Проза и публицистика Эдуарда Лимонова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Орлова, Анжела Анатольевна

  • Орлова, Анжела Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 168
Орлова, Анжела Анатольевна. Проза и публицистика Эдуарда Лимонова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2004. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Орлова, Анжела Анатольевна

Введение.

Глава 1. Роман Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка»: парадоксы инфантильного сознания.

Глава 2. Автопсихологический герой и его конфликт с миром в прозе Эдуарда Лимонова 1980-х годов.

Глава 3. Политическая публицистика Эдуарда Лимонова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза и публицистика Эдуарда Лимонова»

Эдуард Вениаминович Савенко (литературный псевдоним — Эдуард Лимонов) родился 22 февраля 1943 года в городе Дзержинск (Черноречье) Горьковской (ныне Нижегородской) области. Отец — Савенко Вениамин Иванович, офицер Советской армии, мать — Раиса Федоровна Зыбина, домохозяйка. Окончил восьмилетнюю школу в городе Харькове. С 1962 года Лимонов начинает писать стихи, отмеченные несомненным влиянием русского поэтического авангарда, прежде всего Велемира Хлебникова, и входит в круг харьковской литературной богемы, где довольно близко сошелся с такими впоследствии известными личностями, как Вагрич Бахчанян и Юрий Милославский. В 1966 году Лимонов вместе с гражданской женой Анной Рубинштейн, художницей-экспрессионисткой, переехал в Москву и влился в московский андеграунд. Лимонов занимался в литературном семинаре А. Тарковского1, сблизился с поэтической группой «СМОГ», а также с «лианозовцами» — в особенности с их лидером Е. Кропивницким. Прозу Лимонов начал писать в 1968 году. В 1973 году Лимонов обвенчался с Еленой Щаповой, ставшей впоследствии героиней его произведений, а затем, в сентябре 1974 года, эмигрировал вместе с ней в США. В Америке Лимонов постепенно переходит со стихов на прозу. В 1976 году он создает самое известное свое произведение — роман «Это я — Эдичка», который впоследствии был переведен на 36 языков. Наиболее известные произведения Лимонова: «Дневник неудачника» (1979), «История его слуги» (1982), «Подросток

1 По свидетельству Н. Ивановой, которая посещала эти семинары, А. Тарковский чрезвычайно высоко ценил талант молодого Лимонова (см.: Иванова Н. Цветок зла: Эдуард Лимонов. «Книга мертвых» // Иванова Н. Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век. СПб., 2003. С. 451—454).

Савенко» (1983), «Палач» (1986), «Молодой негодяй» (1986), «У нас была великая эпоха» (1988). В середине 1980-х годов Лимонов окончательно перебирается из Нью-Йорка в Париж и в 1987 году получает французское гражданство. С 1990 года Лимонов активно работает в жанре политической публицистики, а затем становится публичным политиком. В конце 1994 года он создает национал-большевистскую партию (НБП) и начинает издавать партийную газету «Лимонка». С апреля 2001 года по июнь 2003 года Лимонов находился в заключении.

Разумеется, краткая биографическая справка не способна отразить то, чем Эдуард Вениаминович Лимонов столь резко отличается от других русских писателей — и не только современных. В истории отечественной литературы еще не было личности, которую бы окружала настолько прочная дурная слава. «Маргинал, пария, изгой, он ухитрился восстановить против себя культурно-общественный истеблишмент трех главных городов мира, где обитал, — Нью-Йорка, Парижа и Москвы», — справедливо отмечает В. Соловьев . Действительно, на протяжении всей своей творческой биографии Лимонов с необыкновенной активностью эпатировал общественность нарушением общепринятых табу, разрушением этических и эстетических канонов, глумлением над святынями и ценностями. Разумеется, и прежде талантливые русские литераторы позволяли себе всякого рода скандалы и эпатажные выходки — но происходило это, как правило, в молодые годы, впоследствии же, с наступлением зрелости, пощечины общественному вкусу неизменно трансформировались в более или менее последовательную респектабельность. Уникальность лимоновского феномена связана прежде всего с тем, что, ворвавшись в большую литературу скандально-эксгибиционистским автобиографическим романом «Это я — Эдичка», опубликованным на Западе под за

2Соловьев В. В защиту немолодого подростка: Казус Лимонова // Литературная газета. 2003. 19 марта. главием «Русский поэт предпочитает больших негров», он так и не сошел с раз и навсегда избранного пути скандалиста и эпатера. Более того, достигнув пожилого возраста, он к чисто литературному куражу добавил еще и политического экстремизма, создав и возглавив шутовскую радикально-маргинальную партию, вознамерившуюся изменить не только русский, но и мировой порядок, — за деятельность в качестве вождя так называемого национал-большевизма Лимонова в конце концов и арестовали российские спецслужбы, в результате он был вынужден провести почти два года в Лефортовской тюрьме.

Именно политическая деятельность Лимонова, в ходе которой он выдвинул радикальные проекты трансформации наличного миропорядка (и именно в тот момент, когда общество потянулось к стабильности), сделала особенно очевидной его непохожесть на каких бы то ни было других российских литераторов нашего времени — лимоновскому феномену действительно трудно подыскать аналоги.

Разумеется, можно было бы объяснить зигзаги литературной и политической биографии Лимонова трезвым расчетом, механикой негативного паблисити, в соответствии с которой всякий скандал подогревает популярность художника и спасает от забвения3. Действительно, конъюнктурные соображения никогда не были чужды автору «Эдички». Однако необходимо учитывать, что расчетливость опытного промоутера, хорошо знающего законы рынка, сочетается у Лимонова с редкой в со4 временной литературе искренностью. «.Я патологически честен» ,— заявляет Лимонов в одной из последних книг, и эту самопрезентацион

3 Подобную трактовку см., например: Урицкий А. Революция навсегда, или Робкая апология рынка // Новое литературное обозрение. 2003. №64; Гусейнов Г. Революционный символ и коммерция: Уточнение понятий // Новое литературное обозрение. 2003. № 64.

4Лимонов Э. Книга мертвых. М., 2001. С. 80. ную характеристику трудно оспорить. Он действительно правдив — разумеется, в той мере, в какой это вообще возможно для профессионального литератора и публичного политика (оба рода деятельности ставят индивида перед необходимостью так или иначе мифологизировать собственную личность и собственную биографию). И в этом плане трудно согласиться с исследователями, которые отказывают Лимонову в искренности, не обнаруживают в художественных текстах писателя исповедального начала, трактуя его автобиографизм как сугубо самопрезентационный, а зигзаги политической карьеры объясняя исключительно конъюнктурно-коммерческими соображениями5. Его скандальные акции

5 Так, например, А. Большев в содержательном исследовании, посвященном исповедально-автобиографическому началу в русской прозе второй половины XX века, утверждает, что «судить о личности Лимонова по романному Эдичке <.> бесполезно», ибо автор романа якобы тщательно прячет от читателя интимные и сокровенные стороны своей личности (Большев А. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. СПб., 2002. С. 3). Свой тезис Большев, к сожалению, никак не аргументирует. Д. Голынко-Волфсон доказывает, что цель Лимонова состоит в том, чтобы «уловить такую эстетическую конъюнктуру, где жизнестроительная героика была бы гарантом прочного коммерческого успеха»; по утверждению этого автора, Лимонов якобы достиг поставленной цели и является «успешнейшим менеджером самого себя» (Голынко-Волфсон Д. Империя сытых анархистов: («Правая мысль» и «левая идея» в современной русской прозе) // Новое литературное обозрение. 2003. № 64. С. 175). Но о каком «коммерческом успехе» можно говорить применительно к писателю, который, в отличие от множества действительно «сытых» коллег по перу, никогда не имел и не имеет до сих пор даже собственного жилья — если, разумеется, не считать камеры в Лефортово? обусловлены не столько расчетливым стремлением привлечь к себе внимание, сколько органически присущей ему жаждой правды (точнее говоря, того, что ему представляется правдой), романтической потребностью идти наперекор всему и всем: «Мне всегда хотелось быть тем базлаю-щим мальчиком из сказки Андерсена, который завопил: „А король-то голый!". И мальчику не важно, что будет потом, что все бросятся бить его — ведь боль побоев ничто по сравнению с неизъяснимым удовольствием возопить правду»6. В процитированном рассуждении обращает на себя внимание явное искажение воспроизводимого андерсеновского сюжета: мальчика в сказке, на которую ссылается Лимонов, никто, как известно, не бил — совсем наоборот. Но коррективы, которые вносит автор «Эдички», конечно же, не случайны: в отличие от героя сказки, ему-то в жизни действительно доставались в основном побои и брань.

