.И. Отношение протестантизма к России в XVI XVII веках.-М., 1880.-450 с

169. Тихомиров Б. Баптизм и его политическая роль. М.; Д., 1929.

170. Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. М., 1968.

171. Филимонов Э.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства. М.: Знание, 1977. - 63 с.

172. Филимонов Э.Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы. Киев: Политиздат Украины, 1981.

173. Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа. Мариуполь, 1999. -295 с.

174. Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа. Киев, 2002.— том II. - 376 с.

175. Цветаев Д.В. Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках. М., 1885. - 51 с.

176. Цветаев Д.В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках. М., 1886. - 462 с. + LIX.

177. Цветаев Д.В. Обрусение иноземцев протестантов в Московском государстве. - М., 1886. - 88 с.

178. Цветаев Д.В. Памятники к истории протестантства в России. -М.,1888. Т.1. - Ч. 1.-246 с.

179. Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М.,1890. 782 с.

180. Чанышев А.Н. Протестантизм (сущность, происхождение, эволюция и современное состояние). М.: Наука, 1969. - 216 с.

181. Шишкин А. Идеология современного религиозного сектантства. -Казань, 1962. 23 с

182. Шишкин А., Шофман А. Кто такие евангельские христиане-баптисты? Казань, 1961. - 60 с.

183. Ярцев А. Секта евангельских христиан. М., 1928.

184. Erdmaim J.F. Beitrage zur Kenntnis des Innern von Russland. Bd. 1, Riga -Dorpat, 1822.

185. Erdmann J.F. Beitrage zur Kenntnis des Innern von Russland. Bd.2. 0.1. Leipzig, 1825.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 153938