Предпринимались и предпринимаются до сих пор попытки осмыслить лимоновский феномен в системе координат постмодернистской парадигмы7. Лимонов, увиденный под таким углом зрения, оказывается в одном ряду с сугубым постмодернистом В. Сорокиным — как известно, автор «Нормы» в начале XXI века, благодаря шумным акциям движения «Идущие вместе», тоже превратился в фигуру публичную, чуть ли не политическую: ему были вчинены судебные иски по обвинению в порнографии и глумлении над святынями. Однако очевидно, что сходство между Лимоновым и Сорокиным минимальное — даже самый беглый взгляд на лимоновское творчество убеждает в том, что перед нами не совсем постмодернист.

Разумеется, мы живем в эпоху доминирования постмодерна, нас окружает соответствующая социокультурная атмосфера, оказывающая влия

6Лимонов Э. Священные монстры. М., 2003. С. 6.

7 См., например: Кабаков А. Подросток Савенко и другие подростки // Московские новости. 1994. 27 февраля. ние на разные аспекты современной жизни. Практически все литературные тексты, рождающиеся в этой ауре, в той или иной мере ею насыщаются и несут на себе ее отпечаток. В силу этого обстоятельства вполне допустимо говорить о постмодернистских тенденциях применительно к большинству современных произведений — вне зависимости от субъективных пристрастий и сознательных целевых установок их авторов8. В этом смысле можно утверждать, что личность и творчество Эдуарда Лимонова также отмечены печатью влияния постмодернизма.

Однако, как представляется, в гораздо большей степени Лимонов связан с другой культурной формацией — авангардом, и это многое объясняет в творчестве и поведении писателя.

Как известно, одним из главных атрибутивных признаков постмодернизма является принципиальный отказ от попыток постулирования некоей универсальной и рационально постижимой истины. «Постмодернизм отождествляет такое постулирование с опасностями утопизма и тоталитаризма. Всякая иерархия ценностей снимается, отрицается во имя сосуществования разных культурных моделей и канонов, самоценных, самодостаточных и несводимых друг к другу»9. Постмодернист не воспринимает себя в качестве «творца гармонии» и не пытается преодолеть хаос бытия10. Разумеется, принадлежность к постмодерной психоидеоло

8 Курицын резонно предлагает в таких случаях говорить не о постмодернизме как таковом, а о «ситуации постмодернизма», которая так или иначе «отражается в самых разных областях человеческой жестикуляции» (Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001. С. 9).

9Беневоленская Н. Специфика постмодернистского мироощущения. СПб., 2003. С. 4.

10 См. об этом: Липовецкий М. Русский постмодернизм: (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997. С. 40—42. гии практически исключает для творческого индивида возможность какой бы то ни было политической ангажированности. Постмодернист может лишь играть в политическую деятельность — и не более того. Ибо мир для него есть лишь бесконечная игра и перекодировка знаков, за которыми бесполезно искать реальность. Постмодерн решительно отвергает «иллюзию „последней истины", „абсолютного языка", „нового стиля", которые якобы открывают путь к „чистой реальности"»11.

Именно таков Владимир Сорокин — писатель, не устающий повторять, что литература есть игра, которую не стоит переоценивать: «Это бумага, на ней какие-то типографские значки. На кого-то комбинация этих значков производит сильное впечатление <.>. Чтение для меня — забавный процесс, который раздражает нервные окончания, приносит удовольствие. То же самое я получаю и от кино, и от картин, и от женщины, и когда чай пью. <.> Писатели живут в мире литературных пространств или, проще говоря, в мире своих психосоматических пристрастий, они знают, как обустроить свою „психосоматическую, литературную Россию", но только не реальную. В этом большая разница»12. Аналогичным образом игровое начало безусловно преобладало и в деятельности других носителей постмодернистского мироощущения, когда они так или иначе оказывались причастными к политике, — ярким примером служит А. Синявский (Абрам Терц). Этот блистательный парадоксалист и ироник, с полным на то основанием называвший свою эстетику «эстетикой провокации»13, долго боролся против советской власти и коммупЭпштейнМ. Постмодернизм в России: Литература и теория. М., 2000. С. 15.

12 «В культуре для меня нет табу.»: Владимир Сорокин отвечает на вопросы Сергея Шаповала // Сорокин В. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1998. С. 10.

13 Терц А. (Синявский А.) Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1992. С. 557. нистической идеологии, а потом печатался в коммунистических газетах, выступая уже против демократов и либералов14. Синявский-Терц именовал себя диссидентом, подразумевая не столько участие в антисоветском политическом движении, сколько принципиальную установку на инакомыслие: «Литература по своей природе — это инакомыслие (в широком смысле слова) по отношению к господствующей точке зрения на вещи. Всякий писатель — это инакомыслящий элемент <.>. Всякий писатель— это отщепенец, это выродок, это не вполне законный на земле человек»15. Постмодернист, совершая всякого рода общественно-политические акции, хорошо сознает их условно-игровой характер и не забывает, что обустраивает всего-навсего виртуальную «психосоматическую» Россию.

Между тем, в политической деятельности Лимонова16 бросается в глаза сугубая серьезность. Именно серьезным, а не отстраненно-ироничным оказывается вообще его отношение к окружающему миру — несовершенному и порочному, нуждающемуся в коренной переделке. Особенности лимоновского менталитета недвусмысленно указывают на связь с авангардистской психоидеологией.

Как известно, художник-авангардист — в отличие от постмодерниста — устремлен к радикальному переустройству бытия, отсюда и обостренный интерес многих представителей классического авангардизма

14 О сугубо игровом, постмодернистском характере зигзагов политической деятельности А.Синявского см.: Беневоленская Н. Эклектическое искусство Абрама Терца: (Постмодерн и тоталитарная культура). СПб., 2003.

15 Синявский А. Диссидентство как личный опыт // Синтаксис. 1986. № 15. С. 133.

16 О ней он сам подробно рассказывает в книге: Лимонов Э. Моя политическая биография. М., 2002. к политике. «Предпосылкой авангарда стало „Бог умер"— художник должен теперь стать на его место <.>, — указывает Б. Гройс. — Вместо отображения мира авангард поставил себе задачу его окончательного разрушения и создание на его обломках нового и лучшего мира. Но создание нового мира невозможно без подчинения этой цели всего человечества или, по меньшей мере, населения целой страны со всеми ее ресурсами. Отсюда естественно возникает требование предоставления художнику абсолютной политической власти, которое прослушивается во мно

17 гих манифестах авангарда» . По определению В. Тюпы, «авангардное письмо как преодоление общеупотребительного языка есть лишь отсвет более капитальной утопической идеи жизнестроения как преодоления объективно данного общего мира (не только материального, но и духов

1Я ного)» . И. Смирнов, доказывая в своей «Психодиахронологике», что основу каждого этапа культурного развития нации (и человечества в целом) составляет некий невротический комплекс, прослеживает связь классического авангарда с садизмом (поэтому авангард исследователь именует «садоавангардом»): «Даже при самом беглом взгляде на эстетическую практику зарождающегося авангарда нельзя не заметить, что она далеко превосходит литературу любой из предшествующих эпох по склонности к оправданию насилия, жестокости, разрушительности — всего того, что и научное, и повседневное сознание подразумевает обычно под „садизмом". <.> Задачей футуристического эпатажа было вызвать у читателей и зрителей агрессивные (ситуативно садистские) реакции, возбу

19 дить злобу, воспитать реципиентов-садистов» .

17Гройс Б. Сталинизм как эстетический феномен // Синтаксис. 1987. № 17. С. 104.

18 Тюпа В. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998. С. 31—32.

19 Смирнов И. Психодиахронологика: Психоистория русской лите

Однако все эти характеристики относятся к так называемому классическому авангарду первой трети XX века, прежде всего кубофутуриз-му. Что же касается неоавангарда 1950—1960-х годов, в рамках которого и формировался, еще в качестве поэта, Лимонов, то это течение «отличается от своего историко-литературного прототипа полным и принципиальным отказом от утопизма»20. Представители российского неоавангарда (В. Соснора, Г. Сапгир, И. Холин, Вс. Некрасов, Г. Айги и др.) «не предпринимают попыток воздействовать на социальную реальность поП 1 средством художественного проекта» , ограничиваясь всякого рода формально-эстетическим экспериментаторством. Трудно обнаружить в творчестве названных писателей также и садизм как установку на насильственное овладение объектом.

Уникальность Лимонова и состоит, на наш взгляд, в том, что он, выросший и сформировавшийся как творческая личность в пост-утопическое время, в андеграундной среде, где культивировалось неприятие утопии, глубоко проникся революционным духом и пафосом классического авангарда. Внешне, с формально-технической точки зрения, проза Лимонова может показаться вполне традиционной, реалистической — не случайно он и сам любит называть себя реалистом22. Но за кажущейся канонической традиционностью лимоновского письма обнаруживается организующий идейную структуру большинства его произведений непримиримый конфликт автора-демиурга с миром и установка на насильственратуры от романтизма до наших дней. М., 1994. С. 182—185.

20Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 1: Литература «Оттепели» (1953—1968): Учебное пособие. М., 2001.С. 260.

21 Там же. С. 260.

22 См., например: Глэд Д. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991. С. 277. ное его (мира) пересотворение. В этом смысле политическая деятельность Лимонова оказывается достаточно органичным продолжением его художественного творчества. Надо признать, что Лимонов, при всей своей выставляемой напоказ ультрасовременности, глубоко архаичен, он действительно чувствует себя изгоем и парией, мальчиком из андерсеновской сказки, которого за его крики о голом короле не приветствуют, но бьют, — революционно-романтические порывы автора «Эдички» и вождя НБП не встречают понимания у подавляющего большинства современников. Репутация извечного скандалиста сложилась на основе этого непреодолимого конфликта с чуждым и чужим временем.

Разумеется, такой писатель не мог быть обделен вниманием критики — количество посвященных ему публикаций весьма велико. Однако знакомство с этими работами позволяет сделать вывод о том, что серьезное осмысление творчества Лимонова еще только начинается. Лимонов-ские тексты как бы провоцируют критика на сугубо эмоциональный отклик, ускользая от серьезного и объективного анализа. Авторы статей о Лимонове, порой сами того не замечая, невольно начинают либо развенчивать автора «Эдички», либо же, наоборот, защищать его от нападок. Это характерно и для работ, авторы которых подчеркнуто стремятся к объективности, — несмотря на очевидные усилия, декларируемая беспристрастность удается редко, получается либо грубый разнос, временами переходящий в брань23, либо откровенная приятельская комплиментарность24.

См., например: Пономарев Е. Психология подонка: Герои Э. Лимонова и низовая культура // Звезда. 1996. № 3; Вайль П., Генис А. «В Москву! В Москву!»: Эдуард Лимонов // Искусство кино. 1992. № 7.

24 См., например: Шаталов А. Если быть честным // Аврора. 1990. № 8; Могутин Я. Воспоминания русского панка, или Автопортрет бандита в молодости // Лимонов Э. У нас была великая эпоха. М., 1994. С. 158—187.

Данная тенденция еще больше усилилась в последние годы, когда Лимонов развернул свою активную политическую деятельность, выступив сначала в качестве противника демократизации на стороне консервативно-патриотических сил, а затем, уже в роли вождя партии маргинализи-рованных подростков, от имени агрессивно-доминантного меньшинства населения против национально-государственных устоев России и современного миропорядка в целом. Заключение Лимонова под стражу только подлило масла в огонь, окончательно воспрепятствовав спокойному и беспристрастному исследованию его литературной деятельности.

Серьезные ученые зачастую вообще отказываются от анализа лимо-новского дискурса. Так, в солидном и обстоятельном учебнике по современной русской литературе Н. Лейдермана и М. Липовецкого Лимонову посвящено 12 строк: предельно лаконичная характеристика творческого пути писателя завершается сожалением по поводу его эволюции «в идеоfj с лога посткоммунистического неофашизма» . Тем более не может быть и речи о сколько-нибудь серьезном анализе лимоновской публицистики — между тем мы уже подчеркивали, что она, как и политическая деятельность автора «Эдички» в целом, вне всякого сомнения, является достаточно органической частью его творческой биографии.

Материалом настоящего диссертационное сочинения является проза и публицистика Эдуарда Лимонова. С нашей точки зрения, лимонов-ская поэзия должна стать предметом отдельного исследования, поэтому стихотворные произведения не будут рассматриваться в рамках данной работы. Целью диссертации является объективный и беспристрастный научный анализ прозаических и публицистических текстов Лимонова. Мы убеждены, что и идейно-эстетические принципы, и политические доктрины писателя необходимо исследовать без гнева и пристрастия: ученый должен не сожалеть по поводу превращения творческого инди

25 Лейдерман Н., Липовецкий М. Указ. соч. С. 279. вида, ставшего объектом его изучения, в идеолога посткоммунистического неофашизма, а раскрывать и объяснять факторы, обусловившие данную эволюцию. Как бы мы ни относились к эстетическим и политическим доктринам Лимонова, следует признать, что он принадлежит к числу наиболее значительных представителей русской литературы второй половины XX века; необходимость в осмыслении феномена его творчества давно назрела — этим обусловлены как актуальность, так и научная новизна настоящего диссертационного исследования.

Особенностью большинства работ, посвященных Лимонову, является то, что их авторы абстрагируются от эмпирической реальности текстов писателя, подменяя анализ эмоциональными оценочными суждениями. В нашей диссертации развернут именно анализ основных лимонов-ских текстов, при этом ставится задача по возможности выявить контуры художественного мира прозы Лимонова как системы «невротических инвариантов»26, а затем, на этой основе и в этом контексте, осмыслить и феномен его политической публицистики.

Лимонов в своем творчестве всецело эгоцентричен, он сам находится в центре собственного внимания, крайне редко отвлекаясь на посторонние предметы. Основу идейной структуры большинства литературных произведений Лимонова составляет конфликт автобиографического (иногда автопсихологического) героя с миром. Соответственно, во главу угла диссертационного исследования ставится подробное рассмотрение характера протагониста и тех конкретных форм, которые принимает вышеназванный инвариантный конфликт. В этом плане политическая пуб

26 В этой работе единство поэтического мира писателя мы будем трактовать, в соответствии с концепцией А. Жолковского, «как систему инвариантных мотивов, реализующих некую излюбленную — „навязчивую"— тему» (Жолковский А. Михаил Зощенко: Поэтика недоверия. М., 1999. С. 26). лицистика Лимонова во многих отношениях подхватывает и развивает основные мотивы, присутствующие в его художественной прозе.

Первая глава диссертации посвящена анализу романа «Это я — Эдичка», в котором присутствуют или хотя бы намечены буквально все мотивы и коллизии, развернутые в последующем художественном творчестве Лимонова, а также в его политической публицистике. Во второй главе исследования рассматривается лимоновская проза 80-х годов. Наконец, третья глава диссертации содержит анализ публицистики Лимонова. В Заключении подведены итоги и намечены перспективы дальнейшего изучения лимоновского творчества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Орлова, Анжела Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфантильно-нарциссический эгоцентризм, присущий Лимонову, является причиной кричащих противоречий и метаний, которыми изобилует его творческая и политическая биография. В своих бесконечных претензиях к миру и людям Лимонов проявляет вопиющую непоследовательность — это стало особенно заметным благодаря его деятельности в качестве публичного политика. После яростных обличений идеологов перестройки, посягнувших на святая святых — национальный менталитет, Лимонов сам же клеймит этот менталитет и требует его полной трансформации. От высокопарных од в честь российского народа переходит к брани в его же адрес, именуя избирателей не иначе как баранами и козлами. Обвинив Жириновского в намерении разрушить уклад русской жизни, публикует собственную программу полного разрушения этого уклада. Со всеми своими друзьями и соратниками по литературе и политике Лимонов неизменно рвет отношения, обвиняя их в предательстве и прочих смертных грехах.

Тем не менее, в чем-то главном и сущностном он очень последователен, логичен и твердо хранит верность раз и навсегда избранному пути. В ранней книге «Дневник неудачника» четко и недвусмысленно сформулирована суть программы, которую двадцать лет спустя Лимонов развернет уже в качестве публичного политика и вождя российского национал-большевизма: «.С миром рассчитаться хочется сполна.<.> А вот систему эту с грохотом обрушить, камня на камне не оставить — все учреждения раздавить до боли в желудке хочется. Как по свежей травке босиком походить. <. .> И деньги эти отвратные уничтожить все. И банки сжечь дотла. И уйти из Вавилона этого, пусть травой порастет, обва

126 лится, разрушится, и океан его пусть слижет» ; «Девочки и мальчики —

126 Лимонов Э. Дневник неудачника. С. 109. подростки, на фотографиях стоя за корявыми задубелыми отцами и матерями, дают мне надежду. Глаза их туманно и восторженно направлены 1 в будущее. Ради них следует жить» ; «Эту цивилизацию нужно разрушить везде на Земле — ив России, и в Китае, и в Америке. Разрушить ее и объединить для этой цели всех, кто не удовлетворен. <.> Мы не отвечаем на вопрос, что мы построим на освобожденном месте. Мы говорим— „наша цель— разрушение"»128. В романе «История его слуги» намечены и конкретные сроки реализации глобальных проектов: «.Если вдруг у меня очень высокие мечты основать партию, или государство, или религию, то все должно быть закончено к 2001—2005 годам после

129

Рождества Христова, господа» . Именно в эти годы Лимонов впоследствии действительно основал партию, а затем провозгласил новую религию и взялся за создание собственного государства, Новой России, за что и был в апреле 2001 года посажен в Лефортово.

Арест известного писателя, имеющего также и французское гражданство, естественно, вызвал возмущение у ряда отечественных и западных либералов и правозащитников, увидевших в этой акции российских властей очередное посягательство на свободу слова. В открытом письме французских писателей в защиту Эдуарда Лимонова (его подписали и знаменитые русские диссиденты: Владимир Буковский, Александр Гинзбург, Мария Розанова), опубликованном в феврале 2002 года, подчеркивалось, что «место писателя, который не убил, не изнасиловал, не украл,— не в тюрьме».130 Не примыкая к политическим идеям Лимонова,

127 Там же. С. 216.

128 Там же. С. 232.

129 Л им о нов Э. Это я— Эдичка. История его слуги: Романы. С. 458—459.

130 Открытое письмо французских писателей в защиту Эдуарда Лимонова // <http://www.penrussia.org/limfr2.htm> авторы письма утверждали: «Но яростные вольности, которые он себе позволяет, — они-то и ценны для будущего всех русских»131.

Вопрос о правомерности заключения Лимонова под стражу, разумеется, выходит за рамки данного диссертационного исследования и относится всецело к ведению и компетенции судебных органов. Отметим только, что арестован и посажен Лимонов был не за свою литературную деятельность, а в качестве лидера экстремистской политической партии, которая, помимо всего прочего, обнародовала планы организации партизанской войны на территории сопредельного государства.

Да, безусловно, Лимонов — сугубый литератор, художник-авангардист, художником он остается и занимаясь политикой. И мы согласны с тем, что художник не подвластен земному суду. Однако здесь необходимо сделать существенную оговорку: никто не вправе ограничивать свободу художника — но лишь до тех пор, пока он не начнет переносить авангардный творческий импульс из области художественной формы непосредственно в реальность. Нам представляются резонными суждения Б. Гройса о том, что сталинская тоталитарная власть, например, ставила перед собой эстетические задачи и пыталась осуществить художественное преобразование мира по своим собственным представлениям, во многом созвучным с известными авангардистскими проектами: «По существу Сталин был единственным художником сталинской эпохи — ив этом смысле наследником Малевича или Татлина в гораздо большей степени, нежели более поздние музейные стилизации авангарда»132. Тот же исследователь указывает далее: «Очень многое в политике того времени невозможно правильно понять, если не учитывать чисто эстетических критериев, которыми руководствовались при принятии решений. Радикализм тоталитарного террора часто кажется иррациональным, и, дейст

I Т 1

Открытое письмо французских писателей.

132 Гройс Б. Сталинизм как эстетический феномен. С. 105. вительно, его нельзя целиком объяснить прагматическими соображениями, но он становится понятен как решение художника убрать из своего 1 произведения все, что мешает его совершенству» . Художником был и Гитлер, что точно отметил сам Лимонов: «Солдатом Гитлер был случайно, художником он родился. Хотел стать и стал. Весь его набор идей, мифы, которыми он питался, это идеи и мифы человека искусства»134.

Мы полагаем, что художник волен распоряжаться своими фиктивными виртуальными мирами, которые созидает в акте творчества. Здесь он полновластный господин и демиург. Но общество вправе пресечь де-миургические поползновения творческого индивида, когда он, оставив мольберт и резец, уже в качестве политика-экстремиста берется за пересотворение реальности. Это как раз тот случай, когда художника следует судить не по законам, им самим над собою признанным, а по законам государства, в котором он живет.

Однако, признавая за государством, и шире — за современной цивилизацией в целом, право защищать свои устои и базовые ценности от любых форм экстремизма, мы отнюдь не ставим под сомнение право творческой личности бросить вызов этой цивилизации и вступить с ней в борьбу. Как есть своя очевидная правда в позиции защитников наличного миропорядка, так есть правда, хотя и не столь очевидная, и в позиции его противников — в том числе и таких, которые устремлены к революционным потрясениям. Мы разделяем точку зрения тех современных мыслителей, которые трактуют революцию как объективно обусловленное и неизбежное историческое действо. «Разрушение обыденщины означает утверждение бытия (das sein), — указывает, например, И. Смирнов. — Революция превращает человека из бытового в бытийного <.>.

133 Гройс Б. Сталинизм как эстетический феномен. С. 107.

134 Лимонов Э. Гитлер: художник // Лимонов Э. Священные монстры. С. 83.

Революционные взрывы были предсказаны уже тем, что homo sapiens, направив свои действия против среды обитания, распространился из Аф

135 г\ рики по всему земному шару» . Этот же автор справедливо указывает, что уверенность господствующего ныне миропорядка в собственном совершенстве и всемогуществе иллюзорна: «.В последнее время на Западе homo socialis (или sozius) стал безраздельно преобладающим человеческим типом. <.> Но никогда прежде социальность не была так самодовольна (и, стало быть, иррефлексивна, т. е. глупа), как сейчас. Она кажется самой себе высшей формой жизни, она требует от нас political correctness и запрещает нам по вольному радикальному выбору укорачивать жизнь, навязывая нам диеты и предостерегая от курения. <. .> В процессе экономической глобализации социальное существо поняло себя как всечеловека. Ой ли?»136.

Эдуард Лимонов — тот самый разрушитель-еретик, которых воспел когда-то Е. Замятин в знаменитой статье «Завтра». Другое дело, что деструктивные импульсы автора «Эдички» и вождя НБП вряд ли стоит окружать романтическим ореолом, поскольку они, конечно же, обнаруживают болезненно-невротическую природу.

Основу содержания большинства литературных произведений Лимонова, как показано в диссертации, составляет принимающий различные формы конфликт автопсихологического героя (он, будучи одержим инфантильно-нарциссическим самообожанием, полагает себя безусловным центром бытия) с окружающим миром. Мир ведет себя враждебно по отношению к лимоновскому протагонисту — точнее говоря, он отказывается воздать герою по заслугам, признав его безусловно лучшим, высшим существом и осыпав всеми мыслимыми благами, а значит, этот

135 Смирнов И. Социософия революции. СПб., 2004. С. 10.

136 Там же. С. 10—12. мир заслуживает наказания, то есть полного разрушения. Конкретные претензии нарциссического протагониста к миропорядку постоянно меняются: он недоволен то умеренностью, то буйством окружающих, ему не хватает в одних случаях их ласки, в других — агрессивности. Той же противоречивостью отмечены и политические проекты, которые один за другим обнародует Лимонов, сделавшись общественным деятелем. Однако, как уже было сказано, по-своему он очень последователен, ибо сквозь всевозможные патриотические и космополитические декларации, сквозь разнообразные программы, призванные то укрепить государственность, то покончить с ней, постепенно проступает подлинная суть — невротические грезы о праведном возмездии: неблагодарный, не оценивший автора «Эдички» мир должен быть разрушен до основания. На обломках цивилизации останутся только толпы нестареющих подростков, восторженно и благоговейно приветствующих своего кумира и вождя Эдуарда Великолепного. В этом смысле политическую деятельность Лимонова необходимо рассматривать как неотъемлемую часть его творческой биографии — что мы и попытались сделать в настоящем диссертационном исследовании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Орлова, Анжела Анатольевна, 2004 год

1. Лимонов Э. Американские каникулы: Рассказы. СПб: Амфора, 2002.

2. Лимонов Э. В плену у мертвецов. М.: Ультра. Культура, 2002.

3. Лимонов Э. Великая мать любви. СПб: Амфора, 2002.

4. Лимонов Э. Вы завернули не те гайки и повернули руль не туда: (Открытое письмо президенту РФ) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_ If sr/st04.html>

5. Лимонов Э. Выборы: организованное преступление // Независимая газета. 2003. № 172 (19 августа).

6. Лимонов Э. Генрих Сапгир // Кузьминский К., Ковалев Г. У голубой лагуны: Антология новейшей русской поэзии. Т. 1—19 // <http: // aptechka.agava.Ru/bluelagoon/bll—19.html>

7. Лимонов Э. Государство говорит: «Руки за голову!» // Завтра. 2002. № 27 (2 июля).

8. Лимонов Э. Двойник // Синтаксис (Париж). 1985. № 13.

9. Лимонов Э. Девочка-зверь. СПб: Амфора, 2002.

10. Лимонов Э. Дисциплинарный санаторий. СПб: Амфора, 2002. И. Лимонов Э. Дневник неудачника, или Секретная тетрадь. Нью-Йорк, 1982.

11. Лимонов Э. Дневник неудачника, или Секретная тетрадь. М., 2002.

12. Лимонов Э. Другая Россия: Очертания будущего. М.: Ультра. Культура, 2003.

13. Лимонов Э. Интервью и стихи // Московский автотранспортник. 1990. № П. Щ 15. ЛимоновЭ. История его слуги. СПб: Амфора, 2003.

14. Лимонов Э. Исчезновение варваров: Статьи и эссе // Глагол. 1992. №9.

15. Лимонов Э. Как мы строили будущее России. М.: Яуза, 2004.

16. Лимонов Э. Книга воды. М.: Ad Marginem, 2002.

17. Лимонов Э. Книга мертвых. М., 2001.

18. Л и м о н о в Э. Книга мертвых. СПб.: Лимбус Пресс, 2000.

19. Лимонов Э. Контрольный выстрел. М.: Ультра. Культура, 2003.

20. Лимонов Э. Коньяк «Наполеон»: Рассказы. Тель-Авив, 1990.

21. Лимонов Э. Коньяк «Наполеон». М., 1995.

22. Лимонов Э. Красавица, вдохновлявшая поэта // Синтаксис (Париж). 1991. №29.

23. Лимонов Э. Красавица, вдохновлявшая поэта //Юность. 1991. № 2.

24. Лимонов Э. Кровавый алюминиевый // Завтра. 2001. № 19 (7 мая).

25. Лимонов Э. Лимонов против Жириновского. М.: «Конец века», 1994.

26. Лимонов Э. Лимонов — Проханову // Завтра. 2001. № 24 (12 июня).

27. Лимонов Э. Мой отрицательный герой: Стихи 1976—1982 годов: Нью-Йорк — Париж // Глагол. 1995. № 1.

28. Лимонов Э. Молодой негодяй // Глагол. 1992. № 19.

29. Лимонов Э. Молодой негодяй. СПб.: Амфора, 2002.

30. Л и м о н о в Э. Моя политическая биография. М., 2002.

31. Лимонов Э. Моя политическая биография. СПб.: Амфора, 2002.

32. Лимонов Э. Муссолини и другие фашисты... Юбилей дяди Изи: Рассказы // Наш современник. 1992. № 3.

33. Лимонов Э. Охота на Быкова— расследование Эдуарда Лимоно- ва. СПб.: Лимбус Пресс, 2001.

34. Лимонов Э. «...очнуться, и бороться вместе за политические свободы, которые мы потеряли...» // <http://nbp-info.ni/new/lib/lim sr/ st07.html>

35. Лимонов Э. Палач. М., 2993 (журнал «Глагол»). II

36. Лимонов Э. Паиач. СПб.: Амфора, 2002.

37. Лимонов Э. Письмо в редакцию // Континент. 1980. № 26 (4).

38. Л и м о н о в Э. Подросток Савенко. Краснодар, 1992.

39. Лимонов Э. Подросток Савенко. СПб.: Амфора, 2002.

40. Лимонов Э. Последние дни супермена // Завтра. 1997. №34 (26 августа) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/st260897.html>

41. Лимонов Э. Привычная несправедливость: Этюды // Юность. 1994. № П. if, 44. Лимонов Э. Речь на могиле депутата КПРФ // Завтра. 1997. № 34 (26 августа).

42. Лимонов Э. Русское. Избранные стихотворения. Анн Арбор (США): Ардис, 1979.

43. Лимонов Э. Русское психо: Тюремные эссе. М.: Ультра. Культура, 2003.

44. Лимонов Э. Священные монстры. М.: Ad Marginem, 2003.

45. Лимонов Э. Смерть современных героев: Роман, рассказы. М., 1993.

46. Лимонов Э. Соч.: В 4 т. М., 1994.

47. Лимонов Э. Стена плача // День. 1991. № 21 (25 октября — 8 ноября).

48. Лимонов Э. Стихи // Аврора. 1990. № 8.

49. Лимонов Э. Стихи//Грани. 1975. № 95.

50. Лимонов Э. Стихи //Ковчег. 1978. № 1.

51. Лимонов Э. Стихи // Континент. 1978. № 15 (1).

52. Лимонов Э. Стихи// Левиафан. 1979. № 2 (апрель).

53. Л и м о н о в Э. Стихи // Лучшие стихи года по мнению литературных критиков Л. Барановой, В. Кожинова, И. Ростовцевой, П. Ульяшова. М.: Молодая гвардия, 1991. ф 57. Лимонов Э. Стихи//Синтаксис (Париж). 1986. № 15.

54. Лимонов Э. Стихи//Соло. 1993. № 10.

55. Лимонов Э. Стихи //Человек и природа, 1988. № 6.

56. Л и м о н о в Э. Стихи // Эхо. 1980. № 1 (9).

57. Лимонов Э. Стихи разных лет//Эхо. 1978, № 1,

58. Л и м о н о в Э, Стихотворения. М.: Ультра. Культура, 2003.

59. Лимонов Э. Три рассказа / Предисл. В.Шохиной // Конец века. 1992. №4.

60. Лимонов Э. Трое: не размыкая уст: (Кузьминский, Цветков, Лимонов). Лос-Анджелес, 1981.

61. Лимонов Э. Тюремный конфликт писателя с обществом // Литературная газета. 2001. 12—18 сентября.

62. Лимонов Э. Убийство часового. М., 1993.

63. Лимонов Э. Убийство часового: (Дневник гражданина). СПб.: Амфора, 2002.

64. Л имонов Э. Укрощение тигра в Париже. М., 1994.

65. Л и м о н о в Э. Укрощение тигра в Париже. СПб.: Амфора, 2003.

66. Лимонов Э.У нас была великая эпоха, СПб.: Амфора, 2003.

67. Лимонов Э. Устроителям книжной ярмарки во Франкфурте // Русский журнал. 2003. 8 октября.

68. Л и м о н о в 3. Фрагмент // Синтаксис (Париж). 19??, № 20.

69. Лимонов Э. Эпоха бессознания // Континент. 1980, № 25 (3).

70. Л и м о н о в Э. Это — репрессии // Завтра. 1998. № 52 (28 декабря).

71. Лимонов Э. Это я, Эдичка. Нью-Йорк, 1979.

72. Лимонов Э. Этоя — Эдичка. М., 1991.

73. Лимонов Э. Это я — Эдичка. История его слуги: Романы. М., 1993.

74. Лимонов Э. The Absolute Beginner, или Правдивая история сочинения «Это я — Эдичка» // Лимонов Э. Это я — Эдичка. М., 1991.

75. Лимонов Э. 21 стихотворение // Левиафан. 1980. № 3 (июль).

76. Лимонов Э. 316, пункт «В». СПб.: Амфора, 2003.

77. Лимонов Э., Дугин А. Русская интеллигенция гибнет. (1995) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/stO 1 .html> II

78. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1983.

79. Архангельский А. Между свободой и равенством: Общественное сознание в зеркале «Огонька» и «Нашего современника»: 1986— 1990 // Новый мир. 1991. № 2.

80. БасинскийП. Тело Эдуарда Лимонова // Литературная газета. 2003. № 16 (23—29 апреля).

81. Б е л о в В. Раздумья на родине: Очерки и статьи. М., 1986.

82. Бондаренко В. Эдуард Лимонов. М.: Палея, 1992.

83. Бондаренко В. Эдуард Лимонов // Бондаренко В. Пламенные реакционеры: Три лика русского патриотизма. М.: Алгоритм, 2003.

84. Бондаренко В. Униженный эстет как герой народного бунта: О поэзии Эдуарда Лимонова // НГ Ех libris. 2004. № 18 (20 мая).

85. БарсенковА. ,ВдовинА. История России. 193 8—2002. М., 2003.

86. Богданова О. Современный литературный процесс: (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70—90-х годов XX века). СПб., 2001.

87. Беневоленская Н. Специфика постмодернистского мироощущения. СПб., 2003.

88. Беневоленская Н. Эклектическое искусство Абрама Терца: (Постмодерн и тоталитарная культура). СПб., 2003.

89. БольшевА. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. СПб., 2002.

90. Б о льшев А., Васильева О. Современная русская литература (1970—90-е годы). СПб., 2000.

91. Бродский И. Э. Лимонов: Стихи с предисловием Иосифа Бродского // Континент. 1978. № 15.

92. БронскаяЛ. Эдуард Лимонов как зеркало русского постмодернизма // <http://www.kulichki.com/inkwell/hudlityruslit/linionov.htm> 16. «Быть как Байрон»: (Беседа Эдуарда Лимонова с Еленой Калашниковой) // Русский журнал. 2003. 26 декабря.

93. В гостях у Эдуарда Лимонова: (Беседа Эдуарда Лимонова с Александром Урусовым) // Славянское единство. 1999. № 10 (декабрь).

94. ВайльП. , ГенисА. Современная русская проза. Анн Арбор, 1982.

95. Вайль П., Генис А. «В Москву! В Москву!»: Эдуард Лимонов // Искусство кино. 1992. № 7.

96. Васильев И. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 2000.

97. В ерт Н. История советского государства. 1900—1991. М., 2003.

98. Вишневский А. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.

99. Вознесенский А. Ultima Thule. Хули? В Туле? // Русский журнал. 1998. 27 февраля.

100. Вознесенский А., Лесин Е. Чернышевский нашего времени // НГ Ех libris. 2003. № 6 (20 февраля). 25. «Война, мясо и женщина — вот моя диета»: (Беседа Эдуарда Лимонова с Ириной Колесниковой) // Газета Ru. 2003. 26 декабря.

101. Вронская Д., Чугуев В. Кто есть кто в России и бывшем СССР: Выдающ,иеся личности бывшего Советского союза, России и эмиграции. М.: Терра, 1994.

102. ГалковскийД. Пропаганда. Псков, 2003.

103. ГенисА. Иван Петрович умер. М., 2000.

104. ГлинтерщикР. Очерки новейшей русской литературы: Постмодернизм. Вильнюс, 1996.

105. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991.

106. ГоллербахЕ. Трепетный провокатор. СПб., 1993,

107. Г о л о в и н е , Приговор // Завтра. 2003. 25 апреля.

108. Голос из Лефортовской тюрьмы: (Эдуард Лимонов отвечает на вопросы «Независимой газеты») // Независимая газета. 2001. 14 июня.

109. Голынко-ВолфсонД. Империя сытых анархистов: («Правая мысль» и «левая идея» в современной русской прозе) // Новое литературное обозрение. 2003. № 64.

110. ГольдштейнА. Эдуард Великолепный // ГольдштейнА. Расставание с Нарциссом: Опыты поминальной риторики. М., 1997.

111. Горячие споры: Эдуард Лимонов: (Беседа Эдуарда Лимонова с Оксаной Щаповой и Иваном Юдинцевым). Ч. 1 // Горячие комментарии. Hot Com. Ru. (28 марта 2001 г), http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/ int09.html

112. Гройс Б. Сталинизм как эстетический феномен // Синтаксис. 1987. № 17.

113. Гройс Б. Полуторный стиль: Социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом // Новое литературное обозрение, 1995. № 15.

114. Гусейнов Г. Революционный символ и коммерция: Уточнение понятий // Новое литературное обозрение. 2003. № 64. 42. «Да литература-то... хер с ней»: (Беседа Эдуарда Лимонова с Юрием Рябининым) // Литературная Россия. 2003. № 11 (21 марта).

115. Д а р к О. В бой идет один подросток // < http: //www.rass.ru/krug>

116. Д е н и к и н А. Очерки русской смуты: В 3 т. М., 2003.

117. Для Лимонова и Путин вполне прозрачен: (Беседа Эдуарда Лимонова с Дмитрием Быковым) // Вечерний клуб. 2000. 11 марта.

118. Д о н д е А. Эдуард, Эдик и Эдичка,.. // Альманах «Панорама». 1983.

119. Ерофеев В. Русские цветы зла // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1994.

120. Ерофеев Вен. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., 1995.

121. Если дурить, так дурить на полную катушку: (Беседа Эдуарда Лимонова с Екатериной Половинкиной и Сергеем Жариковым) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int 1994.html>

122. Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

123. Жизнь у подножия вулкана: Эдуард Лимонов в период «пролетарской демократичности»: (Беседа Эдуарда Лимонова с Ярославом Могутиным) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int01.html>

124. Жолковский А. Бунт «маленького человечка» // Огонек. 1991. №41.

125. Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

126. Жолковский А, Михаил Зощенко: Поэтика недоверия. М., 1999.

127. Зорина К. Рецензия на книгу Э. Лимонова «316, пункт „В"» // Русский журнал. 1998. 15 октября.

128. Иванова Н. Цветок зла: Эдуард Лимонов. Книга мертвых // Иванова И. Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век. СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „Блиц"», 2003.

129. Иезуитов Лимонов // Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. Скатова. Ч. 1. М.: Просвещение, 1998.

130. Изгоев А. Социализм, культура и большевизм // Вехи. Из глубины. М., 1991.

131. Интервью Эдуарда Лимонова журналу «ОМ»: (Беседовала Алена Полунина, 17—18 июля 2003 г.) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/ int22.html>

132. Кабаков А. Подросток Савенко и другие подростки // Московские новости. 1994. 27 февраля.

133. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК «Культура», 1996.

134. КазинцевА. Придворные диссиденты и «погибшее поколение» // Наш современник. 1991. № 3.

135. КарабчиевскийЮ. Стальной хребет Эдуарда Лимонова // Деловой мир. 1992. № 56 (21 марта).

136. Кондаков И. Лимонов Эдуард // Русские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Гл. ред. и сост. П. Николаев. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.

137. Кормильцев И. Балет «Лимонова» // Завтра. 2003. № 16 (6 мая).

138. К у р и ц ы н В. Книга о постмодернизме. Екатеринбург, 1992.

139. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. 1995. № 11.

140. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001.

141. ЛейдерманН. , ЛиповецкийМ. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

142. Лейдерман Н,, Липовецкий М. Современная русская литература: 1950—1990-е годы: Учебное пособие: В 2 т. Т. 2: 1968—1990. М.: Академия, 2003.

143. ЛемихинМ. Инопланетянин Лимонов // Континент. 1987. № 52.

144. ЛемихинМ. Инопланетянин Лимонов // Стрелец. 1987. № 10.

145. Леонтьева Г. Три чашки кофе с Лимоновым // Смена. 1992. 4— 5 марта.

146. Лимонов в фотографиях (с комментариями, написанными им самим) //<http://imperium.lenin.ru/verbit/Limonov/foto.html>

147. Лимонов похоронил Эдичку: (Беседа Эдуарда Лимонова с Сергеем Михайловым) // Российская газета. 2003. 30 июня.

148. Лимонов (Савенко) Эдуард Вениаминович // Чупринин Новая Россия: Мир литературы: Энциклопедический словарь-справочник: В 2 т. Т. 1:А—Л.М.,2003.

149. Лимонов Э. Паблисити-фото / Беседу ведет А. Зотиков // Искусство кино. 1992. № 7.

150. Лимонов Эдуард // Всемирный биографический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1998.

151. Лимонов Эдуард // Кто есть кто в России. М.: «РАУ-Корпорацрм», 1996.

152. Лимонов Эдуард // Проект «Лица русской литературы» <http:// gallery .vavilon.ru/people/l/limonov>

153. Лимонов Эдуард // Словарь поэтов русского зарубежья / Под общ. ред. В. Крейда. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного университета, 1999.

154. Лимонов Эдуард: Различные произведения в электронном виде // <http://lib.ru/PROZA/LIMONOV/>

155. ЛиповецкийМ. Изживание смерти: Специфика русского постмодернизма // Знамя. 1995. № 8.

156. Липовецкий М. Русский постмодернизм: (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997.

157. Любимая девушка меня дождалась: (Беседу с Э. Лимоновым вел А. Стародубов) // Труд. 2003. № 123 (8 июля).

158. Матич О. «Палисандрия»: Диссидентский миф и его развенчание // Синтаксис. 1986. № 15.

159. Маяковский В. Поэмы. Пьесы. М., 1985.

160. Медведев Ф. Целую руку русской революции: Встреча с ним, с Эдичкой Лимоновым // Родина. 1991. № 11—12.

161. Могутин Я. Палачи и жертвы // Лимонов Э. Палач. М., 1993.

162. Могутин Я. Палачи и жертвы: Послесловие к роману Э. Лимонова «Палач» //Глагол. 1993. № 16.

163. Могутин Я. Страх. И кое-что еще // Новый взгляд. 1993. № 19.

164. Могутин Я. Страх—2: И это все о нем! // Новый взгляд. 1993. №39.

165. Могутин Я. Воспоминания русского панка, или Автопортрет бандита в молодости // Лимонов Э. У нас была великая эпоха. М., 1994.

166. Мое дело — сродни делу Чернышевского: (Беседа Эдуарда Лимонова с Александром Орловым) // Эхо. 2003. 4 февраля.

167. Муравьев В. Монолог о Вен. Ерофееве // Театр. 1991. № 9.

168. Мы будем во главе народного бунта. Но в рамках закона: (Беседа Эдуарда Лимонова с Верой Хейфец, ИА «Росбалт», 9 августа 2003 г.) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int26.html>

169. М э т л о к Д . Смерть империи: Взгляд американского посла на распад Советского Союза. М., 2003.

170. Набоков В. Лолита. М., 1991.

171. Национал-большевизм — русский феномен: (Беседа Эдуарда Лимо- нова с Андреем Смирновым) // Завтра. 2004. 4 февраля.

172. Не будьте, как русские князья!: (Беседа Эдуарда Лимонова с Александром Прохановым, февраль 2002 г.) // <http://nbp-info.ru/new/lib/ lim_sr/intl 1 .html>

173. Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе. 90-е. М., 1998.

174. Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х— начала 90-х годов XX века. Минск, 1998.

175. Орлова А. Между бандой и богемой: центральная коллизия автобиографической дилогии Э. Лимонова об отрочестве и юности // Постмодернизм: теория и практика современной русской литературы: Сб. статей. СПб., 2004.

176. Орлова А. Образная система и интертекстуальные связи романа Э. Лимонова «Это я, Эдичка» // Материалы XXXIII Международной филологической конференции / -Петерб. гос. ун-т; Филол. ф-т. Вып. 11: Секция новейшей русской литературы. СПб., 2004.

177. Открытое письмо французских писателей в защиту Эдуарда Лимонова // <http://vvww,penrussia.org/limfr2.htm.>

178. Павлов П. ЖЗЛимонова, или Полная книга воды // < http: // www. russ.ru/krug> ПО. Парамонов Б. Конец стиля. СПб., 1997.

179. Петербург — это гниющая Венеция: (Беседа Эдуарда Лимонова с Андреем Дмитриевым) // Комсомольская правда. 2003. 24 июля.

180. Пирогов Л. Он не столько политик, сколько писатель // НГ Ех libris. 2003. № 6 (20 февраля).

181. Подросток Савенко 60 лет: (Беседа Эдуарда Лимонова с Валерием Выжутовичем) // Московские новости. 2003. 17 сентября.

182. Покажите мне героя!: (Беседа Эдуарда Лимонова с Олегом Головиным) // Завтра. 2000. 11 января,

183. Пономарев Е. Психология подонка: Герои Э. Лимонова и низовая культура // Звезда. 1996. № 3.

184. Пруссаков В. Осторожно: Эдичка!: Профессиональный негодяй в стране дураков // Юридическая газета. 1994. № 28.

185. Пять тезисов: Интервью Эдуарда Лимонова АПН (1998 г.) // <http:// nbp-info .ru/new/lib/lim_sr/int03 .html>

186. Радикальное решение квартирного вопроса: (Беседа Эдуарда Лимонова с Екатериной Бойцовой, Newslnfo) // <http://nbp-info.ni/new/lib/ lim_ sr/int090304.html>

187. Руднев В Словарь культуры XX века. М., 1999.

188. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Терехина, А. Зименков. М., 2000.

189. Саратовский централ: (Беседа Эдуарда Лимонова с Александром Орловым) // Ультра. Культура. 2003. 27 января.

190. Сарнов Б. Политолог. Эдичка// Новое время. 1993. № 7. 125. «Сижу я даже лучше, чем Гусинский»: (Беседа Эдуарда Лимонова с Глебом Пьяных) // Коммерсант. 2001. 11 мая.

191. Сильный писатель Эдуард Лимонов. (Часть первая): (Беседа Эдуарда Лимонова с Данилой Дубшиным) // Культура тела. 2003. № 8 (4 сентября).

192. Сильный писатель Эдуард Лимонов. (Часть вторая): (Беседа Эдуарда Лимонова с Данилой Дубшиным) // Культура тела. 2003. № 9 (9 октября). *р

193. Синявский А. Диссидентство как личный опыт // Синтаксис. 1986. №15.

194. Сироткин В. Демократия по-русски: Очерки и публицистика: Из цикла «Неизвестная Россия». 1990—1999. М., 1999.

195. Смирнов И. О нарциссическом тексте: (Диахрония и психоанализ) //Wiener Slawistischer Almanach. 1983. Bd. 12.

196. Смирнов И. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.

197. Смирнов И. Социософия революции. СПб., 2004.

198. Снечин Р. Делать жизнь с кого: Учебник от Эдуарда Лимонова // Литературная Россия. 2003. № 51 (19 декабря).

199. Со скепсисом к литературе: (Интервью Эдуарда Лимонова «Независимой газете») // Независимая газета. 2003. июль.

200. Соколов, Саша. Палисандрия: Роман. Эссе. Выступления. СПб., 1999.

201. Соловьев В. В защиту немолодого подростка: Казус Лимонова // Литературная газета. 2003. 19 марта.

202. Солженицын А. Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1995.

203. Солженицын А. Россия в обвале. М., 1998.

204. Сорокин В. Собр. соч.: В 2 т. М., 1998.

205. Стране нужен злой юношеский дух // «Диалоги» Александра Паникина (2001 г.) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int08.html>

206. СуконникА. Апология г-на Лимонова, или Почему я полюбил огонь конца мира (атомной бомбы? Всемирной революции?) // Су-конник А. За оградой рая. М., 1991.

207. Так победим!: (Беседа Эдуарда Лимонова с Михаилом Вербицким) //<http://imperium.lenin.ni/verbit/Limonov/interv-limonov.html>

208. Талантливый, но вредный: Эдуарда Лимонова, как и Сократа, обвиняют в дурном влиянии на молодежь: (Беседа Эдуарда Лимонова с Петром Акоповым) // Еженедельный журнал. 2003. 24 февраля.

209. Тексты Эдуарда Лимонова // <http://imperium.lenin.ru/verbit/ 1.imonov/limonov-teksty.html>

210. Терц А. (Синявский А.) Собр. соч.: В 2 т. М., 1994.

211. Топоров В. Руки брадобрея: Избранная публицистика. СПб., 2003.

212. Тю па В. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.

213. Тюремный обед: Интервью с Эдуардом Лимоновым Саратовской государственной телевизионной и радиовещательной компании (26 февраля 2003) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int260203.html>

214. Тюрьма и воля Эдуарда Лимонова: (Беседа Эдуарда Лимонова с Надеждой Жуковской) // Русский деловой журнал «Ять». 2003. № 8 (август) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int0803.html>

215. Урицкий А. Революция навсегда, или Робкая апология рынка // Новое литературное обозрение. 2003. № 64.

216. Харьков, Нью-Йорк, Париж, НБП: (Биография Эдуарда Лимонова) // <http ://www.temadnya.ru/spravka/3 Oj un2003/2790 .html>

217. Чарльзу уже досталось, на очереди — Туркмен-баши: (Беседа Эдуарда Лимонова со Светланой Лыжиной, Newsinfo, январь 2004 г.) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int 140104.html>

218. Че Гевара записался на прием к Грызлову. Зачем?: (Беседа Эдуарда Лимонова с Ильей Тарасовым) // ПРАВДА.Ру. 2003, 8 июля // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/int21 .html>

219. Шар Гунов Стать пеплом Родины: От Аввакума до Эдуарда // НГ Ех libris. 2003. № 15 (24 апреля).

220. Шаталов А. Если быть честным // Аврора. 1990. № 8.

221. Шаталов А. Русский поэт и Америка // Лимонов Э. Это я — Эдич- ка.М., 1991.

222. Шаталов А. Крушение мифов // Лимонов Э. Исчезновение варваров. М., 1992.

223. Шаталов А. Приложение // Лимонов Э. Палач. М., 1993.

224. Шекман Я. Институт бунтовщика: К Лимонову накопились вопросы // НГ Ех libris. 2003. № 39 (30 октября).

225. Шоу-бизнес— гигантская соковыжималка: Интервью Эдуарда Лимонова для km.ru. (2 марта 2004 г.) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_ sr/int020304.html>

226. Штурман Д., Тиктин По горячим следам. СПб., 2003.

227. Эдуард Лимонов // <http://imperium.lenin.ru/verbit/Limonov/>

228. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX— ^> XX веков. М., 1988.

229. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12.

230. Эпштейн М. После карнавала, или Вечный Веничка // Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., 1995.

231. Эпштейн М. Постмодернизм в России: Литература и теория. М., 2000.

232. Я живу в тюрьме, и здесь мое место: (Беседа Эдуарда Лимонова с Андреем Козенко, ИА «Росбалт», 14 августа 2002 г.) // <http://nbp-info.ru/ new/lib/lim_sr/int20.htm>

233. Я не умею трагически влюбляться: (Беседа с Э. Лимоновым, записал Евгений Берсенев) // <http://nbp-info.ru/new/lib/lim_sr/intl2.html> 169. «Я остался на стороне бунта»: Интервью Эдуарда Лимонова для GiF.Ru // Искусство России. 2003. Август.

234. Я преклоняюсь перед талантом // Авторский сайт Андрея Морозова «Интервью» (Июнь 1997 г) // <http://nbp-info.ru/new/lib/iim_sr/int02. html>

235. Ames M. I Fought The Law: Edward Limonov on Trial. // Exile. 2002. № 152 // <http://www.exile.ru/152/152010101.html>

236. Car den P. Limonov's Coming Out // The Third Wave: Russian Literature in Emigration / Ed. by O. Matich with M. H. Heim. Ann Arbor, 1984.

237. С arden P. Russian Literature in Emigration// The Third Wave: Russian 1.iterature in Emigration / Ed. by O. Matich with M. H. Heim. Ann Arbor, 1984.

238. Dolan J. The Young Scoundrel (Molodoy Niigodyay): A Novel by Eduard Limonov: A Note from the Translator // Deep South v.3. n.2, (Winter 1997). // <www.otago.ac.nz/DeepSouth/vol3no3/dolan-xlator-note.html>

239. Edward Limonov writes from his cell — answering readers' questions // Exile. 2001. № 117 // <http://www.exile.ru/117/limonov.php>

240. Free voices in Russian Literature 1950s—1980s: A bio-bibliographical guide / Ed. by Alexander Sumerkin. New York.: Russia Publ., 1997.

241. From salon to cell: Russia's enfant terrible on terror charges // Johnson's Russia List. 2002. July 10 // <http://www.cdi.org/russia/johnson/6347— 5.cfm>

242. Gessen K. Monumental Foolishness: The decline and fall of a man who once seemed poised to become the next great emigre writer // <http://slate. msn.com/id/2078955/>

243. International PEN Statement on the Detention of Russian Writer Eduard 1.imonov // <www.penclub.at/04032002.html>

244. Koldobskaia M. Eurasian Mentality versus «Head & Shoulders»: An article about eurasianism, Zavtra, Limonka, Elementy // New Times. 1997. May. P. 52.

245. Matich O. The Moral ImmoraUst: Edward Limonov's «Eto ja— Edi- chka» // Slavic and East European Journal. 1996.

246. Ryan-Hayes K. Limonov's «It's me, Eddie» and the autobiographical mode. Pittsburg: БШЕ8, 1993.

247. Wawro W. Limonov Eduard // <http://www.library.comell.edu/colldev/ comelllibreview6.htm#sobranie> i r

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.